electricschool.ru

Охрана и привлечение птиц. Перелетные птицы весной детям о птицах

Оживает природа весной, все расцветает. Слышны трели, чириканье и пение птиц. Они радуются теплу, солнышку. С наступлением весны перелетные птицы возвращаются в родные края. Они начинают строить гнезда и выводят птенцов.

Расскажите детям о перелетных птицах весной. На прогулках, по дорогее в детский сад, школу послушайте пение птиц, проведите беседу, расскажите детям о их образе жизни, чем они питаются. Можно даже на улице поиграть в словесные игры, которые помогут развить речь ребенка, обогатить словарный запас.

Птицы — теплокровные существа. Средняя температура их тела 41 градус.Чтобы они могли остаться на зиму и были активными, им нужно много корма. А пищи для насекомоядных птиц зимой нет. Поэтому они улетают в теплые края осенью.
Главная причина отлета птиц — холод и отсутствие пищи.

Весной появляются насекомые, тает снег, уже можно отыскать семена прошлогодних растений, личинки жуков и птицы возвращаются домой.

Птицы, которые осенью улетают в теплые края, а весной возвращаются в родные края, называютя перелетными.

Перелетные птицы весной. Детям о птицах

Грачи. Е ще снег не сошел полностью, а грачи уже вернулись и важно расхаживают по полям.

Грач похож на ворону, но у него клюв более тонкий и прямой. Оперение черное, с фиолетовым отливом.

Грачи всеядны. Собирают на полях злаки, плоды и семена растений, могут есть дождевых червей, мелких грызунов.Гнездятся колониями, строят гнезда высоко на деревьях.

Уничтожая жуков и их личинок, клопов, гусениц, грачи приносят огромную пользу садоводам и огородникам.

За грачами прилетают скворцы и жаворонки.

Скворцы — небольшие птицы, внешне похожи на дрозда, но в отличие от них ходят по земле, а не прыгают. У скворца острый клюв черного цвета. В сезон размножения окраска клюва меняется на желтый. Оперение черное, как у самца, так и у самки, с фиолетовым, зеленым оттенком. Зимой на перьях появляются белые крапины. Хвост и крылья у скворца короткие.

Скворцы всеядны: питаются и растительной, и животной пищей. Рано весной собирают личинок насекомых, едят дождевых червей. Летом ловят кузнечиков, пауков, гусениц и червей.

Скворцы интересно поют, могут подражать звукам другим птицам и животным: издают скрип, дребезжание, могут блеять как овцы и лаять, как собаки.

Гнездо строят оба родителя. Самка откладывает 4-6 голубоватых яиц.

Когда скворцы прилетают домой, начинают искать место для гнездования: дупло, старый скворечник.

В школах дети часто делают весной для скворцов скворечники и вешают их на деревья.

Жаворонок. Прилетает рано весной.

Полевой жаворонок чуть крупнее воробья. Спинка у него коричнево-желтая, с пестрыми крапинками, оперение живота белое, грудь коричневая, на голове у жаворонка небольшой хохолок. Окраска помогает жаворонку удачно маскироваться в траве и на земле.

Живет жаворонок на полях и лугах. Гнездо строит прямо на земле, в ямке, среди травы. Для постройки гнезда использует траву, корешки растений, стебли, выстилает гнездо пухом. Свое гнездо жаворонок маскирует хорошо.

Питается птица семенами трав и злаковыми растениями. Летом -жуками, пауками, куколками бабочек.

Зяблик. Очень красивая птичка и поет хорошо.

Прилетает в конце марта. » Зяблик прилетел, весну на хвосте принес».

У самца оперение яркое (особенно весной). Голова сине-коричневая, грудь буровато-красная, на крылышках белые пятна.

Питается зяблик насекомыми. Гнездится в лесах и парках. Взрослые птицы заботятся о птенцах, кормят их и предупреждают друг друга об опасности тревожным позывом.

В апереле прилетают и другие перелетные птицы: дрозды, лебеди, коршуны, гуси, утки, цапли, журавли, пеночки.

В мае: ласточки, мухоловки, соловьи, стрижи, иволги.

Ласточка. Красивая, небольшая птичка. Добывает себе пищу в воздухе, ловит насекомых на лету. Живут ласточки 4-5 лет.

У них стройное тело, узкие и длинные крылья, клюв маленький, лапки короткие, хвост длинный.

Гнездо ласточки строят из глины, песка и грязи, смачивая комочки своей слюной. Внутри гнездо выстилают мягкой подстилкой. Часто гнезда делают возле жилья человека, под крышами домов, в сараях, на берегу рек. Помню в моем детстве у нас в сарае было гнездо ласточки. Она каждую весну возвращалась и высиживала своих птенцов.

Ласточки откладывают 4-6 яиц в гнездо и по очереди высиживают птенчиков и кормят их оба родителя.

Соловей. Маленькая, певчая птичка.

»Соловей прилетел, запел, значит, весна расцвела».

Оперение у соловья буроватое, хвост рыжеватый. Зимует он в Африке. Обитает в сырых кустарниковых зарослях, в долине рек. Гнездо делает на земле или в кустах.

Питается пауками, насекомыми. Поет соловей очень красиво. Его не зря называют певцом, поют о нем песни.

Дрозд, насекомоядные птицы.

Большая птица, красивая, с желтым оперением. Поет иволга очень красиво, как флейта.

Лебеди. Изящная птица. Крупная.

Улетают осенью в Африку и возвращаются весной. Символ чистоты, красоты и благородства. Говорят, что лебеди не могут жить друг без друга. Бывают белые, серые и черные.

Цапля. Д линноногая птица, с острым клювом. Стоят у воды и высматривают добычу.

У нас в Тирасполе возле собора есть озеро, где живут лебеди.

Первыми в теплые края улетают насекомоядные птицы, потом зерноядные позже всех утки, гуси, когда замерзают водоемы.

Кукушка. Известная птица. Беспокойная, не любит общаться с другими птицами.

Питается кукушка в основном насекомыми и их личинками. Любимое блюдо — мохнатые гусеницы. Уничтожая их, кукушка помогает природе.

Кукушка- пример неправильного отношения родителей к своим детям. Она не строит себе гнезд и не высиживает птенцов. Свои яйца кукушка подкидывает в чужие гнезда. Яйца кукушки по размерам и окраске похожи на яйца птиц, в чьи гнезда она их подкидывает. Подкидывает кукушка яйца в гнезда разных птичек: овсянкам, трясогузкам, пеночкам, крапивника.

Когда появляется кукушонок, он может выбрасить из гнезда яйца или других птенцов. Его одного потом выкармливают приемные родители, чтобы насытить прожорливого подкидыша.

Перелетные птицы. Игры и задания

Познакомив детей с перелетными птицами, для закрепления знаний и названий птиц, можно поиграть в игры. Предлагаю игры, которые помогут развить речь ребенка.

»Назови птенца»

Грач — граченок

Утка-… (утенок)

Гусь — …(гусенок)

Скворец-…(свкорчонок)

Кукушка — … (кукушонок).

»Один — много»

Лебедь — лебеди

Скворец -…

Перо — …

Клюв — …

»Четвертый лишний»

Ворона, попугай, голубь, воробей (попугай).

Ласточка, индюк, соловей, ворона (индюк).

