electricschool.ru

Вязкость водоэмульсионной краски в din для краскопульта. Покраска Автомобиля Своими Руками От А До Я (смешивание и определение вязкости). Технические характеристики краскопульта HAMMER PRZ80A

На что при покраске влияет густота лакокрасочного материала? Как определить вязкость краски для краскопульта? Каковы ее оптимальные значения? Каким должен быть краскопульт для вязких жидкостей? Давайте постараемся ответить на эти вопросы.

На что влияет вязкость

Само понятие, думается, разъяснений не требует.

А вот на что оно влияет — вероятно, лучше разъяснить.

  • Избыточно вязкий краситель трудно распределить по поверхности тонким слоем . Лишняя же толщина приведет к долгой сушке и… уменьшению финальной прочности покрытия.

Кроме того: густая краска не заполнит мелкие неровности основания. Тем самым существенно ухудшится ее сцепление с поверхностью.

  • Из-за большой толщины слоя на вертикальных и наклонных поверхностях неизбежно образуются потеки .
  • Наконец, большая часть недорогих краскопультов просто не справится с материалом слишком высокой вязкости . Принцип работы пневматического распылителя основан на низком давлении в струе воздуха и подсосе в нее краски из бачка. При этом перепад давлений по определению не может превысить одной атмосферы даже в идеальном случае (смеем заметить, абсолютно недостижимом).

Если перепада будет недостаточно для продавливания краски через сифон и сопло — результат немного предсказуем: краскопульт придется полностью разбирать и промывать растворителем; о покраске речь, понятное дело, идти не будет.

Слишком сильно , впрочем, при нанесении тонким слоем не приведет в негодность ни инструмент, ни окрашиваемую поверхность. Однако общее число слоев для получения покрытия без непрокрашенных участков вырастет, что с учетом времени сушки приведет к неоправданно большим затратам времени.

Типичная причина появления потеков — слишком густая краска.

Измерение вязкости

Единицы

Отечественные производители указывают вязкость красителя в секундах; для импортных материалов характерна другая единица измерения — DIN. Что означают эти единицы измерения?

Всего лишь время (да-да, именно в секундах), за которое фиксированный объем красителя или лака протечет через отверстие известного диаметра. Понятно, что более жидкая краска покинет емкость быстрее, более густая — медленнее.

Методика и инструмент

Для замера вязкости служит специальный инструмент — вискозиметр. Под пугающим названием скрывается небольшая воронка емкостью строго 100 миллилитров с 4-миллиметровым отверстием. Цена прибора, точность которого достаточна для бытовых целей, составляет 200-500 рублей.

Нюанс: лабораторные ротационные и вибрационные вискозиметры обходятся гораздо дороже. Стоимость этих приборов порой измеряется сотнями тысяч.

Как своими руками измерить вязкость краски с помощью капиллярного вискозиметра?

Инструкция проста до смешного:

  1. Наполняем воронку, заткнув выходное отверстие пальцем.
  2. Одновременно открываем отверстие и запускаем секундомер.
  3. Регистрируем время, прошедшее до опустошения емкости. Капли, разумеется, не в счет.

Исключительно важный момент: измерения проводятся при температуре краски и окружающего воздуха 18-22 градуса. При понижении температуры любые лакокрасочные материалы загустевают; при повышении — их вязкость уменьшается, что сводит ценность эксперимента к нулю.

Оптимальные значения

Оптимальная вязкость красителя, грунта или лака обычно указывается производителем на упаковке. В крайнем случае, информацию можно найти на его сайте.

  • Для автомобильных эмалей нормой вязкости считаются 15-20 секунд.
  • Для текстурных красок (которые, впрочем, краскопультом обычно не наносятся) — 15-25 секунд.

  • Для грунтовок — 15-30 секунд.
  • Для глазури — 20-30 секунд.
  • — 35-45 секунд.
  • Для эмалей и масляных красителей — 15-25 секунд.

В отсутствие вискозиметра полезно запомнить простое правило: большая часть бытовых красок, если производителем не оговорено иное, перед покраской краскопультом разводятся до консистенции жирного молока. Тип разбавителя должен соответствовать указанному на упаковке: очевидно, что разводить нитроэмаль водой не стоит.

Особый случай

Особняком стоят двухкомпонентные красители — акриловые на органических растворителях, эпоксидные, полиуретановые и некоторые другие.

Как разводить до рабочей вязкости эти материалы?

