electricschool.ru

Актуальные вопросы подготовки к егэ по русскому языку. Структура егэ по русскому языку Программа подготовки к ЕГЭ по русскому языку

Современная методика обучения опирается на использование прототипов в качестве примеров выполнения заданий. Изучение русского языка и, в частности, сдача ЕГЭ также подразумевает подготовку к экзаменам, используя учебный материал в формате шаблонов.

Вопреки устоявшемуся мнению, что речь идет о готовом варианте сочинения, это не так. Шаблон сочинения ЕГЭ по русскому языку 2019 и 2018 представляет собой учебный материал, включающий описание структуры и её особенностей.

С его помощью можно написать любой небольшой литературный очерк и успешно сдать письменный экзамен.

Чтобы успешно освоить учебный материал, следуйте рекомендациям:

  • используйте шаблоны в качестве тренировочного материала и каркаса, по которому можно литературно изложить проблему в рамках заданной темы;
  • попробуйте написать отдельные части структуры вашей темы, используя разные шаблоны;
  • закрепите материал, написав сочинения на одну тему, но используя разные структуры шаблонов;
  • используйте разные темы с разными шаблонами.

После закрепления навыков вы успешно справитесь с сочинениями ЕГЭ на любую тему. Разберите с преподавателем допущенные ошибки, прежде всего, уделяя внимание стилистике и особенностям литературного изложения.

Скачать шаблоны сочинения можно бесплатно по ссылке ниже.

Шаблон 1. Повествование о проблеме

Повествование о проблеме, поднятой писателем, может иметь следующую структуру.

Формулировка проблемы : «Прочитанное мною литературное произведение писателя ФИО производит глубокое впечатление, затрагивая глубинные проблемы человеческого существования. На первый план выносятся общечеловеческие вопросы, издавна ставшие основой <человеческого качества> (например, морали).

Автор задаётся этим вопросом в присущей ему манере <описать особенности> (например, юмора, легкости), со своей стороны как читатель я могу описать свои впечатления зрителя, смотрящего на проблему через призму произведения ФИО».

Комментарий проблемы : «Произведение – это <дать оценку>, в котором повествуется об определенных сторонах <ситуации>. Автор в любопытной для читателя форме рассказывает и рассуждает на тему, выводя на первый план тезис <указать тезис>. Основная мысль состоит в <описать мысль, используя два примера>».

Авторская позиция : «Как читатель, всецело погрузившийся в атмосферу произведения, могу описать свои впечатления и позицию <детализировать>. Писатель утверждает, что обозначенная проблема <в чем состоит>».

Собственное мнение <согласие> : «Несомненно, писатель не только умело раскрывает проблему, но и показывает глубокое ее понимание. Я согласен с тем, что… Я уверен, что… При этом моя точка зрения состоит в следующем… <привести аргументы>».

Аргумент 1 (литературный пример): «В качестве доказательства я приведу известный литературный пример…».

Аргумент 2 (пример из жизни): «Реальные ситуации также доказывают жизнеспособность позиции автора, в чем я убедился на своем примере из своей жизни…».

Заключение : «В итоге я могу высказать свою признательность автору за изложение знакомой проблемы, но с использованием глубинных подтекстов. Это позволило мне заново ощутить актуальность и подумать над поставленным вопросом».

Схема: Шаблон для сочинения

Шаблон 2. Размышление на тему прочитанного материала

Постановка задачи анализа : «В <первый, очередной> раз перечитывая <уникальное, известное, комичное> произведение <какого> писателя ФИО, задаюсь <все тем же, новым> целым рядом вопросов. <Какая проблема поставлена…?> <Почему…?> <Какие животрепещущие вопросы подняты в произведении…?>».

Собственное мнение <согласие> : «Сложно противоречить мнению ФИО, являющегося признанным <писателем, публицистом, документалистом, художником литературного слова>, состоящим в следующем… Вполне реально доказать описанное на реальных примерах <привести свои мысли по этому поводу>».

Аргумент 1 (литературный пример): «В контексте описанного в произведении ФИО вспоминается другой литературный пример – <книга>, поднимающий вопрос <описать проблему>».

Аргумент 2 (пример из жизни): «Прочтение этого произведения не стало для меня открытием, но лишь подчеркнуло реальность описанного в произведении. Подобную историю я слышал в передаче «Пусть говорят»…».

Заключение: «Логически подводя итоги под размышлением, я хочу подчеркнуть важность <чего> и сделаю вывод о следующем <о чем>».

Шаблон 3. Центристкая позиция

Формулировка проблемы: «Рассматривая в ближнем приближении проблему, поднятую писателем <описать проблему>, можно привести свои доводы на тему <какую>. Автор размышляет над вопросом <каким> и предлагает подумать над этим <над чем> своим читателям».

Собственное мнение <согласие> : «Я выражаю свое согласие с выводами, к которым подводит читателей автор <название>. Обосновывая свои мысли, могу подчеркнуть следующее».

Аргумент 1 (литературный пример): «Похожий вопрос поднимался ФИО в произведении <название>. Главная сюжетная линия посвящена проблеме героя <какой>, и к каким он приходит в конце произведения к выводам <каким>».

Аргумент 2 (пример из жизни): «Прочтение этого труда заставило меня вспомнить об особых минутах жизни и историей, рассказанной моими близкими…».

Заключение : «Итак, писатель проделал сложнейшую работу, всесторонне раскрыв читателю проблему…, что позволяет сделать важнейшие выводы для собственной жизни».

Шаблон 4. Проблема как сущность произведения

Формулировка проблемы. Опишите тему, раскрытую в произведении как современную и часто обсуждаемую. Отметьте, какая цель писателя, о чем он вынуждает задуматься, обозначив краеугольные вопросы.

