electricschool.ru

Самый первый романов. Династия Романовых – XVII век

В монахи под именем Филарета . Когда архимандрит Филарет возведен был в сан ростовского митрополита, жена его Ксения, постриженная в монахини под именем Марфы, вместе с их сыном, Михаилом, поселилась в костромском Ипатьевском монастыре, который принадлежал к ростовской епархии. Во время пребывания поляков в Москве Марфа с Михаилом были в их руках и переносили с ними все бедствия осады от нижегородского ополчения , а после освобождения Москвы снова удалились в Ипатьевский монастырь.

Михаил Федорович Романов в юности

Великий земский собор, созванный в Москве для избрания царя, после бурных споров, разногласий и интриг, 21 февраля 1613 единогласно положил избрать на царство 16-летнего Михаила Федоровича Романова . Главной причиной, побудившей собор к этому выбору, было, вероятно, то обстоятельство, что Михаил по женской линии приходился племянником последнему царю старой династии, Федору Иоанновичу . Потерпев столько неудач при выборе новых царей во время смуты, народ убедился, что избрание только тогда будет прочно, если оно падет на лицо, соединенное более или менее тесною родственною связью с прекратившейся династией. Бояр, руководивших ходом дел на Соборе, могли склонять в пользу Михаила Федоровича также его юный возраст и кроткий, мягкий характер.

11 июля 1613, совершилось в Москве царское венчание Михаила Романова. Первою заботою молодого царя было умиротворение государства, терзаемого врагами извне и внутри. К концу 1614 государство было очищено от казацких шаек Заруцкого, Баловня и др. ; дольше держался литовский наездник Лисовский, от которого избавила Россию его внезапная смерть только в 1616.

Гораздо труднее было уладить внешние дела. Со шведами, захватившими Новгород и продолжавшими наступательные действия под начальством короля Густава Адольфа, в 1617 г. правительство Михаила Федоровича Романова заключило Столбовский мир , по которому Россия отдавала Швеции Ивангород, Ямы, Копорье и Орешек, что снова отрезало Москву от берегов Балтийского моря. Еще опаснее был второй враг – Польша, выставлявшая претендентом на московский престол королевича Владислава, которого призывала ранее сама же Москва . Но московские всяких чинов люди, «не щадя голов своих», сделали последнее усилие и отбили все приступы Владислава . 1 декабря 1618 г. было заключено Деулинское перемирие с уступкою Польше Смоленска и Северской земли, при чем Владислав от прав на московский престол не отказался.

По этому перемирию вернулся в Москву (в июне 1619 г.) отец царя Михаила Федоровича, митрополит Филарет, отправленный в 1610, в Польшу для переговоров и задержанный там. Возведенный тотчас по возвращении в сан московского патриарха с титулом «великого государя», он стал править вместе с Михаилом: дела докладывались обоим и решались обоими, иностранные послы представлялись обоим вместе, подавали двойные грамоты и подносили двойные дары. Это двоевластие продолжалось до смерти патриарха Филарета (1 октября 1633).

Патриарх Филарет. Художник Н. Тютрюмов

В 1623 Михаил Федорович Романов женился на княжне Марье Владимировне Долгоруковой, но она в тот же год умерла, и в следующем году царь женился на Евдокии Лукьяновне Стрешневой, дочери незначительного дворянина.

Деулинское перемирие не было прочно: Владислав продолжал носить титул московского царя, польское правительство не признавало Михаила Федоровича, не хотело с ним сноситься и оскорбляло его в своих грамотах. В 1632, вспыхнула вторая польская война , к которой в Москве давно готовились. Начатая весьма удачно, война была испорчена несчастной капитуляцией под Смоленском боярина М. Б. Шеина, заплатившего своей головой за неудачу. Правительство Михаила Федоровича Романова избавилось от затруднений только благодаря приближению турецкой армии к польским границам. Поляновский мир 17 мая 1634 оставлял за поляками все города, кроме Серпейска, уступленные по Деулинскому перемирию; русские уплачивали 20 тысяч рублей деньгами, а Владислав отказывался от своих прав на московский престол.

Правительство царя Михаила Федоровича вынуждено было всячески избегать войн, так что, когда в 1637 г. донские казаки взяли турецкую крепость Азов (при устье Дона), то по совету с земским собором (в 1642) Михаил отказался поддержать их и велел очистить Азов, не желая и не имея возможности вести войну о могущественным турецким султаном.

Сидение царя Михаила Фёдоровича с боярами. Картина А. Рябушкина, 1893

Главное внимание правительства Михаила Романова было обращено на внутреннее устройство государства , на подъем его экономических сил и упорядочение финансовой системы. Из каждого города приказано было взять в Москву по одному человеку из духовенства, по два из дворян и детей боярских и по два из посадских людей, которые могли бы сообщить правительству точные сведения о состоянии областей и о способах помочь разоренным жителям. Земские соборы , которых при Михаиле Федоровиче насчитывают около 12, значительно облегчали работу правительства, Необходимость упрочить внешнее положение государства заставила в 1621–22, произвести разбор военно-служилого класса по всему государству; еще раньше, в 1620 г., начат был новый кадастр. Десятни разборные и новые писцовые и дозорные книги этого времени дают любопытное описание военных и фискально-экономических сил государства, потерпевшего от бурь смутного времени. Попытки вызова ученых иноземцев, исправления богослужебных книг и основания правительственной школы в Москве дополняют общую картину работы правительства царя Михаила Федоровича.

Михаил Федорович Романов, основатель династии, скончался 12 июля 1645 г., оставив 3 дочерей и 16-летнего сына Алексея Михайловича , который и сменил его на престоле.

Правящая династия Романовых подарила стране много гениальных царей и императоров. Интересно, что данная фамилия принадлежит далеко не всем ее представителям, встречались в семье дворяне Кошкины, Кобылины, Милославские, Нарышкины. Генеалогическое древо династии Романовых демонстрирует нам, что история этой семьи берет начало в 1596 году.

Генеалогическое древо династии Романовых: начало

Родоначальник семьи - сын боярина Федора Романова и боярыни Ксении Ивановны, Михаил Федорович. Первый царь из династии. Он приходился двоюродным племянником последнему императору из московской семейной ветви Рюриковичей - Федору Первому Иоанновичу. 7 февраля 1613 года его избрал на царствование 21 июля того же года был совершен обряд на царствование. Именно этот момент стал началом правления великой династии Романовых.

