electricschool.ru

Внеурочное занятие по русскому языку. Внеурочные занятия "занимательный русский язык"

Наталья Блохинова
«Великий и могучий русский язык». Внеурочное занятие на кружке «Секреты речи»

Внеурочное занятие в 3 «А» классе.

Тема : Великий , могучий русский язык

Цель : развитие интереса к родному языку ; показать красоту и величие русского языка ; воспитывать чувство уважения к родному языку ; развивать умение вести беседу; пробуждать интерес к исследовательской деятельности.

Оформление : плакат со словами «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий , могучий и свободный русский язык » (И. С. Тургенев)

Магнитофон

Аудиозапись «Гляжу в озёра синие»

План-конспект

Учитель : Русский язык - один из богатейших языков мира . Мы гордимся. Что можем разговаривать на языке А . С. Пушкина, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского. Русский язык изучают за пределами нашей Родины. Любовь к родному языку неотделима от любви к Родине, к своему народу.

(звучит запись песни «Гляжу в озёра синие» )

Он весь корнями исстари былинный, Он, молодой, напоминает мне Размах и трепет крыльев лебединых, И взлёт ракеты в громе и огне, В его звучанье сок рябины горький И звонкая студёная роса, Что пьют соловушки взахлёб на зорьке, Серебряные ставя голоса. Присягу и счастливый смех ребёнка, Верительные грамоты послов- Всё отразит и передаст потомкам Живая связь его высоких слов. Он сквозь века проходит горным кряжем, Магическую властью наделён. Язык России- золотая пряжа, И ткёт его веретено времён. Мне было бы и жизнь отдать не жалко За песню, уходящую в века Пряди, пряди души народной прялка, Бессмертную основу языка .

(Б. Захаров)

Учитель : Какие высказывания о русском языке вы знаете ?

(ученики называют высказывания о русском языке )

Учитель : Любовь к русскому языку выражали многие поэты, писатели.:

Мы живём в стране российской, Признаём язык турецкий . Итальянский, датский, шведский, И японский, и французский, Но в родном краю по-русски Пишем , думаем, живём.

Мы тогда лишь вольно дышим, Если речь родную слышим, Речь на русском языку . И в своей столице древней. И в посёлке, и в деревне, И от дома вдалеке.

Суворов ободрял солдат На русском языке , Бессмертный Пушкин сочинял На русском языке .

С благоговеньем прикасайся К тому, чем ты вооружён, Твори светло и упивайся Безбрежным русским языком .

«Берегите наш язык , наш прекрасный русский язык – это клад , это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием ; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса.» сказал И. С. Тургенев

Какие пословицы и поговорки вы подготовили для нашего утренника? (дети называют пословицы и поговорки о русском языке )

Учитель : Учите русский -

Годы к ряду,

С душой, с усердием,

Вас ждет великая награда ,

И та награда - в нём самом.

Вас сегодня ждёт награда за ваши знания о русском языке , о слове. Сейчас мы будем отгадывать загадки, разгадывать ребусы и шарады.

Наш язык обогащается новыми словами, которые одинаково звучат на многих языках мира . Есть слова. Утратившие своё значение. Они уходят из языка (соха, прялка, зипун, кичка) или получают новое значение (спутник, гражданин) . Знание истории языка помогает понять происхождение слов и выражений. Узнаем, какова история возникновения слов грамматика и рубль.

Слово грамматика возникло давно, ещё у древних греков, и получило своё название от слова грамма-буква. Отсюда понятно, почему в Древней Руси письменный документ назывался грамотой. Грамотой называется, и умение писать и считать.

Во времена древней Руси мерой цены были серебряные бруски. Если вещь стоила меньше бруска, то от неё рубили такую часть, какая была нужна. Эти небольшие части, отрубленные от целого, стали называться рублями.

^ 1. Разгадывание шарад :

Шарады- это слова-загадки. в которых несколько букв, слогов или часть слова выделены или описаны самостоятельно. По этим описаниям нужно составить целое слово.

Жилище-первый слог Затем идёт предлог. А в целом я огромна И называюсь…. (домна)

Мой первый слог-число с нулями, У всех людей-последних два, А вместе- догадайтесь сами, Всем городам она глава (столица)

Корнем с «дорогой» роднится В сборе приставка таится, Суффикс-как в слове «дневник» , Целым же в космос проник (спутник)

2. Занимательные вопросы :

Какое русское слово состоит из трёх слогов, а указывает на 33 буквы? (азбука)

Каких камней не найдёшь в море? (сухих)

Из какого полотна нельзя сшить рубашки? (железнодорожного)

Какой лошадь бывает, когда её покупают? (сырая)

О чём ведётся разговор? – Это чёрная?

Нет, это красная! _ - А почему она белая? - -Потому, что зелёная.

3. Метаграммы

Метаграммы- это головоломки, основанные на изменение в слове одной буквы.

С К в полях меня найдёте. С Г романсы запоёте, С В в косички заплетёте. (колос-голос-волос)

С Ч летаю над волною, С Л не дам волкам покою, С М рубашка-безрукавка, С З скачу в лесу по травке, С Г меня крепи к детали Из железа или стали (чайка-лайка-майка-зайка-гайка)

4. Анаграмма

Анаграмма- перестановка букв в слове в другом порядке, чтобы получилось новое слово

Воздух в шины я вдуваю, Жизнь несу я колесу. Если ж слоги мы смешаем, Буду деревом в лесу (насос-сосна)

Лежу я на земле,

Прибитая к железу,

Но буквы переставь –

В кастрюлю я полезу. (шпала-лапша)

Эта птица в небе вьется.

А буквы поменяй местами,

Полный зёрен к земле гнется. (Сокол-колос)

Я прежде обувью служил,

Крестьянин мною дорожил.

Но если буквы переставишь,

Меня одеждой быть заставишь. (Лапоть-пальто)

Заключительное слово учителя :

Сегодня мы услышали много замечательных слов о русском языку .

Какие вы запомнили, какие произвели на вас впечатление ? Чему учат эти высказывания?

Русский литературный язык- это величайшее достижение речевой культуры нашего народа. Что может быть красивее, изящнее и весомее русского языка ? Давайте изучать русский язык , бережно относится к каждому слову на уроке, дома, на улице! Давайте любить русский язык .

Публикации по теме:

Открытый урок для учащихся 10 класса «Русский язык как форма существования национальной культуры» МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ.

Комплексно тематическое планирование «Секреты бабушкиного сундука. Русский костюм. Предметы русского быта» Ноябрь (С чего начинается Родина) 1 неделя (31.10 –04.11) «Секреты бабушкиного сундука. Русский костюм. Предметы русского быта». Задачи:.

Конспект урока русского языка в 3 классе. Русский язык 4.04.2016 Тема: Неопределенная форма глагола Тема: Неопределенная форма глагола Цели: дать определение термина «неопределенная форма глагола» ; познакомить с суффиксами глаголов в.

Коррекционная школа. Русский язык 6 класс «Правописание безударных гласных в корне слова» Коррекционная школа. Русский язык 6 класс Тема урока: «Правописание безударных гласных в корне слова» Задачи урока: Обучающие: Формировать.

Логопедическое занятие по развитию связной речи «Великий День Победы» Логопедическое занятие по развитию связной речи «Великий День Победы» Цель: Систематизация знаний о Великой Отечественной войне. Задачи:.