Классы коррекции в нашей школе действуют с 1993 года. Эти классы были открыты для учеников, испытывающих трудности при усвоении учебного материала и, соответственно, нуждающихся в щадящих условиях, которые сводились к снижению темпа обучения при том же объеме программы и уменьшению количества учеников в классе. Такой класс “достался” мне, когда они учились в 7-м классе. В этом классе были ученики разных национальностей. Многие их них с трудом освоили программу начальной школы, некоторые мальчики отмечались плохим поведением и нарушением дисциплины, и при этом подавляющее большинство учеников имело диагноз “задержка психического развития”. Тем не менее после девятого класса многие из них решили продолжить обучение в школе.

Главной задачей перед всеми выпускниками средней школы сегодня представляется сдача ЕГЭ как основная форма их аттестации и готовности дальнейшего обучения. Как подготовить учеников коррекционного класса к этому? Следует отметить, что одной из проблем является отсутствие у них мотивации, когда, например, ученик категорически заявляет: “Я ничего писать не буду!”, “Ну и пусть провалю!”, “Чему быть – того не миновать. Все равно ничего не знаю”, “Я не хотел, меня мама заставила идти в 11-й!” и т.п.

Для того, чтобы добиться успехов в обучении таких ребят, нужно учитывать особенности восприятия учебной информации каждого ребенка, осуществлять индивидуальный подход.

В начале обучения мною была проведена диагностическая работа. Ребята писали сочинение на тему “Как я лучше запоминаю”. В результате этой диагностической работы было выявлено, что определенная часть ребят лучше усваивает зрительную информацию – нужно много писать на доске, показывать схемы и т.д. Другие лучшие запоминают на слух, для них необходимо много проговаривать вслух, повторять. У одних память работает лучше, у других – хуже, для них необходимо повторение и возвращение к изученному материалу.

Кроме того, в педагогической работе необходимо учитывать то, что важно видеть “зону ближайшего развития ребенка”, не заваливать информацией, которую он не готов принять, а давать постепенно помимо заданий, которые ребенок может выполнить самостоятельно, и такие, которые пока он может выполнять с помощью учителя, с подсказкой. Таким образом, ученик выполняет задания по сложности на одну ступень выше, и это развивает ученика.

В целях повышения уровня подготовленности учеников коррекционного класса к итоговой аттестации по русскому языку в форме сдачи ЕГЭ были поставлены задачи:

1) Создание осознанной учебной мотивации.

– Повышение или коррекция самооценки учащихся. (“Я могу!”)
– Создание условий, позволяющих осознать востребованность знаний. (“Зачем мне это нужно!”).
– Привлечение к конструктивному диалогу родителей для решения общей задачи. (“Учитель + родитель = сила!”).

2) Актуальное содержание учебного материала, то есть “блоковая” подача материала, рассчитанная на разный уровень подготовки учащихся.

3) Включение элементов “нетрадиционной” методики, позволяющей легче воспринимать учебный материал через создание ассоциативных связей, так как сама жизнь подсказывает учителю пути оптимизации учебного процесса.

Проведя анализ научно-педагогической, учебно-методической литературы по вопросам подготовки к ЕГЭ и планированию уроков, изучив структуру единого государственного экзамена по русскому языку нами предлагается следующая последовательность изучения материала. При внимательном рассмотрении части А можно отметить, что она состоит из нескольких блоков.

  1. Вопросы А1–А5 проверяют степень владения орфоэпическими, лексическими и грамматическими нормами. К ним по типу примыкает вопрос А26 – на синтаксическую синонимию.
  2. Вопросы А6–А11 основаны на анализе микротекста в этих заданиях проверяются умения находить грамматическую основу предложения, давать его синтаксическую характеристику, различать части речи, определять лексическое значение слова в контексте, понимать логическую структуру текста. К этой же группе следует отнести задание А27, связанное с выбором предложения, наиболее полно и точно передающего содержание микротекста.
  3. Вопросы А12–А25 посвящены проверке грамотности. Первые семь вопросов этого блока – на орфографические, последние шесть – на пунктуационные правила.
  4. Вопросы А28–А30 направлены на анализ содержания и речевого оформления “большого текста”, который в дальнейшем служит материалом для заданий части В и С.

Мы предлагаем такую последовательность изучения блоков ЕГЭ:

  • вначале повторяются и закрепляются правила орфографии и пунктуации, необходимые для выполнения заданий 3-го блока, с тем, чтобы на протяжении всего оставшегося времени подготовки регулярно повышать грамотность школьников;
  • затем повторяются грамматические темы, необходимые для выполнения заданий 2-го блока части А и части В;
  • после этого целесообразно переключиться на вопросы 4-го блока части А, к которым и во время экзамена логичнее приступать после выполнения заданий части В;
  • далее начинается регулярная работа над сочинением части С;
  • и в последнюю очередь, по нашему мнению, следует разбирать вопросы 1-го блока части А.

Урок подготовки к ЕГЭ по русскому языку состоит из нескольких этапов (обычно двух-трех), во время которых работа ведется в одном из пяти направлений.

Говоря об особенностях построения урока, необходимо отметить следующее. Готовясь отвечать на основные вопросы по орфографии и пунктуации в тестовой форме, выбирая ответ из предложенных, учащиеся чаще всего (и это, безусловно, правильно, так как позволяет экономить время и работать очень продуктивно) выполняют тренировочные упражнения, вставляя пропущенные буквы, а не пишут слова и предложения в тетрадях. Кроме того, прийти к верному ответу им порой помогает метод исключения заведомо неправильных вариантов. Многолетние наблюдения показывают, что даже при хороших результатах выполнения заданий 3-го блока части А навыки грамотного письма парадоксальным образом могут теряться. Поэтому желательно как можно чаще включать в план урока небольшие фрагменты самостоятельного письма с последующей проверкой. Считаю, что поурочное планирование М.М. Казбек-Казиевой помогло мне организовать подготовку к ЕГЭ максимально эффективно.

Сложнее всего, как мы все знаем, ученикам написать сочинение – рассуждение (часть С).

Думаю, что сочинение на первых порах желательно давать на основе текстов небольшого объема, доступные пониманию, так как большие тексты отпугивают и так неуверенных в себе учеников. Содержание текста должно быть таким, чтобы у школьника возникло желание откликнуться на основные мысли автора.

