electricschool.ru

Фальцевый шов. Монтаж фальцевой кровли – выбираем покрытие. Основные виды стоячих фальцев

Фальцами называются специальные швы соединения двух металлических листов в единое полотно. Таким способом осуществляются не только кровельные покрытия, фальцевые швы применяются при изготовлении металлических ведер, систем водоотвода, труб, желобов и многих других видов изделий из металла. Эти швы встречаются и на декоративных элементах, бижутерии.

Наименование происходит от немецкого фальц (Falz) – в переводе паз. В более широком значении используется для наименования места загиба шва, соединяющего два металлических листа. Фальцы могут изготавливаться на заводских гибочных станках или вручную. Первый способ гарантирует ровные поверхности, значительно ускоряет процесс перекрытия крыши. Ручная формовка фальцев считается самой сложной кровельной работой и выполняется далеко не всеми мастерами.

В зависимости от пространственного положения и количества загибов фальцевые соединения делятся на несколько видов.

Тип фальцевого соединения Краткое описание технологии изготовления и эксплуатационных характеристик

Самый простой и самый используемый вид замка для кровель. Напоминает соединение шип/паз. Край одного листа загибается под углом 90°, край второго делается с двумя подгибами – первый под прямым углом, второй под углом 180°. Такое соединение может подготавливаться на земле, на крыше листы вставляются друг в друга и окончательно фальцуются для придания герметичности.

Более сложное соединение. Обеспечивает увеличенные показатели герметичности. На крышах применяется редко, чаще используется во время изготовления различных металлических емкостей или бижутерии. Конец одного листа подгибается дважды, первый раз под прямым углом, второй раз под углом 180°. Конец второго листа подгибается три раза. Первый раз под прямым углом и два раза под углом 180°.

Простое соединение, используется как технологический шов различных изделий для сыпучих материалов. Преимущества – простота исполнения, возможность загибать фальцованные листы поперек шва дугой или под различными углами. Все стоячие швы не позволяют делать такие изгибы.

Герметичный шов, используется во время изготовления емкостей для хранения жидкостей. Количество изгибов такое же, как и при двойном стоячем, разница в том, что он расположен не вертикально, а прижимается к листам.

Стоячие швы имеют высокие показатели прочности на изгиб, лежачие соединения не выдерживают вертикальных нагрузок. Все подгибы двойных швов делают на двух листах одновременно. Кровельщик должен предварительно рассчитывать ширину полос погиба и с нужным смещением устанавливать листы.

Стальной лист фиксируется к обрешетке кляммером. Это металлическая полоса, изготовленная из того же материала, что и кровля. Кляммер прикручивается к обрешетке, потом изгибается под углом 90°, огибает фальц и еще раз подгибается, но уже под углом 180°. Такая технология дает возможности крепить листы к обрешетке без проделывания отверстий в кровле, на фальц-листах промышленного изготовления не применяется.

Для фальцевой кровли промышленность выпускает специально прокатанный металл с заданным профилем, что намного ускоряет и упрощает процесс покрытия крыши. Кроме того, заводские профили имеют идеально ровные поверхности и одинаковые размеры, что значительно улучшает внешний вид покрытия. Готовые промышленные листы называются картинами или фальц-листами.

Есть два вида картин.

  1. Стартовые. Устанавливаются первыми с каждой стороны ската крыши, имеют только два шипа.
  2. Рядовые. Используются для основного покрытия, соединяются между собой в шип/паз.

Для закатывания фальцев применяется ручной инструмент или механические закаточные устройства. Ручная закатка дает возможность соединять не только прямые фальцы, но и элементы сложных конфигураций. Закаточная машинка дает отличный вид и качество соединения, но может использоваться только на прямых участках крыши.

Ширина панелей стандартизуется, длина выбирается заказчиком с учетом архитектурных особенностей стропильной системы и размеров крыши.

Эксплуатационные параметры фальцевой кровли

Фальцевые кровли не имеют широкого распространения среди застройщиков, чаще всего встречаются на эксклюзивных зданиях или приусадебных пристройках. Фальц дает возможность соединять между собой листы без использования традиционных метизов, что исключает образование на поверхности отверстий. Именно в этих местах быстрее всего происходит коррозия металла, особенно если резиновые прокладки потеряли свои первоначальные герметичные свойства.

Важное качество фальцевой кровли — отсутствие на поверхности элементов крепления (в частности поперечных соединений при создании кровельной карты любой длины), что исключает протечки

Монтировать такие кровли могут лишь профессионалы, имеющие большой опыт изготовления различных швов и полный комплект специальных инструментов и приспособлений. К преимуществам фальцевой кровли можно отнести следующие параметры.

  1. Небольшой вес. Масса квадратного метра покрытия не превышает 5–6 кг, данные колеблются в зависимости от толщины. Небольшой вес позволяет сооружать облегченную стропильную систему, что, учитывая высокую стоимость пиломатериалов, заметно понижает сметную стоимость кровельных работ.

    Еще один плюс фальцевой кровли — небольшой вес всей конструкции, в том числе обрешетки и иных элементов

  2. Минимальная цена. Для фальцевой кровли можно покупать рулонную тонколистовую сталь. Она считается сырьем изготовления металлической черепицы и металлопрофиля. Соответственно, рулонная непрофилированная сталь намного дешевле готовой продукции.

