electricschool.ru

Хорошо забытая "катапульта". Французский флот: между молотом и наковальней Адмирал Жансуль тянет время

Операция «Катапульта» - общее название серии операций по захвату и уничтожению кораблей французского флота в английских и колониальных портах КВМФ и Великобритании в ходе Второй мировой войны. Операция была проведена после перемирия Франции и Германии, для недопущения попадания кораблей флота под контроль Германии. Основным эпизодом операции была атака силами британского ВМФ французской эскадры в порту Мерс-эль-Кебир неподалеку от Орана (Алжир) 3 июля 1940.
Согласно статье 8-й франко-германского соглашения о прекращении военных действий, заключенного в конце июня 1940 года, французский флот должен был прибыть в пункты, определенные командованием Кригсмарине, и там под контролем немецких или итальянских представителей провести разоружение кораблей и демобилизацию команд. Несмотря на то, что вишистское правительство во главе с маршалом Петэном и командующий флотом адмирал Дарлан неоднократно заявляли, что ни один корабль не достанется Германии, английское правительство рассматривало возможность их попадания в руки немцев. Корабли четвертого по величине флота мира с немецкими командами на борту (или после перехода на немецкую сторону французских экипажей) вне всякого сомнения могли представлять большую угрозу для английского флота.
Британское командование особенно беспокоила судьба кораблей, находившихся в следующих портах:
Мерс-эль-Кебир (2 новых линейных крейсера «Дюнкерк» и «Страсбург», 2 старых линкора, 6 эсминцев, гидроавианосец и несколько подводных лодок)
Алжир (6 легких крейсеров)
Касабланка (недостроенный новый линкор «Жан Бар»)
Тулон (4 тяжелых крейсера)
Дакар (новый линкор «Ришелье»)
Мартиника (авианосец «Беарн» и два легких крейсера)
В результате, британское правительство решилось предпринять весьма рискованные меры.
Ночью на 3 июля 1940 года англичане предприняли попытку захватить французские корабли, находившиеся в британских портах. Нападение было столь неожиданным, что вооруженное сопротивление англичанам успел оказать лишь экипаж подводной лодки «Сюркуф», находившейся в Портсмуте, погиб французский мичман, два британских офицера и матрос. Другими захваченными кораблями были устаревшие дредноуты «Париж» и «Курбе», два эсминца, восемь торпедных катеров и пять подводных лодок.
Французские экипажи кораблей были насильно высажены на берег и интернированы «не без кровавых инцидентов». Часть экипажей захваченных кораблей выслали впоследствии во Францию, а остальные пополнили команды малых и легких кораблей, действовавших в составе сил «Свободной Франции» под командованием генерала де Голля. Некоторые французы отказывались вступать в ряды ВМФ «Свободной Франции», как они считали, из-за проанглийского характера этого «правительства в изгнании».
В порту Александрия команды старого линкора «Лориан», четырех крейсеров и нескольких эсминцев согласились временно не покидать свои корабли. Это стало возможным в результате договоренности между французским вице-адмиралом Годфруа и британским командующим Средиземноморским флотом Эндрю Каннингемом. Во многом заслуга мирного решения вопроса принадлежит командиру «Рэмиллиса» капитану 1 ранга Г.Т. Бейли-Громану, который в самый напряжённый момент конфликта лично отправился на «Лориан». В результате соглашения французы сохранили контроль над кораблями, но были вынуждены передать британцам топливо, замки корабельных орудий и боеголовки торпед. Кроме того, часть французских экипажей должна была сойти на берег. Лишившись топлива и части экипажей, фактически разоруженные, французские корабли больше не были опасны для британского флота. Это соглашение позволило избежать столкновения между британской и французской эскадрами и сохранить от уничтожения французские корабли, которые в июле 1943 присоединилась к силам Свободной Франции и смогли возобновить борьбу с общим врагом.
Для того, чтобы нейтрализовать эскадру, находившуюся в недостроенной военно-морской базе Мерс-эль-Кебир (недалеко от алжирского порта Оран), британское правительство послало туда эскадру из линкоров «Худ», «Вэлиент» и «Резолюшн», авианосца «Арк Ройал», двух крейсеров и 11 эсминцев под командованием адмирала Сомервилла.
3 июля командующему французской эскадрой вице-адмиралу Женсулю был предъявлен ультиматум, в котором британцы требовали, чтобы французские корабли либо проследовали в английские порты для дальнейших действий в составе сил «Свободной Франции», либо, соблюдая требования договора о перемирии, запрещавшего участие французских ВМФ в действиях против Германии и Италии, перешли во французские порты в Вест-Индии, либо были затоплены. В противном случае англичане оставляли за собой право «использовать любые средства, чтобы не допустить захвата судов немецкой стороной».
Тем же утром Женсуль получил и немецкий ультиматум, связанный с захватом французских кораблей в английских портах, гласивший:
Или возврат всех кораблей из Англии или полный пересмотр условий перемирия
Кроме того, еще до окончания переговоров британские торпедоносцы «Суордфиш» при поддержке палубных истребителей «Скьюе» установили минное заграждение, чтобы французские корабли не могли выйти в море. При этом один из истребителей прикрытия был сбит самолетами Curtiss P-36 с французского авиатранспорта, погибло два члена экипажа. Ни один из торпедоносцев не был потерян.
Французский командующий отверг английский ультиматум, сочтя его условия унизительными. Он заявил, что, поскольку сдать свои корабли без приказа французского Адмиралтейства не имеет права, а затопить их по сохранившему силу приказу адмирала Дарлана он может только в случае опасности захвата немцами или итальянцами, остается только сражаться: французы на силу ответят силой. Это было передано Черчиллю, и в 18:25 (по лондонскому времени, или в 17:25 по местному), в преддверии истечения срока ультиматума, адмиралу Сомервиллу было передано распоряжение премьера: «Французские корабли должны либо принять наши условия, либо потопить себя или быть потопленными вами до наступления темноты».
Тем не менее, Сомервилл открыл огонь уже в 16:54, не дожидаясь ни приказа, ни истечения срока ультиматума, с целью сохранения внезапности. Французы совершенно не ожидали такого развития событий, как писал позже де Голль:
…Корабли в Оране не были в состоянии сражаться. Они стояли на якоре, не имея никакой возможности маневра или рассредоточения… Наши корабли дали английским кораблям возможность произвести первые залпы, которые, как известно, на море имеют решающее значение на таком расстоянии. Французские корабли уничтожены не в честном бою.
Эскадра Сомервилла в строю кильватера находилась в 14 км на норд-норд-вест от Мерс-Эль-Кебира, курс - 70, скорость - 20 узлов. Спустя полторы минуты после первого английского залпа французские линкоры, стоявшие на якоре, открыли ответный огонь. Адмирал Женсуль, не намереваясь вести бой на якорях, приказал им построиться в кильватерную колонну в следующем порядке: «Страсбург», «Дюнкерк», «Прованс», «Бретань». Эсминцы и другие суда должны были прорываться самостоятельно - по способности. «Страсбург», кормовые швартовы и якорная цепь которого были отданы еще до первого английского залпа, начал движение немедленно. В 17:10 капитан 1 ранга Луи Коллинс вывел свой линкор на главный фарватер и 15-узловым ходом направился в море. Вместе с ним вышли все 6 эсминцев.
Первым из французских кораблей открыл огонь «Дюнкерк». Когда первый залп англичан накрыл портовый мол, на «Дюнкерке» уже отдавали швартовы и травили кормовую цепь. В 17:00 линкор открыл огонь, в то же время он получил первое попадание 381-мм снаряда линейного крейсера «Худ». Снаряд попал в корму и, пройдя через ангар и унтер-офицерские каюты, вышел через бортовую обшивку в 2,5 метрах ниже ватерлинии. Этот снаряд не взорвался, поскольку тонких плит, которые он пронзил, было недостаточно для взведения взрывателя. Однако в своём движении через «Дюнкерк» он перебил часть электропроводки левого борта, вывел из строя моторы крана для подъема гидросамолётов и вызвал затопление топливной цистерны левого борта. Ответный огонь был быстрым и точным, хотя определение расстояния затруднялось условиями местности и нахождением между «Дюнкерком» и англичанами форта Сантон.

