electricschool.ru

Бсп с двоеточием примеры. Где ставится двоеточие. IV. Объяснение нового материала. Постановка тире в БСП

Знаки препинания между частями бессоюзного предложения

Сложные предложения в русском языке бывают двух видов: союзные и бессоюзные. В союзных сложных предложениях части связаны между собой интонацией и союзами или союзными словами. В бессоюзных сложных предложениях части связаны только интонацией.

Сравните три примера:

и

Белка прыгнула с ветки на ветку, поэтому на наши головы хлопьями посыпался снег;

Белка прыгнула с ветки на ветку – на наши головы хлопьями посыпался снег .

Попробуем определить смысловые взаимоотношения между частями предложения в каждом примере. В первом предложении две части соединены, кроме интонации, сочинительным союзом И, основное значение которого – указывать на последовательность событий. Во втором предложении две части соединены, кроме интонации, союзом (точнее, союзным аналогом) ПОЭТОМУ, главное назначение которого – указывать на следствие тех событий, которые описаны в главной части сложного предложения. А в третьем примере союз отсутствует, определить суть отношений между частями предложения точно мы не можем. Можно сказать, что там присутствуют и причинно-следственные отношения, и указание на последовательность событий одновременно.

Итак, сложные бессоюзные предложения отличаются от сложных союзных предложений тем, что в них менее четко выражены смысловые отношения между частями. Для того чтобы сделать смысловые взаимоотношения между частями сложного бессоюзного предложения более ясными, на письме используются разные знаки пунктуации: запятая, точка с запятой, двоеточие и тире.

Использование каждого знака пунктуации определяется специальным правилом.

Начнем с тех случаев, когда между частями бессоюзного предложения ставится запятая или точка с запятой .

1. Между частями бессоюзного сложного предложения ставится запятая, если в нем просто перечисляются какие-то факты. В этом случае после запятой легко можно вставить союз И. Например:

Только что смеркалось, я велел казаку нагреть чайник по-походному (По Лермонтову).

2. Между частями бессоюзного сложного предложения, в котором перечисляются какие-то факты, может ставиться точка с запятой, если части предложения сильно распространены (содержат однородные члены, причастные или деепричастные обороты, уточнения и т.д.). Например:
Голова его болела; он встал было на ноги, повернулся в своей каморке и упал опять на диван (Достоевский).

3. Точка с запятой может быть поставлена также в таком бессоюзном предложении, где части совершенно не зависят друг от друга. Такое сложное предложение можно, не разрушая смысла, разбить на несколько простых. Например:

На нем был надет лейб-кампанский мундир; голова его была сильно перепачкана грязью и в нескольких местах побита (Салтыков-Щедрин).

Теперь обратимся к правилам постановки двоеточия и тире . Выбор этих двух пунктуационных знаков зависит от значения частей предложения.

Существуют три случая, когда между частями сложного бессоюзного предложения нужно поставить двоеточие :

1) если вторая часть указывает на причину того, что описано в первой части, например: В развитых странах средний класс решает исход выборов: он составляет большинство населения . В это предложение можно вставить союз ПОТОМУ ЧТО;

2) если после первой части следует пояснение того, о чем идет речь в первой части, например: Напишите план работы: что нужно закупить и подготовить, с чего требуется начать, в какие сроки возможно завершение проекта» или Как все московские ваш батюшка таков: желал бы зятя он с звездами да с чинами (Грибоедов). В эти предложения между частями можно вставить союз А ИМЕННО;

3) если вторая часть имеет значение дополнения, и перед ней можно вставить союз ЧТО, например: Да я хотел вчера доложить: бороны починить надо (Толстой). В некоторых случаях, кроме этого союза, в предложение можно добавить и пропущенное сказуемое И УВИДЕЛ или И УСЛЫШАЛ, например: Он заглянул в комнату: за столом сидел человек и что-то быстро писал.

Тире между частями сложного бессоюзного предложения ставится при одном из четырех условий:

1) если сложное предложение имеет значение противопоставления и между частями можно вставить союз А или НО, например: Несколько раз оглянулся – никого не было (Толстой);

2) если в первом предложении есть значение времени или условия и перед ним можно вставить союз КОГДА или ЕСЛИ, например: Начальство хочет – мы должны повиноваться (Гоголь);

3) если вторая часть предложения указывает следствие того, что описано в первой части и перед ней можно вставить союз ТАК ЧТО, например: Назвался груздем – полезай в кузов (Пословица);

4) в редких случаях тире используется также для обозначения быстрой смены событий, например: Сыр выпал – с ним была плутовка такова (Крылов).

Упражнение

    Я посмотрел на часы и понял_ поезд уже ушел.

    Эти вещи можно оставить_ они нам не пригодятся.

    Выпал снег_ в центре города начались автомобильные пробки.

    Ивлев поглядел кругом_ погода поскучнела_ со всех сторон натянуло линючих туч (Бунин).

    Чин следовал ему_ он службу вдруг оставил (Грибоедов).

    Ласточки прилетели_ лето хорошее будет.