  3. Полное отсутствие отверстий исключает механические повреждения целостности картин. Именно в отверстиях быстро появляются коррозионные процессы. В дальнейшем здесь образуются протечки, крышу приходится менять или ремонтировать.

Как и все архитектурные элементы, фальцевые кровли имеют и свои недостатки.


Что касается остальных распространенных проблем (шумности, высокой теплопроводности, накоплению статического заряда), то они точно такие же, как и у металлической черепицы или профилированного кровельного листа.

Из каких металлов могут изготавливаться фальцевые кровли

Главное требование к металлам – они должны легко гнуться без образования микротрещин. Известно, что микротрещины постепенно расширяются, причина такого явления – усталость металла. Увеличение размеров микротрещин может становиться причиной появления протечек. По своим физическим характеристикам для фальцевой кровли пригодны следующие металлы.

Медь

Самый дорогой материал фальцевых кровель, применяется лишь на эксклюзивных домах, во время реконструкции исторических зданий и строительстве культовых сооружений. Со временем поверхность меди окисляется и покрывается тонкой защитной пленкой оригинального цветового решения – патиной. Это придает крышам особую престижность и совершенство.

Алюминий

Срок эксплуатации практически неограничен. Поверхность алюминия также покрывается тонким слоем окисла, который препятствует дальнейшему старению. Металл легко сгибается и вытягивается, что позволяет применить его на кровлях с очень сложной геометрией.

Цинк-титан

Специально адаптированный под строительные потребности сплав, характеризуется высокой коррозионной устойчивостью и красивым внешним видом. Имеет уникальное свойство самовосстановления – все небольшие царапины затягиваются. Металл может вытягиваться без ухудшения первоначальных физических свойств.

Оцинкованная сталь

Для ее изготовления применяются конструкционные стали, цинковое покрытие делается горячим методом. Такая технология изготовления увеличивает сроки эксплуатации кровли. Для дополнительной антикоррозионной защиты и улучшения дизайнерского вида поверхности могут покрываться полимерными красками.

Монтаж кликфальцевой кровли

Кликфальцевое соединение отличается от обыкновенного тем, что может герметично защелкиваться без использования специального оборудования и инструментов. Заводом предусмотрены уникальные профильные изгибы, дающие возможность ускорять процесс укладки кровельного материала.

В зависимости от типа кровли делается кровельный пирог. Для утепленных крыш это довольно сложное и дорогостоящее сооружение, холодные крыши ставить намного быстрее и проще.

Фальцевая кровля - самый надежный способ обустройства крыши. Фальцевый метод дает наиболее герметичное соединение металлических листов. Кроме того, металлическая кровля отличается красотой и долговечностью.

Фальц – это шов, при помощи которого листы металла соединяются друг с другом. Фальцевые соединения отличаются абсолютной герметичностью. Фальцевая крыша, благодаря данной технологии, является наиболее надежным и долговечным видом покрытия для дома. Данный факт признан и строительными специалистами, и простыми потребителями.

Преимущества фальцевой кровли

  • Главным преимуществом фальцевой кровли является ее герметичность, которая достигается устройством именно фальцевого шва. Особенность этого шва в том, технология монтажа фальцевой кровли не допускает наличия отверстий на полотне кровельного материала, и, соответственно, полностью исключает попадание влаги внутрь конструкции;
  • небольшая масса кровельных листов толщиной 0,5-0,6 мм значительно сокращает нагрузку на фундамент и стропильную систему строения;
  • гладкая плоскость способствует быстрому сходу дождя и снега, предохраняя кровлю от повреждения;
  • пожаробезопасность. Фальцевая кровля – металлическая, поэтому она не может гореть и плавиться;
  • долговечность. Если монтаж фальцевой кровли произведен качественно, срок ее службы достигает 60 и более лет.

Недостатки фальцевой кровли

  • Сложность монтажа. Фальцевая кровля своими руками может обустроена только при наличии навыка работы с металлом;
  • Необходимость сооружения громоотвода из-за способности кровли аккумулировать электрическое напряжение;
  • Высокие резонирующие свойства. Звук капель дождя достаточно ощутим, в связи с чем требуются меры по обустройству дополнительной шумоизоляции.

К недостаткам также можно отнести дороговизну кровли со специальным покрытием для придания более эстетичного вида строению, так как наиболее простая версия (оцинкованная сталь) выглядит не очень презентабельно.

Устройство фальцевой кровли

Для сооружения фальцевой кровли требуются листы металла, подготовленные для монтажа особым образом. Называются они «картины», и представляют из себя полотно с загнутыми краями, служащими основой для фальца (шва). Для крепления металла на крыше используется кляммер для фальцевой кровли. Эти элементы фальцевой кровли можно приобрести в магазине или сделать самим при наличии специального устройства.

При обустройстве фальцевой кровли монтаж может производиться в разных вариантах. Фальцы располагают не только вертикально (наиболее распространенный вид), но и горизонтально. Сами швы также имеют несколько разновидностей.

Стоячий одинарный фальц самый простой. Загнутый край (загиб) одной картины (листа) надевают на изгиб соседней картины и крепят к обрешетке кляммером.

