electricschool.ru

Биография Никитина И. С.: творчество, интересные факты из жизни. Иван Саввич Никитин — интересные данные и факты из жизни

Иван Саввич Никитин (1824-1861) родился и вырос в весьма зажиточной купеческой семье. Юный отрок довольно рано освоил грамоту - любовь к чтению и прогулкам по живописным окрестностям позже проявится в гениальных стихотворениях в стиле пейзажной лирики.

Восьми лет от роду в 1833 году Иван поступает в духовное училище, которое успешно заканчивает, а вот семинарию ему закончить не удастся - из-за тяжелых семейных обстоятельств (смерть матери, пьянство и разорение отца) мальчик рано вынужден быть единственным кормильцем своей семьи. Поработав немного в свечной лавке, Иван продает семейный свечной завод и становится содержателем постоялого двора, странствующий люд и простонародная обстановка которого впоследствии приведут к народническим мотивам в его творчестве.

Первые серьезные попытки поэтического творчества были замечены еще во время учебы в духовной семинарии, правда первая публикация стихов состоялась только в 1853 году, в газете «Воронежские губернские новости». Первое напечатанное стихотворение «Русь» сразу принесло молодому поэту Ивану Никитину известность и популярность, его заслуженно сравнивали с известным поэтом А.В. Кольцовым. Также в семинарии все отметили особую музыкальность поэта, впоследствии более 60 стихотворений будут положены на музыку («Здравствуй, гостья-зима», «В темной роще замолк соловей», «Зашумела, разгулялась» и др.).

Очень ярко проглядывают в творчестве писателя религиозно-философские мотивы, их отголосок присутствует как в пейзажной лирике («Встреча зимы», «Утро»), так и в произведениях, описывающих тяжкую жизнь простого люда («Пахарь», «Нищий», «Мать и дочь»). Будучи глубоко верующим христианином, автор не раз обращался в своем творчестве к евангельско-духовной теме («Молитва», «Сладость молитвы», «Новый завет»).

Не обошла стороной творчество поэта и любовная лирика («Догорела свеча»). За год до своей смерти поэт влюбляется в прекрасную образованную девушку Наталию Антоновну Матвееву, настоящую ценительницу его яркого и в тоже время глубокого таланта.

Творческий путь поэта был далеко не безоблачным - первый сборник стихотворений подвергся разгромной рецензии Н.Чернышевского, что нанесло поэту тяжкую душевную травму. Расцвет творчества был совсем недолог - выпуск последнего сборника стихов датируется 1859-м годом. Далее поэт трудится над окончанием поэмы «Тарас» и повестью «Дневник семинариста». В 1861 году А. Некрасовым было предложено сотрудничество на любых условиях в литературном журнале «Современник». Это событие было большой творческой победой для молодого, но уже опытного писателя, но, в связи с тяжелой болезнью, реализовать себя до конца ему так и не удалось.

16 ноября 1861 года 37-летний поэт умирает от тяжелой формы чахотки. Похоронят его рядом с могилой поэта А.Кольцова на Ново-Митрофаньевском кладбище.

Пламенный патриот, печальник русского народа, искренне верующий христианин - Иван Саввич Никитин не только был примером для подражания своих современников, но и вдохновителем сонма последователей его гениального творчества - Плещеева, Сурикова, Минаева, Есенина, Твардовского.

В тяжком дореформенном периоде началась биография Никитина Ивана Саввича как поэта, поэтому творчество его было наполнено страданиями подневольного, закрепощённого народа. Мотивы нужды, изнурительного труда, безысходного горя, вечной тоски характеризовали каждое его произведение.

Христианин

Поэт умел сопереживать, сочувствовать и помогать страждущим, именно поэтому биография Никитина содержит многие проявления чисто христианского отношения к ближнему. Большая часть его стихотворений и поэм имеет религиозное или философское содержание. Это поэмы "Кулак" и "Тарас", стихотворения "Моление о чаше", "Молитва дитяти", "Молитва". Современному читателю близка его пейзажная лирика, многие стихотворения знают наизусть, и это не зависит от возраста. Всё говорит о том, что биография Никитина судьбой написана навсегда, поскольку мотивы родной природы, здоровья, красивых людей и чистых чувств непреходящи и будут востребованы во все века.

Иван Саввич Никитин родился в сентябре 1824 года в семье небогатого воронежского купца, владельца маленького, практически кустарного заводика. Восьми лет его отдали в духовное училище, после чего он вознамерился стать священником и поступил в духовную семинарию Воронежа. Уже в юном возрасте Иван Саввич Никитин почувствовал жгучий интерес к литературе, читал много поэтических книг и сам пробовал сочинять. Кольцов, Жуковский и Пушкин стали его любимыми стихотворцами.

Мечты и реальность

В мечтах Иван Никитин, поэт, видел себя студентом столичного университета, где у него появилась возможность лицезреть легендарных писателей. Однако отец его разорился, заводик пришлось продать, чтобы купить разваливающийся постоялый двор и ещё долго-долго отдавать накопившиеся долги. Управлять этой гостиницей пришлось будущему поэту, чтобы помочь семье. Потому не только университет остался в далёких мечтах, но и семинарию пришлось оставить.