    Вдруг Иван Иванович вскрикнул и обомлел_ ему показался мертвец (По Гоголю).

    Очевидцы дают противоречивые показания_ сложно принять верное решение.

    Я знаю_ в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь (Пушкин).

    Решения вырабатывались непросто, в течение длительного времени_ требовалось учесть интересы всех сторон.

    Гром не грянет_ мужик не перекрестится (Пословица).

    И мы шествуем в таком порядке_ впереди идет Николай с препаратами или с атласами, за ним я, а за мною, скромно поникнув головою, шагает ломовой конь…(Чехов).

    Но оставим эти рассуждения_ они не идут сюда (Гоголь).

    Но в этом-то и цель образования_ изо всего сделать наслаждение (Толстой).

    В теперешнее время полезнее всего отрицание _ мы отрицаем (Тургенев).

    Надо его ввести_ он робок, еще новичок... (Гончаров).

    Да пусть их переглотают друг друга живьем_ мне-то чего? (Достоевский).

    Вы еще в опасности_ рана может открыться (Пушкин).

    Он с детства отличался замечательною красотой; к тому же он был самоуверен, немного насмешлив и как-то забавно желчен_ он не мог не нравиться (Тургенев).

    Через минуту опять визг и смех_ пришлось ехать под громадным нависшим камнем (Чехов).

    Все тихо, спокойно, и протестует одна только немая статистика_ столько-то с ума сошло, столько-то ведер выпито, столько-то детей погибло от недоедания... (Чехов).

    «Нечего делать! – сказал наконец Базаров. – Взялся за гуж – не говори, что не дюж! Приехали смотреть помещиков_ давай их смотреть!» (Тургенев).

    Вы взгляните на эту жизнь_ наглость и праздность сильных, невежество и скотоподобие слабых, кругом бедность невозможная, теснота, вырождение, пьянство, лицемерие, вранье... (Чехов).

    Несем мы его в приемный покой, кровь льет – страшное дело, а он все просит, чтобы ногу его отыскали, и все беспокоится_ в сапоге на отрезанной ноге двадцать рублей, как бы не пропали (Чехов).

    Попадать под суд из-за Лаевского, терять время_ не стоит игра свеч (Чехов).

    Характерные черты ломового коня, отличающие его от таланта, таковы_ кругозор его тесен и резко ограничен специальностью; вне своей специальности он наивен, как ребенок (Чехов).

    Ему не чужды и вопросы науки_ он страшно сердится на себя за то, что забыл взять с Летающего острова семян от дерева, соком напоминающего русскую водку (Чехов).

    Ведь было время, когда ни один мужчина не разговаривал с нею так, как Кирилин, и сама она порвала это время, как нитку, и погубила его безвозвратно_ кто же виноват в этом? (Чехов)

    Вот уж год, как мы с ним находимся в натянутых отношениях_ он отвратительно отвечает мне на экзаменах, а я ставлю ему единицы (Чехов).

    По-моему, если пьеса хороша, то, чтобы она произвела должное впечатление, нет надобности утруждать актеров_ можно ограничиться одним только чтением (Чехов).

    Часто я забываю обыкновенные слова, и всегда мне приходится тратить много энергии, чтобы избегать в письме лишних фраз и ненужных вводных предложений_ то и другое ясно свидетельствует об упадке умственной деятельности (Чехов).

    Но, представьте, взглянул мельком вперед_ в первом ряду сидят рядышком какой-то генерал с лентой и архиерей (Чехов).

    Не ветер бушует над бором, не с гор побежали ручьи_ Мороз-воевода дозором обходит владенья свои (Некрасов).

    Все эти новости похожи одна на другую и сводятся к такому типу_ один француз сделал открытие, другой – немец – уличил его, доказав, что это открытие было сделано еще в 1870 году каким-то американцем, а третий – тоже немец – перехитрил обоих, доказав им, что оба они опростоволосились, приняв под микроскопом шарики воздуха за темный пигмент (Чехов).

    Не подходите, не подходите_ вы с холода! (Гончаров).

    Я отворяю окно, и мне кажется, что я вижу сон_ под окном, прижавшись к стене, стоит женщина в черном платье, ярко освещенная луной, и глядит на меня большими глазами (Чехов).

    Красота уходит_ красоте не успеваешь объяснить, как ее любишь, красоту нельзя удержать, и в этом – единственная печаль мира (Набоков).

1. Образовательные: формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе правильно выбирать знаки препинания

2. Развивающие: формировать у обучающихся положительную мотивацию и готовность к восприятию нового материала; развитие умений сопоставлять изученный материал с новым, обобщать, систематизировать; развитие творческих способностей.

3. Воспитательные: воспитание уважения к предмету; воспитание любви к слову на примере материала урока.

Задачи личностного развития :

Способствовать формированию правильной устной речи учащихся,;

Создавать условия для развития адекватной самооценки;

Развивать умения анализировать языковой материал.

Тип урока : урок изучения нового материала и первичного его закрепления.

