electricschool.ru

Подготовка к ЕГЭ по обществознанию и истории. Электронные курсы и книги. Как писать эссе по обществознанию, готовые сочинения

Обществознание Слов 294

Выборы- этот процесс очень важен в современном мире, где основным политическим режимом является демократия. Идея высказывания Маккензи состоит в том, что роль выборов в жизни общества велика. Смысл высказывания вижу в следующем: именно благодаря выборам человек может осуществить одно из важнейших своих прав- право выбирать власть, выбирать тех кому он доверяет свое будущее, будущее своих детей, родных и страны.

Обществознание Слов 301

В своём высказывании В.Г.Белинский утверждает, что важную роль для реализации личности играет правильный и верный выбор жизненного пути. Нельзя не согласится с данным мнением автора.

Обществознание Слов 319

Основная идея данного высказывания в том, что именно в рыночной экономике происходит диссонанс между ценой и ценностью вещи. Смысл данного высказывания вижу в следующем: под понятием «цена» подразумевается реальная стоимость товара, которую установил производитель или продавец. Ценность же можно сравнить со значимостью продукта в денежном эквиваленте, т.

Обществознание Слов 233

Смысл высказывания заключается в том, что люди не рождаются личностью, а остановятся в процессе социализации.

Социализация-процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом культурных норм и социального опыта, необходимых для успешного функционирования в обществе. Каждый человек является индивидом(единичным представителем человеческого рода), становится личностью через процесс социализации.

Обществознание Слов 204

В своём высказывании А.Солженицын утверждает, что богатство человечества составляют малые нации, которые несут особые краски в наш мир. Нельзя не согласится с данным мнением автора. Действительно, нации и малочисленные народы всегда украшали нашу Землю своими красками: традициями, песнями, ритуалами.

Обществознание Слов 436

В своем высказывании автор говорит о том,что свобода предполагает ответственность человека за свои действия перед законом и государством.То есть,человека в его действиях ничто не ограничивает,кроме права.Я полностью согласна с этим высказыванием,потому что если у человека есть права и свободы,то должны быть и обязанности,ведь человек живет не один,а в обществе,у членов которого тоже есть свои права.

Обществознание Слов 54

Философия- специфическая форма духовной культуры, которая пытается охватить, описать и понять в наиболее общих чертах и мироздание, и человека.Также существует научное определение философии, философия- это наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления.

Однако существует и другое толкование слова философия - это размышления людей об объектах философии как науки в повседневной жизни.

Мини-сочинение на ЕГЭ по обществознанию – альтернативное задание. Это значит, что участник экзамена может выбрать из нескольких предложенных вариантов тот, который ему ближе и интересней.

Темы для эссе представляют собой короткие цитаты – афоризмы, относящиеся к пяти блокам учебного курса, по одному на каждый. Тематические направления высказываний следующие:

  • Философия,
  • Экономика,
  • Социология, социальная психология,
  • Политология,
  • Правоведение.

Из пяти высказываний надо выбрать всего одно (самое близкое или самое понятное) и написать мини-сочинение, раскрывающее смысл выбранного афоризма и содержащее примеры-иллюстрации.

«Вес» эссе по обществознанию в итоговых баллах достаточно невелик: около 8% от общей суммы баллов. Идеально написанная работа может принести всего 5 первичных баллов из 62 возможных, около 8%. Поэтому не стоит подходить к работе столь же фундаментально, как при написании эссе по русскому языку или сочинений по литературе.

Сами составители ЕГЭ предлагают отвести на написание эссе по обществознанию 36-45 минут (именно такой временной промежуток указан в спецификации). Для сравнения: на эссе по русскому языку «заложено» 110 минут, на полноформатное сочинение по литературе – 115.

Все это говорит о том, что подход к обществоведческому должен быть другим: здесь не требуется создавать «шедевр», здесь нет обязательных требований к стилю изложения (и даже грамотности), и даже объем работы не регламентируется. Здесь не обязательно писать 150-350 слов текста: ведь задание позиционируется как «мини-сочинение» и, если вам удастся раскрыть мысль коротко и емко - это будет только приветствоваться.

Достаточно просто продемонстрировать знание предмета и умение находить подходящие примеры, подтверждающие вашу точку зрения – и связно и убедительно изложить свои мысли на экзаменационном бланке.

Критерии оценки эссе по обществознанию на ЕГЭ

Эссе оценивается всего по трем по трем критериям. Чтобы заработать максимальные пять баллов, необходимо выполнить следующий «обязательный минимум»:

Раскрыть смысл исходного высказывания , или хотя бы продемонстировать, что вы верно поняли, что подразумевал его автор (1 балл). Это ключевой момент: если вы не поняли цитату и получили по первому критерию 0 баллов, работа не будет оцениваться дальше.

Продемонстрировать знание теории (2 балла). Здесь для получения высокой оценки необходимо проанализировать смысл высказывания, используя знания, полученные во время изучения школьного курса обществознания, вспомнить основные моменты теории, правильно использовать терминологию. Неполное соответствие требованиям, отход от исходной темы или смысловые ошибки приведут к потере одного балла.

Умение находить подходящие к случаю примеры (2 балла). Для получения высшей оценки по этому критерию надо проиллюстрировать проблему двумя (как минимум) примерами – фактами, подтверждающими основную мысль эссе. Причем они должны быть из источников разного типа. В качестве источников могут выступать

  • примеры из художественной литературы, художественных и документальных фильмов;
  • примеры из научно-популярной литературы, истории разных отраслей науки;
  • исторические факты;
  • факты, подчерпнутые во время изучения других школьных предметов;
  • личный опыт и наблюдения;
  • сообщения средств массовой информации.

Если в качестве примеров используется только личный опыт или приведены однотипные примеры (например, оба из художественной литературы), оценка снижается на балл. Ноль по данному критерию ставится, если примеры не соответствуют теме или же информация отсутствует вообще.

План написания сочинения по обществознанию

К структуре эссе не предъявляется жестких требований – главное, раскрыть смысл высказывания, продемонстировать знание теории и подкрепить ее фактами. Однако при том, что времени на обдумывание не так много, можно придерживаться стандартного плана эссе, включающего все необходимые элементы.

1. Необязательная часть – введение. Общая постановка проблемы (одно-два предложения). В эссе по обществознанию этот пункт плана можно опустить и сразу перейти к трактовке предложенного афоризма, однако школьникам часто бывает трудно отступить от привычной композиционной схемы, когда «суть дела» предваряется общими рассуждениями. Поэтому, если вы привыкли начинать с введения – пишите его, если для вас это не принципиально – можете опустить этот пункт, баллы за это не снижаются.