На начало 1917 года династия Романовых насчитывала 32 представителя мужского пола, 13 из которых были убиты большевиками в 1918-19 годах. Те, кто избежал этого, осели в Западной Европе (в основном — во Франции) и США. В 1920-30-е годы значительная часть представителей династии продолжала надеяться на крах советской власти в России и восстановление монархии.

1. Собор признал, что право на осуществление Верховной власти в России принадлежит династии Дома Романовых.
2. Собор посчитал необходимым и соответствующим желанию населения возглавление национальной государственности Верховным правителем из членов Династии, на кого члены Дома Романовых укажут.
3. Правительству предлагалось вступить в переговоры с представителями Дома Романовых.

Все нынешние представители этого рода являются потомками четырёх сыновей Николая I:

* Александровичи, потомки Александра II. Эта ветвь имеет четырёх ныне живущих представителей — его праправнучку, Марию Владимировну, её сына Георгия, и братьев Дмитрия и Михаила Павловичей Романовых-Ильинских (младший из которых родился в 1961 году).
* Константиновичи, потомки Константина Николаевича. По мужской линии ветвь пресеклась в 1973 году (со смертью Всеволода, сына Иоанна Константиновича).
* Николаевичи, потомки Николая Николаевича Старшего. Два ныне живущих мужских представителя — братья Николай и Дмитрий Романовичи Романовы, младший из которых родился в 1926 году.
* Михайловичи, потомки Михаила Николаевича. К этой ветви принадлежат все остальные живущие ныне мужчины-Романовы (см. ниже), младший из них родился в 2009 году.

На территории СССР оставались лишь двое из потомков Романовых по мужской линии — дети Александра Искандера: (Наталья и Кирилл (1915—1992) Андросовы); остальные либо уехали, либо погибли.

22 декабря 2011 года президент непризнанной Приднестровской Молдавской Республики И.Н. Смирнов подписал Указ «О статусе Российского Императорского Дома в Приднестровской Молдавской Республике». Согласно этому указу, на территории Приднестровской Молдавской Республики Российский императорский дом признаётся уникальной исторической институцией без прав юридического лица, принимающей участие в патриотическом и духовно-нравственном воспитании граждан Приднестровской Молдавской Республики, сохранении историко-культурного наследия, традиций приднестровского общества. Ещё в 2009 Мария Владимировна Романова была награждена высшей наградой ПМР- орденом Республики. 9 июня 2011 года впервые после 1917 года государственной наградой России награждён представитель Дома Романовых: князь Романов, Дмитрий Романович.

Всего на май 2010 года род Романовых насчитывал 12 представителей мужского пола. Среди них только четверо (внуки и правнук князя Ростислава Александровича) — не старше сорока лет.

Выдающиеся личности - династия Романовых.

Генеалогическое древо включает в себя около 80 человек. В этой статье затронем не всех, а только царствующих особ и их семьи.

Генеалогическое древо династии Романовых

У Михаила Федоровича и его жены Евдокии был один сын - Алексей. Он возглавлял престол с 1645 по 1676 годы. Был дважды женат. Первая жена - Мария Милославская, от этого брака у царя родилось трое детей: Федор - старший сын, Иван Пятый и дочь Софья. От брака с Натальей Нарышкиной у Михаила родился один сын - Петр Первый, который впоследствии стал великим реформатором. Иван женился на Прасковье Салтыковой, от этого брака у них родились две дочери - Анна Иоанновна и Екатерина. У Петра было два брака - с Евдокией Лопухиной и Екатериной Первой. От первого брака у царя родился сын Алексей, который потом женился на Софье Шарлотте. От этого брака родился Петр Второй.

Генеалогическое древо династии Романовых: Петр Первый и Екатерина Первая

От брака родилось трое детей - Елизавета, Анна и Петр. Анна вышла замуж за Карла Фридриха, и у них родился сын - Петр Третий, который женился на

Генеалогическое древо династии Романовых: ветвь Милославских Екатерине Второй. Она, в свою очередь, отобрала корону у мужа. Но у Екатерины был сын - Павел Первый, который женился на Марии Федоровне. От этого брака родился император который в будущем женился на Александре Федоровне. От этого брака родился Александр Второй. У него было два брака - с Марией Александровной и Екатериной Долгоруковой. Будущий наследник престола - Александр Третий - родился от первого брака. Он, в свою очередь, женился на Марии Федоровне. Сын от этого союза стал последним императором Росии: речь идет о Николае Втором.

У Ивана Четвертого и Прасковьи Салтыковой было две дочери - Екатерина и Анна. Екатерина вышла замуж за Карла Леопольда. От этого брака родилась Анна Леопольдовна, которая вышла замуж за Антона Ульриха. У супругов родился сын, известный нам как Иван Четвертый.

Таково вкратце генеалогическое древо Романовых. Схема включает в себя всех жен и детей правителей Российской Империи. Родственники второго порядка не рассматриваются. Несомненно, Романовы - это самая яркая и сильная династия, которая правила Россией.

В 2013 году отмечается 400-летие восшествия на русский престол первого представителя династии Романовых, царя Михаила Федоровича. Фамилии, при которой Россия встала в один ряд с величайшими державами мира, посвящена открывающаяся в понедельник, 4 ноября, выставка «Русь Православная. Романовы». В этой связи «Ридус» предлагает вспомнить, откуда пошли Романовы, почему на закате правящей династии царей называли «немцами» и как обстоят дела у потомков русский царей сегодня.

Герб рода Романовых. © РИА Новости

В День народного единства, 4 ноября, в московском Манеже открывается выставка «Православная Русь. Романовы». Это дань памяти правителям той старой России, которая осталась в летописях, первых исторических трудах, дневниковых записях и на закате своем в фотографиях Прокудина-Горского . Организаторы выставки, которая обещает быть действительно интересной и полезной, предлагают взглянуть нам с вами на нашу историю беспристрастно, не идеализируя державных правителей.

«Во многом и сегодня мы пользуемся плодами их (Романовых - прим. ред.) трудов, забывая о том, кому мы этим обязаны», - отмечает ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре архимандрит Тихон (Шевкунов).