В 17:03 первое попадание, вызвавшее пожар и большую течь, получил «Прованс». Чтобы избежать затопления, линкор пришлось приткнуть к берегу носом на девятиметровой глубине. В 17:07 пожар охватил старый линкор «Бретань». Через две минуты корабль начал опрокидываться и внезапно взорвался, погибло 997 человек.
Выходящий на фарватер 12-узловым ходом «Дюнкерк» был поражен залпом из трёх 381-мм снарядов. Первый попал в крышу второй башни главного калибра над портом правого внешнего орудия, сильно вдавив броню. Большая часть снаряда срикошетировала и упала на землю примерно в 2000 метрах от корабля. Кусок брони или часть снаряда ударил в зарядный лоток внутри правой полубашни, воспламенив разгружаемые пороховые картузы. Вся прислуга полубашни погибла в дыму и пламени, но левая полубашня продолжала действовать - броневая перегородка изолировала повреждения.
Второй снаряд ударил рядом с двухорудийной 130-мм башней правого борта, ближе к центру корабля от кромки 225-мм пояса и пробил 115-мм бронепалубу. Снаряд серьёзно повредил перегрузочное отделение башни, блокировав подачу боезапаса. Продолжая своё движение к центру корабля, он пробил две противоосколочные переборки и взорвался в отсеке кондиционеров и вентиляторов. Отсек был полностью уничтожен, весь его персонал убит или тяжело ранен. Тем временем в перегрузочном отделении правого борта загорелось несколько зарядных гильз и взорвалось несколько загружаемых в элеватор 130-мм снарядов. И здесь вся прислуга была убита. Взрыв также произошел у воздуховода в носовое машинное отделение. Горячие газы, пламя и густые клубы желтого дыма через броневую решетку в нижней броневой палубе проникли в отделение, где 20 человек погибло и только десяти удалось спастись, а все механизмы вышли из строя. Это попадание оказалось очень серьёзным, так как привело к нарушению подачи электроэнергии из-за чего вышла из строя система управления огнём. Неповрежденной носовой башне пришлось продолжать стрельбу под локальным управлением.
Третий снаряд упал в воду рядом с правым бортом чуть дальше в корму от второго, поднырнул под 225-мм пояс и пробил все конструкции между обшивкой и противоторпедной переборкой, при ударе о которую и взорвался. Его траектория в корпусе проходила в районе второго котельного отделения и первого машинного отделения, где располагались внешние валы. Взрывом уничтожило нижнюю броневую палубу на всём протяжении этих отделений, броневой скос над топливной цистерной, противоторпедную переборку и туннель правого борта для кабелей и трубопроводов. Осколки снаряда вызвали пожар в правом котле второго котельного отделения, повредили несколько клапанов на трубопроводах и перебили главный паропровод между котлом и турбоагрегатом. Вырвавшийся перегретый пар с температурой под 350 градусов нанес смертельные ожоги персоналу котельного отделения, который стоял на открытых местах.
На «Дюнкерке» после этих попаданий продолжали действовать только третье котельной отделение и второе машинное отделение, обслуживавшие внутренние валы, что давало скорость не более 20 узлов. Повреждение кабелей правого борта вызвало кратковременный перерыв в подаче электроэнергии в корму, пока не включили сеть левого борта. Пришлось перейти на ручное управлением рулем. С выходом из строя одной из главных подстанций были включены носовые аварийные дизель-генераторы. Зажглось аварийное освещение, носовая башня продолжала вести довольно частый огонь по «Худ». Всего до получения приказа о прекращении огня в 17.10 «Дюнкерк» выпустил по английскому флагману 40 330-мм снарядов, залпы которых ложились очень плотно.