  1. Вначале краска смешивается с отвердителем. Разумеется, строго в указанной изготовителем пропорции: и недостаток, и избыток отвердителя пагубно повлияет на прочность покрытия.
  2. Затем вязкость полученного красителя проверяется вискозиметром и при необходимости разбавляется до рабочей консистенции.

Как отмерить необходимое количество основы и отвердителя?

  • При небольшом объеме это можно сделать с помощью мерной посуды.
  • В объемной цилиндрической таре проще воспользоваться мерной линейкой. Если высота уровня краски без отвердителя составляет 40 сантиметров, то для получения пропорции 1:4 достаточно долить его до уровня 50 см.

Не забудьте: этот способ даст точный результат только в цилиндрической таре. Обычное ведро имеет форму усеченного конуса, что исказит пропорции.

Оборудование для вязких материалов

Как устроен краскопульт для вязких красок?

Каким образом отличить его по внешнему виду?

  • В промышленных условиях для материалов высокой вязкости применяются краскопульты безвоздушного распыления. Поршневой насос подает в сопло не воздух, а саму краску под давлением до 200 атмосфер. Этот тип оборудования отличается высоким процентом переноса красителя и стоимостью, соответствующей годовому бюджету небольшой африканской страны.

Лаки и краски для бытового пневмо- краскопульта

Согласно заводской инструкции предлагаемого в прокат краскопульта Sturm SG9660:

"- макс. вязкость краски 50 DIN

Диаметр сопла 2,6 мм...

Лакокрасочные материалы, пригодные для использования: краски водорастворимые и на основе других растворителей, лаки, грунтовки, двухкомпонентые краски, очистители, автомобильные очистители, герметики, герметики-консерванты, морилки.

Лакокрасочные материалы, которые нельзя использовать: настенные краски (эмульсионные) и т.п., щелочные и кислотные краски. Материалы с температурой воспламенеия ниже 21 °."

Фактически заводская инструкция в одном абзаце разрешает использованые любых ЛКМ «водорастворимых и на основе других растворителей», а в следующем запрещает любые краски «настенные (…) и тому подобные». Можно предположить такое противоречие тонкостями работы китайских переводчиков с английского (немецкого) на русский.

Изучение инструкций аналогичных моделей краскопультов и опыта их применения даёт следующие рекомендации:

- можно использовать с краскопультом эмалевые и лессирующие (полупрозрачные глазури) краски, грунтовки, масла, пропитки, лаки на водной основе, вододисперсионные, водоэмульсионные и на растворителях (уайт-спирит, 646, 647, 450...) с вязкостью до 50 DIN, включая: алкидные, акриловые (синтет.латекс), двухкомпонентные, антисептики, морилки;

- нельзя распылять жидкости агрессивные к пластику и с абразивными составляющими, изнашивающие и забивающие каналы распылителя: бензин, аммиак, краски с кислотными и щелочными разбавителями, полиуретановые, содержащие свинец.

- не пригодны для краскопульта краски с затрудненным распылением и каплеобразованием с вязкостью более 50 DIN, труднорастворимые, разработанные для нанесения кистью, шпателем: густые эмульсии, густые латексные (бутадиен-стирольные), густые дисперсионные (клеевые, на ПВА), текстурные, силикатные или жидкое стекло, молотковую краску, эмали по металлу, по ржавчине, масла для древесины.

Покраска

Успешное использование пневматического краскопульта требует некоторого навыка, тренировки и настройки, подготовки на конкретную краску. Для чего позаботьтесь о запасе краски и растворителя для пробной покраски и отмывки краскопульта.

Следуйте указаниям на упаковке ЛКМ и таблицам в заводской инструкции краскопульта по разведению ЛКМ до требуемой вязкости с помощью вискозиметра из комплекта краскопульта и пробуйте красить, оценивайте результат и корректируйте вязкость, снова пробуйте. Некоторым ЛКМ для равномерного распыления дополнительное разведение противопоказано или излишне, другие, как некоторые эмали, двухкомпонентные краски, нуждаются в дополнительной фильтрации от крупных включений и нерастворённых сгустков. Причём фильтрация ЛКМ может требоваться при подготовке к покраске и после загустения некоторое время спустя. Необходимость фильтрации оценивайте по качеству поверхности пробной покраски.

Учитывайте, что разбавление краски уменьшает её укрывистость и может потребоваться нанесение допонительного слоя, желательно оценить на пробном образце.