Стоячий двойной фальц является более герметичным, так как в этом случае делается двойной загиб.

Лежачий одинарный фальц является примером горизонтального варианта расположения и используется достаточно редко ввиду слабой надежности. Для того, чтобы не нужно было делать горизонтальные фальцы, в настоящее время применяют не листовой, а рулонный металл.

Лежачий двойной фальц предполагает наличие загиба из двух витков. Такая технология фальцевой кровли обеспечивает большую герметичность, нежели одинарная.

Фальцевая кровля монтируется вручную или при помощи электромеханической закаточной машинки.

Как сделать фальцевое соединение своими руками, смотрите в видео:

Кликфальц. Чтоб ускорить монтаж фальцевой кровли, используют так называемую самозащелкивающуюся кровлю – кликфальц. Самозащелкивающаяся фальцевая кровля не требует применения каких-либо специальных инструментов. Она устроена так, что кромки картин сцепляются между собой в замок легким нажатием.

Поскольку качественный монтаж и ремонт фальцевой кровли вручную может осуществить только специалист-кровельщик, то самозащелкивающаяся фальцевая кровля – настоящая находка для тех, кто остановил свой выбор на кровле этого типа.

Материалы для металлической фальцевой кровли

Один из самых популярных металлов для фальцевой кровли – оцинкованная или покрытая полимером сталь. Долговечность, устойчивость к коррозии, приемлемая цена – таковы ее характеристики.

Оцинкованная фальцевая кровля со временем покрывается пятнами и поэтому требует периодического подкрашивания.

Альтернативный вариант – сталь с полимерным покрытием. Следует учитывать, что разные покрытия выполняют разные функции. Одни предотвращают негативное воздействие природных явлений (например, пурал), другие – повышают прочность (пластизол). Полимерные покрытия имеют богатую цветовую гамму, что немаловажно с эстетической точки зрения.

Фальцевая кровля из меди выглядит очень красиво. Основное ее достоинство – на ней не могут жить никакие микроорганизмы, в том числе мох. Медь под действием окружающей среды покрывается патиной – слоем окислов зеленого цвета, который делает кровлю еще красивее. Именно из-за окисного слоя не рекомендуется комбинировать этот металл с другими. Медь, как относительно мягкий материал, требует особо бережного обращения, тем более что стоимость ее достаточно высокая.

Монтаж медной фальцевой кровли проще, чем любой другой. Пластичность данного материала позволяет создавать покрытие на крыше практически любой конфигурации.

Цинковая фальцевая кровля постепенно становится серебристо-серой, что придает ей великолепие. Ее покрывают карбонатом цинка – специальным защитным слоем. Однако, из-за небольшого срока службы (50 лет), в настоящее время цинковую кровлю в Европе не используют.

Алюминиевая фальцевая кровля отличается устойчивостью к коррозии, долговечна (срок службы более 100 лет), имеет красивый блеск и небольшой вес. Недостатком алюминиевой кровли является зависимость от перепадов температуры. Особенностью монтажа такой кровли является использование плавающих кляммеров и оцинкованных саморезов.

Цинк-титан – крепкий сплав, делающий кровлю прочной и одновременно пластичной. Он очень привлекателен с дизайнерской точки зрения – великолепие придает благородная патина.

Титано-цинково-медный сплав обладает высокой степенью пластичности, что значительно облегчает процесс придания металлу рисунка (профилирование).

Алюцинк – уникальный сплав алюминия и цинка, которым покрывают стальные картины с целью их защиты от коррозии.

В условиях повышенных влажности и температуры, а также в местностях со сложной экологией рекомендуется устанавливать фальцевые картины со специальным пураловым покрытием. Пурал – это полимер, отлично защищающий кровлю от воздействия морского воздуха, кислотных дождей и жаркого солнца.

Следует отметить, что такие дорогостоящие материалы, как медь и цинк-титан требуют повышенной осторожности при монтаже фальцевой кровли. Бережное обращение на стадии установки значительно продлит срок эксплуатации крыши.

Виды фальцевой кровли

Существует два вида фальцевой кровли – литая и рулонная.

Литую (листовую) фальцевую кровлю без поперечных швов можно смонтировать своими руками без применения специальных кровельных инструментов. Цельная и прочная, такая кровля фальцевая давно получила признание в России.

Рулонная технология производства фальцевой кровли получила такое название потому, что кровельные картины изготавливаются из металла, свернутого в рулон. На фальцепрокатном станке прямо на строительной площадке формируется картина нужной длины с двойным фальцем.

Наибольшей популярностью и в России, и за рубежом пользуется продукция финской компании по производству фальцевой кровли с самозащелкивающимися фальцами Ruukki.

Другой знаменитый бренд – фальцевая кровля Grand Line. Компания Гранд лайн – один из крупнейших в России производителей материалов для коттеджного и малоэтажного строительства. На заводах компании производится два вида фальцевой кровли – Кликфальц и двойной стоячий. Широкая палитра цветов и различные виды полимерных покрытий дают возможность создать крышу-шедевр.

Технологии монтажа

Технология монтажа кровли зависит от того, теплый или холодный чердак в проекте. Мы рассмотрим вариант мансардной утепленной крыши с фальцевой кровлей. Наиболее надежным считается кровельный пирог с разнесенным вентзазором и антиоксидантной пленкой.

