electricschool.ru

Роль эмоций в психической организации человека. Теории, объясняющие механизмы возникновения эмоций Возникновение и развитие эмоций

Теория Кэннона – Барда. У. Кэннон обнаружил, что телесные изменения, наблюдаемые при возникновении разных эмоциональных состояний, очень похожи друг на друга и не настолько разнообразны, чтобы вполне удовлетворительно объяснить качественные различия в высших эмоциональных переживаниях человека. В то же время внутренние органы представляют собой малочувствительные структуры. Они очень медленно приходят в состояние возбуждения, а эмоции обычно возникают и развиваются довольно быстро. Более того, Кэннон обнаружил, что искусственно вызываемые у человека органические изменения далеко не всегда сопровождаются эмоциональными переживаниями. В результате эксперимента было обнаружено, что искусственно вызываемое прекращение поступления органических сигналов в головной мозг не предотвращает возникновение эмоций.

Кэннон считал, что телесные процессы при эмоциях биологически целесообразны, поскольку служат предварительной настройкой всего организма на ситуацию, когда от него потребуется повышенная трата энергетических ресурсов. При этом эмоциональные переживания и соответствующие иморганические изменения, по его мнению, возникают в одном и том же мозговом центре - таламусе.

Позже П. Бард показал, что на самом деле и телесные изменения, и эмоциональные переживания, связанные с ними, возникают почти одновременно, а из всех структур головного мозга собственно с эмоциями более всего функционально связан даже не сам таламус, а гипоталамус и центральные части лимбической системы. Позднее в экспериментах, проведенных на животных, X. Дельгадо установил, что с помощью электрических воздействий на эти структуры можно управлять такими эмоциональными состояниями, как гнев и страх.

Периферическая теория Джемса – Ланге. У. Джемс и, независимо от него Г.Лангепредложили "периферическую " теорию эмоций, согласно которой возникновение эмоций обусловлено изменениями в двигательной сфере (в том числе и в сфере непроизвольных актов), которые вызваны внешними воздействиями. Ощущения, связанные с этими изменениями, и есть эмоциональные переживания. Суть своей теории Джеймс выразил следующей фразой: "Мы чувствуем печаль, потому что плачем, мы боимся, потому что дрожим, радуемся, потому что смеемся". Т.е. именно органические изменения, по этой теории являются первопричинами эмоций: сначала под действием внешних стимулов происходят характерные для эмоций изменения в организме, и лишь затем, как их следствие, возникает сама эмоция. Теория Джеймса–Ланге сыграла положительную роль, указав на связь трех событий: внешнего раздражителя, поведенческого акта и эмоционального переживания. Ее уязвимым местом остается сведение эмоций лишь к осознанию ощущений, возникающих в результате периферических реакций. Ощущение выступает здесь как первичное явление по отношению к эмоции, которая рассматривается как ее прямое производное.



Когнитивно-физиологическая теория Шехтера. С. Шехтер раскрыл роль памяти и мотивации человека в эмоциональных процессах. Концепция эмоций, предложенная С. Шехтером, получила название “когнитивно-физиологической”. Согласно этой теории, на возникшее эмоциональное состояние помимо воспринимаемых стимулов и порождаемых ими телесных изменений оказывают воздействие прошлый опыт человека и его субъективная оценка наличной ситуации. При этом оценка формируется на основе актуальных для него интересов и потребностей. Косвенным подтверждением справедливости когнитивной теории эмоций является влияние на переживания человека словесных инструкций, а также дополнительной информации, на основании которой человек меняет свою оценку ситуации.

Информационная концепция эмоций П. В. Симонова . В соответствии с этой теорией эмоциональные состояния определяются качеством и интенсивностью актуальной потребности индивида и оценкой, которую он дает вероятности ее удовлетворения. Оценку этой вероятности человек производит на основе врожденного и ранее приобретенного индивидуального опыта, непроизвольно сопоставляя информацию о средствах, времени, ресурсах, предположительно необходимых для удовлетворения потребности, с информацией, поступившей в данный момент. Так, например, эмоция страха развивается при недостатке сведений о средствах, необходимых для защиты.

Подход П. В. Симонова был выражен в формуле:

Э = П(И н - И с)

Где Э - эмоция, ее сила и качество;

П - величина и специфика актуальной потребности;

И н - информация, необходимая для удовлетворения актуальной потребности;

И с - существующая информация, т.е. сведения, которыми человек располагает в данный момент.

Следствия, вытекающие из формулы, таковы: если у человека нет потребности (П=0), то и эмоции он не испытывает (Э=0); эмоция не возникает и в том случае, когда человек, испытывающий потребность, обладает полной возможностью для ее реализации. Если субъективная оценка вероятности удовлетворения потребности велика, проявляются положительные чувства. Отрицательные эмоции возникают, если субъект отрицательно оценивает возможность удовлетворения потребности. Таким образом, сознавая или не сознавая это, человек постоянно сравнивает информацию о том, что требуется для удовлетворения потребности, с тем, чем он располагает, и в зависимости от результатов сравнения испытывает различные эмоции.

До настоящего времени единой точки зрения на природу эмоций не существует. По-прежнему интенсивно проводятся исследования, направленные на изучение эмоций. Накопленный в настоящее время экспериментальный и теоретический материал позволяет говорить о двойственной природе эмоций. С одной стороны - это субъективные факторы, к которым относят различные психические явления, в том числе когнитивные процессы, особенности организации системы ценностей человека и др. С другой стороны, эмоции определяются физиологическими особенностями индивида.

Классификации эмоций

К. Изард выделял следующие эмоции: удовольствие-неудовольствие, интерес-волнение, радость, удивление, горе-страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина.

Эмоции – это сложные психические явления. К наиболее значимым принято относить следующие типы эмоциональных переживаний: аффекты, эмоциональные реакции, чувства, настроения, эмоциональный стресс.

По длительности протекания выделяют эмоциональные реакции , эмоциональные состояния и эмоциональные свойства ..

1. Эмоциональные реакции – непосредственное переживание какой-либо эмоции.Они базируются на первичных потребностях, как правило, кратковременны и обратимы и связаны с действующими обстоятельствами (реакция испуга в ответ на крик).

Аффект наиболее мощный вид эмоциональной реакции. Аффектами называют интенсивные, бурно протекающие и кратковременные эмоциональные вспышки, оказывающие влияние на сознание и деятельность человека, и сопровождаемые изменениями в функционировании двигательной, эндокринной, сердечно-сосудистой и др. системах организма. Возникновение аффекта связано с оценочными моментами, с личностным значением происходящего. Отличительными чертами аффекта являются его ситуативность, обобщенность, большая интенсивность и малая продолжительность. По содержанию можно выделить аффекты радости, страха, гнева, отчаяния, экстаза и пр.

Для аффекта характерно сужение сознания , его фиксация на раздражителях, вызывающих аффект. Эти изменения сознания проявляются в концентрации на аффективно окрашенных переживаниях и представлениях, связанных с травмирующей ситуацией, снижения полноты и точности ее отражения. Поэтому под влиянием аффекта человек часто совершает поступки, о которых в дальнейшем сожалеет, и которых не позволил бы себе в спокойном/обычном состоянии.

В состоянии аффекта происходит освобождение и проявление вовне автоматизмов, т.е. непроизвольных действий, имеющих стереотипный характер. Действия в состоянии аффекта беспорядочны, возникают, как следствие общего возбуждения. Своеобразие действий, совершенных под влиянием аффекта, заключается не в полной их бессознательности, а в том, что отсутствует достаточно ясное сознание цели действия, и затрудняется сознательный контроль за своим поведением . Происходит осознание лишь ближайшей, а не конечных целей, ослабление критики в отношении внешних воздействий, что находит свое выражение в нарушении целенаправленности поведения, его негибкости и непоследовательности.

Психологическое рассмотрение аффекта включает в себя анализ условий и факторов, которые способствуют возникновению этого состояния. К их числу относятся личностные и возрастные особенности человека, свойства его нервной системы , наличие аффектогенной ситуации, а также факторы, временно ослабляющие организм.

2. Эмоциональные состояния более длительны и устойчивы. Они согласовывают потребности и устремления человека с его возможностями и ресурсами в каждый конкретный момент времени.

Настроение - самое длительное, или “хроническое”, эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение. Настроение отличают меньшая интенсивность и меньшая предметность. Оно отражает бессознательную обобщенную оценку того, как на данный момент складываются обстоятельства. Настроение может быть радостным или печальным, веселым или угнетенным, бодрым или подавленным, спокойным или раздраженным и т. д.

Настроение зависит от общего состояния здоровья, от работы желез внутренней секреции и, особенно, от тонуса нервной системы. Настроения могут различаться по продолжительности. Устойчивость настроения зависит от многих причин - возраста человека, индивидуальных особенностей его характера и темперамента, силы воли, уровня развития ведущих мотивов поведения. Настроение может окрашивать поведение человека в течение нескольких дней и даже недель. Более того, настроение может стать устойчивой чертой личности. Именно эту особенность настроения подразумевают, когда делят людей на оптимистов и пессимистов.

3. Эмоциональные свойства – наиболее устойчивые характеристики человека, отражающие индивидуальные особенности эмоционального реагирования, типичные для конкретного человека.

К ним относятся: реактивность, возбудимость и лабильность–ригидность.

Эмоциональная реактивность - быстрота эмоционального отреагирования, длительность протекания реакции (ответа).

Эмоциональная возбудимость - скорость эмоционального включения.