Система заданий к тексту тоже должна быть направлена на формирование умений увидеть в тексте то самое главное и высказать свое отношение, свое понимание.

Можно использовать в подготовке к экзамену части В и С, как рекомендует М.М.Казбек-Казиева, цикл рассказов – миниатюр А.И.Солженицына “Крохотки” – например, “Утенок”, “Шарик”, “Костер и муравьи”. Но и здесь нужно быть избирательными. Чаще всего мы работали с текстами пособия под редакцией Г.Т. Егораевой.

Трудности у ребят возникают в подборе аргументации, как на основе жизненного, и тем более читательского опыта. На занятиях мы подбирали литературные аргументы по проблемам, поставленным в экзаменационных текстах. Круг проблем, которые поднимаются в предлагаемых текстах, не так уж широк. Многие из этих проблем являются вечными, а это значит, они не могли не найти своего отражения в произведениях известных писателей.

Ребята завели читательский дневник, куда кратко записывали фамилию, имя автора, жанр, проблематику, имена главных героев, сюжет, опорные слова и словосочетания. У кого-то читательский дневник был более подробным, у кого-то – менее, но польза очевидна, потому что потом многие охотно заглядывали туда, пользовались этой подсказкой.

Одной из задач стоящей перед каждым учителем является поиск эффективного способа запоминания учебного материала учениками. Внимание и память у многих детей ослабленные. Память – сложный психический процесс, включающий в себя запоминание, сохранение, воспроизведение. На помощь приходит мнемоника – система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти за счет искусственных ассоциаций.

Мнемоника дает возможность создания позитивного эмоционального фона, развития внимания и памяти, формирования ассоциативного мышления, умения обобщать и, наконец, формирует установку на возможность внутреннего самосовершенствования, снижение уровня тревожности.

Ассоциации порой создаются самым немыслимым образом, но служат своеобразным маяком для памяти. Вспомните название падежей как запоминали в начальной школе и последующую цепочку ассоциаций:

Этот прием помогает детям с ЗПР лучше усвоить учебный материал.

Умение группировать предметы и ассоциативное запоминание, по данным психологов, помогают улучшить усвоение информации с 19% до 61%. При этом важна также установка: запомнить, сохранить в памяти, воспроизвести.

Хочется отметить пособие “Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся”. Авторы весьма удачно разработали последовательность повторения лингвистических тем, мнемонические правила, помогающие ученику подготовится к ЕГЭ.

Например, по теме “Спряжение глаголов” запомнить слова-исключения помогает следующая рифмовка:

У глаголов два спряженья:
-ешь и -ишь. Вот исключенья:
гнать, держать, смотреть и видеть,
дышать, слышать, ненавидеть,
и зависеть, и терпеть, и обидеть, и вертеть
.

При отработке этой орфограммы можно прибегнуть к помощи рисунков-ассоциограмм.

В цифре “один римское” вырисовывается буква “Е”, а в цифре “два римское” “И”.

Поэтому гласная Е пишется в окончаниях глаголов первого спряжения , гласная И второго.

Не следует путать глаголы НАДЕТЬ и ОДЕТЬ :

Слово “ОДЕТЬ” имеет значение “покрыть чье-либо тело одеждой ”. ОДЕТЬ можно КОГО-НИБУДЬ ДРУГОГО, НО НЕ СЕБЯ: например, одеть ребенка, одеть куклу.

Слово “НАДЕТЬ” имеет значение “покрыть одеждой себя ”. НАДЕТЬ можно
ЧТО-НИБУДЬ НА СЕБЯ: например, надеть пальто, платье, шапку. НАДЕТЬ можно
ЧТО-НИБУДЬ на ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА (надеть на кого? что? – надеть на ребенка пальто ).

Следующее стихотворное правило помогает запомнить верное употребление в речи вышеозначенных глаголов:

Нельзя надеть Надежду,
Нельзя одеть одежду.
Надеть одежду можно.
Одеть Надежду можно.

Приведем еще коротенькие стихотворения, которые помогут запомнить орфографические правила и исключения из них:

Корень РОС влюбился в О ,
Ему очень повезло.
Там, где есть СТ и Щ ,
Пишем только букву А.

РОСТОВЩИК в РОСТОВЕ жил,
РОСТИСЛАВОМ звали.
Он РОСТОК себе купил
Где-то на базаре.
Слова-исключения пишем с О,
Их запомнить нам легко!
Только ОТРАСЛЬ одна
Не может жить без буквы А !

Корень ЛАГ на корень ЛОЖ
Очень даже не похож:
В корне ЛАГ мы пишем А !
Это знает вся страна!
В корне ЛОЖ мы пишем О ,
Ему очень повезло.

Часть правила о чередующейся гласной в корне слова, звучит так: “В корнях -бир- – -бер-, -мир- – -мер-, -дир- – -дер-, -пир- – -пер- и т.д. в корне пишется буква и , если после корня стоит суффикс -а-, если его нет, пишется буква е. Например, собирать – соберемся”. Однако эту же часть орфограммы можно назвать “правилом осла ”: соби ра ть – Иа! Иа!

Разные типы объяснений с таблицей и озвученными примерами помогают учащимся запомнить, а самое главное, применить правило на практике.

Запомнить правильную постановку ударения в некоторых словах позволяет подбор к ним рифм и составление из получившихся пар двустиший. Такие мнемонические рифмовки помогают успешнее освоить слова, входящие в орфоэпический минимум, который необходимо знать для правильного выполнения задания А1 ЕГЭ по русскому языку. Например:

1) Не будем улыбаться,
Хватит баловАться.

2) Не влезешь в шорты,
Если будешь есть одни тОрты.

3) Уважаемый наш сэр,
Посетите диспансЕр.

4) Снова бегемот
Сломал нефтепровОд.