Стропильная система из бруса служит основанием подкровли. Для поддержки утеплителя строится разреженная обрешетка, а над слоем утеплителя должен находиться воздушный зазор и ветробарьер (супердиффузная мембрана). Далее — сплошная обрешетка, гидробарьер (антиоксидантная пленка). Заключительный этап – фальцевое покрытие.

Важно! Перед укладкой изоляционных материалов следует внимательно изучить инструкцию. Каждая из сторон этих материалов выполняет определенную функцию, и их неправильный монтаж может привести к обратному результату.

До начала возведения обрешетки для фальцевой кровли следует смонтировать карнизный пол и обшить фронтонные свесы. Данную конструкцию необходимо прикрепить к стропилам, для чего используются болты и гвозди. Обрешетка должна выдерживать нагрузки, создаваемые кровельным материалом и быть максимально ровной.

Обрешетка под фальцевую кровлю может быть изготовлена из доски, деревянного бруса или стального профиля. Шаг обрешетки под фальцевую кровлю составляет 20-25 см. При таком устройстве обрешетки металл не подвергается деформации, значительно сокращается степень резонирования. Для медной фальцевой кровли, которая имеет наибольший вес, обрешетка делается сплошной.

При монтаже фальцевой кровли следует учитывать угол ската крыши. От его размера зависит вид фальца, который обеспечит наивысшее качество покрытия. Минимальный уклон для фальцевой кровли – 3 градуса. Такой угол наклона требует установки двойного вертикального фальца и дополнительного обезвоживающего слоя. Чем больше уклон ската, тем меньше вероятность застоя воды на крыше.

Для минимизации лавинного схода снега требуются кровельные ограждения. Помимо этого, установка ограждений для фальцевой кровли необходима для безопасной работы строителей, производящих монтаж или ремонт крыши. Существуют специальные инструкции, исполнение которых поможет избежать неприятностей в ходе строительства и эксплуатации кровли.

Кровельный инструмент

Для изготовления и монтажа фальцевой кровли существует специальное оборудование.

Предварительно можно изготовить картины с помощью фальцепрокатного станка.

Для получения фальцевого соединения прямо на крыше применяют инструмент для фальцевой кровли двух видов.

Для ручной (механической) закатки фальца используется оборудование в виде набора, состоящего из клещей с двумя закрывающими фальцы рамками.

Фальцезакаточная машинка – тип электрического оборудования. Использование такой машинки значительно увеличивает скорость монтажа крыши и исключает физическую нагрузку кровельщика.

Внешний вид фальцевой кровли очень эстетичен и красив. При условии учета всех рекомендаций можно выстроить конструкцию, которая на протяжении многих лет будет радовать глаз и создавать самые комфортные условия для проживания.

Территория России характеризуется суровыми климатическими условиями, в которых преобладает холод и высокая влажность. Это объясняет высокий спрос на металлическую кровлю жителей страны. Именно кровельную сталь можно назвать идеальной защитой строения от воздействия различных атмосферных явлений. Фальцевая кровля считается одной из актуальных технологий, благодаря которой стыки металлических листов получаются полностью герметичными.

Устройство фальцевой кровли

Фальцем называют особый вид соединения листов металла, что послужило основой для названия крыши. Фальцевое соединение - это специальный шов, создаваемый самозащелкивающейся кромкой. Наиболее популярны вертикально расположенные фальцы, но также встречаются горизонтальные соединения.

Специалисты по кровельным работам выделяют несколько видов фальцевой кровли:

  • Стоячие одинарные фальцы. Они выполнены в виде одинарного гребня вдоль кромки металлического листа. Для соединения гребни листов надевают один на другой и фиксируют на обрешетке посредством кляммеров.
  • Стоячие двойные фальцы получаются в результате двойного загиба, выступающего над поверхностью кровельного листа. Вертикальный двойной фальц кровли гарантирует герметичность соединения.
  • Лежачие одинарные фальцы формируются посредством одинарного загиба кромок листа.
  • Лежачие двойные фальцы формируются в результате двойного загиба кромок листа.
  • Кликфальцы - это элементы самозащелкивающейся фальцевой кровли. Такой вид предполагает наличие декоративного загиба с одной стороны и подпружиненного кликфальца с другой стороны. Монтаж кровельного покрытия выполняется проще и быстрее, так как достаточно защелкнуть кромку листа на предыдущем элементе.


Строительством и ремонтом фальцевой кровли может заниматься только опытный кровельщик, так как процесс требует много терпения и сил. С появлением самозащелкивающейся технологии фальц кровля стала более доступной для ценителей эстетики и высокого качества.

Виды металла для изготовления рулонной фальцевой кровли

Качественные и эксплуатационные характеристики фальцевой кровли определяются материалом для фальцевой кровли.

