electricschool.ru

На каком расстоянии красят аэрографом. Используем специальный аэрограф для окрашивания моделей. Особенности работы с акриловыми красками

Нейл индустрия не перестает удивлять и радовать любительниц маникюра. Последняя новинка — аэрограф для маникюра. Это миниатюрный пневматический распылитель, почти такой же, каким пользуются для аэрографии автомобилей.

Аэрография – создание маленьких шедевров. Мастер по нейл-арту ничем не ограничен в возможности создания композиций.

В сравнении с художественной кистью работа с аэрографом занимает меньше времени, кроме того позволяет иметь в арсенале широкую палитру красящих веществ и прорисовывать мельчайшие детали, получая желаемый эффект.

Чтобы творить художником быть необязательно, важно освоить технику и приемы. Рисунки аэрографом на ногтях получаются глубокими — объемными.

Любой, даже простой рисунок, приобретает на ноготках эффект движения, становится «живым», что привлекает внимание к образу обладательницы.

В нейл-арте аэрограф устройство незаменимое. Инструмент позволяет создавать полутона и плавные, словно воздушные переходы — такого эффекта не даст ни одна кисть.

Схема работы аэрографа следующая:

  1. Заливаем краску в «чашку» на инструменте (для работы с ногтями достаточно нескольких капель). Не забудьте закрыть емкость крышкой, чтобы ненароком не разлить красящий состав.
  2. Перед созданием дизайна проверьте работу инструмента на листе бумаги, не осталось ли там старой краски. Старайтесь держать распылитель под углом 45 градусов — это наиболее оптимальный наклон для качественной работы (можно ориентироваться по расположению крышечки «чашки» — расположение в воздухе параллельно поверхности стола).
  3. Нажмите на спусковой крючок аэрографа и прогоните по системе воздух.
  4. Продолжая нажимать отодвигайте крючок на себя — это действие отвечает за интенсивность подачи краски. Чем меньше спусковой механизм оттянут тем меньше плотность цвета.
  5. Для качественного нанесения аэрограф должен постоянно находиться в движении. Как только рука мастера зависнет на месте — получится эффект мокрого пятна.
  6. Для более тонких линий аэрограф должен находиться ближе к поверхности. Чем дальше располагается распылитель от ногтей, тем более мягкие и прозрачные получаются переходы, соответственно ширина распыления также увеличивается. Чтобы цвет был более интенсивный немного замедляйте движения.

Схема работы достаточно проста, необходимо лишь немного потренироваться на бумаге и типсах. Приноровившись можно осваивать ноготки.

При использовании аэрографа для ногтей можно не только контролировать количество распыляемого красителя, но и воздуха. Удобен он тем, что лишь слегка подвинув педаль аппарата, можно создать дизайн с филигранной точностью.

Скорректированы могут быть насыщенность и глубина цвета. Вариативны: четкость, толщина линий и контуров. Если необходимо, то их всегда можно изменить.

Для смены цвета и чтобы аэрограф служил вал долго — необходимо промывать его после каждого использования. Для этого необходимо специальное средство — растворитель для краски для аэрографа.

Схема промывки устройства проста:

  1. Сливаем остатки краски из «чашки».
  2. Заливаем в емкость специальный растворитель — примерно на половину.
  3. Возьмите большую салфетку или обрезок ткани, приложите плотно к соплу аэрографа (там где выходит краска) и нажмите на подачу воздуха -появятся пузырьки в растворителе. Теперь можно отодвинуть аэрограф от салфетки и промыть оборудование, надавив спусковой крючок на себя (как при работе с распылением краски) пока «чашка» не опустеет. Качество промывки видно по прозрачности растворителя распыляемого на салфетку — стал прозрачным значит промывка прошла успешно (если в аэрографе было много краски может понадобиться два или три промывания).

При частом применении аэрографа потребуется более тщательная промывка. Для этого необходимо открутить поворотную часть краскопульта — там где располагается игла. Также промывке подлежит откручиваемая часть сопла.

Тонкости нанесения рисунка аэрографом:

  • Делаем стандартную обработку ногтей, покрываем праймером и базой.
  • Наносим гель лак по стандартной схеме. Снимаем липкость с ногтей для будущего дизайна.
  • Плотно прикладываем трафарет с рисунком к ноготку — распыляем краску с необходимой интенсивностью. Например, можно создать закрашивание в эффекте омбре. Начните распыление с небольшой плотности цвета и увеличивайте к завершению окрашивания.
  • По завершению ноготок покрывается финишным слоем.

Дизайн аэрографом на ногтях — красочная пыль

Изысканный дизайн ногтевой пластины занимает не более 30 минут в руках опытного мастера.

Аэрограф поможет:

  • нанести геометрический принт;
  • получить строгие и четкие прямые контуры;
  • добиться необычных колористических комбинаций с эффектом перемещающегося изображения;
  • получить новые тона и переходы цвета.

Самый простой, но в исполнении аэрографом и по-новому «звучащий» дизайн — градиент аэрографом на ногтях .

Модное сегодня направление омбре с аппаратом легко обыграть за пару минут. Добиться таких глубоких тонов, визуального объема посредством стандартного нанесения практически нереально.

Наибольшее распространение получили два типа дизайна: закрашивание и создание ореола.

  • В первом случае используются трафареты для ногтей, закрашивание аэрографом может быть плотным, омбре или же воздушной дымкой.
  • Во втором варианте сам рисунок остается не закрашенным, а распыление исходит от его контуров.

Овладев инструментом, нейл-мастер сможет создавать сложные композиции, комбинировать возможность нанесения краски и играть со слоями и цветом.

Некоторые искусные мастера овладев аппаратом создают на ногтях картины не хуже чем в картинных галереях. Роспись ногтей аэрографом только на первый взгляд сложна, со временем рука набьется и опыт возьмет свое.

ВИДЕО ИНСТРУКЦИЯ

Как выбрать аэрограф для ногтей

Как сориентироваться в ассортименте аппаратов и комплектующих к нему?

Если относительно трафаретов все более-менее ясно – чем больше выбор у мастера, тем обширнее его аудитория, и ориентироваться надо в выборе не только на свой вкус, но и на модные тенденции, то покупка самого аэрографа вызывает много вопросов.

Стандартный набор для аэрографии состоит из компрессора, шланга и аэрографа.

Иногда в комплекте могут идти краски, типсы и трафареты, но это не столь важная составляющая — расходники всегда можно приобрести отдельно, подобрав необходимые под себя.

