electricschool.ru

Что входит в понятие интеллектуальная готовность. Интеллектуальная готовность ребенка к школе. Как определяется психологическая готовность ребенка к школе

В жизни любого ребенка рано или поздно наступает момент, когда пора поступать в школу. Будущий первоклассник еще не знает, что его ждет. Беззаботность, беспечность и погруженность в игру сменятся множеством ограничений, обязанностей и требований. Теперь придется каждый день ходить на занятия, выполнять домашние задания.

Каким же образом можно определить, готов ли малыш к новому жизненному этапу? Существуют специальные критерии готовности к школе: интеллектуальные, мотивационные, психологические, социальные, физические.

Родители не правы, когда думают, что их малыш готов к учебе, так как умеет читать и писать. Ребенку, несмотря на это, может тяжело даваться школьная программа. Причина – это отсутствие интеллектуальной подготовки к поступлению в учебное заведение. Интеллектуальная готовность к школе определяется по мышлению, памяти, вниманию.

1. Мышление

До начала обучения в школе ребенку должны быть даны знания об окружающем мире: о других людях и об отношениях между ними, о природе. Малыш должен:

  • знать немного информации о себе (имя, фамилию, место проживания);
  • различать геометрические фигуры (круг, прямоугольник, треугольник, квадрат);
  • знать цвета;
  • понимать значения следующих слов: «меньше», «больше», «низкий», «высокий», «узкий», «широкий», «право», «лево», «между», «около», «над», «под»;
  • уметь проводить сравнения различных предметов и находить в них отличия, обобщать, анализировать, определять признаки явлений и предметов.

2. Память

Школьнику намного легче учиться, если у него хорошо развита память. Чтобы определить готовность ребенка к школе, можно прочитать ему небольшой текст и попросить пересказать его через пару недель. Также можно подготовить 10 различных предметов и картинок и показать их ребенку. Затем он должен будет назвать те, которые запомнил.

3. Внимание

Эффективность будущего обучения в школе будет напрямую зависеть от того, умеет ли ребенок внимательно слушать учителя, не отвлекаться на других учеников. Внимание и готовность дошкольников к школе можно проверить простым заданием – прочитать вслух несколько пар слов и попросить определить в каждой из них то слово, которое является наиболее длинным. Если малыш будет переспрашивать, значит, внимание у него плохо развито, и он на что-то отвлекался во время выполнения упражнения.

Мотивационная готовность к школе

Родители, подготавливая ребенка к новому периоду жизни, должны сформировать у него мотивацию к учебе, ведь она является ключом к будущему успеху. Мотивационная готовность к школе сформирована, если малыш:

  • хочет посещать занятия;
  • стремится узнать новую и интересную информацию;
  • хочет получать новые знания.

Психологическая готовность к школе

В учебном заведении к ребенку будут предъявляться жесткие требования, отличающиеся от требований, с которыми его познакомили дома и в детском саду, и все их придется выполнять. Психологическая готовность к школе определяется следующими аспектами:

  • наличием таких качеств, как самостоятельность и организованность;
  • умением управлять собственным поведением;
  • готовностью к новым формам сотрудничества со взрослыми людьми.

Социальная готовность к школе

У ребенка, готового к школе, должно наблюдаться желание общаться со своими сверстниками. Он должен уметь устанавливать взаимоотношения как с другими детьми, так и с взрослыми. Стоит отметить, что взаимоотношения ребенка с окружающими являются зеркалом тех отношений, которые царят дома в семье. Именно со своих родителей малыш берет пример.

Для оценки социальной готовности к школе рекомендуется проверить:

  • легко ли ребенок включается в компанию играющих деток;
  • умеет ли он выслушивать чужое мнение, не перебивая;
  • соблюдает ли он очередь в ситуациях, когда это необходимо;
  • умет ли он участвовать в разговоре с несколькими людьми, может ли поддержать беседу.

Физическая готовность к школе

Здоровые дети намного быстрее приспосабливаются к тем изменениям в их жизни, которые связаны с началом обучения в школе. Именно физическое развитие и определяет физическую готовность к школе.

Оценить развитие и определить, готов ли ребенок к новому жизненному этапу, можно следующим образом:

  • проверить его слух;
  • проверить зрение;
  • оценить способность ребенка сидеть некоторое время спокойно;
  • проверить, развита ли у него координация моторных навыков (умеет ли он играть с мячиком, прыгать, подниматься и спускаться по лестнице);
  • оценить внешний вид ребенка (выглядит ли он отдохнувшим, бодрым, здоровым).

Тестирование будущего первоклассника

Дети перед поступлением в учебное заведение проходят специальное тестирование. Оно направлено не на то, чтобы взять на обучение только сильных учеников и отказать слабым. В законодательстве указано, что школа не имеет права отказывать родителям в приеме малыша в первый класс, даже если он не сможет пройти собеседование.

Тесты необходимы учителям для определения слабых и сильных сторон ребенка, уровня его интеллектуальной, психологической, социальной и личностной готовности к занятиям.

Для определения интеллектуальной готовности к обучению в школе могут даваться следующие задачи:

  • посчитать от 1 до 10;
  • выполнить простые арифметические действия в задаче;
  • изменить существительные по числу, роду;
  • придумать рассказ к картинке;
  • выложить из спичек фигуры;
  • разложить картинки по порядку;
  • прочитать текст;
  • классифицировать геометрические фигуры;
  • нарисовать что-либо.

Для оценки психологической готовности педагог предлагает пройти тестирование на оценку уровня развития тонкой моторики руки, выявления возможности работать некоторое время, не отвлекаясь, умения подражать конкретному образцу. На тестировании могут даваться следующие задания для определения готовности ребенка к школе:

  • нарисовать человека;
  • срисовать буквы или группу точек.

Также в этом блоке ребенку могут задаваться вопросы, по ответам на которые можно определить, как он ориентируется в действительности.

При оценке социальной готовности педагог предлагает нарисовать рисунок по отражению в зеркале, решить ситуационные задачи, раскрасить фигуры по определенной инструкции, обращая внимание ребенка на то, что продолжать рисунок будут другие дети.

Личностная готовность определяется педагогом в ходе беседы с ребенком. Диагностика готовности ребенка к школе проводится благодаря вопросам, которые задаются крохам о школе, о том, как бы они поступили в определенных ситуациях, с кем бы хотели оказаться за одной партой, с кем бы хотели дружить. Кроме этого, педагог попросит малыша высказать мнение о себе, рассказать о своих качествах или выбрать их из предлагаемого списка.

Второй раз в первый класс, или готовность родителей

К школе должны быть готовы не только дети, но и их родители. Важно понимать, что собрать свое чадо в первый класс – довольно затратный процесс. Мама и папа должны быть готовы к крупным расходам. Ребенку понадобятся канцелярские товары, одежда, обувь, портфель. Возможно, потребуется оказание школе материальной поддержки. Ежемесячные расходы будут включать в себя затраты на оплату обедов, охранных услуг.

Немаловажное значение играет психологическая готовность родителей к школе. Многие мамы и папы зачастую беспокоятся о своем ребенке, когда на то абсолютно нет никакой причины. Нужно понимать, что малыш уже повзрослел и поумнел, перешел в новый этап своего жизненного пути. К нему уже не нужно относиться как к маленькому. Пусть он привыкает к самостоятельной жизни. Если же ребенок столкнется с неудачей или окажется в какой-нибудь неприятной ситуации, то стоит немедленно прийти ему на помощь.

Что делать, если ребенок не соответствует критериям готовности?

Многие родители в настоящее время сталкиваются с проблемой готовности к школе, когда у малыша обнаруживают недостатки и говорят, что ему пока рано учиться. Невнимательность, рассеянность, отсутствие усидчивости проявляются почти у каждого 6-7-летнего ребенка.

Родителям не стоит впадать в панику в такой ситуации. Если малышу всего 6 или 7 лет, то не обязательно в это время отдавать его в школу. Многие дети начинают обучение только после исполнения 8 лет. К этому времени все проблемы, которые замечались ранее, могут исчезнуть.

Не стоит забывать о занятиях . Родителям желательно до школы научить своего сына или дочь чтению и письму. Если у чада по показателям готовности к школе выявлено, что есть какие-то проблемы с памятью или мышлением, то существует огромное количество различных задачек и упражнений, которые могут это развить. Если у малыша замечены какие-то отклонения, то можно обратиться к специалистам, например, психологу или логопеду.

