electricschool.ru

Список глаголов повелительного наклонения. Глаголы повелительного наклонения. Образование глаголов повелительного наклонения. Ь знак в глаголах повелительного наклонения. Образование форм повелительного наклонения. Изъявительное, условное и повелительное

1. Простое побуждение. Расскажи подробнее: время у нас есть.

2. Шутливо-ироническое побуждение. Кричи шибче, чтоб соседи услыхали.

3. Приказание. Оставьте это, не смейте…

5. Угрозу. Ты у меня пикни.

6. Команду. Постройся!

7. Позволение, разрешение. Поезжай, уж если тебя так тянет. Ладно уж, беги.

8. Пожелание. Будь здоров! Расти большой! Крепни и славься!

9. Призыв. Пионеры! Горячо любите Советскую Родину!

10. Совет. Старайтесь зимой спать не меньше восьми часов.

11. Предостережение, напутствие, напоминание. Берегите себя! Осторожно, не упади! Не разбей чашку!

12. Просьбу и мольбу. Не стреляйте в белых лебедей.

Особенности образования форм повелительного наклонения.

1. Глаголы с –ва давать даjут давай сохраняется –ва

2. Глаголы с корнем на и (бить, пить, - бей, пей). Основы не совпадают ни с основой инфинитива, ни с основой настоящего времени.

3. Есть – ешь, дать – дай, ехать – поезжай

Вариантные формы высунь, высуни, лезь, полезай, высыпь, высыпи, уведомь, уведоми.

Употребление видов.

Совершенный вид Несовершенный вид

совет, просьба побуждение, приглашение


приказание (дайте)

частицы –ка, смотри

Употребление других форм глагола в значении повелительного наклонения.

1. Инфинитив. Встать!

2. 2 лицо простого и сложного будущего времени. Пойдешь, найдешь, передашь.

3. Прошедшее время. Поплыли!

Употребление форм повелительного наклонения в других значениях.

1. Сослагательное наклонение. Да будь я…(если бы я был) в условном или уступительном контексте.

2. Изъявительное наклонение. И блесни (блеснула) мне мысль.

3. Вынужденное действие субъекта, который обязан выполнить. Субъект недоволен. А мне расупутывай.

В форме императива кроме прямого значения могут использоваться в переносном значении.

1. Для выражения реального действия, которое невозможно или трудно осуществить (чаще разговорный, интенсивный контекст). Попробуй его поймай. Жди от него помощи.

2. Формы императива используются для обозначения действия, которое осуществлялось в прошлом. (тоже реальный объект = глаголу совершенного вида прошедшего времени). Частица возьми. А он возьми да и прыгни со второго этажа.

Обязательно обозначение трагического названия – называется драматическим императивом

3. Могут выражать предположительное действие. Форма повелительного наклонения употребляется в значении сослагательного наклонения (экспрессивный контекст). Знай я такое раньше – ни за что бы не согласился. Попросил бы меня по-хорошему.

4. Значение возможного действия. Она такая красавица, хоть картину с нее пиши.

Не все глаголы имеют форму повелительного наклонения. Ограничивает семантика глагола.

a. модальные – мочь, хотеть;

b. реляционные глаголы (глаголы отношения) значить, весить, состоять, принадлежать;

c. безличные глаголы – светать, не спится, хочется, рассвело;

d. глаголы, которые обозначают действие не лица, а только предмета – таять, кипеть, колоситься, зеленеть.

В контексте императивное значение может приобрести инфинитив. Но нельзя считать его формой императива, потому что императив выражается только интонацией.

Сослагательное наклонение

Глагольное семантическое значение предположительности действия:

· желательность

· возможность

· условность

Покататься бы на лыжах инфинитив + частица бы

покатался бы на лыжах -л + частица бы (выражается формой сослагательного

наклонения, 1 не сослагательное наклонение) в Не сделал бы я

без вашей помощи

2 Знал бы я об этом – лучше бы промолчал


усл. возм. и жел.

Форма сослагательного наклонения – условное по первому из значений, поэтому форма этого наклонения всегда аналитична.

Форма сослагательного наклонения – в наследство от древнерусского языка из формы на –л омонимична форме прошедшего времени + частица бы (из формы аориста)

Парадигма из 4 форм глагола:

М.р. знал бы

Ж.р. знала бы

Ср.р. знало бы

Мн. ч знали бы

Реализуется в форме рода и числа (история)

Не выражает значение времени. Частица бы не имеет закрепленного положения и даже сливаться с союзом.

Нет ничего в мире, что бы могло прикрыть Днепр.

Нам сказали, чтобы мы собирались в зале.

Формы сослагательного наклонения кроме прямого значения могут употребляться в переносном значении для выражения просьбы, т.е. значения повелительного наклонения (или совета). Помогли бы вы мне книги разобрать. (форма сослагательного наклонения – значение повелительное). Сходили бы вы к декану.

Частица бы может употребляться с инфинитивом или повелительным наклонением. Приди бы он раньше, знать бы мне раньше.

Такое употребление частицы бы выходит за рамки сослагательного наклонения

Изъявительное наклонение

Семантический признак – выражение реального действия.

В грамматике очень важное место занимает временное понятие, которое показывает отношение глагольного действия к моменту речи.

1. Лексические средства выражения временного значения сейчас, давно.