2. Раскрытие смысла исходного высказывания – 2-3 предложения. Полностью приводить цитату не надо, достаточно сослаться на ее автора и изложить смысл фразы своими словами. Необходимо помнить, что, в отличие от сочинения по русскому, где обязательно вычленение проблемы, эссе по обществознанию может быть посвящено и явлению, и процессу, и просто констатации факта. Для раскрытия смысла высказывания можно использовать шаблоны типа «В предложенном высказывании N.N (известный философ, экономист, знаменитый писатель) рассматривает (описывает, рассуждает о…) таком явлении (процессе, проблеме) как…, трактуя его как… » или «Смысл высказывания (выражения, афоризма) N. N состоит в том, что…»

3. Теоретическая часть (3-4 предложения). Здесь необходимо подтвердить или опровергнуть точку зрения автора, опираясь на знания, полученные на уроках и используя специальную терминологию. Если вы согласны с точкой зрения автора – то по большому счету эта часть представляет собой развернутый перевод исходной фразы на «язык учебника». Например, если автор назвал детские игры во дворе «школой жизни» – вы будете писать о том, что такое институты социализации и роли, которую они играют в процессе усвоения индивидом социальных норм. Здесь же можно привести цитаты других философов, экономистов и др., подтверждающие главную мысль текста – однако это не является обязательным требованием.

4. Фактическая часть (4-6 предложений). Здесь надо привести минимум два примера, подтверждающих тезисы, выдвинутые в предыдущем абзаце. В этой части лучше избегать «общих слов» и говорить о конкретике. И не забывать указывать источники информации. Например, «в научно-популярной литературе неоднократно описывались эксперименты, посвященные»; «как мы знаем из школьного курса физики…», «писатель N,N. в своем романе «Без названия» описывает ситуацию…», «на полках супермаркета напротив моей школы можно увидеть…».

5. Заключение (1-2 предложения). Поскольку эссе по обществознанию на ЕГЭ по большому счету представляет собой доказательство некоего теоретического положения – можно завершить эссе, подведя итог сказанному. Например: «Таким образом, и примеры из жизни, и читательский опыт позволяют утверждать, что…», после чего следует переформулированный основной тезис.

Помните, что главное – правильно раскрыть смысл высказывания . Поэтому, выбирая из предложенных вариантов, берите цитату, трактовка которой не вызывает у вас сомнений.

Перед тем, как приступать к написанию текста, вспомните терминологию по теме. Выпишите их на бланк черновика, чтобы потом использовать в работе.

Подберите максимально подходящие примеры по теме. Помните, что примеры из литературы могут не ограничиваться произведениями школьной программы – на экзамене по обществоведению вы можете использовать в качестве аргументов любые литературные произведения. Не стоит забывать и о том, что опора на читательский опыт в случае с обществознанием не является приоритетной: вспоминайте случаи из жизни; новости, услышанные по радио; обсуждаемые в обществе темы и так далее. Выбранные примеры также запишите на бланк черновика.

Поскольку грамотность, стиль и композиция текста не оцениваются – если вы достаточно уверенно излагаете свои мысли в письменном виде, лучше не тратить время на написание полного текста черновика. Ограничьтесь составлением тезисного плана и пишите сразу начисто – это поможет сэкономить время.

Приступайте к эссе после того, как ответили на все остальные вопросы – иначе вы можете «не вписаться» по времени и потерять больше баллов, чем приобретете. Например, первые четыре задания с развернутыми ответами (по прочитанному тексту) в сумме могут дать 10 первичных баллов (в два раза больше, чем эссе), а формулировка ответов на них обычно занимает гораздо меньше времени, чем написание мини-сочинения.

Если вы «плаваете» в теме и чувствуете, что не сможете написать эссе на максимум баллов – все равно делайте это задание. Важен каждый балл – и даже если вам удастся только правильно сформулировать тему и привести хотя бы один пример «из жизни» – вы получите за эссе по обществознанию на ЕГЭ два первичных балла, что гораздо лучше нуля.

В данной статье вы узнаете, как написать эссе по обществознанию. Примеры прилагаются.

Прежде всего необходимо уяснить, что для того, чтобы научиться писать эссе по обществознанию, необходимо довольно продолжительное время. Нельзя без предварительной подготовки написать эссе, которое бы эксперты оценили на высокий балл. Устойчивые навыки, хорошие результаты появляются через 2-3 месяца работы (примерно 15-20 написанных эссе). Именно систематические занятия, целеустремленность приносят высокую результативность. Нужно отточить свои навыки на практике при непосредственной помощи и тщательном контроле учителя..

Видео – как написать эссе по обществознанию

Если вы еще не сталкивались с написанием эссе, посмотрите видео.

В отличие от эссе по литературе или русскому языку, где четко оговаривается минимальный объем работы и допускается общее размышление («философствование» без конкретизации), в эссе по обществознании объем не ограничен, но его структура и содержание принципиально иные. Эссе по обществознанию – это фактически ответ на вопрос: «Согласен ли я с данным высказыванием и почему?». Именно поэтому в эссе по обществознанию обязательно должны присутствовать строгая аргументация, научность и конкретизация. В то же время, следует отметить, что часто в качестве темы эссе используются весьма парадоксальные, необычные высказывания, требующие образного мышления, нестандартного подхода к раскрытию проблемы. Это неизбежно накладывает свой отпечаток на стиль сочинения-эссе, требует максимальной концентрации сил и внимания.

Также хотелось бы добавить, что экзаменационное эссе оцениваются конкретными людьми. Чтобы эксперт, проверяющий в день от 50 до 80 работ, отметил какое-то эссе как заслуживающее внимание, данное эссе должно не только отвечать всем нижеизложенным требованиям, но и отличаться определенной оригинальностью, неординарностью и самобытностью – это подразумевается самим жанром эссе. Поэтому необходимо не только изложить научно-фактический материал по теме, но и приятно удивить нестандартностью и гибкостью своего мышления.