Об этих годах, наполненных трудом и заботами, он оставил потомкам много писем. Там проникновенно описывается любовь, которую питал к поэзии Иван Никитин. Стихи его наполнены сердечной болью за народ, принуждённый жить в нужде беспросветной, но в то же самое время поёт в каждой букве соловьиная русская речь, любуется окружающим миром, вольными просторами. Душа поэта осталась чистой, приобщённой к прекрасному, утешающейся словом раздольным.

Первые стихи

Иван Никитин стихи начал писать очень рано, как только научился складывать буквы, о чём он сам упоминает в письмах. Но сохранились они, к сожалению, не все. Самые ранние относятся к 1849 году. Первая же публикация сразу показала окружающим, что в мир пришёл настоящий поэт. Это стихотворение Ивана Никитина - "Русь" - стало хрестоматийным. Оно из той плеяды немногочисленных шедевров, которые и по сей день школьники с удовольствием учат наизусть. Никитин Иван Саввич стихи для детей писал всегда, довольно мало у него произведений, которые не были бы им понятны.

А первое опубликованное стихотворение мгновенно было перепечатано практически всеми газетами, издававшимися в России, и поэт стал знаменит. Однако первый сборник стихов появился только в 1856 году. Через три года в Воронеже открылся книжный магазин - оплот просвещения молодёжи, а владельцем его стал Иван Саввич Никитин. Интересные факты из жизни поэта были собираемы теми людьми, которые составляли цвет общественной жизни Воронежа, и которых собирал воедино этот культурный центр провинциального города - книжный магазин. К сожалению, продолжалось это счастье недолго. "В тёмной чаще замолк соловей..." - биография Никитина оказалась очень коротка.

Чахотка

Жизнь поэт прожил короткую, крайне тяжёлую, полную никогда не заканчивающимися хлопотами со множеством огорчений, поскольку отец его после разорения впал в непрекращающийся запой. Но каждую свободную минутку он посвящал занятиям поэзией - читал или писал. Однако силы были на исходе. Жизнь и творчество Ивана Саввича Никитина оборвала чахотка, которой он заболел от переутомления и невозможности обращать внимание на собственное здоровье. Он умер в год, когда рухнуло крепостное право (в 1861-м).

Освобождения крестьян он ждал всю жизнь, и каждой своей строкой торопил это событие. Будучи хозяином постоялого двора, он видел множество самых грязных сцен, общался с самыми разными людьми, принадлежащими к самым разным сословиям. Стихи его передавались из уст в уста даже теми, кто не умел читать, а воронежская интеллигенция называла его "вторым Кольцовым". На самом деле вторым он никогда не был, и от поэтики Кольцова поэтика Никитина довольно сильно отличается даже в самых ранних его стихотворениях, хотя Чернышевский однажды и попенял ему за подражательство.

Стихотворения и поэмы

Николай Добролюбов очень высоко оценил поэму Никитина "Кулак" за оригинальность, отметив и тот творческий рост, который получил поэт с момента предыдущих публикаций. В 1855 году были опубликованы стихи "Уличная встреча", "Жена ямщика", после которых поэт задумался о привнесении нового в свою манеру изложения.

И потому уже через два года пришли стихи, значительно отличающиеся от прежних: "Пахарь", "Ночлег в деревне", "Пряха", "Нищий", затем "Мать и дочь" и знаменитые "Поминки". В строках появились социальные мотивы. Особенно этим отличаются стихотворения "Мёртвое тело", "Старый слуга" и другие, созданные в последние его годы. В 1860-м уже смертельно больной Никитин написал единственное своё прозаическое произведение - "Дневник семинариста", где нашли место воспоминания его юности.

Музыка

Все его стихотворения настолько певучи, что сами просятся в песню. О светлых мгновениях жизни поэт писал: "Мир ясный душу осенит..." Более шестидесяти песен и романсов написали в разное время русские композиторы на стихи Никитина. И до сих пор поэзия Ивана Саввича композиторов интересует. Например, в 2009 году Александром Шарафутдиновым был записан целый альбом под названием "Радость и кручина".

Стихи Никитина всегда насыщены музыкой, они впитали в себя тот народный быт, подобный стону, который заставлял поэта, всю ночь проплакавшего над поэтической строкой, уничтожить её на рассвете, потому что недостаточно правдиво передала она то состояние, которое сделало ночь бессонной. Поэт кропотливо искал правду - пусть не в жизни, а в поэзии. Главное - он её нашёл.

Семья

Иван Саввич был более похож на мать - кроткую женщину, сердобольную, глубоко верующую, даже богомольную. Она, так же как и сам поэт, всю жизнь терпеливо ждала лучшей участи, безмерно страдая от крутого характера своего мужа. Отца знал весь Воронеж. Торговец предприимчивый, но сильно пьющий, первый кулачный боец в городе, о чём семья его знала лучше других. Иван Никитин отца очень любил за крепкость, за серьёзность, за практическую хватку, за деловитость.

Но как поэту мать дала ему значительно больше. Это исключительная, безмерная чуткость души, тонкий поэтический слух, мечтательность и глубокая вера. От самого рождения он общался со странниками, паломниками, богомольцами, которые посещали Митрофаниевскую обитель в Воронеже. Все они приходили в лавочку при заводе - покупать свечи.

