electricschool.ru

История болезни ортопедическая стоматология. Схема истории болезни по ортопедической стоматологии

Министерство здравоохранения и социального развития РФ

Саратовский государственный медицинский университет

Кафедра ортопедической стоматологии

История болезни

ФИО больного:

Диагноз: Отсутствие 34, 35, 36, 44, 45, 46 зубов, III класс по Кеннеди. Беззубая верхняя челюсть, II тип по Шредеру. Состояние слизистой оболочки верхней челюсти I класс по Суппли.

Куратор –

Саратов 2005

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

ФИО больного:

Возраст: 48 лет.

Образование: высшее.

Профессия: механик.

Семейное положение: женат.

Место жительства

Расспрос больного

Больной обратился в клинику ортопедической стоматологии 23 декабря 2005 года с жалобами на эстетический недостаток, изменение внешнего вида, нарушение функции жевания и речи.

ИСТОРИЯ ЖИЗНИ БОЛЬНОГО

Родился в 1958 году в городе Саратове, в полной семье, был единственным ребенком. С раннего детства рос и развивался нормально. По умственному и физическому развитию от своих сверстников не отставал. С 8 лет пошел в школу. После окончания средней школы и получения высшего технического образования пошел в армию, где прослужил 3 года. После армии устроился механиком на ТЭЦ-5. В 40 лет сменил место работы, устроился на завод «Базальт».

Профессиональные вредности: в течение 8 лет, что связано со сменой работы.

Перенесенные заболевания: в детстве переболел инфекционным паротитом, корью, часто болел ангинами. Служа в армии, перенёс холецистит, затем через 10, 15 и 25 лет перенёс повторно три острых приступа холецистита, лежал все три раза в больнице, оперативного лечения не проводилось. Кишечные инфекции отрицает. Гемотрансфузий не проводилось. Туберкулез, сифилис, и венерические заболевания отрицает. В 1997 перенес пневмонию.

Перенесенные заболевания: в детстве переболел инфекционным паротитом, корью, часто болел ангинами. Служа в армии перенёс холецистит, затем через 10, 15 и 25 лет перенёс повторно три острых приступа холецистита, лежал все три раза в больнице, оперативного лечения не проводилось. Кишечные инфекции отрицает. Гемотрансфузий не проводилось. Туберкулез, сифилис, и венерические заболевания отрицает. В 1997 перенес пневмонию.

Привычные интоксикации: курил с 19 до 42 лет по одной пачке сигарет в день, в настоящее время не курит. Алкоголем не злоупотребляет.

Аллергологический анамнез: непереносимость лекарственных средств, бытовых веществ и пищевых продуктов не отмечает.

Семейный анамнез: женат с 1977 года, имеет двух сыновей.

Наследственность не отягощена.

ИСТОРИЯ НАСТОЯЩЕГО ЗАБОЛЕВАНИЯ

Причиной полной утраты зубов на верхней челюсти и дефектов зубного ряда нижней челюсти является кариес и его осложнения. Удаление зубов производилось в период жизни с 42 до 48 лет. Прогрессирование кариозного процесса связано с получаемыми профессиональными вредностями на новом рабочем месте больного. Больной лечился в районной стоматологической поликлинике. Последнее удаление зубов по поводу осложненного кариеса проводилось 3 месяца назад. Ранее какие-либо ортопедические протезы и аппараты не применялись.

Объективные исследования

Состояние больного удовлетворительное. Сознание сохранено. Температура тела нормальная. Рост 170 см, вес 73 кг, конституциональный тип - гиперстенический. Положение активное. Подкожная клетчатка выражена умеренно. Отеков нет. Лимфатические узлы не пальпируются.

ВНЕШНИЙ ОСМОТР ЛИЦА

Выражение лица спокойное. Конфигурация лица не изменена. Кожа нормальной окраски, шелушения, сухости, припухлостей нет, эластичность нормальная, сухости, сыпи, расчесов, кровоизлияний не выявлено

Высота нижней трети лица уменьшена. Носогубная и подбородочная складки углублены. Углы рта опущены, верхняя губа западает. Подбородок выступает. Асимметрии лица нет.

Открывание рта свободное. Движения нижней челюсти плавные, отклонения в стороны нет

Регионарные лимфатические узлы не пальпируются.

ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЛОСТИ РТА

Красная кайма губ без патологических изменений, губы достаточно увлажнены, сухости, эрозий, трещин, корок нет.

Слизистая оболочка щек бледно-розового цвета, хорошо увлажнена. Отечности, нарушения целостности не выявлено. Уздечки верхней и нижней губы достаточно выражены. Десна бледно-розового цвета, умеренно увлажнена. Десневые сосочки бледно-розового цвета, нормальных размеров, без нарушения целостности. При надавливании инструментом отпечаток быстро исчезает.

Тонус жевательных и мимических мышц в норме.

Слизистая оболочка губ, щек, твердого и мягкого неба бледно-розового цвета, нормально увлажнена, без патологических изменений, отечности не наблюдается.

Слизистая оболочка протезного ложа плотная, умеренно податливая.

Язык нормальных размеров, слизистая оболочка языка бледно-розового цвета, хорошо увлажнена. Спинка языка чистая, десквамаций, трещин, язв нет. Болезненности, жжения, отечности языка не выявляется. Состояние фолликулярного аппарата языка без патологических изменений.

Зев бледно-розового цвета, нормально увлажнен, без отеков. Миндалины не увеличены, гнойных пробок в лакунах не выявлено, налета нет.

Соотношение альвеолярных отростков по ортогнатическому типу.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Рентгенологическое исследование. Наблюдается средняя степень атрофии альвеолярного отростка верхней челюсти.

На плохую фиксацию протеза на верхней челюсти, нарушение функций жевания, речи, эстетический недостаток.

Зубы утрачены вследствие осложненного кариеса 10 лет назад, изготовлены полные съемные пластиночные протезы на верхнюю и частично съемный протез на нижнюю челюсть, отвечающие всем требованиям. Фиксация ухудшилась полгода назад. Аллергологический анамнез не отягощен. Тифы, малярия, туберкулез, болезнь Боткина, вен. заболевания отрицает.

ОБЪЕКТИВНО

Лицо симметрично, кожные покровы — обычной окраски, температуры, влажности, без видимых патологических изменений. Высота нижней трети лица уменьшена, носогубные и подбородочная складки резко выражены, углы рта и кончик носа опущены, верхняя губа западает, подбородок выдвинут кпереди. Речь шепелявая, маловнятная. Рот открывает в полном объеме, преддверие полости рта средней глубины, слизистая оболочка преддверия и собственно полости рта, твердого и мягкого неба, языка и небных дужек без видимых патологических изменений, бледно-розового цвета. Уздечка верхней губы расположена от вершины альвеолярного отростка в виде тяжа до 5 мм. Но боковой поверхности верхней челюсти – 3 щечных тяжа, крыло-челюстная складка выражена. Граница между твердым и мягким небом (линия А) шириной 3-4 мм, расположена на уровне верхнечелюстных бугров. В передней трети твердого неба – 3-4 поперечных складки, резцовый сосочек умеренно выражен, торус выражен слабо. Атрофия альвеолярного отростка верхней челюсти и верхнечелюстных бугров средне выражена, небный свод слегка уплощен, среднее расположение переходной складки и точек прикрепления уздечек и щечных тяжей (ближе к вершине альвеолярного отростка) – второй тип по Шредеру, второй тип по Оксману. Слизистая оболочка, покрывающая верхнюю челюсть неподвижна, атрофирована, покрывает альвеолярный отросток и небо тонким, натянутым слоем. Места прикрепления естественных складок расположены ближе к вершине альвеолярного отростка (второй класс по Суппле). Язык гипертрофирован, подъязычные железы расположены ближе к вершине альвеолярного гребня. Уздечка языка в виде мощного фиброзного тяжа шириной около 6 мм, вплетается в гребень альвеолярного отростка. Позадимолярный бугор в ретромолярной области мягкий, податливый. Внутренняя косая линия сглажена, экзостозов нет.