Модели аэрографов различны по ряду важных факторов:

  • Тип действия: 1.Простой (поток краски не регулируется, количество точно соответствует тому, которое необходимо для покрытия одного ногтя); 2. Двойной (конструкция предусматривает регулировку подачи краски, то есть возможно самостоятельно регулировать толщину линий) именно такому устройству стоит отдать предпочтение для качественной работы.
  • По типу распыления: внешний (воздух и краска смешиваются вне устройства); внутренний (предусмотрено смешивание внутри аэрографа, то есть возможно добиться линии любой желаемой длины).
  • Расположение емкости для красящего состава: сбоку, наверху или снизу значения не имеет. Результат работы от расположения никак не зависит — нейл-мастера предпочитают «бочок» под краску сверху.
    • компрессор — отвечает за давление воздуха, для этого проверяется работа распылителя (у хорошего аэрографа струя равномерная, а полученное пятно имеет правильную форму);
    • регулировка факела (миниатюрное устройство, предназначенное для изменения давления в аэрографе);
    • степень подачи краски (ход иглы с целью уменьшить или увеличить подачу краски);
    • насколько мягко и плавно работает рычаг управления;
    • сопло и иглы (после завершения подачи краски они должны оставаться чистыми, без капель).

    Для примера разберем недорогую модель аэрографа китайского происхождения, пользующегося большой популярностью у нейл-мастеров — аэрограф для ногтей Jas .

    Он соответствует оптимальным параметрам:

    • Небольшое сопло — 0,2 мм;
    • Емкостью для краски с объемом — 2 мл;
    • Снабжен небольшим малошумным компрессором. Стоит отметить, что недорогие модели не имеют стабилизатора воздушного потока, вследствие чего могут плеваться краской.

    Отдельно необходимо приобрести шланг 1.5-3 метров длиной.

    Для тех, кто хочет заниматься аэрографией профессионально следует приобрести полный комплект оборудования, включающий:

    • компрессор с небольшой мощностью (он подбирается еще и исходя из веса, шумовых показателей и производительности, а также класса пистолета) – это газовый насос, подающий под давлением краситель;
    • автоматический пистолет с микросоплом, который снабжен резервуаром для акриловой краски;
    • красящую эмульсию базовых тонов;
    • несколько резиновых шлангов для соединения пистолета и компрессора;
    • типсы (есть не всегда, но для новичков лучше приобретать с ними для тренировки);
    • специальную жидкость для промывки аппарата.

    Что потребуется для аэрографа

    Краски для аэрографа для ногтей используются разведенные акриловые на водной основе. Красящий состав по консистенции должен напоминать молоко, иначе он забьет сопло.

    Среди популярных брендов мастера с опытом отмечают, что краски «AirNails» имеют повышенную концентрацию пигмента и обладают хорошей укрывистостью. Она быстро сохнет и не трескается. Еще один востребованный бренд — SP-NAIL COLOR , она готова к использованию, нетоксична, цвета хорошо перемешиваются, позволяя создавать яркие или приглушенные рисунки.

    Второй по значимости инструмент мастера – трафарет, он помогает создавать изображение на ногтевой пластине. Трафареты для аэрографа для ногтей продаются готовыми наборами, или по одной штуке.

    Они могут быть многоразовыми или одноразовыми. Одноразовые выполняются из бумаги на клеевой основе, их можно заменить бумажным скотчем или настоящим кружевом.

    В продаже есть одноразовые трафареты из винила, они плотно прилагают и под них не затекает краска. Минус в том, что повторно их невозможно использовать, а значит придется снова тратить деньги.

    Для аэрографии выпускаются трафареты в виде геометрических фигур, лент, зигзагов, цветочных мотивов, изображающие животных, кружева.

    Мастер, который предпочитает надежные, проверенные инструменты и техники, неизбежно проигрывает индивидууму, который дополняет их современным техническим оснащением. Так можно описать растущую популярность такого приспособления, как аэрограф для моделизма. Эффективность такого инструмента легко объясняется. По сравнению с работой кистями, используя аэрограф для моделей, легко достичь не просто большей производительности труда, но и лучших результатов окрашивания. Вдобавок, мастер получает возможность без особого труда создавать сложные эффекты, для которых требуется высочайшая квалификация пользования классическим инструментальным набором.

    Первое и главное преимущество, которым обладает аэрограф для моделирования — возможность легкого нанесения очень равномерного слоя краски. Для такого результата при работе кистью мастер должен обладать высочайшей квалификацией, предсказывать растекание окрасочной смеси, в некоторых случаях производить шлифовку и полировку.

    Чтобы получить те же показатели поверхности, действуя аэрографом для моделистов, достаточно овладеть правильной техникой движения инструмента и методикой его регулировки. Это позволяет:

    • наносить тонкие, ровные слои грунтовки, затрачивая в разы меньше времени на достижение нужного результата, в сравнении с работой кистью;
    • формировать очень тонкие пленки краски, чего не могут предложить стандартные техники окрашивания;
    • получать огромную экономию времени при практически гарантированных результатах — вместо одной модели мастер может заканчивать несколько.

    Следующее преимущество аэрографа — универсальность. Одним инструментом, при правильном выборе диаметра сопла и схемы регулирования, можно рисовать тонкие линии, работать по площади, делать окраски по маске, варьировать толщину наносимого слоя и еще многое другое. При сравнимой квалификации исполнителя кисть не может дать всего богатства возможностей, вдобавок, для каждого рода операций придется пользоваться отдельным инструментом.

    И еще одно, самое привлекательное для некоторых пользователей достоинство аэрографа — легкость создания цветовых переходов . Чтобы получить практически фотографическое качество изображения, мастеру кисти нужно иметь крайне высокую квалификацию, затрачивать много времени. А вооруженный современным инструментом исполнитель создает красочные, детализированные, богатые переходами цвета картины быстро и с отличным результатом.

    Универсальность аэрографического приспособления дает возможность его использования и в смежных областях деятельности. К примеру:

    • выполнение аэрографии на мобильных телефонах;
    • росписи тортов специальными красками;
    • создание уникального дизайна ногтей;
    • окрашивание уникальных кукол, фигурок;
    • создание высокохудожественных елочных игрушек;
    • работа над эксклюзивными сувенирными изделиями.

