electricschool.ru

Литературный язык (1). Использование жаргонной лексики в литературе

ДИАЛЕКТИЗМОВ И ЖАРГОНИЗМОВ

§ 32. Использование диалектизмов. В произведениях художественной литературы для передачи местного колорита, для речевой характеристики героев иногда используются слова диалектной лексики, т. е. слова, свойственные местным говорам и стоящие за пределами нормированного литературного языка (см. § 1).

Диалектная лексика особенно широко используется в художественной литературе с 30-х годов прошлого столетия.

Употребление диалектизмов в художественной литературе регулируется требованиями общепонятности и художественности. Поэтому в художественных произведениях диалектная лексика обычно используется в небольшом количестве на фоне общелитературной речи. Об осторожном употреблении диалектизмов А. М. Горький писал: «Если в Дмитровском уезде употребляется слово «хрындуги», так ведь не обязательно, чтобы население остальных 800 уездов понимало, что значит это слово. То же следует сказать и о слове «дефти» вместо «девки»… литератор должен писать по-русски, а не по-вятски, не по-балахонски».

И. С. Тургенев, рассказывая в «Записках охотника» о крестьянах Орловской губернии, указывает, что «орловское наречие отличается вообще множеством своебытных, иногда весьма метких, иногда довольно безобразных слов и оборотов» (рассказ «Хорь и Калиныч»). Писатель отбирает меткие слова и вводит их в свою авторскую речь, например: «В Орловской губернии последние леса и площадя исчезнут лет через пять...» («Площадями» называются в Орловской губернии большие сплошные массы кустов». – П р и м е ч а н и е а в т о р а) (рассказ «Хорь и Калиныч»). «От него отказались, как от человека ни на какую работу негодного –ледащего, как говорится у нас в Орле» (рассказ «Ермолай и мельничиха»).

Н. А. Некрасов, хорошо знакомый с севернорусской речью, вводит в свои произведения именно севернорусские крестьянские диалектизмы:

1) – ... навалены

косули 1 , грабли, бороны,

багры, станки, тележные

ободья, топоры.

2) ... не правда ли, Матрёнушка,

на очеп 2 я похож?



(Из поэмы «Кому на Руси жить хорошо».)

1 Косуля – соха.

2 Очеп – шест или бревно, служащее рычагом для подъёма воды из колодца.

Из писателей XX в. широко использовал диалектизмы М. А. Шолохов, а из писателей более молодого поколения – В. Астафьев, Ф. Абрамов, В. Белов, Б. Можаев и другие. Так, М. А. Шолохов, описывая природу Дона, а также семейный быт, хозяйственную и военную жизнь донского казачества, постоянно обращается к местному диалекту: вместо изба или хата автор скажет курень; место на дворе, отгороженное для скота, он назовёт базам, а приусадебную рощицу из тополей и верб – левадой; Аксинья «привезла домашних бурсаков» (бурсаки– сдобные булочки); «Хозяин, огрел его плетюганом» (т. е. плетью).

Упражнение 39. Прочтите внимательно; укажите диалектизмы и попытайтесь объяснить их значение.

Ворот в Подлипной вовсе нет. Добро бы лесу не было, а то кругом деревни лес высокий и густой, всё берёза да сосна, можно бы э-во какие дома построить и заплоты дощаные с воротами сделать... «А пошто? – спросит подлиповец, не понимая.– А и так тожно баско!» За дворами не видится риг или зародов сена, нет огородов с овощами. Только направо заметны гряды с капустой, морковью и преимущественно картофелем.

(Ф. М. Р е ш е т н и к о в. Подлиповцы.)

40 . Прочтите внимательно; укажите диалектизмы и их значение, затем скажите, с какой целью они использованы автором; укажите слова, проникшие в деревню в результате социалистического переустройства её хозяйства. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Жизнь в Гремяч...м Логу стала на дыбы, как нор...вистый конь перед трудным пр..пятствием. Казаки днём соб…рались на проулках и в куренях, спорили, толк...вали о колхозах, высказ...вали предпо-л...жения. Собрания созывались в течени... четырёх дней подряд каждый вечер и продолжались до кочетиного побуднего крику.

Нагульнов за эти дни так похудел, будто долгий срок лежал в тяжкой хворости. Но Давыдов по-прежнему хр...нил наружное спокойствие, лишь резче легли у него над губами, по обочинам щёк,глубокие складки упорства...

Андрей ходил по хутору, осматривая скотные общие базы с увере...ой ухмылкой.

(М. А. Ш о л о х о в. Поднятая целина.)

Использование жаргонизмов и арготизмов. В художественных произведениях для речевой характеристики представителей некоторых социальных групп употребляются слова жаргонной, и арготической лексики, стоящей за пределами литературного языка. Жаргонизмы создаются в небольших социальных группах часто как шутка, как своеобразная игра в словотворчество. Они заменяют общеупотребительные слова.

Были созданы, например, жаргонные слова солдатами во время первой мировой войны: «чемодан» – тяжёлый снаряд, суп из «шрапнели» – из перловой крупы. Много жаргонизмов создавалось учащимися, особенно закрытых учебных заведений. Такие жаргонизмы широко представлены в произведении Н. Г. Помяловского «Очерки бурсы», где описываются бурсаки, т. е. учащиеся духовного учебного заведения; например: «белендрясничал» (играл на губах), «лупетка» (лицо), «сбондить» (украсть) и т. д.

Близка к жаргонной лексике лексика арготическая. Арготизмы – это слова, свойственные лексике небольших социальных групп, сообществ, кружков, например воров, нищих, офеней (странствующих торговцев в царской России).

В основе создания арготизмов лежит стремление скрыть смысл речи от окружающих. Арготизмы создавались разными способами;

например, к слову утро прибавлялся звук ш («шутро»), слово мальчишка употреблялось в значении слова долото и т. д.

Жаргонные и арготические слова составляют ничтожный процент по отношению к лексике общенародного языка. Против широкого проникновения в литературу и разговорную речь арготической и жаргонной лексики советская общественность всегда вела борьбу. Горячим борцом за правильность и чистоту русского литературного языка был А. М. Горький.

Упражнение 41. Прочтите и укажите слова жаргонной лексики.

Семёнов не стал более разговаривать... Он вспомнил, что у него в парте есть горбушка с кашей. Семёнов хотел позавтракать, но горбушки не оказалось. Раздражённый постоянными столкновениями с товарищами, он обратился к ним со словами:

– Господа, это подло наконец!

– Что такое?

– Кто взял горбушку?

– С кашей? – ответили ему насмешливо.

– Стибрили?

– Сбондили?

– Сляпсили?

– Спёрли?

– Лафа, брат!

Все эти слова в переводе с бурсацкого на человеческий язык означали: «украли», а лафа – «лихо».

(Н. Г П о м я л о в с к и й. Очерки бурсы.)

сленг молодежный лингвистика

Понятие сленга. Сленг и жаргон

Понятие сленга все больше начинает завоевывать внимание современной филологии. В настоящее время существует достаточно большое количество определений сленга, нередко противоречащих друг другу. Противоречия эти касаются, прежде всего, объема понятия «сленг»: спор идет, в частности, о том, включать ли в сленг одни лишь выразительные, ироничные слова, которые являются синонимами литературных эквивалентов, или же еще и всю нестандартную лексику, использование которой осуждается в кругу образованных людей.

Обращает на себя внимание, что термин «сленг» чаще употребляется в английском, хотя последнее время он активно используется и в отношении русского языка. Нередко слово «сленг» используются просто как синоним слову «жаргон».

Поэтому имело бы смысл, наконец, попытаться, во-первых, дать более четкое определение сленгу, а во-вторых, выяснить различие (или тождество) понятий сленга и жаргона.

Как известно, до сих пор в современной лингвистике существуют сомнения относительно происхождения слова «сленг». По одной из версий, англ. slang происходит от sling (“метать», «швырять»). В таких случаях вспоминают архаическое to sling one"s jaw - «говорить речи буйные и оскорбительные». Согласно другой версии, «сленг» восходит к slanguage, причем начальная буква s якобы добавлена к language в результате исчезновения слова thieves; то есть первоначально речь шла о воровском языке thieves" language .