Конспет внеклассного занятия по русскому языку в 3 классе («Начальная школа 21 века»)
left438150Юрявичене Надежда Алексеевна
учитель начальных классов
МБОУ «СШ № 8» г. Смоленск
Тема: Где прячутся ошибки?
Цели занятия:
1.Обобщение материала по правописанию безударных окончаний имен существительных.
2. Развитие мышления, внимания, памяти обучающихся.
3. Воспитание интереса к русскому языку, используя занимательные задания, обогащение словарного запаса обучающихся.
УУД:
Познавательные: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока; выделение необходимой информации.
Личностные: формировать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности; желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; участвовать в творческом процессе.
Регулятивные: умение слушать собеседника; осознавать, формулировать и удерживать учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, сотрудничестве с учителем; ставить новые учебные задачи; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные: умение договариваться, находить общее решение, умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать; развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуациях конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения заданий.
Оборудование: презентация, запись песни В.Шаинского «Улыбка», карточки с картинками, определениями, терминами и текстами листы для создания информационного продукта, набор смайликов.
Ход занятия
1. Эмоциональный настрой
- Язык, на котором мы говорим, красив и богат. С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребёнок ещё не научился говорить, а на слух уже ловит мамины колыбельные песни, добрые слова бабушки. И так всю жизнь, до глубокой старости, человек находится в мире языка. Без языка немыслимо ни на шаг сдвинуть науку, технику. Впрочем, всю жизнь! Поэтому, ребята, изучайте свой родной русский язык!
Мы веселые ребята,
И не любим мы скучать.С удовольствием сегодня, Будем русский изучать.
2. Интеллектуальный тренинг
-Найдите ошибки в пословицах и поговорках.
Шило в горшке не утаишь. (в мешке)
Не имей сто рублей, а имей миллион. (сто друзей)
Умный в гору не пойдёт, умный гору подорвёт. (обойдёт)
Что с возу упало, то в лес убежало. (пропало)
Волков бояться – под одеялом лежать. (в лес не ходить)
Тяжело в учении, легко на каникулах. (в бою)
У мышки глаза велики. (у страха)
На ловца и паровоз мчится. (и зверь бежит)
Друг познаётся за завтраком. (в беде)
На обиженных мухоморы растут. (воду возят)
3. Проблема. Тема занятия. Цель
- Ребята, у меня в руках диктант, который написал мальчик Петя. Посмотрите внимательно на его работу и скажите какая у него проблема?
(Детям предлагается текст с ощибками в окончаниях существительных)
Зимний лес.
После метеле лес стоял как в сказки. Ель была в хвойной кольчуге. На макушки сосны снежная шапка. У березке вьюга посеребрила инеем гибкие ветви. Издалека видны красные гроздья рябинке.
Сколько следов на полянке у тропинке! В поисках добычи пробежала лисица. В вершини ели затаилась рысь. В сугроби оставил глубокий след лось. А под сугробам живут кустики бруснике и черники. __________________________________________________________________
-Почему возникла эта проблема?
- Итак, как вы думаете, над какой орфограммой мы будем работать? Где будут сегодня прятаться от нас ошибки?
(Безударные окончания имен существительных)
- Зачем нам это нужно?
(Чтобы быть грамотными и не делать ошибки в окончаниях имен существительных)
- Сегодня мы создадим очередной информационный продукт.
Работать мы будем по группам. У нас три группы Задание каждая получит по ходу занятия.
4. Работа с информацией
- А что нужно знать, что бы определить окончание существительного?
Игра: «Я знаю падежи»
Детям предлагаются загадки о падежах
Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы Кто? И Что?
Ни с кем не спутает никто. (Именительный падеж)
Я работаю старательно,
Кому отдать? К чему призвать?
Лишь только я могу сказать
С предлогом К порой дружу
Но и один гулять хожу. (Дательный падеж)
Кого же нет?
Я очень беспокоюсь, чего же нет?
Отправляюсь я на поиск
Прошу, друзья, скорее помогите!
И как зовут меня скажите. (Родительный падеж)
Творите чем? Творите кем?
Я подскажу вам – нет проблем!
Предлогам «перед», «под» и «над»
В любой момент я очень рад. (Творительный падеж)
Кого винить мне видно сразу
Пусть каждый здесь запомнит эту фразу
Ведь я важней министра! Все это знают тут!
А ну, скорей скажите, как меня зовут?(Винительный падеж)
Мне без предлогов свет не мил.
Пусть будет «в», и «о» ,и «при»
Ты их случайно не сотри!
Тогда смогу я рассказать
О чём мечтаешь? В чём гулять?(Предложный падеж)
Вспоминаем склонение
- У каждой группы на парте по три карточки с определениями. 1-я группа выбирает карточку указывающую, какие слова относятся к первому склонению; 2-я группа – ко второму склонению и 3-я к третьему склонению. Выбранное определение помещаем на наш информационный продукт.
(Дети выбирают, прикрепляют и зачитывают)
Морфологическая задача
(Каждой группе предлагается выбрать из предложенных картинок те, которые изображают предметы названиями которых являются существительные соответствующего склонения. Картинки прикрепляются на информационный продукт.)
5. Вызов
- Все вы знаете песню Владимира Шаинского «Улыбка». У каждой группе есть текст этой замечательной песни. Вы наверное заметили, что в тексте пропущены окончания некоторых существительных. Давайте проверим вашу грамотность и вставим их. А как это будем делать?
(Дети в ходе работы предлагают 2 алгоритма.
Алгоритм 1
Определи склонение существительного.
Определи падеж существительного.
Вспомнии и напиши нужное окончание.
Алгоритм 2
Определи склонение.
Подставь в предложение или словосочетание слово-помощник в нужной форме.
Какое окончание в слове-помощнике, такое и в проверяемом.
Они фиксируются в информационном продукте проекта)
Проблемный вопрос
- Зачем нам нужны два алгоритма?
(- Чтобы каждый мог выбрать удобный для него способ)
(Каждая группа работает над окончаниями существительных в песне. Проводится взаимопроверка)
Веселая переменка (Дети поют песню «Улыбка»)
1От улыбк… хмурый день светлей,От улыбк… в небе радуга проснется.Поделись улыбк…ю своей - И она к тебе не раз еще вернется!
Припев:И тогда наверняка, вдруг запляшут облака,И кузнечик запиликает на скрипк….С голубого ручейка начинается река,Ну, а дружба начинается с улыбк….С голубого ручейка начинается река,Ну, а дружба начинается с улыбк….
Припев.
2От улыбк… солнечной однойПерестанет плакать самый грустный дождик.Сонный лес простится с тишинойИ захлопает в зеленые ладоши.
Припев.
3От улыбк… станет всем теплей -И слону и даже маленькой улитк….Так пускай повсюду на земле,Будто лампочки, включаются улыбки!
Припев.
6. Мозговой штурм
- Я получила телеграмму от Смешариков. Они предлагают вам словосочетания, вы должны определить окончание имени существительного в нихи отгадать, куда вас хотят пригласить.
1 набор.
В тёплой водичк …, у щук…, на карасик…, в песочк…, от лодк… к лодк… . (на речку, на рыбалку)
2 набор.
По тропинк…, на полянк…, у берёзк…, у осинк…, от ёлочк… к ёлочк… (в лес)
(Дети поднимают соответствующие карточки с окончаниями и добавляют свои существительные)
- Теперь, когда мы вспомнили алгоритмы, потренировались в их применении мы без труда исправим ошибки в диктанте Пети.
(Каждая группа исправляет ошибки в тесте «Зимний лес» и отчитывается о своей работе)
7. Подведение итогов.
- Где сегодня пряталась от нас орфограмма?
- Запишите падежные окончания существительных в таблицу информационного продукта.
- Покажите свой информационный продукт.
(Дети представляют и защищают свой информационный продукт)
8.Рефлексия
- Изучение русского языка Нелегко нам дается пока. Но идет по земле новый век, Должен грамотным быть человек!
Вот и заканчивается наше сегодняшнее занятие. Поделитесь своим настроением.
(Для этого каждая группа выбирает из набора соответствующий смайлик)

Спасибо. До новых встреч!
-923925298450Информационные продукты, созданные детьми во время занятия
2686050229235
-990600281305

Данное внеурочное занятие напрвлено на обобщение знаний по русскому языку по пройденным темам,на развитие навыков грамотной устной и письменной речи,а также на расширениекругозора и словарного запаса учащихся,воспитанию любви к русскому языку

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Турнир грамотеев». Внеурочное занятие по русскому языку

Цели:

1.Обобщение знаний по русскому языку по пройденным темам.

2. Развитие навыков грамотной устной и письменной речи.

3.Расширение кругозора и словарного запаса учащихся,

Воспитание любви к русскому языку.

В игре принимают участие 3. Б класс

1. команда- Везунчики

2.команда- Умники и умницы

3.команда- Грамотеи

1. Организационный момент.

Мы собрались не в последний раз,

Так как любим игры без прикрас.

Хорошо живётся только тем,

Кто умеет скуку отогнать,

Кто с раскрытою душой

Принесёт задор весь свой

Лучистый, добрый, озорной

И сегодня здесь, друзья,

Свела нас очень интересная игра- турнир грамотеев

Итак, команды, приготовьтесь, начинаем игру.

2.Выполнение заданий.

Первая остановка – Буквоград

1.Добавить букву перед каждым словом, чтобы получилось другое слово:

Рубка (трубка), дар (удар), клад (склад),

Усы (бусы), ель (мель), уран (буран),

Беда (ябеда), роза (гроза), кран (экран)

2. Уберите по одной букве из каждого слова так, чтобы получилось новое слово :

Стон (сон), банк (бак), всласть (власть),

Краска (каска), склон (слон), полк (пол),

Тепло (тело), беда (еда), горсть (гость)

3. Замените одну согласную букву так, чтобы получилось другое слово:

Роса – роза, липа – лиса, банка – ранка,

Роль – соль, ветка – сетка, волос – голос

Голод – город, точка – дочка, ваза – вата

Вторая остановка – Грамотейск

1.В словарных словах вставьте пропущенные буквы и поставьте ударение: (4 слова каждой команде)

К_см_онавт, п_н_дельник, пр_вит_льство, р_сунок.

П_сс_жир, к_л_ндарь, з_мл_ника, г_ризонт.

Эл_ктрич_ство, к_м_ндир, б_бл_ _тека, к_ртофель.

2.Исправьте ошибки в предложениях:

Набирегу рос бальшой дуп.

Земой мидветь спит вберлоги.

Пушыстым хвастом леса замитает свои слиды.