    Перечислить все виды деятельности, где выбор аэрографа для моделизма позволит показать отличные результаты, практически невозможно. Все ограничивается только квалификацией и уровнем фантазии владельца такого универсального приспособления.

    По каким критериям выбирают аэрограф для покраски моделей

    Выбор инструмента для моделирования делается, чаще всего, с позиции начинающего. Мастер, привыкший работать кистью, имеет ориентировочный список требований к аэрографу, который формулируется только новыми возможностями. Поэтому первая купленная модель чаще всего меняется на более совершенную с позиции новых, сформировавшихся в процессе использования критериев. Однако есть перечень конструктивных и других особенностей устройств, на которые может ориентироваться и начинающий.

    Диаметр сопла

    Характеристика диаметра сопла отвечает не только за возможности инструмента, но и за уровень требований к компрессору.

    1. С соплом 0,15-0,2 мм крайне удобно делать тонкие линии и прорисовывать мелкие детали изображения. Однако такой показатель формирует некоторые сложности. В частности, достаточно трудно работать акриловыми красками — размер их частиц больше, чем у эмали и других типов красителей. Аэрограф чаще забивается, требует тщательной чистки. Частично эту проблему решает выбор конструкции сопельной насадки.
    2. Сопло 0,25-0,35 имеет наибольшее распространение. Если аэрограф дает возможность двойной регулировки, такой насадкой можно работать как над мелкими деталями изображения, так и по площадям. Нетрудно использовать и технику окрашивания по маске для формирования очень маленьких элементов картинки.
    3. Насадки большого диаметра позволяют быстро окрашивать большие площади. Они полезны для грунтовки, формирования фона, других работ, где важно быстро и равномерно покрыть краской значительную часть детали или части изображения.

    Совет! Чтобы получить максимум возможностей, рекомендуется выбрать аэрограф для моделизма, в комплекте поставки которого сразу идет несколько насадок, или сменные сопла предлагаются в свободной продаже.

    Регулировка

    Главный аспект, который формирует многообразие регулировок аэрографа, формируется системой управления. Для моделизма выпускают модели:

    • с регулированием только потока воздуха для управления факелом;
    • с изменением только подачи краски, позволяющий изменять как размер пятна, так и интенсивность нанесения слоя;
    • двойного управления, как по красителю, так и по потоку воздуха.

    В среде моделистов наибольшее распространение получил второй тип инструмента. Он легко и интуитивно понятно управляется: нажатием кнопки включается подача воздуха, а ее смещение по горизонтали меняет поток краски.

    Совет! Для тонких работ лучше выбрать для покраски моделей аэрограф двойного раздельного управления с раздельными регуляторами. У таких изделий поток воздуха меняется путем поворота собственного вентиля, который чаще всего располагается под бачком краски.

    Аэрограф двойного действия

    Отдельные производители на рынке в продуктах среднего и высокого ценового диапазона предлагают различные удобные особенности. Например, регулятор натяжения пружины иглы , позволяющий индивидуально подобрать уровень усилий, а также отключение ограничителя подачи краски для удобной промывки устройства.

    Конструкция сопла

    От конструкции сопла зависит не только удобство его использования и долговечность, но и результаты применения. Самая распространенная на сегодня конструкция — на резьбе . Это прижимаемый гайкой элемент, тщательно отцентрированный, сделанный из высокотехнологичных материалов.

    Покупая готовый комплект из аэрографа с компрессором, не стоит экономить на бренде. Многие производители, занимающиеся подделками, уделяют гораздо меньше внимания изготовлению сопла. В результате возможны протечки краски из-за некачественных прокладок, плохая центровка и прочие неприятности. Продукты известных брендов, напротив, предложат сопло, например, из износостойкого тефлона с высокими показателями качества прокладок и центровки.

    Конусные конструкции насадки распыления предложат вариант установки с минимальным количеством деталей. Такое сопло расположено в специальном гнезде корпуса аэрографа. После установки на него надевается колпак, выполняющий функции прижима и герметизации, а также осуществляющий центровку по своему отверстию. У конусного сопла нет прокладок, опасности раскалывания слишком сильным прижимом и других неприятных особенностей конструкции.

    Аэрограф с коническим соплом

    — одно из самых технологичных решений. Оно вобрало лучшее от резьбовых и конусных вариантов. При установке используется колпак, но есть и прокладки для тщательной герметизации. Особенность самоцентрирующегося сопла — фасонная форма внутреннего отверстия. Оно резко меняет диаметр в направлении носика. В результате все крупные комочки краски, разнообразный мусор скапливаются и не попадают в зону распыления.

    Аэрограф с самоцентрирующимся соплом

    Есть и другие решения, предлагаемые отдельными брендами. Но вследствие их уникальности и возможности использования только с аэрографами определенного списка моделей большого распространения и популярности такие сопла не получили.

    Тип смешивания

    В аэрографах представлены следующие типы смешивания:

    • внешнее;
    • внутреннее.

    При внешнем краска с воздухом смешиваются далеко от зоны подачи. При этом не гарантируется равномерный мелкодисперсный поток на выходе сопла. Поэтому данный тип инструмента не получил признания и распространения. У мастеров по покраске моделей в ходу аэрографы внутреннего смешивания: они позволяют плавно и тонко управлять потоком краски, обеспечивают равномерный поток для нанесения слоев высокого качества.

    Аэрограф с внутренним смешением

    Расположение емкости с краской

    Конкретная технология (гибридная, сифонная) для малых потоков краски и ее достаточно жидкой консистенции практически не играют роли для моделиста. Мастеру важнее удобство работы, то есть расположение бачка с краской. Сегодня на рынке представлены:

    • модели с нижним расположением бачка;
    • изделия с верхним баком;
    • аэрографы, у которых емкость с краской расположена сбоку.

    Все устройства имеют свои особенности и предлагают собственные удобные возможности. гарантирует быструю замену красителя. Достаточно намешать отдельно несколько сменных емкостей, чтобы без труда снимать и устанавливать их в устройстве. Это означает быстрое производство работ, однако аэрографы данного класса требуют повышенного давления воздуха на входе.

    Модели с верхним баком наиболее просты. Им не нужно высокого давления на входе, краска поступает под действием собственной массы. Такой аэрограф — идеальный выбор для тонких работ, поскольку может обеспечить малый расход смеси. Одновременно такие устройства наиболее эффективно работают только в горизонтальном положении. При наклоне снижается показатель подачи краски, снизу на горизонтальных поверхностях рисовать не получится.

