electricschool.ru

Кольцов алексей васильевич - биография. ​Алексей Васильевич Кольцов – выдающийся русский поэт пушкинской эпохи

Кольцов Алексей Васильевич (1809-1842), поэт.

Начальное образование получил дома, под руководством учителя-семинариста. В 1820 г. поступил в Воронежское уездное училище, но через год отец забрал мальчика домой, чтобы приучить к торговой деятельности.

Кольцов чтением восполнял недостаток образования. Первое стихотворение «Три видения»
(1825 г.), написанное в подражание И. И. Дмитриеву, поэт впоследствии уничтожил. В юности Кольцов пережил любовную драму (он был разлучён с крепостной девушкой, на которой хотел жениться), и это в дальнейшем сказалось в его стихах: особое место среди песен поэта занимает любовная лирика.

Приняв семейное дело, Кольцов успешно занимался торговлей. Его первая стихотворная публикация в 1830 г. была анонимной. В 1831 г. во время деловой поездки в Москву Кольцов с помощью издателя и критика Н. В. Станкевича вошёл в литературный круг. В том же году в «Литературной газете» было опубликовано стихотворение Кольцова «Перстень» (более позднее название «Кольцо»).

В 1835 г. на собранные по подписке деньги Станкевич издал книгу «Стихотворения Алексея Кольцова» - единственный прижизненный сборник поэта. Критики отмечали связь стихов Кольцова с народными песнями, ощутимую на образном, тематическом и языковом уровнях.

1836 год стал переломным в творческом развитии поэта. Его стихи печатались в журналах «Телескоп», «Сын Отечества», «Московский наблюдатель» и др. Одно из стихотворений опубликовал в «Современнике» А. С. Пушкин.

На смерть Пушкина Кольцов откликнулся стихотворением «Лес» (1837 г.).

В 1840 г. после поездки в столицу, завершившейся неудачей в торговых делах, поэт заболел чахоткой, которая и свела его в могилу (умер 10 ноября 1842 г. в Воронеже).

В 1846 г. вышло в свет подготовленное В. Г. Белинским посмертное собрание сочинений Кольцова.

Кольцов Алексей Васильевич (1809-1842), русский поэт. Родился 3 (15) октября 1809 в Воронеже в купеческой семье. Отец был потомственным торговцем скотом.

Начальное образование Кольцов получил дома под руководством учителя-семинариста. В 1820 поступил в Воронежское уездное училище. Учеба затруднялась тем, что отец начал приучать единственного сына и наследника к торговой деятельности и через год забрал его из училища. Кольцов чтением восполнял недостаток образования. Его кумиром был поэт И.Дмитриев, в подражание которому написано первое стихотворение Кольцова Три видения(1825). На развитие Кольцова оказало влияние его общение с гимназистами и семинаристами, которые собирались для литературных бесед в книжной лавке Д.Кашкина. Впоследствии его наставником стал воронежский семинарист А.Серебрянский, прививший Кольцову интерес к философии.

В юности Кольцов пережил любовную драму (он был разлучен с крепостной девушкой, на которой хотел жениться), и это сказалось в его стихах Песня (1827), Ты не пой, соловей(1832) и др.

Переняв семейное дело, Кольцов успешно занимался прасольской деятельностью. Его первая стихотворная публикация (4 стихотворения) в 1830 была анонимной. Тогда же произошло знакомство Кольцова с публицистом Н.Станкевичем, который обратил внимание на стихи поэта-самоучки и во время деловой поездки Кольцова в Москву (1831) ввел его в литературный круг, познакомил с В.Г.Белинским. В том же году были опубликованы первые подписанные стихи Кольцова Вздох на могиле Веневитинова, Мой друг, мой ангел милый...и др. В 1831 в «Литературной газете» было опубликовано одно из самых известных стихотворений Кольцова Перстень (позднее название - Кольцо). Эта публикация сопровождалась отзывом Станкевича о Кольцове.

