electricschool.ru

Применение щелочных металлов презентация. Презентация "щелочные металлы". 5 г воды

Цезий - первый элемент, открытый с помощью спектрального анализа. Бунзен назвал вновь открытый металл цезием (Casium) от лат. caesius -- голубой, светло-серый; в древности этим словом обозначали голубизну ясного неба. Чистый металлический цезий получен электролитическим путем в 1882 г. Франций - один из четырех элементов периодической системы элементов Менделеева, которые были открыты "в последнюю очередь". Действительно, к 1925 г. заполнились все клетки таблицы элементов, за исключением 43, 61, 85 и 87. Многочисленные попытки открыть эти не достающие элементы долгое время оставались безуспешными. В 1939 г. Маргарита Перей из института Кюри в Париже занималась очисткой препарата актиния (Ас-227) от разнообразных продуктов радиоактивного распада. Проводя тщательно контролируемые операции, она обнаружила beta-излучение, которое не могло принадлежать ни одному из известных в то время изотопов актиниевого ряда распада. Новый изотоп получил временное обозначение АсК. В 1946 г. Перей предложила назвать элемент №87 францием в честь ее родины.



































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: повторить свойства металлов, систематизировать и углубить знания о щелочных металлах на основании их сравнительной характеристики. Сформировать понятие о физических и химических свойствах щелочных металлов.

Оборудование:

  • Персональный компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Щелочные металлы»;
  • Технологическая карта урока для индивидуальной работы учащихся с напечатанными на нем заданиями для каждого ученика (приложение 1);
  • Демонстрационныеопыты:
    1. Качественное определение щелочных металлов: соли лития, натрия, калия, спиртовка.

Ход урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика
I Организационный этап Приветствует обучающихся, определяет готовность обучающихся к работе на занятии. Приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места
II Целеполагание планирование деятельности

Актуализация знаний. Проводится беседа по следующим вопросам:

  1. Как объяснить, что химические элементы делятся на металлы и неметаллы?
  2. Что общего в строении атомов металлов?
  3. Какие элементы можно отнести к типичным металлам?
Далее учащимся раздаются технологические карты урока для индивидуальной работы учащихся с напечатанными на нем заданиями.
Отвечают на вопросы. Вместе с учителем формулируют тему и цели урока. Записывают тему урока в технологическую карту.
III Изучение нового материала, работа с Периодической таблицей Объясняет порядок работы с технологической картой. Презентация «Щелочные металлы» работа с периодической таблицей Д.И.Менделеева, знакомство с историей открытия щелочных металлов. Заполняют технологическую карту по таблице Менделеева:
  • Русское название химического элемента.
  • Химический знак.
  • Цвет, агрегатное состояние простого вещества.
  • Год открытия.
  • Кем открыт.
  • Атомная масса
  • Температура плавления.
  • Температура кипения.
Рассматривают фотографии и видео простых веществ.
б) электронное строение Исходя из нахождения в Периодической системе химических элементов дают сравнительную характеристику щелочных металлов Записывают:
  • число электронных слоев
  • изменение притяжения электронов к ядру
  • изменение окислительной способности (неметаллических свойств)
  • внешнее электронное строение атомов
в) нахождение в природе. Знакомство с минералами щелочных металлов, их характеристикой. Выступление ученика: «Галогениды щелочных металлов, добываемые в Башкортостане (поваренная соль и пр.).
г) химические свойства В технологической карте составляют уравнение реакции и расставляют коэффициенты. Техника безопасности при работе со щелочными металлами.
Демонстрация опытов: 1) Взаимодействие щелочных металлов с водой: металлический натрий, вода, фенолфталеин;2) Качественное определение щелочных металлов: соли лития, натрия, калия, спиртовка.
В технологической карте составляют уравнения реакций и расставляют коэффициенты.
д) получение и применение щелочных металлов Знакомство с методами получения щелочных металлов, применением щелочных металлов. Выступление ученика: «Биологическая роль ионов щелочных металлов»
IV Первичная проверка усвоения материала и закрепление знаний Для закрепления и проверки знаний предлагаются разные по форме и содержанию задания: «заполни пропуски» физические свойства; тесты со множественным выбором; тренажер на знание химических свойств щелочных металлов. Ученики могут выполнить их все, а можно выбрать на свое усмотрение лишь одно из заданий.
V Подведение итогов урока Подведение итогов урока, выставление оценок учащимся за активную работу.
VI Домашнее задание Сообщает д/з Записывают д/з

Гальцева О.Н. учитель химии МБОУ «Аннинская СОШ с УИОП»

Тема урока: Металлы I А -группы Периодической системы и образуемые ими простые вещества

Цель урока: Развивать познавательный интерес обучающихся и активизировать их познавательную деятельность при изучении элементов I А -группы, их физических и химических свойств.