    Заставит некоторое время привыкать к несимметричной развесовке инструмента. Взамен даст самые широкие возможности. Бачок так же быстро меняется, как у моделей с нижним расположением, можно рисовать на любой поверхности (включая потолок), держать аэрограф под всеми углами, проводить как тонкие работы, так и окрашивание больших площадей.

    Обзор 3 популярных моделей

    Рассмотреть весь рынок предлагаемых разными производителями аэрографов просто нереально. Однако во всем многообразии позиций нетрудно выделить изделия, которые популярны и предлагают набор возможностей для удовлетворения потребностей моделистов разных уровней. В рейтинг аэрографов для моделизма вошли устройства как для начинающих, так и опытных профессионалов.

    Семейство продуктов JAS – лучшие аэрографы для моделизма, если рассматривать выбор начинающих . Это крайне простые устройства производства китайского бренда, отличающиеся достаточно высокой функциональной пригодностью. Характеристики:

    • удобный, двойной независимый принцип регулирования — отдельный вентиль для управления потоком воздуха;
    • верхняя подача краски, удобный большой бак 9 мл;
    • диаметр комплектного сопла — 0.3 мм;
    • резьбовой тип сопла.

    Устройство данной модели — лучший выбор начинающего, желающего повысить свои навыки. Однако изделия бренда подтверждают негативную репутацию китайских производителей. Некоторые пользователи говорят о надежной многолетней работе устройства. Другие сталкиваются с браком даже при нескольких покупках подряд.

    Удобный и многофункциональный аэрограф, которые понравится моделистам, заинтересованным как в производстве тонких работ, так и окрашивании больших площадей. Устройство имеет следующие характеристики:

    • три сопла в комплекте, от 0.25 до 0.66 мм;
    • емкий бак для краски в 13 мл, верхняя подача;
    • отдельная головка с веерным принципом краскопультного распыления для работы по большим площадям;
    • собственный комплектный шланг для подключения к компрессорам разных марок.

    Устройство имеет двойной раздельный принцип регулирования , предлагает высокое качество комплектующих, высокий срок службы.

    Устройство для профессионалов, гарантирующее очень широкий набор возможностей. Характеристики:

    • сопло самоцентрирующегося типа, с собственной иглой регулировки;
    • два сопла в комплекте — 0,15 мм и 0,4 мм;
    • два бачка краски, 5 мл и 3 мл;
    • верхний тип установки емкости;
    • шкала для точной установки регулятора подач;
    • двойное раздельное управление подачи одним рычагом: поток воздуха меняется силой нажатия.

    Модель предлагает гарантированно высокое качество , удобна в использовании, выполнена в крайне компактном и легком исполнении.

    Начинающие моделисты часто разочаровываются в результатах первого использования аэрографа. Причина в отсутствии необходимой моторики и навыков работы с таким инструментом. Краткий список советов выглядит так.


    Это базовый набор советов, следуя которым, можно правильно подготовиться к главному процессу. Покраска моделей аэрографом требует особой моторики и техники управления инструментом.

    1. Аэрограф всегда двигается . При остановке инструмента обязательно образуется наплыв или более толстый слой краски. Поэтому движение должно начинаться включением подачи и ее отключением до окончания перемещения красочного приспособления.
    2. Нельзя накладывать несколько слоев непрерывной подачей. В этом случае краска ложится с пузырями, наплывами. Лучшая тактика — делать небольшие легкие мазки или вести длинные линии, включая и выключая подачу красящего состава.
    3. Нужно следить за состоянием кончика сопла. Краска после прекращения подачи имеет свойство засыхать в виде небольшой сосульки. Этот элемент негативно влияет на характер распыления и общие показатели равномерности факела. Поэтому наготове всегда должна быть ватная палочка с растворителем нужного типа. После того, как кусочек краски удален, аэрограф включают вхолостую для удаления остатков чистящего средства.

    Важно! Моделизм обязательно учитывает и визуальное восприятие краски. Изделие всегда находится за толщей воздуха относительно наблюдателя, это своеобразный голубой светофильтр. Поэтому базовые слои краски должны быть всегда светлее желаемых для достижения нужного эффекта.

    Можно ли сделать аэрограф для моделизма своими руками?

    Сделать достаточно эффективный для решения определенных задач самодельный аэрограф для покраски моделей возможно. При этом доступно как создание устройства из подручных материалов, так и используя готовые узлы от других изделий.

    Вариант 1 — Зубограф

    Зубографом моделисты называют простой аэрограф, для которого источником воздуха служат легкие человека . Говоря простыми словами — в его трубочку дуют в процессе покраски. Хотя такой способ подачи краски нельзя назвать равномерным и обеспечивающим хорошую производительность, в некоторых случаях такое приспособление оказывается полезным.

    Сделать аэрограф такого класса достаточно просто. Для него понадобится шприц, авторучка, трубочка (подойдет медицинская капельница) и емкость для краски.

    Процесс создания устройства выглядит так.

    1. Ручка разбирается, из стержня удаляются чернила, трубочка тщательно промывается растворителем, высушивается.
    2. Пробка от пластиковой бутылки обрезается до половины. В ней монтируется игла шприца. К ее пластиковой части аккуратно приклеивают пустой стержень авторучки.
    3. В крышке баночки делается отверстие, в которое проходит стержень авторучки. Его следует подрезать и расположить так, чтобы конец находится с краю на дне банки. Также проделывается еще одно небольшое отверстие для прохода воздуха.
    4. Игла шприца изгибается нужным образом, после нагревания проводится внутрь корпуса ручки.

    Сборка представляет собой соединение герметиком отрезанной пробки бутылки с соответствующей отвинчивающейся крышкой банки, позиционирование иглы внутри корпуса ручки и ее закрепление полимерным клеем. Использовать такой аэрограф просто: достаточно залить в емкость краску и дуть в отверстие ручки. Принцип работы основан на эффекте Бернулли — резкое падение давления в области быстрого движения воздуха.

    Вариант 2

    Более сложный аэрограф для моделизма своими руками обладает дополнительными возможностями. Он делается из остатков баллончика с краской и прочих частей других устройств. Прибор обеспечивает:

    • плавную подачу воздуха;
    • возможность использования внешнего компрессора или другого метода подачи;
    • достаточно хорошие показатели равномерности распыления.