Эмоциональная лабильность - подвижность эмоций, смена одних эмоций другими. Ее противоположность – эмоциональная ригидность, т.е. вязкость, стойкость эмоций.

В основе эмоциональных свойств лежат особенности свойств нервной системы и темперамента человека.

Эмоциональные проявления являются интересной сферой психики человека. Эти проявления играют важную роль в любом из видов межличностного общения и не только, т.к. они выражают реакцию и отношение человека к той или иной ситуации, явлению и т.п. Если в восприятии, ощущениях, мышлении и представлениях отражаются многообразные предметы и явления, их различные качества и свойства, всевозможные связи и зависимости, то в эмоциях и чувствах человек проявляет свое отношение к содержанию познаваемого.

Введение………………………………………………………………3
1. Понятие об эмоциях. Происхождение эмоций ………………....5
2. Биологическое и психологическое значение эмоций …………..7
2.1. Функции эмоций………………………………………………..10
2.2. Свойства эмоций………………………………………………..11
2.3. Виды эмоциональных состояний………………………………12
3. Физиологические механизмы проявления эмоций …………….17
Заключение……………………………………………………………23
Список использованной литературы……………………………….25

Работа содержит 1 файл

МФ НОУ ВПО
«Санкт-Петербургский

Гуманитарный университет Профсоюзов»

Заочный факультет

Контрольная работа

По дисциплине: Концепция современного естествознания.

Тема: Происхождение и механизм эмоций.

Выполнила:

Студентка 4 курса

Факультета «Экономика и управление на предприятии»

Группа Эк 6-08

Мельникова Милана Николаевна

(8-902-131-04-33)

Проверил:

Мурманск 2012.

Стр.

Введение………………………………………… ……………………3

1. Понятие об эмоциях. Происхождение эмоций ………………....5

2. Биологическое и психологическое значение эмоций …………..7

2.1. Функции эмоций………………………………………… ……..10

2.2. Свойства эмоций……………………………………… ………..11

2.3. Виды эмоциональных состояний…… …………………………12

3. Физиологические механизмы проявления эмоций …………….17

Заключение…………………………………………………… ………23

Список использованной литературы……………………………….25

Введение.

Эмоции в жизни человека играют очень важную роль. Они отличаются от других психических процессов, но отделить их трудно, т.к. они сливаются в едином переживании человека. Например, восприятие произведений искусства в образах всегда сопровождается теми или иными эмоциональными переживаниями, выражающими отношение человека к тому, что он чувствует. Интересная, удачная мысль, творческая деятельность сопровождаются эмоциями. Разного рода воспоминания также связаны с образами и несут в себе не только информацию, но и чувство. Простейшие вкусовые ощущения, такие, как кислое, сладкое, горькое и солёное, также настолько слиты с эмоциями, что без них даже не встречаются в жизни.

От ощущений эмоции отличаются тем, что ощущения никакими специфическими субъективными переживаниями типа удовольствия или неудовольствия, приятного или неприятного обычно не сопровождаются. Они дают человеку объективную информацию о том, что происходит в нём и вне его. Эмоции же выражают собой субъективные состояния человека, связанные с его потребностями и мотивами.

Эмоциональные проявления являются интересной сферой психики человека. Эти проявления играют важную роль в любом из видов межличностного общения и не только, т.к. они выражают реакцию и отношение человека к той или иной ситуации, явлению и т.п. Если в восприятии, ощущениях, мышлении и представлениях отражаются многообразные предметы и явления, их различные качества и свойства, всевозможные связи и зависимости, то в эмоциях и чувствах человек проявляет свое отношение к содержанию познаваемого.

Чувства и эмоции зависят от особенностей отражаемых предметов. Между человеком и окружающим миром складываются объективные отношения, которые становятся предметом чувств и эмоций.

В эмоциях проявляется также удовлетворенность или неудовлетворенность человека своим поведением, поступками, высказываниями, деятельностью.

Эмоции, так же, как и чувства - это своеобразное личностное отношение человека к окружающей действительности и к самому себе.

Мир эмоций очень сложен и многообразен. Тонкость его организации и многогранность выражения нередко не осознаются самим человеком. Эмоции не всегда ярко выражены и имеют однозначный смысл. Существуют оттенки эмоций, которые не всегда легко распознать. По моему мнению, чем лучше человек распознаёт эмоции, тем проще ему понять другого человека и самого себя.

Эмоция может рассматриваться как изменённое или особое состояние сознания. Она может существовать относительно независимо от других состояний сознания, но обычно взаимодействует с ними и влияет на сосуществующие состояния или процессы в сознании.

Эмоции - это свойственные каждому из нас психологические реакции на хорошее и плохое, это наши тревоги и радости, наше отчаяние и наслаждение, эмоции обеспечивают нам способность к переживанию и сопереживанию поддерживают интерес к жизни, к окружающему миру. Эмоции составляют часть нашей психологической деятельности.

1. Понятие об эмоциях. Происхождение эмоций.

Эмоции (от лат. emovere - возбуждать, волновать) - состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и выражающиеся прежде всего в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей. Под эмоцией понимают либо внутреннее чувство человека, либо проявление этого чувства. Часто самые сильные, но кратковременные эмоции называют аффектом, а глубинные и устойчивые - чувствами. Эмоция - это психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении потребностной значимости внешних воздействий, их благоприятности или вредности для жизнедеятельности индивида.

Эмоции всегда двувалентны. Они положительны или отрицательны. Отдельные жизненно важные свойства предметов и ситуаций, вызывая эмоции, настраивают организм на соответствующее поведение. Это механизм непосредственной оценки уровня благополучности взаимодействия организма со средой.

Эмоции, как и ощущения, - базовые явления психики. Если в ощущениях отражается материальность бытия, то в эмоциях - субъективное отношение к различным аспектам этого бытия.

Эмоции связаны с деятельностью коры больших полушарий, в первую очередь - с функцией правого полушария. Импульсы от внешних воздействий поступают в головной мозг двумя потоками. Один из них направляется в соответствующие зоны коры головного мозга, где смысл и значение этих импульсов осознаются и они расшифровываются в виде ощущений и восприятий. Другой поток приходит в подкорковые образования (гипоталамус и др.), где устанавливается непосредственное отношение этих воздействий к базовым потребностям организма, субъективно переживаемым в виде эмоций. Обнаружено, что в области подкорки (в гипоталамусе) существуют особые нервные структуры, являющиеся центрами страдания, удовольствия, агрессии, успокоения.

Будучи непосредственно связанными с эндокринно-вегетативной системой, эмоции могут включать энергетические механизмы поведения. Так, эмоция страха, возникая в опасной для организма ситуации, обеспечивает реакцию, направленную на преодоление опасности - активизируется ориентировочный рефлекс, тормозится деятельность всех, на данный момент второстепенных, систем: напрягаются необходимые для борьбы мышцы, учащается дыхание, усиливается сердцебиение, изменяется состав крови и т. п.

Эмоции напрямую связаны с инстинктами. Так, в состоянии гнева у человека появляется оскал зубов, сужение век, сжимание кулаков, прилив крови к лицу, принятие угрожающих поз и т. п. Все основные эмоции носят врожденный характер. Доказательством тому служит тот факт, что у всех народов, независимо от их культурного развития, одинаковая мимика во время выражения тех или иных эмоций. Даже у высших животных (приматы, собаки, кошки и другие) мы можем наблюдать ту же мимику, что и у человека. Однако врожденными являются не все внешние проявления эмоций; некоторые приобретаются в результате обучения и воспитания (например, специальные жесты, как знак той или иной эмоции).

Любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями. Благодаря им, человек может чувствовать состояние другого человека, сопереживать ему. Даже другие высшие животные могут оценивать эмоциональные состояния друг друга.

Чем более сложно организовано живое существо, тем богаче гамма переживаемых эмоциональных состояний. Но некоторое сглаживание проявлений эмоций у социализированного человека наблюдается в результате возрастания роли волевой регуляции.

Все живые организмы изначально стремятся к тому, что соответствует их потребностям и к тому, посредством чего эти потребности могут быть удовлетворены. Человек действует только тогда, когда его действия имеют смысл. Эмоции являются врожденными, спонтанными сигнализаторами этих смыслов. Познавательные процессы формируют психический образ, представления, а эмоциональные процессы обеспечивают избирательность поведения.

2. Биологическое и психологическое значение эмоций.

Эмоции - психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении значимости внешних воздействий.

Неожиданно оказавшись вблизи пропасти, мы испытываем эмоцию страха. Под влиянием этого опасения мы отходим в безопасную зону. Сама по себе эта ситуация еще не причинила нам вреда, но через наше чувство она отразилась как угрожающая нашему самосохранению. Сигнализируя о непосредственном положительном или отрицательном значении различных явлений, эмоции рефлекторно регулируют наше поведение, побуждают или тормозят наши действия.

Эмоция - это общая, генерализованная реакция организма на жизненно значимые воздействия.

Эмоции регулируют психическую активность не специфично, а через соответствующие общие психические состояния, влияя на протекание всех психических процессов.

Особенностью эмоций является их интегрированность - возникая при соответствующих эмоциогенных воздействиях, эмоции захватывают весь организм, объединяют все его функции в соответствующий генерализованный стереотипный поведенческий акт.

Эмоции являются приспособительным продуктом эволюции - это эволюционно-обобщенные способы поведения в типичных ситуациях.

«Именно благодаря эмоциям организм оказывается чрезвычайно выгодно приспособленным к окружающим условиям, поскольку он, даже не определяя форму, тип, механизм и другие параметры воздействия, может со спасительной быстротой отреагировать на него определенным эмоциональным состоянием, сведя его, так сказать, к общему биологическому знаменателю, т.е. определить, полезно или вредно для него данное конкретное воздействие».