Планируемые результаты обучения .

Предметные. Знание особенностей электронного строения атомов щелочных металлов, их физических и химических свойств; умение выражать знание химических свойств через составление соответствующих уравнений химических реакций; умение наблюдать и описывать химические опыты.

Метапредметные. Умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать выводы.

Личностные. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки.

Основные понятия : щелочные металлы, строение атома, тип кристаллической решетки, оксиды, пероксиды.

Демонстрации : Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, металлы литий и натрий, эксперимент взаимодействие лития и натрия с водой.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Актуализация знаний

Слайд №2. Повторение общей характеристики металлов по вопросам «Убери лишнее»

Комментируют слайд и «убирают лишнее», не относящееся к металлам. Повторяют общую характеристику металлов

Изучение нового материала

Слайд №3. Составление сравнительной характеристики щелочных металлов, изменение свойств металлов в группе в зависимости от строения атомов

Заполняют самостоятельно таблицу. По заполненной таблице дают сравнительную характеристику щелочным металлам.

Слайд 4. Металлы в природе. Вопросы:

На какие группы делятся металлы по их нахождению в природе?

К какой группе относятся щелочные металлы?

Как их можно получить?

Объяснение учителя о процессе электролиза, используя анимацию на слайде.

Из прошлого урока дают информацию, в каком виде металлы встречаются в природе. Отвечают на вопрос, о том, в виде чего встречаются щелочные металлы в природе и каким образом их можно получить.

Слайд 5. Физические свойства щелочных металлов. Вопросы:

Какова кристаллическая решетка у металлов?

Какие свойства металлов зависят от данного типа кристаллической решетки?

Какие свойства щелочных металлов вы можете предположить?

Демонстрация лития и натрия.

Отвечают на вопросы учителя, основываясь на сведения, полученные об общей характеристике металлов. Предполагают, какими физическими свойствами обладают щелочные металлы.

Слайд 6. Химические свойства щелочных металлов.

Демонстрация химической реакции лития и натрия с водой. Вопросы:

Как объяснить происходящие явления в демонстрационном эксперименте?

Почему натрий реагировал быстрее, чем литий?

Какими еще химическими свойствами обладают щелочные металлы?

Предполагают, какими свойствами могут обладать щелочные металлы исходя из общих свойств металлов. Наблюдают за проведением демонстрационного химического эксперимента взаимодействия лития и натрия с водой. Объясняют происходящее химическое явление, отвечают на вопросы поставленные учителем и выполняют задания, описанные на слайде.

Записывают информацию о химических свойствах в тетрадь.

Слайд 7. Применение соединений натрия и калия. Слайд интерактивный. Работа ведется выборочно, в соответствии с оставшимся временем.

Работа с тривиальными названиями веществ.

По картинке определяют, в какой области применяется то или иное соединение. Кликнув по картинке, появляется задание, которое выполняют вместе, один ученик у доски. Работа с тривиальными названиями веществ.

Закрепление

Слайд 8. Тестовая работа. При выполнении этого задания необходимо выбрать правильный ответ и щелкнут по нему левой кнопкой мыши .

Выполняют интерактивный тест. Обсуждение результатов выполнения теста.

Домашняя работа

Используемые источники информации

Ахметов М.А., Гара Н.Н. Химия: 9 класс методическое пособие, М. Вентана-Граф, 2014г

Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н. Химия: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. - 5-е изд., перераб. - М. Вентана-Граф, 2013г

Кузнецова Н.Е., Гара Н.Н. Химия: программы: 8-11 классы - 2-е изд., перераб. - М. Вентана-Граф, 2012г

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Металлы С u, Au, Ag не взаимодействуют с водой даже при нагревании. Металлы обладают электропроводностью и теплопроводностью. Для металлов характерна металлическая кристаллическая решетка. У атомов металлов на внешнем уровне 1-3 электрона. У атомов металлов на внешнем уровне 1-3 электрона. Металлы являются восстановителями и окислителями. Для металлов характерна металлическая кристаллическая решетка. Металлы обладают электропроводностью и теплопроводностью. При взаимодействии с кислородом металлы принимают электроны. Все металлы активно взаимодействуют с кислотами. Металлы С u, Au, Ag не взаимодействуют с водой даже при нагревании. Na, K относятся к щелочноземельным металлам. Какие утверждения верны:

Дайте характеристику Rb и С s по его положению в Периодической системе по плану: а)положение в Периодической системе; б)состав ядра в)распределение электронов по энергетическим уровням; г)степень окисления; д)формулы оксида и гидроксида, их характер. Задание 1

Щелочные металлы. Химические свойства. Важнейшие соединения щелочных металлов.

