electricschool.ru

Самая юная святая - Агнесса Римская - Наводы — LiveJournal. Агнесса римская молитва Святая агнесса


Скульптурное изображение в мраморе Витраж


Современная греческая икона мц.Агнии


Базилика SanApolinare Nuove Rawenna, Италия



Интерьер SanApolinare Nuove Rawenna (слева процессия дев-мучениц, справа - процессия мучеников).


Три фигуры из процессии: мц.Пелагия, мц.Агата, мц.Агнесса. Вся процессия состоит из 22-х мучениц, выходящих
из равеннского порта Классе (Civitas Classis) по направлению к престолу Богородицы
, держащей на коленях младенца
Христа, и окружённую четырьмя ангелами.
Все мученицы изображены в одних и тех же одеяниях, но их вышитые
золотом
туники и белые уали по богатству и блеску превосходят простые белые мантии мучеников, изображённых
на противоположной стене
. Фигуры разделены пальмами, под ногами - цветочное поле, у ног мц.Агнии - ягненок как
символ чистоты.
Попутно сообщаю, что атрибуты изображений св.Агнессы:


В самом начале видео византийские мозаики другой базилики, после чего идут мозаики базилики
Сант-Аполлинаре Нуово: Процессия мучеников - 2.00, процессия мучениц - 2.41. - св.мц.Агния - 3.32



Св. Агния. Мозаика в алтаре церкви святой Агнии на Навонской площади (Сант-Аньезе-фуори-ле-Мура).
Рим. 625-638 гг.

Первое свидетельство о подвиге девы Агнии оставил святитель Амвросий Медиоланский.
"Еще не созревшая для наказания, она уже созрела для победы; Недоступная для поражения, она способна
для получения венца", - так писал свт. Амвросий Медиоланский о святой, чья память празднуется сегодня.
В своем труде "О девах" (De Virginibus) святитель восторгался добродетелью юной девушки, которая, еще
не зная жизни, "так легко расставалась с ней". Она буквально стремилась к исповедничеству.
Латинская традиция в повествовании о святой Агнессе основывается на "De Virginibus" святого Амвросия
Медиоланского. Проповедь, произнесенная им на праздник св.Агнессы в январе 375 или 376 года - самое
древнее упоминание о мученичестве Агнессы. В ней есть такие слова: "Все плакали, только в ее очах не было
слез. Люди удивлялись, с какой щедростью она отдавала свою жизнь, которой еще не успела вкусить, как
будто уже была пресыщена ей. Все восхищались тем, что она стала свидетелем Божества, когда ее

сверстники не отвечали еще и за самих себя. ЕЕ свидетельство было достойным свидетельства зрелого
мужа; но то, что превосходит природу, указывает на Творца самой природы".
Святой Амвросий написал также гимн, посвященный св. Агнессе, его текст с подстрочным переводом мы приводим

ниже.

Agnes beatae virginis

natalis est, quo spiritum

caelo refudit debitum

pio sacrata sanguine.

Matura martyrio fuit

matura nondum nuptiis;

prodire quis nuptum putet,

sic laeta vultu ducitur.

Aras nefandi numinis

adolere taedis cogitur;

respondet: "Haud tales faces

sumpsere Christi virgines.

Hic ignis exstinguit fidem,

haec flamma lumen eripit;

hic, hic ferite, ut profluo

cruore restinguam focos".

Percussa quam pompam tulit!

Nam veste se totam tegens,

terram genu flexo petit

lapsu verecundo cadens.

Iesu, tibi sit gloria,

qui natus es de Virgine,

cum Patre et almo Spiritu,

in sempiterna saecula.

Сегодня день рождения

Агнессы, блаженной девы:

Омытая освященной кровью,

Она предала небу свою душу.

Самая молодая христианская великомученица стала символом святости, непорочности и чистоты для миллионов верующих. В ее честь воздвигнуты базилики Сант Аньезе-ин Агоне и Сант-Аньезе за Крепостными Стенами в Риме. Ее подвиг воспет в поэзии, в изобразительном искусстве, канонизирован Церковью и запечатлен в сердцах ищущих и страждущих. Что мы знаем о ней?