Эмоции возникают в ответ на ключевые для удовлетворения определенной потребности особенности предметов. Отдельные биологически значимые свойства предметов и ситуаций вызывают эмоциональный тон ощущений. Они сигнализируют о встрече организма с искомым или опасным свойством предметов. Эмоции и чувства это субъективное отношение к предметам и явлениям, возникающее в результате отражения их непосредственной связи с актуализированными потребностями.

Все эмоции предметно соотнесены и двухвалентны - они или положительные, или отрицательные (потому что предметы либо удовлетворяют, либо не удовлетворяют соответствующие потребности). Эмоции побуждают к стереотипным формам поведения. Однако особенности человеческих эмоций определяются общим законом психического развития человека - высшие образования, высшие психические функции, формируясь на основе низших функций, перестраивают их. Эмоционально-оценочная деятельность человека неразрывно связана с его понятийно-оценочной сферой. И эта сфера сама влияет на эмоциональное состояние человека.

Сознательная, рациональная регуляция поведения, с одной стороны, побуждается эмоциями, но, с другой стороны, она противостоит текущим эмоциям. Все волевые действия совершаются вопреки сильным конкурирующим эмоциям. Человек действует, превозмогая боль, жажду, голод и всевозможные влечения.

Однако чем ниже уровень сознательной регуляции, тем большую свободу получают эмоционально-импульсивные действия. Эти действия не имеют сознательной мотивации, цели этих действий также не формируются сознанием, а однозначно предопределяются характером самого воздействия (например, импульсивное отстранение от падающего на нас предмета).

Эмоции доминируют там, где недостаточна сознательная регуляция поведения: при дефиците информации для сознательного построения действий, при недостаточности фонда сознательных способов поведения. Но это не значит, что чем сознательнее действие, тем меньшую значимость имеют эмоции. Даже мыслительные действия организуются на эмоциональной основе.

В сознательных действиях эмоции обеспечивают их энергетический потенциал и усиливают то направление действия, результативность которого наиболее вероятна. Допуская большую свободу сознательного выбора целей, эмоции определяют основные направления жизнедеятельности человека.

Положительные эмоции, постоянно сочетаясь с удовлетворением потребностей, сами становятся настоятельной потребностью. Человек стремится к положительным эмоциям. Лишение эмоциональных воздействий дезорганизует психику человека, а длительное лишение положительных эмоциональных воздействий в детстве может привести к отрицательным деформациям личности.

Затруднения, возникающие при попытке провести непосредственно различаемую грань между эмоциональными и неэмоциональными явлениями, вынуждают искать отличительные признаки эмоций в более широком контексте их проявления, в частности во внешних и внутренних условиях их возникновения. Существующие концепции различаются по тому, какое значение в них придается этому вопросу: если для некоторых из них он является одним из многих, то для других - одним из центральных рассматриваемых вопросов. К последним относятся, например, теории У. Джемса, Ж.-П. Сартра, П.К. Анохина, П.В. Симонова, группа так называемых «конфликтных» теорий. В ответах на рассматриваемый вопрос обычно признается, что эмоции возникают в случаях, когда происходит нечто значимое для индивида. Расхождения начинаются при попытке уточнить характер и меру значимости события, способного возбудить эмоцию. Если для В. Вундта или Н. Грота любое воспринимаемое событие является значимым, т.е. эмоциональным уже в силу того, что в момент восприятия оно является частью жизни индивида, не знающей беспристрастного состояния и во всем способной найти хотя бы незначительный оттенок интересного, неожиданного, неприятного и т.п., то, согласно Р.С. Лазарусу, эмоции возникают в тех исключительных случаях, когда на основе когнитивных процессов производится заключение о наличии, с одной стороны, некоторой угрозы, с другой - невозможности ее избежать. Однако эти внешне столь различные точки зрения не - являются взаимоисключающими, просто речь в них идет о разном. В работе Лазаруса дана схема возникновения лишь тех «очевидных» эмоциональных состояний, которые в терминологии, принятой в советской психологии, скорее следовало бы отнести к аффектам. Весьма сходным образом представляет возникновение эмоций-аффектов Клапаред, однако в его концепции утверждается, что предварительную оценку угрозы производят не интеллектуальные процессы, как считает Лазарус, а особый класс эмоциональных явлений - чувства.

Таким образом, решение вопроса об условиях возникновения эмоций определяется прежде всего тем, какой именно класс эмоциональных явлений обсуждается в той или иной работе. При широкой трактовке эмоций их возникновение связывается с устойчивыми, обычными условиями существования, такими как отражение воздействия или предмета (эмоции выражают субъективное их значение), обострение потребностей (эмоции сигнализируют об этом субъекту) и т.п. При узком понимании эмоций они рассматриваются как реакция на более специфические условия, такие как фрустрация потребности, невозможность адекватного поведения, конфликтность ситуации, непредвиденное развитие событий и др. Убедительность примеров и экспериментальных данных, приводимых в подтверждение этих различных точек зрения, свидетельствует о дифференцированности эмоций в отношении условий их возникновения и, следовательно, о неминуемой ограниченности попыток охватить эти условия в некотором обобщенном принципе или положении. Эти попытки способны вооружить нас знаниями такими же отвлеченными, как и понятие «эмоция вообще», и доведенные до полного охвата в них всего разнообразия эмоциональных явлений смогут констатировать лишь (как это показывает обобщение существующих точек зрения) двойную обусловленность эмоций: с одной стороны, потребностями (мотивацией), с другой - особенностями воздействий.

О сложности пути, который необходимо пройти, желая отразить в теории реальную сложность эмоциональной жизни, можно составить представление по непревзойденному анализу условий возникновения эмоций в учении Б. Спинозы. Оно показывает, что на возникновение эмоций наряду с такими анализируемыми в современных теориях условиями, как фрустация, нарушение жизненных констант или отражение возможности достижения целей, влияет множество других факторов: ассоциации по сходству и времени, отражение причинных связей, «судьба» предметов наших чувств, сопереживание, представление о справедливости происходящего и др. Разумеется, этот материал нуждается в адаптации к современным представлениям и терминологии, но, с другой стороны, он обнаруживает многие аспекты проблемы, которых в этих представлениях явно недостает.

В истории психологии доминировала традиция обособления эмоциональных процессов в отдельную сферу, противопоставляемую сфере познания в принципиальном различении, например, разума и сердца, чувств и познания, интеллекта и аффекта. Достаточно выраженной является также тенденция признавать при сопоставлении этих сфер первичность и преимущество процессов познания. Крайняя в этом отношении позиция получила название интеллектуализма, различные направления которого рассматривали эмоции как свойство или разновидность ощущений, как результат взаимодействия представлений или особый вид познания. Интеллектуалистическая трактовка эмоций занимает прочные позиции и в современной зарубежной психологии. Так, в работах Р.У. Липера развитие аргументов в пользу мотивирующей функции эмоций несколько неожиданно завершается утверждением, что эмоции - суть восприятие.

Очевидно, что взгляды, сводящие эмоции к процессам познания, и, с другой стороны - признающие в том или ином виде лишь вторичность эмоций, их зависимость от познавательного отражения - различаются принципиально. Существуют различия и в степени обоснованности этих двух точек зрения: первая базируется главным образом на теоретических представлениях, тогда как вторая подтверждается еще и отчетливыми феноменологическими данными, констатируемыми в утверждениях, что эмоции сопровождают, «окрашивают» познавательно отражаемое содержание, оценивают и выражают субъективное его значение. Действительно, мы восторгаемся или возмущаемся, опечалены или гордимся обязательно кем-то или чем-то, приятными или тягостными бывают наши ощущения, мысли, состояния, приключения и т.п. Можно думать, что именно из-за своей очевидности предметность эмоций признается в ряде теорий без особого акцентирования. Между тем есть основания утверждать, что именно эта их особенность является центральной для характеристики отношения эмоций к процессам познания.

Предметность эмоций исключает трактовку, рядополагающую их процессам познания, и требует представления об эмоциональной сфере как об отдельном пласте психического, как бы надстраивающемся над познавательным образом и занимающем положение между ним и внутренними психическими образованиями (потребностями, опытом и т.п.). При такой «локализации» эмоции легко вписываются в строение образа как носитель субъективного отношения к тому, что в нем отражается (данная характеристика эмоций встречается весьма часто). Облегчается также понимание как упомянутой двойной обусловленности эмоций (потребностями и ситуацией), так и их сложных взаимоотношений с процессами познания.

Согласно ряду концепций, некоторое непосредственно эмоциогенное событие может вызвать формирование новых эмоциональных отношений к различным обстоятельствам, связанным с этим событием, причем основой для такого развития эмоционального процесса служит именно познавательный образ. Так, сильные эмоции способны придать эмоциональную окраску практически всему, что так или иначе связано с ситуацией их возникновения (А.Р. Лурия, Я.М. Калашник). В более обычных случаях предметом новых эмоциональных отношений служат условия и сигналы непосредственно эмоциогенных воздействий. Согласно одному из центральных определений Б. Спинозы, предметом любви-ненависти становится все, что познается субъектом как причина удовольствия-неудовольствия. Во всех такого рода случаях эмоциональный процесс как бы идет по путям, проложенным процессами познания, подчиняясь в своем развитии тем связям, которые усматриваются субъектом в объективной действительности. Однако важно подчеркнуть, что процессы познания здесь управляют лишь развитием эмоционального процесса, в изначальном порождении которого решающее значение имеет уже не само по себе познание, а соответствие того, что познается, потребностям индивида.

