electricschool.ru

Система образования в россии. Европейская система образования

Школьное образование в Великобритании имеет общую структуру, но может быть воплощено самыми разными вариантами. На сегодняшний день, всё ещё не редкость встреть в Соединённом Королевстве отдельные школы для девочек и мальчиков или частные и государственные школы-пансионаты, в которых дети не только учатся, но и живут. Причины для существования таких заведений есть. Причём, обычно, такие учреждения обладают очень хорошей репутацией, ведь они настоящие мастера своего дела. Однако, общие образовательные учреждения смешанного типа (для девочек и мальчиков) более популярны и доступны дня среднего класса и сейчас.

Но в любом из воплощений, Британское устройство структуры обучения признано в мире и считается одним из эталонов. Она слаживалась несколько веков и основана на дисциплине и сосредоточена на приобретении глубоких и прочных знаний. Студенты со всего мира стремятся туда. Для того, чтобы учится на Британских островах, достаточно хорошо сдать вступительные экзамены и получить международный сертификат на предмет уровня владения английского языка. Обучение для британцев, учёба на сертификат среднего уровня бесплатная, если это государственное учреждение, а для интернациональных студентов платное.

Школьное образование Великобритании имеет отличную от стран СНГ систему оценивания, от A до F, которые в свою очередь, имеют альтернативу в сто бальной системе. Такой метод так же применяется в Европе, Соединённых Штатах Америки Оценки и других странах. Отметки A- C (100 - 60) считаются положительными, другие нужно пересдавать. В Британии не принято оставлять не успевающих учеников на второй год, обычно слабые ученики просто посещают дополнительные занятия, для поднятия и поддержания своего уровня знаний.

Система школьного образования в Великобритании

Система школьного образования в Великобритании значительно отличается от систем стран СНГ. При этом, отличия начинаются ещё с детского сада. Там это называется Pre-School, что в точности переводится как «пред школьное». В дошкольных учреждениях Британии нагрузка вроде чтения, письма, рисования или любого другого вида обучения минимальна. Всё там, в основном имеет развлекательный характер. Но существуют и частные Pre-школы, в которых наоборот с раннего возраста практикуются обучающие игры и занятия.

С 5-ти лет дети идут в школу. А именно в Primary School («Начальная школа»). Тут изучаются основы точных наук вроде математики, обучение грамматике и другое. Ещё одним не большим отличием начальных школ Соединённого Королевства и стран СНГ является то, что там не упрощаются названия предметов. Если школьники наших младших классов изучают «чтение», «письмо» и «природу» в Англии эти дисциплины будут называться так же, как и в классах постарше.

Следующая ступень в обучении, начиная с 11-тилетнего возраста, это Secondary (стредняя) School. В свою очередь её можно поделить ещё на два раздела.

Первый - до 14-ти лет. Все одинаково изучают ряд обязательных дисциплин, углубляясь в то, что было пройдено в начальных классах.

Второй - до 16-ти лет. У студентов есть 5 основных обязательных предметов. А именно математика, биология, химия, физика и английский. Причём их изучение английского языка отличается от изучения родных языков в наших странах. Там на много больше внимания уделяется чтению и анализу различных произведений, нежили письменной грамоте. На этом этапе, впервые, британские школьники сталкиваются с дисциплиной по выбору. Таким образом, у каждого ученика есть право выбрать интересующее направление, которое понадобится им для профессии в будущем . Среди предметов: история, иностранные языки, технологии производства и готовки, искусство и много-много других. При желании, ученик может сменить свои выбранные направления в любой момент.

По окончанию курса все должны сдать большой экзамен для GCSE (General Certificate of Secondary Education). Тут тоже есть отличия от привычной нам системы. Если у нас в аттестат пойдёт итоговая оценка за каждый предмет и все они имеют вес при определении среднего бала, то для британцев в большинстве случаев важен только результат экзаменов. Есть некоторые предметы, для которых, как пример, 75% оценки будет составлять экзамен и 25% специальный реферат по данному направлению. К этим экзаменам учащиеся готовятся особенно усердно, потому что, как правило, на одну дисциплину может выпадать и два, и три и, иногда, даже четыре экзамена.

Система образования в Великобритании устроена так, что после 16-ти лет у подростков появляется полная свобода выбора. Они уже могут пойти работать, завести семью, пойти в специализированный колледж или курсы, а также остаться в школе ещё на 2 года и продолжить обучение тут. Эта последняя ступень в обучении называется A-Levels (Advanced Level, что на русский переведётся как «расширенный» или «высший уровень»), альтернатива 10-11 классам старшей школы. Очень часто, иностранные студенты начинают свою учёбу в Англии именно с A-Levels. На этом уровне уже нет обязательных предметов. Студенты самостоятельно выбирают 4 дисциплины которые они хотят изучать. А на 2-ом году оставляют только три из них. Это нужно для специализации и дальнейшего поступления в желаемый университет.

Пройдите тест


Тест: Как ты относишься к критике на работе?

Как ты думаешь, критика ликвидирует недостатки в работе определенного лица, а может и целого коллектива?

На страницах британского издания The Times недавно был опубликован рейтинг ведущих систем образования в мире. Данные рейтинга были составлены на основании Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA), которая включает проведение тестов с целью изучения уровня грамотности школьников и их умения применять свои знания на практике.

В ходе тестов проверяется уровень образованности учащихся в возрасте 15 лет, тестирование проводится раз в три года. Впервые рейтинг PISA был составлен в 2000 году, и тогда первую строчку в нем заняла система образования Финляндии. Через 12 лет ситуация практически не изменилась, и по-прежнему на первом месте остается Финляндия. Как ни странно, места со второго по пятое заняли системы образования таких экзотических стран, как Южная Корея, Гонконг, Япония и Сингапур.

Учебные заведения Великобритании по результатам тестов PISA заняли лишь 6 место, следом за ней идут Голландия, Новая Зеландия, Швейцария и Канада. Ни Россия, ни США не смогли войти даже в первую десятку рейтинга.

Попробуем разобраться, что предшествует успеху систем образования, занявших лидирующие позиции в рейтинге PISA.

