electricschool.ru

Сильная молитва об усопшей бабушке. Чтении Псалтири за усопших. Текст молитвы об усопших родителей

Православные христиане немало знают о чудодейственных свойствах молитв. Поминая покойного, они помогают его душе очиститься от грехов и спокойно отправиться в Царствие Небесное, где она обретет вечный покой.

Молитвы об усопших — это не только дань уважения, но и способ заручиться поддержкой рода для удачи в жизни. Таким образом живые просят у Бога милости, так как молитвы спасают и наши души , позволяя им очиститься через искреннюю веру и покаяние. Они настраивают на умиротворение, искореняя все нечестивое, что творится у нас в сердцах, способствуют духовному росту и развитию. Молитвы также помогают подготовиться к внезапной кончине, ведь, как ни прискорбно, никто не не знает, когда этот час наступит. Души усопших охраняют тех, кто не предает забвению память предков, а посещает кладбище и заказывает в церкви молебны по близким людям , оставившим нас. Для этого перед литургией христиане приносят записки с именами всех покойных крещеных родственников и близких людей.

Если вы не знаете, жив или нет ваш близкий человек, по прошествии определенного времени необходимо обратиться к священнику, чтобы тот отпел его, дабы душа не металась по нашему миру в поисках выхода. Часто предпосылками к отпеванию служат вещие сны, где пропавшие без вести родственники, погибшие при различных обстоятельствах, подают знаки живым. В таком сне вы можете увидеть его мучения, взгляд, полный мольбы, или даже прямое обращение покойного с просьбой предать земле его прах и помолиться за его душу.

Молитва об умершем

«Великий Господи, опора в жизнях наших. Каждый предстанет пред очами Твоими в назначенный час. Разными путями, но неизменно в положенный час все до единого предстаем пред судом Твоим. Молим Тебя, Отче, помилуй души усопших братьев наших, родителей, детей и близких. Даруй им милость свою, как прощаешь грехи раскаивавшимся искренне. Избавь их от мучений, прости и помилуй их невольные грехи, совершенные по незнанию. Как чада просят прощения у родителей своих, так и мы молим тебя о прощении. Господи Всемогущий, молим тебя с верою искренней и о покаянии всех умерших, чей прах не погребен, чьи помыслы неясны. Даруй им справедливый суд, но упаси от дьявольских терзаний. Избавь души их от вечного скитания по грешной Земле, забери под свой покров. Аминь».

Молитва об усопших родственниках

«Всемилостивый Отец наш небесный! Я, раб грешный (имя), молюсь тебе в смирении. Упокой души родственников моих, покинувших наш мир (имена). Рабы Божьи теперь во власти Твоей. Их тела преданы земле, а вечные души направились в Царствие Небесное. Прими их и прости всемилостью своей, отпусти им грехи их прижизненные, вольные и невольные, и допусти их к вечному причастию. Позволь им наблюдать за нами, в живых находящихся, и через Твою милость подсказывать путь единственно верный и праведный. Аминь».

Молитвы за всех умерших в веках

«Раб грешный (имя), узами грехов скованный, просит у Тебя, Создатель, прощения и очищения. Пред Твои очи со смирением пришел я со своими бедами, позволь же мне помолиться за души всех умерших. За грешников и праведников, воинов и детей, стариков и молодых. Во всех веках души к тебе стекаются-возносятся. Не оставь ни одной без внимания, да прости им все их вольные и невольные ошибки. Жизнью и смертью Тебе обязанный, я молюсь о наставлении, покое и мире в сердце. Огради меня от бесовских проявлений при жизни, а я буду помнить о всех, кто почил ныне, и воздавать им уважение через слова молитвы искренней и очищающей. Да будет так во веки веков, и все грешники праведниками окажутся, да наступит на земле благословенное Царствие Небесное. Аминь».

Не забывайте почитать память своего рода , ведь каждый преданный земле возносится на Небеса, где продолжает наблюдать за своими родственниками и оказывать посильную помощь. Посещайте могилы, отдавая уважение, зажигайте свечи, чтобы очищающий огонь через молитвы и раскаяние освободил и ваши души от всех прегрешений. Живите в мире и не забывайте нажимать на кнопки и

16.03.2017 03:01

Смерть близких людей - всегда большое горе. Однако каждому православному человеку утешиться в печали и...


ДНИ ОСОБОГО ПОМИНОВЕНИЯ УСОПШЕГО


Настает час, когда останки почившего предаются земле, где будут покоиться до конца времен и всеобщего воскресения. Но любовь матери Церкви к своему чаду, ушедшему из этой жизни, не иссякает. В известные дни она совершает моления об умершем и приносит бескровную жертву о упокоении его. Особые дни поминовений - третий, девятый и сороковой (при этом день кончины считается первым). Поминовение в эти дни освящено древним церковным обычаем. Оно согласуется с учением Церкви о состоянии души за гробом.

Третий день. Поминовение усопшего в третий день после смерти совершается в честь тридневного воскресения Иисуса Христа и во образ Пресвятой Троицы.

Первые два дня душа преставившегося еще находится на земле, проходя вместе с сопровождающим ее Ангелом по тем местам, которые притягивают ее воспоминаниями земных радостей и горестей, злых и добрых дел. Душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором положено тело, и таким образом проводит два дня как птица, ищущая себе гнезда. Добродетельная же душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий же день Господь повелевает душе вознестись на небеса для поклонения Ему - Богу всяческих. Весьма своевременно поэтому церковное поминовение души, представшей пред лицем Правосудного.

Девятый день. Поминовение умершего в этот день бывает в честь девяти чинов ангельских, которые, как слуги Царя Небесного и предстатели к Нему за нас, ходатайствуют о помиловании преставившегося.

После третьего дня душа в сопровождении Ангела заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту. В таком состоянии она пребывает шесть дней. На это время душа забывает скорбь, которую чувствовала, находясь в теле и после выхода из него. Но если она виновна в грехах, то при виде наслаждения святых она начинает скорбеть и укорять себя: «Увы мне! Сколько я осуетилась в этом мире! Я провела большую часть жизни в беспечности и не послужила Богу, как должно, дабы и мне удостоиться сей благодати и славы. Увы мне, бедной!» В девятый день Господь повелевает Ангелам опять представить душу к Нему на поклонение. Со страхом и трепетом предстоит душа пред престолом Всевышнего. Но и в это время святая Церковь опять молится за усопшего, прося милосердного Судию о водворении со святыми души своего чада.

