electricschool.ru

Сценарий мероприятия по ООМ "Зелёная аптека". Целительная сила растений час информации, посвящённый Всемирному дню охраны окружающей среды Сценарий мероприятия о лекарственных растений травинка

Кириленко Л.К.

педагог дополнительного образования

Донецкого ЭНЦ

СЦЕНАРИЙ

круглого стола в кружке

«ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ»

Тема: «Аптекарский огород»

Цель:

Закрепить представление детей о лекарственных растениях, их ценности для здоровья, правила использования;

Воспитывать бережное отношение к растениям.

Задачи:

Познакомить учащихся с многообразием лекарственных растений, правилами и сроками сбора;

Развивать познавательную деятельность кружковцев;

Развивать умения применять знания, полученные на занятиях кружка;

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Подготовительный этап:

- подборка стихов о лекарственных растениях;

Подборка иллюстраций лекарственных растений;

Приготовление чая и посуды для его дегустации.

Оборудование:

Иллюстрации с изображением лекарственных растений;

Выставка травяных сборов лекарственных растений;

Видеофильм «Лекарственные растения».

Стихотворения о лекарственных растениях: Е. Евтушенко, Ю.Ким, Н.Заболоцкого, Э.Вакс, А.Барто.

Участники: председатель «Круглого стола», руководитель кружка, гости, члены кружка.

Вступительное слово руководителя кружка. Давно заметил человек, что многие растения излечивают от недугов. Стал запоминать, что от чего помогает. Вспомнил, что звери тоже лечатся растениями, а среди великого множества нужные для себя находят. Из поколения в поколение передавались знания о целебных свойствах растений. Еще 4 тысячи лет назад в египетском папирусе описаны рецепты для лечения 450 растений.

Оглянись вокруг себя, когда ты летом находишься в лесу, в поле или на даче. Вот куст шиповника с ароматными розовыми цветками, а рядом заросли белой ромашки, которая смотрит на тебя желтым глазком. Заманчиво шелестит листьями береза, приглашая отдохнуть в тени своих ветвей, а где-то тебя встречает куст боярышника…

«Травы лечебные, травы целебные!

Нет на земле бесполезной травы!

Все растения надо знать,

Их беречь и охранять.

Ведь из трав лесного царства

Люди делают лекарства!»

Сейчас мы проведем с вами круглый стол, который посвящен царству лекарственных растений. На круглый стол к нам пришли гости: цветовод, эколог, турист, ну и, конечно же, фитотерапевт. А председателем круглого стола будет.

(Затем председатель круглого стола представляет участников встречи).

Председатель: Богат и разнообразен выбор лекарств в природной аптеке. Целебные свойства лекарственных растений обусловлены активными веществами, которые образуются в растениях. Именно они наиболее ценны, хотя и содержатся в растениях в минимальных количествах. Эти вещества помогают справиться больному организму с недугом (это гликозиды, алкалоиды, дубильные вещества, микро- и макроэлементы и другие).

А теперь слово представляется участникам Круглого стола.

Цветовод (показывает рисунки, на котором изображен шиповник, а на столе стоит стакан с плодами шиповника). Задает залу загадку:

«На кустах цветы

Просто чудо красоты!

Шипы – коготочки

Стерегут цветочки».

Недаром этот колючий кустарник получил такое название: острые шипы причинят неприятности любому, кто необдуманно захочет познакомиться с этим красавцем. В начале лета куст шиповника украшают душистые цветки, которые напоминают розу. Лекарственным сырьем являются плоды различной формы и величины (показывает стакан с плодами). Плоды шиповника собирают до заморозков при полной их спелости. В домашних условиях плоды сушат при температуре 90-100 градусов Цельсия, не допуская подгорания. Правильно высушенные плоды должны иметь буровато-красноватый или желтый цвет. Препараты из плодов шиповника обладают желчегонным, противовоспалительным, мочегонным, кровеостанавливающим действием. Их применяют при язвенной болезни желудка, профилактике язв, при заболеваниях, связанных с дефицитом витамина С. Особенно в детском возрасте. Сваренные с медом лепестки цветков обладают профилактическим действием.

Народный целитель (показывает иллюстрацию с изображением растения «мать и мачеха»):

Едва в апреле снег растаял

На склонах или вдоль дорог

Глянь! Весна уж примеряет

Из мать и мачехи венок!

Что же это за растение? Снег только что сошел, а на солнечном припеке уже появились первые желтые цветочки на голых стебельках (показывает рисунок растения). Когда цветки оцветут, то на их месте появятся белывен пуховые шарики, а в них парашютики с семенами. При первом небольшом ветерке разлетятся они в разные стороны, а там, где были желтые цветочки, появятся зеленые листья. (Задает вопрос залу: «А кто из вас знает, почему растение получило такое название?»)

Кружковцы из зала : Одна сторона – нижняя у листьев опушенная, теплая при прикосновении – «мать», ругая – зеленая, холодная – «мачеха».

Народный целитель: Листья мать и мачехи заваривают как чай и пьют такой чай от кашля.

Турист (показывает рисунок валерианы лекарственной) и задает загадку:

Кошачья травка –

Больным поправка,

Корешок в аптечку,

Чтобы помочь сердечку.

Ну, конечно же, вы сразу узнали это растение. А вот что оно

представляет из себя. Это стройное растение высотой от 15 до 45 см с коротким ползучим корневищем. Красивые перистые листья, бледно-розовые или бледно-сиреневые душистые соцветия – зонтики. Искать его надо на сырых местах, у водоемов среди зарослей кустарника. Лекарственным сырьем служат двулетние корневища с корнем. Сырья требуется много, поэтому растение сейчас выращивают и на полях. Валериану лекарственную применяют при бессонице, нервном потрясении и тяжелых переживаниях.

В разговор вступает Биолог. А я загадаю вам такую загадку:

«Клейкие почки

Зеленые листочки

С белой корой

Стоит под горой»

Конечно же вы все догадались, что речь идет о березе. А что это за дерево?

(кружковец из зала: «Это лесная красавица. На земле насчитывается около 120 видов берез, только они не все с белой корой. У некоторых берез она желтая или совсем темная, почти черная»).

Биолог продолжает. Много веков служит береза верой и правдой, принося пользу не только душе, но и телу. С незапамятных времен русские люди парились березовыми вениками в бане. Листья берез обладают способностью за 2-3 часа убивать болезнетворные микробы. Настои из березовых почек и молодых листьев применялись внутрь от простуды, ломоты в суставах, при болезнях желудка как мочегонное, потогонное, желчегонное средство. Особенно полезно употребление березового сока, который собирают ранней весной. Он вызывает общеукрепляющее действие, повышает сопротивляемость организма.