КЛИНИЧЕСКИЙ ДИАГНОЗ

На основании жалоб больного и клинического обследования пациентки выставлен диагноз: полное отсутствие зубов на верхней челюсти вследствие осложненного кариеса. Атрофия альвеолярного отростка верхней челюсти Оксман II тип, слизистая по Суппле верхней челюсти II тип, нарушение функции жевания, речи, эстетический недостаток.

ЗАДАЧИ ПРОТЕЗИРОВАНИЯ

  1. Восстановить зубной ряд на верхней челюсти путем изготовления полных съемных пластиночных протезов на верхнюю челюсть.
  2. Восстановить окклюзионную высоту.
  3. Восстановить функцию жевания, речи, эстетику.

Зав. кафедрой ортопедической стоматологии ДонГМУ им. М горького проф. Клемину В.А. преп. Макеев Г.А.

ИСТОРИЯ БОЛЕЗНИ

пациентки : xxx диагноз: полное отсутствие зубов на верхней и нижней челюсти вследствие осложненного кариеса, атрофия альвеолярного отростка верхней челюсти – Оксман II тип,н/ч по Келлеру III тип. Атрофия слизистой по Суппле верхней челюсти II тип,н/ч – III тип, нарушение жевания, эстетики речи. студентка 5 группы, 5 курса Орлова Н.А.

Паспортная часть

ФИО: Профессия: пенсионер Адрес: Донецк-92, ул. Нижняя Курганская дом. 15 кв. 157 Диагноз: патоморфологический: полное отсутствие зубов на верхней челюсти этиологический: вследствие осложненного кариеса функциональный: атрофия альвеолярного отростка в/ч Оксман II тип, атрофия по Суппле в/ч II тип. эстетический: нарушение функции жевания, эстетики, речи

ЖАЛОБЫ

На плохую фиксацию протеза на верхней челюсти, нарушение функций жевания, речи, эстетический недостаток.

АНАМНЕЗ

Зубы утрачены вследствие осложненного кариеса 10 лет назад, изготовлены полные съемные пластиночные протезы на верхнюю и частично съемный протез на нижнюю челюсть, отвечающие всем требованиям. Фиксация ухудшилась полгода назад. Аллергологический анамнез не отягощен. Тифы, малярия, туберкулез, болезнь Боткина, вен. заболевания отрицает.

ОБЪЕКТИВНО

Лицо симметрично, кожные покровы - обычной окраски, температуры, влажности, без видимых патологических изменений. Высота нижней трети лица уменьшена, носогубные и подбородочная складки резко выражены, углы рта и кончик носа опущены, верхняя губа западает, подбородок выдвинут кпереди. Речь шепелявая, маловнятная. Рот открывает в полном объеме, преддверие полости рта средней глубины, слизистая оболочка преддверия и собственно полости рта, твердого и мягкого неба, языка и небных дужек без видимых патологических изменений, бледно-розового цвета. Уздечка верхней губы расположена от вершины альвеолярного отростка в виде тяжа до 5 мм. Но боковой поверхности верхней челюсти – 3 щечных тяжа, крыло-челюстная складка выражена. Граница между твердым и мягким небом (линия А) шириной 3-4 мм, расположена на уровне верхнечелюстных бугров. В передней трети твердого неба – 3-4 поперечных складки, резцовый сосочек умеренно выражен, торус выражен слабо. Атрофия альвеолярного отростка верхней челюсти и верхнечелюстных бугров средне выражена, небный свод слегка уплощен, среднее расположение переходной складки и точек прикрепления уздечек и щечных тяжей (ближе к вершине альвеолярного отростка) – второй тип по Шредеру, второй тип по Оксману. Слизистая оболочка, покрывающая верхнюю челюсть неподвижна, атрофирована, покрывает альвеолярный отросток и небо тонким, натянутым слоем. Места прикрепления естественных складок расположены ближе к вершине альвеолярного отростка (второй класс по Суппле). Язык гипертрофирован, подъязычные железы расположены ближе к вершине альвеолярного гребня. Уздечка языка в виде мощного фиброзного тяжа шириной около 6 мм, вплетается в гребень альвеолярного отростка. Позадимолярный бугор в ретромолярной области мягкий, податливый. Внутренняя косая линия сглажена, экзостозов нет.

КЛИНИЧЕСКИЙ ДИАГНОЗ

На основании жалоб больного и клинического обследования пациентки выставлен диагноз: полное отсутствие зубов на верхней челюсти вследствие осложненного кариеса. Атрофия альвеолярного отростка верхней челюсти Оксман II тип, слизистая по Суппле верхней челюсти II тип, нарушение функции жевания, речи, эстетический недостаток.

ЗАДАЧИ ПРОТЕЗИРОВАНИЯ

    Восстановить зубной ряд на верхней челюсти путем изготовления полных съемных пластиночных протезов на верхнюю челюсть. Восстановить окклюзионную высоту. Восстановить функцию жевания, речи, эстетику.

ВЫБОР КОНСТРУКЦИЙ ПРОТЕЗОВ НА ВЕРХНЮЮ ЧЕЛЮСТЬ.