Вид урока : урок практических работ.

Выбор методов и приемов : диалогический метод.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

Ребята, на предыдущих занятиях вы познакомились с понятием «бессоюзное сложное предложение», разобрали случаи постановки запятой и точки с запятой между частями БСП.

Напомните, какие сложные предложения называются бессоюзными?

В каких случаях между частями БСП ставится запятая?

В каких случаях между частями БСП ставится точка с запятой? Приведите примеры.

Запишем два предложения и проанализируем их с точки зрения постановки знаков препинания.

В дали голубой столбом уж крутился песок золотой, звонков раздавались нестройные звуки, пестрели коврами покрытые тюки. (М.Лермонтов )

(части сложного предложения обозначают перечисление одновременных явлений)

Воздух чист и прозрачен; птицы болтливо лепечут; молодая трава блестит веселым блеском изумруда. (И.С.Тургенев)

(точка с запятой требует значительной паузы между предложениями и понижения голоса, почти как на точке)

3.Объяснение нового материала.

Мобилизирующий этап. (Лингвистическая разминка).

На экране представлены предложения с двоеточием.

Слайд № 2

1. Пётр Александрович Плетнёв - поэт, литературный критик, издатель сочинений Пушкина - писал: «Я имел счастие в течение двадцати лет пользоваться дружбою нашего знаменитого поэта».

2. П. Плетнёв был для Пушкина всем: и родственником, и другом, и издателем.

3. Печален я: со мною друга нет.

Задания:

Определите структуру предложений;

Объясните постановку двоеточия в первых двух предложениях;

Можете ли вы объяснить постановку двоеточия в последнем предложении?

Определение темы урока

Слайд № 3 (Вопрос)

Сформулируйте тему урока.

Отталкиваясь от темы, поставьте цели урока.

Тема нашего урока: «Двоеточие в БСП», наша цель - рассмотреть условия постановки двоеточия в БСП, совершенствовать пунктуационные умения. (Слайд 4, 5)

Как вы считаете, какова функция двоеточия в письменной речи?

Для двоеточия характерна разъяснительно-пояснительная функция - двоеточие предупреждает о пояснении.

Давайте посмотрим, как эта функция проявляется в БСП.

Двоеточие в бессоюзном предложении. (Слайды 7-10)

1. Вторая часть сложного предложения раскрывает причину происходящего в первой. Уловив причинную связь и найдя место, где возникает вопрос почему? вы без труда поставите двоеточие на нужное место.

А) Светильники надо беречь (почему?): порыв ветра может погасить их…

Б) Печален я (почему?) : со мною друга нет…

Если превратить эти предложения с союзом, то, естественно, возникает союз потому что, а перед ним встанет запятая. Смысл и того и другого предложения будет один и тот же, а знаки разные.

2. Вторая часть БСП может во всех падежах и числах отвечать на вопросы: а какой именно? А какая именно?, определяя признаки, свойства, качества того, о чем идет речь в первой части. Вторая часть относится к определению, стоящему в первой части.

Вон, видишь ли через реку тот мост?

…Он с виду хоть и прост,

А свойство чудное имеет (а какое именно?):

Лжец ни один у нас по нем пройти не смеет.

3. , отвечая на вопросы падежей.

Я должен помнить (что? О чем?) : печаль пройдет

И снова радость придет.

Иногда в первой части опускаются слова увидел или услышал и только подразумеваются. Тогда и вопрос видоизменяется.

Я прислушался (и что услышал) : откуда-то доносились прекрасные и печальные звуки скрипки.

4.Между частями БСП ставятся вопросы: а как именно? А каким образом?

Вертит очками так и сяк (а как именно):

То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,

То их понюхает, то их полижет.

Заполнить таблицу «Двоеточие в БСП» (слайд 11)

Потому что

Вторая часть раскрывает содержание первой

Что? О чем?

А как именно

Вторая часть определяет признаки, свойства, качества того, о чем речь идет в первой части

А какой именно?

4. Закрепление изученного материала.

а) Расставьте правильно знаки.(слайд 12)

Это задание на расстановку знаков мы проведем под девизом: «Каждой пословице - свой знак»

(учащиеся вписывают в соответствующие граф таблицы номера предложений)

Запятая

Двоеточие

1.Где кто родился там и пригодился.

2. Закон что дышло куда повернул туда и вышло.

3. От лунного света и снег белеет от мудрого слова и разумный умнеет.

4.Слово не воробей вылетит не поймаешь.

5.Куда конь с копытом туда рак с клешней.

б) Анализ предложений .(слайд13,14)

Определите значения частей БСП, где поставлено двоеточие.

1. Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя. (Причина)

2. Я понимал: выручить нас может только случайность.(Дополнение)

3. Мне стало совестно: я не мог закончить начатой речи. (Причина)

4. Собака была славная: уши торчком, хвост колечком, глаза умные-умные. (Пояснение)

5. Опомнилась, глядит Татьяна:

Медведя нет; она в сенях. (Дополнение, подразумевается в первой части глядит и видит)

6.Странный случай произошел: в дороге совершенно поиздержался (Пояснение)

Динамическая пауза.