Висной прилитают ласточьки и стрежы.

Мы чясто ходим наречьку лавить рыпку.

Влису свежый воздух и тешына.

3.Вставить пропущенные безударные гласные:

Прим_рять друзей, прим_рять платье

Отв_рить дверь, отв_рить картофель

Зап_вать в хоре, зап_вать молоком.

Третья остановка – Частереченск

  1. «Собери букеты » (на доске три вазы - ж.р., м.р., ср.р., слова-цветы разместить в нужную вазу)
  2. 3аменить данные словосочетания одним словом : (по три словосочетания каждой команде)

Храбрый человек (храбрец)

Умный человек (умник)

Добрый человек (добряк)

Болтливый человек (болтун)

Мудрый человек (мудрец)

Хвастливый человек (хвастун)

Богатый человек (богач)

Ленивый человек (лентяй)

Хитрый человек (хитрец)

Четвёртая остановка – Догадкино

  1. Собери пословицы из слов : (по две пословицы каждой команде)

Новых друзей наживай, а старых не теряй.

Корень учения горек, а плод сладок.

Грамоте учиться – всегда пригодится.

Не спеши языком, торопись делом.

Сначала подумай – потом говори.

Слово не воробей, вылетит, не поймаешь.

  1. Разгадать шарады:

1)Сперва назови ты за городом дом,

Коновалова Галина Николаевна,

учитель начальных классов

первой квалиффикационной категории,

МБОУ "СОШ №30"г. Курска

Внеурочное занятие "Занимательная грамматика", 1 класс

Тема : “ Слова- антонимы»

. Форма проведения: практическое занятие с наличием игровых элементов.

Цель: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, обучать активному речевому общению на русском языке.

Задачи:

Обучающие:

    развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;

    пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

    развитие творчества и обогащение словарного запаса.

Воспитывающие:

    формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие :

    развивать смекалку и сообразительность;

    развивать зрительную и слуховую память память;

    развивать умение пользоваться словарями;

    учить организации личной деятельности.

Здоровьесберегающая:

    Профилактика умственного перенапряжения путем смены видов деятельности, гигиенические условия в кабинете (классе), физкультминутка.

Планируемые результаты:

Личностные результат

    чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

    любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

    работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

    в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

    пользоваться словарями, справочниками;

    строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  1. высказывать и обосновывать свою точку зрения;

    слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

    договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

    задавать вопросы .

Оборудование: Словари, карточки с заданиями, карандаши, ручки. презентация Power Point. , детские тельняшки, береты кораблики; на доске рисунок моря, яблоко; детские рисунки к сказке Г.Сапгира "Людоед и Принцесса"

Межпредметные связи: Литературное чтение, окружающий мир.

Методы обучения:

По виду источника информации:

Словесные (объяснение, беседа с учащимися);

Наглядные (иллюстрации, демонстрация презентации обучающего курса);

Практические (работа с карточками).

По виду учебной деятельности:

Проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).

По виду развития творческого самовыражения учащихся и инициативы учащихся:

Методы свободного выбора (свободная беседа, выбор способа взаимодействия, свобода творчества)

Активные методы (обсуждение в группах)

Методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки)

На занятии используются следующие формы работы : фронтальная, групповая, работа в паре.

Используемые технологии: Компьютерные технологии (презентация к занятию), коммуникативные, здоровьесберегающие.

Структура занятия:

1. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к занятию. (2мин)

2. Теоретическая часть.

- Определение темы и задач занятия (4 мин )

3. Практическая часть. (8мин)

Рассказ о словаре и правилах работы со словарём.

Поиск слов антонимов в «Словаре антонимов» (работа в парах).

4. Игровая часть (8 мин) (групповая работа)

Выполнение заданий с наличием игровых элементов: - «Закончи пословицы», «Дополни предложение»*

5 . Самоанализ деятельности.(6 мин)

Тест «Правильность утверждений»

6 . Рефлексия. (2мин)

Ход внеурочного занятия :

Перед началом занятия :

Уважаемые гости! Сегодня вы пассажиры нашего корабля, который отправляется в увлекательное путешествие. Вам необходимо приобрести билет, а платой за него будет ваша улыбка и доброе слово. (Дети раздают всем гостям билеты, и они рассаживаются по местам) Вместе с билетом вы получаете рисунок кораблика., чтобы в конце занятия смогли поучаствовать вместе с нами в рефлексии и написать ответное слово, оценив нашу работу(рисунки кораблика).

1. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к занятию.

Дети заходят в класс и встают в круг в обозначенном месте

Сегодня у нас с вами внеурочное занятия на интересную тему. Для этого мы отправимся в путешествие на остров.

Как вы думаете, на чем мы отправимся путешествовать?

Ответы детей. (На корабле)

Правильно. Посмотрите, какой у нас корабль (рисунок). Красивый, надежный, крепкий, быстрый

Кто может отправиться в такое путешествие? Только настоящая команда. А мы с вами и есть команда. а это значит.. (скрепляем все руки:помогать друг другу, выручать в беде, поддерживать в трудных ситуациях,)

Правильно. Только поддерживая друг друга мы можем преодолеть все трудности. Занимаем места на нашем корабле.(Дети рассаживаются за парты по группам)

2. Теоретическая часть.

Сегодня я буду вашим капитаном. Во время плавания на корабле ведется бортовой журнал, куда записывают все, что происходит на судне Вот и вы тоже будете отмечать в своем бортовом журнале свою работу, раскрашивая флажки на ваших корабликах. Возьмите каждый себе кораблик и послушайте какой цвет что будет обозначать (Приложение, инструкция на доске).

Поднять якорь (дети имитируют движение) Полный вперед!

Я захватила с собой вот это яблоко. Мне кажется, что витамины для плавания очень пригодятся! Давайте вспомним стихотворение Генриха Сапгира, которое мы читали на уроке литературного чтения

(читает подготовленный ученик)

У прохожих на виду

Висело яблоко в саду.

Ну кому какое дело?

Просто яблоко висело.

Только Конь сказал, что низко .

А Мышонок – высоко .

Воробей сказал, что близко ,

А Улитка – далеко .

А Телёнок озабочен

Тем, что яблоко мало .

А Цыплёнок - тем,

Что очень велико и тяжело.

А Котёнку всё равно:

-Кислое ? Зачем оно?

Что вы? – шепчет Червячок,

-Сладкий у него бочок.

Как вы поняли, почему возник спор о яблоке?

У вас на столах лежит текст этого стихотворения на белых листах. Найдите и подчеркните слова, при помощи которых герои характеризуют яблоко.- Что вы можете сказать об этих словах? (Называют слова: низко, высоко, близко, далеко, мало, велико, кислое, сладкий). Слова с противоположным значением

Правильно, ребята. А по другому эти слова называются АНТОНИМЫ. И остров, куда мы с вами отправимся тоже называется АНТОНИМЫ (название крепиться на доске0

Слово «антоним» состоит из двух частей: «анти»- часть, обозначающая противоположность; греческое слово «онима» переводится как имя, название.

3. Практическая часть

У Генриха Сапгира было еще одно произведение в котором встретились слова-антонимы Кто вспомнил как оно называется? (Г.Сапгир "Людоед и принцесса, или все наоборот")

Давайте посмотрим какая принцесса была прекрасная, и полянка. И легенда (рисунки на доске слева что значит прекрасная?), а теперь-какая была ужасная? -Что значит ужасная? (рисунки на доске справа)

Так какие слова-антонимы были в этом произведении?

(слова ПРЕКРАСНАЯ и УЖАСНАЯ крепятся на доске)

Как вы думаете, для чего нужны слова – антонимы?

(Делают нашу речь выразительной, образной, обогащают наш словарный запас)

Ребята, что сможет нам помочь в работе со словами антонимами? (Наши знания, интернет, словарь – антонимов)

Это словарь – антонимов. (учитель показывает словарь) Мы спрашиваем: «Океан большой или маленький??», «Корабль плывет быстро или медленно?» В словаре представлено 2000 словарных пар. В словарной статье даётся объяснение значений каждого слова пары, Автор словаря – М. Р. Львов.)

Давайте вспомним, как работать со словарём – антонимов. (Слова расположены в алфавитном порядке, по содержанию мы можем найти нужную нам страницу),

А сейчас работа в парах.

Но перед работой ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ. Цветотерапия. Погружение в синее

- Какой цвет имеет море?(синий). Я предлагаю погрузиться в это синее море. Возьмите листок с синим кругом и белой окружностью. Посмотрите на синий круг. Погрузите взгляд в синий цвет, как в сосуд, заполненный черничным соком. Впитывайте глазами синий цвет, глубоко вздохните, задержите дыхание, широко откройте глаза, медленно выдохните, прикройте глаза, не отрывая взгляда от синего круга, еще раз вздохните, откройте глаза, выдохните Переведи взгляд на белую окружность. Какой цвет вы видите? (дети называют цвета)Закройте глаза ладошками. Посчитайте до трех. Открыли глаза.

