electricschool.ru

Как организовать пространство детской комнаты. Как открыть детскую игровую комнату с нуля. Требования к помещению

При обустройстве детской комнаты необходимо позаботиться о создании развивающей среды для ребенка, ведь первое познание окружающего мира происходит именно здесь, когда новорожденный, ещё лежа в люльке, рассматривает игрушки, следит глазами за погремушками, затем, когда начинает ползать, делать первые шаги и так далее. В детской происходит эмоциональное насыщение малыша, и было бы крайне неосмотрительно не использовать это помещение для эффективного развития ребенка.

Каждый родитель желает, чтобы его ребенок рос и развивался полноценно, а каждый прожитый день приносил ему радость нового познания и интерес к предстоящим открытиям. Поэтому все родители с момента появления малыша в семье должны постараться обустроить для ребенка развивающее пространство в детской комнате.

Правила организации предметно-развивающего пространства

Споры о необходимости развивающих компонентов в окружающей среде ребенка не утихают. Мамочки делятся личным опытом, критикуют разные методики раннего развития, но продолжают записывать ребенка на групповые занятия.

Иногда взрослые забывают о том, что ребенок словно чистый лист, все надписи на котором зависят от желания родителя сделать эту запись. Человек рождается с комплексом задатков, которые можно развить в способности, а в некоторых случаях возможно говорить о таланте.

Маленькие дети одинаково готовы , играть на фортепиано, различать палитру цветов или разбираться с математическими формулами. Эта особенность напрямую связана с особенностями развития и роста головного мозга. Ученые выяснили, что наиболее интенсивный период развития умственных, творческих и личностных задатков ребенка приходится на интенсивный рост головного мозга, который значительно замедляется к трем годам.

Развитие ребенка не обязательно выстраивать на методических постулатах мастеров педагогики. Обустраивая детскую комнату как естественную развивающую среду для малыша, достаточно следовать особенностям возрастного развития ребенка и учитывать его личностные потребности.

При организации предметно развивающего пространства следует помнить естественности и ненавязчивости. Не хватайтесь за все и сразу, выделите для себя несколько образовательных областей, в рамках которых вы бы хотели развивать способности своего ребенка, добавьте к ним физическое воспитание и эмоциональный комфорт пространства. Исходя из этого, планируйте дальнейшее обустройство детской комнаты.

Особенности предметно-развивающей среды для детей различны для каждого возраста, но существует ряд общих правил, ниже перечислены основные из них.

  • При обустройстве детской комнаты помните о физиологических потребностях малыша. Выбирайте нетоксичные материалы, безопасные предметы и лояльные к психике цвета. Например, нельзя, чтобы в детской комнате доминировал черный или красный цвет: в первом случае у ребенка может развиться страх, а во втором вы рискуете столкнуться с перевозбуждением нервной системы.
  • При оформлении развивающей среды а детской комнате учитывайте пожелания вашего ребенка. Реализуйте обучающий компонент через привычные предметы или любимые мотивы в интерьере, знакомом вашему малышу.
  • Особое внимание уделяйте здоровьесберегающему фактору окружающей ребенка развивающей среды. Правильно распределяйте освещение в комнате. Выделяйте рабочую зону и зону для релаксации, подбирайте в спортивный уголок безопасные снаряды.
  • Во избежание аллергических явлений используйте в декоре детской комнаты простые предметы. Чем меньше пыли соберется в коврах, гобеленах и мебели, тем здоровее будет дыхательная система у малыша.
  • Задумав организовать предметно-развивающую среду для ребенка, если вы не уверены в том, что через пару месяцев ваш интерес к развитию малыша сохранится, лучше не начинайте изображать в комнате деятельность. Дети очень тонко чувствуют желания и эмоции взрослых. Так как развивающая компонента в рамках дома проводится в тесном общении родитель - ребенок, то без вашей заинтересованности в занятиях интерес к ним пропадет и у малыша.
  • Даже если вы до рождения ребенка были уверены в том, что будете заниматься с ним по программам раннего обучения, не спешите. Еще до начала первого занятия вы сможете понять потребности вашего ребенка и адаптировать любую теорию под его особенности.
  • Организуя развивающую среду в доме для ребенка от рождения и до двух лет, не забывайте следовать основным этапам взросления ребенка. Делайте упор на потребности возраста, а не на указания «знающих людей».
  • Интерьер детской комнаты для маленького ребенка должен обладать мобильностью, должен меняться настолько быстро, насколько стремительно растет ребенок.
  • Наглядность - первый необходимый компонент в деле развития маленького ребенка. Творчество помогает не просто украсить детскую комнату, но и привлечь к работе ребенка, заинтересовать его конечным результатом.
  • Не спешите выбрасывать поломанные предметы: подумайте, как их можно починить или переделать под запросы развивающего пространства здесь и сейчас.
Как создать развивающую среду с учетом возраста ребенка

Чтобы создавать развивающую среду так, как советуют психологи, нужно учитывать возраст ребенка. Наверное, каждая мама задолго до рождения первенца представляет себе, как будет выглядеть его комната, какие игрушки она поставит на полку у колыбели, в какие игры будет играть с малышом, как радостен и счастлив будет их совместный досуг. Мечтает каждая. Реализуют мечты далеко не все.

Узнав о долгожданной беременности, предстоящих родах и о хлопотах первых дней материнства, женщина может начать заботиться о детской комнате для ребенка. Забудьте о предрассудках, которые навязывают нам бабушки и мамы. От того, что вы все подготовите, ничего плохого случиться не может, а вот если покупку «приданого» и оформление детской вы доверите мужу в те несколько дней, что будете в роддоме с малышом, вы рискуете потратить нервы и средства для восстановления желаемой гармонии в душе и в детской.

Не откладывайте в долгий ящик вопрос с организацией предметно-развивающей среды дома, вы можете разработать дизайн-проект как самостоятельно, так и с дизайнером, но не забывайте о нескольких правилах: никаких ярких цветов на большие поверхности. На стенах должны преобладать спокойные тона; красивые картинки и яркие фигурки можно расположить у изголовья колыбели. Это, с одной стороны, внесет разнообразие в комнату, с другой - станет неплохим тренажером в развитии зрения новорожденного.

В комнате новорожденного должна быть хорошая вентиляция и теплый пол, настольная лампа-ночник и музыкальная подвеска на кроватку. Можно подобрать к кровати комплект мебели: комод, пеленальный стол, а можно позаботиться о регуляции света в помещении.

Когда ребенок идет в сад, детская комната снова претерпевает изменения. Теперь пришла пора обратить внимание на : нужны и спортивные тренажеры, и маты, и мячи.


Надо помнить о прикладных видах искусства и выделять в домашней развивающей среде место для лепки, рисования, конструирования и других увлечений малыша. Дети любят играть. Игра становится основным видом деятельности к трем годам и уступает свои позиции только к середине начальной школы. В обустройстве детской комнаты дошкольника особое внимание следует уделить игровым компонентам: покупке готовых игровых комплектов или созданию собственного игрового пространства.

В третий раз о перестройке домашней предметно-развивающей среды родители задумываются, когда их ребенок поступает в первый класс. Тут на лидирующие позиции выходит образование, обучение, организация рабочего пространства и зоны отдыха.

Следуя правилам организации развивающего пространства для детей с учетом возраста, родителям остается только подогревать свой интерес в развитии ребенка организацией совместных игр, творческих мастерских или читального зала.

При создании развивающей среды дома следует избегать нарочитой праздничности. Не перегружайте пространство картинками с буквами, мозаикой с цифрами или карточками с изображением предметов. Помните, что все в детской комнате должно легко включаться в игру. Ваша задача - превратить познавательную деятельность в часть увлекательного игрового процесса в рамках привычной среды родного дома.

Это не так трудно, как может показаться на первый взгляд. Со временем родители сами получают кучу положительных эмоций от успехов детей и от собственной включенности в жизнь чада.