Родители должны знать, что сегодня у ребенка 3 серьезных врага : компьютер, телевизор и еда. Многие дети все свое свободное время проводят за телевизором или компьютером. Родителям стоит обратить на это внимание и ввести жесткий режим, разрешив смотреть телепрограммы или играть в компьютерные игры только 1 час в день.

Остальное время лучше проводить за нескучными занятиями, больше гулять свежем воздухе. Из рациона ребенка нужно исключить все вредные продукты, содержащие химические добавки и канцерогенные вещества. Желательно, чтобы в рационе было больше натуральных продуктов.

Если же ребенку уже 8 лет, а его характеристика готовности к школе не идеальна, то стоит разобраться в конкретных причинах и постараться решить их. Дополнительные занятия дома, специальные упражнения можно продолжать проводить. Если же у ребенка что-то не получается, то не стоит на него давить. Это может только расстроить его, он разочаруется в учебе.

В заключение стоит отметить, что неподготовленному ребенку сложно адаптироваться к переменам. Поступление в школу, несомненно, является стрессом, ведь меняется привычный жизненный уклад. На фоне восторга, радости и удивления возникают чувства тревоги, растерянности. Помощь родителей в это время очень важна. Их обязанность – подготовить сынишку или дочку и провести диагностику готовности к школе.

Ответов

хорошо ориентироваться во временах года, их последовательности и основных признаках; знать месяцы, дни недели; различать основные виды деревьев, цветов, животных. Он должен ориентироваться во времени, пространстве и ближайшем социальном окружении.

Наблюдая природу, события окружающей жизни, дети учатся находить пространственно-временные и причинно-следственные отношения, обобщать, делать выводы.

Ребенок должен:

1. Знать о своей семье, быте.
2. Иметь запас сведений об окружающем мире, уметь ими пользоваться.
3. Уметь высказывать собственные суждения, делать выводы.

У дошкольников это во многом происходит стихийно, из опыта, и взрослые часто считают, что специального обучения здесь не требуется. Но это не так. Даже при большом количестве сведений знания ребенка не включают общую картину мира, они разрозненны и часто поверхностны. Включая смысл какого-то события, знание может закрепиться и остаться для ребенка единственно верным. Таким образом, запас знаний об окружающем мире у ребенка должен формироваться в системе и под руководством взрослого.

Хотя логические формы мышления доступны детям 6-летнего возраста, они не характерны для них. Их мышление в основном образное, опирающееся на реальные действия с предметами и замещающими их схемами, чертежами, моделями.

Интеллектуальная готовность к школе предполагает также формирование у ребенка определенных умений. Например, умение выделить учебную задачу. Это требует от ребенка способности удивляться и искать причины замеченного им сходства и различия предметов, их новых свойств.

Ребенок должен:

1. Уметь воспринимать информацию и задавать по ней вопросы.
2. Уметь принимать цель наблюдения и его осуществлять.
3. Уметь систематизировать и классифицировать признаки предметов и явлений.

В целях интеллектуальной подготовки ребенка к школе взрослые должны развивать познавательные потребности, обеспечить достаточный уровень мыслительной деятельности, предлагая соответствующие задачи, и дать необходимую систему знаний об окружающем.

Родители часто много рассказывают об устройстве луноходов и прочих вещах, часто недоступных для понимания детьми. И в результате детям кажется, что они все знают. Фактически у детей нет ясных представлений о тех вещах, о которых они говорят. Дети должны не только знать, но и уметь применять эти знания, устанавливать элементарную зависимость между причиной и следствием.

В сенсорном развитии дети должны овладеть эталонами и способами обследования предметов. Отсутствие этого приводит к неудачам в учении. Например, ученики не ориентируются в тетради; допускают ошибки при написании букв Р, Я, Ь; не различают геометрическую форму, если она в другом положении; отсчитывают предметы справа налево, а не слева направо; читают справа налево.

В дошкольный период у ребенка должна быть развита звуковая культура речи. Сюда входит звукопроизношение и эмоциональная культура речи. Должен быть развит фонематический слух, иначе ребенок произносит вместо слова рыба - лыба, будут возникать ошибки в грамотности, ребенок будет пропускать слова. Невыразительная речь ведет к плохому усвоению знаков препинания, ребенок будет плохо читать стихи.

У ребенка должна быть развита разговорная речь. Он должен выражать свои мысли ясно, передавать связно то, что слышал, что встретил на прогулке, на празднике. Ребенок должен уметь выделить в рассказе главное, передавать рассказ по определенному плану.

Важно, чтобы ребенок желал узнать новое. Должен быть воспитан интерес к новым фактам, явлениям жизни.

Все психические процессы должны быть достаточно развиты. Ребенок должен уметь сосредоточить внимание на разной работе (например, написании элементов буквы).

Развитие восприятия, памяти, мышления позволяет ребенку систематически наблюдать изучаемые предметы и явления, позволяет ему выделять в предметах и явлениях существенные особенности, рассуждать и делать выводы.

Ситуация. У дошкольников в их вопросах и объяснениях можно обнаружить гипотетичность мышления.

Света (5 лет) спрашивает: "Почему, когда я хочу что-то сказать, у меня получается слово, а у коровы - "му-му", а у кошки - "мяу"?

У дошкольников на заведомо сложные для их возраста вопросы часто находятся предполагаемые ответы, которые характеризуются рядоположенностью и взаимозаменяемостью объясняемого и объяснения, синкретичностью и другими особенностями.

Как должны относиться взрослые к таким вопросам, высказываниям детей?

Что случится, если взрослые будут указывать на ошибочность их гипотез, неправильность
предположений, упрекать и т.д.?

Решение. Взрослые не должны допускать никакой иронии и насмешливости в интерпретации детских ответов, положений, объяснений. То же самое следует учитывать и по отношению к детским вопросам.

Вопрос и предполагаемые варианты (гипотезы) ответов на него - это две взаимосвязанные стороны одного и того же процесса мышления. Нельзя "душить" указаниями на ошибочность гипотетичности ребенка. Надо "выращивать" ее, поощряя смелость в предположениях.

Готовя ребенка к школе, необходимо развивать гипотетичность его мышления, показывая пример постановки гипотез, развивая интерес к познанию, воспитать ребенка не только слушающего, но и задающего вопросы, строящего возможные предположения.

Задание. Проверьте, умеет ли ребенок изменять существительные по числу. После привлечения внимания ребенка скажите: "Я назову тебе один предмет, а ты измени это слово так, чтобы получилось много предметов. Например, я скажу:"игрушка" , а ты должен сказать:"игрушки" .

Затем назовите 11 существительных в единственном числе:стол, карандаш, окно, ухо, город, флаг, сестра, брат, дом, огород, ребенок.

Проверьте внимание ребенка грамматической конструкцией трех предложений типа"Маша пошла гулять после того, как закончила рисовать".

Предложение произнесите медленно и четко. После того как вы будете уверены, что ребенок хорошо его расслышал, задайте вопрос: "Что Маша делала раньше: гуляла или рисовала?"

Задание. Проверьте, как ребенок может рассказывать по картинкам. Положите в беспорядке 4 картинки, на которых изображена определенная, хорошо известная ему последовательность событий (например, на одной картинке девочка просыпается, на другой - делает зарядку, на третьей - умывается, на четвертой - завтракает). Попросите ребенка разложить картинки в нужном порядке и объяснить, почему он положил их так, а не иначе.

Знаком "+" отметьте (на листе бумаги) правильное расположение картинок и правильное описание изображенных событий.

Знак "±" ставьте в том случае, когда ребенок логично выстраивает последовательность картинок, но не может ее обосновать.

Знак "-" ставится, когда последовательность картинок случайная.

Задание. Операция "Анализ"

Попросите ребенка выделить части из целого по какому-либо признаку; дерево: ствол, ветки, листья, корни.

Легче это делать ребенку, когда перед ним реальный предмет, например, стул. Труднее, когда это картинка. И, наконец, при отсутствии наглядного образа мысленное разъединение целого на части труднее всего.

Противоположной операцией является операция "Синтез", когда необходимо выделенные с помощью анализа части объединить в единое целое.

Предложите ребенку составить из букв данного слова возможно большее число слов (например, лампочка: лак, кол, мочка, ком и т.д.).

Для упражнений можно использовать слова: магазин, аптека, комната и др.

Задание.

а) "Сходство и различие"

Предложите ребенку указать сходство и различие следующих пар слов:

Книга - тетрадь День - ночь
Лошадь - корова Дерево - куст
Телефон - радио Помидор - огурец
Самолет - ракета Стол - стул

б) "Поиск противоположного объекта"

Называя какой-либо предмет (например,сахар ), надо назвать как можно больше других, противоположных данному. Надо найти противоположные объекты по функции "съедобное - несъедобное", "полезное - вредное" и др., по признаку (размеру, форме, состоянию) и др.