5) ОбеспЕчение,

Нет никакого печенья! (Или обеспЕчьте пЕчью. )

Для запоминания слов с правильным ударением в пособии С.В. Драбкиной рекомендуется использовать рисунки-ассоциограммы, на которых при помощи запоминающегося зрительного образа показывается сходство ударной гласной буквы с каким-то предметом. Например, в слове откУпорил ударная гласная – буква У – изображается в виде штопора, а в слове дОверху – находящаяся под ударением буква О рисуется похожей на овальную вазу, до самых краев заполненную водой, льющейся из-под крана.

3) При изучении темы “Словообразование” дети допускают ошибки, путают морфемный разбор с словообразовательным.

1) хитрый → хитрость → бесхитростный → бесхитростность;

2) холод → холодный → холодноватый → холодноватость;

3) масло → масляный → маслянистый → маслянистость;

4) обогревательный → обогревать (а не греть);

5) бесшумно → бесшумный (а не шум).

Важно объяснить детям доходчиво: “Делаем только шаг назад”.

4) При изучении темы “Виды связи в словосочетаниях”, дети оживлялись, услышав слово СУП (согласование, управление, примыкание), это также служило лучшему запоминанию учебной информации. Далее вспоминаем: СУП – согласование (согласуется в роде, числе падеже), управление (управляет падежами), примыкание (примыкает по смыслу, зависимое слово – неизменяемое).

Что касается орфоэпии, то при подготовке к ЕГЭ важным подспорьем может стать использование различных аудиосредств.

Важно также самим произносить слова, читать вслух, соблюдая нормы ударения, что ученики делали как на уроках, так и дома (например, прикрепив распечатку слов, на холодильник). Главное чтобы трудные случаи орфоэпии систематически были на слуху у детей.

Кроме того, в конце каждого учебного года ученики этого класса сдавали зачет по билетам. Готовились самостоятельно по учебникам, справочникам, волновались. (Кстати, готовиться предпочитали по учебникам М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской). “В этих учебниках все понятно” – говорили дети.

Считаю, что систематизация изученного материала таким способом порой необходима, так как это стимулирует ученика. И те знания, которые он добыл самостоятельно, работая с источниками, будут прочными и помогут в дальнейшем успешно сдать ЕГЭ.

Большое значение имело и то, что, несмотря на особенный – коррекционный вид класса, ученики принимали активное участие во всех мероприятиях, проводимых в школе. Это защита проектов по русской литературе, участие в “Гоголевских чтениях”, в конкурсе инсценировок, чтецов. Внеурочная деятельность позволяет учителю лучше узнать учеников, понимать их, принимать такими, какие они есть.

Важно не забывать, что современный ребенок часто включен в процесс негативного программирования, поскольку взрослые склонны скорее отмечать его недостатки, чем достоинства. Нередко ребенок вообще не имеет представления о своих хороших качествах, становится пессимистом. Пессимизм сегодня у многих, к сожалению, становится привычным состоянием жизни. Психологи утверждают, что именно пессимисты – их 30% – провалят экзамены.

Наблюдая за учениками, видишь насколько важно для них получать положительную обратную связь именно от учителя. Поэтому не надо скупиться на искренние человеческие слова поддержки.

1) Не использовать обобщений типа: “Ты всегда плохо работаешь!”, “Ты никогда не выполнишь, не сдашь …”, и т.п. Лучше сказать уклончиво: “Сегодня ты недостаточно старался”

2) Подбадривать крылатыми фразами:

– Не ошибается тот, кто ничего не делает;
– Успех радует, а ошибка учит;
– Умный не стремится избегать ошибок, но стремится их исправить;
– Дорогу осилит идущий.

3) Включать в урок такие задания как

– “Исправь ошибки друга”, задача задания – вызвать реакцию: “Я нашел ошибку. Я могу исправлять ошибки у других, значит – знаю эту тему”.
– Отвечать на вопрос “Почему ошибся?” – “Не знал проверочное слово, не выделил корень, не знал орфограмму”, основной посыл: – “У всякой ошибки нужно искать причину”.

Такие задания будут способствовать развитию у детей познавательной рефлексии.

Систематизированное применение нетрадиционных приемов и методов, позволяющие воспринимать учебный материал через создание ассоциативных связей, будет способствовать развитию памяти, мышления, воображения и познавательного интереса к урокам русского языка, повысят учебную мотивацию.

Я убедилась в этом. Мои ученики успешно сдали ЕГЭ и поступили в те учебные заведения, в которые хотели.

Список использованной литературы.

  1. Казбек-Казиева М.М. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ. Поурочное планирование для учителей: учебно-методическое пособие. М: Дрофа, 2010.
  2. Г.Т.Егораева. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ. Вступительные испытания. М: Издательство “Экзамен”, 2011.
  3. Драбкина С.В.,Субботин Д.И. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. ЕГЭ. Русский язык. Учебное пособие. Москва. Интеллект – Центр 2012.
  4. Волина В.В. Учимся играя. – М., 1994.
  5. Гобова Е.С. Зачем детям ходить в школу? – М., 1997.
  6. Шапиро Н.А. О пользе прописных истин – М., 2011.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Глуховская средняя общеобразовательная школа

Доклад

«Подготовка к экзаменам по русскому языку в новой форме и в форме ЕГЭ.

Трудности в разделах языкознания»

Выполнила

учитель русского языка

Афанасьева Анна Александровна

Экзамен по русскому языку является обязательным как в 9-ом, так и в 11 классах. Поскольку он значительно отличается от привычных форм аттестации в старших классах (сочинения и изложения), а традиционная система уроков в среднем звене не ориентирована на подготовку к ЕГЭ и ГИА в новой форме, задача педагога - организовать обучение в 5 - 9, 10-11 классах таким образом, чтобы совместить традиционные формы и тот необходимый материал, который должен быть отработан с учащимися при подготовке к экзаменам.

На сегодняшний день структура экзамена по русскому языку в 9 и 11 классах определена.

В силу своих особенностей в новом формате (тестирование) особое внимание на уроках необходимо уделять работе в тестовых технологиях.

