electricschool.ru

Нравственный облик мусульманина. Нравственность в Исламе. Что такое ахляк? Литература для самостоятельного изучения

Самый лучший пример того, как нужно проявлять деликатность, – это Пророк (мир ему и благословение), а также его сподвижники, табиины и т. д. – лучшие представители этой уммы. Рассказывается, что однажды Хасан и Хусейн (да будет доволен ими Аллах), внуки Пророка (мир ему и благословение), увидели человека, который не очень тщательно совершал омовение. Из-за своей благовоспитанности они не могли ему сказать: «Ты ужасно совершаешь омовение, ты неправильно совершаешь омовение». Они решили сделать это очень красиво. Внуки Пророка (мир ему и благословение) подошли к этому человеку, а он был в возрасте, и сказали ему: вот мы спорим, кто из нас лучше совершает омовение. Хасан (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я говорю, что я совершаю омовение так, как его совершал Пророк (мир ему и благословение), а он говорит, что он совершает так, как совершал Пророк (мир ему и благословение). Мы хотим, чтобы ты посмотрел, как мы совершаем омовение, и сказал, кто из нас лучше его совершает». И Хасан (да будет доволен им Аллах) совершил омовение – он сделал это красиво, так как видел, как это делал сам Пророк (мир ему и благословение); затем Хусейн (да будет доволен им Аллах) приступил к омовению и сделал его не хуже брата. Завершив омовение, они спросили: «Теперь скажи, кто из нас лучше совершил омовение?» Этот старец был очень удивлён и сказал: «Клянусь Аллахом, я не умею совершать омовение так, как вы». Таким образом, этот человек понял, что он делал омовение не так, как его нужно делать, и исправился.

Во времена Пророка (мир ему и благословение), арабы были дремучим, диким народом. Однажды, когда Пророк (мир ему и благословение) сидел в мечети вместе со своими сподвижниками, какой-то бедуин забежал в мечеть, подошёл к углу мечети и начал мочиться. Возмущённые асхабы Пророка (мир ему и благословение) встали, чтобы остановить этого человека, наказать его, но Пророк (мир ему и благословение) запретил это делать и сказал: пускай закончит. Когда этот человек закончил, его привели к Пророку (мир ему и благословение), и Пророк (мир ему и благословение) объяснил ему, что такое мечеть и что здесь этого делать не подобает. И так красиво всё это объяснил, что этот человек, будучи поражён поведением Пророка (мир ему и благословение) и его словами, принял Ислам.

Когда ещё не был предписан азан, Умар ибн Хаттаб (да будет доволен им Аллах) и ещё один сподвижник Зайд ибн Сабит (да будет доволен им Аллах) увидели во сне азан, услышали, как он звучит. Они пришли к Пророку (мир ему и благословение) и рассказали ему сон. Пророк (мир ему и благословение) сказал им: «Воистину это правдивый сон». И сказал Зайду ибн Сабиту: «У Биляла более протяжный голос, скажи, чтобы Билял читал азан». Пророк (мир ему и благословение) сказал так, потому что не хотел его обидеть. Ведь может быть, что Зайд ибн Сабит сам хотел призывать к намазу. И Пророк (мир ему и благословение), сказав, что этот сон – истина, заметил, что у Биляла голос протяжней и громче, поэтому «поручи ему читать азан».