в) "Поиск аналогов".

Называется какое-нибудь слово, например,портфель . Необходимо придумать как можно больше "аналогов", т.е. других предметов, сходных с ним по разным существенным признакам (сумка, мешок, рюкзак и т.д.)

г) "Аналогии по признакам".

Выпишите в столбик признаки заданного предмета, например,портфель , и предложите ребенку назвать эти признаки, встречающиеся в других предметах (объемность, прочность, устройство для переноски и др.).

Задание. "Составить предложение из трех слов".

Берутся три слова:обезьяна, самолет, стул . Требуется составить как можно больше предложений, которые включали бы эти три слова (можно изменять падежи и использовать аналоги слов).

Задание. Предложите ребенку назвать одним словом группу предметов. Многие конкретные предметы мы называем одним словом. Например, березу, сосну, дуб и др. называем деревьями.

Предложите ребенку назвать одним словом:

Стол, стул, шкаф - это...
-собака, кошка, корова - это...
-чашка, блюдце, тарелка - это...
-василек, ромашка, тюльпан - это...

Неумение обобщать - слабое звено интеллекта. Обычно ребенок ищет общее между предметами по внешнему признаку - цвету, форме.

Ложка и шарик похожи: они оба из пластилина.

В школе пользуются обобщениями по существенному признаку. На основе таких обобщений строится умение рассуждать, мыслить.

" Определения "

Ребенку предлагается отвечать на вопрос "Что такое?" по поводу предметов. Что такое стул?

Это на четырех ножках.
- Значит, наша кошка - это стул?
- Нет, стул деревянный.
- Значит, стол - это стул? И т.д.

Задание. "Определение понятия".

Называются понятия живой природы (дерево, заяц, и т.д.), неживой природы (гора, река, пещера и т.д.). Требуется перечислить признаки, которые не влекут за собой изменение понятия и существенные признаки, которые определяют данное понятие как таковое. Необходимо направлять мысль ребенка на поиск существенного признака, без которого нет нужного обобщения. Если называется предмет, не имеющий функционального значения, тогда определяют его по набору признаков.

Кошка - живая. Это животное.
- Птица - это животное?
- Нет, птица на двух ногах.
- Корова - это кошка?
- Нет. Кошка - животное на четырех ногах, которое мяукает и живет дома.

Следует задавать вопросы, на которые можно найти ответ. На некоторые вопросы и взрослый не сразу найдет ответ. Поэтому поиграйте с ребенком на равных, пусть он тоже задает вам вопросы: "Что это такое?" Неумение обозначать и пользоваться знаками - это незрелость интеллекта и психики.

Задание. "Высказать мысль другими словами"

Берется фраза, сложность и содержание которой соотносится с возрастом ребенка и той целью, ради которой используется это задание. Надо предложить несколько вариантов высказывания этой же мысли другими словами. При этом желательно, чтобы одни и те же слова не употреблялись. Следить за тем, чтобы смысл высказывания не изменялся.

Например: "Я всегда уверен в своей правоте". Другими словами: "Я никогда не соглашаюсь с аргументами другого человека", "Я всегда спорю до победы", "Меня невозможно ни в чем убедить" и т.д.

Задание. "Нахождение возможных причин"

Сформулировать какую-либо ситуацию: "Мальчик упал и расшиб колено". Ребенок должен назвать как можно больше предположений возможной причины падения: споткнулся о камень, засмотрелся на прохожих, азартно играл с ребятами, торопился к маме и др.

Задание. "Социализация речи"

Говорить так, чтобы другие понимали, - одно из важнейших школьных требований.

К 6-7 годам дети говорят много, но речь их ситуативная. Они не затрудняют себя полным описанием, а обходятся обрывками, дополняя элементами действия все, что упущено в рассказе. "Этот ему как даст. И побежал... Бах - трах! Ноги из ямы. А глаза-то!"

Если не видишь сам, что происходит, то ничего не поймешь.

Задание. "Испорченный телефон"

Игра помогает преодолеть ребенку речевое несовершенство. Два ребенка сидят за столом лицом друг к другу, между ними непрозрачная ширма. В руках одного - фигурка (картинка). Его задача - описать приятелю, как изготовить этот образец. Не называя, что перед ним, перечисляет последовательность действий, цвет, размер, форму.

Другой должен воспроизвести копию из любого конструкционного материала (пластилин, мозаика и т.д.).
При полной иллюзии понимания не всегда получается то, что требуется изготовить. Через некоторое время дети сами приходят к той социальной форме речи, которая понятна окружающим.

Ситуация. Одним из главных психических процессов в обучении является воображение. Часто недостаточное развитие воображения затрудняет мыслительную деятельность, решение творческих задач. Без воображения трудно представить, предвидеть, сравнить и т.п. Причина такого явления кроется в отсутствии достаточного уровня развития игровой деятельности, в частности, сюжетно-ролевой игры.

"Недоигравшие" дети приходят в школу с низким уровнем развития воображения, с неумением выполнять роль, придумывать сюжет, сохранить внутреннюю позицию, строить отношения с окружающими.

Задание. Особенности памяти ребенка можно выявить, предложив ему ряд заданий.

А) Логическая, смысловая память

Подбираются 10 пар слов. Например:луч - солнце, железо - сталь, елка - ветки, год - месяц и т.д. Читаются пары с интервалом 2 с. Через 10 с перерыва читаются только первые слова. Второе слово пары ребенок должен вспомнить. Норма - не менее 60%.

Б) Попробуйте тот же опыт, но со словами, логически не связанными:кнопка - книга, лампа - стена, дрова - краска.

Методика А.Р. Лурия позволяет выявить уровень умственного развития, степень владения обобщающими понятиями, умением планировать свои действия.

Ребенку дается задание запомнить слова с помощью рисунков: к каждому слову или словосочетанию он сам делает лаконичный рисунок, который потом поможет ему это слово воспроизвести (рисунок как средство для запоминания слова).

Для запоминания дается 10 слов (словосочетаний). Например,машинка, умная собачка, веселая игра, мороз, здоровый человек, день, ночь, сказка, извилистый ручей. Через час после прослушивания ряда слов и создания соответствующих изображений ребенок по своим рисункам воспроизводит заданные слова.

Ситуация. Мама Алеши (5 лет) обратила внимание на то, что ему трудно дается заучивание стихов, считая, что у него плохая память.

Можно ли развить и как развивать детскую память?

Решение. Память можно развивать с помощью специальных приемов. В частности, обучить ребенка делать простые рисунки, отражающие прочитанный материал. Лучше это делать в игре, когда мама рассказывает короткую историю, а ребенок с целью сохранения в памяти рисует простую, схематизированную картинку. В то время как ребенок рисует картинку, ему подсказывают и показывают, как сделать рисунок схематичным, отражающим суть рассказа. Показывается, как устанавливать ассоциации (связи) между деталями рисунка и содержанием рассказа. Вспоминать их можно через 3-4 ч. или на другой день. Ребенку дается его рисунок, и он "читает" по ним рассказанные ему истории. Такие занятия желательно проводить ежедневно. Через несколько дней вместо рисунков просто обсудить, что можно было нарисовать, чтобы запомнить историю. Благодаря такому обсуждению ребенок учится образно представлять себе запоминаемый материал.

Развивать память ребенка необходимо, постепенно увеличивая объем заучиваемого материала, добиваться не дословного запоминания, а общего понимания.

Проводя же заучивания стихотворения, делать это после подробно содержательного анализа с ребенком сюжета стихотворения, особенностей стихотворной формы, обсуждения значений тех или иных слов и возможности их замены и т.д. И только после анализа стихотворения приступать к его заучиванию.

Ситуация. Мария Ивановна при встрече с Ниной Вячеславовной поделилась своими переживаниями относительно невнимательности своего сына Вадика (7 лет). Нина Вячеславовна, внимательно выслушав, сказала, что в книжном магазине сейчас есть большой выбор книг по развитию внимательности.

Можно ли решить проблему невнимательности ребенка с помощью рекомендаций, даваемых в книгах?

Решение. Проблема развития внимательности ребенка может быть решена с помощью далеко не любой книги, а только той, в которой описаны причины невнимательности (они могут быть разные) и с чем связана та или иная причина. В книге должна быть описана диагностика для выявления той или иной причины невнимательности у ребенка.

В зависимости от тех или иных причин невнимательности должны быть и разные способы ее коррекции.

