electricschool.ru

Внеклассное мероприятие путешествие с комнатными растениями. Отчёт Варнаевской сельской библиотеки по конкурсу "Экология и библиотека" Мероприятие о комнатных цветах в библиотеке

  • Углубить знания учащихся о комнатных растениях.
  • Познакомить с правилами ухода за различными видами комнатных растений.
  • Способствовать развитию эстетического вкуса.

Методы проведения занятия:

  • беседа,
  • рассказ,
  • демонстрация,
  • практическая работа.

Межпредметные связи:

  • ботаника,
  • литература,
  • черчение.

Оборудование:

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент.

2. Подготовка к занятию.

3. Изложение материала занятия.

3.1. Учитель. Наше занятие мы сегодня проводим в школьной творческой лаборатории “Зимний сад”. Посмотрите сколько разнообразных растений и цветов находиться здесь. В этой лаборатории учащиеся школы сами ухаживают за цветами, проводят различные опыты и эксперименты над растениями. Чтобы правильно ухаживать за цветами, нужно хорошо их знать, как поливать растения, как пересаживать.

Занятие начнем с игры: попробуйте разгадать загадки о цветах.

  1. Я пришел к вам из пустыни,
    Мне не страшен окон иней,
    Я колючий, словно ежик,
    Но цвету, хоть редко, тоже. (Кактус)
  2. Я горда, меня не тронь,
    Если вред ты мне несешь.
    Нравится ль твоя ладонь?-
    Ты по запаху найдешь. (Герань)
  3. С цветочного горшка
    В низ свесила я косы.
    Я не цвету – пока
    На улице морозы.
    Но только снег растает –
    Я тут же расцветаю. (Традесканция)
  4. Меня по кличке все зовут,
    А имени не знают.
    Но будет сухо или дождь –
    Я тут же сообщаю. (Бальзамин)
  5. Я тоже в комнате расту,
    И пусть я без цветов –
    Тебе я ранки залечу
    Без всяких докторов. (Алоэ)
  6. В свой дом меня не возьмет семья,
    Ждут от меня беды.
    Но в чем же виновата я?
    Мне надо лишь воды.
    Я зеленью ваш дом увью –
    Порадую семью. (Лианы)
  7. Хоть мы ростом низковаты
    Любят очень нас ребята.
    Мы целый год почти цветем
    И украшаем дом.
    Всех оттенков наши глазки,
    Не жалеем для них краски. (Фиалки)
  8. Своими узкими листами
    Озеленю ваш дом.
    И всех отдельными кустами
    Я награжу потом.
    Своих детей очень люблю –
    Их при себе я сохраню. (Хлорофитум)
  9. Я бываю разная – высокая и низкая,
    А то, как кудри вьюсь.
    Но все же я прекрасная.
    Нас много разных видов.
    Мы все – одна семья. (Бегония)
  10. Нас найдешь на клубне, где тепло,
    А у вас – в горшке, - хороший класс.
    Лишь бы было нам достаточно светло,
    И цветами будем радовать мы вас. (Комнатная роза)

Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

Для чего нужны комнатные растения?

Почему люди стали разводить растения в доме?

Какую роль играют растения в жизни человека?

3.2. Учитель. Известно, что зеленые растения в помещении улучшают микроклимат, выделяют летучие вещества – фитоциды, пагубно влияющие на болезнетворные микробы. Растения, правильно подобранные и размещенные с хорошим вкусом, создают психологически благоприятную среду, положительно влияют на настроение людей, придают помещению своеобразный колорит и создают определенный комфорт. Кроме того, живые цветы являют собой удачное украшение помещений.

Основная масса комнатных растений выходцы из стран с тропическим и субтропическим климатом.

В зависимости от места происхождения растения делятся на следующие группы:

  • растения влажных тропических лесов – гигрофиты (гигрос – влажный). К этой группе относятся: монстера, бегония, фикус, колеус, бальзамин, зигокактус, традисканция, циперус, эпифиллюм (амазонская лилия), глоксиния.

Рассказ ученицы о бегонии.

  • растения субтропиков – мезофиты (мезос - средний). К этой группе относятся: лимон, пеларгония, фуксия, абутилон, аспарагус, гибискус-китайская роза, гортензия, зефирантес-выскочка, камнеломка, кислица, кливия, хлорофитум, кринум, папоротники, узумбарская фиалка, амариллис, аспидистра.
  • растения пустынь и полупустынь – ксерофиты (ксерос-сухой). К этой группе растений относятся: алоэ, кактусы, опунции, каланхоэ, гемантус, молочай, сансевьера, финиковая пальма.

Рассказ учениц об алоэ, кактусах, молочае.