Эсминец «Могадор», выходя из гавани, получил попадание 381-мм снаряда в корму. От этого сдетонировали находившиеся там глубинные бомбы и корму эсминца оторвало почти по переборку кормового машинного отделения. Тем не менее, он смог выброситься на мель и с помощью подошедших из Орана мелких судов стал тушить пожар. Англичане, удовлетворившись потоплением одного и повреждением трёх кораблей, отвернули на запад и поставили дымовую завесу.
Французские эсминцы атаковали английскую подлодку «Протеус», помешав ей выйти в атаку на «Страсбург». Сам «Страсбург» открыл сильный огонь по сторожившему выход из гавани английскому эсминцу «Рестлер», заставив его быстро отойти под прикрытием дымовой завесы. Французские корабли начали развивать полный ход. У мыса Канастель к ним присоединились ещё шесть эсминцев из Орана. Прорывавшийся «Страсбург» был атакован торпедоносцами с «Арк Ройала». Два самолета «Суордфиш» и один «Скьюэ» были сбиты, их экипажи потом были подобраны английским эсминцем «Рестлер». В 18:43 крейсера «Аретуза» и «Энтерпрайз» во главе с линейным крейсером «Худ» начали преследование прорвавшихся французских кораблей, но в 20:20 погоня была прекращена, так как британские корабли не были готовы к ночному бою, тем более что поступали сообщения о подходящих из Орана эсминцах. Выдержав еще один налет авиации в 20:55, и обогнув южную оконечность Сардинии, «Страсбург» пришел в Тулон 4 июля. Во время перехода произошла авария в одном из котельных отделений. В результате погибло пять человек, а корабль был вынужден уменьшить ход с 25 до 20 узлов.
Оставшийся в Мерс-эль-Кебире «Дюнкерк» вошел в гавань Сен-Андрэ, где форт Сантон и местность могли обеспечить некоторую защиту от артиллерийского огня англичан. Корабль был посажен на мель, немедленно началась эвакуация ненужного личного состава, для производства ремонтных работ на борту оставили 400 человек. 4 июля адмирал Эстева, командующий военно-морскими силами в Северной Африке, опубликовал коммюнике, в котором говорилось, что
повреждения «Дюнкерка» незначительны и будут быстро исправлены.
Это заявление вызвало быстрый ответ со стороны Королевского флота. Через три дня после боя, 6 июля 1940 года, находившийся на мели «Дюнкерк» был атакован торпедоносцами с «Арк Ройала», две торпеды попали в стоявший возле борта сторожевик и вызвали детонацию находившихся на нем глубинных бомб. Сильнейший взрыв буквально разорвал правый борт корабля на 40-метровом пространстве. На пробоину завели временный пластырь и 8 августа «Дюнкерк» был стащен на свободную воду. Впоследствии 19 февраля 1942 года «Дюнкерк» совершил переход до Тулона.
Всего в этом сражении погибло 1297 французов, около 350 было ранено.
8 июля 1940 года британская эскадра атаковала находившиеся в Дакаре французские корабли, в том числе только вступивший в строй линкор «Ришелье». Торпеда, сброшенная одним из самолетов авианосца «Гермес», взорвалась под днищем линкора и вызвала сильные повреждения, киль корабля оказался погнутым на протяжении 25 метров.
Затем открыли огонь британские линкоры. Французский корабль сначала получил повреждения от 381-мм снарядов линкоров «Бархем» и «Резолюшн», а затем на нем произошел взрыв в башне главного калибра. Удовлетворившись этим результатом, англичане отошли.
Назначенная на 3 июля атака против французских кораблей в Вест-Индии (авианосец Беарн, крейсер Эмиль Бертэн и лёгкий учебный крейсер Жанна д’Арк, находившихся в порту Пуэнт-а-Питр на острове Гваделупа, была отменена в последнюю минуту из-за личного вмешательства президента США Франклина Делано Рузвельта.
После нападения на находившиеся в своих базах французские корабли вишистское правительство разорвало дипломатические отношения с Великобританией. Данная операция осложнила англо-французские отношения на многие годы.
Англичанам не удалось уничтожить новейшие линкоры «Страсбург», «Дюнкерк» и «Жан Бар», дредноуты же времен Первой мировой войны уже не представляли боевой ценности. После исправления повреждений «Дюнкерк» перешел из Мерс-эль-Кебира в Тулон. Немецким командованием вплоть до 1942 года не предпринималось попыток завладеть французскими кораблями. Когда же в рамках операции «Антон» 26 ноября немецкие войска вошли в Тулон и попытались захватить французские корабли (операция «Лила»), верные долгу французские моряки при первой же угрозе захвата их флота немцами затопили свои корабли.
В ноябре 1940 года президент США Рузвельт обратился к главе правительства Франции маршалу Петэну с предложением продать находившиеся в Африке небоеспособные линкоры «Жан Бар» и «Ришелье», но получил отказ. Лишь после «тулонской трагедии» французы согласились отдать один линкор союзникам. 30 января 1943 года «Ришелье» ушел из Дакара в Нью-Йорк.

На фото: Французский линкор "Страсбург" под огнем кораблей Королевского ВМФ Великобритании, июль 1940 года

Великобритания, Плимут, Портсмут, Мерс-эль-Кебир, Оран

Один из неафишируемых и позорных эпизодов Второй мировой войны - "Операция Катапульта". В ее рамках британская эскадра произвела бомбардировку французского флота, стоявшего на якоре у Мерс-эль-Кебира, что на побережье тогдашнего французского Алжира, не ожидавшего нападения со стороны своих "союзников". В результате погибли 1297 французских военнослужащих, затоплен линкор и повреждены пять других кораблей.

Франция и Великобритания не были в состоянии войны. Но Франция подписала перемирие с Германией. И англичане опасались, что французский флот, в конечном итоге вольется в состав германского флота. Хотя французский адмирал Франсуа Дарлан заверял Уинстона Черчиля, что французский флот никогда не достанется немцам, британцы сочли его гарантии недостаточными. Эпизод по сей день создает напряжение в отношениях между Францией и Великобританией.

В 1940 году, после поражения Франции и заключения ей перемирия с нацистской Германией, Великобритания начала проявлять озабоченность, что немцы приобретут контроль над французским флотом. Из-за этого мог бы нарушиться баланс сил на море. Он мог склониться в пользу Германии. Это могло угрожать возможности Англии получать сырьё из-за Атлантического океана и нарушить связи между метрополией и другими частями Британской империи.

Британское правительство проявляло опасения несмотря на то, что в пункте 2 статьи 8 перемирия говорилось: "германское правительство торжественно и твердо заявляет, что не намерено выдвигать требований относительно французского военного флота в ходе мирных переговоров". Подобные пункты были прописаны и в перемирии с Италией. Кроме того, 24 июня адмирал Дарлан дал Черчилю гарантии.

Однако Уинстон Черчиль распорядился, чтобы французский флот был либо захвачен англичанами, либо потоплен.

Французский флот был разбросан по разным местам. Часть судов находились в портах Франции. Некоторые корабли оказались в портах контролируемых Англией, главным образом в египетской . "Операция Катапульта" была разработана с целью взять под контроль французский флот или же уничтожить его.

На первом этапе, были захвачены французские корабли оказавшиеся в британских портах Порсмуте и Плимуте. Экипаж крупнейшей на тот момент подводной лодки "Сурков" (Surcouf) (названа в честь знаменитого французского пирата Роберта Суркова. Фамилия ясно говорит, он происходил из семьи норманов) оказал сопротивление. Были убиты два английских офицера и один французский моряк. Кроме того были захвачены два устаревших линкора ("Париж" и "Курбе"), эсминцы ("Трифант" и "Леопард"), восемь торпедных катеров, пять подводных лодок и несколько вспомогательных судов.

Самая мощная французская эскадра базировалась в порту Мерс-эль-Кебир во французском Алжире. Она состояла из линейных кораблей "Прованс" и "Бретань", крейсеров "Дюнкерк" и "Страсбург", гидросамолета "Комендант Тест", шести эскадренных миноносцев. Командовал ею адмирал Марсель-Бруно Женсуль.

Британский адмирал Джеймс Сомервиль, командир эскадры базировавшейся в Гибралтаре, выдвинул ультиматум в течении 6 часов передать суда британцам. Сомервиль не представил ультиматум лично. Эту обязанность он возложил на франкоязычного капитана Седрика Олланда, командира авианосца "Арк Рояль". Адмирал Женсуль отказался разговаривать с человеком ниже его по званию, и послал вести переговоры лейтенанта Бернарда Дюфаи. Все это привело к задержкам и путанице.

Британские силы состояли из линейного крейсера "Hood", двух линкоров, авианосца "Арк Рояль", еще нескольких крейсеров и эсминцев. Несмотря на приближенный эквивалент сил, у британцев было преимущество. Французский флот стоял на якоре и не ожидал нападения.

Через несколько часов после прекращения переговоров, по указанию Черчиля, 3 июля 1940 года в 17:54 англичане открыли огонь по французским судам. Первый же удар привел к взрыву "Бретани". Корабль затонул вместе с 977 членами экипажа. "Прованс", "Дюнкерк" и эсминец "Магадор" были сильно повреждены.

"Страсбургу" и четырем миноносцам удалось уйти в открытое море. Их преследовали самолеты с авианосца "Арк Рояль". Все же 4 июля "Страсбург" достиг французского порта Тулон.

Впоследствии английская подводная лодка затопила французскую канонерскую лодку PG80. Последний этап "Операции Катапульта" прошел 8 июля, когда самолеты с авианосца "Гермес" напали на французский линкор "Ришелье" в порту . Одна торпеда попала в цель и сильно повредила линкор.