Упражнение «Ритмы свободы»

Хлопни в ладоши три раза.

Сядь на стул.

Топни правой ногой.

Топни левой ногой.

Поднимись.

Помаши руками.

Глубоко вдохни, задержи дыхание.

Сделай полный выдох.

Медленно, как сдувшийся шарик, опустись на стул.

Медленно поднимись.

Повернись три раза вокруг себя.

Громко скажи: «Я свободен».

в) Контроль полученных знаний .(слайд 16, 16,18)

1.Вот север, тучи нагоняя, дохнул, завыл - и вот сама идет волшебница -зима.

(А.Пушкин.ССП, тире)

2. Свойство зеркальце имело: говорить оно умело.

(А.Пушкин.БСП,двоеточие)

3. Стал Жилин вглядываться: маячит что-то в долине, точно дым из труб.

(Л.Толстой.БСП, двоеточие)

4. Вот затрещали барабаны - и отступили басурманы.

(М.Лермонтов. ССП, тире)

5. А потому обычай мой: с волками иначе не делать мировой, как снявши шкуру с них долой.

(И.Крылов.БСП, двоеточие)

5. Мне стало страшно: на краю грозящей бездны я лежал.

(М.Лермонтов, БСП, двоеточие)

7.Любите книгу: она поможет вам разобраться в пестрой путанице мыслей, она научит вас уважать человека.

(М.Горький БСП, двоеточие)

Работа по учебнику. (слайд19)

Игра «Найди нужное предложение»

По данным характеристикам найдите предложения и, используя начальные буквы слов, с которых начинаются указанные в задании части предложений, составьте слово.

(учащиеся делятся на 5 групп (по числу заданий), задания распечатываются и раздаются каждой группе.)

1. Работа с упражнением 223.

Ответ: Предложение 3: «В лесу то там, то здесь глухо куковала кукушка, оттеняя глубину и звучность его; после дождя высоко в небе плыли и таяли дымчатые облака с золтисто-алыми краями» Буква «В».

2.Работа с упражнением 228(2 часть ).

Ответ. Предложение 4.: «Если же этого не случится, то все-таки что-нибудь да будет такое, чего с другими никак не будет: или нарежется в буфете таким образом, что только смеется, или проврется жестоким образом, так что, наконец, самому сделается совестно». Буква «Е».

Найдите предложение, структура которого отвечает следующей характеристике: сложное предложение, состоящее из четырех частей. Вторая, третья и четвертая части раскрывают содержание первой части; в сотставе предложения нет ни одного союза. Выпишите начальную букву первого слова четвертой части этого предложения.

Ответ. Предложение 2: «Вокруг обычным спокойным порядком шла работа: глубоко внизу сигналили машины, гремела арматура, раздавалась барабанная дробь пневматических ломов». Буква «Р».

4.Работа с упражнением 224.

Ответ. Предложение 5: «На запад пятиглавый Бешту синеет как «последняя туча рассеянной бури», на север подымается Машук, как мохнатая персидская шапка, и закрывает всю эту часть небосклона, на восток смотреть веселее: внизу передо мной пестреет чистенький, новенький городок, шумят целебные ключи, шумит разноязычная толпа, - а там дальше амфитеатром громоздятся горы, все синее и туманнее, а на краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин, начинаясь Казбеком и оканчиваясь двуглавым Эльбрусом» . Буква «Н».

Ответ. Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя. Буква «О».

Проверка проводится следующим образом: представитель от группы вписывает найденную букву. Если получается слово «Верно», то задание выполнено правильно.

Итог урока.(слайд 20)

Рефлексия.

Назовите условия постановки двоеточия в БСП.

Критерии отметки

Количество баллов

2.За устный ответ-2 балла

3.За работу в группе- 2 балла

Задание на дом : ознакомиться с материалом учебника, выполнить упражнение 227

Заполнить таблицу «Двоеточие в бессоюзном сложном предложении »

Каковы отношения между частями

Какие слова можно вставить между частями

Вторая часть раскрывает причину происходящего в первой

Потому что

Вторая часть раскрывает содержание первой

Вторая часть поясняет содержание первой

А именно, то есть

Вторая часть определяет признаки, свойства, качества того, о чем идет речь в первой части

А какой именно

Расставьте правильно знаки «Каждой пословице - свой знак»

1. Где кто родился там и пригодился.

2. 2.Закон что дышло куда повернул туда и вышло.

3. 3. От лунного света и снег белеет от мудрого слова и разумный умнеет.

4. Слово не воробей вылетит не поймаешь.

5. Куда конь с копытом туда и рак с клешней.

6. Не везде сила где умение а где и терпение.

Двоеточие

Самостоятельная работа

1. Свойство зеркальце имело говорить оно умело

2. Стал Жилин вглядываться маячит что-то в долине точно дым из труб.

3. А потому обычай мой с волками иначе не делать мировой как снявши шкуру с них долй.