    Конечный вид изделия выглядит так:

    Для сборки конструкции необходимы:

    • старый баллончик из-под краски с рабочим распылителем;
    • пила по металлу, сверла, резиновый клей;
    • пустая пластиковая бутылка;
    • старая автомобильная или велосипедная камера.

    Процесс сборки выглядит следующим образом.


    Для использования устройства достаточно залить внутрь краску, добавить растворитель для получения хорошей консистенции. Затем к клапану присоединяют велонасос или компрессор с функционалом ограничения давления. Пуск краски осуществляется нажатием на головку распылителя. Такой самодельный аэрограф достаточно функционален, чтобы равномерно окрашивать большие поверхности.

    В качестве заключения

    Каждый, кто хоть раз занимался моделизмом, рано или поздно приходил к осознанию, что наклейки и накладки, предлагаемые производителем в комплекте, не позволяют собранному танку или самолету смотреться хорошо. Поэтому стоит задуматься о самостоятельной окраске. Аэрограф позволит сразу, после небольшой практики, достигать приемлемых результатов и постоянно совершенствоваться. По сравнению с ним, кисти представляют собой инструмент, требующий непозволительно большого времени на получение минимально приемлемых навыков.

    Самый сложный и важный этап постройки модели - окраска и тонирование. Именно от него зависит восприятие завершенной копии, именно на этой стадии можно или свести на нет все усилия по деталировке и "вылизыванию" пластика, или, наоборот, замаскировать какие-то свои упущения и недоработки.

    Как правило, первую в своей жизни модель каждый человек... не красит совсем. Потом человек подрастает (и в творческом, и в биологическом смысле этого слова. - Прим. авт.) и в рамках размышлений о смысле жизни начинает задумываться на тему: "А что же, собственно, делать с кучей покрытых пылью и частично поломанных танко-самолетов из во-о-он того темного угла?"

    От ответа на этот краеугольный вопрос зависит не только дальнейшая судьба пары килограммов полистирола, но и рождение нового моделиста. Ведь как только он решит не выбросить, а наоборот, сделать похожим "вот этот Jaguar вот на эту картинку на коробке" (а не устарели ли мои представления о жизни? - Сомнения, авт.), человек этот, оставаясь "сапиенсом", переходит, тем не менее, на следующую (более высокую!?- Надежда авт.) ступень эволюционной лестницы и становится моделистом. Моделист - в принципе, тоже человек (Лозунг авт.), но озабоченный вопросами не только добывания икры на хлеб, но и не менее дорогих коробок с мелкими кусочками пластика , баночек и тюбиков с дурно пахнущими разноцветными субстанциями. А еще он алкает все новых и новых картинок, изображения на которых должны будить его творческую фантазию и заставлять усталые руки вновь и вновь поднимать тяжелый напильник (а бывает и топор, - Злорадство авт.) в бесплодных попытках вогнать в чертежи очередной продукт химии полимеров или размахивать аэрографом в стремлении придать ему ну, именно, вот такой оттенок зеленого цвета. А кстати, все знают, что такое этот "АэроГраф"? Это вовсе не воздушный дворянин высокого ранга, а прибор для нанесения краски на модель. В английском варианте его название звучит более прагматично "Airbrush" то есть "воздушная кисть".

    В М-Хобби №3/94 мы уже писали немного об этом нехитром приборе и методах борьбы с ним, но времени прошло много, подросло очередное поколение, пять лет назад еще не интересовавшееся моделями. Поэтому, пожалуй, можно и повториться слегка.

    В минимальном виде система для работы с аэрографом состоит из него самого, компрессора , ресивера и соединительных шлангов . Сегодня вполне возможно купить уже готовую систему, собранную на едином основании. Но можно для экономии средств и при наличии халявного компрессора (из старого холодильника с ближайшей помойки) собрать ее и самостоятельно. Для начала имеет смысл закупить аэрограф производства Новолу-комльского завода (самый распространенный вариант). В отличие от импортных, он сравнительно недорог, а результаты работы позволяет получить ничуть не худшие. В последнее время упало качество исполнения - стали часто попадаться откровенно бракованные экземпляры, с эксцентричным отверстием в форсунке, например, поэтому при покупке поглядывайте. Есть в продаже аналогичного назначения приборы от японской фирмы Tamiya , цена которых колеблется в районе ста долларов. Радикального повышения качества работы в результате вложения этих денег не происходит, хотя, конечно, в обращении он более приятен. Но тут уж что кому нравится: кто-то моется в джакузи, а кто-то под душем, результат-то одинаковый. По мне уж лучше купить десяток наших простецких, собрать из них нечто, да еще деньги на пиво останутся. К слову, среди моих знакомых моделистов, как вполне именитых, так и не очень, большинство хранит верность именно отечественному изделию.

    В Новолукомльских аэрографах чаще всего ломаются две детали: запирающая игла и гашетка. Запасная игла обычно входит в комплект, а вот гашетку придется изготовить самостоятельно. На самом деле, ее стоит заменить самодельной сразу после покупки, поскольку работать со штатной "кнопочкой" откровенно не удобно - после получаса непрерывного нажатия на нее (а это вполне типичное время для нанесения, скажем, части камуфляжной окраски на средних размеров истребитель 1/72) разогнуть собственный палец (Отнюдь не казенный, между прочим, - сетование авт.) в исходное положение удается лишь, сконцентрировав всю силу воли на данном процессе. Новая гашетка куркового типа делается из отрезка трехмиллиметровой проволоки или подходящего гвоздя за 15 минут, а жизнь облегчает кардинально.

    В один из шлангов системы подачи сжатого воздуха, непосредственно перед аэрографом, желательно установить простейший фильтр для удаления паров и микрочастиц масла и воды, не осевших в ресивере.

    Краску можно применять самую разную. Ниже попробуем кратко охарактеризовать наиболее распространенную. По большому счету, все модельные краски делятся на две большие группы - эмали на синтетическом растворителе и акриловые. Как правило, акриловые краски представляют собой ультразвуковую взвесь акрила в водно-спиртовом растворе. Однако, есть и исключения, такие как акриловый Du Pont, где растворителем служит нечто ацетонсодержащее.