2. Синтаксические средства. Вот наш дом (нулевая связка есть).

На основе различных временных отношений сформировалась категория времени. Существует три отношения:

1. Действие совпадает с моментом речи;

2. Действие может предшествовать моменту речи;

3. Может следовать за моментом речи.

Каждое из времен имеет свою систему грамматических форм. Каждое время имеет свою внутреннюю парадигму. Прошедшее время противопоставлено непрошедшее время.

1). У прошедшего времени яркий формальный показатель –л, у будущего и простого настоящего формальных показателей нет.

2). Прошедшее время обладает наибольшей семантической определенностью. Временное значение прошедшего времени ярко выражено (идея предшествования). Формы прошедшего времени употребляются в прямом значении. Настоящее и будущее время употребляется в прямом, чаще в переносном (семантическое противопоставление).

3). Прошедшее время имеет все глаголы русского языка. А настоящее и будущее время ограничено видом.

Прошедшее время

Грамматическое значение связано с идеей предшествования. Форма прошедшего времени сложилась исторически от перфекта. В современном языке прошедшее время образуется от основы инфинитива возить – возил регулярное образование. ^

В некоторых глагольных формах используется ǿ прошедшего времени. Это непродуктивный способ:

1). глаголы на с, з. расти – рос (консонантная основа),

2). глаголы на чь печь – пек,

3). сти, зти нести – нес,

4). ну исчезнуть – исчез.

Прошедшее время в парадигме, состоит из 4 форм (род и число)

М.р. пошел

Ж.р. пошла

Ср.р пошло

Мн.ч. пошли

Глаголы несовершенного вида. Прямые.

1). регулярно совершающееся действие (аористическое, повторяющееся). Старик ловил своим неводом рыбу.

2). конкретное единичное действие (конкретно-процессным), очень ярко выражена идея процессуальности. Я долго рассказывал о ней. Это имперфектное значение.

3). факт прошлого. На берегу моря высились небоскребы гостиницы. Аористическое значение.

Глаголы совершенного вида.

1. завершенное действие как факт прошлого, результат его неважен для настоящего, конкретное фактическое аористическое. Нас пригласили к столу. Рассказчик умолк. Дед прошел всю войну.

2. завершенное действие, но результат сохраняется в настоящем, важен для настоящего, оставил зримый след в настоящем (довольно много). Снег запорошил землю. Дерево зазеленело. Как вы посвежели. Перфектное значение.

Строгих границ провести нельзя.

Переносное значение.

1. В значении настоящего или будущего времени (экспрессивный контекст). Так тебе и поверили (значение будущего времени). Боялся я его, как же (значение настоящего времени).

2. Пошли (форма совместного действия). Взяли! Поехали!

Кроме нормативной формы используется экспрессивные формы.

1. Глагольное-междометные

Хлоп, мах, скок, стук, прыг, цап, щелк. Заинтересовался Шахматов. Называл их глагольно-междометными. Виноградов – к глаголу они обозначают внезапно глагольное действие, совершенное в прошлом.

Нет внутренней парадигмы – неизменяемая форма (нет лица, рода, числа)! Есть вид. Но глагольная сильная.

a. Вид и время

b. Управление существительным

c. Выполняет функцию сказуемого

2. Форма давно прошедшего времени. Это формы бесприставочных глаголов с суффиксами –ва, ива, -ыва, которые обозначают регулярное повторяющееся действие, в прошлом знавал, хаживал, говаривал, едал.

Только в прошедшем времени. Непродуктивный класс (очень активен в XVIII – XIX в.в.) остаток старины, как стилистическое средство.

Настоящее время

Это грамматическое значение, которое показывает, что деятельность совпадает с моментом речи. Только глаголы несовершенного вида.

Особенности: не имеет особого формального показателя, образуется от основы настоящего времени прибавлением личных окончаний. В парадигме 6 личных форм.

ед. ч мн. ч.

I служу служим

II служишь служите

III служит служат – косвенный показатель (у будущего времени)

Опора на вид

Значение настоящего времени. Прямое.

I. Настоящее актуальное (собственно настоящее) идея совпадения действия с моментом речи выражена ярко.

Вы хотите чаю?

Что ты делаешь? Я читаю.

Вы спите? Сплю.

Дождь идет.

В диалогах, с места события, репортаж, описание с натуры

II. Настоящее неактуальное. Действие не совпадает с моментом речи.

1. Чаще всего обозначает действие, которое очень часто повторяется, привычное, неограниченное во времени, нелокализованное. Дети обычно спят крепко. Он всегда все знает. Мед от простуды помогает.

Абстрактное настоящее (настоящее вообще) часто используется в обобщениях, афоризмах.

2. Может обозначать расширенное действие, оно шире момента речи, оно частично совпадает с моментом речи (давно). Я давно уж живу не сердцем, а головой. Несколько лет я собираю материалы статьи.

3. Постоянное действие, которое протекает без всякого перерыва или обозначают какие-то постоянные отношения (часто теоретические). Волга впадает в Каспийское море. Ребенок растет быстро.

4. В ремарках (в сценическом произведении) комментирующее. Сергей (Стоит. Задумчиво сидит, затем подходит.). Совпадает со сценическим временем.