Алгоритм написания эссе во время ЕГЭ

  1. Прежде всего, во время экзамена необходимо правильно распределить время. Практика показывает, что для написания эссе необходимо отводить не менее 1-1,5 часа из 3,5 часов, отведенных на ЕГЭ по обществознанию. Целесообразнее всего приниматься за написание эссе после того, как были решены все остальные задания КИМа, т.к. данный вид работы требует максимальной концентрации усилий выпускника.
  2. Внимательно прочитать все предложенные на выбор темы.
  3. Выбрать те темы, которые понятны, т.е. – ученик должен четко представлять – о чем данное высказывание, что автор хотел сказать данной фразой. Для того, чтобы снять сомнения в том, правильно ли он понимает тему, выпускник должен своими словами переформулировать фразу, определив главную мысль. Ученик это может сделать устно или на черновике.
  4. Из выбранных понимаемых высказываний необходимо выбрать одну тему – ту, которую лучше всего ученик знает. Необходимо отметить тот факт, что нередко экзаменуемые выбирают легкие, на их взгляд темы, но которые оказываются сложными при раскрытии темы из-за ограниченности научного и фактического материала по данной проблематике (иными словами – в самой фразе все сказано, ничего нельзя добавить). В таких случаях эссе сводится к простому изложению смысла высказывания в разных вариантах и оценивается экспертами из-за плохой доказательной базы низко. Поэтому выбирать тему эссе нужно так, чтобы ученик при его написании мог полностью показать полноту своих знаний и глубину своих мыслей (т. е. – тема должна быть выигрышной).
  5. При выборе темы эссе необходимо обращать внимание и на то, к какой социальной науке отнесено данное высказывание. Практика показывает, что ряд фраз может относиться сразу к нескольким наукам. Например, высказывание И. Гете «Человек определяется не только природными качествами, но и приобретенными» может принадлежать и философии, и социальной психологии, и социологии. Соответственно содержание эссе должно различаться в зависимости от этого, т.е. должно соответствовать указанной базовой науке.
  6. Эссе полностью писать на черновик не нужно. Во-первых – из-за ограниченного времени, во-вторых – из-за того, что в момент написания эссе приходят одни мысли, а в момент переписывания – другие, а переделать готовый текст значительно труднее, нежели создавать новый. На черновике выпускник делает только план своего эссе, примерные краткие наброски смысла фразы, своей аргументации, точек зрения ученых, понятий и теоретических положений, которые он собирается приводить в своей работе, а также примерный порядок их расположения друг за другом с учетом смысловой логики эссе.
  7. В обязательном порядке ученик должен высказать свое личностное отношение к выбранной теме в четко выраженной формулировке («Я согласен», «Я не согласен», «Я не совсем согласен», «Я согласен, но частично» либо подобны по значению и смыслу фразы). Наличие личностного отношения является одним из критериев, на основе которых оценивается эссе экспертами.
  8. В обязательном порядке выпускник должен изложить свое понимание смысла высказывания. Т.е. старшеклассник своими словами объясняет – что автор хотел сказать данной фразой. Целесообразнее это сделать в самом начале эссе. И если совместить требования данного пункта с положениями предыдущего, то вот как, например, будет выглядеть начало эссе по философии «Прежде чем говорить о благе удовлетворения потребностей, нужно определиться, какие потребности составляют благо»: «Я полностью согласен с высказыванием великого русского писателя второй половины XIX – нач. XX вв. Л.Н. Толстого, в котором он говорит о подлинных и мнимых потребностях».
  9. Очень тщательно необходимо подходить к подбору аргументов для подтверждения своей точки зрения. Аргументы должны быть убедительными, обоснованными. В качестве аргументов используются данные соответствующих наук, исторические факты, факты из общественной жизни. Аргументация личностного характера (примеры из личной жизни) оцениваются наиболее низко, поэтому их применение в качестве доказательной базы нежелательно. Следует помнить, что любой личный пример легко «превратить» в пример из общественной жизни, из социальной практики, если писать о нем от третьего лица (например – не «Мне нахамила продавщица в магазине, тем самым нарушив мои права потребителя» , а «Допустим, что гражданину С. продавщица нахамила. Тем самым она нарушила его права как потребителя». Количество аргументов в эссе не ограничено, но наиболее оптимальным для раскрытия темы являются 3-5 аргументов. Следует также помнить, что примеры из истории наиболее уместны в политологических, частично – в правоведческих и социологических темах, а также в философских темах, связанных с теорией социального прогресса. Примеры из социальной практики (общественной жизни) – в социологических, экономических, правоведческих темах. Данные соответствующих наук должны быть обязательно использованы при выборе любой из тем.
  10. Использование терминов, понятий, определений в эссе должно быть грамотным, уместным, применительно к выбранной теме и науке. Эссе не должно быть перегружено терминологией, тем более, если данные понятия не связаны с выбранной проблемой. К сожалению, часть выпускников стараются вставить в свою работу как можно больше терминов, нарушая принцип целесообразности и разумной достаточности. Тем самым они показывают, что не научились грамотно использовать научную терминологию. Термин должен быть упомянут к месту, такое упоминание должно свидетельствовать о его правильном понимании.
  11. Очень приветствуется, если выпускник в своем эссе указывает точки зрения других исследователей на рассматриваемую проблематику, дает ссылку на различные толкования проблемы и различные пути ее решения (если таковое возможно). Указание на иные точки зрения могут быть прямыми (например: «Ленин считал так:…, а Троцкий – иначе:…, а Сталин – не был согласен с ними обоими:…» ), а могут быть опосредованными, неконкретизированными, неперсонифицированными: «Ряд исследователей считает так:…, другие – иначе:…, а некоторые – предлагают совершенно иное:…».
  12. Очень приветствуется, если в эссе указывается – кем был автор данного высказывания. Указание должно быть кратким, но точным (см. пример в п. 8). Если аргументируя свою позицию по указанной проблематике уместно упоминание взглядов автора фразы, это необходимо сделать.
  13. Аргументы должны быть изложены в строгой последовательности, внутренняя логика изложения в эссе должна четко прослеживаться. Ученик не должен перескакивать с одного на другое и вновь возвращаться к первому без объяснения и внутренней связи, стыковки отдельных положений своей работы.
  14. Завершать эссе необходимо выводом, в котором кратко подводится итог размышлениям и рассуждениям: «Таким образом, на основании всего вышеизложенного, можно утверждать, что автор был прав в своем высказывании».

Примеры эссе на тему:

Философия «Революция – варварский способ прогресса» (Ж.Жорес)

На высший балл

Я полностью согласен с высказыванием известного французского социалиста, историка и политического деятеля первой половины ХХ века Жана Жореса, в котором он говорит об особенностях революционного пути общественного прогресса, об отличительных чертах революции. Действительно, революция – это один из путей прогресса, движение вперед, к более лучшим и сложным формам организации общественного устройства. Но так как революция есть коренная ломка всего существующего строя, преобразование всех или большинства сторон общественной жизни, происходящее за короткий промежуток времени, то эта форма прогресса всегда сопровождается большим количеством жертв и насилия.

Если мы вспомним революционный 1917 год в России, то увидим, что обе революции повлекли за собой жесточайшую конфронтацию в обществе и стране, вылившуюся в страшную Гражданскую войну, сопровождавшуюся небывалым ожесточением, миллионами погибших и пострадавших, невиданной до тех пор разрухой в народном хозяйстве.

Если мы вспомним Великую Французскую революцию, то тоже увидим разгул якобинского террора, гильотину, «работающую» без выходных и череду непрекращающихся революционных войн.

Если мы вспомним Английскую буржуазную революцию, то также увидим гражданскую войну, репрессии против инакомыслящих.

А когда посмотрим на историю США, то увидим, что обе буржуазные революции, прошедшие в этой стране, имели форму войны: сначала – войны за независимость, а затем – Гражданской войны.

Перечень примеров из истории можно продолжать и продолжать, но везде, где бы не происходила революция – в Китае, в Иране, в Нидерландах и т.д. – везде она сопровождалась насилием, т.е. варварством с позиции цивилизованного человека.

И пусть иные мыслители возвеличивали революцию (как, например, Карл Маркс, утверждавший, что революции – это локомотивы истории), пусть реакционеры и консерваторы отрицали роль революций в общественном прогрессе, мне ближе точка зрения Ж.Жореса: да, революция – способ прогресса, движение к лучшему, но совершаемое варварскими методами, то есть с применением жестокости, крови и насилия. Насилием нельзя создать счастья!