Щелочные металлы - хорошие восстановители Взаимодействуют с окислителями: Неметаллами Водой Кислотами

С кислородом Li + O 2 → Li 2 O оксид лития Na + O 2 → Na 2 O 2 пероксид натрия Литий при сгорании на воздухе образует основной оксид (остальные ЩМ образуют пероксиды) Взаимодействие с простыми веществами-неметаллами

С галогенами 2 Li + Cl 2 → 2 LiCl Хлорид лития 2 Na + Cl 2 → 2 NaCl Хлорид натрия С серой 2 Li + S → Li 2 S сульфид лития 2 Na + S → Na 2 S сульфид натрия С водородом Li + H 2 → LiH Na + H 2 → NaH

С водой 2 Li + 2 H 2 O → 2 LiOH +H 2 Гидроксид лития 2 Na +2 H 2 O → 2 NaOH + H 2 Гидроксид натрия С растворами кислот (уравнения обычно не пишут) 2Na + 2HCl → 2NaCl + H 2 2Li + 2HCl → 2LiCl + H 2 Взаимодействие со сложными веществами

Оксиды Me 2 O - твердые вещества. Имеют ярко выраженные основные свойства: взаимодействуют с кислотными оксидами, водой, кислотами. Гидроксиды MeOH – твердые белые вещества. Очень гигроскопичны. Хорошо растворяются в воде с выделением теплоты. Относятся к щелочам. Взаимодействуют с кислотами, кислотными оксидами, солями, амфотерными оксидами и гидроксидами. Важнейшие соединения щелочных металлов

KOH – гидроксид калия NaOH – гидроксид натрия LiOH – гидроксид лития Гидроксиды щелочных металлов Какова общая формула Гидроксидов ЩМ?

Соли щелочных металлов – твердые кристаллические вещества ионного строения. NaCl – каменная соль Na 2 CO 3 – карбонат натрия NaHCO 3 -Гидрокарбонат натрия (пищевая сода) K 2 CO 3 – карбонат калия (поташ) Na 2 SO 4 10 H 2 O – кристаллогидрат сульфата натрия(глауберова соль) NaNO 3 - селитра NaCl KCl – сильвинит Почти все соли натрия и калия растворимы в воде; сульфат, карбонат и фторид лития плохо растворимы в воде.

Электролиз расплава МеС l эл.ток Ме + + С l - на катоде: Ме + + 1е Ме 0 на аноде: С l - - 1e Cl 0 суммарный процесс: 2Ме Cl 2Ме + Cl 2 Способы получения

О каком элементе идет речь? Хранят обычно в керосине, и бегает он по воде, В природе, помните, отныне, Свободным нет его нигде, В солях открыть его возможно Желтеет пламя от него И получить из соли можно Как Дэви получил его.

Запишите уравнения реакций взаимодействия калия с кислородом, с бромом, с фосфором, с водой. Напишите электронный баланс для этих реакций. Задание 2:

1.Что нового вы сегодня узнали на уроке, чему научились? 2.Что еще хотели бы узнать, изучить? 3.Что понравилось на уроке, а что нет? 4.Ваши пожелания себе, одноклассникам, учителю. Подведем итог:

§ 11, упр. 1,2,5 Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Соединения щелочных металлов".

Урок химии в 9 классе с применением технологии развития критического мышления через чтение и письмо....

Презентация к уроку: Соединения щелочных металлов. Химия 9 класс.

1. Цель использования презентации «Соединения щелочных металлов» на уроке - это повышение мотивации учеников к изучению свойств соединений щелочных металлов и активизация...

открытый урок в 9 классе "Соединения щелочных металлов"

Урок проводился в 9 классе. Тема данного урока является шестой в разделе «Металлы». Ей предшествовало изучение щелочных металлов. Ранее также были изучены темы: положение металлов в ПСХЭ Д.И.Менд...






