5. Не деятельность, а способность что-то делать. Потенциальное действие. Варюша хорошо поет.

6. Используется при поэтическом описании, настоящее – преобразительное. Роняет лес багряный свой убор.

Переносное значение (очень часто).

1. В значении прошедшего времени (в художественной речи) для оживления прошлого времени. Настоящее историческое. Швед, русский, колет, рубит, режет. языкового контекста – частица бывало, вдруг. Вдруг слышу – кто-то в дверь стучит. Бывало выйдешь утром в сад.

2. В значении будущего времени. Для обозначении воображаемого или намеченного действия. Завтра я иду к врачу. Представьте, что вы приезжаете летом в Ленинград

Будущее время.

Действие следует за моментом времени. Имеют все глаголы, но различают по виду, синтетическую или простую.

Будущее простое – от основы настоящего времени путем прибавления личных окончаний. В парадигме 6 личных форм глагола.

Основные значения будущего простого времени.

1). Конкретное будущее (употребляется чаще всего). Значение единичного, неповторяющегося действия. Я вернусь, когда растает снег. Весной мы посадили сирень.

2). Абстрактное будущее. Повторяющееся действие (пословицы, поговорки). Что посеешь, то и пожнешь.

3). Переносное значение употребляется для обозначения события прошлого. Будущее историческое. Проведет, бывало, по струнам, и вздрогнет сердце.

4). Внезапное действие в прошлом. Стою, слышу, и вдруг как полыхнет!

Будущее сложное

1). Все грамматические значения – лицо, число, чисто аналитическим способом.

Конкретное значение после момента речи.

Абсолютное и относительное время

Абсолютное время определяется по соотношению с моментом речи. Выражается в простом предложении. Относительное – в сложном предложении.

Если время выд. от других ориент. при сопоставлении одного действия с другим – относительное время проявляется в придаточной части сложного предложения.

абсол. относит.

Он сказал, что жалеет о случившемся. Идея совпадения с действием основного глагола.

Он сказал, что долго жалел о случившемся. Идея предшествования.

Он сказал, что будет жалеть о случившемся. Идея последующего действия.

В сложном предложении два момента ориент 1)момент речи (абсолютное время), действия, временной план глагола главной части предложения. С ним связано употребление относительного.

Глагол тесно связан с производителем действия, это выражается формальными средствами, большинство в сочетании с субъектом в именительном падеже. Такие глаголы – личные (термин невыразительный, что могут присоединяться личные, сочетаться с личными. Я пишу, слушаю. Личным противопоставляются безличные глаголы, т.е которые не способны сочетаться с субъектом в именительном падеже. Но верится с трудом. Слышится, видится. Противопоставление личных и безличных глаголов. Личные глаголы имеют особую систему форм, которое выражает отношение глагольного действия к его носителю. Знаю, знаешь, знает – знала, знающий.

Личные глаголы могут использоваться в личной или родовой форме (противоречие в термине).

Личная форма глагола имеет в своем составе личное окончание, которое указывает на определенное лицо. Условно 3 лица:

Лицо говорящее у, ем, им

На собеседника ашь, ишь, ете, ите, и, ǿ

На лицо и предмет, не участвующее в разговоре ет, ит, ат, ят, ут, ют

1и2 – личное значение в прямом смысле, собственно личные, 3-предметное значение, форма сильно нагруженная. Каждая личная форма имеет систему значений. На значении обобщенном сформировалась категория чисто грамматическая, словоизменительная. Сформировалась исторически, почти без изменений, раньше была более широкая.

Спорные моменты

Имеет строгое формальное выражение, но вопрос о показателях лица спорный.

1. Широкое понимание категории лица В.В. Виноградов. Считал, что значение лица может быть выражено двояко: аналитически, т.е. с помощью личных местоимений и синтетически. При таком понимании категория лица распространяется на все глагольные формы, только в одних – аналитические, в других – синтетические.

Он считал, я считал – аналитические, я считаю, ты считаешь – синтетические.

Аналитизм выражают самостоятельные части речи.

Отражено у Шанского, Галкиной-Федорук.

2. Узкое понимание. Значение лица выражается только морфологические средства внутриглагольной формой. При узком понимании категории лица суживается сфера распространения. Выявляется только в настоящем и будущем времени изъявительного наклонения и повелительном наклонении (грамматика-70, 80, школьный учебник). Категория лица имеет свою парадигму, которая состоит из 11 форм у совершенного вида и 17 форм у несовершенного вида.

Подарить буд. прост. повел. накл.

подарю/им подари/ите

подаришь/ите подарит (пусть)/ят

подарят/ят ФСД давайте

подарите

Основные значения личных форм

Форма 1 лица единственного числа.

1. Основное значение – указание на лицо говорящего.

2. Для обозначения субъекта вообще – обощенно-личное значение. Мыслю, следовательно существую. Чужую беду руками разведу. Не кланяюсь богачу – свой хлеб молочу.

Во множественном числе 1 лица.

1. Действие совершается группой лиц, в составе которго есть первое лицо.

2. В значении второго лица (! Переносном) для выражения участия. Почему не спим? Что читаем?

3. Обобщенно-личное значение (переносное). Поживем – увидим.

