electricschool.ru

Веселые мероприятия для младших школьников. Игровая программа для детей начальной школы. Сценарий

Во внеклассном мероприятии принимает участие весь класс. Можно привлечь родителей. Дети приводят или приносят в класс своих любимых питомцев.

Перед проведением праздника в классе объявляется конкурс рисунка «Мой любимый питомец».

Описание программы

1. Выставка кошек и собак

Начиная внеклассное мероприятие учитель предлагает ребятам представить свои рисунки или поделки (мягкие игрушки).

Затем ребятам предлагается сформировать 2 команды — любителей кошек и собак. Они готовят эмблемы, девизы, вспоминают песни о животных.

Конкурсы оценивает жюри.

Под музыку в класс входят ребята со своими питомцами, они несут их на руках или в корзинках. Питомцы тоже нарядные: на них банты, красивые ошейники. Они делают круг почета и занимают свои места.

Учитель: наши домашние кошки — потомки дикой нубийской кошки, водившейся в Северной Африке. Ее приручили древние египтяне. Они считали кошку священным животным. В ее честь строили храмы, ее изображению приносили жертвы.

В Европе кошки сначала были неизвестны, но потом появились по всему миру. Сейчас больше всего кошек в США — почти 60 млн, но и Россия не отстает. Да и что может быть лучше умного, сильного, доброго кота, хозяйственной кошки!

А теперь задание команде любителей кошек: я предложу вам несколько удивительных фактов из жизни кошек, а вы постарайтесь дополнить мой рассказ.

Кошки никогда не мяукают друг с другом. Этот звук — специально для людей.

Кошка за свою жизнь может иметь больше 100 котят.

Одна пара кошек и их потомки за 7 лет могут произвести 420 000 котят.

Кошки могут издавать около 100 различных звуков. Для сравнения — собаки только 10.

Жираф, верблюд и кошка — это единственные животные-иноходцы, при ходьбе у них идут сначала левые ноги, а потом правые. Такая ходьба гарантирует скорость, проворство и тишину.

Кошачье ухо поворачивается на 180°. В каждом ухе у кошки 32 мускула, чтобы управлять ухом, они используют 12 или более мускулов.

Средняя продолжительность жизни домашней кошки — 15 лет, а дикой — от 3 до 5 лет. Ребята продолжают рассказ учителя и приводят интересные факты о кошках. Затем ребята из команды любителей кошек разыгрывают стихотворение С. Маршака «Отчего кошку назвали кошкой» (монгольская народная сказка).

1-й ученик:

У старика и старухи

Был котеночек черноухий,

Черноухий

И белощекий,

Белобрюхий

И чернобокий.

Стали думать старик со старухой...

Мальчик:

— Подрастает наш черноухий.

Мы вскормили его и вспоили,

Только дать ему имя забыли.

Назовем черноухого

«Тучей» —

Пусть он будет большой

И могучий.

Выше дерева,

Больше дома.

Пусть мурлычет он громче грома!

Девочка:

— Нет, — сказала, подумав, старуха, —

Туча легче гусиного пуха.

Гонит ветер огромные тучи,

Собирает их в серые кучи.

Свищет ветер

Протяжно и звонко.

Не назвать ли нам «Ветром» котенка?

Мальчик:

— Нет, старуха, —

Старик отвечает, —

Ветер только деревья качает,

А стена остается в покое.

Не назвать ли котенка

«Стеною»?

1-й ученик: Старику отвечает старуха...

Девочка:

— Ты лишился на старости слуха!

Вот прислушайся вместе со мною:

Слышишь, мышка шуршит за стеною?

Точит дерево мышка-воришка...

Не назвать ли нам кошку — «Мышкой»?

Мальчик:

— Нет, старуха, —

Старик отвечает, —

Кошка мышку со шкуркой съедает.

Значит, кошка

Сильнее немножко!

Не назвать ли нам кошку «кошкой»?..

Учитель: Молодцы, ребята! А теперь для любителей кошек предлагается 1-й конкурс «Что бы это значило?»

Если вы внимательно следите за повадками своих питомцев, то объясните, что означают эти кошачьи символы или манеры поведения:

1. Уши прижаты к голове. (Подготовка к нападению)

2. Уши наклонены назад. (Предостережение)

3. Уши поставлены вертикально. (Любопытство)

4. Широко раскрытые зрачки. (Страх)

5. Потирание головой о человека. (Любовь, преданность, чистосердечие, жажда ласки)

6. Прищуривание глаз. (Спокойствие или сонливость)

7. Мурлыканье. (Спокойствие)

8. Недовольное мурлыканье. (Болезненное ощущение)

9. Мяуканье. (Приветствие, а иногда просьба)

10. Прерывистое мяуканье, похожее на повизгивание. (Ответ на человеческое обращение.)

11. Непродолжительный крик. (Испуг)

12. Шипение. (Готовность к обороне, предупреждение) Что ж, мы убедились, что команда любителей кошек хорошо изучила повадки своих питомцев.

А в следующем конкурсе могут принять участие обе команды. Итак, 2-й конкурс «Кот и пес» приглашает всех к участию:

1. В каком произведении говорится о неправильном обращении с огнем, что привело к возникновению пожара? («Кошкин дом» С. Михалкова)

2. Как звали пуделя Мальвины? (Артемон)

3. Как звали собаку дяди Федора? (Шарик)

4. Какая главная черта кошек? (Независимость)

5. Собака, которая помогала тянуть репку в русской народной сказке? (Жучка)

6. Герой какого произведения стал зятем короля благодаря протекции кота? («Кот в сапогах» Ш. Перро)

7. Как звали собачку, которую встретил Чебурашка, когда решил пойти в зоопарк? (Тобик)

8. Какой кот самый предприимчивый фермер из известного мультика? (Кот Матроскин)

Учитель: Продолжаем наше шоу. Следующий конкурс «Любимый профиль».

Представителям обеих команд на листах бумаги необходимо нарисовать кошку или собаку, вырезать ее и продемонстрировать зрителям и жюри.

Конкурс может проходить под веселую ритмичную музыку.

А теперь конкурс для команды любителей собак. «Согласны ли вы с этим?»

Теплый нос — признак болезни

На самом деле, если у собаки теплый нос, то, скорее всего, она просто спала — во время сна температура мочки носа повышается. А вот если нос собаки не просто теплый, а сухой, покрыт налетом или коркой, а тем более, если изменилось поведение (не ест, не бегает, скулит), нужно звонить ветеринару.

Собаки не различают цвета

Лишь сравнительно недавно американские исследователи установили, что собаки различают цвета, хотя и не столь хорошо, как люди.

Пасть черная — собака злая

На самом деле чернота пасти свидетельствует лишь о степени пигментации слизистых оболочек рта. Однако «черная пасть» — не пустая примета. Чем сильнее пигментирована пасть, тем прочнее зубная эмаль.

Уши обрывают для злобности

У некоторых пород собак, в частности у кавказских и среднеазиатских овчарок, уши не купируют, а обрывают. Принято считать, что это делается для того, чтобы собаки были более злобными. Кинологи предполагают, что эта операция производилась для уменьшения уязвимых зон у собаки в поединке с волком. Существует и другое мнение: отсутствие ушей позволяло пастуху с первого взгляда отличить собаку от остроухого волка.

