electricschool.ru

Материал (подготовительная группа) на тему: Сценарий родительского собрания «Разрешение конфликтов между детьми и взрослыми. Образовательный портал

Развернутый план классного часа.

Время Деятельность Ожидаемый результат Приемы Материалы
1–2 Проведение модератором психологической разминки Психологическая готовность группы в работе над проблемой Цветопись
2–3 Актуализация субъектного опыта учащихся Настрой на определение темы Интрига, ассоциация,

психологическая

разгрузка

Аудиозапись
1–2 Определение темы Формулировка темы Вопросно-ответное общение Слайд 1
3–5 Заполнение таблицы Запрос от классного часа Лист ощущений Таблица
1 Определение целевых установок Формулировка цели Резюмирование Слайд 2
1 Работа по итогам социотеста Осознание проблем Результаты опроса
5–7 мин. Работа с понятиями:

конфликт, конструктивные и деструктивные конфликты, причины.

Понимания терминов Ассоциация, фронтальная форма Слайд 3,4
5–7 Работа с ситуациями Выражение своей точки зрения Свои примеры, самоанализ Слайд 5,6
3 Заполнение таблицы Выявление проблем SWOT – АНАЛИЗ Таблица,

листы, фломастеры

3–5 Самостоятельная работа с тестом Определение склонности к конфликту Тест Бланк – тест
2–3 Комментирование таблицы Ознакомление со способами подавления гнева Способ

действия

Слайд 7, 8
3–5 Подведение итогов Достижение цели Обсуждение, кольцевая композиция, цветопись, рефлексия Карточки синего, зеленого, красного цвета.

Классный руководитель:

– Здравствуйте дорогие друзья!
– Сегодня мы собрались с вами за круглым столом, чтобы обсудить очень важную, жизненную тему. Но перед началом разговора мне необходимо знать, с каким настроением Вы пришли сегодня на классный час. На столах лежат карточки-настроения, прошу поднять ту карточку, которая соответствует вашему настроению.

Учащиеся:

(Учащиеся делают выбор, поднимают карточки по цвету: красный – хорошее, зеленый – удовлетворительное, синий – плохое..

Классный руководитель:

– Я вижу, что психологическая атмосфера соответствует нашему разговору.
– А теперь сядьте, пожалуйста, поудобнее и послушайте (звучит музыкальный фрагмент ).

Представьте, что в ваш ботинок попал камушек. А теперь представьте, что с вами происходит. Можете представить? Возможно, сначала этот камушек не сильно мешает, и вы оставляете все как есть. Может даже случиться и так, что вы забываете о неприятном камушке и ложитесь спать, а утром надеваете ботинок, забыв вытащить из него камушек. Но через некоторое время вы замечаете, что ноге становиться больно. В конце концов, этот маленький камушек воспринимается уже как обломок целой скалы.

Тогда вы снимаете обувь и вытряхиваете его оттуда. Однако на ноге уже может быть ранка. Казалось бы, маленькая проблема, но становится большой проблемой.

– Какие ассоциации у Вас вызвал мой сюжет?

Учащиеся:

(Высказывание учащихся.)

Классный руководитель:

– Я считаю, что всегда полезно говорить о своей проблеме сразу, как только она обозначается. А сейчас я хочу, чтобы Вы хорошо подумали, нет ли у вас каких препятствий, которые сегодня помешали бы вам участвовать в нашем диалоге?
– Скажите по очереди: “У меня нет камушка в ботинке” или “У меня есть камушек в ботинке”.

Учащиеся:

(Ответы учащихся).

Классный руководитель:

– Действительно, в нашей жизни бывают такие ситуации, когда мы стоим перед выбором правильного решения, но, однако не всегда правильно делаем это, что может привести к непониманию со стороны другого человека, разочарованию, потере близкого друга, любимого человека.
–Предлагаю подумать и сказать, какова сегодня тема нашего разговора? Каких проблем мы сегодня с вами будем касаться?

Учащиеся:

(Предположения и высказывания ребят.)

Классный руководитель:

– Да, действительно, Вы правы, но я хотела бы конкретизировать тему нашего разговора и обозначить ее как “Конфликты взрослеющих детей”. Вы согласны? (Презентация . Слайд 1)

Учащиеся:

(Учащиеся высказывают свое отношение.)

Классный руководитель:

– Как Вы считаете, эта тема актуальна сегодня для молодежи?

Учащиеся:

(Ответы учащихся.)

Классный руководитель:

–А для нашего образовательного учреждения, нашей группы?

Учащиеся:

(Ответы учащихся.)

Классный руководитель:

– Что бы вы хотели узнать нового по теме нашего занятия? Для этого вы должны заполнить Лист ожиданий, сейчас я запускаю по кругу с двух сторон этот лист, на котором помещена таблица. Прошу заполнить по очереди свои варианты. (Приложение 1.)

Классный руководитель:

– Совершенно верно. На основе ваших высказываний мы определим цель нашего сегодняшнего разговора “ Рассмотреть понятие “Конфликт”, выяснить причины его происхождения и развития, определить пути выхода их конфликтных ситуаций”. (Слайд 2)
– Перед проведением классного часа, чтобы наш разговор получился конструктивным, я просила вас заполнить модель социотеста для изучения взаимоотношений и межличностных конфликтов в группе. Результаты теста показали, что в нашей группе существуют проблемы мелкие конфликты на почве плохого поведения некоторых учащихся, нравственных качеств и качества учебы. А значит и есть пища для размышления. (Приложение 2.)
– Прошу подумать и сказать, что вы понимаете под словом конфликт?

Классный руководитель:

– Многие ученые и психологи говорят, что конфликт – одно из самых распространенных явлений в жизни и общении людей. На протяжении всей своей истории люди не могли обойтись без того, чтобы не конфликтовать, начиная с незначительной ссоры между соседями и кончая войной. Неужели конфликты – это необходимый атрибут человеческого общества? Конфликт может обладать как созидательной, так и разрушительной силой. Если конфликт разрушается неверно, возникает неприязнь друг к другу, травмируется психика, замалчиваются достоинства и преувеличиваются недостатки. В итоге конфликт может нанести серьезную психическую травму. Она может остаться у человека на всю жизнь и даже изменить ее в худшую сторону.
– Нужно помнить о том, что конфликты между людьми могут быть конструктивные , направленные на развитие отношений осуществления деятельности, и деструктивные , когда они направлены на удовлетворение личных амбиций, притязаний, самоутверждение какого-то человека за счет других людей, склоки, клевета, зависть, отлынивание от выполнения обязанностей. (Слайд3, 4)

Классный руководитель:

– Может кто-то попытается сформулировать свое понятие конфликта?