Форма 2 лица единственного числа!!! очень часто употребляется в: а) обобощенно-личном значении (афоризм), специализируется в узком значении. В карете прошлого далеко не уедешь. Врагов шапками не закидаешь. Пойдешь в науку, примешь муку.

б) в значении 1 лица. Весь день крутишься, как белка.

Форма 3 лица единственного числа:

1. Лицо, не участвующее в диалоге или предмет.

2. Безличное значение. На улице светлеет. Субъекта нет, но формальные показатели 3 лица. Пустая форма. Меня знобит.

3. Форма 3 лица множественного числа. !!! В неопределенно-личном значении. Без конца тебе звонят. Такие туфли сейчас не носят. О ребенке никто не заботится.

У личных глаголов 4 значения

1. определенно-личное

2. обобщенно-личное

3. неопределенно-личное

4. безличное значение

Личные формы глагола имеют разную функциональную направленность, наиболее сильная и частотная форма 3 лица, ее имеют все глаголы. !!! Формы 1 и 2 л. образуют не все глаголы. Часть глаголов имеет недостаточную парадигму.

1. Отсутствие 1 л. по фонетическим причинам висеть, убедить, победить (чередование)

2. Все безличные глаголы смеркается, живется, дышится

3. Глаголы, которые обозначают действие не лица, а предмета буксовать, звенеть, белеться, таять, колоситься, возникать.

В отличие от недостающих с избыточной парадигмой изобилующие: махать – машу – махаю (разг.), полоскать – полощу – полоскаю, полыхать.

Тема: Глаголы повелительного наклонения. Образование глаголов повелительного наклонения. Ь знак в глаголах повелительного наклонения. Образование формповелительного наклонения.

Цели урока:

    Обучить в ходе урока знаниями учащихся о глаголах в формеповелительного наклонения, акцентируя внимание на следующих вопросах:

    образование и употребление в речи глаголов в формеповелительного наклонения

    условия употребления Ь знака в глаголах в формеповелительного наклонения

    правописание букв е/и в глаголах в форме 2-го лица множественного числа изъявительного и повелительного наклонений;

    Развивать у учащихся умения:

    отличать глаголы в формеповелительного наклонения от глаголов в форме изъявительного,

    правильно писать глаголы в форме повелительного и изъявительного наклонений

    логично излагать мысли в беседе с учителем при анализе глаголов.

    продолжить развитие навыков самостоятельной работы.

    Воспитывать любовь к родному языку, чувства ответственности за качества знаний

Оборудование: учебник, раздаточный материал, тесты по теме урока, мультимедиапроектор.

Тип урока: усвоение новых знаний

Ход урока

Проверка домашнего задания

(Сочинение «Если бы я был…»)

Вопросы: Как образуются глаголы условного наклонения

Глаголы условного наклонения образуются от формы прошедшего времени прибавлением частицы бы/б

Они изменяются по числам, а в единственном числе-по родам.

Стук в дверь

Извините, простите, разрешите войти?

Ответь, где был?

Проявите милосердие, позвольте войти и сесть?

Проходи, садись!

Учитель

Ребята, маленький эпизод, но какой интересный разговор с употреблением глаголов… какого наклонения?

Повелительного

    Объявление темы и цели урока

    Изучение нового материала

Объяснения учителя (у доски)

Глаголы в повелительном наклонении обозначают такие действия, которые кто-то заставляет или прости выполнить.

    Глаголы в повелительном наклонении употребляются обычно в форме 2-го лица единственного и множественного числа. Глаголы повелительного наклонения не изменяются по временам.

Рассмотрите таблицу. От основы каких форм глагола образуется повелительное наклонение? Какой суффикс образует это наклонение глагола? Какие окончания имеют глаголы в повелительном наклонении?

Настоящее, будущее время глагола в изъявительном наклонении

Повелительное наклонение

Единственное число

Множественное число

Уч ,науч

Спряч ся

Бросают(ю= у)

Уч , науч

Спрячь ся

Бросай

Уч , науч ,

Спрячь сь

Бросай

    Формы глаголов в повелительном наклонении образуются от основы настоящего и будущего времени с помощью суффикса -и- или без суффикса. Глаголы в повелительном наклонении в единственном числе имеют нулевое окончание, а во множественном числе– -те.

    Найдите глаголы в повелительном наклонении. В каких предложениях по цели высказывания они употребляются? Выпишите глаголы в повелительном наклонении и образуйте от них формы множественного числа

О б р а з е ц : создавай- создавай[те.]

Делай! Украшай землю и жизнь! Выращивай пшеницу, если ты агроном, строй ракеты, если ты ракетчик, борись за большую правду, за добро и справедливость, если ты писатель.

Делай! И не оправдывай себя, если сделаешь плохо.

От глагола ехать повелительное наклонение не образуется:

    Поехать – поезжай – поезжайте

    Ездить – езди – ездите

    Орфограмма, которую учащиеся должны запомнить

На конце глагола в повелительном наклонении после мягких согласных пишется буква Ь.

Мягкий знак в повелительном наклонении сохраняется перед суффиксом -ся- и [те]. Исключение : ляг, лягте.

Познако м ь , познако м ь те, познако м ь ся. Отре ж ь , отре ж ь те.

    Поставьте глаголы в повелительном наклонении:

прятаться - прячьтесь,

плакать - плачь,

упрямиться-не упрямься,

печалиться - не печалься,

избавиться – избавься.