В этот период творчество Кольцова было во многом подражательным - так, влияние В.А.Жуковского чувствовалось в элегии Не мне внимать напев волшебный (1830).

Кольцов писал романсы, мадригалы, триолеты. Вскоре обратился к жанру литературных песен, которые вошли в его единственный прижизненный поэтический сборникСтихотворения (1835), средства на который собрали Станкевич и Белинский.

Лирический герой песен Кольцова - крестьянин (Песня пахаря, 1831, Размышления поселянина, 1832, Косарь, 1836, и др.). Критики отмечали связь песен Кольцова с народными песнями, ощутимую на образном, тематическом, языковом и др. уровнях. Песни индивидуальным образом сочетали в себе литературные и фольклорные размеры.

Особое место среди песен Кольцова занимала любовная лирика. В стихотворениях Молодая жница (1836), Пора любви (1837), Последний поцелуй (1838), Разлука (1840) и др. тонко описывались различные оттенки любовного переживания. Это отличало песни Кольцова от фольклорных любовных песен - как правило, менее разнообразных именно в описании эмоциональных нюансов. Индивидуальный характер кольцовских песен был отмечен многими писателями. М.Е.Салтыков-Щедрин считал их главной приметой «жгучее чувство личности».

Переломным в творческом развитии Кольцова стал 1836. Круг его общения стал необычайно широк, в него входили многие выдающиеся литераторы, музыканты, художники, артисты Москвы и Петербурга: Ф.Глинка, М.Катков, М.Погодин, М.Щепкин, П.Мочалов, П.Плетнев, А.Венецианов и др. Кольцов познакомился с П.Вяземским, В.Одоевским, В.Жуковским. Его стихи печатались в журналах «Телескоп», «Сын отечества», «Московский наблюдатель» и др. По замечанию Н.Каткова, Кольцову, несмотря на недостаток образования, были доступны «самые утонченные чувствования, самые сложные сочетания душевных движений». А.С.Пушкин опубликовал стихотворение Кольцова Урожай (1835) в «Современнике».

На смерть Пушкина Кольцов откликнулся стихотворением Лес (1837).

В 1836-1837 Кольцов много писал в жанре дум. В них он пытался разрешить важнейшие религиозно-философские вопросы: связь человеческой жизни с тайной мироздания, пределы познания и т.п. О тематике дум говорят их названия - Царство мысли (1837), Человеческая мудрость (1837), Божий мир (1837), Жизнь (1841). Некоторые критики видели в думах Кольцова «претензии полуграмотного прасола на философское умничанье», другие считали, что они «красноречиво говорят за необыкновенную личность самоучки».

Кольцов собирал народные песни, однако относился к ним скептически, считая, что они «похабщиной битком набиты. Стыдно сказать, как наш русский народ бранчлив». В 1840 Кольцов писал Белинскому: «Тесен мой круг, грязен мой мир, горько мне жить в нем... Нет голоса в душе быть купцом, а все мне говорит душа день и ночь, хочет бросить все занятия торговли - и сесть в горницу, читать, учиться».

Детство и юность

Алексей Кольцов – великий поэт, родился 15 октября 1809 года, в городе Воронеже, в семье торговца. Его отец, благодаря своей активности и трудолюбию, включался в список самых богатых торговцев этого города. Через 7 лет, после рождения Алексея, семья переехала в центр Воронежа, как и хотела раньше. Почти с десяти лет, маленький Леша помогал отцу и старался учиться, одно закончил всего 2 класса, по воле папы.

Постоянно в делах отца, юные годы поэта были не радостные. Единственное, что его спасало – это ранняя страсть к литературе. Большую часть денег, А. Кольцов тратил на книги, которые частенько носил с собой.

Начало творчества

Первые стихи, были написаны Алексеем в 16 лет, в них он описывал настоящих, русских людей, с которыми любил общаться. На следующий год, он взаимно полюбил девушку, крепостную его папы. Однако тот был против этого брака и не разрешил возлюбленным жениться.