Житие Святой Агнии дошло до нас в нескольких редакциях. Достоверно известно лишь немногое. Например, ее имя Agnese (греч. agnox) - священная, чистая, невинная, целомудренная. Известно также:

Ее социальное положение - родилась в семье так называемых liberti, т. е. официально освобожденных от рабства. Возможно, ее родители были зажиточными людьми.
- День ее великомученической смерти - 21 января.
- Возраст - от 12 до 13 лет. А также место захоронения - там, где сейчас находится церковь Сант-Аньезе за Крепостными Стенами (см на карте Рима).

Можно предположить, что Агнессу казнили во времена Великого гонения на христиан при императоре Диоклетиане в 303 - 313 годах. К тому времени, по подсчетам некоторых историков, в Римской империи насчитывалось не менее 6 млн. христиан, многие из которых участвовали в органах государственного управления. К тому же времени или чуть раньше (295 год) относится Дамасский Эдикт Диоклетиана, запрещающий близкородственные браки и требующий неуклонного соблюдения священных принципов и традиций римского права. В значительной степени претворение в жизнь этих правил зависело от инициативы и амбиций местных градоначальников - префектов.

Легенда о самоотверженной любви к богу

Грустная легенда гласит о том, что в далекие времена, когда у власти стоял император Диоклетиан, Римом управлял некий Семпроний. Сын этого префекта был безнадежно влюблен в юную девушку по имени Аньесса. Градоначальнику донесли, что девушка, не желающая ответить взаимной любовью его сыну, является членом христианской секты и владеет даром колдовства. Префект, следуя предначертаниям Дамасского эдикта и в немалой степени руководимый негодованием, приказал привести девушку и предложил ей возглавить процессию к храму Весты, после чего принести жертву языческой богине. Это было равносильно отречению от христианства. Отказ девушки привел его в бешенство: он распорядился тотчас же раздеть ее и бросить на потеху публике на стадионе Домициана (ныне - красивейшая ). И тут на глазах у толпы случилось чудо: волосы девушки мгновенно отросли и прикрыли ее наготу.

По законам того времени запрещалось казнить девственниц. Юную Агнессу отвели в притон (он был расположен на том месте, где сейчас находится церковь Сант Аньезе ин Агоне) с целью надругаться над ее невинностью. Согласно легенде, мрачное помещение, в котором находилась девушка, вдруг озарилось ярким светом - это ангел-хранитель появился за плечами Агнессы. И ни у кого не поднялась рука, чтобы обидеть ребенка. А сын префекта, сраженный невидимым ударом, упал бездыханный. В отчаянии Семпроний стал умолять Агнессу вернуть жизнь его сыну. После молитв девушки юноша ожил, вскочил и побежал по улицам города, славя христианского Бога и его силу в воскрешении простых смертных.

Однако это не понравилось жрецам. Они объявили Агнессу колдуньей и потребовали сжечь ее на костре. Как только языки пламени коснулись ступней великомученицы, случилось другое чудо: огонь внезапно погас. Тогда юную девушку заклали как агнца (см. картины ниже).

Проведенное недавно исследование костей Святой Агнессы в самом деле не обнаружило следов огня.

Полезно :

Послесловие

В иконографии Святая Агнесса часто изображается с пальмовой ветвью и в присутствии агнца. Пальмовая ветвь - не что иное, как символ мученичества, признание стойкости и нравственной силы. В Древней Греции такими ветвями награждали победителей соревнований. Агнец - это символ непорочности и чистоты.

Очень важно понимать силу образа Святой Агнессы в контексте событий того времени. В условиях преследований и пыток, которым были подвержены ранние христиане Рима, не удивительно, что демонстрация принадлежности к гонимой язычниками религии требовала огромной силы духа и отваги. Однако проявление такой отваги и самоотрешенности у двенадцатилетнего ребенка по тем временам казалось невероятным, потому и произвело сильнейшее впечатление на представителей христианской общины. Вот почему святая девочка была неимоверно почитаемой в IV веке, а ее невинность с течением времени стала самым существенным атрибутом легенды.

В 313 году императоры Константин и Лициний составили Миланский эдикт , провозгласивший религиозную терпимость на территории Римской Империи. Всего каких-то 10 лет спустя. К сожалению, не раньше.

Сотни лет спустя, в 1645 году папа Иннокентий X принял решение о благоустройстве площади Навона. Он распорядился построить здесь базилику в честь Святой Агнессы. Над этим ответственным проектом трудились лучшие таланты Рима - Джироламо Райнальди и Франческо Борромини .