Цветовое оформление развивающей предметно-пространственной среды

Приступая к оформлению предметно-развивающей среды, родители сталкиваются с ремонтом. На этом этапе важно убедиться в том, что выбранные материалы не токсичны, быстро сохнут и не оставляют на мебели несмываемых следов.

Психологи рекомендуют в обустройстве детской комнаты использовать несколько цветовых решений. Например, фиолетовый цвет активизирует работу мозга, способствуя познавательной активности ребенка, - его лучше использовать в рабочей зоне развивающего пространства детской комнаты или в зонах активного отдыха.

Зеленый цвет несет расслабление и успокоение после длительного дня, все оттенки светло-зеленого, салатного цветов рекомендуется использовать в зоне для сна. Белый цвет - нейтральный компонент, который вместе с предметами декора носит роль выделителя. На белых стенах отлично смотрятся цветные буквы и цифры, разноцветные картины и всевозможные обучающие наглядные пособия.

Обязательно при оформлении развивающей среды в домашних условиях наличие желтых оттенков в интерьере. Желтый цвет - цвет радости, внутренней гармонии. Он ассоциируется с утром, солнцем и хорошим настроением. Покрасьте противоположную от окна стену детской в желтый цвет, и вы получите яркое продолжение рассвета в доме.

Правильное создание предметно-развивающей среды в домашних условиях

Но не только цвет играет определяющую роль в правильно подобранном интерьере детской развивающей комнаты. Для маленького ребенка очень важны тактильные ощущения, которые облегчают познание окружающего мира, открывают перед малышом загадочный мир формы, текстуры и плотности игрушек, предметов интерьера, окружающей действительности. Вот почему при выборе в комнату обоев с рисунком необходимо позаботиться об их текстурной компоненте.

Например, выступающая клубника, или фигуры цыплят, или лепестки цветов или деревья. Главное, чтобы этот рисунок был доступен ребенку, т.е. находился внизу стены.

А вот для развития остроты зрения при правильном создании предметно-развивающей среды в домашних условиях рекомендуется использовать обои с множественным рисунком. Такой материал может совмещать в себе две компоненты: с одной стороны, ребенок может раскрашивать понравившиеся элементы рисунка, с другой - тренирует зрение.

На пол в детской комнате обычно советуют стелить ламинат или паркетную доску. В качестве подложки используйте пробку, она поможет повысить шумоизоляцию и спасет ваши отношения с соседями нижнего этажа.

В детской можно и нужно использовать разнообразные коврики. Их ценность - в массажном эффекте и в сохранении тепла в холодное время года. Яркие тематические рисунки на ковриках могут также сыграть свою роль в обустройстве развивающей среды. Единственное, о чем придется позаботиться при выборе ковра в детскую: проверить качество материала, из которого он сделан.

Не гонитесь за ценой. Не всегда ковры из стопроцентной шерсти подойдут в детскую вашего ребенка, так как шерсть легко заполняется пылью и может спровоцировать приступ аллергии у ребенка. Также с осторожностью нужно выбирать ковер из искусственных материалов: иногда производитель может использовать токсичные краски или чрезмерно жесткое полотно.

Хорошо дополнит развивающий интерьер комнаты вашего ребенка коврик, сплетенный из ткани или созданный из пеноблоков. Во втором случае он может заменить мат в спортивном уголке, например.

Важнейшим компонентом правильной организации развивающей среды в детской комнате является ее освещение. Если комната расположена окнами на восток, то естественное освещение будет интенсивно в утренние часы, а если окна смотрят на запад или юг - весь естественный свет придется ждать до вечера. При таких раскладах комната с окном на восток потребует меньших затрат на освещение, чем комната с окнами на другую сторону, но стоит учитывать освещение рабочей зоны, зоны игр.

Например, в рабочей зоне свет должен падать с противоположной стороны от рабочей руки ребенка. Если ваш ребенок - правша, то лампу следует располагать слева. Если ребенок левша, то лампу нужно поставить с правой стороны. При освещении альбома, тетради или книги тень не должна заслонять поле деятельности.

В игровой зоне можно устроить точечное освещение: например, повесить несколько эркерныхламп с поворотным механизмом, позволяющим корректировать поток света в зависимости от нужд игры. Если это театр теней, то направить свет на ширму, если это игра с машинками на ковре, то повернуть лампы так, чтобы максимально осветить игровое пространство.

Запомните, в полумраке ребенок может находиться только перед сном, в своей постели. Неяркий свет ночника дает успокаивающий эффект. Во все остальное время глаза ребенка не должны подвергаться неоправданной нагрузке.

При создании развивающей среды для ребенка дома с осторожностью нужно относиться к наличию в детской комнате техники. В современном обществе невозможно представить дом без компьютера, большого телевизора или игровой приставки, но не обязательно нагружать этими предметами пространство детской комнаты.

Если без компьютера в детской развивающей среде не обойтись - или без телевизора, например, - то постарайтесь выбрать для них правильное место. Располагайте монитор так, чтобы угол обзора для ребенка был ниже уровня его глаз. А вешая телевизор на стену, позаботьтесь о том, чтобы ребенок не задирал голову для его просмотра.

В идеале, при наличии в детской комнате одного бытового прибора площадь для одного человека должна составлять не меньше 2,5 метров квадратных. А вентиляция в комнате обязана сглаживать чрезмерное нагревание воздуха.

Говоря о физиологическом комфорте предметно-развивающей среды для ребенка дома, нельзя не упомянуть о мебели в ней. Для малышей следует покупать низкие тумбы без острых углов либо позаботиться о специальных насадках на утлы. Цвет мебели не должен выделяться из общей цветовой гаммы, но здесь можно использовать более яркие, насыщенные цвета. Так, дверцы у платяного шкафа могут быть яркого красного цвета, а полки и стенки этой мебели выполняются в спокойных цветах.

Отдельная тема - выбор ортопедического матраца в кровать ребенка. С одной стороны, он должен быть удобен для ребенка, с другой - максимально корректировать недостатки позвоночника и снимать напряжение прошедшего дня. На матраце экономить нельзя, так как это один из ключевых факторов сохранения правильной осанки и здоровой спины у вашего ребенка.

Развивающая среда в комнате для детей раннего возраста

Обнаружив, что ребенок развивается стремительно, родители задаются вопросом, как помочь ему в этом развитии. Первое, о чем следует помнить при организации развивающей среды: в раннем возрасте дети больше узнают, пощупав или попробовав на вкус интересный предмет. Все погремушки, игрушки и развивающие пособия не должны иметь мелких деталей, а также должны быть выполнены из нетоксичных материалов.

Начиная с шести месяцев к активному росту всего организма к наличию познавательного интереса прибавляется этап появления первых зубов. У каждого ребенка этот период проходит индивидуально. Одни родители не заметят изменений в поведении ребенка, разве что интенсивное слюноотделение будет сигнализировать о росте зубов. Для других появление у малыша первого зубика может быть связано с ночными истериками, желанием ребенка все попробовать на зуб, с отказом от приема пищи.

Чтобы облегчить себе и ребенку этот непростой период, попробуйте разнообразить его игровую деятельность. Подберите игрушки таким образом, чтобы их поверхность была текстурного характера, удобна для покусывания и посасывания. С другой стороны, позаботьтесь о специальных водяных эспандерах: их можно сначала положить на несколько минут в холодильник и тем самым охладить воду внутри, а потом уже дать ребенку.

Первый зуб прорежется, но желание тянуть все в роту ребенка останется еще надолго. С развитием умения ползать малыш начинает познавать окружающий мир. Наступает время массажных развивающих ковриков на пол. Можно купить готовые варианты из отдельных разноцветных частей, можно изготовить такой массажный трек самостоятельно.

Для этого вам потребуется большой отрез ткани, синтепон в качестве наполнителя, швейная машинка и желание творчески мыслить. Массажный коврик необходимо дополнить игрушками из натуральных материалов. Из личного опыта могу сказать, что мой ребенок с большей радостью гремел бутылкой с карандашом внутри, чем заводской погремушкой.

