electricschool.ru

План-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему: НОД по художественно — эстетическому развитию (рисование)в старшей группе Тема: «Дымковская слобода. Конспект НОД по рисованию «Дымковская слобода (деревня)

Конспект НОД по художественно­эстетическому
развитию в старшей группе на тему «Дымковская
слобода (деревня)»
(Коллективная работа)
Интеграция образовательных областей: познавательное, художественно­
эстетическое, физическое развитие.
Предварительная работа: беседа о дымковских игрушках, рассматривание
элементов росписи; просмотр мультимедийной презентации о народных
промыслах «Дымковской слободе». Рисование дымковских узоров, роспись
бумажных силуэтов. Чтение стихотворений, загадок о народных промыслах.
Разучивание наизусть потешек о дымковских игрушках.
Программное содержание: развивать эстетическое восприятие, обзорные
представления, чувство цвета и композиции. Закреплять знания детей
о дымковских игрушках, о дымковской росписи. Закреплять эмоционально
положительное отношение к народному декоративному искусству. Развивать
чувство прекрасного, творческие способности и эстетический вкус.
Воспитывать уважение и интерес к народным промыслам. Продолжать
развивать навыки коллективной работы.
Методика проведения занятия: показать детям разные дымковские
игрушки (барышню, коня, козлика, уточку и др.). Спросить, как называются
эти красивые изделия. Послушать стихи о Дымковской слободе, предложить
расписать так же красиво вырезанную из бумаги фигурку, а затем сделать
общую картину «Дымковская слобода» (село, деревня, где создают
глиняные игрушки). Более сложные игрушки предложить для росписи детям,
которые хорошо владеют дымковской росписью (2-3 дома, 3­4 барышни и
более мелкие фигурки).
Дети приступают к рисованию. Воспитатель подходит к каждому ребенку,
напоминает о том, что следует подумать о расположении элементов узора, об
использовании разных элементов, разнообразных цветов.
По мере готовности изделий дети вместе с воспитателем раскладывают
фигурки на большом листе бумаги, создавая картину.
По окончании занятия полюбоваться всем вместе обшей композицией. Сказать
детям, что в свободное время картину можно дополнить, если у них появятся
интересные предложения.
Материалы. Силуэты дымковских игрушек, глиняные дымковские
игрушки, дымковские игрушки вырезанные из белой бумаги, краски гуашь,

кисти разной толщины, подставки, палитры, баночки с водой, салфетка (на
каждого ребенка). Большой лист бумаги для оформления картины. Бумбокс,
аудиозапись русских народных мелодий.
Связь с другими занятиями и видами деятельности. Расширять представления
детей о дымковских расписных изделиях. Рассматривать альбомы
декоративно­прикладного искусства.
Ход занятия:
Дети входят в группу под русскую народную музыку и встают на полукруг.
Восп: Здравствуйте ребята! Посмотрите, как много красивых игрушек
сегодня у нас в гостях! Такие интересные игрушки! Вы их узнали? Что это за
игрушки?
Дети: Это уточки, кони, это дымковские игрушки.
Восп: Правильно ребятки, а что же мы знаем об этой яркой русской нарядной
игрушке.
(перед детьми картина с видом Дымковской слободы)
(На мультимедийном проекторе)
­ Погляди­ка на картинку. Что за деревенька в дымке?
(дети читают стихи о дымковском промысле и слободе)
1. И село родное люди «Дымково» назвали.
Там любили песни, пляски.
В том селе рождались сказки.
Вечера зимою длинны и лепили там из глины.
2. Все игрушки – непростые,
А волшебно – расписные
Белоснежны, как берёзки,
Кружочки, клеточки, полоски.
3. Говорят о ней повсюду.
Удивительному чуду мы поклонимся не раз!
И о дымковской игрушке
Мы ведем сейчас рассказ.
Восп: Молодцы, ребята!