Люди

Со всех концов страны сюда стекались люди, народный говор разных областей слышал и отмечал Никитин, ещё будучи маленьким мальчиком. Он очень любил рассказы паломников, охотно читал жития святых и другие духовные книги. Вот именно поэтому и отношение у поэта к русской природе получилось такое трепетное, почти религиозное.

Впоследствии, встречая и провожая ямщиков и извозчиков, купцов и странников, крестьян и бродячих артистов, будучи управляющим постоялым двором, Никитин так же охотно общался с проезжими людьми всей пестроты сословий русского общества. С ним люди были всегда предельно откровенны, поскольку поэт чуток и добр. Хотя истории их по большей части были очень горькими и тяжело ложились на сердце. Отдохновением была только поэзия. Публиковать стихи под своим именем в те времена было дурным тоном, а анонимно в воронежскую газету рукописи не принимались. Именно поэтому так поздно состоялась первая публикация стихов поэта.

Друзья

Члены воронежского кружка любителей чтения, среди которых оказался и редактор местной газеты Второв, сразу полюбили и стихи Никитина, и его самого. Некоторым нравились социальный протест и демократические нотки в его стихотворениях, а остальные упивались религиозными мотивами и гармонией в поэтических пейзажах.

В 1854 году Никитина узнали и в столице - его стихи были опубликованы в "Отечественных записках", а Кукольник написал о Никитине статью в "Библиотеку для чтения". Затем поэтом заинтересовался любитель литературы и высокопоставленный чиновник граф Толстой, после чего вышла отдельная книга Никитина с собственноручно выбранными Толстым стихами и предисловием, им же написанным.

О заимствованиях и подражаниях

Раннее творчество Никитина действительно прошло некую литературную школу, поскольку в его стихах первого периода можно услышать и Пушкина ("Лес"), и Кольцова ("Русь", "Весна в степи"), и Лермонтова ("На западе солнце", "Ключ"), и Майкова ("Вечер"), и Некрасова ("Уличная встреча", "Рассказ ямщика").

Однако это более похоже на единую эстетическую опору, поскольку все вышеперечисленные поэты опирались на фольклорные источники. Всегда есть общий прототип. У Никитина не ученичество это, а фольклорность поэтического мышления, простодушие народных укладов, привычек и отношения к творчеству, которое и в ту пору было в огромной части устным. Никитин даже не поэт, он - сказитель, который и должен жить посредством коллективного творчества.

Иван Саввич Никитин - талантливый поэт и прозаик, работавший в направлении пейзажной лирики. Автор наиболее народных произведений. Его наблюдения за природой и душой простолюдина поражают. Никитин Иван Саввич, фото портретов которого представлены в статье, даже всем своим обликом выказывает величие духа и большую жизненную мудрость.

Период в истории

Главными темами в русской литературе XIX века были борьба с самодержавием и крепостным правом. Время, когда родился и умер Никитин, - это период борьбы против феодализма, поднятие духа патриотизма и рождения движения декабристов.

Попал под влияние тогдашней литературы и Иван Саввич. Он, поэт некрасовского направления, чаще всего рисовал в своем творчестве социально низкие слои общества. Его стихам присущ сюжет, в котором ярко изображены крестьяне и городская беднота. Часто в творениях автора можно встретить отголосок и его собственной жизни. Личная бедность также вдохновляет поэта на работу.

Стихотворец писал, беря в качестве примера труды Некрасова и Кольцова, но это не помешало ему выработать свой собственный стиль.

Именно переживания, характерные для многих людей того времени, и наложили печать на стихи Ивана Саввича Никитина. Короткие работы автора - это боль и радость того периода истории России.

Детство поэта

Жизнь Ивана Саввича Никитина была нелегко с самого начала. Но, может быть, сложись все иначе, судьба не одарила бы его талантом.

Никитин, будущий поэт, родился 3 октября 1824 года в Воронеже, в простой мещанской семье. Его отец был торговцем свечами и на то время неплохо зарабатывал. С малых лет грамоте его учил сосед-сапожник. Наибольшую радость мальчику доставляла природа. Часами он мог гулять по окрестностям, наблюдать за изменениями земли. Закрытость и отрешенность ребенка родителей не пугала.

«Я рад осенней непогоде: мне шум толпы невыносим», - позже писал Никитин Иван Саввич.

Отец имел на сына большие планы, поэтому отправил его учиться в семинарию. Именно там, мальчик впервые попробовал писать стихи.

Преждевременное взросление

Пока мальчишка учился, дома начались проблемы. Семейное дело не складывалось, и отец начал выпивать. Более того, обладая весьма крутым характером, он пристрастил к рюмке и мать поэта. Из-за семейных неприятностей парню было не до учебы, и вскоре его выгнали из училища. От школьной парты он встал к прилавку свечной лавки.

Спустя какое то время умерла мать Ивана Саввича. Еще через некоторое время бизнес себя полностью изжил. И единственным, что делало парня счастливим, стала литература. Однако о мечтах учиться в университете можно было забыть.