Пересказывать историю трехсот лет царствования Романовых, пожалуй, смысла нет, поскольку ее, так или иначе, все мы учили в школе. А вот о происхождении рода, который во многом предопределил развитие русской государственности, поговорить интересно.

Основателем династии считается московский боярин Никита Романович Захарьин-Юрьев, чья сестра Анастасия Романовна стала первой женой первого русского царя Ивана Васильевича Грозного. Фигурой Никита Романович был видной – в Москве до сих пор сохранились названия улиц, которые тесно связаны с дедом первого царя из Дома Романовых Михаила Федоровича. Романов переулок получил свое название по палатам Никиты Романовича, которые в нем находились. А самая длинная улица в центре столицы – Большая Никитская – названа так по Никитскому мужскому монастырю, который был основан Никитой Романовичем.

Михаил Федорович Романов (1596–1645).

Происхождение Никиты Романовича удается проследить до боярина Андрея Кобылы, который служил при дворе московских князей Ивана Калиты и Симеона Гордого. В Бархатной книге, где собраны родословные наиболее знатных боярских и дворянских фамилий России, говорится, что Андрей Кобыла прибыл на Русь из Пруссии. Современные историки, однако, считают эту версию несостоятельной, и приписывают появление этой легенды моде XVII века (время появления Бархатной книги): тогда среди бояр считалось престижным вести свое происхождение от западных фамилий. Крупный историк боярских фамилий Степан Веселовский, а также ряд других исследователей, в том числе Александр Зимин, возводят происхождение Андрея Кобылы к новгородской знати.

Первым же фамилию Романов, в честь деда, начал носить Федор Никитич, более известный истории как Патриарх Филарет. В монахи Федор Никитич был пострижен насильно вместе с женой Ксенией Шестовой, когда все братья Романовы подверглись опале при Борисе Годунове. Приняв постриг, Филарет остался человеком светским и при этом сильным политиком. Его сын Михаил Федорович, во многом благодаря отцу, в 1613 году был избран царем. До конца жизни Филарет был соправителем при царе и с 1619 года фактически руководил московской политикой и наряду с царем использовал титул «Великий Государь».

Патриарх Филарет. Художник Тютрюмов Никанор.

При Петре Великом царский дом превратился в императорский. Но уже при Елизавете Петровне, которая осталась незамужней и бездетной, прямая женская линия династии Романовых пресеклась. Мужская же оборвалась за тридцать лет до этого, еще при Петре II в 1730 году. Перед смертью Елизавета приняла решение передать власть сыну своей покойной сестры, второй дочери Петра I и Екатерины I Анны Петровны. Та была замужем за герцогом Карлом Гольштейн-Готторпским, так что фактически род Романовых перешел в род Гольштейн-Готторпов. Так что Петр III признавался членом Дома Романовых только по династическому договору. С этого момента, по генеалогическим правилам, императорский род именуется Гольштейн-Готторп-Романовским.

В популярной историографии на эту деталь, как правило, внимания не обращают, продолжая именовать правителей просто Романовыми. Однако русские аристократы всегда помнили о происхождении правителей, и о том, что род Романовых «в мужском колене угас в 1730 году», как это было прописано в «Малом энциклопедическом словаре» Брокгауза и Ефрона (1907–1909). На «немецком» происхождении правящей династии многие политики строили интриги, а некоторые и вовсе называли, например, Александра II «исполняющим в России должность Романова». Своего апогея подобные спекуляции достигли к началу 1917 года, когда практически вся российская аристократия отвернулась от царского семейства, и император Николай II принял решение отречься от престола. Брошенные и преданные верхушкой российского общества последние Романовы нашли свой конец в подвале дома Ипатьева в Екатеринбурге в ночь с 16 на 17 июля 1918 года, где были расстреляны большевиками.

Все Романовы: Император Николай II с женой Александрой Федоровной и детьми - сыном Алексеем и дочерьми - Ольгой, Татьяной, Марией, Анастасией.

После Октябрьской революции удалось спастись 47 представителям Дома Романовых, которые оказались в изгнании за границей. Некоторые из них вплоть до конца 30-х годов надеялись на реставрацию монархии в России. В 1942 году двоим представителям Дома Романовых предлагали Черногорский престол. В настоящее время большинство представителей рода входят в Объединение членов дома Романовых. Главой ассоциации с 1989 года является князь Николай Романович Романов.

Николай II и цесаревич Алексей.

Цесаревич Алексей за учебой. Последнее поколение царской семьи.

Российский император Николай II с наследником цесаревичем Алексеем (на втором плане на руках казака) отбывают из Новоспасского монастыря. Празднование 300-летия Дома Романовых. © РИА Новости

Дом, в котором провела последние дни семья императора Николая Романова. © Игорь Виноградов/РИА Новости

Княгиня Ольга Николаевна Куликовская-Романова. © Виталий Аньков/РИА Новости

21 Февраля 1613 года на Великом Московском Соборе был обран , то есть обретен Родоначальник новой Царственной Династии юный боярин Михаил Феодорович Романов. Духовная разница между волевым «коллективным» избранием силою большинства и единогласным обретением законного Наследника Престола через соборное испытание Божией воли весьма существенная, хотя в историографической литературе принято говорить именно об «избрании» Царя Собором. Но сами соборные документы свидетельствуют только о единогласной, единодушном обрании - обретении нового Государя и Династии. Те же документы называют Царя Михаила избранником Божиим, причем не только персональным избранником, но и по достоинству Рода Своего, избранного у Бога.

По генеалогическим преданиям русский боярский Род Романовых ведет своё начало от происходящего «из Литвы» воеводы княжеского рода Андрея Ивановича Кобылы, прибывшего примерно в 1330-е годы из Великого Новгорода на службу ко Двору Великого Князя Иоанна Даниловича Калиты. В некоторых родословных записях Андрей Кобыла указывается как прибывший «из Прус», то есть из Пруссии, или «из Немец». Все эти характеристики - из Литвы, из Пруссии или из Немцев не противоречат друг другу - они означают одни и те же земли на юго-восточном побережье Варяжского (Балтийского) моря.

Древняя Пруссия - обширная область на Юго-Восточном побережье Балтики, в первой четверти XIII столетия была завоевана германским Тевтонским орденом и насильственно онемечена. Но часть земель Восточной Пруссии в те же времена оказалась во владении Литовского княжества, государственность которого в свою очередь основывалась на древнерусской культурной традиции: вплоть до первой трети XVI века письменным языком Литвы был древнерусский язык, на котором велось летописание, юридическое и торговое делопроизводство.

