electricschool.ru

Правополушарные нарушения негативизм. Детский и подростковый негативизм. Методы коррекции. Различные формы проявления сопротивления

Под негативизмом понимают отрицательное отношение к окружающему миру, проявляющееся в негативной оценке людей и их действий. Данный симптом наблюдается при возрастных кризисах, депрессиях, психических расстройствах, нарко- и алкозависимости.

Основой для появления негативного отношения к окружающим может быть неправильное семейное воспитание, акцентуации характера, психоэмоциональные переживания и особенности возраста. Негативизм чаще развивается у завистливых, вспыльчивых, эмоционально скупых личностей.

Понятие негативизма и его взаимосвязь с возрастом

Негативное отношение к окружающей действительности проявляется в трёх основных чертах:

  • упрямство;
  • замкнутость;
  • грубость.

Также различают три вида негативного проявления:

  • пассивный;
  • активный.

Пассивный вид характеризуется игнорированием, неучастием, бездеятельностью, иными словами, человек просто не реагирует на просьбы и замечания других людей.

Активный негативизм проявляется в вербальной и физической агрессии, действиям наперекор, демонстративном поведении, антисоциальных поступках и девиантном поведении. Такой тип негативного реагирования часто наблюдается в подростковом возрасте.

Детский негативизм — это своеобразный бунт, протест против родителей, сверстников, учителей. Данное явление часто наблюдается при возрастных кризисах, а, как известно, детский возраст богат ими как никакой другой этап. В целом с рождения до юношества выделяют 5 возрастов, в которых проявляется кризис:

  • новорожденный период;
  • годовалый возраст;
  • 3-х летний возраст — кризис «Я сам»;
  • 7-ми летний возраст;
  • подростковый возраст (от 11-15 лет).

Под возрастным кризисом понимают переход от одного возраста к другому, который характеризуется изменением когнитивной сферы, резкой сменой настроения, агрессивностью, склонностью к конфликтам, снижением трудоспособности и упадком интеллектуальной деятельности. Негативизм присутствует не во всех возрастных периодах детского развития, чаще он наблюдается в возрасте трёх лет и у подростков. Таким образом, можно выделить 2 фазы детского негативизма:

  • 1 фаза – период 3-х лет;
  • 2 фаза – подростковый возраст.

При длительной неудовлетворённости жизненных потребностей развивается фрустрация, которая вызывает психологический дискомфорт личности. Для компенсации данного состояния человек прибегает к негативному эмоциональному проявлению, физической и вербальной агрессии, особенно в подростковом возрастном периоде.

Самым первым возрастным периодом, в котором возникает негативное отношение к окружающим, является возраст 3-х лет, младший дошкольный возраст. Кризис данного возраста имеет ещё одно название – «Я сам», что подразумевает желание ребёнка самостоятельно действовать и выбирать желаемое. В трёхлетнем возрасте начинает формироваться новый познавательный процесс – воля. Ребёнок хочет выполнять самостоятельные действия, без участия взрослых, но чаще всего желания не совпадают с реальными возможностями, что приводит к появлению негативизма у детей. Малыш сопротивляется, бунтует, наотрез отказывается выполнять просьбы, а тем более приказы взрослых. В данном возрасте категорически запрещается противодействовать автономии, взрослым необходимо дать возможность побыть ребёнку наедине со своими мыслями и попробовать действовать самостоятельно, с учётом здравого смысла. Если родители зачастую противодействуют самостоятельным шагам своего чада, это грозит тем, что малыш перестанет стремиться делать что-либо сам. Проявление негативного отношения к взрослым является отнюдь не обязательным явлением в младшем детском возрасте, и в большинстве случаев зависит от особенностей семейного воспитания и от компетентности родителей в данном вопросе.

В возрасте 7-ми лет также может проявить себя такое явление, как негативизм, однако, вероятность его возникновения намного меньше, чем в 3-х годовалом и подростковом возрасте.

Подростковый возраст сам по себе является очень сенситивным периодом в жизни каждого ребёнка, у кого-то чрезмерно, а кто-то почти не замечает негативных моментов. Негативизм у подростков во многом зависит от той среды, в которой живёт ребёнок, от стиля семейного воспитания и от поведения родителей, которому подражают дети. Если ребёнок воспитывается в семье с постоянными конфликтами, вредными привычками, агрессией и неуважением, то негативное отношение к окружающей действительности рано или поздно себя покажет.

Кризис подросткового возраста проявляется в снижении интеллектуальной деятельности, слабой концентрации внимания, пониженной трудоспособности, резкой смене настроения, повышенной тревожности и агрессивности. Фаза негативизма у девочек может развиваться раньше, чем у мальчиков, однако, по продолжительности она меньше. Согласно исследованиям знаменитого психолога Л. С. Выготского, негативизм у девочек-подростков чаще проявляется в предменструальный период, и имеет чаще пассивный характер с возможными проявлениями вербальной агрессии. Мальчики же сами по своей природе более агрессивны, и характер такого поведения часто носит физический характер, проявляющийся в драках. Подросток изменчивв во всём: и в поведении, и в эмоциональном проявлении, ещё некоторое время назад он вёл себя демонстративно и был в приподнятом настроении, а через пять минут настроение упало и исчезло желание с кем-либо общаться. Такие дети не успевают в школе, грубят учителям и родителям, игнорируют замечания и просьбы. Негативизм у подростков протекает от нескольких месяцев до года или не проявляется вообще, длительность зависит от индивидуальных личностных особенностей.

Следует заметить, что подростковый период изменяет ребёнка не только в психологическом плане, но и в физиологическом. Внутренние процессы активно преобразуются, растёт скелет и мышцы, видоизменяются половые органы. Физиологические преобразования в организме подростка происходят неравномерно, из-за чего возможны частые головокружения, повышение давления и быстрая утомляемость. Нервная система не успевает перерабатывать все те изменения, которые происходят в растущем организме, что во многом оправдывают нервозность, повышенное возбуждение и раздражительность. Данный возрастной период является очень трудным в жизни человека, поэтому немудрено, что подросток становится агрессивным, вспыльчивым и проявляет негативизм, таким образом он защищается.

Психологическая коррекция детского негативизма

Наиболее эффективной в психотерапии детского негативизма является игра, так как данный вид деятельности является основным в этом возрасте. В подростковом же периоде можно применять когнитивно-поведенческую терапию, так как она богата разнообразными тренингами и помимо устранения самого негативизма, как явления, объясняет причины его возникновения.

Для детей младшего возраста и дошкольников достаточно эффективными являются следующие виды психотерапии: сказкотерапия, арт-терапия, песочная терапия, игротерапия.

Психологи обозначили несколько приёмов, которые могут проводить родители. Рассмотрим основные правила для коррекции негативизма у детей:

  • осуждайте не самого ребёнка, а его плохое поведение, объясните, почему так поступать нельзя;
  • предложите встать ребёнку на место другого человека;
  • расскажите, как необходимо ребёнку поступить в конфликтной или неприятной ситуации, что ему говорить и как себя вести;
  • научите ребёнка просить прощение перед теми, кого он обидел.

Видео — «Психология переходного возраста»

Прежде вполне послушный малыш внезапно начинает устраивать «сцены», топать ножками в попытках добиться желаемого. Иногда интенсивность кризисного периода столь высока, что родители тянутся за валерьянкой, чтобы успокоить расшатанные нервы.

Между тем, психологи убеждены, что кризис трех лет – обязательный этап в жизни каждого ребёнка, когда тот отделяется от взрослого и осознаёт себя в качестве самостоятельной единицы. Поэтому пугаться и, тем более, препятствовать взрослению не стоит, а вот помочь малышу пережить этот период с максимальной пользой следует обязательно.

Что такое кризис трёхлетнего возраста?

Мудрая природа не терпит статичных и неизменных явлений, вот почему буквально всё, что нас окружает, находится в беспрестанном развитии и движении.

Это правило вполне можно отнести и к детской психике, которая меняется, усложняется со временем.

Периодически в процессе психического развития наступают кризисные этапы, которые характеризуются стремительным накоплением знаний, умений и переходом на более высокий уровень.

Но прежде всего кризис трёх лет – это ломка и перестройка социальных отношений. Вопрос, почему он наступает и для чего нужен, вполне закономерен. Попробуем ответить несколько иносказательно.

Малыш в семье любящих родителей растёт, словно птенчик в скорлупе. Окружающий мир понятен, в «скорлупке» очень комфортно и спокойно. Однако подобная защита не вечна, и наступает определённый период, когда она даёт трещину.

Скорлупа разбивается, а ребенок осознаёт любопытную мысль: он может выполнять некоторые действия сам и способен обойтись даже без помощи любимой матери. То есть малыш начинает воспринимать себя в качестве автономной личности, у которой есть желания и некоторые возможности.

Американский учёный Эрик Эриксон утверждал, что кризис трёх лет способствует формированию у ребёнка волевых качеств и независимости.

Но, невзирая на стремление стать более самостоятельным, малыши ещё недостаточно компетентны, поэтому во многих ситуациях без помощи взрослых попросту не обойтись. Таким образом, возникает противоречие между «я хочу» («я сам») и «я могу».

