electricschool.ru

Что нельзя делать в мечети? Порядок совершения Пятничной молитвы в Центральной Мечети г. Махачкала

Во имя Аллаха Милостивого Милосердного. Второй столп великого ислама является выполнением пятикратного намаза. Из слов Пророка (мир ему) становится понятным, насколько важна молитва для верующего, он также указал на достоинства намаза и как он влияет на жизнь мусульманина. На это указывают и слова самого Аллаха Всевышнего в Коране. Соблюдение пятикратного намаза - это обязанность мусульманина, а оставление является неверием, согласно достоверному хадису, который привели в своих книгах имам Ахмад, Тирмизи и Абу Дауд и другие. И это мнение Ахли Сунна по данному вопросу.

Кроме обязательных молитв, в исламе есть и дополнительные намазы, за которые обещана великая награда от Господа миров. Оставление таких молитв не считается большим грехом, но это порицаемое дело в религии. Чтобы знать, какие вообще есть дополнительные намазы, виды и их время, нужно взглянуть на сунну Посланника Аллаха (мир ему). В ней все предельно ясно и четко объясняется.

Ратибат намазы

Первый вид дополнительных молитв, который заслуживает особого внимания, - это ратибаты. Об их достоинствах Пророк (мир ему) в своем достоверном хадисе сказал, что их выстраивание станет причиной строительства дома в раю. Насчитывается 12 ракаатов в течение дня ратибат намазов. Особой сунной является читать до утренней обязательной молитвы два ракаата добровольно. Молитва читается в укороченном виде, и на нее не нужно очень много времени. Посланник Аллаха (мир ему) сказал, что эта молитва лучше этого мира и всего, что в нем находится. Поэтому не стоит ею пренебрегать.

Дальше идут 4 ракаата до обеденной молитвы и два после. По примеру Пророка (мир ему) видно, что во время прочтения этих ратибатов нужно в каждом ракаате после Фатиха читать любую другую суру. Также эти дополнительные намазы включают в себя выстраивание после закатной и вечерней молитв. Читаются они по 2 ракаата, в общем получится 12. Чтобы следование за Пророком было полноценным, нужно стараться выстаивать эти молитвы. Согласно хадисам от Посланника Аллаха, эти дополнительные намазы по сунне читаются дома, чтобы Господь Миров дал долю блага в дом верующего.

Ночная молитва тахаджут

Почти год тахаджут - молитва для Пророка (мир ему) и его сподвижников - была обязательной. Затем по своей милости Аллах ниспосылает суру, в которой делает ночной дополнительный намаз добровольным. Однако все равно Посланник Аллаха (мир ему) сам был постоянен в его выстраивании и побуждал к этому своих сподвижников. Есть достоверный хадис, где Пророк (мир ему) сообщает о нисхождении Милостивого Аллаха к ближнему небу. Это происходит в последнюю треть ночи, и в это время принимаются все мольбы верующих.

Дополнительный нужно читать по 2 ракаата и вслух, но не очень громким голосом. Пророк (мир ему) любил долгое выстаивание, практически пока не начинало светать. Читал длинные суры, тщательно выговаривая все звуки и делая паузы. Он говорил, что после пяти обязательных молитв по награде идет тахаджут. Праведные предшественники любили проводить ночи в намазе, ведь у них было совсем другое понимание религии. Они понимали истинную ценность этой молитвы.

Витр намаз

Витр - это то, чем завершался ночной дополнительный намаз. Название такое по причине нечетности ракаатов, их может быть от 1 до 11. Посланник Аллаха говорил, что читать витр - это обязанность, а кто оставляет его, тот не из его общины. Вот насколько он был требовательным к его совершению. Нужно добавить в этот дополнительный намаз ду’а кунут. Однако есть несколько мнений по поводу того, когда его нужно добавлять. Ханафиты каждый день читают кунут в витре, шафииты же во второй половине рамадана.

Отличием этой молитвы является то, что в ней есть особая последовательность. Тут есть дополнительные суры в намазе, на которые указывает сунна Пророка (мир ему). Так, в первом ракаате после Фатихи читается «аль-А‘ля», а во втором и третьем «аль-Кяфирун» и «аль-Ихляс». Хотя прочтение других частей Корана тоже разрешается.

Пророк строго запретил ложиться спать, не прочитав витр намаз. Сам он просыпался для ночной молитвы и заканчивал свой намаз одним ракаатом молитвы витр. Мусульманин, поступающий подобным образом, будет получать много блага за свое следование за Посланником Аллаха (мир ему).

Намаз духа

Этот вид намаза читается после того, как солнце уже поднялось и до того момента, когда оно будет в зените. Духа - это молитва в то время, когда человек наиболее погружен в мирские дела. Поминание Аллаха в такое время является очень поощряемым благодеянием, и награда за это велика. В некоторых преданиях от Пророка (мир ему) передается, что Аллах простит того человека, который прочитал молитву духа, даже если грехов, как пены в море. А в другом хадисе говорится о том, что в раю есть ворота Духа-намаз, и через них будут входить в рай те, кто был постоянен в нем.

Строгих указаний на число ракаатов нет, ведь это добровольная молитва. Однако передается, что Посланник Аллаха совершал 2, 4, а иногда 8 ракаатов. Каждый выбирает, сколько он хочет и может прочитать, ведь награду получит он сам. Выполнение этого намаза становится поводом довольства Аллаха, быть может, по причине именно духа раб войдет в рай.

Пророк (мир ему) сообщил, что тот, кто прочитает утреннюю молитву с коллективом, а затем останется в мечети, поминая Аллаха, и так пока солнце не будет высоко, потом прочитает намаз духа, тот получит награду, как за полноценные умру и хадж. И это великая возможность для мусульман!

Молитва таравих в священный месяц рамадан

Священный месяц рамадан - это особое время для мусульман. В этот период нужно особенно усердно отстраняться от грехов и стремиться совершить как можно больше благодеяний. Дополнительные намазы в исламе в рамадане занимают особое место, ведь награда за них увеличивается. Однако есть молитва, которую можно застать только в этом месяце. Это таравих намаз. Данная молитва читается каждый день после и до появления первых признаков зари.

Тому, кто будет читать таравих намаз, надеясь на награду Аллаха, тому будут прощены прошлые грехи. Это примерный перевод хадиса от Пророка (мир ему). Это очень важная сунна как для мужчин, так и для женщин. Ее лучше читать с коллективом в мечети, но и дома тоже можно. Что касается числа ракаатов таравих намаза, то во времена Умара было установлено 20 ракаатов. Однако есть предания и об 11 ракатах, тут все зависит от желания людей, сколько они хотят благодеяний. Но при этом не стоит входить в крайности.

Во время намаза таравих желательно прочитать весь Коран за месяц священного рамадана. Истинно верующий получает огромное удовольствие от этой молитвы. Она также выступает фактором единения общины, ведь значение коллективного намаза невозможно переоценить.