Финляндия

По достижении 7-летнего возраста финские дети в обязательном порядке идут в школу. За год до этого они могут получить предварительное начальное образование в детском саду или в школе, но это не обязательно.

Первые шесть лет учебы финские школьники не получают оценок, поэтому им не приходится часами засиживаться за домашним заданием и сдавать экзамены. В школе дети занимаются все вместе, независимо от имеющегося у них уровня знаний. Во многом именно по этой причине между способными и бездарными учениками разница не является такой ощутимой.

В каждом фиском классе может быть не более 16 человек. Благодаря этому учитель может уделить больше времени конкретному ученику, а школьник, в свою очередь, будет занят выполнением конкретного задания, а не переспросами преподавателя о том, что ему не понятно.

Если сравнивать с США, где дети в основной школе проводят на переменах в среднем по 29 минут, в Финляндии это время увеличено практически в 2,5 раза и достигает 75 минут в день. При этом в графике учителя стоит не более 4 часов занятий в день. Также преподавателям выделяется время, которое используется исключительно для их профессионального роста, это порядка двух часов в неделю.

К слову, в Финляндии профессия учителя является одной из наиболее уважаемых, причем от преподавателей также требуют многого. Например, у каждого финского учителя должна быть степень магистра, а чтобы получить свою первую работу, преподаватель должен входить как минимум в 10% лучших выпускников на своем курсе.

О престиже профессии говорит и число претендентов на должность учителя: так, в 2006 году конкурс на одно учительское место в основной школе составил 100 человек, при этом уровень заработка преподавателей в среднем по стране составляет порядка 25 тысяч евро в год.

Южная Корея

Школьный период для корейских детей начинается по достижении ими шести лет, до этого они могут получить начальное образование в детском саду, куда их можно отправить уже с трех лет, но это не обязательно.

Дети в возрасте от 6 до 12 лет обучаются в начальной школе, после этого они переходят в неполную среднюю школу, где обучение длится по достижении ребенком 15 лет. Как правило, начальную и неполную среднюю школу дети выбирают, ориентируясь на ее близость к дому. Затем, когда уже встает выбор между профессиональным и академическим образованием в старшей средней школе, они могут пойти в другое учебное заведение.

В период обучения ребенка в начальной школе с классом занимается один учитель. В списке учебных дисциплин для детей этого возраста обязательно присутствует математика, этика, корейский язык, основы общественных и естественных наук, а также рисование и музыка. В дополнении к этому учитель должен в обязательно порядке донести до школьников знания, которые помогут детям решать разнообразные проблемы, дети обучаются традициям и культуре страны, также в них закладываются основные жизненные принципы, основанные на реальных производственных примерах.

В неполной средней школе, куда дети переходят по достижении 12 лет, к ним предъявляются более серьезные требования. Так, график занятий школьников рассчитан на 14 часов в день в течение 5 дней в неделю, а общее количество учебных часов ежегодно достигает тысячи. При этом количество учащихся в одном классе может увеличиться до 35 человек. Переход в следующий класс в школах Южной Кореи основан исключительно на возрасте учеников, поэтому никаких экзаменов здесь нет. Вступительные испытания ждут школьников только по достижении ими 15 лет, когда им нужно будет поступать в школы старшего среднего звена. Вместо экзаменов учителя оценивают успеваемость каждого подростка по отдельным предметам, его внеклассную работу, посещаемость, особые достижения, а также нравственное развитие. Все эти данные не используются до того момента, когда подросток примет решение о своем дальнейшем обучении.

В Южной Корее профессия учителя является достаточно почетной, что в первую очередь определяется стабильностью работы, хорошими условиями труда и высоким заработком. Например, в среднем по стране зарплата учителя составляет до 41 тысячи евро в год, а за счет дополнительного стимулирования эта сумма может увеличиться до 62 тысяч евро. Для получения должности кандидат на учительское место должен имеет степень бакалавра, а также входить в 5% лучших выпускников своего университета.

Гонконг



Структура гонконгской системы образования во многом схожа с южнокорейским вариантом. В этой стране будущие школьники с трех лет могут пойти в частный детский сад, по достижении 6-летнего возраста ребенок идет в начальную школу, 12-летнего - переходит в неполную среднюю школу, где он учится до 15 лет, и далее проводит еще 2 года в старшей средней школе.

В отличие от Южной Кореи, в Гонконге школьники в 50% выбирают заведения не по географическому принципу и близости их расположения к дому. Как правило, порядка 60% мест в каждой школе резервируется под детей преподавателей, а также родных братьев и сестер тех учеников, которые уже обучаются в данном заведении.

В начальной школе дети не сдают никаких экзаменов. До 2012 года в системе образования Гонконга было предусмотрено только 2 экзамена: первый - по окончании неполной средней школы, второй - после обучения в старшей средней школе. Но с 2013 года водятся изменения, и теперь школьника нужно будет сдать всего один экзамен - после завершения всего цикла обучения.

Гонконгские школьники могут выбрать для себя одну из нескольких программ обучения: учиться в утренние часы, в послеобеденное время или же на протяжении всего дня. В большинстве учебных заведений приоритетным является именно последний вариант. В некоторых программах помимо основных дисциплин внимание уделяется и успехам школьника вне стен учебного заведения. Занятия в школах проводятся на китайском языке, в качестве дополнительного второго языка используется английский.

Гонконгская система образования в последние годы существенно модернизирована, здесь, как и в Южной Корее, большое внимание уделяется замене бумажных носителей информации цифровыми.

Несмотря на то, что количество учащихся в одном классе может достигать 40 человек, в графике занятий преподавателя стоит не более 10-12 часов в неделю.

Япония



Как и в других школах азиатского региона, в Японии структура школьного образования практически не отличается от описанных выше. Ребенка ждут три года в детском саду (по желанию), затем 6 лет в начальной школе, после нее он проводит 3 года в неполной средней школе и завершает свое обучение тремя годами в старшей средней школе. Причем в обязательную программу обучения входит только начальная и неполная средняя школа. После этого, по достижении 15-летнего возраста он может и вовсе прекратить свое обучение. Однако, как показывает статистика, почти 95% японских школьников все же идут в старшую среднюю школу.