В 1831 году, поэт первый раз в жизни побывал в столице России. Посетил Н.В. Станкевича – философа и организатора кружка литературы, с которым ранее познакомился, разъезжая по делам отца. Станкевич познакомил Алексея с писателем Белинским. И у Кольцова появился не только учитель, но и настоящий друг.

Алексей становится знаменитым

Через 4 года после этого, А. Кольцов стал известным, благодаря вышедшей книге стихотворений, несмотря на то, что там было всего около 18-ти произведений. Однако для славы поэта, этого оказалось достаточно. Мечтой Алексея на тот момент было, оставить торговые дела и полностью отдать себя литературе.

Следующий, 1836 год, стал переломным для Кольцова. Он снова уехал в Москву по делам торговли, и тогда, познакомился наилучшими писателями того времени. В Санкт-Петербурге, Алексей знакомится с Пушкиным и Жуковским, они его творчеством! Пушкину безумно понравился стих «Урожай». После этого, произведения Алексея Васильевича публиковали в самых лучших газетах и журналах Москвы и не только.

Возвращение домой было триумфальным! К поэту проявлялся активный интерес, и даже правительство Воронежа заинтересовалось творчеством Алексея.

Смерть поэта

Несколько лет спустя, он не совсем удачно съездил в столицу по торговым делам, и по приезду, сильно поругался со своим папой. Рассерженный отец, обвинял сына в несерьезном отношении к важным делам. Конфликт в семье и постоянные ссоры так и не завершились. В связи с этими событиями, Алексей Кольцов серьезно заболел, а 29 октября 1842 года внезапно скончался с жизнью.

Спустя 4 года, его лучший друг – Белинский, опубликовал посмертный сборник стихотворений Кольцова. Прокомментировав тем, что это было сокровенное желание друга.

Биография 2

Кольцов Алексей Васильевич – торговец, ставший поэтом, преодолевая препятствующие ему обстоятельства благодаря собственным усилиям и помощи друзей, оценивших его талант.

Будущий поэт родился в 1809 году в семье торговца скотом, в Воронежской губернии. Мать его была неграмотна, а отец считал, что его сыну для ведения торговых дел хватит и элементарного образования, поэтому Алексею не удалось закончить даже второй класс уездного училища. Однако он тянулся к знаниям и исполняя обязанности по перегону и продаже скота, много читал, тратя свои деньги на приобретение книг.

Первая стихотворная публикация Кольцова (1830 год) была анонимной. В следующем году он, во время поездки в Москву, носящей деловой характер, познакомился с литераторами, в чем ему оказал содействие Н. В. Станкевич. Тогда же вышла его первая публикация под своим именем – стихотворение «Перстень».

На творчество Кольцова в большой степени повлияли обстоятельства его жизни. Его стих связаны с фольклорными мотивами, так как первыми книгами, с которых он начал свое самообразование были сказки. Общение с простым народом, в ходе поездок, связанных с торговлей скотом, как и само происхождение из купеческой, а не дворянской семьи близко познакомило будущего поэта с народным творчеством. В частности, впоследствии критики отмечали сходство его стихов с народными песнями. Недаром ряд стихотворений были переложены на музыку.

Значительное место в творчестве Кольцова занимает и любовная лирика. Причиной послужила неудачная любовь его к крепостной девушке, жениться на которой ему помешали.

В 1835 году вышел первый, изданный при жизни сборник поэта (он же стал единственным). Назывался он просто и незатейливо – «Стихотворения Алексея Кольцова». Примечательно, что значительную помощь Кольцову здесь оказали его друзья из литературных кругов – книга была издана на средства, собранные по подписке.

В 1836 году к поэту пришла слава и признание. Его стихи печатали ведущие литературные журналы страны. Одно из них оценил и опубликовал Пушкин.

Талант поэта, к сожалению, не смог быть реализован полностью. В 1842 году, в возрасте 33 года Кольцов скончался от чахотки.

А. В. Кольцов писал романсы, мадригалы, триолеты

Потом обратился к жанру литературных песен, которые вошли в его единственный прижизненный поэтический сборник: Стихотворения (1835 год).