Но самое главное то, что собака уже много веков верно служит человеку. Вот как это звучит в стихотворении С. Михалкова «О тех, кто лает»:

На свете множество собак

И на цепи и просто так:

Собак служебных — пограничных,

Дворовых «шариков» обычных,

И молодых пугливых шавок,

Что тявкать любят из-под лавок,

И тех изнеженных болонок,

И ни на что уже не годных

Бродячих псов, всегда голодных.

В любой момент готовы к драке

Псы — драчуны и забияки.

Псы — гордецы и недотроги

Спокойно дремлют на пороге.

А сладкоежки -лизоблюды

Все лижут из любой посуды.

Среди собак любой породы

Есть и красавцы и уроды,

Есть великаны, это доги!

Коротконогие бульдоги

И жесткошерстные терьеры.

Одни — черны, другие — серы,

А на иных смотреть обидно —

Так заросли, что глаз не видно!

Известны всем собачьи свойства:

И ум, и чуткость, и геройство,

Любовь, и верность, и коварство,

И отвратительное барство,

И с полуслова послушанье,

И это все — от воспитанья!

Ленива сытая хозяйка,

И такса Кнопочка — лентяйка!

Бесстрашен пограничник-воин,

И пес Руслан его достоин!

Хозяин пса — кулак и скряга,

Под стать ему Репей-дворняга.

Не зря собака тех кусает,

Кто камень зря в нее бросает.

Но если кто с собакой дружит,

Тому собака верно служит.

А верный пес — хороший друг —

Зависит от хороших рук!

Учитель: Теперь мы убедились, что все ребята хорошо усвоили повадки своих любимых кошек и собак. В последующих конкурсах будут принимать участие обе команды. В итоге мы выясним, кто же обладает большими знаниями о самых близких друзьях человека.

Конкурс «Верите ли вы в приметы?»

Когда кошка умывается, к чему это? (Ожидаются гости.

Собака свернулась клубком. (К холоду)

Собака много спит. (К ненастью)

Собака катается по снегу. (К метели)

Кошка выгибает спину, фырчит. (Почуяла опасность)

Конкурс «Мой любимый питомец»

Обладатели домашних животных должны рассказать о своем питомце, познакомить с его привычками, рассказать забавные случаи.

Конкурс «Вернисаж»

Ведущий говорит о том, что вернисаж — это первый день выставки и сегодня как раз такой день. Юным художникам предстоит нарисовать портрет своего любимца.

Участники рисуют, а все остальные слушают рассказы из рубрики «Знаете ли вы?».

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, что:

Рекордсменка по весу среди кошек весила 19 кг 540 г?

Рекордсменка по ловле крыс кошка Мини в период с 1927 по 1933 г. изловила 12 тыс. 480 крыс?

Самыми богатыми кошками в мире были Ведьма и Домовой. После смерти хозяина, доктора Уильямса Грига из Сан-Диего, они получили в наследство 415 тыс. долларов. Когда они умерли, деньги отошли университету имени Джорджа Вашингтона?

В Петербурге есть памятник собаке?

В Париже есть памятник сенбернару, спасшему 40 человек и погибшему от рук 41-го?

Кошки воспринимают звуковые частоты в диапазоне от 50 до 60 кГц. Собака реагирует на звук частотой около 40 кГц. Человек способен улавливать звуки частотой 20 кГц.

Кошки чувствуют запахи в 14 раз сильнее, чем люди?

Участники демонстрируют свои рисунки.

Литературная дуэль

Назовите произведения художественной литературы, героями которых являются собаки.

«Каштанка» А. П. Чехова, «Артур — гончий пес» Ю. Казакова, «Му-му» И. С. Тургенева, «Белый Бим Черное Ухо» Г. Н. Троепольского, «Лев и собачка Булька» Л.Н. Толстого, «Собака Баскервилей» Л.К. Доила, «Трое в лодке, не считая собаки»Дж. К. Джерома, «Белый пудель» Л.И. Куприна, «Барбос и Жучка», «Бобик в гостях у Барбоса» Н. Н. Носова)

Конкурс «Объясни выражение»

Ребята должны истолковать выражения:

. «Жить как кошка с собакой».

. «Кошачий концерт».

Конкурс «Кто кого переиграет»

Представители от команд инсценируют вместе со своими питомцами отрывки из произведений или демонстрируют достижения своих кошек (собак).

Подвижные конкурсы «Поиграй-ка»

Проводится подвижная игра «Кот в сапогах». Ребята каждой команды выстраиваются в колонну друг за другом. Участники по очереди должны добежать до отметки в обуви большого размера и обратно. Побеждает команда, быстрее выполнившая задание.

Игра «Пронеси, не урони!» Участники по очереди несут на ладони листок бумаги, на котором нарисованы собачка или кошка. Побеждает команда, быстрее выполнившая задание.

По окончании игровых конкурсов учитель определяет команду-победительницу и проводит награждение учеников.

Символы России

Сценарий исторического экскурса

По государственным символам России

Для детей младшего и среднего школьного возраста.

Ведущий (1). Здравствуйте, ребята!

Меня зовут …. Назовите, пожалуйста, громко и все разом ваши имена… А теперь фамилии... Название города, в котором вы живете… Название страны…

Все вы знаете, что при рождении каждому человеку дается имя. Семья, в которой вы проживаете, имеет свою фамилию, город и страна - название.

А вот скажите, как ничего не говоря, не произнеся ни одного слова, можно сообщить о чем-то очень важном и значимом другим людям, живущим даже где-то очень далеко и не знающим о вас ничего? Например, как можно сообщить о своей стране (о России), причем это «сообщение» обязательно должно иметь смысл. (Предположения ребят.)

С тех пор как на Земле появился человек, у него возникла потребность выражать свое отношение к окружающим его предметам и миру. И, как ни странно, способов «рассказать» о чем-то, не проронив ни слова достаточно. Это пантомима, танец, знаки (у знака много синонимов ).

Посмотрите внимательно на эти слайды и скажите, что обозначают эти знаки (символы, эмблемы, гербы)? (С лайды № 2,3 ).

Если вы обратили внимание: на слайдах изображены простые и сложные знаки. Просматривая одни, можно легко сообразить, что они обозначают, другие же знаки вызывают много вопросов.

Понятными, не требующими особых разъяснений являются эмблемы и символы (нотный, медицинский, спортивный знаки; эмблема правосудия – Фемида с мечом и весами в руках; Год семьи и Год молодежи ).

Сложные знаки , которые нуждаются в особом пояснении - гербы , например, гербы городов, стран (гербы городов Москва и Дубна, герб континента Австралия ).

Скажите, что символизируют (обозначают) изображенные знаки и чему посвящены? (Предоставить возможность ребятам самим поработать со знаками: определить их принадлежность к областям знаний и назвать .)

Сегодняшняя наша встреча связана с календарной датой, которая отмечается в России с 1994 года 12 июня – это День России, или День принятия Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации.