Современные производители предлагают несколько вариантов:

  • Стальные листы . Для стали легированной цинком характерны высокие гидроизоляционные и противокоррозионные свойства. Для усиления этих качеств поверхность листа покрывают полимером, который придает цвет и защищает от повреждения гальванический слой. Незащищенная оцинкованная сталь стоит дешевле, но чаще требует выполнения ремонтных работ.
  • Рулонная или листовая медь . Этот материал характеризуется привлекательностью и долговечностью. Встречается гладкая и фактурная медная кровля или подобная металлочерепице. Для меди характерно отсутствие окислительной реакции при соединении с водой, стоимость такого покрытия достаточно высокая, но она окупается благодаря декоративному потенциалу. Выбирая медь для фальцевой кровли стоит учитывать, что по технологии крепежные элементы и фурнитура также должны быть медными.
  • Сплав цинк-титан . Для самостоятельного изготовления фальцевой кровли этот сплав используется очень редко. Объясняется это хрупкой структурой, которая способна деформироваться при малейшем повреждении. Работать с материалом рекомендуется только при наличии специальных инструментов при температуре не ниже -5 0 С. Среди достоинств особое внимание привлекает долгий эксплуатационный период и отличная устойчивость к коррозии.


Листовой металл с загнутыми кромками для фальцевого соединения называется картиной. Помимо этого производят рулонные материалы, они чаще всего уже готовы к укладке, достаточно нарезать их на определенные отрезки и зафиксировать на обрешетке.

Медные и титан-цинковые покрытия требуют осторожного обращения, чтобы не допустить повреждения дорогостоящего материала. Не рекомендуется также наступать на покрытие, царапать его или бросать. Аккуратное обращение способствует продлению срока службы фальцевой кровли.

Основные преимущества

Главным достоинством фальцевой технологии является возможность эксплуатации в условиях суровой зимы, которые преобладают на территории России.

Помимо этого скатная фальцевая кровля обладает следующими преимуществами:

  • Защита высокого уровня от проникновения влаги. Сквозь такой шов вода не имеет возможности проникать под кровельное покрытие. Фальцевая технология подразумевает отсутствие сквозных отверстий.
  • Незначительный вес. Толщина листов не превышает 0,6 мм, что способствует снижению нагрузки на стропильную систему и фундамент строения.
  • Гладкая поверхность. Скаты крыши фальцевого типа имеют гладкую поверхность, по которой дождевая вода и снежная масса скатываются без препятствий, не нагружая кровлю и не допуская ее деформации.
  • Длительный период эксплуатации. Качественно выполненный монтаж и правильная эксплуатация, соответствующая инструкции от производителя, продлевают срок службы фальцевой кровли до 50-60 лет.
  • Устойчивость к возгоранию. Металл не способен гореть, поддерживать горение или плавиться.


Остановив свой выбор на крыше фальц, следует тщательно изучить все характеристики материала. Особое внимание необходимо обратить на высокую теплопроводность и резонирующие свойства металла. Решение проблемы заключается в использовании качественной теплоизоляции и шумоизоляции. Способность металла накапливать статическое электричество требует обязательной установки громоотводов.

Монтаж скатной кровли с двойным фальцем

Самостоятельно выполнить монтаж или ремонт фальцевой кровли удается не всем, чаще всего эту работу передают опытным кровельщикам.

В целом укладка такой кровли проводится по следующей схеме:

  • На стропильные ноги прибивают элементы обрешетки, выдерживая шаг 20-25 см, для медной кровли обрешетка должна быть сплошной.
  • Также в состав фальцевой кровли входят теплоизоляционный и гидроизоляционный слой. На этом же этапе деревянные элементы каркаса обрабатывают антисептическими средствами.
  • Далее переходят к изготовлению картин, используя листы или рулонный материал. Режут металл специальными ножницами или болгаркой. Кромки загибают в соответствии с выбранным видом фальца.
  • Готовые картины поднимают наверх и закрепляют на обрешетке, используя кляммеры. При укладке материала на скат, длина которого превышает 10 метров, пользуются подвижными кляммерами. Это компенсирует изменение размеров металла под воздействием меняющейся температуры.
  • Соединение листов выполняют специальным инструментом для фальцевой кровли - фальцезакаточной машинкой. Эта полуавтоматическая или автоматическая модель позволяет ускорить процесс укладки. Можно монтажа фальца взять ручной гиб и пассатижи, но в этом случае процесс может затянуться надолго. Гидроизоляцию выполняют силиконовым герметиком.
  • В определенном месте ската делают отверстия для дымоходной трубы или вентиляции, которые в обязательном порядке необходимо защитить от попадания влаги фартуками из оцинкованной стали или проходками.


Монтаж рулонной фальцевой кровли не только упрощает процесс, но и позволяет сократить время на его выполнение. Из рулонов можно нарезать полосы, соответствующие длине ската. При этом полностью исключаются горизонтальные соединения, что сводит к минимуму риск возникновения протечек и увеличивает срок службы кровельного материала.

Фальцевым соединением называется неразъемное, но и не жесткое, соединение встык тонких металлических полотен. Слово «фальц» происходит от немецкого «Falz» и переводится как «паз, желоб».

Наибольшее распространение такой вид соединения получил в кровельном деле. Дело в том, что при стыковки листов металла приходится решать вопросы, связанные с их термическим расширением.

Изменение геометрических размеров при температурных перепадах не позволяет реализовать жесткое герметичное соединение. В месте стыковки возникает напряжение материала, приводящее к существенной его деформации. Именно поэтому наилучшим способом сопряжения выступает фальцевое соединение.