Как только ваш ребенок пополз, активизировалось развитие его тактильного восприятия, а это значит - развивается мелкая моторика пальцев рук. Перебирая пальчиками бусинки в массажном коврике или исследуя рельеф новой погремушки, малыш развивает руку, активизируя познавательные процессы в головном мозге. На данном этапе важно, чтобы вокруг ребенка было много предметов к познанию. Не всегда это игрушки.

Вы когда-нибудь замечали, как радуется малыш, если «находит» муку на кухне, мамины украшения в спальне? Все это можно пощупать, почувствовать, а важнейшим стимулом к развитию годовалого малыша является его тактильное познание мира окружающего.

Отсюда и потребность все пощупать, попробовать на вкус, отсюда тяга не рассмотреть, но изучить вручную. В детской комнате годовалого ребенка должно быть много игрушек и предметов, игрушки заменяющих. Не нужно относиться со скепсисом к бытовым предметам, переделанным под игровой инвентарь.

Это не говорит о том, что развивать зрение и слух, например, у годовалого ребенка не нужно.

Наоборот, при оформлении развивающей предметно-пространственной среды для эффективного развития ребенка все яркие картины теперь следует располагать на уровне глаз малыша. Можно и нужно задумываться о занятиях по расширению словарного запаса. Ошибочно мнение о том, что ребенок до трех лет самостоятельно усваивает слова, которые слышит. Усваивать-то он усваивает, но для этого с ним необходимо проговаривать все увиденное. Например, рассматриваете с ним фото на стене - озвучивайте, кто на фото; изучаете книгу с яркими картинками - проговаривайте четко, но не по слогам предметы, которые там нарисованы.

Еще одним универсальным предметом развивающей среды для годовалого ребенка выступают книги. Купите большую многофункциональную книжку в магазине.

С ребенком, недавно научившимся ходить, читать книги надо простые. На первом этапе достаточно яркой картинки, веселого оформления, шершавого материала или поющей игрушки в книге, чтобы пробудить интерес малыша. Тексты в таких книгах не могут быть большими.

Для ребенка от года до трех вся литература должна строиться на смысловых повторах. Помните, как в «Колобке» или в «Теремке»? С каждым новым витком сюжета идет повтор пройденного.

Если вы умеете шить, вязать или хотите этому научиться, то создание первой книги для вашего малыша может стать хорошим стартом к дальнейшему творчеству.

Как сделать кукольный театр при создании развивающей среды

Первое, что приходит в голову при создании кукольного театра в предметно-развивающей среде в домашних условиях – это мягкие игрушки, ширма для представления и освещение в комнате. Но если вы решите обойтись без громоздких реквизитов, то реализация кукольного театра в рамках детской комнаты может стать забавной игрой и развивающим элементом в жизни ребенка и его родителя.

Например, для ширмы, за которой будут прятаться актеры, не обязательно сооружать целую установку из дерева. Достаточно использовать дверной проем, а для пальчикового театра и того проще - картонную коробку на уровне глаз зрителя.

Куклы в театре могут быть тоже разные. Для пальчикового тетра марионеток можно связать, можно выполнить в технике квиллинг, можно сшить из старой перчатки, для ростового театра подойдут маски и плащи.

А как сделать в развивающей среде детской комнаты теневой кукольный театр? Для создания тетра теней придется немного потрудиться. Первое, что важно в этом виде театра, - освещенный экран. Если экран можно сделать из печатной белой бумаги, закрепленной в проеме картонного листа, то для освещения следует использовать лампу с дневным светом, выставляя поток освещения так, чтобы на экране отражались персонажи, но никак не актеры этого театра.

Отдельно необходимо сказать про персонажей для театра теней. Они вырезаются из плотной бумаги. На экране отражаются их силуэты, поэтому точность передачи деталей зависит от умения актера правильно фиксировать свет на своей «сцене».

Вообще, кукольный театр в более широком понимании этого слова вы можете устраивать без всяких сцен, экранов и ширм. Достаточно разыграть перед ребенком сценку двумя-тремя любимыми игрушками - это уже развивающий элемент театрального представления. А если малыш вместе с куклами-актерами включится в игру и станет придумывать продолжение истории, то можно говорить об успехе.

Статья прочитана 4 826 раз(a).

Важно создать в доме условия для того, чтобы играть крохе было не только весело и интересно, но и удобно. Как создать игровую зону в доме?

В большинстве своем, мы не можем похвастать шикарными жилищными условиями. Хорошо, если у нас есть возможность выделить детскую комнату и обустроить ее именно так, как удобно нам и ребенку. А если комната не большая, а совсем крошечная? Или малыш и вовсе живет в одной комнате с мамой и папой, там и спит, там и играет? Именно для того чтобы задействовать имеющееся место в комнате с максимальной пользой, имеет смысл подумать о правильной организации детского игрового пространства.

Это полезно не только с точки зрения экономии и рационального использования места. Правильная организация игровой зоны позволит вам поддерживать порядок в детской комнате и доме в целом. Пожалуй, каждая мама знает, как не просто это делать, когда рядом живет маленький, шустрый исследователь мира, которому до всего есть дело. Вечно что-то лежит не на месте: игрушки, книжки и одежки. А вот когда все четко организовано и распланировано, когда у каждой игрушки есть свое, законное место, и порядок поддерживать проще.

Чем больше в детской порядка, тем безопаснее для малыша. Не нужно опасаться, что кроха что-то на себя перевернет или свалит, за что-то зацепится или ударится… Всего один беглый взгляд на комнату – и сразу становятся видны все потенциальные опасности: вон на ковре пуговичка валяется, а там, на столике, остались забытые ножницы.

Кроме того, создавая удобный порядок в детской, мы способствуем лучшему развитию малыша. Во-первых, он с детства приучается к систематизации, привыкает к порядку, растет собранным и аккуратным. Во-вторых, четко понимая, где лежит машинка, где книжка, а где рамки-вкладыши или кубики, ребенок в любой момент может найти и поиграть именно той игрушкой, какой хочет.

Организовывая игровое пространство, всегда можно учесть все нужды малыша, особенности его характера, темперамента, его желания и потребности. Для особо шустрых ребятишек выделим побольше места для подвижных игр. Тихоням обязательно понадобится укромный уголок, где они смогут помечтать. А натурам творческим организуем удобное «рабочее» место, где они смогут что-то придумывать, конструировать и рисовать.

Как устроить игровую зону для ребенка дома?

Разделение детской на игровые зоны – идея не новая. Вспомним хотя бы, как устроены игровые комнаты в группе детских садов. Там есть зона для подвижных игр, оборудованные места для игры в магазин или дочки-матери, уголок настольных и развивающих игр, книжные шкафы, полки с мягкими игрушками, места для занятий и т. п.

Итак, какие же игровые зоны желательно выделить в детской комнате? Если площадь комнаты позволяет, организуем в ней уголок для сюжетных игр, оборудуем место для обучения малыша, занятия творчеством и экспериментирования, не забудем о детском спорткомплексе и, конечно, оставим достаточно свободного пространства для подвижных и прочих игр.

Очень важно, чтобы у малыша было такое особое местечко, где он сможет уединиться, спрятаться в моменты плохого настроения. Если место позволяет, поставьте в комнате детский домик или палатку. Покупные палатки с успехом может заменить самодельный домик из большой картонной коробки. Если места для домика нет, придумайте какую-нибудь ширмочку или шторку, которой можно, в случае надобности, отгородить небольшой уголок комнаты. Раздвинул ширму – вот тебе и домик, убрал – и комната опять ничем не перегорожена.