Восп: А сейчас, предлагаю пройти в мастерскую и
украсить дымковским узором модели барашек,коней, барышень, уточек
которые я приготовила для вас.
Но что же это – мастерская закрыта!
Чтобы попасть в мастерскую, необходимо ответить на 2 вопроса:
1. Почему этот народный промысел называют дымковским?
2. А где сейчас находятся мастерские, где делают дымковскую игрушку?
Восп: Мастерская открыта – проходим и приступаем к работе.
Давайте разомнем пальчики и проверим осанку.
Пальчиковая гимнастика:
Наши пальчики расскажут
Все умеют, все покажут
Пять их на моей руке
Все делать могут
Всегда помогут
Они умеют рисовать
Палочки, кружочки
Разноцветные овалы
Кольца или точки
Мы возьмемся все за дело
Эх, работа закипела!
(дети украшают узором модели вырезанных из бумаги игрушек (во
время рисования звучит народная музыка), по окончании работы сделать
общую картину «Дымковская слобода»(село, деревня, где создают
глиняные игрушки).
Восп: Ай да, Дымковская Слобода у нас получились! Настоящие
– дымковские игрушки!
Анализ детских работ:
Восп: Да, ребята, слобода у вас получились веселая и дружная!

Дымковская игрушка является одним из старейших русских народных глиняных промыслов. Он впервые возник 400 лет назад и до сих пор не потерял своей актуальности. На протяжении этого времени менялся облик дымковской игрушки, но особенность ее изготовления, делающая ее уникальной, оставалась прежней. Наш рассказ о дымковской игрушке предназначен в первую очередь для детей, младших школьников, но интересующимся взрослым почитать тоже будет интересно.

История создания дымковской игрушки

Родом этот промысел из Дымковской слободы, которая входит сейчас в состав города Кирова (ранее - Вятка).

Существует интересная легенда, связанная с созданием дымковской игрушки. Согласно ей, однажды, много веков назад, у стен города встретились два дружественных войска, но из-за того, что было темно, они решили, что перед ними враг и начался бой. В сражении погибло много воинов, считается, что их злые духи и по сей день летают над полем боя. И после этого трагического события было принято каждый год весной справлять тризну.

Постепенно это происшествие было забыто, а вместо тризны появились народные гуляния, которые называли «свистопляски». В этот день женщины лепили из глины различные фигурки и шарики, которые красиво и тщательно расписывали. Фигурками на гулянье весело свистели, а цветными шариками, внутри которых находились горошины, было принято кидаться друг в друга, что создавало дополнительный шум.

Конечно, не только трагическое происшествие способствовало образованию праздника и созданию дымковской игрушки. Важным было и то, что вблизи Дымковской слободы находились залежи глины, которую можно было использовать в керамике. Особый способ лепки и оригинальная роспись сделали дымковские игрушки востребованными не только в Кирове, но и далеко за его пределами.

Особенности дымковской игрушки

Характерной чертой дымковской игрушки, отличающей ее от других фигурок и статуэток, является то, что все они могли свистеть, трещать, грохотать и издавать другой шум. Эта особенность связана с тем, что злые духи не любят шума, а игрушка как раз призвана этих духов разогнать. В весеннее время с началом сельскохозяйственных работ их присутствие было совсем не нужным. Считалось, что они появлялись на полях еще зимой и одним из способов борьбы с ними были весенние праздники, которые отличались шумным весельем. В изгнании духов с помощью свиста и грохота и состояла задача дымковской игрушки.

Таким образом, в первую очередь, фигурки должны были издавать шум и свист. В настоящее время, это не является необходимым атрибутом дымковской игрушки, однако, способы ее изготовления и росписи остались прежними.

Процесс изготовления дымковской игрушки

Весь путь создания уникальной и неповторимой дымковской игрушки сродни волшебству и делится на несколько этапов. Основными из них являются:

Лепка,
сушка,
обжиг,
побелка,
роспись.

Как лепить дымковскую игрушку

Процесс лепки проводится вручную и поэтому нет двух одинаковых дымковских игрушек, каждая из них уникальна и хранит в себе частичку души мастера, ее изготовившего.

Для создания поделки используется ярко-красная глина, смешанная с мелким речным песком. Игрушка создается по частям, а, затем, все детали скрепляются между собой с помощью жидкой красной глины, стыки же для более плавного перехода заглаживают мокрой тряпицей.

Лепку можно условно разделить на несколько этапов:

1. Создание основы.
2. Изготовление придатков.
3. Соединение придатков с туловищем.
4. Добавление украшений.