Ситуация. Учительница 1 класса выявила несколько детей, невнимательных на уроке, а при персональном изучении детей установила, что невнимательность Пети наступает тогда, когда он устает. При быстром наступлении утомления Петя становится рассеянным. В этом случае рассеянность рассматривается как синоним астении - физической и нервно-психической слабости.

Что должен делать учитель и родители по развитию внимательности Пети?

Решение. У Пети рассеивается внимание в результате перегрузок и истощающих заболеваний, поэтому учительница должна чаще переключать внимание Пети на другие виды деятельности, решения учебных заданий.

Родителям можно порекомендовать следить за соблюдением режима дня Пети: чаще переключать его занятия с одного вида деятельности на другой, не заставлять ребенка по несколько раз переписывать задание (дополнительные занятия будут только ухудшать ситуацию), а главное - укреплять его физическое и психическое здоровье, больше уделять внимание занятиям физическими упражнениями. Чаще можно видеть не перегрузку умственными занятиями, а недогрузку физической деятельностью. Конечно, питание должно быть полноценным, богатым витаминами и микроэлементами.

Ситуация. Дима может долго и сосредоточенно играть в любимые игры или заниматься другими делами. Но он становится невнимательным при выполнении трудных заданий.

Какие действия взрослого могут помочь в сохранении и развитии внимательности Димы?

Решение. В этом случае рассеянность - сигнал того, что задание, учебный материал слишком сложен для восприятия как по форме, так и по существу. Потеряв нить рассуждений, ни дети, ни взрослые не способны сохранить внимание. Для сохранения внимания необходимо следить за тем, как ребенок понимает учебный материал, контролировать понимание слов, следить за пополнением знаний ребенка, необходимых ему для понимания нового учебного материала.

Ситуация. Быстро утомляет большинство младших школьников и провоцирует их рассеянность:

а) однообразные, рутинные занятия;
б) переписывание заданий, если в них вкралась ошибка;
в) решение большого количества примеров;
г) списывание объемных скучных текстов;
д) заучивание большого количества иностранных слов
и др.

Все это учителю следует избегать.

Если такого рода занятия все же необходимы, то что предпринять?

Решение. Единственным средством может быть повышение мотивации учащихся. Подобного рода задания необходимо облачать в интересную, необычную форму, ставить привлекательную цель и т.д.

Ситуация. Учительница 1 класса дала задание, и ученики уже приступили к работе, а Коля "не услышал". Он все время рассматривал иллюстрации в книге. Затем он замечает, что ученики чем-то заняты, и начинает заглядывать в тетрадь соседа, пытаясь понять, что надо делать.

Что необходимо предпринять при рассеянности данного типа?

Решение. Причина такой рассеянности в особенностях восприятия ребенка. Информацию о внешнем мире мы получаем по нескольким каналам восприятия, в том числе по зрительному и слуховому. Целостный образ окружающего мира формируется на основе разных видов восприятия. Но когда в восприятии лидируют зрение, то ребенок может "не слышать" обращенных к нему слов. Его не дозовешься, если он занят рассматриванием картинок или рисованием. То, что он видит, ему интересно в данный момент, поэтому он может не слышать того, что ему говорят. Усвоение учебного материала, поступающего через все каналы восприятия улучшается, когда он становится предметом осознания.

Для развития слухового восприятия можно использовать так называемые графические диктанты. На листе в клеточку ребенок под диктовку взрослого ведет линию в заданном направлении, отсчитывая заданное количество клеток. Если линия проведена правильно, на листе бумаги вырисовывается какой-то дом, кораблик и т.д.

Полезно учить ребенка сосредоточиваться на звуке с закрытыми глазами, определяя по голосу - человека, по издаваемому звуку - книгу, ножницы и т.д., по звуку рисующего карандаша - сколько сторон у нарисованной геометрической фигуры и т.д.

Ситуация. Витя прекрасно улавливает информацию на слух (то, что говорит учительница). Любит слушать разговоры, даже не имеющие к нему отношения. На уроке он хорошо понимает устные инструкции учителя, хорошо отвечает на вопросы. Но в тех случаях, когда приходится сделать что-то по образцу, работать с рисунком или схемой, Витя теряется, ничего не делает, отвлекается или просит, чтобы ему объяснили. От самостоятельной работы со зрительной информацией его легко отвлекают любые звуки - человеческая речь, радио, какие-либо шумы.

Какие упражнения могут нормализовать внимательность Вити?

Решение. Для развития зрительного восприятия могут помочь ряд упражнений:

1. "Лабиринт". После прохода лабиринта с карандашом в руке проходить его только взглядом.
2. "Найди отличия". В двух почти одинаковых предметах найти отличающиеся детали.
3. "Найди одинаковые предметы" среди большого разнообразия предметов.
4. Копирование образца с помощью клеточек.

Ситуация. Саша, ученик 1 класса, на уроке весь в движении. Книги и разговоры его привлекают мало. Он занят не тем, чем остальные ученики. Он развинчивает ручки, затачивает карандаш или ломает его, вертит в руках безделушки или раскачивает ногой стул соседа и т.д.

Каковы возможные причины такого поведения Саши?

Как скорректировать внимание Саши?

Решение. У Саши слуховой и зрительные каналы информации подчинены потоку информации, идущей от рецепторов тела. Поэтому для развития внимательности особое внимание учитель должен уделить мотивации Саши, а также проводить коррекцию внимания с помощью упражнений, развивающих и зрительное и слуховое внимание (см. предыдущие ситуации).

К первому классу у ребенка должно быть развито внимание:

1. Он должен быть способен не отвлекаться в течение 10-15 мин.
2. Уметь переключать внимание с одного вида деятельности на другой.

Интеллектуальная готовность детей к школьному обучению

Ращикулина Е. Н.

Постоянно увеличивающийся поток разноплановой информации требует особого внимания к развитию мыслительных способностей детей. Во многом это зависит от правильной подготовки ребенка к школьному обучению с учетом созревания всех функций организма, становления качественных новообразований во всех сферах: физической, мотивационной, эмоционально-волевой, интеллектуальной, коммуникативной.

Интеллектуальная готовность к школьному обучению рассматривается нами как соответствующий уровень внутренней организации мышления ребенка, обеспечивающий переход к учебной деятельности. Это предполагает развитую способность ребенка проникать в сущность предметов и явлений, овладевать мыслительными операциями: анализом и синтезом, сравнением и обобщением, классификационными навыками и др. Кроме того, в процессе учебной деятельности ребенку предстоит устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями, разрешать найденные противоречия, что играет важную роль в овладении системой научных понятий и обобщенных способов решения практических задач в школе.

Мы исходим из того, что мышление человека функционирует в соответствии с тремя основными принципами: природосообразности, культуросообразности и дополнительности. Принцип природосообразности соответствует "первой природе" человека (где доминируют образность. созерцательность, иррациональность, интуиция), позволяет учесть, что процесс мышления подчиняется законам природы, проявляется в его активном творческом характере, направленном на получение глубоких знаний не только о закономерностях объективной реальности, но и о законах возникновения, изменения и развития самого мышления.

Природосообразный характер детского мышления определяется прежде всего преобладанием целостного эмоционально-чувственного познания мира, особой формы отражения действительности посредством эмоциональных образов (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, К.К. Платонов, Г.Х. Шингаров и др.).

Особенности природосообразного характера детского мышления предполагают значимость аналогий, в основе которых - идея сходства между различными явлениями действительности, способность к переносу известного в малоизвестные явления.

Принцип культуросообразности соответствует "второй природе" человека, определяющей общую направленность деятельности и поведения с учетом собственного и накопленного предыдущими поколениями социального опыта. Согласно культурно-исторической теории Л.С. Выготского, исследованиям А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и др., ребенок в процессе своего развития активно проникает в окружающий мир человеческих отношений, усваивая общественные функции людей, выработанные нормы и правила поведения, что отражается в мышлении ребенка, оказывает влияние на его направленность в контексте определенной культуры, включая в работу принцип культуросообразности.

В соответствии с принципом дополнительности взаимодействие природосообразного и культуросообразного принципов ведет к их относительно устойчивой асимметричной гармонии в мышлении ребенка, с доминированием природосообразного, эмоционально-чувственного, интуитивно-образного начал.

Анализируя природу мышления дошкольника, необходимо остановиться на характеристике его форм. Традиционно формы мышления детей дошкольного возраста выделяют в контексте основных видов деятельности: наглядно-действенное, наглядно-образное, логическое (А.В. Запорожец, А.А. Люблинская, Г.И. Менчинская и др.).