Бывает и так, что выделить место под детскую в доме не получается, и малыш живет в одной комнате с родителями. Конечно, в этом случае говорить о различных игровых зонах не приходится, для этого слишком мало места. Но, как бы там ни было, нужно непременно организовать пространство комнаты таким образом, чтобы у малыша был пусть и маленький, но собственный игровой уголок. Его можно отгородить от общей комнаты ширмой, занавеской и даже, если позволяет размер комнаты, платяным шкафом. Ширма хороша тем, что ее можно убирать и ставить по необходимости. Убрали ширму – и комната стала больше, поставили – и у крохи появился свой уголок для игр. Занавеска, натянутая на небольшой высоте, – тоже по-своему вещь универсальная. Она будет не только отгораживать детский уголок, но и может послужить ширмой для кукольного театра.

Желательно, чтобы детское место располагалось поближе к окну. Там может стоять, например, маленький детский столик и стулья. Это простое, но достаточно универсальное приспособление. Сидя за столиком, кроха может играть с мелкими игрушками, рамками-вкладышами и шнуровками, собирать пазлы и мозаики, листать книжки, выполнять задания в развивающих тетрадках, раскрашивать, лепить, рисовать и вообще заниматься любым творчеством. А потом можно расставить на стол игрушечную посудку, усадить кукол и устроить чаепитие. А потом поиграть в доктора, осматривая «больных» и назначая лечение… Тут же необходим стеллаж или полки, где будут храниться игры и игрушки, всякие «развивайки», материалы для творчества и книжная полка. Если убрать стол и стулья в сторону, у вас получится площадка для игры. В общей комнате можно укрепить и спортивный уголок. Современные конструкции практически не занимают места: забросили наверх кольца и канат, убрали с пола мат, и вот уже комнату ничего не перегораживает! А мат, кстати, прекрасно подойдет в качестве коврика для игры в детском уголке.

Сколько бы места не отводилось на деткое пространство, важно правильно его использовать. Для этого задействуем стены. На стене могут висеть азбуки и развивающие плакаты, карты, магнитная доска с буквами, цифрами, фигурками, коврик для аппликаций из фетра, дощечка для рисования мелом или маркером или даже просто большой лист бумаги, где кроха сможет порисовать или сделать коллаж из наклеек… А всевозможные полочки станут и хранилищем игр и игрушек, и местом для выставки детских поделок…

А теперь поговорим о каждой игровой зоне чуть подробнее.

Место для подвижных игр

Одно из самых важных мест в детской комнате – это пространство для подвижных и других игр. Обычно, это центр комнаты. Именно здесь легче выделить безопасное, не заставленное мебелью место, где кроха сможет и дом из кубиков построить, и машинку покатать. Эту игровую зону необходимо застелить ковриком, чтобы малышу было удобно и не холодно сидеть на полу. Кстати, бывают детские коврики с забавными рисунками. Например, с дорогами, лабиринтами, гоночными трассами. Такое покрытие одновременно служит и для удобства, и для игры.

Часть одной из стен детской желательно выделить под спортивный уголок. Он занимает минимум места, его можно с успехом расположить в любой квартире. Пользу от такого снаряда сложно пере-
оценить: это незаменимое приспособление и для физического развития крохи, и для организации самых разных подвижных и сюжетных игр. К турнику можно крепить кольца, канат, трапецию, качели, а к шведской стенке – даже горку! В считанные минуты спортивный уголок может превратиться в домик, пещеру, скалы, корабль, космолет.… Одним словом, во все, что придет в голову маленькому выдумщику.

Где ребенок будет играть в сюжетные игры?

Совсем крошечные ребятишки играют, в основном, в предметные игры: вертят в руках погремушку, бросают мячик, возят машинку. Подрастая, малыши постепенно переходят к сюжетным и ролевым играм. Это обязательно нужно учитывать, обустраивая игровую зону.

Выделите уголок в детской как раз под такие нужды. Что здесь может быть? Например, покупной или самодельный кукольный домик с мебелью и другими кукольными аксессуарами. Или, скажем, многоуровневый гараж для машинок. Или стеллаж для игры в магазин, больницу, детский сад. Или оборудуйте там игрушечную кухню для маленькой хозяйки, где она сможет «готовить» еду для кукол и кормить их за накрытым игрушечным столиком со стульями. А может это будет парикмахерская? Можно соорудить импровизированный корабль, самолет, поезд, космолет, построить конюшню или зоопарк – одним словом, любой каприз! Игрушки в таких уголках, как правило, не убираются всякий раз после игры, а стоят стационарно, т. е. малыш в любой момент может начать игру, потом на какое-то время прерваться и снова поиграть… Но это не значит, что в этой игровой зоне ничего не меняется. Время от времени, когда дочурке надоест играть в парикмахера, а сын решит превратиться из машиниста поезда в пирата, имеет смысл переоборудовать эту игровую зону под новые потребности.

Сейчас можно отыскать в продаже наборы для самых разных сюжетных игр, они подбираются исходя из интересов именно вашего ребенка. Но подобный игровой уголок можно сделать и самостоятельно, используя подручные средства и призвав на помощь фантазию. Конечно, первый вариант будет красивее и «натуральнее». Зато второй принесет малышу куда больше пользы, потому что будет развивать важное качество современного человека – способность к творчеству.


Зона творчества для ребенка в квартире

В детской комнате просто необходимо выделить место для рисования, лепки, аппликации – это не только самовыражение или создание художественного шедевра. Это еще и способ познания окружающего мира. Чем больше возможностей для творчества мы предоставим крохе, тем лучше он будет развиваться.

Для творческих занятий малышу понадобится удобный стол или парта. Здесь же чуть позже кроха будет выполнять свои первые упражнения в книжках и тетрадках для подготовки к школе. Там могут храниться карандаши, мелки, краски, пластилин, цветная бумага… Рядом удобно расположить шкафчик, стеллаж или полки, где тоже будут лежать материалы для творчества, книжки-раскраски, альбомы. Пригодятся и всевозможные органайзеры для хранения канцтоваров. Прячьте от малыша только опасные вещи (например, ножницы). К безопасным материалам кроха должен иметь свободный доступ. Пусть малыш имеет возможность выбирать, каким видом деятельности он хочет заниматься в данный момент.

Если есть возможность, купите ребенку детскую доску. Такие доски, как правило, двусторонние: с одной стороны можно писать мелом, а с другой – специальными маркерами. На ней можно рисовать, пробовать писать буквы, а позже и играть с куклами «в школу».

Игровая зона для двоих детей

А как быть, если в семье двое малышей? Если дети одного возраста (двойняшки) или разница в возрасте небольшая, обустраивая игровые зоны в детской, ориентируйтесь одновременно на обоих малышей. Конечно, спорткомплекс и зона для игр у ребятишек будут общими. Но непременно нужно спланировать пространство таким образом, чтобы каждый малыш получил в безграничное пользование пусть крошечный, но все-таки свой детский уголок. Специалисты рекомендуют разделять зоны для двух малышей при помощи цвета. Например, полстены – сиреневые. Это зона одного ребенка. А полстены – розовые. Это зона второго малыша. Необходимо, чтобы у каждого ребенка был свой столик для игр и занятий творчеством и место для хранения своих собственных игрушек: полка, ящик, коробка. Для того, чтобы у малышей возникало поменьше споров, стол, коробки для игрушек, шкафчики и даже плечики для одежды тоже рационально разграничивать при помощи цвета.

Ребятишкам с большой разницей в возрасте лучше, если есть такая возможность, выделить по отдельной комнате. Даже если разница составляет всего 2-3 года, потребности детей уже сильно различаются. А если старшему ребенку 9-10 лет, то он уже и вовсе живет в другом мире, отличном от мира годовалого карапуза. Если же расселить детей в разные комнаты нет возможности, желательно выделить под детскую самую большую комнату в доме и разделить ее на две части. Можно делить с помощью ширм и занавесок, но лучше поставить перегородку из гипсокартона. Удобно располагать ее в виде перевернутой буквы «Т»: при входе в комнату получается своеобразный «коридорчик» для вещей общего пользования и спортивного уголка, а дальше идет разделение на две маленькие комнатки, отдельные для каждого ребенка. Перегородку не обязательно делать «глухую», можно не доводить ее до потолка, сделать в ней «окошки», разделить комнату лишь частично. Такая планировка, во-первых, дает дополнительные возможности для дизайна (можно, например, сделать окошки в виде иллюминаторов корабля и вообще оборудовать одну из комнат как корабль или подводную лодку в зависимости от пожеланий маленького хозяина). А во-вторых, позволяет организовать в «комнатах» такие зоны, которые соответствуют потребностям каждого ребенка. Для старшего – компьютерный стол, полноценное рабочее место для учебы, место для игрушек, книг, дисков и т. п. Для младшего – все те игровые зоны, о которых говорилось выше.