    Определите в каком наклонении, лице и числе стоят глаголы. Какого они спряжения? В каких случаях в глаголах пишется -ите, а в каких– -ете? Почему в скобках дана форма второго лица единственного числа?

Когда выйд гулять? Выйд побыстрее!

(ты выйд ) (выйд )

Когда выгон гусей со двора? Выгон гусей!

(ты выгон ) (выгон )

Ответ: 1)во 2-ом лице во множественном числе –ите пишется в повелительном наклонении, 2) в изъявительном наклонении у глаголов II спряжения; -ете пишется только в изъявительном наклонении у глаголов I спряжения.

    Повелительное наклонение имеет также формы 3-го лица единственного и множественного числа и 1-го лица множественного числа.

    Для образования повелительного наклонения со значением 3-го лица употребляется форма 3-го лица изъявительного наклонения, к которой прибавляются слова пусть, пускай, да.

А ну-ка, девушки! А ну, красавицы! Пускай поет о нас страна! И звонкой песнею пускай прославятся среди героев наши имена. Эй, грянем сильнее, подтянем дружнее! Да здравствуют звонкие песни и радость улыбки вокруг!

    Введение приобретённых умений в общую систему языковых и коммуникативных умений и навыков учащихся.

Напишите по 3 лозунга к приближающимся праздникам

Ребята, посадим на нашей улице деревья! Да здравствует наш трудовой союз!...

    У доски четыре ученика с карточками, а остальные работают в парах…

Если бы вам потребовалось кому-то дать рецепт или какие-то советы, как бы вы это сделали?

Пример рецепта

Салат из фасоли

Фасоль сварите, откиньте на сито и охладите. Вареную морковь нарежьте кубиками, а сельдерей - соломкой. Промойте зеленый салат, нарежьте и смешайте с остальными овощами. Соус приготовьте так: в отдельную посуду положите горчицу, соль, сахар, подлейте растительного масла и прибавьте уксуса. Этим уксусом заправьте салат.

    Карточка №1

С какими существительными совпадут по написанию и произношению глаголы выть, лаять, нагонять, парить, попугать, если им придать форму повелительно наклонения? Как называется такое явление?

Ответ: омонимия, перед нами омоформы.

    Карточка №2

Во что превратятся существительные бури, дроби, окуни, отруби, пряди, соли, топи, если перенести в них ударение с первого слога на последний?

Ответ: перед нами омонимия, перед нами омографы.

    Карточка №3

Что получится, если в существительных закройка, лейка, мойка, настройка, стойка, шейка, слог – ка отделить дефисом?

Ответ: получится повелительное наклонение глаголов. Слог – ка смягчает приказ, такое явление называется омонимия. Перед нами омоформы и омофоны одновременно.

    Карточка №4

Вставьте пропущенные буквы.

Ребята, пиш…те быстро!

Когда напиш…те, сдадите тетради.

Какое явление мы наблюдаем?

Ответ: это омофоны, так как совпадает фонетическое звучание изъявительного наклонения 2-го лица множественного числа и форма повелительного наклонения глаголов.


Вы поверьте мне, друзья:

Без обману здесь нельзя.

Бросьте, не спорьте, покупайте,

Время даром не теряйте.

Не держи язык за зубами,

Покупай пироги с грибами.

Уж потешь меня, дружок,

Скушай этот пирожок!

Становитесь в ряд,

Забирайте все подряд!

Люди, подходите-ка!

Платки поглядите-ка!

Мои куклы разбирайте-ка!
Детям радости доставляйте-ка!

Сами мы - рязанские!

Сельди - астраханские!

Налетай - покупай,

Выбирай – забирай!

    Если есть время, выполняется упражнение 285, 286 стр.144.

    Подведение итогов

Составление синкана или ассоциативного ряда.

Наклонение

Требовательное, просительное

Учит, приказывает, образует.

Наклонение, без которого нельзя обойтись глаголу в случае приказа или просьбы.

Повелительное.

А если попробуем стихотворение «Я» применить к повелительному наклонению?

Образуюсь от глаголов настоящего и будущего времени.

Я - повелительное наклонение,

Пишусь с суффиксами -и- и –те-, или без них.

Я - повелительное наклонение,

Включаю в себя правописание мягкого знака.

Я - повелительное наклонение,

Образуюсь с помощью частиц пусть, пускай, да .

Я - повелительное наклонение,

Наклонение, без которого нельзя ни попросить, ни приказать!

    Рефлексия

Этот урок для меня оказался…

На уроке я узнал(а)…

Сегодня я получил(а)…


Домашнее задание:

Отработать параграфы 20, 21; выполнить упр. 290; привести примеры из жизни, где используется повелительное наклонение.

Глагол - одна из важнейших частей речи. Он служит для описания действия, обозначения некоего процесса, то есть без него не будет совершенно ничего, лишь бессмысленное название явления, которое никак не может себя проявить, зафиксировавшись в определённом состоянии. Этой номинативной части речи свойственны такие постоянные морфологические признаки как вид, возвратность, переходность и спряжение, к непостоянным же относятся род, лицо, число, время и наклонение. О последнем и пойдёт речь в этой статье. Как определить в русском языке, на что оно влияет, для чего вообще необходимо? Попробуем понять и, что немаловажно, запомнить.