В ответ на действия в Мерс-эль-Кебире и , французские ВВС начали ответную бомбардировку британских целей в Гибралтаре. Бомбардировка принесла минимальный эффект. Большинство бомб упали в море.

27 ноября 1942 года немцы попытались захватить французский флот, базировавшийся в Тулоне, в рамках военной оккупации Виши. Все корабли любого значения были затоплены до прихода немецких войск. Для всех окончательно стало ясно, британские действия в Мерс-эль-Кебире были ненужным предательством. Через несколько дней Черчиль получил письмо от адмирала Дарлана:

" Премьер-министр. Я сказал, что французский флот не сдастся. Ты не поверил моему слову. Затопление флота в Тулоне доказало, что я был прав."

3-го июля 1940 года Великобритания без объявления войны «напала» на Францию. Об этом эпизоде Второй Мировой не очень любят вспоминать на Западе.
Подписав 22 июня 1940 года перемирие, фактически – акт о капитуляции, с нацистской Германией, Франция обязывалась передать ей в целости и сохранности свой военно-морской флот для разоружения. Неясность этой формулировки стала поводом для последующих операций англичан по захвату французского флота.
Согласно букве Второго Компьенского перемирия, победители не могли претендовать на французские военные корабли. В то же время эти корабли должны были быть «сосредоточены в определённых портах и там демобилизованы и разоружены под германским и итальянским контролем». Это подразумевало, что до того момента корабли оставались бы полностью вооружёнными и укомплектованными. А что, если нацисты и фашисты просто постарались бы присвоить себе французский военно-морской флот как трофей?
Черчилль писал в этой связи: «Правда, в этой же статье [акта о перемирии] германское правительство торжественно заявляло, что оно не имеет намерения использовать французский флот в своих целях во время войны. Но кто, находясь в здравом уме и твёрдой памяти, поверил бы слову Гитлера?..».
Итак, британский военный кабинет министров принял решение о превентивных мерах по недопущению захвата немцами французского флота. Иными словами – о том, чтобы самим завладеть им. В худшем случае – французские корабли должны были быть уничтожены или повреждены так, чтобы противник не смог ими воспользоваться в военных целях.
Напомним обстановку, сложившуюся в англо-французских отношениях летом 1940 года. Бегство английских войск из Дюнкерка подорвало доверие к своему союзнику со стороны руководства Третьей республики. Когда 16 июня 1940 года британский премьер Черчилль, приехав в Тур (Париж был уже сдан немцам), изложил французскому правительству свой план дальнейшей войны, он был встречен весьма холодно.
Предложение Черчилля сводилось к тому, что Англия и Франция объединялись в одно государство, при это Англия брала на себя все финансовые расходы по ведению войны. Черчилль считал возможным удержание плацдармов в Бретани и на юге Франции. Французов это прельстить не могло, так как театром военных действий при этом была Франция.
Ей предстояло быть обращённой в развалины, тогда как англичане жертвовали лишь деньгами! Кроме того, французские правители не без оснований считали этот план покушением на колонии Франции. «Лучше стать нацистской провинцией, чем британским доминионом!» – это мнение уже сложилось к тому моменту во французских верхах. Черчилль уехал ни с чем, а Франция 17 июня начала переговоры о перемирии, завершившиеся спустя пять дней.
Французские моряки на атакованном англичанами коробле
Англия мириться с Германией отнюдь не собиралась. Ей было важно, с одной стороны, приобрести новые ресурсы и союзников для продолжения войны, с другой – лишить противника возможности увеличить свои силы. В телеграмме Черчилля премьер-министру Южной Африки от 27 июня 1940 года есть такое указание на дальнейшие планы Великобритании: «Наша большая армия, которая создаётся сейчас для обороны метрополии, формируется на основе наступательной доктрины, и в 1940 и 1941 годах может представиться возможность для проведения широких наступательных операций» (курсив Черчилля).
Естественно, что в таких условиях флот выведенной из войны Франции мог стать только призом для одной из двух сторон. С точки зрения военной необходимости и всех последующих событий, конечно, решение британского кабинета было оправданным. Но в то время действия недавнего союзника произвели тяжкое впечатление на французов.
Возникает вопрос: в тот момент, когда Черчилль отдавал приказ о проведении операции по захвату французского флота, думал ли он о будущем англо-французских отношений?
Есть основания полагать, что британский премьер считал Францию совершенно списанной со счетов истории. И невозможно увидеть, чтобы он слишком огорчался по этому поводу. Вот вам и «давняя дружба»! Впрочем, такая ли уж давняя?
Впервые Англия и Франция выступили союзниками только в войне с Турцией в 1826-1828 гг. Затем – в Восточной войне 1854-1856 гг. с Россией уже на стороне Турции. Но уже скоро встали друг с другом в неприязненные отношения.
Победа в Восточной войне, объединение Италии, достигнутое при помощи французских войск, сделали Францию Наполеона III сильнейшим государством на европейском континенте. Опять нарушился пресловутый баланс сил, сохранение которого Англия столетиями почитала своей главной задачей. Поэтому на «туманном Альбионе» благосклонно взирали на поднимающуюся новую силу, которая должна была положить предел росту могущества Франции – на Пруссию «железного» канцлера Бисмарка.
Британия спокойно смотрела, как Пруссия повергает империю Наполеона III и объединяет по своей эгидой Германию. Затем, в 1878 году Англия и Германия совместно выступили против чрезмерного, по их мнению, усиления России в результате победы над Турцией.
Берлинский конгресс, ставший результатом дипломатических усилий Германии и военной демонстрации Англии, урезал плоды русской победы и на тридцать с лишним лет затянул освобождение европейских христиан от османского гнёта. Он же стал отправной точкой для последующего сближения Франции и России, завершившегося в 1891 году заключением пакта между двумя странами.

Поврежденный эсминец "Могадор"
Англия же всё это время держалась в «блистательном одиночестве», в стороне от возникающих блоков. И только в 1897 году был подписан договор, долгое время остававшийся неизвестным, между Великобританией, Францией и США. По нему США негласно обязывались оказывать всяческое содействие, кроме чисто военного, (по-нынешнему – предоставить режим наибольшего благоприятствования) Англии и Франции, если бы тем пришлось воевать с Германией. В обмен две западно-европейские державы также обязывались не препятствовать планам США в отношении четвёртых стран. Уже в 1898 году этот договор получил практическую обкатку во время войны США против Испании.
Итак, союз Франции и Англии возник лишь на стыке XIX и ХХ веков (официально «сердечное согласие» двух держав было провозглашено в 1904 году). Этому предшествовали столетия ожесточённой конкуренции и войн между этими странами.
Немудрено, что столь недавний альянс дал глубокую трещину, как только один из его участников столкнулся с серьёзными трудностями.
После подписания Второго Компьенского перемирия ряд первоклассных кораблей французского военно-морского флота находился в пределах досягаемости британских вооружённых сил – в портах французских колоний: Дакаре, Касабланке, Оране.
«В Оране и соседнем с ним военном порту Мерс-эль-Кебире, – писал Черчилль, – стояли два лучших корабля французского флота – “Дюнкерк” и “Страсбург”, современные линейные крейсера, значительно превосходившие “Шарнхорст” и “Гнейзенау”, построенные специально с целью превзойти эти последние… Вместе с ними стояли два французских линкора [“Бретань” и “Прованс”], несколько лёгких крейсеров, ряд эсминцев, подводных лодок и других кораблей.