Образ Святой Агнессы в искусстве - галерея фотографий

Буррини, Джованни Антонио . Агнесса, читающая книгу (XVII в.)
Массимо Станционе . Святая Агнесса (XVII в.)
Доменикино . Святая Агнесса (XVII в.)
Онорио Маринари . Святая Агнесса (XVII в.)
Эрколе Феррата . Смерть Святой Агнессы (XVII в.), скульптура находится в церкви Сант Аньезе-ин Агоне, Рим.
Марко Бенефиал (1750). Мученичество Святой Агнессы. Место: церковь Сантиссима Тринита дельи Спаньоли, Рим.
Джузеппе де Рибера (1641). Святая Агнесса - Дрезден, Германия.

P.S. Голова Святой Агнессы находится в крипте базилики Сант Аньезе на площади Навона и доступна для поклонения бесплатно. Хотим напомнить читателям, что титулярная базилика является одной из достопримечательностей, входящих в экскурсии

Картина из Дрезденской галереи Святая Инесса и ангел, укрывающий её покрывалом (исп. La Santa Agnes en la prisión, 1641) испанского художника Хосе де Риберы запомнилась мне ещё с детства. Она производила такое сильное впечатление, по-видимому, потому что девочке, изображенной на картине, было, как и мне тогда, 12-13 лет. Легенда, связанная со святой Инессой (по-другому, Агнессой, Аньессой, Агнией), трогала меня до глубины души.
В центре полотна изображена коленопреклоненная девичья фигурка в темнице. Длинные волнистые волосы скрыли ее наготу. Большие сияющие глаза устремлены к небу. Почти детское личико хранит следы печали. Кажется, что само полотно излучает свет. У Риберы образ Инессы - воплощение чистой, трогательной и светлой юности. Считается, что этот образ, один из самых пленительных в мировом искусстве, написан с дочери художника.
Самая молодая христианская великомученица стала символом святости, непорочности и чистоты. В ее честь в Риме воздвигнуты базилики Сант-Аньезе-ин-Агоне и Сант-Аньезе за Крепостными Стенами. Ее подвиг воспет в поэзии, в изобразительном искусстве, канонизирован церковью. В иконографии Святая Агнесса часто изображается с пальмовой ветвью и в присутствии агнца. Пальмовая ветвь - символ мученичества, признание стойкости и нравственной силы, агнец - это символ непорочности и чистоты. Что мы знаем о ней?

1. Житие Святой Агнессы дошло до нас в нескольких редакциях. Латинская традиция в повествовании о святой Агнессе основывается на панегирике De Virginibus святого Амвросия Медиоланского. Проповедь, произнесенная им на празднике святой Агнессы в январе 375 или 376 года - самое древнее упоминание о мученичестве Агнессы. В проповеди есть такие слова: "Все плакали, только в ее очах не было слез. Люди удивлялись, с какой щедростью она отдавала свою жизнь, которой еще не успела вкусить, как будто уже была пресыщена ей. Все восхищались тем, что она стала свидетелем Божества, когда ее сверстники не отвечали еще и за самих себя. Ее свидетельство было достойным свидетельства зрелого мужа; но то, что превосходит природу, указывает на Творца самой природы".
Имя Agnese (греч. agnox) означает священная, чистая, невинная, целомудренная. Известно, что родилась она в семье зажиточных людей. Великомученическую смерть приняла 21 января, когда ей было от 12 до 13 лет. Место её захоронения - там, где сейчас находится церковь Сант-Аньезе за Крепостными Стенами. Голова Святой Агнессы покоится в крипте базилики Сант-Аньезе на площади Навона. На фото - маленький придел с золотым ковчегом, перед которым всегда горят свечи. А в ковчеге - честная глава святой Агнессы (внизу, в окошечке, виден череп). В православной традиции - святая Агния.