Предложить учащимся определить к какой группе относятся зачитываемые названия растений, и определить находятся ли данные растения в зимнем саду.

В зависимости от декоративных свойств растения делятся еще на 6 групп.

Учащиеся сами называют растения. Учитель добавляет.

1 группа – декоративно – цветущие растения. Выращивают исключительно ради красивого эффектного цветения (цикломены, пеларгонии, гибискус и т.д.).

2 группа – декоративно – лиственные растения. Растения с красивой формой листьев (пальмы, папоротники и др.) или необычной и пестрой их окраской (бегонии, колиеумы).

3 группа – лианы. Растения имеют длинные травянистые или одеревеневшие стебли (циссус, традесканции).

4 группа – ампельные растения. Растения с длинными, свисающими побегами. (циссус, традесканции).

5 группа – суккуленты. Растения с сочными, мясистыми стеблями или листьями часто причудливой формы (кактусы, агавы, алоэ).

6 группа – эпифиты. Растения, поселяющиеся на стволах и ветках деревьев. (орхидеи, бромелии).

3.3. Закрепление материала. Игра “Найди растение по описанию”.

  • листья покрыты волосками, испаряют эфирные масла. Растение можно отличить по характерному запаху (пеларгония);
  • это растение с красивыми листьями, розовыми цветками, растет в тропиках (бегония);
  • красивое растение со свисающими стеблями, листья зеленые, у некоторых имеются белые полосы (традесканция);
  • растение, имеющее яркие цветки и предсказывающие погоду (бальзамин);
  • растение – очиститель воздуха (хлорофитум);
  • самое известное лекарственное растение (алоэ);
  • растение с “фальшивыми листочками” (аспарагус).

3.4. Учитель. Для того чтобы успешно выращивать и ухаживать за комнатными растениями необходимо создать особенности их природной среды обитания и по возможности приблизить к ним условия выращивания.

Главное для растений свет, тепло и полив. Об особенностях ухода за определенными видами растений рассказали ученицы.

Уход за растениями заключается также в их подкормке. Подкормку растений осуществляют весной и летом, в период активного роста и цветения. В продаже сейчас есть большой выбор удобрений, как в виде гранул, так и жидкие удобрения. Можно применять и органические удобрения.

Во время интенсивного роста растения нужно подкармливать раз в 10-14 дней.

Наряду с обычными подкормками можно в течение лета несколько раз проводить внекорневые, опрыскивая надземную часть растения растворами удобрений. (Приложение 1).

3.5. Учитель. Все горшечные растения нуждаются в регулярной пересадке. Молодые и быстрорастущие растения нужно пересаживать ежегодно. Более крупные растения и медленно растущие пересаживают реже – раз в 2-3 года.

Растения обычно пересаживают весной (с конца февраля по май, с началом роста), чтобы они за лето успели хорошо укорениться и окрепнуть к зиме. У нас на севере срок начала пересадки может быть сдвинут (с конца марта).

За месяц до пересадки растения можно 1-2 раза подкормить раствором мочевины.

3.6. Подготовка тары под пересадку. В продаже имеются большое многообразие посуды для цветов: керамическая, пластмассовая, фарфоровая и др. Но лучше всего растения сажать в обыкновенные глиняные горшки. Часто используют пластмассовые горшки, т.к. они не дорогие, легко моются, имеют красивый внешний вид. Но в них труднее регулировать полив. Чтобы вода не застаивалась, в этих горшках делают в донышке отверстие, слой дренажа и земляную смесь более рыхлой.

4. Алгоритм выполнения практической работы.

Для озеленения школьных помещений мы с вами будем использовать емкости из под майонеза.

4.1 Сделать отверстие в донышке можно нагрев шило над огнем (используем свечку); Соблюдаем ОТ.

4.2 Наклейку с боковой стороны емкости можно убрать с помощью ручного фена. Нагреваем этикетку феном и аккуратно снимаем. Дома можно использовать духовку газовой или электрической плиты, предварительно нагрев ее до температуры 30 0 -40 0 С.

4.3 Боковые стороны мы будем украшать самоклеющейся цветной бумагой, используя узоры северных орнаментов для вязания варежек. Символы: “змейка” - символ воды, “женская фигура” - символ плодородия, “ромб” - символ земли. Часто в узорах используются обереги (от слова оберегать или защищать) “крестике на поперечине” или “куколки на полочке”. (Приложение 2).

4.4 На оборотной стороне самоклеющейся бумаги при помощи линейки и карандаша, в соответствии со схемой, нанести узор по выбору. Вырезать узор.

4.5 На боковой стенке емкости нанести предварительную разметку расположения рисунка. Снимая постепенно обратный слой с бумаги, наклеить узор на боковую сторону емкости.