Программа обучения в этой стране практически ничем не отличается от обычной, в ней присутствуют предметы, направленные на изучение родного языка, математики, литературы, общественных наук, музыки и физкультуры. В дополнение к ним могут идти нравственное воспитание и самоконтроль.

Обучение в начальной и неполной средней школе осуществляется по принципу «целостности», когда в каждый момент времени ученики сосредоточены на решении одной и той же задачи. Но, несмотря на это, занятия редко носят лекционный характер, больше они похожи на совместное изучение и обсуждение изучаемого вопроса в рамках отдельных проектов и общих заданий.

Если до недавнего времени школьники были вынуждены учиться по 6 дней в неделю и выполнять колоссальный объем домашней работы, дополнительно уделяя время еще и занятиями с репетитором, особенно в период подготовки к экзаменам, то благодаря новым реформам теперь они учатся 5 дней в неделю. Однако объем домашней работы от этого не уменьшился.

В японских школах обязательными являются два экзамена: по окончании неполной средней школы и по завершении обучения в средней старшей школе. Причем результаты таких испытаний во многом определяют то, куда ученик попадет на следующей ступени обучения. Оценка знаний осуществляется на основании разнообразных тестов и домашних работ. Причем классный руководитель становится наставником, который помогает не только в стенах школы, но и за ее пределами.

В Японии учителя - достаточно уважаемые люди, и получить такую профессию очень сложно. Например, из всего количества желающих получить эту профессию реально получают диплом учителя только 14%, из них только 30-40% находят себе работу в школах.

Учитель с 15-летним стажем в этой стране может получать порядка 38 тысяч евро в год, причем время, проведенное перед аудиторией, у них почти в 2 раза меньше, чем у их американских коллег (27% против 53% в США).

Сингапур



Школы Сингапура принимают на обучение детей в возрасте от шести лет. Структура образования здесь выглядит следующим образом: обязательной является начальная школа, где дети проводят 6 лет, далее следует средняя школа, насчитывающая массу вариантов, и завершает процесс обучения предуниверситетский курс.

В основной школе дети учатся до достижения ими 12 лет, здесь им преподают родной язык и в обязательном порядке английский язык, математику и множество других мелких, но не менее важных предметов, таких как музыка, физкультура, эстетическое воспитание и прочие. Завершив обучение в начальной школе, дети сдают обязательный экзамен - Primary School Leaving Examination.

Сдав экзамен, они, в принципе, на этом могут и закончить свое обучение, но в подавляющем большинстве подростки все же переходят на следующую ступень. В средней школе программа разделяется на несколько видов, среди них: специальный курс длительностью 4-6 лет, экспресс-курс продолжительностью 4 года, нормальный академический курс продолжительностью 5 лет, нормальный технических курс, рассчитанный на 4 года, и предпрофессиональный, который занимает 1-4 года.

После прохождения обучения в средней школе ученики получают Генеральное свидетельство об образовании, тип которого зависит от изученного курса (уровни в порядке возрастания N, O и A). Получив такой документ, они могут прекратить обучение либо продолжить его в университете, получив затем свидетельство категории «A».

На должность учителя в Сингапуре принимают далеко не каждого. Как правило, отбор осуществляется из 30% лучших выпускников вузов. Однако их не всегда могут взять, так как конкурс на учительские места всегда очень большой.

Средняя зарплата сингапурского преподавателя находится на уровне 35 тысяч евро в год, причем здесь существует определенная система бонусов, которая позволяет увеличить заработок вплоть до 30% от зарплаты. Бонусы рассчитываются ежегодно и зависят от результатов проверки деятельности учителя, в ходе которой оцениваются его профессиональные качества, имеющийся потенциал и активность участия в жизни учебного заведения.

Великобритания



На британскую систему образования рейтинги PISA практически не оказывают никакого влияния. В плане обучения эта страна всегда была, есть и будет популярной из-за элитарности здешних школ, особенно в том случае, если речь заходит о школе-интернате с вековой историей.

В большинстве своем подобные учебные заведения принадлежат к классу элитных, так как туда принимают далеко не каждого, да и в плане финансов обучение в них будет по силу только хорошо обеспеченным людям. С другой стороны, школы-интернаты в Великобритании часто разделены по половому признаку: либо для девочек, либо для мальчиков. За раздельное образование приводится массу доводов, как, впрочем, и за совместное, поэтому определяющего значения здесь не имеют ни те, ни другие.

В целом, обучение в Великобритании начинается с 5 лет. В начальной школе дети находятся до достижения ими возраста 12 лет. Как правило, домашние задания на этом этапе обучения отсутствуют. Подобное было введено только в 2012 году, когда учителям предоставили возможность самостоятельно решать, задавать детям домашние задания или нет. На этапе обучения в начальной школе проверка успеваемости по предметам осуществляется в форме сдачи эссе или проекта, после завершения курса обучения следует экзамен - Common Entrance Examination. Его успешная сдача открывает перед учеником двери в среднюю школу, по окончании которой (в 16 лет) подросток сдает очередной экзамен GCSE на получение Сертификата об общем среднем образовании. Этот сертификат в обязательном порядке должен быть у каждого подростка Великобритании.

Главной особенностью британских школ является жесткая привязанность к традициям обучения в этой стране. Так, неотъемлемыми атрибутами являются школьная форма, участие учеников в благотворительных акциях и регулярная социальная работа. В классах с детьми до достижения ими 8 лет занимается один учитель, затем постепенно появляются учителя по отдельным предметам, главная задача которых - подготовить школьников к сдаче обязательного экзамена.

Программа обучения в закрытых школах-пансионатах может разрабатываться индивидуально для каждого ученика или для группы школьников, собранных по способностям. Здесь нередко преподают дополнительные предметы, которые могут отсутствовать в обычной школе. Подобное не воспрещается, поскольку для частных школ действует отдельный регламент обучения, позволяющий учебным заведениям формировать собственную программу. Так, составляется определенный минимум, к которому ученик может прибавить нужные ему дополнительные курсы.

Голландия



В Голландии ребенка можно отправить в дошкольное учреждение с 3-4 лет, с 5 до 12 лет он уже обязательно должен пойти в начальную школу, после окончания которой ему предстоит сдать экзамен.