Среди его произведений наиболее известны: «О, не кажи улыбки страстной!», «Измена суженой», «А.П. Сребрянскому», «Вторая песня Лихача Кудрявича» и многие другие.

Из биографии Алексея Васильевича Кольцова:

Алексей Васильевич Кольцов родился 15 октября 1809 года в Воронеже - в семье скупщика и потомственного торговца скотом (прасола), слывшего во всей округе грамотным человеком, честным партнёром и строгим домохозяином. Мать же, напротив, была по характеру доброй, но абсолютно необразованной: не умела ни читать, ни писать.

В семье Кольцовых было много детей, но сверстников Алексея не было: сестры его были либо значительно старше, либо существенно младше. Известно, что отец довольно сурово воспитывал детей: не позволял шалостей и был требователен даже в мелочах. На учебе детей отец сильно не настаивал, однако базовыми умениями чтения и письма обладали все. Сведений, сколько было детей у Кольцовых, как они жили, не сохранилось.

Начальное образование Алексей Кольцов с 9-и лет получал дома под руководством учителя-семинариста, проявив такие способности, что в 1820 году смог поступить в двухклассное Воронежское уездное училище, минуя приходское. Учеба давалась ему легко, он постигал множество наук и по всем предметам достиг больших успехов.

Завершить курс обучения Алексею не удалось: после первого года и 4 месяцев (2 класс) отец решил забрать сына из училища. Мотивировал он это тем, что без помощи мальчика ему с делами не справиться, да и одного года учебы вполне достаточно. Отец начал приучать единственного сына и наследника к торговой деятельности.

Переняв семейное дело, Кольцов успешно занимался прасольской деятельностью. Работа Алексея заключалась в перегоне и продаже скота. Довольно продолжительное время занимался этим Алексей. Параллельно с прасольской деятельностью Кольцов пишет стихи, несмотря на то, что отец запрещал ему заниматься литературным творчеством.

По делам отца Алексей путешествовал в Санкт-Петербург и Москву, где благодаря Станкевичу познакомился с В. Г. Белинским, который оказал на него большое влияние, с Жуковским, Вяземским, Владимиром Одоевским и Пушкиным.

Могила А. В. Кольцова

В 1842 году, 29 октября в результате депрессии и длительной чахотки, поэт умирает в возрасте тридцати трех лет.

В последние годы свой жизни Алексей часто ссорится с отцом на почве негативного отношения того к своему творчеству. Хотя за свою короткую жизнь Алексей Кольцов добился довольно больших творческих успехов: стал известным русским поэтом, стихи которого все знают и любят.

Творческий путь А. В. Кольцова:

В училище Алексей полюбил чтение, первые прочитанные им книги были сказками, про Бову, про Еруслана Лазаревича и другие. Эти книги он покупал на полученные на лакомства и игрушки от родителей, деньги.

Особенно Алёше нравились произведения «Тысяча и одна ночь» и «Кадм и Гармония» Хераскова. Поэзией, которой к тому времени увлекся мальчик, отец запрещал заниматься: требовал, чтобы все время и внимание тот уделял торговле.

Но независимо от этого Алексей в возрасте 16 лет все же написал свое первое стихотворение – «Три видения». Однако через некоторое время он его уничтожил, так как считал, что подражает стилю своего любимого поэта. А хотелось найти свой, уникальный стиль. Примерно в это же время в биографии Алексея Васильевича Кольцова появились люди, которые помогли талантливому поэту выразить свою индивидуальность. Первым человеком, наставником, с которого начался творческий путь юного стихотворца, стал Дмитрий Кашкин, воронежский продавец книг в лавке по соседству. Он позволял Алексею пользоваться книгами бесплатно, естественно, только при условии бережного отношения к ним.