Основой в лепке дымковской игрушки является туловище. Сначала из кусочка глины скатывают шарик. Затем из этого шарика вытягивают нужную форму тела, при этом, чем плавнее проводится этот процесс, тем более правильной и красивой получается форма.

Изготовление придатков производится также из глиняного шарика, но меньшего размера. Под придатками подразумеваются конечности, голова, шея и т. д. Они крепятся к туловищу, а места соединения скрепляют глиной и водой, чтобы переход был более плавным.

В качестве украшений можно создавать из глины шарики, колечки, канавки, колбаски, а затем крепить их на фигурку.

Например, чтобы изготовить барышню, вначале необходимо вылепить конусообразную юбку. Затем, к ней крепится тело с продолговатой шеей. Следующим этапом является прикрепление головы и рук, после чего настает время нарядить барышню в красивый платок, одеть на голову шляпку и поместить в руки домашнее животное или ребенка.

Мужские фигурки лепятся немного по-другому. Туловище и головы крепятся к ногам, которые представляют собой две толстые колбаски, изогнув нижние части которых получают ножки. Головные уборы и волосы также отличаются от женских образов.

Туловище животного напоминает по строению конус, к острой части которого крепится голова и шея. Конечности обычно крупные, немного сужающиеся книзу. Хвост с рогами крепятся к туловищу в последнюю очередь.

Интересным моментом является то, что все дымковские игрушки делаются расширяющимися книзу. Например, у дам всегда пышные платья, кавалеры чаще всего восседают на лошади, а у животных короткие ножки. Это связано с тем, что хрупкий низ может не выдержать тяжести всей игрушки после процесса сушки.

Сушка и обжиг дымковской игрушки

После окончания процесса лепки производится сушка игрушки с последующим обжигом. Длительность сушки зависит от размеров статуэтки и особенностей климата внутри помещения. Обязательно учитывается влажность, температура и другие показатели. В зависимости от этих значений процесс сушки занимает от 3 дней до 3 недель.

После сушки наступает момент обжига. Раньше, игрушки обжигали в деревенской печи. Их клали на металлический противень и устанавливали непосредственно на дрова. После того, как игрушка накалялась ее остужали в той же печи. В настоящее время применяются современные печи, которые позволяют сэкономить время и делают процесс прокаливания игрушки более безопасным.

Побелка (беление) дымковской игрушки

После сушки и обжига дымковская игрушка приобретает красно-коричневый цвет, поэтому перед нанесением узоров проводится ее выбеливание. Для этого статуэтку покрывают специальным раствором, состоящим из мелового порошка и молока. После того, как молоко скисает, раствор становится твердым и на поверхности игрушки создается ровный белый слой. Выбеливание фигурок позволяет не только сделать их поверхность более ровной, но и придать наносимым краскам особую живую яркость.

Несмотря на многочисленные попытки изменить состав раствора, они оказались неудачными. В результате фигурки получались желтоватыми или поверхность выглядела неровной. Поэтому, сейчас, как и много веков назад, побелка дымковской игрушки производится именно указанным выше составом.

Особенности росписи дымковской игрушки

Для того, чтобы придать неповторимый образ дымковской игрушке использует сочетание ярких, контрастных цветов и геометрических форм. Благодаря этому фигурки приобретают праздничный раскрас.

Изначально, для росписи использовали темперные краски, разведенные уксусом, квасом или растертые на яйце. Чаще всего наносились восемь цветов. Роспись производилась с помощью палочек с накрученными на них тряпочками, а для прорисовки глаз и бровей использовали лучинки-палочки. В настоящее время, применяются специальные краски для керамики, акриловые краски, растертые на яйце, или гуашевые краски. Наносят их на игрушку хорьковыми или колонковыми кистями.

Классическая роспись дымковских игрушек состоит из сочетания крупных геометрических узоров и гладкоокрашенных частей. При нанесении используются контрастные цвета, перемежаемые с белым и черным, а также небольшие листки сусального золота. Все это позволяет создать неповторимую цветовую гамму и подчеркнуть сочность оттенков. Наиболее ярко расписывались фигурки животных и орнамент юбок. Квадратики сусального золота наносились на эполеты военных, головные уборы дам, хвосты индюков. Чаще всего при росписи игрушек использовали такие цвета, как: синий, зеленый, красный, малиновый, оранжевый, голубой, изумрудный, коричневый, черный.