При работе с эмалями и глянцевыми ЛКМ частой ошибкой является пренебрежение фильтрацией воздуха на входе в компрессор и поддержанием в чистоте каналов пистолета-распылителя, шланга подачи воздуха от компрессора в пистолет. Регулярная очистка фильтра на входе компрессора избавит от частичек пыли на глянцевом слое.

Отмывку краскопульта лучше не откладывать на час-другой, иначе краски сохнут в каналах и корпусе краскопульта и растворить, смыть их даже сильным растворителем весьма долго и трудно. Отдельные синтетические и органические ЛКМ полимеризуются необратимо или химически агрессивны, въедаются в пластик и уже не поддаются растворителям, такие ЛКМ предпочтительно наносить кистью, валиком или металлическим краскопультом.

Краски воднодисперсионные или водоэмульсионные

Как правильно, краски воднодисперсионные или водоэмульсионные?

Какова разница между краской и эмалью?

Дисперсия – это образование из двух или более элементов, которые практически не смешиваются друг с другом и не реагируют друг с другом химически. При этом первое вещество (дисперсная фаза) мелко распределено во втором (дисперсионной среде).

Эмульсия – это дисперсионная система, состоящая из микроскопических капель жидкости (дисперсионной фазы), распределенных в другой жидкости (дисперсионной среде).

Таким образом, эмульсия - это одна из разновидностей грубодисперсной системы (в данном случае жидкой). К натуральной эмульсии относятся например молоко, состоящее из масла, казеина и воды.

И дисперсия, и эмульсия - это смесь одного небольшого количества вещества с другим. Именно смесь, а не раствор, поскольку переход молекул из одной фазы в другую не происходит.

В случае с краской на водной основе, первое вещество (синтетические полимеры) распределены во втором веществе (в водной среде). Частицы краски находятся в воде во взвешенном состоянии и равноудалены друг от друга. При высыхании краски вода испаряется, а частицы сближаясь, образуют плотную пленку на поверхности.

Таким образом, словосочетание «водоэмульсионная краска» не совсем корректно, так как эмульсия означает смесь именно жидких элементов с жидкой средой.

Но на эти нюансы никто уже не обращает внимания. Так же как и на то, что например раствор цемента с водой и песком, не может быть с химической точки зрения раствором, а является суспензией.

Суспензия (лат. suspensio, буквально - подвешивание, от лат. suspendo - подвешиваю) - смесь веществ, где твёрдое вещество распределено в виде мельчайших частичек в жидком веществе во взвешенном (неосевшем) состоянии.

Можно также обратиться к ГОСТУ 28196-89, который распространяется на воднодисперсионные краски, представляющие собой суспензии пигментов и наполнителей в водных дисперсиях синтетических полимеров с добавлением различных вспомогательных веществ (эмульгатора, стабилизатора и др.).

Однако ГОСТ 28246-2006 указывает, что водно-дисперсионная краска это «жидкий или пастообразный пигментированный лакокрасочный материал, имеющий лакокрасочную среду в виде дисперсии органического пленкообразующего вещества в воде и образующий при нанесении на окрашиваемую поверхность непрозрачное лакокрасочное покрытие».

Классификация воднодисперсионных красок

В воднодисперсионных красках помимо пигментов и наполнителей содержится целый ряд различных вспомогательных добавок, но нас больше интересует тип или вещества (пленкообразователя), по которому и классифицируются все ЛКМ.

Популярны следующие виды воднодисперсионных красок, по характеру связующего:

Акриловые;

Силиконовые;

Стиролакриловые;

Акрилосиликоновые;

Винилакриловые;

Бутадиен-стирольные;

Поливинилацетатные (ПВА),

Полиуретановые (на воде довольно редки и дороги, но наиболее прочные, износостойкие).

Акриловые краски

Связующее вещество (основа) - полиакриловые (акриловые) латексы (полимеры).

Достоинства: благодаря своим характеристикам – прочности, эластичности и долговечности наиболее дорогие из красок на водной основе. Акриловые краски практически не боятся солнца, воды, температурных колебаний. Подобно другим воднодисперсионным краскам могут разбавляться водой, после высыхания становятся устойчивы к воде. Применяются как для внутренней, так и для внешней отделки помещений. Благодаря низкой газопроницаемости защищают от коррозии армированный бетон. С течением времени акриловая краска окупается благодаря своей стойкости и длительному сроку службы. Могут применяться для наружных работ.