Сороковой день. Сорокадневный период весьма знаменателен в истории и предании Церкви как время, необходимое для приуготовления, для принятия особого Божественного дара благодатной помощи Отца Небесного. Пророк Моисей удостоился беседовать с Богом на горе Синай и получить от Него скрижали закона лишь после сорокадневного поста. Израильтяне достигли земли обетованной после сорокалетнего странствия. Сам Господь наш Иисус Христос вознесся на небо на сороковой день по воскресении Своем. Принимая все это за основание, Церковь установила совершать поминовение в сороковой день после смерти, чтобы душа преставившегося взошла на святую гору Небесного Синая, удостоилась лицезрения Божия, достигла обетованного ей блаженства и водворилась в небесных селениях с праведными.

После вторичного поклонения Господу Ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В сороковой же день душа в третий раз возносится на поклонение Богу, и тогда решается ее участь - по земным делам ей назначается место пребывания до Страшного суда. Потому так благовременны церковные молитвы и поминовения в этот день. Ими заглаживаются грехи умершего и испрашивается душе его водворение в раю со святыми.

Годовщина. Церковь совершает поминовение усопших в годовщину их смерти. Основание этого установления очевидно. Известно, что самым большим литургическим циклом является годовой круг, по прошествии которого вновь повторяются все неподвижные праздники. Годовщина смерти близкого человека всегда отмечается хотя бы сердечным поминовением его любящими родными и друзьями. Для православного верующего - это день рождения для новой, вечной жизни.


ВСЕЛЕНСКИЕ ПАНИХИДЫ (РОДИТЕЛЬСКИЕ СУББОТЫ)


Кроме этих дней Церковь установила особенные дни для торжественного, всеобщего, вселенского поминовения всех от века преставившихся отцов и братий по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, которые, быв застигнутыми внезапной смертью, не были напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви. Совершаемые при этом панихиды, указанные уставом Вселенской Церкви, называются вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение, - вселенскими родительскими субботами. В кругу богослужебного года такими днями общего поминовения являются:

Суббота мясопустная. Посвящая Неделю мясопустную преднапоминанию последнего Страшного суда Христова, Церковь, ввиду этого суда, установила ходатайствовать не только за живых членов своих, но и за всех, от века умерших, во благочестии поживших, всех родов, званий и состояний, особенно же за скончавшихся внезапной смертью, и молит Господа о помиловании их. Торжественное всецерковное поминовение усопших в эту субботу (а также в Троицкую субботу) приносит великую пользу и помощь умершим отцам и братиям нашим и вместе с тем служит выражением полноты церковной жизни, которой мы живем. Ибо спасение возможно только в Церкви - сообществе верующих, членами которого являются не только живущие, но и все умершие в вере. И общение с ними чрез молитву, молитвенное их поминовение и есть выражение нашего общего единства в Церкви Христовой.

Суббота Троицкая. Поминовение всех умерших благочестивых христиан установлено в субботу перед Пятидесятницей ввиду того, что событием сошествия Святого Духа завершилось домостроительство спасения человека, а в этом спасении участвуют и усопшие. Поэтому Церковь, воссылая в Пятидесятницу молитвы об оживотворении Духом Святым всех живущих, просит в самый день праздника, чтобы и для усопших благодать всесвятого и всеосвящающего Духа Утешителя, которой они сподобились еще при жизни, была источником блаженства, так как Святым Духом «всяка душа живится». Поэтому канун праздника, субботу, Церковь посвящает поминовению усопших, молитве о них. Святой Василий Великий, составивший умилительные молитвы вечерни Пятидесятницы, говорит в них, что Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы об умерших и даже о «иже во аде держимых».

Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц святой Четыредесятницы. Во святую Четыредесятницу - дни Великого поста, подвига духовного, подвига покаяния и благотворения ближним - Церковь призывает верующих быть в теснейшем союзе христианской любви и мира не только с живыми, но и с умершими, совершать в назначенные дни молитвенные поминовения отшедших от настоящей жизни. Кроме того, субботы этих седмиц назначены Церковью для поминовения усопших еще и по той причине, что в седмичные дни Великого поста заупокойных поминовений не совершается (сюда относятся заупокойные ектении, литии, панихиды, поминовения 3-го, 9-го и 40-го дня по смерти, сорокоусты), так как ежедневно не бывает полной литургии, с совершением которой связано поминовение усопших. Чтобы не лишить умерших спасительного предстательства Церкви в дни святой Четыредесят-ницы, и выделены указанные субботы.

Радоница. Основанием общего поминовения умерших, которое совершается во вторник после Фоминой недели (воскресенья), служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад и победе Его над смертью, соединяемое с Фоминым воскресеньем, с другой - разрешение церковным уставом совершать обычное поминовение усопших после Страстной и Светлой седмиц, начиная с Фомина понедельника. В этот день верующие приходят на могилы своих родных и близких с радостной вестью о Воскресении Христовом. Отсюда и самый день поминовения называется Радоницей (или Радуницей).

К сожалению, в советское время установился обычай посещать кладбища не на Радоницу, а в первый день Пасхи. Для верующего человека естественно посещать могилки своих близких после усердной молитвы о их упокоении в храме - после отслуженной в церкви панихиды. Во время же Пасхальной недели панихид не бывает, ибо Пасха - это всеобъемлющая радость для верующих в Воскресение Спасителя нашего Господа Иисуса Христа. Поэтому в течение всей Пасхальной недели не произносятся заупокойные ектении (хотя совершается обычное поминовение на проскомидии), не служатся панихиды.


ЦЕРКОВНЫЕ ЗАУПОКОЙНЫЕ СЛУЖБЫ


Поминать усопшего в Церкви нужно как можно чаще, не только в означенные особые дни поминовения, но и в любой другой день. Главное моление о упокоении усопших православных христиан Церковь совершает на Божественной литургии, принося за них бескровную жертву Богу. Для этого следует перед началом литургии (или накануне вечером) подать в церкви записки с их именами (вписывать можно только крещеных православных). На проскомидии из просфор будут вынуты частицы за их упокоение, которые в конце литургии будут опущены в святую чашу и омыты Кровью Сына Божия. Будем помнить, что это наибольшее благо, которое мы можем оказать тем, кто нам дорог. Вот как говорится о поминовении на литургии в Послании восточных Патриархов: «Мы веруем, что души людей, впавших в смертные грехи и при смерти не отчаявшихся, но покаявшихся еще до разлучения с настоящей жизнью, только не успевших принести никаких плодов покаяния (такими плодами могли быть их молитвы, слезы, коленопреклонения при молитвенных бдениях, сокрушение, утешение бедных и выражение в поступках любви к Богу и ближним), – души таких людей нисходят в ад и терпят за учиненные ими грехи наказания, не лишаясь, впрочем, надежды на облегчение. Облегчение же они получают по бесконечной благости Божией через молитвы священников и благотворения, совершаемые за умерших, а особенно силою бескровной жертвы, которую, в частности, приносит священнослужитель для каждого христианина за его близких, и вообще за всех повседневно приносит Кафолическая и Апостольская Церковь».