Учащиеся:

(Выступление учащихся.)

Классный руководитель:

– Итак, под понятием “конфликт” мы будем понимать разногласия, в основе которых лежит несовместимость взглядов, интересов и потребностей.
– Самое страшное в конфликте – чувства, которые люди испытывают в этот момент друг к другу: страх, злоба, обида, ненависть.
– Скажите, пожалуйста, какие причины могут вызвать конфликтные ситуации?

Учащиеся:

(Следуют ответы учащихся.)

Классный руководитель:

– Сейчас я предлагаю вам на примерах нашей группы рассмотреть две ситуации.

Ситуация 1. (Слайд 5)

Миша попросил у Виктора сотовый телефон, для того чтобы позвонить. Вышел с телефоном на улицу и не вернулся. На следующий день Виктор потребовал вернуть телефон, на что Михаил ответил, что телефон он потерял, и деньги за телефон вернуть не может (Слайд).

Классный руководитель:

– Есть ли в этой ситуации конфликт? Если есть, то, как его можно устранить? Если конфликт – поведение, то какое?

Учащиеся:

(Варианты ответов учащихся.)

Ситуация 2. (Слайд 6)

На перемене Алексей кричит Евгению: “Жека, дай сигарету!”, на что Евгений отвечает: “Свои нужно иметь”. Алексей зло в ответ говорит: “Ну и “козел ” же ты!”, Евгений ответил на фразу Алексея нецензурной бранью. (Слайд )

Классный руководитель:

– Является ли эта ситуация конфликтной и почему? Каким образом конфликт можно было решить. Если конфликт – речь, то какая?

Учащиеся:

(Варианты ответов. После обсуждения учащимися выдвигается собственная версия понимания слова “конфликт”.)

Классный руководитель:

– Каковы на ваш взгляд, основные источники конфликтов внутри группы? Перед тем как вы приступите к работе, я предлагаю посмотреть на данную таблицу на доске. У нее необычное для вас название SWOT-АНАЛИЗ.
На сегодня это наиболее популярная методика анализа ситуации и оценки проблем, которые разбираются. Ее название складывается из первых букв английских слов Strengths (сильные стороны), Weaknesses (слабые стороны или имеющиеся внутренние проблемы), Opportunities (возможности, которые существуют) и Threats (угрозы). (Приложение 2)
– Совместно в процессе работы мы заполним ее.
– Я прошу вас взять по листу бумаги и написать свой вариант ответа в правый столбик.

Учащиеся:

(Записывают свои варианты ответов и закрепляют в правой колонке на доске.)

Они могут быть следующие:

  • оскорбления, сплетни
  • отсутствие взаимопонимания
  • борьба за лидерство
  • подлость и предательство
  • подхалимство
  • ложь и высокомерие
  • агрессивные ученики
  • мелкие кражи
  • хулиганство

Классный руководитель:

– Мы с вами выяснили, что многие конфликты разгораются, когда человек находится в состоянии гнева или агрессии, которое имеет не только эмоциональную, но и биохимическую природу. В этом состоянии в кровь поступает адреналин, вызывая последовательные физические реакции: учащается сердцебиение, повышается артериальное давление, ощущается прилив энергии к мышцам. В считанные секунды человек переходит в состояние готовности. Это непроизвольная реакция и возникает независимо от желания человека. В тоже время она поддается осознанному контролю с его стороны. Самоконтроль, самоограничение одним людям удаются лучше, чем другим в зависимости от темперамента, уровня зрелости и ответственности.
– Поэтому, для того чтобы определить уровень вашей склонности к конфликтам, я предлагаю вам выполнить тест, содержащий 10 пар утверждений и шкалу самооценки.
– Вы оцениваете каждое утверждение в левой и правой колонках. При этом отметьте кружочком, на сколько баллов в вас проявляется свойство, представленное в левой колонке. Оценка проводится по 7-бальной шкале. 7 баллов означает, что оцениваемое свойство проявляется всегда; 1 балл указывает на то, что это свойство не проявляется вовсе. (Приложение 2)

Учащиеся:

(Выполняют тест.)

Классный руководитель:

– Итак, каждый из вас определил свою степень конфликтности, я надеюсь, что данный результат будет отправной точкой внутреннего воспитания, позволит спланировать каждому свой маршрут саморазвития личностных качеств.
– А теперь уместно будет поговорить о том, какие качества и умения необходимы для успешного разрешения конфликта, заполнив левую колонку свод – анализа.

Учащиеся:

(Записывают свои варианты ответов и закрепляют в левой колонке на доске.)

Они могут быть следующие:

  • Терпение;
  • Сдержанность в эмоциях;
  • Умение убеждать и т.д.

Классный руководитель:

(Комментирует таблицу.)

– Изучая литературу по данному вопросу, я нашла интересный материал по вопросу подавления гнева у подростков. Существуют разные способы подавления гнева. Некоторые способы подавления гнева нам предлагает известный психолог доктор Добсон. (Слайд 7)

  1. Объясните суть и причины своих отрицательных эмоций третьему лицу, известному своей способностью понимать других людей, то есть тому, кто мог бы дать вам совет и скорректировать ваши действия;
  2. Отнеситесь к человеку, вызвавшему у вас раздражение своим поведением с пониманием. Попытайтесь поставить себя на его место и ощутить его переживание;
  3. Попытайтесь понять мотив поведения человека;
  4. Это трудно, но попробуйте ответить добротой на проявление враждебности с чьей-то стороны.

Классный руководитель:

– Но существуют еще и другие способы завершения конфликта. Скажите, какие вы знаете?

Учащиеся:

(Следуют ответы.)

Классный руководитель:

– В науке действительно существует классификация способов завершения конфликтов, которые являются оптимальными для любого типа. Я прошу обратить внимание на слайд Основные способы завершения конфликта” по А.И. Шипилову. (Слайд 8)
– Основными способами завершения конфликта являются: разрешение урегулирование, затухание, устранение, перерастание в другой конфликт.
– Скажите, какой из способов завершения конфликта является оптимальным?

Учащиеся:

(Ответы учащихся.)

Классный руководитель:

– А я считаю, что разрешение конфликта является наиболее желанной формой завершения борьбы оппонентов, как правило, через переговоры, соперничество, сотрудничество, компромисс, уступки одной из сторон.
– А вы как считаете?