4.6 Показ приемов оформления горшков.

Инструктаж по ОТ – безопасные приемы работы с ножницами, свечкой и шилом.

5. Практическая работа. Контроль за выполнением работы и безопасных приемов.

6. Подведение итогов.

Что нового узнали?

Что понравилось в работе?

Как еще можно оформить горшочки?

Показ оформленных горшков. (Приложение 3).

Уборка РМ.

Учитель. Занятие мене хочется закончить словами из книги, изданной еще в позапрошлом веке: “Если цветы не хороши или чем-либо не задаются, то прямо вам скажу, что без надлежащего ухода они и задаваться никогда не будут; если же кто ленив ухаживать за цветами, то лучше их и не разводи, то же можно сказать и относительно помещения. В неподходящем месте и с хорошим уходом цветы хорошими быть не могут”.

Как ухаживать за цветами. Москва, 1897 г.

Литература:

  1. Технология: Учебник для учащихся 7 – го класса общеобразовательной школы (вариант для девочек)\ В.Д. Симоненко, О.В.Табурчак, Н.В.Синица и др.; Под ред. В.Д.Симоненко –М.: Вентана – граф, 2001. - 240 с.: ил.
  2. Колбасенко М.Н., Севастьянова З.П. Дидактические материалы по экологии (региональный компонент): Учеб.-метод. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – Архангельск: Поморский гос.ун-т, 2003. – 176 с.
  3. Узорное вязание (из коллекции музея). Архангельский госуд. музей деревянного зодчества и народного искусства “Малые Карелы”. – Архангельск, 2000.
  4. ЩипаковаМ. Варежки по мотивам северных узоров. Для тех, кто вяжет. – Изд-во “Правда Севера”, 1991.
  5. Энциклопедия комнатного цветоводства \ Сост. Б.Н.Головкин. – М.: Народное творчество, 2001 . – 296 с.: ил.


В начале вечера сотрудница ДК Демина Н. И. провела разминку и викторину.


Дети подготовили сценку «Цветочки» и прочли стихи о цветах.

Сценка «Цветочки»

Действующие лица: мальчик - С а д о в н и к, девочка - С о л н ы ш к о, цветы - Колокольчик, Одуванчик, Ромашка, Мак, Маргаритка.



Звучит веселая музыка. На сцену выбегают цветы, рассыпаются по сценической площадке, приседают на корточки, закрывая свои шляпки руками. Выходят Садовник и Солнышко. Мальчик Садовник «поливает» цветы из лейки, девочка Солнышко поправляет у цветочков лепестки на шляпках. Музыка микшируется, Садовник и Солнышко подходят к микрофонам.

Садовник : Посадил я зернышки.

Попрошу я Солнышко:

Ярче, Солнышко, свети,

Чтобы выросли цветы!

Ну же, Солнышко, скорее!

Солнышко : Я стараюсь. Я же грею!

Видишь, я совсем не прочь

Вырасти цветам помочь!

Музыка становится громче. Цветы «растут» - вначале раскрывают руки, открыв свои шляпки, покачивают головами, затем начинают ритмично, в такт музыки подниматься.

Садовник : Ой, смотри! Они растут!

Значит, скоро зацветут!

Солнышко : Распушат свои макушки

И запляшут на опушке!

Цветы исполняют танец, затем подбегают к микрофонам.

Колокольчик : Я - веселый Колокольчик,

Одуванчик : Я - пушистый Одуванчик,

Солнышка любимый мальчик!

Ромашка: Я - Ромашка белая,

Девочка несмелая!

Мак : Я - Мак, красивый самый цвет,

Украшу я любой букет!

Маргаритка : Я - Маргаритка, малышок,

Я нежный розовый цветок!

Колокольчик: Мы цветочки полевые -

Настоящие, живые!

Одуванчик: Для того мы расцвели,

Чтоб вы нас сорвать смогли.

Ромашка : Мы веночком можем ловко

Заплестись вокруг головки!

Мак : Можно нас объединить

И в один букет сложить.

Маргаритка : Что угодно сделать можно,

Только очень осторожно!

Потому добавим строчку…

Цветы (вместе) : Мы же нежные цветочки!

Солнышко (Садовнику) : Что надумал делать ты?

Видишь, ждут тебя цветы.

Садовник: Я в букет их соберу

И всем мамам подарю!

Подходит к цветам, обнимает их.

Солнышко: Завершая свой рассказ,

Вновь добавим строчку.

Цветы (вместе): Мамочки, ведь мы для вас -

Лучшие цветочки!

Звучит веселая музыка. Садовник, Солнышко и Цветы танцуют, затем кланяются и уходят со сцены.