Но в отношении к познавательным процессам эмоции выступают не только в пассивной роли «ведомого» процесса. Существуют убедительные данные, свидетельствующие о том, что эмоции, в свою очередь, являются важнейшим фактором регуляции процессов познания. Так, эмоциональная окрашенность является одним из условий, определяющих непроизвольное внимание и запоминание, этот же фактор способен существенно облегчить или затруднить произвольную регуляцию этих процессов; хорошо известно влияние эмоций на процессы воображения и фантазии; при неопределенном стимульном материале или при выраженной интенсивности эмоции могут исказить даже процессы восприятия; от эмоций зависит целый ряд характеристик речи, накапливаются данные о тонком регулирующем их влиянии на мыслительные процессы. Следует отметить, что эти разнообразные и очень важные проявления эмоций изучаются, главным образом, в экспериментальной психологии, в теоретических же работах на них обращается меньшее внимание.

Таким образом, направляя эмоции на причины, сигналы и т.д. значимых событий, процессы познания тем самым определяют и свою судьбу, впоследствии сами направляясь эмоциями на эти причины и т.д. для лучшего ознакомления с ними и выяснения оптимального способа поведения. Только таким взаимодополняющим влиянием сфер интеллекта и аффекта, отвечающих соответственно за отражение объективных условий деятельности и субъективной значимости этих условий, обеспечивается достижение конечной цели деятельности - удовлетворение потребностей.

Этот вопрос как бы продолжает предыдущий по линии локализации эмоций в системе психического, однако им освещаются уже не топологические, а функциональные характеристики эмоциональной сферы, иначе говоря, он рассматривает локализацию эмоций не столько в системе психологических образований, сколько в системе сил, приводящих эти образования в движение. Сразу можно сказать, что решение этого вопроса самым прямым образом связано с исходным постулатом об объеме класса явлений, относимых к эмоциональным, и зависит от того, присоединяются ли к нему специфические переживания, имеющие побуждающий характер - желания, влечения, стремления и т.п.

Очевидно, что проблема природы процессов, побуждающих к деятельности, не является просто одной из внутренних проблем психологии эмоций. Из ее решения следуют далеко идущие концептуальные выводы, касающиеся принципиального понимания психического. Так, именно данная проблема является ключевой для различения в истории психологии дихотомных (интеллект - аффект) и трихотомных (познание - чувство - воля) схем психического. В современной психологии она столь остро не стоит, однако ее значение продолжает отстаиваться так называемыми мотивационными теориями эмоций.

Нельзя забывать, что проблема детерминации поведения всегда привлекала внимание исследователей, хотя раздел мотивации, в пределах которого эта проблема изучается в настоящее время, является для психологии сравнительно новым. Если преодолеть барьер, созданный введением в психологию новой терминологии, история развития представлений об отношении эмоций и мотивации окажется весьма продолжительной и богатой. К мотивационным (в современном смысле) теориям, например, несомненно относится учение Б. Спинозы. В концепциях В. Вундта и Н. Грота, отделяющих Побуждающие переживания от эмоциональных, последние тем не менее остаются неминуемым звеном развития процессов мотивации.

Обособление в психологии раздела мотивации связано с перемещением интересов исследователей с ближайших, непосредственных причин поведения на все более отдаленные и опосредствованные. Действительно, для полного объяснения некоторого поступка явно недостаточно утверждения, что он был совершен из-за возникшего желания. Конкретное действие всегда отвечает некоторому более общему жизненному отношению, определяемому потребностями и ценностями субъекта, его привычками, прошлым опытом и т.п., которые в свою очередь определяются еще более общими закономерностями биологического и социального развития, и только в этом контексте оно может получить свое подлинное причинное объяснение. Проблема мотивации в том широком смысле, как она стоит в психологической науке в целом, предполагает выяснение всех факторов и детерминант, побуждающих, направляющих и поддерживающих поведение живого существа.

Только человек имеет возможность познавать подлинные причины своего поведения, но ошибки, которые он при этом обычно делает, свидетельствуют о том, что это познание основывается на опосредованном отражении и догадках. С другой стороны, субъектом отчетливо переживаются возникающие у него эмоциональные побуждения, причем именно ими он реально руководствуется в жизни, если только этому не препятствуют другие побуждения (например, желание не причинять зла другим, быть верным чувству долга и т.п.). Этот простой факт и лежит в основе концепций, утверждающих, что эмоции (включая в них и желания) мотивируют поведение.

Естественно, что данное положение совершенно неприемлемо для авторов, которые между эмоциями и побуждающими переживаниями усматривают принципиальное отличие, относя последние к воле или мотивации, или вообще их игнорируя (что очень характерно для современной психологии). Парадигма таких концепций следующая: поведение детерминируется потребностями и мотивами; эмоции возникают в специфических ситуациях (например, фрустрации, конфликта, успеха-неуспеха) и выполняют в них свои специфические функции (например, активации, мобилизации, закрепления).

В период становления психологии как самостоятельной науки на рубеже XX века эта вторая точка зрения практически вытеснила традицию единой интерпретации эмоциональных и мотивационных процессов, характерную для всего предшествовавшего периода развития представлений об эмоциях, и современная академическая схема изложения психологии трактует мотивацию и эмоции как две сравнительно обособленные проблемы, связи между которыми сопоставимы, например, со связями между восприятием и вниманием, или памятью и мышлением. Однако, как это часто бывает, укрепление позиций одной из противоборствующих сторон активизирует действия другой. Представляется, что именно этот механизм привел к появлению в психологии эмоций целого ряда работ, отстаивающих функциональное единство эмоциональных и потребностно-мотивационных процессов. Наиболее энергично старые идеи стали защищать в русской литературе - Л.И. Петражицкий, в зарубежной, несколько десятилетий спустя - Р.У. Липер.

Подводя итог обсуждению мотивирующей функции эмоций в зарубежной психологической литературе, М. Арнольд утверждает: «Отношение между эмоциями и мотивацией, изображаемое в теоретической литературе, остается совершенно неясным. Хотя снова и снова утверждается, что эмоции мотивируют, едва ли кто-либо смог выступить и недвусмысленно объяснить, как именно это происходит». В этих словах преувеличения нет. Так, Э. Даффи, отстаивая в одной из своих работ необходимость единой интерпретации мотивационных и эмоциональных процессов, вместе с тем утверждает, что оба термина - мотивация и эмоция - просто излишни в психологическом словаре.

Неутешительность существующей картины не должна вызывать удивления по крайней мере по двум причинам. Во-первых, позиции параллелизма и позитивизма, в пределах которых формулируются современные мотивационные теории эмоций, не допускают выделения мира субъективных переживаний в качестве отдельного звена процессов регуляции, тогда как именно это условие позволяет не только формально объединить, но и различить мотивационные и эмоциональные процессы в единой интерпретации. Во-вторых, призывая фактически к возвращению к старым забытым идеям, мотивационные теории не используют опыта, накопленного в их развитии в прошлом. Между тем этот опыт достаточно богат, и обвинения в несостоятельности дать объяснение тому, «как именно эмоции мотивируют», были бы по отношению к нему несправедливыми.

Подлинную функциональную интерпретацию эмоции могут получить лишь в контексте отстаиваемого советской психологией положения о необходимом и активном участии субъективных переживаний в регуляции деятельности. Решение, которое в этих условиях получает вопрос об отношении эмоции к мотивации, в наиболее концентрированном виде передает формулировка С.Л. Рубинштейна, утверждающая, что эмоции являются субъективной формой существования потребностей. Это значит, что мотивация открывается субъекту в виде эмоциональных явлений, которые сигнализируют ему о потребностной значимости объектов и побуждают направить на них деятельность. Эмоции и мотивационные процессы при этом не отождествляются:

являясь субъективной формой существования мотивации, эмоциональные переживания представляют собой лишь итоговую, результативную форму ее существования, не отражающую всех тех процессов, которые подготавливают и определяют появление эмоциональных оценок и побуждений.

Как и многие другие, вопрос об универсальности мотивационной интерпретации эмоций зависит от постулируемого объема явлений, относимых к эмоциональным. Так, согласно теории Р.У. Липера, эмоции представляют собой только одну из форм мотивации, отвечающую за побуждение поведения наряду с такими «физиологически обусловленными» мотивами, как голод или физическая боль. Очевидно, если даже переживания голода и боли не считать эмоциональными, это не препятствует признанию, что именно они презентируют субъекту потребности (пищевую и самосохранения), представляя собой конкретно-субъективную форму их существования. Поэтому решение вопроса о том, вся ли мотивация открывается субъекту в виде эмоций, зависит исключительно от того, как будет проложена граница, разделяющая переживания эмоциональной и неэмоциональной природы.

эмоция мотивация универсальность интерпретация

Библиографический список

1. Архипкина О.С. Реконструкция субъективного семантического пространства, означающего эмоциональные состояния. - Вести. Моск. ун-та. Сер. Психология. 2008, №2.

2. Бюлер К. Духовное развитие ребенка. М., 2009.

3. Васильев И.А., Поплужный В.Л., Тихомиров О.К. Эмоции и мышление. М., 2010.

4. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М., 2009.

5. Вудвортс Р. Экспериментальная психология. М., 2008

Организма на воздействия внешних и внутренних раздражителей, имеющие ярко выраженную субъективную окраску. С помощью эмоций определяется личностное отношение человека к окружающему миру и к самому себе. Эмоции - один из ведущих механизмов регуляции адаптивной и психической деятельности организма. Эмоциональные состояния реализуются в определенных поведенческих реакциях.