Кашкин был прямым, умным и честным, за что его любила молодёжь города. Книжная лавка Кашкина, располагавшаяся на улице Пушкинской, на углу Щепной площади, была для них своего рода клубом. Кашкин интересовался русской литературой, много читал и сам писал стихи. Свои первые работы Кольцов показывал ему: Кашкин был очень начитанным и развитым и тоже любил писать стихи. Продавец видел в молодом поэте себя, поэтому хорошо к нему относился и помогал, чем мог. Благодаря этому в течение пяти лет юный поэт безвозмездно пользовался книгами, учился и развивался самостоятельно, не бросая помогать отцу.

Ранние поэтические опыты Алексея Кольцова представляют подражания стихотворениям Дмитриева, Жуковского, Пушкина, Козлова, Хераскова и других поэтов; в этих произведениях поэт только ещё нащупывает собственную художественную манеру.

После смерти в 1824 году Варгина Алексей Кольцов получил в наследство его библиотеку - около 70 томов. В 1825 году увлёкся стихотворениями И. И. Дмитриева, особенно «Ермаком».

В 1825 году, в 16 лет, Алексей написал своё первое стихотворение - «Три видения», которое впоследствии уничтожил. Стихотворение было написано в подражание любимому поэту Кольцова Ивану Дмитриеву.

Благодаря напутствиям и советам семинариста Сребрянского, друга и наставника, в 1830 году были опубликованы четыре стихотворения Кольцова, правда, эта публикация была анонимной.

Главным этапом творческой биографии Алексея Васильевича Кольцова является знакомство с публицистом Николаем Владимировичем Станкевичем, который обратил внимание на стихи поэта-самоучки и во время деловой поездки Кольцова в Москву в 1831 году. Публицист и мыслитель заинтересовался работами юного поэта и опубликовал его стихи в газете. В том же году были опубликованы первые подписанные стихи Кольцова: « Вздох на могиле Веневитинова», «Мой друг, мой ангел милый...» и другие. Станкевич ввел Кольцова в литературный круг, познакомил с В. Г. Белинским. В этот период творчество Кольцова было во многом подражательным – так, влияние В. А. Жуковского чувствовалось в элегии «Не мне внимать напев волшебный» (1830).

Через 4 года Станкевич издал первый и единственный при жизни автора сборник: «Стихотворения Алексея Кольцова». После этого автор стал популярен даже в литературных кругах.

Но, несмотря на свой творческий прорыв, Алексей не переставал заниматься делом отца: он продолжал ездить в разные города по семейным делам. А судьба все также продолжала сводить его с выдающимися людьми. Плюс к этому поэт начал собирать местный фольклор, много писал о жизни обычных людей, крестьян и об их нелегком труде.

Лирический герой песен Кольцова – крестьянин (Песня пахаря, 1831, Размышления поселянина, 1832, Косарь, 1836, и др.). Критики отмечали связь песен Кольцова с народными песнями, ощутимую на образном, тематическом, языковом и др. уровнях. Песни индивидуальным образом сочетали в себе литературные и фольклорные размеры.

Особое место среди песен Кольцова занимала любовная лирика. В стихотворениях Молодая жница (1836), Пора любви (1837), Последний поцелуй (1838), Разлука (1840) и др. тонко описывались различные оттенки любовного переживания. Это отличало песни Кольцова от фольклорных любовных песен – как правило, менее разнообразных именно в описании эмоциональных нюансов. Индивидуальный характер кольцовских песен был отмечен многими писателями.

После выхода стихотворений «Молодая жница», «Пора любви» и «Последний поцелуй» Кольцовым заинтересовался Михаил Салтыков-Щедрин. Он называл главной особенностью этих стихов «жгучее чувство личности». За свою короткую жизнь Алексей Кольцов добился довольно больших результатов: стал не только успешным продавцом скота, но и известным русским поэтом, стихи которого знали абсолютно все.

Интересные факты из жизни поэта А. В. Кольцова:

*В 1835 году - выход первого и единственного при жизни поэта сборника: «Стихотворения Алексея Кольцова».

* В юности поэт пережил глубокую драму - он был разлучен с крепостной девушкой, на которой хотел жениться. Это отразилось, в частности, в его стихах «Песня» (1827), «Ты не пой, соловей» (1832) и ряде других.