4. Мне стало страшно на краю грозящей бездны я лежал.

5. Любите книгу она поможет вам разобраться в пестрой путанице мыслей она научит вас уважать человека.

Игра «Найди нужное предложение».

1. Работа с упражнением 223.

Найдите бессоюзное предложение, состоящее из двух частей, между которыми по правилам пунктуации употребляется точка с запятой. Выпишите начальную букву первого слова этого предложения.

2. Работа с упражнением 228(2 часть ).

Найдите предложение, структура которого отвечает следующей характеристике: сложное предложение, состоящее из двух смысловых блоков, соединенных бессоюзной связью. Первый блок представляет собой сложноподчиненное предложение, состоящее из одного главного и двух придаточных (условного и местоименно-определительного), связанных по типу параллельного подчинения; второй блок - также сложноподчиненное предложение, состоящее из одного главного и двух придаточных (образа действия и следствия), связанных по типу параллельного подчинения. Выпишите начальную букву первого слова этого предложения.

3.Работа с упражнением 228 (1 часть ).

Найдите предложение, структура которого отвечает следующей характеристике: сложное предложение, состоящее из четырех частей. Вторая, третья и четвертая части раскрывают содержание первой части; в составе предложения нет ни одного союза. Выпишите начальную букву первого слова четвертой части этого предложения.

4.Работа с упражнением 224.

Найдите предложение, структура которого отвечает следующей характеристике: сложное предложение, состоящее из двух смысловых блоков, связанных причинными отношениями;первый блок состоит из трех простых предложений, связанных сочинительной связью; второй блок состоит из 5 простых предложений, также связанных сочинительной связью. Выпишите начальную букву первого слова этого предложения.

5. Работа с упражнением 223 (1)

Найдите бессоюзное сложное предложение, состоящее из двух частей, одно из которых по структуре представляет безличное предложение. Выпишите начальную букву первого слова из второго предложения.

Оценочный лист

Фамилия, имя учащегося____________________________________________________

Критерии отметки

Количество баллов

1. За домашнюю работу - 2 балла

2.За устный ответ-2 балла

3.За работу в группе- 2 балла

4. Анализ предложений -2 балла

5. Самостоятельная работа -2 балла

6. Заполнение таблицы примерами-3 балла

7. Работа по учебнику. Игра «Найди нужное предложение»- 4 балла

8. Задание «Каждой пословице - свой знак» - 3 балла

Итак, двоеточие - это разделительный знак препинания. В отличие от точки, восклицательного и вопросительного знаков и многоточия он не имеет отделительной функции, то есть не отделяет предложения в тексте друг от друга. Двоеточие ставится только внутри предложения, и поэтому указывает на то, что после него высказывание будет продолжено.

Двоеточие можно встретить в простом и сложном предложении. В простом предложении оно разделяет и выделяет части высказывания, в сложном играет и смысловую роль: указывает на смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения.

Так как же правильно употреблять двоеточие, не совершать ошибок и не путать его с другими? Давайте рассмотрим основные случаи.

Двоеточие в простом предложении

Правило 1. Двоеточие в предложении с однородными членами

Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него нужно двоеточие, например: Снег лежал повсюду : на крышах домов, на заборах, на газонах, на машинах.

В этом предложении слово повсюду обобщает ряд однородных обстоятельств. Обобщающее слово расположено перед однородными членами, и поэтому после него стоит двоеточие.

Правило 2. Двоеточие в предложениях с уточняющими словами

При обобщающих словах в предложении могут употребляться уточняющие слова: как например, например, как то, а именно, перед которыми ставится запятая, а после них – двоеточие. Например: Снег лежал повсюду , а именно : на крышах домов, на заборах, на газонах, на машинах.

В этом предложении вместе с обобщающим словом повсюду употреблена уточняющая его конструкция «а именно» , после которой следует ряд однородных членов, поэтому после нее стоит двоеточие.

Правило 3. Двоеточие в конструкциях с прямой речью

Если прямая речь следует после слов автора, то перед ней ставится двоеточие, причем сама прямая речи заключается в кавычки и первое слово прямой речи пишется с прописной буквы: Учитель сказал: «Здравствуйте, дети!». Также если прямая речь разрывает слова автора в тексте, то перед ней ставится двоеточие, например: Сказав: «Здравствуйте, дети!», учитель вошел в класс. После прямой речи при этом необходимо поставить запятую.

Двоеточие в сложном предложении

Правило 4. Между частями бессоюзного сложного предложения (БСП) может ставиться двоеточие в следующих случаях.

  • Вторая часть БСП поясняет то, о чем говорилось в первой (между частями предложения можно вставить «а именно» ), например: В народе есть такая примета: ласточки низко летают к дождю; Катя пишет очень грамотно: никогда не делает ошибок в словах, правильно расставляет знаки препинания. В этих бессоюзных сложных предложениях во второй части дается пояснение того, о чем идет речь в первой. Между частями предложений можно вставить «а именно» : В народе есть такая примета (а именно): ласточки низко над водой летают к дождю. Поэтому в приведенных предложениях ставится двоеточие.