В зависимости от результатов экзамена, подросток дальше может выбрать подготовительное среднее образование (VMBO) длительностью 4 года, общее среднее или предуниверситетское образование (HAVO) продолжительностью 5 лет, либо предуниверситетское образование (VWO), рассчитанное на 6 лет. Программы первых двух лет обучения по этим направлениям практически идентичны, что сделано для того, чтобы пдросток смог легко поменять свой курс, если вдруг он по каким-то причинам передумал. С 2007 года обучение по одной из описанных выше программ для всех учеников Голландии является обязательным.

Образовательные стандарты в этой стране разрабатывает Министерство образования, культуры и науки, однако любая школа может дополнить одобренные программы любыми предметами на свое усмотрение. В начальной школе детям преподают сразу три языка: голландский, фризский и английский. В добавление к ним идут математика, общественные науки, а также рисование и физкультура. Обучение в начальной школе заканчивается экзаменом в виде теста, который ориентирован в первую очередь на выявление способней конкретного ученика в определенных дисциплинах. Кроме этого, учителя вместе с директором составляют отчеты по каждому ученику, которые учитываются при поступлении подростка в среднюю школу.

Знания учеников оцениваются практически так же, как и в российских школах: голландские школьники получают оценки за домашнюю работу, работу в классе и за устные экзамены. Активное участие в жизни школ принимают и родители учеников, что позволяет им вникать в учебные вопросы, контролировать успеваемость своих детей и при необходимости направлять их в нужную сторону.

Тем не менее, несмотря на все успехи голландских школ, они испытывают явный дефицит хороших преподавателей. И это даже несмотря на то, что средняя зарплата преподавателя в этой стране составляет порядка 60 тысяч долларов в год. Правительство очень внимательно следит за этим, а также постоянно делает шаги в сторону модернизации системы.

Школы Кипра

На Кипре система образования представлена школами начального и среднего звена. Также на острове функционируют школы профессионального обучения, ориентированные на подготовку квалифицированного персонала для производства и туристического бизнеса.

Как правило, начальным этапом обучения является дошкольное образовательное учреждение. На Кипре это может быть государственный, частный или общественный детский сад (последние организуются и финансируются родительскими ассоциациями). В 5,5 лет ребенка уже ждут в начальной школе. Здесь, с 1 по 3 класс, их обучать базовым навыкам письма, чтения и счета, в 4-5 классах к этим предметам добавятся занятия по иностранным языкам (это могут быть английский, французский, арабский, армянский, а некоторые школы Лимассола преподают даже русский язык), музыка, физкультура и разные предметы гуманитарного профиля.

После начальной школы дети переходят на следующую ступень и в течение трех обучаются уже в гимназии. Это второй этап из обязательного девятилетнего образования, принятого на Кипре.

После гимназии подростки могут прекратить свое образование или же перейти в лицей факультативных занятий, имеющих определенную предметную специализацию. Поскольку такие школы Кипра исключены из обязательной программы, обучение в них является платным. Здесь подростки изучают три группы предметов, среди которых основные (они для всех обязательны), специальные и факультативные. Выбор возможен из классических наук, дисциплин гуманитарного профиля, предметов физико-математической направленности, экономики и иностранных языков.

В качестве альтернативных среднему образованию являются частные школы, принимающие учеников на платной основе. Некоторые из них в программе обучения делают акцент на изучение иностранных языков, самыми популярными из которых являются французский, английский и итальянский.

С включением в 2013 году дошкольного образования в структуру общего образования термины «школьное образование в России» и «общее образование» с юридической точки зрения перестали быть синонимами. Общее образование направлено на всестороннее развитие личности, основанное на овладении в процессе учебы знаниями, умениями, навыками, необходимыми для социализации и осознанного выбора профессии.

Российские школы дают детям общее образование начального, основного и среднего уровня. Полное школьное среднее образование - это 11 классов, неполное - 9. Учреждения, реализующие стандартные учебные программы, называются средними школами. Организации, дополняющие базовый курс специальными дисциплинами, имеют статусы лицеев, гимназий, школ с углубленным изучением предметов.

Структура

До 1986 года учеба в российских школах длилась 10 лет, из них 3 года – в начальной, 5 лет - в основной и 2 года - в старшей школе. В 1987 году в качестве эксперимента было введено четырехлетнее обучение в младших классах, но дети и родители имели право выбрать трехлетний курс начальной школы. С 2001 года все занимаются по одиннадцатилетней программе, а нормативы ее освоения предусматривают следующие ступени и сроки обучения:

  • первая - 4 года начального образования;
  • вторая - 5 лет основного обучения;
  • третья - 2 года среднего, или полного, образования.

В соответствии с 5-й частью 66-й статьи Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» начальное, основное и среднее общее образование являются обязательными для всех граждан РФ. Но третью ступень можно освоить в рамках учебных программ ссузов, принимающих на обучение после 9 классов.

Начальная школа

В первый класс идут дети в возрасте 6-8 лет. Учеба в начальной школе длится четыре года. Задача педагогов сводится к предоставлению детям базового объема знаний, необходимых для повседневной жизни. Его дает изучение следующих предметов:

  • чтения;
  • азов математики;
  • письма;
  • труда;
  • физкультуры;
  • музыки;
  • познания окружающего мира;
  • искусства и хореографии;
  • хотя бы одного иностранного языка.

С учениками занимается постоянный педагог, ответственный за коллектив и преподающий большинство предметов, кроме музыки, физической культуры, хореографии, иностранного языка. Дети учатся в одном классе, покидают его только для занятий по специальным дисциплинам (музыке, труду и т. д.). Количество академических часов редко превышает 4 в день.

Основная школа

Современная система школьного образования в России основному курсу отводит 5 лет обучения - до 9 класса включительно. За это время ученики приобретают базисные знания по программным дисциплинам. Почти во всех школах учебный процесс примерно одинаков и проводится по предметно-кабинетной методике: урок за уроком дети перемещаются из одной аудитории в другую.

У каждого класса есть свой классный руководитель. Это преподаватель, освобожденный от педагогической практики или ведущий свой предмет, но по совместительству отвечающий за вверенный ему коллектив и способный оперативно решать организационные и административные вопросы.