Вверху записки обычно помещают восьмиконечный православный крест. Затем указывается вид поминовения - «О упокоении», после чего крупным, разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества (например, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея Александра, монахини Рахили, Андрея, Нины).

Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы).

Количество имен в записке не имеет значения; надо только учесть, что не очень длинные записки священник имеет возможность прочитать внимательнее. Поэтому лучше подать несколько записок, если хочешь помянуть многих своих близких.

Подавая записки, прихожанин вносит пожертвование на нужды монастыря или храма. Во избежание смущений следует помнить, что различие в ценах (заказные или простые записки) отражает лишь разницу в сумме пожертвования. Не стоит смущаться также, если вы не услышали упоминания имен ваших родственников на ектении. Как было сказано выше, главное поминовение происходит на проскомидии при вынимании частиц из просфор. Во время же заупокойной ектении можно достать свой помянник и помолиться о близких. Молитва будет действеннее, если поминающий сам в тот день причастится Тела и Крови Христовой.

После литургии можно отслужить панихиду. Панихида служится перед кануном - особым столиком с изображением распятия и рядами подсвечников. Здесь же можно оставить приношение на нужды храма в память об усопших близких.

Весьма важно после кончины заказать в храме сорокоуст - непрестанное поминовение за литургией в течение сорока дней. По его окончании сорокоуст можно заказать вновь. Существуют и длительные сроки поминовения - полгода, год. Некоторые монастыри принимают записки на вечное (пока стоит обитель) поминовение или на поминовение во время чтения Псалтири (таков древний православный обычай). Чем в большем количестве храмов будет возноситься молитва, тем лучше для нашего ближнего!

Весьма полезно в памятные дни усопшего жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться о нем. На канун можно приносить жертвуемую снедь. Нельзя лишь приносить на канун мясную пищу и спиртное (кроме церковного вина). Самый простой вид жертвы за усопшего - свеча, которая ставится о его упокоении.

Понимая, что самое большее, что мы можем сделать для наших усопших близких - это подать записку о поминовении на литургии, не стоит забывать молиться о них дома и совершать дела милосердия.


ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШЕГО НА ДОМАШНЕЙ МОЛИТВЕ


Молитва за усопших - это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной. Покойник не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе - все это есть лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа. Домашняя молитва за близких, в том числе и умерших, - долг всякого православного. Святитель Филарет, митрополит Московский, так говорит о молитве за усопших: «Если всепроницательная Премудрость Божия не возбраняет молиться за умерших, не значит ли это, что еще позволено бросить веревку, хотя не всегда достаточно надежную, но иногда, а может быть и часто, спасительную для душ, отпавших от берега временной жизни, но не достигших вечного пристанища? Спасительную для тех душ, которые колеблются над бездной между телесной смертью и последним судом Христовым, то поднимаясь верой, то погружаясь делами, недостойными ее, то возвышаясь благодатью, то низводясь останками поврежденной природы, то возносясь Божественным желанием, то запутываясь в грубой, еще не совсем совлеченной одежде земных помышлений...»

Домашнее молитвенное поминовение усопшего христианина весьма многообразно. Особенно усердно следует молиться об умершем в первые сорок дней после его кончины. Как уже было указано в разделе «Чтение Псалтири по усопшим», в этот период очень полезно читать о почившем Псалтирь, хотя бы по одной кафизме в день. Можно так-же рекомендовать чтение акафиста о упокоении усопших. Вообще, Церковь заповедует нам каждый день молиться об усопших родителях, сродниках, знаемых и благодетелях. Для этого в число ежедневных утренних молитв включена следующая краткая молитва:

Молитва о усопших


Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) , и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Имена удобнее прочитывать по помяннику - небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.


ПОМИНАЛЬНАЯ ТРАПЕЗА

Благочестивый обычай за трапезой поминать умерших известен очень давно. Но, к сожалению, многие поминки превращаются в повод для родственников собраться вместе, обсудить новости, вкусно поесть, тогда как православные христиане и за поминальным столом должны молиться об усопших.

Перед трапезой следует совершить литию - краткий чин панихиды, который может быть совершен мирянином. В крайнем случае нужно хотя бы прочитать 90-й псалом и молитву «Отче наш». Первым блюдом, которое вкушается на поминках, является кутья (к€оливо). Это отваренные зерна крупы (пшеницы или риса) с медом и изюмом. Зерна служат символом воскресения, а мед - сладости, которой наслаждаются праведники в Царстве Божием. По уставу, кутья должна освящаться особым чином во время панихиды; если нет такой возможности, надо окропить ее святой водой.

Естественно желание хозяев повкуснее угостить всех, кто пришел на поминки. Но нужно соблюдать посты, установленные Церковью, и вкушать разрешенную еду: в среду, пятницу, в длительные посты - не есть скоромного. Если память усопшего бывает в будний день Великого поста, то поминки переносятся на ближайшую перед этим субботу или воскресенье.

От вина, тем более от водки, на поминальной трапезе необходимо воздержаться! Вином усопших не поминают! Вино - символ земной радости, а поминки - повод для усиленной молитвы о человеке, который может тяжко страдать в загробной жизни. Не следует пить спиртного, даже если сам умерший любил выпить. Известно, что «пьяные» поминки часто превращаются в безобразное сборище, на котором о покойном попросту забывают. За столом нужно вспоминать усопшего, его добрые качества и дела (отсюда и название - поминки). Обычай оставлять за столом рюмку с водкой и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях.

Напротив, существуют благочестивые обычаи, достойные подражания. Во многих православных семьях первыми за поминальный стол усаживаются нищие и убогие, дети и старушки. Им же можно раздать одежду и вещи усопшего. Православные люди могут рассказать о многочисленных случаях удостоверения из загробного мира о великой помощи усопшим вследствие творения милостыни их родственниками. Более того, многих людей потеря близких побуждает сделать первый шаг к Богу, начать жить жизнью православного христианина.

Так, один ныне здравствующий архимандрит рассказывает следующий случай из своей пастырской практики.

«Было это в тяжелые послевоенные годы. Приходит ко мне, настоятелю деревенского храма, заплаканная от горя мать, у которой утонул ее восьмилетний сынишка Миша. И говорит она, что Миша приснился ей и жаловался на холод - был он совсем без одежды. Говорю ей: "А осталась ли какая его одежда?" - "Да, конечно". - "Раздай-ка ее друзьям Мишиным, наверняка им пригодится".

Через несколько дней она говорит мне, что опять видела Мишу во сне: он был одет как раз в ту одежду, которая была отдана его друзьям. Поблагодарил он, но теперь пожаловался на голод. Посоветовал я сделать для деревенских детишек - друзей и знакомых Миши - поминальную трапезу. Как ни трудно в тяжелое время, но что не сделаешь для любимого сынишки! И женщина, чем могла, угостила детей.