Стремление к прекрасному

Так уныло проходили годы жизни Никитина Ивана Саввича. Тяжелая работа, деспот-пьяница отец и серые, похожие один на другой дни. Но искру, что тянула поэта к прекрасному, обыденность погасить не смогла. Он стремится к высокому искусству и не перестает по каплям впитывать в себя творчество Пушкина, Гоголя, Шекспира и своего фаворита Белинского. То, что остается от свечной лавки, молодой человек меняет на постоялый двор. И среди всегда пьяных и шумных клиентов будущий поэт сумел выделять время для написания стихов.

Нелюдимый одинокий Никитин находил в этих коротких мгновениях больше счастья, нежели в бессмысленной трате времени на разговоры с людьми. Постепенно в нем начал расти поэт. Стихи Ивана Саввича Никитина короткие, но правильно сложенные и со смыслом.

Первый шаг к успеху

В ноябре 1853 года молодой человек решается отослать свои произведения в редакцию. Их публикуют в издании «Воронежские губернские ведомости». Тогда автор подписался инициалами «И. Н.». При газетном издании работал Николай Второв, который не просто заинтересовался молодым поэтом, но и после стал его лучшим другом.

Работы быстро получили положительные отзывы и принесли молодому поэту известность. Никитин Иван Саввич стал «преемником» Кольцова. Он красиво превозносит природу, в его трудах звучит любовь к земле, он воспевает красоту простого рабочего человека. Кроме того, с тех пор его приняли в круг интеллигенции. Наконец-то, он вращается в обществе людей, с которыми ему интересно.

Одним из трех стихотворений, которые он послал в редакцию, была «Русь». В этом произведении он выражал свою боль и патриотические настроения, связанные с Крымской войной.

Источник вдохновения

Несмотря на славу, жизнь героя нашего повествования мало изменилась. Поэт Никитин Иван Саввич не перестал заниматься постоялым двором. Отец все так же пил, но 1854-1856 годах отношения между ними немного наладились. Атмосфера, царившая во дворе, часто вдохновляла писателя. Там можно было подслушать разговоры простых людей, обогатить воображение новыми образами, понаблюдать за серой, но интересной жизнью. А это так нужно было Никитину для творчества.

Также в эти годы поэт занимался самообразованием, знакомился с работами других писателей, изучал французский язык.

В чем скрывается духовная сила поэта

Летом 1855 года стихотворец простудился из-за купания и подорвал и без того слабое здоровье. В тот период он обращается к вере и изливает свои чувства в поэзии. В грустные минуты из под его пера вышли такие стихи, как «Молитва» (1851), «Новый завет» (1853), «Сладость молитвы» (1854). Это самые религиозные годы жизни Никитина Ивана Саввича. Короткие произведения трогают до глубины души своей простотой и глубиной содержания:

«О боже! дай мне воли силу,

Ума сомненье умертви».

В 1857 году Воронеж покидает один из немногих товарищей поэта Николай Второв. На мастера пера нападает меланхолия, на время его покидают творческие силы. Но таки настроения недолго властвовали над поэтом, и свои переживания, негативные эмоции и упадок сил он выплескивает на бумаге. Так, в следующего году из под его пера выходит произведение «Кулак». Поэму критика и читатели восприняли очень хорошо.

Автобиографический «Кулак»

В годы, когда родился и умер Никитин, в России существовало такое понятие, как «кулак».

Под ним подразумевался торговец, который наживается на том, что обмеряет, обвешивает и обманывает людей. Главный герой произведения - купец Лукич. Он ведет неправильный и бесчестный образ жизни, не стесняясь воровать, врать и хитрить. Эти маленькие лукавые дела, - единственное, за счет чего живет он и его семья. Поэма частично биографическая. Купец и его жена - родители автора. Описанные им бытовые сцены - это моменты, которые он видел собственными глазами.

Поэма «Кулак» получилась очень богатой жизненными эпизодами. Речь в ней свежая, а описание природы завораживает. Есть части, которые могли бы стать самостоятельными стихами, если их вырвать из контекста. Поэма заслуживает звание народного достояния. Ни в каком другом произведении не описан быт так живо.

Детство поэта было сложное, и «Кулак» - это в какой-то степени его биография. Иван Саввич Никитин жил во время, когда пьянство было очень распространено. Поэма полностью отражала тогдашнее состояние Российской Империи. Поэтому, описав проблемы своей семьи, он охарактеризовал все тогдашнее общество.

Закат недолгой жизни

Уже через год, в 1858, вышел второй сборник стихов. Критики не оценили работы, но это не помешало поэту заниматься любимым делом. Он продолжает учиться и теперь занимается переводами, что помогает глубже познавать ему богатый мир литературы.

В феврале в 1859 года Никитин открывает книжный магазин, к которому была прикреплена библиотека. В Воронеже лавка становится центром культуры для простого народа и интеллигенции.

В то время, когда родился и умер Никитин, именно такие книжные магазины собирали светлые умы общества.

С того времени здоровье поэта стало ухудшаться. Когда он чувствовал себя хорошо, его творчество пополнялась новыми работами. Но во время болезни поэта не могло заинтересовать практически ничего из того, что его окружало.