Лучшие представители нашей уммы, имамы, муджтахиды, такие как имам Абу Ханифа, тоже очень искусно умели подобрать время, место и подходящий случай для произнесения самого нужного слова, чтобы коренным образом поменять человека. Прямо по соседству с Абу Ханифой жил молодой человек, который употреблял алкоголь; он часто пил всю ночь, распевал песни и шумел, даже когда Абу Ханифа вставал на утренний намаз. Его поведение доставляло имаму неудобство, раздражало, но тем не менее Абу Ханифа ждал подходящего момента, подходящего случая, чтобы нанести «удар» в хорошем смысле этого слова. Однажды Абу Ханифа встал на утренний намаз и не услышал никаких звуков от соседа – не было слышно пьяного пения. Абу Ханифа стал интересоваться, что с этим человеком, и ему сказали, что его задержали. Вы знаете, что во времена Халифата за пьянство наказывали. Абу Ханифа тут же поторопился в то место, где его задержали, нашёл тех людей и попросил его освободить. А надо заметить, что, когда этот юноша напивался и пел, то, как бы причитая и скорбя, говорил: «Они такому парню дали пропасть, они меня погубили! » Так часто бывает: когда видишь пьяного человека, он винит в своём состоянии кого угодно, но только не себя. И вот Абу Ханифа пошёл за этим человеком, попросил его освободить, вывел оттуда, посадил на своё животное позади себя; и пока они добирались до дома, Абу Ханифа ни единого слова не проронил. Только когда они добрались до дома, Абу Ханифа ему сказал: «А теперь мы дали тебе пропасть, а сейчас мы тебя погубили?» И этот юноша, будучи пристыжённым этими словами, увидев всю заботу Абу Ханифы, заботу своего соседа, осознав, насколько он о нём заботится и не хочет дать ему пропасть, опустил голову и сказал: «Валлахи, я больше никогда не буду употреблять алкоголь, я больше никогда к этому греху не вернусь». Именно этого слова, этого момента Абу Ханифа дожидался.

Не секрет, что у многих из нас есть родственники, которые «употребляют». Причём часто бывает, что в душе своей это очень благородные люди, очень добрые, у них есть прекрасные черты характера, которые себя почти не проявляют и как будто ждут своего момента. Поэтому нам нужно вооружиться этим принципом, найти подходящий момент, подходящий случай и сказать очень тёплые, не грубые слова – подходящие слова, и этого будет достаточно. Можно в неподходящий момент говорить целый час, и это не принесёт пользу, но можно сказать в один момент два-три слова, и этого будет достаточно.

Однажды к Пророку (мир ему и благословение) пришёл один из мекканцев-мушриков. Это было время, когда сподвижников становилось больше, и многобожники не знали, как остановить Пророка (мир ему и благословение); они применяли разные способы унижения, издевались и насмехались, но в один момент решили действовать другим методом: попробовать что-то предложить Посланнику Аллаха (мир ему и благословение), чтобы он отказался от призыва к Всевышнему. И мекканец Абульвалид, уважаемый человек среди мекканцев, отправился к Пророку (мир ему и благословение) и сказал: «О Мухаммад, я хочу тебе кое-что предложить. Выслушаешь ли ты меня? » Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Хорошо, Абульвалид, я тебя слушаю ». И тогда Абульвалид стал ему предлагать: «Если ты своим призывом преследуешь цель обрести богатство, мы тебе дадим богатство – соберём тебе имущество и ты будешь самым богатым; если ты хочешь власти, мы тебе дадим власть – поставим тебя предводителем среди нас, и без тебя ни одно решение не будет принято, ты будешь править нами; если ты болен, если тебя навещают какие-то видения и ты от этого страдаешь, мы найдём для тебя самого лучшего лекаря, который тебя вылечит ». Посланник (мир ему и благословение), слыша эти унизительные слова, не прервал его, не сказал: «Что ты говоришь?! Что ты болтаешь?! Что ты несёшь?! Что за разговор?! » Он внимательно выслушал Абульвалида, а потом ещё и спросил, всё ли тот сказал. Затем Пророк (мир ему и благословение) обратился к нему: «А теперь послушай меня, что я скажу », – и начал читать суру «аль-Фуссила». Содержание этой суры повергло Абульвалида в страх: не выдержав этого чтения, он приложил свою ладонь ко рту Пророка (мир ему и благословение) и попросил его остановиться – настолько эти слова его напугали и поразили своей необыкновенностью. Абульвалид был арабом, он прекрасно знал, что такие слоги никогда не применялись у арабов, это было нечто невиданное.

Эта история ещё раз демонстрирует, насколько Пророк (мир ему и благословение) умел вести диалоги. Он выслушал пришедшего, не прервал его, и даже когда тот предлагал ему нечто унизительное, Пророк (мир ему и благословение) выслушал его и даже спросил, есть ли ему что добавить, и только потом начал говорить.