Петух, гусь, утка, стриж (стриж).

Утка, гусь, синица, лебедь (синица).

Можно придумать еще слова для игр.

»Назвать ласково»

Птенец — птенчик

Перо -… (перышко)

Голова-… (головка)

Соловей -… (соловушка)

Крыло-… (крылышко)

Гнездо-… (гнездышко).

Дидактическая игра ‘‘Улетает- не улетает».

Назвать перелетных и зимующих птиц.

Вот так просто, общаясь с детьми, можно познакомить их с перелетными птицами и рассказать детям о птицах, выучить названия, узнавать птиц в природе.

Для закрепления знаний, задайте детям вопросы:

Почему птиц называют перелетными?

Почему они улетают в теплые края?

Назовите водоплавающих птиц.

Какую пользу приносят птицы?

Чем они питаются?

В заключении предлагаю вам посмотреть старый добрый мультфильм.

Желаю вам хорошего весеннего настроения. Слушайте пение птиц, учите детей узнавать птиц по голосу, по оперению.Природа дарит нам столько радости. Не упускайте возможность приобщить детей к природе, учить их быть добрыми, заботится о птицах и животных,.

Пишите ваши комментарии. Расскажите, как вы знакомите своих малышей и детей младшего школьного возраста с перелетными птицами.

С уважением, Ольга.

Самое интересное для детей — это наблюдать за живыми птичками на прогулке. Часто у малышей появляются среди птичек свои любимцы, которым они дают имена и даже утверждают, что могут отличить их от всех других птичек двора.

Сделайте кормушку, насыпьте в нее корм. Очень скоро птицы привыкнут к тому, что здесь постоянно есть для них корм, и начнут прилетать на Вашу кормушку. Понаблюдайте с малышом за ними. Полезнее всего и интереснее всего провести целую серию таких наблюдений. Серия наблюдений даст малышу гораздо больше для его умственного и речевого развития, чем просто чтение рассказа о зимующих птицах или просмотр познавательного фильма. Ведь фильм скорее всего быстро забудется без закрепления и применения полученной информации.

В наблюдениях живой природы ребенок будет учиться сравнивать, делать выводы, задавать вопросы и искать на них ответы, описывать, находить точные слова для выражения своей мысли.

Что же мы можем увидеть в таких наблюдениях? На что обращать внимание детей?

1.Чем отличаются птицы друг от друга по внешнему виду? Чем они похожи? (У них есть голова, глаза, клюв, чтобы клевать семена, крылья чтобы летать, туловище, лапки, хвост, туловище покрыто перьями)

Сравните, например, воробья и ворону – чем они отличаются, а чем похожи? (Вороны большие. А воробьи маленькие, серо-коричневые, прилетают стайкой, шустрые, прыгают на двух лапках. Вороны серо-черные, прилетает ворона одна. Ходит ворона вперевалочку, важно, медленно). Чем похожи и чем отличаются воробьи и голуби? (Воробей меньше голубя, он другого цвета. Воробей прыгает, а голубь ходит. Воробей чирикает, а голубь воркует)

2.Чем отличаются повадки разных птиц:

  • как они клюют корм в кормушке (сразу же садятся на кормушку или осторожничают и сначала садятся на кусты, и только потом подлетают к кормушке),
  • ссорятся или нет, уступают ли друг другу,
  • как летают и как ходят птицы,
  • близко ли они подходят к людям,
  • живут поодиночке или в стайках,
  • какой корм они любят (синички и дятлы любят есть несоленое сало, сало можно подвесить на нитке к кормушке, снегири и свиристели – ягоды, семена едят все птицы, а вот овес и пшено любят воробьи и овсянки)
  • в какое время дня прилетают они на кормушку (когда светло),
  • в каких случаях птицы издают звуки – кричат, перекликаются, а в каких случаях они молча клюют зерна,
  • какой клюв у птичек и можно ли по форме клюва догадаться, чем питается птица (Можно, у птиц, питающихся насекомыми клюв тонкий и узкий, а у тех птиц, что питаются зерном клюв более тупой и более толстый)
  • какие следы оставляют птицы на снегу? (попробуйте их зарисовать и научиться читать «птичьи истории» по следам – какие птички прилетали, с кем они на кормушке встретились, сколько было птиц на кормушке?). Это задание очень нравится детям. Они чувствуют себя настоящими следопытами.
  • почему, когда подлетает ворона разлетаются воробьи и голуби? (Ворона большая, у нее сильный клюв, и маленькие птички ее боятся. Именно поэтому ворону лучше кормить отдельно, чтобы она не отнимала корм у маленьких пташек)

Вот несколько заметок для наблюдений с детьми повадок зимующих птиц.

Воробьи – юркие, веселые, подвижные, часто ссорятся. Они задиры, любят выхватить из-под носа синички ее семечки, держатся стайкой.

Вот прилетели чечетки . Они шумные, перекликаются друг с другом. Клюют семена. Чечетки могут быть разные. Есть чечетки бурые с серой грудкой, а есть с красной грудкой. Чечетки – наши гости. Они прилетают к нам на зиму с севера.

Голуби медлительные, спокойные, не такие пугливые, близко подходят к человеку.

Снегири – спокойные, степенные птицы. И звук голоса у них особый – они тихо посвистывают (звенят, как бубенцы). Если им надо куда-то перелететь, то они оживляются, перекликаются и всей стайкой улетают. Снегири очень любят есть ягоды, зерно, семена ясеня и клена. Они прилетают к нам с севера – они тоже наши гости.

Вороны, сороки, галки – это всё «родня вороны». Они зимой прилетают к нам из леса. В лесу они всегда улетают от людей, а в городе они людей меньше боятся. Вечером они летают стаями над городом, а потом прилетают в парк, садятся там на ветви деревьев и засыпают до утра. Вороны умные, близко не подходят к человеку, осторожные, ходят вперевалочку. Сороки большие, серые, а голова и крылья черные. Бока у нее белые. Поэтому сорок называют «пестрыми». Сорока подпрыгивает. Она любит есть несоленое сало на кормушке.

Синички имеют желтую грудку и черную шапочку на голове, белые щечки. Они любят клевать сало, раскачиваясь на веревке, за которую сало прикреплено к кормушке.

Щеглы прилетают стайками. Они очень красивые – на лбу красное пятнышко, а на черных крыльях желтые полосочки. Они очень подвижные – настоящие гимнасты! Щеглы вертлявые, шумные, постоянно кричат, ссорятся, шумят, приседают, едят семена.

Во время наблюдения можно прочитать детям стихи об этих птичках. Стихи о зимующих птицах для самых маленьких и детей постарше Вы найдете в этой серии статей. Очень удобно выписать или распечатать стихи на карточки (размером с четверть альбомного листа) и носить с собой на прогулку в кармашке или сумочке. В любой момент можно достать карточку и прочитать нужное стихотворение или загадать загадку.

Зимующие и кочующие птицы в сказках, играх, рассказах, загадках и заданиях для малышей

Очень часто мы, взрослые, сами не знаем, какая это птичка, не можем интересно рассказать о ней детям или ответить на многочисленные вопросы наших почемучек. Поэтому я решила сделать на «Родной тропинке» своеобразную хрестоматию для малышей и взрослых, подготовила картинки зимующих птиц, раскраски, игры, познавательные рассказы и сказки, задания, стихи и загадки на эту тему. Эта хрестоматия будет состоять из нескольких частей. и про каждую зимующую или кочующую птичку Вы найдете отдельную статью со сказками, рассказами, картинками и заданиями, мульфильмами.