Чем отличаются акриловые краски от акрилатных?

По сути дела это одно и тоже. Акрилат полимеризуется в акрил. Мы приобретаем акрилатную краску, и нанеся её на поверхность получаем покрытие в виде акриловой пленки. Таким образом, говоря об акриловой краске подразумевается акрилатное связующее.

Чем отличаются акриловые краски от латексных?

С развитием лакокрасочной продукции маркетологам приходится придумывать и привносить в описание продукции всё новые и новые выражения, подчеркивающие превосходство товара над конкурирующими аналогами. Производители часто называют воднодисперсионные краски на полимерной основе латексными. Если натуральный латекс представляет собой сок каучуконосных растений, то синтетический латекс используемый в красках, представляет собой дисперсию полимеров, составляющих основу краски. Следовательно, использование термина «латекс» в названиях и характеристиках красок, всего лишь хитрый маркетинговый ход производителей для придания своей продукции дополнительных преимуществ. Ни кто естественно не добавлял никакого латекса, словосочетание «акриловая латексная краска» это всё равно что «молочно-сливочное масло» (хоть пример не очень удачен).

Так производитель может выпустить на рынок 5 видов одной и той же воднодисперсионной краски, назвав товары например латексной, акриловой, акрилово-латексной, акрилатной, водоэмульсионной красками (можно и больше названий придумать, главное занять полки в магазинах). И всё будет успешно продаваться. А покупатель страдать проблемой выбора. Как правило известные бренды на такой шаг не пойдут, так как дорожат своей репутацией.

Лессирующие краски и пропитки

– полупрозрачные составы на органических растворителях или на воде, интересны для защиты и придания цвета деревянным поверхностям стен, пола, лестниц, мебели. Могут применяться в качестве единственного покрытия или с дополнительной защитой лаком.

В состав лессирующих красок входит поликрилатная дисперсия, вода, а также различные химические добавки, натуральные масла. Расход составляет около 100 грамм на 1 квадратный метр. Пропитки продают готовые цветные или прозрачные, которые можно колеровать практически в любые цвета по таблицам колеровки производителя или применяя отдельно приобретенные красители на той же основе (водной или органический растворитель). Колеровать можно как вручную самостоятельно, так и машинным способом в точках продажи. В процентном соотношении количество колоранта не должно превышать 100 % от общего объема материала, а фактически достаточно 3-10 % для широкого спектра оттенков цвета. Цвета по заводским таблицам колеровки получаются смешением нескольких колорантов, а при самостоятельном подборе новичку достаточно использовать колорант одного или двух цветов, к примеру, добавлением белого осветляя второй колорант. Таблицы колеровки для самостоятельного смешивания двух и более цветов найдутся в интернете.

Время полного высыхания во многом зависит от температурного режима и показателей влажности. Так при высокой температуре (выше +20 градусов Цельсия) и низкой влажности схватывание материала может произойти всего за час. При работе и сушке в закрытом помещении с составами на органических растворителях важно создать хорошую вентиляцию.

Степень блеска

Степень блеска измеряется как количество (в %) зеркально отражённого от поверхности света в общем отражённом световом потоке.

Выделяют шесть степеней блеска лакокрасочных материалов:
интенсивно-матовые 1 - 10% блеска
матовые 11 - 30% блеска
полуматовые 31 - 50% блеска
полуглянцевые (или сатиновые) 51 - 70% блеска
глянцевые (или ярко-сатиновые) 71 - 90% блеска
высокоглянцевые - свыше 90% блеска.

Для подбора и оценки блеска можно сделать пробный выкрас на образце. Для дерева учитывайте что глянцевые лаки меньше впитываются и создают более толстую плёнку, выравнивая шероховатости и скрывая текстуру. Глянцевые поверхности более скользкие, лучше моются, подчеркивают дефекты плоскости или напротив степень ровности.

Чем отличаются эмали от красок

Отличие эмали от красок и что означает «эмалевая краска»?

Изначально под термином «эмаль» подразумевалось тонкое стекловидное покрытие, получаемое при высокотемпературной обработке оксидов на поверхности металлов.