Учащиеся:

(Ответы учащихся.)

Классный руководитель:

– Итак, наш разговор подходит к логическому завершению. Перед нами свод – анализ проблем и пути решения в конфликтной ситуации.
– Как вы считаете наш разговор сегодня получился продуктивным?

(Ответы учащихся.)

Классный руководитель:

– Тогда я предлагаю вам вернуться вновь к тому листу – ожиданий, который вы заполняли в начале нашего классного часа, и отметить, все ли ожидания ваши оправдались, получили ли вы ответы на вопросы, которые у вас назрели, если нет, то в индивидуальном порядке мы с вами попытаемся их решить.
– Прошу вас выбрать ту карточку настроения, которая характерна для вас в конце нашего разговора.
– Но прежде чем, закончить наш классный час, я хотела бы прочитать одно стихотворение, которое, на мой взгляд, очень точно дает программу действия каждому человеку в воспитании себя как личности. Благодарю вас за работу, желаю, чтобы в вашей жизни было как можно меньше конфликтных ситуаций. Я уверена, что знания, которые вы сегодня получили, помогут вам устоять перед соблазном быть в конфликте. Пусть у вас все получится! (Слайд 9)

«Люди, будьте человечны! Это ваш первый долг.

Будьте такими для всех состояний, для всех возрастов,

для всего, что не чуждо человеку»

Жан Жак Руссо

Часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая личность. Но мало произносить красивые слова, толерантность нужно воспитывать, путем развития хороших привычек, манер, культуры межличностного общения, искусства жить в мире непохожих людей.

Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур.

Традиционно главным институтом воспитания является семья, то, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка. Поэтому так важно, что бы родители участвовали в воспитании толерантности, предавая при этом личный опыт толерантного отношения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное

учреждение детский сад общеразвивающего вида № 19 «Сказка»

г. Омутнинска Кировской области.

Сценарий родительского собрания

«Разрешение конфликтов между детьми и взрослыми»

(совместное мероприятие родителей и детей подготовительной к школе группы)

Воспитатель:

Чумакова Елена Алексеевна

г. Омутнинск 2015 г.

  1. Содержание………………………………………………………. стр.2
  2. Пояснительная записка…………………………………………...стр.3
  3. Цели и задачи …………………………………………………….стр. 3
  4. Понятие «толерантности»………………………………………...стр.5
  5. Педагогические ситуации………………………………………стр.5-6
  6. Подведение итогов ……………………………………………….стр.7
  7. Список литературы……………………………………………….стр. 8

Пояснительная записка.

«Люди, будьте человечны! Это ваш первый долг.

Будьте такими для всех состояний, для всех возрастов,

для всего, что не чуждо человеку»

Жан Жак Руссо

Часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая личность. Но мало произносить красивые слова, толерантность нужно воспитывать, путем развития хороших привычек, манер, культуры межличностного общения, искусства жить в мире непохожих людей.

Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур.

Традиционно главным институтом воспитания является семья, то, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка. Поэтому так важно, что бы родители участвовали в воспитании толерантности, предавая при этом личный опыт толерантного отношения.

Время проведения : март – апрель.

Форма проведения: игра – тренинг.

Продолжительность: 1 час.

Цель: Объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

Задачи:

  1. Ознакомить родителей с понятиями: «толерантность», воспитание в духе толерантности, толерантный подход к игровой деятельности ребёнка, разрешение конфликтов с позиции толерантного подхода.
  1. Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросе «толерантного подхода к детям».

Ход мероприятия:

  1. Вступительное слово.

Ведущий-педагог приветствует присутствующих на собрании.

  1. Проведение беседы.

Ведущий-педагог: Что означает, по вашему мнению, быть толерантным? (Способность мирным путём решать проблему; способность вставать на место другого человека и понять его; терпимость к чужому мнению и другому образу жизни; лояльность; широта взглядов и т.д.)

Ведущий – педагог обобщает ответы родителей.

Толерантность – это общение и свобода мысли, совести и убеждений, гармония в многообразии, добродетель, которая делает возможным достижение взаимопонимание между людей, родителями и детьми мирным и бесконфликтным путём. Вопрос успешного воспитания детей в семье - не в мере родительской строгости или доброты. Он гораздо сложнее, потому что требует от всех родителей осведомлённости в психологии личности ребёнка, овладение системой воспитания в целом, толерантного подхода к процессу воспитания. Если вы терпеливы по отношению к маленьким детям, добры, объективны, вам нетрудно простить друг к другу серьёзную обиду, стараетесь понять поступок другого человека, не осуждаете его, то вы стоите на правильном пути к толерантности, что позволит вам быстро и легко разрешать все конфликты.

Предлагаю разрешить ситуацию.

  1. Решение педагогических ситуаций.

Ситуация первая: «Будь опорой и примером своему ребёнку».

Маруся (с радостью): Мам, давай пойдём гулять, помнишь ты мне обещала?

Мама (проблемы на работе): Отвяжись! Мне не до тебя. Мало ли что я обещала!

Маруся : Пожалуйста, ну давай погуляем!

Мама : Какая же ты глупая. Иди почитай лучше!

Ведущий-педагог : Какую ошибку совершила мама? (не сдержала слово, оскорбила).

Как нужно поступить? (пообещать сходить завтра, предложить одной погулять.)

: Марусе не так важно погулять, так как она могла бы сделать это одна, но для неё очень важно, чтобы мама посидела рядом, потому что дети стремятся походить на родителей, гордятся ими и восхищаются.

Совет маме : оставить проблемы за дверью и отвлечься с дочерью на прогулке, не создавая ещё больше конфликтов.

Игра «Клубочек» (родители)

Играющие становятся в круг. Клубочек перебрасывается от одного играющего другому, сообщая своё имя и увлечение. После того, как клубочек полностью размотается (не останется играющих без нитки) - клубочек сматывают, посредствам называния имени и увлечения того, от кого пришла нить клубочка. Тот, от кого начал разматываться клубочек, должен назвать имя и увлечение последнего, кому пришла нить. О правилах сматывания клубочка заранее сообщать нельзя.

Ситуация вторая: «Неразрешимые конфликты опасны»

Отец говорит дочке: Настя, тише, не шуми. Опять у вас бардак. А вчера изрисовала новую куклу. Вставай в угол быстро! И хватит реветь, сама виновата… (папа на взводе и оправдания ребёнка не воспринимает)

Ведущий-педагог: Не многовато ли претензий в один момент? Как решить ситуацию? (ответы - научить прибирать игрушки, поиграл - положи на место).