Эмоции возникают на этапе оценки вероятности удовлетворения или неудовлетворения возникших , а также при удовлетворении этих потребностей.

Биологическое значение эмоций состоит в выполнении ими сигнальной и регуляторной функций.

Сигнальная функция эмоций заключается в том, что они сигнализируют о полезности или вредности данного воздействия, успешности или неуспешности выполняемого действия. Приспособительная роль этого механизма заключается в немедленной реакции на внезапное воздействие внешнего раздражения, поскольку эмоциональное состояние мгновенно вызывает ярко выраженные переживания определенной окраски. Это приводит к быстрой мобилизации всех систем организма к осуществлению ответной реакции, характер которой зависит от того, сигналом полезного или вредного воздействия на организм служит данный раздражитель. Таким образом, воздействия, исходящие как из внешней среды, так и от самого организма, приводят к возникновению эмоциональных переживаний, дающих общую качественную характеристику воздействующему фактору, опережая его более полное, детальное восприятие.

Регуляторная функция эмоций проявляется в формировании активности, направленной на удовлетворение возникших потребностей, также на усиление или прекращение действия раздражителей, т. е. в реализации механизмов адаптации организма к непрерывно меняющимся условиям среды. Неудовлетворенные потребности организма обычно сопровождаются эмоцией, носящей неприятный характер. Удовлетворение исходной потребности, как правило, сопровождается приятным эмоциональным переживанием. Возникновение положительных эмоций при удовлетворении потребности характеризует успех поиска для достижения цели, что ведет к прекращению дальнейшей поисковой деятельности. С другой стороны, неоднократное удовлетворение тех или иных потребностей, сопровождающееся субъективно приятными эмоциональными переживаниями, приводит к тому, что в дальнейшем организм стимулируется к целенаправленной деятельности представлением о будущей положительной эмоции. Этот второй стимулирующий момент целенаправленного мотивационного - результат общения и поэтому приобретает особое значение в дальнейшем человека и животного.

Виды эмоций

Эмоции делят на положительные и отрицательные . Положительные эмоции определяют такое состояние организма, которое характеризуется активными усилиями животного и человека, направленными на сохранение и усиление этого состояния. Отрицательные эмоции проявляются в усилиях, направленных на устранение неблагоприятного состояния организма, вызванного неудовлетворением потребности или воздействиями вредоносного фактора. Положительные и отрицательные эмоции играют существенную роль в приспособительном поведении.

Эмоции делят также на низшие и высшие . Низшие эмоции более элементарны, связаны с органическими потребностями животных и человека и подразделяются на два вида:

  • гомеостатические, направленные на поддержание гомеостаза организма и носящие всегда отрицательный характер;
  • инстинктивные, связанные с половым , инстинктом сохранения рода и другими поведенческими реакциями.

Высшие эмоции возникают только у человека в связи с удовлетворением социальных и идеальных потребностей (интеллектуальных, моральных, эстетических и др.). Эти более сложные эмоции развивались на базе сознания и оказывают контролирующее и тормозящее влияние на низшие эмоции.

Различают эмоции стенические - вызывающие активную деятельность и астенические - снижающие активность. По длительности и степени выраженности различают эмоции настроения, страсти, аффекта.

Теории эмоций

Биологическая теория эмоций (П,К,Анохин). В основу этой теории эмоций положена концепция функциональной системы: эмоция связана с появлением потребности, которая может сопровождаться отрицательной эмоцией и устранением ее, в результате чего возникает положительная эмоция, то есть входит в состав афферентного синтеза, а также имеет место в структуре акцептора результата действия.

Суть этой теории заключается в том, что положительные эмоции при удовлетворении какой-либо потребности возникают только в том случае, когда параметры реально полученного результата точнейшим образом совпадают с параметрами предполагаемого результата, запрограммированного в акцепторе результатов действия. В таком случае возникает реакция согласования, которая субъективно сопровождается чувством удовлетворения, положительными эмоциями. Если параметры реально полученного результата не совпадают с запрограммированными в акцепторе результатов действия, это сопровождается чувством неудовлетворения, беспокойства - отрицательными эмоциями. Это приводит к формированию ориентировочно-исследовательской реакции и к формированию новой комбинации эффекторных возбуждений, необходимых для организации нового полноценного периферического акта, который обеспечит получение результата, параметры которого совпадают с запрограммированными в акцепторе результатов действия.

Потребностно-информационная теория эмоций (П,В,Симонов), согласно которой в основе появления эмоции лежат потребность и информация, необходимая для ее достижения. Для понимания их соотношения он предложил формулу Э = П(Ин-Ис), где Э – эмоция, ее степень, качество и знак, П – сила и качество потребности, Ин – информация о средствах, необходимых для удовлетворения потребности, Ис – информация о существующих средствах, которыми реально располагает субъект. Если объем информации недостаточен для удовлетворения потребности, возникает отрицательная эмоция, если достаточен – возникает положительная эмоция в результате удовлетворения потребности.

Представление, выдвинутое Г.И.Косицким о том, что для достижения цели (удовлетворения потребности) необходима определенная информация (Ин), энергия (Эн) и время (Вн): если, существующие у организма, информация (Ис), энергия (Эс) и время (Вс) меньше, чем необходимо, то возникает состояние напряжения (Сн), которое можно выразить эмпирической формулой: СН = fС(Ин * Эн * Вн – Ис * Эс * Вс), где Ц – цель, fС – функция цели.

В соответствии с теорией И. Пейпеца возникновение эмоций обусловливается . Кортикальные эмоциональные процессы возникают в , оттуда импульсы идут в маммилярные тела, затем в передние ядра и в поясную (круг Пейпеца). Эмоциональная окраска психических процессов создается распространением этих импульсов на другие области коры. Рецептивной областью эмоциональных переживаний является поясная извилина. Целостность этой цепи представляет собой механизм, организующий переживание и выражение эмоций. Эмоции возникают либо сначала в коре, откуда импульсы поступают в “круг” через гиппокамп, либо в результате гипоталамуса, и тогда кору поясной извилины следует рассматривать как воспринимающую область для эмоциональных ощущений в результате приходящих из гипоталамуса импульсов. Лимбическую систему рассматривают как “висцеральный мозг”. Считают, что именно здесь происходит интеграция воспринимаемой информации, получаемой от всех структур тела, в том числе от скелетной мускулатуры и внутренних органов, и формирование определенных эмоциональных состояний.

В настоящее время принято считать, что нервным субстратом эмоций является лимбико-гипоталамический комплекс. Включение гипоталамуса в эту систему обусловлено тем, что множественные связи гипоталамуса с различными структурами головного мозга создают физиологическую и анатомическую основу для возникновения эмоций.

Новая кора на основе взаимодействия с другими структурами, особенно гипоталамусом, лимбической и ретикулярной системами, а также между различными областями самой новой коры, несомненно, играет важную роль в субъективной оценке эмоциональных состояний.

Эмоциональные состояния являются важной формой адаптационных реакций организма, и играют огромную роль в создании условий для более широкого и более совершенного приспособления животных и человека к окружающим условиям.

Нейроанатомические основы эмоций.

Эти сведения появились благодаря деятельности американского невропатолога Джеймса Пепеца, который изучая больных с поражениями гипокампа и поясной извилины, выдвинул гипотезу существования целой системы, обеспечивающей эмоции, которая была названа «лимбической системой». Она включает в себя:

  • поясную извилину
  • гипокамп
  • гипоталамус
  • таламус
  • прозрачную перегородку (между полушариями)

Вместе они образуют замкнутую систему или лимбический круг, благодаря взаимосвязям между собой. сточником возбуждения этой системы является гипоталамус, сигналы от которого следуют в нижележащие отделы, активизируя вегетативные и моторные компоненты эмоциональной реакции. От него возбуждение передается на поясную извилину через таламус.

Поясная извилина является субстратом эмоциональных переживаний, имеет специальные входы для эмоциональных стимулов, похожие на то, что имеет сенсорная кора. Сигнал от поясной извилины через гипокамп направляется в сосцевидные тела гипоталамуса, оттуда на прозрачную перегородку, а затем опять на поясную извилину. Таким образом, существует некая замкнутая система взаимосвязей.

Помимо этих структур, эмоциогенные свойства обнаруживают кора и миндалина. Так удаление миндалины приводит к изменению эмоционального состояния. В экспериментах, проведенных Прибрамом на макаках-резус, при удалении миндалины у самца-вожака, наблюдалась полная утрата агрессивности, в результате чего этот самец полностью потерял свое место в зоосоциальной иерархии и превратился в запуганное, покорное животное.

Электрическое раздражение миндалины вызывает эмоции страха, гнева, редко удовольствия. По мнению ряда исследователей, эмоциональные функции миндалины реализуются на сравнительно более поздних этапах осуществления поведенческого акта. После того, как актуализировались потребности и уже трансформировались в определенное эмоциональное состояние. В этом случае миндалина способна выбрать из конкурирующих эмоций ту, которая значима, если таковые есть.

Серьезные эмоциональные нарушения возникают в связи с повреждением лобных отделов коры головного мозга, в частности развивается эмоциональная тупость, растормаживание низших эмоций и влечений. Удаление (двухстороннее) височных полюсов у обезьян приводи к развитию чувства страха.

Лимбическая кора контролирует эмоциональную выразительность, интонацию речи. Важную роль в обеспечении эмоций играет полушарная асимметрия. Так, например, временное отключение левого полушария электросудорожным ударом, вызывает в эмоциональной сфере правополушарного человека сдвиг в сторону отрицательных эмоций.