Особенностью нанесения рисунка была и является его последовательность. Вначале рисовали волосы, глаза и брови, затем раскрашивали головной убор и юбку. Чтобы придать узору дополнительный блеск, в некоторых местах наклеивали кусочки сусального золота.

Сам узор представляет собой разнообразное сочетание различных по форме геометрических фигур и цветовых решений, которые придают особый колорит дымковской игрушке и помогают создать огромное множество композиций. Наиболее часто применяются такие геометрические формы, как: круги, полоски, кольца, змеи.

Важно было начинать раскрашивание со светлых оттенков, к которым добавлялся более темный цвет. Настоящий мастер должен был знать, что символизировали основные цвета. Например, зеленый - это символ природы, пашни и земли, красный - красоты, здоровья, огня, белый - доброты, правды, честности, черный - горя, зла, а голубой - цвет неба.

При нанесении узоров в первую очередь стремились наносить те, которые символизировали правду, красоту, здоровую жизнь. Такие игрушки становились своеобразным оберегом.

Для каждой фигурки существовали определенные приемы росписи. Наиболее ярко раскрашивали петухов, индюков, всадников, уток, козлов. Узор часто носил не только оригинальный, но и фантастический характер. Несколько реже создавали фигурки баранов, свиней и коров.

Дополнительным украшением узора служили маленькие квадратики сусального золота. Его использование являлось характерной и отличительной чертой дымковской игрушки. Вырезанные из листиков сусального золота квадратики с помощью кисти, смоченной в яичном белке, наносили на игрушку и расправляли с помощью сухой кисточки.

Существуют ли сейчас мастера дымковской игрушки?

Традиции создания дымковской игрушки живы до сих пор. Этот процесс так и не стал автоматизированным и серийным. Фигурки и сейчас расписывают вручную, согласно правилам, существовавшим 400 лет назад, когда только появился этот народный промысел. Однако, не всем молодым мастерам хватает терпения пройти до конца процесс обучения, но те, кто постигают его полностью, становятся настоящими профессионалами. Они создают своими руками завораживающие образы дымковской игрушки, каждый из которых индивидуален и неповторим.

Создание дымковской игрушки было и остается женской профессией. Полет фантазии и знание древних традиций и обычаев помогает прекрасному полу создавать невероятные образы и передавать их целой гаммой сочных красок.

Благодаря дымковской игрушке, существующей уже более 400 лет, продолжается богатая история русского народа и его культурного наследия. Эти яркие и необычные статуэтки непросто радуют глаз и поднимают настроение, они погружают в захватывающую сказку, неповторимый и оригинальныйсюжет которой каждый человек придумывает для себя сам. И, хотя, дымковская игрушка в настоящее время утратила свой ритуальный смысл, она продолжает являться символом щедрости души, бодрости духа и безграничной доброты русского народа.

На берегу реки Вятки стоит село – Дымковская слобода. Дымковская игрушка – оригинальный глиняный промысел, зародившийся и сохранившийся исключительно на территории Кировской области, в слободе Дымково, где издавна селились печники и гончары.

Картинка 6 из презентации «Роспись дымковской игрушки» к урокам изо на тему «Игрушка»

Размеры: 400 х 320 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать картинку для урока изо, щёлкните по изображению правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Для показа картинок на уроке Вы также можете бесплатно скачать презентацию «Роспись дымковской игрушки.ppt» целиком со всеми картинками в zip-архиве. Размер архива - 2999 КБ.

Скачать презентацию

Игрушка

«Филимоновская народная игрушка» - Своё название получил от деревни Филимоново где жили в 1960-х годах последние мастерицы, возродившие забытое ремесло. Филимоновская игрушка - русский художественный промысел, сформировавшийся в Одоевском районе Тульской области. Cтарейший народный художественный промысел России. Филимоновская игрушка.

«Изготовление дымковской игрушки» - Замачивали красную глину, добавляя речной песок, тщательно перемешивали. Сушили на воздухе, в тени. Расписывали яркими красками. Технология изготовления игрушек. Декоративно-прикладное искусство. Отсюда и пошло название «дымковская игрушка». Выбери, какими материалами ты будешь работать при изготовлении дымковской игрушки.