Суверенитет - souverainete – это верховенство и независимость государственной власти , которая проявляется во внутренней (политическая, экономическая, социальная, духовная функции) и внешнеполитической деятельности государства . Иными словами, можно сказать, что государство берет на себя заботу о том, чтобы никто не посягал на свободу страны, защищает территориальную целостность России; заботится о благоприятных условиях проживания и благосостоянии своих граждан, поддерживает пожилых, инвалидов, детей, студенчество и др.; решает вопросы, связанные с образованием, культурой, наукой…

Наша страна занимает огромную территорию, она граничит с восемнадцатью странами мира, никакое другое государство не имеет такого количества стран-соседей. В ее состав входит 83 субъекта . Москва - один из 20 наиболее крупных городов мира. Ребята, а знаете ли вы отличительные государственные знаки России, которые помогают всем, в том числе и жителям других континентов, понять (даже при беглом взгляде на них), о какой стране идет речь?

Кто из вас знает такие российские государственные символы и может их назвать? (Предположения ребят.)

Действительно, Россия, впрочем, как и все государства мира, начиная с XVI века, имеет свои отличительные знаки. Правда, по ходу истории эти государственные символы претерпевали определенные изменения или дополнения.

Официальные государственные символы России - флаг, герб, гимн (слайд № 5 ).

Флаг России (номер в Геральдическом регистре РФ : 2).

Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из трех горизонтальных равновеликих полос: верхней - белого, средней - синего, нижней - красного цветов. Отношение ширины флага к его длине 2:3. Кстати, официально бело-сине-красный флаг был утвержден как государственный флаг России только в 1896 году (накануне коронации последнего российского царя Николая II).

(До этого государственным флагом Российской империи считался черно-желто-белый флаг, а бело-сине-красный флаг со времен Петра I был торговым или коммерческим флагом России.)

Официального толкования значения цветов флага России не существует.

Неофициально чаще всего встречаются такие трактовки цветов:

белый цвет – цвет свободы и независимости, мира, чистота, непорочности, совершенства;

синий цвет - цвет Богоматери, под покровительством которой находится Россия, цвет веры и верности, постоянства;

красный цвет – цвет державности, энергии, силы, крови, пролитой за Отечество.

Ребята, а как вы думаете, существуют ли какие-то правила по использованию флага? И если существуют, то какие?

(Предположения ребят.)

Действительно, существует Федеральный конституционный закон о государственном флаге РФ, в который входит целый свод правил по использованию государственного флага РФ.

Например.

1. Закон четко описывает соотношение длины, ширины, а также цветов флага России.

2. На каких зданиях флаг должен быть поднят постоянно (на зданиях органов исполнительной власти, на резиденциях полномочных представителей Президента РФ Российской Федерации и др.), на каких только в дни государственных праздников (на мачтах, флагштоках, зданиях органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий… на жилых домах).

3. При каких обстоятельствах поднимают или устанавливают флаг (во время официальных церемоний и других торжественных мероприятий, проводимых федеральными органами государственной власти и органами местного самоуправления) и порядок его размещения .

4. Где можно изображать флаг РФ (на воздушных гражданских и военно-транспортных судах, летающих за пределы России; на космических аппаратах, кораблях, катерах и судах Пограничной службы РФ; речной судоходной инспекции; используется в качестве элемента или геральдической основы государственных наград Российской Федерации, а также геральдических знаков - эмблем и флагов федеральных органов исполнительной власти).

5. Как нужно обращаться с флагом России (использование Государственного флага Российской Федерации с нарушением закона, надругательство над флагом РФ влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации).

Гимн России . Гимн, также как и другие символы государственности, претерпевал со временем изменения. Так например, с XVIII века по настоящее время, Россия слышала восемь разных гимнов (неофициальный « Гром победы, раздавайся!» (( - ), « » ( - ), « Боже, Царя храни! » и др.). Последний из них был принят 07.03.2001 года (музыка , слова ). (Прослушать музыкальный фрагмент гимна.)

Ребята, кто из вас знает, в каких случаях звучит гимн РФ? (Предположения ребят.)

Гимн, так же как и флаг, имеет по ФЗ правила обращения и использования.

Например, гимн звучит:

1) при открытии памятников и памятных знаков;

2) при открытии и закрытии торжественных собраний, посвященных государственным праздникам Российской Федерации;

3) во время иных торжественных мероприятий, проводимых государственными органами, органами местного самоуправления, а также государственными и негосударственными организациями.

Самым сложным для понимания из всех российских символов является символика герба (от немецкого слова «эрбе» - наследство).

Герб России (номер в Геральдическом регистре РФ : 3).

Государственный герб России - четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим верх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного дракона.

Ребята, кто из вас знает, что за символы изображены на гербе России, и что каждый из них обозначает? Кто знает историю происхождения российского герба?

(Рассказ ведущего с просмотром слайдов №№ 6-9.)

Золотой двуглавый орел на красном поле сохраняет историческую преемственность в цветовой гамме гербов конца XV - XVII века (слайд № 6 ).

Над головами орла изображены три исторические короны Петра Великого:

Центральная символизирует суверенитет (независимость) всей Российской Федерации,

Две (слева и справа) – независимость ее частей (субъектов Федерации).

В лапах орла атрибуты:

Скипетр (посох, жезл) - почетный знак, символизирующий владычество;

Держава (золотой шар), олицетворяющий государственную власть.

В центре герба размещен всадник на белом коне в синем плаще - Георгий Победоносец, поражающий копьем дракона (из древних символов борьбы добра со злом, защиты Отечества).

Немного истории . Упоминание о первых гербах встречается у народов древнего мира в III тыс. до н.э. (Персия, Египет, Древняя Греция…). Так, например, археологами было найдено изображение двуглавого орла на камне на территории Хеттского царства (между Черным и Средиземным морями). Сама символика, изображающая орла, пришла к нам с Востока (слайд № 7 ), но первые гербы на Руси появились в XVI – нач. XVII веках под влиянием Запада (связано с рыцарством).

В России этот символ впервые появился на государственной печати Великого князя Ивана III в 1497 году .

Печать была двусторонняя: на лицевой стороне изображался всадник, поражающий копьем змея - символ великокняжеской власти, а на оборотной стороне - двуглавый орел (слайд №8 ). Появился этот символ после заключения брака Иоана III с Софьей Палеолог, которая была внучкой последнего византийского императора Константина. Двуглавый орёл был их родовым гербом.

При Василии III (сын Великого князя Ивана III) у двуглавого орла появились высунутые языки, как с имвол того, что из молодого орленка птица превратилась в орла и может постоять за себя (за предшествовавшие годы Русь освободилась от Золотой орды и российские княжества были собраны воедино).

При Иване Грозном (1533-1584) две маленькие короны были заменены на одну большую царскую корону, увенчанную крестом, показывая, что выше царя только Бог. На земле же правит только он - Царь . На груди орла был помещен знак Московских князей: герой, побеждающий дракона. Как будто всадник - это сам Иоанн Грозный, а дракон - это все его враги.

(При Иване Грозном было завоевано столько земель, что Россия стала самой большой страной: были захвачены Казанское и Астраханское царство, присоединена Сибирь.)