Объяснение с позиции толерантности : Малышка, давай не будем шуметь, ведь уже поздно, и кукла Маша хочет спать. Пойдём её укладывать и другие игрушки не забудь взять. А чтобы им приснились цветные сны, мы их нарисуем.

Итог : решение найдено - конфликт не возник. Все счастливы!

Вывод: Когда на ребёнка сваливается куча обвинений, ему трудно это осознать. Поэтому отцу и дочери сложно их решить разом, следовательно, возникает конфликт.

Какова же причина конфликта? (причина конфликта - это поведение папы. Необходимо конкретизировать претензию и не расширять их количество. Не допустимы оскорбления на ребёнка, крики и унизительный тон). Помните, ребёнок это тоже личность, хоть и маленькая. И он тоже требует к себе уважения и понимания.

Игра «Лавата» (дети)

Цель: развитие навыков работы в коллективе, навыков общения, снятие тактильного напряжения.

Ход игры : Играющие становятся в круг, берутся за руки и начинают двигаться по кругу, громко напевая: "Мы танцуем, мы танцуем, тра-та-та, тра-та-та, наш весёлый танец - это лавата". Потом все останавливаются и ведущий говорит: "Мои локти хороши, а у соседа - лучше" - все берут своих соседей за локти и снова начинают двигаться напевая. Ведущий называет, что хочет (талия, плечи и т.п.), главное - снять у детей тактильное напряжение.

Игра «Зеркало» (родители и дети)

Цель : знакомство, сплоченность, отработка навыков общения, единства, воспитание собственным примером.

Ход игры : Родители - зеркало, ребёнок – человек, смотрящийся в зеркало. Ребёнок показывает движения, родители повторяют. Играющие меняются ролями. Задача игры: повторить лучше движения и мимику другого.

Любовь Михайловна Печикина
Игры для преодоления конфликтных ситуаций у дошкольников. Часть 1

Игра «Скажи другому комплимент»

Цель : раскрепощение, объединение, активизация участников группы ; создание хорошего настроения.

Описание : Участник сидят в кругу . Педагог бросает мяч тому, кто хочет сказать комплимент. Затем комплимент тот ребенок, у кого оказался мяч.

Игра продолжается до тех пор, пока дети не скажут комплимент

Беседа о конфликтах с детьми

Цель : разъяснить детям понятие «Конфликт » ; способность формированию позитивного отношения к людям.

Задачи :

Дать характеристику понятия «Конфликт »

Рассмотреть природу конфликта , определить его положительные и отрицательные стороны

Познакомиться с методом выхода из конфликтных ситуаций

Вырабатывать умения конструктивно вести себя во время конфликта , разрешая его без нанесения ущерба другим, себе и обществу

Оборудование :

Классическая музыка

Цветы на клеевой основе

План беседы :

1. Чтение притчи. Вступительное слово

2. Что такое конфликт ?

3. Причины конфликтов

4. Как разрешить конфликт ?

5. Правила поведения для конфликтных людей

6. Рефлексия. Итоги.

Ход беседы (беседу ведёт педагог)

Один человек всю жизнь искал безоблачное, счастливое , идеальное устройство жизни. Он сносил немало башмаков, обойдя много стран.

Наконец в одном городе на площади он увидел толпу. Все стремились пробиться к стоящей в середине коробочке и заглянуть в одно из ее окошек. Когда это удалось нашему страннику, то он был потрясен, очарован тем, что увидел. Это было то, к чему он стремился всю жизнь. Вечером, счастливый , он расположился на отдых под городской стеной. Рядом пристроился такой же бродяга. Они разговорились. Бродяга с восторгом стал описывать то, что он увидел в одном из окошек коробочки. Но оказалось, что он увидел совсем другое, чем наш путешественник. Они поспорили.

Как так? Ты просто смотрел с другой стороны, - был ответ.

Могут ли быть у всех людей интересы, убеждения, взгляды? (Дети – нет)

Возникали ли у вас разногласия с друзьями, родными? (Дети – да)

Какие ассоциации возникают у вас со словом «конфликт » ? (Ссора, драка, слезы, спор, крик)

Сегодня мы с вами поговорим о взаимоотношении людей, о таких ситуациях как конфликт , их причинах и путях решения или выхода из конфликта .

Так что такое конфликт ?

Конфликт – это спор , ссора, скандал, столкновение, противоречие, которые порождают враждебность, страх, ненависть между людьми.

У на с в группе тоже иногда возникают конфликтные ситуации . Давайте вспомним, что послужило причиной той или иной ссоры. Для этого я предлагаю вам закончить предложение, записанное на доске – «У меня причиной конфликта было то , что …» (Дети называют свои предложения)

Как мы видим возникновение конфликта необходимы участники спора , предмет спора и мотивы, подталкивающие, людей, к спору.

Конфликты возникают по самым разным поводам, но причины у всех схожие. Давайте же выясним, какие же бывают причины конфликтов ?

Причины конфликтов :

Несовпадение целей и желаний

Неуважение к другим людям

Неумение общаться

Разница чувств и состояний

Давайте познакомимся с некоторыми правилами во время конфликта

Методы выхода из конфликта :

Найти в себе силы и уклониться от спора или прервать конфликтную ситуацию , выйти из конфликта первым

Найти компромисс спорного вопроса

Подчиниться, принять правила или точку зрения противника

Понять другого и конфликт мягко перевести в переговоры

Правила поведения для конфликтных людей

Не стремитесь доминировать во что бы то ни стало

Будьте принципиальны, но не боритесь ради принципа. Помните, что прямолинейность хороша, но не всегда

Критикуя, чаще улыбайтесь

Будьте справедливы и терпимы к людям

Не переоценивайте свои способности и возможности и не умаляйте способности и возможности других

Умейте вовремя остановиться!

Дети! Конфликтная ситуация может коренным образом изменить вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону!

Рефлексия

Перед вами на столах лежат бумажные цветы. Вы сейчас должны подумать и ответить на мой вопрос с помощью этих листов.

Перед вами на рисунке 3 вазы. Поместите ваш цветок там, где вы считаете нужным при ответе на вопрос : «считаете ли вы обсуждение данной темы полезным, и изменит ли она ваше поведение?»