Эколог. А какой вред наносится дереву при сборе березового сока! Повреждается кора, нарушается защитная функция дерева. Сбор березового сока проводится только со старых деревьев, которые подлежат вырубке.

Председатель: « Люди добрые, по чести приношу такие вести.

Что послушать их не грех Радость будет здесь для всех.

К вам приехал мудрый, славный врач великий,

Что исправно исцелит любой недуг».

Врач (задает загадку и показывает залу рисунок).

Листочки парные –

Цветки янтарные,

Плоды коварные.

И лечат и калечат.

(из зала кружковцы: «Это зверобой»).

Врач: « Да, это зверобой. Народ считает его средством от 90 болезней. «Как без муки нельзя испечь хлеба, так и без зверобоя нельзя лечить некоторые болезни», - гласит народная мудрость. Лекарственным сырьем служит трава. Собирают ее во время цветения, срезая только верхнюю часть длиной 10-20 см. Сушат ее в сушилках при температуре 50-60 градусов Цельсия на чердаках и под навесом. Это растение обладает сильным бактерицидным действием, используется как вяжущее, кровоостанавливающее, противовоспалительное средство, для полоскания десен и полости рта. Зверобойным маслом смазывают пораженные участки кожи, раны.

Выходят ученики , у которых в руках рисунки растений со словами: «А почему нас забыли пригласить на круглый стол? Какой аптекарский огород без нас?»

Первый ученик с рисунком растения «пастушья сумка»:

На пустырях и по дорогам

С соцветьем беленьким сорняк.

Но изучите его свойства,

Быть может, взгляните не так.

Кровотеченье остановит,

В Китае – он салат к столу.

Сорняк живуч,

Семян так много в плоде

Похожем на суму.

Второй ученик. А я расскажу про липу.

Липа – средство от простуды,

Знают все о том повсюду.

Хоть невзрачен липы цвет,

Но полезней чая нет!

При ангинах и простудах

Пьют целебный липы чай.

Говорят, когда болеют:

«Ну-ка, липа, выручай!»

Третий ученик (показывает рисунок одуванчика).

Такого модника как этот

Еще не видела земля.

Он очень любит среди лета

В пуховой шапке щеголять.

Это одуванчик. О лекарственных растениях одуванчика знали еще и древние греки и применяли его широко и разнообразно. В народной медицине одуванчик считают «эликсиром жизни». Настои корней одуванчика применяют для возбуждения аппетита, улучшения деятельности пищеварительных органов. Из цветков одуванчика варят варенье. А какой весенний салат без листьев одуванчика?! Ведь это кладезь витаминов!

Биолог. Созревшие семена разносятся ветром, отсюда и произошло это название «одуванчик».

Четвертый ученик: А я расскажу о таком растении, как чистотел.

Эта травка не проста,

И зелена, и желта.

Очищает чисто тело,

С Мойдодыром дружит смело!

Используется у чистотела надземная часть растения и корни.Из него изготавливают препараты для лечения бородавок, заболеваний печени и желчного пузыря. Это многолетнее травянистое растение с красивыми листьями и ярко-желтыми цветочками. Растет чистотел в парках, садах, на огородах и дачах.

Пятый ученик. Ну, а какой же аптекарский огород без калины (показывает рисунок и держит кисть калины).

Собирать мою кору

Нужно раннею весною.

Остановят кровь

При кровотеченьи мною.

Чудодейственный отвар

Может пить и млад и стар!

Ну, а осенью подарок,

Кисти ягод огневых,

Рвите на зиму, ребята,

Много витаминов в них!

Надземная часть растений накапливает максимальное количество веществ чаще всего в период цветения – в это время их и нужно собирать. Корни и корневища – поздней осенью, после увядания надземной части. Почки собирают ранней весной, когда они набухли, но еще не тронулись в рост (март-апрель), а у березы и сосны – еще раньше.

Надземную часть растений надо собирать в хорошую ясную погоду, так как увлажненные росой или дождем они портятся и теряют свои лечебные свойства. Подземные части растений собирают в любую погоду, а перед сушкой их надо мыть от земли.

А как надо правильно сушить лекарственные растения? Ведь от этого зависят их полезные свойства Перед сушкой растения сортируют. Веточки с почками срезают и связывают в пучки, которые сушат на открытом воздухе или в хорошо проветриваемом помещении. После сушки растения обмолачивают. Быстро сохнут растения на чердаке, Хранят в бумажных и матерчатых мешочках, коробочках, в сухих, темных, чистых помещениях.

Слово берет Эколог. Лекарственные растения – это растения, которые приходят к человеку на помощь. Но нельзя забывать и о том, что эти самые растения могут исчезнуть с лица земли, если человеке будет варварсчки уничтожать их, не заботясь о воспроизведении. Вот что по этому поводу может сказать вам ландыш майский.

Шестой ученик (с рисунком ландыша майского обращается к залу):

У меня к ребятам просьба убедительная есть:

Рвут весной нас повсюду, вянем мы в букетах зря,

Повсеместно истребленье нам грозит сейчас, друзья!

Должен всем вам сказать, что нельзя нас собирать!

Эколог. При сборе цветов и заготовке листьев и стеблей как лекарственного сырья необходимо оставлять нетронутыми несколько цветущих растений для семенного размножения. При заготовке листьев следует собирать только нижние, чтобы не повредить цветению и плодоношению. Заготовки почек ведутся на густо насажденных лесосеках или во время рубки деревьев. При сборе плодов многолетних растений нельзя вырывать растения с корнем или ломать ветви, а при сборе семян однолетних растений обязательно необходимо оставить и посеять часть семян.

Председатель . Мы обсудили многие вопросы, связанные с лекарственными растениями, узнали много нового и интересного. Ну, а теперь я приглашаю всех участников Круглого стола в наш кинозал на просмотр видеофильма о лекарственных растениях. А после просмотра видеофильма будет сюрприз – угощение отваром шиповника и липы с яблоками и печеньем.

28.04.2017 Акция «День экологических знаний» «Природа лечит. Лекарственные растения»

Посмотрите вокруг: какой прекрасный, удивительный мир нас окружает. Леса, поля, реки, моря, горы, небо, солнце, животные, растения. Это – природа! О красоте русской природы можно говорить бесконечно. Она щедра и бескорыстна. Но чтобы сберечь, понимать природу, её нужно знать. С этой целью пожилые люди, читатели Камеевской сельской библиотеки, присоединились к всероссийской акции «День экологических знаний» по теме: «Природа лечит. Лекарственные растения». И на эту тему орформили книжку- раскладушку.