Наглядно-действенное мышление ребенка (С.Л. Новоселова, Н.Н. Поддъяков) характеризуется как разновидность практического мышления, основным признаком которого является неразрывная связь мыслительных процессов с практическими действиями. Наглядно-образное мышление дошкольника это решение мыслительных задач в результате внутренних действий с образами (Л.А, Венгер, А.В. Запорожец, А.А. Люблинская). Логическое мышление ребенка дошкольника традиционно отождествляется с речевым, словесным, но односторонность такого подхода доказана в исследованиях Л.А. Венгера, Л.Л. Гуровой, И.С. Якиманской и др. Действительно, логика ребенка, все формы логического мышления (понятия, суждения, умозаключения) имеют образный фундамент.

Разрабатывая показатели интеллектуальной готовности к школьному обучению, мы основывались на идее целостности мыслительного процесса, единства образного и вербального компонентов мышления (Р. Арнхейм, Л.М. Веккер, Л.А. Венгер и др.), а также вышеуказанных принципах мышления.

Кроме того, мы учли идею Н.Н. Поддъякова о саморазвитии детского мышления. Его модель когнитивной сферы включает два полюса: на одном - устойчивые, ясные, стабильные знания понятийного типа, на другом - гибкие, подвижные психические образования, находящиеся в процессе становления. Саморазвитие детского мышления происходит в том случае, когда каждый шаг мышления, с одной стороны, что-то проясняет, образует новые устойчивые ясные знания, с другой - ясное знание служит основой возникновения новых, диффузных, "неясных знаний", правополушарных, интуитивных образов, отражающих малоизвестные стороны познаваемого объекта.

Такой подход к разработке показателей развития интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению помогает, во-первых, избежать одностороннего перекоса в оценке интеллектуальных возможностей ребенка. Во-вторых, такое сочетание критериев позволяет учесть специфику мышления детей дошкольного возраста, а значит, и самоценность дошкольного детства.

В процессе развития интеллектуальной готовности детей к школьному обучению необходимо иметь в виду следующие методологические положения:

Учет целостности, асимметричной гармонии всех форм мышления дошкольников в организации полноценного процесса познания. Понимание его с точки зрения самодвижения, саморазвития ребенка. Это требует внимания педагога не только к содержанию материала, но и к процессу развития понятий, способам и формам организации познавательной деятельности детей;

Процесс познания сущности (понятия) имеет два аспекта: логико-дискурсивный - осознаваемый, имеющий вербальную форму, а также интуитивно-иррациональный, связанный с догадками, озарениями, имеющий в основе образные процессы мышления. В связи с этим, понятие - это "процесс и итог осознания и интуитивного чувствования сущности объекта или субъекта, связанный с эмоциональными переживаниями";1

Понятие имеет содержательно-результативную и процессуальную стороны, отраженные в таких его признаках, как обобщенность, необратимость, свернутость, этапность, системность, рефлексивность. Эти свойства понятия имеют в мышлении дошкольников специфические особенности, связанные с доминированием в них образных и эмоциональных компонентов;

Учет эмоционального отношения ребенка к изучаемому материалу, создающего в мышлении своеобразную доминанту, поддерживающую любознательность и интерес к процессу познания. Важным проявлением познавательного интереса являются вопросы детей, выступающие движущими силами процесса понимания. Поэтому так значима обоснованная и правильная постановка вопросов педагогом, направляющего мысль ребенка на самостоятельный поиск ответов;

Методы развития интеллектуальной готовности к школьному обучению опираются на единство образа, слова и действия в деятельности ребенка с использованием знаково-символических средств как связующего звена образного и вербального компонентов мышления. В этом должны быть задействованы различные виды деятельности с опорой на ведущую деятельность и творчество ребенка;

Интеллектуальная готовность к школьному обучению предполагает развитие способов познавательной деятельности ребенка. Здесь важно учесть ступени, этапы познания. Последовательность или этапность развития понятий дошкольников может быть различной. Это зависит от содержания изучаемого материала, индивидуальных особенностей ребенка, уровня овладения понятием.

Данные положения, основанные на принципах развивающего обучения, способствуют реализации преемственности дошкольного и начального образования, основой которой являются следующие направления развития ребенка 3 - 10 лет.

Психические новообразования: рефлексия как осознание себя и своей деятельности; произвольность, воображение, познавательная активность, понимание и оперирование знаково-символическими средствами.

Социальное развитие: осознание социальных прав и обязанностей, взаимодействие с окружающим миром.

Деятельностное развитие: приоритет ведущей деятельности с опорой на творчество.

Готовность к дальнейшему образованию, к изучению учебных предметов.2

Реализация данных направлений даст необходимый результат только в условиях личностно-ориентированного образования, обращенного к чувствам, индивидуально неповторимому внутреннему миру человека, к его мироощущению, мировосприятию, ми-ровидению.3

Такое образование содержит деятельностный фундамент, опирается на принципы "психологической педагогики" (4), имеет диалогический, размышляющий, понимающий, сопереживающий характер. Во многом это определяется личностью педагога, степенью его педагогического мастерства, уровнем педагогической рефлексии, глубиной профессионально-педагогического мышления.

Показатели интеллектуальной готовности

Образный компонент

1. Способность воспринимать многообразные свойства, признаки предмета.

2. Зрительная память на образной основе.

3. Способность обобщать имеющиеся представления о предмете (явлении).

4. Развитие мыслительных операций аналогии, сравнения, синтеза.

5. Эвристичность мышления.

Вербальный компонент

1. Способность перечислять различные свойства предметов, выделять из них су- щественные.

2. Слуховая память на речевой основе.

3. Способность обобщать множество единичных понятий при помощи знакомых или самостоятельно подобранных терминов.

4. Развитие мыслительных операций классификации, анализа.

5. Критичность мышления.

Список литературы

1. Гранатов Г.Г. Метод дополнительности в развитии понятий (педагогика и психология мышления). Магнитогорск, 2000. С. 1.

2. Виноградова Н.Ф. Современные подходы к реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования // Начальная школа. 2000. № 1. С. 7 - 12.

3. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI в. М. 1997.

4. Зинченко В.П. Принципы психологической педагогики // Педагогика. 2001. № б. С. 9 - 17.

За последнее время в школе произошли серьезные преобразования:
введены новые программы, изменилась сама структура преподавания, все более высокие требования предъявляются к детям, идущим в первый класс. В результате введения новых программ, разработок методистов-новаторов, существует возможность выбора обучения ребенка по той или иной программе в зависимости от уровня подготовки к школе. Апробация альтернативных методик, как правило, проходит по более интенсивной программе. Как же узнать, готов ли Ваш ребенок к школе и в какую школу и какой класс его лучше отдать?

Личностная готовность к школьному обучению

Личностная готовность включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции - положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. В личностную готовность входит и определенный уровень развития мотивационной сферы. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни - портфель, учебники, тетради), а возможность получать новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов. Будущему школьнику необходимо произвольно управлять своим поведением, познавательной деятельностью, что становится возможным при сформированной иерархической системе мотивов. Таким образом, ребенок должен обладать развитой учебной мотивацией.

Личностная готовность также предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы ребенка. К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой и возможно развитие и протекание учебной деятельности.

Чтобы ребенок успешно учился он, прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни, к «серьезным» занятиям, «ответственным» поручениям. На появление такого желания влияет отношение близких взрослых к учению, как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Влияет и отношение других детей, сама возможность подняться на новую возрастную ступень в глазах младших и сравняться в положении со старшими.

Стремление ребенка занять новое социальное положение ведет к образованию его внутренней позиции. Л.И.Божович характеризует это как центральное личностное новообразование, характеризующее личность ребенка в целом. Именно оно и определяет поведение и деятельность ребенка и всю систему его отношений к действительности, к самому себе и окружающим людям.

Образ жизни школьника в качестве человека, занимающегося в общественном месте общественно значимым и общественно оцениваемым делом, осознается ребенком как адекватный для него путь к взрослости - он отвечает сформировавшемуся в игре мотиву «стать взрослым и реально осуществлять его функции»

С того момента, как в сознании ребенка представление о школе приобрело черты искомого образа жизни, можно говорить о том, что его внутренняя позиция получила новое содержание - стала внутренней позицией школьника. И это значит, что ребенок психологически перешел в новый возрастной период своего развития - младший школьный возраст. Внутренняя позиция школьника в самом широком смысле можно определить как систему потребностей и стремлений ребенка, связанных со школой, т.е. такое отношение к школе, когда причастность к ней переживается ребенком как его собственная потребность («Хочу в школу!»).