Кратко и содержательно рассказала фельдшер Варнаевского ФАПа Безрукова Л. М. о том, как цветы влияют на наше настроение, здоровье, энергию в помещении.

Здоровье и цветы

Комнатные растения и цветы – это не только украшение жилища, но и то, что ощутимо влияет на наше настроение, здоровье, энергию в помещении.

Поэтому желательно, что в каждом доме был определённый набор живых цветов, так как они оказывают незаменимое влияние на организм человека. Нет смысла просто купить цветы или лишь бы подешевле, ведь от этого большой пользы они не принесут. Необходимо, чтобы каждое растение было приобретено обдуманно и приносило пользу своим владельцам.

Итак, какие же растения просто необходимо иметь в доме?

Прежде всего, сегодня в каждой квартире и доме должны быть кактусы. Они способны продуктивно бороться и нейтрализовывать радиацию и ее воздействие на организм. Не спроста раньше возле компьютеров ставили кактусы, чтобы они поглощали радиацию. Сейчас техника совершенствуется и становится более безопасной, однако, негативное влияние на человека она все же оказывает.

Наличие кактусов хоть и не спасет от радиоактивного воздействия, тем не менее ослабит его силу, что просто необходимо в современных домах с несколькими компьютерами, телевизорами и прочей подобной техникой. Если же обыкновенные кактусы кажутся слишком простыми, то можно выбрать особые цветущие виды этих растений, необычных форм.

Что касается качества воздуха, то для поддержания естественным образом нормальной влажности в помещении и его очищения следует приобрести алоэ, хризантемы или хлорофитум.

Хорошо очищают воздух от микробов мирт, розмарин и некоторые цитрусовые. Полезно иметь комнатные хвойные растения, к примеру, кипарис, криптомерия и другие. Они также освежают воздух, насыщают его необходимыми ионами, от чего в помещении становится легче дышать.

Для улучшения биополя живущих в доме стоит завести розы. В дополнение к ним можно посадить мяту, базилик или эстрагон. Сочетание этих растений действительно делают воздух намного чище, свежее, улучшают микроклимат.

Однако, кроме комнатных цветов в горшках, не отказывайте себе в удовольствии видеть в своем доме живые букеты. Ведь не только сорт цветка, но и его цвет, форма влияют на настроение, состояние здоровья, выделение в организме определенных полезных гормонов. Так, например, букеты с цветами красного цвета повышают тонус, энергичность человека, работоспособность. Желтые цветы (розы, тюльпаны, каллы) хорошо влияют на настроение, улучшают работу мозга. Чтобы расслабиться, успокоить нервы, подойдет букет из нежно-зеленых цветов, к примеру, цинний. Синий цвет помогает бороться с бессонницей, так как стимулирует выработку гормона сна. Поэтому в спальне лучше ставить букеты из синих цветов, лучше всего колокольчиков. Это также может быть лаванда или фиалки, они сделают сон здоровым и крепким. Всем сидящим на диете можно использовать в помощь сиреневые цветы, так как они помогают бороться с голодом, при этом также снимают напряжение, успокаивают.


Много интересных фактов о цветах привела гостья из Мурманска Артамонова А.И. Выяснилось, что разные виды цветов имеют разную символику, будь-то признание в любви, верность, дружбу, уважение и даже память.

"Что мы знаем о цветах? Это – красивые растения, которые сопровождают человека на всех этапах его жизни. Разные виды цветов имеют разную символику, будь-то признание в любви, верность, дружбу, уважение и даже память. В дополнение к этому мы подготовили целый список «Интересные факты о цветах» . Узнайте больше о том, какие растения вы дарите, любите получать в подарок, выращиваете дома или видели только по телевизору! Итак,

1. Название «гладиолус» было дано растению писателем Древнего Рима Плинием старшим. В І веке нашей эры он обратил внимание на сходство цветка с оружием гладиаторов. Поэтому в переводе с римского «Gladius» обозначает «меч».

2. В Германии растет самая старая в мире роза. Более 1000 лет она каждый год цветет у собора Хильдесхайме. Куст, практически, сравнялся с крышей здания.

Самая старая в мире роза 1000 лет

3. Знали ли вы, что национальным цветком США в 1986 году решением Конгресса была признана роза?

4. То, что название подсолнуха пошло от особенности цветка поворачивать головку к солнцу, известно еще со школьных времен. Но мало кто знает, что до появления современных технологий именно подсолнух цепляли к спасательным жилетам для определения сторон света.

5. Любите такую пряность, как шафран? Тогда вы должны знать: чтобы получить всего одну ее унцию (чуть более 28 граммов) требуется собрать и переработать около 5 тысяч цветков.