    Самую большую и дешевую группу составляют краски отечественного производства. По сути дела это обычные ни-троэмали из тех, что продаются в любом хозяйственном магазине в больших железных банках. Только расфасованы они в аптечные флакончики; цвета более или менее (как правило, менее, чем просто менее... - ехидство авт.) подогнаны под образцы времен Второй Мировой войны или современного исторического периода развития техники; да еще добавлены наполнители для матовости. К модельной химии этого класса относятся "Hobby+PLUS" из Витебска, "ХОББИ" из Харькова, продукция московской фирмы "Звезда ", а также нитрокраска, разливаемая в пенициллиновые пузырьки многочисленными частными продавцами на модельных клубах разных городов. Для всего перечисленного хозяйства годятся самые банальные растворители №646 и 647, перед нанесением этих красок поверхность модели необходимо покрывать грунтовкой . Для работы кистью они не пригодны, поскольку имеют малую укрывистость, быстро высыхают - следы от волосков кисти не успевают затянуться, и разъедают полистирол. Правда, по последнему пункту исключение можно сделать для харьковской краски - за счет некоторых добавок она не столь агрессивна и позволяет окрашивать небольшие участки кистью за несколько приемов. В "Hobby+PLUS" самое лучшее - инструкция и историческая справка. Красить же ею не стоит: во-первых, туда явно добавлена добрая жменя художественной масляной краски или чего-то вроде, из-за чего сохнет она крайне долго, а окончательно, кажется, вообще не высыхает, создавая непрочную красочную пленку. Во-вторых, форсунка аэрографа постоянно забивается из-за значительной величины частиц пигмента . Самая же крупная неприятность состоит в отсутствии декларируемой и чуть ли не вынесенной в девиз точности цвета.

    "Звезда" - обычная нитрокраска, что называется, "нитруха", как она есть. Цвета, опять же, точностью не блещут. Зато из их палитры удобно смешивать необходимые оттенки. Кстати, не забыли основного правила смешивания красок? Черный+красный=коричневый; жел-тый+синий=зеленый и т.д.

    Особняком стоит Du Pont, который, являясь акриловым по сути, нормально разводится нашими растворителями 600 серии, не требует грунтовки, размешан в точном соответствии с историческими выкрасками, но дорог. В ассортименте этой фирмы есть и отличная грунтовка для полистирола, ее оптимально применять под отечественную нитрокраску, вместо распространенных выжимок из ГФ-021 или автомобильных АК-070, ФЛ-093 и прочих.

    Заграничных красок сейчас продается тоже немало. Удобны они тем, что не требуют грунтовки и, как правило, кодировка цветов в инструкциях к сборным моделям указывается именно с оглядкой на одну из таких систем красок. Бывают полимеризующиеся и неполи-меризующиеся краски. Наиболее распространенные из первой группы - HUMBROL и REVELL . Из второй -Model Master, TAMIYA COLOR и GUNZE SANGYO. Полимеризующиеся краски отличаются тем, что после полного высыхания их уже невозможно смыть штатным растворителем (нештатным крепким раствором каустика смывается все и всегда, - Прим. авт.).

    В системе HUMBROL есть глянцевые, матовые и полуматовые цвета, имитаторы металлических покрытий (Metal Cote). Для аэрографа подходят все виды этой краски. Совершенно не важно, что у них на этикетке написано - наши растворители можно применять без опасения. Metal Cote после короткой просушки полируются мягкой тряпочкой, после чего они становятся удивительно похожи на настоящий металл. У HUMBROL есть пара крупных недостатков: матовые цвета имеют настолько крупные частицы твердого вещества, что выглядят только что не бархатными (т.е. совершенно не пригодны для окраски самолетов , а только фигур и техники 1/35); блестящие цвета сохнут безумно долго, но даже после полного, казалось бы, высыхания отпечатки пальцев на них остаются с легкостью необычайной. Сейчас появилась новая серия HUMBROL-extra, где матовость доведена до терпимого уровня, но все же, все же...

    Про REVELL можно сказать почти то же, что и про HUMBROL, с небольшой поправкой на более высокое качество и приемлемую матовость красок этой фирмы. В последние годы начался выпуск красок специально и только для аэрографа - им и следует отдавать предпочтение. Хотя и обычный REVELL, да под 646 растворитель... Пролетает со свистом!

    Очень хорошая краска для работы аэрографом - японская GUNZE SANGYO (кстати, для кисти она совершенно не пригодна, - Авт.). По сути - это нитрокраска, но великолепного качества и с довольно точным соответствием цветов.

    Model Master и TAMIYA COLOR ни в чем особенном не замечены и очень демократичны. Демократичны в том смысле, что Model Master легко смешивается с отечественными красками на нитрооснове в присутствии растворителя 600-й серии, а акриловая TAMIYA (бывает еще и эмаль TAMIYA на летучих растворителях), несмотря на свою "водочную" природу допускает применение нитрорастворителей.

    Это все было про то, чем красить. Следующий естественный вопрос - как красить. Очень многие стараются выполнять эту операцию на свежем воздухе, где нибудь на балконе. Тут очень важна хорошая погода. При низкой температуре и высокой влажности воздуха (непосредственно после дождя, например) на окрашенной поверхности, особенно на блестящей, могут появиться белесые или матовые проплешины, избавиться от которых можно, только перекрасив все заново. Иногда вы с интересом наблюдаете на своей модели мелкие пузырьки, в которых под красочной пленкой находится капелька воды. Это - симптом того, что загрязнился фильтр перед аэрографом и в факел распыла попадают пары воды и масла из компрессора. Поменяйте "начинку" фильтра, продуйте шланги, и, убедившись, что за перилами балкона нет проливного дождя, смело продолжайте работать. Краску разводить следует пожиже. Конечно, при этом снижается укрывистость и вам придется пройтись по одному и тому же месту несколько раз (факел распыла нужно отрегулировать на минимальную подачу краски, завернув винт на торце рукоятки аэрографа), но зато покрытие получается с минимумом дефектов, равномерное и тонкое, не заливается рельеф и линии расшивки . Если на окрашиваемом участке нарастают бугры и брызги, аэрограф начинает "плеваться", форсунка засоряется - значит вы залили непомерно густую краску, или она загрязнена частицами примесей и пигментного порошка грубого помола.