Можно предположить, что Агнессу казнили во времена великого гонения на христиан при императоре Диоклетиане в 303 - 313 годах. К этому времени в Римской империи насчитывалось не менее 6 миллионов. христиан. Чуть раньше (295 год) был принят Дамасский Эдикт Диоклетиана, запрещающий близкородственные браки и требующий неуклонного соблюдения священных принципов и традиций римского права. Претворение в жизнь этих правил зависело от инициативы местных градоначальников - префектов.
Во времена императора Диоклетиана, Римом управлял некий Семпроний. Сын этого префекта Прокопий был влюблен в юную девушку по имени Агнесса. Градоначальнику донесли, что девушка, не желающая ответить взаимной любовью его сыну, является членом христианской секты. Префект приказал привести девушку и предложил ей возглавить процессию к храму Весты, после чего принести жертву языческой богине. Это было равносильно отречению от христианства. Отказ девушки привел его в бешенство: он распорядился тотчас же раздеть ее и бросить на потеху публике на стадионе Домициана (ныне площадь Навона). И тут на глазах у толпы случилось чудо: волосы девушки мгновенно отросли и прикрыли ее наготу.
По законам того времени запрещалось казнить девственниц. Поэтому Агнессу отвели в притон (он был расположен на том месте, где сейчас находится церковь Сант-Аньезе-ин-Агоне) с целью надругаться над ее невинностью. Согласно легенде, мрачное помещение, в котором находилась девушка, вдруг озарилось ярким светом - это ангел-хранитель появился за плечами Агнессы. Мужчины приходили с дурными намерениями, а уходили уверовавшими. И ни у кого не поднялась рука, чтобы обидеть ребенка. А сын префекта, сраженный невидимым ударом, упал бездыханный. В отчаянии Семпроний стал умолять Агнессу вернуть жизнь его сыну. После молитв девушки юноша ожил, вскочил и побежал по улицам города, славя христианского Бога.
Однако это не понравилось жрецам. Они объявили Агнессу колдуньей и потребовали сжечь ее на костре. Как только языки пламени коснулись её ступней, случилось другое чудо: огонь внезапно погас. В конце концов, ее приговорили к смерти усекновением мечом.
Святой Амвросий писал: "Она стоит, выпрямившись, молится, склоняет голову. Судья дрожит, как будто осужден он сам. Рука палача дрожит, лицо бледнеет; он боялся за Агнессу, но она сама за себя не боялась. Вот, перед вами одна жертва и два мученичества: мученичество за целомудрие и мученичество за веру".
Палачу Агнесса сказала: "Ударь мечом, не робея, и верни меня поскорее тому, Кого я люблю, разрушь это тело, которое помимо моей воли понравилось смертным очам". После этих слов палач казнил ее. Тело Агнессы отнесли в родительский дом, неподалеку от Виа Номентана (именно эта вилла и была, вероятно, найдена в основании монастыря Святой Агнессы за Крепостными Стенами.).
Во времена Диоклетиана ранние христиане Рима подвергались преследованиям и пыткам. Не удивительно, что демонстрация принадлежности к христианству требовала огромной силы духа и отваги. Однако проявление такой отваги и самоотрешенности у двенадцатилетнего ребенка по тем временам казалось невероятным. Поэтому стойкость девочки произвела сильнейшее впечатление на представителей христианской общины. Вот почему святая девочка особо почиталась в IV веке, а ее невинность с течением времени стала важным атрибутом в её почитании.
Уже в 313 году императоры Константин и Лициний составили Миланский эдикт, провозгласивший религиозную терпимость на территории Римской Империи. Когда гонения на христиан прекратились, к могиле святой устремилось множество больных с молитвой об исцелении. В 321 году на мощах святой была воздвигнута базилика. До сих пор в базилике Святой Агнессы за Крепостными стенами 21 января каждого года аббат монастыря благословляет двух агнцев, которых отдают затем каноникам Латеранской базилики. Из шерсти этих агнцев монахини прядут шерсть, из которой делают паллии (элемент литургического облачения папы римского и митрополитов латинского обряда католической церкви, представляющий собой узкую ленту из белой овечьей шерсти с вышитыми шестью черными, красными или фиолетовыми крестами).

2. Сотни лет спустя, в 1645 году папа Иннокентий X принял решение о благоустройстве площади Навона. Он распорядился построить здесь базилику в честь Святой Агнессы. Над этим проектом трудились лучшие архитекторы Рима. Церковь Сант-Аньезе-ин-Агоне (Sant Agnese in Agone) начинал возводить Джироламо Райнальди, а закончил Франческо Борромини в 1657 году.
Оказавшись на площади Навона рядом с базиликой Святой Агнессы, вспомнила о впечатлениях детства, поэтому первым делом мы с мужем отправляемся туда.