1- Интересно полезно

2- Сложно, но интересно

3- Бесполезно, безразлично

Конечно же, сегодняшняя беседа прошла не зря, и вы поняли, что избежать конфликтов может каждый . Хочу закончить нашу встречу словами В. Берестова «Гляжу с высока на обиду, теряю обиду из виду»

Ролевое проигрывание конфликта с позитивным решением

Цель : актуализация знаний о различных стилях поведения в ситуациях межличностного конфликта ; проигрывание возможных вариантов негативного разрешения конфликтной ситуации

Описание игры : детям предлагается несколько конфликтных ситуаций , развитие которых они разыгрывают в парах. Получившиеся сценки обсуждают к кругу.

Примеры конфликтных ситуаций :

1. Друг взял у тебя куклу и обещал поиграть и вернуть. Но нечаянно сломал ее. Назревает конфликт

2. Вы решили поиграть в игру «Магазин» , но не можете решить, кто будет продавцом, а кто покупателем. Назревает конфликт

Обсуждение. При обсуждении этой ролевой игры следует обратить внимание на то, что целесообразность использования разных стилей поведения в зависимости от типа конфликтной ситуации может сильно меняться. В частности применяемых стилей может зависеть от степени близости участников конфликта , обоснованности их требований, взаимной зависимости конфликтных сторон .

Рефлексия

Прощание

Игра «Король»

Цель : предоставление детям возможности на некоторое время оказаться в центре внимания, при этом никого не сущая и не обижая

Инструкция : Кто из вас когда – нибудь мечтал стать королем? Какие преимущества получает тот, кто становится королем? А какие неприятности это приносит? Вы знаете, чем добрый король отличается от злого?

Я хочу предложить вам игру, в которой вы сможете побыть королем. Н на всегда, конечно, всего лишь минут на 10. Все остальные становятся слугами и должны делать все то, что приказывает король. Естественно, король не может отдавать приказы, которые могут обидеть или оскорбить других детей. Но он может позволить себе многое. Он может приказать, например, чтобы его носили на руках, чтобы нему кланялись, чтобы ему подавали и т. д. кто хочет стать первым королем?

Со временем каждый ребенок получит возможность побыть королем. За 1 раз в роли могут быть 2-3 ребенка. Когда время правления короля закончится, все вместе обсуждаем полученный опыт.

Как та чувствовал себя, когда был королем?

Что тебе больше всего понравилось в роли?

Легко ли отдавать приказы?

Что ты чувствовал, когда был слугой?

Когда королем был Игорь, он был добрым или злым королем?

Проигрывание ситуации

Цель : помочь ребенку эффективные способы поведения и использовать их в реальной жизни

Инструкция : Ребенку предлагаются ситуации , в которых он должен изображать самого себя. Ситуации могут быть разными , придуманными или взятыми из жизни ребенка. Прочие роли при разыгрывании выполняет один из родителей или другие дети. Иногда полезно меняться ролями. Примеры ситуаций :

Ты участвовал в соревновании и занял первое место, а твой друг был почти последним. Он очень расстроился, помоги ему успокоиться

Мама принесла три апельсина, тебе и сестре (брату, как ты поделишь их? Почему?

Ребят из твоей группы в детском саду играют в интересную игру, а ты опоздал, игра уже началась. Попроси, чтобы тебя приняли в игру. Что будешь делать, если дети не захотят принять тебя?

Игра «Добрый волшебник»

Цель : развитие чувства коллективизма, умения дружить, сотрудничать со сверстниками

Инструкция : «Если бы ты был добрым волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил всем нам вместе?» Игра продолжается пока каждый не станет волшебником, желания повторять нельзя

Рефлексия

Прощание

Игра «Паровозик»

Цель : сплочение группы

Ход игры : Играющие стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый ребенок - это голова дракона, последний – кончик хвост. Под музыку первый играющий пытается схватить последнего - «дракон» ловит свой «хвост» . Остальные дети крепко держаться друг за друга. Ели дракон не поймает свой хвост, то в следующий раз на роль «головы дракона» назначается другой ребенок.

Упражнение «Что и когда я чувствую»

Цель : профилактика развития нежелательных черт характера, поведения детей; развитие умения выражать свои чувства, правильно оценивать отношение к себе других людей.

Описание : ведущий спрашивает у детей, какие чувства могут испытать люд. 9злость, огорчение, удивление, радость, страх и т. д.). далее предлагает каждому ребенку выбрать одну карточку из набора картинок со схематичным изображением эмоционального состояния и рассказать, когда он испытывает подобные чувства («Я радуюсь, когда…» , «Мне бывает страшно, когда…» и т. д.)

Игра «Ссора»

Цель : учить детей анализировать поступки, находить причину конфликта ; дифференцировать противоположные эмоциональные переживания : дружелюбие, враждебность. Знакомить детей с конструктивными способами решения конфликтных ситуаций , а так же способствовать их усвоению и использованию в поведении.

Ход игры . Для игры необходима «волшебная тарелочка» картинка с изображением двух девочек

Воспитатель (обращает внимание детей на «волшебную тарелочку» , на дне которой лежит картинка с изображением двух девочек). Дети, я хочу вас познакомить с двумя подругами : Олей и Леной. Но посмотрите на выражение их лиц! Как вы думаете, что случилось?

Поссорились

Мы поссорились с подругой

И уселись по угла.

Очень скучно друг без друга!

Помириться нужно нам.

Я ее не обижала –

Только мишку подержала,

Только с мишкой убежала

И сказала «Не отдам!»

(А. Кузнецова)

Вопросы для обсуждения :

Подумайте с скажите6 из-за чего поссорились девочки? (из –за игрушки)

А вы когда – нибудь ссорились со своими друзьями? Из –за чего?

А что чувствуют те, кто ссорится?

А можно обойтись без ссор?

Подумайте, как девочки могут помириться?

Выслушав ответы, воспитатель предлагает один из способов примирения – автор как закончил эту историю :

Дам ей мишку, извинюсь,

Дам ей мячик, дам трамвай

И скажу : «Играй, давай!»

(А. Кузнецова)

Воспитатель акцентирует внимание на том, что виновник ссоры должен уметь признавать свою вину

Рефлексия

Часть 1. Конфликты между школьниками.

Именно в общеобразовательной школе закладываются основы поведения человека в будущем в пред-конфликтных и конфликтных ситуациях.

Чтобы заниматься профилактикой конфликтов, необходимо иметь хотя бы общее представление о том, как они возникают, развиваются и завершаются в школьных коллективах, каковы их особенности и причины.