Хранение игрушек в квартире

Как правило, у современных малышей игрушек много. Даже очень много. Мы покупаем полезные и просто понравившиеся игрушки, их дарят малышу на день рождения и другие праздники друзья и близкие. Даже если взять необходимый минимум игр и игрушек, которые должны быть у малыша для полноценного развития, все равно выйдет немало. Очень часто все это богатство хранится в одном большом ящике или коробке. Это неудобно и не совсем правильно. Так в детской комнате всегда будет беспорядок. Ведь если крохе понадобится игрушка, лежащая на дне ящика, ему придется сначала вытащить все верхние предметы или перевернуть вверх дном весь ящик. Для того чтобы любая игрушка, книжка, игра находилась сразу и без затрат времени, их все нужно четко структурировать, придумав для каждой группы предметов свое место. Малыш должен знать, где и что взять и, конечно, куда потом положить вещи после окончания игры.

Итак, где же можно хранить игры и игрушки? Прежде всего, можно выделить несколько полок в детском шкафчике. Эти полки не удобны для мягких игрушек, зато идеально подойдут для коробок с настольными играми, пазлами, мозаиками, кубиками, конструкторами, карточками и т. п. Большие коробки с играми можно просто ставить одну на одну, мелкие коробочки (например, с пазлами), картонные папки с играми, тонкие книжки, журналы лучше рассортировать по картонным или пластиковым коробкам, а уже потом ставить в шкаф. Так порядка будет больше. Эти коробки можно подписать, чтобы взрослому было легче в них ориентироваться. А для малыша на каждую коробку можно наклеить рисунок-подсказку.

Где хранить игрушки?

Вообще, современные пластиковые или текстильные контейнеры с крышками – настоящая находка для детской комнаты. Часто удобно пересыпать конструктор, мозаику, пазлы из покупной коробки в пластиковую. Картонные коробки от частого использования быстро рвутся, детальки конструкторов высыпаются и теряются. Лучше сразу подобрать для новой игры пластиковый контейнер с крышкой подходящего размера, пересыпать в него содержимое, а на крышку наклеить вырезку с оригинальной коробки.

Крупные мягкие и другие игрушки лучше рассаживать на невысоких открытых полках и стеллажах. Так они всегда будут у крохи на виду. Во-первых, он легко сможет достать нужную игрушку, во-вторых, после игры ему будет легко рассадить всех по местам. Многие малыши отличаются особым педантизмом. Запомнив порядок игрушек, кроха будет сам рассаживать своих кукол, мишек и собачек в нужной последовательности. И даже громко протестовать, когда мама перепутает местами машинку и подъемный кран.

Мелкие игрушки можно хранить в ящике комода или в контейнерах с крышками. Несколько таких коробок можно поставить одну на одну у стены или спрятать под детскую кровать. В одной коробке будет храниться посудка, в другой – машинки и всякие аксессуары к ним, в третьей – резиновые зверушки, в четвертой – музыкальные игрушки и т. п. Таким образом, приучая малыша складывать игрушки в нужную коробку, мы еще и ненавязчиво учим его навыкам сортировки предметов. Еще для мелких игрушек удобны всевозможные органайзеры с карманами, которые можно вешать на стену, на спинку детской кровати и даже крепить к потолку: так у каждого маленького зайчика или пупсика будет свой персональный карман.

Кстати, о потолке. Почему бы нам и его не использовать? Приклейте на потолок в детской светящиеся наклейки с планетами, выложите Большую Медведицу из светящихся звезд. Малышу будет уютно мечтать и засыпать под свет своих персональных звезд. Да и очертания Сатурна он запомнит с раннего детства.

Еще удобны всевозможные детские пластиковые комоды на колесиках. Они недорогие, легкие, компактные, ярких расцветок – именно то, что нужно для детской. Комод представляет собой конструкцию с несколькими полупрозрачными ящиками, расположенными один над другим.
Ребенку будет не сложно доставать игрушки из легкого ящика, а колесики позволят без труда передвинуть комодик поближе к игровой зоне, а потом, после игры, убрать в сторону. К тому же, в зависимости от ваших потребностей и наличия свободной площади, можно подобрать комод как побольше, так и поменьше. Аналогичные конструкции из выдвижных ящиков, только маленького размера, можно использовать для хранения мелких игрушек, конструкторов, карандашей и т. п.

Подбирая мебель для детской, обратите внимание на современные системы хранения вещей. Они представляют собой открытые стеллажи с квадратными ячейками, расположенными в самом разном порядке. Ячейки можно использовать просто как открытые полки или поставить внутрь каждой корзинку или контейнер для вещей. Такие стеллажи удобны своей компактностью: располагаются вдоль стены и практически не занимают полезное пространство комнаты. Но при этом они очень вместительные и позволяют грамотно рассортировать детские вещи и игрушки.

И, конечно, не забывайте о книжных полках! Если мы хотим вырастить будущего читателя, книги должны окружать малыша с рождения. Всевозможные книги-картонки, которые способны выдержать натиск самых маленьких читателей, должны быть у ребенка в свободном доступе. И не валяться кучкой в углу комнаты, а именно стоять на полках: дотянулся, взял, посмотрел, «почитал» и, с маминой помощью, поставил на место. Будем воспитывать у крохи уважительное отношение к книге с самого раннего возраста! Книжные полки могут быть как встроенными в шкаф, так и отдельно висящими на стене. Последние удобны не только для книг. Хорошо бы выделить одну такую полочку для детских работ: устраивайте на ней выставки поделок из пластилина, природного материала, рисунков, аппликаций и т. п. и время от времени меняйте экспозицию. Маленькие творцы очень любят показывать гостям свои работы.

Сейчас можно купить или сделать на заказ любую, даже самую невероятную детскую мебель, придумать оригинальный дизайн, отыскать самые фантастические игрушки, о которых мы сами в детстве даже не мечтали, но при обустройстве игрового пространство главное – не это! Самое важное – это наша любовь к малышу, желание создать вокруг него особый мир, помогающий крохе не только полноценно расти и развиваться, но и делающий его счастливым.

Возможно, вам будут интересны статьи и на сайте

Миша начал активно завоевывать пространство квартиры, а я задумалась, все ли в нашем доме удобно и безопасно для него. Я уже писала по поводу того, как . А теперь меня заинтересовал вопрос, можно ли как-то магическим образом обустроить квартиру так, чтобы ребенок:
а) был занят и приучался к самостоятельности,
б) развивался в процессе взаимодействия с этим пространством.

И что вы думаете? Оказалось, у меня в подругах есть специалист по этим вопросам! Ксения Докучаева, сертифицированный Монтессори педагог, сооснователь и образовательный директор Sunrise Montessori School, педагог групп для детей до 3-х лет и мама чудесного Лешика . Она кстати еще и проводит вебинары на эту тему, и вообще умница и красавица и хороший человек.

Передаю слово Ксении:

Мы все хотим жить в доме, где пространство создано с учётом наших особенностей, привычек и увлечений. Где есть место и для увлекательных самостоятельных исследований, и для веселых совместных игр, и для спокойного тихого созерцания. Где вся мебель подходит нам по росту и размерам, а любимые вещи находятся в зоне легкого доступа.

Попробуйте посмотреть на свой дом с позиции ребенка:

  • Учитывает ли он его потребности и растущие навыки?
  • Есть ли подходящая по росту мебель в каждой комнате?
  • А маленькие инструменты и материалы, которые удобны детской ручке?