«Дневник семинариста» поэт написал за год до смерти. Это была его первая прозаическая работа.

Гонорары за творчество позволили ему стать материально независимым.

При хорошем самочувствии он путешествует, посещает Петербург и Москву, активно участвует в культурном росте родного Воронежа.

Май 1861 года стал роковым для героя нашего повествования. Поэт простудился, долго и тяжело боролся с болезнью.

Не простой, тернистой была его биография. Иван Саввич Никитин умер от чахотки 16 октября 1861 года в возрасте 37 лет.

Время его творческого пути составило всего 8 лет.

Похоронили поэта на Ново-Митрофаньевском кладбище, вблизи с другим воспевателем природы - Кольцовым.

Поэт был одинок, когда родился, и умер Никитин также в одиночестве. Из-за замкнутого характера мужчине было тяжело ладить с людьми. Мать ушла из жизни молодой. А отец, даже когда сын был на смертном одре, не отказался от бутылки.

Еще при жизни Никитин приобрел славу. Прошло почти двести лет со дня рождения поэта, а его стихи, воспевающие природу, патриотизм и точно передающие народные образы до сих пор остаются интересными и актуальными.

В истории отечественной словесности есть имена «негромкие», имена писателей и поэтов второго ряда, которые бывают заслонены то шумной «эстрадной поэзией», то модернистами с претензиями на гениальность. Проходит время и расставляет всех по своим местам. Оказывается, что в модерновости было, выражаясь по-есенински, много «изломанных и лживых жестов», а за шумом - ровным счетом ничего стоящего. Зато сила истинного дарования проходит через десятилетия и продолжает ощущаться еще долго. Особенно, когда само дарование художника идет от земли, от почвы, от глубинного осознания своей кровной связи с судьбой всего народа. Так было с нашим современником Николаем Рубцовым, и также, еще раньше, - с и Иваном Никитиным. Строки последнего о зиме мы учим еще с начальной школы…

Биография Ивана Никитина(1824 - 1861)

Воронеж… Земля, давшая миру и России двух великих сыновей - Алексея Кольцова и Ивана Никитина. Впрочем, здесь же отбывал ссылку в 30-е гг. прошлого века поэт , оставивший о том красноречивое признание: «Я около Кольцова, Как сокол, закольцован…» Речь - о внешней несвободе. Только и Кольцов с Никитиным едва ли были свободны до конца. Обоих угнетала необходимость заниматься ненавистным торгашеством, ибо иных источников дохода просто не было. Жить в России писателю на гонорары от своих произведений - роскошь, которая выпадает очень немногим избранным.

Никитин до конца своей недолгой жизни оставался сыном времени, века и представителем купеческого сословия. На последнем стоит остановиться особо. Не очень-то в советские годы любили афишировать то обстоятельство, что первое поколение русских купцов вышло из старообрядчества. А там были многодетные семьи, верность традициям, любовь к труду с младых ногтей. И не считали для себя зазорным первые русские купцы и пахать, и сеять, и косить, и водку пить с простолюдинами, ибо помнили всегда, с каких низов поднялись сами. В дальнейшем купцы превращались в буржуа, и связи с прошлым слабели.

Отцом будущего поэта был торговец свечами, разорившийся вследствие склонности к пьянству и буйного нрава. Системного образования Никитин не получил, вынужден был оставить обучение в семинарии и стать хозяином постоялого двора, приносившего пусть небольшой, но постоянный источник дохода. Недостатки образования Никитин пытался восполнять усиленным самообразованием, в чем немало преуспел. Уже ближе к концу жизни, на ссуду, полученную от местного мецената Кокорева, Никитин смог открыть в книжную лавку с читальней. Они быстро стали культурным очагом провинции.

Глядя на фотографию Никитина и зная, что он ушел из жизни в классическом, роковом для русского (и не только) поэта возрасте - 37 лет, трудно отделаться от мысли, что он выглядит гораздо старше своих лет. Старила его не только борода, но и перенесенные в детстве лишения, необходимость биться за каждый кусок хлеба. В те времена люди вообще взрослели и старились, видимо, гораздо быстрее, чем сейчас… Чахотка (она же - туберкулез) считалась болезнью неизлечимой. Она и свела Никитина в могилу. Он похоронен рядом с Кольцовым, в чем есть глубокая правда и символизм. Впрочем, об этом - ниже.

Творчество Ивана Никитина

Ранние стихотворения Никитина неизбежно носили подражательный характер и интересны сейчас разве что историкам литературы. В поисках своего голоса он обратился к фольклору и опыту предшественников. А среди них был не только земляк Алексей Кольцов. Жанр «русской песни» в отечественной словесности пытались укоренить еще А.И.Нелединский-Мелецкий и А.Ф.Мерзляков, затем лицейский друг Антон Дельвиг. Так что Кольцову уже было, чей опыт учитывать. Далеко не все из стихотворений, имевших заголовок «Русская песня», действительно стали песнями и пошли в народ. У последнего чуткое ухо, оно сразу и безошибочно улавливает малейшую фальшь, отступление от подлинности, безыскусности народного стихосложения.