Брагина и Доброхотова установили, что больные с поражением левого полушария более тревожны и озабочены, а правого полушария – более легкомысленны и беспечны.

Физиологическое выражение эмоций . Эмоции выражаются не только в двигательных реакциях, но и на уровне тонического напряжения мышц. Лица, страдающие от различных конфликтов и, особенно с невротическими отклонениями, характеризуются большей скованностью движений, чем другие. Многие психотерапевтические приемы связаны со снятием этой напряженности, например, методы релаксации и аутогенной тренировки. Они учат расслабляться, в результате чего уменьшается раздражительность, тревожность и связанные с ними нарушения.

Важным компонентом эмоций являются изменения активности вегетативной нервной системы: изменение сопротивления кожи, гормональный и химический состав крови.

Особую группу эмоциональных реакций составляют изменение биотоков головного мозга. Эмоциональные состояния человека находят отражение в в изменении соотношения ритмов: ά, β, θ и δ. Изменение ЭЭГ, характерные для эмоций, наиболее отчетливо возникают в лобных областях.

План


Введение

Общая характеристика эмоций

Эмоциональные состояния

Развитие эмоций у человека

Теории эмоций

Заключение

Список литературы


Введение


Каждый день мы с чем-то сталкиваемся в повседневной жизни и это вызывает у нас определенное отношение. Познавая действительность, человек так или иначе относится к предметам, явлениям, событиям, к другим людям и конечно же к своей личности. Одни объекты и явления вызывают у нас симпатию, другие наоборот отвращение. Например, читаемая книга или выполняемая работа могут нас радовать или огорчать, вызывать удовольствие или разочарование. Даже отдельные свойства предметов, информацию о которых мы получаем через ощущения, например цвет, вкус, запах, не бывают безразличными для нас. Радость, печаль, восхищение, возмущение, гнев, страх и др. – все это различные виды субъективного отношения человека к действительности. Между человеком и окружающим миром складываются отношения, которые становятся предметом эмоций. Эмоции, чувства служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и к окружающему его миру. Но как часто мы прослеживаем свои эмоциональные реакции на те или иные вещи, предметы или явления? Здесь не обойтись без умения анализировать себя и своё отношение к тому, что нас окружает. Поэтому я и выбрала эту тему для написания реферата, так как она для меня очень интересна и можно сказать неизведанна. В практической жизни под эмоциями мы понимаем самые разнообразные реакции человека – от бурных взрывов страсти до тонких красок настроений. В психологии же под эмоциями понимают психические процессы, которые протекают в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Попробуем разобраться в этом более подробно.


Общая характеристика эмоций


Так что же такие эмоции? Эмоции (от лат. еmovere – волновать, возбуждать). Эмоции – это особый класс субъективных психологических состояний. Они характеризуют потребности человека и предметы, на которые они направлены. Эмоции, как утверждал Ч.Дарвин, возникли в процессе эволюции, как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Значение эмоций для организма заключается в предупреждении о разрушающем характере каких-либо факторов. А посему можно сказать, что эмоции являются одним из основных механизмов регуляции функционального состояния организма и деятельности человека. Благодаря эмоциям человек осознает свои потребности и предметы, на которые они направлены. А также, благодаря тому, что любая эмоция положительна или отрицательна, человек может судить о достижении поставленной цели. Положительная эмоция всегда связана с получением желаемого результата, а отрицательная наоборот дает сигнал о неудачи при достижении цели. Большинство эмоциональных состояний отражается на особенностях поведения человека. Например, покраснение или побледнение кожи человека в определенной ситуации может говорить о его эмоциональном состоянии. Получается, что эмоцию можно рассматривать как целостную эмоциональную реакцию, включающую в себя не только психический компонент – переживание, но и физиологические изменения в организме, которые сопутствуют этому переживанию. Эмоциональные состояние, возникшие в процессе деятельности, могут повышать или понижать жизнедеятельность человека. Первые называются стеническими, вторые – астеническими. Возникновение и проявление эмоций связано со сложной комплексной работой коры, подкорки мозга и вегетативной нервной системы, регулирующей работу внутренних органов. Этим определяется тесная связь эмоций с деятельностью сердца, дыхания, с изменениями в деятельности скелетных мышц и лицевых мышц. Эксперименты обнаружили в глубине мозга, в лимбической системе существование центров положительных и отрицательных эмоций, получивших название центров «наслаждения, рая» и «страдания, ада».

Эмоции делят на положительные и отрицательные, то есть приятные и неприятные. Самая древняя по происхождению и наиболее распространенная форма эмоциональных переживаний считается удовольствие, получаемое от органических потребностей, и неудовольствие, связанное с невозможностью это сделать при обострении потребности. В свою очередь чувственным тоном ощущений считается своеобразная окраска ощущений, которая характеризует наше отношение к отдельным качествам предмета.

Эмоции также имеются и у животных, но у человека они приобретают особую глубину и имеют множество оттенков и сочетаний. В зависимости от личностных (вкусов, интересов, нравственных установок, опыта) и темпераментных особенностей людей, а также от ситуации, в которой они находятся, одна и та же причина может вызывать у них разные эмоции.

Более сложными являются положительные (радость, восторг) и отрицательные (гнев, горе, страх) эмоции. Также эмоции различаются по интенсивности и длительности, а еще по степени осознанности причины их появления. В связи с этим выделяют настроения, собственно эмоции и аффекты. О видах эмоций поговорим ниже более подробно.


Эмоциональные состояния


Как мы говорили выше, эмоции являются сложными психическими явлениями. Наиболее значимыми эмоциями считаются следующие типы эмоциональных переживаний: аффекты, сами эмоции, чувства настроения и эмоциональный стресс.

Аффект (от лат. аffectus – душевное волнение, страсть)- сильное, бурное и относительно кратковременное эмоциональное переживание (вспышка), которое полностью захватывает психику человека и предопределяет единую реакцию на ситуацию в целом. Достаточно часто эта реакция и воздействующие раздражители недостаточно осознаются – и это одна из причин неуправляемости этим состоянием. Одной их главных особенностей аффекта состоит в том, что эта эмоциональная реакция навязывает человеку необходимость выполнить какое-либо действие, но сам человек при этом теряет чувство реальности.

При аффекте мало продумываются последствия совершаемого, вследствие чего поведение человека становится импульсивным. Человек перестает себя контролировать и может не осознавать того, что делает. Это объясняется тем, что в состоянии аффекта возникает очень сильное эмоциональное возбуждение, которое затрагивая двигательные центры коры головного мозга, переходит в двигательное возбуждение. Под действием такого возбуждения человек совершает обильные и часто беспорядочные движения и действия. Бывает, что человек цепенеет, его движения и действия совсем прекращаются, он как будто лишается дара речи. Про такого человека говорят, что он не помнит себя, находился в беспамятстве. После аффекта часто наступает упадок сил, равнодушие ко всему окружающему или раскаяние в содеянном. Но все же не стоит утверждать, что в состоянии аффекта человек совсем не осознает своих действий и не оценивает происходящее. Даже при самом сильном аффекте человек в той или иной степени отдает себе отчет в том, что происходит, просто при этом одни люди в состоянии овладеть своими мыслями и поступками а другие – нет.

Эмоции. Эмоции отличаются от аффектов длительностью состояния и также их отличительной чертой является то, что эмоции есть реакция не только на текущие события, но и на вероятные или вспоминаемые. Большинство предметов и явлений внешней среды воздействуют на наши органы чувств и вызывают у нас сложные эмоциональные ощущения и чувства, которые могут включать в себя одновременно и удовольствие и неудовольствие. Например, воспоминание о чем-то неприятном для нас одновременно с тяжелым чувством может вызывать и радость от понимания того, что это неприятное осталось в прошлом. Также наблюдается яркое совмещение положительной и отрицательной окраски эмоциональных переживаний при преодолении трудностей, с которыми нам приходится иметь дело. Сами по себе действия, которые выполняются в этих случаях, вызывают у нас довольно часто неприятные и тяжелые чувства, но успех, которого мы достигаем, неразрывно связан с положительными эмоциональными переживаниями. Эмоции, как и чувства, воспринимаются человеком как его собственные внутренние переживания и передаются другим людям, сопереживаются. А также проявляется удовлетворенность или неудовлетворенность человека своим поведением, поступками, высказываниями, деятельностью.

Чувства – еще более чем эмоции, устойчивые психические состояния, которые имеют четко выраженный предметный характер. Они выражают устойчивое отношение к каким-либо объектам (реальным или воображаемым). Человек может переживать чувство только к кому-нибудь или чему-нибудь. Например, человек не может испытывать чувство любви, если у него нет объекта привязанности.

Чувства играют довольно значимую роль в построении контактов с окружающими людьми. Все мы знаем, что человек предпочитает находиться в комфортной для него обстановке, а не в условиях которые вызывают негативные эмоции. Также следует сказать, что чувства всегда индивидуальны. То, что нравится одному, у другого человека может вызывать негативные чувства. Это можно объяснить тем, что опосредуются системой ценностных установок конкретного человека.

В зависимости от направленности чувства делятся на моральные (переживание человеком его отношения к другим людям), интеллектуальные (чувства, связанные с познавательной деятельностью), эстетические (чувство красоты при восприятии искусства, явлений природы), практические (чувства связанные с деятельностью человека).