Я специально не стала распределять этот материал по возрастам детей. Вы можете сами выбрать понравившиеся вам отрывки, игры, задания.я сказки, стихи и использовать их для развития Ваших малышей и ознакомления их с окружающим миром

Зимующие птицы. Картинки для детей.

Сравните вместе с малышом птичек на этих картинках. Чем похожи две птички на каждой картинке? Чем отличаются?

По таким парным картинкам очень удобно загадывать загадки-описания зимующих птиц. А отгадывать загадки и придумывать их любят все малыши! Вы описываете птичку (не называя ее) — говорите о том, какие у нее крылья, грудка, голова, как она ходит, что ест, а малыш угадывает, кого Вы загадали. Потом малыш сможет и сам загадать Вам загадку, описав птичку.

Речевая игра «Скажи наоборот»

В этой речевой игре малыш научится употреблять слова, противоположные по значению заданному слову (мы — взрослые — такие слова называем антонимами).

Всегда опирайтесь на опыт ребенка, придумывая задания для подобных игр. Показывайте птичек на картинке, фото или настоящих птичек на кормушке.

Примерные задания для детей по теме «Зимующие птицы»:

  • Ворона большая, а воробей – какой? (маленький)
  • Сорока длиннохвостая, а воробей – какой? (короткохвостый)
  • Дятел длинноклювый, а воробей – какой? (короткоклювый)
  • У вороны клюв большой и толстый, а у воробья какой? (маленький и тонкий)
  • У снегиря грудка красная, а у синички — …?
  • Снегирь подлетел к лесу, а воробей — …?
  • Снегирь сидит на верхней ветке, а воробей на …?

Речевое упражнение «Назови ласково»

Это упражнение направлено на развитие языкового чутья, которое позволяет ребенку экспериментировать со словом и придумывать его новые варианты.

Можно проводить эту игру в «волшебном варианте». Вы даете ребенку «волшебную палочку», и малыш превращает большое в маленькое (волшебная палочка — это обычная, но красивая ручка или карандаш, для получения волшебной палочки можно обмотать карандаш фольгой или декоративной бумагой). Взмах «волшебной палочки» — и из птицы получится маленькая птичка, а из большого хвоста маленький хвостик. Вот примерные слова для игры по теме «Зимующие птицы»

  • Птица – птичка
  • Перо- … (перышко)
  • Крыло — … (крылышко)
  • Хвост — …(хвостик)
  • Клюв — …(клювик)
  • Синица — …(синичка)
  • Птенец — …(птенчик)
  • Воробей — …(воробышек)
  • Ворона — … (воронушка)
  • Голубь — … (голубок)

Играем в прятки.

Игра «Чье? Чья? Чьи?» по теме «Зимующие птицы»

Скажите малышу: «Ты уже знаком со многими зимующими птицами. Они решили поиграть с тобой в прятки. Догадайся, кто от тебя спрятался за веточкой?» (речевая грамматическая игра «Чье? Чья? Чьи?» — учимся употреблять притяжательные прилагательные – голубиный, воробьиный, сорочий, вороний, синичкин, снегириный и т.д.). Не обязательно использовать готовые картинки. Можно прятать картинки за своей ладошкой, показывая малышу только часть изображения — например, хвостик птички или только грудку птички. А ребенок по этой детали узнает, что это за зимующая или кочующая птица.

Вот мои картинки-загадки для малышей. Все эти картинки в хорошем качестве и разрешении есть в презентации в конце статьи. Презентацию можно скачать бесплатно.

Отгадки на загадки:

  1. Хвостик, клюв и грудка снегиря. Снегириный хвостик, снегириный клюв, снегириная грудка. Спросите малыше, как он догадался, что это клюв снегиря, ведь у других птиц клюв очень похож? (по красной грудке)
  2. Это воробьиные перышки и хвостик тоже воробьиный. Воробья легко узнать по серому с коричневым оперению.
  3. Голова и клюв голубиные. Голубя легко узнать по сизым перышкам.

Игровое задание по теме «Зимующие птицы» — «Разложи марки» (для детей 5-7 лет)

В этой игре малыш научится классифицировать картинки и выделять в группе птиц три подгруппы: зимующие птицы, кочующие птицы и перелетные птицы.

Расскажите ребенку историю. Объясните, что такое марка и зачем она нужна, почему без марки письмо не дойдет до адресата. А потом расскажите историю о мальчике Ване.

Ваня решил собирать марки с изображением разных зверюшек, насекомых и птиц. Вот какие марки у него есть.

Попросите ребенка: «Помоги Ване разложить марки в его альбом». Ваня так придумал. На одной страничке альбома будут перелетные птицы. На другой – зимующие (те, что и летом, и зимой живут рядом с нами). На третьей – кочующие (наши зимние гости). Но он запутался, какие птицы где зимуют. Поможешь ему разобраться?»

  • Посмотри, вот Ванин альбом для марок. Это страничка с изображением пальмы. Как ты думаешь, марки с какими птицами будут на этой страничке? Правильно, здесь будут марки с перелетными птицами, которые улетают на юг и там зимуют.
  • А вот вторая страничка. На ней изображены дождик и снег, лето и зима. Значит, какие птицы на ней будут? (зимующие птицы, которые живут рядом с нами и летом и зимой).
  • А вот нарисована сосулька. Это наш курорт «Сосулька» из сказки. Здесь будут наши зимние гости – кочующие птицы.

Посмотри на Ванины марки. Какие марки ты бы поместил на страничке с пальмой? Как называют этих птичек? (Это перелетные птицы – ласточки, аисты)

А какие кочующие птицы есть на Ваниных марках? (снегирь, свиристель) На какую страничку альбома нужно Ване поместить эти марки?

Какие птицы живут с нами и летом, и зимой? (воробей, ворона). На какую страничку альбома мы поставим эти марки?

Можно использовать и другие варианты проведения этой игры:

1.Распечатать картинки с изображением марок и изображением альбома на принтере. Тогда получится лист с заданием, в котором ребенок проведет линии от птицы к нужной страничке альбома с марками.

2. Дать ребенку картинки с птицами и попросить разложить их на три группы.

3. Если упражнение проводится с группой детей, то можно каждому ребенку в руки дать картинку с изображением птицы. А на полу нарисовать мелом три круга. В один круг положить картинку с пальмой, во второй – картинки лета и зимы, в третий картинку с сосульками– знак кочующих птиц, прилетевших к нам на курорт «Сосулька».

Дети изображают птиц. По сигналу «день» птички начинают летать. По сигналу «По домам!» дети ищут свою стайку и бегут в нужный круг. Перелетные птицы бегут в круг с изображением пальмы, кочующие — в круг с изображением летящей птицы и т.д. Нужно успеть найти свой дом и свою стайку птичек до сигнала: «Ночь!». Тогда птички засыпают — каждая стайка в своем домике. По сигналу «День» птички снова начинают летать, клевать зернышки, махать крыльями. Далее снова звучит сигнал «По домам!» и птички летят к своим стайкам.