После предварительного обследования и постановки диагноза данному больному показано изготовление полных съемных пластиночных протезов на верхнюю челюсть. Полноценная фиксация – основная задача в изготовлении протеза. Существует два основных понятия – фиксация и стабилизация. Фиксация – это укрепление протеза на челюсти в статике. Стабилизация - это укрепление протеза на челюсти во время функции. Предложено много методов фиксации протезов на беззубых челюстях. В их основе лежат различные принципы: механический, биомеханический, физический, биофизический. Рассмотрим эти методы. В основе механического (наиболее старого метода) лежит механическая сила пружины (Фошар, XVIII век) установленная в изогнутом виде в области моляров, утяжеление либо нижнего протеза путем введения в его базис металлов с большим удельным весом (Вайн). К механическим видам фиксации следует отнести крепление протеза с помощью штифтов, поднадкостничных имплантантов, кламмеров на искусственно вживленные зубы и т. д. Однако вследствие недостаточной эффективности и ряда отрицательных свойств они не находят широкого применения. Биомеханические методы в отличие от механических для своего применения требуют определенных анатомичеческих условий. При этом в первую очередь учитывают анатомическую ретенцию. Анатомическая ретенция создается естественными морофологическими образованиями на челюстях, которые своей формой или положением могут ограничивать свободу движений протеза во время функции. У данного больного атрофия альвеолярного отростка и верхнечелюстных бугров средне выражена, небный свод слегка уплощен, что еще препятствует горизонтальному сдвигу протеза на верхней челюсти. Средняя степень атрофии верхнечелюстных бугров еще ограничивает скольжение протеза вперед. При биомеханическом способе фиксации протеза рекомендовалось применение десневых кламмеров либо пелотов, но данный метод себя не оправдал. Физические методы используются давно. Фиксация протеза основана на разности атмосферного давления. На протезе создается специальная камера и после введения протеза в рот и прижатие к небу податливая слизистая оболочка частично заполняет камеру, вытесняя из нее воздух – образуется разность давления (разреженное пространство в камере). Слизистая оболочка по краю камеры образуется как бы замыкающий клапан, мешая поступлению в нее новых порций воздуха и обеспечивая тем самым вакуум. Наиболее приемлемый способ фиксации – биофизический, так как используются физические законы и анатомические особенности протезного ложа. Из физических методов используется разреженное пространство, создаваемое под всем базисом протеза, краевой замыкающий клапан располагается на границе протезного ложа, где подвижная слизистая оболочка соприкасается с краем протеза и препятствует проникновению под него новых порций воздуха. Краевой замыкающий клапан возникает при условии расположения края протеза в нейтральной зоне (граница перехода неподвижной слизистой в подвижную). Это становится возможным благодаря тому, что ткани переходной складки обладают значительной подвижностью во время функции. При смещении протеза со своего ложа натянутая слизистая оболочка следует за его краем и краевой клапан не нарушается. Во время жевания протез под действием пищи смещается, объем воздуха при сохраненном клапане между базисом и слизистой оболочкой остается постоянным и сохраняется разреженное пространство, за счет которого фиксируется протез. Итак, фиксация протезов на верхнюю челюсть у данной больной будет осуществляться при помощи анатомической ретенции, адгезивности и создания краевого замыкающего клапана.

КЛИНИЧЕСКИЕ И ЛАБОРАТОРНЫЕ ЭТАПЫ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОЛНЫХ СЪЕМНЫХ ПЛАСТИНОЧНЫХ ПРОТЕЗОВ НА ВЕРХНЮЮ ЧЕЛЮСТЬ.

1.СНЯТИЕ ОТТИСКА После обследования больного приступаем к снятию полного анатомического слепка. Этот этап состоит из: а) подбора стандартной ложки; б) выбора слепочного материала и приготовления слепочной массы; в) наложение ее на ложку; г) установки ложки со слепочным материалом; д) оформления краев слепка; е) выведения слепка из полости рта; ж) оценка слепка. Для получения полного анатомического слепка подбираем стандартную металлическую ложку по номеру, соответсвующему величине челюсти. Верхняя челюсть – № 8. Из слепочных материалов применяем «Стомальгин». Ложку со слепочным материалом устанавливаем на челюсти по центру альвеолярного отростка, прижимая на верхней челюсти ложку вначале в боковых участках, а затем во фронтальных, для избежания аспирации слепочного материала. После затвердевания слепочной массы ложку с материалом осторожно выводим из полости рта и производим оценку слепка, обращая внимание на то, как проснялось пространство за буграми верхней челюсти, хорошо ли отпечатались небные поперечные складки и рельеф переходной складки, четко ли отобразились уздечки, нет ли пор и размытых слюной участков. 2. ОТЛИВКА МОДЕЛЕЙ ВЕРХНЕЙ ЧЕЛЮСТИ. После оценки слепков, приступаем к отливке моделей челюстей. Гипс для получения рабочей модели замешиваем без добавления соли, более жидким. Хорошо размешав гипс, накладываем небольшую порцию на выступаюшую часть (отпечаток свода неба, переходной складки с язычной стороны). Легким постукиванием слепка о край резиновой чашки, обеспечиваем его хорошее затекание в углубленные места и предотвращаем образование в них пор. Затем добавляем новые порции гипса, заполнив с излишком весь слепок. Накладываем горкой оставшийся гипс на стеклянную плитку, переворачиваем ложку и прижимаем ее к столу так, чтобы поверхность ложки была параллельна поверхности стекла. После затвердевания гипса освобождаем модель от слепка, аккуратно обрезаем по краям, не нарушая целостности переходной складки и оцениваем ее (наличие воздушных пор, посторонних включений, повреждений поверхностей шпателем, недостаточную толщину модели, отлом в области альвеолярного отростка или в другом месте). 3. НАНЕСЕНИЕ ГРАНИЦ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЛОЖКИ. На модели химическим карандашом очерчиваем границы будущей ложки. На верхней челюсти границы ложки охватывают бугры верхней челюсти, проходя вестибулярно, немного ниже самой высокой точки переходной складки, обходя щечные и губные тяжи слизистой оболочки. В месте перехода твердого неба в мягкое граница проходит на 2 мм позади небных слепых отверстий. 4. ИЗГТОВЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЛОЖКИ. Для лучшей фиксации протезов на челюстях, создания краевого замыкающего клапана, необходимо получить оттиск тканей протезного ложа и его границ во время функции в непрерывном контакте со слизистой оболочкой клапанной зоны, что возможно лишь при помощи снятия функционального оттиска индивидуальной ложкой. Индивидуальную ложку изготавливаем из быстротвердеющей пластмассы "Протакрил". Полученную модель челюсти смазываем "Изоколом", разогреваем восковые пластинки, обжимаем на моделях, излишки воска обрезаем по очерченным границам, то есть формируем восковые модели ложек. Их поверхности посыпаем тальком. Затем берем стандартные ложки большего размера, заполныем разогретым "Стенсом" и накладываем на модели, после охлаждения "Стенса" воск переходит в оттиск, и его удаляем. Далее замешиваем тесто из "Протакрила" и распределяем на моделях, накрываем оттиском из "Стенса" до окончания полимеризации пластмассы. Индивидуальная ложка готова после корректирования границ протеза при помощи дисков. 5. ИЗГОТОВЛЕНИЕ 0ККЛЮЗИОННЫ" ВАЛИКОВ НА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЛОЖКЕ ВЕРХНЕЙ ЧЕЛЮСТИ . Для определения центральной окклюзии на восковые базисы протеза верхней челюсти накладываем восковые валики. Их располагаем по центру гребня альвеолярного отростка. Окклюзионные валики изготавливаем из пластинки воска, разогретого на пламени горелки и скатанного в компактные валики прямоугольной формы. Валик изгибаем по альвеолярному отростку, затем основание валика разогреваем и накладываем на область альвеолярного отростка базиса, пальцами прижимая воск к наружной и внутренней поверхностям альвеолярного отростка. Валик склеиваем расплавленным воском с пластмассовым базисом. Для придания поверхности валика ровной горизонтальной плоскости корректируем его поверхность на разогретой "наклонной плоскости". Все поверхности валика должны иметь гладкий, ровный рельеф. Высота валиков в области передних зубов 1,5 см, а в области последних моляров - 0,5-0,8 см, ширина – 1 см. На верхней челюсти валики заканчиваются у переднего края альвеолярных бугров, при этом концы валиков имеют скос в дистальную сторону. 6. ПРИПАСОВКА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЛОЖКИ НА ВЕРХНЮЮ ЧЕЛЮСТЬ. Перед снятием оттиска необходимо провести припасовку индивидуальных ложек в полости рта больного при помощи проб Гербста. Для верхней челюсти:
    Широкое открывание рта – при сбрасывании ложки укорачиваем ее по задне-наружному краю (2). Засасывание щек - в области щечных складок (3). Вытягивание губ – в переднем отделе (4). Рвотный рефлекс – в области линии А (1).
7. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО СООТНОШЕНИЯ БЕЗЗУБЫХ ЧЕЛЮСТЕЙ. После припавсовки индивидуальной ложки определяем центральное соотношение челюстей для снятия компрессионного оттиска под жевательным давлением. Центральная окклюзия характеризуется максимальным контактом всех режущих и жевательных поверхностей зубов; при этом мышцы развивают максимальную тягу; в этом положении происходит наиболее эффективное дробление пищи; собственно жевательные и височные мышцы на обеих сторонах сокращаются одновременно и равномерно; средняя линия лица совпадает с линией, проходящей между центральными резцами верхней и нижней челюстей; суставные головки располагаются на скате суставных бугорков у их основания. Определение центрального соотношения челюстей состоит из следующих этапов:

5. Определение высоты нижнего отдела лица. Наилучший эстетический и функциональный эффект протезирования достигается при оптимальном установлении высоты нижней трети лица. В настоящее время говорят о двух методах определения межальвеолярной высоты: атропометрический и анатомо- физиологический. Антропометрический метод основан на данных о пропорциональности отдельных частей лица. Нахождение подобных точек сопровождается сложными математическими вычислениями либо использованием специального циркуля Герингера. Лучший результат получают анатомо- физиологическим методом, поэтому используем его. Чтобы восстановить ннормальную конфигурацию лица, нарушенную утратой фиксированной межальвеолярной высоты и создать эстетический оптимум нужно иметь в виду, что голова пациента должна находиться строго вертикально, сам больной - в спокойном состоянии, губы лежат спокойно, без напряжения, касаясь друг друга на всем протяжении, углы рта при этом слегка приподняты, носогубные складки ясно выражены. В покое у большинства людей нижняя челюсть слегка опущена и между зубными рядами появляется просвет около 5 мм. Челюсть в этом положении удерживается антигравитационным рефлексом (физиологический покой мышц жевательного аппарата). Понятие о покое нижней челюсти и анатомические ориентиры положены в основу анатомо- функционаотного метода определения центрального соотношения челюстей. Техника определения: после непродолжительного разговора с больным (по окончании его нижняя челюсть устанавливается в положении покоя, а губы смыкаются свободно), наносим две точки на кожу у основания перегородки носа и подбородке и измеряем расстояние между ними. Затем в рот вводим шаблоны с прикусными валиками и просим пациента сомкнуть их, при этом расстояние между намеченными точками (окклюзионная высота) должна быть меньше высоты покоя на 2-3 мм. Корректируем данную высоту удалением слоя воска на нижнем прикусном валике. Далее обращаем внимание на ткани вокруг ротовой щели: должны восстановиться нормальные контуры нижней трети лица. 6. Разговорная проба. После определения межальвеолярной высоты просим пациента произнести несколько букв или слогов, при этом следя за степенью размягчения прикусных валиков (оптимальное разобщение – 5-6 мм). 7. Определение центральной окклюзии. Существует ряд методов для установления нижней челюсти в положении центральной окклюзии. Для правильного ее определния необходимо комбинировать эти методы. Сначала на верхнем – наносим воск с избытком в этой же области. Затем индивидуальные ложки с прикусными валиками вводим в рот и определяем центральную окклюзию. При комбинированном методе установления нижней челюсти в центральной окклюзии голову пациента запрокидываем несколько назад, затем указательные пальцы кладем на окклюзионную поверхность нижнего валика в области моляров, после этого просим больного поднять кончик языка, коснуться им задних отделов твердого неба и одновременно сделать глотательное движение. Когда больной закрывает рот указательные пальцы выводим, при этом надавливая большими пальцами на подбородок. Нижняя челюсть устанавливается в центральной окклюзии. 8. После установления челюстей в положении центральной окклюзии на валики наносим ориентировочные линии: среднюю линию (она будет проходить между центральными резцами и является продолжением средней линии лица), линию клыков (соответствует углам рта) и линию шеек верхних передних зубов (линия улыбки). 9. Соединенные вместе шаблоны выводим изо рта и охлаждаем. Затем их разъединяем, бороздки и соответствующие им выступы воска на окклюзионной поверхности противоположного валика позволяет соединить их в положении центральной окклюзии. Далее приступаем к получению комбинированного оттиска под жевательным давлением. 8. ПОЛУЧЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ОТТИСКА. Функциональный оттиск – это слепок, отображающий состояние тканей протезного ложа во время функции, который получают с помощью индивидуальной ложки и края которого формируют при помощи специальных функциональных проб. Формирование края функционального оттиска возможно тремя способами: при помощи пассивных движений, функциональных проб и собственно функциональных движений (жевательные, речевые, глотательные). Наиболее рациональны – функциональные пробы, представляющие собой двигательные комплексы, предусматривающие движения губ, языка, глотание, открывание рта. При этом учтены наиболее часто совершаемые движения и в тех участках, которые имеют наибольшее значение для фиксации протеза. Ценность функциональных проб в том, что они позволяют создать краевой замыкающий клапан. Но их недостатки в том, что они стандартизированы, а амплитуда колебаний различных подвижных тканей на границе с протезом индивидуально различна. В связи с отсутствием более приемлемого метода формирования края оттиска, пользуемся данным методом. Различают разгружающие и компрессионные оттиски. Разгружающий оттиск применяем для верхней челюсти (при минимальном давлении оттискной массы на ткани протезного ложа), компрессионный – для нижней челюсти, так как слизистая податлива. Этим обеспечиваем сжатие буферных зон. Податливость слизистой оболочки имеет большое практическое значение, от этого зависят результаты протезирования. Компрессионный оттиск снимают под непрерывным давлением, обеспечивающим сдавливание сосудов слизистой оболочки и их опорожнение. Непрерывность можно обеспечить усилием рук, но более удобно снимать оттиск под жевательным давлением, как и делаем в данном случае. После определения центральной окклюзии и нанесения ориентировочных линий извлекаем верхнюю ложку, тонким слоем кладем в нее оттискную массу, вводя ее в рот, прижимаем к челюсти и оформляем края оттиска, после чего просим больного закрыть рот, сжать челюсти до затвердевания оттискной массы. Не удаляя верхней ложки, тем же способом получаем оттиск с нижней челюсти, извлекаем изо рта, составляем по ориентировочным линиям в положении центральной окклюзии, по вышееописанной методике отливаем модели и загипсовываем их в окклюдатор для постановки зубов. 9.ВЫБОР ИСКУССТВЕННЫХ ЗУБОВ. Полноценное восстановление внешнего вида лица возможно лишь при правильном выборе цвета, размера, величины и формы искусственных зубов. Наиболее важным в эстетическом отношении является выбор передних зубов. Существует три типа зубов в зависимости от формы лица. У нашего больного овальное лицо, и для этой фориы наиболее гармоничными являются зубы третьего типа. 10. ИЗГОТОВЛЕНИЕ ГИПСОВОЙ МОДЕЛИ ПО ФУНКЦИОНАЛЬНОМУ ОТТИСКУ. После определения центральной окклюзии и снятия функционального оттиска отливаем модели верхней и нижней челюстей по вышеописанной методике. 