При Михаиле Романове (1613-1645) орел распустил крылья , как будто проснулся после тяжелого времени, и вместо одной короны появились три , что означало Святую Троицу.

При Алексее Михайловиче Романове (1645-1676) в лапах орла появились скипетр и держава , как знак абсолютной монархии. Скипетр - знак закона, а держава - символ власти и порядка.

При Петре I (1682-1725) короны стали императорские, их соединила синяя лента; на груди орла появилась цепь с ордена Андрея Первозванного. Этот орден был учрежден Петром за высшие заслуги. Орел стал изображаться черным, а не золотым, по примеру европейских государств.

При Николае I (1825-1855) был возвращен старый вид герба. В его царствование Россия стала такой огромной, какой не была раньше. Он гордо поместил на герб маленькие гербы самых важных Российских земель (слайд №9 ).

За основу современного герба взят герб Петра I. Но двуглавый орел золотого цвета, а не черного, и помещён он на красном геральдическом щите. Это сочетание цветов было утверждено президентом в 1993 году.

Ведущий (2).

Ребята, вы познакомились с государственной символикой России. Узнали, что обозначает и для чего она нужна. Сможете ли вы ответить теперь на вопросы блиц-игры «Российская символика». (Игра № 1 , приложение №1 . и слайд №10 )

Ведущий (1). Итак, вы сегодня совершили исторический экскурс по государственным символам России…

Но на дворе лето, у вас каникулы и мы в библиотеке!!!

Такое стечение сразу трех важных обстоятельств дает нам возможность провести конкурс творческих работ, который будет иметь отношение к символике, но не государственной, а сказочной – это литературно-творческий конкурс по сказкам - «Страна " Читалия " ».

Задание сложное! Вы должны правильно и с точностью исполнить предложенные условия. (Игра-конкурс № 2 , приложение № 2 )

Ведущие (1,2).

Награждение самых активных участников блиц-игры и победителей лучших конкурсных работ.

Итак, многие из вас узнали что-то новое, а кто-то освежил свои знания. Вы проявили активность, интеллектуальные и творческие способности. Еще раз поздравляем вас с наступившими каникулами и желаем хорошо отдохнуть!

Литература:

Фоли Д. Энциклопедия знаков и символов. – Москва, 1996. – 432 с.

Соболева Н.А., Артамонов В.А. Символы России. – Москва, 1993. – 208 с.ил.

Соболева Н.А. Российская городская и областная геральдика XVIII-XIX вв. – Москва, 1981. – 261 с.

Обществознание: общество, государство и право. Учебное пособие для абитуриентов юридических ВУЗОВ. – Москва. 2004. - 318 с.

Электронные ресурсы:

▪ Геральдика.ру: http://geraldika.ru/symbols/22

▪ Государственные символы Российской Федерации:

http://www.gov.ru/main/symbols/gsrf1.htm

▪ История герба – история России: http://web.redline.ru/ivan/

▪ Праздники России: http://www.calend.ru/holidays/russtate/

▪ Googl, картинки, герб России:

http://www.google.ru/images?um=1&hl=ru&newwindow=1&tbs=isch:1&btnG=%D0%9F%D0%BE%D0%B8%D1%81%D0%BA+%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%BA&q=%D0%B3%D0%B5%D1%80%D0%B1%20%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8

▪ Россия:

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F#.D0.9A.D0.B8.D0.B5.D0.B2.D1.81.D0.BA.D0.B0.D1.8F_.D0.A0.D1.83.D1.81.D1.8C

▪ сайт ЦБ №202 им.Гагарина.

Приложение № 1.

«Российская символика» - блиц-игра № 1

1. Что обозначает слово «геральдика»?

Геральдика [от ново-латин. heraldus - герольд] (науч) - описание гербов и их истории.

2. Что является главными отличиями каждого государства, символами его суверенитета?

В каждой стране существует триединство символов: герб, флаг, гимн.

3. Для чего нужны государственные символы?

Государственные символы (флаг, герб, гимн) помогают идентифицировать (узнать) страну среди других стран мира. С появлением опасности или в радостные минуты (например, спортсмены выигрывают на Олимпийских играх медали или занимает певец 1-е место на Евровидении) государственная символика помогает гражданам почувствовать свою общность, единство, сплотиться в одно целое.

4. Какие символы изображены на гербе России?

Двуглавый орел, короны над головами орла, скипетр и держава, всадник, поражающий копьем змея.

5. Что символизирует собой орел?

В древнегреческой мифологии орел символизировал источник света, плодородия и бессмертия.

6. Куда на гербе смотрят головы орла?

Две головы орла напоминают об исторической судьбе России, соединяющей Восток и Запад. Соответственно и смотрят они на Восток и Запад.

7. Какими знаками наивысшего уважения сопровождается исполнение государственного гимна?

Государственный гимн – один из главных символов страны, поэтому при проведении торжественных мероприятий его исполнение сопровождается знаками наивысшего уважения – все присутствующие встают, а военные отдают честь или салютуют оружием .

8. Какая история связана с всадником, изображенным в центре герба России?

На груди орла красуется щит с изображением святого Георгия, Георгия Победоносца.

По преданию, в некотором царстве-государстве жители отдавали на съедение дракону (змею) своих детей. Так они спасали свою землю от разорения. Однажды настал черед царской дочери. И тогда появился в той стране молодой воин по имени Георгий. Он вступил в поединок со змеем и победил его.

Издревле змей считался олицетворением зла, образом врага. Воин (Георгий Победоносец) - символ защиты родной земли от врагов.

Изображение Георгия Победоносца стало гербом столицы нашей Родины - Москвы.

9. Где в повседневной жизни мы встречаем изображение государственных символов?

Государственные символы мы встречаем: на государственных документах (паспорте, свидетельстве о рождении, аттестате, вузовском дипломе, грамотах), правительственных наградах, денежных знаках, печатях и др.

10. Самый сложный вопрос для настоящего эрудита.

Вы сегодня много раз слышали слова «герб», «флаг», «гимн», «символ», «эмблема», «знак». Кто из вас сможет назвать понятие, которое в этом ряду вбирает в себя все остальные понятия? (Знак.)

Какое понятие из этого ряда является самым сложным, требующим особых разъяснений? (Герб.)

Приложение № 2.

«Страна «Читалия» - литературно-творческая игра № 2

Это творческое задание на внимательность, сообразительность, а главное условие – это как можно точнее отобразить услышанное.

Представьте себе и попробуйте изобразить в виде сказочного литературного символа то, что сейчас услышите.

Литературная сказочная страна «Читалия» находится на далеком книгообразном острове . Добраться туда сложно, ведь остров окружен тремя морями (разного цвета) и огромной двузубчатой скалой .

Живут в этой стране только герои известных сказок да волшебные живые и неодушевленные помощники , с помощью которых часто преодолевают разные сказочные трудности. Да вот незадача: героям острова сложно заявить о себе, своей стране другим героям литературного мира – мира поэм, рассказов, стихотворений, басен. Сказочным героям нужна помощь!

Представьте себе, что вы можете помочь жителям «Страны «Читалия». От вас всего-навсего требуется символически изобразить эту страну сказок и приключений.