На небольшой балл

В своей цитате автор говорит о революции и о прогрессе. Революция – это способ преобразования действительности в короткое время, а прогресс – это движение вперед. Революция не является прогрессом. Ведь прогресс- это реформа. Нельзя сказать, что революция не дает положительных результатов – например, русская революция позволила рабочим и крестьянам избавиться от тяжелого положения. Но по определению революция не является прогрессом, ибо прогресс – это все хорошее, а революция – это плохое. Я не согласен с автором, который причисляет революцию к прогрессу.

План эссе

Введение
1) Четкое указание проблемы высказывания:
«Избранное мною высказывание касается проблемы….»
«Проблема данного высказывания заключается в….»
2) Объяснение выбора темы (в чем значимость или актуальность этой темы)
«Всех волнует вопрос…»
«АКТУАЛЬНОСТЬ данной темы заключается в …»
3) Раскрыть смысл высказывания с точки зрения обществознания, 1-2 предложения
4) Представление автора и его точки зрения
«Автор утверждал (говорил, размышлял) с такой точки зрения…»
5) Своя интерпретация данной фразы, СВОЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ (СОГЛАСЕН ТЫ ИЛИ НЕТ)
«Я считаю…» «я согласен с автором высказывания…»
6) Высказывание своей позиции, переход к основной части эссе

P.S. будет плюсом, если во введении дать информацию об авторе высказывания и вставить определение выбранной сферы эссе (философии, политики, экономики, правоведения и т.д.)

Аргументация :
1) Теоретическая аргументация проблемы. Должно быть представлено не менее 3 аспектов теоретического раскрытия темы.
Например: раскрыть само понятие, привести примеры, разобрать признаки, функции, классификации, свойства.
2) Практическая аргументация или пример из общественной жизни

Каждый год ФИПИ реформирует демоверсию ЕГЭ по обществознанию. На этот раз несколько изменились требования и система оценки эссе (задания 29). Предлагаю уяснить нововведения!

Изменения в обществоведческом эссе 2018

Вот как задание выглядело в 2017 году.

Что изменилось в тексте задания?

Давайте разберемся.

  1. Форма — мини-сочинение, без изменений.
  2. Слово проблема (которую поднимает автор цитаты) заменено на идея. Это принципиально? Думается нет, в любом случае это те мысли, которые возникают при осмысливании авторской цитаты!
  3. Более однозначно сформулировано требование писать несколько идей (в 2017 — при необходимости…).
  4. Также просят опираться на факты и примеры из общественной жизни и личного социального опыта, примеры из других учебных предметов.
  5. Также оценивается два примера из различных источников.
  6. Жестче сформулировано требование развернутого примера и его явной связи с идеей.

То есть, по сути, меняется требование к объему (примеры нужно разворачивать, идей нужно видеть несколько!) и скажем так, сочинение действительно уходит от жанра легкого и прозрачного эссе, когда не обязательно дотошно выписывать пример, достаточно озвучить идею. К громоздкому сочинению, где все мысли тяжеловесны, предельно понятны и озвучены. Наверное, в следующем году к регламенту количества слов придем, как в других предметах, к сожалению

Как теперь проверяется эссе?

Прежде всего, изменилось количество критериев. Их стало 4 вместо прежних трех.

Критерии проверки задания 29 эссе на ЕГЭ 2017

Напомним, что в общем за мини-сочинение можно было получить 5 баллов (1-2-2). Теперь это 6 ценность эссе продолжает увеличиваться, учиться писать его, чтобы получить важнейшие баллы ЕГЭ нужно обязательно!

Посмотрим на новые изменившиеся критерии!

Сущностно он не изменился, это все тоже раскрытие смысла цитаты автора. И, также, за нераскрытие вы получите 0 не только по этому критерию, но и по всему сочинению.

Итак, требуется найти в цитате идею (? проблему?), связанную с курсом и выделить тезис (вашу законченную мысль по данному высказыванию), который вы в дальнейшем и будете обосновывать сведениями из курса и примерам из социальной практики.

Ничего нового, если честно, не вижу. Вместо смысла цитаты автора пишешь …

Тот же по сути, критерий 2. Теоретическое обоснование идеи (проблемы) с позиций научного обществознания. термины, понятия, теории, выводы науки по данной идее

Итак, разберем его по новым критериям…

«Защита права есть защита величайшей общественной ценности».

(П.А. Сорокин)

Критерий 1. На его раскрытие здесь играет:

Автор затрагивает проблему защиты права, особенно актуальную в современном обществе.
По его мнению защита права очень важна для общества.
Я не могу не согласиться с мнением автора, ведь право играет важную роль в жизни любого государства, общества и каждого человека.

А также получайте от нас экспертную проверку в нашей группе

Блок «ЭКОНОМИКА»

«Предпринимательская деятельность служит не только интересам индивидуума, но и общества в целом»

(С. Канарейкин)

Множество людей рассуждали, писали, высказывались по поводу предпринимателей и предпринимательской деятельности в целом. Эта тема актуальна во все времена, так как предпринимательская деятельность была одним из основных источников дохода населения еще издавна. Но есть очень важные вещи, которые нужно знать при занятии предпринимательством.

Прежде всего, разберемся с понятиями. Предпринимательская деятельность или предпринимательство (сейчас чаще всего называют бизнесом)- это экономическая деятельность, направленная на систематическое получение прибыли (например, предоставлением услуг или продажей товаров). Под словом индивидуум автор имеет в виду одного человека. Он сопоставляется с целым обществом.

С высказыванием С. Канарейкина о том, что предпринимательская деятельность служит не только интересам индивидуума, но и общества в целом, невозможно не согласиться. Автор хочет сказать, что предпринимательство не может существовать без общества, оно зависимо от него, оно существует за счет общества. Чем больший интерес вызывает деятельность предпринимателя у потребителя, тем большую прибыль получает предприятие. Это можно рассмотреть на примере российской энергетической компании «Газпром». Нет, пожалуй, человека, никогда не слышавший о ней. Услугами этой компании пользуются миллионы людей по всему миру, то есть их деятельность сильно востребована. Также можно рассмотреть ларек с мороженым на улице. Мороженое – сезонный товар, оно пользуется популярностью только в жаркое время года. Естественно, прибыль «Газпрома» будет больше. Таких примеров можно привести бесконечное множество. Зависимость успеха предприятия от количества потребителей налицо. Именно поэтому, прежде чем организовывать свою предпринимательскую деятельность, человек должен быть уверен в востребованности предоставляемых услуг, чтобы прибыль была максимальной.

Экономическая конкуренция – это не война, а соперничество в интересах друг друга.