При фальцовке производится соединение двух кровельных элементов, кромки которых предварительно обрабатываются с тем расчетом, чтобы при их сведении можно было получить фиксирующий шов (рис. 1).

Фальцевые швы бывают трех видов:

  • лежачий;
  • стоячий;
  • угловой.

Конструктивно швы делятся на две группы:

  • одинарные;
  • двойные (разновидность - реечные фальцы).

При соединении торцевых краев кровельных листов, идущих поперек ската, используют лежачий вид фальца (рис. 2), а для боковых кромок, которые направлены параллельно скату крыши - стоячий.

Лежачие фальцы считаются не вполне надежными, поэтому применяются все реже. К тому же, рулонный кровельный материал можно разрезать на всю длину ската, что устраняет необходимость в поперечном соединении. Но, поскольку такой вид фальца окончательно не изжил себя, рассмотрим его конструктивные особенности.

Фальцевая кромка лежачего типа производится так (рис.3):

а) укладывают полотно на край стола для разметки, обитого по торцам уголком. Затем наносят черту по линии отгиба кровельного листа. Ширина отгиба зависит от толщины листа - чем тоньше жесть, тем меньше отгиб;

б) деревянной киянкой или резиновым молотком выполняют аккуратный отгиб;

в) обязательно обеспечивают перпендикулярность отгиба;

д) кромки двух полотен соединяют в замок, который поджимается киянкой;

е) посредством молотка и бруска из металла подсекают верхнее полотно так, чтобы не замять фальцевый шов.

Стоячий фальц

Одинарный

Такой вид фальца отличается самой простой конструкцией. Его применяют на кровлях с большим уклоном (не менее 10°).

Порядок монтажа одинарного стоячего фальца:

1) со стороны меньшей кромки плотно прижать скребок к высокой кромке. Подстроить высоту скребка до совпадения с меньшей кромкой. Загнуть высокую кромку к поверхности скребка киянкой. Убрать гребнегиб.

2) закрыть низкий отгиб фальца высоким.

3) поджать фальц с помошью молотка и бруска гребнегиба, который плотно прижимается к тыльной стороне фальцевого соединения (рис. 4).

Двойной

По сравнению с одинарным фальцем, двойной шов более надежен. Его изготовление вручную может вызвать трудности, но, если вы используете специальные инструменты, например, закаточные машины (рис. 5), то вполне справитесь с этой работой.

Также значительно облегчают работу гибочные станки, с помощью которых можно быстро и легко загнуть кромку для придания ей необходимого профиля. Двойной стоячий фальц - это самый применяемый метод для стыковки двух соседних полотен кровли. А фальцевая кровля - один из самых распространенных видов кровельного покрытия.

Изготовление этого фальцевого соединения начинают с создания углового стоячего фальца, после чего его загибают вниз на 90°. Для компенсации температурных деформаций в основании фальцевой конструкции оставляют зазор шириной от 3 до 5 мм.

Так как для получения двойного профиля приходится увеличить число рабочих операций, то, соответственно, увеличивается и время монтажа кровельного покрытия. Но эти неудобства сполна компенсируются надежностью основательно закрытого фальца - ведь он обеспечивает герметичную целостность вашей кровли во время выпадения осадков.

Однако, от застоя воды на крыше не спасет даже такой прочный стык, поэтому использование двойного стоячего фальца допустимо лишь на кровлях, имеющих уклон 10° и выше. Считается, что делу может помочь специальный уплотнитель - лента, которую вставляют в фальц перед тем, как его начнут обжимать закаточной машиной.

Реечный

Этот тип соединения кровельных листов более характерен для европейского домостроения, хотя, в последнее время, реечный фальц (рис. 6) набирает популярность и у российских кровельщиков.

Реечный фальц по своей сути напоминает двойной вертикальный, но, в отличие от него, имеет более широкую стыковочную кромку за счет использования деревянного бруска.

Подогнутые части кровельных листов поднимаются по бокам бруска и крепятся либо здесь же (бельгийский вариант), либо на поверхности бруска (немецкий вариант). Особенность применения такого фальцевого соединения заключается в том, что его можно использовать только на крышах с уклоном более 3°, иначе накопившаяся на поверхности вода проникнет в подкровельные конструкции.

Угловой

Благодаря объему и отбрасываемой им тени, это фальцевое соединение выглядит вполне нарядно, из-за чего традиционно используется для отделки больших и хорошо обозреваемых поверхностей. Он типичен для монтажа крыш с большим уклоном. Фиксация фальца происходит всего за одно действие. Особенность конструкции углового фальца не дает возникать напряжению в металле, а значит, деформации поверхности кровли сведены к минимуму.

Российскими специалистами разработана уникальная схема крепления шва - самозащелкивающийся фальц (рис. 7). Это изобретение превосходит по технологичности все зарубежные аналоги. Применение «защелки» экономит время монтажа кровли и не нуждается в специальном фальцующем оборудовании.

На кровельном полотне имеются два фигурных профиля, выполненные таким образом, что один из них выступает в качестве основания защелки, а второй играет роль ее крышки. Профиль с крышкой защелки одного полотна защелкивается на профиле основания другого полотна простым нажатием сверху. Таким образом формируется прочный и надежный фальцевый замок. На защелкивание системы замков вы потратите всего несколько секунд. А это означает заметное сокращение времени, необходимого на монтаж всей кровли.