Все ценное для человека принято сравнивать с золотом. Природа предоставляет человеку такое разнообразие даров - «золота», - что их трудно даже перечислить. Для сохранения и укрепления здоровья человека особую ценность представляют лекарственные растения. Из поколения в поколение передавали люди сведения о целебных свойствах растений. «Путешествие в страну лекарственных растений» - так называлась первая страничка нашей книжки- раскладушки. Гости узнали много нового о лекарственных растениях, которые растут не только в лесу, на полях и лугах нашей необъятной России, но и даже возле своего двора можно найти очень много полезных растений. Презентация дала возможность познакомиться с некоторыми из них воочию.

Второй страничкой книжки стала презентация выставки «Матушка -природа для лечения народа», где была
представлена литература, раскрывающая многообразие зеленых великанов, информацию о травах, о полезных и вредных комнатных растениях и о правилах сбора и хранения целебных растений.

Нашу третью страницу посвятили охране дикорастущих лекарственных растений. Лекарственные растения, находящиеся под угрозой исчезновения, и редкие виды, внесенные в Красные книги, находятся под охраной государств. К числу редких видов относятся растения, численность и ареал которых имеют постоянную тенденцию к сокращению.

В настоящее время краснокнижными видами являются: жень - шень, заманиха высокая, левзея сафлоровидная, диоскорея кавказкая, мачок желтый, красавка-белладонна и некоторые виды ятрышника. Кроме того, строгой охране и ограниченной заготовке подлежат около 40 видов лекарственных растений, среди которых: ландыш майский, горицвет весенний, наперстянка крупноцветковая и другие растения. Запрещается заготовка сырья без специальной лицензии и ограничены: распашка земель, выпас скота, сенокошение, осушение болот, использование ядохимикатов, отдых населения, застройка, движение механизированного автотранспорта. Обо всем этом мы узнали, посмотрев видеоролик «Растения Красной книги».

На четвертой странице , мы вместе погуляли на свежем воздухе. Давно уже известно, что свежий воздух полезен для здоровья! Так – то оно так, только вот часто ли мы задумываемся над, тем, что именно «свежий воздух» все реже и реже попадает к нам в легкие? С каждым годом все больше людей переезжает из каменных джунглей за город. Это
вызвано самыми разнообразными причинами, однако в большинстве случаев подобное объясняется нежеланием граждан дышать загазованным воздухом. Стоит лишь только кому-то произнести слово «город», как сразу в голове воспроизводится картина вечных выхлопных газов и дыма, идущего из труб заводов и фабрик. Воздух в сельской местности разительно отличается от городского, и к одним из таких мест относится и наше село, со своим лесом, янтарной речкой Бирь и бескрайними полями. Для сохранения этой красоты и чистого воздуха, жители села организовывают субботники, заботятся о чистоте реки, проводят в школах занятия, посвященные экологическому воспитанию подрастающего поколения, а в библиотеках- акции по экологии. Так же жители села, дети и взрослые, совместно с лесниками участвуют в посадке хвойных и лиственных пород деревьев возле проживаемой местности. Ведь в сосновых и еловых лесах дышать намного лучше. И это не просто ощущение. Именно хвойники подавляют бактерии, вызывающие болезни и благоприятно влияют на нервную систему организма. Наши жители и пенсионеры активно пользуются дарами природы, зимой катаются на лыжах, а летом регулярно прогуливаются возле речки и леса. Активные участницей среди пожилых людей это Татьяна Изиляева, Елена Валитова и Антонида Апсатарова, бывшая учительница физкультуры с. Камеево. Она поделилась перед гостями своими навыками скандинавской ходьбы и показала для начинающих как пользоваться скандинавскими палками.

Каждый из нас интуитивно чувствует, что в природе и ее творениях скрыты целебные силы, которых не заменить никакими синтетическими препаратами. Кто не прикладывал к ссадинам лист подорожника? Не ел малину при простуде? Не пил настойку валерианы? Участники мероприятия, листая пятую страницу книжки- раскладушки, привели свои примеры лечения заболеваний народными средствами, отварами и настоями из трав, которые хорошо известны и произрастают в нашей местности. Рассказали о свойствах лекарственных растений, которые растут на наших участках - это календула, смородина, малина, шиповник и так далее. Светлана Бикбулатова вспомнила случаи из своей жизни, когда ей на помощь приходили лекарственные растения и о правилах сбора этого природного дара.

До сих пор ведутся споры о том, верить или не верить производителям БАД по поводу эффективности их продукции. На шестой странице книги мы рассмотрели деятельность корпорации «Сибирское здоровье», отзывы врачей о ее продукции, отрицательные моменты самолечения, а также постарались понять роль БАД в жизни человека. Анна Алимпиева консультант корпорации «Сибирское здоровье» говорит о том, что компания «Сибирское здоровье» была основана в Новосибирске в 1996 году и на данный момент является ведущим российским разработчиком и производителем оздоровительной продукции и косметики, подтвержденной патентами. Сырье для производства поставляется из Горного Алтая, Байкала и других заповедных районов Сибири: используются лекарственные травы, их коренья, ягоды, цветки и семена. Так же она ознакомила нас с правилами приема лекарств на основе растений.

На седьмой странице участников ждала игра «Зеленая аптека». Участники с большим удовольствием решали кроссворды, без ошибок отвечали на вопросы викторины, соревновались в знаниях луговых и лесных цветов. Называли лекарственные растения, и какими лечебными свойствами они обладают. Также разгадывали загадки, вспоминали пословицы и читали стихотворения «Луговые травы», «Лесной чай», «Целебные травы». По итогам игры наше жюри бывший фельдшер Камеевской СВА Людмила Мусалина (пенсионерка на заслуженном отдыхе) всех игроков признала лучшими травниками села.

Восьмая страничка книги была самой вкусной. Елена Шамиданова для своих читателей открыла импровизированный фитобар под названием «От болезней всех полезней». Чай – это полезный напиток, который утоляет жажду, снимает усталость, придаёт бодрость, поднимает настроение. Для многих народов он так же необходим и ничем не заменим, как и хлеб. Много интересного об истории появления на Руси традиций чаепития узнали участники акции, посетив фитобар. Любительница чаепития Зоя Васильевна Биктимирова продемонстрировала мастер- класс по завариванию чая. Научила, как готовить тонизирующие напитки, придающие бодрость и энергию жизни. А отличным дополнением к горячему чаю стали прекрасные пироги от всех наших гостей. Долго сидели у самовара, пили чай и замечательно, душевно пели песни.

В последней странице книги, лекарственные растения дали наказ, которые мы должны помнить, и тогда природа будет нам благодарна.

Увидел молодой росток – не трогай и не рви!

Пройди-ка мимо, улыбнись, скажи ему: «Живи!»

Пройдут недели иль года, и вырастет там целебная трава.

Лес зелёный охраняй! Никого не обижай!

Не губи деревья ты! Сохрани в лесу цветы!