По окончании этапа обучения в основной школе ученики проходят государственную итоговую аттестацию (ГИА) в форме основного государственного экзамена - ОГЭ. В случае удовлетворительной сдачи выпускники получают аттестат об основном общем образовании.

После окончания основной школы ученики могут перейти в старшие классы или продолжить обучение в ссузах (средних специальных учебных заведениях).

Старшие классы

В двухлетней старшей школе учащиеся усиленно готовятся к поступлению в вузы. Учебный курс предполагает дальнейшее изучение основных предметов и знакомство с новыми дисциплинами. Ежедневно у старших школьников может быть по 7 уроков.

В последние годы предпринимаются попытки сделать обучение в старших классах профильным, чтобы ученик мог выбирать направление учебы, исходя из собственных наклонностей или специализации вуза, намеченного для поступления после окончания школы.

Завершается обучение Единым госэкзаменом (ЕГЭ). Математика и русский язык обязательны, остальные предметы сдаются добровольно в качестве вступительных экзаменов в вузы. По окончании последней ступени обучения каждый успешный выпускник получает документ о полном (среднем) общем обучении - аттестат, который подтверждает, что знания освоены в полном объеме, и содержит список отметок по всем изученным предметам.

Российское школьное дополнительное образование

Система дополнительно образования в школе направлена на сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, воспитание устойчивого интереса к познавательному процессу, достижение высокого уровня саморегуляции и развитие творческих навыков. Дополнительное образование выступает как средство непрерывного познания нового и формирования цельной личности. В процессе воспитания детей мотивируют к образовательной деятельности и помогают определиться с будущей профессией.

В школе система дополнительного образования решает ряд специфических задач:

  • прививает ребенку желание целенаправленно использовать свое свободное время;
  • обогащает рутинное преподавание творческим образовательным процессом, основанным на нестандартных учебных программах;
  • дает подготовку для начала профессиональной деятельности;

служит почвой для расширения взаимодействия с педагогами.

Вопросу образования в Германии уделяется огромное внимание. Вся система построена так, что абсолютно любой желающий может на свое усмотрение выбирать школу, вуз, профессию и специальность, исходя из своих предпочтений, склонностей и способностей. Именно это государство является сердцем самых смелых инноваций в университетском образовании. Все это говорит о том, что поступление в немецкое учебное заведение сулит возможность получить знания в самом интеллектуальном сердце Европы. Важным этапом во всем процессе считается школа в Германии.

Как устроена образовательная система в стране в целом

Весь процесс обучения, который проходят юные немцы в первые годы своей жизни, имеет четкую трехступенчатую структуру, считающуюся в мировой практике классической:

  • начальная ступень;
  • средняя;
  • высшая.

На всех уровнях учебные заведения подразделяются на частные и государственные. Хотя доля первых не слишком велика – всего 2% от общего количества.

Власти страны гарантируют своим гражданам обязательное образование в начальных и средних школьных учреждениях, которое они могут получить бесплатно.

Непосещение занятий может обернуться для нарушителей общением с полицией, а не просто разбирательством на уровне школы.

Руководство учебным процессом возложено на профильные ведомства в каждом регионе. В зону их ответственности входит определение всех составляющих, из которых состоит школьная система:

  • утверждение учебников;
  • составление учебного плана;
  • планирование внутреннего распорядка работы школ.

Местные законы об образовании принимаются исключительно на базе федерального закона, единого для всей страны.

Дошкольное воспитание не является в Германии обязательным, а потому в общую систему не входит. в основном представлены частными учреждениями и направлены в большей степени на организацию детского досуга, нежели на занятия, готовящие к школе.

Посещение детсада возможно чаще всего только на полдня. Все остальное время дети находятся на попечении своих родителей. Немецкий Kindergarten – это место, где все усилия воспитателей направлены на развитие образного и последовательного мышления у своих воспитанников, основ музыкального восприятия, физических способностей. Здесь самые маленькие члены общества рисуют, поют, решают логические задачи, учатся вербальной коммуникации и ораторскому искусству, пока, правда, на уровне правильного выражения мыслей. Обучение грамоте не входит в задачу преподавателей на этом этапе.

Ключевым критерием готовности малыша к переходу на следующую ступень немецкая школа определяет не его умение считать, писать и читать, а социальную зрелость, которая соответствует его возрасту. Если ребенок не достиг нужного уровня развития, наверстать упущенное он может в пришкольных детских садах (Schulkindergärten) или в классах, предшествующих школе (Vorklassen).

Следующий этап – среднее образование. Возраст, когда дети в Германии идут в школу, составляет 6 лет. Первые пару лет обучения их ждут комплексные предметы, а вот оценки они начинают получать не ранее третьего класса. Школьные учреждения в большинстве своем государственные. На долю частных приходится всего 5%.

Исходя из отметок и способностей учеников, преподаватель в последнем году учебы в младшей школе рекомендует родителям, в каком направлении им необходимо направить свои усилия в средней школе. На этом этапе учащимся придется преодолеть две ступени:

  • обучение до 10 класса,
  • 11-13 классы.

Школьное образование в Германии на первой ступени располагает несколькими видами школ:

  • основная,
  • реальная,
  • гимназия,
  • общая.

Последняя представляет собой сочетание гимназии и реальной школы. Подходит детям, которые еще не определились с будущим направлением образования и пока не уверены в своих предпочтениях.

Вторая ступень средней школы считается завершенной только после окончания гимназии, а именно 11-12 классов в школе. 13-й класс предназначен для абитуриентов, которые по его окончании сдают экзамен и на основании заработанных баллов зачисляются в университет.

Таким образом, завершить среднее образование, если не планируется поступление в вуз, можно и в разного типа профильных школах. Здесь дети получат не только диплом об освоенной специальности, но и аттестат, подтверждающий окончание школьного учреждения соответствующего профиля.

Сколько лет в школе учатся немецкие дети, будет зависеть от того, как именно они спланируют свое будущее.

Высшая ступень образования предполагает две стадии процесса:

  • базовую – 3-4 семестра, по окончании которых выпускник получает степень лиценциата;
  • основную – 4-6 семестр. Выпускники получают диплом магистра, а студенты технических вузов – специалиста.