Она должна занять определённое место не только в системе контроля образовательных достижений, но и вообще в системе уроков русского языка уже в основной школе (5 - 9 классах). Технологичность тестовых заданий позволяет обращаться к ним часто без существенного ущерба для других форм и методов работы.

При подготовке к экзаменам по русскому языку необходимо помочь детям осознать практическую ценность тех теоретических сведений, которые приходится изучать, а впоследствии повторять и углублять для свободного владения навыками различных видов анализа слов, словосочетаний, предложений, текстов. Имеются, конечно же, и трудности в этом.

На экзаменах по русскому языку даже отличники выполняют правильно (в среднем) 80% заданий. Основная проблема кроется в том, что изучение русского языка по школьной программе и подготовка к экзаменам по русскому языку - это не одно и то же!

В школьном обучении делается упор на изучении правил орфографии и пунктуации. Упускаются другие нормативные аспекты русского языка и изучение системы языка в целом. Здесь я ни в коем случае не говорю о том, что данные разделы не входят в школьную программу. Просто в силу того, что уровень общей грамотности с каждым годом стремительно падает, нет возможности тщательно изучать вышеуказанные разделы. К тому же некоторые из этих разделов касаются не только материала, изучаемого непосредственно на уроках русского языка (например, орфоэпические и лексические нормы).

Вот с такими трудностями сталкиваются учащиеся при выполнении заданий экзамена по русскому языку:

  1. орфоэпические нормы русского языка (постановка ударения, твёрдое/мягкое произношение согласных перед Е, особенности произношения гласных и согласных звуков и буквосочетаний;
  2. лексические нормы русского языка (знание основных групп русской лексики);
  3. синтаксические нормы русского языка;
  4. стилистические нормы русского языка.
  1. средства связи в словосочетании;
  2. морфология современного русского языка (местоимения и их разряды, наречия, частицы, производные предлоги);
  3. типы сложных предложений и их специфика;
  4. средства языковой выразительности.

В части С:

  1. композиционное оформление сочинения;
  2. логическое оформление сочинения (в т.ч. абзацное членение);
  3. грамматические, лексические, синтаксические и стилистические нормы русского языка;
  4. теория аргументации (во многих работах аргументы отсутствуют, и собственное мнение учащихся ограничивается простым утверждением «согласен / не согласен»).

Существуют и другие проблемы, которые влияют на качество выполнения заданий:

  1. Ошибочное понимание формулировок вопроса к заданиям экзамена по русскому языку;
  2. Технические ошибки при заполнении бланков экзамена;
  3. При подготовке к экзамену не учитываются структурные особенности КИМ"ов;
  4. Неправильное распределение времени на выполнение заданий. (Сочинение пишется в дефиците времени и без учета критериев проверки)

Конечно, все это пугает и учителей, и учеников, и их родителей. Каждый год для учителя русского языка выпускного класса, как 9 -го, так и 11-го, является годом поиска разнообразных форм, методов работы для успешной сдачи учащимися соответствующего экзамена. Хотя прошло немного времени, но каждый учитель русского языка на сегодняшний день имеет свою методику, которая позволяет его учащимся справиться с заданиями на экзамене.

Нельзя добиться успеха в чем-то, если сам учитель плохо представляет структуру экзамена, особенности заданий, трудные темы и т.п. Учитель должен прорешать не один десяток тестовых вариантов, чтобы по-настоящему разобраться во всех нюансах предлагаемых заданий. Например, видеть задания-ловушки, которые присутствуют во всех КИМах. Это вопросы по темам, которые в учебниках только упоминаются и подробно не изучаются на уроках русского языка.

Многие теоретические знания нуждаются в углублении и дополнении.

От учителя требуется создание целой системы уроков по подготовке к к экзаменам. Разработать такую систему позволяют КИМы по русскому языку. Весь материал, используемый для подготовки к экзаменам по русскому языку в 9 и 11классах, можно разбить на семь блоков.

Фонетика. Графика. Орфоэпия.

Лексика. Фразеология.

Морфемика. Фразеология.

Морфология и культура речи.

Синтаксис и культура речи.

Орфография и пунктуация.

Написание сочинения (и изложения в 9 классе).

И в каждом из этих блоков есть свои сложности.

Хочется обратить внимание на некоторые трудные случаи правил орфографии и пунктуации.

1. Правописание безударных гласных в корне слова:

Это объясняется неумением подобрать однокоренное слово, что часто связанно с неправильным разбором слова по составу и неверным выделением в нем корня;

Незнание этимологии (происхождения) слов с безударными гласными в тех случаях, когда происхождением слова можно объяснить его правописание;

Плохим знанием правил чередования гласных в корнях - гор-гар, зор-зар, лаг-лож, раст-рос, кон-косн, равн-ровн, мак-мок и т.д.

В целом непониманием значения слова с безударными гласными и неумением пользоваться орфографическим словарем.

2. Правописание сложных слов.

Ошибки могут быть в основном двух типов:

Ряд нарушений правил правописания сложных слов касается употребления соединительной гласной в сложном слове, подмены гласной Е-О и наоборот;

Неумение выделить соединительную гласную в словах, где она имеется;

Написание соединительной гласной в словах, образованных без нее, непосредственным соединением двух основ;

Ошибки на слитное или раздельное написание через дефис сложных слов;

Ошибки, связанные с незнанием знаков словообразования, анализа смысловых оттенков слова;

3. Правила правописания НЕ и НИ с различными частями речи.

4. Правописание наречий.

Конечного суффикса -А или -О;

Слитное, раздельное или дефисное написание наречий с приставкой;

Употребление наречий с частицами НЕ и НИ, правописание наречий-исключений.

5. Правописание Н, НН в прилагательных и причастиях.

Здесь необходимо разобраться в составе слова, способах словообразования.

В пунктуации часты ошибки:

1. Тире между подлежащим и сказуемым. Следует разобраться в том, какова основа предложения, какими частями речи являются главные члены - подлежащее и сказуемое, виды сказуемого (глагольное, составное глагольное, именное составное).