Интересно, что основной негатив направлен на наиболее близких людей и, в первую очередь, на маму. С остальными взрослыми и ровесниками кроха может вести себя абсолютно ровно. Следовательно, именно на родных ложится ответственность по оптимальному выходу малыша из кризиса.

Этот этап становления личности лишь условно именуется «кризисом трёх лет». Первые симптомы неповиновения иногда отмечаются уже в 18 — 20 месяцев, однако наибольшей интенсивности они достигают в период с 2,5 до 3,5 лет.

Длительность данного явления также является условной и обычно составляет всего несколько месяцев. Однако в случае неблагоприятного развития событий кризис может затянуться на пару лет.

Степень выраженности психоэмоциональных реакций, впрочем, как и продолжительность периода, зависит от таких характеристик, как:

  • детский темперамент (у холериков признаки проявляются ярче);
  • стиль родительского воспитания (авторитарность родителей обостряет проявления детского негативизма);
  • особенности взаимоотношений матери и ребёнка (чем ближе отношения, тем проще преодолеть отрицательные моменты).

На интенсивность эмоциональных реакций могут повлиять и косвенные условия. Например, ребёнку будет сложнее переживать кризис, если пик явления придётся на адаптацию к детскому саду или появление в семье младшего братика или сестрёнки.

7 главных признаков явления

Психология характеризует кризис 3 лет как семизвездие симптомов. Эти отличительные качества помогают точно определить, что ребёнок вступил в пору независимости от взрослых, а его эмоциональность не является следствием избалованности либо обычной вредности.

Это проявление нужно отличать от элементарного детского непослушания, которое случается в любом возрасте. Поведение непослушного ребёнка обусловлено его желаниями, которые не совпадают с родительскими требованиями.

Иногда кризисный период протекает вполне гладко, без явной симптоматики и характеризуется лишь возникновением определённых личностных новообразований, среди которых:

  • осознание ребёнком своего «Я»;
  • разговор о себе в первом лице;
  • возникновение самооценки;
  • появление волевых качеств и настойчивости.

Как уже было отмечено, кризис будет протекать существенно мягче, если родители будут учитывать возрастные и индивидуальные особенности малыша при выборе оптимальных воспитательных мер.

В целом же трёхлеткам свойственны некоторые общие поведенческие черты, о которых стоит упомянуть подробнее, чтобы учитывать их при общении с малышом:

  1. Дети пытаются добиться конечного результата своих действий. Для трёхлетнего ребёнка важно довести дело до конца, будь то рисование или мытьё посуды, поэтому неудачи часто его не останавливают, а только стимулируют.
  2. Полученный результат малыш любит демонстрировать взрослым. Вот почему родителям необходимо давать положительные оценки итогам детской деятельности, ведь негативное или безразличное отношение может привести к негативному самовосприятию у детей.
  3. Появляющаяся самооценка делает ребёнка обидчивым, зависящим от чужого мнения и даже хвастливым. Поэтому невнимательность родителей к детским переживаниям может стать источником негативного самоопределения.

Таким образом, появление собственного «Я», умение добиваться своего и зависимость от оценок близких людей становятся главными результатами кризиса трёхлетнего возраста и ознаменовывают переход ребёнка на следующий этап детства – дошкольный.

Кризис 3-летнего возраста – не повод паниковать и считать своего ребёнка плохим и неуправляемым. Через этот период проходят все дети, но в ваших силах сделать его протекание максимально безболезненным и плодотворным для малыша. Для этого нужно лишь уважать его как личность.

Уровни негативизма

Как-то Вуди Аллен написал о том, что две пожилые дамы отдыхали на курорте в Кэтскил, и одна заявила: «До чего же здесь невкусная еда». А вторая добавила: «И не говорите! Еще и порции маленькие». Аллен же написал, что примерно то же самое он ощущает в отношении жизни. Негативизм в качестве проявления негативной установки, проявляется как тотально, так и избирательно – на разных уровнях – коммуникативном, поведенческом или глубинном (без внешних проявлений).

Негативизм коммуникативный (поверхностный): на уровне слов люди ругаются, возражают и обвиняют. При этом, что касается отношений и дел, это может быть и «негативный» человек, и позитивный, и любящий, и конструктивный.

Негативизм поведенческий: человек отказывает или делает всё наоборот, наперекор требованиям и просьбам.

Пассивный негативизм: человек игнорирует просьбы и требования.

Активный негативизм (протестный) – человек выполняет всё с точностью наоборот, о чём бы его ни просили.

Негативизм может проявляться также в отношении к обществу или к группе: человеку кажется, что эти люди подавляют его индивидуальность, и он пытается всё сделать «не так, как другие».

Схожесть понятий

С понятием негативизма схоже понятие нонконформизм (несогласие), что означает активное неприятие установленного порядка, общепринятых норм , ценностей, законов или традиций. Противоположным понятием является конформизм – когда человек получает установку «быть, как все». Как правило, нонконформисты подвергаются давлению и агрессивному поведению со стороны конформистов, представляющих собой «молчаливое большинство». И конформизм, и нонконформизм — элементы незрелого, детского поведения. Зрелое, более взрослое поведение является независимым поведением. А ещё более взрослые проявления поведения – любовь и забота, когда люди свою свободу расценивают как не то, что можно не делать чего-то, а можно делать то, что достойно, что для него имеет ценность.

Негативизм также проявляется в восприятии жизни: человек имеет установку видеть в жизни сплошной негатив: вместо удач он видит ошибки, вместо возможностей – проблемы, а вместо достоинств — недостатки. Это так называемое негативное мировосприятие – когда человек воспринимает мир преимущественно через негативную установку , в темных и мрачных тонах, он привык во всем замечать только плохое. Негативное мировосприятие зачастую становится негативизм ом в будущем — отношением к человеку или группе людей с негативным предубеждением.

Существует также понятие глубинного негативизма: независимо от того, как человек будет общаться внешне, внутри он относится к другим с негативным предубеждением, он не доверяет людям, видит только умысел и вредительство, он обвиняет и подозревает людей, провоцирует негативизм у окружающих.

У малышей негативизм часто проявляется как возражение: «Погуляй, что-то ты засиделся дома!» – «Не хочу, я рисую!». «Ты должен сегодня почитать — займись!» – «Не хочу, ухожу на улицу!» – вот так желания ребенка при этом прямо противоположные требованиям, просьбам или предложениям. Что касается возрастных периодов, негативизм — более характерная черта для детей в период возрастного кризиса . А также он типичен для подростков – это так называемый подростковый негативизм. Когда его проявлением является склонность к возражению. К примеру, девочка-подросток учится ходить на туфлях с высоким каблуком. «Ты, наверное, еле ходишь на такой высокой шпильке?» – Но она, конечно, возражает: «Нет, нормально!». Так она сама себе дает правильное оперативное внушение . Кроме того, негативизм встречается и у пожилых людей, но, как бы то ни было, он всегда обостряется в период личных неудач.

Причины и симптомы негативизма: как избежать его развития у себя

Причины весьма разнообразны, невозможно отрицать и генетический фактор, и несомненное влияние измененного гормонального фона . Относительно психологических причин, то, прежде всего, речь идет о беспомощности, недостатке умений и знания, как преодолеть проблему, борьбы за власть и самоутверждение, недостатка внимания, выражения неприязни и мести. Иногда это – проявление болезненного варианта негативного мировосприятия . себя посредством негативной мотивации . Негативная мотивация базируется:

— на страхе напороться на неприятности или утратить имеющееся;

— на чувстве вины;

— на недовольстве своими результатами;

— на отсутствии личной жизни;

— на желании доказать что-то окружающим, «сделать» их.

Стоит отметить, что указывать на симптомы негативизма у иных людей – очень опасно, ведь люди с развивающимся негативизмом будут реагировать на это защитой, и все больше укрепляться в своем негативизме. Если же вы начнете следить за собой или попросите близких подсказывать вам, когда вы «сваливаетесь в негативизм», успех становится вполне реальным.

от лат. negatio - отрицание) - нежелание подвергаться воздействиям других людей, обусловленное не логикой реализации собственных задач, а отрицательным к ним отношением. Негативизм обусловлен действием психологической защиты в ответ на воздействия, которые противоречат внутренним смыслам субъекта. Чаще всего проявляется у детей по отношению к требованиям взрослых, которые не учитывают их внутренние потребности, прежде всего связанные с формированием самосознания. Негативизм может выражаться как в отказе выполнять предъявляемые требования, так и выполнении действий, противоположных требуемым.

НЕГАТИВИЗМ

лат. negativus - отрицательный). Отрицательное отношение к воздействиям внешней среды, отгораживание от внешних впечатлений и противодействие идущим извне побуждениям. Различают Н.: пассивный, характеризующийся сопротивлением попытке врача изменить положение тела больного, накормить его (при этом отмечается значительное повышение мышечного тонуса); активный - инструкции собеседника, какие-либо просьбы вызывают противодействие со стороны больного (при обращении к нему он сжимает губы, закрывает голову одеялом); парадоксальный - действия больного противоположны инструкции (в ответ на просьбу подойти поближе, он выходит из кабинета врача). Н. проявляется и в мутизме (речевой Н.), задержке мочи и кала, когда больного заводят в туалет. Пассивный Н. нередко встречается в одном ряду симптомов с пассивной подчиняемостью. Наблюдается чаще всего при кататонической шизофрении, иногда при прогрессивном параличе, старческом слабоумии.