В третий раз пришла она. Очень меня благодарила: "Миша во сне говорил, что теперь ему и тепло и сытно, только моих молитв не хватает". Научил я ее молитвам, посоветовал не оставлять и на будущее дела милосердия. Стала она ревностной прихожанкой, всегда готовой откликнуться на просьбы о помощи, по мере сил и возможностей помогала сиротам, нищим и убогим».

Смерть близких – настоящая трагедия, через которую в определенный момент жизни вынужден пройти каждый человек. Горюющего не способны утешить в его потере никакие слова о бессмертии души и конце земных мук. Но слезами горю не поможешь, а вот слово способно исцелять. Молитвы за упокой умерших принесут благо душе, переходящей на новый уровень существования, и переживающему утрату человеку – так приятно знать, что делаешь что-то хорошее для родного сердца.

В этой статье

Церковь о смерти

Христианская церковь в вопросах смерти придерживается единого мнения, которое представлено в виде 3 постулатов.

  1. Судьбы Божии непостижимы – смерть может принимать любую форму и приходит вне зависимости от заслуг человека в любое, ведомое только Богу, время. Не стоит винить мироздание в несправедливости утраты – это прямое оскорбление Бога. На преподобного Афанасия Афонского обрушилось церковное здание, но он не роптал и оказался подле Господа своего.

Святые, принявшие мученическую смерть

  1. Жизнь человека – это воля Божия, промысел Божий, пусть не всегда доступный пониманию, управляет людьми и настраивает все в пользу их. Преподобный Лев писал, что каждый, принявший крещение, должен веровать в то, что жизнь на земле – не конец бытия, а начало Истинной радости.

Церковь говорит, что ни в коем случае нельзя излишне скорбеть по умершим – это неугодно Богу, противоречит его замыслам и распоряжению.

  1. Память о смерти научит пониманию себя самого – думать о смерти нормально и необходимо, это помогает анализировать свой земной путь, действовать согласно слову Божию. Старец Макарий писал о жизни, как о малой капле перед вечностью, открывающейся после смерти физического тела.

Все тонкости церковного учения о смерти освещены в передаче «Час православия», на ключевые вопросы отвечает священник Дионисий Белоглазов:

Однозначно положительно высказывается церковь о поминальных молитвах: это действо несет в себе успокоение родственникам новопреставленного.

Откуда произошла эта традиция и зачем она нужна

Традиция молиться за умерших берет свое начало в глубокой древности – даже язычники признавали необходимость поддержки души особыми словами после ее перехода на ту сторону жизни. В свете разных культур этот обычай преломляется под разными углами, но суть его остается одинаковой: после диагностированной смерти проведите специальный обряд для облегчения участи души умершего.

Грехи не дают воспарить к царству вечного блаженства – они тяготят душу и тянут вниз. Искренне произнесенные слова молитв за упокой снимают часть груза.

После смерти по человеку нежелательно плакать: горе родственников отяготит внеземное бытие. Истерика и слезы несут в себе заряд деструктивной энергии и могут привести к необратимым последствиям.

Если об усопшем чрезмерно горюют, есть вероятность, что душа его не обретет желанного покоя. Подвергшись слезным стенаниям о болезненной утрате со стороны близких людей, душа начинает метаться и не попадает в отведенное ей Высшими силами место, застревая где-то на полпути.

Когда нужно читать

Молитва – это мощное оружие находящихся на земле людей, желающих помочь почившим родственникам или просто близким душам. Она считается важной частью поминальной службы, и игнорирование этого ритуала будет иметь негативные последствия. Бог, видя отсутствие поддержки со стороны, не окажет особой милости эфирному телу безвременно ушедшего человека.

Молиться можно сразу – слова, вознесенные Богу в храме, будут непременно услышаны. Прийти для совершения обряда нужно за 5–10 минут до начала службы, обязательно оставить возле алтаря записку (слова любые, но от самого сердца) и причаститься.

Идеальным моментом для посещения службы считается время проскомидии – таинства, предполагающего принятие просфоры – тела Христова. Если попасть на него, во имя покойного возьмут часть богослужебного хлеба и положат в Чашу Священных даров. Такой обряд несет в себе очищение от грехов.

В определенные дни года в церкви чтят всех умерших (за исключением самоубийц):

  1. За 8 дней до Великого поста - в мясопустную субботу.
  2. Родительские субботы – 2-я, 3-я и 4-я недели Великого поста.
  3. Суббота перед днем Святой Троицы – Отца, Сына и Святого Духа.
  4. Радоница – вторая неделя после пасхи, во вторник.
  5. 8 ноября – день Дмитрия Солунского.
  6. 9 Мая – день памяти усопших воинов.

Молитва за новопреставленного усопшего

Сразу после смерти над человеком читают Последование по разлучению души от тела, а затем псалтирь. До погребения также можно заказать панихиды в храме. Молиться за новопреставленного в первые 40 дней очень важно, поскольку именно в это время решается судьба души. Молитвы поддерживают на пути к Страшному суду.

Молитва за покойного может повлиять на его дальнейшую участь и даже изменить решение Страшного суда.

Известен случай, когда в Киево-Печерском монастыре похоронили монаха без отпущения грехов. Все жители в одну ночь увидели его почерневшее от адских мучений лицо. И тогда они вместе стали молиться за раба Божия, в новых видениях его лицо становилось все более умиротворенным, Бог отпустил ему прегрешения земные и подарил Царствие Небесное.

Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежде живота вечнаго новопреставленного раба Твоего (рабы Твоей), (имя), и яко благ и человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, возставляя его во святое второе пришествие Твое в причастие вечных Твоих благ, ихже ради в Тя Единаго верова, истиннаго Бога и Человеколюбца. Яко Ты еси воскресение и живот, и покой рабу Твоему, (имя), Христе Боже наш. И Тебе славу возсылаем, со безначальным Твоим Отцем и с Пресвятым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь

Молитва на 3 день

Первые 3 дня после кончины физического тела душа готовится к отходу в мир иной. Именно на 3-й день тело предают земле, и дух теряет всякую связь с миром физическим. Задача родственников новопреставленного – облегчить переход с помощью молитвы.

Покой, Господи, душу усопшаго раба Твоего (усопшия рабы Твоея, души усопших раб Твоих) (имярек) (поклон), и елико в житии сем яко человек согреши (человецы согрешиша), Ты же, яко Человеколюбец Бог, прости его (ю, их) и помилуй (поклон), вечныя муки избави (поклон), небесному Царствию причастника (причастницу, причастники) учини (поклон), и душам нашим полезная сотвори (поклон)

Молитва на 9 день

Девятый день – ключевой для души, тогда заканчивается «экскурсия» по Раю, после того показывают адские муки, поэтому новопреставленного необходимо помянуть особой едой и обязательно прочесть молитву.