Что же такое наклонение? Общее представление

В принципе, наклонение некоторые учёные определяют как «отношение к действительности». Довольно абстрактная формулировка, не особо поясняющая смысл этого морфологического признака, стоит признаться. Но если попытаться разобраться, всё становится предельно ясно.

Всего существует три в русском языке указывает на реальное действие и употребляется во всех трёх временах - именно оно является самым распространённым и, следовательно, самым простым для запоминания. Или же самым сложным. Существование его в трёх временных формах позволяет спрягать глаголы всеми доступными способами, из-за чего приходится запоминать огромное количество окончаний, что не всегда так уж легко.

В русском языке также встречается довольно часто. Оно обозначает приказ, просьбу, некую инструкцию - любое действие, которое должен выполнить человек не по своей воле, но по воле собеседника. Глаголы в повелительном наклонении существуют лишь в двух формах, что, конечно, упрощает работу с ними, но вместе с тем создаёт определённые трудности для тех, кто не является носителем русского языка и не может интуитивно подобрать правильное окончание.

В русском языке, его ещё называют сослагательным, показывает нереальное действие, возможное при определённых условиях. Его называют самым простым: лишь одна форма, изменяющаяся только по родам, к которой добавляется частица - определить такой элемент в тексте не составляет никакого труда.

Теперь же, когда мы имеем базовое представление о том, что такое наклонения в русском языке, примеры помогут нам разобраться в правиле лучше.

Повелительное наклонение - для чего, как

Итак, продолжаем рассматривать в русском языке. Как уже говорилось выше, оно обозначает, исходя из названия, повеление в любой его форме: приказ, просьба, вежливое поручение - смысловой оттенок зависит только от интонации, никаких особенностей в образовании формы в зависимости от мотива, который вкладывает говорящий.

Повелительное наклонение в русском языке - правило, которое отложилось в нашем подсознании, мы применяем его, даже не задумываясь. Но всё же понимать, почему именно так, а не иначе, необходимо.

Для того чтобы употреблять глаголы в повелительном наклонении, в первую очередь нужно определить, к кому нужно обратиться. Чтобы адресовать просьбу человеку, к которому говорящий обращается на «ты», используется соответствующая форма единственного числа. Для её образования нужно отнять окончание у глагола в изъявительном наклонении (читать-читаЮ-чита…, бежать-бегУ-бег…, быть-будУ-буд …) и добавить одну из двух гласных (и или й ) или мягкий знак (читаЙ, бегИ, будЬ ). Благо носители русского языка обычно интуитивно чувствуют, какое окончание выбрать, поэтому постановка глагола во второе лицо единственного числа повелительного наклонения обычно не вызывает затруднений.

Если же мы обращаемся к человеку на «вы» или же хотим адресовать нашу просьбу группе людей, то к форме единственного числа повелительного наклонения просто добавляется «те» (читайТЕ, бегиТЕ, будьТЕ ) - всё куда проще, чем кажется на первый взгляд.

Неужели всё так легко?

Но это же русский язык - куда в нём без исключений? Никто не отменял глаголы, в которых при спряжении меняются корневые гласные и согласные, а то и вовсе корень полностью. Например «есть-еШЬ-ешьТЕ, ехать-поеЗЖАЙ-поезжайТЕ ». Здесь, к сожалению, правило бесполезно, поможет либо интуиция, либо банальное подсознательное знание необходимой формы - иначе никак.

Повелительное наклонение в русском языке - простейшая тема, для овладения которой необходимо уметь образовывать форму единственного числа второго лица этого наклонения, а при необходимости просто добавлять к ней «вежливое» окончание.

Употребление форм-исключений не такое частое, чтобы являться серьёзной трудностью для носителей языка. Иностранцам, правда, придётся очень постараться, чтобы добиться понимания повелительного наклонения глагола.

И ещё немножко особенностей

Во-первых, нужно учитывать образуется только от глаголов несовершенного вида - именно они отвечают на вопрос "Что делать?" (открывать-открываЙ-открывайТЕ ), тогда как совершенный вид, соответственно, - только от совершенного - с вопросом "Что сделать?" (приоткрыть-приоткрОЙ-приоткройТЕ ).

Ещё одна занятная вещь, связанная с несовершенным видом глагола: наличие суффикса "ва" после корней "зна-", "да-", "ста-" (как в словах поЗНАВАть, ДАВАть, вСТАВАть ). Обычно для образования повелительного наклонения глагол ставят в первое лицо единственного числа, соответствующего местоимению «я» (познаЮ, даЮ, встаЮ ), то есть этот суффикс пропадает, как и во всех остальных формах глагола (познаёт, даёте, достаёшь ). Но в повелительном наклонении суффикс возвращается (познаВАй, даВАйте, встаВАй ), про это забывать нельзя ни в коем случае.

А сослагательное? Образование и применение

Переходим к сослагательному условному наклонению. Здесь всё гораздо проще, чем даже в повелительном. Особенность употребления этого наклонения в том, что для его образования используется форма прошедшего времени, изменяющаяся в соответствии с родом и числом объекта высказывания, то есть для того, чтобы сказать о предмете в единственном числе, мы используем формы единственного числа прошедшего времени (пошёл, нарисовала ), а если речь идёт о группе людей или том, к кому мы уважительно обращаемся на «вы», применяется множественное число того же прошедшего времени (указали, проговорили ).