Можно вводить в игру дополнительный персонаж – кота или сову, которая будет ловить птичек ночью. Правило – ловить можно только тех птичек, которые не успели спрятаться в свой домик. Если птичку поймали, то она становится котом (или совой) в следующей игре.

4. Можно вводить в игру преднамеренную ошибку — например, дать ребенку картинку белки вместе с картинками птиц. Когда малыш начнет раскладывать картинки на три группы, спросить, куда он положит картинку с белкой, ведь она тоже не деревьях живет? Это проблемная ситуация для ребенка, ведь и действительно, белка живет на дереве! Что же делать с этой картинкой?

Но похожа ли белка на птиц? Выводит ли она птенцов? Имеет ли крылья? Чем она не похожа на птиц?Можно ли ее отнести к одной из этих трех групп птиц? Нет!

В таких проблемных задачках малыш учится выделять главное от второстепенного, а это очень важно для его интеллектуального развития! А еще он учится отстаивать свое мнение и не поддаваться на провокации!

Хотите верьте – хотите проверьте.

Народные приметы о зимующих птицах

В следующих статьях Вы можете познакомиться с зимующими птичками поближе. Мы поговорим с каждой из них, послушаем сказки о них, отгадаем загадки и узнаем интересные игры. По этой теме Вы можете почитать:

А вместе с детьми Вы можете посмотреть картинки этой статьи в высоком качестве в виде презентации здесь. Для просмотра картинки в полноэкранном режиме нажмите значок в правом нижнем углу.

Презентация для детей»Зимующие птицы»

Презентацию для детей с картинками из этой статьи в высоком качестве для распечатки или показе детям на экране вы можете , а также в нашей группе Вконтакте «Развитие ребенка от рождения до школы» (см. раздел группы » Документы» под видеозаписями сообщества).

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

елена дорошенко
Занятие по экологии «Весенние заботы птиц» (старшая группа)

Обобщить, систематизировать знания детей об изменениях в жизни птиц весной .

Учить устанавливать связи между прилетом птиц и наличием корма .

Познакомить детей с тем, как птицы устраивают свои гнёзда (разные виды гнёзд, как заботятся о птенцах .

Формировать гуманное отношение к птицам .

Материал :

Игрушка Карлсон; игры «Чье гнездо» , «Чем заняты скворцы› ; книги о птицах , картинки с изображением птиц , календарь прилета птиц .

Предварительная работа

Чтение книг о птицах : Т. Нуждина «Сова» , «Сорока» , «Цапля» , «Ястреб» , «Снегирь» , «Кукушка» , «Журавли» , «Дятел» ,«Воробьи» , «Аист» ; А. Тамбиев «Кто в кустарниках живет » ,Г. Снегирев «ІІесная речка››; В. Бианки «Лесные домишки» , «Чей нос лучше» , «Птичьи разговоры» , «Люля» , «Синичкин календарь››; З. Воскресенская «Петя-пересмешник» М. Алыбаев «Как

птицы спасли дуб », М. Горький «Воробьишко» В. Астафьев «Стриженок Скрип» . Наблюдение и зарисовка прилета птиц на протяжении весны ; беседа «22 марта - праздник птиц » .

Ход занятия

Педагог. Ребята, какое сейчас время года? (Весна) Давайте откроем окно и послушаем. Что мы слышим?

Ответы детей : чириканье воробьев, щебетание мухоловок,

Педагог. Почему птицы так оживились ? Чем они весной занимаются?

Вот, ребята, посмотрите, что делают птицы .

группе появляется игровой персонаж Карлсон. Раскрывает пакет : там веточки, бумажки, перья, вата, тряпочки, проволочки.)

Карлосн. Собирают всякий мусор. Зачем он им? Не пойму!

Педагог. Здравствуй, Карлсон. Мы очень рады видеть тебя. Как ты к нам попал? Заходи к нам. Мы с ребятами тебе поможем разобраться с твоей находкой. Ребята, как вы думаете, что такое принес нам Карлсон? Для чего птицам ветки ,тряпочки, соломинки?

(Ответы детей : птицы строят гнезда .)

Педагог. Карлсон, садись и послушай, что тебе расскажут дети о птицах , об их весенних заботах . Они же наши лучшие друзья и помощники.

Карлсон. Лучший друг и помощник детворы - это я,

Карлсон, который живет на крыше.

Педагог. Я не спорю, тебя действительно знает и любит вся детвора. Но мы с детьми наблюдаем за птицами на протяжении всей весны и узнали много интересного о них.

Хочешь, мы тебе расскажем?

Карлсон. Конечно, хочу.

Педагог. Ребята, покажите Карлсону птиц , которых вы знаете.

(Дети берут по две картинки птиц и называют их .)

Педагог. Какие бывают птицы ? (Зимуюшие и перелетные)

Дети выкладывают на панно зимующих и перелетных птиц :

Перелетные : грач, дрозд, скворец, жаворонок, чиж, ласточка, иволга, аист, кукушка, гуси, журавли, утки.

Зимующие : воробей, синица, голубь, ворона, оляпка, клёст, дятел, сорока, галка.

Дети выставляют птиц и рассказывают о них.

Вопросы детям :

Почему зимующие птицы остались на зиму с нами?

Чем они питались?

Как мы им помогали?

Чем заняты птицы сейчас ?

Изменилось ли их поведение? (Они весело чирикают , купаются в лужах, строят гнезда, откладывают яйца, высиживают птенцов.)

Педагог. Почему улетели на юг перелетные птицы ?

(Зимой им нечего есть.)

Карлсон. А зачем они улетают с юга? Там тепло и корм есть.

(Ребята объясняют Карлсону, что у птиц здесь родина , они

здесь родились.)

Педагог. Ребята, давайте покажем Карлсону календарь прилета птиц , который мы с вами ведем всю весну.

(Дети рассказывают Карлсону о птицах , которых наблюдали сами, и о тех, про которых читали в книгах.)

Карлсон. Теперь я знаю очень много о птицах . Спасибо вам за интересные рассказы. Давайте поиграем в игру «Прилетели птицы » . Я буду называть только птиц , но если вдруг ошибусь, вы услышите что-то другое, то можно топать ногами. Начинаем.

Прилетели птицы :

Голуби, синицы,

Мухи, стрижи (Дети топают)

Карлсон. Что неправильно?

(Дети : мухи.)

Прилетели птицы :

Голуби, синицы,

Аисты, вороны,

Галки, макароны! (Дети топают)

Прилетели птицы :

Голуби, куницы. (Дети топают)

прилетели птицы :

Голуби, синицы,

Страусы, чижи.

Прилетели птицы :

Голуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Гаички, стрижи,

Аисты, кукушки,

Даже совки-сплюшки.

Педагог. Карлсон, а ты знаешь, какая птица , какой дом строит?

Дети, давайте покажем Карлсону, какие дома строят птицы , они у них все разные, называются они. (гнездами) .

Игровое упражнение «Чьё гнездо» . Детям предлагаются изображения 6 гнёзд и 6 птиц . Ребёнок должен разложить всех птиц по своим гнёздам . Затем каждый ребёнок рассказывает об одной птичке.

Примеры рассказов.