6. Орхидеи – уникальные цветы. В наши дни выведены самые замысловатые ее виды, включая зеленый и черный. Но вот синюю орхидею произвести так и не удалось.

7. 80% тропических австралийских цветов не встречаются нигде на Земной планете, кроме этого континента.

8. Культивировать и выращивать цветы в Египте начали более 4 тысяч лет назад.

9. Голландия – страна тюльпанов. Сотни и даже тысячи видов красивых цветов растут на полях этого государство. А ведь были времена, когда в Голландии тюльпанов не было. Изначально они были завезены из Турции (в XVI веке). Тогда одна луковица данного растения стоила дороже, чем драгоценные камни и металлы: около 2 тысяч долларов.

10. Хризантемы – императорские цветы в Японии. В связи с этим в стране существует орден Хризантемы и праздник в честь этого цветка.

Большинство любимых цветов японцев – без запаха. В этом государстве принято любоваться красотой растения (даже плодового), нежели вдыхать его аромат.

11. Один из самых быстрорастущих цветов в мире – это тюльпан. Всего за одни сутки он может вырасти на 2 сантиметра.

12. Южноамериканский дикий фикус имеет самые длинные корни. Есть сведения, что корневая система одного из представителей этого растения достигали более 120 метров.

13. Национальным цветком Китая считается пион. В этой стране ему приписывают по истине магические свойства. Китайцы верят, что пион выгоняет из жилья злых духов.

14. В суровом регионе Северного Полярного Круга можно встретить кусты дикой розы.

15. Научное название растения незабудка (не смотря на глубокий смысл слова) означает «мышиное ушко».

16. Плавучая ряска волффиааррхиза – самое маленькое цветущее растение во всем мире. Размер ее крохотных листиков едва достигает одного миллиметра.

17. Многие красивые цветы – отличные лекари. К примеру, дельфиниум когда-то часто использовали при переломах в качестве примочек.

18. На склонах гор Южной Америки растет цветок, который зацветает лишь в 150 лет. После этого он погибает.

19. Георгины названы в честь мореплавателя Георгия. Подарить эти цветы – значит проявить уважение и дружбу.

А сколько легенд и историй о цветах существует в мире, об этом участникам мероприятия поведала библиотекарь Рязанцева М.А. , а также провела со зрителями игру «Ромашка» .



И в дни великих бед они умеют цвесть.

Чтоб радость нам дарить, когда придет победа.

27 марта в библиотеке прошел устный журнал "Путешествие с комнатными растениями". Первая страница называлась "Растения рядом с нами". Зрители вместе с ведущей Гаврилкиной Г.Н. на фантастическом "Цветолете" совершили кругосветное путешествие вокруг земли. Узнали о родине своих домашних цветов.

О чём вы думаете, глядя на эти цветы? Что они значат для вас? О чём они говорят? Цветы… Как уныла и безрадостна была бы наша жизнь без них. С древних времён цветы вызывали восхищение и благоговение. Их ценили, в честь них проводили праздники. Так, древние греки и римляне отмечали праздник гиацинтов и лилий, голландцы- тюльпанов. У славян тоже был праздник, когда цветам посвящались песни, пляски, весёлые шутки. Это был праздник Ивана Купалы и отмечали его в июле.

Цветы всегда были любимы людьми. Даря друг другу цветы, они выражали свои чувства; любовь, уважение, признательность, почтение.

Европа представлена цикламеном, олеандром, плющом. Азия –фикусом, бегонией королевской, розой. Африка – финиковой пальмой, циперусом, пеларгонией, алоэ, хлорофитумом, бальзамином, драценой. Америка – монстерой, кактусами, традесканцией, фуксией. Австралия – эвкалиптом, циссусом, кордилиной.

Вторая страница журнала «Здоровье дарят комнатные растения» . Шкуратова Н.В. рассказала о полезных свойствах растений и о том, что необходимо соблюдать осторожность с ядовитыми растениями.

Биологи всего мира проводят множество исследований по изучению растений, чтобы открыть то, что человечеству еще неизвестно об их зеленых братьях. И на основе этих исследований были сделаны интересные выводы. Так, британский биолог Энди Коглан, который работает в институте посевных культур, уверяет, что растения не так уже и непохожи на людей: растения могут ощущать прикосновения, видеть, слышать, чувствовать запах. Растения воспринимают отношение человека, и могут его отблагодарить за заботу и любовь пышным цветением. Растения - молчаливые помощники людей, хорошие друзья и чудесные лекари. Они задерживают пыль, поглощают газы и вредные вещества, дарят нам драгоценный кислород. Они создают в любом помещении благоприятную психоэмоциональную обстановку.