Сегодня в Германии действует 440 вузов. Учитывая их популярность, поступить в некоторые из университетов можно посредством специально созданной организации Uni Assist, выполняющей всю подготовительную перед поступлением работу.

Разновидности школ

Перед поступлением в ту или иною школу родителям малыша предстоит решить целый ряд вопросов:

  • выбрать ее разновидность;
  • изучить рейтинг учебных заведений;
  • ознакомиться с требованиями.

Но для начала будет нелишним знать, какие типы школ предусмотрены для юных немцев.

Начальная ступень

Первый школьный этап займет в жизни подрастающего поколения 4 года. Не относится это только к школам Бранденбурга и Берлина, где классов предусмотрено на 2 больше, чем в других учебных заведениях.

К моменту начала занятий ребенок должен уже владеть официальным языком страны на уровне В1 – пороговый показатель. Иначе вопрос о его зачислении в Grundschule может быть отложен на 1 год.

Начальный этап протекает отдельно от среднего. Учеба проходит даже в разных зданиях и подчиняется непохожим правилам и принципам организации. Остаться в той же самой школе с первого до последнего школьного года получится только у тех, кто является учеником Gesamtschule – единой школы, которая довольно редко встречается в этой стране.

На этом этапе самая главная задача всех участников процесса – определиться, к чему больше всего проявляет склонности ребенок. От этого будет зависеть дальнейший выбор учебного заведения, в которое он перейдет на этапе среднего школьного образования. Начальная школа предполагает нагрузку в 20-30 часов в неделю в первой половине дня.

В чем особенности основной школы

Завершение начального этапа знаменует для родителей и ребенка принятие важного решения. Те, кто получит рекомендации для поступления в гимназию, отправятся продолжать обучение там, остальным предоставляется возможность выбрать один из следующих вариантов:

  • основная школа в Германии,
  • реальная.

Эти разновидности школы располагают более простой программой. По окончании выдается справка о том, что ученик завершил данный этап. Но вот поступить в Oberschule (высшую школу) он с ней не сможет. Для этого придется продолжить обучение.

Независимо от того, будет учиться ребенок в частной или государственной школе, пансионного или обычного типа, ответ, во сколько лет школу заканчивают в Германии, индивидуален: длительность обучения будет зависеть от его этапов.

Так, посещать Hauptschule (основную школу) придется тем, кто получил самые низкие оценки в начальной. После ее окончания есть два пути:

  • по специальности с оплатой труда ниже среднего уровня;
  • продолжить обучение в ремесленном училище – Berufsschule.

Что такое реальная школа

Более способные дети, чей уровень знаний по окончании начального этапа был оценен как средний», могут поступить в реальную школу (5-10-й классы). Здесь они смогут получить знания исходя из профессии, которую планируют выбрать.

После того как им будет выдан аттестат зрелости, они могут перейти в старшие классы. Дальнейшая карьера, однако, для них возможна и в Fachoberschule – профтехучилище. Здесь им гарантирован диплом уже в конкретной профессии.

К основным предметам на этой ступени обучения относятся:

  • немецкий язык и еще один иностранный,
  • общественные науки,
  • естественные науки,
  • музыка,
  • математика,
  • физкультура, спорт,
  • религия,
  • искусство.

Примерно в 7-м классе Realschule учащийся может выбрать интересующее его направление: лингвистическое, техническое, социально-экономическое, музыкально-художественное и получить аттестат по этой специальности. Подробнее о художественном образовании в Германии смотрите .

Обучение в гимназии

Попасть в гимназию считается престижным. Здесь учатся наиболее успевающие и одаренные дети. Эти школы специализируются на трех курсах:

  • технический,
  • гуманитарный,
  • общественный.

Результат обучения – Abitur. Так называется диплом, на основании которого кандидат может быть зачислен в университет без экзаменов. Вот как раз для этого ему и понадобится старшая школа – 11-13-й классы. И уровень обучения, и качество получаемых знаний здесь очень высоки.

По сути реальная и основная школы обеспечивают возможность отстранить от университета большую часть учеников и оставить их в Fachschule. Ведь попасть в вуз могут только выпускники гимназий.

И хотя такой подход очень сильно осуждается немецкой общественностью, все же это придает хороший стимул и детям, и родителям, чтобы приложить максимум усилий и стараний в процессе учебы.

Приватные школы

Наряду с государственными в стране пользуются популярностью частные школы. Их основная особенность – индивидуальный подход к каждому ученику. Программа таких заведений позволяет изучать одновременно несколько иностранных языков и выбирать предметы на свое усмотрение. При этом весь курс обучения делиться на основной и интенсивный.

Каждый учащийся, который хочет получить абитур, должен избрать для себя 2 предмета на двух курсах из интенсивной программы и 7-10 предметов на двух курсах основной направленности. Здесь же они могут записаться на разного рода факультативы, спортивные секции и клубы по интересам.

Отличие от государственных учреждений заключается в основном в том, что учеба в частной школе будет платной. А вот предметы изучают в школах Германии одни и те же – и в частных, и в федеральных школах.

Заведения пансионного типа

Большой популярностью пользуется и такой вид школ, в которых обучение построено по пансионном принципу. Ребенок здесь не только получает знания, но и обеспечивается жильем и питанием. Чаще всего рассчитаны они для детей из состоятельных семей или на иностранцев. Поступление в школы-пансионы Германии основано на прохождении экзаменов, главным из которых является немецкий язык.

Расположены такие учебные городки чаще всего в очень живописных местах, что делает их еще более привлекательными для учеников.

Что собой представляет немецкая школа

Особый интерес вызывает немецкая школа не как образовательная система, а как место, где дети проводят большую часть своего времени. Расписание построено так, чтобы посещение учебного заведения выпадало на первую половину дня.

Начало занятий зачастую в 8 утра, окончание – в час пополудни. Старшеклассники могут задерживаться на дневные занятия. Семьи, где оба родителя работают, могут отправить ребенка в группу продленного дня.

Первый день учебного года в каждом регионе устанавливается индивидуально. Но он никогда не приходится на 1 сентября. Обычно это вторая неделя первого месяца осени.

График каникул также находится в ведомстве субъектов Федерации.