Эти земли издревле населяли иафетические славянские и балтские племена, которые жили в тесном культурном взаимодействии. Сохранившиеся фрагменты древне-прусского языка указывают на его близость, с одной стороны, к славянскому языку, с другой стороны, к балтским наречиям, к которым относился тогда и безписьменный литовский язык.

С древнейших времен в Великом Новгороде существует Прусская улица. Расположенная на Загородском Конце, свое начало она брала от Покровских ворот Новгородского Детинца (центральной части Кремля), причем это было местом поселения не заезжих иностранцев, а коренных православных новгородцев. Первое упоминание о Прусской улице в истории Новгорода относится к 1218 году, когда во время мятежа Торговой стороны и Неревского конца Людин конец и жители Прусской улицы поддержали посадника Твердислава. Встречается название улицы в Новгородской Летописи и под 1230 годом. Но археологические исследования указывают, что в качестве городской структуры задолго до 1218 года на этом месте уже существовала улица, возможно, с тем же названием, ведь в упоминании 1218 года говорится не об основании или наименовании этой улицы Прусской. Просто к этому году относится древнейшее из дошедших до нас упоминаний о ней. Другое упоминание в Новгородской летописи относится к 1230 году - в связи храмом Двенадцати Апостолов на Пропастех, возле которого массово хоронили умиравших от голода 1230 года новгородцев. Знаменательно и то, что год 1218 свидетельствует о компактном поселении в Новгороде православных прусских славян ещё до начала захвата Восточной Пруссии в 1225 году Тевтонским орденом.

Многие знатные исконно новгородские фамилии вели свое происхождение «из Прус». Например, был знаменит прусский воевода славянского происхождения Михаил Прушанин, который прибыл в Великий Новгород со своей дружиной в начале XIII столетия и потом служил Великому Князю Александру Невскому. По одним преданиям Михаил Прушанин участвовал в знаменитой Невской битве (1240), по другим участником битвы был его сын.

Михаил Прушанин был родоначальником русских дворянских и боярских фамилий Шестовых, Морозовых, Салтыковых. Мать Царя Михаила Феодоровича Ксения Иоанновна - Великая Инокиня Марфа, была дочерью Ивана Васильевича Шестова.

По семейному преданию Андрей Иванович Кобыла был одним из сыновей прусского князя Дивона Алексы (Медведя) - прямого потомка Прусского Царя Видевута, время жизни которого относят к IV веку по Р.Х.

Князь Дивон принял в Новгороде Великом Святое Крещение с именем Иоанн. Знаменитый Новгородец, герой Невской битвы Гаврила Алексич († 1241) по преданию был братом Князя Дивона-Иоанна, возможно, братом не родным, а двоюродным или троюродным. Гаврило Алексич также стал родоначальником многих знатных русских родов - Пушкиных, Акинфовых, Челядиных, Хромых-Давыдовых, Бутурлиных, Свибловых, Каменских, Курицыных, Замыцких, Чулковых и других.

Их же общий пращур Прусский Царь Видевут с братом Князем Брутеном прибыли по Висле или Неману на побережье Балтики и основали под своим началом древнее Царство, которое назвали, видимо, по имени своего пращура Пруса - Пруссией.

Имя «Прусий» неоднократно встречается в известной династии Фракийских Царей, царствовавших с V по I столетие до Р.Х. в Вифинии (Малая Азия) и на Балканах. И в имени Князя Брут ена, брата Царя Видевута, также отдаленно звучит имя «Прус». По-латыни «Пруссия» пишется как «Боруссия» (Borussia) или как «Прутения» (Prutenia). В свою очередь «Сказание Святителя Спиридона-Саввы» и «Сказание о Князьях Владимирских» указывают на происхождение Великого Князя Рюрика Новгородского от Князя Пруса - брата Императора Августа. Римская история не знает такого родного брата у Октавиана Августа, но породнение, скажем, юридическое самого Императора Августа или его предшественника первого консула Юлия Цезаря с кем-нибудь из потомков Вифинских Царей, носившим имя Прусий, быть вполне могло, о чем и донесло до нас известие из древнерусского предания. Это указывает на то, что согласно таким родословным преданием и предки Великого Князя Рюрика Новгородского, и предки боярина Андрея Ивановича Кобылы могли иметь общего пращура Царского происхождения.

Подобные предания о единых и общих в древности корнях прослеживаются для большинства Царских Европейских Династий, они хорошо известны специалистам по Августейшим генеалогиям. Документальную историческую достоверность таких преданий на основании строгих письменных источников доказать невозможно. Но вместе с тем история - это не математика или классическая физика, хотя и оперирует в подавляющем большинстве исторического материала достаточно точными хронологическими данными и документированными фактами. Указывая на вполне понятную зыбкость подобных генеалогических преданий, письменная фиксация которых произошла только в XIV-XVIII столетиях, подлинная историческая наука не должна сходу отвергать их. Напротив, она должна свидетельствовать о них и бережно сохранять то, что родовая память наших предков сохраняла и передавала из уст в уста на протяжении многих и многих столетий, иначе «научно» будет отвергаться то, что именуется человеческой памятью .

Сам факт, что прибывший из Великого Новгорода в Москву Андрей Иоаннович Кобыла при Дворе Московских Великих Князей Иоанна Калиты и Симеона Иоанновича Гордого был боярином , указывает на то, что этот человек в те поры был славен знатностью и благородством происхождения. Боярский сан был высшим государственным чином в иерархии того времени, тогда одновременно при Великом Князе редко число бояр превышало 5-6 человек, какому-нибудь безвестному ловкому выскочке такой высший чин в те времена просто не присвоили бы. Только действительно знатный человек боярин Андрей Кобыла мог быть послан в 1347 году сватом Великого Князя Владимирского и Московского Симеона Иоанновича Гордого ко Двору Тверского Князя Всеволода Александровича за невестой Княгиней Марией Александровной. Тем более тот брачный договор был сопряжен с важнейшей дипломатической миссией, в результате которой Князь Всеволод Александрович Тверской должен был отказаться от ханского ярлыка на Тверской удел и вернуться на Княжение в Холм под Тверью, передав Тверское Княжение Князю Василию Михайловичу Кашинскому. Подобные труднейшие вопросы династических браков и смены уделов никак не могли доверить людям незнатным, не сведущим в тонкостях великокняжеской дипломатии.