  • Вторая часть БСП раскрывает причину того, о чем говорилось в первой (между частями предложения можно вставить союзы: так как, потому что ), например: Катя пишет очень грамотно: она много читает, учит стихи наизусть, тренирует память; Скоро пойдет дождь: ласточки летают низко над водой. В этих БСП вторая часть обосновывает, указывает на причину того, о чем говорилось в первой. Между частями можно вставить союзы: так как, потому что. Скоро пойдет дождь (потому что): ласточки летают низко над водой. Поэтому в таких предложениях ставится двоеточие.

  • Вторая часть БСП дополняет, раскрывает то, о чем говорилось в первой (такие предложения синонимичны сложноподчиненным предложениям с придаточным изъяснительным, поэтому между частями БСП можно вставить союз что ). Например: Катя знает: читать книги не только интересно, но и очень полезно для учебы; В народе говорят: ласточки низко над водой к дождю летают. В данных БСП во второй части раскрывается смысл того, о чем идет речь в первой. Если части такого предложения соединить союзом что , то получится сложноподчиненное предложение с изъяснительным придаточным: В народе говорят (что,): ласточки низко над водой к дождю летают. В предложениях такого типа ставится двоеточие.

  • В первой части предложения опущены глаголы: и увидел, и услышал, и почувствовал , например: Я поднял голову: луч солнца пробивался сквозь облака, озаряя поляну ярким светом; Он обернулся: эхо торопливых шагов раздавалось совсем близко. Данные предложения также являются синонимичными сложноподчиненным с придаточным изъяснительным, в первой части пропущены глаголы типа: и увидел, и услышал, между частями можно вставить союз что. Я поднял голову (и увидел, что) : луч солнца пробивался сквозь облака, озаряя поляну ярким светом.


Двоеточие vs тире

Главная сложность в употреблении двоеточия заключается в том, что иногда бывает легко перепутать этот знак препинания с другим - тире. В последнее время эти знаки часто употребляются параллельно, то есть в одних и тех же случаях может ставиться как тире, так и двоеточие. Например: И судьи решили: если будет дождь, соревнования отменят; Заметил первый камень, решил - здесь клад, стал ковыряться (Тендряков), Конечно, он изменился (: –) сгорбился, поседел, с морщинками в уголках рта; Вхожу (: ) все тихо; Эти слова при нем не произносите (: ) может обидеться; Всех интересовал только один вопрос (: ) как поскорее выпутаться из создавшегося положения; Это означало одно (: ) нужно расстаться.

Такие варианты считаются равноправными, можно не опасаясь ошибиться употреблять и тире, и двоеточие. Однако нужно помнить, что тире помимо синтаксических функций, выполняет и эмоционально-экспрессивные, то есть указывает на эмоциональность высказывания, подчеркивает его выразительность. Поэтому если предложение не несет таких смыслов, является нейтральным, нужно избегать употребления тире и ставить двоеточие, следуя рассмотренным нами правилам.

9. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

9.1. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

Постановка двоеточиянеобходима тогда, когда между частями устанавливаются пояснительные , причинные или изъяснительные отношения.

Рассмотрим примеры.

Если в первой части предложения имеются указательные местоимения так , таков , такой , одно , вот что и под., конкретное содержание которых раскрывается во второй части, необходимо поставить двоеточие. Например:

Понимаешь, бывает так: сил нет у человека (Д. Рубина. Терновник);

Осень успела все: пролила все дожди, обтрясла от листвы все осины, смела мусор в Чусовую, которая унесла его неведомо куда (А. Иванов. Золото бунта).

В этих предложениях есть отчетливый структурный признак, который однозначно указывает на необходимость постановки двоеточия, – это указательные или определительные местоимения, которые выражают отношения пояснения. Однако пояснительные отношения могут возникать и при любых других словах в составе первой части. Чаще всего это слова с отвлеченным значением, требующие разъяснения. Как, например, в следующем предложении:

Странное было ощущение : будто он стал прозрачным призраком, никто его не видит. А расколдоваться очень просто : только имя назвать надо (А. Иванов. Золото бунта).

Двоеточие ставится также, если вторая часть указывает на причину того, о чем говорится в первой части. Между частями можно вставить причинные союзы потому что , так как , поскольку , например:

Весь день Осташа и Никешка просидели на крыше амбара: отдирали прогнившие тесины, бросали вниз, под просветы подгоняли свежие (А. Иванов. Золото бунта). Почему Осташа и Никешка просидели на крыше амбара? – Потому что они ее чинили.

И еще один случай, когда в бессоюзном сложном предложении требуется постановка двоеточия: если оно является эквивалентом изъяснительного сложноподчиненного предложения. В первой части таких предложений имеются слова со значением чувства, мысли, восприятия видеть , слышать , чувствовать , знать , понимать и под., после которых можно вставить союз что :

Я слышал, тебя купец Сысолятин в сплавщики нанял, а вона что выяснилось: поджигатель ты и душегуб (А. Иванов. Золото бунта) > Выяснилось, что ты поджигатель и душегуб.