Продолжаем работу

Найдите в словаре антоним к слову бросать- (поднимать)-якорь на корабле, погружаться-(всплывать)-для обследования подводного мира, штиль-(шторм-тихо или буря на море).Карточки-пары на доске

4. Игровая часть

Работаем в группах дальше. У вас на столах лежат листочки голубого цвета с пословицами, вам нужно дописать пословицу до конца и объяснить ее смысл. Для этого надо определить к какому слову будем подыскивать антоним. Можно воспользоваться словарем. Посмотрим кто быстрей справится с заданием.

1группа, 2 группа, 3группа:

1) Ученье - свет, а не ученье –_____________.

2) Знай больше, а говори _____________ ..

3) Лучшая вещь новая, лучший друг -___________________ .

Проверяем. К какому слову искали антоним? Какое нашли? Прочитайте вашу пословицу. Объясните, как вы ее поняли.(Дети зачитывают свои ответы по группам.)

Физминутка. А теперь любимые вами молчаливые стихи.

Игра " Назови антоним" Я читаю стихотворение, а вы называете антоним, где это нужно

Скажу я слово "потолок", а ты ответишь:… (пол),

Скажу я слово "потерял" и скажешь ты: …(нашел).

Скажу тебе я слово "сытый", ответишь ты:… (голодный),

Скажу "горячий" я тебе, ответишь ты:… (холодный).

Скажу тебе я слово "лечь", ты мне ответишь:… (встать).

Скажу потом тебе "отец", ты мне ответишь: …(мать).

Скажу тебе я слово "грязный", ты мне ответишь: …(чистый),

Скажу я "медленный" тебе, ты мне ответишь:… (быстрый).

Скажу тебе я слово "трус", ответишь ты:… (храбрец).

– Скажу я слово: высоко,

А ты ответишь: (низко)

– Скажу я слово: далеко,

А ты ответишь: (близко)

– Скажу тебе я слово: трус,

Ответишь ты: (храбрец).

– Теперь начало я скажу,

А ты скажи (конец).

Молодцы!.

5 . Самоанализ деятельности

Возьмите листочки розового цвета.. Если утверждение верно, ставим +, если нет -. Читаем внимательно, например (1 предложение)

    Слон большой, а комар маленький.

    Дерево низкое, а куст высокий.

    Камень лёгкий, а пух тяжёлый..

    Днём светло, а ночью темно.

    Отец пожилой, а сын молодой.

    Буратино грустный, а Пьеро весёлый.

    Лимон сладкий, а банан кислый.

Проверяем. Сравниваем с образцом на слайде (Слайд №1) Оцените.свою работу,раскрасьте флажок)

Итак, мы близки к цели. Осталось преодолеть последнюю преграду. От морского ветра и соли надпись стерлась. Слайд №2) Давайте ее восстановим.!Кто хочет много знать, тому надо … спать.

Ответы детей

Молодцы! (слайд №3, !Кто хочет много знать, тому надо мало спать.)

.6 . Рефлексия

Наше путешествие завершилось. Давайте подумаем, какие знания, полученные на этом занятии пригодятся вам для дальнейшей учебы?

Уважаемые гости! Предлагаю вам тоже поучаствовать в рефлексии и написать отзыв на ваших корабликах, а мы с ребятами их прочитаем на следующем занятии.

Ребята, кто хочет показать свой кораблик

Занятие закончено. Спустить якорь! Спасибо за работу. вы были сплоченной и дружной командой. Спасибо всем!

Муниципальное бюджетное нетиповое общеобразовательное учреждение

«Гимназия №18»

Занимательный русский язык

Внеурочные занятия для учащихся 3-го класса

Составитель: Снегирева Татьяна Юрьевна,

учитель начальных классов,

МБНОУ «Гимназия №18»

г.Ленинска-Кузнецкого

Кемеровской области

г. Ленинск – Кузнецкий

Пояснительная записка

Русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка дается ребенку с детства, он овладевает им так же естественно, как дышит и растет. С другой стороны – это дисциплина, требующая большого труда. Учеба – серьезный труд. Именно поэтому обучение должно быть интересным и занимательным, так как интерес вызывает удивление, будит мысль, вызывает желание понять явление.

Что же делать, чтобы воспитать истинную любовь и интерес к изучению родного языка?

Факультативный курс «Занимательный русский язык» способствует развитию языковых способностей детей, вызывает самостоятельный поиск обучающихся, развивает активность их пытливого, ищущего ума. Занимательность – это отнюдь не синоним развлекательности, а, наоборот, напряженный труд и постоянный поиск. Подлинные знания и навыки приобретаются в процессе активного овладения учебным материалом. Интерес ребенка как нельзя лучше помогает запомнить материал, повышает работоспособность и активизирует его умственную деятельность.

Цель факультативного курса «Занимательный русский язык» определяется как развитие личности ребенка на основе активизации его познавательной деятельности. В соответствии с этой целью ставятся задачи:

    Расширение, углубление и обогащение знаний по русскому языку.

    Воспитание потребности познания родного языка.

На внеурочных занятиях «Занимательный русский язык» происходит закрепление и расширение понятий из области фонетики, словообразования. Одновременно целенаправленно проводятся наблюдения над лексическим значением слова. Морфология – самый сложный для ребенка раздел, так как его изучение предполагает формирование определенных мыслительных операций, способности к обобщению, к абстрагированию. Изучение частей речи требует знаний о составе слова и словообразовании, а также знаний из области лексики (значении слова). Нужно также иметь в виду, что морфология изучается не ради морфологии, а как средство развития мышления детей, представления о языке как системе и повышения орфографической зоркости.

В целях активизации познавательной деятельности на занятиях данного курса следует практиковать различного рода учебные задачи с привлечением дидактических игр, чаще вводить упражнения занимательного характера.

Тематическое планирование

Тема занятия

Количество часов

Орфоэпия. Фонетика.

Царство звуков и букв.

Его величество Алфавит.

Волшебник Ударение.

Говори правильно.

Тесты по теме: «Орфоэпия. Фонетика»

Лексика

«Слова – братья». Синонимы.

Антонимы.

Фразеологизмы.

Состав слова. Словообразование.

Семьи однокоренных слов.

Беглые гласные.

Чередование согласных в корне.

Новые друзья корней. Приставки.

Новые друзья корней. Суффиксы.

Беседа об окончаниях.

Морфологические загадки и шарады.

Тесты по теме: «Состав слова»

Морфология.

Слова – части речи.

Имена существительные.

Имена прилагательные.

Служебные части речи: предлоги, союзы.

Тесты по теме: «Части речи».

Орфография.

Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу.

О, е, ё после шипящих.

Проверяемые безударные гласные.

Непроверяемые безударные гласные.

Парные звонкие и глухие согласные.

Удвоенные согласные.

Тесты по теме: «Орфография»

Чему мы научились за год. Олимпиада.

Материал для учителя

ФОНЕТИКА

Фонетика – раздел науки о языке, в котором изучаются звуки языка, ударение, слоги.

    Поставьте в словах ударение.

Баловать, ворота, диалог, искра, каталог, квартал, коклюш, намерение, начать, нефтепровод, озлобленный, петля, статуя, магазин, призывник, ненавидеть, инструмент, щавель, цемент, одобрить, положить, алфавит, партнер, средство, шофер, положил, документ, километр, случай, хозяева, августовский, береста, пихта, столяр, фонетика, языковое, торты, красивее, творог (творог), хвоя, мармелад, пропасть (пропасть), лыжня, фиолетовый, капризничать, почерк, диспансер, заржаветь (заржаветь), околесица, современный, межа, чистильщик, импорт, медикаменты, тефтели, дефис, жалить, досуха, шинель, звонит, договор, изобретение, балую, пуловер, баловать, квартал, украинский, прожил, новорожденный, столяр, по средам, щавельный, комбайнер, вы правы, огниво, орфографический, разбаловаться, форзац, атлас (атлас), фольга (фольга), свекла.

    Поставьте ударение в словах-парах, имеющих одинаковое написание.

Мне слово чудно

Изменить нетрудно:

Поставим ударение на О

Исчезло чудно.

Родилось чудно.

Пересохла глина,

Рассердилась Нина:

Не мука, а мука,

Поварам наука.

Косит косец,

А зайчишка косит,

Трусит трусишка,

А ослик трусит.

Иголка ходит вверх и вниз,

Вот листья появились.

Сосет Аленушка ирис,

А вышивает ирис.

От удивленья ахнул кок

И почесал затылок:

Капустный бросился вилок

Вскачь от ножей и вилок.

На двери замка

Нет замка.

Живет щегол здесь –

Первый щеголь.

И утром белка из белка

Ему сбивает гоголь – моголь.

Скорей, сестра, на рыб взгляни,

Попались на крючок они.

В ведерко руку окуни,

Не бойся, это окуни.

Я. Козловский

3. Прочитайте стихотворение, ставя правильно ударение в словах.