«Аист устраивает гнездо на видном месте-крыше дома, высоком дереве или столбе. Гнездо он складывает из больших веток и прутьев. Стрижи гнездятся в щелях домов, под навесом карнизов, в дуплах высоких карнизов. Соломинки, травинки, листья для гнёзд они ловят прямо на лету во время ветра.»

«Сова любит селиться в старых , заброшенных гнездах, в дуплах деревьев. Там она проводит весь день, а ночью вылетает охотиться».

«Скворушка селится в скворечниках, которые ему делают люди. Выстилает его мягким пухом, мхом травинками.

Педагог. А сейчас выберите тот материал, из которого построено гнездо, и положите рядом с гнёздышком. Сейчас многие птицы сидят в своих гнёздах и высиживают птенцов. Чем кормят птицы своих птенцов ?

Карлсон. Я знаю - их надо кормить вареньем, печеньем, конфетами.

Педагог. Ты неправ, Карлсон. Ребята сейчас тебе покажут картинки и расскажут, какая птица , чем выкармливает своего птенца.

Игровое упражнение «Чем заняты скворцы » .

Дети берут картинки и по очереди рассказывают, что нарисовано и что они знают о птицах и птенцах .

Вопросы детям :

Какую пользу приносят птицы , выкармливая своих птенцов?

Чему учат птицы птенчиков ?

Послушайте еще один рассказ о птицах «Птицы - наши помощники » .

Каждой весной мы с радостью и нетерпением ожидаем прилёта птиц . Птицы строят гнезда , высиживают птенцов и начинают их выкармливать. Целый день летает скворец из гнезда в сад, из сада к гнезду. Подсчитали даже, сколько он делает вылетов - около 200 за один день. И непременно притащит своим скворчатам червяка или гусеницу.

У рек, где гнездятся береговые ласточки, даже в самое комариное время можно спокойно удить рыбу и отдыхать, не отмахиваясь от надоедливых комаров. Береговушки выедают их начисто.

Далеко в лесу слышен стук дятла. Но стучит он не по всякому дереву. Дятел выбирает стволы «больные» , зараженные личинками насекомых. Быстро находит вредителей и крепким клювом вытаскивает их из-под коры.

Над полями и степями днем парят хищные птицы , высматривая полевок и других грызунов. Ночью их сменяют совы. Вот так все лето и работают птицы , помогая нам сохранить леса и сады, урожай фруктов, овощей, зерна.

Теперь вам будет понятно, почему говорят : птицы – наши помощники и друзья. А кроме того, они украшают леса и озера, сады и поля, радуют нас веселыми звонкими песнями .

Карлсон. Спасибо, ребята, за интересные рассказы о птицах , я много нового и интересного узнал о птицах , Мне пора. До свидания.

Послушайте стихотворения и ответьте на вопросы к ним.

Зима

Вновь разгулялась вьюга,

Срывает снежные шапки.

Совсем замерзла пичуга —

Сидит, поджимая лапки.

Набок головку клонит

И прячет ее под крыло,

А ельник от ветра стонет,

И поле белым-бело.

Не видно в лесу тропинок,

В тулупах кусты стоят.

Уснувших жуков и личинок

Укрыл под корой снегопад.

Лети же, пичуга, к людям

И прячься скорей за окном,

А мы кормить тебя будем

Крошками хлеба, пшеном.

Когда уляжется вьюга,

Тепло к нам вернется опять,

Вместе с тобой, пичуга,

Мы будем весну встречать!

Ответьте на вопросы

Почему птицам трудно найти себе корм зимой?

Как можно им помочь?

Весна

Трава опять зазеленела,

И закудрявились леса.

«Весна! Весна! Пора за дело!» —

Сухие прутики, солому,

Кусочки мха они несут —

Все пригодится им для дома,

Чтоб для птенцов создать уют.

И заливаются на ветках

Синицы, зяблики, скворцы,

Ведь скоро в гнездах будут детки,

Их желторотые птенцы.

Ответьте на вопросы

Что вам понравилось (запомнилось) в стихотворении?

Чем заняты птицы весной?

Зачем птицам гнезда?

Лето

Летом дел у птиц немало:

Встала птаха поутру,

Целый день она летала

И ловила мошкару.

Сядет с мошкою на ветку,

Тихо пискнет: «Я, мол, тут!»

Знает, маленькие детки

С нетерпеньем маму ждут.

Тянут круглые головки,

Широко раскрыли рты,

Птичка их покормит ловко

И опять юркнет в кусты.

Целый день без передышки

Ловит мух и комаров.

Скоро вырастут детишки

И покинут отчий кров.

Оперятся, повзрослеют,

Будут хорошо летать,

В старой липовой аллее

Станут сами корм искать.

Ответьте на вопросы

Что вам понравилось (запомнилось) в стихотворении

Чем заняты птицы летом?

Какую пользу они приносят?

Осень

Листья осенью облетают,

Высыхает трава на болотах.

Собираются птицы в стаи

И уже готовы к отлету.

И, прощаясь с родными местами,

С золотыми березками, ивами,

Долго кружат они над лесами,

Над крутыми речными обрывами.

Возвращайтесь, птицы, весною,

Когда зеленью лес оденется,

Зашумят молодой листвою

Каждый куст и каждое деревце.

Ответьте на вопросы

Что вам понравилось (запомнилось) в стихотворении?

О каких птицах (зимующих или перелетных) говорится в стихотворении?

Почему перелетные птицы улетают зимовать в теплые края?

Какие птицы зимуют в наших краях? (Ворона, воробей, сорока, дятел, клест, сова.)

Какие птицы прилетают к нам с Севера? (Снегирь, свиристель.)

Какие птицы улетают зимовать в теплые края? (Журавль, лебедь, утка, трясогузка, кукушка, соловей, скворец.)

Зачем журавлю длинные ноги?

Зачем клесту крестообразный клюв?

Какая птица охотится ночью?

У какой птицы зимой появляются птенцы?

Какую птицу называют «лучшим певцом»?

Какую птицу называют «ледоломкой»?

Какую птицу называют «лесной газетой»?

Каких птиц называют «березовыми»?

Птенцы каких птиц умеют плавать с первого дня жизни?

Какая птица подкладывает свои яйца в гнезда других птиц?

Какие птицы танцуют весной?

Угадайте, какая птица произносит такие звуки:

Кар-кар! (Ворона.)

Чик-чирик, чив-чив! (Воробей.)

Ча-ча-ча! (Сорока.)

Курлы-курлы! (Журавль.)

Свири-свир! (Свиристель.)

Цок-цэк, цок-цэк! (Клест.)

Ку-ку! (Кукушка.)

Рюм-рюм-рюм! (Снегирь.)

Синь-синь-синь! (Синица.)

Закончите предложения

Воробей маленький, а журавль...

Ворона большая, а синица...

Сова спит днем, а охотится...

У синицы хвост короткий, а у трясогузки...

У дятла клюв длинный, а у снегиря...

Утка серая, а лебедь...

Отгадайте загадки. Объясните, как вы догадались? Какие слова помогли найти отгадки?

Угадайте, что за птица

Скачет по дорожке,

Словно кошки не боится —

Собирает крошки,

А потом на ветку прыг

И чирикнет: «Чик-чирик!» (Воробей.)

Как лиса среди зверей,

Эта птица всех хитрей.