Само понятие «знать» вовсе не означает широкую известность, как сейчас полагают многие. Древнерусское понятие «знать» обозначает носителей особых, наследственных знаний о премудростях Верховной Власти, знаний, которые нигде не преподавались, а передавались только от старших поколений младшим из рода в род. Знатные люди были потомками носителей Верховной Власти. Знать - хранители древнейших властных традиций, представители знатных родов сами являлись живым преданием, живой традицией, которая в силу сокровенного характера тех знаний не фиксировалась подробно письменно, но эти особые знания высоко ценились окружающими, ставили знатных людей в особое положение в древнем социуме.

У древних прусов под предводительством Царя Видевута и Князя Брутена развился культ священного белого коня, известного у балтийских славян с глубокой древности, и культ священного дуба в селении Ромове, имя которого может указывать на архаическую память об Апеннинском Риме (Roma). Символика этих культов отобразилась на гербе Пруссии, на котором изображались и сами Видевут с Брутеном, и белый конь, и дуб. По московским родословцам известно, что у А.И.Кобылы было пятеро сыновей - Семен Жеребец, Александр Ёлка, Василий Ивантей, Гавриил Гавша и Фёдор Кошка. Кроме того известны знатные новгородские рода Сухово-Кобылиных и Кобылиных, происхождение которых новгородские и тверские родословцы связывают с А.И.Кобылой.

Семен Жеребец стал родоначальником для русских знатных фамилий - Жеребцовых, Лодыгиных, Коновницыных, Кокоревых, Образцовых. От Александра Ёлки ведут свое происхождение Колычевы, Неплюевы и Боборыкины. От Фёдора Кошки - Кошкины, Романовы, Шереметевы, Яковлевы, Голятьевы, Беззубцевы и другие.

«Конская» тематика в прозвищах Кобыла, Жеребец, в фамилиях - Кобылины, Жеребцовы, Коновницыны, топоним - Кобылье Городище у Чудского озера неподалеку от места Ледового побоища (1242), которое, кстати, в 1556 году давалось Царем Иоанном Васильевичем Грозным в кормление одному из Сухово-Кобылиных, но по письменным источникам известное с таким названием еще с середины XV столетия (город Кобыла) - все это может указывать на родовую память о «тотемном» белом коне Прусского Царя Видевута. А священный дуб из Ромова присутствует почти на всех гербах вышеназванных дворянских фамилий, ведущих свое происхождение от Андрея Кобылы.

Был Московским боярином и Федор Андреевич Кошка († 1407), во время похода Великого Князя Димитрия Иоанновича на Куликово поле в 1380 году боярину Федору Андреевичу Кошке-Кобылину было поручено блюсти Москву. Его старший сын Иван Федорович Кошкин-Кобылин (†1427) также был весьма близок к Великому Князю Димитрию Донскому (он в таком качестве упомянут в завещании Князя Димитрия), а потом стал боярином у Великого Князя Василия I Дмитриевича († 1425) и даже у юного тогда Великого Князя Василия II Васильевича (1415-1462). Его младший сын Захарий Иванович Кошкин-Кобылин († 1461) также занимал высокое боярское положение при Дворе Великого Князя Василия II Васильевича.

При этом надо отметить, что боярский чин никогда не был буквально наследственным, хотя и присваивался только наиболее знатным людям государства, боярский чин обязательно выслуживался личными подвигами и заслугами перед Государем, хотя немалое значение имели и родственные связи по женским линиям. Служба из поколения в поколение потомков боярина Андрея Кобылы Московским Государям в столь высоких чинах означала наличие высоких личных достоинств у представителей этого знатного рода. К сожалению, не сохранилось сведений о супругах этих четырех поколений государственных деятелей, начиная с Андрея Ивановича Кобылы до Захария Ивановича Кошкина. Но несомненно то, что часть этих брачных союзов заключались с представительницами высшей московской аристократии, большинство из которых в те времена были либо прямыми, хотя и отдаленными потомками Великого Князя Рюрика, либо ближайшими их родственниками. Именно этим дополнительно можно объяснить устойчивость боярского статуса рода Кобылиных-Кошкиных, когда степень «конкуренции» с прямыми Рюриковичами могла смягчаться именно родственными связями.

При Великом Князе Иоанне III Васильевиче Юрий Захарьевич Захарьин-Кошкин († 1504) стал воеводой, участвовал в стоянии на Угре 1480 года, в походе на Великий Новгород (1480) и на Казань в 1485 году, с 1488 года стал Великокняжеским Наместником в Великом Новгороде, где искоренял ересь жидовствующих, и получил боярский чин в 1493 году. Супругой Юрия Захарьевича Кошкина стала дочь великокняжеского боярина Ивана Борисовича Тучкова. И.Б.Тучков не был представителем московской аристократии, но происходил из новгородского боярского рода и поступил на службу к Великому Князю Московскому Иоанну III Васильевичу. В 1477 году он уже в качестве великокняжеского боярина выполнял важную военно-дипломатическую миссию по присоединению Великого Новгорода к Москве. Видимо, этими «новгородскими» родственными связями можно объяснить, почему московский воевода Юрий Захарьевич Захарьин-Кошкин в 1488 году стал наместником в Новгороде. У боярина Юрия Захарьевича было шесть сыновей, имена пятерых из них - Иван, Григорий, Василий, Михаил, Роман и дочь Анна. Михаил Юрьевич (†1538) выслужил боярский титул в 1521 году, Григорий Юрьевич (†1558) стал боярином в 1543 году.

Видимо, младший из братьев - Роман Юрьевич Захарьин-Юрьев (†1543) дослужился «только» до окольничего и воеводы. Но и чин окольничего - второй после боярского, был чрезвычайно высок в старорусской иерархии, число окольничих в правительстве Великого Князя обычно не превышало трех-четырех. Сам факт, что его родные братья были боярами, свидетельствует о сохранении высокого статуса рода и в этом поколении. Роман Юрьевич упоминается в разрядах 1533 и 1538 годов, он был дважды женат, вторую из жен звали Ульяна (†1579), предположительно урожденная Карпова, дети: Долмат (†1545), Даниил (†1571), Никита, Анна, Анастасия. Даниил Романович Захарин-Юрьев стал боярином в 1548 году.