2. Пунктуация при однородных членах предложения, умение найти и определить место обобщающего слова, определить виды связи (союзная, место союза при однородных членах, и интонационная).

3. Пунктуация при обособленных и уточняющих членах предложения; определить их границы, значение.

4. Пунктуация в сложном предложении (сложносочиненном, сложноподчиненном, бессоюзных сложных предложениях).

В синтаксисе:

  1. Связь слов в словосочетании.
  2. Виды сказуемого.
  3. Типы односоставных предложений.
  4. Сложное предложение, его типы.

У каждого учителя - словесника есть собственный опыт подготовки учащихся к экзамену. Такую работу нужно начинать уже с 5 класса. И здесь важно правильно определиться с подбором заданий. Вот варианты возможных заданий:

  1. Вставить пропущенные буквы, обозначить орфограмму графически.

Все зам…рло. Кругом заж…гают огни. Сердце зам…рает от страха. Мама выт…рла ребенку ручку. Пчелы соб…рают мед. Они соб…рут мед и улетят в улей. Дуб вершиной уп…рается в облака. Спортсмены одержали бл…стательную победу. Забл…стело вдали озеро.

  1. В каком ряду во всех словах пропущена безударная чередующаяся гласная корня?

Р…внина, скл…ниться, м…ровой, водор…сль

Прик…саться, р…внина, заг…р, росточ…к

Бл…стать,соб…ру, вск…чить, непром…каемый

Заж…гаться,прид…раться, зан…мать, плават…льный

  1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется О?

Р(1)стислав, огорченный и вым(2)кший под проливным дождем, встречал з(3)рю.

1,2,3

  1. На месте каких цифр пишется не:

Сколько уже н(1) узнавали люди об окружающем мире, какие успехи н(2) сделала наука, человек н(3) может н(4) искать новых открытий.

3, 4

1, 2

1, 2, 3, 4

2, 3, 4

  1. В каком ряду вместо пропусков пишется Е?

Н… днем н… ночью от соседей н… было покоя.

Н…кто и н…когда так н… ругал меня.

Н…сколько вопросов помогли прояснить ситуацию, и от сомнений н…чего н… осталось.

Н… один фашист остался лежать под Сталинградом.

  1. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?

Письмо (не)распечатано.

Получился отнюдь (не)интересный рассказ.

В воздушном пространстве много (не)исследованных зон.

Ни одна звезда (не)озаряла трудный путь.

  1. Пишется НИ:

Тарас Бульба (1) мог н(2) полюбоваться на своего старшего сына.

За год Валентин н(3) разу н(4) съездил к матери.

1,3,4

  1. Определите, все ли данные предложения односоставные. Свой ответ аргументируйте.

А) Под музыку осе (н, нн)его дождя иду во тьме.

Б) Дни поздней осени бранят обыкнове (н, нн) о.

В) Осе (н, нн)ее утро. Рассвет. Тишина.

Г) Хлестало в окна дождиком осе (н, нн) им.

Д) Отлетающие журавли напоминают почему - то о прожитых днях.

  1. Среди данных предложений найдите слово, в котором правописание НН регламентируется правилом: « В прилагательном, образованном при помощи суффикса - Н - от существительного, основа которого оканчивается на - Н, пишется НН ».
  1. Объяснить написание Н или НН.
  1. Распределить предложения в соответствии с их характеристиками.

1. По нивам, по лугам, уставле(н, нн)ым стогами, брожу в прохладной (полу)тьме.

А). Повествовательное, невосклицательное, простое, односоставное, безличное, распространённое, не осложнено.

2. Пахло милым тлением осени.

Б). Повествовательное, восклицательное, простое, односоставное, назывное, распространённое, осложнено обособленным определением.

3. Преодолели ещё один горный перевал.

В). Повествовательное, невосклицательное простое, односоставное, определённо - личное, распространённое, осложнено обособленным определением.

4. (Осень).Сказочный чертог, весь открытый для обзора.

Г) Повествовательное, невосклицательное, простое, односоставное, неопределённо - личное, распространённое, не осложнено.

  1. Анализ текста

(1)Жил на русской земле художник - Валентин Александрович Серов. (2) Давно нет тех, кто был с ним знаком. (3) Но, когда они жили, когда можно было с ними поговорить, если речь заходила о Серове и молодые художники спрашивали: « А что было главным в Серове-человеке? » - отвечали: « Достоинство ».

(4) Оно органично проявлялось во всём: в манере держаться, в желании общаться, в немногословности…

(5) Серова называли совестью художественного мира. (6) Заработать подобную славу нелегко. (7) Серов, кажется, и не старался. (8) Такова была его суть. (9) В большом и малом он оставался верным своему слову человеком. (10) Серов выходит из состава Академии художеств в знак протеста против расстрела демонстрантов 9 января 1905 года, когда действия властей оказались несовместимыми с его представлениями о морали, совести…

(11) В современной Серову художественной среде замечали: « Не только дети, но и внуки отличались скромностью, сдержанностью, достоинством».

Выполните задания к тексту.

В каком предложении содержится тема текста?

А) 3 В) 8

Б) 4 Г) 11

Определите стиль и тип речи.

А) научный стиль, описание

Б) публицистический стиль, рассуждение

В) художественный стиль, повествование

Г) научный стиль, рассуждение

Какое из перечисленных предложений связано с предыдущим с помощью личного местоимения?

А) 3 В) 8

Б) 4 Г)9

4) Из 5 предложения назовите словосочетание, в котором использована связь согласование.

5) Среди предложений 1-5 назовите сложные предложения, в которых одна из частей является односоставным безличным предложением.

6) Какие типы односоставных предложений встретились среди предложений 5 - 10 ?

А) назывное

Б) определённо - личное

В) безличное

Г) неопределённо - личное

На самом деле в учебно-методических пособиях, в сети Интернет есть большое количество разнообразных заданий, сгруппированных по темам, по разделам, а также комплекс заданий по приведённому тексту. Задача учителя - правильно выбрать и творчески использовать предлагаемые материалы.