Дополнительная молитва после омовения (тахиятуль вуду)

Совершив, как положено, омовение и прочитав специальное дуа в конце, человек становится ритуально очищенным. В этом состоянии можно обратиться к Господу Миров с любой мольбой. Однако в сунне Пророка (мир ему) есть слова о достоинстве намаза после омовения или тахиятуль вуду.

Посланник Аллаха (мир ему) как-то встретил одного из своих сподвижников, который был постоянен в совершении тахиятуль вуду. В хадисе передается, что Пророк (мир ему) спросил его о деянии, которое приближает сподвижника к раю. Передается, что были слышны шаги его в раю. Тогда сподвижник ответил, что всегда совершает два ракаата намаза после каждого ритуального омовения. Это предание отображает великое достоинство этой молитвы, и как это деяние любимо Аллаху.

Молитва приветствие мечети (тахиятуль масжид)

У каждого на свете есть свое право, и это касается и домов Аллаха. Исходя из того, как называется дополнительный намаз тахиятуль масжид, можно понять, что он напрямую связан с мечетью. Переводится он как "молитва приветствия мечети". Есть прямой приказ Посланника Аллаха, войдя в мечеть сразу не садиться, а совершить два ракаата намаза.

Есть много версий того, делается ли этот намаз всегда, или же есть время, когда его не нужно совершать. Сравнив все доводы, можно увидеть, что самым правильным мнением является первое. Пророк даже на своей пятничной проповеди остановился и заставил прочитать тахиятуль масжид одного из своих сподвижников. Настолько важным является этот намаз. Ведь пятничная проповедь занимает особое положение в исламе, и слушать ее должен каждый мусульманин. Это один из самых мощных доводов в пользу данного мнения.

Прошение помощи в делах через молитву истихора

Знания человека ограничены, и он часто не знает, как поступить в определенной ситуации. Однако Аллах всеведущ, и Он обладает бескрайними знаниями. Поэтому во всех делах, где есть сомнение, нужно просить помощи у самого Владыки Миров. В сунне Пророка (мир ему) есть такой замечательный намаз, как истихора. Эта молитва является обращением за помощью к Аллаху.

Истихора состоит из двух ракаатов, после которых нужно прочитать специальную мольбу. Содержанием этой мольбы являются восхваление Аллаха Всевышнего и озвучивание проблемы, которая заботит верующего. В мольбе мусульманин просит своего Господа о помощи в выборе и уповает на Него в этом вопросе. Такое отношение к делу позволяет снять напряжение. А далее следует помощь от Аллаха в виде лучшего варианта.

Прочитав намаз истихора, нужно посоветоваться с обладателями знания и поступать в соответствии со знаниями. Аллах обязательно найдет способ помочь своему искреннему рабу. Ведь есть обещание Всевышнего Господа в коране, а это уже много стоит.

Молитва при затмении

По сунне есть дополнительные намазы на многие случаи жизни. В случае солнечных и лунных затмений Пророк (мир ему) читал добровольный намаз, а его пример - это лучшее руководство для верующего.

Совершать нужно этот намаз без азана и икомата, он чем-то похож на Отличием является, что не читается проповедь. Согласно намаз затмения читается как обычные два ракаата. А мнение шафиитских ученых - это совершение дополнительных земных поклонов, которые совершаются после прочтения суры «Аль-Фатиха». Читается Коран про себя при солнечном затмении, а при лунном - вслух. Можно читать как с джамаатом, так и индивидуально.

Данная сунна в наше время не очень распространена, но за ее оживление можно получить богатую награду. Ведь согласно хадису, тому, кто оживит сунну, запишется благодеяние ста шахидов.

Молитва тасабих

Еще одним намазом из числа дополнительных молитв является тасабих. Этой молитве Пророк (мир ему) научил своего дядю Аббаса и обрадовал верующих благоприятной новостью. Он сообщил, что будут прощены все прегрешения, если мусульманин совершит хотя бы один раз тасабих намаз.

В этой молитве произносятся следующие слова «Субханаллахи валь-хамдулилляхи ва ля иляха илляллаху валлаху акбар». Их нужно повторять по семьдесят пять раз, в каждом ракаате намаза. Сама молитва-тасбих читается в четыре ракаата. Главным отличием от других четырехракаатных намазов является только данная формула тасбиха, которая произностится практически во всех положениях.

Делается намерение на совершение добровольной молитвы в четыре ракаата. Потом нужно произнести такбир и прочитать дуа истигфар, после этого 15 раз нужно произнести вышеупомянутую формулу тасбиха. Далее читают суру аль-Фатиха и любую другую суру и пятнадцать раз произносят тасбих. После совершают поясной поклон, и в этом положении тасбих произносится десять раз. Затем выпрямляются из поясного поклона и снова десять раз произносят эту формулу тасбиха. Совершается земной поклон и десять раз произносится тасбих. Между земными поклонами и во время второго также произносят эту формулу по десять раз. В итоге один ракаат содержит семьдесят пять произношений тасбиха. Последующие ракааты читаются подобным образом. За всю молитву формула тасбиха повторяется триста раз.

Эта молитва может совершаться как с коллективом, так и в одиночку. Но имея в виду, что это добровольная молитва, лучше будет совершить ее одному. Вообще, добровольные молитвы предпочтительно делать не на людях, чтобы исключить элемент показухи.

Мы рассмотрели дополнительные намазы и их описание, теперь становится понятным, что милость Аллаха велика по отношению к людям. Каждый вид молитвы, указанный в сунне Пророка (мир ему), является величайшим богатством мусульманина. В зависимости от того, как называется дополнительный намаз и когда он совершается, нужно совершать его в соответствии с сунной. Если все условия соблюдены, человек может приближаться к Аллаху и получать за это огромную награду, величину которой знает только Всевышний. Известно одно: воздаянием за благодеяния будет рай. Для верующего что может быть лучше, чем прибывать в обители наслаждений и знать, что Аллах доволен тобой? Ведь добровольный намаз - лучший способ для довольства Всевышнего. По этой причине можно отдалиться от огня ада и войти в райские сады. Это успех, после которого нет успеха!

Чудотворные слова: молитва когда приходишь в мечеть в полном описании из всех найденных нами источников.

Намаз-тахийят – это двухракаатный намаз, совершаемый после входа в мечеть.

При входе в мечеть произносят салават – формулу благословения Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), затем читают:

اللَّهُمَّ افْتَحْ لِي أَبْوَابَ رَحْمَتِك

Перевод: «О Аллах, открой мне врата Твоей милости».

В мечеть желательно войти с правой ноги, и прежде чем сесть, следует совершить два ракаата намаза-тахийят. Так велит достоверный хадис, приводимый имамами аль-Бухари и Муслимом.