    Вообще, отечественные краски небесполезно перед употреблением тщательно перемешать, а затем профильтровать (для этой цели удобны металлические сеточки от автомобильных бензофильтров, но можно обойтись и марлей). Аэрограф желательно направлять на модель под углом, близким к 90 градусам, и ни в коем случае не держать долго на одном месте - моментально образуются "кляксы" и потеки. Факел должен постоянно находиться в движении. При прокрашивании сложных мест, типа стыка крыла с фюзеляжем самолета, одну из поверхностей вы неизбежно красите под острым углом, и на ней образуется буйная поросль из крупинок застывшей краски, весьма напоминающая щетину. В таких местах лучше увеличить подачу краски - она нальется лужей, зато капельки успеют в этой луже раствориться и после высыхания покрытие выровняется. Следите только, чтобы "береговая линия" этой лужи была размытой, плавно переходила в основную окраску. Можно и проще поступить: одну из столь неудачно сопрягающихся плоскостей прикрыть от аэрографа кусочком ватмана, держа его на небольшом расстоянии от поверхности модели - пусть "щетина" на нем и нарастает.

    Использовать матовые краски целесообразно лишь для более или менее однотонных моделей, для танков в масштабе 1/35, скажем. Самолеты 1/72 удобнее красить глянцевой краской - слой получается тоньше, а значит, не так заметны края камуфляжных пятен; гораздо легче добиться качественного прилегания декалей к гладкой краске, не образуется эффекта "серебрения" из-за микроскопических пузырьков воздуха, попавших между подложкой декали и микронеровностями краски (эти то неровности и создают "матовость" краски). Уже после высыхания декалей и окончательной отделки самолет покрывается матовым или полуматовым лаком , при этом степень блеска отдельных участков его поверхности выравнивается. В этом смысле хороша отечественная нитрокраска или какая-либо хорошая импортная, вроде той же GUNZE SANGYO.

    Есть немало мелких (и крупных! - Авт.) хитростей как "обмануть" матовую краску при нанесении декалей, как подготовить маски для камуфляжа, как проще покрасить колеса шасси самолета или катки танка и тому подобных. Но об этом поговорим в следующих номерах журнала.

    Николай ПОЛИКАРПОВ "М-Хобби", №6/99

    Для выполнения аэрографии на автомобиле или другом транспортном средстве важно пользоваться специальным прибором - . Работа с аэрографом делает процесс нанесения краски быстрым и равномерным. Техника нанесения изображений при помощи аэрографа сегодня включает несколько направлений.

    Для создания изображений используются порошковые или жидкие красители, которые находятся в баллоне аэрографа и распыляются под действием сжатого воздуха.

    Главным правилом при разведении красок для их дальнейшего использования в этом аппарате является их консистенция - они должны быть жидкие, как молоко. Гуашь или красители на основе масла, например, для аппарата не подойдут.

    Рисунок выполненный аэрографом

    Обеспечить качественное нанесение рисунка можно на любые конструкционные элементы авто:

    • крыло;
    • бампер (задний/передний);
    • крышу;
    • колпак запасного колеса сзади (актуально для внедорожников);
    • боковую часть;
    • капот (самый популярный вариант).

    Если вы решили заняться аэрографией, вам, прежде всего, нужно научиться обращаться с аэрографом и преобрести аэрограф, или можно его сделать используя описание .

    Виды изделий

    Все аэрографы делят на:


    Техника работы

    Технология нанесения красителей на поверхность аэрографом имеет определенные правила и делится на такие этапы:

    • подготовка поверхности. Предполагает удаление грязи, шлифовку, грунтовку и другие процедуры по обеспечению гладкой поверхности. После чистки поверхность обезжиривается;
    • проведение тонировки (чаще всего - белым цветом);
    • присоединение к аэрографу баллончика с краской и начало окрашивания поверхности. Чтобы обеспечить необходимое количество цветов красок, купите базовый набор красителей. Соединить цвета для получения нужного оттенка можно будет в отдельной емкости. Растворяются краски при помощи бутилацетата или ацетона;

    Как работать с аэрографом

    Начинайте красить поверхность в несколько слоев, в зависимости от технологии выполнения вашего рисунка. Если рисунок предполагается сделать объемным, вам понадобится нанести до 5 слоев. Держите аэрограф на расстоянии вытянутой руки, позаботьтесь о респираторе и системе вентиляции в помещении;

    После завершения работ вымойте аэрограф специальными средствами. Если в соплах, игле или других частях аппарата останутся частички краски или растворителя, в будущем это ухудшит его работу.

    Если вы боитесь, что принцип нанесения красок аэрографом не обеспечит нужную точность (это актуально, если вы новичок), а рисунок довольно сложный, возьмите на вооружение трафареты. Они помогут успешно красить поверхности. Чем тоньше линия, которую вам нужно красить, тем ближе должен располагаться к ней прибор. При этом ее нанесение вам нужно будет провести без задержек. Если, работая аэрографом, у вас не получается провести тонкую линию, можете красить ее обычной тонкой кистью.


    Трафареты для аэрографии

    Использование прибора

    Чтобы вам было удобно красить аэрографом, держите его в руках подобно обычной авторучке (между средним и большим пальцем). Нажимать на педаль (триггер) нужно указательным пальцем. Таким образом, добейтесь того, чтобы прибор при нанесении краски лежал у вас в руке надежно и при этом не перенапрягал руку.

    Чем удобнее вы возьмете в руку инструмент, тем точнее сможете отрегулировать нанесенные им линии (их толщину, длину, насыщенность цветом).


    Как правильно держать аэрограф

    Перед нанесением необходимо проводить проверку прибора. Ее принцип заключается в следующем: нажимайте на триггер, чтобы из сопла выходил поток воздуха. Если при этом на приборе появится краска, вам нужно будет ввести иглу в сопло до конца. Когда вы красите поверхность, распыляя краску, при нажатии на триггер отпускайте сопло назад.

    Уход за прибором

    Правильный принцип ухода за аппаратом обеспечит его производительность, износоустойчивость и долговечность. Ключевым правилом в технологии ухода является чистка аэрографа, которая должна происходить даже после кратковременного использования.


    Уход за аэрографом

    Итак, как чистить аэрограф:

    • избавьте его от излишков краски;
    • вытяните иглу, протрите ее по направлению к острому концу;
    • налейте в аэрограф небольшое количество воды или раствора для чистки;
    • вытрите тряпкой емкость для красителей;
    • произведите продувание предварительно наполненного моющим раствором аэрографа;
    • отвинтите колпак предохранения, протрите его аналогичным раствором и закрутите;
    • вставьте обратно иглу, прикрепив ее в зажиме цангового типа;
    • еще раз проведите процедуру продувания.

    Также давление в аппарате не должно превышать нормативные величины. Если оно слишком высокое, это повлечет за собой уплотнение клапана подачи воздуха и повредит соединения.