Курс русского языка считается завершенным (пройденным) в 9 классе. Но в 10-11 классах встает проблема повторения правил русского языка, т.к. впереди ЕГЭ. При довольно небольшом количестве уроков русского языка в неделю (1-2ч.), повторение их на практике бывает крайне сложно, т.к. просто не хватает на это времени: ведь еще необходимо обратить внимание на культуру речи, стилистику и другие аспекты языка.

Конечно, подготовка к экзамену, по моему мнению, должна начинаться уже в пятом классе, когда учащиеся на уроках русского языка знакомятся с первыми орфограммами и пунктограммами, работают над развитием своей речи, культурой общения и так далее. В среднем звене

необходимо систематически вести работу с орфоэпическими, орфографическими, толковыми словарями. Это помогает при подготовке к экзаменам. К девятому классу школьники имеют достаточно большой объем знаний по всем основным разделам русского языка. И первая большая «репетиция» для них перед ЕГЭ - это сдача экзамена в новой форме за 9 класс.

Я использую при подготовке к ЕГЭ простую методику, в основе которой алгоритмы рассуждения.

Знания сведений теоретического характера из области фонетики, словообразования, морфемики, морфологии и орфографии, синтаксиса и пунктуации, культуры речи необходимы для успешного выполнения заданий экзамена. Теория - фундамент . Вспоминаем и восстанавливаем, систематизируем необходимые теоретические знания с помощью лекций, презентаций, семинаров.

Часть В особенно сложная для учащихся, она требует хорошей теоретической подготовки, для её выполнения требуются более глубокие и детальные знания. Ученики должны не просто увидеть языковые явления в тексте, но и суметь отличить их от подобных.

В качестве домашнего задания для закрепления полученных знаний предлагаю ученикам самостоятельно разработать аналогичные задания из частей А и В. Например:

  1. Составьте шесть-семь вариантов А3 , используя различные паронимы: прилагательные, существительные, глаголы. Или самостоятельно найдите паронимы и придумайте с ними словосочетания, разграничивающие их (паронимы) в словоупотреблении.
  2. Составьте шесть-семь вариантов А5, используя различные ошибки в ответах к заданиям, или исправьте следующие предложения с ошибкой в употреблении деепричастного оборота, заменяя грамматически неправильное продолжение предложения своим.

Находясь в лесу, всегда есть о чём поговорить.

Набирая номер междугороднего абонента, в трубке телефона раздались гудки.

Выясняя происхождение географических названий, учитывается целый ряд факторов: время, ландшафт, история народа.

Читая этот рассказ Платонова, вспоминаются стихи Пушкина.

Начиная работу с текстом, мной был неверно определён размер.

Преодолевая барьер, наездником должны соблюдаться определённые правила.

Уроки в 10-11классах должны носить обобщающий характер. Практически всегда использую разминки на повторение. Такой вид работы помогает при повторении всех разделов русского языка. Ежеурочная «разминка» состоит, например, из следующих этапов: работа над произношением и лексическим значением слов; задания по фонетике и словообразованию; орфографический разбор слов, пунктуационный и синтаксический разбор предложений; работа по исправлению грамматических ошибок.

Таким образом, разнообразные практические задания в ходе разминки обеспечивают надежность сохранения в рабочем состоянии знаний и умений по русскому языку.

В идеале (так подразумевает программа по русскому языку) выпускник 9 и тем более 11 класса должен хорошо знать русский язык, а это значит, владеть разными видами высказывания, самостоятельно создавать текст. Именно это проверяет третья часть (часть С). Поэтому опытный учитель на уроке русского языка большое внимание уделяет анализу текстов различных стилей и типов речи, целенаправленно развивает монологическую речь учащихся, формирует умение рассуждать на предложенную тему с формулированием тезисов, аргументов и выводов. Поэтому последовательно отрабатывает навыки рационального чтения учебных, научно-популярных, публицистических текстов, формируя на этой основе общеучебные умения работы с книгой.

Например, в ЕГЭ в части С ребятам предлагается создать новый оригинальный текст на основе прочитанного ими в ходе экзамена. Но все же написать сочинение небольшого объема - всего в 150 слов - на предложенный текст гораздо легче, чем написать традиционное сочинение объемом в 3-4 листа. А тут перед глазами - готовый текст с четко выделенный идейной проблематикой.

Анализ проведённых пробных работ показывает, что многие выпускники не видят проблему, не могут её прокомментировать, не приводят аргументы, потому что не читают произведения художественной литературы.

Каждый учитель русского языка проводит занятия, посвящённые комплексному анализу текста. Уже младших школьников можно научить отвечать на вопрос: «О чём этот текст?» Так решится задача определения темы текста. Ведь осмысление любого предложенного материала на экзамене начинается именно с этого.

В ходе подготовки к экзаменам на уроках русского языка уже в средних классах можно давать задания, позволяющие научиться создавать свой текст сочинения-рассуждения по определённой модели, например, такой:

2. По его мнению, ...

3. Однако я думаю по-другому, потому что… или Я согласен с автором, потому что…

4. Итак, …

Таким образом, подготовка к итоговому экзамену по русскому языку должна осуществляться планомерно, лучше, если ребята, ещё пятиклассники, постепенно привыкнут к анализу текста, научатся владеть языком сочинения-рассуждения. Важно и умение пересказывать текст, и интерпретация его, и собственные размышления, возникшие на основе прочитанного. Умение создавать новый, авторский, оригинальный текст - это и есть конечная цель обучения языку. Ведь это не только подготовка к экзаменам, но и развитие образного и логического мышления.

В заключение хочется сказать, что, безусловно, любой компетентный учитель способен готовить школьника к экзамену либо в новой форме, либо в форме ЕГЭ, даже не имея специального сертификата эксперта. А любой школьник изучает все предложенные вопросы в течение 11 лет. Очень важно, чтобы дети усвоили одну простую истину: подготовка к экзамену - это тяжелый труд, результат будет прямо пропорционален времени, потраченному на активную подготовку к экзамену (то есть на такую подготовку, когда практически устранены все отвлекающие факторы и внимание уделено только подготовке). Истина проста. Но для успешной сдачи экзамена учащиеся должны очень хорошо понять всю сложность и важность подготовки к нему.