1 из 21

Презентация на тему:

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Химические элементы главной подгруппы IА группы периодической системы элементов Д. И. Менделеева: Li, Na, К, Rb, Cs, Fr. Название получили от гидрооксидов Щелочных металлов, названных едкими щелочами. Атомы Щелочных металлов имеют на внешней оболочке по 1 s-электрону, а на предшествующей -2 s- и 6 р-электронов (кроме Li). Характеризуются низкими температурами плавления, малыми значениями плотностей; мягкие, режутся ножом. Степень окисления Щелочных металлов в соединениях всегда равна +1. Эти металлы химически очень активны - быстро окисляются кислородом воздуха, бурно реагируют с водой, образуя щёлочи MeOH (где Me - металл); активность возрастает от Li к Fr.

№ слайда 3

Описание слайда:

Литий (лат.- lithium), Li-химический элемент первой группы, А-подгруппы периодической системы Д. И. Менделеева, относится к щелочным металлам, порядковый номер 3, атомная масса равна 6,939; при нормальных условиях серебристо-белый, легкий металл. Природный литий состоит из двух изотопов с массовыми числами 6 и 7. Интересная деталь: стоимость изотопов лития совсем не пропорциональна их распространенности. В начале этого десятилетия в США относительно чистый литий-7 стоил почти в 10 раз дороже лития-6 очень высокой чистоты. Искусственным путем получены еще два изотопа лития. Время их жизни крайне невелико: у лития-8 период полураспада равен 0,841 секунды, а у лития-9 0,168 секунды.

№ слайда 4

Описание слайда:

Литий - типичный элемент земной коры, сравнительно редкий элемент.(содержание 3,2×10-3% по массе), он накапливается в наиболее поздних продуктах дифференциации магмы - пегматитах. В мантии мало лития - в ультраосновных породах всего 5×10-3% (в основных 1,5×10-3%, средних - 2×10-3%, кислых 4×10-3%). Близость ионных радиусов Li+, Fe2+ и Mg2+ позволяет литию входить в решётки магнезиально-железистых силикатов - пироксенов и амфиболов. В гранитоидах он содержится в виде изоморфной примеси в слюдах. Только в пегматитах и в биосфере известно 28 самостоятельных минералов лития (силикаты, фосфаты и др.). Все они редкие. В биосфере литий мигрирует сравнительно слабо, роль его в живом веществе меньше, чем остальных щелочных металлов. Из вод он легко извлекается глинами, его относительно мало в Мировом океане (1,5×10-5%).

№ слайда 5

Описание слайда:

Калий (Kalium) Калий химический элемент I группы периодической системы Менделеева; атомный номер 19, атомная масса 39,098; серебристо-белый, очень лёгкий, мягкий и легкоплавкий металл. Элемент состоит из двух стабильных изотопов - 39K (93,08%), 41K (6,91%) и одного слабо радиоактивного 40K (0,01%) с периодом полураспада 1,32×109 лет.

№ слайда 6

Описание слайда:

Нахождение в природе Калий - распространённый элемент: содержание в литосфере 2,50% по массе. В магматических процессах калий, как и натрий, накапливается в кислых магмах, из которых кристаллизуются граниты и др. породы (среднее содержание калия 3,34%). Калий входит в состав полевых шпатов и слюд. В основных и ультраосновных породах, богатых железом и магнием, калия мало. На земной поверхности калий, в отличие от натрия, мигрирует слабо. При выветривании горных пород калий частично переходит в воды, но оттуда его быстро захватывают организмы и поглощают глины, поэтому воды рек бедны калием и в океан его поступает много меньше, чем натрия. В океане калий поглощается организмами и донными илами (например, входит в состав глауконита); поэтому океанические воды содержат лишь 0,038% калия - в 25 раз меньше, чем натрия.

№ слайда 7

Описание слайда:

В природе – девятый по химической распространенности элемент (шестой среди металлов), находится только в виде соединений. Входит в состав многих минералов, горных пород, соляных пластов. Третий по содержанию металл в природных водах: 1 л морской воды содержит 0,38 г ионов K+. Катионы калия хорошо адсорбируются почвой и с трудом вымываются природными водами. Жизненно важный элемент для всех организмов. Ионы K+ всегда находятся внутри клеток (в отличие от ионов Na+). В организме человека содержится около 175 г калия, суточная потребность составляет около 4 г. Недостаток калия в почве восполняется внесением калийных удобрений – хлорида калия KCl, сульфата калия K2SO4 и золы растений.