(Эвин Кэннан)

Я согласна с высказыванием Элвина Кэннана о том, что экономическая конкуренция – это не война, а соперничество в интересах друг друга. Слово конкуренция обозначает соревнование, соперничество за право быть лучшим в чем-либо, обладать чем-то особенным. То есть, конкуренция – это соревнование, достижение цели двумя или несколькими претендентами. Здоровая конкуренция существует в любом обществе, в каждой ее сфере. И люди не относятся к конкуренции, как к отрицательной стороне человеческих отношений. Наоборот, порой данный вид соперничества поощряется. Так почему конкуренцию не стоит считать войной?

Для начала нужно разобраться, в чем отличие понятий война и конкуренция. Война подразумевает собой борьбу, военные действия, направленные друг против друга, на уничтожение соперника. Война – это всегда негатив, разрушение. Конкуренция – это та же борьба, но не с целью уничтожения своего соперника (как морально, так и физически), а борьба за получение какого-то блага, причем путем выявления наиболее сильного из соперников. Чаще всего конкуренция встречается в экономической сфере. Так, если конкурентами являются две или более фирмы, то каждая из них старается предложить более выгодные условия для своих покупателей, завоевать их расположение и получить рынки сбыта. В случае если бы это была не конкуренция, а война, фирмы стремились бы не улучшить свою продукцию, а уничтожить соперника.

Почему конкуренция взаимовыгодна? Потому что соперники стремятся стать лучше, повышают свой потенциал, тем самым способствуя прогрессу. Монополизм в любой отрасли губителен, так как не стимулирует к росту, позволяет оставаться на месте и не двигаться вперед.

Ярким примером отсутствия соперничества в экономике является политика «Военного коммунизма», проводимая Лениным в начале 20-ого века. Отсутствие мелких и крупных частных собственников, а, следовательно, и конкуренции между ними привело экономику России к упадку.

Очень часто конкуренция используется как психологический фактор. С точки зрения биологии конкуренция – как движущая форма эволюции – заложена в каждом человеке, то есть каждому присуще желание проявить себя лучше, чем соперник. Каждый из конкурентов старается овладеть лучшими качествами, навыками, особенностями. Это положительно влияет как на развитие личных качеств одного человека, так и на улучшение производства в целом.

Подводя итог, думаю, можно с уверенность сказать, что конкуренция – это не только не война, но даже двигатель развития. Во многом благодаря именно этому открытому виду соперничества в каждой сфере общества наблюдаются высокие показатели труда, организациями и отдельными людьми достигается высокое качество производства. То есть можно говорить о положительном влиянии конкуренции на общество.

«Каждому человеку должно быть предоставлено равное право преследовать свою выгоду, и от этого выигрывает все общество» (А.Смит)

Я согласна с данным утверждением А.Смита. Оно как нельзя лучше отражает основной принцип рыночной экономики. Главным принципом рыночной экономики является конкуренция. А, как известно, конкуренция-двигатель прогресса.

Что же мы понимаем под конкуренцией? Конкуренция- это соперничество между людьми, для получения собственной выгоды. Конкуренция помогает установлению на рынке порядка, который гарантирует производство в немалом количестве качественных товаров. Чем выше уровень конкуренции между продавцами, тем лучше и выгоднее для нас покупателей.

Например, примерно пятнадцать лет назад на рынках появились сотовые телефоны. Тогда это казалось немыслимой роскошью, и далеко не каждый был в состоянии позволить себе ее. Но сейчас почти у каждого есть мобильный телефон. С чем это связано? Во-первых, с развитием новых технологий. Во-вторых, конечно же, ярко выражено дает о себе знать явление конкуренции и как следствие из него понижение цен на телефоны. В этом случае в выигрыше остается покупатель, а значит выигрывает и все общество.

Только в условиях равной конкуренции можно говорить о выгоде общества. Ведь только если все члены социума получают выгоду, к которой стремились, то богатство общества увеличивается. Такой же точки зрения придерживался итальянский экономист Вильфред Парето.

Стремление «урвать» лучший кусок стоит во главе конкуренции. Как продавцы, так и покупатели стараются извлечь для себя максимальную выгоду, а в результате всех этих стремлений мы получаем выгоду для общества. Значит, Адам Смит был абсолютно прав в своем утверждении и я полностью его поддерживаю.

« Экономическая свобода, социальная ответственность и ответственное отношение к охране среды абсолютно необходимы для процветания». (Парижская хартия для Новой Европы, 1990г.)

Прочитав в первый раз эту фразу мне было сложно разобраться в ее сути. Но, как только я разобрала ее по частям, я начала понимать ее смысл.

Начнем с начала: что же такое экономическая свобода? Ее можно описать как некую возможность человека на свободного права выбора тех или иных условий жизни: выбора жизненного пути и своих целей, куда ему направить свои знания и умения, возможности; свободного выбора способа распределения своих расходов, места жительства, места работы. Правда, за все эти действия он будет нести личную ответственность. И все это, конечно же, контролируется законодательством.

А что такое социальная ответственность? Просмотрев по словарю значение слова «ответственность», мы можем увидеть, что слово трактуется как некое состояние, при котом наблюдается чувство тревоги за содеянное. То есть в целом социальную ответственность можно рассматривать как действие какого либо объекта, который учитывает интересны общества, и при этом всю ответственность за влияние их деятельности на людей и общество берет на себя.

И заключительное звено – ответственное отношение к охране среды. Я считаю, что любой уважающий себя человек, да и любая частица общества, должна быть внимательно к тому, что нас окружает. Особенно когда находится в зависимости от этого окружающего мира.

Исходя из вышесказанного, становится ясно, что я полностью согласна с высказыванием автора. Я так же считаю, что эти три пункта являются маленькими, но верными шажками в долгий и приятный путь процветания. Ведь только тогда, когда понимание о сохранении природы и все того величественного что возвели мы и природа, дойдет до ума каждого человека, лишь тогда мы сможем смело утверждать, что мы на верном пути, что мы движемся на встречу нашей цели. И пока каждой не поймет всю важность проблемы, мы не сможем начать с ней бороться. Ведь как говорится: один в поле – не воин.

«Торг – дело великое! Купечеством всякое царство богатится, а без купечества никакое и малое государство быть не может…» (И. Т. Посошков)

Думаю, каждый согласится с этим выражением. Ведь торговля в современном мире одна из самых популярных сфер бизнеса. Да и не только в современном мире. Она была популярна и раньше.

В городах всегда прежде всего развивалось ремесло и торговля. Еще в давние времена русские земли налаживали свои отношения с соседними государствами с помощью торговли. Торг всегда был средством обогащения: государства обменивались товарами, которых не производили на своей земле, которые могли получить только лишь за границей. Такие отношения выгодны как для одной стороны, которая приобретает товар, так и для другой, которая его продает.

Торговля – один из наивернейших способов определения уровня культуры народа. Если она занимает одно из важнейших мест в жизни народа – то уровень его культуры достаточно велик. В любой стране торговля играет очень важную роль – доведение до покупателя товара. Она связывает производителей товаров разных стран, и показывает, что эти страны зависимы друг от друга.