*В том же, 1827 году в его жизни появляется семинарист Андрей Сребрянский, который спустя время стал близким другом и наставником на творческом пути. Знакомство с этим человеком помогло Алексею пережить разрыв с любимой.

*Именно Сребрянский привил Кольцову интерес к философии.

*Журнал «Пробуждение» в № 19 в 1909 году опубликовал к 100-летию поэта стихотворение Кольцова «Тоска о милом» с указанием даты 25 марта 1827 года, как «впервые появившееся в печати», входит ли оно в 4 произведения, опубликованные анонимно, неизвестно.

*Переломным в творческом развитии Кольцова стал 1836 год. Круг его общения стал необычайно широк, в него входили многие выдающиеся литераторы, музыканты, художники, артисты Москвы и Петербурга: Ф. Глинка, М. Катков, М. Погодин, М. Щепкин, П. Мочалов, П. Плетнев, А. Венецианов и другие.

* Кольцов был знаком с П. Вяземским, В. Одоевским, В. Жуковским.

* Его стихи печатались в журналах «Телескоп», «Сын отечества», «Московский наблюдатель» и др.

*По замечанию Н. Каткова, Кольцову, несмотря на недостаток образования, были доступны «самые утонченные чувствования, самые сложные сочетания душевных движений».

*Его лирика воспевала простых крестьян, их труд и их жизнь.

*Стихотворения Кольцова были положены на музыку русскими композиторами XIX века, среди которых: А. С. Даргомыжский («Без ума, без разума», «Не судите, люди добрые», «Не скажу никому», «Приди ко мне»), М. А. Балакирев («Обойми, поцелуй», «Исступление», «Песнь старика», «Приди ко мне», «Я любила его»), М. П. Мусоргский («Дуют ветры, ветры буйные», «Много есть у меня теремов и садов», «По-над Доном сад цветёт», «Весёлый час»), Н. А. Римский-Корсаков («Пленившись розой, соловей»).

* Могила А. В. Кольцова сохраняется в Литературном некрополе недалеко от Воронежского цирка.

*На надгробии ошибочно приведена дата смерти Алексея Васильевича. На самом деле он умер не 19, а 29 октября.

*Но смерть не завершила творческую биографию Алексея Васильевича Кольцова. В 1846 году Павел Степанович Мочалов, русский актер и знакомый Кольцова, опубликовал его стихи в газете «Репертуар и Пантеон», увековечив тем самым память друга.

*В 1856 году в популярной газете «Современник» была опубликована статья, посвященная жизни и творчеству Кольцова, написанная Николаем Гавриловичем Чернышевским.

*На Советской площади в городе Воронеж установлен памятник поэту, сохранившийся по сей день.

* Именем А. В. Кольцова названы сквер, гимназия, театр, библиотека и улица в Воронеже.

Алексей Кольцов (1809—1842)

Алексей Васильевич Кольцов, сын прасола-торговца Василия Кольцова, родился в 1809 г. в Воронеже. По воле отца он должен был продолжить торговое дело и остаться человеком малообразованным: после двух лет обучения в уездной школе прасол забрал сына домой и начал приоб-щать к делам торговли. Много времени юный Алексей про-водил в разъездах, передвигаясь по степи с гуртами скота; судьба сводила его с разными людьми и надолго оставляла один на один с природой. Мир России: ее раздольные степи, вольные, лихие и подневольные люди, их песни — весь строй народной жизни, непосредственным участником которой был Кольцов, пробудил в душе молодого человека поэтические чувства. Алексей Кольцов — талантливейший поэт-самоучка впервые узнал, что такое стихи , лишь в шестнадцать лет. Не имея возможности продолжить образование, он постигал законы стихосложения без чьей-либо помощи и втайне от остальных членов своей семьи. В 1830 г. в Воронеже нахо-дился московский философ и поэт Станкевич. Встреча с ним помогла Кольцову утвердиться в своем призвании. По воз-вращении в Москву Станкевич опубликовал одну из песен Кольцова в «Литературной газете». Это послужило поводом для поездки начинающего поэта в Москву (поездки моло-дого Кольцова по столичным городам, как правило, были связаны с поручениями старшего Кольцова, собственные денежные средства Алексея всегда были скудны, точнее, их не было совсем — экономически Кольцов целиком и пол-ностью зависел от отца, поэтому оставить торговлю и занять-ся литературой профессионально он никогда не имел возможности). В Москве у Кольцова появляется друг, один из лучших в России наставников в литературе — Виссарион Григорьевич Белинский . Вскоре благодаря помощи друзей-литераторов, в основном членов кружка Станкевича, Алек-сею Кольцову удалось издать сборник стихов. В 1836 г. в Петербурге произошла еще одна важная для Кольцова встреча — он познакомился с А. С. Пушкиным , который был очень приветлив с ним. Одно из стихотворений Кольцо-ва — «Урожай» спустя некоторое время Пушкин напечатал в «Современнике».