11. ЗАГИПСОВКА ГИПСОВЫХ МОДЕЛЕЙ АРТИКУЛЯТОР (ОККЛЮДАТОР). Главными ориентирами для загипсовки моделей в артикулятор (окклюдатор) является окклюзионная плоскость артикулятора и окклюзионная плоскость валика базиса верхней челюсти; средняя линия на окклюзионном валике базиса верхней челюсти; средняя линия модели верхней челюсти. Для установления местоположения моделей в артикуляторе на модель верхней челюсти наносим среднюю линию, затем скрепляем шнурком обе модели с базисами и окклюзионными валиками и прикрепляем к верхней раме артикулятора, плоскость которой параллельна плоскости окклюзионных валиков. Модели устанавливаем в пространстве артикулятора (кончик мезингера упирается в нижнюю точку средней линии). Определив место расположения моделей в артикуляторе, на стол наносим небольшую порцию жидкого гипса, погружаем в нее нижнюю раму артикулятора и устанавливаем на нее модели. Прикрепив модели нижней челюсти к нижней раме артикулятора, наносим жидкий гипс на основание модели верхней челюсти и погружаем в нее верхнюю раму артикулятора. После затвердения гипса раскрываем артикулятор, удаляем индивидуальную ложку с восковыми базисами, разогреваем восковую пластинку в пламени горелки и обжимаем на моделях по ранее отмеченным границам базисов будущих протезов. Изготавливаем и припасовываем новые окклюзионные валики по прикусу. 12. ПОСТАНОВКА ИСКУССТВЕННЫХ ЗУВОВ. Наиболее распространенным является способ постановки искусственных зубов по методу М.Е.Васильеву. Постановку зубов по стеклу начинаем с верхней челюсти. Для этого стекло приклеиваем к верхнему окклюзионному валику, затем срезаем часть прикусного валика нижней челюсти на 3 мм, приклеиваем тонкие столбики размягченного воска и смыкаем артикулятор до упора штифта меж альвеолярной высоты. Стеклянную пластинку приклеиваем расплавленным воском к прикусному валику нижней челюсти, отделяем от верхнего валика и приступаем к постановке зубов на верхней челюсти. Верхние резцы располагаем по средней линии, режущие края касаются стекла (2/3 их толщины лежит кнаружи от середины альвеолярного отростка), боковые резцы ставим с медиальным наклоном режущего края к центральному резцу и поворотом медиального угла кпереди (режущий край отстоит от стекла на 0,5 мм). Клык ставим с небольшим наклоном режущего края к средней линии (касается стекла). Первый моляр касается щечным бугром поверхности стекла, а небный отстоит на 1 мм, второй премоляр обоими буграми касается стекла. Первый моляр медиальным небным бугром касается стекла, медиальный щечный отстоит на 0,5 мм, дистальный небный – на 1 мм, дистальный щечный – на 1,5 мм. Второй моляр не касается поверхности стекла. После этого проводим пришлифовку их бугорков при боковых движениях. Прикрепляем зубы горячим воском друг к другу и базису. 13. ПРОВЕРКА ВОСКОВОЙ КОНСРУКЦИИ ЗУБНОГО ПРОТЕЗА В ПОЛОСТИ РТА. Проверка конструкции состоит из осмотра модели, проверки постановки зубов в окклюдаторе и проверки воскового шаблона в полости рта. 14. ЗАМЕНА ВОСКА НА ПЛАСТМАССУ. Следующий этап изготовления полных съемных протезов – замена воска на пластмассу – производится путем загипсовки в кювету восковой композиции протеза. Существует два способа загипсовки модей в кювету – прямой и обратный. Выбираем обратный способ. Отделив модель от окклюдатора или артикулятора, подготавливаем ее так, чтобы она свободно помещалась в основании кюветы, наружные борта должны быть чуть выше уровня зубов. Замешиваем гипс и заполняем им основание кюветы, затем берем модель и погружаем в центр основания кюветы до шеек зубов (гипсуется только модель, а десна, зубы и небная поверхность свободны от гипса). Для исключения прилипания нового слоя гипса к затвердевшему вследствие диффузии после затвердевания гипса кювету погружаем в холодную воду на несколько минут, затем накладываем верхнюю часть кюветы и заполняем гипсом небольшими порциями, слегка покачивая ее, закрываем крышкой и подвергаем прессованию. После затвердения гипса раскрываем кювету и получаем две части: в основании – восковой базис и зубы, а в верхней части остается модель. Затем выплавляем воск. После этого наносим тонкий слой изокола на поверхность модели для исключения прилипания пластмассы к модели. Заготавливаем тестообразную пластмассу, зубы обезжириваем мономером, берем нужное количесво пластассового теста и формуем в кювету. Кюветы закрываем и ставим под пресс на 5 минут, предварительно удалив излишки пластмассы, после чего кюветы помещаем в бюгель и закрепляем в нем. Пластмассу полимеризуем. После полимеризации и полного охлаждения освобождаем от бюгеля кювету и освобождаем конструкцию протеза от гипса. Промываем в холодной воде и приступаем к отделке специальными инструментами, стараясь не нарушить архитектонику и границы протезов. Далее переходим к полированию жесткой, затем мягкой щеткой с мелом до получения зеркального блеска. 15. НАЛОЖЕНИЕ ПРОТЕЗА. До введения протезов в полость рта осматриваем их для выявления острых краев, выступов, шероховатостей, после чего протезы моем водой и вводим в полость рта. Проверяем плотность смыкания зубных рядов. Для этого укладывем копировальную бумагу между зубными рядами и предлагаем больному имитировать жевательные движения, при этом черные точки на буграх зубов сошлифовываем, создавал площадки. Фиксацию протеза на верхней челюсти проверяем, пятаясь снять его, обхватив большим и указательным пальцами в области 54 ! 45, а силу заднего клапана проверяем, надавливая на режущие края передних зубов вестибулярном направлении. На нижней челюсти устойчивость протеза определяем путем надавливания с одной и с другой стороны в области боковых зубов, а присасывание - попыткой снять, удерживая за режущие края передних зубов в передне-заднем направлении. На коррекцию протезов назначаем на следующий день и даем наставления: после каждого приема пищи протезы вынуть и промыть водой, а полость рта прополоскать; на ночь протезы снимать и чистить зубной щеткой с мылом; хранить в закрытом сосуде в охлажденной кипяченой воде с добавлением зубного эликсира. 18.09.2000 Явилась с целью коррекции протезов. Жалобы на болезненность при приеме пищи в области задней границы верхнего протеза. Лечение: коррекция протеза по дистальному краю протеза верхней челюсти.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