Выполняя договоры,

Инженеры и шоферы,

Столяры и маляры –

Потрудились все на славу,

Чтоб за месяцы зимы

Возвести домов кварталы…

4. Поставьте знак ударения в выделенных словах.

а) Все пили ключевую воду. Возьми пилу и пили . Я мою руки. Мою руку взял доктор. Ребенок стоит на ногах. Стоит посмотреть этот фильм. Наташа выходила из зала. Мать выходила больного ребенка.

б) Я сижу под синим пологом на холме пологом . Солнце село за село. Замок был закрыт на замок. Семена гвоздики похожи на гвоздики . Огородное пугало всех пугало .

5. Придумайте предложения со словами, в которых ударение служит средством различия смысла слов.

Атлас – атлас уже - уже

Мука – мука пропасть – пропасть

6. Шарады

(Должны получиться омонимы)

Я – травянистое растение

С цветком сиреневого цвета,

Но переставьте ударение,

И превращусь я в конфету.

(ирис – ирис)

Я – сборник карт; от ударения

Зависят два моих значения.

Хочу – преображусь в название

Блестящей, шелковистой ткани.

(атлас – атлас)

Мы – для пильщиков – подставка,

Мы – для кучера – сиденье.

Но попробуй-ка, поставь-ка

Нам другое ударение.

Осторожней будешь с нами:

Забодаем мы рогами.

(козлы – козлы)

7. Игра «Школа»

На определенную тему, например «Школа», участники игры записывают сначала слова с ударением на первом слоге (школа, парта, ручка), затем на втором слоге (учебник, пенал), потом на третьем (ученик, перемена).

Игра на время: кто больше записал слов и не ошибся в ударении, тот и победил.

ЛЕКСИКА

Синонимы – это близкие по значению слова, которые по-разному называют одно и то же, например: дом, изба, здание, постройка, жилище.

    Подберите синонимы к выделенным словам.

Покос – самая трудная и веселая пора летом.

Солнце как станет в полдень, так и не слезает оттуда, - до того шпарит , что, кажется, земля должна сморщиться от такого огня. В раскаленном воздухе звенит гнус. День-деньской не умолкает сухая трескотня кузнечиков. (В.Шукшин)

    Подберите нужный синоним.

Даже в самый … (жаркий, горячий, жгучий, знойный, палящий) день, если приложить к щеке листочек липы или березы, клена или дуба, то почувствуешь, что он прохладный.

Если разложить на земле листья одного только дерева, они займут … (великую, большую, огромную, громадную) площадь.

(Ю.Дмитриев)

    Найдите синонимы.

Соотнесите слова из левого столбика с их синонимами из правого.

    Подберите синонимы с удвоенными согласными.

Больничный лист - … (бюллетень)

Специальность - … (профессия)

Обучение животных - … (дрессировка)

Скорый поезд - … (экспресс)

Асфальтированная дорога - … (шоссе)

Небольшая комнатка в квартире - … (ванная)

Популярная игра на льду - … (хоккей)

Помещение в школе - … (класс)

Вид плавания - … (брасс)

Дачная пристройка - … (терраса)

Один из самых главных школьных предметов - … (русский язык)

    Придумайте и подберите не менее четырех названий медведя. Вспомните, как медведя называют в рассказах, баснях.

В каких сказках и рассказах действует медведь?

Какой он: добрый или злой, умный или глупый?

СЛОВАРЬ СИНОНИМОВ

Азбука – алфавит, букварь

Алмаз – бриллиант

Битва – бой, сражение, схватка, побоище

Буря – ураган, тайфун, шторм

Бросать – кидать, швырять, метать

Вежливо – учтиво, любезно, приветливо

Верный – надежный, преданный

Ветер – вихрь, ураган

Вид (1) – внешность, наружность, облик

Вид (2) – картина, пейзаж, ландшафт, панорама

Воин – боец, солдат, дружинник, ратник, витязь

Волшебник – чародей, колдун, маг, кудесник

Восторг – восхищение, ликование, веселье, радость

Враг – противник, неприятель, недруг

Врач – доктор, лекарь

Всюду – везде, повсюду, куда ни поглядишь, на каждом шагу

Глаза – очи

Гнев – бешенство, ярость, злость, раздражение

Груз – поклажа, ноша

Добросовестный – порядочный, честный

Дорога - путь, линия, колея

Дорогой – ценный, драгоценный

Доход – прибыль, выгода, барыш

Дрожать – трястись, трепетать

Друг – приятель, товарищ

Душистый – ароматный, пахучий

Желать – хотеть

Жестокость – безжалостный, беспощадный, свирепый, лютый, кровожадный, жестокосердный, немилосердный

Загрязнять – пачкать, марать

Загораться – вспыхивать, зажигаться, воспламеняться

Задира – забияка, драчун

Застенчивый – стеснительный, стыдливый

Затраты – издержки, расходы

Зябнуть – мерзнуть, стыть, коченеть

Известие – сообщение, весть, новость

Известный – знаменитый, прославленный

Иногда – порой, временами, подчас, изредка

Иностранный – заграничный, зарубежный, чужеземный, заморский

Использовать – применять, употреблять

Истратить – израсходовать

Кавалерия – конница

Карлик - лилипут

Кичиться – важничать, чваниться, зазнаваться, заноситься, задаваться

Комната – светлица, светелка, горница, каморка

Крестьянин – земледелец, пахарь, хлебороб

Ловкий – проворный, шустрый, юркий, изворотливый

Ловушка – западня, капкан

Любить – обожать

Луна – месяц

Метель – вьюга, буран, пурга, ураган, шторм

Мир (1) – вселенная, космос

Мир (2) – спокойствие, дружба

Множество – масса, тьма, уйма, бездна, пропасть.

Мокрый – сырой, влажный

Наглый – бесстыдный, бессовестный, беззастенчевый, нахальный, развязный

Небывалый – невиданный, неслыханный, невероятный, необыкновенный

Недостаток – изъян, недочет, дефект, порок

Ненастный – непогожий, пасмурный, хмурый

Неуклюжий – нескладный, мешковатый, неловкий

Обеднеть – обнищать, разориться

Оберегать – беречь, хранить, охранять

Огонь – пламя, полымя

Опрятный – аккуратный, чистоплотный

Отец – папа, папочка, батюшка, батя, тятя

Откровенный – искренний, чистосердечный, прямой

Ошибка – просчет, промах, оплошность

Оковы – цепи, кандалы, узы

Приказ – распоряжение, команда, предписание, повеление, указание

Простор – ширь, даль, приволье, раздолье

Умолять – просить, клянчить, канючить

Пища – продовольствие, еда, питание, корм

Послать – отправить, направить

Праздник – торжество, триумф

Предсказывать – пророчить, напророчить, предвещать, прогнозировать

Притворяться – прикидываться, притаиться, лукавить, хитрить, показывать вид, играть, играть роль

Прохлада – свежесть, холодок

Путешественник – странник, путник, турист

Работа – труд, дело, занятие, служба

Разведчик – агент, шпион, лазутчик, резидент

Развлечение – забава, потеха, игра

Разговорчивый – словоохотливый, болтливый, говорливый

Ребенок – дитя, деточка, детеныш, малыш, малютка, крошка

Родина – Отчизна, Отечество

Родник – ключ, источник

Развлекать – забавлять, веселить, тешить

Разговаривать – беседовать, толковать, болтать

Смешной – забавный, комичный, потешный, уморительный

Смеяться – хихихать, хохотать

Смотреть – глядеть, взирать, глазеть, пялиться, глаз не сводить

Спасибо – благодарю, благодарствую, мерси

Старательный – прилежный, усердный, ретивый

Старый – престарелый, пожилой, дряхлый

Стыд – позор, срам, бесчестье

Страх – боязнь, испуг, ужас, паника, трепет

Страдать – мучиться

Тайный – секретный, потайной

Темнота – мрак, тьма, потемки, темень, мгла

Тревога – волнение, беспокойство

Трудный – сложный, непростой, мудреный, хитрый

Угощать – потчевать

Удача – счастье, везение, фортуна

Удивительный – изумительный, необычный, невиданный, сказочный, поразительный

Ум – разум, рассудок

Умереть – скончаться, погибнуть, угаснуть, уснуть вечным сном, уйти из жизни, сойти в могилу

Уничтожать – разрушать, истреблять

Устать – утомиться, измучиться, изнемочь

Хвастаться – хвалиться, похваляться, бахвалиться

Хвастун – самохвал

Хвалить – одобрять, расхваливать, захваливать, осыпать похвалами, возносить до небес, гладить по головке

Худой – тонкий, тощий, сухощавый, исхудалый, худющий, истощенный

Шалить – проказничать, озорничать, баловаться, озоровать, дурачиться

Яд - отрава

Антонимы – это слова, противоположные одно другому по своему значению, например: высокий – низкий, большой – маленький.

Дидактические игры и упражнения.

    Подберите к словам антонимы. Первые буквы пропущенных слов, если их прочитать по вертикали, составят еще два хороших слова.