Но чем больше времени Кольцов посвящал поэзии, тем жестче и строже становилась к нему семья. Постепенно в глазах домашних он превратился в непутевого, не способ-ного к настоящему делу изгоя. Кручина ли, вечная неволя или безответная любовь одолела молодого поэта, но вскоре у него открылась чахотка, и он скончался в возрасте три-дцати трех лет.

Иль у сокола

Крылья связаны,

Иль пути ему

Все заказаны?

(«Дума сокола»)

Поэтическое дарование Алексея Кольцова развивалось одновременно с талантом Лермонтова , и оба они ознамено-вали собой начало нового этапа в развитии русской поэзии. «То были, — писал Герцен, — два мощных голоса, доносив-шиеся с противоположных сторон». Действительно, поэзия Кольцова, органически связанная с народным творчеством, несла в себе новые принципы художественного осмысления крестьянского труда и быта и абсолютно тождественные ее содержанию новые средства поэтического изображения. Уже в первом сборнике стихотворений Кольцова (1835) открыва-ется подлинный мир крестьянской жизни. «По крайней мере, — утверждал Белинский в своей статье о Кольцове, — до сих пор мы не имели никакого понятия об этом роде народной поэзии, и только Кольцов познакомил нас с ним».

Дальнейший идейный и художественный рост Кольцова был непосредственно связан с передовыми течениями об-щественной мысли и тех лет. Осваивая народ-но-песенные традиции и опираясь на поэтические достиже-ния современников, Кольцов сумел приобрести свой собствен-ный голос, свои приемы поэтического мастерства. Вольно-любивые произведения Пушкина углубляют в Кольцове те настроения неудовлетворенности действительностью, кото-рые обнаруживаются в его творчестве еще в конце 1820-х гг. Кроме Пушкина на молодого поэта оказывают воздействие и такие поэты, как Дельвиг , Вяземский , Глинка . По-своему сочувствовал Кольцов и Веневитинову в его затаенной тос-ке по «хорошему» и «высокому», и гражданской позиции Рылеева .

Вершиной творческих достижений Кольцова являются созданные им песни. Исключительное проникновение в са-мые глубины народного духа и народной психологии по-зволило Кольцову раскрыть в своих песнях «все хорошее и прекрасное, что как зародыш, как возможность живет в на-туре русского селянина». Тема труда и воли заняла веду-щее место в творчестве Кольцова («Песня пахаря», 1831, «Косарь», 1836, «Стенька Разин», 1838, «В непогоду вихрь», 1839, «Дума сокола», «Так и рвется душа», 1840).

Новаторство Кольцова явственно обнаруживается и в песнях, повествующих о тяжелых условиях жизни крестья-нина. Более того, в ряде его стихов на эту тему уже намеча-ются те тенденции, которые впоследствии будут характерны для поэтов-демократов 1860-х гг. Особенно примечательны в этом отношении песни Кольцова «Горькая доля» (1837), «Раздумье селянина» (1837), «Перепутье» (1840), «Доля бед-няка» (1841) и др.