К достоинствам фальца–«защелки» относятся:

  • водонепроницаемость замкового соединения: не нужна дополнительная герметизация;
  • простота сборки и разборки кровельных листов: не нужны профессиональные навыки, и можно обойтись без специального инструмента;
  • единая панель на весь скат кровли, без дополнительных стыков;
  • нечувствительность к термическим расширениям металла, что исключает деформацию кровельных полотен;
  • доступная цена кровельного материала и монтажных работ;
  • скорость в установке кровли;
  • особая прочность соединения.

Фальцевая кровля невероятно популярна в малоэтажном строительстве. Ее признают одновременно простой, надежной и качественной конструкцией. Немаловажную роль играет и доступная цена. Если вы владелец частного дома, - возможно, это был и ваш выбор. Мы будем признательны за ваш рассказ о том, каким способом вы крыли крышу, и какой вид фланцевого соединения использовали при ее монтаже.

К атегория: Вентиляционные работы

Изготовление фальцевых соединений

При изготовлении воздуховодов и их деталей из металлических листов толщиной до 1,5 мм наиболее распространенным способом соединения до настоящего времени остается фальце-вый шов, хотя по мере совершенствования способов сварки тонколистового металла область применения фальцевых соединений будет, по-видимому, постепенно суживаться.

В свое время при ручном изготовлении воздуховодов широко применялся двойной фальц, обеспечивающий более высокую плотность соединения по сравнению с одинарным. После механизации большинства операций по изготовлению фальцев и благодаря использованию отсечки, препятствующей смещению частей замка по отношению друг к другу, двойной фальц стали применять крайне редко. Одновременно вышли из употребления фальцевые замки в конструкциях поперечных соединений звеньев воздуховодов между собой, которые были заменены простой отбортовкой края звена на зеркало фланца из угловой или полосовой стали. Наряду с этим появились фальцевые соединения: угловые фальцы с отсечкой, угловые фальцы с просечными защелками и соединительные рейки, широко используемые при изготовлении фасонных частей воздуховодов.

Таким образом, из числа фальцевых соединений металлических листов наиболее распространенными являются продольные соединения в виде одинарного лежачего фальца с двойной отсечкой и угловые фальцы с отсечкой или просечными защелками. Эти соединения при тщательном выполнении отвечают основному требованию - высокой плотности соединения, не допускающей утечек или подсосов воздуха в вентиляционных системах.

Фальцевые соединения вручную изготовляют на деревянных верстаках, в длинный край которых врезается впотай полоса равнобокого уголка 50X6 мм. Первая операция при изготовлении продольного фальца - прочерчивание на листе чертилкой линии отгиба борта, которая должна совпадать с вертикальной плоскостью уголка, врезанного в верстак. Совмещение линии отгиба с краем верстака фиксируется на концах листов ударами кровельного молотка массой 0,4-1,2 кг, в результате чего лист по концам отгибается вниз. Затем ударами деревянной киянки, изготовленной из твердых пород дерева, отгибается весь борт по прочерченной линии.

Рис. 1. Основные типы фальцевых соединений, изготовляемых вручную
а -одинарный стоячий фальц; б - двойной стоячий; в - одинарный лежачий с двойной отсечкой; г - двойной лежачий; д - одинарный угловой; е - комбинированный угловой

Рис. 2. Примеры фальцевых соединений, изготовляемых с помощью механизмов
а -угловой фальц с отсечкой; б - угловой фальц с просечными защелками; в - соединительная рейка

Рис. 3. Изготовление лежачих фальцев вручную (последовательность операций)

Последовательность операций изготовления лежачего фальцевого соединения показана на рис. 3. Как видно из рисунка, на первом листе металла элементы замка одинарного фальца выполняются за четыре операции, а двойного фальца - за восемь операций. Соединение двух малых бортов в одинарный фальц и большого борта с малым в двойной фальц называют обжимкой или осадкой фальца. Оно выполняется за три операции, причем в десятой и одиннадцатой операциях с двух сторон фальцевого соединения образуются отсечки. Возможна осадка фальца и с помощью специальной оправки. Изготовление поперечных фальцевых соединений на плоских поверхностях вручную ничем не отличается от продольных соединений.

Более сложно образовать поперечное фальцевое соединение по краю цилиндрической поверхности. Для придания такому соединению повышенной жесткости фальц предпочитают делать стоячим, хотя он и менее герметичен, чем лежачий. Последовательность операций изготовления поперечного фальцевого соединения на цилиндрической поверхности показана на рис. IV.4. По краю одной трубы отгибают большой борт, по краю другой-малый. Предварительная операция образования воронки до полного отгиба борта необходима во избежание разрыва кромки металла, что наблюдается при отгибе борта сразу без постепенной вытяжки металла во время образования воронки. Таким образом, отгиб борта осуществляется за две операции, причем большой борт по тем же соображениям выполняют за несколько поворотов трубы. После образования большого борта его превращают в стакан ударами кровельного молотка на конце оправки, укрепленной на верстаке в виде консоли (обычно из куска рельса, имеющего головку округлой формы). Стоячий фальц путем постепенной обжимки большого борта вокруг малого также выполняют за несколько поворотов трубы.