Этот намаз следует совершать всякий раз при входе в мечеть, даже если вы вошли ненадолго. Если вы вышли на короткое время и снова зашли, то и в этом случае следует совершить тахийят. Намаз-тахийят считается совершённым также, если сразу при входе в мечеть совершить любой намаз (намаз-фарз, намаз-суннат, будь он своевременный или возмещаемый), потому что главная цель – совершение намаза, прежде чем сядете в мечети. Поэтому, если мусульманин сразу при входе в мечеть приступит к совершению любого намаза, он получит вознаграждение и за тахийят. Если вместе с намерением совершить любой намаз, вознамериться и совершить тахийят, то вознаграждение возрастает. Больше всего вознаграждение полагается за совершение раздельно сначала тахийята, затем и другого намаза.

Нежелательно садиться в мечети, не совершив тахийят, если нет на то особой причины (болезнь и т. п.). Но если есть необходимость без промедления возместить упущенный намаз или заканчивается время обязательного намаза, то совершать тахийят запрещено (харам). Тахийят нежелательно совершать и в том случае, если прозвучал призыв к началу молитвы (икамат) или уже начался коллективный намаз.

Если мусульманин сядет в мечети, то время совершения намаза-тахийят заканчивается. Так же заканчивается его время при отказе его совершения. Но если он сел по забывчивости и не прошло времени больше, чем нужно для совершения двухракаатного намаза, то время намаза-тахийят не считается законченным. Время его не заканчивается и в том случае, если присесть, с намерением тут же встать, например, из-за усталости или присесть, чтобы испить воды. Если же кто-то из-за невозможности совершить омовение и его отсутствия не может совершить намаз или не желает его совершить, то ему желательно четыре раза произнести:

سُبْحَانَ اللَّهِ وَالْحَمْدُ لِلَّهِ وَلَا إلَهَ إلَّا اللَّهُ وَاَللَّهُ أَكْبَرُ وَلَا حَوْلَ وَلَا قُوَّةَ إلَّا بِاَللَّهِ الْعَلِيِّ الْعَظِيمِ

Перевод: «Пречист Аллах, всякая хвала Аллаху, нет божества, которому следовало бы поклонятся кроме Аллаха, Аллах велик и нет силы оставить плохое и нет мощи совершить хорошее, кроме как от Аллаха Великого и Величественного».

Сказано, что это замещает тахийят, а также земной поклон (саджда), совершаемый при чтении Корана или с целью благодарения Аллаха. Но если есть возможность совершить омовение, то эта молитва не замещает тахийят, но со слов имама аль-Газали, приводимых в его книге «Ихяу улуми ддин», понимается обратное.

Если в пятницу мусульманин войдёт в мечеть во время чтения проповеди (хутбы) имамом, то и тогда ему следует совершить намаз-тахийят.

В хадисе, приводимом ат-Тирмизи, ан-Насаи, Хакимом и другими, говорится: «Когда один из вас зайдёт в мечеть, пусть не сядет пока не совершит двухракаатную молитву».

Намаз-тахийят – это настоятельная сунна (суннатун муаккадатун). Его разрешают совершать и в периоды, когда совершать намазы нежелательно. Но если его пропустили, то возмещать уже не надо.

Намерение произносится так: «Я вознамерился совершить намаз-тахийят».

Целью намаза-тахийят является возвеличивание хозяина мечети – Всевышнего Аллаха, а не возвеличивание самой мечети, и если человек намерился при соблюдении намаза-тахият возвеличить саму мечеть, его намаз не засчитывается. При совершении намерения, если даже мы и произносим его следующим образом (я намерен совершить двухракаатный намаз возвеличивания мечети), то должны иметь в виду возвеличивание не самой мечети, а её Хозяина, то есть Всевышнего Аллаха.

Преподаватель Дагестанского теологического института им. Саида-афанди

Намаз

  • Польза коллективного намаза;
  • Порядок совершения коллективного намаза;
  • Мечеть;
  • Архитектурные особенности мечетей;
  • Культура поведения в мечети;
  • Пятничный намаз (джум‘а ) и порядок его совершения;
  • Праздничные намазы и порядок их совершения;
  • Возвеличивание Аллаха в дни праздника «Курбан-байрам» – такбир «ат-ташрик»;
  • Намаз «ат-таравих» ;
  • Намаз путника;
  • Возмещение пропущенных намазов (када );
  • Совершение намаза сидя и глазами;
  • Погребальная молитва – намаз «аль-джаназа» .

польза КОЛЛЕКТИВНОГО НАМАЗА

Коллективное (джама‘ ) совершение намаза имеет большое значение. Во время коллективной молитвы мусульмане ощущают духовную близость. После намаза, общаясь с единоверцами, они берут с них пример, пополняют свои знания, со временем оставляют вредные привычки. Благодаря постоянному общению между верующими возникают чувства братства и взаимопомощи. К тому же, вознаграждение за намаз, совершенный коллективно (джама‘ ), больше вознаграждения чем за намаз, совершенный в одиночку.

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, говорил:

«Тот, кто коллективн о совершил ночной намаз (аль-‘ иша’ ) , будто бы совершал намаз половину ночи. А тот, кто коллектив но совершил утренний намаз (аль-фаджр) , будто бы совершал намаз всю ночь» .

«Намаз двух людей (совершающих его вместе) лучше намаза одного человека, а намаз трех людей лучше, чем намаз двух. И чем больше людей, тем это более любимее Аллахом» .

«Если три человека в деревне или в пустыне не станут совершать свой намаз коллективно , то ими непременно овладеет Сатана (шайтан ) . Будьте внимательны к коллективному намазу, совершайте его вместе, поистине, о вцу, отделившуюся от стада, обязательно поедают волки» .

Намазы-фарды можно выполнять индивидуально, но совершение их коллективно для мужчин считается более желательным (сунн а муаккада ).

Намазы-с унн ы и дополнительные намазы (нафиль ) не совершаются коллективно, за исключением намаза «ат-таравих» в месяц Рамадан, который, будучи сунной, может выполняется как коллективно, так и индивидуально. Намаз «аль- витр », относящийся к категории ваджиб , можно совершать коллективно только в месяц Рамадан.

Пятничный (д жум‘ а ) и праздничные намазы совершаются только коллективно.

ПОРЯДОК СОВЕРШЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО НАМАЗА

Перед началом совершения коллективного намаза молящийся должен оговорить в намерении желание совершать молитву коллективно, следуя за данным имамом. Предстоятель на молитве – имам также должен в своем намерении оговорить желание совершить намаз будучи имамом.

Рассмотрим порядок совершения полуденного намаза (аз-зухр ) коллективно.