E. Kretschmer объяснял Н. с позиций теории гипобулических механизмов, E. Bleuler видел в нем проявление аутизма.

НЕГАТИВИЗМ

от лат. negatio – отрицание) – немотивированное стремление к противодействию, а также поведение, намеренно противоположное требованиям и ожиданиям др. индивидов или социальных групп. Н. как ситуативная реакция или как личностная черта (за исключением клинических случаев бессмысленного сопротивления) обусловлен потребностью субъекта в самоутверждении, в защите своего «Я», а также является следствием сформированного эгоизма субъекта и его отчуждения от нужд и интересов др. людей. Психологической основой Н. является установка субъекта на несогласие, отрицание определенных требований, обращений, ожиданий членов той или иной социальной группы, на протест по отношению к данной группе и отвержение той или иной личности как таковой. Наиболее выражены реакции Н. у детей в периоды возрастных кризисов. Проявляются в демонстративном поведении, упрямстве, конфликтности. Психокоррекционные методы работы с такими детьми позволяют устранить Н. как форму поведения.

НЕГАТИВИЗМ

negativism) Невнушаемость; упрямство; отвергание предложений помощи. Отношение, наблюдаемое у больных, которых неодолимо влечет противопоставить свою ВОЛЮ воле других, даже если это будет во вред себе; эти больные реагируют на перспективу терапевтических изменений так, будто это станет для них поражением. Негативизм не является синонимом НЕГАТИВНОЙ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ.

НЕГАТИВИЗМ (МКБ 295.2)

противодействующее или оппозиционное поведение или отношение. Активный или командный негативизм, выражающийся в совершении действий, противоположных требуемым или ожидаемым; пассивный негативизм обозначает патологическую неспособность отвечать позитивно на просьбы или раздражители, включая активное мышечное сопротивление; внутренний негативизм, по Блейлеру (1857-1939), это поведение, при котором не подчиняются физиологические потребности, например принятие пищи и отправления. Негативизм может возникать при кататонических состояниях, при органических заболеваниях головного мозга и некоторых формах умственной отсталости.

НЕГАТИВИЗМ

немотивированное поведение, проявляемое в действиях, намеренно противоположных требованиям и ожиданиям других индивидов или групп социальных. Нежелание подвергаться воздействиям других людей, вызванное не логикой выполнения собственных задач, но отрицательным к ним отношением. Обусловлен действием защиты психологической в ответ на воздействия, противоречащие смыслам внутренним субъекта.

Чаще всего проявляется у детей относительно требований взрослых, кои не учитывают их внутренние потребности, прежде всего связанные с формированием самосознания. Может выражаться и в отказе выполнять предъявляемые требования, и в выполнении действий, противоположных требуемым.

Исключая клинические случаи бессмысленного сопротивления, негативизм как ситуативная реакция или черта личностная обусловлен потребностью субъекта в самоутверждении, в защите своего Я, а также является следствием сформированного эгоизма субъекта и его отчуждения от нужд и интересов других людей.

Психологическая основа негативизма - установка субъекта на несогласие, отрицание определенных требований, форм общения, ожиданий членов конкретной группы социальной, на протест по отношению к данной группе и отвержение конкретной личности как таковой. Ярче всего реакции негативизма выражены у детей в периоды возрастных кризисов. Они выражаются в поведении демонстративном, упрямстве и конфликтности. Психокоррекционная работа с такими детьми позволяют устранить негативизм как форму поведения.

НЕГАТИВИЗМ

англ. negativism; от лат. negatio - отрицание) - лишенное разумных оснований сопротивление субъекта оказываемым на него воздействиям. Понятие Н. первоначально употреблялось лишь в отношении патологических явлений, возникающих при некоторых формах психических заболеваний. У психически больных Н. может проявляться не только по отношению воздействий др. людей, но и в связи с действием внутренних импульсов (задержками речи, движений, некоторых физиологических отправлений).

В настоящее время это понятие приобрело более широкое значение: оно употребляется в педагогике и психологии для обозначения любого, кажущегося немотивированным сопротивления чужому влиянию. Н. возникает как защитная реакция на воздействия, которые вступают в противоречия с потребностями субъекта. В этих случаях отказ от выполнения требования - способ выхода из конфликта и освобождением от его травмирующего влияния. Чаще всего Н. встречается у детей по отношению к требованиям взрослых, предъявляемым без учета потребностей детей. Н. усиливается при состояниях утомления или перевозбуждения н. с. (см. Негативизм детский).

Формой Н. является упрямство, за которым стоит мотив самоутверждения. Н. и упрямство объединяет то, что они возникают на основе субъективных состояний человека, при игнорировании им объективно существующих целей (ср. Настойчивость).

Существует 2 формы Н.: пассивный, который выражается в отказе выполнять предъявляемые требования, и активный, при котором производятся действия, противоположные требуемым. Н. м. б. эпизодическим, ситуативным, но в определенных условиях он может закрепиться и стать устойчивой чертой характера.

Добавление ред.: Существует также вполне разумный и мотивированный Н. философский - учения, которые основаны на негативных принципах (напр., агностицизм, скептицизм, атеизм).

НЕГАТИВИЗМ

бессмысленное противодействие, выражающееся в сопротивлении больного всем предложениям и заданиям. Различают негативизм активный, при котором больной производит действия, противоположные требуемым (отдергивает руку при попытке поздороваться с ним, отталкивает тарелку с пищей, когда ему ее подают, и набрасывается на нее, когда пищу уносят, и т. п.), и негативизм пассивный - пассивное противодействие всем предложениям и заданиям (попытка усадить больного, перевести его в другую комнату, изменить его позу). Чаще всего негативизм встречается как симптом при кататоническом ступоре и возбуждении у больных шизофренией (см. Кататонический синдром), может также отмечаться у больных олигофренией, при некоторых формах психопатии.

НЕГАТИВИЗМ

negativism) - поведение человека, проявляющееся в склонности к противостоянию и противоречию другим людям. При активном негативизме (active negativism) человек делает прямо противоположное тому, о чем его просят (например, щурит глаза в то время, когда его просят открыть их). Такое поведение сравнительно редко встречается у взрослых людей и обычно сопровождается другими проявлениями кататонии. При пассивном негативизме (passive negativism) у человека значительно снижена общительность (например, он перестает есть). Такое состояние нередко возникает при шизофрении и депрессии.

Негативизм

Словообразование. Происходит от лат. negatio - отрицание.

Специфика. Нежелание подвергаться воздействиям других людей, связанное с отрицательным к ним отношением, а не с логикой реализации собственных задач. Негативизм обусловлен действием психологической защиты в ответ на воздействия, которые противоречат внутренним смыслам субъекта. Чаще всего проявляется у детей по отношению к требованиям взрослых, которые не учитывают их внутренние потребности, прежде всего связанные с формированием самосознания. Негативизм может выражаться как в отказе выполнять предъявляемые требования, так и выполнении действий, противоположных требуемым.

НЕГАТИВИЗМ

1. Общая установка, характеризующаяся сопротивлением предложениям других (пассивный негативизм) и тенденцией действовать способами, противоположными указаниям или командам (активный негативизм). Отличительной чертой такого поведения, особенно когда оно проявляется у маленьких детей, является отсутствие любой возможной объективной причины для такой негативистской позиции. 2. Общий термин, используемый для обозначения любой философии, основанной на принципах отрицания, например, скептицизм, агностицизм.

негативизм

(от лат. negatio – отрицание) – качество личности, проявляющееся в намеренном противопоставлении себя любым внешним требованиям и ожиданиям. Как правило, формирование н. связано с особенностями воспитания в детском, юношеском возрасте. Н. может выступать непосредственной причиной конфликтов с начальниками, с окружающими, нарушения дисциплины.

В общественных местах мы можем услышать недоброжелательные реплики: " Не садитесь со мной: от вас воняет", "Вы такой толстый, что и двух мест вам мало", "Это не ваш случай!", "Вот чмо!". Все это произносится без сочувствия и сопереживания - это последствия недоброго, дурного поведения и даже грубости.
Да, мы часто слышим от других недоброжелательные реплики во время речи, выступления, беседы. Нужно понять для себя их причину, а это подскажет правильные речевые действия. Они могут быть по причине хулиганства, принципиального несогласия. Можно попытаться преодолеть это удачной шуткой. Не сбиваться на ответную недоброжелательность тона и высказываний. При очень интенсивном и долгом проявлении недоброжелательства целесообразно молча уйти.
Посмотрим синонимы к слову недоброжелательность: неприязнь, вражда, холодность, агрессивность, нелюбовь, недоброжелательство, злобность, нерасположение, недружелюбие, неприязненность, злопыхательство, неблагосклонность, недоброхотство, нерасположенность, неблагожелательность, натянутые отношения. Все эти синонимы выражают не доброе, подчас наглое поведение человека.