Линкор "Дюнкерк" уничтоженный англичанами
В Алжире было семь крейсеров, а на Мартинике – авианосец и два лёгких крейсера. В Касабланке находился “Жан Бар”… Это был один из основных кораблей, учитывавшихся при подсчёте военно-морских сил всего мира… Целью операции “Катапульта” был одновременный захват всего доступного нам французского флота, установление контроля над ним, вывод из строя или его уничтожение».
Французским морякам были предъявлены ультиматумы о сдаче вместе с кораблями, подкреплённые внушительной мощью внезапно подошедших английских эскадр. Местами, ввиду явного неравенства сил, французы приняли английские условия. Хотя даже в Англии, куда ранее укрылись некоторые французские корабли, не обошлось без столкновений, в ходе которых был убит один француз. Но в большинстве случаев французы не могли согласиться на британские требования без урона для своей боевой чести. Они приняли решение сопротивляться.
В результате огня англичан линкор «Бретань» был потоплен вместе с командой. «Дюнкерк» и «Прованс» получили столь тяжкие повреждения, что не подлежали восстановлению. «Страсбург» вырвался из кольца британской блокады и пришёл в Тулон в сопровождении трёх эсминцев.
Операция продолжалась и в следующие дни. 5 июля английская авиация атаковала французские корабли в Мерс-эль-Кебире и нанесла им тяжёлые повреждения. 8 июля атакой с авианосца был выведен из строя линкор «Ришелье» в Дакаре. Человеческие потери французских вооружённых сил в результате «Катапульты» составили около 1400 человек.
Нападение англичан повлияло на развитие внутриполитической ситуации во Франции. Маршал Петэн, до сих пор бывший лишь премьером, 11 июля 1940 года стал главой государства.
За это решение, положившее конец режиму Третьей республики, проголосовало 569 депутатов французского парламента всего лишь при 80 голосах против.
Ещё до этого, 5 июля 1940 года французское правительство объявило о разрыве отношений с Великобританией и отдало приказ о «налёте возмездия» французской авиации на Гибралтар, каковой мог иметь, впрочем, только символическое значение.
Способствовав своими действиями окончательному оформлению пронацистского режима Виши и создавая своё альтернативное французское правительство во главе с де Голлем, британское руководство сознательно шло к тому, чтобы строить будущие отношения с Францией «с нуля», не имея никаких обязательств по уважению суверенитета павшей Третьей республики.
Для нацистского руководства Германии действия англичан явились, несомненно, серьёзным и неожиданным ударом. Если бы немцы незамедлительно после подписания перемирия настояли перед французами на выполнении его условий, то смогли бы серьёзно усилить себя и ослабить англичан.
Они, очевидно, впали в распространённое заблуждение: действуя сами агрессивно и вероломно, они почему-то считали своих противников неспособными на аналогичные действия. «Стало ясно – писал, подводя итог этим событиям, Черчилль, – что английский военный кабинет ничего не страшится и ни перед чем не остановится». Иными словами, что ограничивающих «законов войны» для Британии не существует. Причём это должно было стать ясным как врагам, так и союзникам.
Необъявленная англо-французская война на этом не закончилась.
В сентябре 1940 года англичане предприняли неудачную десантную операцию по захвату Дакара. В десанте должны были принять участие формирования «Свободной Франции» де Голля. Однако, встретив отпор своих соотечественников, де Голль отвёл свои силы, и операцию англичанам пришлось свернуть.
А в следующем году англичане осуществили захват Сирии и Ливана, бывших подмандатными территориями Франции. 8 июня 1941 года британские войска пересекли их границу с территорий Трансиордании и Палестины. Поводом послужила посадка на французские аэродромы самолётов, посланных Германией правительству Ирака (которое англичане незадолго до этого свергли в результате военного вторжения). Пять недель продолжались боевые действия. Не имея больших стимулов для сопротивления, французы 11 июля 1941 г. всё-таки капитулировали.
Когда 8 ноября 1942 года англо-американские войска высадились в Северной Африке, они местами натолкнулись на ожесточённое сопротивление французских войск. Это было продолжение той самой войны, вспыхнувшей 3 июля 1940 года. Два с половиной года немецкой оккупации большей части Франции отнюдь не прибавили многим французам симпатий к англичанам. К признанию французами правительства де Голля пролегал ещё очень длинный путь…
Анализируя причины этой «неизвестной» англо-французской войны 1940-1942 гг., мы должны признать, что стратегические соображения войны против нацистской Германии играли в них лишь ограниченную роль. Не меньшую роль играло стремление Великобритании окончательно устранить потерпевшую неудачу Францию как конкурента.

Операция «Катапульта» - общее название серии операций по захвату и уничтожению кораблей французского флота в английских и колониальных портах КВМФ и Великобритании в ходе Второй мировой войны. Операция была проведена после капитуляции Франции, для недопущения попадания кораблей флота под контроль Германии. Основным эпизодом операции была атака силами британского ВМФ французской эскадры в порту Мерс-эль-Кебир неподалеку от Орана (Алжир) 3 июля 1940.

Линкор «Страсбург» под огнем английской артиллерии

Предпосылки

Согласно статье 8-й франко-германского соглашения о прекращении военных действий, заключенного в конце июня 1940 года, французский флот должен был прибыть в пункты, определенные командованием Кригсмарине, и там под контролем немецких или итальянских представителей провести разоружение кораблей и демобилизацию команд. Несмотря на то, что вишистское правительство во главе с маршалом Петэном и командующий флотом адмирал Дарлан неоднократно заявляли, что ни один корабль не достанется Германии, английское правительство рассматривало возможность их попадания в руки немцев. Корабли четвертого по величине флота мира с немецкими командами на борту (или после перехода на немецкую сторону французских экипажей) вне всякого сомнения могли представлять большую угрозу для английского флота.

Британское командование особенно беспокоила судьба кораблей, находившихся в следующих портах:

Мерс-эль-Кебир (2 новых линейных крейсера «Дюнкерк» и «Страсбург», 2 старых линкора, 6 эсминцев, гидроавианосец и несколько подводных лодок)

Алжир (6 легких крейсеров)

Касабланка (недостроенный новый линкор «Жан Бар»)

Тулон (4 тяжелых крейсера)

Дакар (новый линкор «Ришелье»)

Мартиника (авианосец «Беарн» и два легких крейсера)

В результате, британское правительство решилось предпринять весьма рискованные меры.

Ход операции

Портсмут и Плимут

Ночью на 3 июля 1940 года англичане предприняли попытку захватить французские корабли, находившиеся в британских портах. Нападение было столь неожиданным, что вооруженное сопротивление англичанам успел оказать лишь экипаж подводной лодки «Сюркуф», находившейся в Портсмуте, погиб французский мичман, два британских офицера и матрос. Другими захваченными кораблями были устаревшие дредноуты «Париж» и «Курбе», два эсминца, восемь торпедных катеров и пять подводных лодок.