Ребенок, который научился ходить, очень многое уже хочет делать сам. Ему нравится наблюдать за родителями и радостно повторять все точь-в-точь. Он искренне хочет участвовать в повседневных обязанностях и делать все “сам”. И если вам удастся помочь ему воплотить свои желания в реальность и организовать свой дом с учетом этих потребностей, вы с удовольствием отметите, что малыш увлечен и сконцентрирован, а у вас появилось больше свободного времени.

Принципы организации пространства для малышей 1-3 года

Есть несколько общих принципов организации пространства для малышей и создания развивающей среды. Начнем с самых простых вещей:


1. Cпециально обустроенное пространство для ребенка в каждой комнате

Обойдите все комнаты своего дома и подумайте, что здесь может делать ребенок сам и чего ему для этого не хватает. Например, 1,5 годовалый малыш с удовольствием будет мыть руки с мылом и потом вытирать их, если вы поставите ему устойчивую табуретку с доступом к воде и повесите полотенце на его уровне.

2. Вовлечение в повседневные взрослые дела

Как только дети начинают ходить, их руки освобождаются для деятельности. И они очень хотят участвовать во всех повседневных делах мамы, быть полезными и занятыми. Дайте ребенку возможность помочь вам с тем, с чем он способен справится: загрузить грязную одежду в стиральную машину, протереть пыль, подмести, нарвать листья для салата, насыпать корм для кота. Подумайте, нужны ли ребенку какие-то специальные материалы: маленькая тряпочка, щётка и совок, посуда в доступе малыша или что-то еще.

3. Упорядоченность

Дети очень любят находить вещи на своих местах. И могут очень ревностно относиться, если привычный порядок нарушается. Упорядочить все вещи и игрушки ребенка помогут открытые полки. Они намного удобнее, чем коробка для игрушек, т.к. всё видно, и у каждой вещи – свое место. На каждой полке можно разместить по 4 – 8 игрушек и всегда возвращать их на свое место. Также порядок помогут поддержать корзины и подносы, особенно если игрушка состоит из нескольких частей.

4. Минимум игрушек

Такой простой принцип, и так сложно выполним 🙂 Конечно, нам, родителям, очень хочется, чтобы у малыша было все самое лучшее и этого лучшего было много. Однако ребенку сложно выбирать из большого количества, сложно поддерживать порядок, если игрушек слишком много. Попробуйте оставить только те, которые интересны именно сейчас, а остальные убрать повыше, где ребенок не достанет. Обновлять игрушки стоит по мере потери к ним интереса, раз в 1-2 недели. Приятный момент состоит в том, что старые игрушки будут вновь привлекательными, когда мама достанет их после долгого перерыва.


5. Подготовка материалов для самостоятельной деятельности

Чтобы малыш мог заниматься сам, важно продумать, что и как он будет делать, продумать этапы и детали. Я уже писала, что все материалы для одной деятельности можно положить в поднос/корзину и поставить на полки. Это создает такое ограниченное пространство, ребенку понятно, что это поднос для рисования, эта корзинка для мытья окна и т.д. Дальше стоит продумать все материалы внутри набора. Например, для рисования положить в поднос несколько листов разноцветной бумаги и 2-3 цветных восковых мелка. А в набор для полива цветов поставить маленькую леечку и губку/тряпочку, которой можно протереть пролитые капли.

6. Презентация материала и наблюдение

Всё, что вы предлагаете ребёнку для деятельности, важно продемонстрировать на своём примере. Сядьте справа от ребёнка (если вы правша, и слева, если – левша), медленными и плавными движениями покажите, как пользоваться материалом. Разбивайте свои движения на этапы. Перед тем, как показать, вы можете назвать все предметы и что вы собираетесь сделать. А вот когда показываете, лучше молчать, потому что ребёнку сложно и слушать, и смотреть одновременно. Можно просто сказать “Смотри!” и показать. Потом дайте малышу возможность повторить. Не ожидайте, что он сразу сделает все, как вы ему показали 🙂 Просто наблюдайте, как ребёнок выполняет задание, удобны ли ему все предметы, нужно ли ещё раз что-то показать в следующий раз.

7. Безопасность

Чтобы быть спокойной, что с ребенком ничего не случится, пока он занят своим делом в другой комнате, убедитесь, что всё, что находится в его доступе, безопасно. Эта истина кажется очевидной, но я так часто видела расстройство детей, которым не дают что-то делать, постоянно останавливают только потому, что на его пути находится что-то хрупкое, колкое, вредное и т.д. Чтобы не переживать каждый раз и не одергивать ребенка, пройдитесь по всем комнатам и посмотрите, куда может дотянуться ребенок. И уберите все, что кажется вам ненадежным (скатерти со столов, неустойчивую мебель, бьющиеся предметы и т.д.) Ящики и шкафы с вещами, до которых вы не хотите пускать ребенка, закройте на специальные замки. Но часть ящиков обязательно оставьте доступными и положите туда то, что можно безопасно исследовать.

8. Свобода и границы

Как только дом организован и вы показали малышу, как заниматься с новыми материалами, предоставьте ему свободу. Свободу в выборе деятельности; в том, сколько времени заниматься и где. Наблюдайте за тем, что ребенок выбирает и не вмешивайтесь в процесс, если он вас не просит о помощи. Конечно, у вас должны быть простые и понятные ребенку границы. Например, красками мы рисуем только на мольберте. Или с материалами занимаемся за столом или на коврике. Все, что связано с едой, делаем на кухне. Вообще тема свободы и границ очень широкая, и мы обязательно посвятим ей другую статью. Но в целом малыш должен чувствовать свободу в выборе занятия.


___________________________________________________________________________________________________

Правило 72 часов

1) Уберу все лишние игрушки.
У нас есть икеевская полочка, низкая, как раз для Мишиного маленького росточка, у него там лежат игрушки. Вот я их переберу и оставлю только 6 штук, а остальные запрячу в шкаф для ротации.

2) Придумаю, что сделать с унитазом.
Миша ВЕЧНО лезет в унитаз и пытается плескаться водичкой:/ Мы, конечно же, страдаем и не разрешаем. И ругаемся. А он лезет. Вот я думаю, надо поставить заклепки и перестать одергивать малыша.

3) Выделю корзинки и подносы для занятий/сложных игрушек. Пока у нас все разбросано, рисование – просто в кучу, лего по всему дому и т.д. Вот я теперь все выложу на подносы и корзинки.

У нас уже было много постов про организацию хранения, в том числе про организацию хранения в детской комнате (их можно найти по тегам "детская" и "организация хранения").

Сегодня предлагаю обсудить организацию хранения и поддержание порядка в детской.

Начало всегда выглядит многообещающим. Мы тщательно продумываем, где у нас будут лежать чепчики и носочки, игрушки, ползунки и памперсы. Делаем систему удобной для себя.


Но ребенок растет, увеличивается число его игрушек и возможности по их распределению в пространстве. На помощь приходят большие ящики для игрушек.

Уже сейчас можно решить, что для вас важнее - личное пространство или свобода передвижения. Мир так устроен, что игрушки часто остаются там, где ребенок играет.
Если он будет играть рядом с вами в гостиной или вашей спальне, игрушки будут не только в детской, но и в этих комнатах. Если игры будут сосредоточены в детской, то и игрушки будут оставаться там.
В первом случае борьба за порядок может превратиться в сбор игрушек по всей квартире (или дому) или размещению ящиков для игрушек во всех комнатах, где бывает ребенок.
Во втором убирать игрушки придется только в детской комнате.
Выбор за вами. Я уверена, что вы догадаетесь предложить своему ребенку вам помочь, чтобы быстрее пойти гулять, смотреть новый мультфильм или просто для того, чтобы у вас было больше времени.

Для себя мы решили эту дилемму, оставив игрушки за дверью и выдав самым любимым транзитные визы. Если любимая игрушка меняется, у старой транзитная виза истекает и путешествовать может только новая игрушка.