Вероятно, единой системы подготовки учащихся к итоговой аттестации по русскому языку существовать и не будет: каждый учитель сам определит для себя и своих учеников путь к успеху.


Русский язык входит в число обязательных предметов ЕГЭ. Без положительного результата экзамена выпускник просто не получит аттестат о среднем образовании. Что собой представляет сегодняшний вариант ЕГЭ по русскому языку? Что нужно учесть при подготовке?

Все задания ЕГЭ по русскому языку предполагают хорошее знание школьной программы, не выходят за её рамки. Тем не менее задания построены так, что проверяют самые различные знания учеников и их умения работы с текстом.

Контрольно-измерительные материалы (КИМ) по русскому языку состоят из двух частей. Первая часть включает 24 задания с кратким ответом или с выбором верных вариантов ответа. Вторая часть предполагает написание сочинения-рассуждения по прочитанному тексту.

Первая часть

Рассмотрим подробнее задания первой части. Экзаменационная работа открывается небольшим текстом научного стиля. Первое задание на начальных этапах подготовки часто вызывает затруднение у школьников. Оно требует найти предложения, в которых содержится главная информация текста. Что можно посоветовать? Нужно найти в тексте ключевые, самые главные с точки зрения содержания, слова. А потом найти ответы, в которых будут присутствовать все эти слова.

Задание №4

Задание №4 тоже вызывает трудности, потому что проверяет знание орфоэпических норм, проще говоря, умение ставить ударение в словах. Но некоторые слова в повседневной жизни часто произносятся неправильно, мы привыкаем к их неправильному произношению. По сути эти слова приходится заново заучивать при подготовке к экзамену.

Задание №7

Задание №7 очень «дорогое». При правильном выполнении оно может принести вам целых пять первичных баллов. Но оно и очень сложное, потому что включает в себя огромное количество грамматических правил. Тут и умение употреблять причастные и деепричастные обороты, и умение правильно выбирать форму слова при определенных предлогах, и умение строить простые и сложные предложения. И не просто самому построить правильную конструкцию, а найти ошибки в уже предложенных предложениях, среди которых есть и абсолютно правильные с грамматической точки зрения. Подготовку к этому заданию нужно начинать заранее, тогда становится понятно, какие именно конструкции могут быть ошибочными.

Задания №8-14

Задания с восьмого по четырнадцатое проверяют знание орфографии, правил написания слов, начиная с гласных в корне слова и заканчивая слитным-раздельным написанием слов различных частей речи. Традиционно наибольшую сложность представляет написание не с различными частями речи (задание 12), правописание н, нн (задание 14), а также слитные раздельные написания (задание 13). В задании 13 встречаются слова, которые могут являться частичными омонимами, то есть произносятся они одинаково, а вот пишутся по-разному. Так что на эти правила тоже следует обратить внимание.

Задания №15-19

Задания с пятнадцатого по девятнадцатое проверяет умение ставить знаки препинания в предложениях различной синтаксической структуры. Важно разбираться в том, какое предложение пред вами: простое или сложное, есть ли в нем однородные члены, обращения, вводные конструкции. Конечно, проверяется знание правил, изученных в 5-9 классе.

Задания №20-24: работа с текстом

Затем пишущим экзамен предлагается большой текст художественного или публицистического стиля. Задания с двадцатого по двадцать четвертое проверяют знания о тексте как таковом. Насколько ученик понимает содержание прочитанного отрывка, разбирается ли он в типах речи и в средствах связи предложений в тексте. Выполнение задания 24 может принести вам 4 первичных балла при правильном выполнении. Задание проверяет знания о средствах художественной выразительности, использованных в предложенном тексте. Обратите внимание, что в задании есть подсказки: указано, какого именно вида использовано средство выразительности: синтаксическое, лексическое, троп (слово в переносном значении). Конечно, этот материал тоже нужно повторять.

Вторая часть

Вторая часть экзаменационной работы предлагает написать сочинение-рассуждение по прочитанному тексту. Обращаем сразу внимание на тип речи. Сочинение-рассуждение. То есть в вашей работе должна быть четкая структура: тезис, аргументы, вывод. Сочинение по русскому языку пишется по :

  • Первое – указываем проблему прочитанного текста. В тексте может быть не одна проблема. Нужно выбрать одну.
  • Второе – нужно прокомментировать сформулированную проблему. По сути это ответ на вопрос, почему автор об этом заговорил. Комментарий берется из текста. Что автор увидел в окружающей жизни, что услышал, вспомнил, прочитал, что заговорил об указанной проблеме.
  • Третье – нужно определить позицию автора по поднятой проблеме.
  • Четвертое – высказать свою точку зрения. Это будет ваш тезис. С автором можно согласиться, а можно и не согласиться.
  • Пятое – подобрать два аргумента в защиту своей точки зрения. Причем максимально высокий балл по этому критерию вы получите лишь в том случае, если один из аргументов будет из художественной, научной литературы или публицистики. Второй может быть из жизни. Можно, конечно, привести два аргумента из жизни, но один балла вы потеряете. Шестое – необходимо сделать вывод, подведя итог своим размышлениям. Именно это о образом, мы видим, что экзаменационная работа оценивается при проверке работы.

Таким образом, мы видим, что ничего выходящего за рамки школьной программы в экзаменационной работе нет. Но объем проверяемого материала довольно большой. Поэтому начинать подготовку нужно, конечно, заранее. Было бы неплохо полностью написать работу, определить проблемные места и отработать их. Вы будете знать, какие вопросы именно для вас являются сложными. Если начать заниматься заранее, например, с начала учебного года, то есть все шансы не просто сдать экзамен, а сдать его очень хорошо.



Загрузка...