Прячется в зеленых кронах,

А зовут ее... (ворона).

Кто присел на толстый сук

И стучит: «Тук-тук, тук-тук!»? (Дятел.)

Угадай, какая птица,

Бойкая, задорная,

Ловкая, проворная,

Звонко тенькает: «Тень, тень!

Как хорош весенний день!» (Синица.)

Кто летает, кто стрекочет —

Рассказать нам новость хочет? (Сорока.)

Что за птица

Мороза не боится,

Хоть снега лежат везде,

У нее птенцы в гнезде? (Клест.)

Грудка ярче, чем заря,

У кого? (У снегиря.)

Северные гости

Клюют рябины грозди,

Так нарядны и ярки,

На головках — хохолки! (Свиристели.)

Маленький певец лесной

Лучше всех поет весной! (Соловей.)

Кто по тропочке идет

Быстрыми шажками,

Длинным хвостиком трясет?

Догадайтесь сами! (Трясогузка.)

Кто летает темной ночью

И схватить мышонка хочет? (Сова.)

Мы в скворечнике живем,

Песни звонкие поем. (Скворцы.)

Эта птица никогда

Для птенцов не вьет гнезда. (Кукушка.)

В ясном небе он парит,

За добычею следит. (Сокол.)

Под крышей я леплю гнездо

Из комочков глины.

Для птенчиков стелю на дно

Пуховую перину. (Ласточка.)

В небе высоко звенят,

Ребятишек веселят. (Жаворонки.)

Ты его узнаешь сразу:

Черноголовый, черноглазый.

Он за плугом важно ходит,

Червяков, жуков находит. (Грач.)

Они весны гонцы —

Летят во все концы. (Грачи.)

Алой ягодой рябины

Любят угоститься

Эти птицы. (Дрозды)

Пословицы и поговорки

Как вы думаете, почему в народе говорится:

Лес без птиц и птицы без леса не живут.

Знает птица, что без родины не годится.

Всякая птица своим пером гордится.

Всякая птица по-своему поет.

Всякая птица своим клювом сыта.

У каждой пташки свои замашки.

Воробей сразу на взлет, а грачу разбег нужен.

Вороне соколом не быть,

Вороненку гнездо — родимая хата,

Мала синичка, да коготок остер.

Немного синица ест, пьет, да весело живет.

Сорока весть на хвосте принесла.

Пируют в ночи совы да сычи.

Воробьи под кровлю, а совы на ловлю.

Журавль прилетел и тепло принес.

Журавль высоко летает, а от реки не отлетает.

Кабы куст был не мил, соловей гнезда не вил.

Соловей берет пением, а человек — умением.

Соловей месяц поет, а ворона круглый год каркает.

Кукушка кукует, по дому горюет.

Сколько кукушка ни кукуй, а к зиме улетать.

Лебедь по поднебесью, мотылек над землей — всякому свой путь.

Полетели лебеди, понесли на крыльях зимушку.

Грудь лебединая, походка павлиная.

Игра в слова

Хлопните в ладоши, услышав слово, подходящее воробью (вороне, дятлу, синице, утке и т.д.). Объясните выбор каждого слова.

Словарь: курлычет, маленький, бойкий, лес, серая, летает, ловкая, красногрудый, плавает, проворный, крякает, город, прыгает, неунывающая, болото, серая, чирикает, смелый, всеядная, умная, дупло, большая, бойкая, скворечник, непоседливая, длиннохвостая, веселая, стрекотуха, «ледоломка», хищная, белоснежный, белобока, длинноногий, каркает, маленькая, танцует, проворная, ныряет, охотится, зимующая птица, пролетная птица, перелетная птица.

Учимся сравнивать

Где зимуют синица и трясогузка? (Синица в наших краях, трясогузка улетает на юг.)

В какое время суток добывают себе корм ворона и сова? (Ворона — утром и днем, а сова — ночью.)

Кто раньше улетает на юг — трясогузки или утки? Почему? (Трясогузки улетают в конце лета, когда становится холоднее, насекомые прячутся, а утки улетают, когда начинают замерзать водоемы, до этого времени корма им хватает.)

Какой клюв у дятла и у клеста? (У клеста крестообразный, у дятла большой, крепкий.)

Чем питаются зимой снегири и клесты? (Снегири — семенами растений и ягодами рябины, клесты — семенами еловых и сосновых шишек.)

Чем питаются зимой свиристели и снегири? (Ягодами рябины, семенами растений.)

Чем отличаются гнезда кукушки и соловья? (Кукушка не вьет гнезда.)

Четвертый лишний

Начиная с 1923 года в общественно-полезном деле охраны и привлечения птиц принимают участие пионеры и школьники, в первую очередь юннаты.

Ежегодно, в дни весенних каникул, они проводят традиционный массовый праздник - «День птиц». Готовясь к этому празднику, юннаты ведут большую разъяснительную работу о пользе птиц, организуют выставки, посвященные «Дню птиц», строят и развешивают гнездовья для пернатых друзей.

Уничтожая несметное количество вредных насекомых, птицы являются лучшими помощниками человека в борьбе за урожай. Особенно много вредителей истребляют они в период выкормки птенцов.

По наблюдениям орнитолога (ученого, изучающего птиц) А. Н. Промптова, скворец прилетал к гнезду с кормом 198 раз за семнадцать часов, городская ласточка - 295 раз за восемнадцать часов, большая синица - 332 раза и поползень 370-380 раз в день.

По наблюдениям, проведенным в окрестностях Москвы, дятел кормил птенцов с 4 часов утра до 9 часов 30 минут вечера, причем 8 июня прилетал к гнезду с кормом 350 раз.

Юными зоологами Центральной станции юных натуралистов подсчитано, что горихвостки в период выкормки птенцов приносили им корм 580 раз, а мухоловки пеструшки - 630 раз в день.

Прожорливая кукушка, поглощая без разбора всех насекомых, за день едва успевает удовлетворить свой ненасытный аппетит.

Степные орлы, совы, сычи, сарычи и другие хищные птицы уничтожают полевок, мышей, сусликов и хомяков.

Привлечь полезных птиц в сады и огороды, на поля и в леса для уничтожения вредных насекомых и грызунов можно разными способами: посадкой деревьев и кустарников, где птицы могли бы гнездиться; охраной гнезд и птенцов от кошек и других врагов; организацией подкормки птиц в зимнее время. Самый простой способ привлечения птиц - это развеска для птиц, гнездящихся в дуплах, искусственных гнездовий: скворечников и дуплянок. В скворечниках чаще всего поселяются скворец, большая синица, синица лазоревка, трясогузка, горихвостка, мухоловка пеструшка и мухоловка серая. Для этих птиц и надо готовить скворечники. Форма и размеры скворечников должны отвечать привычкам птиц, для которых они предназначены. Делают скворечники из сухих досок толщиной не менее 2 сантиметров. Ту сторону доски, которая будет обращена наружу, гладко выстругивают рубанком. Внутреннюю сторону стенок скворечника оставляют неостроганной, чтобы птице легче было вылезать из гнезда.