Действия тех, кто совершает намаз, следуя за имамом с первого рак яата:

  1. Намерение: «Я намерился совершить 4 ракяата полуденного фард -намаза (аз-зухр ), следуя за имамом ради Всевышнего Аллаха».
  2. После вступительного такбира (т акбир а ль-ифтитах ), произносимого имамом, следующие за ним повторяют этот такбир. После этого, сложив руки, читают ду‘а «С ана » и умолкают. Во всех последующих ракяатах в положении «стоя» никто из следующих за имамом больше ничего не произносят. Только после чтения имамом вслух суры «Аль-Фатиха» говорят про себя: «Аминь».
  3. Во время поясного поклона (руку‘ «Субхана Раббияль-‘азым» . Имам, сказав «Сами‘а л- лаху лиман хамидах» , выпрямляется, те же, кто следует за имамом, выпрямившись, произносят про себя «Раббана ва лякаль-хамд» . Во время земного поклона (суджуд ) молящиеся за имамом 3 раза про себя произносят «Субхана Раббияль-а‘ля» .
  4. Во время первого сидения имам и следующие за ним читают шепотом «Ат-тахият», а во время последнего сидения читают «Ат-тахият» , «Салават» , ду‘а «Раббана атина» и вслед за имамом совершают приветствие (а с-салям ).

Совершающий намаз коллективно во время такбира, поясного поклона (руку‘ ), последующего выпрямления, во время земного поклона (с у дж у д ) и выпрямления после земного поклона (с у дж у д ), а также во время приветствия (а с-салям ) должен следовать за имамом, ни в чем его не опережая и не отставая.

Если опоздавший успел сделать намерение, вступительный такбир и совершить поясной поклон (руку‘ ) до того, как имам выпрямится после поясного поклона (руку‘ ), то этот ракяат считается совершенным.

Действия тех, кто следовал за имамом со 2-го рак яата :

Опоздавший на первый ракяат совершает намерение, вступительный такбир и начинает следовать за действиями имама. В последнем сидении опоздавший читает только «Ат-тахият». После того, как имам начнет совершать приветствие (а с-салям ) в правую сторону, не совершая его, встает со словами «Аллаху Акбар» , чтобы самостоятельно совершить один ракяат, который не успел совершить вместе с имамом.

Во время стояния последовательно читают ду‘а «С ана » , «А‘узу-Бисмиллях» , суру «Аль-Фатиха» и другую суру из Корана, после чего совершают поясной поклон (руку‘), 2 земных поклона (суджуд ) и выполняют последнее сидение, читая «Ат-тахият» , «Салават» , ду‘а «Раббана атина» . После этого совершают приветствие (а с-салям ) в обе стороны и на этом завершают намаз.

Действия тех, кто следует за имамом с 3-го рак яата:

Те, кто успел на 3-й ракяат 4-х ракяатного намаза, во время последнего сидения читают только «Ат-тахият». Затем, после того, как имам начнет выполнять приветствие (а с-салям «Аллаху Акбар» , не совершая приветствие (а с-салям ), чтобы самостоятельно совершить два ракяата, которые не успели совершить с имамом. Во время стояния последовательно читают ду‘а «С ана » , «А‘узу-Бисмиллях» , суру «Аль-Фатиха» и другую суру, затем, выполнив поясной поклон (руку‘ ) и 2 земных поклона (суджуд ), после чего со словами « Аллаху Акбар» встают, читают «Бисмиллях» , суру «Аль-Фатиха» и другую суру, потом совершают поясной (руку‘ ) и 2 земных (суджуд ) поклоны. В последнем сидении читают «Ат-тахият» , «Сал а ват» , ду‘а «Раббана атина », совершают приветствие (а с-салям ) и завершают намаз.

Если намаз 3-х ракяатный, например, вечерний (аль-магриб ), то опоздавшие к началу намаза, но успевшие совершить с имамом 3-й ракяат, читают вместе с имамом в конце «Ат-тахият», после чего, когда имам начнет выполнять приветствие (а с-салям ) в правую сторону, встают со словами «Аллаху Акбар» , не совершая приветствия (а с-салям ). Во время стояния последовательно читают ду‘а «С ана » , «А‘узу-Бисмиллях» , суру «Аль-Фатиха» и другую суру из Корана, затем, выполнив поясной (руку‘ ) и 2 земных поклона (суджу д «Аллаху Акбар» , снова встают, читают «Бисмиллях», суру «Аль-Фатиха» и другую суру, совершают поясной (руку‘ ) и 2 земных поклона (суджуд ). Затем, в последнем сидении, читают «Ат-тахият» , «Салават» , ду‘а «Раббана атина» , совершают приветствие (а с-салям ) и завершают намаз.

Действия тех, кто следует за имамом с 4-го ра кяата :

Во время последнего сидения имама опоздавшие читают только «Ат-тахият». После того, как имам начнет выполнять приветствие (а с-салям ) в правую сторону, со словами «Аллаху Акбар» встают. Стоя, читают ду‘а «С ана » , «А‘узу-Бисми л лях» , суру «Аль-Фатиха» и другую суру. Затем, выполнив поясной (руку‘ ) и 2 земных поклона (суджуд ), садятся и читают только «Ат-тахият». Сказав «Аллаху Акбар» , встают, читают «Бисмиллях» , суру «Аль-Фатиха» и другую суру, совершают поясной поклон (руку‘ ) и 2 земных поклона (суджуд ). Затем, сказав «Аллаху Акбар», снова встают, читают «Бисмиллях» , суру «Аль-Фатиха», совершают поясной поклон (руку‘ ) и 2 земных поклона (суджуд ). В последнем сидении читают «Ат-тахият» , «Салават» , ду‘а «Раббана атина» , выполняют приветствие (а с-салям ) и завершают намаз.

Если опоздавшие присоединяются к имаму после того, как он выпрямился из поясного поклона (руку‘ ) последнего ракяата, то после приветствия (а с-салям ) имама в правую сторону встают и продолжают намаз самостоятельно.

Человек считается успевшим на коллективный намаз, если он присоединился до того, как имам начал выполнять приветствие (а с-салям ). При этом считается, что опоздавший, но присоединившийся к коллективной молитве, получит вознаграждение (саваб ), как тот, кто совершал намаз за имамом от начала до конца.

Мечеть – это место, где человек вместе со своими единоверцами поклоняется Всевышнему Аллаху. Мечеть, по-арабски «масджид», в переводе означает «место совершения земного поклона (суджуд )». Соборные мечети, где люди собираются для совершения пятничных и праздничных молитв, также называют «джами». Мечети – это «дома Аллаха», потому что в них люди поклоняются Ему.

Посещение мечетей вселяет спокойствие в души людей. Это место очищения от суеты бренного мира и размышления о вечном. В мечети читается Коран и возвещаются проповеди. Мечеть – это место сбора мусульман и центр религиозной общины. Все мусульмане могут приходить туда без приглашения, как к себе домой. В мечети верующие обмениваются между собой знаниями, жизненным опытом, решают личные и общественные проблемы, оказывают друг другу помощь и поддержку. Пришедшие в мечеть – это гости Всевышнего Аллаха. Мечеть – это место духовного возрождения, где люди могут набираться духовных сил и получить знания. Мечеть создает особое пространство общения с Богом, настраивающее на созерцание и размышления. Мечеть всегда открыта для всех людей, и каждый может найти там духовное пристанище.