Задание. Нужно создать такой символ сказочной страны , который поможет любому человеку понять:

1. что он видит именно литературную с трану «Читалию» (надпись «Сказочная» или «Литературная страна «Читалия») ;

2. показать географическое местонахождения (описание положения ) страны;

3. нужно вспомнить и внутри эмблемы изобразить те волшебные предметы или живых существ , которые в следующих сказках помогали героям преодолевать разные трудности :

- «Приключения Буратино» (золотой ключик) ,

- «Волшебная лампа Алладина» (лампа) ,

- «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» (зеркальце) ,

- «Сказка о рыбаке и рыбке» (золотая рыбка).

От того, насколько вы точно изобразите символ страны, зависит будущее героев острова.

Итак, «поехали»!

(Послушать описание, которое будет сопровождать рассказ об эмблеме .)

Синонимы слова «знак» - значок, мета, клеймо, штемпель; буква, цифра, черточка; девиз, лозунг, символ, эмблема, вензель, герб, кокарда, монограмма, шифра, марка, этикет, ярлык; след, отпечаток, оттиск, рубец, шрам и др.

«Герб» в отличие от «символа», «эмблемы» всегда находится во временных рамках и принадлежит определенной прослойке, социальному образованию...

Верховенство государственной власти выражается в том, что государственная власть универсальна, а ее воля и веления распространяются на всех. Государственная власть проявляется так же в ее прерогативе, т.е. праве отменять, признавать неправомерным любое веление другой общественной власти.

Когда начинаются каникулы, не суть важно, зимой или летом, у школьников оказывается очень много свободного времени, большую часть которого они проводят у компьютера и телевизора. И бывает не так просто оторвать ребенка от экрана и монитора. Какие мероприятия для школьников можно предложить, чтобы им было интересно, взамен электронных развлечений? Таких достаточно много.

Что заинтересует младшего школьника?

Среди культурно-развлекательных мероприятий на каникулах многие можно организовать самим, добавив немного фантазии.

Поход в городской зоопарк - интересное мероприятие для младших школьников, особенн, если в зоопарке проводятся различные праздники или отмечаются дни рождения животных. Можно в подарок каждый раз преподносить угощение очередному имениннику.

Собрать скучающую детвору и поиграть в самые популярные игры из детства родителей и бабушек: резиночка, вышибала, слон, цепи, съедобное-несъедобное и другие.

Чтобы ребятня не заскучала, родителям можно устроить следующие мероприятия на каникулах. Пригласить в гости друзей ребенка, можно вместе с родителями. Тогда можно устроить футбольный семейный матч, а также сражение в дартс или прыжки в мешках.

Участие ребенка в любой группе, игры со сверстниками помогут развить навыки общения, найти общие интересы, а также лучших друзей.

А если учителям договориться с руководством различных предприятий и свозить туда ребятню - дети очень этому обрадуются. Такими мероприятиями могут быть поездки на кондитерскую фабрику, на производство мороженого, фабрику елочных игрушек, хлебзавод и многие другие. Ребята своими глазами увидят, как рождается свежеиспеченная булочка, каким потоком идет карамельная или шоколадная масса и как ловко орудуют автоматы и профессионалы на таких фабриках. А стеклодувы вместе с художниками поразят детишек своим мастерством и творчеством, изготавливая елочные украшения.

Лагерь - находка для занятых родителей

Ребенка можно отправить в лагерь, где ему точно не будет скучно среди сверстников, а родители могут не нервничать по поводу его досуга. Часто летом набираются дневные школьные лагеря. Тщательно продуманные культурно-развлекательные мероприятия, поездки, тематические сценарии для личностного и творческого развития каждого ребенка, активные и интеллектуальные игры - все это поможет провести время и с пользой, и весело.

Кроме школьных сейчас очень много других тематических лагерей, от спортивных до языковых. В них дети не только отдыхают в комфортных условиях, укрепляются физически, но и изучают иностранные языки, учатся быть успешными и коммуникабельными, познают много нового и интересного. Разрабатываются целые сценарии мероприятий для школьников разного возраста. Многие ребята после лагеря остаются друзьями, общаются между собой и стремятся снова вернуться в полюбившиеся места на следующее лето.

Неделя мастер-классов

Среди школьных мероприятий проведение такой недели или даже одного дня станет очень интересным. Идея мероприятия в том, что в эту неделю или несколько дней некоторые уроки в школе будут вести известные люди, мастера своего дела, яркие профессионалы. Можно пригласить на урок физкультуры известного спортсмена или тренера, настоящий экскурсовод проведет урок истории, о физических явлениях расскажет настоящий физик-практик, а химик покажет самые интересные опыты.

Кондитер научит девочек украшать торты, а опытный столяр проведет мальчикам мастер-класс по созданию чудес из дерева. Можно пригласить работников самых интересных профессий. Такие уроки запомнятся всем без исключения, а может, и повлияют на выбор будущей профессии.

Письмо в будущее

Отличная идея для выпускного класса. Старшекласникам следует сочинить творческое письмо с прогнозами и пожеланиями на будущее, которое затем оставить в школе или запечатать и спрятать до определенной даты спустя 5-10-20 лет. Письмо создается в виде коллажа, газеты, украшается фотографиями и рисунками. Главное, запечатлеть на нем весь состав класса с его особенностями, пожеланиями и мечтами. Такое письмо интересно прочитать на юбилейной встрече и сравнить реальные успехи с запланированными. Это будет отличной мотивацией для каждого участника.

Аллея уходящего детства

Самое полезное и благородное из мероприятий для школьников. В один весенний день старшеклассники совместно с лесхозом сажают аллею уходящего детства, присваивают ей имя, отражающее характер класса. В будущем на такую аллею можно привести своих деток и даже внуков.

Школьные годы - это прекрасная пора между детсадовским временем и студенчеством. Школьников уже нельзя так поразить и насмешить, как наивных малышей, можно лишь слегка разыграть. И так как они народ веселый и сами не прочь разыграть друзей и учителей, можно чаще устраивать такие развлекательные школьные мероприятия, как КВН, веселые фестивали, всевозможные конкурсы и викторины. Например, День смеха 1 апреля можно провести по определенному сценарию.

Сценарий ко Дню смеха

Готовится вся школа заранее к мероприятию, чтобы 1 апреля можно было определить победителей в конкурсе на самый смешной коллаж, украсить коридоры веселыми плакатами, шуточными стрелками и шаржами, а смешными названиями наименовать все школьные классы и помещения.

На входной двери школы можно наклеить объявление «Без улыбки не входить», гардеробную назвать «Затерянный мир», директорский кабинет - «Комнатой страха», а кабинет завуча - «Комнатой разбора полетов». Учительскую переименовать в «Террариум единомышленников», химический кабинет - в «Нарколабораторию», кабинет географии -в « Турагентство», а на медпункте написать - «Кто не сбежал, того долечим». Спортзал можно переименовать в « Забегаловку». При входе в столовую написать «Зал подзаправки».

Проведение школьной линейки тоже должно быть особым в этот день. Каждому классу будет задание построиться на линейке согласно особым правилам:

  • построиться по весу;
  • средним классам выстроиться по длине волос;
  • старшим классам - в алфавитном порядке;
  • выпускникам построиться по результатам экзаменов;
  • учителям выстроиться по росту.