а) грязный - …

искусственный - …

трусливый - …

мягкий - …

грубый - …

замкнутый - …

слабый - …

светлый - …

(Ответ: чистый, естественный, смелый, твердый, нежный, открытый, сильный, темный – ЧЕСТНОСТЬ)

б) широкий - …

твердый - …

старый - …

скучный - …

бесполезный - …

неряшливый - …

(Ответ: узкий, мягкий, новый, интересный, ценный, аккуратный – УМНИЦА)

    Спишите, подчеркивая антонимы.

Трус умирает сто раз, смелый живет вечно. Хороша вещь, когда новая, а друг – когда старый. В умной беседе ума наберешься, а в глупой – свой растеряешь. Ученье – свет, а неученье – тьма. Лучше горькая правда, чем красивая ложь. Лучше воду пить в радости, чем мед в кручине.

3. Составьте устно или письменно рассказ о белом или черном: например, белая бумага и черный карандаш; птица белая с черным (аист) или черная с белым (сорока). Нарисуйте картинку к своему рассказу.

СЛОВАРЬ АНТОНИМОВ

Белый – черный

Бледнеть – краснеть

Близко - далеко

Богач – бедняк

Большой – маленький, крохотный, микроскопический

Быстро – медленно

Высокий – низкий

Веселый – грустный, печальный, скучный

Глубокий - мелкий

Горький – сладкий

День – ночь

Добро – зло

Дорогой – дешевый

Друг – враг

Есть – нет

Жара – холод

Здоровый – больной

Зима – лето

Легко – трудно

Ложиться – вставать

Любить - ненавидеть

Мир – война, ссора

Новый – старый

Острый – тупой

Одевать – раздевать

Опускать – поднимать

Отнимать – прибавлять

Полезный – вредный

Полный – пустой

Помогать – мешать

Правда – ложь

Прибыль – убыток

Прямой – кривой

Радость – грусть, печаль

Родина – чужбина

Свет – тьма, темнота

Свобода – рабство, неволя

Смеяться – плакать

Сухой – мокрый

Сытый - голодный

Толстый – тонкий

Трудно – легко

Удаляться – приближаться

Успех – неудача

Храбрый – трусливый

Частый - редкий

Честный – нечестный, подлый

Широкий – узкий, узенький

Щедрый – скупой

Юноша – старик

Ясный – пасмурный, ненастный

Яркий - тусклый

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ

Дидактические игры, упражнения

    Вместо точек вставьте названия животных

Голоден, как …; изворотлив, как …; упрям, как …; хитер, как …; надут, как …; мокрый, как …; труслив, как …; нем, как …; болтлив, как …; здоров, как …; грязный, как …; колючий, как …

(Ответы: волк, лиса, заяц, бык, уж, индюк, рыба, свинья (поросенок), осел, курица, сорока, еж)

    Сказочные фразеологизмы

Закончите крылатые выражения, взятые из сказок.

Поди туда – не знаю куда, … ; скоро сказка сказывается, … ; это все присказка, …

… принеси то, не знаю что.

… да не скоро дело делается.

… сказка будет впереди.)

    Соревнование «Кто больше?»

В эту игру можно играть одному, но еще лучше с друзьями. За определенное время (но не больше 10 минут) каждый и играющих на листке бумаги должен записать как можно больше устойчивых оборотов со словами: голова, нос, глаза, ухо, зуб, язык, рука, нога.

Голова

Человек с головой Как снег на голову

Морочить голову Голова идет кругом

Вскружить голову С больной головы на здоровую

Потерять голову Сломя голову

Не сносить головы Отвечать головой

Нос

Задирать нос Клевать носом

Вешать нос Держать нос по ветру

Водить за нос Остаться с носом

Зарубить на носу Встретиться нос к носу

Глаз

Мозолить глаза Пускать пыль в глаза

Хлопать глазами Глазом не моргнуть

Говорить в глаза С глазу на глаз

Хоть глаз выколи Как бельмо на глазу

Открыть глаза Смотреть чужими глазами

Ухо

Держать ухо остро Навострить уши

Пропустить мимо ушей Слышать краем уха

Покраснеть до ушей Прожужжать все уши

Медведь на ухо наступил Ушки на макушке

Развесить уши Уши вянут

Зуб

Зуб на зуб не попадает Положить зубы на полку

Око за око, зуб за зуб Ни в зуб ногой

Говорить сквозь зубы Скалить зубы

Иметь зуб (на кого-либо) Зубы заговаривать

В зубах навязло Попасть на зуб (кому-либо)

Язык

Язык без костей Найти общий язык

Острый на язык Язык не поворачивается

Тянуть за язык Держать язык за зубами

Злые языки Язык до Киева доведет

Язык проглотить Не сходить с языка

Рука

Валиться из рук Мастер на все руки

Дать руку на отсечение Умывать руки

Из рук вон плохо Прибрать к рукам

Как без рук Взять себя в руки

Легкая рука Сидеть сложа руки

Ноги

Со всех ног Сбиться с ног

Встать на ноги Идти в ногу

Встать с левой ноги Путаться под ногами

Падать с ног Ног под собой не чуять

Потерять почву под ногами Одна нога здесь, другая там

    Загадки-складки «Доскажи словечко»

Дружнее этих двух ребят Товарищ твой просит украдкой

На свете не найдешь. Ответы списать из тетрадки.

О них обычно говорят: Не надо! Ведь этим ты другу

Водой … (не разольешь) Окажешь … (медвежью услугу).

Мы исходили городок Фальшивят, путают слова,

Буквально вдоль и … (поперек), Поют, кто в лес… (кто по дрова)

И так устали мы в дороге, Ребята слушать их не станут:

Что еле … (волочили ноги). Об той песни уши … (вянут).

Аника-воин – хвастун, храбрый лишь на словах, вдали от опасности

Ахиллесова пята – уязвимое место, слабая сторона

Бабушкины сказки – выдумки, вздор

Баклуши бить – бездельничать

Без ножа резать – ставить кого-либо в крайне затруднительное положение

Белая ворона – человек, резко выделяющийся из окружающей среды теми или иными качествами

Белые мух – падающий снег

Белены объесться – взбеситься (применяется к людям, которые делают глупости)

Бирюком жить – быть угрюмым, ни с кем не общаться

Биться как рыба об лед – безрезультатно добиваться улучшения материального положения, терпеть крайнюю нужду, бедствовать

Бок о бок – в непосредственной близости, совсем рядом

Большое сердце – о ком-либо, кто способен на сильное и искреннее чувство

Бросить перчатку – вызвать кого-нибудь на спор

Впросак попасть – запутаться, оказаться в трудном положении

Волк в овечьей шкуре – злые люди, прикидывающиеся добрыми, которые прячутся под маской кротости

Витать в облаках – блаженно грезить, фантазировать невесть о чем

Душа в пятки ушла – человек перетрусивший, испугавшийся

Душа болит – кто-либо сильно волнуется, переживает за кого-либо

Души не чаять – очень сильно любить, глубоко уважать кого-либо

Ждать у моря погоды – пассивно ожидать чего-либо, бездействовать

Зарубить на носу – запомнить крепко-накрепко

Задать головомойку (баню), намылить шею – сильно отругать

Из мухи делать слона – превращать мелкий факт в целое событие

Из-под палки – делать что-либо по принуждению

Как в аптеке - очень точно

Как пить дать – точно, несомненно

Кинуться сломя голову – действовать безрассудно, с отчаянной решимостью

Козырять, ходить козырем – важничать, пользоваться преимуществом

Кошки скребут – испытывать сильное беспокойство, тревогу

Краем глаза – на короткий миг, мельком видеть

Краем уха – мельком слышать о чем-либо

Кусать локти – горько сожалеть, переживать

Кусок в горло не идет – кто-либо от усталости, переживания и т.п. не может есть

Лезть на рожон – «нарываться « по своей воле на неприятности

На блюдечке с золотой каемочкой – получить желаемое с почетом, без особых усилий

Навострив уши – напряженно, внимательно слушать

На краю земли – где-то очень далеко

На седьмом небе – быть в полном восторге, быть в состоянии наивысшего блаженства

Не солоно хлебавши – остаться неудовлетворенным, разочароваться, не получить того, на что рассчитывал

Ни зги не видно – так темно, что не видно тропинки, дорожки

Ни рыба, ни мясо – ничем не выделяющийся, заурядный человек

Ни холодно, ни жарко - безразлично

Перемывать косточки – сплетничать, злословить, судачить о ком-либо

После дождичка в четверг – никогда

Работать, засучив рукава – работать горячо, со старанием

Съесть пуд соли – хорошо узнать друг друга

Скатертью дорога – уходи, без тебя обойдемся

Шиворот-навыворот – наоборот, перепутать

СОСТАВ СЛОВА

Словообразование – радел науки о языке, который изучает законы образования слов и состав слов (из каких частей они состоят)

Однокоренные слова

1. Прослушав сказки, выпишите родственные слова.

В густом зеленом ельнике жила маленькая Елочка. Как и все маленькие, она была очень любопытна и часто задавала вопросы.