Негативизм - противодействующее или оппозиционное поведение или отношение. Активный или командный негативизм, выражающийся в совершении действий, противоположных требуемым или ожидаемым.
В книге "Управление персоналом. Энциклопедический словарь" записано: "Негативизм (лат. egatio - отрицание) - негативное, отрицательное отношение к действительности. Негативизм обусловлен потребностью субъекта в самоутверждении, является следствием эгоистичности человека, его безразличия к интересам других людей.
В большим психологическом словаре дается различие негативизма вообще и детского негативизма.
"Негативизм детский - форма протеста ребенка против реально существующего (или воспринимаемого как реальное) неблагоприятного отношения к нему со стороны сверстников или взрослых. Негативизм детский может проявляться по-разному: в повышенной грубости, упрямстве, в замкнутости, отчужденности.
Психологической основой негативных реакций во всех случаях является неудовлетворение каких-то чрезвычайно существенных для ребенка потребностей социального характера: потребности в общении, в одобрении, в уважении, потребности в эмоциональном контакте - эмоциональном созвучии со значимым другим (сверстником или близким взрослым).
Блокирование потребности (фрустрация) становится источником глубоких переживаний, которые по мере их осознания ребенком всё более способствуют возникновению у него негативных тенденций в поведении.
Как реакция на неуспех (в достижении желаемого) негативная реакция является компенсаторной, защитной. Она помогает ребенку выстоять в трудной, конфликтной для него жизненной ситуации: в одних случаях за счет внешнего обеспечения существенной для него потребности, в другом - путем утверждения себя "любой ценой" - нарочитой недисциплинированностью, шутовством и т.п.
Негативные реакции при длительном эмоциональном неблагополучии ребенка могут стать качествами его личности.
Очень интересно осветил проблему негативизма Лев Семенович Выготский, который дал развернутый анализ негативизма у подростов девочек и подростков мальчиков.
"Отмечая далее, что период негативизма у девочек обычно имеет место перед первой менструацией и заканчивается вместе с ее наступлением, Ш. Бюлер склонна рассматривать весь комплекс отрицательных симптомов как прямое наступление полового созревания. Начало фазы Ш. Бюлер характеризует совершенно отчетливым снижением продуктивности и способности к деятельности даже в области специальной одаренности и интересов. (Заметим, что в данном случае мы имеем одну из прекрасных иллюстраций того, насколько развитие механизмов поведения, навыков и способностей не идет параллельно с развитием интересов и какое глубокое расхождение между одним и другим процессом мы наблюдаем в негативной фазе.) Далее, вместе с этим снижением наблюдаются внутреннее недовольство, беспокойство, стремление к одиночеству, самоизоляция, иногда сопровождающиеся враждебной установкой по отношению к окружающим. Падение продуктивности деятельности, отмирание интересов, общее беспокойство составляют главную отличительную черту фазы в целом. Подросток как бы отталкивается от среды, у него проявляется негативная установка по отношению к окружающему, к тому, что еще недавно составляло предмет его интереса; иногда негативизм протекает более мягко, иногда проявляется в форме разрушительной активности. Наряду с субъективными переживаниями (угнетенным состоянием, подавленностью, тоской, которая проявляется в записях в дневниках и других документах, обнаруживающих внутреннюю, интимную жизнь подростка) эту фазу характеризуют враждебность, склонность к ссорам, нарушения дисциплины.
Всю фазу можно было бы назвать фазой второго негативизма, так как такая негативная установка впервые проявляется обычно в раннем детском возрасте, около 3 лет. Это дает повод Ш. Бюлер проводить, как мы уже отмечали, далеко идущую аналогию между первой и второй фазой отрицания. Но это сходство, разумеется, ограничивается чисто формальным подобием одного и другого периода; по-видимому, негативная установка характеризует всякую смену, всякий перелом, всякий переход ребенка от одной стадии к другой, являясь необходимым мостом, по которому ребенок поднимается на новую ступень развития. По данным Ш. Бюлер, эта фаза встречается у девочек в среднем в 13 лет 2 мес. и длится несколько месяцев.
Аналогичные наблюдения сделаны и другими исследователями. Например, О. Штерцингер обратил внимание на то, что учителя издавна жаловались на понижение успеваемости и продуктивности учащихся, на трудности, которые встречаются в школьной работе обычно в V классе, у подростков 14 и 15 лет. Это же обстоятельство отмечает и О. Кро: в первой фазе полового созревания наблюдается как бы снижение способности и продуктивности в умственной работе учащегося. Кро указывает, что поразительно плохая школьная успеваемость, которую в средней школе обычно наблюдают в V классе даже у хороших до этого учеников, объясняется тем, что здесь изменяется установка от наглядности и знания к пониманию и дедукции. Переход к новой, высшей форме интеллектуальной деятельности сопровождается временным снижением работоспособности.
С полным основанием Кро характеризует всю стадию как стадию дезориентировки во внутреннем и внешнем отношениях. В момент перехода, когда в личности подростка смешаны черты отмирающего прошлого и начинающегося будущего, происходит некоторое изменение в основных линиях, направленности, некоторое временное состояние дезориентировки. Именно в этот период наблюдается некоторое расхождение между ребенком и окружающей его средой. Кро считает, что в течение всего процесса развития едва ли когда-нибудь человеческое "я" и мир бывают более разделены, чем в этот период.
Сходную характеристику этой фазе в развитии интересов дает и О. Тумлирц (1931). Для него период полового созревания также начинается с фазы, центральным моментом которой является ломка прежде установившихся интересов. Это период столкновения различных психологических установок, период беспокойства, внутреннего и внешнего отрицания и протеста. Оппозиционная, негативная установка характеризует этот период отсутствия положительных и устойчивых интересов. Первая фаза отрицании сменяется другой, положительной фазой, которую Тумлирц называет временем культурных интересов.
Мы видим, что самые различные исследователи, несмотря на расхождение в отдельных определениях, согласно устанавливают наличие негативной фазы в начале переходного возраста. Со стороны фактической ценное дополнение к этому положению мы находим у различных авторов. Так. А. Буземан, исследовавший проблему отражения основных черт юности в собственных суждениях юношества, отмечает, особенно у девочек, наступление симптома недовольства около 13, у мальчиков около 16 лет.
Е. Ляу. исследование которого привлекает наше внимание прежде всего потому, что оно посвящено рабочему подростку, отмечает около 15-16 лет падение интересов подростка к своей работе, часто внезапно наступающую негативную установку по отношению к профессии. Эта установка обычно скоро проходит, уступая место позитивной.
Исследования других авторов помогли уточнить различия в протекании фазы у мальчиков и девочек и выяснить отдельные симптомы этой фазы. Так, исследование К. Рейнингера показало, что негативная фаза наблюдалась у девочек обычно в период между 11 годами 8 мес и 13 годами. Фаза продолжается от 8 до 9 мес. Рейнингер приходит к выводу, что негативная фаза - нормальный и необходимый период, через который должен пройти подросток. Отсутствие этой фазы, по мнению Рейнингера, наблюдается только тогда, когда развитие подростка отклоняется от нормы в том или ином отношении или когда наступает преждевременно ранняя зрелость.
Окончание фазы характеризуется основным симптомом - повышением успеваемости и продуктивности умственной деятельности. Среди симптомов, характеризующих эту стадию, исследователь отмечает неустойчивость, беспокойство и понижение настроения, его отрицательную окраску, пассивность и спад интересов. У девочек необеспеченных классов наблюдается та же самая фаза, протекающая в основном так же, но наступающая несколько позже - около 13-14 лет.
Сходное исследование данной фазы у девочек произведено и Л. Вечерка, которая изучала развитие социальных отношений между подростками, их отношения к взрослым, различные формы детской общественной жизни. Согласно ее данным, эволюция социальных отношений и связанных с ними интересов ясно обнаруживает две полярные фазы, из которых первая характеризуется распадом коллективных связей, разрывом сложившихся прежде отношений между детьми, резким изменением отношений к другим людям, а вторая, которую исследовательница называет фазой союзов, характеризуется противоположными чертами, расширением и укреплением прежде всего общественных связей.
Г. Гетцер наблюдала протекание той же самой фазы у мальчиков. Фаза наступала обычно несколько позднее, чем у девочек, - между 14 и 16 годами. Симптомы отмечаются те же, что и у девочек: упадок продуктивности, пессимистическое настроение. Существенно отличной чертой является более бурное и длительное протекание негативной фазы и более активный характер негативизма, некоторое уменьшение апатичности и пассивности по сравнению с девочками в той же фазе, несколько большее проявление разрушительной активности в самых различных формах.
П. Л. Загоровский считает первой особенностью, которая наблюдается у подростков негативной фазы, пониженную успеваемость и работоспособность. После периода нормальной успеваемости и работоспособности вдруг встречается невыполнение заданий, пропуски занятий; учащиеся, с увлечением проводившие известную работу, вдруг теряют к ней интерес; на вопросы педагога, почему не приготовлена та или другая работа, нередки ответы: нет охоты заниматься. Успеваемость снижается, в отдельных случаях особенно заметно. У подростков замечаются нарушения дисциплины (причем это относится главным образом к мальчикам); противодействие товарищеской среде, "речевой негативизм" и негативизм в поступках, разрыв дружественных связей, пренебрежение правилами, установленными коллективом, стремление к одиночеству - вот наиболее часто сочетающиеся особенности поведения подростков в этой фазе. У девочек чаще наблюдается пассивное, апатичное, сонливое состояние.
В отдельных случаях (у 8 подростков) отмечен острый интерес к чтению, причем подростки переходят к книгам иного содержания, именно к произведениям, где имеется эротический момент. В ряде случаев можно предполагать наличие острого сексуального интереса, но наблюдения Загоровского не могли осветить отчетливо эту сторону жизни подростка.
Понижение работоспособности и успеваемости одинаково характеризует как мальчиков, так и девочек в негативной фазе. Особенно, говорит Загоровский, понижается работоспособность при заданиях творческого характера (сочинение, решение задач). Между тем в работах механических ухудшение иногда и не отмечается.
Существенно новым в этом исследовании Загоровского является описание поведения подростков, находящихся в негативной фазе развития, в семье. Общий вывод, который можно сделать на основе этих данных, гласит: негативизм подростка проявляется в семье не столь отчетливо, как в школе, и, наоборот, у отдельных подростков негативные явления резко обнаруживаются в семье, будучи почти незаметными в обстановке школы.
Таким образом, два момента обращают наше внимание в этом исследовании: во-первых, понижение работоспособности преимущественно в задачах творческого характера, что становится понятным в связи с переходом подростка к новым, еще не окрепшим формам интеллектуальной деятельности, а также в связи с тем, что эти работы больше, чем работы механического характера, должны опираться на творческие интересы подростка и больше страдают в эпоху ломки интересов; во-вторых, теснейшую зависимость негативных установок от условий среды (негативные установки проявлялись далеко не у всех детей в одинаковой степени и обнаруживали различные формы протекания в семье и школе).
Второе исследование, охватившее 104 подростков, вступивших в период полового созревания, позволило автору уточнить ряд вопросов, связанных с этой проблемой, и дать в высшей степени ценный и важный качественный анализ наблюдающихся явлений. Средний возраст девочек, охваченных исследованием, - 13 лет 3 мес (от 12 лет до 13 лет 9 мес), средний возраст мальчиков - 14 лет 4 мес (от 13 лет 6 мес до 15 лет 8 мес).
Полученные данные были подвергнуты качественному анализу, который позволил выделить типы школьников в отношении переживания ими негативной фазы развития. Автор предлагает вместо "типы" называть "формы поведения советского школьника", так как понятие "тип" предполагает нечто устойчивое, неизменяемое, чего нельзя сказать о детях по полученным Загоровским данным. Формы протекания негативной фазы у подростков сводятся к трем основным вариантам: в первом случае ярко выраженный негативизм проявляется во всех областях жизни ребенка, старые интересы школьника резко падают, принимают новую направленность, например на вопросы половой жизни; поведение подростка в отдельных случаях изменяется в какие-нибудь несколько недель.
В ряде случаев негативизм поразительно устойчив. Школьник совсем выпадает из семьи, он недоступен уговорам старших, в школе повышенно возбудим или, наоборот, туп, т. е. у него легко можно установить черты шизоидного характера. Таких детей отмечено 16 (9 мальчиков и 7 девочек), среди них 4 - из рабочих семей. У девочек смягчение резких негативных черт обозначилось рачительно раньше, чем у мальчиков. Характеризуя этих детей, автор
говорит, что начальный период полового созревания протекает у них трудно и остро.
Второй вариант протекания негативной фазы отличается более смягченными чертами отрицания. Подросток, по выражению Загоровского, - потенциальный негативист, о нем можно сказать, что негативная установка проявляется у него лишь в определенных жизненных ситуациях, в определенных условиях среды, его негативизм возникает главным образом как реакция на отрицательные влияния среды (угнетающие действия школьной обстановки, семейные конфликты), но эти реакции неустойчивы и недлительны. Именно для данных детей характерно, что они по-разному ведут себя в разных социальных ситуациях, например в школе и семье. К этому типу принадлежит значительное большинство исследованных школьников (68 из 104).
Наконец, в третьем варианте протекания первой фазы полового созревания негативных явлений не удается установить вовсе. Здесь совершенно не отмечается упадка успеваемости, разрыва дружеских связей, выпадения из коллектива, изменения отношений к педагогу и семье. Между тем, констатирует Загоровский, изменение интересов бросается в глаза: обнаруживается интерес к другому полу, проявляются иные книжные интересы, но ослабевает интерес к школьной общественности. Данная группа охватывает около 20% наблюдавшихся детей. У всей группы отмечается определенная положительная направленность на жизненные ситуации, между тем дети проходят те же биологические фазы развития, что и дети - явные негативисты. У третьей группы детей, по выражению автора, негативной фазы как будто совсем нет, положительная эмоциональность не ослабевает у них на протяжении долгого периода. Большинство детей без негативной фазы принадлежат к рабочим семьям (11 из 20).
На основании своих исследований Загоровский приходит к выводу, что в положения авторов, описывающих негативную фазу, должна быть внесена существенная поправка. По его мнению, не подлежит сомнению, что негативизм как известная фаза в развитии интересов подростка, характеризующаяся отталкиванием подростка от среды, имеет место в развитии человека. Но, полагает Загоровский, нужно отвергнуть чисто биологическую формулу, выдвигаемую Ш. Бюлер. Несостоятельность этой формулы заключается, по мысли автора, в том, что отрицательные рефлексы по отношению к среде, наблюдаемые у высших млекопитающих животных, в социальной человеческой среде могут тормозиться, модифицироваться, принимать своеобразные формы выражения. Далее, негативизм может выявляться по отношению не ко всем жизненным ситуациям. В значительной степени резкое проявление этих симптомов может обусловливаться недостатками педагогического подхода.
Мы плохо знаем педагогику подростничества, считает Загоровский, еще не выработали определенных воздействий на подростков- негативистов, но факт, отмеченный всеми исследователями, что негативная фаза у нормального подростка не столь долга, что она может выявляться в различных формах поведения, т. е. подвергаться воздействиям, говорит о выводе в пользу педагогического оптимизма.
Нам думается, что в описании негативной фазы наряду с правильно подмеченными симптомами, характеризующими раннее начало полового созревания, большинство авторов чрезвычайно упрощают вопрос, благодаря чему и возникает противоречивая картина различных форм выявления негативной стадии в различных условиях социальной среды и воспитания.