Высоким гражданским пафосом , глубокой скорбью, вызван-ной смертью Пушкина , окрашено стихотворение «Лес» (1837). Оно достойно сравнения с лермонтовским «На смерть поэта» и не уступает последнему ни в смелости, ни в глубине, ни в образности. Достаточно вспомнить имеющиеся в кольцовских стихах сравнения тех сумрачных лет с «осенью черной» и «ночью безмолвной» или вчитаться в такую строфу:

Одичал, замолк...

Только в непогодь

Воешь жалобу

На безвременье, —

чтобы почувствовать в полной мере смелость вызова, бро-шенного поэтом официальной правительственной России. Примечательна по своей точности и характеристика тех низких интриг, которые явились непосредственным поводом гибели великого поэта:

Сняли голову —

Не большой горой,

А соломинкой...

Особого внимания заслуживают в творчестве Кольцова семейно-бытовые песни и любовная лирика. В них с пре-дельной искренностью раскрыт внутренний мир простой рус-ской женщины, правдиво переданы тяготы женской доли в патриархальной крестьянской среде. Реалистический показ семейных отношений определил собой и художественные особенности кольцовских песен, их тесную связь с народ-ным поэтическим творчеством, в частности с семейно-бытовой народной лирикой. С особенной силой эта связь про-явилась в разработке Кольцовым одной из исконных тем народно-песенной поэзии — темы подневольной жизни с «постылым» мужем, вечной темы свадебного плача невес-ты. «Раздирающая душу жалоба нежной женской души, — как писал Белинский , — осужденной на безвыходное стра-дание», слышится в песнях Кольцова:

Не расти траве

После осени,

Не цвести цветам

Зимой по снегу!

(«Ах, зачем меня...», 1838)

Любовная лирика Кольцова — это поэзия радости, вос-торженного преклонения перед духовной и физической кра-сотой человека. Восхищение любимой порождает и замеча-тельные по своей художественности сравнения:

Пусть пылает лицо

Как по утру заря...

Как весна хороша

Ты невеста моя!

(«Последний поцелуй», 1838)

Удивительно красивое и светлое чувство воспето Кольцо-вым. Герои его песен любят от всего сердца. Не случайно сборник стихов Кольцова Н. Г. Чернышевский назвал книгой «любви чистой», книгой, в которой «любовь — источник силы

и деятельности».

Любовные песни Кольцова выделяются и своим особым задушевным лиризмом, изумительным подчас воспроизведе-нием" интимных человеческих чувств. Такие произведения поэта, как «Пора любви» (1837), «Грусть девушки» (1840), «Разлука» (1840), «Не скажу никому...» (1840) и др., были подлинно новым словом в любовной лирике тех лет.

Народность поэзии Кольцова находит выражение не толь-ко в правдивом показе действительной жизни, но и в разра-ботке художественных средств. Песни Кольцова, писал Бе-линский, «представляют собой изумительное богатство са-мых роскошных, самых оригинальных образов в высшей сте-пени русской поэзии. С этой стороны, язык его столько же удивителен, сколько и неподражаем».

Художественное наследие Кольцова было особенно доро-го Н. А. Некрасову , в творчестве которого многие темы по-лучили дальнейшее развитие. Кольцовские традиции явствен-но ощутимы и в творчестве других поэтов демократическо-го лагеря — И. С. Никитина , И. С. Сурикова ...

Особенно большую и плодотворную роль сыграл Коль-цов в художественном развитии Сергея Есенина . В стихо-творении «О Русь, взмахни крылами...» поэт прямо пишет о себе как о последователе Кольцова.

Темы, мотивы и образы Кольцова нашли широкое отра-жение в произведениях Глинки, Варламова, Гурилева, Дарго-мыжского, Балакирева, Римского-Корсакова, Мусоргского, Рубинштейна, Рахманинова, Гречанинова, Глазунова и мно-гих других творцов классической русской музыки.



Загрузка...