Посещение школы – не просто обязанность, но и административная ответственность немецких граждан. Родители не могут себе позволить оставить ребенка дома просто потому, что сегодня его некому вести в школу. Прогульщиками здесь занимается полиция.

Отпроситься на день-два, потому что вам удалось купить билеты на самолет по хорошей цене и дата вылета немного не совпадает с началом каникул, тоже не получится без согласования этого вопроса с директором. При этом подписанное разрешение нужно захватить с собой, иначе сотрудники аэропорта обязательно поинтересуются, а знают ли в школе, что ученик отсутствует. Если ребенок заболел, это обязательно должно быть подтверждено медицинской справкой.

У малышей начальной школы нет строго разделения программы по предметам. Например, на уроке NaWi они рассматривают темы по естественным наукам – география, химия, природоведение, физика, биология. Оценивание знаний в начальной школе не применяется. Табель выдается 2 раза за весь учебный год.

Школьное образование в Англии предусматривает обучение в школах различного типа – частных, государственных и грамматических. При этом каждая из этих школ может быть совместного или раздельного типа (мальчики и девочки учатся отдельно). В Великобритании более 1000 частных школ, многие из которых принимают на учебу детей из других стран, в том числе и из России.

Особенности образовательной системы Великобритании

Дети начинают учиться в Англии с 5 лет, однако некоторые англичане предпочитают начать обучение своих детей уже в трехлетнем возрасте. Обучение в школьных учебных заведениях продолжается до 18 лет, после чего выпускник может попробовать поступить в один из .

В школах, находящихся на государственном обеспечении, дети учатся 9 из 10 дней. Частные школы являются практически независимыми от государственной образовательной программы и ведут обучение по своим стандартам. Обучение в них является платным. Стоимость обучения сильно зависит от престижности частной школы. В свою очередь, престижность подобной школы во многом определяется ежегодно публикуемым рейтингом подобных школ.

Также в Великобритании есть летние школы, предназначенные, в основном, для тех, кто хочет укрепить свои знания в области английского языка. Естественно, обучаются в них преимущественно дети из других стран.

Общая схема школьного образования Англии выглядит следующим образом:
1. Учреждения для дошкольников – в них учатся дети от 3 до 5 лет.
2. Начальные школы принимают обучающихся в возрасте от 5 до 11 лет.
3. Средние школы ориентированы на детей от 11 до 18 лет.

Обучение в государственных школах полностью бесплатное, но иностранцам в них достаточно тяжело попасть – в основном только если попадете под какую-нибудь специальную программу по обмену школьниками и т.п. Поэтому большинство российских детей, обучающихся в Англии, проходят обучение в частных школах-пансионах. Стоимость обучения в них обычно публикуется на сайте данного учебного заведения. Но кроме платы за обучение присутствуют еще и требования по уровню знаний, особенно в части владения английским языком. Обычно поступающие в частные сначала проходят летние курсы по изучению английского языка и лишь потом их допускают к обучению в подобной школе.

Образовательные учреждения государственного типа

В государственных школах Англии преобладает обучение смешанного типа (мальчики и девочки учатся вместе в группах), особенно это характерно для дошкольного образования. Чем старше возраст обучаемых, тем больше шансы попасть в школу раздельного типа, но все равно они гораздо ниже по сравнению с частными школами.

Некоторые государственные школы Великобритании могут быть ориентированы на конкретную религию. Например, есть учебные заведения, в которых учатся только католики или только англикане.

Все школы государственного типа ведут обучение по единым образовательным стандартам, утвержденным правительством. При переходе из дошкольного учебного заведения в начальную школу и далее в среднюю школу все учащиеся сдают обязательные тесты, по результатам которых принимается решение об их зачислении. Раньше в Англии даже существовал такой экзамен как «11+» – его сдавал каждый 11-летний школьник. Результат этого экзамена кардинальным образом влиял на судьбу ребенка – если результаты были невысокими, то для ученика был закрыт путь в «хорошие» школы и далее в университеты. Все его дальнейшее обучение было ориентировано на примитивный бытовой уровень и если проводить аналогии с тогдашним образованием в СССР, то ученик, неудовлетворительно сдавший «11+», мог рассчитывать в будущем на обучение только в чем-нибудь, напоминающем ПТУ. К счастью, в современной Англии такого строгого экзамена для 11-летних учеников уже нет.

Для жителей Англии устроить своего ребенка в государственную школу достаточно просто – ему необходимо пройти только собеседование. Для жителей иностранных государств все гораздо сложнее – родители такого ребенка находиться на территории Великобритании по одной из виз с продолжительным сроком (не менее полугода). Ну, или как уже указывалось, попасть под какую-нибудь программу обмена обучаемыми между странами. Поэтому дети из других стран обычно обучаются в частных английских школах.

В школах Англии присутствуют дисциплинарные меры воздействия на обучаемых (для нарушителей дисциплины) – для государственных школ это обычно дополнительное домашнее задание или вызов родителей. В частных школах дисциплинарные меры воздействия могут быть строже – говорят в нескольких самых закрытых и элитных школах-пансионах Англии до сих пор присутствуют наказания розгами.

Частные школы-пансионы

Частные школы в Англии работают преимущественно по типу пансионов, обеспечивая своих учеников не только условиями проживания, но и качественным питанием. Поэтому их обычно так и называют – школами-пансионами. Данные учебные заведения не руководствуются в своей работе государственными образовательными программами – они используют собственные программы обучения. Также они самостоятельно принимают решение о том, какие тесты по окончании очередного отчетного периода должны сдавать их воспитанники. К наиболее известным школам подобного типа в Англии относятся такие заведения как Badminton School, Roedean School, Harrow School, Dulwich College и Winchester College.

В частных школах-пансионах гораздо сильнее чем в государственных школах распространено раздельное обучение мальчиков и девочек. Также подобные школы обычно отличаются маленьким размеров классов (не более 12 человек), что интенсифицирует процесс обучения каждого обучающегося.

Но кроме частных школ-пансионов в Великобритании присутствуют также и частные школы-интернаты. Пятидневный интернат предполагает, что 5 дней обучаемые учатся и живут в нем, а на 2 выходных отправляются домой.