Боже духов и всякия плоти, смерть поправый и диавола упразднивый, и живот миру Твоему даровавый! Сам, Господи, упокой души усопших раб Твоих: святейших патриархов, преосвященных митрополитов, архиепископов и епископов, во священническом, церковном и монашеском чине Тебе послуживших

Молитва на 40 дней

Это день Страшного суда. В этот день молитва должна быть особенно страстной и искренней – на кону стоит вечность, которую душа может провести в Райских кущах или в Геенне Огненной. Читают ее ровно 40 раз – за каждый земной день, прожитый без усопшего.

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их), и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное

Молитва для поминальной свечи

Для большей поддержки мытарствующей души родственники и близкие усопшего отправляются в храм – ставят поминальную свечу и читают молитву.

Помяни, Господи, души усопших рабов твоих, родителей моих (имена) и всех сродников по плоти. И прости все согрешения вольныя и невольныя, даруй им Царствие и причастие вечных твоих благих и Твоя бесконечная и блаженныя жизни наслаждения (по­клон).

Помяни, Господи, души усопших и вся в надежди воскресения к жизни вечные усопшие отцы и братию нашу, и сестр, и здесь лежащие и повсюду православные христианы и со Святыми Тво­ими идеже присещает свет лица Твоего, всеми и нас помилуй, яко благ и Человеколюбец, Аминь (поклон).

Подажь, Господь, оставление грехов всем прежде отшедшим в вере и надежде воскресенье отцам, братьям и сестрам нашим и сотвори им вечную память, вечную память, вечную память. (поклон) Аминь.

Молитва о самоубиенных

Самоубийство – смертный грех, церковь не отпевает таких умерших и не позволяет хоронить в стенах кладбища. Послабления могут получить психически больные люди, те, кто находился в состоянии аффекта и убившие себя по неосторожности. Отпевания в особых случаях возможны по разрешению правящего архиерея и полного комплекта медицинских доказательств состояния человека. В любом случае молиться за самоубиенных можно дома самостоятельно.

Самоубийца нуждается в молитвах родных и близких – только они смогут уберечь заблудшую душу.

Владыко, Господи, Милостивый и Человеколюбивый, к Тебе взываем: согрешихом и беззаконновахом пред Тобою, преступихом спасительныя Твоя заповеди и любве евангельския отчаявшемуся брату нашему (отчаявшейся сестре нашей) не явихом. Но не яростию Твоею обличи ны, ниже гневом Твоим накажи ны, Человеколюбче Владыко, ослаби, исцели сердечную скорбь нашу, да победит множество щедрот Твоих грехов наших бездну, и Твоея безчисленныя благости пучина да покрыет горькое слез наших море.

Ей, Иисусе Сладчайший, еще молимтися, подаждь рабом Твоим, сродником живот свой самовольне скончавшаго, в скорби их утешение и на милость Твою твердое упование.

Яко Милостив и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Как правильно молиться за усопшего дома

Помимо особых дней поминовения, за ушедшего принято молиться ежедневно дома: для этого понадобится псалтирь. Читаются в первую половину дня.

Главное правило – произносить искренне и без слез, в состоянии покоя, вспоминая приятные моменты из жизни новопреставленного.

О том, как правильно молиться, расскажет отец Аркадий:

Какие молитвы нужно читать дома по усопшему

Помимо стандартных молитв, читаются особые божественные тексты.

Об усопших священниках:

Господи Иисусе Христе Боже наш, давый нам овы апостолы, овы же пророки, овы же благовестники, овы же пастыри и учители к совершению Святых, в дело служения, в созидение Тела Твоего! Молим Тя, Владыко Многомилостивый, услыши молитвенный глас наш и помяни во Царствии Твоем преставльшихся из дольняго мира сего в мир горний рабов Твоих: православных Патриархов, митрополитов (имена), архиепископов и епископов (имена), архимандритов, игуменов, иеромонахов, иереев (имена), иеродиаконов и диаконов (имена); водвори их, Господи, в небесные кровы вечнаго покоя. Яко послуживших ко славе Пресвятаго имене Твоего и во славу Святая Соборныя и Апостольския Церкви Твоея, к назиданию и спасению чад Ея; помяни и всех в монашеском чине и причте церковном Тебе послуживших. Молим Тя, Господи Иисусе Христе Боже наш, молим яко Пастыреначальника, приими милостию Твоею души усопших раб Твоих, яко избранных слуг и строителей Тайн Твоих, предстоявших страшному престолу Твоему, совершавших безкровное священнодействие и подававших нам Святые и Животворящие Дары Твои — Честное Твое Тело и Честную Кровь Твою, во оставление грехов и в жизнь вечную; того ради молим Тя, Боже наш, соделай и их причастниками благодатных даров Духа Твоего Святаго во Царствии Твоем. Господи! Ты дал еси им власть во имя Твое прощати и отпущати нам грехи, вязати и решити, прилежно молим Тя: прости, отпусти и им согрешения их и не помяни грехопадений их; спаси и помилуй их по велицей Твоей милости; призри на них благосердием Твоим и приими их, Христе, под Твое благоутробие, яко учивших ны блюсти вся, елика заповедал еси нам; со святыми упокой в дому Твоем, яко домостроителей, смиренно подвизавшихся в насаждении и укреплении Православныя Веры и благочестия в сердцах наших; сподоби их неосужденно предстати пред Тобою на судищи Твоем, яко пред Пастыреначальником, и всели их в небесный Твой вертоград, яко насаждения масличная. Приведи их, Светодавче Господи, к невечернему свету Царствия Твоего, яко просвещавших ны светом Евангельским, всели их во Святый Твой град, яко вселявших в нас дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия, дух страха Твоего, — и даждь им наслаждатися от тука дома Твоего, яко питавших и наслаждавших души наша от божественныя Трапезы Твоея. Молим Тя, Царю, молитвами апостолов и пророков, святителей и учителей и всех святых, прослави их, яко служителей словесе во Святой Церкви Твоей, воинствующей на земли, прослави в Церкви, торжествующей на Небеси, и сопричти их к лику святых Твоих апостолов, святителей и учителей Церкви, послуживших и благоугодивших Тебе словом и делом. Аминь.