Известно, что комнатные растения обладают физическими свойствами, полезными для человека. Так, комнатные цветы для здоровья полезны тем, что выделяют фитонциды, губительные для болезнетворных бактерий. Более того, растения обладают просто беспредельными возможностями оздоровлять и очищать воздух в комнате. Как оказалось, благодаря антибактериальным свойствам многих растений бактерии уничтожаются быстрее, чем от фитонцидов, содержащихся в чесноке. Растения способны поглощать тяжелые металлы, они хорошо очищают воздух в закрытой комнате. Кроме того, польза комнатных цветов для здоровья обуславливается и бодрящим эффектом, который оказывают эфиромасличные растения. Они выделяют летучие фитонциды, которые активизируют защитные силы нашего организма, улучшают самочувствие человека, дарят энергию и возвращают работоспособность. Не стоит забывать и то, что растения повышают влажность в квартире, что особенно хорошо, если воздух в помещении очень сухой. Словом, комнатные цветы для здоровья человека просто необходимы: они облагораживают, очищают и оздоровляют воздух, а также повышают сопротивляемость организма к инфекциям.

Из всех комнатных цветов для здоровья особенно можно выделить домашнюю герань, бегонию бело-пятнистую, пеларгонию душистую, примулу весеннюю. Эти растения благодаря выраженному противомикробному действию фитонцидов оказывают благоприятное воздействие на людей с заболеваниями легких и верхних дыхательных путей. Очень полезен и комнатный лимон - благодаря фитонцидам он оказывает оздоровительный эффект на людей, склонных к простудным заболеваниям.

Для участников мероприятия Шкуратова Н.В. провела викторину.

Валентина Ивановна Орлова прочитала замечательные стихи о цветах.

В заключении библиограф Кузьмина Е.А. провела обзор литературы о домашних растениях. Всем участникам были подарены буклеты о домашних цветах и пакетики с семенами.

Цели: познакомить учащихся с многообразием комнатных растений, углубить знания школьников о приспособленности растений к определенным условиям окружающей среды.

За несколько дней до вечера на одном из занятий в группе продленного дня проходит викторина «Знаешь ли ты комнатные растения?» (Ответы учащиеся дают письменно.)

1. Какое комнатное растение называют цветком алхимиков? (Фуксия.)

2. Какое комнатное растение очень ядовито? (Олеандр.)

3. Назовите растения, у которых нет настоящих листьев? (Кактус, аспарагус, иглица.)

4. Какое комнатное растение, широко используемое на уроках биологии «переплыло» океан? (Элодея.)

5. Чем объяснить, что комнатные растения размножаются главным образом вегетативно? (Большинство комнатных растений или не цветут, или не дают плодов без опыления. Поэтому из поколения в поколение выживали те виды, которые могли размножаться вегетативно.)

6. На каком растении писали древние египтяне, как называлась та бумага, которую из него изготовляли? (Циперус, папирус.)

7. В какое время суток поливают комнатные растения летом, зимой? (Летом поливают вечером, а зимой-утром.)

В зале оформлены стенды и газеты о комнатных растениях («Прекрасное рядом», «Колючие стихи», «Знакомые незнакомцы» и др.), на столах - композиции из комнатных растений и других природных материалов («Лесная сказка», «Нежность», «Память», «В гостях у Хозяйки Медной горы»), а также выставка книг о комнатных растениях. На стене - карта мира с указанием мест происхождения комнатных цветов, плакаты, кроссворды.

На сцену выходят участники агитбригады и, сменяя друг друга, открывают вечер.

Участники. Здравствуйте, ребята! Приглашаем вас на устный выпуск журнала «Вокруг света», посвященный комнатному цветоводству. Выпуск проводится на борту мыслелета. В этом номере представлены различные рубрики. Мы побываем на родине кактусов и в стране восходящего солнца.

Вас ожидают загадки, проекты, открытия. Завершит выпуск журнала - «Путешествие в сказку».

Ведущий. Добрый день, уважаемые пассажиры! Командир корабля и его экипаж приветствуют вас на борту нашего мыслелета. Наш полет будет проходить на высоте фантазии со скоростью полета мысли. Послушайте правила, которые необходимо соблюдать. На борту мыслелета запрещается шуметь и скучать! Разрешается - принимать активное участие в программе полета, приветствовать участников аплодисментами.

А теперь - внимание! Мы отправляемся в наше первое путешествие на родину кактусов. Через несколько минут наш мыслелет совершит посадку в Центральной Америке.