Французские экипажи кораблей были насильно высажены на берег и интернированы «не без кровавых инцидентов». Часть экипажей захваченных кораблей выслали впоследствии во Францию, а остальные пополнили команды малых и легких кораблей, действовавших в составе сил «Свободной Франции» под командованием генерала де Голля. Многие французы отказывались вступать в ряды ВМФ «Свободной Франции» из-за проанглийского характера этого «правительства в изгнании».

Александрия

Базы французского ВМФ в Африке

В порту Александрия команды старого линкора «Лориан», четырех крейсеров и нескольких эсминцев согласились временно не покидать свои корабли.

Оран и Мерс-эль-Кебир

Для того, чтобы нейтрализовать эскадру, находившуюся в недостроенной военно-морской базе Мерс-эль-Кебир (недалеко от алжирского порта Оран), британское правительство послало туда эскадру из линкоров «Худ», «Вэлиент» и «Резолюшн», авианосца «Арк Ройал», двух крейсеров и 11 эсминцев под командованием адмирала Сомервилла.

3 июля командующему французской эскадрой вице-адмиралу Женсулю был предъявлен ультиматум, в котором британцы требовали, чтобы французские корабли либо проследовали в английские порты для дальнейших действий в составе сил «Свободной Франции», либо, соблюдая требования договора о перемирии, запрещавшего участие французских ВМФ в действиях против Германии и Италии, перешли во французские порты в Вест-Индии, либо были затоплены. В противном случае англичане оставляли за собой право «использовать любые средства, чтобы не допустить захвата судов немецкой стороной».

Тем же утром Женсуль получил и немецкий ультиматум, связанный с захватом французских кораблей в английских портах, гласивший:

Или возврат всех кораблей из Англии или полный пересмотр условий перемирия

Кроме того, еще до окончания переговоров британские торпедоносцы «Суордфиш» при поддержке палубных истребителей «Скьюе» установили минное заграждение, чтобы французские корабли не могли выйти в море. При этом один из истребителей прикрытия был сбит самолетами Curtiss P-36 с французского авиатранспорта, погибло два члена экипажа. Ни один из торпедоносцев не был потерян.

Вторую мировую войну Франция и Великобритания начали, находясь в одном лагере. Как и между любыми амбициозными государствами, между этими двумя странами имелся традиционный набор экономических и политических противоречий, но общая угроза в лице Германии в очередной раз сплотила их. Кто бы мог подумать, что чуть более чем через год после начала войны Британия попытается потопить значительную часть французского флота.

Побеждённая Франция: между молотом и наковальней

24 октября 1940 года на железнодорожном вокзале городка Монтуар герой Первой мировой войны, «верденский победитель», 84-летний маршал и глава французского государства Филипп Петен встретился с германским рейхсканцлером Адольфом Гитлером. Лидеры победившей и побеждённой стран закрепили результаты своей беседы рукопожатием. Под историей Третьей республики, которая формально прекратила своё существование ещё в конце июня - начале июля 1940 года (22 июня был подписан акт о капитуляции Франции, а 10 июля парламентом страны в театре-кабаре курортного городка Виши была принята новая конституция) этой встречей была проведена жирная черта. Франция превращалась в авторитарное государство, достаточно тесно связанное с нацистской Германией.

Через неделю, 30 октября, маршал Петен, пытаясь оправдать свой поступок в глазах сограждан, в своём обращении к нации призвал её к примирению и сотрудничеству с Германией:

Французы!
В минувший четверг я встретился с рейхсканцлером. Наша встреча пробудила надежды и породила беспокойство; я должен дать на этот счёт некоторые пояснения. […] Я принял приглашение фюрера по свободной воле. Я не подвергался какому-либо «диктату», какому-либо давлению с его стороны. Мы договорились о сотрудничестве между нашими двумя странами. […] Министры несут ответственность только передо мной. Надо мной одним свершит свой суд история. До сих пор я говорил с вами как отец, сегодня я говорю с вами как глава нации. Следуйте за мной! Храните вашу веру в вечную Францию!

Встреча главы французского государства маршала Филиппа Петена (слева) с рейхсканцлером Адольфом Гитлером (на переднем плане справа). Правее Гитлера на втором плане – министр иностранных дел Германии Иоахим фон Риббентроп

Единственная из великих (и в экономическом, и в военном аспекте) держав антигитлеровской коалиции, Франция пережила полный разгром и оккупацию. При этом сформированное в таких условиях правительство смогло не только более 4 лет оставаться «у руля», но и, сохранив значительную часть колониальной империи, вести переговоры о месте Франции в новой «германской Европе».

Критически оценивая решения Филиппа Петена, не стоит забывать о том, какие события подтолкнули Францию на сомнительную тропу сотрудничества с жестоким и беспринципным агрессором. В период с 3 по 8 июля в портах Англии, Египта, а также нескольких французских заморских владений Королевским военно-морским флотом Великобритании была проведена серия операций, известных под общим названием «Катапульта», которая на несколько лет вперёд очень сильно осложнила англо-французские отношения. Сразу после неё вишистское правительство Франции разорвало с Британией дипломатические отношения, и дальнейший крен внешней политики Франции в сторону Германии был предопределён.

Только операцией «Катапульта» боевые действия армий союзников против вишистской Франции, к сожалению, далеко не исчерпываются. На протяжении нескольких лет произошла целая череда боевых столкновений, даже отдельные из которых по своим масштабам тянули на полномасштабную локальную войну. Попробуем разобраться, чем было обосновано решение Британии на эскалацию прямого конфликта с Францией.

«Владычица морей» нервничает

Вишистское правительство Франции, кроме центральной и южной части метрополии, с середины 1940 года с определёнными оговорками контролировало почти полностью обширные колониальные владения в Америке, Африке, Азии и Океании. Под оговорками здесь имеется в виду то, что некоторые владения в Экваториальной Африке и Южной Азии (Пондишери и прочие города Французской Индии) достаточно быстро перешли под контроль союзников и «Свободной Франции» де Голля, а Индокитай, оставаясь юридически французским, уже с лета 1940 года по факту превратился во франко-японское совладение. Особенно сильными были позиции режима Виши в Северной и Западной Африке.

Сухопутная армия Франции в войне была разгромлена практически полностью. Но военно-морские силы, значительная часть которых располагалась за пределами метрополии, а также в портах средиземноморского побережья, не оккупированного Германией, сохранили большую часть своего боевого потенциала. Четвёртый по величине флот мира после поражения Франции в войне имел достаточно неясные перспективы. Согласно статье 8 германо-французского соглашения о прекращении военных действий, его корабли обязаны были явиться в порты довоенной приписки. Например самые современные французские линкоры возвращались бы в оккупированный Германией Брест. Затем под контролем германских и итальянских представителей суда предстояло разоружить, а команды демобилизовать.