Неизвестно, когда слово slang впервые появилось в Англии в устной речи. В письменном виде оно впервые зафиксировано в Англии в 18 веке. Тогда оно означало «оскорбление». Приблизительно в 1850 году этот термин стал использоваться шире, как обозначение «незаконной» просторечной лексики. В это же время появляются синонимы слова slang - lingo, использовавшийся преимущественно в низших слоях общества, и argot - предпочитавшийся цветным населением

Об объеме самого концепта «сленг» говорят появившиеся позже его описательные определения вроде «нецензурная разговорная речь» или поэтические «дифирамбные» описания сленга как «монетного двора языка» (Д.Голсуорси); или «сленг - это язык, который закатывает рукава, плюет на ладони и приступает к работе» Карл. Сэндберг), это «поэзия простого человека» и т.п. Понятно, что в научном смысле ценность таких определений невелика, хотя из них все же видно, что сленг считается языком простонародья и основой для производства национального словаря.

Рассмотрим некоторые из многочисленных научных определений сленга.

В российском языкознании чаще всего приводится определение В.А. Хомякова: «Сленг - это относительно устойчивый для определенного периода, широко употребительный, стилистически маркированный (сниженный) лексический пласт (имена существительные, прилагательные и глаголы, обозначающие бытовые явления, предметы, процессы и признаки), компонент экспрессивного просторечия, входящего в литературный язык, весьма неоднородный по своим истокам, степени приближения к литературному стандарту, обладающий пейоративной экспрессией» [ Хомяков В.А С1980.. 43-44].

В этом определении обращают на себя внимание следующие признаки сленга: сленг, по мнению В.А. Хомякова, хотя и относится к «экспрессивному просторечию» и входит в литературный язык, его степень приближения к литературному стандарту «весьма неоднородна», то есть можно найти примеры «почти стандартные» и «совсем не стандартные». И, разумеется, сленгу присуща пейоративность как самая характерная черта: трудно представить себе сленгизм с яркой мелиоративной коннотацией, хотя, вероятно, определенная степень «стандартности» все же представима.

Совсем иная трактовка предлагается в «Словаре лингвистических терминов» О.С. Ахмановой: Сленг - 1. Разговорный вариант профессиональной речи.

2. Элементы разговорного варианта той или иной профессиональной или социальной группы, которые, проникая в литературный язык или вообще в речь людей, не имеющих прямого отношения к данной группе лиц, приобретают в этих языках особую эмоционально-экспрессивную окраску [ Ахманова О.С. 1966: С. 419].

Как видим, в первой дефиниции сленг - это просто ряд слов не-терминов, использующихся в терминологическом значении, вроде «дворник» или «запаска» у автомобилистов. Такие слова не годятся для официальной инструкции, но удобны для делового разговора профессионалов.

Во втором случае это уже нечто совершенно иное: перед нами слова, уже покинувшие профессиональную сферу и вышедшие «в свет». Вероятно, в качестве примера можно было бы привести «шестерку»: в воровском мире одно из значений этого слова - «человек, прислуживающий ворам» [Д.С. Балдаев, В.К. Белко, И.М. Исупов. М.: Края Москвы, 1992: С. 287]. В современном разговорном русском языке «шестерка» - презрительное обозначение любого незначительного человека, возможно (но необязательно) с криминальными наклонностями. Очень важно еще одно отмеченное О.С. Ахмановой качество: все подобные слова ярко экспрессивны.

Несколько иное решение предлагается в Энциклопедическом словаре 1980 года. Здесь тоже два определения.

  • 1. Сленг здесь - речь профессионально обособленной группы в противоположность литературному языку.
  • 2. Это вариант разговорной речи, не совпадающий с нормой литературного языка [Советская энциклопедия, 1980: С. 1234]

Это определение представляется весьма неадекватным. Как видим, в (1) - это просто синоним профессионального языка (речи), четко противопоставленный языку литературному. Непонятно, чем сленг в таком случае отличается от терминологии и в каких отношениях с языком литературным он все-таки находится. В (2) это нелитературный вариант разговорной речи; очень «неопределенное определение». Совершенно игнорируется проблема (не)пристойности сленга.

Отличается от этих определений дефиниция Большого энциклопедического словаря 1998 г.: Сленг - 1. То же, что жаргон (в отечественной литературе преимущественно к англоязычным странам). Как видим, здесь сленг просто объявляется синонимом жаргона, притом преимущественно жаргона англоязычных стран.

2. Совокупность жаргонизмов, составляющих слой разговорной лексики, отражающей грубо-фамильярное, иногда юмористическое отношение к предмету речи. Употребляется преимущественно в условиях непринужденного общения: англ. junkie - наркоман, gal - девушка [Гальперин И.Р. О термине «сленг:1956 С. 161].

В отличие от некоторых других дефиниций, здесь подчеркивается грубость и фамильярность сленгизмов. «Юмористическое отношение» не считается обязательным признаком сленга. Сленг здесь - часть жаргонного слоя лексики.

«Словарь-справочник лингвистических терминов» 1985 г. просто ставит знак равенства между сленгом, жаргоном и арго: Сленг - слова и выражения, употребляемые лицами определенных профессий или социальных прослоек. Сленг моряков, художников, ср. арго, жаргон.

Такой разнобой в определении сленга дал повод И.Р.Гальперину вообще отрицать сам факт существования сленга.

Его аргументация основана на изучении лексикографических помет: одно и то же слово в различных словарях дается с пометами «сленг», «просторечие» или без всяких помет, что вроде бы свидетельствует в пользу литературной нормы. Поэтому И.Р. Гальперин не допускает существования сленга в качестве отдельной самостоятельной категории, предлагая использовать термин «сленг» в качестве синонима английского слова «жаргон» [Гальперин И.Р. О термине сленг:1956 С. 107-114].

Аргументация И.Р. Гальперина не кажется слишком убедительной уже в силу недостаточной разработанности системы лексикографических помет: разнобой в данном случае можно объяснить не столько особенностями стиля, сколько особенностями подхода каждого лексикографа к данной проблеме.

К уже приведенным разнообразным трактовкам сленга можно добавить столь же разнообразные дефиниции английских филологов. Термин «сленг», отмечает известный американский лингвист Ч. Фриз, настолько расширил свое значение и применяется для обозначения такого количества различных понятий, что крайне затруднительно провести разграничительную линию между тем, что является сленгом и что нет.

Целый ряд английских исследователей использует слово slang просто как синоним жаргона, арго или кэнта. Наиболее детально высказался по поводу термина «сленг» автор словаря сленга Р. Спирс. Он отмечает, что термин «сленг» первоначально использовался для обозначения британского криминального жаргона в качестве синонима слову «кэнт» (cant). С годами «сленг» расширяет свое значение и в настоящее время включает в себя различные виды нелитературной лексики: жаргон, просторечия, диалекты и даже вульгарные слова [.Spears Richard 1982: С. X-XI].

Таким образом, можно констатировать, что, при всей своей популярности (а может быть, именно благодаря ей), «сленг» в настоящее время терминологической точностью не обладает.

Тем не менее, приведенные выше точки зрения позволяют как-то обобщить его наиболее существенные свойства.

  • 1. Сленг - это не литературная лексика, т.е. слова и сочетания, находящиеся за пределами литературного английского (Standard English) - с точки зрения требований современной литературной нормы.
  • 2. Сленг - это лексика, возникающая и употребляющаяся прежде всего в устной речи.
  • 3. Сленг - это эмоционально окрашенная лексика.
  • 4. Сленг характеризуется более или менее ярко выраженной фамильярной окраской подавляющего большинства слов и словосочетаний. Это свойство сленга ограничивает стилистические границы его употребления.
  • 5. Фамильярная эмоциональная окраска многих слов и выражений сленга отличается большим разнообразием оттенков (шутливая, ироническая, насмешливая, пренебрежительная, презрительная, грубая и даже вульгарная).
  • 6. В зависимости от сферы употребления сленг можно подразделить на общеизвестный и общеупотребительный (General Slang) и малоизвестный и узкоупотребительный (Special Slang).
  • 7. Многие слова и выражения сленга непонятны или малопонятны для основной массы населения (особенно в период их возникновения и перехода в более широкую сферу употребления), потому что они прежде всего связаны со своеобразной формой выражения - например, при многочисленных случаях переноса значения (фигурального употребления), столь характерного для сленга.