Известна и другая история, произошедшая с нашим Пророком (мир ему и благословение). Когда скончались супруга Посланника Аллаха (мир ему и благословение) Хадиджа (да будет доволен ею Аллах), дядя Абуталиб, когда он потерял своих очень близких людей и поддержку в их лице, когда гонения на Пророка (мир ему и благословение) усилились, он в надежде, что его призыв услышат и примут другие люди, отправился в Таиф. Однако в Таифе он получил ещё больший отпор: местные жители велели закидывать Пророка (мир ему и благословение) камнями, а вольноотпущенник Зайд защищал его своим телом и сам получил рассечение на голове от камня, ноги Пророка (мир ему и благословение) были окровавлены. И вот в таком угнетённом состоянии, чувствуя печаль и обиду, они спрятались за одной стеною и укрылись в тени одного виноградника. Этот виноградник, в тени которого они сели, принадлежал двум арабам. У этих арабов был слуга-христианин. Хозяева виноградника, увидев Пророка (мир ему и благословение) и его сподвижника, пожалели их и отправили слугу, которого звали Аддас, чтобы он отнёс Пророку (мир ему и благословение) гроздь винограда. Аддас взял виноград, отнёс Посланнику Аллаха (мир ему и благословение), положил перед ним и дал понять, чтобы он отведал этого винограда. Пророк (мир ему и благословение), взяв гроздь, сказал: «Бисмилляхи ррахмани рахим», – и поднёс ко рту. Аддас, будучи религиозным верующим человеком, удивился и сказал: «Такие вещи арабы не говорят». Он уже давно жил среди арабов и знал, что они говорят, а что не говорят. И сказал: «Я не слышал, чтобы арабы такое говорили». Пророк (мир ему и благословение) спросил его: «Как тебя зовут? » Тот ответил: «Аддас ». «Откуда ты? » Задал новый вопрос Посланник Аллаха (мир ему и благословение) «Из Нинава », – отозвался слуга. А это была та местность, где жил Пророк Юнус (мир ему). И Пророк (мир ему и благословение) говорит ему: «Ты из города праведника, из города Пророка Юнуса ибн Мата (мир ему) ». Аддас удивился и спросил: «Откуда ты знаешь? Кто тебе сказал, что он был пророком? » Посланник Всевышнего (мир ему и благословение) ответил: «Аддас. Юнуса ибн Мата - это мой брат. Он был пророком, и я пророк ». Аддас бросился к Пророку (мир ему и благословение) и стал целовать его голову, руки и даже ноги.

Обратите внимание, как Пророк (мир ему и благословение) построил свою речь. Первое, с чего он начал, это с имени Аллаха. Он сказал «Бисмиля». Во всех своих делах, и особенно в делах призыва ко Всевышнему Аллаху, человеку нужно начинать с именем Аллаха, ибо в этом успех. Далее Пророк (мир ему и благословение) спросил самое важное: «Как тебя зовут?» А ведь можно было не спрашивать об имени, ведь вроде бы какое это имеет значение, но Пророк (мир ему и благословение) знал, что это очень мощное орудие воздействия. Обратитесь к любому человеку по имени, и вы заметите, как это меняет его отношение.

Спросив у человека имя, Пророк (мир ему и благословение) тут же это имя использовал в беседе. Ведь он спросил об этом не просто так. «Откуда ты?» – спросил он далее. А когда Аддас ответил, что из Нинава, Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Ты из города Пророка Юнуса (мир ему)», и ещё имя его отца назвал: «Юнуса ибн Матта». А когда слуга спросил, откуда он знает, что Юнус (мир ему) был пророком, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) не сказал: «Я пророк и он пророк», а использовал более тёплые слова: «Он мой брат, и он был пророком, и я пророк».

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) в общении с людьми, если сидели три человека, запрещал, чтобы двое вели какой-то диалог, а третий их слушал, запрещал, чтобы третьему человеку не было никакого внимания от тех двоих, потому что это некрасиво; если же людей собралось более трёх, то уже можно двоим вести отдельный диалог.

Ещё очень важное правило, чтобы люди, сидя втроём, непременно говорили на том языке, который они все понимают. Был такой случай. Двое мусульман, разговаривая между собой на арабском языке, когда входила англичанка, переходили на английский язык. Это произошло один раз, дважды и повторялось каждый раз, когда она входила. Её это поражало, и она спросила: «Почему, когда я вхожу, вы говорите на том языке, который я понимаю?» Они ответили: «Ислам запрещает нам не бережное отношение к людям. Это этикет. Эта женщина была поражена, чему их учит их Пророк (мир ему и благословение), и спустя некоторое время приняла Ислам. Она сказала: «Ваш Пророк (мир ему и благословение) был очень цивилизованным человеком, если это так».