В передней стенке стамеской или большим сверлом делают отверстие - леток - по величине птицы. Сколачивают скворечник очень плотно, без щелей. Крышу лучше сделать на петлях. Это даст возможность в любое время осматривать скворечник, а осенью вычищать из него сор. Крыша должна быть несколько шире скворечника, чтобы в него не затекала вода. Планку, которой скворечник прикрепляется к стволу дерева или шесту, прибивают к задней стенке так, чтобы шляпки гвоздей были обращены внутрь скворечника. Никаких украшений в виде, крылечек и карнизов делать не следует.

Кроме скворечников, для птиц делают дуплянки. Изготовляют их так: в обрубке ствола дерева выдалбливают сердцевину, сбоку просверливают леток, сверху прибивают широкую крышу. Степки дуплянки должны быть не тоньше. 3-5 сантиметров.

Выбор типа и размера гнездовий зависит от того, каких птиц мы хотим привлечь. Одним птицам для сбора пищи нужна сравнительно большая площадь леса или сада (синицы), другие могут обходиться и совсем без деревьев (скворцы), третьи могут жить только у водоемов (белая трясогузка). Поэтому важно знать, где и какие гнездовья следует развешивать.

В городе и в поселке можно вешать гнездовья для стрижей, серых и пестрых мухоловок, горихвосток и галок.

Если поблизости есть речка или пруд, то в гнездовье может поселиться белая трясогузка, а если невдалеке имеются огороды или поля, то может жить и скворец.

Вблизи помоек, скотных дворов особенно полезны будут мухоловки - истребители мух.

На огороды желательно привлечь скворцов и трясогузок.

В плодовом саду наибольшую пользу принесут синицы, а также горихвостки и мухоловки.

На поля следует привлекать хищных птиц-мышеедов. Для них ставят шесты с 50-сантиметровой перекладиной (по три-четыре шеста на гектар).

В парках и рощах могут жить вертишейки, пишухи, поползни, дятлы, синицы, горихвостки и мухоловки.

Развеской дуплянок можно привлечь в лес многих полезных птиц: пищух, поползней, синиц, дятлов и др.

Чем культурнее ведется лесное хозяйство, тем необходимее развеска в лесу дуплянок, так как в нем нет старых дуплистых деревьев, в которых гнездятся птицы.

Развеску гнездовий лучше производить с осени - зимующие птицы используют их для ночлега, привыкнут к ним и весной выведут в них птенцов.

Можно развешивать искусственные гнездовья и ранней весной, за две недели до прилета птиц. Например, в Московской области скворечники нужно вешать в период с 15 марта по 10 апреля, в южных районах - раньше, в северных - позднее.

Прикрепляется гнездовье отвесно или с небольшим наклоном вперед, чтобы птице было легче вылетать из гнезда.

Леток должен быть обращен на солнечную сторону. Прикреплять скворечники и дуплянки нужно прочно, чтобы они не качались при ветре, иначе птицы их не займут.

Лучше всего привязывать дуплянку веревкой или железной проволокой сечением 1,5-2 миллиметра. Чтобы проволока не врезалась в ствол дерева, под нее надо положить небольшие деревянные брусочки.

На дереве с гладким стволом гнездовье будет в большей безопасности от кошек.

Перед развешиванием скворечников в них насыпают опилки и торф слоем 2-2,5 сантиметра.

В соответствии с привычками различных птиц гнездовья прикрепляются на разной высоте.

Синица обычно гнездится на высоте около 3 метров, горихвостка - на высоте 4 метров, мухоловки пеструшки чаще выбирают высоко расположенные дупла (случалось находить их гнезда на высоте 10 метров). Для скворцов нужно вешать гнездовья на высоте не менее 8 метров. Скворечники для скворцов можно развешивать близко один от другого, даже на одном дереве.

Развесив гнездовья, следует организовать наблюдения за прилетом птиц, проследить, как заселяются птицами приготовленные для них квартиры.

Наблюдения за прилетом птиц имеют большое практическое значение. Многолетние наблюдения устанавливают связь между прилетом птиц и такими явлениями природы, как вскрытие рек, прекращение весенних заморозков и др.

В марте, вскоре после появления первых проталин, прилетают грачи. В Москве, по наблюдениям юных зоологов Центральной станции юных натуралистов, грачи прилетают, в среднем, 17 марта. Чуть позже прилетают весенние певцы - полевые жаворонки. Не видя самих певцов, можно определить присутствие жаворонков по их звонкой песне. Одновременно с жаворонками прилетают скворцы и заселяют приготовленные для них квартиры - скворечники.

В конце марта можно услышать громкое, красивое пение зяблика. С красной грудкой, с белыми полосками на крылышках, сначала появляются ярко окрашенные самцы, а через несколько дней прилетают самки. Они более скромны в оперении, менее заметны - серенькие и тоже с белой полоской на крылышках.

В апреле одни за другими появляются новые птицы: зорянки, дрозды, журавли, чекан луговой, горихвостка, мухоловка пеструшка. В последних числах апреля или в начале мая раздается первое кукование кукушки.

В первой декаде мая прилетают одни из лучших певцов - черноголовые славки. Вслед за славками, почти одновременно с ними, появляются мухоловки серые, а потом - соловьи.

С середины мая из-под крыш домов, где гнездятся ласточки, раздается их щебетанье.

Одновременно с ласточками появляются острокрылые стрижи.

Позднее всех в зазеленевших лесах и рощах появляются яркожелтые иволги. О присутствии иволги можно сразу узнать по ее красивому, мелодичному, флейтовому свисту. Зато протяжный, пронзительный крик самца и самки иволги, издаваемый ими при тревоге, звучит очень неприятно.

Но вот раздалась звонкая, своеобразная песня: «ты Витю ви-дел» или «че-че-ви-цу ви-дел». Это поет чечевица. Можно считать, что прилет птиц закончился. Наступает пора гнездования.

Многие из тех птиц, что прилетели раньше, к этому времени уже успели вывести птенцов.

На весенних экскурсиях каждый юннат может познакомиться с птицами своего края, научиться распознавать их по внешнему виду. К каждой экскурсии надо тщательно подготовиться, наметить ее маршрут, определить цель. Правда, специального снаряжения для орнитологических экскурсий не требуется. Если есть, желательно захватить с собой бинокль. Но как и на другой любой экскурсии, у каждого юнната обязательно должны быть записная книжка и простой карандаш для записи наблюдений и зарисовок. Делать на экскурсии записи химическим карандашом нельзя, так как в случае дождя или снега они могут расплыться. Хорошо, если кто-либо из участников экскурсии возьмет с собой фотоаппарат.

Проводя весенние экскурсии, выясните сроки прилета птиц в вашей местности, отметьте время появления первых стай и массовый прилет этих птиц, проследите за поведением птиц после прилета. При встрече незнакомой птицы постарайтесь дать подробное ее описание: какой внешний вид этой птицы (сравнить по величине с одной из тех птиц, которые всем хорошо известны, - воробьем, галкой, вороной, скворцом и др.); какая общая окраска птицы и есть ли у нее характерные цветные отметины. Обратите внимание на форму ее тела. Опишите поведение птицы и пенье или звуки, которые она издает. Составьте календарь весеннего прилета птиц в вашей местности. Очень полезно научиться распознавать птиц в природе не только по внешнему виду, но и по голосу.

После прилета птиц проследите, когда и какие птицы начнут осматривать скворечники, когда и какой материал начнут они приносить в скворечник для постройки гнезда и сколько времени строят его.