3. Фасад церкви сильно развит в ширину и сочетает прямые и кривые поверхности. Вся центральная часть вогнута, благодаря чему не только купол, но и высокий барабан, окруженный парными пилястрами, хорошо виден с узкой площади. По бокам фасада высятся две колокольни, по-видимому, дань архитектурным традициям Ломбардии, родины Борромини.

4. Внутри церкви — пышное барочное убранство с драгоценными камнями, золотом и стукко (искусственный мрамор, высший сорт штукатурки). От прежних построек в крипте в северо-восточной части церкви сохранилось лишь место мученичества святой и небольшая часть северного нефа.

5. Интерьер церкви украшен мраморными горельефами удивительно изящной работы.

6. Купол церкви поражает своей великолепной росписью.

7. Всё внутреннее пространство пронизано светом.

8. Все сюжеты воплощены в скульптурных формах. В центральном нефе изображено детство Христа и Иоанна Крестителя.

9. До сих пор в базилике проходят традиционные богослужения, мессы и религиозные обряды. Кроме того, каждый четверг и пятницу в половине седьмого и в семь соответственно там проводятся концерты старинной классической и камерной музыки.

12. Горельефы левой стороны.

14. Смерть Святой Агнессы (XVII в.), скульптура (Эрколе Феррата) изображает мученицу в пламени костра.

15. Горельефы правой стороны.

17. Скульптура Святого Себастьяна в правом нефе.

18. После осмотра базилики, под впечатлением от красоты её внутреннего убранства выходим на площадь Навона. Современный барочный облик пьяцца Навона связан с именем Папы Иннокентия Х. Именно ему пришла в голову мысль - облагородить запущенное пространство в центре города.

19. И прямо напротив церкви видим фонтан. Другие времена - другие нравы: многочисленные толпы туристов и уличных торговцев создают пеструю атмосферу площади Навона.

20. Знаменитый фонтан "Четырех рек" работы Джан Лоренцо Бернини (1648-1651) возвышается в центре площади. Он украшен аллегорическими фигурами Дуная, Ганга, Нила и Ла-Платы, символизирующими, соответственно, Европу, Азию, Африку и Америку. В центре фонтана установлен египетский обелиск, покрытый иероглифами. Его высота 16,53 метра.

25. По краям площади имеются еще два фонтана: на фото - фонтан Нептуна. Но настроение у нас сейчас не такое, чтобы внимательно осмотреть площадь, и мы покидаем этот праздник жизни.

Несколько слов о художнике: Хосе или Хусепе де Рибера (1591-1652) - испанский караваджист эпохи барокко, живший и работавший в Неаполе. Помимо живописных работ, оставил большой объём графики. Наиболее значительный испанский гравёр, работавший до Гойи. Большинство его произведений хранятся в музее Прадо и в неаполитанских церквях.

Картина из Дрезденской галереи Святая Инесса и ангел, укрывающий её покрывалом (исп. La Santa Agnes en la prisión, 1641) испанского художника Хосе де Риберы запомнилась мне ещё с детства. Она производила такое сильное впечатление, по-видимому, потому что девочке, изображенной на картине, было, как и мне тогда, 12-13 лет. Легенда, связанная со святой Инессой (по-другому, Агнессой, Аньессой, Агнией), трогала меня до глубины души.
В центре полотна изображена коленопреклоненная девичья фигурка в темнице. Длинные волнистые волосы скрыли ее наготу. Большие сияющие глаза устремлены к небу. Почти детское личико хранит следы печали. Кажется, что само полотно излучает свет. У Риберы образ Инессы - воплощение чистой, трогательной и светлой юности. Считается, что этот образ, один из самых пленительных в мировом искусстве, написан с дочери художника.
Самая молодая христианская великомученица стала символом святости, непорочности и чистоты. В ее честь в Риме воздвигнуты базилики Сант-Аньезе-ин-Агоне и Сант-Аньезе за Крепостными Стенами. Ее подвиг воспет в поэзии, в изобразительном искусстве, канонизирован церковью. В иконографии Святая Агнесса часто изображается с пальмовой ветвью и в присутствии агнца. Пальмовая ветвь - символ мученичества, признание стойкости и нравственной силы, агнец - это символ непорочности и чистоты. Что мы знаем о ней?