В пример можно привести современный мир. Ни один человек не может обойтись без торговли даже в повседневной жизни. Мы ходим в продуктовые магазины каждый день. Каждый из нас приобретает в магазинах новые вещи, будь то одежда, электроника или даже простые бытовые мелочи. И даже невозможно представить, что бы мы делали, если вещи нельзя было бы так легко приобрести в магазинах. Без торговли невозможно представить нашу жизнь.

Мысль И. Т. Посошкова непременно верна. Государства не были бы так тесно взаимосвязаны между собой, если бы не поддерживали экономические отношения. Торговля – великое дело. Без нее страны и города не имели бы возможности развиваться.

Несомненно, торговля имеет большое значение в жизни каждого человека, и в жизни каждого государства.

«Экономика – не просто наука об использовании ограниченных ресурсов, но и наука о рациональном использовании ограниченных ресурсов» (Г. Саймон)

С высказыванием Г. Саймона я согласна. Экономика – это действительно важная наука о рациональном использовании ограниченных ресурсов, ведь она учит нас, как правильнее, вернее и выгоднее использовать наши денежные ресурсы, которые ограничиваются многими факторами. Экономика подсказывает, как суметь преодолеть эти факторы, уменьшить их или существовать вместе с ними и находить компромиссы.

Экономика, как наука, очень важна. Если бы не она, мы бы не умели и не знали, как выгодно использовать свои финансовые возможности: как преумножить свой капитал, увеличить его объем, как и в какой ситуации сэкономить.

К примеру, если потратить денежные ресурсы благотворительных фондов на решение проблем малярии, то за три года (по подсчетам ученых) можно спасти 500 тысяч человек и закрыть проблему. Если потратить деньги на профилактику СПИДа, то можно остановить эпидемию и еще сэкономить потом на дорогостоящем неэффективном лечении заболевших. Или если рассматривать рациональное использование денежных ресурсов с бытовой точки зрения: мать покупает себе кофту на распродаже за сумму в два раза меньшей чем из новой коллекции, а на оставшиеся деньги покупает сыну рубашку. В такой ситуации, как говорится, и волки сыты и овцы целы.

Экономика - наука, изучающая использование различного рода ограниченных ресурсов в целях обеспечения потребностей людей и отношения между различными сторонами, возникающие в процессе хозяйствования.

Экономика - совокупность производственных отношений, соответствующих данной ступени развития производительных сил общества, господствующий способ производства в обществе.

Экономика – это искусство, а использовать экономику верно и во благо пытаются все, но не каждый может это осилить. Владение экономикой – это талант, который дан человеку природой. Не все могут виртуозно манипулировать цифрами, формулами, раскладывать и составлять логические цепи для улучшения своей финансовой картины, обстановки и ситуации; просчитывать действия на несколько шагов вперед, чтобы не допустить ошибок и не потерять все, что имеется на данном этапе может только умный и талантливый человек.

Цель экономики – использование ресурсов так, чтобы получить положительный или полезный результат: либо увеличение этих самых ресурсов, либо удовлетворение человеческих потребностей рациональным и выгодным способом.

“Деньги либо господствуют над своим обладателем, либо служат ему”. Гораций.

Известный поэт Гораций в данном высказывании поднимает вопрос о влиянии и роли денег в жизни человека и общества. Проблема, выдвинутая автором, актуальна в современном мире. Смысл высказывания Горация состоит в том, что деньги могут как и служить человеку, так и господствовать над ним. Если человек умело ими распоряжается, то в будущем он сможет преумножить свой капитал. Однако, деньги могут сделать человека жадным и алчным, если господствуют над ним.

Деньги- это товар особого свойства, играющий роль всеобщего эквивалента. Если человек хочет, чтобы деньги служили ему, то он должен хорошо разбираться в экономике, знать функции денег: они могут быть мерой стоимости товаров, средством обращения, средством накопления.

Немало случаев можно встретить в истории, когда богатые дворяне доводили свое состояние до банкротства, а крестьяне становились зажиточными благодаря своему труду.

Примером отрицательного влияния денег на человека служит Чичиков из произведения Н.В. Гоголя «Мертвые души». Всю свою жизнь он зарабатывал деньги, это было целью его жизни, он погубил себя, потому что не смог правильно ими распоряжаться.

Подводя общую черту, хотелось бы отметить, что не деньги должны влиять на человека, а наоборот, человек должен уметь влиять на деньги, уметь ими правильно пользоваться.

“Благосостояние государства обеспечивают не те деньги, которые оно ежегодно отпускает чиновникам, а те, что оно ежегодно оставляет в карманах граждан.”(И.Этвеш)

И. Этвеш хотел сказать, что благосостояние граждан какой либо страны зависит не о того, сколько оно будет выделять средств чиновникам, которые в свою очередь должны следить за целесообразным распределением этих средств, а от того, сколько из выделенных денег дойдёт и останется в карманах граждан.

Упомянув о целесообразном распределении, нам хочется верить в честность наших чиновников, как государственного аппарата исполнительной власти. Вспомним, что государство это организация суверенной власти в обществе, обладающая особым аппаратом принуждения и правом издавать законы. А государственный аппарат – это система специальных органов и учреждений, посредством которых осуществляется государственное управление обществом и защита его основных интересов. Итак, чиновники должны следить за рациональным распределением денежных средств, которые выделяет правительство. Но очень часто, к сожалению, мы сталкиваемся с тем, что видим и слышим в СМИ, как чиновники воруют те самые денежные средства, задача которых улучшить какую либо из сфер общества. И поэтому высказывание, которое сделал И.Этвеш очень актуально на сегодняшний день. Не будем забывать и о самих денежных средствах, или деньгах. Деньги – это специфический товар, который является универсальным эквивалентом стоимости других товаров или услуг. Функции денег: 1.Мера стоимости, 2. Средство платежа, 3.Средство обращения, 4.Мировые деньги, 5.Средство накопления.
Я согласен с данной цитатой, И.Этвеш очень тонко почеркнул, что государство буде процветать, если будет процветать народ, но этого не добиться, если в современном обществе буде иметь место быть такое явление, как коррупция. Коррупция (в современном понятии) – это термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам. О каком благосостоянии целого государства может идти речь, если каждый из нас стремиться нажиться за счет другого человека? Такое мы никогда не сможем назвать полноценным, благо состоятельным.
Обратимся к истории, вспомним, наиболее ярким примером является всем нам известная страна Сингапур, которая занимает одно из лидирующих положений в рейтинге стран, с минимальным уровнем коррупции. С 1959 по 1990 Сингапур, лишённый богатых природных ресурсов, смог решить многие внутренние проблемы и совершил скачок от страны третьего мира до высокоразвитой страны с высоким уровнем жизни.
В современном мире, этот список возглавляет Англия, затем Новая Зеландия и т.д.
Мы приходим к выводу, что если государство хочет процветать, то ей необходимо заботить о каждом гражданине, населяющий эту страну, в отдельности, необходимо бороться с коррупцией, и всеми её проявлениями. Необходимо вести целенаправленную политику в направление развития страны.