Ты пришёл за помощью к природе – добрым будь и береги её.

Ветки не ломай, не рви, не трогай,

Помни, нужно много лет ещё,

Чтобы кустик снова мог помочь тебе.

Ты, дружок, смотри, не подкачай! Правдивым быть и добрым обещай!

Не обижай ни птахи, ни сверчка, не покупай для бабочки сачка!

Люби цветы, леса, простор полей – всё, что зовётся Родиной твоей!

Библиотекарь Камеевской библиотеки Е. Шамиданова.

Сценарий праздника

«В мире лекарственных трав»

Цели: развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, воспитывать бережное отношение к своему здоровью, доставить детям радость от участия в празднике.

Оборудование: картинки лекарственных трав, костюмы для детей и Бабы-Яги, сбор лекарственных трав, музыка П.И.Чайковского «Времена года» Июнь.

Ход праздника

1.Вступительная часть.

Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рада, что вы собрались сегодня на празднике « В мире лекарственных трав».

Целебные травы

Наступили дни целебных трав

Мяты, иван-чая, зверобоя.

Их в пучки душистые собрав,

Из лесов несу цветы с собою.

Всё целебно: лес, луга, поля,

Подорожник, заросли тимьяна,

Щедрая прекрасная земля,

Словно лекарь, нам врачует раны.

Куклина Е.Э.

2. Основная часть.

Издавна люди заметили, что больные животные уходят чтобы найти какую-то травку, съев которую они выздоравливали. Так и человек и человек стал искать помощи у разных растений. Наши предки знали полезные свойства многих цветов и трав: больных и раненых лечили травяными бальзамами и настоями, пили чай из разных трав. Давайте больше узнаем о лекарственных растениях и для чего они нужны человеку?

1. Мы с вами узнаем, как же могут помочь обыкновенные травы здоровью человека. А поможет мне и всем вам известный добрый доктор. Угадайте, кто он?

Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор.... (Айболит).

Так как доктор Айболит занят на вызовах, то лечить зверей будете вы.


  1. Белочка заболела. У неё ангина. Но она никак не хочет пить таблетки. Вы можете ей помочь?
Выходит Ромашка.

Нарядные платьица, желтые брошки,

Ни пятнышка нет на красивой одежке,

Если случится тебе простудится:

Привяжется кашель, поднимется жар -

Подвинь к себе кружку в которой дымиться

Слегка горьковатый, душистый отвар.

(Дети советуют.) Если горло заболит, то лучший доктор - отвар из луговой лекарственной ромашки


  1. А у нашей Лисички простуда.
(Дети советуют.) Очень полезен отвар мать-и-мачехи.

  1. У обезьянки нет сил.
(Дети советуют.) Ей поможет отвар зверобоя.

  1. У Мишки бессонница.
(Дети советуют.) Валериана лекарственная применяется при бессоннице, при заболеваниях сердца, желудочно-кишечного тракта.

Вот какие чудеса могут делать лекарственные травы.

Молодцы, ребятишки, вы уже много знаете о лекарственных растениях. Но кто из вас может сказать о правилах сбора этого природного дара. Лекарственные травы заготавливают в определенные сроки, вдали от дорог, выпаса скота. Собирая лекарственные растения нельзя забывать о бережном отношении к окружающей природе, о том, что мы приходим в гости в Дом природы и должны соблюдать правила поведения и доброго отношения ко всем жителям этого большого Дома.

Помните, ребята о том, что лекарственные растения нужно собирать правильно.

Правила сбора лекарственных растений.

1. Подземные части растений собирают в сухую погоду, после того как спала роса.

2. Сушат под навесом, чтобы не попадали прямые солнечные лучи. Почему? (ответы детей)

3. Нельзя собирать больные и поврежденные вредителями растения.

Неожиданно появляется Баба-Яга.

Учитель (удивлённо): Баба-Яга!

Баба-Яга: Ну, уж не такая я Баба-Яга, а сейчас я совсем не Баба-Яга, а ведунья и знахарка лесных трав. Хотите проверить?

2.Викторина «Лекарственные растения».

1. Какие огородные растения являются лекарственными? (Лук, тыква, свекла, морковь, чеснок, укроп, петрушка и т. д).

2. Лекарственный цветок, на лепестках которого гадают все влюбленные. (Ромашка.)

3. В какой период собирают лекарственные растения? (май-сентябрь)

4. Какие растения, обладающие противомикробными свойствами вы знаете? (зверобой, ромашка, календула)

5. Какие растения заживляют раны?

6. Лекарственное растение, входящее в состав почти всех жевательных резинок. (Мята.)

7. Русское название этого растения произошло от казахского слова «джерабай», что в переводе означает "целитель ран". Что это за растение? (Зверобой.)

8. Растение, обладающее целебными свойствами, в народе зовется «кошачьим зельем», так как кошки очень любят его запах и даже едят листья. (Валериана.)

9. Латинское название этого декоративного и лекарственного цветка - календула. В России этот цветок получил название за форму лепестков, сходную с формой пластинок на пальцах. (Ноготки.)

Учитель: Спасибо вам дети и Баба-Яга! Я думаю, что ребята многое узнали о пользе лекарственных трав. А сейчас давайте проведём небольшие конкурсы и определим лучшего знатока лекарственных трав.

Дидактическое упражнение "Определи по запаху" (мята, душица, пижма, подорожник, ромашка, чистотел)

3.Познавательная игра «На приеме у врача »
Описание игры
«врачи» – дети, которые помогут «больному» в выборе растения, помогающего избавиться от болезни;
«больные» - дети, которые будут называть симптомы болезни.
В игре используются карточки:
1) больное сердце – капли ландыша, средство, успокаивающее сильное сердцебиение;
2) плохой аппетит – корень одуванчика возбуждает аппетит, из листьев делают салаты;
3) частые ангины – ромашка лекарственная;
4) больной желудок – тысячелистник применяют при заболеваниях желудка;
5) бородавки – росянка, чистотел;
6) раны и царапины – свежие листья подорожника, помяв прикладывать к ушибу, царапине;
7) ухудшение зрения – черника, это лекарство и витамины;
8) простуда – малиновый настой, лекарственная ромашка, мать-и-мачеха;
9) кашель – чабрец, мать-и -мачеха, подорожник;
10) кровотечение – тысячелистник;
11) что использовать вместо ваты – мох сфагнум в войну использовали вместо ваты, накладывая на раны.
12)авитаминоз – смородина, капуста, шиповник, черника, клюква, брусника.
Где можно узнать о лекарственных свойствах и способах применения растений? (в справочниках и энциклопедиях)

4. Конкурс загадок

На припеке у пеньков

Много тонких стебельков.

Каждый тонкий стебелек

Держит алый огонек.