Непонятность может также быть результатом того, что эти сленгизмы представляют собой заимствования из диалектов и жаргонов иностранных языков [Судзиловский Г.А: 1973. C. 9-12].

  • 8. Сленг включает в себя различные слова и словосочетания, с помощью которых люди могут отождествлять себя с определенными социальными и профессиональными группами.
  • 9. Сленг - это яркий, экспрессивный слой нелитературной лексики, стиль языка, который занимает место, прямо противоположное крайне заформализованной речи. Сленг - это живой, подвижный язык, который идет в ногу со временем и реагирует на любые перемены в жизни страны и общества.

Однако если при обсуждении дефиниции «сленга» еще не выработано единое мнение, что это такое, то термин «жаргон» имеет достаточно четкое толкование. Анализируя определения жаргона, встречающиеся в отечественной лингвистике, можно отметить, что все они более или менее идентичны, что избавляет от необходимости их здесь цитировать. Жаргон трактуется как некая разновидность языка, социальный диалект, который отличается от общенационального языка особым лексическим составом, фразеологией и т.п. Существенной особенностью жаргона является то, что он используется определенными социальными, профессиональными или иными группами, объединенными общими интересами (ср. военный или уголовный жаргон).

Некоторые лингвисты, например В.А. Хомяков, выделяют такую функцию жаргона, как «функция конспиративной коммуникации», особенно если речь идет об уголовном жаргоне [Хомяков В.А 1980:С. 43-44]. Этой же точки зрения придерживается и А.Д. Швейцер, считающий, что жаргон - это «зашифрованная речь», непонятная для непосвященных [Швейцер А.Д 1963:. С. 158]. Подобная точка зрения оспаривается Л.И. Скворцовым, отмечающим успешное усвоение многих жаргонизмов просторечием и их переход в экспрессивную базу разговорной речи, что едва ли было бы возможным, обладай жаргон тайным характером [Скворцов Л.И. 1977:С. 53-57].

сленг тоже характеризуется некоторой социальной ограниченностью, но не определенной групповой, а интегрированной: он не имеет четкой социально-профессиональной ориентации, им могут пользоваться представители разного социального и образовательного статуса, разных профессий и т.д. Поэтому можно отметить такую черту сленга, как общеизвестность и широкую употребительность: ср. «тусовка», «телега», «темнить», «доставать», «наезжать», «баксы» и мн. др.

Другая отличительная черта сленга - его вторичное образование по сравнению с жаргоном, поскольку он черпает свой материал, прежде всего из социально-групповых и социально-профессиональных жаргонов. Но помимо жаргонизмов, сленг включает в себя отдельные просторечия, вульгарные слова. Однако при подобном заимствовании происходит метафорическое переосмысление и расширение значения заимствованных единиц.

Ханнанова Алина

любовь к русскому языку должна начинаться с правильной речи.

Скачать:

Предварительный просмотр:

X республиканская научно-исследовательская конференция

«Рождественские чтения»

Секция:

русская литература

Исследовательская работа

«Молодёжный сленг и его проявления в русской литературе и СМИ»

Ханнанова Алина

МБОУ «Шикшинская средняя общеобразовательная школа Сабинского муниципального района РТ»

Научный руководитель: учитель русского языка и литературы Давыдова Т. А.

Казань 2011

  1. Введение ……………………………………………….………..3-4
  2. Основная часть………………………………………………….4-13
  1. Теоретические основы проблемы………………………….4-7
  2. Сленг в произведениях русской литературы…………….7-8
  3. Возникновение и развитие сленга…………………………8-11
  4. Сленг в СМИ………………………………………………...11-14

III. Заключение …………………………………………………….13-14

IV. Список литературы…………………………………………….15

ВВЕДЕНИЕ

От людей старшего поколения зачастую слышу столько противоположенных мнений о языке подростков, что мне захотелось исследовать данную проблему и выразить свою точку зрения.

Целью моей работы является исследование возникновения и употребления лексических инноваций в языке молодежи и определение степени их влияния на русский язык, нормативную его сторону; рассмотрение употребления сленга писателями в русской литературе.

Исследуя данную тему, я ставила следующие задачи :

  1. исследовать литературу по данной теме;
  2. познакомиться со словами, характерными для подростков, определить место сленга в речевой культуре подростков;
  3. выявить источники и причины возникновения молодёжного сленга;
  4. разобраться в смысле и происхождении сленговых слов через их классификацию;
  5. провести исследование на предмет использования писателями сленговых слов и выражений.

Актуальность:

Речь россиян в последние годы стала более вульгарной. Уместен вопрос: почему? Раньше сленгом пользовалась определенная группа лиц. Сейчас же сленговые выражения на устах у всех - политика, профессора, школьника, депутата, уголовника. Сленговая речь стала повседневной. Жаргон постепенно вытесняет литературную речь - её не понимают. Многие родители, разговаривая со своими детьми, просят перевести непонятные для них куски беседы. Предполагаем: если мы будем понимать сущность сленга, то сумеем облегчить процесс общения.

Гипотеза исследования: Может ли современная молодёжь разговаривать «нормальным» языком, чтобы их понимали все окружающие?

Материалом для исследования послужили:

Материалы современных молодежных журналов, газет, новаций языка молодежи;

Произведения С. Есенина, М. Шолохова, В. Шукшина, В. Шаламова.

Объектом изучения является различного рада образования в разговорном языке молодежи.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Мы уверены, что русской речи предстоит

Одно из двух: либо испошлеть донельзя, либо,

образумясь, свернуть на иной путь, захватив

притом с собою все покинутые второпях запасы.

В.И. Даль

I. Теоретические основы проблемы.

Поводом для создания данной работы стало домашнее задание после изучения темы «Стили речи». Естественно, разговорный стиль нам всем гораздо ближе, нежели научный или официально-деловой. Поэтому с заданием написать диалог с использованием сленговых слов не составило труда.

Я тогда подумала, почему же так нам писать легче? Мои наблюдения за речью сверстников, перенасыщенной «особым» языком, далеко не литературным, не могло оставить меня равнодушной. Сейчас для русского языка настало трудное время.

От разных людей - учителей, родителей - я слышала совершенно противоположенные мнения о языке подростков, и мне захотелось выразить свое. После тщательного изучения молодежной речи, отличной от сложившихся правил и норм в публикациях СМИ, Интернет - форумах и живой речи школьников, я собрала свои мысли, и как результат появилась эта работа.

Я обратилась, прежде всего, к теоретическим основам изучаемой проблемы, трудам известных ученых–лингвистов: В.Г. Гака, Н.М. Шанского, Л. В. Сахарного. Вместе с тем тщательно изучила молодежный сленг в публикациях СМИ, произведениях некоторых писателей, Интернета и непосредственно в живой речи моих сверстников. Весь изученный материал я собрала воедино, и в результате появилась эта работа.

Выбранная мною тема «Молодёжный сленг и его проявления в русской литературе и СМИ» является актуальной, потому что нельзя игнорировать процессы, происходящие в родном языке. Надо помнить, что не только мы, но и язык влияет на нас. Активные вторжения «инноваций» приводит порой к абсурдным ситуациям: читать газеты, слушать радиопередачи порождает желание взять в руки словарь. Стоит только вспомнить, как большинство детей «вымучивают» сочинения на уроках русского языка и литературы. Только что на перемене он с удовольствием пересказывал приятелю содержание увиденного накануне фильма. И не просто пересказывал, но и свое отношение выражал, и «сравнительный анализ» проводил, и игру актеров по косточкам разбирал. Но попросите его написать сочинение на тему «Мой любимый художественный фильм» - и он впадет в ступор. Промучившись с полчаса, он сдаст «произведение», состоящее исключительно из оценок типа «нравится - не нравится». И дело здесь не только в трудности изложения мыслей на бумаге. Это легко проверить - попросите того же школьника написать «письмо приятелю» об этом же фильме, разрешив использовать те слова, которые хочется. Вы получите яркое и образное сочинение, правда, с кучей орфографических ошибок и эпитетами типа «клевый» и «крутой».