          В.Н. Копейкин, Л.М. Демнер «Зубопротезная техника», Москва, «Медицина», 1985 г. Е.И. Гаврилов, И.М. Оксман «Ортопедическая стоматология», Москва, «медицина», 1978 г. С.И. криштаб «Ортопедическая стоматология», Киев, «Вища школа», 1986г. Е.И.Гаврилов, А.С.Щербаков «Ортопедическая стоматология», Москва, «Медицина», 1984 г. В.И. Копейкин «Ортопедическая стоматология», Москва, «Медицина», 1988 г. И.М. Оксман «Клинические основы протезирования при полном отсутствии зубов», Ленинград, «медицина», 1967 г.

О БЩИЕ СВЕДЕНИЯ

ФИО больного:

Возраст: 19 лет.

Образование: среднее.

Профессия: студент.

Семейное положение: не женат.

Место жительства:

Дата обращения на кафедру:

Окончательный диагноз: обострение хронического гранулематозного периодонтита (periodontitis chronoca granulematosa exacerbata).

ДАННЫЕ РАССПРОСА БОЛЬНОГО

Больной жалуется на постоянную острую локализованную боль, усиливающуюся при накусывании и прикосновении к зубу, чувство «выросшего зуба». Больной точно определяет пораженный зуб. Больной также жалуется на недомогание, головную боль, плохой сон, повышенную температуру.

АНАМНЕЗ ЗАБОЛЕВАНИЯ

При сборе анамнеза установлено, что обострения заболевания были и ранее. Боли были острые локализованные, усиливающиеся при накусывании и прикосновении к зубу. Также наблюдались недомогание и головная боль. В поликлинику больной не обращался.

ОБЩЕЕ СОСТОЯНИЕ БОЛЬНОГО

Сознание ясное, положение активное. Выражение лица спокойное.

Кожа обычной окраски, эластичность нормальная, сухости, сыпи, расчесов, кровоизлияний на коже не выявлено.

Конституциональный тип по нормостеническому типу. Рост 175 см, вес 80 кг, температура тела 36,9 С.

Подкожно-жировая клетчатка распределена равномерно, умеренная.

Со слов больного состояние по органам в норме.

Лимфатические узлы поднижнечелюстной области справа и слева определяются при пальпации. Размер лимфоузлов 1 см в диаметре, консистенция плотная. Лимфоузлы подвижны, не спаяны с подлежащими тканями, безболезненны. Подподбородочные, шейные, околоушные, предушные, затылочные лимфатические узлы при пальпации не определяются.

Конфигурация лица не изменена. Кожа нормальной окраски, шелушения, сухости, припухлостей нет. Больной держит рот полуоткрытым.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО НАПИСАНИЮ ИСТОРИИ

БОЛЕЗНИ

СХЕМА ИСТОРИИ БОЛЕЗНИ ПО ОРТОПЕДИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ

1.ПАСПОРТНАЯ ЧАСТЬ. Дата обращения. Фамилия, имя,

отчество, адрес, возраст, профессия.

2.ЖАЛОБЫ. Нарушение функции жевания, откусывания пищи,

нарушение речи, эстетических норм, связанные с отсутствием зубов.

Некачественный протез. Нарушение цвета, формы зубов, их подвижность и стертость, боли под коронкой или мостовидным протезом. Дискомфорт, хруст, боль в области височно-нижнечелюстного сустава, затрудненное открывание рта. Расстройства со стороны желудочно-кишечного тракта.

3.АНАМНЕЗ ЖИЗНИ БОЛЬНОГО. Перенесенные и/или сопутствующие заболевания, начиная с детского возраста в хронологическом порядке (сахарный диабет, гипертоническая болезнь, постинфарктное состояние, эпилепсия и др.);наличие у родственников и родителей туберкулеза, сифилиса, алкоголизма, психических расстройств, заболеваний зубочелюстной системы.

СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫЕ УСЛОВИЯ. Начало трудовой деятельности, условия труда и быта, производственные вредности.

ВРЕДНЫЕ ПРИВЬГЧКИ: курение, употребление алкоголя, наркомания и токсикомания.

Непереносимость лекарственных средств (каких именно). Соблюдает ли гигиену полости рта? (чистит зубы пастой или порошком, кратность, регулярность).

4.АНАМНЕЗ БОЛЕЗНИ. С чего началось заболевание. Первые симптомы (изменение цвета зубов, их положения, появление диастем и трем, "увеличение" или "укорочение" коронок зубов и др.). Причины потери зубов:

постепенное их разрушение, удаление вследствие подвижности, травмы и др.

Связывает ли больной потерю зубов с общим заболеванием, беременностью, пребыванием в районах Крайнего севера, профессиональными вредностями.

Время, прошедшее с момента удаления зубов. Обращался ли ранее к врачу по поводу протезирования? Пользовался ли протезами (какими), их качество (со слов больного). Причины и время поломки протеза при его наличии. Развитие настоящего заболевания (усиление или ослабление, исчезновение ранее возникших или появление новых симптомов).

5.ОБЩЕЕ СОСТОЯНИЕ БОЛЬНОГО в момент обращения и в процессе лечения.

6.ДАННЫЕ ОБЪЕКТИВНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ.

Осмотр - один из основных способов диагностики стоматологических заболеваний.

Во время внешнего осмотра обращают внимание на форму, симметричность лица, цвет кожи. Обращают внимание на величину нижнего отдела лица, выступание подбородка, линию смыкания губ, выраженность подбородочной и носогубных складок, положение углов рта, "обнажение" зубов или альвеолярных отростков при разговоре и улыбке. При асимметрии лица следует выяснить, за счет чего она возникла (рубцы, атрофия мышц, костная дистрофия, опухоли и др.).

Пальпация шейных и поднижнечелюстных лимфатических узлов.

Обследование полости рта. Определяют степень открывания рта, обращая внимание на характер движений нижней челюсти: плавность, прерывистость, отклонение ее вправо или влево (девиация). Слизистую оболочку губ осматривают при сомкнутых челюстях, для чего приподнимают вначале верхнюю губу, а затем опускают нижнюю.

Осмотр преддверия полости рта. При этом определяют его глубину, выраженность уздечек, места их прикрепления на альвеолярном отростке. В норме глубина преддверия 0,5мм. Уздечки характеризуются местом прикрепления, формой и размером (на вершине межзубного сосочка; на расстоянии 1-5мм от вершины межзубного сосочка; в области переходной складки). Осмотр слизистой оболочки (цвет, степень ее увлажненности, наличие патологических морфологических элементов, отпечатков от прикусывания зубами).

Осмотр языка (относительные размеры, выраженность сосочков, наличие налета, амплитуда движений), задней стенки глотки, небных дужек и миндалин. Определение типа глотания.

Обследование пародонта и зубов. Цвет десны - важный клинический признак состояния пародонта. Изменения цвета десны могут проявляться только у межзубных сосочков, у десневого края, или на всем протяжении.

Кроме того, может наблюдаться отечность, гипертрофия межзубных сосочков, атрофия десны, наличие истинных и ложных карманов, гнойного отделяемого из них, назубных отложений: мягких и твердых, над - и поддесневые.

Определить индексы РМА, ПИ, Фуша. Указать качество санации.