Рис. 4. Изготовление одинарного поперечного фальца на цилиндрической поверхности вручную (последовательность операций)
I - образование воронки; II - отгиб борта; III - образование стакана; IV - обжимка большого борта вокруг малого; 1 - брусок; 2 - линия перегиба; 3 - фальц; 4 - стакан; 5 - малый борт; 6 - большой борт

Рис. IV.5. Последовательность образования лежачего фальца (а), соединительной рейки на фальцепрокатных механизмах (б) и углового фальца с просечной защелкой (в)

Механизированное изготовление фальцевых соединений металлических листов возможно двумя способами: образованием элементов фальцевого замка под давлением с помощью пресса и специальных штампов или прокаткой этих элементов на специальных механизмах. В монтажных организациях СССР применяется только второй способ образования фальцев разных форм, для чего созданы специальные фальцепрокатные и отбортовочные механизмы. Их устройство и принцип действия описаны в специальном курсе «Станки и механизмы для производства санитарно-технических и вентиляционных работ».

Элементы фальцевого замка на фальцепрокатных механизмах образуются путем протяжки металлического листа между несколькими парами роликов, которые отгибают кромку листа, последовательно придавая ей необходимую форму. Благодаря этому деформация (вытяжка) листового металла происходит без разрывов и трещин, несмотря на весьма значительные по сравнению с ручным способом силы, действующие на него. При этом скорость выполнения операций просто несравнима и на современных механизмах достигает 10 м фальца в 1 мин.

На рис. 5 показана последовательность образования лежачего и углового фальцев для соединения с просечной защелкой и рейки на механизме СТД-16 - последней модели отечественных фальцепрокатных механизмов.

Этот механизм комплектуется следующими сменными рабочими роликами:
1) для образования лежачего фальца с двойной отсечкой;
2) для одновременного образования элементов лежачего фальца на обеих кромках воздуховода круглого сечения;
3) для образования углового фальца;
4) для изготовления реек.

В отличие от ручного способа, при механизированном изготовлении размеры элементов фальцевых швов строго регламентированы для каждой толщины металлического листа, как показано на профилях углового фальца с отсечкой и соединительной рейки на рис. 7.

Рис. 7. Односторонняя зиг-машина ВМС-76

Порядок работы на механизме СТД-16 следующий. Устанавливают профилирующие ролики в соответствии с необходимой формой фальца или рейки, регулируют положение роликов в зависимости от толщины обрабатываемого листа (путем регулирования усилия пакетов тарельчатых пружин) и включают электродвигатель. При прокатке лежачего фальца на обечайке воздуховода обе ее кромки заводят одновременно в обе группы профилирующих роликов. При прокатке углового фальца или рейки лист подается с одной стороны механизма. По окончании прокатки выключают электродвигатель и снимают обработанную деталь. На рис. 1V.6 показан один из моментов работы на фаль-цепрокатном механизме.

При образовании фальцев наиболее массовой является первая операция - отгиб борта. Все фальцепрокатные механизмы выполняют эту операцию только по прямой линии, поэтому-для отгиба борта на деталях криволинейной формы (для поперечных фальцевых и реечных соединений) созданы механизмы ВМС-53 и СТД-13, отличающиеся тем, что механизм СТД-13 оснащен дополнительным узлом для образования углового фаль-цевого соединения с защелкой на отводах прямоугольного сечения.

Наиболее универсальными являются приводные зиг-машины, позволяющие механизировать процесс образования поперечного фальцевого соединения на деталях воздуховодов круглого сечения, а также применяемые для образования зигов, раструбов, гофров и отгиба бортов. Кроме того, мощность приводных зиг-машин позволяет выполнять поперечное соединение элементов воздуховодов, офланцовку звеньев воздуховодов и другие операции на концах патрубков воздуховодов. Однако для выполнения каждой из перечисленных разнообразных операций требуется смена рабочих органов зиг-машины - роликов соответствующего профиля. При массовом поточном производстве деталей воздуховодов частая смена рабочих органов машины неприемлема, а использование универсальной машины в технологическом потоке для одной операции неэкономично. Этим и объясняется относительно небольшое применение зиг-машин в современных крупных заготовительных предприятиях. Кроме того, по характеру технологических операций, выполняемых зиг-маши-нами, для них требуются, как правило, специальные устройства для поддержания обрабатываемой на зиг-машине детали с противоположного конца.

Рис. 6. Прокатка фальца на обечайке воздуховода на фальцепрокат-иом механизме ФП-3

Наиболее совершенными являются отечественные зиг-машины универсального типа ВМС-76 или ВМС-77. В отличие от ВМС-76, зиг-машина ВМС-77 имеет второй хобот, который крепится к тому же корпусу взамен снятого кожуха. Оба хобота механизма ВМС-77 взаимозаменяемы.

Следует помнить, что по условиям техники безопасности на зиг-машинах не разрешается работать одновременно с двух сторон механизма. Для фальцепрокатных механизмов важнейшее требование техники безопасности - не касаться руками вращающихся частей механизма, не допускать захвата руками прокатываемой заготовки на расстоянии менее 200 мм от первой пары роликов и работать обязательно в рукавицах.



- Изготовление фальцевых соединений

Загрузка...