В чём причина негативных тенденций в развитии русского языка? Большинство исследователей сходится во мнении, что проблема основана на слишком активном проникновении в литературный язык разговорного, просторечного языка. Особо выделяют молодёжный сленг, считая его «виновником» того, что русскому языку грозит умирание, и призывая к решительной борьбе с ним. Так ли это? Или всё-таки, как считают другие, молодёжный сленг- это всего лишь закономерное явление в развитии русского общества и нужно относиться к нему спокойно?

Исследование данной темы я начала с работы над термином «сленг», данного в энциклопедическом словаре. К сленгу относятся слова, которые рассматриваются как нарушение норм стандартного языка. Это очень выразительные, ироничные слова, служащие для обозначения предметов, о которых говорят в повседневной жизни. В переводе с английского языка термин «сленг» - речь социально или профессионально обособленной группы в противоположности литературному языку, выражен разговорной речью, не совпадающего с нормальной литературной речью.

Итак, что же такое русский молодёжный сленг?

II. Сленг в произведениях русской литературы.

Варлам Шаламов, проведший семнадцать лет в сталинских лагерях и создавший поразительно достоверную «скорбную повесть» («Колымские рассказы»), повесть, по словам самого писателя, «не о духе победившем, но о духе растоптанном», в книге «Очерки преступного мира» (1959) в главе «Сергей Есенин и воровской мир» замечает: «Уже в то время - всего три года после смерти поэта - популярность его в блатных кругах была очень велика. Это был единственный поэт, «принятый» и «освящённый» блатными, которые вовсе не жалуют стихов. Позднее блатные сделали его «классиком» - отзываться о нём с уважением стало хорошим тоном среди воров».

На вопрос: «Чем же Есенин близок душе блатаря?» - Шаламов даёт несколько объяснений:

1. «Прежде всего откровенная симпатия к блатному миру проходит через все стихи Есенина... Матерщина, вмонтированная Есениным в стихи, вызывает всегдашнее восхищение. Ещё бы! Ведь речь любого блатаря уснащена самой сложной, самой многоэтажной, самой совершенной матерной руганью - это лексикон, быт... Поэтизация хулиганства... Есенинское хулиганство, прославленное стихами, воспринимается ворами как происшествие их «шалмана», их подземной гулянки, бесшабашного и мрачного кутежа...»

2. В есенинской поэзии «родственные нотки слышат блатари»:

а) «нотки тоски, всё, вызывающее жалость, всё, что роднится с тюремной сентиментальностью»;

б) «нотки вызова, протеста, обречённость»;

в) «тон обиженного на мир, оскорблённого миром человека».

3. «Есть ещё одна сторона есенинской поэзии, которая сближает его с понятиями, царящими в блатарском мире, с кодексом этого мира. Дело идёт об отношении к женщине. К женщине блатарь относится с презрением, считая её низшим существом. Женщина не заслуживает ничего лучшего, кроме издевательств, грубых шуток, побоев. Есенинские стихи о пьяных проститутках блатные знают наизусть и давно взяли их «на вооружение». «Есть одна хорошая песня у соловушки» и «Ты меня не любишь, не жалеешь» включены в золотой фонд уголовного фольклора».

Итак, Шаламов объясняет культ Есенина у «блатных» наличием в стихах поэта низких, низменных, циничных чувств, наличием им «родственной души» в поэте, который в поэме «Чёрный человек» «даёт себе чисто блатарскую самооценку»:

Был человек тот - авантюрист,

Но самой высокой

И лучшей марки.

III. Возникновение и развитие сленга.

Молодежь во все времена стремились самоутвердиться в обществе, создать свой стиль общения, отличный от общепринятого среди старшего поколения. Первым документальным в котором был зафиксирован этот интересующий феномен, является «Очерки бурсы» Н. Г. Помяловского, которые описывают нравы и быт Петербуржской семинарии середины 19 века. Писатель отразил « бурсацкий». Язык: вместо украли бурсаки говорили «сбондили, сляпсили, стибрили», в место лицо – «рождество» (дать в рождество – ударить по лицу). В пушкинской лирике слава – правонарушители «и кюхельбекерно, и тошно». Эти наречия созданы вопреки словообразованию.

Сведения о лексике студенческого и школьного жаргона содержится в словарных и научных работах конца 19 начало 20 века. В научной публикации Э.М. Береговской «Молодежный сленг: формирование и функционирование», помещенной в журнале «Вопросы языкознания» появление молодежного сленга, интенсивное его развитие связывается с историческими катаклизмами. Бурный всплеск и изучение разных пластов русской речи произошел поле революции 1917 года. В 1918 был создан Институт живого слова, одним из направлений которого было изучение языка молодежи. Речь подростков, учащихся того времени окрасилась множеством «блатных словечек», влияющих, как отмечает автор, на поведенческий нигилизм молодежи.

С начала ХХ века отмечены четыре бурные волны в развитии молодежного сленга.

Первая датируется 20-ми годами, когда революция и гражданская война, разрушив до основания структуру общества, породили армию беспризорных, и речь учащихся подростков и молодежи, которая не была отделена от беспризорных непроходимыми перегородками, окрасилась множеством «блатных» словечек.

Вторая волна приходится на 50-е годы, когда на улицы и танцплощадки городов вышли «стиляги».

Появление третьей волны связано с периодом застоя, когда удушливая атмосфера общественной жизни 70-80-х породила разные неформальные молодежные движения и «хиппующие» молодые люди создали свой «системный» сленг как языковый жест противостояния официальной идеологии.

Начало четвёртой волны принято сейчас связывать с началом компьютеризации. Если 20-30 лет назад о существовании молодёжного сленга говорили лишь иногда и не очень уверенно, то сейчас об этом говорят открыто и громко. Я нашла много теоретических статей о сленге, его классификациях. Существует уже целая серия словарей-книг и виртуальных словарей.

Виктор Шаповал (доцент, кандидат наук и зав. кафедрой в Международном Славянском Университете), общаясь со своими детьми и наблюдая, как они чтению школьной литературы предпочитают тусовки до пяти утра, нашел один способ. Он занялся переводом литературных произведений на молодежный сленг. В его арсенале «Беспрайсовая Лиза» («Бедная Лиза»), «Ботанику атас» («Горе от ума»), краткий пересказ «Евгения Онегина». Но главное достижение «Слово о полку Игореве». Великий памятник переведен на молодежный сленг и воровскую «феню»: соответственно, как «Спик о тусовке Гарика-милитариста» и «Роман за гастроль Игорька, сына Славика, Олегова внучка» («роман» на блатном жаргоне «устный рассказ»).

Таким образом, процесс жаргонизации молодежной речи можно рассматривать как своеобразное языковое творчество, которая базируется на уже существующих традициях и одновременно следует текущей моде. Сленг служит в молодежной среде средством разрядки внутреннего состояния. Одновременно дает представление о говорящем, его мироощущении и интеллекте.

Это подтверждают и экспериментальные исследования, которые я провела среди учащихся 7 и 11 классов. Я поставила перед собой задачу установить факт проникновения жаргонизмов (сленга) в разговорную речь учащихся нашей школы, выявить частотность употребления их в речи. Анкетируемым были предложены слова современного юношеского сленга. Их задачей была определить лексическое значение жаргонизмов, указать в предложенном им перечне слов те, которые они сами употребляют в речи. По итогам исследования 63% старшеклассников пользуется сленговой речью и лишь 37% используют литературные слова; 51% учащихся 7 класса используют сленговые слова, 49% - нормативную лексику.