При жизни Никитину удалось издать два стихотворных сборника. Они вызвали самые разноречивые отклики, что, впрочем, естественно - нашлись те, кто принимал творчество поэта, и те, кто отнесся к нему как к подражательному и даже слабому. Как уже отмечалось выше, в читательское сознание Никитин входит преимущественно как певец родной природы и уже во-вторых, как бытописатель тяжелой крестьянской доли, беспросветной нужды и изнурительного труда.

Природа в восприятии Никитина - неиссякаемый источник поэтического вдохновения, та самая сила, которая способна целить душевные и даже физические раны, примирять с глубоким социальным несовершенством и расслоением. Несомненно, на характер поэзии Никитина повлиял и его собственный характер. В отличие от куда более эмоционального Кольцова, Никитин был, если воспользоваться выражением философа И.Канта, «вещью в себе». Скупые выразительные средства, минимум метафор и прочих словесных «украшений», внешняя простота и даже безыскусность. Но они-то и воздействуют сильнее всего! Ибо за этой внешней сдержанностью нетрудно прозреть натуру страстную, мятежную, ищущую, неуспокоенную.

Мало кто из поэтов сравнится с Никитиным по какой-то физиологической точности описаний, по натуралистичности ощущений, как, например, в хрестоматийных строках стихотворения «Звезды меркнут и гаснут. В огне облака…» И какой воистину космический, вселенский размах в первом самобытном никитинском стихотворении «Русь», где и «шатер голубых небес», и «даль степей», и «цепи гор». Никитин неизменно шел к осознанию и постижению России через Воронеж, свою «малую Родину», пределы которого покидал лишь однажды, ради поездки в столицы.

  • Когда при Советской власти Митрофаньевское кладбище в Воронеже было срыто и ликвидировано, удалось отстоять лишь захоронения Кольцова и Никитина - своего рода провинциальные «Литераторские мостки».
  • На стихи Никитина написано немало песен, оторвавшихся от имени автора. До сего дня они воспринимаются как русские народные - настолько автору удалось проникнуться народным духом. Самая известная вещь этого рода - «С ярмарки ехал ухарь-купец…»

Иван родился в семье торговца свечами Саввы Евтихиевича Никитина ( -).

Творчество

Самые ранние из сохранившихся стихотворений относятся к 1849 году , многие из них носят подражательный характер. Дебютировал в печати стихотворением «Русь», написанным в 1851 г., но опубликованном в «Воронежских губернских ведомостях» только 21 ноября 1853 г., то есть уже после начала Крымской войны . Патриотический пафос стихотворения сделал его весьма злободневным. 11 декабря 1853 г. оно было перепечатано в газете «С.-петербургские ведомости» со следующим комментарием:

Не правда ли, что-то знакомое слышится в этом стихотворении, в чувстве, которым оно проникнуто, в приёмах, в фактуре стиха? Неужели в г. Никитине суждено воскреснуть Кольцову ? .

В дальнейшем стихотворения Никитина печатались в журналах «Москвятянин», «Отечественные записки» и других изданиях.

В первый отдельный сборник () вошли стихотворения на самые разные темы, от религиозной до социальной. Сборник вызвал разноречивые отклики. Второй сборник стихотворений вышел в 1859 году . Прозаический «Дневник семинариста» напечатан в «Воронежской Беседе за 1861 г.» ().

Никитин считается мастером русского поэтического пейзажа и преемником Кольцова . Главные темы в поэзии Никитина - родная природа, тяжкий труд и беспросветная жизнь крестьян, страдания городской бедноты, протест против несправедливого устройства жизни.

В основном же он, будучи мужественно сдержанным и осторожным, видимо, в самом сокровенном, глубоко за­таенном, скрывал за чувством прекрасного в природе свои человеческие страдания. Тем пронзительнее звуча­ла в нём природа, а он в ней, тем глубже западало это все в душу читателя.

Поэма «Кулак»

Крупнейшее поэтическое произведение Никитина, поэма «Кулак», начата была в октябре 1854 г. Первая редакция была закончена к сентябрю 1856 г. Вторая редакция, в которую поэт внёс существенные исправления, была закончена к началу 1857 г. Первая публикация - отдельным изданием в г. (дата цензурного разрешения - 25 августа 1857 г.).

Слово «кулак» обозначало во времена Никитина не зажиточного крестьянина, как это установилось позднее, а совсем другой социальный тип. По Далю, кулак - «перекупщик, переторговщик… на базарах и пристанях, сам безденежный, живёт обманом, обсчётом, обмером» . В центре поэмы Никитина - образ именно такого кулака, воронежского мещанина Карпа Лукича. Этот разорившийся купец с трудом добывает средства к жизни мелким мошенничеством на рынке, не может выбиться из жестокой бедности, пьянствует и тиранит своих домашних. Поэт показывает нам в разных жизненных ситуациях характер этого лица, внутреннюю жизнь его дома, судьбу его домашних (жены и дочери). В поэме сильны автобиографические черты: главный герой и его жена во многом напоминают родителей поэта.