Осмотр зубов. Начинают с верхней челюсти справа налево, затем на нижней челюсти слева направо. Определяют форму зубных дуг, состояние каждого зуба в отдельности и заносят в зубную формулу при помощи условных обозначений.

Кроме того, обращают внимание на количество зубов, их расположение в зубной дуге, подвижность, состояние пломб и протезов.

Оценка состояния пломб. Полноценность пломб оценивается по клиническим тестам: краевое прилегание, состояние контактных пунктов, степень стирания, наличие рецидивирующего кариеса, цветостойкость.

Оценка состояния протезов. Зубные протезы оцениваются с учетом эстетических и функциональных данных. С эстетической точки зрения пластмассовые, фарфоровые и металлокерамические протезы должны имитировать естественные зубы.

Искусственные коронки должны плотно прилегать к шейке зуба, не заходить в зубодесневую борозду более чем на 0,3мм, не завышать межальвеолярную высоту. Мостовидные протезы не должны: раздражать десну, вызывать пролежни, способствовать смещению нижней челюсти в сторону при смыкании зубных рядов (синдром Тилемана) и т.д. При оценке пластиночных протезов учитывается их функциональная полноценность (фиксация, стабилизация, равновесие). Установить по возможности причины трещин базиса, его поломки, отломов кламмеров и ДРВид прикуса. Приводится вид прикуса у данного больного.

Обследование беззубого альвеолярного отростка как части протезного ложа вначале проводят путем осмотра, пальпации, а в последующем и изучения диагностических моделей. При осмотре обращают внимание на влажность, цвет, избыток слизистой в виде "петушиного гребня", величину, форму (овальная, остроконечная) альвеолярного отростка, атрофию, наличие костных выступов. На верхней челюсти важно обратить внимание на величину альвеолярного бугра, толщину слизистой оболочки, покрывающей его, а на нижней - на слизистой бугорок, обязательно его пальпация для определения плотности и подвижности, наличие острых костных выступов.

Учет жевательной эффективности по методу Н.И.Агапова или, если проводились, одним из функциональных методов.

Обследование височно-нижнечелюстного сустава. Жалобы (боль и щелканье в суставе, ограничение открывания рта, головная боль, снижение слуха и др.). Пальпация жевательных мышц.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ. Рентгенография (вид и анализ рентгенограммы). Электроодонтометрия. Пародонтальные индексы.

А) ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ диагноз должен состоять из двух частей:

1. Основное заболевание и его осложнения; (степень тяжести, распространенность).

2. Сопутствующие заболевания - стоматологические и общие. В первой части диагноза должны быть определены морфологические, функциональные и эстетические нарушения в зубочелюстной системе, а также быть указана их этиология. К основному заболеванию относится то, с которым обратился пациент и которое подлежит ортопедическому лечению.

Осложнениями следует считать нарушения, этиологически и патогенетически связанные с основным заболеванием. К числу сопутствующих заболеваний (вторая часть диагноза) относятся те, которые должны лечить стоматологи других профилей. Из общих заболеваний следует учитывать, которые могут ортопедического лечения, временно его отложить и т.д.

К морфологическим нарушениям относятся: аномалии прикуса, дефекты зубов и зубных рядов, патология височно-нижнечелюстного сустава, языка, слизистой оболочки рта.

Примечание: 1. При формулировании диагноза следует определить аномалии прикуса по классификации Энгля: дефекты зубных рядов по Кеннеди:

тип атрофии альвеолярного отростка при полном отсутствии зубов по Келлеру, Шредеру, И.М.Оксману.

2. В первой части диагноза должно быть отмечено наличие неполноценных протезов, подлежащих замене.

3.В некоторых случаях до окончательного диагноза может быть поставлен диагноз ex juvantibus, то есть диагноз после пробного лечения.

ПРИМЕР: Дефект зубного ряда нижней челюсти, 1 класс по Кеннеди, тортоаномалия 2 верхнего правого зуба, протрузия резцов верхней челюсти, короткая уздечка языка, множественный кариес. Общее заболевание эпилепсия.

Б) ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ ДИАГНОЗ.

В) ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ ДИАГНОЗ.

8.ПЛАН ЛЕЧЕНИЯ. Исходя из объективных данных и диагноза составляется план лечения. В план должна входить подготовка полости рта к протезированию. Необходимо рекомендовать больному наиболее рациональный вид протезирования с функциональной и эстетической точек зрения.

9. ДНЕВНИК. В дневнике записывается только фактически проделанная работа (не надо описывать клинико-лабораторные этапы!!!).

10. ЭПИКРИЗ. Фамилия, имя, отчество больного, дата поступления, диагноз. Описать изменения в общем и местном состоянии больного к моменту окончания ортопедического лечения, прогноз.

Похожие работы:

« ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС Учебное пособие Третье издание переработанное Курган 2010 Брикез Марина Анатольевна – учитель истории и обществознания МУ Лицей № 12 г. Кургана. Гончар Эльвира Витальевна – директор МОУ Средняя общеобразовательная школа № 22 г. Кургана. Рукавишникова Ольга Семеновна – зав. кабинетом истории и обществознания ИПКиПРО в...»

«Министерство образования и науки Российской Федерации Владивостокский государственный университет экономики и сервиса _ А.А. ТИМОФЕЕВА ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ Учебное пособие Владивосток Издательство ВГУЭС 2006 ББК 67 Т 41 Рецензенты: Н.А. Беляева, д-р ист. наук, зав. каф. гуманитарных дисциплин Владивостокского филиала Российской таможенной академии; В.Г. Балковая, канд. полит. наук, доц. каф. теории и истории государства и права института права...»

«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА РУССКОГО ЯЗЫКА СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК РЕДАКТИРОВАНИЕ СЛУЖЕБНЫХ ДОКУМЕНТОВ КСР для студентов исторического факультета специальности Документоведение и делопроизводство Минск 2003 А в т о р - с о с т а в и т е л ь: Е. А. Тихомирова, канд. филол. наук, доц. Рекомендовано Научно-методическим советом филологического факультета 19 февраля 2003 г., протокол № 6. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ 1. Какие задачи решает редактор...»

«Наименование учебно-методических, методических и иных материалов (автор, место издания, № Наименование дисциплины по год издания, тираж.) учебному плану Иностранный язык Физическая культура 1.Методические рекомендации. Техника спортивного плавания 2009 год (ст. преподаватель Отечественная история Ремизова Е.Г.) Правоведение 2.Методические указания к обучению плаванию. Методика обучения техники плавания Философия способом брасс 2009 год (ст. преподаватель Ремизова Е.Г.) Экономика 3.Методические...»

«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОСОФИИ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ПО КУРСУ ФИЛОСОФИЯ НА 2012 -2013 УЧ. ГОД г. Минск 2 Учебно-методологические аспекты выполнения контрольной работы Курс философии является обязательным в структуре социально-гуманитарной подготовки студентов на различных уровнях образования в БГУ. Это означает, что обучение в университете не...»