– Почему, - спрашивала Елочка у мамы Елки, - на твоих ветках растут шишки, а на моих нет?

– Не огорчайся, - отвечала мама. – Подрастешь, и на твоих ветках появятся красивые твердые шишечки.

– Почему, - спрашивала Елочка у бабушки, старой Ели, - к тебе в гости часто прибегают рыжие белки и прилетают дятлы и клесты?

– И к тебе будут прилетать в гости птицы, прибегать белочки, - успокаивала Елочку бабушка Ель. – В шишках прячутся еловые семена. Для белок, дятлов, клестов это самая лакомая еда.

2. Выпишите из стихотворения однокоренные слова.

Шел Прогульщик на прогулку,

Шел и песенку свистел.

Захотел Прогульщик булку

И баранку захотел.

Захотел он шоколадку,

Пососал бы леденцов…

Но прогуливал буфетчик,

И не видно продавцов.

И гулял киномеханик –

Не показывал кино,

Футболисты и артисты

Прогуляли заодно.

И обиделся Прогульщик!

И Прогульщик не смолчал

И прогульщикам Прогульщик

«Вы – прогульщики!» - кричал.

(Э.Мошковская)

    Определите, будут ли родственными слова:

Веснушкам нету сноса ,

Не исчезают с носа.

Я, не жалея мыла ,

Нос терпеливо мыла

Зависело б от мыла ,

Веснушки я б отмыла !

(Я.Козловский)

    Родня ли Гусеница Гусю?

Вы кто такие?

Я Гусь, это Гусыня, это наши гусята.

А ты кто?

А я ваша тетка – Гусеница.

Есть ли в этом рассказе «родственники»?

Петя выписал: гусь, гусыня, гусята, гусеница.

Алеша сказал, что гусеница – не родственное слово.

А Петя возразил:

Ведь гусеница сама сказала, что она родственница, значит, родственное слово.

Кто же прав? Почему?

Определите в родственных словах окончания, основу и общую часть.

Беглые гласные

Дидактические игры и упражнения

    Найдите слова, в которых встречаются беглые гласные в корне и выпиши их.

… Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным светом озарена.

Руслан на мягкий мох ложится

Пред умирающим огнем…

Сел Балда на кобылку верхом,

Да версту проскакал,

Так что пыль столбом.

Для меня вы все равны,

Все удалы и умны.

Весело вскочила

Из-за прялки мать,

И у деда сила

Вдруг нашлась бежать.

Учись внимать молчанию садов,

Дыханью трав и запаху цветов.

    «Изгнание» беглой гласной (игра)

Ведущий записывает на доске указанные ниже слова, подчеркивает в них беглые гласные, и предлагает к каждому слову одно-два однокоренных существительных, в которых эти гласные исчезают. Выигрывает тот, кто правильно подберет наибольшее количество нужных слов.

Конец (окончание, концовка), лев (львица, львенок), песок (песчинка, песчаный), земельный (земля, земляк, землянка), день (дневник, дневальный), сон (сновидение, снотворное).

Можно предложить подбор имен прилагательных с исчезающей беглой гласной: стрелок (стрелковый), отец (отцовский), лев (львиный). Кусок (кусковой), грибок (грибковый), ветер (безветренный), песок (песчаный0, огонь (огненный), угол (угловой), корень (корневой), зажигать (жгучий) и т.д.

    «Возвращение» беглой гласной.

Ведущий читает приведенные ниже слова, предлагая подобрать к ним однокоренные существительные и прилагательные.

Ждать (ожидание), брать (отбор, набор, сбор), гнать (гонец, гонки), рвать (срыв, прорыв, перерыв, отрыв), шептать (шепот), окно (подоконник), стекло (стекольщик), льстить (лесть), мстить (месть), лгун (ложь), сто (сотня), ветряк (ветер), придираться (придирка), овца (овечка), уснуть (сонный), дно (бездонный, плоскодонный), собрать (сборный), ждать (неожиданный), земля (земельный), весло (весельный), солнце (солнечный).

МОРФОЛОГИЯ

Морфология – раздел языкознания, который изучает группировку слов по частям речи.

Имя существительное

Давно живу я в мире этом,

Даю названия предметам.

Дидактические игры и упражнения

    «Четвертый лишний».

Из каждой группы исключите лишнее слово.

Тетрадь, журнал, блокнот, ручка.

Врач, «Скорая помощь», лекарство, троллейбус.

Портрет, акварель, кисть, портьера.

Шкаф, ковер, диван, полки.

Племянник, сестра, школьник, мачеха.

Конверт, телеграмма, деньги, марка.

Аудитория, студенты, знамена, преподаватель.

    Поставьте следующие имена существительные в нужной форме.

В магазине продаются кожаные (поясы, пояса).

В клубе состоялись (проводы, провода) новобранцев.

На столе лежат (счеты, счета), на которых мы учимся считать.

    Определите, в каких падежах употреблено слово весна .

В рощах птичье пение,

А в классе – тишина.

Проходим мы склонение,

Склоняется весна .

Склоняем вслух весна, весны

А за окном ручьи слышны.

На парте не сидится мне,

А тут весна, весны, весне

Весна, весны, весне, весну.

Весною, о весне…

Гуляет зайчик по окну,

Как солнце по стене.

Имя прилагательное

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!

Дидактические игры, упражнения, головоломки

    Составьте и напишите словосочетания имен существительных с именем прилагательным чистый . Выделите в именах прилагательных окончания, обозначьте род, число.

    Подберите к названиям предметов подходящие названия признаков. Напишите слова парами с вопросами. Выделите окончания в именах прилагательных.

    Подберите слово.

Серый, хищный, жадный…

Рыжая, хитрая, ловкая…

Косой, слабый, трусливый…

Большой, косолапый…

Сухое, свежее, душистое…

Солнечный, веселый…

Ясная, холодная…

Серое, хмурое…

Глагол

Что без меня предметы?

Лишь названья.

А я приду –

Все в действие придет.

Летит ракета.

Люди строят зданья.

Цветут сады

И хлеб в полях растет.

Дидактические игры, головоломки

    Определите время глаголов. Объясните значение выделенных слов.

Я коня водой пою

Песню солнышку пою ;

Ты свети, свети, светило ,

Я хочу, чтоб ты светило

До поры, когда под ушки

Лягут белые подушки.

(Я.Козловский)

    Определите число у глаголов.

Жаворонки звенят, дятел будет кричать, комар пищит, куры кудахтали, змеи зашипели, соловей запел, сороки трещат.

    Кто больше?

За определенное время запишите как можно больше пословиц, поговорок, стихотворных строк и т.д. с глаголами во 2-м лице единственного числа настоящего (или будущего) времени.

    Рассказ по картинке.

Составьте по картинкам и напишите предложения о правилах поведения в общественных местах. Употребите в предложениях, когда надо, глаголы с не .

    Спишите, раскрывая скобки.

Кто умеет весели…ся, тот и горя (не) бои…ся. (Не) плюй в колодец: пригоди…ся воды напи…ся. Кто любит труди…ся, тому без дела (не) сиди…ся. (Не) годи…ся худым хвали…ся. Плох тот солдат, который (не) надее…ся стать генералом. (Не) ошибае…ся тот, кто ничего (не) делает.

    Кто больше?

Запишите как можно больше глаголов в безличной форме, обозначающих:

а) явления природы (светает, брезжит, вечереет, темнеет, светлеет, прояснилось, похолодало, подмерзло, метет, дует, сквозит, тает, парит, гремит, подсохло и т.д.)

б) физическое и душевное состояние человека (знобит, лихорадит, трясет, тошнит, першит, щемит, гудит, сохнет, пересыхает, коробит, заложило и т.д.)

в) стихийные явления (размыло, сорвало, заволокло, занесло, зажгло, сломало и т.д.)

ОРФОГРАФИЯ

Орфография – правописание, то есть система правил, которые устанавливают единое написание слов, их форм и сочетаний.

Правописание шипящих ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

Дидактические игры и упражнения

    Составьте слова из слогов.

ЛЫ ЧА ПРУ МА НА ША КРЫ ЖИ ШИ ЧАЙ ША НИК ЧА РО КА ВЕЛЬ ВСТРЕ

    Замените одним словом.

Жвачное животное с очень длинной шеей. (Жираф)

Что у человека дороже всего? (Жизнь)

Какие животные носят еду на спине? (Ежи)

Зимний вид спорта и любимое развлечение детей. (Лыжи)

Шестьдесят минут. (Час)

Густой частый лес. (Чаща)

Сосуд с ручкой и носиком для кипячения воды или заваривания чая. (Чайник)

Инструмент для прокалывания отверстий. (Шило)

Дикая роза с ярко-красными ягодами. (Шиповник)

Хищная рыба с острыми зубами. (Щука)

Из чего делают тяжелые сковородки? (Чугун)

    Анаграммы.

Переставив буквы местами, образуйте новые слова.