Анализ этой фазы невозможно ограничить одними биологическими формами, на что правильно указывает Загоровский. Однако и его возражение не охватывает, думается нам, всего вопроса в целом: так, и он склонен отводить среде в развитии интересов подростка лишь роль фактора, который может тормозить, умерять, давать различное внешнее выражение, но не заново созидать и формировать интересы подростка. Между тем самая существенная черта этого периода та, что эпоха полового созревания является вместе с тем и эпохой социального созревания личности. Наряду с пробуждением новых влечений, создающих биологическую почву для перестройки всей системы интересов, происходит перестройка и формирование интересов сверху, со стороны созревающей личности и мировоззрения подростка.
То, что человеческий подросток есть не только биологическое, естественное, но и историческое, социальное существо, упускается обычно авторами-биологизаторами из виду, равно как и то, что вместе с социальным созреванием и врастанием подростка в окружающую общественную жизнь его интересы не вливаются механически, как жидкость в пустой сосуд, в биологические формы его влечений, но сами, в процессе внутреннего развития и перестройки личности, перестраивают самые формы влечений, поднимая их на высшую ступень и превращая в человеческие интересы, сами становятся внутренними составными моментами личности.
Идеи, окружающие подростка и находящиеся в начале его созревания вне его, становятся его внутренним достоянием, неотъемлемой частью его личности.
Вторая поправка, которая должна быть внесена в учение о негативной фазе, заключается в том, что и с биологической, и с социально-психологической стороны одинаково неправильно рисовать этот период как однородный этап, представлять себе всю мелодию критической стадии складывающейся из одной ноты. На самом деле процессы развития вообще и данный процесс в частности отличаются неизмеримо более сложным строением, неизмеримо более тонкой структурой.
А. Б. Залкинд говорит о глубоком педагогическом заблуждении, которое является
источником ряда нелепостей в приемах воспитательного подхода к критическому периоду. Заблуждение обусловлено главным образом тем, что критический этап представляют себе как однородный этап, в котором будто бы имеются лишь процессы возбуждения, брожения, взрывов, - одним словом, такие явления, с которыми справиться неимоверно трудно. На самом же деле критический период, несмотря на всю сложность и трудность, вовсе не отличается тем трагизмом, который ему обычно приписывали в старой педологии, он совсем неоднороден, в нем одновременно протекают три типа процессов и каждый из этих типов требует своевременного и целостного учета в связи со всеми другими при проработке методов воспитания.
Эти три типа процессов, из которых складывается критический период в развитии подростка, по Залкинду, следующие: 1) нарастающие стабилизационные процессы, закрепляющие прежние приобретения организма, делающие их все более фундаментальными, все более стабильными; 2) процессы действительно критические, совершенно новые; притом очень быстро, бурно растущие изменения и 3) процессы, приводящие к оформлению зарождающихся элементов взрослого человека, которые являются основой для дальнейшей творческой деятельности растущего человека. Внутренняя разнородность и единство критической стадии охватываются, по мысли Залкинда, в следующей формуле: эта стадия оканчивает и закрепляет собой детство, она создает совершенно новое, и она же несет в себе элементы вызревания в полном смысле слова.
Нам думается, что именно учет неоднородности критической фазы наряду с учетом превращения влечений в интересы, т. е. культурного оформления влечений, представляет в действительно верном свете проблему негативной фазы.
Центральным моментом, определяющим структуру и динамику каждой фазы, являются интересы подростка.
А. Б. Залкинд говорит, что в переходном возрасте чрезвычайно осложняется проблема интересов. Совершенно ясно, что если мы не создадим у подростков ярких установок на определенные, интересующие их впечатления, то мы не сумеем охватить педагогическим воздействием главную часть тех биологических ценностей, которые заключены в переходном возрасте. Можно совершенно твердо указать на то, что проблема воспитания и обучения переходном возрасте - это проблема правильного построения возрастных интересов, возрастных доминант, по мысли автора".
[Выготский Л. С.: Том IV. , S. 7862 (vgl. Выготский: Собр. соч. Т. 4, S. 0)].
С.Л.Рубинштейн о негативизме подростков пишет:

"Негативизм проявляется в немотивированном волевом противодействии всему тому, что исходит от других. За негативизмом скрывается не сила, а слабость воли, когда субъект не в состоянии сохранить по отношению к желаниям окружающих достаточной внутренней свободы, чтобы взвесить их по существу и на этом основании принять их или отвергнуть. <...> Как при внушаемости субъект принимает, так при негативизме он отвергает, безотносительно к объективному содержанию, обосновывающему решение. Явления негативизма наблюдаются, так же как внушение, у истерических субъектов.
О негативизме говорят также как о характерном явлении волевой сферы ребенка. Но генетическая обусловленность этих явлений в обоих случаях различна. Еще не окрепшая воля создает себе иногда в явлениях негативизма защитный барьер. Однако и в процессе развития негативизм является обычно симптомом ненормально складывающихся отношений ребенка или подростка с его окружением. То, что трактуется у подростка как негативизм, является иногда проявлением того разлада между отцами и детьми, который особенно сказывался в периоды более или менее значительных общественных сдвигов в истории общества.
В этой связи поучительно и другое явление характерологического порядка - упрямство. Хотя в упрямстве как будто проявляются упорство и настойчивость, все же упрямство и сила воли не тождественные явления. При упрямстве субъект упорствует в своем решении только потому, что это решение исходит от него. Упрямство от настойчивости отличается своей объективной необоснованностью. Решение при упрямстве носит формальный характер, поскольку оно совершается безотносительно к существу или объективному содержанию принятого решения.
Внушаемость, негативизм и упрямство ярко вскрывают значение для полноценного волевого акта объективного, его обосновывающего содержания. Отношение к другим людям и к самому себе играет существенную роль в каждом нормальном волевом акте; при внушении, негативизме и упрямстве они приобретают патологические формы потому, что не опосредованы объективным содержанием принимаемого решения".
[Рубинштейн С. Л.: Часть пятая. , S. 24681 (vgl. Рубинштейн: Основы общей психологии, S. 0).
Ему вторит Узнадзе: "Таким образом, в период полового созревания повторно проявляются негативизм и упрямство. Подросток чувствует неуклонную тенденцию суверенной самостоятельности и беспощадного отрицания всего до сих пор существовавшего.
Эта вторая пора упрямства тоже быстро заканчивается и уступает место новой, теперь уже высшей ступени развития человеческого поведения. Фантазия и интеллект подрастающего человека уже достаточно развиты для того, чтобы он мог взять на себя регуляцию собственного поведения. Его окрепшее самосознание, постоянное подчеркивание своего собственного "я" и своих идеалов достаточно подготавливают его для того, чтобы именно это "я" стало субъектом его поведения. Итак, подрастающий человек уже окончательно достигает ступени волевой активности".
[Узнадзе Д. Н.: Психология деятельности. Импульсивное поведение. , S. 29971 (vgl. Узнадзе Д. Н. Психологические исследования, S. 424)]

Л.И. Божович считает, что внешне негативизм проявляется в, казалось бы, беспричинных капризах ребенка, упрямстве, постоянном отказе от выполнения требований взрослых, стремлении во что бы то ни стало настоять на своем. Дети фактически становятся неуправляемыми: ни требования, ни угрозы, ни даже просьбы на них не действуют. Они стойко отказываются делать то, что еще недавно выполняли беспрекословно.
Дело здесь не в том, что детям не хочется делать то, что предлагает взрослый, а в том, что им не хочется выполнять требования, исходящие от взрослого. Мать говорит ребенку, что надо идти гулять, но ребенок категорически отказывается. Его начинают одевать, он сопротивляется. Но через некоторое время после того, как его оставили в покое, он вдруг заявляет: "Я хочу гулять".
Причина такого поведения заключается в том, что у ребенка накапливается эмоционально отрицательное отношение к требованиям взрослых, препятствующим удовлетворению потребности детей в самостоятельности. А потребность в самостоятельности возникает в связи с появлением мотивирующих представлений.
Некоторые родители как-то интуитивно улавливают начало этого нового этапа в психическом развитии ребенка и изменяют свой подход к нему. Они начинают понимать, что с ребенком старше одного года нельзя обращаться так же, как с младенцем, теперь уже надо считаться с его желанием действовать в соответствии со своими собственными побуждениями. У тех же родителей, которые этого не поняли, конфликт с детьми неизбежно будет усугубляться. Отмечены случаи, когда дети отказывались делать даже то, что им очень хотелось, если видели, что того же самого хотят от них и родители.
Таким образом, негативизм - это результат неправильного воспитания, следствие протеста ребенка против насилия, совершаемого над ним взрослыми. И не следует смешивать его с проявлением настойчивости. Настойчивое стремление ребенка к достижению цели, в противоположность негативизму, явление положительное, это - важнейшая характеристика волевого поведения. Ведь при негативизме мотивом поведения ребенка является исключительно упрямое желание настоять на своем, а настойчивость определяется подлинной заинтересованностью ребенка в достижении цели.
Из всего сказанного очевидно, что появление негативизма приносит огромный ущерб процессу развития и воспитания ребенка. Во-первых, нарушается контакт между ребенком и взрослым, без чего воспитание вообще становится невозможным. Во-вторых, тот факт, что взрослые постоянно препятствуют исполнению собственных решений и желаний ребенка, постепенно приводит к ослаблению самих этих желаний, то есть к ослаблению его стремления к самостоятельности. Если у родителей не хватает терпения дать детям возможность своевременно проявить самостоятельность, то через некоторое время дети перестают стремиться проявить самостоятельность и требуют, чтобы их одевали, кормили взрослые.
Следовательно, насилие над ребенком, навязывание ему поведения, не соответствующего его внутренним потребностям, уродует психику маленького человека. Необходимо избегать такого насилия, всячески поощрять стремление ребенка к самостоятельности.
Точно так же, как в раннем детстве, воспитание в дошкольном возрасте заключается не столько в каких-то особых приемах, сколько в правильной организации всей жизни и деятельности ребенка. Ведь нельзя ожидать проявления воли от лишенного самостоятельности человека, у которого отсутствуют определенные цели, рождающие стремление к их достижению. Вот почему, говоря о воспитании воли, следует говорить о правильной организации всей жизни и деятельности ребенка, формирующих его личность.
[Божович Л. И.: Развитие воли в онтогенезе. , S. 4531 (vgl. Божович: Проблемы формирования личности, S. 312)].
А.В.Брушлинский, считает, что в ходе саморазвития ребенок весьма по-разному восприимчив к различным влияниям извне и потому не беззащитен. В таком смысле даже детский и подростковый негативизм - при всех его отрицательных свойствах - может иметь и некоторое положительное значение, обеспечивая в необходимых случаях временную защиту от нежелательных внешних воздействий, в частности, от помощи со стороны взрослых и сверстников.
Педагогическая, морально-психологическая и т. д. помощь всегда необходима и полезна ребенку, но она может способствовать его саморазвитию лишь при строго определенных условиях. Для того, чтобы полнее раскрыть это общее положение, целесообразно сопоставить друг с другом именно в данном контексте вышеупомянутый принцип детерминизма "внешнее только через внутреннее" и понятие зоны ближайшего развития, идущее от Л. С. Выготского и сейчас широко используемое его последователями.
[Брушлинский А. В.: § 3. Целостность субъекта – основание для системности всех его психических качеств. , S. 4689 (vgl. Брушлинский: Проблемы психологии субъекта, S. 43)]

М.Борба предлагает четыре шага к избавлению от недоброжелательности.

Вот четыре шага, которые помогут ребенку избавиться от недоброжелательности и развить способность к сочувствию.