1-й докладчик . Мы с вами - на Мексиканском плоскогорье в пустыне, где и находится родина кактусов. Кактусы, растущие здесь, поражают размерами и разнообразием форм. Ребристые шары в 1,5 м высотой и 2,5 м в обхвате лежат на желтом песке, как громадные дыни или зеленые ежи. Особое впечатление производят столбовидные кактусы - цереусы (по ходу рассказа идет показ слайдов, фото или открыток).

Многогранные зеленые колонны поднимаются на высоту 15 м. Цереус - один из наиболее эффективных видов кактусов. Растут они большими группами, образуя непроходимые заросли.

В этой пустыне встречается и другой вид кактусов - опунции, которые имеют форму круглых, плоских лепешек. У всех кактусов - мощный ребристый стебель, в котором содержится много влаги, листья превратились в колючки. Все их строение приспособлено к сохранению воды, ведь они растут в пустыне, где % года не бывает дождей. Кактусы как и все покрытосеменные растения, имеют цветы, семена и плоды. Надо сказать, что цветы этих растений очень красивы. Одни кактусы цветут только ночью, например змеевидный кактус - Царица ночи. Среди ночи раскрывается большой бе- ло-золотистый цветок, который достигает 25 см в диаметре. Он состоит из 75 золотистых чешуек, 25 снежно-белых длинных заостренных лепестков и из 600 изящных, почти светящихся тычинок. Цветы этого вида - Царица ночи - распространяют запах ванили и цветут с 10 часов вечера до 2 часов ночи. Утром цветок увядает. Другие виды кактусов цветут днем, цветки у них желтые, зеленые, красные, часто имеющие неприятный запах.

2-й докладчик. На своей родине кактусы используются очень широко. В сочных стеблях кактусов находится крепкая древесина, похожая на кружева. Используется эта древесина как строительный материал для изготовления украшений, а раньше из нее делали манжеты и воротники к платью. Местными жителями кактусы используются в питании. Мексиканцы, например, пекут и варят стебли опунции так же, как мы жарим и варим кабачки. Плоды опунции солят, маринуют, получают из них сок. Плоды некоторых видов кактусов имеют вкус земляники, апельсина. Используют кактусы и в медицине.

3-й докладчик . Кактусы приносят пользу не только людям, но и животным. Так, внутри ствола цереуса, где температура на несколько градусов ниже наружной, поселяется большой пестрый дятел. За сезон он строит несколько гнёзд, превращая растение в колючий многоквартирный дом. Как только дятел покидает гнездо, его тут же заселяют другие пернатые жильцы - совы, мухоловки, пурпурные ласточки. Таким образом, в одном растении цереуса может одновременно обитать несколько видов птиц.

Комнатные кактусы, конечно, не достигают разменов своих дикорастущих собратьев. Наши окна украшают зеленые «ежики» небольших размеров. (Показ коллекции комнатных кактусов и рассказ о них.)

Ведущий . Мы продолжаем наше путешествие и отправляемся в Японию - Страну восходящего солнца - на выставку, посвященную традициям японского цветоводства. (Выходит ученица в японском костюме и продолжает вечер.)

Ученица. Добрый день, дорогие путешественники! Я рада приветствовать вас на нашей выставке цветов (обращает внимание на композиции из комнатных растений).

Составление букетов всегда приносит удовольствие. Особую радость доставляют букеты, правильно составленные, изящные, красивые. Искусство составления букетов, аранжировок из цветов по-японски называют - икебана. Это искусство берет свое начало в XH-XIII вв. В настоящее время в Японии икебану изучают в школе. В цветочных композициях, кроме веток, цветов и листьев, используют перья птицы, сухие корни, ветки с плодами. Особое внимание уделяется выбору вазы.

Икебана заставляет человека всматриваться в каждый цветок, выделять детали его строения, форму, окраску. На нашей выставке вы видите прекрасные цветочные композиции.

Ведущий . Мыслелет хорош тем, что на нем можно путешествовать не только в пространстве, но и во времени. Таинственное четвертое измерение всегда привлекало людей, и сегодня мы отправляемся в Европу XVII века на заседание ученого совета цветоводческих наук. Предупреждаю, что вам, уважаемые пассажиры, придется выполнять все распоряжения жителей этого измерения, иначе вы рискуете остаться в нем навсегда.

(Появляются три профессора в черных мантиях. Первый профессор зачитывает указ о проведении конкурса на звание «Магистра гцветоводческих наук». Второй профессор объявляет условия конкурса.)

Конкурс первый.

Выйти представителям от каждого класса и встать в одну линию. Участники по очереди называют комнатные растения и делают шаг вперед. Названия не должны повторяться. Побеждает тот, кто больше всех назовет видов комнатных растений.

Конкурс второй.