Так скорее всего и появился в описаниях для составов образующих на поверхности прочную гладкую пленку термин - «эмалевая краска». Более того, ГОСТ 28246-2006 уже прямо указывает, что под термином «эмаль» понимается «Жидкий или пастообразный пигментированный лакокрасочный материал, имеющий лакокрасочную среду в виде раствора пленкообразующего вещества в органических растворителях и образующий при нанесении на окрашиваемую поверхность непрозрачное лакокрасочное покрытие». В предыдущем ГОСТ 28246-89 термины «краска» и «эмаль» означали одно и тоже.

Таким образом эмаль подразумевает раствор пленкообразующего вещества, в отличие от обычной акварельной водной или масляной краски которые не имеют таких свойств и остаются просто «красками».

Очевидно различие эмалевой краски и эмали, покрывающей металлическую посуду например - это совершенно разные технологии.

Наш кузов. Осталось залить краску в бачок краскопульта и можно приступать к покраске. Но перед этим ее обязательно нужно правильно разбавитьи довести до необходимой рабочей вязкости.

Сегодня вы узнаете:

  • зачем контролировать вязкость и чем чревато ее отклонение от нормы ;
  • как и чем измерять вязкость ;
  • средняя рабочая вязкость для различных ЛКМ (акриловая эмаль, база, лак, грунты) ;
  • в какой посуде готовить ЛКМ и как соблюдать правильное соотношение компонентов ;
  • как приготовить акриловую, базовую эмаль и бесцветный лак ;
  • как отфильтровать краску .

«Вязкость» от латинского viscosus - липкий, клейкий.

Давайте на примере грунта-наполнителя разберемся, почему так важно доводить лакокрасочные материалы до нужной вязкости.

Итак, поверхность, которую мы собираемся покрывать наполнителем, имеет различного рода микронеровности, оставшиеся после подготовки (шлифовальные риски, поры и т.д.). Так вот, если мы нанесем слишком жидкий наполнитель , его тонкая пленка будет не в состоянии с запасом на шлифовку перекрыть эти микроуглубления (по аналогии: если положить на дно банки камушки и налить воды, не покрывая камни «с головой»). В результате поверхность останется неровной, а материал, по большому счету, потрачен зря. Приходится делать лишнюю работу - повторно наносить наполнитель. А это лишние расходы времени, материалов и бесценных нервов подготовщика/маляра.

Возьмем обратную ситуацию с нанесением слишком густого наполнителя . Казалось бы, здесь проблем уж точно не должно быть. Как бы не так. Слишком густой и нетекучий наполнитель, опять-таки, не сможет толком заполнить все микронеровности - его проникающая способность слишком низкая и он попросту не способен затечь в эти углубления (как футбольный мяч не может упасть в лунку для гольфа). Покрытие получается неплотное, наполнитель плохо сцепляется с поверхностью и в дальнейшем начинает отслаиваться. Не слишком радужная перспектива, однако и на этом неприятности не заканчиваются. Очень густой наполнитель не сможет растечься по поверхности гладким слоем, в результате чего образуется повышенная шагрень, что приводит к мучениям и перерасходу шлифовальных материалов при шлифовке. И это только грунт-наполнитель! Что уж говорить за краски и лаки. Глянец, оттенок, адгезия опять же… Все это напрямую зависит от вязкости.

Вы можете спросить: «А что, если развести пожиже, чтобы везде затекло, хорошо сцепилось и растеклось гладко, а нанести потолще, чтобы был запас для выравнивания шлифовкой?» Не советую. Толстый слой жидкого материала содержит большое количество растворителя - покрытие будет очень долго отвердевать (до полного высыхания не часы и не дни - месяцы), а нанесенная поверх не высохшего грунта эмаль может сморщиваться и отслаиваться. Кроме того, повышается вероятность возникновения такого распространенного дефекта, как «кипение» и множества других дефектов.

Итак, зачем нужно контролировать вязкость мы разобрались - для того, чтобы пленка лакокрасочного покрытия была красивой и надежной. Как же ее измерить-то, эту вязкость?

Как измерить вязкость? Методы определения вязкости

Для измерения вязкости лакокрасочных материалов существует специальный прибор - вискозиметр . Обязательно купите его, стоит он копейки, а сэкономить на материалах в последствии может не одну тысячу. Ну и конечно же, куда без дедовского способа измерения вязкости «на глаз». Теперь обо всем по порядку.

Определение вязкости вискозиметром

Обычно вязкость лакокрасочных материалов измеряется вискозиметром типа «чашка Форда». Он представляет собой цилиндрическую мерную емкость объемом 100 см³ с конической нижней частью и отверстием в ней. Диаметр отверстия может быть разным - 2, 4, 6, 8 мм. Время (в секундах), через которое лакокрасочный материал вытечет через это отверстие - и есть его вязкость. Чем больше время - тем вязкость выше.