В первой части могут стоять глаголы типа выглянуть , оглянуться , прислушаться , например:

Присмотрелся: навстречу шел отец.

Хотя глагола со значением восприятия здесь нет, но он легко восстанавливается:

Присмотрелся и увидел, что навстречу шел отец.

С изъяснительными сложноподчиненными предложениями соотносятся также предложения, вторая часть которых содержит прямой вопрос, например:

Осташа подумал: говорить или нет? (А. Иванов. Золото бунта).

Таким образом, возможность преобразования бессоюзного предложения в изъяснительное или предложение со значением причины или пояснения свидетельствует о том, что необходимо поставить двоеточие.

ЗАДАНИЕ А 24

Фор мул ировк а зада ния: как объясни т ь постановку двоеточия или тире в данно м пре дл ож е нии ?

Как объяснить по ста новку двоеточия в данном п р е дл ожении ?

Иск у сс т вове д ы отме чаю т з начите л ьный вкла д Н.А. Римско г о-Кор са ков а в инстр уме н т овк у м у зыка л ьны х п роизве д ений: композитор расшири л и обо г ати л сист е м у л а д ово - гар м онически х ср ед с тв, е го орк е стровка соче т ае т красочность, б л ес к с яснос т ью , про з рачно ст ью , прос т о т о й.

1) Обобщающее сл ово стоит пе р е д одно р одными членами пре д л о жения.

2) Первая час ть бессо ю з ного сложного п р е дл ож е ния у ка з ывае т на условие т о г о , о чём г оворится ВО в т орой час т и .

3 ) Втора я час т ь б есс ою з ного с л ожного пре дл ожения указывает на сле д ствие т ого , о ч ё м
говори т ся В пе рв ой части .

4) Вто р а я час т ь бессоюз н ого сло жно го п р едл о жен ия по я сняет, р аск р ы в ает соде р жание
первой части.

Прави л ьны й о т в ет: 4

Ч т о т р е б уется о т у че нико в : в ыбрать п р авильное объяснение постановки двоеточия или
тире в
д анном предло жени и .

Ч т о с л е дует з н ать уч еника м дл я правильного выполнения з а д ания :

Ког д а в бессо юз н о м сложном пр едложе н ии ста в итс я двоеточие или тире ;

- какими синонимичными сложнопо д ч и ненными конст р укциями можно заменить бессою з ны е сл ожные пр едложе ни я с д вое т очием и л и т ир е;

Как по д ста н о вка по дчини т е л ь ных с ою з ов мож ет помочь выяв л ению смысловы х о т ношений меж д у час т ями с л ожного бессоюзного п ре д ложения ;

Как отличать б ес союзные сложные п р едложения с д вое т очием от простых п р едложений ,
в ко т орых двоеточи е отдел я е т обобщаю щ е е сло в о о т о д но ро дных членов п р едложения .

Прави л а пос тано вк и Д ВО Е ТОЧИЯ в бессою з ном сложном пре дл ожении

Дво ет о ч и е с т авитс я

Пр и м е р ы

1. Если вто р ое пр едложе ни е ука з ы в ает н а причин у

т ого , о чем говори тся в пе рвом (между част я м и такого

б е ссоюзного сл о ж ного пре д ложе н и я можно

вставить союз Т АК КА К, ПОТОМУ ЧТО и п р е врати т ь его в сложнопо д чинен н ое п р е д ложени е с

придаточным причин ы).

Л ю бите книгу : она п о м о жет в ам раз 0-

браться в сложных жиз н енных ситуациях. (= Люби т е кни г у, по т о му чт о

она поможет вам разобрат ь ся в сложных жизненных си т уа ц иях . )

2. Ес л и второ е пр едложение п оясня ет, раскрыва ет

со д ерж а н и е перво го (межд у час т ями бессою з но г о

с л ожн о го пре д лож е н ия м ожно вставить сою з

А И МЕ ННО Ч Т О ).

Большин с тво сходилось на о д ном:

ст ары е законы нику да н е г о д я т ся . (=

Бол ь шинс т во с х одилось на о д ном , а

и м енно : с т а р ые з аконы нику д а не год я тся . )

3 . Если в то р ое пре дложе ние д опо л няет см ы сл пе р вого (между частям и бесс оюзного с л ожного п р е дл ожения можно вс тавит ь союз ЧТО и п р е вр ат и ть

его в сложно п одчиненное пр е дложение с п ри даточным изъ я снительным) .

В д р уг чу в ст в у ю : кто-то де р гает меня

з а р укав . (= В друг чу в ствую , ч т о кто -

то д е р гает мен я за р укав . )

4 . Если в пе рво м про сто м предл ож е н и и о пус каю тс я

слова И УВИД Е Л , ЧТО ; И У СЛЫШАЛ, ЧТО; И

ПОЧУВСТВОВ А Л , ЧТО .