Разгибаем стебельки -

Собираем огоньки.

(Земляника)

Белые звоночки.

Белые горшочки на зеленой ножке.

(Ландыши)


Белая корзинка -

Золотое донце,

В ней лежит росинка

И сверкает солнце.

(Ромашка)

Колосится в поле рожь.

Там, во ржи, цветок найдешь.

Ярко-синий и пушистый.

Только жаль, что не душистый:

(Василек)

Кто ни прикасается, -

За того цепляется.

Привязчивый и колкий,

Кругом торчат иголки.

(Репейник)

Носит этот мальчик!

Желтый сарафанчик.

Подрастет - нарядится

В беленькое платьице:

Легкое, воздушное,

Ветерку послушное.

(Одуванчик)


Злая, как волчица.

Жжется, как горчица!

Что это за диво?

Это же (крапива)!

5.Стихи о травах. Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года»

Луговые травы


С бабушкой нашей пойдем далеко мы

В луг, где ей всякие травы знакомы,

Руки мелькают, не путаясь в травах,

В тонких и острых, в густых и кудрявых.

Вот от простуды, а вот от надсады,

Это от боли спасет головной!

Мы поучиться у бабушки рады

Мудрой науке ее травяной.

Вырастем – травами с нашего луга

Будем лечить, избавлять от недуга.

(Е. Фейерабенд)
Лесной чай
Не хочется мне чаю с печеньем, с пирожным.

Я снова скучаю о чае таежном:

С душицей, с дымком, с земляничным листом,

Заваренным в медном большом котелке.

Чтоб сосны шептали и птицы кричали

О чем-то своем, на лесном языке.

(Ю. Могутин)
Путника друг, подорожник, скромный, невзрачный листок.

Ты на порезанный палец влажной заплаткою лег.

Путника друг, подорожник, многим из нас невдомек,

Что отыскалось лекарство тут же, на тропке, у ног.

(В. Рождественский)
6. Инсценирование «Лекарственные растения»

Руся Белая

Я сегодня услыхала

Жаркий спор целебных трав.

Как черника с земляникой

Разбирались, кто же прав:

Кто кого из них полезней,

Кто от всех спасёт болезней,

«Я черники много лучше», -

земляника говорит,-

Хоть расту в лесу дремучем,

Улучшаю аппетит,

Ещё жажду утоляю,

И желудку помогаю,

Мой лекарственный настой

От простуд рецепт простой.

Я давление снижаю,

Биться сердцу помогаю,

Раны быстро заживлю,

Коже молодость продлю!»

Возразила ей черника:

«Я полезней, спору нет.

Потому что для людей я

На сто бед один ответ.

Мой сироп снижает резко

В крови сахар у людей

Обладаю я уменьем

Лечить горло у детей

При гастрите и колите

Мой настой поможет всем

При ожогах, стоматите,

Всех избавлю от проблем!»

«С вами, девочки, поспорю,-

Встрял вдруг ландыш в этот спор,-

Никто лучше меня сердце

Не лечил с далёких пор.

Пусть нас кто-нибудь рассудит»,-

Майский ландыш предложил.

И пошли они все вместе

Искать, кто б их рассудил.

Все, кого они встречали,

Только стеблями качали:

Говорили, что они

И полезны, и нужны.

И багульник, и душица,

Клевер, спаржа, медуница,

И лаванда, и чабрец,

И фиалка, наконец.

Оказался всех мудрей

Лишь лекарственный шалфей.

Он сказал: «Все вы полезны,

Вы - лекарства для людей,

Помогаете от болезней,

Только каждый от своей.

Спорить быстро перестаньте,

И не тратьте время зря,

А в дорогу собирайтесь:

Ждёт вас каждая семья!»


3.Заключительная часть.

Подведение итогов.

Вот и подошёл к концу наш праздник. Закончить наш разговор хотелось бы такими строками:
Вот на земле огромный дом,

Под крышей голубой,

Живут в нем солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой,

Живут в нем птицы и цветы,

Веселый звон ручья,

Живешь в том доме светлом ты,

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нем.

Природою родной земли,

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 33 с углубленным изучением отдельных предметов»

«Зеленая аптека»

Сценарий внеклассного мероприятия по экологии

Игумнова Екатерина Владимировна, учитель начальных классов МАОУ «СОШ № 33 с УИОП»

Старый Оскол - 2012

Задачи мероприятия:


  • познакомить учащихся с целебными свойствами растений, учить правилам сбора, сушки, хранения, правилам использования и применения;

  • развивать экологическую культуру, закреплять знания о правилах поведения на природе;

  • воспитывать бережное отношение к растениям, к природе.
Оборудование:

  • рисунки детей по теме;

  • выставка книг «Лекарственные растения»;

  • загадки о лекарственных травах;

  • гербарии или образцы различных трав.
Ход занятия

1. Вступительное слово учителя

Сегодня мы собрались для того, чтобы поговорить о наших друзьях - лекарственных растениях. В настоящее время насчитывается более 600 видов растений, которые используются в медицине. Лекарственные растения можно встретить в лесу, в поле и даже по обочинам дороги. Сегодня мы поговорим о наиболее распространенных растениях, о тех, что мы встречаем каждый день и даже не догадываемся, насколько они полезны.

2. Сообщения детей

1-й ученик:

Давно подметил человек, что некоторые растения излечивают от недугов. Он подсмотрел, что звери тоже лечатся травами, находя среди множества растений нужные для них. Из поколения в поколение передавали сведения о целебных свойствах растений. Постепенно знания о них стали собираться в книге – «травники». В давние времена сбором трав занимались знахари, колдуньи, шаманы. Они окружили свое ремесло тайной и всячески отпугивали желающих наняться сбором целебных трав. Готовя лекарства, знахарь обычно бормотал заклинания и разные непонятные слова. Конечно, все это предпринималось для того, чтобы повысить цены на снадобья из трав и заставить людей отказаться от самостоятельного их сбора.

2-й ученик:

Народные травознаи за тысячи лет сумели накопить множество сведений о полезных свойствах растений. И в наших аптеках среди многих современных препаратов занимают достойное место травы, настойки из трав, таблетки из трав, таблетки на травяной основе. Заглянем в страну Лечебных трав. А вот и первая жительница этой страны. О ней существует очень много загадок.

Злая, как волчица.

Жжется, как горчица!

Что это за диво?

Это же (крапива)!
Вы, конечно же, знаете, как она выглядит. Людям есть, за что благодарить крапиву. Из нее можно приготовить множество полезных и вкусных блюд. Из крапивы получают зеленую, желтую краску, которую используют в пищевой промышленности. Это растение используют и для временного хранения пищевых продуктов. Но самым важным является то, что в крапиве содержатся вещества, которые убивают микробов и останавливают кровь. А если взять сырую крапиву, потолочь и приложить к свежей ране, то рана очистится и быстро заживет. Крапивой также хорошо укреплять волосы.