Как и для любого социального института, для общеобразовательной школы характерны разнообразные конфликты. Педагогическая деятельность направлена на целенаправленное формирование личности, ее цель - передача школьникам определенного социального опыта, более полное освоение ими этого опыта. Поэтому именно в школе необходимо создать благоприятные социально-психологические условия, обеспечивающие душевный комфорт педагогу, ученику и родителям.

Особенности конфликтов между школьниками.

В общеобразовательном учреждении можно выделить четыре основных субъекта деятельности: ученик, учитель, родители и администратор. В зависимости от того, какие субъекты вступают во взаимодействие, конфликты подразделяют на такие виды: ученик-ученик; ученик-учитель; ученик-родители; ученик-администратор; учитель-учитель; учитель-родители; учитель-администратор; родите-ли-родители; родители-администратор; администратор-администратор.

Конфликты в подростковой среде характерны для всех времен и народов, будь то бурса в произведениях Н. Помяловского или описанная Р. Киплингом аристократическая школа XIX в., или группа мальчиков, оказавшаяся без взрослых на необитаемом острове, из книги «Повелитель мух» английского писателя У. Голдинга.

Как отмечается в обзоре школьных конфликтов, подготовленном А.И. Шипиловым, наиболее распространены среди учащихся конфликты лидерства , в которых отражается борьба двух-трех лидеров и их группировок за первенство в классе. В средних классах часто конфликтуют, группа мальчиков и группа девочек. Может обозначиться конфликт трех-четырех подростков с целым классом или конфликтное противостояние одного школьника и класса. По наблюдениям психологов (О. Ситковская, О. Михайлова), путь к лидерству, особенно в подростковой среде, связан с демонстрацией превосходства, цинизма, жестокости, безжалостности. Детская жестокость - явление общеизвестное. Один из парадоксов мировой педагогики заключается в том, что ребенок в большей степени, чем взрослый, подвержен чувству стадности, склонен к немотивированной жестокости и травле себе подобных.

Генезис агрессивного поведения школьников связан с дефектами социализации личности. Так, обнаружена положительная связь между количеством агрессивных действий у дошкольников и частотой их наказания, применяемого родителями (Р. Сире). Кроме того, было подтверждено, что конфликтные мальчики воспитывались, как правило, родителями, применявшими по отношению к ним физическое насилие (А. Бандура). Поэтому ряд исследователей считают наказание моделью конфликтного поведения личности (Л. Джавинен, С. Ларсенс).

На ранних этапах социализации агрессия может возникать и случайно, но при успешном достижении цели агрессивным способом может появиться стремление вновь использовать агрессию для выхода из различных трудных ситуаций . При наличии соответствующей личностной основы важной становится не агрессия как способ достижения, а агрессия как самоцель, она становится самостоятельным мотивом поведения, обусловливая враждебность по отношению к другим при низком уровне самоконтроля.

Кроме того, конфликты подростка в отношениях с одноклассниками обусловлены особенностью возраста - формированием морально-этических критериев оценки сверстника и связанных с этим требований к его поведению (В. Лозоцева).

Необходимо отметить, что конфликты в школьных коллективах изучены педагогами, психологами, социологами и представителями других наук явно недостаточно, потому нет и целостного представления об их причинах и особенностях. Об этом говорит тот факт, что пока практически нет работ, предназначенных для учителей и директоров, в которых бы содержались понятные и проверенные рекомендации по предупреждению и конструктивному разрешению межличностных конфликтов в школе. А ведь для того чтобы управлять конфликтами, как и любым другим явлением, необходимо сначала основательно их изучить, дабы понять движущие силы их развития. Однако определенные усилия в этом направлении уже сделаны и делаются.

Из всех типов конфликтов в школьных коллективах наиболее подробно изучены столкновения между учителем и учеником. В меньшей степени исследованы конфликты во взаимоотношениях учеников. Еще меньше работ по проблеме регулирования конфликтов, возникающих между учителями. Это вполне объяснимо: конфликты между учителями наиболее сложные.

В педагогической конфликтологии уже выявлены основные факторы, определяющие особенности конфликтов между учениками.

Во-первых, специфика конфликтов между школьниками определяется возрастной психологией. Возраст учеников оказывает значительное влияние, как на причины возникновения конфликтов, так и на особенности их развития и способы завершения.

Возраст - определенная, качественно своеобразная, ограниченная во времени ступень развития индивида. Можно выделить такие основные возрастные периоды: младенческий (до 1 года), раннее детство (1-3 года), дошкольный возраст (3 года - 6-7 лет), младший школьный возраст (6-7 - 10-11 лет), подростковый (10-11 - 15 лет), старший школьный возраст (15-18 лет), поздняя юность (18-23 года), зрелый возраст (до 60 лет), пожилой (до 75 лет), старческий (свыше 75 лет).

Известно, что на время обучения в школе приходится этап наиболее интенсивного развития человека. Школа охватывает значительную часть детства, все отрочество и раннюю юность. Конфликты у школьников заметно отличаются от конфликтов у взрослых людей. Существенные различия имеют и конфликты, происходящие в младшей, неполной средней и средней школах. Основным конфликтогенным фактором, определяющим особенности конфликтов между учениками, является процесс социализации учащихся. Социализация представляет собой процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, проявляемого в общении и деятельности. Социализация школьников происходит естественным образом в обычной жизни и деятельности, а также целенаправленно - в результате педагогического воздействия на учащихся в школе. Одним из способов и проявлений социализации у школьников выступает межличностный конфликт . В ходе конфликтов с окружающими ребенок, юноша, девушка осознают, как можно и как нельзя поступать по отношению к сверстникам, учителям, родителям.

Во-вторых, особенности конфликтов между школьниками определяются характером их деятельности в школе, основным содержанием которой является учеба. В психологии А.В. Петровским разработана концепция деятельностного опосредствования межличностных отношений. Он подчеркивает определяющее влияние содержания, целей и ценностей совместной деятельности на систему межличностных отношений в группе и коллективе. Межличностные отношения в ученическом и педагогическом коллективах заметно отличаются от отношений в коллективах и группах других видов. Эти отличия во многом обусловлены спецификой педагогического процесса в общеобразовательной школе.