Наличие внутренней позиции школьника обнаруживается в том, что ребенок решительно отказывается от дошкольно-игрового, индивидуально-непосредственного способа существования и проявляет ярко положительное отношение к школьно-учебной деятельности в целом и особенно к тем ее сторонам, которые непосредственно связаны с учением. Такая положительная направленность ребенка на школу как на собственно учебное заведение - важнейшая предпосылка благополучного вхождения его в школьно-учебную действительность, т.е. принятие им соответствующих школьных требований и полноценного включения в учебный процесс. Формируется внутренняя позиция школьника в детском саду и в семье.

Личностная готовность к школе включает также определенное отношение к себе. Продуктивная учебная деятельность предполагает адекватное отношение ребенка к своим способностям, результатам работы, поведению, т.е. определенный уровень развития самосознания. О личностной готовности ребенка к школе обычно судят по его поведению на групповых занятиях и во время беседы с психологом. Существуют и специально разработанные планы беседы, выявляющей позицию школьника, и особые экспериментальные приемы.

Например, преобладание у ребенка познавательного или игрового мотива определяется по выбору деятельности - прослушивания сказки или игры с игрушками. После того как ребенок рассмотрел в течение минуты игрушки, находящиеся в комнате, ему начинают читать сказку, но на самом интересном месте прерывают чтение. Психолог спрашивает, что ему сейчас больше хочется - дослушать сказку или поиграть с игрушками. Очевидно, что при личностной готовности к школе доминирует познавательный интерес и ребенок предпочитает узнать, что произойдет в конце сказки. Детей, мотивационно не готовых к обучению, со слабой познавательной потребностью, больше привлекает игра.

Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов - способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. У ребенка должна быть определенная широта представлений, в том числе образных и пространственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность.

Данный компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Однако, в основном, мышление ребенка остается образным, опирающимся на реальные действия с предметами, их заместителями. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности.

Обобщая, можно говорить, что развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает:

· дифференцированное восприятие;
· аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец);
· рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии);
· логическое запоминание;
· интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;
· овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;
· развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций.

Важная примета интеллектуальной готовности к школе не просто разрозненные знания, представления о предметах, их свойствах, а, прежде всего, умение увидеть связи, закономерности, желание ребенка понять, что, отчего и почему.

Дети, посещающие детский сад, получают необходимую интеллектуальную подготовку на специально организованных занятиях.

Однако в настоящее время в связи с рыночными преобразованиями численность детей в детских садах резко сократилась. Для многих родителей плата за детский сад недоступна. Родители вынуждены воспитывать ребенка в домашних условиях, зачастую не только лишая его необходимого общения со сверстниками, но и не уделяя достаточного внимания его развитию. Некоторые обеспеченные родители, не удовлетворенные качеством услуг массовых дошкольных учреждений, имеют возможность прибегнуть к помощи «домашних воспитателей», частных дошкольных учреждений. Большинство же не посещающих детский сад детей обделены такой возможностью.

Социально-психологическая готовность к школе

Социально-психологическая готовность к школьному обучению включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителями. Ребенок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими людьми, необходимы умения войти в детское общество, действовать совместно с другими, умение уступать и защищаться. Таким образом, данный компонент предполагает развитие у детей потребности в общении с другими, умение подчиняться интересам и обычаям детской группы, развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.

Д.Б.Эльконин пишет, что у детей дошкольного возраста, в отличие от раннего детства, складываются отношения нового типа, что и создает особую, характерную для данного периода социальную ситуацию развития

В раннем детстве деятельность ребенка осуществляется преимущественно в сотрудничестве со взрослыми; в дошкольном возрасте ребенок становится способным самостоятельно удовлетворять многие свои потребности и желания. В результате совместная деятельность его со взрослыми как бы распадается, вместе с чем ослабевает и непосредственная слитность его существования с жизнью и деятельностью взрослых людей

Однако взрослые продолжают оставаться постоянным притягательным центром, вокруг которого строится жизнь ребенка. Это порождает у детей потребность участвовать в жизни взрослых, действовать по их образцу. При этом они хотят не только воспроизводить отдельные действия взрослого, но и подражать всем сложным формам его деятельности, его поступкам, его взаимоотношениям с другими людьми, - словом, всему образу жизни взрослых людей.

Кроме отношения к учебному процессу в целом, для ребенка, поступающего в школу, важно отношение к учителю, сверстникам и самому себе. К концу дошкольного возраста должна сложиться такая форма общения ребенка со взрослыми, как внеситуативно-личностное общение

Анализируя поступки ребят в детском саду, в домашней обстановке, можно заметить, что одни из них стремятся к удовлетворению в первую очередь своих потребностей, желаний, интересов, не считаясь с устремлениями окружающих людей, а порой даже не подозревая о них. В данном случае принято говорить о направленности ребенка на себя. Другие дети свои поступки, действия соотносят (в разной степени) с интересами, желаниями окружающих людей – сверстников, взрослых

В таком случае можно говорить о первых проявлениях коллективистической направленности.

Один и тот же ребенок в разном окружении может проявлять разную степень коллективистической направленности. Это в какой-то степени объясняет неодинаковое поведение детей дома и в детском саду. Многим знакома ситуация, когда «на людях» ребенок вежлив, исполнителен, с радостью выполняет поручения воспитателя, значимые для всей группы, а дома грубит, не прислушивается к советам, просьбам взрослых, требует исполнения всех своих желаний. Как объяснить такое поведение?

В детском саду ребенок почувствовал значимость общества сверстников для него: его интересы удовлетворяются только тогда, когда он сам считается с интересами группы. А дома малыш привык к тому, что свою значимость для членов семьи ему не надо «завоевывать», не нужно самоутверждаться, потому что все и так подчинено удовлетворению его потребностей и интересов, все и так уверены в его уникальности и непревзойденности. В результате постепенно формируется направленность на себя, которую трудно преодолеть с годами. Особенно направленность на себя свойственна детям, не посещающим детский сад и не привыкшим соотносить свои желания с желаниями группы, коллектива.

Таким образом, психологическая подготовка ребенка к обучению в школе является важным шагом воспитания и обучения дошкольника в детском саду и семье. Ее содержание определяется системой требований, которые школы предъявляет ребенку. Это требования заключаются в необходимости ответственного отношения к школе и учебе, произвольного управления своим поведением, выполнение умственной работы, обеспечивающее сознательное усвоение знаний, установление со взрослыми и сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью.

Неблагополучные условия воспитания, наличие психотравмирующих ситуаций приводит к снижению уровня развития ребенка.

Однако и в достаточно благополучных семьях не всегда пользуются возможностями для полноценной подготовки детей к школе. Это во многом объясняется неправильным пониманием родителями сущности подготовки к школе. В некоторых семьях родители пытаются научить детей писать, читать, считать, но это не гарантирует, что ребенок будет успешно учиться. Он должен уметь сосредотачиваться, внимательно слушать, правильно выполнять задания.

Главная задача детского сада и семьи состоит в создании условий наиболее полного общего развития ребенка с учетом его возрастных особенностей и потребностей. В процессе разнообразных видов активной деятельности происходит зарождение важнейших новообразований развития, подготавливающих к выполнению новых задач. Необходимо создать условия для развития познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребенка.

Аннотация. В статье представлены проблемы готовности к обучению в школе старших дошкольников, особенности интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста и основные направления формирования интеллектуальной готовности старших дошкольников к обучению в школе. Даны критерии того, что включает в себя интеллектуальная готовность, то, что дети должны знать, уметь, отправляясь в школу.
Ключевые слова: дошкольный возраст, интеллект, интеллектуальная готовность, школьная зрелость.

Проблема взаимоотношения компонентов психологической готовности ребенка к школе не теряет своей остроты и остается актуальной для абсолютного большинства детей. Данная проблема особенно актуализируется в связи с поиском эффективных средств формирования компонентов готовности к школе и методов разработки коррекционно-развивающих технологий, направленных на преодоление недостаточной готовности детей к школьному обучению. Старший дошкольный возраст (5-7 лет) является этапом интенсивного психического развития и определяется подготовкой ребенка к школьному обучению. От того, насколько развитие ребенка соответствует требованиям школы, будет зависеть степень успешности его учебной деятельности. Дошкольный возраст является предметом пристального внимания ведущих ученых и практиков мира как важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности; дошкольник активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности .

Под интеллектуальной готовностью к обучению в школе понимают развитое дифференцированное восприятие, аналитическое мышление, т.е. способность постижения основных признакови связей между явлениями, способность воспроизвести образец, логическое запоминание, наличие интереса к знаниям, процессу их получения, овладение разговорной речью и способностью к пониманию и применению символов .

Интеллектуальная готовность предполагает владение достаточным объемом знаний (наличие кругозора у детей дошкольного возраста). Знания дошкольника опираются на чувственный опыт. У них сформированы представления об окружающей действительности, они овладевают некоторыми элементарными понятиями (растения, животные, сезонные явления, время, количество) и сведениями общего характера (о труде, родной стране, праздниках, о книгах и их героях).

Интеллектуальная готовность также предполагает умение действовать во внутреннем плане (производить некоторые действия в уме), выделять учебную задачу и превращать ее в самостоятельную деятельность, обнаруживать все новые и новые свойства предметов, замечать их сходства и различие. В среднем, словарный запас ребенка, приходящего в школу, обычно составляет 4-5 тыс. слов.

Интеллект (от лат. Intellectus - к понимание, познание) в широком смысле понимается как совокупность всех познавательных функций индивида: от ощущений и восприятия до мышления и воображения, а в более узком смысле - как мышление.

Ж. Пиаже при изучении интеллектуального развития ребенка выделяет ряд стадий : сенсомоторный интеллект; презентативный интеллект и конкретные операции; репрезентативный интеллект и формальные операции.

В отечественной психологии и педагогике развитие понимается как качественно своеобразный процесс и характеризуется возникновением определенных новообразований. Развитие, таким образом, заключается в изменении связей между отдельными психическими процессами, а не как развитие исключительно одной какой- либо функции. Следуя по теории Л. Выготского, при рассмотрении интеллектуального развития дошкольников мы выделяем следующие интеллектуальные способности: восприятие, память, мышление, внимание, воображение, речь .

В дошкольном возрасте ребенок может решать жизненные задачи тремя способами: наглядно-действенным, наглядно-образным и путем логического рассуждения, опирающегося на понятия. Если в раннем детском возрасте мышление осуществляется в процессе предметных действий, то у старшего дошкольника мышление начинает предшествовать практической деятельности. Чем младше ребенок, тем чаще он пользуется практическими способами, а чем больше он становится старше, тем больше прибегает к наглядно-образным и затем логическим способам. В основе развития мышления дошкольника лежит формирование умственных действий. Начальный пункт этого формирования - реальное действие с материальными предметами. От такого действия ребенок переходит к внутренним свернутым действиям по реально представленным материальным предметам и, наконец, к действиям, которые осуществляются вполне по внутреннему плану, где реальные предметы замещаются представлениями или понятиями. Так путем формирования внешних действий образуются наглядно-образные и логически-понятийные формы мышления .

Возможность овладеть в дошкольном возрасте логическими операциями, способность к усвоению понятий не означает, что это должно быть основной задачей умственного воспитания детей. Задачей является развитие наглядно-образного мышления, для которого дошкольный возраст наиболее сенситивный, имеющий большое значение для будущей жизни, поскольку является неотъемлемой частью любой творческой деятельности. Наглядно-образное мышление старшего дошкольника - это решение мыслительных задач в результате внутренних действий с образами. В конце возрастного периода у старших дошкольников формируется интегральное личностное новообразование - школьная зрелость. Школьная зрелость дошкольника - приемлемый уровень физического и психического развития шестилетнего ребенка, обеспечивающего его адекватное приспособление к условиям школьного обучения. Школьная зрелость является интегральной характеристикой старшего дошкольника и состоит из физического и психологического компонентов. В свою очередь психологический компонент школьной зрелости включает личностную (мотивационную) готовность, социальную готовность, эмоционально-волевую готовность и интеллектуальную готовность к обучению .

Интеллектуальная готовность к школьному обучению рассматривается нами как соответствующий уровень внутренней организации мышления ребенка, обеспечивающей переход к учебной деятельности. Интеллектуальная готовность связана с уровнем развития познавательной сферы дошкольника. Интеллектуальную готовность ребенка к школе целесообразно прослеживать в следующих трех направлениях :

а) общее представление о внешнем мире, элементы мировоззрения (элементы-показатели - представление о живой и неживой природе, некоторые социальные явления, систематичность этих представлений);

б) уровень развития познавательной деятельности ребенка (внимание, восприятие, память, мышление, воображение, речь), наличие предпосылок для формирования учебной деятельности (умение воспринимать задачи, указание взрослого и самому руководствоваться ею, выполнять правила);

в) владение некоторыми элементарными учебными навыками - осуществление звукового анализа слова, чтения (по буквам, по складам), счет и вычисления, подготовленность руки к письму.

В отечественной психологии при изучении интеллектуального компонента психологической готовности к школе акцент делается не на сумму усвоенных ребенком знаний, хотя это важный показатель, а на уровень развтия интеллектуальных процессов. Ребенок должен уметь выделить существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть похоже и отличающееся, он должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. Обобщая, можно говорить, что развитие интеллектуальной готовности старшего дошкольника к обучению в школе предполагает :

1) дифференцированное восприятие;

2) аналитическое мышление (способность выделять основные признаки и связи между явлениями, способность воспроизвести образец);

3) рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии);

4) логическое запоминание;

5) интерес к знаниям, к процессу их получения за счет дополнительных усилий;

6) овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;

7) развитие мелкой моторики руки и зрительно-двигательной координации.

С приходом в школу ребенок приступает к систематическому изучению наук. Это требует от него определенного уровня интеллектуальной готовности. Ребенок должен принять точку зрения, которая отличается от его собственной, чтобы усвоить объективные знания о мире, не совпадающие с его непосредственными житейскими представлениями. Он должен уметь различать в предмете его отдельные стороны, что является непременным условием перехода к предметному обучению. Для этого ребенку необходимо обладать определенными свойствами познавательной деятельности (сенсорными эталонами, системой мер), осуществлять основные мыслительные операции (уметь сравнивать, обобщать, классифицировать объекты, выделять их существенные признаки, делать выводы и др.). Интеллектуальная готовность предполагает также наличие умственной активности ребенка, достаточно широкие познавательные интересы, стремление узнавать что-то новое. Такие требования к ребенку нуждаются в поиске инновационных путей решения данного .

Можно выделить следующие три направления психологической готовности ребенка к обучению в школе: психофизиологическое, интеллектуальное, личностное:

1) Психофизиологическая готовность включает в себя общее физическое развитие ребенка; ловкость, точность, координацию движений; выносливость, работоспособность, произвольность действий и поведения. Для первоклассника важно уметь сосредоточить внимание на занятиях, не отвлекаться на посторонние раздражители, действовать по словесной инструкции учителя. Далеко не все будущие первоклассники обладают этими качествами; очень немногие из них могут управлять своим поведением.

2) Вторую группу признаков готовности к школьному обучению составляют признаки личностной готовности. Определяющую роль в личностной составляющей психологической готовности к школе играет мотивация дошкольника, включающая в себя мотивы, связанные с потребностями ребенка в общении с другими людьми, а также мотивы, связанные с учебной деятельностью. У ребенка, личностно готового к обучению в школе, есть желание учиться, умение общаться с детьми и взрослыми, обладание навыками совместной деятельности. Если ребенок активно играет со сверстниками, живо интересуется всем происходящим, любит задавать вопросы, значит его развитие благоприятно для начала школьных занятий.

3) Очень важной является и интеллектуальная готовность ребенка к школе. Важны не только знания и умения, а уровень развития познавательных процессов (внимания, памяти, мышления).

Интеллектуальная готовность ребенка к школе оценивается, как правило, по следующим основным блокам: общая осведомленность о явлениях окружающего мира; уровень развития познавательных психических процессов; развитие речи .

К шести годам у ребенка достаточно развит кругозор. Он владеет многими представлениями, связанными с окружающим миром. Его познавательная сфера на пороге школьного обучения также достаточно развита. В младшем школьном возрасте хорошо развита двигательная и эмоциональная память, а также механическое запоминание. К началу школьного обучения у ребенка появляется произвольная память. К 6 годам у ребенка развивается произвольное внимание, которое выражается в умении выполнять задание по правилу или инструкции. В течение 10-15 минут дети способны заниматься одним и тем же делом (устойчивость внимания).

Наиболее важными показателями интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе являются характеристики развития его мышления и речи.