Проверьте, все ли развешанные гнездовья заняты птицами. Если окажутся гнездовья, забракованные птицами, постарайтесь выяснить, почему это произошло.

Проводя орнитологические экскурсии, интересно выяснить, как распределяются птицы по гнездовым местам, составить список птиц, гнездящихся на опушках и в чаще леса, а также птиц поля, луга, сада.

Ценный материал могут дать наблюдения за жизнью определенного гнезда: когда начнет самка откладывать яйца и как она их откладывает - ежедневно или с промежутками; когда начнется насиживание и сколько времени оно продлится; принимает ли участие самец в насиживании (в какие часы он сменяет самку); если самец не помогает насиживать, то приносит ли он корм самке; время вылупления птенцов из яиц.

Наблюдения у гнезда надо делать без шума и резких движений. Яйца в гнезде лучше не трогать - многие птицы после этого покидают гнездо.

В период выкормки птенцов интересно выявить район, куда различные птицы летают за кормом; определить, какой корм они собирают; какие птицы лучше осматривают плодовые деревья, ягодные кусты, охотятся над грядками; подсчитать, сколько раз в сутки кормят птицы своих птенцов.

Вывешенное у окна чердака искусственное гнездовье с застекленной задней стенкой даст возможность проследить, каких слизняков, червей, гусениц и взрослых насекомых приносят птенцам родители.

Интересно также наблюдать первые уроки летания только что оперившихся птенцов, самостоятельные поиски ими пищи и другие моменты их жизни.

Большое научное и практическое значение имеет работа юннатов по кольцеванию птиц.

Работу по кольцеванию юннаты могут проводить только под руководством знающего руководителя. Последний должен через Центральную станцию юных натуралистов или непосредственно установить связь с бюро кольцевания при Управлении по заповедникам и оттуда получить кольца и инструкцию по кольцеванию птиц.

Пойманной птице на ногу надевается легкое алюминиевое кольцо со следующей надписью: «Москва, БЮН» (что означает «Биостанция юных натуралистов»; впервые бюро кольцевания было организовано в 1924 году на биостанции, первыми метчиками птиц были юннаты), № кольца и серия.

Серия кольца обозначается одной из следующих букв латинского алфавита: А, В, С, D и Е. Только самое маленькое кольцо - для мелких воробьиных птиц - не имеет серии.

Юннаты оказывают существенную помощь в работе по кольцеванию птиц не только путем распространения сведении о кольцевании среди населения, но и практическим участием в работе по кольцеванию.

Чаще всего кольцевание проводится перед вылетом птенцов или выводков. Вот описание одной из таких работ в дневнике юнната Коли Волкова:

«Никто из нас, участников этой экскурсии, никогда не видел такой массы птиц, как у залива Московского моря. Когда мы впервые подходили к морю, солнце уже касалось горизонта. Разноголосое кряканье уток слышалось со всех сторон. В камышах попискивали многочисленные утиные выводки, а их мамаши - старые утки - с непрерывным кряканьем летали перед нами, стараясь отвести нас в сторону. Вспугнутая нами огромная стая чибисов наполнила воздух разноголосым плачем. То и дело слышался мелодичный свист различных куличков. На берегу, около лужиц, чуть ли не под каждой кочкой сидели дупеля и бекасы - так их здесь было много! Мы все пожалели, что не захватили с собой из Москвы колец для кольцевания птиц. Ведь это было самое лучшее время для кольцевания уток: молодые еще не летали, селезни линяли и тоже не могли летать.

Обратились к заведующему охотничьей станцией и, получив все имеющиеся у него кольца, занялись на следующий день кольцеванием птиц.

Чтоб кольцевать птиц, мы находили выводки и, встав в ряд, окружали их с трех сторон, постепенно загоняя на берег. В одном таком загоне было иногда до тридцати-сорока утят и линяющих селезней. Некоторые из них прорывались через цепь, ныряли и уходили, но основная масса выходила на берег и пряталась среди растений. Здесь мы их брали руками. Для кольцевания мы ловили кряковых уток, широконосок, чирков-трескунков и свистунков.

После того как птица была окольцована, мы записывали номер и серию кольца, породу утки и какая утка (молодая или старая) этим кольцом окольцована и выпускали птицу».

С приближением поры осеннего отлета птиц многие из них начинают собираться в стайки. В поисках корма они кочуют с места на место.

Сроки отлета различных птиц неодинаковы. Раньше всего исчезают те птицы, которые позднее других прилетели весной (стрижи, ласточки, кукушки, соловьи и др.).

Отлет некоторых птиц, например журавлей, уток, осенью можно легко проследить; мелкие же птицы летят преимущественно ночью, и поэтому их отлет заметить бывает очень трудно.

В конце сентября большими стайками направляются на юг скворцы.

По мере того как улетают на юг наши птицы, с севера к нам прилетают новые, из которых одни остаются у нас лишь короткое время, другие же - на всю зиму.

На осенних экскурсиях следует изучить кочевки птиц, проследить места их кормежки, выяснить, чем различные птицы питаются осенью, изменяется ли их корм по сравнению с летним, постараться отметить время исчезновения отдельных видов птиц и появление зимних - свиристелей, снегирей, чечеток и др.

Зима - самое тяжелое время в жизни наших оседлых птиц. Много их погибает в морозы, вьюги и гололедицу.

Юннаты должны своевременно позаботиться о подкормке птиц в это время. Зимняя подкормка птиц спасает многих из них от гибели. Кроме того, подкормкой можно привлечь птиц к гнездованию на этом участке весной.

Кормушки для птиц бывают разных типов: в виде полочек, ящичков и даже домиков. Наиболее удобны кормовые доски, которые приделываются к форточке,

Кормом для птиц служат конопляное семя, пшено, овес, сушеные муравьиные яйца, сушеные ягоды бузины, можжевельника, калины, рябины и семена различных древесных растений (клена, ясеня, липы и др.). Ягодами клюквы или рябины можно привлечь зимой снегирей, свиристелей. К зернам конопли, проса, овса прилетят овсянки, щеглы, большие синицы, поползни и снегири. Синицы особенно охотно летят к кормушкам, если подвесить кусочек сала или мяса.

Начав подкормку, нужно производить ее регулярно, так как, не найдя корма на месте, птица может исчезнуть на несколько дней. Часто других птиц прогоняют воробьи, поэтому их надо отпугивать от кормушек.

Место подкормки должно быть выбрано тихое, окруженное со всех сторон деревьями, но удобное для наблюдений.

Кормушки для защиты от снега и ветра должны иметь крышу. Их нужно размешать так, чтобы птицы могли с ветвей прямо соскакивать к корму.

Наблюдая за птицами у кормушки, выясните, какие птицы посещают кормушки, какой корм предпочитают, каково поведение кормящихся птиц, отношение птиц одного и разных видов друг к другу, какие птицы бывают более голодны, в какое время дня и в какую погоду они охотнее посещают кормовые столики, и проследите за изменениями в поведении, составе и численности птиц у кормушки в течение зимы и накануне весны.

Такие наблюдения не только расширят и углубят ваши знания о птицах, но и дадут возможность лучше использовать пернатую армию на охране урожая.



Загрузка...