Для измерения вязкости эмалей, лаков и грунтов чаще всего используется вискозиметр с диаметром отверстия 4 мм (№4 стандарта DIN (DIN4 ), или ВЗ-4 в нашем стандарте). Измерения проводятся при температуре 20 °C. Отклонения от этой температуры чреваты неточными измерениями, ведь при повышении температуры вязкость понижается, а при понижении, наоборот, повышается.

Итак, наполняем вискозиметр краской (лаком, грунтом) до краев, включаем секундомер и одновременно открываем отверстие вискозиметра. Когда жидкость перестанет течь непрерывной струей (капли не в счет), выключаем секундомер. Секунды, зафиксированные на секундомере - и есть вязкость измеряемой жидкости в так называемых «DIN-секундах». К примеру, вязкость воды при 20 °С по DIN4 - 13 секунд.

Средняя рабочая вязкость при 20 ºC по DIN4 составляет:

  • для акриловых эмалей - 18-20 секунд;
  • базовых эмалей - 16-17 секунд;
  • лаков - 18-20 секунд;
  • 2К-грунтов - 20-22 секунд;
  • жидких шпатлевок - до 30 секунд.

Точная рекомендуемая рабочая вязкость обязательно указывается в технической документации к продукту. Допустим, указанная вязкость - 22 секунды. Если краска вытекала дольше, значит ее вязкость выше рекомендуемой и ее необходимо еще разбавлять.

Если вискозиметра под рукой не имеется или производитель не указал вязкость ни на банке, ни в «техничке» (или указал, скажем, в единицах Ford при температуре в фаренгейтах), тогда приходиться определять ее опытным путем. Кроме того, определять вязкость с помощью вискозиметра бывает не всегда удобно (когда приходится работать с небольшими объемами краски, меньше объема воронки).

«Народный метод» измерения вязкости («на глаз»)

Берем чистую деревянную палочку, а лучше металлическую пластинку длиной 15-20 см (или специальную линейку) и окунаем ее в смесь продукта с отвердителем (если добавляется) и разбавителем (если добавляется). Хорошенько перемешав смесь до однородной консистенции, поднимаем палочку и смотрим, как стекает краска. Если она слишком вязкая - добавляем понемногу разбавителя, если слишком жидкая - добавляем основной продукт и отвердитель. Грубо говоря - нравится как стекает краска - хорошо, идем красить, не нравится - делаем жиже или гуще.

Если вы заказывали краску «на подборе» в лаборатории, корректировать ее вязкость, как правило, не приходится. Вам выдадут три емкости - с краской, отвердителем (если материал двухкомпонентный) и разбавителем. Смешав эти компоненты вы получите материал нужной рабочей вязкости «под распылитель».

Атрибуты для приготовления эмалей и лаков

Для соблюдения пропорций при смешивании удобно пользоваться специальными мерными емкостями или линейками.

Мерная линейка представляет собой алюминиевую пластину, на которую нанесены деления для точного смешивания компонентов в определенной пропорции. Для разных пропорций - разные линейки (2:1, 3:1, 4:1, 5:1 и т.д).

Линейка для замера и перемешивания лакокрасочного материала в пропорции 2:1

Это прозрачная пластиковая банка с разметкой пропорций. Пользоваться такими емкостями очень удобно. Если у вас нету такой банки, можно изготовить ее подобие из прозрачной пластиковой бутылки из-под растворителя или пластикового стакана. Если берете стакан, протестируйте его - налейте немного растворителя и посмотрите, не прожигает ли он дырки. Затем делаем разметку, несколько раз наливая равные объемы (например, отмеренные медицинским десятикубовым шприцем) и делая соответствующие пометки. Теперь отмерить, к примеру, две части краски и одну часть отвердителя для нас не составит никаких проблем. Но лучше и проще, все-таки, купить мерную емкость. Они выпускаются различных объемов и продаются в магазинах лакокрасочных материалов.