В Священном Коране говорится:

«(Славят Господа) в домах (мечетях), которые Аллах позволил возвести и в которых поминается Имя Его…»

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, говорил:

«День Сбора (Судный День) , когда не будет никакой тени, тень от Арша укроет тех, кто ходи л в мечеть в темноте» .

«Человек, который сделал дома омовение и направился в мечеть, чтобы совершить намаз, подобен тому, кто надел ихрам (специальная одежда паломника) и отправился в хадж» .

«Для того, кто утром и вечером ходит в мечеть, за каждое движение его Аллах готовит угощение в раю» .

О достоинстве совершения намаза в трех главных мечетях пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «Чтение намаза в Заповедной мечети ль-Харам в Мекке) подобно чтению ста тысяч намазов в обычной мечети. Чтение намаза в моей мечети (мечети Пророка в Медине) равно чтению одной тысячи намазов в обычной мечети . А чтение намаза в мечети « Аль-Акса » (в Иерусалиме ) приравнивается к чтению пятиста намаз ов в обычной мечети » .

АРХИТЕКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЕЧЕТЕЙ

Мусульмане издавна уделяли большое внимание строительству мечетей. Первую мечеть возвел сам пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, со своими сподвижниками. С распространением ислама разные народы внесли свои национальные особенности в архитектуру мечетей, поэтому стили разных мечетей могут значительно отличаться друг от друга. Многие мечети по праву считаются мировыми архитектурными шедеврами.

Существует ряд архитектурных особенностей мечетей, которые, хотя и не являются ее обязательными элементами, встречаются в большинстве из них.

  • михраб – полукруглое углубление в одной из стен мечети, указывающее направление на Кыблу. В михрабе во время совершения коллективного намаза находится имам;
  • минбар – кафедра, с которой имам произносит пятничную и праздничную проповеди. Обычно представляет собой специальную лестницу справа от михраба;
  • минарет – башня при мечети, откуда возглашается азан (призыв к молитве);
  • алям – полумесяц на верху мечети или минарета, который является своего рода символом Ислама.
  • шарафа – балкон на минарете, с которого муэдзин призывает людей к молитве; на минарете обычно находится один, но может быть и несколько балконов;
  • курси – специальный стул, с которого читаются лекции (ва аз ).

КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ В МЕЧЕТИ

Мечеть – это место, где люди поклоняются Аллаху. Её посещение способствует поддержанию единства мусульманского сообщества и приносит человеку духовную пользу. Мечети, которые называют «домами Аллаха», возвеличены Самим Господом. Обязанность каждого мусульманина – уважать мечеть. Существуют определенные правила поведения в мечети:

  1. перед посещением мечети желательно совершить омовение (гусль и вуду ), одеть чистую одежду;
  2. заходить в мечеть следует с правой ноги, читая при этом «Салават», а выходить – с левой ноги;
  3. перед входом в мечеть тщательно вытирать обувь;
  4. при входе в мечеть надо снять обувь;
  5. входить с уважением и благоговением;
  6. желательно (сунна ) прочитать намаз приветствия мечети («Тахийят аль–масджид » );
  7. поприветствовать присутствующих;
  8. сидеть в направлении Кыблы;
  9. не желательно сидеть, вытянув ноги;
  10. не следует кричать, шуметь, беседовать на мирские темы;
  11. не обсуждать вопросы купли-продажи.
  12. не заниматься посторонними делами, кроме молитвы, чтения или обучения;
  13. внимательно слушать чтение Корана, проповедей и лекций;
  14. пришедший на проповедь или коллективный намаз с опозданием должен занять ближайшее свободное место и не пробираться в первые ряды;
  15. не причинять беспокойство другим людям;
  16. не следует делать того, что может вызвать недовольство окружающих, в частности, перед посещением мечети есть чеснок или лук, источать другие неприятные запахи;
  17. не мусорить и не просить милостыню.

Аль-Бухари, «Азан», 30; Муслим, «Масаджид», 249.

Муслим, «Масаджид», 260.

Абу Дауд, Насаи, «Имамат», 45.

Абу Дауд, «Салят», 46; Насаи, «Имамат», 48.

Фадаилуль А’маль, 275.

Аскалани, Булюгуль-Марам, II, 574, также см. Ибн Маджа, Икама, 195, №1406.

  • Главная _
  • Ислам _
  • Намаз _
  • Коллективный намаз. Мечеть. Правила поведения в мечети.

142184, Московская область, г.о. Подольск,

мкрн. Климовск, ул. Революции, д. 3, пом. 1

Все о религии и вере - "молитва приветствие мечети" с подробным описанием и фотографиями.

ва `алейкум ас-Саламу уа рахматуЛлахи ва баракатуху

Вопрос: 740. Обязательно ли совершать два ракаата намаза при входе в мечеть прежде чем сесть

Хукм молитвы приветствия мечети

– Для того, кто вошёл в мечеть в любое время, является сунной совершить молитву приветствия мечети. Из-за общего смысла слов Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Когда кто-либо из вас войдёт в мечеть, пусть не садится, пока не помолится два раката». Достоверность хадиса согласована. (Конец цитаты)

Источник: Канзус самин том 3. стр.113.

Молитва приветствия мечети является ваджибом, так как пришло повеление посланника Аллаха (صلي الله عليه وسلم):

«.. пусть не садится пока не совершит два рака’ата».

(Этот хадис у имама аль-Бухари под номером 1163).

"Если человек вышел из мечети с намерением вернуться, то если он возвращается в ближайшее время, то не совершает молитву-приветствие в мечети. Например, если вышел для совершения омовения, затем вернулся; или вышел, чтобы взять книгу из дома, затем вернулся; или вышел поговорить с человеком и вернулся, – то такой не совершает молитву-приветствие. Потому что промежуток времени был короткий. А если прошло много времени, то, в этом случае, совершает 2 ракаата. Все мы, когда совершим молитву зухр, выходим из мечети с намерением вернуться для молитвы аср. Разве мы скажем то, что когда мы вернемся в мечеть для совершения аср, не будем совершать молитву-приветствие? Нет. Будем совершать. Суть в том, что если он вышел по делу и в скором времения вернулся, то он не молится 2 ракаата, довольствуясь совершенными 2 ракаатами в первый раз. Доводом является то, что посланник, благословит его Аллах и приветствует, дозволил человеку, совершающему затворничество в мечети, выйти по нужде домой с намерением вернуться. Это указывает на легкую степень выхода, и не считается полным выходом из мечети. Тот, кто выходит из мечети с намерением вернуться в скором времени, подобен тому, кто вовсе не выходил из нее".

Источник: "Сильсиляту лика-ати ль-баби ль-мафтух", 125.

Сунна намаз перед утренней молитвой заменяет молитву приветствия мечети.

Этот вопрос был задан Постоянному Комитету, на что он ответил:

Два раката сунна молитвы фаджра засчитывается и как сунна фаджра, и как приветствие мечети, и это предпочтительнее. Но если человек сначала совершает тахиййатуль масджид, а затем два раката сунны фаджра, то в этом нет ничего плохого.