В-третьих, специфика конфликтов между учащимися сельской школы в современных условиях определяется внешним укладом жизни на селе, той социально-экономической ситуацией, которая сложилась сегодня в сельской местности. Сельская школа является неотъемлемым и важным структурным элементом сельского социума. Она влияет на жизнь в селе. Но и обстановка в селе вообще и конкретной деревне в частности оказывает существенное влияние на положение дел в сельской школе. Взаимоотношения и конфликты в коллективах сельских школ соответственно отражают все основные противоречия и проблемы, которыми насыщена сегодня жизнь на селе. Общаясь с родителями, ученики узнают о главных трудностях, с которыми сталкиваются взрослые. Так или иначе, школьники знают о многих проблемах жизни села, по-своему переживают их, трансформируют эти проблемы на взаимоотношения со сверстниками и учителями.

Исследование, проведенное под руководством В.И. Журавлева в школах Московской области, позволило выявить некоторые особенности местных конфликтов и связанных с ними явлений во взаимоотношениях учащихся.

Конфликты «ученик - ученик» возникают в таких ситуациях:

  • из-за оскорблений, сплетен, зависти, доносов - 11%;
  • из-за отсутствия взаимопонимания - 7%;
  • в связи с борьбой за лидерство - 7%;
  • из-за противопоставления личности ученика коллективу - 7%;
  • в связи с общественной работой - 6%;
  • у девочек - из-за парня - 5% .

Считают, что конфликтов у учеников не было - 11%, испытывали чувство ненависти к одноклассникам 61% школьников.

Эти данные свидетельствуют, что во взаимоотношениях одноклассников в школе не все благополучно.

Основные причины ненависти к сверстникам:

  • подлость и предательство - 30%;
  • подхалимство, существование «липовых» отличников и любимчиков учителей - 27%;
  • личная обида - 15%;
  • ложь и высокомерие - 12%;
  • соперничество между одноклассниками - 9%.

На конфликтность учеников заметное влияние оказывают их индивидуально-психологические особенности, в частности агрессивность. Наличие в классе агрессивных учени­ков повышает вероятность конфликтов не только с их участием, но и без них - между другими членами классного коллектива. Мнения школьников о причинах агрессии возникновении конфликтов таковы:

  • причина агрессии: желание выделиться среди сверстников - 12%;
  • источник агрессии: бессердечие и жестокость взрослых - 11%;
  • все зависит от взаимоотношений в классе - 9,5%;
  • в агрессивности ученика виновата семья - 8%;
  • агрессивные школьники - дети с психическими отклонениями - 4%;
  • агрессивность - явление возрастное, связанное с избытком энергии - 1%;
  • агрессивность - плохая черта характера - 1%;
  • в классе были агрессивные ученики - 12%;
  • в классе не было агрессивных учеников - 34,5%.

Конфликты между учениками в школе возникают, в том числе и из-за проступков, нарушений общепринятых норм в поведении школьников. Нормы поведения учащихся в школе выработаны в интересах всех школьников и учителей. При их соблюдении подразумевается снижение до минимума противоречий в школьных коллективах. Нарушение этих норм, как правило, приводит к ущемлению чьих-то интересов. Столкновение же интересов является основой для конфликта. Школьники, по их собственному мнению, чаще всего допускают следующие нарушения норм поведения в школе:

  • курение - 50%;
  • употребление спиртных напитков - 44%;
  • грубость, хамство в общении - 31%;
  • употребление в речи нецензурных выражений - 26,5%;
  • ложь - 15% ;
  • неуважение учеников друг к другу - 13%;
  • распущенность в половой жизни - 10%;
  • мелкие кражи - 10%; драки-10%;
  • хулиганство - 10%;
  • наркомания - 6%;
  • издевательства над младшими и слабыми - 6%;
  • азартные игры (на деньги) - 3%.

Особенности конфликтов в школьных коллективах.

Особенности конфликтов между учениками школы определяются, прежде всего, спецификой возрастной психологии детей, подростков и юношей (девушек). На возникновение, развитие и завершение конфликтов заметное влияние оказывает характер учебно-воспитательного процесса, его организация в конкретном общеобразовательном учреждении. Третьим фактором, воздействующим на конфликты во взаимоотношениях учащихся, является жизненный уклад и существующая социально-экономическая ситуация.

Тема:«Эти вредные конфликты»

Эпиграф на доске: «Те, кто не могут сварить суп, заваривают кашу».

Цели:

    корригировать речь учащихся.

Форма проведения: Ток-шоу.

Оборудование: ЗУА, речевой материал, иллюстрации, компьютер, фрагмент мультфильма, конфликт, цветная бумага.

Словарная работа: конфликт – столкновение, спор; внутриличностный, межличностный, социальный; компромисс – согласие, на основе взаимных уступок.

План занятия:

    Организационный момент.

    Упражнение «Снежинка».

    Типология конфликтов.

    Сценка.

    Задание с картинкой.

    Игра «Армрестлинг».

    Итог занятия.

Ход занятия

Организационный момент.

Сели все красиво. Как меня слышишь?

Как мы будем говорить на занятии?

Психологический тренинг.

«Дорогие ребята! Перед вами стоит шкатулка мудрости. И с каждым из вас она поделится своей мудростью. Загляните в нее».

(Дети достают из шкатулки цветные карточки с поговорками и зачитывают вслух.)

Любовью и уступками достигается всё.

Где лад, там и клад.

Дракою прав не будешь.

Ссора до добра не доведет.

Лучше худой мир, чем добрая ссора.

В мире жить - с миром жить.

Много бранился, а добра не добился.

Мир вам, и я к вам.

«Молодцы, ребята, хорошо прочитали».

Речевая пятиминутка.

Ребята, прочитайте эпиграф на доске.

Как вы объясните его значение?

(Если в коллективе не могут работать дружно, там любое дело превращается в кашу.)

«Правильно, если в коллективе не могут жить и работать дружно, то постоянно выясняются отношения, копятся обиды, происходит столкновения.

Итак, тема нашего занятия «Эти вредные конфликты».

Давайте еще раз повторим, как мы будем говорить на занятии?

Словарная работа.

Какие ассоциации возникают у вас со словом «конфликт»?

(Ссора, спор, драка, война, столкновение)

«Спасибо за ответы. Все эти действия и переживания связаны с конфликтами.

Итак, конфликт – это столкновение разных желаний. В жизни всегда возникают конфликтные ситуации».

Упражнение «Снежинка».

«А сейчас я предлагаю вам выполнить следующее задание. Главное условие – работать молча, не смотря на соседей.

Возьмите листок бумаги, сложите его пополам. оторвите правый верхний угол. Сложите еще раз пополам. Еще раз оторвите правый верхний угол. Еще раз сложите пополам. И еще раз оторвите правый верхний угол. Теперь разложите листок и покажите всем получившуюся снежинку (поднимите вверх)».