Анна Романовна вышла замуж за князя Василия Андреевича Сицкого (†1578) из ярославской ветви Рюриковичей. А младшая дочь красавица Анастасия Романовна (†1560) стала в 1547 году первой Русской Царицей - Супругой юного Царя Иоанна Васильевича Грозного. Она родила Государю шестерых детей, трех Царевичей - Димитрия, Иоанна и Феодора, и трех дочерей - Анну, Марию и Евдокию, Царевич Димитрий по неосторожности был утоплен в младенчестве, не пережили младенчества и три Дочери Русской Царицы.

Пожалуй, самым знаменитым боярином из прямых потомков Андрея Ивановича Кобылы был его пра-пра-пра-правнук Никита Романович Захарьин-Юрьев (†1586; перед смертью постригся в монашество с именем Нифонт). Он был одним из ближайших сподвижников, советников Царя Иоанна и воспитателем Царевичей Иоанна и Феодора. Окольничим он стал в 1558 году, боярином - в 1562 году. Слава о благородстве характера и доблести Никиты Романовича была столь широка, что в народе о нем слагали песни, которые пели и столетия спустя.

Никита Романович был женат дважды. Первой его супругой была Варвара Ивановна, урожденная Ховрина (†1552). Ховрины происходили из древнего крымского готфского княжеского рода Гаврасов (по-татарски: Ховра). От первого брака у Никиты Романовича было две дочери - Анна Никитична (†1585), вышедшая замуж за князя Ивана Федоровича Троекурова (из Рюриковичей) и Евфимия (†1602), выданная замуж за близкого родственника князя Ивана Васильевича Сицкого.

После смерти Варвары Ивановны в 1552 году Никита Романович женился вторично на Евдокии Александровне, урожденной княжне Горбатой-Шуйской из Рода Рюриковичей, от Мономаховичей по линии Суздальских Князей. От этого брака известно ещё одиннадцать детей Никиты Романовича - старший Фёдор (в монашестве Филарет; †1633), Марфа (†1610) - супруга кабардинского князя Бориса Кейбулатовича Чекрасского, Лев (†1595), Михаил (†1602), Александр (†1602), Никифор (†1601), Иван по прозвищу Каша (†1640), Ульяна (†1565), Ирина (†1639) - супруга окольничего Ивана Ивановича Годунова (†1610), Анастасия (†1655) - супруга конюшего Бориса Михайловича Лыкова-Оболенского (†1646) и, наконец, Василий (†1602).

Старший сын Никиты Романовича Фёдор, родившийся около 1554 года, стал боярином в правительстве своего двоюродного брата - Царя Феодора Иоанновича - сразу после смерти отца в 1586 году. Незадолго до этого около 1585 года Федор Никитич женился на Ксении Ивановне, урожденной Шестовой из костромских дворян, отец которой Иван Васильевич Шестов был призван в 1550 году в числе Царской Тысячи на службу в Москву. Напомню, Шестовы вели свое родословие от новгородского боярина и воеводы начала XIII столетия Михаила Прушанина. У Федора Никитича и Ксении Ивановны было шестеро детей, четверо из которых умерло в младенчестве: Татьяна (†1612) - супруга князя Ивана Михайловича Катырева-Ростовского (†около 1640), Борис (†1592), Никита (†1593), Михаил (†1645), Лев (†1597), Иван (†1599).

На царской службе боярин Федор Никитич был успешен, но далеко не на первых позициях: с 1586 года он наместничал в Нижнем Новгороде, в 1590 году участвовал в победоносном походе против Швеции, потом в 1593-1594-х гг. он был наместником во Пскове, вел переговоры с послом императора Рудольфа - Варкочем, в 1596 году состоял воеводой Царского полка правой руки, от 1590-х годов дошло до нас несколько местнических дел, касающихся боярина Феодора Никитича Романова, указывающих на его достаточно влиятельное положение среди московского боярства, некоторые его младшие братья входили в расширенный состав Государевой Думы.

Перед смертью боярин Никита Романович завещал Борису Федоровичу Годунову заботу о своих детях, и согласно известным документов опека царского шурина и первого боярина - фактически правителя России Б.Ф.Годунова о Никитичах была вполне искренней, а сами Романовы почитали себя верными союзниками Б.Ф.Годунова, этому способствовали и родственные связи - Ирина Никитична была супругой И.И.Годунова. Внезапная кончина Царя Феодора Иоанновича 7 Января 1598 года этой ситуации во взаимоотношениях Б.Ф.Годунова и Романовых не изменила. Хотя старший сын шурина Царя Иоанна, двоюродный брат Царя Феодора, боярин Фёдор Никитич имел определенное преимущество если не более близкого, то более значительного родства перед шурином Царя Феодора и родным братом Царицы Ирины Феодоровны (†1603) первым боярином Борисом Годуновым, на Великом Московском Соборе в Январе-Марте 1598 года вопрос об иных претендентах на Царский Престол кроме первого боярина и правителя Б.Ф.Годунова даже не поднимался. Нет о выдвижении иных претендентов и явных неофициальных свидетельств того же периода.

Нет таких указаний даже в дипломатических донесениях из России за Январь-Март 1598 года, в которых иностранные послы старалась отразить любые слухи о дворцовых политических интригах. Впрочем, для западноевропейского правосознания той поры преимущество прав Федора Никитича Романова на Царский Престол перед аналогичными правами Б.Ф.Годунова было непонятно. Они скорее могли видеть претендентов среди прямых Рюриковичей, в первую очередь князей Шуйских, или хотели искать военных поводов для вмешательства во внутреннюю политику России для навязывания претендентов из Династий Европы, чем сравнивать права на Престол Б.Ф.Годунова и Ф.Н.Романова.

В одном из донесений от польского посла в Январе или начале Февраля 1598 года даже содержался «прогноз», что Б.Ф.Годунов, дабы сохранить свои позиции во власти, вдруг объявит, что Царевич Димитрий Иоаннович Углицкий на самом деле не был убит 15 Мая 1591 года, и посадит на Престол своего человека под видом сына Царя Иоанна. Эта загадочная интрига, именно поляками совершенно в ином ключе развернутая к 1604 году, указывает на то, что в конце Февраля 1598года иностранцы даже не смогли предвидеть реального решения Великого Московского Собора.