Моральные или морально-политические чувства проявляются в эмоциональных отношениях к различным общественным учреждениям и организациям, а также к государству в целом. Важной особенностью этой группы чувств является их действенный характер. Они могут выступать как побудительные силы героических дел и поступков. Поэтому одной из задач любого государственного строя всегда остается формирование таких морально-политических чувств, как патриотизм, любовь к Родине.

Интеллектуальные чувства – это переживания, которые возникают в процессе познавательной деятельности человека, они не только ее сопровождают но и стимулируют, усиливают ее, влияют на скорость и продуктивность мышления, на содержательность и точность полученных знаний. Интеллектуальные чувства такие как: удивление, любознательность, чувство радости по поводу сделанного открытия, чувство сомнения в правильности решения являются свидетельством взаимосвязи интеллектуальных и эмоциональных процессов.

Эстетические чувства это эмоциональное отношение человека к прекрасному в природе, в жизни людей и искусстве. Когда мы наблюдаем окружающие нас предметы и явления действительности, мы можем испытывать особое чувство восхищения их красотой, особенно глубокие переживания мы ощущаем при восприятии произведений художественной литературы, музыкального, драматического и других видов искусств. Эстетическое отношение проявляется через разные чувства – восторг, радость, презрение, отвращение, тоску, страдание и др.

Напоследок следует сказать, что деление чувств на группы является достаточно условным т.к. человеческие чувства так сложны и многогранны, что их достаточно трудно отнести к какой-либо определенной группе.

Страсть – это проявление сильного и устойчивого проявления к чему-либо или к кому-либо. Это достаточно сложный вид эмоциональных состояний. Она представляет собой сплав эмоций, мотивов, чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета.

Настроением считается самое длительное, или даже можно сказать «хроническое» эмоциональное состояние, которое окрашивает все наше поведение. Настроению характеризуют меньшую интенсивность и предметность. Оно может быть радостным или печальным, веселым или угнетенным, бодрым или подавленным, спокойным или раздраженным. Его могут различать по продолжительности. Устойчивость настроения зависит от достаточно многих причин – возраста человека, его индивидуальных особенностей характера и темперамента, силы воли и т.д. Настроение может окрашивать поведение человека в течение достаточно долгого времени даже нескольких недель. Более того, настроение может стать устойчивой чертой личности. Именно эту особенность настроения подразумевают, когда делят людей на оптимистов и пессимистов. Также огромную роль настроение играет для эффективности деятельности, которой занимается человек, например, все знают, что одна и та же работа при одном настроении кажется легкой и приятной, а при другом – тяжелой и удручающей. И также известен тот факт, что при хорошем настроении человек в состоянии выполнить гораздо больший объем работы, чем при плохом. Нельзя не заметить, то, что у людей с высокой самооценкой чаще наблюдается повышенное настроение, а у людей с заниженной самооценкой более выраженная склонность к пассивно-отрицательным эмоциональным состояниям, которые связанны с ожиданием неблагоприятных исходов.

Изложенные выше характеристики видом эмоциональных состояний являются достаточно общими. Каждый из видов имеет свои подвиды, которые различаются по интенсивности, продолжительности, осознанности, глубине, происхождению, условиям возникновения и исчезновения, воздействию на организм, динамике развития, направленности и др.


Развитие эмоций у человека


Воспитание эмоций и чувств у человека начинается с самого раннего детства. Важным условием для формирования положительных эмоций и чувств есть забота со стороны взрослых. Тот ребенок, которому не хватает любви и ласки в большинстве случаев вырастает холодным и неотзывчивым. А для того, чтобы возникла эмоциональная чуткость также важна ответственность за другого, например, забота о младших братьях и сестрах, а если таковых нет, то о домашних животных. Очень важно и необходимо, чтобы ребенок сам о ком-то заботился и за кого-то отвечал. Также важнейшим условием для формирования эмоций является то, чтобы чувства детей не ограничивались только пределами субъективных переживаний, а получали свою реализацию в каких-то конкретных поступках, действиях и деятельности. В противном случае легко можно воспитать сентиментальных людей, способных лишь на словесное излияние, но не способных на неуклонное претворение своего чувства в жизнь.

Самые ранние проявления эмоций у детей связанны с органическими потребностями ребенка. Имеется в виду проявления удовольствия и неудовольствия, при удовлетворении или неудовлетворении потребности в еде, сне и т.д. В связи с этим рано начинают проявляться и такие чувства как страх и гнев. Сначала они носят бессознательный характер. К примеру, если возьмем на руки новорожденного ребенка и, подняв его вверх а затем быстро опустите вниз, то увидите, что ребенок весь сожмется, хотя он еще никогда не падал. Такой же бессознательный характер носят и первые проявления гнева, которые связаны с неудовольствием, при неудовлетворенности их потребностей. Например, у того же ребенка наблюдались гневные морщинки на лбу, когда его дразнили. Также следует отметить, что у детей также достаточно рано появляются сочувствие и сострадание. Положительные эмоции у ребенка развиваются постепенно через игру и исследовательское поведение. Сначала у малыша возникает удовольствие в момент получения желаемого результата, а затем играющему ребенку доставляет радость уже не только результат, но и сам процесс деятельности, здесь уже удовольствие связано не с окончанием процесса, а с его содержанием. У детей постарше появляется предвосхищение удовольствия, эмоция в этом случае возникает в начале игровой деятельности, и ни результат, ни само выполнение не являются центральными в переживании ребенка.

Развитие отрицательных эмоций обусловлено неустойчивостью эмоциональной сферы детей и тесно связно с фрустрацией. Фрустрация – это эмоциональная реакция на помеху при достижении осознанной цели. Часто повторяющееся в раннем детстве состояние фрустрации и стереотипные формы ее проявления у одних закрепляют вялость, безразличие, безынициативность, а у других – агрессивность, завистливость и озлобленность. Поэтому во избежание подобных эффектов нежелательно при воспитании ребенка слишком часто добиваться выполнения своих требований прямым нажимом. Потому как, настаивая на немедленном выполнении требований, взрослые не предоставляют ребенку возможности самому достигнуть поставленной перед ним цели и создают условия, которые способствуют закреплению упрямства и агрессивности у одних и безынициативности – у других. Также большое значение в формировании такого эмоционального состояния, как агрессивность, играет наказание ребенка, особенно мера наказания. Оказывается, что дети, которых дома строго наказывают, проявляют во время игры с куклами большую агрессивность, чем дети, которых наказывают не сильно. Но вместе с тем полное отсутствие наказаний также неблагоприятно влияет на развитие детского характера.

Одновременно с формированием позитивных и негативных эмоций у детей постепенно формируются нравственные чувства. Зачатки нравственного сознания впервые у ребенка появляются под влиянием похвалы, одобрения а также порицания, когда ребенок слышит со стороны взрослых, что одно – можно, нужно и должно, а другое – нехорошо, и нельзя. Хотя первые представления детей о том, что «хорошо» и что «плохо» тесно связанны с личными интересами как самого ребенка, так и других людей.

У детей довольно рано проявляются зачатки такого сложного чувства как эстетическое чувство. Одним из его проявлений считается удовольствие, которое дети испытывают при слушании музыки. Также к концу первого года детям могут нравиться определенные вещи, это проявляется в отношении игрушек и его личных вещей. Источником развития эстетических чувств являются занятия рисованием, музыкой, пением, посещение театров, кино, концертов.

У детей школьного в школьном возрасте меняются жизненные идеалы. С переходом ребенка в школу, с расширением его интеллектуального кругозора в качестве идеала выступают уже и другие люди (не только родные как у детей дошкольного возраста), например, учителя, конкретные исторические или литературные герои.

Эмоции играют важнейшую роль в жизни человека. На сегодняшний день уже никто не может отрицать связь эмоций с особенностями жизнедеятельности организма. Известо, что под влиянием эмоций изменятеся деятельность органов кровообращения, дыхания, пищеварения, желез внутренней и внешней секреции и др. Излишняя интенсивность и длительность переживаний может вызывать нарушения в организме. Например, при эмоциональных переживаниях изменяется кровообращение: учащается или замедляется сердцебиение, изменяется тонус кровеносных сосудов, повышается или понижается кровяное давление и т.д. В результате одних переживаний человек краснеет, при других - бледнеет. А наше сердце настолько чутко реагирует на все изменения эмоциональной жизни, что в народе его всегда считали вместилищем души, органом чувств.


Теории эмоций


Теория Ч.Дарвина (о биологической природе и пользе эмоций: выразительные эмоциональные движения – это рудимент целесообразных инстинктивных действий, - это биологически значимый сигнал для особей своего и других видов). Впервые эмоциональные выразительные движения стали предметом изучения Ч.Дарвина. В 1872 г.Ч.Дарвин опубликовал книгу «Выражение эмоций у человека и животных». На основе сравнительных исследований эмоциональных движений млекопитающих он создал биологическую концепцию эмоций. В этой работе он доказывал, что эволюционный принцип применяется не только к биологическому, но также и к психическому и поведенческому развитию животных. По его мнению, между поведением человека и животного много общего. Он обосновывал это исходя из наблюдений за внешним выражением разных эмоциональных состояний у животных и людей. Дарвин считал, что эмоции появились в процессе эволюции живых существ как жизненно важные приспособительные механизмы, которые способствуют адаптации организма к условиям и ситуациям его существования. Данная теория получила название эволюционной.