«Глиняные игрушки» - Свистульки раскрашены ярким эмалевыми красками. Дымковская игрушка. Фигурки из глины обязательно украшались узорами. Роспись дымковской игрушки необычайно нарядна. Фигурки имеют удлинённое туловище. Народная глиняная игрушка. Птицы – знаки воскресения природы, пробуждения земли, хорошего урожая. Олень – символ удачного и счастливого брака, тепла и плодородия.

«Роспись дымковской игрушки» - Особенности росписи. Дымковский индюк хорош. Яркие, народные игрушки. Изготовление дымковской игрушки сегодня. Есть на Вятке слобода. Дымковские игрушки. На берегу реки Вятки стоит село – Дымковская слобода. Набор элементов и композиций для средней группы. Есть солярные солнечные знаки. Украшение платочка.

«Народные игрушки России» - Филимоновская игрушка. Способ обработки дерева. Путешествие в мир игрушки. Точёная игрушка. Можно ли прожить без игры. Крупнейшая коллекция народной игрушки. Соломенная кукла. Японский старичок. Тряпичная кукла. Моховики. Семёновская матрёшка. Работы мастеров. Купец. Глиняная игрушка. Мастер. Забавная игрушка.

«Дымковская игрушка детям» - Абашевская игрушка. Орнаменты. Дымково. Цвета и орнаменты. Каргопольские игрушки. Какими орнаментами украшают игрушки. Абашевские мастера. Окраска яркими масляными красками. Филимоновская игрушка. Каргопольская игрушка. Образ Полкана. Мастера Каргополя. Дымковские игрушки. Форма абашевской фигурки. Продолговатая форма.

Всего в теме 30 презентаций






















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: знакомство с новым видом декоративно-прикладного искусства – дымсковской глиняной игрушкой;
развитие наблюдательности, творческих способностей, чувства цвета и пропорции, навыков кистевого письма: тычком, мазком, линией;
воспитание любви к родному народу через творчество народных умельцев.

Тип: урок – беседа с элементами театрализованной игры (настольный театр).

Оборудование: дымковские игрушки, таблицы с крупным изображением игрушек, таблица «Ритм и вариации орнамента дымки», гуашь, кисти, бумага, ножницы, музыкальное сопровождение, презентация.

Ход урока.

I. Организационный момент.
II. Подготовка к восприятию нового материала.
Какие народные промыслы вы знаете?
Что такое ярмарка?
Рассказ учителя.

Народное искусство – это духовная культура народа. Веками народ через песню, сказку, былину, танец, архитектуру, предметы быта старался в художественной форме выразить свое понимание жизни, природы, мира.
С древнейших времен и до наших дней люди стараются делать предметы быта не только удобными, но и красивыми. В народных промыслах проявился художественный талант народа. Самобытные русские изделия мастеров Хохломы, Городца, Жостово, Полхов-Майдана, Гжели ценятся не только у нас, но и за рубежом. В старину все эти предметы люди могли купить на ярмарках.

Борис Кустудиев. «Ярмарка» 1908 г.

Ярмарка – это не только торг, но и большой народный праздник, показ всего разнообразия искусства русского народа. На такие ярмарки собиралось множество людей. Народные гулянья, кукольные представления, веселые карусели, выступление песенников и танцоров сопровождали торг. Вся щедрость русской души отражена в праздновании ярмарки.

Внимание! Внимание!
Веселое гуляние!
Приходи, народ!
Разевай пошире рот,
Добрым людям здесь почет,
Всех нас ярмарка зовет.

Васнецов Аполлинарий Михайлович. Новгородский торг.

Для чего проводится современная ярмарка?

III. Изучение нового материала.
Прослушайте стихотворение и скажите, с каким видом народного промысла мы познакомимся сегодня на уроке?

Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей!
В ней нету цвету дымного,
Что серости серей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы,
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы!
Она глядит не прянично –
Ликующие и празднично.
В ней молодость – изюминка,
В ней удаль и размах…
Сияйте, охра с суриком,
По всей земле в домах!
Сияйте, охра с суриком,
Чтоб всем – светло, и сумрачно!
И злость, и хмурость льдинкою
Без всякого следа
Пусть под улыбкой Дымкова
Растают навсегда!
В. Фофанов.