3- й ученик:

Послушайте загадку и определите, о каком растении в ней говорится:

Тонкий стебель у дорожки.

На конце его сережки.

На земле лежат листки -

Маленькие лопушки.

Нам он - как хороший друг

Лечит раны ног и рук.

(Подорожник)
Найдите подорожник в нашем осеннем букете.

? Почему это растение так называется?

? Кто из вас пользовался подорожником?

? Для чего вы это делали?

Подорожник очень быстро размножается. Посмотрите, сколько у него семян. Каждое семя обволакивается слизью, и поэтому его семена легко приклеиваются к колесам, к ногам. Так подорожник путешествует по свету. Американцы называют подорожник «следом белого человека». Может быть, потому, что его листья напоминают след ступни человека.
4- й ученик (продолжает рассказ о подорожнике):

В Америке он никогда не рос, пока его не завезли европейцы. Медицинские свойства этого растения были известны более 3 тысяч лет назад. Это было самое широко применяемое лекарственное средство в средние века. Подорожник используется при болезнях желудка, это не только хорошее ранозаживляющее и кровоостанавливающее средство, но и противопростудное. При этом используют сок подорожника.

Русская легенда рассказывает о том, что однажды, когда две змеи грелись на солнце посреди дороги, одну из них переехала повозка. Вторая змея тотчас принесла ей Целебный лист подорожника. С тех пор люди и узнали о целебных свойствах этого растения.

5- й ученик:

Мне хочется рассказать еще об одном удивительном растении - это тысячелистник. Посмотрите на это растение. Как вы думаете, почему оно так называется? Каждый листик этого растения многократно рассечен на множество узких долек, сосчитать которые невозможно. Тысячелистник используют при заболеваниях желудка, кишечника. Это растение хорошо останавливает кровь, улучшает аппетит. А если размять листья и приложить к ране кашицу, то рана быстро заживет.

6- й ученик:

О каком следующем растении пойдет рассказ, вы узнаете из загадки:

Выпускает он листы

Широченной ширины.

Держатся на ветках крепких

Сто плодов шершавых, цепких.

Если их не обойдешь -

На себе их все найдешь.

(Репейник)
И действительно! Какое из растений может быть навязчивее лопуха-репея! Не только плоды этого растения липнут к человеку, и но и сам он растет поближе к жилью человека. Корни лопуха могут заменить морковь, картофель. Но они съедобны на первом году жизни. В Японии и Китае лопух возделывается как овощ. Если измельчить корень и варить его в течении двух часов, то получается приятное на вкус повидло. Отвар из корней лопуха рекомендуется для укрепления волос. Свежий сок растения с маслом хорошо лечит раны.
7- й ученик:

Догадайтесь, что это за растение?

Носит этот мальчик!

Желтый сарафанчик.

Подрастет - нарядится

В беленькое платьице:

Легкое, воздушное,

Ветерку послушное.

(Одуванчик)
Правильно, это одуванчик. Одуванчик - это тоже лекарственное растение. Его так и называют ученые – «одуванчик лекарственный». Цветет одуванчик весной. Ярко – желтые цветы красочно оживляют природу. Листья одуванчика используются ранней весной для приготовления витаминного салата. В некоторых странах их даже готовят впрок, заквашивая как капусту.

Одуванчик применяют при лечении многих болезней: желудка, кишечника, мочевого пузыря, для улучшения аппетита. Масляная настойка из корней одуванчика является хорошим средством от ожогов. Отвары сухой травы и корня нужно пить, если болит живот.

Учитель: Возле наших домов очень много лекарственных растений. Вы все их встречали не раз. Посмотрите на выставку! Это ромашка аптечная (используется при простуде, воспалении слизистой оболочки рта, успокаивающее и болеутоляющее средство). Мать-и-мачеха (используется при кашле, выжатый сок из свежих листьев прикладывают к язвам, ранам, нарывам). Пустырник (применяется как успокоительное средство, при болезнях сердца). Но настоящая кладовая лекарственных растений растет в лесу. Послушаем рассказы ребят.

8-й ученик:

В тени деревьев, среди густой травы растет ландыш. У ландыша два остроконечных листа, а между ними не сколько маленьких колокольчиков. У ландыша тонкий, приятный запах. Ландыш является сырьем для лекарства, которое выпускают для лечения сердечных заболеваний, заболеваний нервной системы. Ландыш - охраняемое растение, оно занесено в Красную книгу, поэтому заготовкой ландыша могут заниматься только специальные организации.

9-й ученик:

Высоко оценил человек полезные свойства медуницы. Медуница применяется при лечении бронхита, при воспалении верхних дыхательных путей, при недостатке витаминов. Есть в лесу и другие лекарственные растения. Малина (при ангинах и простудах). Земляника (для улучшения состава крови). Брусника (при авитаминозах - ягоды, при заболеваниях почек - листья).

10-й ученик:

Немало лекарственных трав в поле и на лугу. Василек. Используется как жаропонижающее средство; при болезнях мочевого пузыря; в виде примочек при заболеваниях глаз. На Руси существует легенда, согласно которой прекрасный юноша Василий был погублен русалкой и превращен в цветок - василек. В Древней Греции считали, что сок василька способен быстро заживлять раны. Пастушья сумка. Останавливает кровотечение, используется при заболеваниях почек, печени, мочевого пузыря, как противорвотное средство. Валериана лекарственная применяется при нервных заболеваниях, бессоннице, при заболеваниях сердца, желудочно-кишечного тракта.

Учитель: Но чтобы эти растения могли помочь нам и проявить свои чудесные свойства, их нужно правильно заготавливать, хранить и применять. Необходимо при этом придерживаться строгих правил. Чтобы собирать растения, их нужно хорошо знать, т. е. отличать от других; знать, когда их нужно собирать (в этом помогут календари для сбора растений), и какая часть растения необходима для лечения. Собирать растения можно только в сухую погоду, лучше сразу после росы. Нельзя собирать загрязненные растения, с ржавыми пятнами, растущие вблизи дорог, автомобильных шоссе.

Укладывать растения при сборе нужно в просторные корзины, не утрамбовывая, так как они могут начать гнить. Сушить только в тени, в хорошо проветриваемом помещении, а не на солнце. Растения нужно разложить тонким слоем на картоне, материи и не менее 2 раз в сутки переворачивать. Не вырывать растения с корнем, не собирать все растения до последнего, ни в коем случае не собирать растения, которые занесены в Красную книгу.