«Почти все налоги на производство, в конечном счёте ложатся на потребителя»

(Давид Рикардо)

Я согласна с высказыванием Давида Рикардо, так как я считаю, что к налогом на производителей товаров являются те налоги, которые способствуют к высокой стоимости производимых товаров.

Суть налогов на производство заключается в том, что производство выплачивает налоги для финансирования государственного бюджета. Обязательная уплата налогов состоит из исчисления налога и его уплаты.

В статье 52 НК РФ установлен порядок исчисления налога. Порядок исчисления налогов зависит от затрат, расходов, убытков и экономических норм, которые определяют доход, стоимость и налогообложение. Налогоплательщик несет всю ответственность за своевременно и правильное исчисление суммы. При исчислении суммы налога должны учитываться элементы налогообложения:

Налоговый период

Налоговую ставку

Налоговую базу

Налоговые льготы

Уплата налогов предполагает, что налогоплательщик должен выплатить налог в определённое время, которое установлено государством. В декларации должно быть указанно информация о доходах, расходах и всю информацию производстве за данный срок. После выдается документ о его уплате.

Налог – это платёж, являющимся обязательным и безвозмездным, с помощью которого обеспечивают финансовый бюджет государства.

Производство – это вид деятельности физического лица или организации, которые осуществляют материальные блага, которые нужны для развития общества.

Потребитель – это человек, который хочет приобрести вид услуг для удовлетворения своих потребностей.

Стоимость – это цена товара или услуги.

Уплата- это сумма, которую необходимо выплатить.

Например, НДС приводит к увеличению цен на товары, а это приводит к снижению производственной программы, прибыли и из-за этого ухудшается состояние предприятия на рынке.

С давних времён нам известно, что на протяжении многих лет в истории, что крестьяне, ремесленники, торговцы и жители колонии должны выплачивать налоги государству.

Налоги учитывают особенности страны и стадию экономического развития государства.

«Самая верная прибыль есть та, которая есть результат бережливости.» (Публий Сир. Экономика.)

Публий Сир – римский мимический поэт при Цезаре и Августе, младший современник и соперник Лаберия, этим высказывание хотел сказать, что только тот человек, который бережно тратит своё богатство, может получить хорошую прибыль. Ведь если человек разбрасывается своим богатством, он очень быстро может опуститься и даже не заметить, что он стал бедным. Поэтому каждый должен уметь пользоваться богатством с умом.

Я согласна с мнением автора. Справедливость точки зрения Публия Сира подтверждаются многочисленными примерами из общественной жизни, личного опыта и экономической теории. Во-первых, в экономической теории есть определение, что прибыль – это сумма, дохода где выручка превышает затраты на экономическую деятельность, на производство товара. А если эту выручку тратить бережно, то прибыли станет больше и в результате чего предприимчивый человек хоть медленно, но богатеет.

Во-вторых, хочу отметить, что в истории России XIX века отмечаются случаи, что богатые дворяне свое состояние доводили в пирах и разгулье до банкротства, а некоторые крестьяне, благодаря своему упорному труду, и конечно же бережливости могли даже выкупиться у дворян.

В-третьих, хочу привести пример из произведения Достоевского «Преступление и наказание», где героиня Алена Ивановна благодаря своей предприимчивости, получала хорошую прибыль, берегла её и старость встретила безбедно.

Также хочу отметить, что моя мама очень бережно относится к бюджету нашей семьи. У нас поэтому не бывает недостатка и проблем в финансовых вопросах.

В современной же жизни люди, которые экономят на потребностях, без которых могут прожить, тоже получают прибыль. Эти люди, которые не бросают денег на ветер, являются рациональными потребителями. Если же не быть рациональным потребителем, может сложиться ситуация, что расходы будут превышать доходы.

Считаю, что высказывание Публия Сира актуальна. Думаю, что у бережливого человека всегда будет достаток, то есть прибыль.

«Кто покупает лишнее, в конце концов продаёт необходимое» (Б. Франклин)

Я полностью согласен со словами одного из отцов основателей США Бенджамином Франклином. Учитывая, что в современном мире в целом не существует дефицита товаров, а также появляются новые. Старые товары, такого же типа, дешевеют, и у людей появляются возможности приобретать не только что необходимо, но и дополнительные товары.

Но часто бывает, что люди тратя деньги на необязательный товар, расходуют и средства, которые были выделены на необходимые товары. Чтобы раскрыть данную тему, нужно обратиться к определению рационального поведения покупателей. Итак, рациональным поведением покупателей называется такое поведение, которое предполагает сначала осознание необходимости покупки, затем поиск информации о товаре или услуге, после оценку возможных вариантов покупки, и наконец принятие решения о покупке. То есть, если потребитель осознаёт, что ему необходимо нужно купить, например продукты питания, то он ищет магазин с ценами подешевле, интересуется относительно скидок, и в итоге покупает, то что ему нужно.

Но если, потребитель осознаёт, что пока ему не нужен товар, например новый телевизор, но у него на данный момент есть лишние деньги, и он покупает этот телевизор, то его поведение будет нерациональным. Более того, вскоре после покупки телевизора ему могут понадобиться деньги, например, на лекарства, а у него их не будет, и человек может залезть в долги.

Поэтому надо совершать обдуманные покупки. И если сегодня купить что-нибудь не нужное, то завтра может хватить на что-нибудь жизненно нужное.

«Дворцы не могут быть в безопасности там, где несчастливы хижины». (Б.Дизраэли)

Я согласна с высказыванием Бенджамина Дизраэли, потому что благополучие «дворцов» зависит от благополучия «хижин».

В этой цитате в роли богатых людей выступают дворцы, а в роли бедных хижины. Здесь подразумевается то, что при расслоении общества на богатых и бедных, богатые не могут спокойно жить в мире, где бедные от несчастной жизни или могут поднять бунт, или просто не смогут выполнять свою работу качественно. Например, если рабочий класс поднимет бунт против богатых, то может погибнуть очень много людей, как рабочих, так и богатых. А если богатые будут мало платить своим рабочим, то рабочие от изнеможения будут плохо выполнять свою работу, в следствии чего, богатые тоже будут получать мало прибыли, что скажется и на их жизни.

Бенджамин Дизраэли в этой цитате говорит о богатых людях, как о дворцах, а бедных людей, сравнивает с хижинами. Богатые люди выглядят так же, как дворцы, они так же высокомерны, как высоки дворцы, так же одеты, как украшены дворцы. Бедные люди выглядят как хижины: они скромны, как маленькие хижинки, одеты так же не примечательно, как незаметны хижины.

В истории известно много случаев, когда бедные не выдерживали натиска богатых, и разгорался бунт. Примером этого может служить множество революций, произошедших не только в России, но и во всем Мире. Например, Октябрьская Революция 1917 года, начавшаяся по причинам, которые связаны с ухудшением положения народа в связи с долго продолжавшейся мировой войной, нерешенностью рабочего, аграрного и национального вопросов и всеобщим недовольством деятельностью (скорее бездеятельностью) временного правительства.