Награду получит та команда, которая быстрее с этим заданием справится.

Розыгрышей, конкурсов, юморин, викторин в День смеха можно придумать множество. По итогам праздника класс-победитель награждается переходящим кубком юного юмориста, а лучшим участникам вручаются билеты на комедийный фильм или юмористическое шоу. Одно условие - шутки должны быть не обидными, веселыми и смешными.

Фильм о своем классе

Наверняка у каждого из одноклассников сохранились видео или фото интересных событий из школьной жизни, и к выпускному из них можно сделать фильм о классе целиком и о каждом в отдельности. Из собранного материала можно смонтировать ролик о подрастании и взрослении каждого. Для этого нужно время и творческий совместный подход, фильм можно озвучить, рассказать о каждом из одноклассников. Работа непростая, но результат превзойдет все ожидания и будет интересен всем - и учителям, и родителям, и конечно же, самим повзрослевшим школьникам.

Собираемся в поход

Когда пыльный город вызывает раздражение, а душа рвется к неизведанным тропинкам, старшеклассники собираются в походы. Это незабываемые мероприятия для школьников и не только. Будет это 10-дневный маршрут по бескрайним Карпатам или пробежка выходного дня по соседнему лесу, поход всегда оставляет в памяти лучшие воспоминания, если к нему как следует подготовиться. Слияние с природой, познание мира, расширение кругозора, развитие выносливости, взаимовыручки, самостоятельности - достоинства туризма трудно переоценить. Часто учителя организовывают сами такие школьные мероприятия, которые дети просто обожают. Отправляясь с одноклассниками или друзьями в поход, следует учесть основные факторы подготовки к встрече с природой:

  • Понадобится подходящая для похода обувь и одежда.
  • Следует запастись любым средством от комаров и клещей.

Отправляясь в поход, не следует забывать об аптечке с самыми необходимыми медикаментами, такими как йод и зеленка, нашатырный спирт, марганцовка, резиновый жгут, стерильные бинты и вата, жаропонижающее средство, валидол, нитроглицерин, болеутоляющие средства, лекарства от расстройства и спазмов в желудке.

Разнообразие мероприятий

Готовясь к школьным мероприятиям, следует помнить, что для любого з них должен быть придуман интересный сценарий. Сейчас очень популярными стали школьные вечеринки, сценарии которых основываются на интересных сюжетах из полюбившихся телепередач, фильмов и мультфильмов, где задействованы известные всем герои. Нужно устраивать веселые мероприятия, придумывать праздники, которых нет в календаре, устраивать флэшмобы и много других танцевальных конкурсов с разными стилями танца.

КВН — это веселая, увлекательная игра, которая вполне подойдет школьникам. Кто как не школьники подмечают все интересные события школьной жизни? Только они со своей неуемной фантазией подметят самые веселые факты, происходящие вокруг. КВН — это скорее образ жизни, и если школьники начинают в него играть, они должны чувствовать себя самыми веселыми и находчивыми.

Квест - одно из интересных мероприятий на каникулах, это командная игра, в которой ребята - главные герои захватывающего сюжета и им предстоит выбраться из замкнутого помещения, решая задачки, головоломки, проявляя внимательность и смекалку.

Мероприятий для школьников очень много, всех не перечислить, главное условие - ребятам должно быть интересно, ведь каждый из них - личность, пусть и подрастающая. Подвижные, активные или настольные интеллектуальные - все эти развлечения не только скрасят досуг и не дадут заскучать, но и помогут приобрести новые навыки, которые пригодятся во взрослой жизни. Главное - не давать уму и телу лениться и продолжать совершенствоваться и в будущем, покинув школьные стены.

Развлекательное мероприятие «Детскотека».

Подготовлено учителем начальных классов МАОУ СОШ №58 г. Улан- Удэ Афанасьевой Светланой Анатольевной.

Цель: разнообразие досуга детей.

Задачи: развивать навыки свободного общения, показать пример культурного отдыха, способствовать сплочению детского коллектива.

Ход мероприятия.

    Организационный момент. Вступительное слово ведущего:

– Ребята, мы пригласили вас на детскотеку, которая называется «Кузнечик». А назвали её так потому, что вы будете здесь весело играть, танцевать и прыгать, как кузнечики.

Раз у нас сегодня детскотека, мы обязательно сегодня будем танцевать. Все- мальчики и девочки, кто умеет это делать, и кто пока ещё не очень уверен. Круг, в котором мы будем танцевать, волшебный – здесь всё и у всех получается!

    Танцевальная программа.

1)- Есть такой танец, который умеют танцевать все дети, в том числе и вы, ребята. Он называется «Утята». Кто знает движения, выходите в центр. Вот и хорошо, а теперь все вместе!(клювики- крылышки- хвостики- 4 хлопка- идут шагом с подскоками по кругу, и всё сначала)

2)- Все вы танцевали очень хорошо. Не расходитесь, пожалуйста. Сейчас мы будем танцевать ещё один хорошо знакомый танец. Узнали музыку? («Ламбада») Кто может показать движения? Отлично! А теперь все вместе!

3)- А сейчас я предлагаю поиграть в «Ромашку». Займите, пожалуйста, свои места, мальчики, пропустите вперёд девочек. Все расселись? На лепестках волшебной ромашки написаны задания. Главное правило- нельзя отказываться от выполнения задания.

* Отгадай: чего в сундук не запрёшь?(луч солнца)

* Без рук, без ног, а в гору лезет.(тесто)

* Спеть песню.

* Полученный приз подарить девочке (девочка- мальчику).

* Скороговорка: повтори 10 раз «Король- орёл».

* Пригласить на вальс девочку (мальчика).

* Рассказать сказку «Курочка- Ряба» с помощью пантомимы.

* Изобразить сказочного героя так, чтобы узнали зрители.

* Нарисовать с завязанными глазами машину.

* Нарисовать с завязанными глазами кота.

* Отгадай: почему утка плавает?

* На какое дерево садится ворона после дождя?

4)- А сейчас я снова приглашаю вас в круг. Первыми- девочки, затем выходят мальчики. Танец- игра: пока звучит музыка, все танцуют. Музыка остановилась- все замерли. Кто первый пошевелился, выбывает из танца.

5)- Конкурс лучших танцоров среди оставшихся пяти ребят! Кто кого перетанцует?

6)- А теперь танец «Приглашение с призом»: в середине зала стул, на него садится девочка (мальчик), в руках у неё приз. Приглашать можно только того, кто сидит на этом стуле. Сидит девочка- приглашают два мальчика, и наоборот. С одним она идёт танцевать, другой садится с призом и т. д. Приз достаётся тому, кто по окончании музыки сидит на стуле.

7)- Чтобы вас развеселить, предлагаю сыграть в хороводную игру «Шла девица по дорожке» (девочки образуют внутренний круг, а мальчики- внешний. Лицом друг к другу идут в разных направлениях, приговаривая:


Две серёжки, два кольца, обними-ка молодца. – останавливаются и обнимаются;
Шла девица по дорожке, обронила две серёжки
Две серёжки, пять колец, обнимай же, молодец!- то же.