Помните: многие лекарственные растения очень ядовиты. При сборе нельзя мять растения в руках, не трогать грязными руками лицо, губы, глаза, нос, чтобы не занести ядовитый сок на слизистую оболочку. Если все же произойдет отравление, и у нас начнутся головная боль, тошнота, слабость, нужно срочно вызвать рвоту и промыть желудок, употребляя много кипяченой воды. Хранить высушенные травы лучше всего в картонных коробках, бумажных пакетах или мешочках из ткани.

3. Викторина

А сейчас проверим, запомнили ли вы то, о чем мы сегодня говорили. Перечислите лекарственные растения, которые вы запомнили.

Какое лекарственное растение самое «прилипчивое»?

Листья какого растения иссечены на множество долек?

Какое лекарственное растение называют «следом белого человека»?

Какие растения заживляют раны?

Как правильно собирать, хранить сырье?
4. Конкурс загадок

А теперь проведем конкурс загадок:

На припеке у пеньков

Много тонких стебельков.

Каждый тонкий стебелек

Держит алый огонек.

Разгибаем стебельки -

Собираем огоньки.

(Земляника)

Белые звоночки.

Белые горшочки на зеленой ножке.

(Ландыши)

Белая корзинка -

Золотое донце,

В ней лежит росинка

И сверкает солнце.

(Ромашка)

Колосится в поле рожь.

Там, во ржи, цветок найдешь.

Ярко-синий и пушистый.

Только жаль, что не душистый:

(Василек)

Кто ни прикасается, -

За того цепляется.

Привязчивый и колкий,

Кругом торчат иголки.

(Репейник)

Вот и подошло к концу наше путешествие по стране Лекарственных трав. Закончить наш разговор хотелось бы такими строками:

Василька срывать не стану

И ромашки золотой,

Лучше сразу всю поляну

Увезу к себе домой.

Прихвачу тихонько поле,

И в росе блестящий луг

Поселю их в нашей школе,

Подарю тебе, мой друг!
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

Не завянет медуница,

Не погаснет мой букет.

Наше лето сохранится

На рисунке много лет...
VI. Домашнее задание. Собрать материал о любом лекарственном растении и оформить книжку-малышку.

Крапива Подорожник Тысячелистник

Репейник Одуванчик Земляника

Софья Морозова
Сценарий массового мероприятия по знакомству с лекарственными растениями Липецкой области «Зеленая аптека»

Цели :

познакомить с лекарственными растениями Липецкой области ;

Дать знания о простейших способах использования некоторых лекарственных растений для лечения .

Задачи :

Дать понятия о способах использования этих растений для лечения ;

Закрепить знание детьми растений в роле «Распутай путаницу»

Познакомить со стихами и загадками о лекарственных растениях .

Воспитание любви к природе родного края;

Экологическое воспитание.

Ход МЕРОПРИЯТИЯ

Зал украшен декорациями, напоминающими опушку леса

Под медленную музыку звучит (текст сопровождается изображением на интерактивной доске) :

Здесь в зарослях лесных, где всё для сердца мило,

Где чистым воздухом так сладостно дышать,

Есть в травах и цветах целительная сила,

Для всех умеющих их тайну разгадать.

(В. Рождественский)

(В зал входит Фея Флора)

ФЛОРА : - Здравствуйте, ребята! Я – Фея Флора. И все эти владения – мои.

Щедра земля наша. И произрастают на ней тысячи разнообразных растений . Её леса, горы, степи таят в себе огромные природные богатства. А знаете ли вы, ребята, что среди всех деревьев, кустарников, трав у вас есть друзья – растения , обладающие лечебными свойствами?

Человек еще издавна заметил, что животные среди множества растений выбирают только те , которые помогут им излечиться. Люди начали изучать эти лекарственные растения и их свойства . На Руси таких людей называли “травниками”. Изучив лекарственные свойства растений , они заносили их в особую книгу. Так появились знания о лечебных свойствах растений , которыми мы сейчас пользуемся.

Лес – как сказочное царство,

Там кругом растут лекарства ,

В каждой травке, в каждой ветке –

И микстура, и таблетки.

Ну, а чем и как лечить,

Мы вас можем научить.

Все целебные растения

Знаем мы без исключения.

Нужно только не лениться,

Нужно только научиться

Находить в лесу растения ,

Что пригодны для лечения!

Чтобы познакомиться с некоторыми из лекарственных растений , растущих у нас в Липецкой области , мы сейчас, ребята, отправимся в «зелёную аптеку » . Так называется аптека , в которой продаются разные лекарственные растения , травяные сборы, настойки на травах.

Для того, чтобы узнать, что есть в нашей зелёной аптеке нужно собрать лото . Но для этого, вам необходимо отгадать загадки.

1. Резной наряд,

Губки алые горят,

Алые серёжки,

Алые сапожки,

Стоит душа-красавица –

Своей красы стесняется,

Голову склонила,

Серёжку уронила. (Калина)

Калина – русское обрядовое растение , символ чистой любви. Весной она вся покрыта кружевом белых крупных цветков. А в красных сочных ягодах – одна-единственная плоская косточка в форме сердечка…

В медицине кора калины применяется как кровоостанавливающее средство. Ягоды калины благотворно влияют на сердце. Свежие ягоды имеют горьковатый вкус. Их них варят очень вкусные варенья, компоты.

Русская красавица стоит на поляне.

растением

2. Шишки красные висят

На кусте колючем,

Висят в беспорядке –

Нежные да сладкие,

Тяжело к ним лезть –

Да вкусно есть. (Малина)

Малина – многолетний кустарник, побеги которого плодоносят на второй год. Ягоды созревают в июле-августе.

Большое богатство витаминов и многих других веществ ставит малину в ряд наиболее ценных ягод. Ягоды малины применяются как домашнее потогонное средство при простудных заболеваниях. Плоды улучшают аппетит, регулируют деятельность желудка и кишечника, успокаивают боли в желудочно-кишечном тракте. Листья малины используют для приготовления сложного чая, обладающего высокими вкусовыми качествами и лечебными свойствами.

Давайте найдем карточку с этим растением и поместим его на игровое поле.

3. Белые цветочки,

Мелкие листочки,

Исцелят сердечко,

Нервы успокоят (Валериана)

Валериана – многолетнее растение высотой до 1 , 5 м. Название происходит от слова «быть здоровым» . Русские обиходные названия валерианы – «кошачья трава» , «кошачий корень» - не случайны : кошки очень любят это растение и буквально впадают в эйфорию от запаха валерианы. Это обстоятельство специально оговорено в инструкции по хранению корней валерианы : «помещение, где хранятся корни валерианы, должно быть недоступно для этих животных».

Валериана – была широко известна народной медицине. В настоящее время препараты из корней валерианы применяются как успокаивающее средство при нервном перевозбуждении, а также для регулирования деятельности сердца.