Источник: «Фетвы Постоянного Комитета» (7 том, 244 страница).

Молитва приветствия мечети (намаз тахият)

Молитва приветствия мечети – один из дополнительных намазов, совершаемых во время посещения мечети. Намаз тахият следует выполнить сразу же после вхождения в мечеть.

В одном из хадисов Посланника Аллаха (с.г.в.) сказано: «Если кто-либо из вас зайдет в мечеть, пусть не садится, пока не совершит два ракаата молитвы приветствия» (Бухари, Муслим) . В случае, если верующий посещает дом Аллаха несколько раз в день, то прочтения одного намаза тахият в день является достаточным. В случае, если мусульманин, посетив мечеть, присел по забывчивости, то ему следует встать и выполнить намаз приветствия.

Относительно желательности совершения данной молитвы в периоды, порицаемые для выполнения молитвы (незадолго до восхода и заката солнца, а также во время нахождения солнца в зените), мнения мусульманских ученых расходятся.

Согласно ханафитскому мазхабу, выполнение намаза тахият в данные промежутки времени является нежелательным. Подтверждением этому служит хадис Пророка (с.г.в.): «Не совершается молитва после утренней молитвы и до восхода солнца, а также за послеполуденной молитвой до исчезновения солнца за горизонтом» (Бухари, Муслим) . Шафиитские ученые полагают, что мусульманину следует совершить намаз тахият, даже если человек посетил мечеть в порицаемое для выполнения намаза время.

Молитва приветствия мечети состоит из 2 ракаатов, выполнение которых идентично двухракаатным намазам.

Когда не следует совершать намаз-тахият

1. Во время посещения Запретной мечети «Аль-Харам», расположенной в Мекке (в данном случае роль приветствия выполняет обход вокруг Каабы)

2. В случае посещения дома Аллаха с намерением выполнения праздничной молитвы (ид намаза)

3. В случае входа в мечеть в момент начала обязательной молитвы (фард)

4. В случае входа в мечеть во время чтения пятничной проповеди (согласно ханафитскому мазхабу; шафиитские ученые допускают выполнение намаза тахият во время хутбы)

5. В случае, если верующий после посещения мечети уже выполнил какой-либо иной намаз, так как данная молитва заменяет приветствие.

Читайте также:

Комментарии

Демотиваторы

Молитва приветствие мечети

Намаз приветствия мечети

Молитва приветствия мечети (тахийятуль-масджид) – один из дополнительных намазов, совершаемых во время посещения мечети. Намаз тахият следует выполнить сразу же после вхождения в мечеть. При входе в мечеть произносят:

اللَّهُمَّ افْتَحْ لِي أَبْوَابَ رَحْمَتِك

« Аллахумма-фтахлии абваба рахматика » перевод: «О Аллах, открой мне врата Твоей милости» . затем читают салават – формулу благословения Пророка Мухаммада ﷺ.

В мечеть желательно войти с правой ноги, и прежде чем сесть, следует совершить два ракаата намаза-тахийят. Так велит достоверный хадис, приводимый имамами аль-Бухари и Муслимом.

В одном из хадисов Посланника Аллаха ﷺ сказано: «Если кто-либо из вас зайдет в мечеть, пусть не садится, пока не совершит два ракаата молитвы приветствия» (Бухари, Муслим). В случае, если верующий посещает дом Аллаха несколько раз в день, то прочтения одного намаза тахият в день является достаточным.

Нежелательно садиться в мечети, не совершив тахийят, если нет на то особой причины (болезнь и т. п.) Однажды, когда сподвижник Пророка ﷺ Абу Зарр присел в мечети, не совершив два ракяата намаза приветствия, Пророк ﷺ окликнул его: «О Абу Зарр! Воистину, у мечети есть приветствие в виде двухракяатной молитвы. Встань же и соверши ее!» . Но если есть необходимость без промедления возместить упущенный намаз или заканчивается время обязательного намаза, то совершать тахийят запрещено (харам). Тахийят нежелательно совершать и в том случае, если прозвучал призыв к началу молитвы (икамат) или уже начался коллективный намаз.

Если человек придя в мечеть намеренно сядет даже на малое время, например, человек сел выпить воду, касаясь задней части тела о землю то намаз упускается. Но если он сел на ноги так, что задняя часть не прикасается к земле, и не прошло много времени, то тахият-намаз не упускается в этом случае ему следует встать и выполнить намаз приветствия. Также не упускается тахият-намаз, если он нечаянно или не зная сел, при этом и не прошло много времени.

Если же кто-то из-за невозможности совершить омовение и его отсутствия не может совершить намаз или не желает его совершить а так же если не умеет совершать намаза, то ему желательно произнести:

سُـبْحانَ اللهِ، والحمْـدُ لله ، ولا إلهَ إلاّ اللهُ واللهُ أكبَر، وَلا حَولَ وَلا قوّة إلاّ باللّهِ العليّ العظيم

«СубханаЛлахи, валь хамдулиЛляхи, ва ля иЛляха илляЛлаху ваЛлаху акбар, валя хавля валя куввата илля биЛляхиль Алиййиль Азим» Перевод: «Пречист Аллах, хвала Аллаху; нет никого достойного поклонения кроме Аллаха; Аллах велик; нет мощи и силы ни у кого, кроме Аллаха Высокого, Великого» . Некоторые сказали, что желательно это прочитать четыре раза. И это заменяет тахийят намаз. Сказано, что это замещает тахийят, а также земной поклон (саджда), совершаемый при чтении Корана или с целью благодарения Аллаха. Но если есть возможность совершить омовение, то эта молитва не замещает тахийят, но со слов имама аль-Газали, приводимых в его книге «Ихяу улуми ддин», понимается обратное.

Намаз-тахийят считается совершённым также, если сразу при входе в мечеть совершить любой намаз (намаз-фарз, намаз-суннат, будь он своевременный или возмещаемый), потому что главная цель – совершение намаза, прежде чем сядете в мечети. Поэтому, если мусульманин сразу при входе в мечеть приступит к совершению любого намаза, он получит вознаграждение и за тахийят. Если вместе с намерением совершить любой намаз, вознамериться и совершить тахийят, то вознаграждение возрастает. Больше всего вознаграждение полагается за совершение раздельно сначала тахийята, затем и другого намаза.

Когда не следует совершать намаз-тахият?