Поэма вызвала одобрительные отзывы Добролюбова и других критиков. В анонимной рецензии «Московского обозрения» было сказано:

Несколько потрясающих по своему драматизму сцен, местами же неподдельный комизм и всегда тёплое чувство общечеловеческой любви… живая передача действительности, типически очерченные характеры и чудные описания природы довершают очарование, производимое этим свежим и истинно поэтическим созданием молодого, но уже шибко развернувшего творческие силы свои писателя .

Поэзия Никитина и русская музыкальная культура

На слова Никитина написано более 60 песен и романсов, многие - очень известными композиторами (Направник , Калинников, Римский-Корсаков). Некоторые стихотворения Никитина, положенные на музыку, стали популярными народными песнями. Наиболее известен «Ухарь-купец» («Ехал на ярмарку ухарь-купец…»), подвергшийся, впрочем, в народной версии сокращению и переделке, которые совершенно изменили нравственный смысл стихотворения.

Память

  • В Воронеже в 1911 году на Никитинской площади был установлен памятник поэту по проекту скульптора И. А. Шуклина.
  • В Воронеже , в доме, где поэт жил с 1846 года , с 1924 года действует литературно-мемориальный Дом-музей Никитина (Воронежский областной литературный музей имени И. С. Никитина).
  • В честь Ивана Саввича названа улица в городе Воронеже.
  • Воронежская областная универсальная научная библиотека носит имя поэта.
  • В Липецке есть улица Никитина.
  • В Новосибирске есть улица Никитина. Многие новосибирцы ошибочно полагают, что название улицы посвящено Афанасию Никитину.
  • В Воронеже функционирует гимназия имени И. С. Никитина.
  • В и 1974 годах в СССР были выпущены почтовые марки с изображением И. С. Никитина.
  • В 2011 году к 425-летию Воронежа Почта России выпустила открытку с изображением памятника И. С. Никитину (скульптор И. А. Шуклин).
  • В Барнауле есть улица Никитина.
  • Почтовые марки СССР

Напишите отзыв о статье "Никитин, Иван Саввич"

Примечания

Ссылки

  • в библиотеке Максима Мошкова
  • на

Отрывок, характеризующий Никитин, Иван Саввич

Князь Андрей почувствовал, что либо из всех дел, занимавших военного министра, действия кутузовской армии менее всего могли его интересовать, либо нужно было это дать почувствовать русскому курьеру. «Но мне это совершенно всё равно», подумал он. Военный министр сдвинул остальные бумаги, сровнял их края с краями и поднял голову. У него была умная и характерная голова. Но в то же мгновение, как он обратился к князю Андрею, умное и твердое выражение лица военного министра, видимо, привычно и сознательно изменилось: на лице его остановилась глупая, притворная, не скрывающая своего притворства, улыбка человека, принимающего одного за другим много просителей.
– От генерала фельдмаршала Кутузова? – спросил он. – Надеюсь, хорошие вести? Было столкновение с Мортье? Победа? Пора!
Он взял депешу, которая была на его имя, и стал читать ее с грустным выражением.
– Ах, Боже мой! Боже мой! Шмит! – сказал он по немецки. – Какое несчастие, какое несчастие!
Пробежав депешу, он положил ее на стол и взглянул на князя Андрея, видимо, что то соображая.
– Ах, какое несчастие! Дело, вы говорите, решительное? Мортье не взят, однако. (Он подумал.) Очень рад, что вы привезли хорошие вести, хотя смерть Шмита есть дорогая плата за победу. Его величество, верно, пожелает вас видеть, но не нынче. Благодарю вас, отдохните. Завтра будьте на выходе после парада. Впрочем, я вам дам знать.
Исчезнувшая во время разговора глупая улыбка опять явилась на лице военного министра.
– До свидания, очень благодарю вас. Государь император, вероятно, пожелает вас видеть, – повторил он и наклонил голову.
Когда князь Андрей вышел из дворца, он почувствовал, что весь интерес и счастие, доставленные ему победой, оставлены им теперь и переданы в равнодушные руки военного министра и учтивого адъютанта. Весь склад мыслей его мгновенно изменился: сражение представилось ему давнишним, далеким воспоминанием.