№ слайда 8

Описание слайда:

Интересные факты ДЛЯ ЧЕГО НУЖЕН ЦИАНИСТЫЙ КАЛИЙ? Для извлечения золота и серебра из руд. Для гальванического золочения и серебрения неблагородных металлов. Для получения многих органических веществ. Для азотирования стали - это придаёт её поверхности большую прочность. К сожалению, это очень нужное вещество чрезвычайно ядовито. А выглядит KCN вполне безобидно: мелкие кристаллы белого цвета с коричневатыми или серым оттенком.

№ слайда 9

Описание слайда:

Цезий Открыт цезий сравнительно недавно, в 1860 г., в минеральных водах известных целебных источников Шварцвальда (Баден-Баден и др.). За короткий исторический срок прошел блистательный путь – от редкого, никому не ведомого химического элемента до стратегического металла. Принадлежит к трудовой семье щелочных металлов, по в жилах его течет голубая кровь последнего в роде... Впрочем, это нисколько не мешает ему общаться с другими элементами и даже, если они не столь знамениты, он охотно вступает с ними в контакты и завязывает прочные связи. В настоящее время работает одновременно в нескольких отраслях: в электронике и автоматике, в радиолокации и кино, в атомных реакторах и на космических кораблях...».

№ слайда 10

Описание слайда:

Цезий, как известно, был первым элементом, открытым с помощью спектрального анализа. Ученые, однако, имели возможность познакомиться с этим элементом еще до того, как Роберт Бунзен и Густав Кирхгоф создали новый исследовательский метод. В 1846 г. немецкий химик Платтнер, анализируя минерал поллуцит, обнаружил, что сумма известных его компонентов составляет лишь 93%, но не сумел точно установить, какой еще элемент (или элементы) входит в этот минерал. Лишь в 1864 г., уже после открытия Бунзена, итальянец Пизани нашел цезий в поллуците и установил, что именно соединения этого элемента не смог идентифицировать Платтнер.

№ слайда 11

Описание слайда:

Интересные факты Цезий и давление Все щелочные металлы сильно изменяются под действием высокого давления. Но именно цезий реагирует на него наиболее своеобразно и резко. При давлении в 100 тыс. атм. его объем уменьшается почти втрое – сильнее, чем у других щелочных металлов. Кроме того, именно в условиях высокого давления были обнаружены две новые модификации элементарного цезия. Электрическое сопротивление всех щелочных металлов с ростом давления увеличивается; у цезия это свойство выражено особенно сильно.

№ слайда 12

Описание слайда:

Франций Среди элементов, стоящих в конце периодической системы Д.И. Менделеева, есть такие, о которых многое слышали и знают неспециалисты, но есть и такие, о которых мало что сможет рассказать даже химик. К числу первых относятся, например, радон (№86) и радий (№88). К числу вторых – их сосед по периодической системе элемент №87 – франций. Франций интересен по двум причинам: во-первых, это самый тяжелый и самый активный щелочной металл; во-вторых, франций можно считать самым неустойчивым из первых ста элементов периодической системы. У самого долгоживущего изотопа франция – 223Fr – период полураспада составляет всего 22 минуты. Такое редкое сочетание в одном элементе высокой химической активности с низкой ядерной устойчивостью определило трудности в открытии и изучении этого элемента.

№ слайда 13

Описание слайда:

Нахождение в природе Помимо 223Fr, сейчас известно несколько изотопов элемента №87. Но только 223Fr имеется в природе в сколько-нибудь заметных количествах. Пользуясь законом радиоактивного распада, можно подсчитать, что в грамме природного урана содержится 4·10–18 г 223Fr. А это значит, что в радиоактивном равновесии со всей массой земного урана находится около 500 г франция-223. В исчезающе малых количествах на Земле есть еще два изотопа элемента №87 – 224Fr (член радиоактивного семейства тория) и 221Fr. Естественно, что найти на Земле элемент, мировые запасы которого не достигают килограмма, практически невозможно. Поэтому все исследования франция и его немногих соединений были выполнены на искусственных продуктах.

№ слайда 14

Описание слайда:

Интересные факты Натрий на подводной лодке Натрий плавится при 98°, а кипит только при 883°C. Следовательно, температурный интервал жидкого состояния этого элемента достаточно велик. Именно поэтому (и еще благодаря малому сечению захвата нейтронов) натрии стали использовать в ядерной энергетике как теплоноситель. В частности, американские атомные подводные лодки оснащены энергоустановками с натриевыми контурами. Тепло, выделяющееся в реакторе, нагревает жидкий натрий, который циркулирует между реактором и парогенератором. В парогенераторе натрий, охлаждаясь, испаряет воду, и полученный пар высокого давления вращает паровую турбину. Для тех же целей используют сплав натрия с калием.