1. Житие Святой Агнессы дошло до нас в нескольких редакциях. Латинская традиция в повествовании о святой Агнессе основывается на панегирике De Virginibus святого Амвросия Медиоланского. Проповедь, произнесенная им на празднике святой Агнессы в январе 375 или 376 года - самое древнее упоминание о мученичестве Агнессы. В проповеди есть такие слова: "Все плакали, только в ее очах не было слез. Люди удивлялись, с какой щедростью она отдавала свою жизнь, которой еще не успела вкусить, как будто уже была пресыщена ей. Все восхищались тем, что она стала свидетелем Божества, когда ее сверстники не отвечали еще и за самих себя. Ее свидетельство было достойным свидетельства зрелого мужа; но то, что превосходит природу, указывает на Творца самой природы".
Имя Agnese (греч. agnox) означает священная, чистая, невинная, целомудренная. Известно, что родилась она в семье зажиточных людей. Великомученическую смерть приняла 21 января, когда ей было от 12 до 13 лет. Место её захоронения - там, где сейчас находится церковь Сант-Аньезе за Крепостными Стенами. Голова Святой Агнессы покоится в крипте базилики Сант-Аньезе на площади Навона. На фото - маленький придел с золотым ковчегом, перед которым всегда горят свечи. А в ковчеге - честная глава святой Агнессы (внизу, в окошечке, виден череп). В православной традиции - святая Агния.

Можно предположить, что Агнессу казнили во времена великого гонения на христиан при императоре Диоклетиане в 303 - 313 годах. К этому времени в Римской империи насчитывалось не менее 6 миллионов. христиан. Чуть раньше (295 год) был принят Дамасский Эдикт Диоклетиана, запрещающий близкородственные браки и требующий неуклонного соблюдения священных принципов и традиций римского права. Претворение в жизнь этих правил зависело от инициативы местных градоначальников - префектов.
Во времена императора Диоклетиана, Римом управлял некий Семпроний. Сын этого префекта Прокопий был влюблен в юную девушку по имени Агнесса. Градоначальнику донесли, что девушка, не желающая ответить взаимной любовью его сыну, является членом христианской секты. Префект приказал привести девушку и предложил ей возглавить процессию к храму Весты, после чего принести жертву языческой богине. Это было равносильно отречению от христианства. Отказ девушки привел его в бешенство: он распорядился тотчас же раздеть ее и бросить на потеху публике на стадионе Домициана (ныне площадь Навона). И тут на глазах у толпы случилось чудо: волосы девушки мгновенно отросли и прикрыли ее наготу.
По законам того времени запрещалось казнить девственниц. Поэтому Агнессу отвели в притон (он был расположен на том месте, где сейчас находится церковь Сант-Аньезе-ин-Агоне) с целью надругаться над ее невинностью. Согласно легенде, мрачное помещение, в котором находилась девушка, вдруг озарилось ярким светом - это ангел-хранитель появился за плечами Агнессы. Мужчины приходили с дурными намерениями, а уходили уверовавшими. И ни у кого не поднялась рука, чтобы обидеть ребенка. А сын префекта, сраженный невидимым ударом, упал бездыханный. В отчаянии Семпроний стал умолять Агнессу вернуть жизнь его сыну. После молитв девушки юноша ожил, вскочил и побежал по улицам города, славя христианского Бога.
Однако это не понравилось жрецам. Они объявили Агнессу колдуньей и потребовали сжечь ее на костре. Как только языки пламени коснулись её ступней, случилось другое чудо: огонь внезапно погас. В конце концов, ее приговорили к смерти усекновением мечом.
Святой Амвросий писал: "Она стоит, выпрямившись, молится, склоняет голову. Судья дрожит, как будто осужден он сам. Рука палача дрожит, лицо бледнеет; он боялся за Агнессу, но она сама за себя не боялась. Вот, перед вами одна жертва и два мученичества: мученичество за целомудрие и мученичество за веру".
Палачу Агнесса сказала: "Ударь мечом, не робея, и верни меня поскорее тому, Кого я люблю, разрушь это тело, которое помимо моей воли понравилось смертным очам". После этих слов палач казнил ее. Тело Агнессы отнесли в родительский дом, неподалеку от Виа Номентана (именно эта вилла и была, вероятно, найдена в основании монастыря Святой Агнессы за Крепостными Стенами.).
Во времена Диоклетиана ранние христиане Рима подвергались преследованиям и пыткам. Не удивительно, что демонстрация принадлежности к христианству требовала огромной силы духа и отваги. Однако проявление такой отваги и самоотрешенности у двенадцатилетнего ребенка по тем временам казалось невероятным. Поэтому стойкость девочки произвела сильнейшее впечатление на представителей христианской общины. Вот почему святая девочка особо почиталась в IV веке, а ее невинность с течением времени стала важным атрибутом в её почитании.
Уже в 313 году императоры Константин и Лициний составили Миланский эдикт, провозгласивший религиозную терпимость на территории Римской Империи. Когда гонения на христиан прекратились, к могиле святой устремилось множество больных с молитвой об исцелении. В 321 году на мощах святой была воздвигнута базилика. До сих пор в базилике Святой Агнессы за Крепостными стенами 21 января каждого года аббат монастыря благословляет двух агнцев, которых отдают затем каноникам Латеранской базилики. Из шерсти этих агнцев монахини прядут шерсть, из которой делают паллии (элемент литургического облачения папы римского и митрополитов латинского обряда католической церкви, представляющий собой узкую ленту из белой овечьей шерсти с вышитыми шестью черными, красными или фиолетовыми крестами).