Князь Андрей остановился в Брюнне у своего знакомого, русского дипломата.Билибина.
– А, милый князь, нет приятнее гостя, – сказал Билибин, выходя навстречу князю Андрею. – Франц, в мою спальню вещи князя! – обратился он к слуге, провожавшему Болконского. – Что, вестником победы? Прекрасно. А я сижу больной, как видите.
Князь Андрей, умывшись и одевшись, вышел в роскошный кабинет дипломата и сел за приготовленный обед. Билибин покойно уселся у камина.
Князь Андрей не только после своего путешествия, но и после всего похода, во время которого он был лишен всех удобств чистоты и изящества жизни, испытывал приятное чувство отдыха среди тех роскошных условий жизни, к которым он привык с детства. Кроме того ему было приятно после австрийского приема поговорить хоть не по русски (они говорили по французски), но с русским человеком, который, он предполагал, разделял общее русское отвращение (теперь особенно живо испытываемое) к австрийцам.
Билибин был человек лет тридцати пяти, холостой, одного общества с князем Андреем. Они были знакомы еще в Петербурге, но еще ближе познакомились в последний приезд князя Андрея в Вену вместе с Кутузовым. Как князь Андрей был молодой человек, обещающий пойти далеко на военном поприще, так, и еще более, обещал Билибин на дипломатическом. Он был еще молодой человек, но уже немолодой дипломат, так как он начал служить с шестнадцати лет, был в Париже, в Копенгагене и теперь в Вене занимал довольно значительное место. И канцлер и наш посланник в Вене знали его и дорожили им. Он был не из того большого количества дипломатов, которые обязаны иметь только отрицательные достоинства, не делать известных вещей и говорить по французски для того, чтобы быть очень хорошими дипломатами; он был один из тех дипломатов, которые любят и умеют работать, и, несмотря на свою лень, он иногда проводил ночи за письменным столом. Он работал одинаково хорошо, в чем бы ни состояла сущность работы. Его интересовал не вопрос «зачем?», а вопрос «как?». В чем состояло дипломатическое дело, ему было всё равно; но составить искусно, метко и изящно циркуляр, меморандум или донесение – в этом он находил большое удовольствие. Заслуги Билибина ценились, кроме письменных работ, еще и по его искусству обращаться и говорить в высших сферах.
Билибин любил разговор так же, как он любил работу, только тогда, когда разговор мог быть изящно остроумен. В обществе он постоянно выжидал случая сказать что нибудь замечательное и вступал в разговор не иначе, как при этих условиях. Разговор Билибина постоянно пересыпался оригинально остроумными, законченными фразами, имеющими общий интерес.
Эти фразы изготовлялись во внутренней лаборатории Билибина, как будто нарочно, портативного свойства, для того, чтобы ничтожные светские люди удобно могли запоминать их и переносить из гостиных в гостиные. И действительно, les mots de Bilibine se colportaient dans les salons de Vienne, [Отзывы Билибина расходились по венским гостиным] и часто имели влияние на так называемые важные дела.
Худое, истощенное, желтоватое лицо его было всё покрыто крупными морщинами, которые всегда казались так чистоплотно и старательно промыты, как кончики пальцев после бани. Движения этих морщин составляли главную игру его физиономии. То у него морщился лоб широкими складками, брови поднимались кверху, то брови спускались книзу, и у щек образовывались крупные морщины. Глубоко поставленные, небольшие глаза всегда смотрели прямо и весело.
– Ну, теперь расскажите нам ваши подвиги, – сказал он.
Болконский самым скромным образом, ни разу не упоминая о себе, рассказал дело и прием военного министра.
– Ils m"ont recu avec ma nouvelle, comme un chien dans un jeu de quilles, [Они приняли меня с этою вестью, как принимают собаку, когда она мешает игре в кегли,] – заключил он.
Билибин усмехнулся и распустил складки кожи.
– Cependant, mon cher, – сказал он, рассматривая издалека свой ноготь и подбирая кожу над левым глазом, – malgre la haute estime que je professe pour le православное российское воинство, j"avoue que votre victoire n"est pas des plus victorieuses. [Однако, мой милый, при всем моем уважении к православному российскому воинству, я полагаю, что победа ваша не из самых блестящих.]
Он продолжал всё так же на французском языке, произнося по русски только те слова, которые он презрительно хотел подчеркнуть.
– Как же? Вы со всею массой своею обрушились на несчастного Мортье при одной дивизии, и этот Мортье уходит у вас между рук? Где же победа?
– Однако, серьезно говоря, – отвечал князь Андрей, – всё таки мы можем сказать без хвастовства, что это немного получше Ульма…
– Отчего вы не взяли нам одного, хоть одного маршала?
– Оттого, что не всё делается, как предполагается, и не так регулярно, как на параде. Мы полагали, как я вам говорил, зайти в тыл к семи часам утра, а не пришли и к пяти вечера.
– Отчего же вы не пришли к семи часам утра? Вам надо было притти в семь часов утра, – улыбаясь сказал Билибин, – надо было притти в семь часов утра.
– Отчего вы не внушили Бонапарту дипломатическим путем, что ему лучше оставить Геную? – тем же тоном сказал князь Андрей.
– Я знаю, – перебил Билибин, – вы думаете, что очень легко брать маршалов, сидя на диване перед камином. Это правда, а всё таки, зачем вы его не взяли? И не удивляйтесь, что не только военный министр, но и августейший император и король Франц не будут очень осчастливлены вашей победой; да и я, несчастный секретарь русского посольства, не чувствую никакой потребности в знак радости дать моему Францу талер и отпустить его с своей Liebchen [милой] на Пратер… Правда, здесь нет Пратера.
Он посмотрел прямо на князя Андрея и вдруг спустил собранную кожу со лба.
– Теперь мой черед спросить вас «отчего», мой милый, – сказал Болконский. – Я вам признаюсь, что не понимаю, может быть, тут есть дипломатические тонкости выше моего слабого ума, но я не понимаю: Мак теряет целую армию, эрцгерцог Фердинанд и эрцгерцог Карл не дают никаких признаков жизни и делают ошибки за ошибками, наконец, один Кутузов одерживает действительную победу, уничтожает charme [очарование] французов, и военный министр не интересуется даже знать подробности.



Загрузка...