Молитва родителей об умерших детях:

Господи Иисусе Христе, Боже наш, Владыко живота и смерти. Утешителю скорбящих! С сокрушенным и умиленным сердцем прибегаю к Тебе и молюся Ти: помяни, Господи, во Царствии Твоем усопшего раба Твоего (-ую рабу Твою), чадо мое (имя) , и сотвори ему (ей) вечную память. Ты, Владыко живота и смерти, даровал еси мне чадо сие. Твоей же благой и премудрой воле изволися и отьяти е у мене. Буди благословенно Имя Твое, Господи. Молю Тя, Судие неба и земли, безконечною любовию Твоею к нам, грешным, прости усопшему чаду моему вся согрешения его, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением. Прости, Милостиве, и наша родительская согрешения, да не пребудут они на чадах наших: вем, яко множицею согрешихом пред Тобою, множицею не соблюдохом, не сотворихом, якоже заповедал еси нам. Аще же усопшее чадо наше, нашея или своея ради вины, бяше в житии сем, работая миру и плоти своея и не паче Тебе, Господу и Богу своему: аще возлюби прелести мира сего, а не паче Слово Твое и Заповеди Твоя, аще предавшеся сластем житейским, а не паче сокрушению о гресех своих, и в невоздержании бдение, пост и молитву забвению предавше, — молю Тя усердно, прости преблагий Отче, чаду моему вся таковыя прегрешения его, прости и ослаби, аще и ино злое сотвори в житии сем, Христе Иисусе! Ты воскресил еси дщерь Иаира по вере и молитве отца ея. Ты исцелил еси дщерь жены-хананеянки по вере и прошению матери ея: услыши убо и молитву мою, не презри и моления моего о чаде моем. Прости, Господи, прости, вся согрешения его и, простив и очистив душу его, изми муки вечныя и всели ю со всеми святыми Твоими, от века благоугодившими Тебе, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Ты Един кроме греха: да егда имаши судити мирови, услышит чадо мое превожделенный глас Твой: приидите, благословении Отца Моего, и наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Яко Ты еси Отец милостей и щедрот, Ты живот и воскрешение наше, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Об умерших родителях:

Господи, Иисусе Христе, Боже наш! Ты сирых хранитель, скорбящих прибежище и плачущих утешитель. Прибегаю к Тебе аз, сирый, стеня и плача, и молюся Тебе: услыши моление мое и не отврати лица Твоего от воздыханий сердца моего и от слез очей моих. Молюся Тебе, милосердный Господи, утоли скорбь мою о разлучении с родителем (материю) моим (-ею) (имярек), душу же его (ея), яко отшедшею (-ия) к Тебе с истинною верою в Тя и твердою надеждою на Твое человеколюбие и милость, приими в Царство Твое Небесное. Преклоняюсь пред Твоею святою волею, еюже отъят (-а) бысть у мене, и прошу Тя, не отыми точию от него (нея или них) милости и благосердия Твоего. Вем, Господи, яко Ты, Судия мира сего, грехи и нечестия отцев наказуеши в детях, внуках и правнуках даже до третьяго и четвертаго рода: но и милуеши отцев за молитвы и добродетели чад их, внуков и правнуков. С сокрушением и умилением сердца молю Тя, милостивый Судие, не наказуй вечным наказанием усопшаго (-ую) незабвеннаго (-ую) для мене раба (-у) Твоего (ю), родителя (матерь) моего (-ю) (имярек), но отпусти ему (ей) вся согрешения его (ея) вольная и невольная, словом и делом, ведением и неведением сотворенная им (ею) в житии его (ея) зде на земли, и по милосердию и человеколюбию Твоему, молитв ради Пречистая Богородицы и всех святых, помилуй его (ю) и вечныя муки избави. Ты, милосердный Отче отцев и чад! Даруй мне, во вся дни жизни моея, до последняго издыхания моего, не преставати памятовати о усопшем родителе (матери) моем (ей) в молитвах своих, и умоляти Тя, праведнаго Судию, да вчиниши его (ю) в месте светле, в месте прохладно и в месте покойне, со всеми святыми, отнюдуже отбеже всяка болезнь, печаль и воздыхание. Милостиве Господи! Приими днесь о рабе Твоем (Твоей) (имярек) теплую молитву мою сию и воздай ему (ей) воздаянием Твоим за труды и попечения воспитания моего в вере и христианском благочестии, яко научившему (-ей) мя первее всего ведети Тя, своего Господа, в благоговении молитися Тебе, на Тебе Единого уповати в бедах, скорбех и болезнех и хранити Заповеди Твоя; за благопопечение его-(ея) о моем духовном преуспеянии, за тепле приносимыя им (ею) о мне моления пред Тобою и за все дары, им (ею) испрошенные мне от Тебе, воздай ему (ей) Своею милостию, Своими небесными благами и радостями в вечном Царствии Твоем. Ты бо еси Бог милостей и щедрот и человеколюбия. Ты покой и радость верных рабов Твоих, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Об умерших без покаяния:

Страстей победителя, душам помощника, о всех молебника, всем спасения ходатая и наставника, из глубины сердца воздыхая, усердно и пламенно молим тя, Паисие Преподобне! Внемли и помози нам, не отринь и не презри нас, но абие услыши в смирении сердца притекающих к тебе. Ты, преподобне, к спасению ближних прилежно стремился и многих грешников к свету спасения привел еси. Подвиги чрезмерные успокоением считал по себе, пречудне, и, любовью ко Господу всегда горя, явления Христа Спаса сподобился еси, и Ему, за людей Умершему, любовию подражая, и об отрекшихся от Христа молился еси. Услыши нас, Паисие прехвальне, ибо недостойны есмы молитися о даровании нам великой милости Господней, понеже грешны есмы, и уста оскверненныя и сердца отягощенныя имеем, и под бременем прегрешений страждем, и не достигает молитва наша до Господа. Сего ради помолися за нас мольбою твоею крепкою и богоприятною, святый Паисие, да избавлены будут скончавшиеся без покаяния сродники, ближние и знаемые наши от муки вечныя, и молитву твою во благоволении приимет Спас наш и милосердие Свое вместо добрых дел их даст им, свободит их, веруем, от страданий и вселит в селениях праведных, и нас в покаянии скончатися удостоит, да прославим вкупе Всесвятое и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

Молитва об умерших некрещеными

Если душа новопреставленного не успела получить крещение, о ней все же можно молиться, но только дома самостоятельно. На Божественной Литургии упоминать имя некрещенного нельзя – это прогневит Господа.

Помилуй, Господи, душу раба Твоего (имя), отшедшего в жизнь вечную без Святаго Крещения. Неисследимы судьбы Твои. Не постави мне во грех сей молитвы моей. Но да будет святая воля Твоя.

И в завершение

Кем бы ни был усопший при жизни, молитва близких и родных способна облегчить его существование в загробном мире. Она избавит душу от тяжести грехов земных и позволит обосноваться подле Бога в Раю. Неважно, умеет человек молиться или нет – важно чувство, с которым он это делает. Перед ликом Бога все равны – потому не стоит бояться, если что-то не получается.