Тем временем ребенок растет дальше. В его большой ящик все игрушки уже не помещаются, появляются мелкие игрушки, которые стремятся попасть на самое дно и вот уже наша коробка превращается в домик или гараж, а игрушкам приходится придумывать новые места для хранения.

И всем хочется, чтобы это хранение выглядело минимум так же аккуратно, как в каталогах мебели для детской:

Или необычные дизайнерские решения:

А пока мамы придумывают хитрости для облегчения домашней уборки. Например, здесь ковер для игр является еще и мешком для хранения игрушек. Перед началом игры он разворачивается, а после окончания игр все игрушки возвращаются на ковер и он стягивается в мешок:

Для хранения конструкторов шьются текстильные мешки, потому что оригинальные мешки или коробки начинают рваться или ломаться, а все детали в них уже не помещаются (это очень сложная загадка природы):

Первый кит, который всплывает при организации хранения в детской - СОРТИРОВКА

Мы складываем конструкторы к конструкторам, куклы к куклам, мягкие игрушки к мягким игрушкам, книги к книгам и т.п.

Когда ребенок будет еще старше, конструкторы поделятся по разновидностям, куклы тоже, появятся группы пони, динозавров, котов или медведей:::

Второй кит организации хранения - ЧЕМ МЕНЬШЕ ДОСТАЕШЬ, ТЕМ МЕНЬШЕ УБИРАТЬ

Если ребенок лезет за любимой куклой в большую коробку с куклами, часть кукол могут оказаться не на месте. Решений у этой проблемы несколько.
1-я - все на виду
2-я в зонах доступа ребенка только те игрушки, которые ему интересны в этот момент. Например, две коробки с машинками. В первой те, в который он играет, во второй те, которые можно убрать подальше.

Не обязательно делать все игрушки одновременно доступными.

Пример, как может выглядеть стеллаж, когда в него положили то, что востребовано ребенком.

И, наконец, третий кит организации хранения в детской - УДОБСТВО
Когда малыш только родился, хранение должно удобным для вас. Когда он вырос, оно должно быть удобным для него. Могу предположить, что вы не ставите свой целью уборку в комнате ребенка вплоть до его "вылета из гнезда".

Игрушки там, где играем, книжки там, где читаем, бумага и краски там, где рисуем, игрушки для ванной там, где купаемся, игрушки для улицы там, где собираемся на прогулку:

Еще немного иллюстраций.

Для любителей самостоятельно выбирать книги:

Для любителей машинок:


Для любителей лего:

Для любителей настольных игр:

Для юных коллекционеров:

Эти три фотографии мне просто жалко удалять из черновика поста:

А это решения для тех, кому не нравится вид открытых полок.

Постепенно возможности ребенка по уборке своей комнаты возрастают и для него можно составлять списки того, что нужно сделать:

И где-то между идеальным ребенком и творческим беспорядком в детской комнате проходит грань между естественным и свободным развитием личности и обсессивно-компульсивным расстройством. Уверена, что вы ее найдете. Удачи!

Сегодня в нашей рубрике “Совет эксперта” мы представляем интервью с руководителем студии “Дом для жизни” (Domus Concept Studio) Татьяной Замаховой. Помимо того, что Татьяна дизайнер и руководитель собственной студии, она еще является мамой очаровательной дочки Кристины. Ну а кто как ни опытная мама знает, как правильно организовать пространство в детской комнате, как быстро и грамотно убрать игрушки по местам и как создать гармоничную обстановку дома. Своими секретами Татьяна щедро делится с нашими читателями.

– Татьяна, вначале мы хотим попросить Вас рассказать немного о себе и своей студии Domus Concept, чтобы познакомить с Вами наших читателей. Чем Вы занимаетесь и где можно увидеть Ваши проекты?

– Очень рада познакомиться с Вами и с читателями. Большую часть времени я посвящаю своей дочери Кристине, ей сейчас 2,5 года. Профессионально занимаюсь организацией домашнего пространства. Я начинала с детских комнат, теперь организую любые уголки дома. Это не только дизайн интерьера как таковой, но создание удобного, эффективного пространства из новой или уже имеющейся мебели. Наша компания пока совсем небольшая, но мы изначально выстраивали работу не по принципу свободного найма, а как полноценный коллектив сотрудников, где каждый качественно делает свое дело. Сейчас команду составляют дизайнер, художник, психолог, инженер и бухгалтер. Кроме того, есть компании, с которыми мы тесно сотрудничаем. Это мебельные производства, производители и магазины отделочных материалов, строители, детский развивающий центр.

Наши работы мы публикуем на сайте: do-concept.ru и в группе «ВКонтакте» . По некоторым из них мы делаем мастер-классы и отправляем их читателям нашей рассылки.

– Идея заняться детскими интерье рами пришла к вам после рождения дочки или Вы занимались этим раньше?

– Насколько интересны детские комнаты, я поняла после рождения Кристины. Идея студии пришла, когда я проектировала комнату для нее. Тогда я уже взаимодействовала с детским центром с очень думающими педагогами, читала книги о развитии детей, поэтому изучая портфолио дизайнеров и каталоги детской мебели, я пришла в ужас от того, как мало есть интересных функциональных решений. Дизайнеры делают очень красивые комнаты, но не способствующие развитию, а иногда и мешающие. Это, конечно, не нарочно, просто дизайнер – не психолог и не педагог. Так мы начали проектировать детские комнаты: дизайнер + психолог. Было много открытий и интересных обсуждений. Сначала мы позиционировали это как «развивающее пространство у Вас дома», но самой животрепещущей проблемой для родителей оказался порядок в детской, поэтому сейчас мы больше говорим о нем. Примечательно, что именно порядок очень важен для развития, так что говорим о том же, но другими словами.

Детская комната Кристины

– Как Вам удается совмещать карьеру и материнство? Откуда берете время?

– В работе мне очень помогает супруг, наши родители и режим дня ребенка. Обычно я посвящаю Кристине будние дни, а выходные она проводит с папой, а я занимаюсь своими делами. Кристина любит играть с бабушками и дедушкой, так что у меня бывают и свободные вечера. Ну, и конечно, время после 21:00 мое – для себя, обучения, чтения… Я стараюсь качественно проводить время с дочкой, делать вместе с ней домашние дела, играть, гулять, плавать. Тогда она хорошо отпускает меня по делам.

– Дайте свои фирменные советы, как правильно организовать пространство в детской комнате? Как правильно устроить игровую зону и создать творческую среду?

– Самое главное – думать о том, что в этой комнате должно быть удобно делать. Мы исходим из активностей, спрашиваем о том, чем ребенок любит заниматься, какие задачи стоят перед комнатой. Важно то, как дети делают те или иные действия: в какие-то игры играют вместе, в какие-то по-отдельности, в какие-то вместе со взрослым.… Или, например, в дом часто приходят гости с детьми, тогда нужно, чтобы было удобно играть нескольким детям вместе. За счет грамотной планировки можно сократить число конфликтов между детьми, потому что у них будет просто меньше поводов ссориться.

У родителей есть возможность наблюдать за ребенком, это очень важно. Посмотрите, как он рисует, как играет. Часто можно понять, что сделать с комнатой, просто почувствовав, что ребенку делать удобно, а что нет. Если ребенок не хочет делать уроки или рисовать за своей партой, скорее всего, эту зону нужно переделать или переместить, если игрушки постоянно разбросаны, вероятно, они неудобно хранятся, без системы.

Мы начинаем всегда с зонирования, рисуем вид комнаты сверху и перемещаем зоны, пока не найдем такой вариант, при котором все зоны удобны. Самое главное – удобная зона сна и учебная (творческая). Есть много нюансов, но могу дать простой совет: если Ваш ребенок сидит за партой лицом к стене и спиной к комнате, пожалуйста, поверните его стол так, чтобы за спиной была стена или окно. Скорее всего, от одного этого изменения ребенок станет спокойнее, а может, и лучше учиться.