Всё-таки, говоря о языке, о чистоте языка, об умении общаться, хочется привести ещё один случай, который для нас послужит примером, чтобы мы очищали свои языки, изменили нашу речь, стали говорить приятно, чтобы наши слова было приятно слышать. Чтобы всё начало меняться в лучшую сторону, нужно начинать с самых простых и важных вещей. Один из табиинов как-то шёл по улице вместе со своим сыном. Видимо, возле них остановилась какая-то собака, потому что сын этого табиина сказал: «Проходи, пёс сын пса». Табиин поругал своего сына и сказал ему, чтобы он не говорил таких слов. «Почему? – спрашивает сын. – Это же собака и сын собаки, разве это не так?» Табиин сказал: «Ты это сказал не по факту, не для того, чтобы отметить этот факт; ты это сказал для унижения, чтобы унизить это животное».

Поэтому, давайте начнём с чистоты наших языков, нашей речи – будем её очищать.

Мухаммад Нурмагомедов

Новости из мусульманских республик

15.05.2014

В Закабанной мечети — медресе имени тысячелетия принятия Ислама вновь вышла книга «Нравственные обязанности в Исламе» на русском и татарском языках.
В книге говориться о духовно-нравственных ценностях что на сегодняшний день к сожалению утрачено ввиду 70летнего атеизма и пропаганды Вахабизма. Мусульмане татары не все знают обязанности перед Аллахом, перед сунной пророка Мухаммада с.г.в. перед родителями, родными и близкими. В книге чётко описываются взаимоотношения между мужем и женой, родителей с детьми и даже уважительное отношение к соседям не зависимо от религиозной и национальной принадлежности. Любви к родине и почитанию и уважительное отношение к старшим. С 1990г. С момента открытия мечети — медресе имамы мечети занимаются пропагандой религиозно-культурных ценностей среди населения. Так при мечети — медресе действуют курсы как дневные так и воскресные для взрослых и детей. Для неимущих с 2007г. работает социальная столовая. С 2008г. действует круглогодичный духовно-оздоровительный лагерь «Изге — Юл», ныне переименованный в «Туры юл» («Прямой путь») дети учат Коран, занимаются спортом и воспитываются в соответствии достапочтимой сунне пророка Мухаммада с.г.в. в духе патриотизма любви к Родине и отчизне.
Стоит заметить что ни органы власти ни духовного управления ни оказывают финансовую помощь Мечети — медресе. При мечети нет благотворительного фонда, активная деятельность ведется за счет пожертвования самого прихода.

Желающих оказать помощь просим обращаться по тел. : 2 37-12-83, 2 78-00-30, 89276719699, Хади Такташа 26

Расчетный счет № 40703810000020004299,
кор.счет № 30101810000000000805,
ИНН 1655031361, БИК 049205805, КПП 165501001
в «АК БАРС» банке г.Казани

Ислам – не только религия, это образ жизни . Ислам предписывает не только веру, но и устанавливает правила поведения человека в семье, обществе. Уважение этих многочисленных правил обязательно, вне зависимости от обстоятельств. Приведем некоторые нормы нравственности , обеспечивающие благоденствие как отдельного человека, так и общества:

  • Вежливость
  • Изгнание из сердца пороков (злобы, ненависти и пр.)
  • и самоуважение
  • Стремление к самообразованию, непрерывному совершенствованию знаний.
  • Щедрость и разумное расходование собственных средств

К грешному человеку мусульмане должны проявлять терпение, надеясь, что тот исправиться. Не злословить о нем и не осуждать. Также мусульманин должен остерегаться пустословия и не проклинать.

К семейным нравственным нормам можно отнести почитание родителей, заботу о детях и стариках, религиозное воспитание детей, заботу о сиротах.

Доброта к ближнему как основа нравственности в исламе

По Корану главной обязанностью всех мусульман является забота о ближнем. Расход своих средств на бедных предпочтительнее, чем накопительство. В Коране говорится, что давать милостыню желательно анонимно , что свидетельствует о том, что искренняя нравственность ценнее, чем показная.

Ислам отвергает все признаки неравенства , основанные на территориальных различиях, расе или языке. Признается лишь превосходство людей друг над другом по степени их , которую может достичь любой.