Вторым компонентом сослагательного наклонения являются частицы «бы» и «б» - выбор их зависит от контекста и чаще всего обуславливается благозвучностью фразы.

То есть когда мы хотим показать возможность действия при каком-либо условии, мы берём глагол в соответствующей форме прошедшего времени и добавляем к нему необходимую частицу: сказала бы, пошёл бы, засмеялись бы.

Ещё немного об особенностях употребления

Эта форма, кстати говоря, используется не только для выражения действия при определённом условии, но и в случае, когда мы хотим выразить мечты, желания (хотел бы, мечтал бы ) и опасения, сомнения (не случилось бы ). Наверное, правильнее будет сказать, что все эти оттенки употребляются в равной мере, поэтому используемое в школьных учебниках название «условное наклонение» очень условно (забавный каламбур получается), лучше применять термин «сослагательное наклонение».

А теперь всё ещё раз и кратко

В принципе, выше изложена вся теория по несложному правилу наклонения в русском языке. Таблица поможет закрепить его.

Практика, практика, и ещё раз практика!

Для окончательного закрепления усвоенного материала попробуйте поставить в различных наклонениях следующие глаголы.

  • В изъявительное : рисовать, смеяться, отвезти, шелестеть, отвечать, ненавидеть, выходить, отказываться, ставить, гордиться, оторвать, заказать, мурлыкать, надеяться, чесать.
  • В повелительное : идти, отрекаться, кричать, вызывать, доставаться, мечтать, достигнуть, выключиться, отдавать, цвести, пережарить, проклинать, кичиться, представить, осознавать.
  • В сослагательное : красить, посетить, появляться, велеть, уничтожать, согреваться, дышать, замирать, купить, проситься, уменьшить, оборваться, делать, поздравлять, соображать.

Подводя итоги

Изъявительное, сослагательное и повелительное наклонения - это одно из тех базовых правил, которое не требует особого запоминания и применяется по большей части автоматически, согласно чувству языка, которое есть у каждого его носителя. Но вместе с тем ни в коем случае нельзя отрицать необходимость изучения хотя бы базовой теории: без знания правила никогда не сможешь понять те или иные особенности языкового явления.

В любом случае практика порой гораздо более эффективный учитель, чем сухая теория. Огромный плюс конкретно этого случая в том, что это правило мы применяем каждый день, так что усвоить его не составит никакого труда.

Особенности образования форм повелительного наклонения

1. Если основа настоящего времени оканчивается на -j- (чи та[j] ют , стр о[j] ят ), то эта же основа образует и форму повелительного наклонения: читай Ø , строй Ø .

2. У глаголов на -ить форма повелительного наклонения может иметь суффикс -и - в ударном положении: поместить - помести́ , присудить - присуди́ , угостить - угости́ , изъявить - изъяви́ ; в безударном - Ø : направить - направь Ø , поставить - поставь Ø , ударить - ударь Ø .

Инфинитив Повелительное наклонение
выкинуть выкини и выкинь
высунуть высуни и высунь
высыпать высыпи и высыпь
выбросить выброси и выбрось
прочистить прочисти и прочисть

4. типа бить , шить , лить образуют формы повелительного наклонения с основой на -ей : бей Ø , шей Ø , лей Ø . Эта основа не совпадает с основой настоящего времени: бь[j]ют - бей , шь[j]ют - шей , ль[j]ют - лей .

6. Особым способом образуются формы повелительного наклонения следующих глаголов: есть - ешь , ехать - поезжай , дать - дай , лечь - ляг .

Не образуют форм повелительного наклонения глаголы, обозначающие действие или состояние, совершающееся без деятеля или не зависящее от воли действующего лица.

Не образуют форм повелительного наклонения:

  1. : знобит , трясёт , смеркается , светает .
  2. Глаголы состояния: недомогать , зябнуть , темнеть , светлеть .
  3. Модальные глаголы: хотеть , желать , мочь .
  4. Глаголы восприятия: слышать , видеть , чувствовать .

Повелительное наклонение может иметь и формы 1-го лица множественного числа: поедем купаться (СВ), сыграем в шахматы (СВ), бежим на речку (НСВ). Эти формы омонимичны формам 1-го лица множественного числа настоящего и , но отличаются особой побудительной интонацией и семантикой совместности действия. Формы совместного действия чаще всего образуются от : поедемте , вернёмте сь . У такие формы встречаются только у глаголов однонаправленного движения: идёмте , несёмте , едемте , бежимте . Присоединяющийся постфикс -те вносит оттенок вежливости.

  • Дайте мне руку, любезный читатель, и поедемте вместе со мной.
  • (И. С. Тургенев)

Для образования форм совместного действия часто используются давай, давайте с формой 1-го лица мн. числа или с инфинитивом: давайте пойдём в кино , давайте обедать , давайте читать .

Формы 3-го лица повелительного наклонения образуются аналитическим способом: с помощью частицы пусть (пускай ), да и форм 3-го лица ед. или мн. числа настоящего или простого будущего времени.