    Покраска первой масштабной модели аэрографом. Теперь, когда Вы приобрели свой первый аэрограф настала очередь покрасить и первую модель. В качестве тренировки лучше использовать самую дешевую модель из которой стоит собрать только корпус. В данной статье не будут затронуты различные методики покраски, разведения красок и использования аэрографа, а рассмотрено нанесение простого базового слоя акриловыми красками поскольку сейчас гораздо важнее научиться наносить краску равномерно, не оставляя непокрашенных участков, создавая базовый слой. Помимо аэрографа Вам пригодятся прозрачные баночки, салфетки, пипетка или шприц.

    Подготовка модели к покраски. Единственный самый важный шаг в покраске масштабной модели является подготовкой поверхности. Модель, которую Вы собираетесь красить, должна быть чистой, сухой, без пыли и следов пальцев, всю это может препятствовать удержанию краски на её поверхности. Даже следы от Ваших кончиков пальцев могут повлиять на конечный результат. Немного мыльной воды позволит подготовить модель к покраске обезжирив её и в дальнейшем краске лучше держаться на поверхности. После этой процедуры главное не касаться модели руками, а попавшие пылинки смахивать мягкой кисточкой. Грунтовка масштабной модели. Грунтовка позволяет краске крепче держаться на поверхности. Вопрос грунтовать модели или нет вызывает много споров. Однако первое время все же лучше грунтовать модели перед покраской. Кроме этого тонкий слой грунтовки позволит Вам выявить огрехи в сборке, подшлифовав которые Вы сможете исправить ошибки. Подготовка акриловой краски к использованию. Вам необходимо подготовить краску прежде чем залить её в аэрограф. Слишком густая краска будет забивать каналы аэрографа, и кроме того, покрытие будет неравномерным. При этом аэрограф будет часто «плеваться». Если же краска будет слишком жидкой, она не будет ровно покрывать закрашиваемую поверхность и многократно увеличится риск появления подтеков. Разбавлять краску следует до консистенции молока, однако следует обратить внимание на то, что многие производители красок выпускают их уже подготовленными для использования в аэрографе. Так или иначе внимательно изучите этикетку на банке с краской. Если никаких рекомендаций нет, экспериментируйте, разбавляя краску от 15% до 50% с разбавителем. Различные бренды краски и даже различные цвета в пределах бренда могут требовать различного количества разбавителя. Но вообще, легкие цвета должны быть разбавлены больше чем темные так как содержат не только больше пигмента, но он ещё и более тяжелый. Покраска первой масштабной модели Хотя акриловые краски и считаются довольно безопасными, использовать их надо с осторожностью. Многие из них содержат алкоголь, аммиак, или другие компоненты, которые могут раздражать Ваше горло или легкие если вдыхать их пары. Используйте хороший респиратор всякий раз, когда Вы используете аэрограф и постарайтесь обеспечить максимальную вентиляцию в Вашей мастерской. Помните: если Вы чувствует запах краски, значит Вы вдыхаете её пары. Последнее приготовление. С краской и подготовкой моделью Вы справились. Осталось настроить компрессор. Выставьте давление воздуха примерно на 1,5 атмосферы. Со временем Вы поймете, что можете иметь лучший контроль над распылением краски при давлении между 1,5 и 2 атмосферы. Теперь залейте краску в чашку для краски. Попробуйте распылить немного краски на лист бумаги в стороне от модели чтобы убедиться в том, что краска распыляется ровным слоем без комков и брызг.

    Расположение модели при покраске важный момент, поэтому лучше использовать поворотный столик. Если такого столика у Вас нет, обязательно оденьте на руку в которой будете держать модель латексную перчатку.

    Держать модель голой рукой крайне нежелательно по двум причинам: во первых Ваша модель уже обезжирена, а во вторых в процессе покраски на кончики пальцев неизбежно будет попадать краска которую очень легко ляпнуть на модель. Начало покраски. Теперь настала пора попробовать Ваши силы в покраске модели. Держите распылитель аэрографа перпендикулярно окрашиваемой поверхности модели и на расстоянии 8-10 сантиметров от неё.

    При покраске держите аэрограф постоянно перемещающимся, таким образом, Вы избежите подтеков и пятен. Все движения делайте плавно, без резких движений. Если Вы с первого раза не закрасите полностью некоторые области модели, это можно будет исправить при нанесении второго слоя. Помните: всегда лучше нанести несколько очень тонких слоев краски вместо одного толстого. Запомните «золотое» правило при использовании аэрографа с независимым двойным действием: начинать - «воздухом». заканчивать - «воздухом». Очень важно сначала открыть клапан воздуха, нажимая кнопку вниз, а затем аккуратно потянуть ее на себя для подачи краски. Никогда не начинайте работу с подачи краски. Начинать подавать струю смеси из воздуха и краски необходимо вне модели и после этого перемещать аэрограф над моделью. Это поможет избежать пятен и плевков краской. Старайтесь начинать покраску с внутренних областей модели и швов, а заканчивать ровными поверхностями. В то время как Вы красите свою модель, не забудьте иногда останавливаться чтобы посмотреть на модель под разными углами, при этом останавливайте только подачу краски, а подачу воздуха оставляйте включенной. Новый слой краски наносите только после полного высыхания предыдущего. Никогда не пытайтесь исправить ошибки или случайные отпечатки пальцев нанесением все большее количества краски, поскольку это приведет только к возникновению подтеков убрать которые можно только заново перекрасив модель. Есть тенденция, что при покраске моделей больших размеров Ваша рука может уставать и затекать. Как только Вы это почувствуете, приостановите покраску на время, поместите аэрограф на подставку и отдохните в течение нескольких минут. Если же Вы делаете больший перерыв в покраске или меняете краску продуйте аэрограф растворителем чтобы не допустить засыхания краски. Покраска первой масштабной модели Никогда после покраски не оставляйте аэрограф не промытым. Засохшая краска часто является причиной повреждений или плохой работы аэрографов. Есть очень много того, что можно узнать о покраске аэрографом кроме того, что представлено здесь. Даже получив большой опыт Вы постоянно будете узнавать все новые и новые уловки и приемы покраски, а так же совершенствовать свою технику. Помните: лучший способ научиться пользоваться аэрографом это постоянно практиковаться. Нет ничего лучше, чем осуществлять это на старых ненужных моделях. Вы сможете экспериментировать без страха перед повреждением модели, которую Вы собирали несколько месяцев.



Загрузка...