Для речи моих сверстников характерны следующие термины:

  1. Модные слова и выражения (отжигать, оттянуться, отпад, кайфануть.);
  2. Формы приветствия: привет чувак, чувиха, чикса, салют, лошара;
  3. Реплики со словами, выражающими досаду или, наоборот восхищение (полный отстой – досада, полный пипец – разочарование, полный отрыв - восхищение, блин – досада.)
  4. Использование звукоподражательных междометий (вау – удивление, йоу – спектр эмоций.). Этот анализ показывает, что в существовании молодёжного сленга есть и свои положительные стороны, хоть их и меньше, чем отрицательных.

В среде молодёжи 18-30 лет эти слова употребляются, потому что они придают речи живость, юмористический смысл. При исследовании я узнала, что больше всего следят за речью детей их родители, с одной стороны, это логично. Но с другой, почему так мало, участвуют в этом учителя (лишь 22%)? Ответить на этот вопрос могу лишь предположительно: большинство учителей сами были воспитаны в сленговой среде. Поэтому они относятся к этому явлению относительно спокойно. Кстати, лишь 8% учеников назвали речь учителей эталоном. Мне кажется, что мои сверстники не лукавят, когда говорят, что сейчас нет эталонной речи (23%). Все СМИ насыщены сленгом (100% опрошенных считают, что СМИ оказывает огромное влияние на речь).

IV. Сленг в СМИ.

За последние десятилетия язык прессы открыт для внелитературных форм национального языка, больше не существует жёстких стилистических преград между газетной речью, жаргонами и сленгом. Для анализа я взяла еженедельную газету «Телесемь». Авторы статей используют юношеский сленг, на мой взгляд, чтобы продемонстрировать свою приверженность к данному социуму, его стремлению противопоставить себя окружающему миру. При этом не нарушаются закономерности развития языка: некоторые единицы разговорного языка становятся литературными, пополняют языковой стандарт. Такими стали слова «болтать», «наверняка», «ладно», «горб» когда-то бывшие просторечными. Другие же сленговые слова «стушеваться», «острить» «мариновать», «сачок» стали общеупотребительными. Следовательно, юношеский сленг- это своего рода переходная сфера национального русского словаря, которая пополнается за счёт популяризации определённых слов и новаций. Интересен тот факт, что в молодёжной прессе появляются викторины по сленгу, тесно увязанные с классической литературой. Так, в газете «Телесемь» за 10.10.2009 года напечатан кроссворд, который пытался переложить на литературный язык известный телеведущий Д. Дибров. Приведу несколько примерных вопросов: Роман И.С.Тургенева «Предки и беби», поэма Н.А.Некрасова « Кому на Руси кайф», романы Ф.М.Достоевского «Залет и заточка», «Записки шизика», драма Н.А.Островского «Не в своих санях не парься», «Шнобель» Н.В. Гоголя. и др.

Также я провела анализ материалов рекламных сообщений.

1. «Сникерс». «Не тормози, сникерсни!» Тормозить - 1)останавливаться; 2) не понимать, не догадываться, отупевать, обалдевать.

2. «Финт» - для тех, кто вправду крут!» Разговорное слово «крутой» развивает в современной речевой практике новые, по сравнению с литературным аналогом, значения. Крутой - особенный, выдающийся, неординарный, обладающий какими-либо специфическими качествами.

3. Конкурс от батончика «Пикник»: «В подарок классные наушники-радио!» Классный - отличный, прекрасный.

4. Конфеты «М&Мs»: «Суперупаковка - веселая тусовка!» Молодежное слово «тусовка» следует понимать как «мероприятие, собрание, предполагающее неформальное общение».

Подобные языковые явления свидетельствуют о том что:

1. В обществе сформировалась новая социальная категория, с новым социальном статусом, со своим образом и стилем жизни, существенно отличающемся от образа жизни взрослых, и со своей собственной молодежной культурой. Юношеский сленг – информационный наркотик, захватывающий все больший пласт говорящих на нем подростков.

2. Негативное влияние юношеского сленга на развитие современного языка очевидно. Жаргонизмы встречаются даже в речи политиков. Так, выступая перед олимпийским комитетом в г. Сочи 14.03.2010г на I канале президент страны использовал жаргонизм «Тех, кто будет продолжать вести конкурентную борьбу за участие в Олимпийских играх, мы их уберем и «перетасуем колоду карт».

3. Наличие или отсутствие сленговых выражений напрямую зависит от общей культуры, развитости и грамотности ее носителей.

4. Богатства языка необходимо показывать с ранних юношеских лет, не отделяя его от других элементов культуры, так как «материальная и духовная ее части отражаются в языке народа».

Заключение

Анализируя работу, можно сделать вывод, что подростковый сленг существовал всегда, его развитие связано с развитием истории, науки, техники. Правительство Российской Федерации в 2006 году утвердило Федеральную целевую программу «Русский язык» на 2006–2010 годы, направленную на поддержание русской языковой культуры. Но большая часть молодёжи об этой программе не знает. Зато все усиленно учатся решать тесты по русскому языку для успешной сдачи ЕГЭ, которые передовые люди научного и педагогического сообщества оценивает как национальную катастрофу.

Язык живет своей жизнью и видоизменяется. Словарный состав языка постоянно подвержен изменениям, в большей либо в меньшей степени. И то, что сегодня звучит дико, через некоторое время, возможно, станет нормой. Но хотелось бы, чтобы при этом оставалась какая-то незыблемая языковая база, не подверженная веяниям времени. Чтобы подростки знали, что разговорная и литературная речь - вещи разные. А молодежный сленг - лишь часть "большого" языка. Я считаю, что нужно на государственном уровне нужно поставить правовой заслон жаргонным словам в литературе, на телевидении, в кино, в театральных постановках, в СМИ, в рекламе и т.д.; необходима специальная программа, которая смогла бы реально помочь молодёжи сделать выбор между сленгом и красивым языком; на уровне школы необходимы системные мероприятия, которые были бы направлены на формирование любви к чистому языку.

Если мероприятия будут осуществляться в системе знающими и заинтересованными людьми, то тогда молодёжь будет выбор свой в сторону чистоты языка делать не тогда, когда она фактически уже перестаёт быть молодёжью (после 25-30 лет), а в более раннем возрасте. Отсюда и у русского языка больше шансов восстановить уровень своего величия.

Список литературы:

  1. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений. – М: Наука, 1988г.
  2. Береговская Е. М. Молодежный сленг: формирование и функционирование// Вопр. Языкознания. – 1996г. №3.
  3. Борисова Е.Г. О некоторых особенностях современного жаргона молодежи//Русский язык в школе. – М:, 1987г, №3
  4. Брагина А.А. Неологизмы в русском языке. – М.: Просвещение, 1973.
  5. Газета «Телесемь» за 2009г.
  6. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Советская энциклопедия, 1964г. – 900с.

7. Интернет-ресурсы:

· http://www.philology.ru/linguistics1/yakubinsky-86d.htm

· http://tpl1999.narod.ru/WebTPL2000/SterninTPL2000.htm

· http://www.echo.msk.ru/programs/speakrus/32848/

· archive.libfl.ru/win/service/2006/slang.doc

· http://www.edu-zone.net/show/59759.html

· http://school10.admsurgut.ru/jurnal/jurnal12/IP/

· http://www.ug.ru/issues07/?action=topic&toid=3859

· http://www.voskres.ru/idea/koltsova.htm

· http://www.kultura-rf.ru/konf_nauch_05_itog.php

· http://www.dv-reclama.ru/?p_id=1751

· http://psyfactor.org/lib/subkult.htm

· http://www.bogoslov.ru/text/301886.html

"Вопрос о допустимости арготизмов в языке литературы,
который так остро встал в прошлом (XIX) веке, то и дело возникает в литературной критике и филологических работах, являясь поводом для взаимоисключающих суждений. Между тем процесс проникновения арготизмов происходит на наших глазах, и необходимо объективно разобраться в его особенностях. Это углубит наше представление о стиле художественной литературы, об эволюции художественной речи"
(Э. М. Береговская)

Язык художественной литературы издавна испытывал влияние арготической лексики. Писатели и поэты нередко стояли перед проблемой: употреблять или не употреблять в своих произведениях арготизмы. Если употреблять, то как? В каких случаях?