Все поступки человека условно можно разделить на плохие и хорошие. Плохие деяния, в свою очередь, следует также разделить на те, за которые предусмотрено наказание при жизни и после смерти, и те, наказание за которые предусмотрено лишь после смерти. Остерегаться следует и тех, и других. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего!) говорил, что начало мудрости – богобоязненность. Тот, кто верит в Аллаха и Судный день, будет остерегаться всего греховного и следовать предписаниям Корана.

Вот лишь несколько выдержек из Корана , которые учат нас нравственности:

  • «Твой Господь предписал тебе не поклоняться никому, кроме Него, выказывать доброе отношение к родителям. Когда достигнут преклонного возраста, то не говори с ними сердито, обращайся к ним уважительно».
  • «И давай положенное (в качестве милостыни) родственнику, бедняку и путнику»
  • «И остерегайтесь прелюбодеяния, ибо оно - мерзость, мерзкий путь»

Человек тысячами нитей связан с окружающим миром, он часть этого мира и находится внутри его. Чтобы стать личностью, человеку необходимо освоить всё богатство социокультурного, исторического наследия человечества, из индивида стать индивидуальностью. Каждый из нас осуществляет восхождение на высшие уровни бытия, однако каждый выбирает свою систему ценностей в отношениях с окружающим его миром.

Меры постижения добра, истины, красоты у каждого человека свои. Но на протяжении истории развития человеческой культуры создавались своеобразные аккумуляторы, хранители культурных достижений, которые служили накоплению, сохранению и развитию социальных ценностей, а также передачи их сменяющим друг друга векам и поколениям.

Такими хранителями выступали религия, мораль, искусство, наука, то есть духовная культура общества. Не будь её, связь времен и поколений прервалась бы, каждый век самостоятельно искал бы истину, добро и красоту. Важным компонентом духовной культуры общества является нравственность. Она определяет поведение человека по отношению к себе, людям, обществу, родителям, друзьям, школе, животным, природе и т. д. Нравственность - важный фактор в жизни нации, общества и человека. Добрые нравы необходимы для того, чтобы двигать общество по пути прогресса. Упадок нравственности влечёт за собой упадок и исчезновение нации.

В современную эпоху наука продвинулась далеко вперёд, а нравы постепенно приходят в упадок. Человек забывает о своей миросозидательной роли на земле, деньги и власть все больше овладевает им. Наряду с прогрессивными технологиями человек создаёт оружие, способное уничтожить человечество и всё живое на земле. В таких условиях противостоять усиливающемуся цивилизационному кризису можно только путём развития духовного мира человека.

В поддержании и укреплении нравственных устоев общества мусульмане видят одно из важнейших предназначений религии. Высокая мораль всегда была характерной особенностью ислама.

В одном из хадисов Пророка (мир ему и благословение) говорится: «Я был послан для того, чтобы довести до совершенства нравы».

Заложенные им основы нравственности и духовности остаются непоколебимыми по сегодняшний день, потому что они основаны на истинной вере в Бога, человеколюбии и гуманности, милосердии и справедливости. Мусульманская мораль не просто строится на коранических заповедях и наставлениях - она отвечает требованиям разума, сердца и нисколько не противоречит человеческой природе.

Благонравие и порядочность считаются в исламе одними из самых достойных качеств. Считается, что человек с превосходным нравом достигает степени тех, кто усердно молится по ночам и постится днем.

Однажды сподвижники спросили Пророка Мухаммада (мир ему и благословение): «Что более всего помогает людям попасть в Рай?» Он ответил: «Богобоязненность и благонравие». В другом хадисе говорится: «Нет ничего, что в День Воскресения окажется на Весах верующего весомее благонравия. Воистину, Аллах нена­видит грубых и бесстыдных людей».

Нравственные нормы в исламе понимаются как правила достойного поведения человека, без которых невозможны достижение душевной гармонии и духовное совершенствование. Нравственный облик мусульманина не ограничивается его внутренним миром - его духовная чистота и благочестие отражаются на его внешнем виде. Согласно исламу, нравственность человека зависит не только от полученного им воспитания, но и определяется его врождёнными качествами.

Ислам не просто самым тесным образом связал мораль и нравственность с религиозными убеждениями и поступками, но сделал благонравие важным требованием веры и её критерием. Пророк (мир ему и благословение) говорил: «Самой совершенной верой обладает тот, кто имеет самую высокую нравственность».