Шаг 1. Критикуйте грубое поведение, а не ребенка

Как только вы заметите, что ребенок допускает грубость, немедленно обратите его внимание на такое поведение. Не загоняйте себя в ловушку, пускаясь в долгие проповеди о Золотом Правиле поведения (нотации, как правило, отталкивают детей). Вместо этого не пожалейте времени, чтобы обозначить и описать недоброжелательные поступки ребенка. Вы должны сконцентрироваться только на недобром поведении ребенка, а не на самом ребенке. Ваша задача - добиться, чтобы ребенок понял, против какого именно поведения вы возражаете и почему не одобряете такое поведение. Вот несколько примеров, как сделать недоброе поведение объектом борьбы.
"Нехорошо обзывать двоюродного брата "четырехглазым". Обзываться плохо, так как это унижает людей. Я просто не могу позволить тебе делать это".
"Как нехорошо рассказывать сестре анекдоты про толстых и называть ее толстухой. Ты ведь смеешься над ней, а не вместе с ней. Нельзя дразнить человека, это ранит его чувства".
"Ты проявил невнимательность, не спросив приятеля, какую передачу он хочет посмотреть. Ты смотришь только то, что хочешь сам, даже не поинтересовавшись его желаниями. Я хочу, чтобы ты был более внимательным хозяином".

Шаг 2. Помогите ребенку научиться понимать чувства того, кого он обидел

В воспитании ребенка, демонстрирующего в своем поведении недоброжелательность, важно помочь ему понять, насколько его поступки ранят человека. Вот несколько вопросов, которые заставят ребенка задуматься, как действует его грубость на чувства того, кого он обидел.
"Ты видишь, как огорчился твой брат? Каково ему из-за твоего поступка?"
"Она расплакалась из-за тебя. Как ты думаешь, что она чувствует?"
"Ты заметил, как подействовала на нее твоя грубость? Что бы ты почувствовал, если бы кто-то поступил так с тобой?"

Шаг 3. Научите ребенка избегать грубости

Теперь задайте ребенку один очень важный вопрос: "А что ты сделаешь иначе в следующий раз?" Мы очень часто упускаем этот шаг, потому что полагаем, что ребенок знает, как вести себя иначе. Не делайте подобного предположения! Я наблюдала, как многие дети становились закоренелыми грубиянами, поскольку никто не удосужился побеседовать с ними о поведении, замещающем грубость. В конце концов, самое эффективное воспитание - это то, которое учит детей поступать правильно. Поэтому научите ребенка вести себя по-новому, доброжелательно, Чтобы заменить грубые поступки, например, научите его хвалить друга, извиняться, делиться или высказывать восхищение. Затем помогите ребенку потренироваться в новом поведении, чтобы оно вошло в привычку.

Шаг 4. Давайте ребенку возможность исправить сделанное

Заключительная часть воспитания - помочь ребенку научиться брать на себя ответственность за грубость, исправляя то, что было сделано. В результате исследования, проведенного Мартином Хоффманом, было установлено, что если родители привлекают внимание ребенка к пагубным последствиям его поступков, побуждая искупить свою вину, это способствует развитию у него вежливости и предупредительности. Очень важно, чтобы ребенок понял, что допущенный грубый поступок нельзя отменить, однако можно смягчить неловкость и сгладить чувство обиды у того, которого оскорбили, извинившись, заменив поврежденные вещи, уступив дорогу или сделав что-то доброе по отношению к нему. Потребуйте, чтобы ребенок сам составил план действий по исправлению последствий. Более того, позаботьтесь о том, чтобы в этом вопросе не оставалось неясностей, чтобы ребенок понял - вы не потерпите недоброжелательности.

План поэтапного изменения проблемного поведения ребенка

Данные исследований свидетельствуют, что количество недоброжелательно настроенных детей возрастает. Что, по вашему мнению, способствует росту этой тенденции? Специалисты утверждают, что недоброжелательными не рождаются - этому учатся. Где дети учатся недоброжелательности? А вы сами проявляли когда-либо недоброжелательность по отношению к ним? Наблюдали ли ваши дети проявления вашей недоброжелательности по отношению к супругу (супруге), членам семьи или друзьям? Как родители могут сократить количество факторов, способствующих развитию недоброжелательности? Как вы можете воспитать у ребенка сочувствие? Запишите свои мысли и выберите одну, чтобы воплотить ее в жизнь.
Теперь настало время действий по изменению поведения вашего ребенка. Используйте Дневник поэтапного изменения проблемного поведения ребенка для записи своих мыслей и составления плана изменений.
1. Подумайте, что может способствовать проявлениям недоброжелательности у вашего ребенка? Когда вы впервые заметили недоброжелательное поведение? Что обеспокоило вас? Теперь определите, на кого подобное поведение направлено (например, на вас, ваших родителей, братьев и сестер, друзей, взрослых, малышей, животных, соседских детей)? Поговорите с другими взрослыми, которые занимаются вашим ребенком, хорошо знают его и могли бы наблюдать подобное поведение в другой обстановке. Сделайте заметки.
2. Просмотрите список основных причин проявления недоброжелательности у детей. Может быть, по каким-то из этих причин и ваш ребенок ведет себя недоброжелательно? Определив причину недоброжелательного поведения ребенка, составьте план поэтапного изменения проблемного поведения.
Общие причины проявления недоброжелательности у детей:

Отсутствие эмпатии. Ребенок может не вполне понимать, что чувствует человек, к которому отнеслись недоброжелательно.
Отсутствие самоуважения. Ребенок чувствует свою несостоятельность, поэтому хочет унизить другого человека.
Потребность отомстить. К нему самому приставали и его дразнили; он хочет "отыграться".
Желание быть принятым в группе. Ребенок, желая быть принятым в какой-либо группе, подавляет ее аутсайдеров.
Отсутствие навыков решения проблем. Не зная, как разрешить конфликт, ребенок обижает и обзывается.
Зависть. Ребенок кому-то завидует, поэтому унижает его, чтобы почувствовать себя лучше.
Недоброжелательность, проявляемая по отношению к самому ребенку. С ребенком обращаются недоброжелательно, поэтому он копирует такое поведение.
Желание властвовать. Ребенок чувствует свое превосходство, когда дразнится.
Невостребованность доброжелательности. Никто не объясняет ребенку, что недоброжелательность - это плохо.
Неразвитые навыки общения. Ребенок не обладает такими навыками общения с другими детьми, как совместные занятия, улаживание споров, выполнение обещаний, поддержка, умение выслушать, поэтому он прибегает к подавлению другого ребенка.
3. Перечитайте четыре шага к изменению недоброжелательного поведения. Припомните последний случай, когда ребенок проявил такое поведение. Как бы вы использовали эти шаги для исправления поведения ребенка?
4. Подумайте, что вы сделаете и скажете, когда ребенок в следующий раз проявит недоброжелательность. Как вы примените эти шаги, чтобы изменить поведение ребенка? Сделайте несколько записей, которые помогают вам запомнить, как более эффективно воспитывать ребенка, чтобы искоренить недоброжелательность

Литература:
1. Большой психологический словарь /под ред. Б.Г. Мещерякова,В.П.Зинческо./ СПб.: Прайм-Еврознак, 2006.
2. Божович Л.И.Проблемы формирования личности, S. 312
3. Борба М. "Нет плохому поведению. 38 моделей проблемного поведения ребенка и как с ними бороться". М.:Вильямс, 2005.
4. Управление персоналом. Энциклопедический словарь./под ред А.Я. Кибанова/ М.: Инфра-М, 1998.