Астральные сообщества чувственности, любви и секса. Как подключиться к гармонии мировых отношений

Фото: "Святое и ценное в России" sreda.org

Всем людям, которые теряли своих родных и близких, знакома скорбь о них и тревога об их посмертной участи.

Необходимость молитвы за ушедших близких людей

После смерти душу человека ждут воздушные мытарства и суд Христов. Во время воздушных мытарств на душу будут нападать бесы: они станут напоминать человеку его прошлые грехи и будут пытаться унести его с собой в ад. Помочь человеку во время этих страшных испытаний может усердная молитва близких сразу после его смерти.

Суд Христов, ожидающий душу после смерти, - это так называемый частный суд. А еще всех людей ожидает общий - так называемый , который состоится после второго пришествия Христова. Тот, кто будет оправдан и взят Христом на небо после частного суда, уже не подлежит общему суду. Однако участь того, кто был осужден частным судом, может измениться до Страшного суда по молитвам его родных и всей Церкви.

Поэтому усопшие нуждаются в наших молитвах, и поминовение их в первые же дни - самый важный долг христианина.

Дни поминок после смерти

Сразу после смерти человека над его телом по разлучении души от тела, а затем - псалтирь. В храме близкие должны заказать панихиды (заупокойные богослужения), которые будут совершаться до похорон.

На третий день гроб везут в храм , за которым последует погребение. После погребения родные и близкие собираются на поминальную трапезу.

В церкви не поминают самоубийц, и панихида по ним не служится.

В особых случаях (самоубийство в состоянии аффекта, приступа психического заболевания или по неосторожности) самоубийц можно отпевать, но только по благословению правящего архиерея и при наличии соответствующих медицинских заключений о состоянии умершего перед смертью.

Что означают 9 и 40 дней?

В первые два дня после смерти душа пребывает на земле, ее сопровождают ангелы - ангел-хранитель и ангел-проводник. Она может невидимо оставаться в своем доме, рядом с близкими, может посетить места, где человек жил раньше, или те, которые он не успел увидеть при жизни.

На третий день ангелы впервые приводят душу на небеса к Богу. По пути и происходят воздушные мытарства: бесы в последний раз искушают человека, напоминают ему о старых грехах, стремясь забрать с собой в ад, ангелы же помогают ему преодолеть эти искушения.

Затем в течение шести дней, до 9-го дня после смерти, душа пребывает в раю и созерцает райские обители.

На девятый день душа снова предстает перед Богом. После 9-го дня человеку показывают ад, а на 40-й день над ним совершается суд .

Поэтому усопшего принято поминать на 9-й и 40-й дни.

Поминки на 9 дней после смерти - как поминают?

Поминовение усопшего совершается на Божественной Литургии на 9-й день после смерти, а после Литургии служится панихида.

После панихиды принято посещать кладбище и об усопших. Затем можно снова совершить поминальную трапезу в кругу семьи.

Точно такое же поминовение совершается на 40-й день, только, по народному обычаю, в этот день на поминальную трапезу приглашают посторонних людей.

Чтобы заказать поминовение в церкви, нужно накануне или в этот же день заранее, до начала Литургии, подать заказную записку в храме об упокоении усопшего.

Можно ли поминать раньше 40 дней?

Часто возникает ситуация, когда устроить поминальную трапезу ровно на 40-й день невозможно. Ее можно устроить в другой день, позже или даже раньше.

Однако поминовение на Литургии, на панихиде и на кладбище переносить нельзя.

40-й день - решающий для посмертной участи человека , поэтому церковное поминовение нужно совершить точно в этот день.

Как молиться об усопшем первые 40 дней после смерти?

В первые 40 дней после смерти, кроме особого поминовения на 9-й и 40-й дни, в храме должен совершаться сорокоуст , то есть поминовение в течение 40 литургий. Его нужно заказать сразу после смерти усопшего. Дома по усопшему читается псалтирь .

Сорокоуст можно заказать сразу в нескольких храмах, а псалтирь читать по соглашению - чтобы одновременно ее читали несколько родных и близких усопшего.

Как правильно поминать после смерти?

По истечении 40-дневного срока усопшие близкие поминаются несколько раз в год:

  • в годовщину смерти
  • на (вторник второй седмицы после Пасхи)
  • в родительские субботы (суббота перед Масленицей (мясопустная); вторая, третья и четвертая субботы Великого поста; суббота накануне праздника Пятидесятницы)

Для поминовения погибших воинов предназначены (суббота перед 8 ноября - днем памяти великомученика Димитрия Солунского) и 9 мая.

В эти дни нужно заказать поминовение на Литургии, панихиду, посетить могилу близкого и прочесть литию.

Как правильно поминать усопших в годовщину смерти?

В годовщину смерти нужно

  • написать заказную записку для поминовения на Литургии,
  • заказать панихиду и
  • прочесть литию на кладбище.

Также принято устраивать поминальную трапезу для семьи и близких знакомых.

Как правильно молиться за усопшего дома?

Помимо дней особого поминовения, молятся дома. Молитвы об упокоении входят в

На днях отпевал пожилую женщину. После отпевания обратился к родственникам с напутственным словом. Говорил, как обычно в таких случаях, о том, что у Бога все живы, что наша цель – это достижение благословенного единства с Ним и единственное, что мешает нам в достижении этой цели, – это наши грехи. И что не всегда, к сожалению, человек успевает принести достойные плоды покаяния, так что нам надо крепко молиться о прощении грехов наших усопших сродников… А чтобы мы могли благотворно влиять на их загробную участь, чтобы молитвы наши были услышаны, надо стараться жить по правде Божией, потому что между нашим духовным, нравственным состоянием и действенностью нашей молитвы существует прямая связь.

Вот я все это сказал, попрощался с родственниками, иду к машине, и тут ко мне подходит женщина и говорит: «Батюшка! Вы вот сейчас там рассказывали… Но ведь мы не можем влиять на загробную участь человека. Как в Библии говорится, помните: “Брат брата не вымолит”?» Я таких слов не помню и честно в этом признался, но притом напомнил еще, что Библия – это целостная книга и неправильно выхватывать из нее какие-то куски вне контекста, вне понимания, по какому поводу, когда, кем и кому это было сказано. Впрочем, женщина продолжала говорить о своем. О том, что человек получает после смерти только то, что он заслужил, и никакие молитвы близких ни помочь, ни облегчить его участь уже не могут. И она настаивала именно на том, что в Библии о таком отношении к умершим ничего не говорится – то есть о том, что есть смысл за них молиться, что им можно как-то помочь.