Бог говорит с людьми языком жизненных обстоятельств, именно об этом забывают псевдомусульмане, ослеплённые обрядностью и не желающие задуматься о смысле, который несёт Коран - Исламе, как обществе праведного общежития построенного усилиями самих людей живущих в ладу с Богом. В то же время есть и настоящие мусульмане, которые смогли понять, о чём говорит Мухаммад в суре "Корова" 2 аяты 142-151. Речь идёт о нравственности людей, претендующих называться мусульманами. Именно из таких людей должна состоять мусульманская община, к сожалению, в настоящее время община состоит практически из псевдомусульман. А это и есть источник всех поражений и бед псевдомусульманской общины.

Судите сами, что здесь можно не понять:

2:142 . Глупцы из числа людей станут говорить: "Что заставило последователей ислама отвернуться от киблы, [(араб. - «направление») - в Исламе направление молитвы. Во время молитвы мусульмане должны обратиться лицом к Каабе в Мекке.] к которой они обращались [прежде]"? Скажи: "Аллаху принадлежат и восток и запад. Он ведёт, кого пожелает, к прямому пути".

2:143 . И также [подобно тому, как Мы изменили направление киблы] Мы сделали вас (о, верующие) общиной средней [самой справедливой и самой лучшей], чтобы вы (в День Суда) были свидетелями относительно людей [свидетелями против прежних общин, что их посланники довели до них послания их Господа] и чтобы (последний) Посланник был свидетелем относительно вас (что он довёл до вас ясное послание от Аллаха). И сделали Мы киблу, на которой был ты [Посланник] (прежде) [направление в сторону Иерусалима], только для того, чтобы (потом) Нам узнать [испытать и показать], кто последует за Посланником [подчинится ему и примет вместе с ним новое направление в молитве] от обращающихся вспять [чтобы отличить от тех, кто снова стал неверующим из-за сомнений]. И это - конечно же, трудно [тяжело согласиться с изменением молитвенного направления], за исключением тех, кого наставил Аллах (на верный путь) [которым дал знание и оказал содействие]: и Аллах ведь (вовсе) не таков, чтобы губить вашу веру [Аллах не сделает тщетными те молитвы, которые совершались в направлении Иерусалима]! Поистине, Аллах к людям сострадателен (и) милосерден!

2:144 . Мы видели, как ты [ о Мухаммад,] обращался к небу [в поисках киблы], и Мы обращаем тебя к кибле, которая тебя обрадует. Так поверни же своё лицо к Запретной мечети. И где бы вы ни были, поворачивайтесь лицами к ней. Воистину, те, которым дано Писание, непременно знают, что изменение киблы - истина от Господа. И Аллах ведает о том, что они творят.

2:145 . И какое бы знамение ты ни сотворил для тех, кому было даровано Писание прежде, они всё равно не станут обращаться к твоей кибле, а ты не станешь обращаться к их кибле. Одни не станут [лицом] к кибле других. А если будешь следовать их прихотям, после того как к тебе явилось [истинное] знание, то, воистину, ты станешь нечестивцем.

2:146 . Те, кому Мы даровали Писание, знают Мухаммада, как знают своих сыновей. Однако значительная часть их скрывает истину, хотя и знает её.

2:147 . Истина - от Господа твоего, так не будь же в числе сомневающихся.

2:148 . Для каждой общины есть своя кибла. Так стремитесь же опередить друг друга в добрых деяниях. И где бы вы ни были, Аллах всех вас соберёт [в Судный день]. Воистину, властен Аллах над всем сущим.

2:149 . И где бы ты ни оказался, обращай лицо в сторону Запретной мечети. Вот она, истина от Господа твоего, и Аллах ведает о том, что вы вершите.

2:150 . И где бы ты ни оказался, обращай лицо к Запретной мечети, и где бы вы ни оказались, обращайте лица к ней, чтобы у людей, если только они не нечестивцы, не было довода против вас. Не бойтесь их, а бойтесь Меня, чтобы Я завершил Мою милость к вам, - быть может, вы пойдёте прямым путём.

2:151 . А ещё я ниспослал вам Посланника из вашей среды, который читает вам Наши аяты, очищает вас [от скверны], обучает Писанию и мудрости, а также тому, чего вы до этого не знали.



Загрузка...