2. Сотни лет спустя, в 1645 году папа Иннокентий X принял решение о благоустройстве площади Навона. Он распорядился построить здесь базилику в честь Святой Агнессы. Над этим проектом трудились лучшие архитекторы Рима. Церковь Сант-Аньезе-ин-Агоне (Sant Agnese in Agone) начинал возводить Джироламо Райнальди, а закончил Франческо Борромини в 1657 году.
Оказавшись на площади Навона рядом с базиликой Святой Агнессы, вспомнила о впечатлениях детства, поэтому первым делом мы с мужем отправляемся туда.

3. Фасад церкви сильно развит в ширину и сочетает прямые и кривые поверхности. Вся центральная часть вогнута, благодаря чему не только купол, но и высокий барабан, окруженный парными пилястрами, хорошо виден с узкой площади. По бокам фасада высятся две колокольни, по-видимому, дань архитектурным традициям Ломбардии, родины Борромини.

4. Внутри церкви — пышное барочное убранство с драгоценными камнями, золотом и стукко (искусственный мрамор, высший сорт штукатурки). От прежних построек в крипте в северо-восточной части церкви сохранилось лишь место мученичества святой и небольшая часть северного нефа.

5. Интерьер церкви украшен мраморными горельефами удивительно изящной работы.

6. Купол церкви поражает своей великолепной росписью.

7. Всё внутреннее пространство пронизано светом.

8. Все сюжеты воплощены в скульптурных формах. В центральном нефе изображено детство Христа и Иоанна Крестителя.

9. До сих пор в базилике проходят традиционные богослужения, мессы и религиозные обряды. Кроме того, каждый четверг и пятницу в половине седьмого и в семь соответственно там проводятся концерты старинной классической и камерной музыки.

12. Горельефы левой стороны.

14. Смерть Святой Агнессы (XVII в.), скульптура (Эрколе Феррата) изображает мученицу в пламени костра.

15. Горельефы правой стороны.

17. Скульптура Святого Себастьяна в правом нефе.

18. После осмотра базилики, под впечатлением от красоты её внутреннего убранства выходим на площадь Навона. Современный барочный облик пьяцца Навона связан с именем Папы Иннокентия Х. Именно ему пришла в голову мысль - облагородить запущенное пространство в центре города.

19. И прямо напротив церкви видим фонтан. Другие времена - другие нравы: многочисленные толпы туристов и уличных торговцев создают пеструю атмосферу площади Навона.

20. Знаменитый фонтан "Четырех рек" работы Джан Лоренцо Бернини (1648-1651) возвышается в центре площади. Он украшен аллегорическими фигурами Дуная, Ганга, Нила и Ла-Платы, символизирующими, соответственно, Европу, Азию, Африку и Америку. В центре фонтана установлен египетский обелиск, покрытый иероглифами. Его высота 16,53 метра.

25. По краям площади имеются еще два фонтана: на фото - фонтан Нептуна. Но настроение у нас сейчас не такое, чтобы внимательно осмотреть площадь, и мы покидаем этот праздник жизни.

Несколько слов о художнике: Хосе или Хусепе де Рибера (1591-1652) - испанский караваджист эпохи барокко, живший и работавший в Неаполе. Помимо живописных работ, оставил большой объём графики. Наиболее значительный испанский гравёр, работавший до Гойи. Большинство его произведений хранятся в музее Прадо и в неаполитанских церквях.