Решающим фактором в вопросе восприемства Престола, очевидно, была позиция Святителя Иова, Патриарха Московского и всея Руси, который полагал, что брат Царицы, в руках которого с 1586 года находились все основные бразды правления государства, который зарекомендовал себя опытным и мужественным политиком, масштабным устроителем Земли Русской в градоустроительном, военном, налоговом и хозяйственном делах, как никто другой был способен нести тяжкий Царский Крест. Конечно, Святейший Патриарх хорошо понимал, что некоторые наследные преимущества есть и у двенадцатого по чести боярина Федора Никитича Романова, но его заслуги в государственном строительстве с 1584 года были неизмеримо меньше, чем вклад в процветание России и Русской Православной Церкви Б.Ф.Годунова, много сделавшего для утверждения Патриаршества на Руси. Возможно, такая твердая позиция Патриарха, приведшая к тому, что на Соборе даже предварительно не обсуждались иные претенденты на Престол, уже в ближайшие два года духовно-политический компромисс превратит в тяжелейшую государственную проблему.

На Соборе 1598 года впервые в истории России была принесена страшная клятва на верность Царю Борису и Его Наследникам. Должно быть, Святейший Патриарх, который непосредственно участвовал в составлении текста Соборной клятвы и грозных духовных прещений, которые накладывались на возможных нарушителей этой клятвы, был уверен, что верующие русские люди не пойдут на нарушение таковой Соборной присяги. Однако тайные противники нового Царя, а возможно и противники самого миропокоя в нашем Отечестве, которые не дерзнули на Соборе поднять голос против позиции Патриарха и кандидатуры Б.Ф.Годунова, уже в 1600 году стали затевать заговор или плести ещё более тонкую дворцовую интригу, имитирующую заговор. В качестве знамения для такого явного заговора или коварной мистификации оного злодеи избрали Никитичей Романовых, и в первую очередь старшего из них - боярина Фёдора Никитича как более близкого по русским обычаям лествичного права наследника Престола, чем Царь Борис. Кто был главным организатором этого заговора или его имитации, историки могут строить только предположения, прямых документов, связанных с его расследованием не сохранилось. Ясно только одно, что сами Романовы ни в коей мере ни к инициаторам, ни к организаторам заговора не принадлежали, но они все же были коварно извещены об этом тайнодействии, что и вовлекло их в круг причастных, в круг виновных.

Вместо своих ближайших сподвижников и родственников Царь Борис увидел в Романовых главную опасность для себя и, что более важно, главную опасность для миропокоя в Российской Державы. Он вполне осознавал, чем теперь, после страшной Соборной клятвы 1598 года грозит для России и Русского Народа её нарушение. Дабы исключить саму идею претендентства на Престол боярина Федора Никитича Романова, он распорядился насильственно постричь своего сродника и его супругу в монашество и сослал инока Филарета в Антониево-Сийский монастырь на Русский Север. А остальные Никитичи Романовы - Михаил, Александр, Никифор, Иван, Василий были взяты под стражу и отправлены в ссылку, где они содержались в самых суровых условиях, от которых скончались в 1601-1602 годах. В живых остался только Иван Никитич. Он содержался на цепи в одной яме с Василием Никитичем. Смерть братьев вызвала смягчение условий ссылки Ивана Никитича.

После злодейского ритуального заклания юного Царя Феодора Борисовича Годунова и собственного Венчания на Царство Лжедмитрий I в 1605 году вернул из ссылки всех оставшихся в живых Романовых и их родственников, а останки умерших также были привезены в Москву и захоронены в усыпальнице бояр Романовых в Новоспасском монастыре. Монах Филарет (Федор Никитич Романов) был рукоположен в священноиноки и вскоре хиротонисан как Ростовский Митрополит. А Ивану Никитичу Романову был дан боярский чин. Юного Михаила Федоровича Романова вернули под попечение Матери - Великой Инокини Марфы. Столь претерпевшие от прежнего Царствования Романовы приняли благодеяния самозванца, но не выказывали ему никакого подобострастия во все время продолжавшегося менее года лжецарствования. Поставленный местным Московским Собором 1606 года на Престол Царь Василий Иоаннович Шуйский содействовал избранию нового Патриарха - Казанского Митрополита Ермогена, который с большим почтением относился к Митрополиту Филарету Ростовскому, но на Московский Покаянный Собор в начале 1607 года с участием свергнутого Лжедмитрием Патриарха Иова Митрополит Филарет не прибыл.

В 1608 году изменнические казачьи и польско-литовские шайки осадили Ростов Великий, и хотя Митрополит Филарет попытался организовать оборону, предатели России открыли ворота Митрополичьего Двора, Святитель Филарет был захвачен в плен и в унизительном виде доставлен под Москву в Тушинский лагерь Лжедмитрия II. Однако этот самозванец решил воздать своему «родственнику» почести и даже «возвел» Святителя Филарета в «патриархи». Ложного сана Митрополит Филарет не признавал, но Богослужения в Тушино совершал. В 1610 году Митрополит Филарет (Романов) был отбит у тушинцев и после свержения Царя Василия Шуйского во время семибоярщины стал ближайшим сподвижником Святейшего Патриарха Ермогена. Московским правительством Митрополит Филарет в 1611 году был направлен во главе большого посольства в Смоленск для переговоров с Польским королем Сигизмундом III. Все посольство было захвачено ляхами в плен, в котором Митрополит Филарет пребывал до 1619 года - до Деулинского перемирия.

В краткую пору «семибоярщины» сын Митрополита Филарета юный Михаил Феодорович был возведен в боярский чин. Поляки, захватившие в 1611 году Москву и Кремль, содержали Михаила Феодоровича Романова и его Мать под домашним арестом, из которого он был освобожден только 22 Октября 1612 года и после этого вместе с Матерью отбыл в свое Костромское имение Домнино.