«А. Н. ГОВОРОВА. ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКА СИМОНА ВОЛОМСКОГО КРИТИКА, БИБЛИОГРАФИЯ, НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ 351 КРИТИКА, БИБЛИОГРАФИЯ, НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ 352 НАУЧНЫЕ ТРУДЫ, ПОЛУЧИВШИЕ ПРЕМИИ ПАМЯТИ МИТРОПОЛИТА МАКАРИЯ (БУЛГАКОВА) В 2011 ГОДУ Научные труды, получившие премии памяти митрополита Макария (Булгакова) в 2011 году 7 февраля 2012 г. в здании Президиума Российской академии наук со стоялась торжественная церемония вручения премий памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова) по...»

«Б А К А Л А В Р И А Т ИсторИя мИровых цИвИлИзацИй Под научной редакцией д-ра филос. наук, проф. Г..Драча, В д-ра филос. наук, проф. Т..Паниотовой С Рекомендовано УМО в области инновационных междисциплинарных образовательных программ в качествеучебногопособия по направлению Искусства и гуманитарные науки КНОРУС МОСКВА 2014 УДК 930.85(075.8) ББК 63.3(0)я73 И90 Рецензенты: А.Г. Зарубин, д-р филос. наук, проф., В.Н. Нечипуренко, д-р филос. наук, проф. Авторский коллектив: Г.В. Драч -...»

«МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ К УЧЕБНИКАМ ИСТОРИЯ. РОССИЯ И МИР. 10-11 КЛАССЫ. БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ АВТОРОВ О. В. ВОЛОБУЕВА, В. А. КЛОКОВА, М. В. ПОНОМАРЕВА, В. А. РОГОЖКИНА Предлагаемое методическое пособие адресовано учителям, работающим по линии учебников О. В. Волобуева, В. А. Клокова, М. В. Пономарева, В. А. Рогожкина История. Россия и мир. Базовый уровень для среднего общего образования (10-11 классы). Методическое пособие написано с учетом требований к результатам обучения, представленных в...»

«Петрова Наталья Владимировна Культура, литература и религия Соединенных Штатов Америки и Канады Часть 1. Религии в США Учебное пособие Министерство образования и науки Российской Федерации Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Н.В.Петрова Культура, литература и религия Соединенных Штатов Америки и Канады часть 1 Религии в США учебное пособие для специальности 03230165 – Регионоведение Владивосток 2009 ББК Рецензенты: Лихарев Д.В., д.ист.наук, проф. Совастеев В.В.,...»

« САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА, МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ И ИЗУЧЕНИЮ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ по направлению Менеджмент по профилю Управление качеством и конкурентоспособностью для студентов...»

«Ю.Л. СИВАКОВ Д.В. ШАБЛИНСКАЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО Учебно-методический комплекс Минск Изд-во МИУ 2007 1 УДК 343.8 ББК 67.409я73 С 34 Авторы: Сиваков Ю.Л. – тематический план; предисловие; тематический обзор; заключение; Шаблинская Д.В. – тематика и содержание практических занятий; задания к контролируемой самостоятельной работе и методические указания по их выполнению; вопросы для самоконтроля и подготовки к зачету Рецензенты: Шабанов В.Б., доктор юридических наук, профессор, профессор...»

«ПРИОРИТЕТНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ Ю.М. ПОЧТА ИСЛАМ И ПОЛИТИКА Учебное пособие Москва 2008 Инновационная образовательная программа Российского университета дружбы народов Создание комплекса инновационных образовательных программ и формирование инновационной образовательной среды, позволяющих эффективно реализовывать государственные интересы РФ через систему экспорта образовательных услуг Экс пе ртн ое за к лю ч ени е – доктор философских наук,...»

«ОСНОВНАЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ УЧЕБНАЯ И НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН Основная литература: 1. Всеобщая история государства и права: учебник / К.И.Батыр, И.А.Исаев, Г.С.Кнопов и др.; под ред. К.И.Батыра.- М.: Проспект, 2001.- 494 с. 2. Графский, В.Г. Всеобщая история права и государства: учебник для вузов по специальности “Юриспруденция” / В.Г.Графский.- М.: НОРМА, 2008.- 737 с. 3. История государства и права зарубежных стран: учебник для студентов вузов, обуч....»

«Министерство образования Республики Беларусь УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ Е.В.ПИУЛЬСКИЙ, Н.Н.ГОНЧАРОВ, Л.И.ЦЫГАНКОВА ПОЛИТОЛОГИЯ Под редакцией Е.В.Пиульского Допущено Министерством образования Республики Беларусь в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведеий Гродно 2003 УДК 32 (075.8) ББК 66 П36 Рецензенты: директор Института государственного управления Академии управления при Президенте Республики Беларусь, доктор...»

«Рецензии Д.А. Карпук ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ ЦЕРКОВНЫХ АРХИВОХРАНИЛИЩ Рецензия на: Старостин Е.В. Архивы Русской Православной Церкви: (X–XX вв.): Учебное пособие. М.: РГГУ, 2011. 255 с. Крупнейший специалист в области архивоведения, профессор Историкоархивного института Российского государственного гуманитарного университета Евгений Васильевич Старостин (1935–2010 гг.)1 создал первый в отечественной историографии учебник по истории архивов Русской Православной Церкви за весь период их...»

«Таблица – Сведения об учебно-методической, методической и иной документации, разработанной образовательной организацией для обеспечения образовательного процесса по направлению 080200.68 Менеджмент профиль Производственный менеджмент № Наименование дисциплины по Наименование учебно-методических, методических и иных п/п учебному плану материалов 1. Учебно-методический комплекс по дисциплине Современные проблемы 1 менеджмента, 2013г. 2. Методические указания для проведения семинарских занятий и...»

«Н.В. Михайлова ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ Допущено Министерством образования и науки РФ в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по гуманитарным специальностям КНОРУС МОСКВА 2013 УДК 94(47)(075.8) ББК 63.3(2)я73 М69 Рецензенты: Н.И. Глазунова, заведующая кафедрой государственного управления и политики Государственного университета управления, др ист. наук, проф., А.А. Королев, заведующий кафедрой истории Московского гуманитарного университета, засл. деятель...»

«ПРИОРИТЕТНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ М.Г. АНОХИН СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ЭФФЕКТИВНОЙ ПОЛИТИКИ Учебное пособие Москва 2008 Инновационная образовательная программа 1 Инновационная образовательная программа Российского университета дружбы народов Создание комплекса инновационных образовательных программ и формирование инновационной образовательной среды, позволяющих эффективно реализовывать государственные интересы РФ через систему экспорта...»

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ КАФЕДРА ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ПО НАПИСАНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ Направление подготовки: 030900 – ЮРИСПРУДЕНЦИЯ Квалификация (степень) выпускника: БАКАЛАВР ИЗДАТЕЛЬСТВО...»

«Гарник А. В., Наливайко Г. Р., Шевченко Г. И. ЛАТИНСКИЙ ЯЗЫК Допущено Министерством образования Республики Беларусь в качестве учебного пособия для студентов юридических специальностей высших учебных заведений Минск БГУ 2002 УДК 471 (075.8) ББК 81.2Латин-923 Г20 Рецензенты: кафедра классической филологии Минского государственного лингвистического университета; зав. кафедрой классической и славянской филологии Европейского гуманитарного университета, кандидат филологических наук, доцент...»



Загрузка...