К концу дошкольного возраста центральным показателем умственного развития детей является сформированность у них образного и основ словесно-логического мышления. Шестилетний ребенок способен к простейшему анализу окружающего мира, установлению причинно-следственных связей; может классифицировать предметы и явления, объединять их в «понятийные» группы. К шести годам у ребенка достаточно большой словарный запас. Он умеет правильно произносить звуки, понимает грамматические конструкции предложений, способен изменять существительные по числам, обладает развитым фонематическим слухом .

Важным критерием готовности ребенка к школе является желание ребенка учиться. Вне зависимости от причин мотивационная готовность − важный компонент готовности к обучению в школе.

Развитие интеллектуальной готовности к школьному обучению предполагает: дифференцированное восприятие; способность к аналитическому мышлению; достаточный уровень развития произвольного внимания и произвольной памяти; овладение разговорной речью; достаточный уровень развития мелкой моторики рук; познавательная активность, интерес к знаниям, к процессу их получения.

В процессе подготовки детей к школе необходимо делать акцент на развитие учебных навыков, а не на операциях счета, письма и чтения. Приоритет в развитии операционных навыков в дошкольном возрасте приведет на школьном этапе к неутешительным результатам (потеря интереса к учебе и т.д.). Ребенок должен научиться мыслить, анализировать, находить нестандартные творческие решения, грамотно и связно разговаривать, удерживать необходимое время свое внимание и т. д. По возможности, на это необходимо ориентировать и родителей .

Рассмотрим подробнее критерии того, что включает в себя интеллектуальная готовность к школе. К 6-7 годам ребенок должен знать свой адрес, название города, где он живет; знать имена и отчества своих родных и близких, кем и где они работают; хорошо ориентироваться во временах года, их последовательности и основных признаках; знать месяцы, дни недели; различать основные виды деревьев, цветов, животных. Он должен ориентироваться во времени, пространстве и ближайшем социальном окружении.

Наблюдая природу, события окружающей жизни, дети учатся находить пространственно-временные и причинно-следственные отношения, обобщать, делать выводы. Ребенок должен:

1. Знать о своей семье, быте.

2. Иметь запас сведений об окружающем мире, уметь ими пользоваться.

3. Уметь высказывать собственные суждения, делать выводы.

У дошкольников это во многом происходит стихийно, из опыта, и взрослые часто считают, что специального обучения здесь не требуется. Но это не так. Даже при большом количестве сведений знания ребенка не включают общую картину мира, они разрозненны и часто поверхностны. Включая смысл какого-то события, знание может закрепиться и остаться для ребенка единственно верным. Таким образом, запас знаний об окружающем мире у ребенка должен формироваться в системе и под руководством взрослого. Хотя логические формы мышления доступны детям 6-летнего возраста, они не характерны для них. Их мышление в основном образное, опирающееся на реальные действия с предметами и замещающими их схемами, чертежами, моделями.

Интеллектуальная готовность к школе предполагает также формирование у ребенка определенных умений .

Ребенок должен:

1. Уметь воспринимать информацию и задавать по ней вопросы.

2. Уметь принимать цель наблюдения и его осуществлять.

3. Уметь систематизировать и классифицировать признаки предметов и явлений.

В целях интеллектуальной подготовки ребенка к школе взрослые должны развивать познавательные потребности, обеспечить достаточный уровень мыслительной деятельности, предлагая соответствующие задачи, и дать необходимую систему знаний об окружающем .

В сенсорном развитии дети должны овладеть эталонами и способами об-следования предметов. Отсутствие этого приводит к неудачам в учении. Например, ученики не ориентируются в тетради; допускают ошибки при написании букв Р, Я, Ь; не различают геометрическую форму, если она в другом положении; отсчитывают предметы справа налево, а не слева направо; читают справа налево.

В дошкольный период у ребенка должна быть развита звуковая культура речи. Сюда входит звукопроизношение и эмоциональная культура речи. Должен быть развит фонематический слух, иначе ребенок произносит вместо слова рыба - лыба, будут возникать ошибки в грамотности, ребенок будет пропускать слова. Невыразительная речь ведет к плохому усвоению знаков препинания, ребенок будет плохо читать стихи. У ребенка должна быть развита разговорная речь. Он должен выражать свои мысли ясно, передавать связно то, что слышал, что встретил на прогулке, на празднике. Ребенок должен уметь выделить в рассказе главное, передавать рассказ по определенному плану.

Важно, чтобы ребенок желал узнать новое. Должен быть воспитан интерес к новым фактам, явлениям жизни .

Все психические процессы должны быть достаточно развиты. Ребенок должен уметь сосредоточить внимание на разной работе (например, написании элементов буквы).

Развитие восприятия, памяти, мышления позволяет ребенку систематически наблюдать изучаемые предметы и явления, позволяет ему выделять в предметах и явлениях существенные особенности, рассуждать и делать выводы.

Говорить так, чтобы другие понимали, - одно из важнейших школьных требований. К 6-7 годам дети говорят много, но речь их ситуативная. Они не затрудняют себя полным описанием, а обходятся обрывками, дополняя элементами действия все, что упущено в рассказе.

К первому классу у ребенка должно быть развито внимание :

1. Он должен быть способен не отвлекаться в течение 10-15 мин.

2. Уметь переключать внимание с одного вида деятельности на другой.

Вывод: ребенок на пороге школьного обучения должен быть зрелым физически, умственно, эмоционально и социально. Только в этом случае адаптация его в первом классе и дальнейшее обучение будут проходить успешно. В связи с этим становится понятной важность проблемы подготовки ребенка к началу школьного обучения и определения индивидуального уровня развития различных психических функций. Без решения этой проблемы невозможно создать оптимальные условия для дальнейшего развития ребенка в учебно-воспитательном процессе. интеллектуальная готовность к обучению в школе представляет собой определенный уровень развития познавательных процессов, которое происходит на протяжении дошкольного возраста. Интеллектуальная готовность ребенка к школе заключается в определенном кругозоре, запасе конкретных знаний, в понимании основных закономерностей.

  1. Шкоркина Т.Б. Проблема психологической готовности ребенка к школьному обучению. - Технологическое образование и устойчивое развитие региона. - 2011. - Т. 1. - № 1-1 (5). - С. 93-97.
  2. Бойкина М.В. Об интеллектуальной готовности дошкольников к школьному обучению. - Академический вестник. Вестник Санкт-Петербургской академии пост дипломного педагогического образования. - 2014. - № 2 (25). - С. 40-42.
  3. Касвинов С.Г. Система Выготского. Книга 1: Обучение и развитие детей и подростков. - Харьков: Райдер, 2013. - 460 с
  4. Антонюк В.З. Формирование интеллектуальной готовности старшего дошкольника к учебе в школе. - Балтийский гуманитарный журнал. - 2013. - № 3. - С. 5-7.
  5. Екшембеева Г.Н., Кулкаева Р.М. Интеллектуальная готовность дошкольника к школе: сущность и критерии. В сборнике: Актуальные вопросы современной науки Материалы XXV Международной научно-практической конференции. Центр научной мысли; Научный редактор И.А. Рудакова. - М., 2014. - С. 61-63.
  6. Распопова С.Г. Подготовка детей старшей группы детского сада к обучению в школе. В сборнике: Традиции и новации в профессиональной подготовке и деятельности педагога материалы Всероссийской научно-практической конференции преподавателей и студентов. - 2013. - С. 58-59.
  7. Теппер Е.А., Гришкевич Н.Ю. Возраст ребенка и готовность к началу систематического школьного обучения. Сибирское медицинское обозрение.- 2011.- № 1 (67). -С. 12-16.
  8. Долгова В.И. Формирование воображения у дошкольников: программа, результаты, рекомендации // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 11 (117). - С. 191-196.
  9. Савва Л.И., Трубайчук Л.В., Долгова В.И., Павлова В.И., Камскова Ю.Г., Сиваков В.И., Волчегорская Е.Ю., Худякова Н.Л., Коломийченко Л.В., Пономарёва Л.И. Феномен развития детей дошкольного возраста: коллективная монография / Москва, 2013. - 234 с.
  10. Захарова Л.Е. Развитие интеллектуальной и эмоциональной сферы старших дошкольников как фактор психологической готовности к школе. Пятигорского государственного лингвистического университета. - 2012. - № 2. - С. 268-271.
  11. Долгова В.И., Гольева Г.Ю., Крыжановская Н.В. Инновационные психолого-педагогические технологии в дошкольном образовании/монография. - М.: Издательство Перо, 2015. - 192 с.
  12. Долгова В.И., Попова Е.В. Инновационные психолого-педагогические технологии в работе с дошкольниками /монография. - М.: Издательство Перо, 2015. - 208 с.


Загрузка...