В советской литературе арготизмы наиболее часто использовались в произведениях Л. Леонова, П. Нилина, Г. Медынского, В. Шаламова, братьев А. и Г. Вайнеров, Н. Леонова.

Писатели, поэты, драматурги употребляют арготическую лексику в различных художественных целях.

1. При социальной характеристики героя. Так, напримр, в повести В. Каверина "Конец хазы" литературный герой произносит следующее: "Ему ба"бки для де"ла, он после отчитается, во что пошло, а ты хе"вру поганишь, жига"н!" По этому отрывку речи, зная, что такое ба"бки (деньги), хе"вра (воровская шайка), жига"н (здесь: бандит, непрофессиональный преступник), фай (крупный мошенник), можно догадаться о принадлежности персонажа к преступному миру.

2. Для создания колорита, обстановки людей "дна". См отрывок из очерка В. Гиляровского "Хитровка":

"А ещё совсем недавно круглые сутки площадь мельтешилась толпами оборванцев. Под вечер метались и галдели пьяные со своими "мару"хами" (любовницами - М.Г.). Не видя ничего перед собой, шатались нанюхавшиеся "марафе"ту" (кокаину - М.Г.) кокаинисты обоих полов и всех возрастов. Среди них были рождённые и выращенные здесь же подростки-девочки и полуголые "огольцы"" (несовершеннолетние мальчишки -преступники - М.Г.) - их кавалеры. Степенью выше стояли "поездо"шники", их дело - выхватывать на проездах бульваров, в глухих переулках и на тёмных вокзальных площадях из верха пролётки саки и чемоданы... За ними "фортачи"", ловкие и гибкие ребята, умеющие лазить в форточку, и "ширмачи"", бесшумно лазившие по карманам у человека в застёгнутом пальто, зато"ркав и заты"рив (затолкав и обокрав - М.Г.) его в толпе. И по всей площади - нищие, нищие... А по ночам из подземелий "Сухого оврага" выползали на фарт (преступление - М.Г.) "деловы"е ребя"та" (профессиональные преступники - М.Г.) с фомками и револьверами... Толкались и "портя"ночники" (мелкие преступники - М.Г.), не брезговавшие сорвать шапку с прохожего или у своего же хитрова"на-нищего (нищего, обитающего на Хитром рынке - М.Г.)

3. Арготизмы могут быть приметой определённой эпохи, определённого времени, см. например, следующие лексемы: поли"т - "политический заключённый" ("Но с тех пор, как все мы - каэ"ры, а социалисты не удержались на поли"тах - с тех пор только смех заключённых и недоумение надзирателей мог ты вызвать протестом, чтоб тебя, политического, не смешивали с уголовными" - [А. Солженицын. Архипелаг ГУЛАГ]), поли"тик - "политический заключённый ("Мат, конечно, продолжались и визги, и непотребные песни, но активная агрессия против поли"тиков была приостановлена [Е.Гинзбург. Крутой маршрут], литёрник - "политический заключённый" ("Единственный сын Косточкина, учившийся в Харбине и ничего, кроме Харбина, не видевший, в свои двадцать пять лет был осуждён как "чс", как "член семьи", как литёрник на пятнадцать лет". [В. Шаламов. Левый берег]). Эти слова употреблялись деклассированными элементами в 30-х-нач.50-х годов прошлого столетия, когда в местах лишения свободы было много репрессированных политических заключённых.

4. Для экономии языковых средств, особенно в тех случаях, когда для арготизма нет эквивалента в общенародном русском языке (см. примеры: гастро"ль - " поездка в другую местность для совершения преступления", медвежа"тник - "вор, специализирующийся по кражам из сейфов").

Все произведения, описывающие мир уголовников, в зависимости от характера изображаемого, делятся на пять групп (деление это очень условно, так как по характеру изображаемого, произведение трудно втиснуть в рамки той или иной группы, но при классификации мы учитывали, что в нём преобладает):

а) дающие общую картину социального "дна" в его естественном состоянии
(сюда относятся произведения Л. Леонова "Вор", В. Каверина "Конец ха"зы" и др.);

б) показывающие мир деклассированных элементов и борьбу с ним правоохранительных органов (это "Эра Милосердия" А. и Г. Вайнеров, "Неустановленное лицо" С. Устинова, "Агония" Н. Леонова и т.д.);

в) описывающие жизнь преступников в местах лишения свободы (наиболее
показательной для такого разряда произведений является повесть Л.Габышева "Одлян, или Воздух свободы");

г) рассказывающие о жизни политических заключённых и профессиональных преступников в местах лишения свободы (произведения А. Солженицына, В. Шаламова, А. Жигулина и др.);

д) посвящённые проблеме преступности среди подростков и путям перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей (к этой группе произведений можно отнести, например, "Педагогическую поэму" А. Макаренко, "Честь" Г. Медынского).

Особенно большое количество арготизмов в литературе использовалось в 20-х- нач. 30--х гг. ХХ в. Например, очень много блатны"х слов было употреблено в повести В. Каверина "Конец ха"зы", в романе Л. Леонова "Вор". (Во второй редакции Л. Леонов исключил множество арготизмов, справедливо считая, что последние засоряют язык художественного произведения, делают его малопонятным).

Для произведений, описывающих мир деклассированных элементов, характерно употребление арготизмов как в авторской речи, так и в речи героев произведений. Авторское толкование даётся не всегда, не всегда смысл, лексическое значение арготизма можно понять из контекста. Всё это затрудняет понимание самого произведения. Приведём в качестве примера несколько предложений: "Там, понимаешь, чистый шу"хер на бану"" (Л. Шейнин. Записки следователя); "Шмона"ет на равных, будь спок! Тёртая переты"рщица!" (И. Поляк. Песни задри"панного ДПР); "Помогай, брати"шка! Да что уж, всё равно. Тала"н на майда"н, брати"шки, шайта"н на гайта"н! Горе"ть!" (В. Каверин. Конец ха"зы).

При использовании арготизмов в языке художественных произведений большинство писателей (до 90-х годов ХХ в.) соблюдало чувство меры (то ли "внутреннее писательское чутьё" подсказывало, то ли хорошая редакторская правка и цензура, а может и то, и другое - во всяком случае, это было хорошо). Вот факты: с 1920 по 1989 гг. в произведениях использовалось около одной тысячи блатных слов, тогда как с 1990 по 1995 - более пяти тысяч. Конечно, были и такие произведения. которые буквально пестрели арготическими словами. Например, в 1989 появилась интересная, волнующая повесть Л. Габышева "Одлян, или Воздух Свободы". Проблемы, затронутые в ней, актуальны и злободневны. Но, к сожалению, она перенасыщена арготизмами. Причём некоторые из них автор (с уголовным прошлым) даже не объясняет, считая, вероятно, что они понятны читателю. Однако это не так. Читателю непонятны, например, такие слова, как марёха (представитель низшей категории заключённых), куркова"ться (прятаться, скрываться), зачу"шить (унизить; сделать так, чтобы заключённый попал в низшую касту), кобли"ха (активная лесбиянка).

Писатели по-разному вводят и употребляют арготическую лексику в своих произведениях. Проследим приёмы и способы у некоторых из них. Так, например, в рассказе П. Нилина "Последняя кража" блатные словечки - одно из средств обрисовки характера героя, его принадлежности к преступному миру. Автор (редакторы?) не выделяет арготизмы графически: кавычками, скобками, курсивом и т.д. Они употребляются чаще всего в авторской речи. Почти все воровские слова, использованные П. Нилиным в рассказе, обозначают разряды преступников, например: ширма"ч - "вор, специализирующийся по карманным кражам", гро"мщик - "преступник, занимающийся грабежами и разбоем", шни"ффер - "взломщик сейфов и несгораемых шкафов". Часть арготизмов писатель объясняет сам, значение других слов видно из контекста. В произведении при помощи арготизмов выражается ироническое отношение автора к своему герою, развенчивается его мнимая воровская честь (см., например, фразу: "Никто не встанет со своего места, чтобы добровольно уступить его пахану" - мастеру, гроссмейстеру воровского ремесла, и нет ни одного порядочного человека, который знал бы в совершенстве ремесло фармазо"нщика, гро"мщика или ширмача").