8)- Будем ещё танцевать? Тогда приглашаю в круг. Вальс! (девочки образуют внутренний круг, а мальчики- внешний. Стоя лицом друг к другу, держась за руки, покачиваются: 1,2,3, на носочек, 1,2,3, на носочек, хлопнули, и разошлись- мальчики делают приставной шаг вправо, а девочки покачиваются на месте. Так происходит смена партнёров, и всё сначала).

8)- А сейчас последний танец. «Приглашение во время танца», главное правило: нельзя отказываться.

3. Прощание.

До свидания, вы очень хорошо танцевали! Не забудьте, первыми выходят девочки.

Цели и задачи:

Развитие интеллектуальных и коммуникативных способностей младших школьников, сплочение классного коллектива, активизация культурного досуга ребят;

Воспитание уважения к русским народным обычаям, традициям и национальному фольклору.

Учитель заранее готовит ребят для ролей: Затейников, Хозяина и Хозяйки, Молодца и Девицы. Если есть возможность, ребятам лучше подготовить русские народные костюмы или некоторые элементы русских национальных костюмов. Необходимо также подготовить аудиозаписи веселой музыки, пригласить баяниста. Для поощрения ребят приготовить символические сувениры, например, баранки и конфеты. По возможности празднично украсить классную комнату элементами русской горницы. Можно сделать выставку картин, рисунков или поделок русского народного творчества.

На классный час пригласить представителей родительского комитета класса.

Описание классного часа

Выходят Затейники.

1-й затейник:

Ах, как весело, друзья,

С шуткой и весельем!

Мы ребята хоть куда,

Лишь бы не безделье!

Я затейник-весельчак,

Игр я знаю много.

Кто отправится сейчас

С нами в путь-дорогу?

2-й затейник:

Мы затейники вдвоем

Много сказок знаем.

Песни вмести мы споем,

В игры поиграем.

Не скучайте, не ленитесь,

В путь-дорогу соберитесь,

Веселей, смелей, друзья!

Нам сейчас скучать нельзя!

1-й затейник:

Мешкать нечего, пора!

Начинается игра.

Конкурс первый начинаем

И в загадки приглашаем.

Конкурсно-игровая ситуация «Веселые загадки»

Учитель : Ребята, я надеюсь, вы уже догадались, что сегодняшний классный час необычный. Наши гости — веселые затейники. Вся сегодняшняя конкурсно-развлекательная программа будет состоять из розыгрышей и загадок, конкурсов и игр, русских народных потешек и забав.

Ну, не будем терять времени и отправимся на первую игровую ситуацию, на которую нас пригласили веселые затейники, — «Веселые загадки».

Суть нашего первого конкурса состоит в том, чтобы быстро ответить на вопросы-загадки. Вопросы легкие, поэтому и отвечать нужно быстро. Кто больше даст правильных ответов, тот и побеждает.

Музыкальный инструмент, по которому бьют палочками. (Барабан)

Что ты любишь получать на праздники? (Подарки)

Как иногда называют электропровод? (Шнур)

Осенний знак зодиака, похожий на девчонок? (Дева)

Часть суток, во время которых можно поиграть? (День)

Вид холодного оружия, которым любят размахивать разбойники. (Сабля)

Главная героиня книги «Волшебник Изумрудного города». (Элли)

Как иногда называют шум в классе? (Гомон)

Место хранения холодного оружия, из которого перед боем его обязательно вытаскивают. (Ножны)

Что собирает филателист? (Марки)

Какой напиток готовят из кобыльего молока? (Кумыс)

Как называется виноградная ветвь? (Лоза)

Что приносит рыбак домой? (Улов)

Любимое детское лакомство в яркой обвертке и планета Солнечной системы. (Марс)

Порода собак, отличающаяся большой силой и с «некрасивой» внешностью. (Бульдог)

В аптечке он всегда должен быть, чтобы перевязать рану. (Бинт)

Нижняя часть платья, задирать которую неприлично. (Подол)

Как по-другому можно назвать чудо? (Диво)

Как называли самых близких друзей Белоснежки? (Гномы)

Что нужно загорающим, кроме моря и солнца? (Пляж)

В какой стране женщины носят сари и любят музыкальные фильмы? (Индия)

Чего боятся грязнули? (Мыло)

. «Сказка ложь, да в ней...»? (Намек)

Учитель и затейники подводят итоги и поощряют победителей.

Игровая ситуация «Уважительная причина»

Учитель: А эту игру мы предлагаем запомнить и провести в домашних условиях с родителями или друзьями.

Условия проведения шуточной семейной игры «Уважительная причина»:

1. Заранее готовятся 2 конверта (или мешочка). В первом лежат карточки, на которых написаны варианты различных действий, во втором — перечень причин, по которым эти действия не были выполнены.

2. Участник вытаскивает карточку из первого конверта и говорит: «Я не...» — далее зачитывает действие. Затем вытаскивает карточку из второго конверта и зачитывает причину: «Потому что...» (Возможен вариант игры, где «действия» зачитывает один ученик, а «причину» — другой.)

Действия:

Вымыл посуду.

Позвонил соседке (соседу) по школьной парте.

Поздравил друга с днем рождения.

Купил продукты.

Выиграл в лотерею.

Заплатил за квартиру.

Построил дом.

Сидел в выходные и праздники дома.

Получил премию.

Покормил маму и папу.

Написал письмо.

Отдал долг соседу.

Причины:

Работать не люблю.

Было не с кем.

Люблю пешие прогулки.

Погас энтузиазм.

Не было холодной воды.

Помешала мама (папа).

Захотелось повредничать.

Украли деньги из сейфа.

По жизни не везет.

Гадалка нагадала этого не делать никогда.

Было хорошее настроение.

Плохо себя чувствовал.

Хотелось себя порадовать.

1-й затейник:

Вот на наш веселый час,

Наш фольклор придет сейчас.

В старину он вас отправит

Вспомнить многое заставит:

Поговорки, прибаутки,

Сказки русские и шутки.

2-й затейник:

Открывай пошире двери,

Приглашаем на веселье!

Фольклорная шуточная ситуация «Русские посиделки»

Входят Хозяйка и Хозяин в русских народных костюмах. Хозяин: Поудобнее садитесь.

Не спешите, соберитесь.

Приглашает вас фольклор

На старинный русский двор!

Хозяйка:

И гостей и всех ребят

Приглашаем на обряд.

Как давненько наши предки

Собирали посиделки.

Так бывало на Руси.

С шуткой ели калачи.

2-й затейник:

На Руси все наши предки,

Чтобы вечер скоротать,

Собирали посиделки,

Поиграть и поболтать.

1-й затейник:

Народ посмотреть

И себя показать.

Хороводы водить,

Песни-нескладухи петь,

Веселы потешки-небылицы сказывать,

Загадки хитроумные загадывать.

Хозяин и Хозяйка выходят вперед.

Хозяин:

Наш сундучок старинный

Полон загадок

Коротких и длинных.

Хозяйка: Кто проявит ум, смекалку?

Хозяин : Не томи, читай загадку!

Хозяйка: По сеням ходит, а в избу не идет. (Дверь)

Черненька собачка,

Свернувшись, лежит.