Негативизм
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/negativizm
Автор: Н.И. Козлов
Негативизм – отношение к человеку, людям, а иногда к жизни и миру в целом с негативным предубеждением. Противоположность негативизма – понимание, сотрудничество, поддержка.
Чаще всего под негативизмом имеют в виду поведенческий негативизм - склонность отказать или сделать всё в пику, сделать наоборот, наперекор просьбам и требованиям. Пассивный негативизм – игнорирование просьб и требований. Активный негативизм (протестное поведение) – человек делает всё наоборот, о чём бы его ни попросили.
Негативизм у детей: «Ты засиделся надолго. Пойди погуляй!» – «Не хочу, я читаю!». «Ты сегодня ещё не читал. Пора заняться чтением!» – «Не хочу, пойду гулять!» – при этом, скорее всего, его желания будут прямо противоположны предложенному.
Негативизм более характерен для детей в период возрастных кризисов. Типичен для подростков (подростковый негативизм) и для пожилых (старых) людей (смотри об этом Шкала эмоциональных тонов и Возрастной негативизм). Негативизм обычно обостряется в периоды личных неудач.
Когда негативизм связан с общим плохим самочувствием или настроением, он носит чаще тотальный характер, проявляясь и в поведении, и в стиле общения, и во взглядах на жизнь. В других случаях, возможно в связи с особенностями воспитания, негативизм может носить очень избирательный характер. Например, словами человек ругается, возражает и обвиняет, а на деле в это же самое время - любит и заботится. Напротив того, вежливый и воспитаный человек с вполне позитивным словарем на деле может быть асоциальной личностью с негативными человеконенавистническими установками.
Негативизм может проявляться в отношении к определенным людям или группе людей. Например, человеку кажется, что в этом обществе подавляется его индивидуальность, и тогда он старается всё сделать «не как другие». Негативщику трудно жить самому, еще более трудно жить рядом с ним. Трудно вести с человеком какие-либо дела, если человеку присуще негативное мировоспритие - привычка установка видеть в жизни негатив: ошибки - а не удачи, проблемы - а не возможности, недостатки - а не достоинства. Впрочем, негативщики вполне могут дружить друг с другом, вместе поливая окружающих грязью. Нередко они также дурно отзываются друг о друге, но поскольку для них привычно видеть в мире негатив, то и гадости в их адрес для них вполне понятны. Они к этому привыкли.
Более сложно заметить в человеке глубинный негативизм. Бывает, что внешне вроде бы позитивно относясь к людям, внутри себя он относится к людям с негативным предубеждением, не доверяя людям, видя умысел и вредительство, обвиняя и подозревая людей, провоцируя негативизм у окружающих.
Причины негативизма разнообразны, нельзя отрицать и генетические обстоятельства, и влияние гормонального фона, и общекультурное окружение. К сожалению, негативизм - одна их характерных черт российского менталитета. В связи с этим большинство россиян чаще видят в себе недостатки, а не достоинства. За рубежом, если человек на улице случайно задел другого человека, шаблонная реакция практически любого: "Sorry", извинение и улыбка. Они так воспитаны. Печально, что в России такие шаблоны - более негативные, тут можно услышать и "Ну ты, куда смотришь?", и нечто более резкое.
Что касается психологических причин, то это в первую очередь 1) беспомощность, недостаток умений и знания, как справиться с проблемой; 2) борьба за власть, самоутверждение; 3) недостаток внимания, привлечение внимания; 4) выражение неприязни, месть.Иногда это – болезненный вариант негативного мировосприятия.
Как бороться с негативизмом?
Бороться с негативизмом - задача творческая. Указывать на симптомы негативизма у других – опасно, обычно люди с развивающимся негативизмом на это реагируют защитой, только укрепляя себя в своем негативизме. Если же вы будете следить сами за собой или попросите окружающих вам подсказывать, когда вы "сваливаетесь в негативизм", успехи вполне реальны.
А как самому не сваливаться в негативизм? - Не очень мудро бороться с негативизмом, поскольку борьба против - уже проявление негативизма. Продуктивнее и веселее вырабатывать у себя позитивное мировоззрение и позитивное отношение к людям. Это - реально. Итак, убираем позицию Жертвы, склонность поныть и попереживать "Ах, как все ужасно!", развиваем позицию Автора, уверенность в себе и привычку к бодрой поддержке окружающих. Учимся видеть свои успехи и удачи, учимся говорить людям комплименты, учимся благодарить людей и учимся благодарности жизни в целом.
Внимательные люди заботятся, что негативизм ими не овладевал. Проще всего попросить друзей и членов семьи, чтобы они следили за вами, тем более что такая игра полезна для всех. Самостоятельно можно отслеживать свой позитивный словарь и отдельно выписать свои типовые выражения, в которых вы выплескиваете свой негатив. Мат, естественно, из нормального общения исключается
Возрастной негативизм
Материал Может быть, возрастной негативизм – это следствие большого жизненного опыта? Может быть, даже оптимисты изменили бы своё мнение с возрастом, просто с приходом настоящего жизненного опыта?

00:00
00:00
Едва ли причина возрастного негативизма - в этом. С возрастом умнеют не все: если человек был бестолковым, так им и останется. Человек – тот или иной набор предрассудков, иногда удачных, иногда нет. В хорошем обществе люди, даже если это не удалось сделать школе и родителям, набирают приличный набор предрассудков и становятся похожи на толковых людей. Но это не их заслуга. В них забили эти толковые мысли. Следовательно, здесь действует какой-то другой механизм. Скорее всего, это:
гормональный фон,
состояние здоровья.
В детстве всё тело у тебя поёт, хочется двигаться, мир прекрасен – всё это происходит благодаря гормональному фону. Ребёнок, как здоровое существо, на всё реагирует с интересом. Бывают исключения рода, когда дети уже рождаются трусливыми и враждебными, но такое случается довольно редко.
Если ты покупаешь не подержанную машину, какая она? Когда я смотрю на людей, всегда возникает самая простая аналогия с годом выпуска машины. И вот машина держится, проходит ТО, но это уже подержанный вариант.
Так и у человека с возрастом меняется гормональный фон и становится объективно тяжело жить.
Болит голова, ноги, мучает геморрой, причем долгие годы, а не часы. Уже и спина тяжелая, а жить ещё, кажется, так долго. А поскольку детей не воспитал, дети плохие, ведь ты на них надеялся, но ничего не делал для того, чтобы надежда осуществилась. Ты не заботился о своей жизни.
Как противостоять возрастному негативизму?
Мы с Мариной договорились, если замечаем друг у друга черты негативизма, сразу сигнализируем об этом.
Как мы это делаем? Вариантов много. Если в разговоре с другими людьми я ушел в негатив, Марина не подает вида, улыбается: «Всё в порядке». После разговора берет меня за руку и говорит: «Родной, вспомни, мы разговаривали на тему негатива». Я задумываюсь, благодарю её и, как правило, целую в щечку. Если это происходит у Марины во время разговора со мной, но по поводу других людей (что чаще всего бывает), я беру её за руку и говорю: «Марина, чего ты от меня хочешь»?
Такой вопрос станет абсолютным ступором, потому что, когда человек говорит о негативе, конструктива у него, как правило, нет. «Я предлагаю закрыть эту тему, она ведь негативная». Всё. Происходит переключение.
Либо другой вариант: я отказываюсь продолжать разговор со словами: «Давай подождем 5 минут и вернемся к этой теме, ведь её нужно обсуждать в другом стиле и с другой интонацией».
Да, в Синтоне скоро появятся флажки с хорошими надписями, типа «я прав» или «я тебя люблю», а на одном из флажков будет - «помягче, пожалуйста. Спасибо!». Обязательно буду использовать их, например, вместо цветка, который всегда при тебе. Даешь флажок «я тебя люблю» и целуешь. Приятно. А потом ставишь флажок «помягче, пожалуйста. Спасибо!».

Негатив
http://www.psychologos.ru/articles/view/negativ
Негатив - то, что люди оценивают как нечто плохое, неприятное, тяжелое, отрицательное, порождаемое психологическими причинами. То есть иногда и намеренное, но не умышленное, рожденное не от разума.
Недоброжелательная критика, ругань, обвинения и самообвинения, создание боли себе и другим, видение всего в черном цвете - все это негатив.
Негатив бывает осознанный, намеренный - и неосознанный, случайный. Негатив может быть реакцией, ответом на негатив изне и может быть акцией, действием и поступком. Негатив может быть на уровне восприятия (видение во всем минусов, негативное мировосприятие), на уровне общения - в словах или интонациях, негатив может быть в действиях и поступках (негативизм). Можно говорить о ситуативном негативе и негативе личностном. Распространенная разновидность личностного негатива - возрастной негатив. См.;
Негатив - часто используемый способ влияния на себя и других людей, оправданный в некоторых случаях и очень вредный в других. Управлять людьми проще всего на негативе, хотя в долгосрочной перспективе это оказывается мало эффективным.
Негатив полезен и оправдан, когда из него следует конструктив: что с этим делать. Одно из правил общения: о хорошем можно говорить всегда и не обязательно по делу. О плохом (о проблемах и чьих-то недостатках) - только для реальной нужды, когда есть желание это изменить и видение, как это можно сделать. Если нет нужды говорить о плохом - эти темы закрываем.
Негатив в семейном общении - под особым контролем и разрешен только по большой нужде. Негатив разрешен и позволителен, только если без говорения о нем обойтись нельзя, например если о нем необходимо сказать для обоснования своего тезиса. Если что-то можно сказать без негатива - правильно сказать это без негатива. В семейном общении негатив без необходимости употреблять нельзя.
Когда-то негатив толкает людей к развитию, чаще - тормозит. Верно, что позитив сам по себе не обещает всех остальных достоинств, а лишь способствует их достижению. Но так же верно и то, что антипод позитива, негатив, является (как правило) серьезным тормозом на пути к личностному развитию и жизненному успеху. Развивать себя на негативе - не эффективно.
Лучший способ бороться с собственным негативом - это не бороться со своим негативом, а развивать в себе позитив. Часто негатив идет потому, что мы его просто не замечаем, а после он превращается в дурную привычку. В этом случае полезно обращаться к окружающим, чтобы они за вами последили и подсказывали вам, когда у вас появляется жесткая недовольная интонация, когда вы поднимаете негативные темы или просто о ком-то плохо отзываетесь.
Полезно договориться, когда в семье пара помогает друг другу не опускаться в негатив. Жене: "Измени интонации, пожалуйста, у тебя сейчас жесткий голос" (вариант: сделать флажок "Помягче. пожалуйста! Спасибо". Мужу: если он был резок, положить руку ему на руку и мягко сказать: "Мне кажется, ты был резковат. Как ты считаешь, можно это было сказать как-то по-другому, помягче?"



Загрузка...