Лучок (чулок)

Сачок (часок)

Ручка (чурка)

Ниша (шина)

Манишка (машинка)

О, Е, Ё после шипящих

Дидактические игры и упражнения

    Распределите слова в две колонки:

Слева – с буквой О в корне, справа – с Е или Ё

Шорох, желтый, счеты, решетка, изжога, крыжовник, челка, дешевый, шоколад, большой, рубашонка, печенка, моченый, галчонок, парчовый, шов, шоссе, щечка, сушеный, счеты, трущобы.

Обжора залез в кусты крыжовника. Вдруг слышит: шорох, стук и трещотки. Он как кинется в лесную чащобу! Курточка на обжоре затрещала, шов на капюшоне лопнул, еле-еле успел унести ноги.

    Одним словом.

Глухой шум от трения (шорох), место соединения старых кусков (шов), сделаны из холста (холщовый), детеныш галки (галчонок), мастер по изготовлению ременной упряжи (шорник), стержень для чистки ствола оружия (шомпол), ощущения жжения в пищеводе (изжога), колючий кустарник с кисло-сладкими ягодами (крыжовник), водитель автомобиля (шофер), мощеная щебнем или асфальтированная дорога (шоссе), сделанный и камыша (камышовый), презрительное название ненасытного человека (обжора), цирковой артист (жонглер), наездник на скачках, бегах (жокей).

    Объясните орфограммы.

Есть очень тихие слова,

Они шуршат едва-едва,

Ну, например, шалаш, камыш,

Иль, скажем, шорох, шина, мышь.

Безударные гласные

Если буква гласная

Вызвала сомнение,

Ты ее немедленно

Поставь под ударение.

Дидактические игры и упражнения

    Вспомните правила и исправьте ошибки.

а) Мальчик полоскал собаку. Огромные волы швыряли нашу лодку и стороны в сторону. Все спустились с горы, а Витя все слизал. Мама отварила дверь.

б) Пришло письмишко мне.

Из лагеря, от Мишки…

«ЗДЕСЬ ЧУДНЫЙ ЛУК, И Я ЛИЖУ».

Написано в письмишке.

Лук лижет? Что за чудеса?

«ЗДЕСЬ ЛИСА, КРАСИВЫЙ ДЛИННЫЙ ПРУТ…

НА ДНЯХ В ЛЕСУ НАШЕЛ Я ГРУСТЬ И ОЧЕНЬ БЫЛ ДОВОЛЕН».

Нет, нет, не шутит он! Боюсь,

Мой друг серьезно болен.

Вернется – надо подлечить:

Заставить правила учить…

(А.Шибаев)

Непроверяемые безударные гласные

Дидактические игры и упражнения

    Замените описательные обороты одним словом.

Собрание засушенных растений. (гербарий)

Собрание однородных предметов. (коллекция)

Быстрая частая стрельба. (пальба)

Ящичек для ручек, карандашей. (пенал)

Помещение, где хранятся и выдаются для чтения книги. (библиотека)

Коллективная поездка, посещение чего-нибудь. (экскурсия)

    Напишите отгадки без ошибок.

В обоих домиках темно,

Зато жарища прямо,

А коль засветится окно,

Его починит мама. (варежка)

Лист бумаги по утрам

На квартиру носят нам.

На одном таком листе

Много разных новостей. (газета)

Зимой бел,

Летом сер,

Прыгает ловко,

Любит морковку. (заяц)

Не ездок, а со шпорами,

Не сторож, а всех будит. (петух)

Если ей работу дашь –

Зря трудился карандаш. (резинка)

В поле родился,

На заводе варился,

В чае растворился. (сахар)

С хозяином дружит,

Дом стережет,

Живет под крылечком,

Хвостик колечком. (собака)

Из края города в другой

Ходит домик под дугой. (трамвай)

Сговорились две ноги

Делать дуги и круги. (циркуль)

    Десять птиц.

Вспомните десять птиц, в названии которых по две буквы О, а в одном из них даже три О.

О – О – - О – О - - - - -

О – О - - - О – О - - - - -

О – О - - - О – О - - - - - -

О – О - - - - - - О – О - - -

О – О - - - - - - О – О – О -

(Ответ: сокол, сорока, ворона, соловей, воробей, коростель, поползень, коноплянка, мухоловка, жаворонок)

Парные звонкие и глухие согласные

Если слышишь парный звук,

Будь внимательным, мой друг.

Парный сразу проверяй,

Слово смело изменяй:

Зуб – на зубы, лед – на льды –

Будешь грамотным и ты.

Дидактические игры и упражнения

    Из стихотворного отрывка выпишите сначала все звонкие согласные, а потом – глухие.

Ветер осенний в лесах подымается,

Шумно по чаще идет.

Мертвые листья срывает и весело

В бешеной пляске несет.

    Подберите нужные слова.

Как называется избушка, где живет сторож? (сторожка)

Украшение в ушах. (сережки)

Твердая застежка на поясе. (пряжка)

Часть стола или стула. (ножка)

    Превращение слов.

Измените одну букву в словах. Подберите к каждому проверочное и запишите.

Лес – (лев ), бог – (дог ), сказка – (указка ), ложка – (лодка ), репка – (щепка ), круг – (друг ), хлеб – (хлев ), клев – (клюв ), шлюпка – (шляпка ).

Удвоенные согласные

Беседа об удвоенных согласных

Мы, русские, не слишком склонны удваивать наши согласные; это особенность фонетики нашего языка.

А вот то, что мы все-таки пишем на месте заимствованных удвоенных согласных «двойные русские буквы» - не закон, а орфографическое правило.

Закон изменить нельзя, а вот правила правописания можно, и наверняка это произойдет (не считая, вероятно, нн ).

Почему мы должны писать слова с двумя согласными, когда произносим с одним?

Однако пока такого «распоряжения» нет – будем писать «по старинке».ну хотя бы по той причине, что правила должны выполняться, чтобы не воцарились хаос и беспорядок.

Поэтому нужно постараться выучить как можно больше слов с этими удвоенными согласными.

Аллея. Это слово пишется с двумя «л». Это надо запомнить. Написание аллея передает орфографию своего французского первоисточника – allee «аллея» (а буквально «проход», «дорога»), которое унаследовало два «л» от своего «родителя» - глагола aller «идти, переходить». Так что два «л» в аллее так же законны, как скажем, О (а не А) в слове проход (от проходить, ср. прорезь).

Многие заимствованные русские слова содержат в себе слово гресс , обозначающее по-латыни «движение», например:

Прогресс – движение вперед, переход на более высокую ступень развития, регресс – наоборот.

Конгресс – съезд (преимущественно международный).

Агрессия – вооруженное нападение, вторжение с целью захвата чужой территории.

В латинском языке существует слово колло (соединяю, объединяю). В связи с этим понятно будет значение и правописание таких слов, как:

Коллектив – совокупность людей, объединенных общими целями в совместной деятельности.

Коллекция – собрание однородных предметов (минералов, насекомых, почтовых марок и т.д.)

Коллегия – объединение, группа людей, образующих какой-либо совещательный или распорядительный орган.

Есть такое слово – программа , обозначавшее еще у древних греков «объявление», «предписание».

В русском языке образовалась от него целая семья: программный, программист, программирование, программировать.

Слово терра – по-латыни означает «земля». Отсюда происходят слова терратий (террариум ) – специальный ящик с землей, песком для содержания мелких животных, ящериц, змей.

Терраса – площадка на наклонной поверхности земли или летнее открытое помещение в доме в виде пристройки.

Территория – земельное пространство с определенными границами.

Террикон – отвал пустой породы (земли, камней) вблизи шахты.

Дидактические игры и упражнения

    Замените следующие словосочетания одним словом.

Больничный лист. (Бюллетень)

Товарищ по работе. (Коллега)

Вид городского транспорта. (Троллейбус)

Популярная игра на льду. (Хоккей)

Спортивный бег. (Кросс)

Сотрудник газеты, журнала. (Корреспондент)

Один из видов игры в мяч. (Теннис)

Обучение животных. (Дрессировка)

Рисунки в газете, журнале, книге. (Иллюстрации)

Помещение в школе. (Класс)

Сквозной проезд, прорытый под землей. (Туннель)

Свидетельство об окончании средней школы. (Аттестат)

День недели. (Суббота)

Женские имена. (Алла, Анна, Римма, Жанна, Инна)

Небольшое художественное произведение в прозе. (Рассказ)

Состояние, когда человеку не спится. (Бессонница)

Соленая вода для засолки овощей. (Рассол)

Молодые растения, выращенные в парниках для пересадки в грунт. (Рассада)

    Определите на слух слова с удвоенными согласными.

Спросите, не повысив тона:

Что больше, центнер или тонна?

Необходимы соль и крупы,

Чтоб кашу наварить для группы.

Кто получит низкий балл,

Не придет на школьный балл.

Если в доме много сора,

Может в доме вспыхнуть ссора.

Приятнее найти под елкой гриб,

Чем получить ангину или грипп.



Загрузка...