Давайте найдем карточку с этим растением и поместим его на игровое поле.

4. В зелёной кофточке,

в белом сарафане. (Берёза)

Берёза – самое любимое русским народом дерево, это символ нашей страны. Существует около 120 видов берёз. В нашей стране распространены берёзы провислая и пушистая, листья, почки, кора и древесина которых содержат лекарственные вещества .

Из древесины получают густую тёмную жидкость – дёготь, одна ложка которого, согласно поговорке, портит бочку мёда, но… врачует раны, язвы, ожоги и кожные заболевания. А берёзовый сок – очень полезный напиток. Он рекомендуется как общеукрепляющее средство. Собирают его весной, в апреле. С незапамятных времён русские люди парятся берёзовым веником в бане. Листья берёзы обладают способностью убивать болезнетворные микробы.

Давайте найдем карточку с этим растением и поместим его на игровое поле.

5. Такого модника как этот

Ещё не видела земля,

Он очень любит среди лета

В пуховой шапке щеголять. (Одуванчик)

Созревшие семена одуванчика разносятся ветром, отсюда и произошло его название.

О лекарственных свойствах одуванчика знали ещё и древние люди и применяли его широко и разнообразно. В народной медицине России одуванчик считали «жизненным эликсиром» . Настои корней одуванчика применяют для возбуждения аппетита, улучшения деятельности пищеварительных органов. Из цветков одуванчика варят варенье, а также кладут их в салат.

Давайте найдем карточку с этим растением и поместим его на игровое поле.

6. Поранил ты в походе ногу,

Усталость не даёт идти –

Нагнись : солдатик у дороги

Готов помочь тебе в пути. (Подорожник)

Подорожник в народе называют «попутник» , «порезник» , «чирьевая трава» .

Свежие листья подорожника используются как ранозаживляющее средство. Очень хорошо листья помогают при мозолях.

Давайте найдем карточку с этим растением и поместим его на игровое поле.

7. Кисть ягоды прекрасная,

Жёлтая иль красная,

Я достать её боюсь –

О шипы уколюсь.

Но уважаю с детства

Сердечное средство. (Боярышник)

С лечебной целью заготавливают цветки, собранные в сухую погоду в начале цветения, когда часть их еще не распустилась, а также собранные в это же время цветки с молодыми листочками и плоды без плодоножек в период полного созревания. Плоды съедобны, но безвкусные и сухие. Поэтому используются редко.

В медицине используют жидкий экстракт или настойку из цветков боярышника при заболеваниях сердца. Свежие плоды люди засыпали сахаром. Из них зимой варили кисели, а ягоды добавляли в компоты или заваривали вместо чая. Вместо чая еще заваривали молодые листья боярышника. Используют люди боярышник и как живой забор. Живая ограда из боярышника служит веками, и сквозь нее нет хода ни человеку, ни животным.

Давайте найдем карточку с этим растением и поместим его на игровое поле.

8. Ягода, но не малина, не клубника, не калина,

у неё чернильный цвет, но не черника это, нет. (Ежевика)

Ежевика не только вкусная, но и полезная. В ягодах много витаминов. А зачем человеку витамины? (Ответы детей) . Что бы быть здоровыми, чтобы помочь организму побороть болезни. Кроме того, ежевика – лекарственное растение , которое лечит от многих болезней.

Еще из ежевики делают разные вкусные сладости : конфеты, мармелад, джем. В старину из сушеных ягод люди умели получать фиолетовую краску и окрашивали ею бумагу и ткани.

Давайте найдем карточку с этим растением и поместим его на игровое поле.

9. Эта травка не проста,

И зелёна, и желта.

Очищает чисто тело,

С Мойдодыром дружит смело. (Чистотел)

Чистотел – многолетнее травянистое растение с красивыми листьями и ярко-жёлтыми цветками. Растёт чистотел в лесах , на вырубках, в парках, садах, выращивается на огородах и дачах. Собирают его в июне-июле.

В медицине используется надземная часть растения и корни . Из него изготовляют препараты для лечения бородавок, печени и желчного пузыря. Чистотел можно применять только по назначению врача, так как он является сильно ядовитым растением .

Давайте найдем карточку с этим растением и поместим его на игровое поле.

10. Что же это за девица?

Не швея, не мастерица,

ничего сама не шьёт,

а в иголках круглый год. (ель)

С лечебными целями используют хвою ели, молодые шишки. Они содержат эфирное масло, дубильные вещества, смолу, витамин С. Еловые шишки используют в виде отвара для лечения ангин, тонзиллитов. Для наружного лечения поражений кожи готовят иногда мазь путем смешивания равных количеств еловой смолы, воска и сливочного масла. Такой мазью пользуются при фурункулах, гнойничках, язвах, ранах и ссадинах.

Давайте найдем карточку с этим растением и поместим его на игровое поле.

Сюрпризный момент : появляется Ежик.

ЕЖИК : Очень много лекарственных растений у нас в Липецкой области . Я хочу показать и рассказать вам сказку про некоторые из них. Называется она «Сказка про лекарственные растения » Петра Синявского.

(На экране демонстрируется презентация к сказке)

ФЛОРА : - Спасибо тебе, ежик за такую интересную сказку. Давайте попрощаемся с ежиком.

ФЛОРА : Вы отгадали все загадки и теперь знаете, что есть в «Зеленой аптеке » .

ФЛОРА : Ребята, у меня есть много книг о лекарственных растениях . И я хочу подарить вам некоторые из них. В них рассказывается о том, как правильно собирать и сушить растения , в какие сроки это нужно делать. Для чего и как применять лекарственные растения , чтобы они принесли вам пользу, а не навредили. Какие растения можно использовать самим, а какие только по рекомендации врача.

И главное, как сохранить растения , чтобы они достались не только вам, но и другим людям. При сборе лекарственных растений вы должны помнить об их сохранении в природе. Ни в коем случае нельзя собирать все растения . При сборе цветков и заготовке травы необходимо оставлять несколько цветущих растений на одном квадратном метре для семенного размножения. При сборе плодов необходимо следить за состоянием плодоносящих побегов, нельзя вырывать растения с корнем или ломать ветки; при сборе плодов однолетних растений обязателен посев части собранных семян. При заготовке подземных органов (корни, корневища) полностью уничтожается всё растение , поэтому посев его семян на этом же месте обязателен!

Народная мудрость гласит : “Кто выращивает цветы, тот приносит радость и себе, и людям”. Живя на Земле мы постоянно должны помнить об охране природы, о приумножении естественных богатств.

Если не станет растений , то не станет на этой планете и нас, людей!

Под приятную музыку фея Флора дарит детям старшей и подготовительной группы книги «Лекарственные растения » . Дети покидают зал.



Загрузка...