(Ответы учащихся)

Тема сегодняшнего урока «Дымковская игрушка».
Ласково и нежно называют эту игрушку – Дымка. По месту их рождения – они из Слободы Дымково. С высоко берега реки Вятки, на котором стоит город Киров, видно слободу Дымково.

Почему же назвали Слободу Дымково, а игрушки дымковские?
Зимой, когда топятся печи и летом в пасмурные дни, слобода вся будто в дымке. Здесь в далекой старине и зародилась дымковская игрушка. Игрушки дымковских мастеров были самым ярким украшением ярмарки, на которой проходило праздничное гуляние с озорным и веселым названием Свистунья.
Об истории возникновения дымки, связанной с древним обрядом - свистопляской и праздничным гулянием расскажет (выступление подготовленного уч-ся).
Существует легенда, по которой начало празднику положило так называемое хлыновское побоище. Его подробно описали путешествовавшие в 1770 -1772 годах по разным провинциям Российского государства капитан Н. П. Рычков и сосланный в Вятку в 1811 году зять М. И. Кутузова, опальный генерал-майор Н. 3. Хитрово. По их сведениям, в XIV-XV веках под укрепленными стенами Хлынова собрались жившие в крае инородцы, чтобы взять город, основанный якобы пришельцами-новгородцами. Не надеясь только на свои силы, жители Хлынова послали за подмогой к устюжанам. Устюжане пришли ночью, но не с той стороны, с которой их ждали. Не распознав в темноте друзей, вятчане перебили многих и только утром увидали свою ошибку: «Своя своих не познаша». В память погибших на месте побоища поставили часовню, а в ней деревянный крест, и с тех пор ежегодно устраивали здесь панихиду - поминовение невинно убиенных, после чего начинался праздник Свистопляски, в ритуал которого входило катанье глиняных шаров с высокого берега Вятки вниз по Раздерихинскому спуску, кулачные бои, свист, песни и пляски. Ставились балаганы с обилием разных сладостей и обязательно продажей глиняных игрушек и свистулек.
На ярмарке всегда можно было услышать прибаутки, считалки, стихотворения:

А на ярмарке товары –
Расписные самовары
Продаются рамки, склянки
И картины и баранки.

Покупают люди сушки
И на дивную игрушку
Смотрят долго, не спеша,
До чего же хороша!

Ярмарка удалая,
Ярмарка расписная.
Честной народ собирайся
И душою разгуляйся.

А знаете ли вы как называют мастера, который работает с глиной?

Гончар – это мастер, который изготавливает игрушки, посуду из глины.

Давайте рассмотрим дымковские игрушки.

Характерные отличительные особенности Дымковской игрушки.

Игрушки белоснежные. Перед тем как расписать, их белили мелом, разведенным в молоке.
Узор состоит с геометрических элементов: кружки, овалы, кольца, полоски, клетки, линии.
Для росписи игрушек используют цвета: желтый, синий, красный, зеленый, черный, (белый фон).
В современной игрушке присутствуют: оранжевый, коричневый, розовый голубой.
Ритм и вариации орнамента дымки.

Кроме кисточки для росписи применяют печатку – тычок для рисования маленьких кружочков и точек.

Чтобы сделать тычок нужно свернуть полоску бумаги в трубочку.
Запомни.
Узор наносить нужно сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом. Рисование узоров начинай с крупных элементов.

IV. Закрепление нового материала.
Почему назвали Слободу Дымково?
Как называют мастера, который работает с глиной?
Назовите отличительные особенности дымковской игрушки?
В каких элементах росписи применяется тычок?
Игра. Найди наряд для дымковской «Барышни».

Физкультминутка.

V. Постановка художественной задачи.
(Класс разделен на творческие группы, каждая группа выполняет определенное задание).
Расписать трафареты дымковских игрушек, предметов быта, растений, архитектурных сооружений (все в стиле дымковской росписи).
(Задание выполняется под народную музыку).

VI. Анализ работ. Итог урока.
Домашнее задание. Каждой группе необходимо придумать рассказ о ярмарке и на следующем уроке обыграть в настольном театре, используя расписанные трафареты.