Мерная емкость для приготовления ЛКМ

Приготовление акриловой, базовой эмали и лака

При приготовлении акриловых эмалей и лаков важно помнить, что эти материалы двухкомпонентные (2K), а это значит, что их отверждение, в отличие от однокомпонентных материалов (1K), которые высыхают под действием естественных процессов в окружающей среде, происходит совершенно по иной схеме - за счет реакции с отвердителем (полиизоцианатом) - веществом для сшивания молекул. Акриловое связующее вступает в химическую реакцию с отвердителем, в результате чего множество мелких молекул соединяются в одну макромолекулу - полимер. Разбавитель в двухкомпонентные материалы добавляется лишь для достижения необходимой вязкости.

Полимеризация однокомпонентной алкидной эмали за счет окисления алкидного связующего в результате реакции с кислородом

Полимеризация двухкомпонентной акриловой эмали за счет реакции между акриловым связующим и отвердителем.

К чему это я? Дело в том, что материал, в который мы добавим отвердителя больше положенного, не наберет оптимальную твердость никогда и ни при каких условиях, поскольку количество молекул для сшивания превышает количество молекул самого акрилового связующего. Молекулярные цепочки сошьются некорректно и с твердостью, а значит и с глянцем, придется распрощаться навсегда.

Поэтому следует четко соблюдать пропорции добавления отвердителя, которые указываются производителем на банке или в «техничке». Например, пропорция смешивания с отвердителем указана как 2:1. Это значит, что необходимо смешать две части краски и одну часть отвердителя. Речь идет именно об объеме, не о граммах или миллилитрах.

Смешиваемые компоненты обязательно должны соответствовать друг другу по наполненности. Это, думаю, понятно и так. Например, взяв высоконаполненный HS-лак, нужно понимать, что концентрация полимера в нем настолько высока, что молекулы аж «трещат» в банке. И если смешать его с низконаполненным LS-отвердителем, то для корректного сшивания просто не хватит сшивающего материала. То же самое произойдет и в случае смешивания LS-лака и HS-отвердителя. Количество сшивающих молекул больше, а значит, на корректную полимеризацию нечего и надеяться.

Еще раз напомню, что:

  • в однокомпонетные материалы (алкиды, базовые эмали, 1К-грунты) добавляется только разбавитель;
  • в двухкомпонентные материалы (акриловые эмали и лаки, 2К-грунты) сначала добавляется отвердитель, затем смесь доводится до нужной вязкости разбавителем. Могут быть и исключения - это касается «сверхнаполненных» UHS-/VHS-материалов. В них разбавитель может не добавляться вообще.

Что касается пропорций, то в разных системах они разные, но обычно в двухкомпонентные продукты добавляется до 50% отвердителя и 10-20% разбавителя. В базовые эмали обычно добавляется 50-60% разбавителя.

Повторюсь еще раз - это приблизительно. При всем многообразии типов эмалей и лаков, одного рецепта на все случаи жизни дать невозможно по определению. Поэтому всегда нужно поступать в соответствии с рекомендациями производителя. Пропорции, указанные в технической документации или на банке определены путем многократных лабораторных исследований, а посему их стоит в обязательном порядке соблюдать.

Также нужно помнить, что используемый разбавитель должен быть увязан с температурой при которой ведутся покрасочные работы.

Фильтрация краски

В процессе приготовления в краску могли попасть посторонние включения, и если краскопульт не оборудован встроенным фильтром, вся эта сорность впоследствии окажется на окрашиваемой поверхности. Это в наши планы не входит, поэтому перед тем как заливать краску в бачок, мы ее обязательно отфильтруем.

Для фильтрации лакокрасочных материалов существуют специальные одноразовые воронки с сетчатым фильтром.

Одноразовые воронки для фильтрации краски

Часто для этих целей используют и подручные средства, например пресловутый капроновый чулок, натянутый на горловину бачка краскопульта.

Резюме

  • Вязкость лакокрасочных материалов измеряется вискозиметром DIN4.
  • Средняя рабочая вязкость акриловых эмалей при 20 ºC составляет 18–20 секунд по DIN4, базовых эмалей - 16-17, лаков - 18-20, 2К-грунтов - 20-22, жидких шпатлевок - до 30 секунд.
  • В однокомпонентные материалы добавляется только разбавитель, в двухкомпонентные - сначала отвердитель, затем разбавитель.
  • Пропорции смешивания и рабочая вязкость указываются в технической документации к продукту или на банке. Обязательно соблюдайте эти рекомендации.
  • Используемый разбавитель должен быть увязан с температурой, при которой ведется окраска.
  • Для приготовления лакокрасочных материалов удобно использовать специальные мерные емкости и линейки.
  • После приготовления материала его необходимо отфильтровать.