Не лает, не кусает,

А в дом не пускает. (Замок)

Хозяин:

На улице столбом, а в избе — скатертью. (Дым)

И комковато,

И ноздревато,

И мягко, и ломко,

А всех милей. (Хлеб)

В воде родится,

А воды боится. (Соль)

Бел, как снег,

В чести у всех,

В рот попал —

Там и пропал. (Сахар)

1-й затейник: Для современных детей считалки — это часть игры. А когда-то считалки не были игрой.

2-й затейник: Люди в древности верили в числа. Например, число «3» было для многих народов символом полноты, счастливым числом. Тройка стала излюбленным числом в сказках: «Три поросенка», «Три богатыря», «Три медведя». Только на третий раз Иван — крестьянский сын — допрыгнул на своем коне до окошка царевны и поцеловал ее!

1-й затейник : Считалка иногда специально искажала счет:

Раз — ази, два — двази, три — тризи,

Пять — пятам, шесть — латам,

Семь — шума, восемь — рума.

Таким счетом в древности игроки как бы хотели скрыть от злых сил приготовления к общему делу: охоте, работе в поле, военному походу.

2-й затейник : С течением времени серьезный смысл у игры-пересчета исчез, а считалки стали веселыми стишками. Все мы с детства помним разные считалки, с помощью которых выбирали, кому водить, когда играли в прятки или жмурки.

1-й затейник : А давайте и мы сейчас воспользуемся этой веселой игрой и выберем с помощью считалок тех, кто будет участвовать в следующем конкурсе!

Раз, два, три, четыре —

Жили мушки на квартире.

И повадился к ним друг -

Крестовик — большой паук.

Пять, шесть, семь, восемь —

Паука мы вон попросим.

К нам обжора не ходи.

Ну-ка... води!

Охотники в пещере

Подсели раз к огню

И вспомнили, как зверя

Загнали в западню.

Хобот — раз, бивень — два,

Оказался он у рва.

Стрелы — три, копье — четыре.

В первобытном трудно мире!

Кто охотник? Назови.

Зверя в ров скорей гони!

Затейники, Хозяин и Хозяйка объявляют конкурс скороговорок и пословиц.

1-й затейник: Скороговорки учат нас четко, быстро и правильно говорить. Правильная, красивая, внятная речь нужна не только дикторам и актерам — она помогает в работе человеку любой профессии.

Я приглашаю желающих ребят поучаствовать в конкурсе скороговорок и пословиц.

Сыворотка из-под простокваши.

У быка губа тупа.

Сидели, свистели семь свиристелей.

В аквариуме у Харитона

Четыре рака да три тритона.

Стоит поп на копне,

Колпак на попе,

Копна под попом,

Поп под колпаком.

Пришел Прокоп,

Кипит укроп;

И при Прокопе кипит укроп,

И ушел Прокоп, кипит укроп,

И без Прокопа кипит укроп.

Затейники определяют победителей и поощряют их.

Хозяин: А теперь я приглашаю нескольких желающих поучаствовать в следующем конкурсе пословиц и поговорок.

Условия конкурса: ведущие просят участников игры продолжить пословицу, поговорку или крылатое выражение, а затем объяснить смысл.

Если участники игры используют при объяснении историческую справку или варианты происхождения этих выражений, им добавляется поощрительный балл.

«Три года скачи — ни до какого государства не доскачешь» . Эти слова, ставшие крылатыми, принадлежат городничему из комедии Гоголя «Ревизор». Употребляя это выражение, говорят о глухом, заброшенном месте.

«Семь пятниц на неделе». Так говорится о тех, кто часто меняет свои решения, постоянно отступает от своего слова, не выполняет своих обещаний. Говорят о людях, на которых нельзя положиться и которым нельзя доверять.

В старину пятница была у многих народов свободным базарным днем исполнения различных торговых обязательств. В пятницу давали честное слово привезти на следующей неделе заказанный товар. Получая товар, обещали в следующую пятницу отдать деньги. О нарушающих эти обещания и говорили, что у них семь пятниц на неделе.

Возможно и другое происхождение этой поговорки. Близко по смысловому значению слово «пятиться», отсюда «пятница» значит идти на попятную, т. е. отступать от данного слова или обещания. Существует похожая поговорка «семь раз на неделе пятиться».

«Двуликий Янус». В римской мифологии бог времени, изображаемый с двумя лицами, обращенными в противоположные стороны: в прошлое и будущее. Отсюда и пошло выражение, которое означает «двуличный человек».

«Безума не в пользу и сума» . Коль умом не вышел, никакое богатство не поможет. Все равно уважать не будут.

«Большому кораблю — большое плавание» . Так говорят тому, у кого высокие цели в жизни, и он их пытается достичь своим трудом.

«Борода сивая, да душа красивая». Судят о человеке в целом не по внешности, а по душевным качествам.

Хозяин и Хозяйка вручают символические сувениры победителям.

1-й затейник:

Убедились мы вдвоем:

Мастаки вы, мастерицы!

А теперь давай споем!

Нескладухи-небылицы.

Выходят Молодец и Девица.

Молодец:

Вы послушайте, девчата,

Нескладуху буду петь:

На дубу свинья пасется,

В бане парится медведь.

Девица:

Сидит заяц на березе

При калошах, при часах.

Я спросила:

— Сколько время?

— Не женатый, холостой!

Молодец:

Я с высокого забора

Прямо в воду упаду,

Ну, кому какое дело,

Куда брызги полетят!

Девица:

У моего миленка

Плохая кобыленка.

Она стояла у горы,

Ее заели комары.

Молодец:

Запрягу я кошку в дрожки,

А котенка — в тарантас.

Повезу свою хорошую

Всем людишкам напоказ.

Девица:

Сапоги сшил из рубашки,

А рубашку — из сапог,

Дом поставил из опилок —

Вышел славненький домок.

Молодец:

Вы послухайте, ребята,

Нескладуху вам спою:

У ворот стоит телега

И лягает всех подряд.

Девица:

На болоте, на снегу,

Укусил комар блоху.

Сидит заяц на березе,

Умирает со смеху!

Вместе:

Нескладухи вам пропели,

Хорошо иль плохо ли.

А теперь хотим, чтоб вы

Дружно нам похлопали!

Хозяин и Хозяйка приглашают гостей поучаствовать в исполнении плясовых припевок и веселых частушек. Все желающие становятся в круг. Под музыку исполняются известные ребятам частушки. Хозяйка и Хозяин благодарят ребят за участие в посиделках.

1-й затейник:

Подошла пора прощаться,

Делу — время, смеху — час!

Хоть и весело общаться,

Ждут дела, ребята, нас!

2-й затейник:

Мы надеемся, что скоро

Повстречаемся опять.

Было б дело к разговору,

Чтоб порадовать ребят!

Учитель благодарит всех участников развлекательной программы и гостей за веселые шутки и прибаутки.

Напоминает ученикам, что главный вывод сегодняшней встречи: «Делу — время, потехе — час!» Если отдыхать, то весело и дружно, а если заниматься делом, то серьезно, вдумчиво и сообща.



Загрузка...