Учебный год в частных школах разбит на 3 семестра. Между каждым семестром предусмотрены достаточно продолжительные каникулы. Также, кроме них, присутствуют еще и различные короткие каникулы, приуроченные к наиболее значительным праздникам (пасха, рождество и т.п.). В отличие от государственных образовательных учреждений, в которых учебный год всегда заканчивается в конце июля, частные школы могут сами устанавливать время начала и окончания учебного года.

Начальное образование в государственных учреждениях

Отдавать ребенка в начальные школы Англии можно уже с 4 лет, срок обучения – 7 лет. В некоторых районах страны присутствуют учреждения наподобие детских садов, в которых дети учатся до 6 лет, а также младшие школы, принимающие 7-летних детей со сроком обучения 4 года. Чтобы попасть в начальную школу необходимо подать заявление в нее как минимум за полгода до начала обучения.

Хорошие начальные школы пользуются большой популярностью в Великобритании, поэтому они не могут гарантировать обучение в них даже если ребенок проучился в этой школе дошкольные классы. Поэтому чтобы попасть в них необходимо заблаговременно уточнять количество вакантных мест в данных заведениях. Без очереди принимаются только дети до 11-летнего возраста, проживающие в близлежащих к данной школе районах. Список этих районов всегда присутствует на сайте школы.

Чтобы поступить в церковную школу ребенок должен принадлежать к определенной конфессии и посещать воскресную церковь, относящуюся к данной школе. Кроме этого, родители в течении 2 лет до даты подачи заявления в церковную школу должны регулярно приходить на службы в церковь.

Частные пансионы для детей до 11 лет

В данном секторе образования Англии обучение до 7 лет называется доподготовительным, а затем с 7 до 11 лет дети учатся в подготовительных учреждениях. После прохождения тестирования в 11-летнем возрасте они переходят в среднюю школу. В Великобритании до сих пор сохранились традиционные средние школы такие как, например, Harrow или Eton, но их уже осталось мало – постепенно они вытесняются школами нового образца.

Частные пансионы, в отличие от государственных учреждений с примерно одинаковыми требованиями для поступающих, различаются условиями приема в них, а также учебными программами, стоимостью обучения, продолжительностью каникул, выстроенной системой дисциплины в школе (поощрения и наказания учащихся).

Несмотря на то, что обучение в частном образовательном секторе является платным, часть родителей все равно сталкивается с нехваткой мест в частных образовательных учреждениях. Особенно это характерно для частных пансионов с хорошей репутацией и определенной степенью “элитарности”. В некоторые подобные заведения детей начинают записывать с момента их рождения.

При поступлении в “дефицитные” частные пансионы дети сдают специальные экзамены, по результатам которых администрация школы принимает решение о зачислении ребенка.

Среднее образование в государственных учреждениях Англии

В средних школах Англии учатся дети, достигшие 11 лет. Средние школы могут быть как смешанного обучения (мальчики и девочки учатся вместе), так и раздельного – отдельные школы для мальчиков и отдельные для девочек. Наиболее строгими порядками в плане наказаний обучаемых обычно отличаются церковные школы – их в современной Англии насчитывается немало.

Кроме них есть еще и так называемые селективные средние школы. Полную же классификацию средних государственных школ Великобритании можно представить следующим образом:
1. Гимназия – в них набор происходит исходя полученных баллов на тестировании, которое ребенок проходит в 11-летнем возрасте. Также во внимание принимается и написанное эссе. Наибольший акцент при обучении в гимназиях уделяется таким предметам как математика и логика.
2. Школа общеобразовательного типа – в них учащиеся зачисляются исходя из территориальной принадлежности.
3. Конфессионное учреждение , другими словами – религиозная школа. Условия приема – принадлежность к определенной конфессии и регулярные посещения церкви.
4. Общеобразовательная селективная школа . Учащиеся зачисляются частично по территориальной принадлежности, частично исходя их определенных способностей ребенка – в спорте, рисовании, музыке и т.п.

Также функционируют специализированные интернаты, обучение в которых оплачивается государством. Условия поступления в подобный интернат обычно всегда присутствуют на его официальном сайте.

Попасть в хорошую среднюю школу с государственным финансированием значительно сложнее, чем в начальное учебное заведение. Особенно популярны гимназии, конкурс в которые может достигать 15 человек на место. В первую очередь по конкурсу в них проходят особо одаренные дети, их которых впоследствии могут вырасти будущие Ньютоны, Тьюринги, Резерфорды и т.д.

Частный образовательный сектор

Частных школ в Англии сейчас достаточно большое количество, однако в самые лучшие из них попасть непросто – практически всегда только по конкурсу. Частные школы не обязаны подчиняться всем образовательным стандартам, действующим для государственных школ поэтому, к примеру, часть из них принимает детей не с 11 лет (как общепринято для средних школ Англии), а с 13 – длительность обучения при этом составляет от 5 до 7 лет. Чтобы поступить в подобную школу нужно серьезно готовиться – для поступления необходимо сдать экзамен «13+», а он гораздо сложнее тестирования, которое дети проходят в 11-летнем возрасте.

Частные школы обычно отличаются более высоким уровнем дисциплины по сравнению с государственными учреждениями. Наказания за проступки могут быть достаточно жесткими, например, для мальчиков это может быть поездка в школу на розовом автобусе.

Также частные школы больше внимания уделяют творческому и спортивному развитию личности своих учащихся. Во многих подобных учреждениях есть уроки обязательного обучения игре в гольф, кружки верховой езды, поля для тенниса и т.д. Для развития творческих навыков обучаемых преподаются музыка, изобразительное искусство, вокал, театр.

Престижные учебные заведения раздельного типа

К наиболее элитным школам Англии для мальчиков можно отнести такие учебные заведения как Eton и Winchester. Первый из них был основан ещё в XV веке как благотворительное образовательное учреждение для детей из необеспеченных семей.

Сейчас же Eton включает 25 зданий, в которых есть все необходимое для учебы, проживания и отдыха воспитанников. Суммарное количество обучаемых данного колледжа достигает 1200 человек, а стоимость учёбы составляет 12 тысяч фунтов стерлингов в год. Но для тех обучаемых, которые получают королевскую стипендию, образование бесплатное.



Загрузка...