Если арготизмы у П. Нилина употребляются, в основном, в авторской речи, то у Л. Шейнина в "Записках следователя" они исходят из "уст" героев, и по этой причине их значение выясняется лишь из контекста, что представляет собой определённую трудность для читателя. Арготизмы у Г. Медынского в повести "Честь" включены как в авторскую речь, так и в речь персонажей. Некоторые из них автор заключает в кавычки, чаще всего те, которые он объясняет сам. Ряд воровских словечек "объясняют" его герои. Интересен тот факт, что в речи правонарушителей, вставших на путь исправления, арготизмы отсутствуют. Это, несомненно, является одним из средств изображения духовного роста героя. И наоборот, у героя повести "Одлян, или Воздух Свободы" Глаза, по мере того как он духовно опускается, вовлекается в преступную сферу деятельности, количество арготизмов в речи увеличивается.

В произведениях, описывающих мир деклассированных элементов, употребляется арготическая лексика, относящаяся как к "бытовому" словарю арго, так и к "профессиональному". У писателей Л.Леонова, Л.Шейнина, Н. Леонова "профессиональная" лексика преобладает над "бытовой", причём значительная её часть используется в авторской речи. Перевес "профессиональной" лексики над бытовой в произведениях упомянутых авторов можно объяснить тем, что они показывают жизнь деклассированных элементов в наиболее острых ситуациях - моментах совершения преступлений. "Бытовая" лексика арго полнее представлена в произведениях Г. Медынского, Л. Габышева, А. Жигулина, В. Шаламова и некоторых других писателей. Они изображают жизнь преступников в местах лишения свободы, где нет того широкого поля деятельности для правонарушений, где большое значение для заключённых имеет бытовая сторона.

Для создания фамильярности в общении арготизмы могут употреблять в своей речи сотрудники правоохранительных органов. Причём в арготизмах, произносимых этими персонажами, чувствуется явная насмешка, ирония, порой даже презрение. Так, например, Хан, герой повести Н. Леонова "Агония", сотрудник уголовного розыска, произносит следующую фразу: "Ты сам-то, Корней, не забыл, что на вашем обезьяньем языке митрополи"том председателя суда зовут?" Следователь Жур, герой рассказа "Последняя кража", иронически обращается к шайке пойманных им преступников: "Ну что же, общее собрание шнифферо"в можно считать открытым..." (П.Нилин, Последняя кража).

Также иронически, насмешливо относится к арготической лексике главный герой мемуарной повести А. Леви "Записки Серого Волка". Вот некоторые его высказывания: "Румяный и Ташкентский начали меня усиленно обучать "русскому", и я тут же узнал, что "мело"дия" - это милиция, "лопа"тник" - кошелёк, а "фра"ер" - личность мужского пола недоразвитая". "Позавтракав, мы разошлись, она ушла на работу (Сирье работает в каком-то институте, а я... тоже ушёл "на рабо"ту" (преступление - М.Г.)".

Если брать дореволюционное прошлое, то в ранних художественных произведениях отношение писателей к арготизмам либо нейтральное, либо ироническое, см., к примеру, произведения Ф. М. Достоевского "Записки из Мёртвого Дома", С.В. Максимова "Несчастные", А.И. Куприна "Вор", "Яма". Такое же отношение к ним у Л. Шейнина в "Записках следователя". И лишь немногие из писателей в своих произведениях осуждают использование арготизмов. Примером тому являются рассказы В. Шаламова, объединённые в сборник "Левый берег". Честнейший писатель, знавший преступный мир не поверхностно, а изнутри, неоднократно сталкивавшийся с блатаря"ми, открыто заявивший о том, что преступный мир должен быть уничтожен, он писал, что арготизмы - это яд, которым был заражён каждый человек, побывавший в местах лишения свободы.

Приведённые критические замечания не свидетельствуют о том, что арготическую лексику не нужно допускать в художественные произведения. Привлечение арготизмов писателями, поэтами в язык художественной литературы является вполне закономерным и неизбежным процессом. Произведения, повествующие о деклассированных элементах, без арготизмов были бы бедны, литературные персонажи - недостоверны и фальшивы. (Действительно, трудно представить, чтобы рецидивист, "вор в зако"не", который полжизни провёл в местах лишения свободы, разговаривал бы только на нормированном литературном языке, не употребляя при этом арготизмы!). Кроме того, некоторым блатным словечкам нет эквивалента в русском литературном языке, см., например: баци"лла - "пищевой продукт, в котором содержится много жира", взросля"к - "место лишения свободы, где отбывают наказание совершеннолетние преступники", вольняга - "вольнонаёмный рабочий в местах лишения свободы", гастро"ль - "поездка уголовника с целью совершения преступления", за"дник - "задний карман брюк".

Фактически все произведения гулаговской литературы содержат арготизмы - в основном тюремные. Многие писатели, бывшие в ГУЛАГе, поддались обаянию тюремной речи и очень часто использовали блатные словечки не по назначению. "В. Т. Шаламов, - справедливо замечает Н. И. Халитова, - единственный из писателей лагерной прозы, кто стоял на твёрдых эстетических позициях в отношении к лагерной речи. Если единицы "блатно"й фе"ни" появляются в авторской речи, то в большинстве случаев за этим следует замечание, которым В. Шаламов маркирует данные единицы ("как говорят блатны"е", "так говорят блатны"е", "по-блатно"му" и т.п.). (Н. Халитова, 2001). По мнению Н. Лейдермана, "к циничному лагерному жаргону Шаламов относился с откровенной брезгливостью" (Н. Лейдерман, 1992).

Думается, что при использовании арготизмов в языке художественной литературы важно учитывать характер выбираемых лексем (чтобы они не были вульгарными, чтобы чётко отражали то или иное явление и т.д.). Важно также, чтобы литературное произведение не было ими перенасыщено.

В настоящее время арготизмы - лексика деклассированных элементов - активно проникают в стиль художественной литературы. Фактически ряд произведений детективной литературы являются "памятниками жаргонологии" (слова В. В. Виноградова). В ряде случаев их большое количество определяется и симпатиями авторов тому или иному персонажу. (См., например, цикл романов Е. Сухова "Я - вор в зако"не").

Художественная литература из-за перенасыщения арготизмами проигрывает не только в эстетическом, но и в коммуникативном плане, т.е. читатель порой не понимает текста произведения. В качестве доказательства приведём выдержку из романа С. Зверева "Жиган: Жестокость и воля" (М., 1998): "Это я на зо"не подсе"л (стал наркоманом - М.Г.). Пробовал даже киря"ть и ширя"ться (выпивать и делать инъекцию наркотика - М.Г.) одновременно. Один раз чуть мото"р не сдох. Ты чё, так всю ночь на мо"шке (матраце - М.Г.) и сопе"л?"

Если раньше писатели показывали инородность арготизмов курсивом, кавычками и другими графическими средствами, то сейчас это почти не используется. Авторы и редакторы ошибочно считают, что лексемы преступного мира и так понятны массовому читателю, лишь некоторые писатели пытаются объяснять арготизмы либо сносками, либо контекстно (см., например, сборник повестей И. Деревянко "Отморо"зки").

Часто словники арготизмов, которые прилагаются в конце произведения, дают неправильное толкование лексем. Приведём в качестве примера объяснение арготизмов из книги Е. Монаха "Братва" (М.,1988): бродя"га - "свой парень, с поня"тиями" (правильно: "профессиональный преступник, строго соблюдающий воровские законы", включи"ть счётчик - "возрастающий процент на просроченный долг" (правильно: "начислять пени за просроченный долг"), голи"мое - "наверняка" (правильно - "верное").