Простой совет про порядок: попробуйте отказаться от больших контейнеров для игрушек. Если разместить материалы так, чтобы в одной коробке были предметы только для одного занятия, то порядок станет держаться дольше. А если подписать коробочки (картинками, пока ребенок не умеет читать), эффект будет еще сильнее. Например, в одной коробке могут быть краски, кисти, стаканчики и фартуки – это коробка для рисования красками. Достаточно ее достать и поставить на стол, чтобы занятие было готово. Убрать все в одну коробку, когда закончили, тоже не сложно. Примеры удачных коробок: железная дорога, все для лепки, конструктор, песочница с камешками и лопатками и т.п.

Ну, и помним, что в детской для игры предназначено все: и стены, и потолок, и пол. Их тоже хорошо задействовать.

– Как организовать пространство в детской комнате маленьких размеров или в комнате, где родители живут вместе с ребенком? Чем, в этом случае, можно пожертвовать и что должно присутствовать в комнате обязательно? Например, так ли необходим спортивный уголок в детской или можно обойтись без него?

– Обязательно нужна детская зона. То есть, не размазанные по комнате детские предметы, а пусть небольшой, но отдельный угол. Что именно будет в этой зоне, конечно, зависит от возраста ребенка. Для школьника обязателен стол. Для дошкольника тоже хорошо бы столик для творчества. Свой стол помогает ребенку концентрироваться на том, что он делает. Так что, если выбор стоит между удобным столом и каким-то столом и спортивным центром, я посоветую удобный стол. Поактивничать можно на детской площадке. Хотя спортивные элементы очень важны. Если нет места для полноценной спортивной зоны, можно сделать турник и кольца в дверном проеме или в коридоре – это уже очень хорошо.

Если в комнате мало места, стоит сделать все миниатюрным, но существующим. Небольшой столик, небольшой стеллажик для игрушек, можно использовать двухъярусные конструкции. Например, мы сделали полноценную детскую на 6 кв.м, убрав шкафы под кровать. Если места достаточно, лучше так не делать, но в маленьком пространстве это очень помогает.

Полнофункциональная детская комната на 6 кв.м.

Вариант планировки детской комнаты с двухъярусной конструкцией

– Как на Ваш взгляд лучше организовать пространство в комнате, где живут 2 ребенка? Какие наиболее удачные методы зонирования?

– Это опять зависит от того, какую мы ставим цель. Бывает, что мы хотим «подружить» детей, а бывает, что надо защитить одного ребенка от активности другого, если у них разные темпераменты. Для близнецов мы делаем комнату, как для одного ребенка, если они еще маленькие. Можно подталкивать детей к совместной деятельности: общая зона сна с двумя параллельными кроватками, общая игровая, но обязательно с отдельными стеллажиками, чтобы каждый ребенок знал, где именно его игрушки и что там их никто не возьмет. Хорошо помогает и общая творческая зона с большим столом, но тогда нужно внимательно ее оснастить, чтобы было удобно заниматься вдвоем.

Варианты планировок детской комнаты для двоих детей

Если нужно развести активности (полезно при ощутимой разнице в возрасте детей), то хорошо делать так, чтобы занимающийся спокойным делом ребенок был в уютном месте, не на проходе и не на виду. Можно, например, поставить стеллаж поперек стены и защитить тем самым учебную зону.

Мое мнение такое: разделяя детей в среде, мы помогаем их здоровой психике и хорошим отношениям между ними. Чтобы чувствовать себя комфортно и безопасно, человеку нужно свое пространство, личное. Поэтому если дети в одной комнате, стоит сделать им персональные уголки, чтобы реализовать базовые потребности каждого из детей. Человек со здоровой психикой может быть добрым и заботливым, а тот, чьи базовые потребности ущемлены – не может.

Планировка детской комнаты для двоих детей

– В ситуации, когда в детской не хватает места, многие родители используют мебель-трансформер. Можете ли Вы порекомендовать наиболее удачные модели из тех, что есть на российском рынке?

– Полноценно трансформирующаяся мебель пока что стоит очень дорого, но первые шаги в этом направлении мы уже делаем. Можно сделать вполне приемлемые по бюджету выдвижные и откидные конструкции. Я люблю выдвижные элементы еще и за то, что с ними легко поддерживать порядок: не сложно научить ребенка заправлять постель, если для этого ее нужно задвинуть в подиум, например. Мне нравится идея, когда в дневном варианте комнаты в ней совсем нет кроватей, а в ночном они появляются. Это особенно хорошо для двоих и более детей, ведь 2-3 кровати могут занять почти всю комнату.

В плане реализации, такие конструкции лучше делать на заказ, чтобы они точно вписывались в размеры комнаты. Вообще, чем меньше комната, тем больше индивидуальный проект мебели может вложить в нее в плане функциональности.

– Поделитесь секретами, как правильно хранить игрушки, чтобы избежать беспорядка?

– Главное – система. Дети очень здорово откликаются на системность пространства и это полезно для их спокойствия и развития. Логика в организации комнаты помогает сформировать представление о мире, о себе и закладывает основу полноценного интеллекта. Окружающий беспорядок эту основу рушит, ведь тогда ребенок тратит много сил на защитные реакции. Так что порядок очень важен. Основа порядка – у каждой вещи свое место. Это очень простой и при этом трудновыполнимый принцип. Чтобы облегчить задачу, стоит классифицировать игрушки и выделить каждому типу свои полки или коробки. Но здесь есть нюанс: довольно бесполезно хранить похожие игрушки с похожими. Лучше, если в одной коробке или секции будут игрушки для одной игры или занятия. Самые популярные и универсальные игрушки можно размещать просто на открытых полках, чтобы их было легко взять и положить обратно. Про правильные коробочки мы уже говорили.

В какой-то момент мы поняли, что организация игрушек, материалов и вещей – это даже более ценная часть наших проектов, чем сами интерьеры, поэтому теперь мы делаем не только комнаты с нуля, но и оптимизируем существующие (lp.domusconcept.ru/kids).

Организация хранения игрушек в детской комнате

– Самые главные родительские ошибки в обустройстве детских комнат и советы их избежать?

– Самая популярная сложность – огромное количество игрушек. В действительности, для полноценного развития ребенку нужно не так уж много игрушек. А от их чрезмерного количества все основные проблемы: ребенок их мало ценит, они быстро надоедают, не бывают в порядке, заполоняют пространство не только комнаты, но всей квартиры или дома. Так что первое – это убрать лишние игрушки (подарить, продать, отдать, спрятать).

Ну, и второе важное – это правильное понимание роли родителя. Мы для детей – лидеры, но они самостоятельные люди. Пока ребенок мал, нужно много участия родителя, потому что мы показываем детям, как наводить порядок и пр. Потом все больше в этом участвует сам ребенок и в какой-то момент мы отпускаем. Если ребенок не поддерживает порядок сам, скорее всего, родители нарушили этот механизм. Тогда нужно участие и нужна конкретная работа родителя, чтобы научить (но не заставить!) создавать и адаптировать пространство для себя, ну и поддерживать в нем порядок, конечно.

А если говорить о расстановке мебели, то стол спиной к комнате, кровать на виду от входа, как ни странно, отсутствие стола в детской и присутствие лишних вещей (иногда вообще не детских) – это самые популярные причины неэффективных детских, их я встречаю чаще всего.
Среда очень важна для человека. Есть люди, которые хорошо умеют создавать среду, интуитивно или логично ее обустраивают и счастливо в ней живут. Это очень ценно. Мы создаем обучающие материалы и делимся ими в своем еженедельнике, пользуйтесь, внедряйте! Если Вы чувствуете, что что-то дома неудобно, что-то постоянно раздражает и отнимает силы, то стоит посоветоваться с теми, кто занимается этим профессионально. Приедем, подскажем, поможем. Всем желаем уютного дома, радостных детей, много сил и времени для своей содержательной активности!



Загрузка...