Агнесса Римская (Агнеса, Агния, Анна (лат. Agnes); ок. 291 года - ум. 304 год) - христианская мученица из Рима периода императора Диоклетиана; отвергла сватовство сына римского префекта ради христианской веры; одна из наиболее известных и почитаемых раннехристианских святых.

Художественно-символически изображается с ягнёнком - в честь агнца Божьего (лат. agnus Dei), то есть Христа.

Исторические сведения и предание

Наиболее древними источниками о мученичестве святой Агнессы являются панегирик святого Амвросия Медиоланского (De Virginibus, I, 2), надпись папы Дамасия I, высеченная в мраморе в церкви Сант-Аньезе-фуори-ле-Мура, а также стихи поэта Пруденция, посвящённые святой Агнессе (всё - вторая половина IV века). Житие святой Агнессы складывалось постепенно и вбирало в себя элементы устного предания.

Согласно преданию, Агнесса росла в знатной римской семье, принявшей христианство. В житии Агнессы говорится о том, как сын римского префекта Семпрония воспылал к ней страстью, однако она отвергла его сватовство, поскольку решила принять на себя обет безбрачия и посвятить себя добродетельной христианской жизни. Разгневанный префект на допросе выяснил, что Агнесса христианка, и поскольку в этот период христиане подвергались гонениям по указам императора Диоклетиана, поставил её перед выбором: или она приносит жертву римским богам или с позором будет отправлена в публичный дом. Поскольку Агнесса отказалась почтить языческих богов, префект велел отвести её в публичный дом нагую. Согласно житию, когда с неё сорвали одежды, волосы Агнессы чудесным образом отросли, так что она смогла закрыться ими. В заточении ей явился ангел - он принёс девушке светлое покрывало. Чудеса продолжились и в публичном доме: все мужчины, пытавшееся изнасиловать девушку, не смогли этого сделать, так как плотские желания у них исчезали, и они со стыдом покидали публичный дом. Незадачливый жених, также посетивший Агнессу, умер, приблизившись к ней, но девушка воскресила его молитвами по просьбе его отца. Агнессу, как колдунью, бросили в костёр, но поскольку костёр не разгорался, один из солдат убил её ударом меча.

Традиция относит дату мученичества Агнессы на 21 января 304 года. Агнесса погибла в юном возрасте (предположительно ей было около 12 лет).

Агнесса была похоронена в римских катакомбах, которые сейчас носят её имя. Голова святой Агнессы находится в реликварии крипты церкви Сант-Аньезе-ин-Агоне.

Прославление

Почитание св. Агнессы возникло в Риме в IV веке, вскоре распространилось по Западной Европе. Над катакомбами, где была похоронена святая, дочь императора Константина Великого Констанция воздвигла в 342 году храм, который был впоследствии перестроен в базилику Сант-Аньезе-фуори-ле-Мура, сохранившуюся до наших дней. Святой Агнессе посвящён ещё один римский храм - Сант-Аньезе-ин-Агоне.

Имя св. Агнессы было включено в Римский канон мессы латинского обряда и в литанию всем святым. Ей были посвящены панегирики св. Амвросия Медиоланского, Августина, Иеронима, для которых Агнесса была символом духовной чистоты. С древности св. Агнесса считается покровительницей девственниц.

День её памяти отмечается в Католической церкви 21 января (ранее память св. Агнессы также отмечалась на Западе 28 января), в Православной церкви 21 января и 5 июля (по юлианскому календарю). Св. Агнесса почитается также в Древневосточных церквях, у англикан и лютеран.

Иконография

Иконографические символы св. Агнессы - белый агнец, изображаемый на руках или рядом со святой, пальмовая ветвь. Агнец - не в честь, образованного от греч. ; agne, «непорочная»; но в честь Христа, которого Иоанн Креститель назвал «агнцем Божьим» (лат. agnus Dei). Святая часто изображается с длинными волосами, закрывающими её тело, а также на костре среди пламени.

Мученичество св. Агнессы было популярным сюжетом у средневековых художников, его изображали в своих работах Андреа дель Сарто, Джотто, Хусепе Рибера (Святая Инесса) и другие.

Традиции

21 января, в день праздника святой Агнессы в римской базилике Сант-Аньезе-фуори-ле-Мура проводится обряд благословения двух агнцев, из шерсти которых будут изготовлены паллии для митрополитов.



Загрузка...