№ слайда 15

Описание слайда:

Неорганический фотосинтез Обычно при окислении натрия образуется окись состава Na2О. Однако если сжигать натрий в сухом воздухе при повышенной температуре, то вместо окиси образуется перекись N2О2. Это вещество легко отдает своя «лишний» атом кислорода и обладает поэтому сильными окислительными свойствами. Одно время перекись натрия широко применяли для отбелки соломенных шляп. Сейчас удельный вес соломенных шляп в использовании перекиси натрия ничтожен; основные количества ее используют для отбелки бумаги и для регенерации воздуха на подводных лодках. При взаимодействии перекиси натрия с углекислым газом протекает процесс, обратный дыханию: 2Na2О2 + 2СО2 → 2Na2CО3 + О2, т.е. углекислый газ связывается, а кислород выделяется. Совсем как в зеленом листе!

№ слайда 16

Описание слайда:

Натрий и золото К тому времени, как был открыт натрий, алхимия была уже не в чести, и мысль превращать натрий в золото не будоражила умы естествоиспытателей. Однако сейчас ради получения золота расходуется очень много натрия. «Руду золотую» обрабатывают раствором цианистого натрия (а его получают из элементарного натрия). При этом золото превращается в растворимое комплексное соединение, из которого его выделяют с помощью цинка. Золотодобытчики – среди основных потребителей элемента №11. В промышленных масштабах цианистый натрий получают при взаимодействии натрия, аммиака и кокса при температуре около 800°C.

№ слайда 17

Описание слайда:

Натрий в воде Каждый школьник знает, что произойдет, если бросить кусочек натрия в воду. Точнее, не в воду, а на воду, потому что натрий легче воды. Тепла, которое выделяется при реакции натрия с водой, достаточно, чтобы расплавить натрий. И вот бегает по воде натриевый шарик, подгоняемый выделяющимся водородом. Однако реакция натрия с водой – не только опасная забава; напротив она часто бывает полезной. Натрием надежно очищают от следов воды трансформаторные масла, спирты, эфиры и другие органические вещества, а с помощью амальгамы натрия (т.е. сплава натрия с ртутью) можно быстро определить содержание влаги во многих соединениях. Амальгама реагирует с водой намного спокойнее, чем сам натри. Для определения влажности к пробе органического вещества добавляют определенное количество амальгамы натрия и по объему выделившегося водорода судят о содержании влаги.

Описание слайда:

Рубидий - металл, который можно назвать химической недотрогой. От соприкосновения с воздухом он самопроизвольно воспламеняется и сгорает ярким розовато-фиолетовым пламенем. С водой взрывает, так же бурно реагирует при соприкосновении с фтором, хлором, бромом, йодом, серой. Как настоящего недотрогу, рубидий необходимо беречь от внешних воздействий. Для этой цели его помещают в сосуды, наполненные сухим керосином... Рубидий тяжелее керосина (плотность рубидия 1,5) и не реагирует с ним. Рубидий - радиоактивный элемент, он медленно испускает поток электронов, превращаясь в стронций. Наиболее замечательным свойством рубидия является его своеобразная чувствительность к свету. Под влиянием лучей света рубидий становится источником электрического тока. С прекращением светового облучения исчезает и ток. С водой Р. реагирует со взрывом, причём выделяется водород и образуется раствор гидроокиси Р., RbOH.

Описание слайда:

Интересные факты Не обошел рубидий своим вниманием и многих представителей растительного мира: следы его встречаются в морских водорослях и табаке, в листьях чая и зернах кофе, в сахарном тростнике и свекле, в винограде и некоторых видах цитрусовых. Почему его назвали рубидием? Rubidus – по-латыни «красный». Казалось бы, это имя скорее подходит меди, чем очень обыкновенному по окраске рубидию. Но не будем спешить с выводами. Это название было дано элементу №37 его первооткрывателями Кирхгофом и Бунзеном. Сто с лишним лет назад, изучая с помощью спектроскопа различные минералы, они заметили, что один из образцов лепидолита, присланный из Розены (Саксония), дает особые линии в темно-красной области спектра. Эти линии не встречались в спектрах ни одного известного вещества. Вскоре аналогичные темно-красные линии были обнаружены в спектре осадка, полученного после испарения целебных вод из минеральных источников Шварцвальда. Естественно было предположить, что эти линии принадлежат какому-то новому, до того неизвестному элементу. Так в 1861 г. был открыт рубидий



Загрузка...