Итак, наша краска разбавлена и отфильтрована, вязкость проверена. На очереди у нас , после чего мы наконец сможем перейти к долгожданной покраске. Надеюсь, статья вам понравилась и пригодилась. А на сегодня все. До связи!

  • Как определить вязкость печатной краски?
  • Как измерить вязкость лака или краски?
  • Вискозиметр для флексографии и вязкость;
  • Контроль вязкости краски?

Условие правильной работы с краской — поддержание требуемой вязкости. Её снижение уменьшает расход краски, толщину и механическую стойкость красочного слоя, насыщенность цвета, растекание.

Вязкость краски сказывается на её печатных свойствах: насыщенность цвета, контраст, равномерность наката краски, яркость.

Вязкость типографской краски (флексо) измеряется вискозиметром - воронкой ВЗ - 246 (ГОСТ 9070-75), который используется при нормальном давлении 0,1 МПа и температуре 20С.

Обычно воронки для флексографии применяют с диаметром сопла 4мм. Для измерения вязкости красок глубокой печати используют импортные аналоги: 2мм, DIN3, DIN4 мм. Это обусловлено тем, что краски для глубокой печати жидкие и вязкость печатной краски лежит в интервале 16 - 28 сек по ВЗ 4.

Данный вискозиметр состоит из воронки определенного объема и сопла определенного диаметра. Вискозиметр ВЗ - 246 измеряет условную (ньютоновскую) вязкость - время истечения заданного материала / краски через калиброванное отверстие сопла 2мм, 4мм, 6мм.

  • в производственных условиях, в цехе лучше использовать - погружной вискозиметр;
  • в лабораторных условиях модель вискозиметра на штативе;

Величина требуемой вязкости краски будет зависеть от температуры, при которой выполнено измерение, ведь обычно поставщик указывает вязкость для температуры 20-22 °С. Определить нужное значение помогут графики зависимости вязкости конкретной краски от температуры. Либо довести температуру краски до необходимой.

Благодаря измерению вязкости можно так же проверить и качество краски или лака - добавлялся ли какой-то растворитель в краску вашим поставщиком.

Инструкция по измерению вязкости краски:

  • Возьмите . Налейте в воронку краску, так,чтобы образовался выпуклый мениск над верхним краем вискозиметра.
  • Наполняйте вискозиметр краской медленно, чтобы предотвратить образование пузырьков воздуха в лаке краске.
  • Не стоит проводить измерения вязкости, когда водная краска вспенена, так это не даст точного результата.
  • Под сопло вискозиметра поставить сосуд / стакан.
  • Откройте сопло и одновременно засеките время на секундомере, которое требуется краске или лаку для непрерывного истекания из воронки (до первой капли).
  • Конечное время истекания - момент, когда перестает течь струйкой и начинает капать.

- замеры вязкости рекомендуется проводить в процессе печати тиража и по полученным данным периодически необходимо возмещать потери растворителя,
- если краска густая: добавьте ,
- если краска жидкая: отгрегрулируйте вязкость введением свежей краски или лака- разбавителя,
- не стоит измерять вязкость, когда краска вспенена — корректирующие действия не дадут нужного эффекта.
- помните, что на значения вязкости, зависят от температуры.

*Пример расчета (пояснение):
Измерили условную вязкость краски по ВЗ-4 при тем.25°С. Она составила 17 с.
Поправочный коэффициент при 25°С составляет: 1,3020.
17х1,3020=22 с.
Таким образом фактическая вязкость краски составляет 22 с.

Воронка - самый распространённый способ измерения вязкости во флексографии. Скорость истечения жидкой краски завист не только от её температуры (см. табл. выше), а также от формы воронки - её типа, и диаметра сопла / отверстия. Таким образом, время истечения краски т.е. вязкость из разных измерительных воронок не одинаково.

Типы вискозиметров: DIN, "вонронка Цана / Zahn cup ", "Во ронка Шмидта ", "Воронка Шелла / Shell cup" (отличие: запканчивается узкой трубкой, через котроую вытевает краска) - чаще применяют в глубокой печати - стандарт ASTDM 4212. Европейские исследования показали, что более надежные величины получаются при помощи воронки DIN 4, а воронка Zahn 2 не дает достаточной точности и повторяемости результатов .


"ПолиФлекс", копирование материала с сайта разрешено только при обязательной гиперссылки



Загрузка...