29 июня французы смогли «протолкнуть» на переговорах с итальянцами и немцами условие, по которому разоружение и демобилизация экипажей всё-таки должны были проводиться в африканских портах и не оккупированном Тулоне. К сожалению, британское Адмиралтейство из-за затруднённого по объективным причинам сообщения с военно-морскими силами Франции не получило своевременно информации об этой небольшой дипломатической победе вишистского правительства. Возможно, будь получена эта информация вовремя, роковая «Катапульта» через четыре дня так бы и не выстрелила.

Если толковать соглашение о прекращении военных действий буквально, то получалось, что корабли Франции не достанутся Германии. Однако британское правительство обоснованно полагало, что Германия к трактовке подобного договора может подойти достаточно «творчески». В любом случае, пожелай Германия «приватизировать» французские корабли, прибывшие для разоружения во Францию, французы вряд ли смогли бы этому воспрепятствовать.

По мнению некоторых французских историков, ещё одним источником англо-французских осложнений были разные значения слова «контроль», который должна была осуществлять Германия над французскими кораблями согласно соглашения о перемирии, во французском и английском языках. Во французском «контроль» имеет значение, близкое к русскому «наблюдению», а в английском это слово обозначает «управление».

Великобритания, к середине 1940 года практически в одиночку сражавшаяся против Германии и её союзников, имела несколько сильных козырей, позволивших ей выстоять в этой борьбе. Островное положение и значительно более сильный, чем у Германии, военно-морской флот гарантировали относительное спокойствие метрополии. Обширные колониальные владения позволяли снабжать экономику страны необходимыми ресурсами, но устойчивое снабжение также было возможно только в случае уверенного превосходства на море. Если бы неплохой флот Франции попал в руки немцев, то флоты стран Оси в Средиземноморье и Северной Атлантике (с учётом итальянского) стали бы чувствовать себя гораздо увереннее.

Относительно просто англичанами был решён вопрос с французскими кораблями, находившимися к моменту поражения Франции в портах Англии. 3 июля в Портсмуте только экипаж подводной лодки «Сюркуф» оказал вооружённое сопротивление при захвате судна британскими морскими пехотинцами. Два устаревших линкора, два эсминца, пять субмарин и восемь торпедных катеров сдались абордажным командам без боя. Также достаточно гладко произошло взятие под английский контроль и разоружение французских кораблей (старый линкор «Лориан», 4 крейсера и несколько эсминцев) в египетской Александрии.

Но суда, находившиеся в подконтрольных вишисткому правительству портах, также вызывали сильное беспокойство британского правительства.

В Алжире на трёх военно-морских базах находились следующие суда: в Мерс-эль-Кебире – 2 старых линкора («Прованс» и «Бретань»), два новых линейных крейсера («Дюнкерк» и «Страсбург»), гидроавианосец «Коммандан Тест», 6 лидеров и ряд вспомогательных кораблей; неподалёку, в Оране – 9 эсминцев, 6 подводных лодок, сторожевые корабли и тральщики; в городе Алжир – 6 лёгких крейсеров и 4 лидера.

Также из крупных кораблей в Африке находились ещё два новых однотипных французских линкора – в Дакаре (Сенегал) – «Ришелье», а во французской части Марокко, в Касабланке – однотипный с ним недостроенный «Жан Бар».

В Тулоне, на средиземноморском побережье Франции, базировались 4 тяжёлых крейсера. В Америке, на Гваделупе, с двумя лёгкими крейсерами («Эмиль Бертэн» и учебным «Жанна д’Арк») находился построенный из корпуса незаконченного линкора типа «Нормандия» авианосец «Беарн». В начальный период Второй мировой этот корабль возглавлял поисковое соединение «L» французского и британского флотов, которое разыскивало карманный линкор кригсмарине «Граф Шпее», а после капитуляции Франции ушло к берегам французских владений в Новом Свете.

Залп «Катапульты»

Для нейтрализации угрозы перехода французского флота в той или иной форме под контроль Германии британцы спланировали синхронную (эффект внезапности был необходим везде) операцию на пространстве от Гваделупы до Александрии. Атака на французские суда по всему миру началась 3 июля, и только в Дакаре с опозданием – 8-го. Серия операций получила общее название «Катапульта».

О событиях 3 июля в Англии и Египте упоминалось выше. Так же бескровно разрешилась ситуация во французской Вест-Индии: благодаря личному вмешательству президента на тот момент ещё нейтральных США Франклина Рузвельта атака британского флота на французские корабли не состоялась. Позднее, по соглашению от 1 мая 1942 года между правительством Виши и США, эти суда были разоружены.

В Северной Африке 3 июля 1940 года события развивались совсем по другому сценарию. Ещё 24 июня сэр Дадли Норт, начальник морской станции Великобритании в Гибралтаре, встретился на борту «Дюнкерка» с французским адмиралом Жансулем. На предложение Норта перейти на сторону Великобритании и продолжить войну с Германией Жансуль ответил отказом, заявив, что будет подчиняться только приказам французского (вишистского) правительства. При этом адмирал Жансуль заверил британца, что ни один французский корабль не попадёт в руки немцев.

До капитуляции Франции Западное Средиземноморье у союзников было зоной ответственности французского флота, теперь же англичане для действий в этом регионе экстренно формировали в Гибралтаре новое соединение «Н». Его основу составили линейный крейсер «Худ» и авианосец «Арк Ройал». К 30 июня формирование нового соединения, в которое вошли, кроме «Худа» и «Арк Ройала», два старых линкора, два лёгких крейсера, одинадцать эсминцев и две подлодки, было завершено. Эти силы и приняли участие в атаке на французов 3 июля.

Силы французов в Мерс-эль-Кебире (базе в западной части Оранского залива), помимо кораблей, включали в себя несколько береговых батарей с орудиями калибром от 75 до 240 миллиметров. Базовая авиация французов имела, по разным данным, от 42 до 50 исправных истребителей «Хок-75» и M.S.406.

Вице-адмирал Джеймс Сомервилл, командующий соединением «Н» до последнего момента, пытался отговорить Адмиралтейство от атаки на французские корабли. Адмиралтейство намеревалось предложить Жансулю 4 варианта:

  1. продолжение войны на стороне англичан;
  2. репатриация в британском порту;
  3. разоружение под наблюдением англичан;
  4. затопление кораблей в течении 6 часов.

Сомервилл добился того, что к этому перечню был добавлен ещё один вариант, согласно которому французам предоставлялась возможность уйти во Французскую Вест-Индию или в нейтральные на тот момент порты США, где корабли должны были быть демилитаризованы и переданы под американский контроль (что и произошло в реальности с кораблями в Гваделупе).

Для переговоров с Жансулем Сомервилл выбрал бывшего военно-морского атташе в Париже капитана Холланда, который имел много дружеских связей среди французских офицеров и в совершенстве знал французский язык. Несмотря на старания капитана, утренние переговоры 3 июля провалились, в том числе и по той причине, что накануне адмирал Жансуль получил информацию о требовании Германии вывести все французские суда из английских портов во Францию под угрозой срыва перемирия. В 12:30 британские торпедоносцы «Суордфиш» с «Арк Ройала» сбросили магнитные мины на выходе из сетевого заграждения; французский флот оказался запертым. Французские линкоры стояли у причальной стенки к морю кормой, из-за чего «Дюнкерк» и «Страсбург» оказались лишёнными возможности вести огонь главным калибром: обе башни каждого корабля располагались в носовой части.