Вывод:

Эта цитата характерна не только для времени, когда жил Бенджамин Дизраэли, но и сейчас она вполне актуальна. В наше время очень много фирм. Некоторые из которых быстро разоряются, потому что люди, которые открывают их, не ценят рабочих, которых нанимают, и те уходят от них. Другие наоборот, расцветают и благополучно существуют на экономическом рынке, потому что работодатели не допускают полного обнищания своего народа.

Блок «ФИЛОСОФИЯ»

«Ребёнок в момент рождения не человек, а только кандидат в человека» (А.Пьерон).

Следует разобраться в том, какой смысл вкладывал А.Пьерон в понятие человек. В момент рождения ребенок уже является человеком. Он – представитель особого биологического вида Homo Sapiens, обладающий присущими специфическими чертами данного биологического вида: большой головной мозг, прямохождение, цепкие руки и т.д. В момент рождения ребенка можно назвать индивидом – конкретным представителем человеческого рода. С рождения он наделен присущими только ему индивидуальными чертами и свойствами: цвет глаз, форма и строение тела, рисунок его ладони. Вот это уже можно определить как индивидуальность. Почему же тогда автор высказывания называет ребенка только кандидатом в человека? Видимо, автор имел в виду понятие «личность». Ведь человек – существо биосоциальное. Если биологические черты человеку даются с рождения, то социальные он приобретает только в обществе себе подобных. И происходит это в процессе социализации, когда ребенок усваивает с помощью воспитания и самовоспитания ценности конкретного общества. Постепенно он превращается в личность, т.е. становится субъектом сознательной деятельности и обладает совокупностью социально значимых черт, востребованных и полезных в обществе. Именно тогда его в полной мере можно назвать человеком.

Как можно подтвердить данное предположение? Например, 20 марта 1809 г. в Сорочинцах в семье помещика Василия гоголя – Яновского родился сын, крещенный именем Николай. Это был один из родившихся в этот день помещичьих сыновей, нареченных Николаями, т.е. индивид. Если бы он скончался в день рождения, то так и остался бы в памяти своих близких, как индивид. Новорожденного отличали признаки, характерные только для него (рост, цвет волос, глаз, строение тела и др.). По свидетельству людей, знавших Гоголя с рождения, он был худ и слаб. Позднее у него появились черты, связанные с взрослением, индивидуальным стилем жизни, – он рано начал читать, с 5 лет писал стихи, прилежно учился в гимназии, стал литератором, за творчеством которого следила вся Россия. В нем проявилась яркая индивидуальность, т.е. те черты и свойства, признаки, которые отличали именно Гоголя. Видимо, именно такой смысл вкладывал в свое высказывание А.Пьерон, и я с ним полностью согласен. Появляясь на свет, человек должен проделать длительный, тернистый путь, чтобы оставить след в обществе, чтобы потомки с гордостью говорили: « Да, этого человека можно назвать великим: им гордиться наш народ».

«Идея свободы связана с истинной сущностью человека» (К.Ясперс)

Что такое свобода? Независимость от сильных мира сего, которую могут дать деньги и слава? Отсутствие решетки или бича надсмотрщика? Свобода думать, писать, творить без оглядки на общепринятые каноны и вкусы публики?

Ответить на этот вопрос можно лишь, попытавшись разобраться, что такое человек. Но вот беда! Каждая культура, каждая эпоха, каждая философская школа дает свой ответ на этот вопрос. За каждым ответом стоит не только уровень ученого, постигшего законы мироздания, мудрость мыслителя, проникшего в тайны бытия, корысть политика или фантазия художника, но и всегда скрывается определенная жизненная позиция, вполне практическое отношение к миру. И тем не менее. Из всех разнообразных, противоречащих друг другу представлений о человеке вытекает один общий вывод: человек не свободен. Он зависит от чего угодно: от воли Бога или богов, от законов Космоса, расположения звезд и светил, от природы, общества, но только не от самого себя.

Но смысл выражения К Ясперса, по-моему мнению, заключается в том, что человек не мыслит свободы и счастья без сохранения своей личности, своего уникального, неповторимого «Я». Он не хочет «стать всем», а «хочет быть самим собой наперекор вселенной», как писал автор знаменитого «Маугли» Р.Киплинг. Не может быть человек счастлив и свободен ценой попрания своей личности, отказа от своей индивидуальности. Поистине неистребимо в человеке стремление к созиданию мира и себя, к открытию нового, ещё никому неизвестного, даже если это достигается ценой собственной жизни.

Стать свободным – нелегкая задача. Она требует от человека максимального напряжения всех духовных сил, глубоких раздумий о судьбах мира, людей, о своей собственной жизни; критического отношения к тому, что происходит вокруг и к самому себе; поисков идеала. Поиски смысла свободы продолжаются иногда всю жизнь и сопровождаются внутренней борьбой и конфликтами с окружающими. В этом как раз и проявляет себя свободная воля человека, так как из разнообразных жизненных обстоятельств, вариантов, ему самому приходится выбирать, что предпочесть, а что отвергнуть, как поступить в том или ином случае. И чем сложнее окружающий мир, тем драматичнее жизнь, тем больше усилий требуется от человека, чтобы определить свою позицию, сделать тот или иной выбор.

Значит, К.Ясперс оказался прав, считая идею свободы истинной сущностью человека. Свобода – необходимое условие его деятельности. Свободу нельзя «подарить», ибо невыстраданная свобода оказывается тяжким бременем или оборачивается произволом. Свобода, завоеванная в борьбе со злом, пороками и несправедливостью во имя утверждения добра, света, истины и красоты, может сделать каждого человека свободным

«Наука безжалостна. Она беззастенчиво опровергает любимые и привычные заблуждения» (Н.В. Карлов)

Вполне можно согласиться с данным высказыванием. Ведь главная цель научного познания – стремление к объективности, т.е. к изучению мира таким, какой он есть вне и независимо от человека. Полученный при этом результат не должен зависеть от частных мнений, пристрастий, авторитетов. На пути к поиску объективной истины, человек проходит через относительные истины и заблуждения. Примеров тому много. Когда – то люди были совершенно уверены в том, что Земля имеет форму диска. Но прошли столетия, и путешествие Фернандо Магеланна опровергло это заблуждение. Люди узнали, что Земля имеет форму шара. Заблуждением была и геоцентрическая система, существовавшая тысячелетия. Открытие Коперника развенчало этот миф. Созданная им гелиоцентрическая система объяснила людям то, что все планеты нашей системы вращаются вокруг Солнца. Католическая церковь более двухсот лет запрещала признавать эту истину, но в данном случае, наука, действительно, оказалась безжалостна к заблуждениям людей.

Таким образом, на пути к абсолютной истине, которая является окончательной и не изменится с течением времени, наука проходит через стадию относительных истин. Вначале эти относительные истины кажутся людям окончательными, но проходит время и с появлением новых возможностей у человека в исследовании той или иной области, появляется абсолютная истина. Она опровергает ранее полеченные знания, заставляя людей пересмотреть свои прежние взгляды и открытия.



Загрузка...