Занятие по рисованию в старшей группе «Дымковская слобода (деревня)»
Ды́мковская игру́шка - один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник в заречной слободе Дымково, близ города Вятки (ныне на территории города Кирова).
Это один из самых старинных промыслов России, возникший в XV-XVI веках.
Программные задачи:
Закрепить знания о дымковских игрушках;
Закрепить навыки рисования элементов дымковской росписи (кружочки, точки, полоски, сетка, кольцо, волнистые дуги);
Закрепить умение детей создавать декоративную композицию в жанре дымковской росписи;
Учить самостоятельно, составлять узор на изделии новой формы из знакомых элементов, располагать его возле оборки в соответствии с формой юбки, платья;
Закрепить приёмы рисования плавных линий при работе кистью и умение рисовать кончиком кисти.
Воспитывать уважение к труду народных мастеров, восхищение их творчеством.
Оборудование:
Несколько рисунков дымковских игрушек, картинки с элементами дымковского узора; акварельные краски, кисточки, вода, салфетки, готовые шаблонные рисунки дымковской барышни.
Предварительная работа:
Рассказ воспитателя, рассматривание альбомов, картин о дымковских игрушках; беседы; лепка из глины дымковских игрушек; раскрашивание книжек-раскрасок, беседы о дымковской игрушке.
Ход занятия:
Воспитатель:
Сегодня, дети, я приглашаю вас на галерею рисунков дымковской игрушки. Посмотрите как здесь красиво! А как много разных барышень! Давайте их рассмотрим. (Дети самостоятельно рассматривают игрушки, расписанные в стиле Дымки). Какие они все яркие, красивые и очень разные. Но что-то у них есть и общее! Ребята, подумайте и скажите, как называются все эти игрушки? (Дымковские).
Из поколения в поколение передавали мастера секреты изготовления русской игрушки. В каждой семье были свои традиции. Каждая игрушка имела своё лицо. После обжига игрушки грунтовали или покрывали раствором толчёного мела с молоком. Игрушка становилась белой, готовой к росписиРоспись это декоративная живопись на предметах народных промыслов. Дымковская игрушка расписывалась особым узором – орнаментом. Это художественное украшение, узор. Для дымковской игрушки характерен геометрический орнамент (сочетание кругов, квадратов, ромбов и т. д.) Промысел возник в глубокой древности. Изготовление свистулек приурочивалось к весеннему празднику «свистопляске» , имеющему языческие корни и посвящённому Яриле – богу весеннего солнца и плодородия. Мастера лепили барынь, кормилец, девушек-водоносок, кавалеров.

Любили вятичи лепить и уточек, курочек, индюков, козочек и коников. Какие же удивительные они – дымковские игрушки! Вот одна из любимых игрушек вятичей – красавица-водоноска. От неё не оторвать глаз. Это нарядная деревенская красавица, девушка на выданье, труженица. Мастерица-затейница нарядила её в пышную с оборками юбку из яркого полотна. Причёска у модницы затейливая, пышные каштановые волосы увенчаны нарядным кокошником с золочёным украшением. Личико у девушки-водоноски белое, не знающее загара, носик горделиво поднят вверх, губки сложены сердечком. Щёчки подрумянены, а бровки – подведены. Так и кажется, что девушка сейчас плавно пойдёт, в такт, покачивая ведёрочками. Красавица знает, что на неё все смотрят, любуются. Ей хочется нравиться всем. Всем хороша водоноска: и пригожа, и нарядна, и трудолюбива, и приветлива. Дымковской игрушкой можно любоваться бесконечно. Я не перестаю удивляться её красоте.
Самостоятельная работа детей за столами.

Дети работают под музыку. Во время самостоятельной работы воспитатель держит в поле зрения всех детей, помогает затрудняющимся в создании композиции, следит за посадкой, за техникой исполнения работ.

Через 10 минут самостоятельной работы – физкультпауза.
Мы старались рисовать (руки в стороны)
Трудно было не устать (наклоны туловища в стороны)
Мы немножко отдохнём (присесть, руки вперёд)
Рисовать опять начнём (встать, опустить руки)
В конце занятия устраивается выставка.



Загрузка...