Участники получают билеты, в которых дано задание, например, найти в коллекции комнатных растений аспарагус и рассказать о нем, показать приемы правильного полива, правильно произвести черенкование того или иного растения и т. д.

Конкурс третий.

Представители от каждого класса получают плакат с кроссвордом, который они должны разгадать.

Ответ: 1) настурция; 2) ландыш; 3) сурепка; 4) астра; 5) одуванчик; 6) георгин; 7) мать-и-мачеха.

(Пока отгадываются кроссворды, профессора наук всем ребятам задают вопросы, загадывают загадки и т. д.)

1. Под листьями какого растения нельзя садиться в пасмурную погоду, даже в комнате, вы рискуете попасть под дождь? Покажите это растение. Как оно называется, где его родина? (Ответ - монстера.)

2. Муха-муха Цокотуха, позолоченное брюхо.

По стеклу она пошла и растение нашла.

Муха на цветок взглянула и обратно повернула.

Что же это за цветок? Угадай-ка, мой дружок!

(Плектрантус, «Мухогон», «Мольное дерево».)

3. Какое растение умеет шагать по стенкам? (Плющ.)

4. Учащимся предлагаются фото комнатных растений и их названия.

Необходимо провести линию от фотографии к названию растения.

Какие из этих растений есть у вас дома или в классе?

Подчеркните их названия.

Расскажите, как надо ухаживать за комнатными растениями.

Подведение итогов. Награждение.

Профессора проверяют кроссворды, подводят итоги. Награждают победителей.

Путешествие в сказку.

Ведущий. А теперь нам предстоит последнее, на мой взгляд, самое интересное - путешествие в сказку.

(Выходят участники представления и начинают свой рассказ.)

(По окончании представления ведущий завершает вечер.)

Ведущий . Ну, что ж, дорогие пассажиры, наш полет завершен. Надеемся, что путешествие было для вас приятным и интересным. До скорого свидания!

"Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок" - говорил великий сказочник Ганс Христиан Андерсен. Все достойное восхищения в нашей жизни мы привыкли сравнивать с цветами. И это не удивительно - каждый цветок является прекрасным маленьким чудом природы. Орхидеи и лилии, тюльпаны и розы, ирисы и хризантемы, а также многие другие издают чудесный аромат и радуют глаз.

Отдел технико-экономической и сельскохозяйственной литературы приглашает читателей на книжную выставку "Цветы вокруг нас: комнатное и садовое цветоводство" .

На выставке собраны книги, которые помогут вырастить любое комнатное растение или сделать прекрасные цветники и клумбы в вашем саду.

Книга Халины Хейтц "Балконные и горшечные растения" - практическое руководство по выращиванию комнатных и балконных растений. Издание поможет вам избежать множества ошибок при выращивании цветов и создать в вашем доме по-настоящему красивый зеленый уголок.

Цветы - самое великолепное и изысканное украшение любого сада. Создать красивый цветник невозможно без знания и соблюдения основных правил. Только на первый взгляд кажется, что многообразие цветочных композиций бесконечно и не поддается никаким законам. Это не так - большая часть цветников укладывается в определенные схемы. Характеристики цветочных растений, правила посадки, создание композиции и уход - обо всем этом рассказывается в книге Анастасии Скворцовой "Цветники и клумбы".

Мало кто задумывается о том, что, находясь в квартире или офисе, цветы помогают нам сберечь свое здоровье. Одни цветы очищают воздух, другие избавляют от стресса и боли в голове, а третьи убивают патогенные микроорганизмы, тем самым заботясь о нашем здоровье и здоровом сне. Книга Андрея Цицилина "Фитодизайн: как вырастить здоровый воздух в офисе и дома" расскажет чем различаются целебные свойства того или иного цветка, как правильно размещать цветы, чтобы добиться максимального оздоровительного эффекта.

Увлекательными рассказами о цветах, их отличительных особенностях, местах произрастания, об искусстве составления и подношения букетов, о праздниках цветов вы сможете насладиться прочитав книгу "Легенды о цветах". Автор книги поэт Сергей Красиков собрал воедино разнообразные мифы, предания, легенды разных народов о цветах, художественно переработал их и дополнил своими стихами. Издание богато иллюстрировано фотографиями цветов.

Надеемся, что очень многие начинающие, да и умудренные опытом цветоводы, найдут на этой выставке книги, которые будут для них полезными и интересными.

Вся литература, представленная на выставке, выдается на дом.

Выставка работает с 1 по 31 мая 2014 года в фойе второго этажа Псковской областной научной библиотеки (ул. Профсоюзная, д. 2), телефон для справок 72-84-08.

Наталья Пархомчук,
ведущий библиотекарь отдела технико-экономической и сельскохозяйственной литературы



Загрузка...