  • Во время посещения Запретной мечети «Аль-Харам», расположенной в Мекке (в данном случае роль приветствия выполняет обход вокруг Каабы)
  • При входе в мечеть с намерением совершить праздничную молитву (салятуль-‘ийд) в праздник Разговения (‘Ийдуль-фитр, Ураза-байрам) и праздник жертвоприношения (‘Ийдуль-адха, Курбан-байрам). Пророк Мухаммад ﷺ не совершал никаких молитв до и после праздничной
  • В случае входа в мечеть в момент начала обязательной молитвы (фард) Пророк ﷺ сказал: «Если люди встают на обязательную молитву (уже читается икамат), то никакая иная, кроме данной, не совершается»
  • В случае входа в мечеть во время чтения пятничной хутбы (проповеди) это – согласно ханафитскому мазхабу. (однако шафиитские ученые допускают выполнение намаза тахият во время хутбы. В хадисе, приводимом ат-Тирмизи, ан-Насаи, Хакимом и другими, говорится: «Когда один из вас зайдёт в мечеть, пусть не сядет пока не совершит двухракаатную молитву» )
  • В случае, если верующий после посещения мечети уже выполнил какой-либо иной намаз, так как данная молитва заменяет приветствие.
  • В периоды, порицаемые для выполнения молитвы (Относительно не желательности совершения данной молитвы в периоды, порицаемые для выполнения молитвы (незадолго до восхода и заката солнца, а также во время нахождения солнца в зените), мнения мусульманских ученых расходятся. Согласно ханафитскому мазхабу, выполнение намаза тахият в данные промежутки времени является нежелательным. Подтверждением этому служит хадис Пророка ﷺ: «Не совершается молитва после утренней молитвы и до восхода солнца, а также за послеполуденной молитвой до исчезновения солнца за горизонтом» (Бухари, Муслим). Шафиитские ученые полагают, что мусульманину следует совершить намаз тахият, даже если человек посетил мечеть в порицаемое для выполнения намаза время. Оба мнения основаны на Сунне Пророка, однако их отличают разные критерии, легшие в основу богословского анализа. Так же прочитайте статью когда нельзя читать намаз?)

Как читать тахитуль-масджид намаз?

Молитва приветствия мечети состоит из 2 ракаатов, выполнение которых идентично двухракаатным намазам. Намерение произносится так: «Намериваюсь совершить намаз-тахийят в 2 ракаата».

Целью намаза-тахийят является возвеличивание хозяина мечети – Всевышнего Аллаха, а не возвеличивание самой мечети, и если человек намерился при соблюдении намаза-тахият возвеличить саму мечеть, его намаз не засчитывается. При совершении намерения, если даже мы и произносим его следующим образом (я намерен совершить двухракаатный намаз возвеличивания мечети), то должны иметь в виду возвеличивание не самой мечети, а её Хозяина, то есть Всевышнего Аллаха.

Молитва приветствие мечети

Случаи, в которых не читается намаз приветствия мечети

Вопрос от Аймурата:

В каких случаях не совершается намаз тахиййатуль-масджид?

Намаз тахиййатуль-масджид не совершается в те промежутки времени, которые считаются макрухом для совершения намаза. Тому, кто, войдя в мечеть, не смог совершить намаз тахиййатуль-масджид по причине занятости, отсутствия тахарата или того, что было время, считающееся макрухом, следует произнести: «Субханаллахи валь-хамду лилляхи ва ля иляха илляллаху валлаху акбар».

Если человек пришел в мечеть для совершения обязательного намаза, то, совершив в мечети один из пятикратных намазов, он так же считается совершившим тахиййатуль-масджид. Если же человек посетил мечеть в промежуток времени между обязательными намазами, то в этом случае рекомендуется совершить два ракаата намаза тахиййатуль-масджид.

Если же человек посетил мечеть в тот промежуток времени, который считается макрухом для совершения намаза, то, по мнению ханафитского, ханбалитского и маликитского мазхабов, он не должен совершать тахиййатуль-масджид. Тогда как по мнению шафиитского мазхаба, несмотря на это, человеку следует совершить два ракаата намаза тахиййатуль-масджид (Аль-Джазири, 2/518).

Представьте себе гостя, который приходит к вам домой, садится, занимается какими-то своими делами, удовлетворяет свои нужды, а затем уходит, даже не поздоровавшись с вами?... Последствия такого визита очевидны! А что если такое поведение повторяется еженедельно или даже ежедневно? Однако, мы сами ведем себя точно так же, даже не замечая этого.

Посещение дома Аллаха - это посещение Самого Аллаха

Человек, посещающий мечеть, описывается в хадисах как тот, кто посетил Самого Аллаха Тааля (Шуабуль Иман, хадис 2943, также см. Тахриджуль Ихья, хадис 408).

Передается, что однажды один сподвижник вошёл в мечеть Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) и сел. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сделал ему замечание, спросив его: «Что помешало тебе совершить два ракаата намаза, прежде чем ты сел?» Он ответил: «О, Посланник Аллаха, я так и собирался сделать, но увидел, что ты и остальные люди уже сидят». На что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Когда кто-нибудь из вас входит в мечеть, ему не следует садиться, пока он не совершит два ракаата приветственного намаза» (Сахих Муслим, т.1, с.248).

Абу Катада (радыАллаху анху) передает, что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) как-то сказал ему:

«Исполняй право мечети». Он спросил, что такое право мечети, на что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил: «Два ракаата намаза, прежде чем сесть» (Сахих Ибн Хузеймы, 1824, Фатхуль Бари, т.1, с. 696, хадис 444).

Эти два ракаата называются тахийятуль-масджид (приветствие мечети). Алимы утверждают, что на самом деле это приветствие Самому Аллаху, поскольку мечети называются Его домом (Тахтави, с. 215, Шами, т.2, с. 18).

Важность, которую Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) придавал этому намазу, видна из хадисов, приведенных выше. Некоторые ученые, поэтому, считали этот намаз ваджибом, хотя общепринятое мнение, что он является сунной (Фатхуль Бари, т.1, с.696, Шами, т.2, с. 18).

Признак Судного дня

Пренебрежение этой практикой в нашем обществе в настоящее время было предсказано в хадисах как один из признаков Судного дня. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) как-то сказал, что перед Судным днем человек будет приходить в мечеть и оставлять совершение двух ракаатов приветствия (тахийятуль-масджид ) (Фатхуль Бари ли Ибн Раджаб, т.3, с.277, Маджмау з-Заваид, т.2, с.24).

Ученые говорят, что сознательное пренебрежение этой практикой является макрух (порицаемым), поэтому, когда в следующий раз мы посетим мечеть, давайте будем более этичными. Поступая таким образом, мы укрепим нашу связь с Аллахом, а также с самой мечетью, иншаАллах.

Факихи утверждают, что сунна приветствия мечети будет выполнена, если человек совершит любой намаз при входе в мечеть (обязательный, желательный и т.д.) перед тем, как сядет. Можно даже совершить этот намаз уже после того, как человек сядет по забывчивости (Шами, т.2, с.18).

Во время макрух совершать намаз приветствия порицается

Ханафитские факихи пишут, что если человек входит в мечеть в то время, когда порицаемо совершать желательные намазы, ему не следует совершать намаз приветствия. Ему лучше будет заняться поминанием Аллаха и чтением тасбиха (Тахтави, с.215, Шами, т.2, с.18).