Теория Анохина (эмоции – это продукт эволюции, приспособительный фактор в жизни животного мира, способствующий сохранению жизни отдельной особи и всего вида; положительные эмоции возникают, если реальный результат действия совпадает или превышает ожидаемый результат; отрицательные эмоции возникают, если реальный результат хуже ожидаемого; повторные неудачи в получении ожидаемого результата вызывают торможение неэффективной деятельности). Теория Анохина рассматривает эмоции как продукт эволюции, как присобительский фактор в жизни животного мира. Рассмотрение эмоций с биологической точки зрения позволяет признать, что эмоции закрепились в эволюции как механизм, удерживающий жизненные процессы в оптимальных границах и предупреждающий разрушительный характер недостатка или избытка каких-либо факторов жизни данного организма. Положительные эмоции возникают, когда реальный результат совершенного поведенческого акта совпадает или превышает ожидаемый полезный результат, и наоборот, недостаток реального результата, несовпадение с ожидаемым ведет к отрицательным эмоциям.

Теория Джемса-Ланге (возникновение эмоций обусловлено изменениями органических процессов: дыхания, пульса, мимики. Эмоции = сумма органических ощущений «человеку грустно, потому что он плачет, анне наоборот»). Джемс и независимо от него Ланге сформулировали теорию, согласно которой возникновение эмоций обусловлено вызываемыми внешними воздействиями изменениями как в произвольной двигательной сфере. Ощущения, связанные с этими изменениями и есть эмоциональные переживания. По Джемсу «мы печальны, потому, что плачем; боимся потому, что дрожим; радуемся потому, что смеемся». Органические изменения по теории Джемса-Ланге являются первопричинами эмоций. Отражаясь в психике человека через систему обратных связей, они порождают эмоциональное переживание соответствующей модальности. Согласно этой точке зрения, сначала под действием внешних стимулов происходят характерные для эмоций изменения в организме и лишь затем возникает сама эмоция. Следует сказать, что появление данной теории привело к упрощению понимания механизмов произвольной регуляции. Например, считалось, что нежелательные эмоции, такие как горе или гнев, можно подавить, если намеренно совершать действия, в результате которых обычно появляются положительные эмоции. Напоследок следует сказать, что теория Джемса-Ланге сыграла положительную роль, указав на связь трех событий: внешнего раздражителя, поведенческого акта и эмоционального переживания. Но не смотря на это теория Джемса-Ланге вызвала ряд возражений и одна из них теория Кэннона.

Теория Кэннона (не органические процессы вызывают эмоции, а Эмоции и Органические процессы порождаются одновременно единым источником). Кэннон обнаружил, что телесные изменения, наблюдаемые при возникновении разных эмоциональных состояний, очень похожи друг на друга и не настолько разнообразны, чтобы объяснить качественные различия в высших эмоциональных переживаниях человека. Более того, Кэннон обнаружил, что искусственно вызываемые у человека органические изменения далеко не всегда сопровождаются эмоциональными переживаниями. Самым сильным аргументом Кэннона против теории Джемса-Ланге оказался проведенный им эксперимент, благодаря которому он обнаружил, что искусственно вызываемое прекращение поступления органических сигналов в головной мозг не предотвращает возникновение эмоций.

Положения Кеннона были развиты П. Бардом, который показал, что на самом деле и телесные изменения, и эмоциональные переживания, связанные с ними, возникают почти одновременно.

В более поздних исследованиях обнаружилось, что из всех структур головного мозга собственно с эмоциями более всего функционально связан даже не сам таламус, а гипоталамус и центральные части лимбической системы. В экспериментах, проведенных на животных, было установлено, что электрическими воздействиями на эти структуры можно управлять эмоциональными состояниями, такими, как гнев, страх (X. Дельгадо).

Теория Гельгорна . Эмоции осуществляют энергетическую мобилизацию организма:

· Положительные эмоции вызывают приток крови, усиление питания тканей – они «молодят» человека.

· Отрицательные эмоции вызывают спазм сосудов – они «старят» человека.

Концепция Арнольда. Интуитивная оценка ситуации, например, угрозы, вызывает стремление действовать, что выражается в различных телесных изменениях, переживается как эмоция и может привести к действию «Мы боимся, потому что решили, будто нам угрожают».

Отдельную группу теорий составляют воззрения, раскрывающие природу эмоций через когнитивные факторы, т.е. мышление и сознание.

Теория когнитивного диссонанса Л.Фестингера (положительные эмоции – результат совпадения или превышения полученной информации с ожидаемой; отрицательные эмоции – результат недостатка, несовпадения полученной информации с исходной; если занизить уровень ожиданий, то вызываются более положительные эмоции.) Основным понятие этой теории стал диссонанс. Диссонанс – это отрицательное эмоциональное состояние, которое возникает в ситуации, когда субъект располагает противоречивой информацией об объекте. Согласно этой теории, положительное эмоциональное переживание возникает у человека, когда его ожидание подтверждаются, т.е. когда реальные результаты деятельности соответствуют. При этом позитивное эмоциональное состояние которое возникло может быть охарактеризовано как консонанс. Отрицательные же эмоции возникают в тех случаях, когда между ожидаемыми и действительными результатами деятельности имеется расхождение, или диссонанс. Состояние когнитивного диссонанса обычно переживается человеком как дискомфорт, и естественно, что он стремится как можно скорее от него избавиться. Для этого у него как минимум два пути: первое, изменить свои ожидания так, чтобы они соответствовали реальности, а во-вторых, попытаться получить новые сведения, которые бы согласовались с прежними ожиданиями. Благодаря позиции этой теории, возникающие эмоциональные состояние рассматриваются как основная причина соответствующих действий и поступков.

Информационная теория Симонова(по Симонову, эмоция есть отражении мозгом высших животных и человека величины потребности и вероятности ее удовлетворения в данный момент. И выражается формулой Э = - П (И н - И с). Отечественный физиолог П.В. Симонов сформулировал данное правило согласно формуле Э = - П (И н - И с) . Где:

Э – эмоция, ее качество и сила;

П - величина и специфика актуальной потребности;

И н - информация, необходимая для удовлетворения актуальной потребности;

И с – существующая информация, т.е. те сведения, которыми человек располагает в данный момент.

Следствия из этой формулы таковы: если у человека нет потребности, то и эмоции он не испытывает; эмоция не возникает и в том случае, когда человек, испытывающий потребность, обладает полной возможностью для ее реализации. Если субъективная оценка вероятности удовлетворения потребности велика, проявляются положительные качества. Отрицательные эмоции возникают, если субъект отрицательно оценивает возможность удовлетворения потребности. Получается, что сознавая или не сознавая это, человек постоянно сравнивает информацию о том, что требуется для удовлетворения потребности, с тем, чем он располагает, и в зависимости от результатов сравнения испытывает различные эмоции.

Напоследок следует сказать, что до настоящего времени единой точки зрения о природе эмоций не существует. По-прежнему проводятся многочисленные исследования, которые направлены на изучение эмоций. Те знания, которыми сейчас обладают об эмоциях говорят об их двойственности. С одной стороны – это субъективные факторы, к которым относятся различные психические явления а также когнитивные процессы и особенности организации ценностей человека. А с другой, эмоции определяются физиологическими особенностями индивида.


Заключение


Итак, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что эмоции – это свойственные каждому из нас психологические реакции на хорошее и плохое, это наши тревоги и радости, наше отчаяние и наслаждение, эмоции обеспечивают нам способность к переживанию и сопереживанию поддерживают интерес к жизни, к окружающему миру. Эмоции составляют часть нашей психологической деятельности, часть нашего «я». У каждого из нас имеются различия в глубине и устойчивости чувств. У одних людей они носят поверхностный характер, протекают легко и малозаметно у других же, чувства захватывают целиком и оставляют глубокий след после себя. Но именно это и обусловливает неповторимость конкретного человека, определяет его индивидуальность.

Также не маловажным фактом является то, что чувства и эмоции способствуют более глубокому познанию человеком самого себя. Благодаря переживаниям человек познает свои возможности, способности, достоинства и недостатки. Переживания человека в новой обстановке нередко раскрывают что-то новое в самом себе, в людях, в мире окружающих предметов и явлений.

Также можно сделать вывод, что для всего психического здоровья человека, главной целью является его правильное эмоциональное воспитание с самого раннего детства и на протяжении всей жизни. Особенно это можно отметить при воспитании младшего подростка. Когда эмоциональная сфера претерпевает переходной период от детскости к взрослому состоянию. Если в более младшем возрасте эмоциональное состояние ребенка зависимо от удовлетворения своих потребностей и оценки взрослого, то в этот период развития и становления личности подросток начинает самостоятельно контролировать свои эмоции.

Современному человеку в своих поступках часто приходится руководствоваться главным образом не эмоциями, а разумом, но во многих жизненных ситуациях влияние эмоций на поведение человека весьма велико. А всеобщее стремление к поддержанию у себя и у окружающих положительного эмоционального состояния - это залог здоровья, бодрости и хорошего настроения. Радует тот факт, что эмоциями можно управлять, а при острой необходимости чтобы разрядить эмоциональное напряжение существует ряд способов.

И хоть мы не всегда осознаем этого факта, но необходимо сказать, что эмоции являются одним из основных механизмов регуляции функционального состояния организма и деятельности человека. Благодаря эмоциям мы осознаем свои потребности и предметы, на которые они направлены, что безусловно очень важно для нас. А также, благодаря тому, что любая эмоция положительна или отрицательна, мы судим о достижении поставленной цели.


Список литературы


1. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - РнД., 2008.

2. Маклаков А.Г. Общая психология. - Спб. 2009.

3. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. Современный психологический словарь.

4. Изард К.Э. Психология эмоций. – Спб. 1999.

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – Спб. 1999.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.



Загрузка...