В 13:10 Сомервилл сообщил французам, что в случает отказа от принятия ультиматума он откроет огонь в 14:00. Однако шанс на мирное решение ещё оставался. Жансуль в ответном сообщении передал, что согласен не выводить корабли в море и будет ждать ответа французского правительства на выдвинутый ультиматум. В 14:00 британцы огня так и не открыли, ограничившись тем, что в половине третьего сбросили магнитные мины и на выходе из гавани Орана.

В 15:00 капитан Холланд вновь начал переговоры с французами. Всё шло к тому, что французы и англичане достигнут хотя бы временного «джентльменского соглашения», которое закрепит имеющийся статус-кво: французы не выйдут из Мер-эль-Кебира, а англичане не будут больше предпринимать враждебных действий. Но здесь в ход переговоров вмешался случай.

Британское Адмиралтейство перехватило распоряжения французского военно-морского министерства, согласно которым крейсерским эскадрам в Алжире и Тулоне предписывалось собраться в Оране и оказать помощь блокированным кораблям Жансуля. Учитывая тот факт, что использование Францией авиации было запрещено соглашением о перемирии с Германией, немецкая комиссия была предупреждена о необходимости применения самолётов в Северной Африке. Как и следовало ожидать, немцы ничего не имели против. Жансуль получил распоряжение ответить силой на силу ещё в 13:05, и когда Адмиралтейство узнало об этом, оно немедленно радировало Сомервиллу: «Делайте «дело» быстро, или вам придётся иметь дело с французскими подкреплениями ».

В 16:15 Сомервилл во второй раз передал Жансулю угрозу потопить его корабли. На этот раз время «Х» было назначено на 17:30.


Схема начальной фазы сражения в гавани Мерс-эль-Кебир 3 июля 1940 года

Французские корабли к этому моменту уже были готовы к бою и в 16:40 получили приказ на выход из гавани. В 16:50 были подняты в воздух 3 французских самолёта-разведчика, истребители также находились в готовности к вылету. В 16:54 прозвучал первый залп британцев. Бой проходил в крайне сложных для французов условиях. Неподвижные в его начале, французские суда представляли весьма удобную мишень для ведущих огонь с 90 кабельтовых британских артиллеристов. Силуэты французских кораблей перекрывали друг друга. С одной стороны, это мешало вести огонь им самим, с другой – британские «перелёты» часто попадали в находившиеся позади намеченной мишени суда.

Последовавший примерно часовой бой с применением авиации завершился потоплением одного старого французского линкора «Бретань», повреждением нового«Дюнкерка» и второго старого линкора, а также успешным прорывом в Тулон практически неповреждённого «Страсбурга». При этом повреждения «Дюнкерка» оказались не критичными, и рано утром 6 июля англичане предприняли авианалёт с целью «добить» его. В его результате линкор получил серьёзные повреждения и вышел из строя до июля 1941 года, когда на ограниченных мощностях Орана был завершён его частичный ремонт.

В тактическом плане сражение у Мерс-эль-Кебира, несомненно, выиграли англичане. Их совокупные потери составили всего шесть самолётов, причём большая часть экипажей была спасена. Лишь 2 члена экипажа палубного самолёта «Скьюи» погибли. Французы в операциях 3 и 6 июля потеряли, по официальным данным, 1297 человек. Линкор «Бретань» был потерян безвозвратно, как и несколько меньших судов.

Но в стратегическом масштабе нападение на Мерс-эль-Кебир как самая кровавая из серии операций «Катапульта» для британцев стало провальным. Непосредственная задача по уничтожению линкоров была выполнена только частично. Дипломатические отношения между Британией и вишисткой Францией были немедленно разорваны, а бывший вполне проанглийским французский флот стал считать англичан противниками.

Последним эпизодом «Катапульты» была атака британской эскадрой 8 июля 1940 года линкора «Ришелье» в Дакаре. Французский линкор был повреждён торпедой, сброшенной с самолёта (в состав атакующей эскадры входил авианосец «Гермес»), а после обстрела 381-мм орудиями линкоров «Резолюшн» и «Бархем» на «Ришелье» взорвалась башня главного калибра.

Плачевные итоги

Непосредственным выгодополучателем от операции «Катапульта» в итоге оказалась Германия. Отношения между Великобританией и Францией были испорчены настолько, что военно-морское министерство последней отдало приказ атаковать любые британские суда, где бы они ни находились. Французские суда из Северной Африки переводились в Европу, в Тулон, находившийся относительно недалеко от германской оккупационной зоны. По воспоминаниям генерала де Голля, приток добровольцев в вооружённые силы «Свободной Франции» резко сократился сразу после событий в Мерс-эль-Кебире.

Но даже коллаборационистское правительство Петена в конце концов рассудило, что Франции хватает проблем в связи с оккупацией половины страны Германией, и уже с 5 июля (ещё до повторной атаки «Дюнкерка») военно-морское министерство страны издало новое распоряжение, согласно которому британские суда следовало атаковать только в 20-мильной зоне у французского побережья. Следующей попыткой деэскалации стало заявление французского правительства 12 июля 1940 года, в котором было сказано о переходе исключительно к оборонительным действиям без помощи бывших врагов. Под «бывшими врагами» здесь подразумевались Германия и Италия.

Тем не менее, операция «Катапульта» не стала последним вооружённым столкновением союзников с режимом Виши. Впереди были боевые действия в Экваториальной и Западной Африке, в Сирии и на Мадагаскаре. Попытки вишисткой Франции остаться нейтральной были обречены на провал – в условиях мировой войны шансов на это практически не оставалось.

В ноябре 1942 года германская армия оккупировала Южную Францию, находившуюся до этого под контролем вишистского режима. Немцы попытались захватить и французский флот в Тулоне. Но французские моряки выполнили обещание, которое они давали англичанам в 1940 году – когда немецкие танки показались на набережной, ко дну пошли 77 французских судов. В числе затопленных оказались линкоры «Страсбург», «Дюнкерк» и «Прованс», а также гидроавианосец «Коммандант Тест». 4 французских подводных лодки и лоцмейстерское судно «Леонор Френель» сумели покинуть гавань и прорваться в Алжир, Оран и Барселону. 3 эсминца и 4 подводных лодки немцы всё же успели захватить.

Плакат Вишистской Франции «Не забудем Оран!»

«Катапульта» - одна из самых противоречивых и неоднозначных операций Второй мировой войны. Великобритания, оказавшись в сложнейшей ситуации, предприняла настолько радикальные меры, что даже внутри её военной и политической элит по этому вопросу произошёл достаточно глубокий раскол. Уже через 9 лет после окончания войны, в 1954 году, проводилось специально посвящённое событиям 3–8 июля 1940 года заседание, на котором британские адмиралы Сомервилл и Норт озвучили негативную оценку приказам своего правительства 14-летней давности. С ними полностью был согласен и адмирал Каннингем, которому удалось в те дни мирно урегулировать вопрос разоружения французских кораблей в Александрии. Адмиралы считали, что при наличии дополнительного времени в Мерс-эль-Кебире можно было бы найти мирное решение.



Загрузка...