Временем макрух для совершения желательных намазов является:

  • Время после совершения обязательного утреннего намаза (фаджр) до того времени, когда до восхода солнца остается 15 минут (Сахих Бухари, хадис 586, Сахих Муслим, т.1, с.275).
  • В полдень (Сахих Муслим, т.1, с.276).
  • Время после совершения обязательного послеполуденного намаза (аср) до захода солнца (Сахих Бухари, хадис 586).
  • Во время пятничной хутбы (Насбур-райя, т.2, с.201-202).

В настоящее время степень пренебрежения этой сунной вызывает тревогу. Пусть Аллах Тааля вложит в нас понимание значимости этого намаза. Амин.

Помимо обязательных молитв и тех намазов, которые Заключительный посланник Всевышнего (с.г.в.) не пропускал практически никогда либо делал это изредка, есть ещё один вид молитвенной практики. Речь идёт о намазах нафль (добровольные молитвы).

Рассмотрим наиболее распространённые примеры этого вида намаза. Некоторые из них выполняются в конкретно установленное время, тогда как для других подобные требования отсутствуют.

1. Тахаджуд

Данный намаз читается либо в первую часть ночи, либо в середине, либо в конце тёмного времени суток. Именно поэтому его часто называют «салятул-лайл» (молитва ночи). Однако она должна следовать строго после обязательной ночной молитвы (иша). В сборнике хадисов имама ат-Тирмизи приводится следующее высказывание Пророка Мухаммада (с.г.в.): «То время, когда верующий ближе всего к своему Господу, - середина и последняя часть ночи. Если ты способен быть среди тех, кто может поминать Аллаха в это время, то делай это».

Молитва Тахаджуд не предполагает выполнения какого-то определённого числа ракаатов. Однако учёные в области фикха разных мазхабов говорят о том, что этот намаз должен выполняться в два - восемь ракаатов. Не рекомендуется читать тахаджуд коллективно, потому как Милость миров Мухаммад (с.г.в.) не практиковал подобного.

2. Духа

Время этого намаза - с того момента, как пройдёт полчаса с момента восхода солнца, до зенита. Духа может читаться в два, четыре и восемь ракаатов.

3. Молитва омовения

Этот намаз состоит из двух ракаатов. Он читается сразу после того, как человек взял . В источниках утверждается, что для совершения этой молитвы нужно, чтобы у человека не испарилась вода с омытых им частей тела. В сборниках хадисов Муслима, Абу Дауда и ан-Насаи приводится изречение Заключительного Божьего пророка (с.г.в.), в котором касательно этой молитвы он говорит следующее: «Тот, кто из вашего числа совершит как следует омовение и искренне прочитает намаз, состоящий из двух ракаатов, безусловно, будет достоин Рая.

4. Намаз приветствия мечети

Этот намаз, как и предыдущий, включает в себя всего два ракаата, которые нужно прочитать сразу после входа в мусульманский храм. Аль-Бухари, Муслим, ан-Насаи, Ахмад приводят в своих сборниках хадис о том, что Пророк Мухаммад (с.г.в.) призывал мусульман совершать молитву приветствия до того, как они усядутся там. Если человек вдруг забыл прочитать этот намаз и присел, то он может снова встать на ноги и совершить эту дополнительную молитву. Когда верующий при входе в мечеть сразу приступил читать не дополнительный намаз приветствия, а, например, фардовую часть или сунну одной из пяти обязательных ежедневных молитв, то в этом случае ему нет никакой необходимости совершать намаз нафль.

Часто возникает вопрос о том, как быть, если человек приходит в мечеть несколько раз за день. Мнения богословов на этот счёт разнятся. Кто-то говорит, что достаточно, в целом, один раз прочитать эту добровольную молитву. Другие отмечают, что ранее упомянутый хадис стоит трактовать буквально, а потому каждый раз, когда мусульманин входит в мечеть, он должен читать молитву приветствия.

Вместе с этим есть единогласное мнение мусульманских учёных о том, когда эта молитва не должна совершаться:

  • Во время входа в Запретную мечеть в Мекке, потому как в качестве приветствия выступает таваф (обход вокруг Каабы).
  • В праздники разговения и перед входом в мечеть для совершения праздничной молитвы не читается этот дополнительный намаз. В преданиях о Пророке Мухаммаде (с.г.в.) сообщается, что он не совершал никакого дополнительного намаза ни до, ни после праздничных молитв.
  • Если при входе в мечеть там будет совершаться одна из обязательных молитв, то верующий должен присоединиться к ней, а не читать дополнительный намаз.

5. Намаз истихара

Эта молитва читается человеком, когда он находится в ситуации важного выбора. Чтением этого намаза, который состоит из двух ракаатов, верующий просит у Всевышнего помощи и благословления.

«Аллахумма инни астахиру-кя би-‘ильми-кя ва астакъдирукя би-кудэрати-кя ва ас’алю-кя мин фадли-кя-ль-‘азым. Фа-инна-кя такъдиру ва ля акъдиру, ва та’ляму ва ля а’ляму, ва Анта ‘алляму-ль-гуюбэ! Аллахумма ин кунта та’ляму анна хаза-ль-амра (здесь нужно сказать то, что желает человек) хайрун ли фи дини, ва ма’аши ва ‘акибати амри, фа-кдур-ху ли ва йассир-ху ли, сумма барик ли фи-хи; ва ин кунта та’ляму анна хаза-ль-амра шаррун ли фи дини, ва ма’аши ва ‘акибати амри, фа-сриф-ху ‘ан-ни ва-сриф-ни ‘ан-ху ва-кдур лия-ль-хайра хайсу кяна, сумма арди-ни би-хи»

Перевод: «О Всевышний, я спрашиваю у Тебя блага, ведь Ты знаешь всё. Прошу проявления силы Твоей на основе Твоего могуществ. Я прошу Тебя проявить милость. Всемогущ Ты, а я совершенно беспомощен. Ты объемлешь Своим знанием всё, однако я несведущ. Известно Тебе абсолютно всё! О Всемогущий Господин! Если Ты знаешь, что дело (то, что человек просит) является хорошим для меня, с точки зрения моего благополучия в этой бренной жизни и в вечной, то сделай его реальным для меня, сделай его легче для меня и подари мне в последующем баракят в нем. Если же Ты полагаешь, что в моей просьбе есть зло для меня, для моего благочестия, моей жизни в этом мире и в вечности, то удали это дело от меня и удали меня от него. И позволь мне достичь блага там, где оно имеется, затем сделай меня довольным им».

6. Молитва хаджат

Этот намаз совершается, когда у человека есть какая-то крайняя необходимость в том, чтобы Всевышний помог ему. Она читается в два либо в четыре ракаата. Фиксированного времени у этого намаза нет, но лучше всего его совершить после пятой обязательной молитвы (иша). В первом ракаате после суры «Фатиха» читается трижды аят «аль-Курси». Во втором ракаате необходимо прочитать суру «Ихлас», в третьем - «Фаляк», в четвёртом - «Нас».

Да примет Аллах ваши молитвы!



Загрузка...