В современной детективной литературе функционирует много "агрессивной" и грубой арготической лексики со значениями "убить", "ограбить", "пытать", а также слов, обозначающих половые извращения, причём частотность этого пласта в ряде произведений чрезвычайно высока. Нередко такие слова унижают человека или упрощают и опошляют его высокие чувства. Если до середины 80-х годов, в основном, использовалась "бытовая" арготическая лексика, то в настоящее время преобладают профессиональные лексемы преступников. Причём, если раньше их употребляли, в основном, профессиональные уголовники, то сейчас они используются и сотрудниками правоохранительных органов, законопослушными людьми (даже жертвами преступления). Возможно, это связано и с одной общей идеей многих современных детективных произведений: только профессиональный преступник наведёт порядок в стране. Характерно, что сейчас больше употребляется арготизмов, обозначающих профессиональных уголовников (часто такие слова имеют положительную коннотацию: челове"к - "профессиональный уголовник, честно соблюдающий воровские законы", пра"вильные лю"ди, во"ры в зако"не - "профессиональные преступники, строго соблюдающие традиции и законы уголовного мира"), с одной стороны, и сотрудников правоохранительных органов (эти слова имеют отрицательную коннотацию, см. примеры: му"сор - "сотрудник правоохранительных органов", по"пка, вертуха"ло - "надзиратель в ИТУ"), с другой стороны. Возможно, это противопоставление делается авторами ряда произведений преднамеренно.

На грустные размышления наводит аннотация к книге "Я - вор в зако"не": На зо"не": "По сфабрикованному приговору смотря"щий России, вор в законе Варяг, отбывает срок в глухих северных краях. Начавшийся на воле беспредел и жажда мести заставляют его решиться на отчаянный шаг и, преодолевая суровые испытания, совершить побег. Добрые люди помогают Варягу выжить в критической ситуации, спасая ему жизнь после тяжёлых ранений. Поправившись, Варяг возвращается в Санкт-Петербург, где освобождает свою жену и сына, наказывает предателей и начинает устанавливать жёсткий и справедливый порядок в России". Идея, дорогой читатель, понятна: только вор в зако"не может навести порядок. Да ведь такие мысли бродили в начале 90-х даже в стенах российского парламента... Кстати, эта книга перенасыщена арготизмами.

Арготизмы сейчас реже используются для шутливого обыгрывания определённых ситуаций. ("Переводы" на блатной язык "Евгения Онегина", "Слова о полку Игореве" и проч. в жанр детективной литературы не входят). Намного чаще арготизмы стали употребляться и в авторской речи, особенно, когда повествуется как бы от лица героя.

Увлечение блатными словами у нашего общества зашло далеко. Так, например, узнаёшь из газеты "Комсомольская правда", что журналист перевёл на тюремный язык... роман "Евгений Онегин" (см. название газетной статьи статья "Мой дядя, па"дла, вор в зако"не...") . Узнаю недавно о переводе на жаргон преступников... "Слова о полку Игореве". Что всё это значит? Пародия или уничтожение наших духовных ценностей? Ведь есть же какие-то рамки, границы, через которые мы не должны переступать, над чем нельзя смеяться. Хотя... у нас свобода, всё дозволено.(Как тут не вспомнить фразу С.А. Есенина - "нас отравившая свобода"!) Одним словом, во имя нашего будущего "сожжём Рафаэля, растопчем искусства цветы". Осталось лишь перевести на блатной язык Библию.

английских писателей

Типы сленговых единиц

Как уже говорилось в первой главе, сленг - это наиболее подвижный слой разговорной речи английского языка, включающий в себя слова и выражения, либо заимствованные из других групп английского языка или из других языков, либо созданные по словообразовательным моделям, существующим в английском языке, и используемые в более конкретных значениях благодаря приобретаемым ими эмоциональной окраске.

К сленгу могут принадлежать:

  • 1. Слова, относящиеся к воровскому жаргону.
  • 2. Различные профессионализмы.
  • 3. Многие разговорные слова (коллоквиализмы).
  • 4. Под сленг иногда также подводят случайные образования, которые возникли в результате литературных ассоциаций и значение которых обусловлено их смысловыми связями с исходным понятием.
  • 5. Образные слова и выражения.
  • 6. Контекстуальные значения слов, возникающие в результате применения отдельных стилистических приемов.
  • 7. Слова, образованные в результате конверсии.
  • 8. Аббревиатуры.

Как упоминалось ранее, главную роль в пополнении этой стилистической группы в английском языке играет переосмысление слов в связи с их переносным употреблением, сужением и расширением значения, отклонением от лексической нормы литературного языка. Именно по этому принципу отбирались сленговые единицы.

Наиболее любопытным в контексте нашей работы представляется рассмотреть особенности использования единиц сленга в контексте художественных произведений. Как уже упоминалось ранее, материалом для исследования было выбрано художественное произведение британского автора Нила Геймана «Американские боги».

Можно выделить следующие категории:

  • а) употребление таких оборотов как and stuff (и все такое прочее), and crap (и вся остальная чушь), and all that stuff (и вся прочая ерунда);
  • б) формирование и употребление оценочных сложных эпитетов типа to be drop-dead gorgeous (быть чертовски привлекательным), stick-in-the-mud (занудный);
  • в) в фамильярно-разговорном стиле с его эмоциональной экспрессивностью сочетаются умело и единицы, содержащие элементы типа damn и эвфемистические словосочетания: goddamn (чертовский), damn miserable time for them (чертовски мало времени для них).

Также была сделана попытка семантической классификации. Здесь следует отметить, что деление на классы довольно условно и не охватывает всего количества сленгизмов, но в то же время помогает синхронизировать полученные данные.

единицы, отмеченные этнической дискриминацией:, a dinge (чернокожий), yellow (желтолицый), woptown (итальянский квартал), wop (макаронник);

тюремная лексика: in the caboose (в тюряге), copper (мент), heist guys (грабители), sneezer (тюрьма), tank (вытрезвитель), rapper (свидетель), grift (мошенничество), reader (объявление о розыске);

лексика, обозначающая наркотики и спиртные напитки: hooch (спиртное), to be dizzy drunk on all fours (быть пьяным в стельку), get off the pipe (слезть с наркотиков), smokes (марихуана);

сленгизмы, относящиеся к характеристике человека: slob (придурок), to get a square deal (заключить сделку), hoofer (танцор), runt (коротышка), to clam (молчать), artsy (вычурный), don"t mess with him (не связывайся с ним);

сленгизмы, не вошедшие в вышеперечисленные группы. В основном это восклицания или оценочные реплики и высказывания: pen (тюрьма), his folks died (его родители умерли), How come? (как жизнь?), Nuts! (Блин!), phooey (тьфу!), grub (жратва), to brace somebody (расколоть кого-то), world-beater (уникум), Loads of stuff!, stay kind (всего доброго).

Попробуем проанализировать некоторые из них.

Wop - Used as a disparaging term for a person of Italian birth or descent. На русский переводится как «итальяшка», «макаронник». Имеет строго негативное коннотативное значение, выражает непочтительное отношение говорящего, старающегося унизить собеседника.

Crap - Nonsense. (Чушь, чепуха). Имеет негативную коннотацию (для сравнения stuff - более нейтральный синоним). Является грубым и вульгарным.

To be drop-dead gorgeous - to be very good-looking (быть очень привлекательным). Имеет положительно оценочную коннотацию.

Goddamn - Used to express extreme displeasure, anger, or surprise. (чертовский). Имеет негативную коннотацию. Является грубым.

Dinge - Black person (чернокожий). Имеет строго негативное коннотативное значение, выражает непочтительное отношение говорящего, старающегося унизить собеседника.

Сopper - policeman (мент, коп). Имеет пренебрежительный оттенок, негативную коннотацию.

Smokes - marijuana (марихуана). Имеет нейтральное коннотативное значение.

Slob - a slovenly, unattractive, and lazy person (придурок). Имеет негативную коннотацию, оттенок пренебрежения.

Grub - food. Имеет негативную коннотацию.

Сlam - to be silent. Имеет нейтральную коннотацию.

Из проведенного анализа можно заметить, что большинство сленговых единиц имеет негативное коннотативное значение, много сленгизмов обладают положительной коннотаций, и очень маленький процент слов имеет нейтральную коннотацию. Из этого можно сделать вывод, что главной отличительной чертой сленга является его дополнительное эмоциональное и оценочное значение.



Загрузка...