  • Подымем стаканы, содвинем их разом!
  • Да здравствуют музы, да здравствует разум!
  • (А. С. Пушкин)
  • Пусть несут в колоду
  • Пчёлы больше мёду.
  • (С. Я. Маршак)

К формам повелительного наклонения может присоединяться частица -ка , смягчающая повеление и придающая высказыванию оттенок непринуждённости.

  • Сходи-ка за хлебом.
  • Займись-ка ты делом.

В качестве частицы может использоваться форма смотри , усиливающая приказание.

  • Смотрите, не опоздайте!
  • Смотри же, приходи, я жду.

Литературными считаются следующие формы повелительного наклонениявысунь, выставь, выправь, высыпь, почисть, не порть, не корчь, не морщь, уведомь, лакомься, закупорь, откупорь, взгляни, выйди, не кради, положи, а не высуни, выстави, выправи, высыпи, почисти, не порти, не корчи, не морщи, уведоми, лакомися, закупори, откупори, взглянь, глянь, выдь, не крадь, положь.

Существуют также определенные трудности при образовании форм повелительного наклонения от следующих глаголов:
глядеть
гляди, глядите , но не глянь, гляньте;
ехать поезжай, поезжайте, езжай и езжайте , но не ехай, ехайте,едь,едьте;

ездить - езди, ездите , но ездь, ездий, ездийте, ездьте;
лечь ляг, лягте , но не ляжь,ляжьте;
трогать трогай, трогайте , но не трожь, трожьте.

бежать - беги, а не бежи; бегите, а не бежите;

лазать - лазай , а не лазь; лазайте , а не лазьте;

положить – положи , а не положь; положите, а не положьте;

класть – клади , а не ложи; кладите , а не ложьте.

3. В парах видеть – видать, слышать – слыхать, мучить – мучать, лазить – лазать, мерить – мерять первые глаголы – книжные, а вторые – разговорные.

Недопустимо при изменении формы литературных глаголов II спряжения мучить, мерить, лазить добавлять перед окончанием лишнюю букву.

Надо говорить мучу, мучишь, мучит, мучим, мучите, мучат, а не мучаю, мучаешь, мучает, мучаем, мучаете, мучают.

4. Литературными считаются следующие формы глаголов в 3 л.ед.ч. наст.вр. полощет, машет, плещет, колышет, кличет, кудахчет, мурлычет, мяукает а не полоскает, махает, плескает, колыхает, кликает, кудахтает, мурлыкает, мяучит. Обратите внимание на произношение этих глаголов и в других формах.

5. У глаголов сыпать, трепать, щипать во всех формах перед окончанием необходимо добавлять Л .

Например: сыпл ю, сыпл ешь, сыпл ет, сыпл ем, сыпл ете, сыпл ют, а не сыпю, сыпешь, сыпет, сыпем, сыпете, сыпют.

6. Более распространенными в современном русском языке считаются следующие формы глаголов: сох, кис, мок, глох, чах, иссяк, привык, поник, погас, окреп, замерз, а не сохнул, киснул, мокнул, глохнул, чахнул, иссякнул, привыкнул, поникнул, погаснул, окрепнул, замерзнул.

7. Глаголыс корнем – лож – употребляются только с приставкой во всех формах: возложить, выложить, доложить заложить, наложить, низложить, обложить, отложить, переложить, положить, подложить, разложить, расположить, сложить, уложить. Ни в коем случае нельзя говорить ложу, ложишь, ложит, ложим, ложите, ложат.

8. Глагол класть употребляется только без приставки : кладу, кладешь, кладет, кладем, кладете, кладут , а не укладу, укладешь, укладет, укладем, укладете, укладут.

9. Глагол ужареть является диалектным, так говорить недопустимо. Надо говорить: Мне стало жарко.


10. Нормативным является следующее образование форм глаголов настоящего, будущего времени:

Ездить - я езжу, ты ездишь, он ездит, мы ездим, вы ездите, они ездят (неправильно: я ездию, ты ездиешь и т.п.);

Жечь - я жгу, ты жжешь, он жжет, он жжет, мы жжем, вы жжете, они жгут (неправильно: ты жгешь, он жгет и т.п.);

Печь - я пеку, ты печешь, он печет, мы печем, вы печете, они пекут (неправильно:ты пекешь, он пекет и т.п.);

Беречь - я берегу, ты бережешь, он бережет, мы бережем, вы бережете, они берегут(неправильно: ты берегешь, он берегет и т.п.);

Стеречь - я стерегу, ты стережешь, он стережет, мы стережем, вы стережете, они стерегут (неправильно: ты стерегешь, он стерегет и т.п.).

11 . Нормативное употребление глаголов кушать и есть :

Глагол «кушать» приторно вежливый и употребляется только для приглашения гостей к еде (Кушать подано) или при обращении к ребенку (Машенька, кушать будешь?). В остальных случаях употребляется глагол «есть». Поэтому не рекомендуется говорить о себе «Я кушаю», правильно будет сказать: «Я ем». Лучше так не говорить: «Вы уже кушали сегодня?». Нормативное употребление: «Вы уже ели сегодня?»

12 . Не следует использовать в речи следующую конструкцию: «Я извиняюсь». Это можно понять так: «Я извиняю себя», именно такое значение придает возвратному глаголу суффикс «СЯ». В этом случае надо говорить: «Извините (Простите) меня ».



Загрузка...