Таким образом, никто из Романовых не оказывал влияния на решение Великого Московского Собора 21 Февраля 1613 года. Точнее - участник собора, брат Митрополита и родной дядя Михаила Феодоровича - Иван Никитич Романов первоначально был даже против выдвижения в качестве одной из кандидатур своего племянника, высказываясь: «...Михайло Федорович ещё млад... » По утверждению исследователей, в самом начале Собора Иван Никитич поддерживал кандидатуру шведского принца Карла Филиппа. Но когда казаки и представители Ополчения стали отвергать любых представителей иностранных династий, а Донские казаки и русские провинциальные дворяне выдвинули в качестве главного кандидата юного боярина Михаила Феодоровича Романова, естественно, и дядя согласился с этой единодушной точкой зрения.

Великий Собор 1613 года принял страшную клятву на верность обранному Царю Михаилу Феодоровичу и предполагаемому от него потомству. Новая клятва практически слово в слово, буква в букву повторяла текст Соборной Клятвы 1598 года, но на этот раз крепости этого соборного решения хватило на три века и четыре года.

Данный экскурс в область древних преданий и родословий необходим, чтобы лучше понять образ мыслей наших предков, которые в соборных прениях в Феврале 1613 года выясняли, кто из возможных претендентов на Всероссийский Престол должен принять на себя и своих потомков Царский Крест. Исключительная знатность происхождения Рода Романовых в этом решении имела первостепенное значение.

Иллюстрации:

1. Венчание на царство Михаила Федоровича Романова

2. Легендарный герб пруссов (из хроники Иоганнеса Мельмана, 1548 г.) Arma Prutenorums - Щит (герб) Пруссии

Первый русский царь из династии Романовых — Михаил Федорович Романов родился 22 июля (12 июля по старому стилю) 1596 года в Москве.

Его отец — Федор Никитич Романов, митрополит (позднее — патриарх Филарет), мать — Ксения Ивановна Шестова (позднее — инокиня Марфа). Михаил приходился двоюродным племянником последнему русскому царю из московской ветви династии Рюриковичей, Федору Ивановичу.

В 1601 году вместе с родителями подвергся опале Бориса Годунова. Жил в ссылке. С 1605 года вернулся в Москву, где попал в плен к полякам, захватившим Кремль. В 1612 году, освобожденный ополчением Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина, уехал в Кострому .

3 марта (21 февраля по старому стилю) 1613 года Земский собор избрал Михаила Романовича на царствование .

23 марта (13 марта по старому стилю) 1613 года послы Собора прибыли в Кострому. В Ипатьевском монастыре, где Михаил был с матерью, ему сообщили об избрании на престол.

Поляки прибыть в Москву. Небольшой отряд отправился убить Михаила, но по дороге заблудился, поскольку крестьянин Иван Сусанин, согласившись показать дорогу, завел его в дремучий лес.

21 июня (11 июня по старому стилю) 1613 года Михаил Федорович в Москве в Успенском соборе Кремля.

В первые годы царствования Михаила (1613-1619) реальная власть находилась у его матери, а также у ее родни из бояр Салтыковых. С 1619 года по 1633 год страной правил вернувшийся из польского плена отец царя — патриарх Филарет. При существующем на то время двоевластии государственные грамоты писались от имени Государя Царя и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.

В царствование Михаила Федоровича Романова были прекращены войны со Швецией (Столбовский мир, 1617 год) и Речью Посполитой (Деулинское перемирие, 1618 год, позже — Поляновский мир, 1634 год).

Преодоление последствий Смуты требовало централизации власти. На местах выросла система воеводского управления, была восстановлена и получила развитие приказная система. С 1620-х годов деятельность Земских соборов была ограничена совещательными функциями. Они собирались по инициативе правительства для решения вопросов, требовавших одобрения сословий: о войне и мире, о введении экстраординарных налогов.

В 1630-е годы началось создание регулярных воинских частей (полков рейтарского, драгунского, солдатского), рядовой состав которых составляли "охочие вольные люди" и беспоместные дети боярские, офицерами были иноземные военные специалисты. Под конец царствования Михаила возникли кавалерийские драгунские полки для охраны границ.

Также правительство приступило к восстановлению и строительству оборонительных линий — засечных черт.

При Михаиле Федоровиче были установлены дипломатические отношения с Голландией, Австрией, Данией, Турцией, Персией.

В 1637 году срок поимки беглых крестьян был увеличен с пяти до девяти лет. В 1641 году к нему прибавили еще год. Крестьян, вывезенных другими владельцами, разрешалось искать до 15 лет. Это свидетельствовало о нарастании крепостнических тенденций в законодательстве о земле и крестьянах.

Москва при Михаиле Федоровиче была восстановлена от последствий интервенции.

В Кремле в 1624 году воздвигнута Филаретовская звонница. В 1624-1525 годах над Фроловской (ныне Спасской) башней был сооружен каменный шатер и установлены новые часы с боем (1621).

В 1626 году (после опустошительного пожара в Москве) Михаил Федорович издал ряд указов о назначении лиц, обязанных восстановить строения в городе. В Кремле были восстановлены все царские дворцы, в Китай-городе построены новые торговые лавки.

В 1632 году в Москве появилось предприятие по обучению бархатному и камчатному делу — Бархатный двор (в середине XVII века его помещения служили складом оружия). Центром текстильного производства стала Кадашевская слобода с государевым Хамовным двором.

В 1633 году в Свибловой башне Кремля были установлены машины для подачи воды из Москвы-реки в Кремль (отсюда ее современное наименование — Водовзводная).

В 1635-1937 годах на месте парадных покоев XVI века для Михаила Федоровича был выстроен Теремной дворец, заново расписаны все кремлевские соборы, в том числе Успенский (1642), церковь Ризоположения (1644).

В 1642 году началось строительство собора Двенадцати Апостолов в Кремле.

23 июля (13 июля по старому стилю) 1645 года Михаил Федорович скончался от водяной болезни . Погребен в Архангельском соборе Московского Кремля.

Первая жена — Мария Владимировна Долгорукова. Брак оказался бездетным.

Вторая жена — Евдокия Лукьяновна Стрешнева. Брак принес Михаилу Федоровичу семерых дочерей (Ирину, Пелагею, Анну, Марфу, Софью, Татьяну, Евдокию) и трех сыновей (Алексея, Ивана, Василия). Не все дети дожили даже до отрочества. Особенно тяжело пережили родители смерть в один год сыновей Ивана и Василия.

Наследником престола стал Алексей Михайлович Романов (1629-1676, царствовал 1645-1676).

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников



Загрузка...