Се р е ж а огл ян улс я : к н е м у бежал

с о с е д с к и й мальчонка. (= Се р ежа огля ну лс я и уви д е л , ч т о к нему бежал соседс кий мал ь ч он ка.)

Примечание: следует отличать бессоюзные сложные предложения с двоеточием от простых предложений с обобщающим словом, после которого перед однородными членами стоит
двоеточие.

Например: В пути могут быть самые неожиданные опасности: обвалы, быстрый подъем
уровня рек, туман.

(В этом предложении одна грамматическая основа (опасности могут быть), поэтому оно
простое, а не сложное бессоюзное. В нем ставится двоеточие, потому что обобщающее слово
стоит перед однородными членами.)

Запомните: двоеточие в бессоюзном сложном предложении поясняет, раскрывает со держание или причину, а в простом предложении указывает, что обобщающее слово стоит перед однородными членами.

Правила постановки ТИ Р Е в бе сс оюзном сложном предложении

Тире с та вится

Примеры

1.Если первое простое предложение указывает на условие того, о чем говорится во втором (в начале первой части можно поставить союз ЕСЛИ и превратить его в сложноподчиненное предложение с придаточным условия).

Будет за в тра хорошая по г ода - по йд ем в лес . (= Если бу де т за втра х орош а я пого д а , пойдем в л ес . )

2.Если первое простое предложение.указывает на время того, о чем говорится во втором (в начале первой части можно поставить союз КОГДА и превратить его в сложноподчиненное предложение с придаточным времени).

Лес рубят- щепки летят (= Когда лес рубят, щепки летят.)

3. Если второе простое предложение содержит вывод, следствие из того, о чем говорится в первом (между частями такого бессоюзного сложного предложения можно вставить наречие ПОЭТОМУ или союз ТАК ЧТО и превратить его в сложноподчиненное предложение с придаточным следствия).

Жара все усиливалась – становилось тяжело дышать. (= Жара все усиливалась, так что становилось тяжело
дышать.)

У д арил сильный : гром - з а д рожа л и
все окна . (= Ударил сильный гром,
поэт
о му за д рожали все окна . )

4. Если простые предложения в составе бессоюзного сложного противопоставлены друг другу по смыслу (между частями такого бессоюзного сложного предложения можно вставить союз А или союз НО).

Ш е стна д цат ь л ет с л ужу - та ко г о со
мной еще н е было . (= Шестна д ца ть л е т
сижу, н о такого со мной еще не было.) Смелые побеждают - трус л ивые. погибают . (= Смелые побеж д аю т , а т русливые по г ибают.)

5. Содержание первого предложения сравнивается с содержанием второго (между частями такого бессоюзного сложного предложения можно вставить
союзы СЛОВНО, ТО НО, БУДТО и превратить его в сложноподчиненное предложение с придаточным сравнения).

Молвит слово - соловей поет. (= Мол-
вит слово, будто соловей поет.)

Если во второй части содержится неожиданный результат, дается указание на быструю смену событий.

Он нажал на тормоз – скорость не уменьшилась

Если вторая часть представляет собой присоединительное предложение (перед ним можно вставить слово ЭТО).

Вечерами над горизонтом надолго зависало багровое тусклое солнце -
дурной знак.

Запомните: тире - это знак следствия, вывода, противопоставления, резкой смены событий, представленных во второй части бессоюзного сложного предложения.

Алгоритм выполнения задания:

1) выделите грамматические основы и определите, является ли данное предложение простым с обобщающим словом перед однородными членами или сложным бессоюзным:

· если предложение простое, то чаще всего постановка двоеточия объясняется тем, что
обобщающее слово стоит перед однородными членами;

· если предложение сложное бессоюзное, то наличие двоеточия или тире в нем можно
объяснить с помощью подстановки подходящих по смыслу подчинительных союзов;
2) подставьте в бессоюзное сложное предложение подходящий по смыслу подчинительный союз и выявите с его помощью смысловые отношения между его частями:

1. Союз IIOTOMY ЧТО, ТАК КАК свидетельствует о том, что вторая часть
бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в
первой части(поэтому в бессоюзном сложном предложении ставится двоеточие);

2. Союз А ИМЕННО ЧТО свидетельствует о том, что вторая часть бессоюзного
сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части (поэтому в
бессоюзном сложном предложении ставится двоеточие);

3. Союз КОГДА свидетельствует о том, что первая часть бессоюзного сложного
предложения указывает на время совершения того, о чем говорится во второй части

4. Союз ТАК ЧТО свидетельствует о том, что вторая часть бессоюзного сложного
предложения указывает на результат, следствие того, о чем говорится в первой части
(поэтому в бессоюзном сложном предложении ставится тире);

5. Союз ЕСЛИ свидетельствует о том, что первая часть бессоюзного сложного
предложения указывает на условие того, о чем говорится во второй части (поэтому в
бессоюзном сложном предложении ставится тире);

6. Союз А свидетельствует о том, что вторая часть бессоюзного сложного предложения
противопоставлена по содержанию первой (поэтому в бессоюзном сложном
предложении ставится тире).



Загрузка...