Обсуждение. «Почему все снежинки получились разными?»

(Каждый из нас – индивидуальность. У вас разные интересы, мечты, стремления. Это может вызывать конфликты.)

Типология конфликтов.

Посмотрите, какие бывают виды конфликтов. Давайте прочитаем.

(Внутриличностный, межличностный, социальный.)

Ситуации.

Сейчас я вам раздам ситуации. Вы должны проанализировать и сказать, к какому виду они относятся.

(Работа на «голое ухо»)

Ситуации.

    Внутриличностный.

    Межличностный.

    Социальный или межгрупповой.

«Вы хорошо справились с этим заданием. А теперь мы перейдем к интерактивной части: посмотрим мультфильм под названием «Конфликт». (Просмотр)

О чем данный мультфильм? (О возникновении конфликта и его пагубном воздействии)

Какой вид конфликта здесь показан? (Социальный конфликт)

«Вы наглядно могли увидеть, к чему порой приводят конфликты между людьми, и в истории немало подобных случаев».

Решение конфликта было? (Не было и все пострадали)

«Чтобы такого не было, мы должны подумать над тем, как же можно остановить конфликт, как его решить.

Теперь сами разыграем конфликтную ситуацию и попробуем вместе решить ее».

Сценка.

Мальчики класса готовят праздничную стенгазету к 8 марта для девочек. У них прекрасное настроение. Ерсин предложил нарисовать в центре газеты яркий букет, а Айдос цифру 8.

Е.: давай не будем рисовать в центре газеты цифру 8, она здесь не смотрится.

А.: Все тебе не так, не вредничай, пусть будет цифра 8.

Е.: Какой же ты упрямый, как осел. Давай рисовать букет.

А.: Почему ты командуешь? Почему все должны тебя слушать?

Е.: Ты ничего не понимаешь! Ты и рисовать то не умеешь!

А.: Ну, тогда и рисуй один!

Мальчики обижены и не разговаривают друг с другом.

Как вы думаете, как можно решить их спор?

(Одни говорят, что надо нарисовать цифру 8, другие говорят, что лучше будет смотреться букет).

«Мы не ищем, кто прав, а кто нет, чья идея лучше, это может быть бесконечно. Мы ищем решение конфликта. Дружба меду вами важнее, чем этот рисунок на стенгазете, не стоит обижаться по мелочам. Давайте поместим в центре газеты цифру 8, а вокруг цифры нарисуем много красивых цветов».

Правильно? (Да)

Из-за чего возник конфликт? (Ерсин: «Мы хотели добиться своей цели») Сделайте первый шаг навстречу друг другу.

Что нужно сделать, чтобы погасить конфликт? (Айдос: «Нужно уважать друг друга и идти на компромисс»)

Правильно, сделайте теперь второй шаг. Молодцы, остался один шаг.

Ответьте на последний вопрос, с чего начать наше перемирие?

(Ерсин и Айдос: «Нужно пожать друг другу руки». Мальчики жмут руки и обнимаются).

«Вот мы и погасили ваш конфликт – перемирие состоялось. Но, помните, что не всегда рядом с вами будет учитель или взрослый. Нужно уметь самим быть миротворцем».

Задание с картинкой.

«Ребята, у вас на столах лежат картинки с осликами. Внимательно посмотрите и подумайте».

Какой здесь был конфликт, и как он был решен? (межличностный конфликт, решен путем согласования)

Игра «Армрестлинг».

«Давайте мы с вами сыграем в игру «Армрестлинг». Играют двое учащихся. Победитель получает сладкий приз, а проигравший – аплодисменты!»

Молодцы, ребята! Хорошо сыграли! А теперь подумайте, как сделать, чтобы приз получили оба игрока?

Совершенно верно!

Скажите, пожалуйста:

В нашей жизни бывают конфликты? (Да)

«В нашей школе произошел конфликт между Айдосом и Асланом. И он был решен педагогическим составом школы. Сами знаете, чем он закончился. Чтобы такое не произошло, вы должны не прибегать к насилию и дракам, а решать все мирным путем».

Итог занятия.

«Жизнь не прожить без конфликтов, но разумный, культурный человек всегда сможет правильно уладить споры и разногласия и найдет компромисс. Для этого нужен жизненный опыт, мудрость и знания. Надеюсь, вы получили их в ходе сегодняшнего занятия.

Я хочу предложить вам одну простую формулу успешного решения школьных конфликтов».

1) Доброжелательность;

2) Тактичность;

3) Поиск компромисса;

4) Способность признать свою ошибку;

5) Умение слушать друг друга;

6) Справедливость.

Какие выводы вы сделали для себя? (Жить без конфликтов)

Молодцы!

Самоанализ

воспитательного занятия «Эти вредные конфликты », проведенного с учащимися 10 класса.

Цели занятия:

    способствовать актуализации представлений учащихся о конфликтах, их структуре, видах и причинах;

    способствовать формированию позитивного отношения к людям, желания овладеть навыками общения и социального взаимодействия;

    побуждать детей к сотрудничеству и взаимопониманию;

    способствовать осмыслению конфликтной ситуации и путей выхода из нее.

    корригировать речь учащихся.

Занятие провела как ток шоу. Учащиеся ознакомились с типами конфликтов, определили, что означает термин «конфликт».

В ходе занятия провела с учащимися тренинговое упражнение «Снежинка», которая позволила ребятам сделать вывод: каждый из нас – индивидуальность. У вас разные интересы, мечты, стремления. Это может вызывать конфликты.

Учащиеся уверенно участвовали в разборе конфликтных ситуациях, которые предлагались во время игры «Армрестлинг», в работе с сюжетными картинками. Для закрепления темы занятия обыграли мини сценки, в которых учащиеся сами создавали конфликтные ситуации из жизни группы и предлагали выход и решение ситуаций, затем сделали общий вывод: надо быть доброжелательным, тактичным, искать компромиссы, иметь способность признавать свою ошибку, уметь слушать друг друга, быть справедливым.

Во время занятий применила таблички с пословицами и поговорками, требовала слитного, внятного произношения. Учащиеся слушали, исправляли речь друг друга.

Цели занятия были достигнуты, учащиеся активно высказывались по теме, выражали свои отношения к предложенным ситуациям, показали умение вступать в обсуждение темы, отстаивать свое мнение.

Хакимова К.А._________________________________________



Загрузка...