Я люблю такие неожиданные встречи, но, к сожалению, меня уже ждали другие люди, и не было возможности нам поговорить подробнее. Я только пригласил женщину на беседу в храм. Есть, правда, сомнение, придет ли она, хотя… и надежда, конечно, есть. Чего не бывает в жизни! Насторожило меня только то, что что-то нарочитое, упрямое было в ее словах; жаль, я не успел у нее спросить, не принадлежит ли она к иной конфессии. Ну да ладно.

Итак, есть ли в Библии упоминание о том, что молитвы за усопших имеют какой-то смысл? И могут ли молитвы влиять на загробную участь наших близких? Вопросы интересные и важные. И мне захотелось поговорить об этом более основательно. Может быть, добрая женщина, которую я встретил, прочтет мою писанину, и наша беседа, таким образом, продолжится, а может быть, она и придет когда-нибудь в храм, если не в мой, так в другой. Во всяком случае, я бы этого очень хотел.

Начнем вот с чего. Что меня заставило подумать об инославном происхождении рассуждений этой женщины? Это слова: «В Библии этого нет». Это типично протестантская постановка вопроса. Но дело вот в чем. Несмотря на всю исключительную важность Библии, этой святой книгой не исчерпывается вся полнота жизни, все ее разнообразие, в том числе и жизни духовной всего человечества, различных народов и каждого человека в отдельности. Можно сказать, что Библия – это выражение, существенное воплощение этой жизни. Но также Библия и часть этой жизни. А все, что остается неописанным, все, что остается за пределами начертанных слов, – это что, уже не жизнь, не завет, не продолжение непосредственных и живых отношений Бога и человека?

Важно еще помнить вот о чем. Господь создал Церковь, в которой непостижимыми путями происходит наше спасение, и именно Церковь есть, по слову апостола Павла, «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3: 15). Церковь – это тело Христово. То есть это и есть Сам Христос, живущий здесь и сейчас, говорящий с нами, открывающий нам Свою волю, милующий и спасающий… Вот это очень важно понять. Церковь и есть та самая жизнь, которой мы можем и должны приобщиться, к голосу которой должны прислушиваться, потому что голос ее и есть голос Бога, Его глагол, вечно рождающийся и вечно обращенный к нам. Вырывать Библию из контекста Церкви и пытаться что-то в ней понять – это занятие, как ни жестко это звучит, совершенно бесперспективное. Единственный положительный исход такого чтения или изучения Библии может заключаться в том, что человек придет в Церковь и станет действительным участником жизни Христа. Тогда все встанет на свои места, тогда слова Писания обретут для человека великую преображающую силу, станут тем самым «мечом обоюдоострым», который проникает даже до разделения души и духа (Евр. 4: 12).

Кроме Священного Писания в Православной Церкви есть еще понятие Священного Предания, то есть понятие об истине, которая продолжает нас просвещать, поучать не только со страниц Библии, но и примером жизни святых людей, их «словом, житием, любовью, духом, верою, чистотой» (1 Тим. 4: 12). Поучает нас посредством святых тот самый Дух Святой, Которым создана и Которым живет Церковь во всей своей соборной полноте.

«Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается» (Лк. 10: 16), – говорит Господь Своим ученикам, и то, что говорили апостолы, чему они учили, не все, конечно, было записано. Многое с исключительным благоговением и трепетом сохранялось и хранится до сих пор как Церковное Предание. Со временем, кстати, это Предание, передаваемое из уст в уста, было записано и в иных книгах, кроме новозаветных. Это и послания ближайших учеников апостолов, а затем учеников их учеников и так далее… Но не следует думать, что истина, передаваемая из уст в уста, неизбежно искажалась, как в «испорченном телефоне». Такое искажение (неизбежное в делах житейских) немыслимо в делах церковных, и именно в той части, которая относится к нашему спасению, потому что Церковь – это и есть истина, Церковь и есть Сам Христос, Его Духом Церковь содержится и управляется. Это важно понять: наши человеческие, греховные оценки и критерии неприменимы к Церкви. Все те беззакония и заблуждения и нестроения, которые мы видим, и даже часто, в церковной ограде, к Церкви, к ее сущностному содержанию не имеют никакого отношения. И потому важно понимать, что в Церкви принадлежит ее естеству, естеству Божественной и непререкаемой истины, а что относится к человеческой, греховной немощи и относится, если можно так сказать, к пограничной, «околоцерковной» области. Но чтобы во всем этом разобраться, нужно, вне всякого сомнения, самому быть внутри Церкви, быть причастником того Духа Христова, Которым Церковь и живет, и движется, и существует.

Всегда Церковь жила верой в то, что загробная участь людей до Страшного суда не решена окончательно и что живущие здесь, на земле, могут своими молитвами благотворно влиять на загробную участь своих родных и близких. Повторю: это учение существовало всегда, но действенную силу оно приобрело с пришествием в мир Спасителя, благодаря Его искупительной жертве за наши грехи. И мы попытаемся, пусть очень коротко, проследить историю отношения к молитве за усопших в Ветхозаветной и Новозаветной Церкви.

Хоть мы и знаем, что до прихода в мир Спасителя загробная участь всех людей была пусть в разной степени, но все-таки печальна и безотрадна в силу полного господства над человеком греха, но и в Ветхом Завете мы находим примеры молитв людей, живущих на земле, об умерших.

Самый яркий такой пример – это молитва иудеев за своих собратьев, погибших на поле брани.

После битвы с идумеями под хитонами падших в сражении иудейских воинов были обнаружены посвященные иамнийским идолам вещи, захваченные в качестве трофеев. Поскольку подобное приобретение было явно греховным, то «сделалось всем явно, по какой причине они (воины) пали». И тогда все иудеи обратились с молитвой к Богу, «прося, да будет совершенно изглажен содеянный грех». Больше того, сделав сбор со всех присутствующих, Иуда Маккавей послал приношение в Иерусалим, чтобы в храме «принесли жертву за грех» погибших, и, по слову Писания, он «поступил весьма хорошо и благочестно, помышляя о воскресении…» – то есть заботясь о прощении своих собратьев в день Страшного суда. «Посему принес за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха» (см.: 2 Мак. 12: 39–45). Отрывок совершенно исчерпывающий для того, чтобы понять, что и в ветхозаветные времена существовала традиция молитвы и принесения жертв за умерших.

Можно сказать, что эта традиция носила профетический, пророческий характер, потому что реальное духовное положение людей того времени не оставляло им надежды на избавление от уз греха. Эта надежда простиралась в будущее, связана была с мессианскими ожиданиями и предчувствиями.

Теперь насчет «брат брата не вымолит». Сразу скажу, что таких слов в Библии нет, но можно предположить, что женщина имела в виду следующие слова из Псалтири: «Человек никак не искупит брата своего и не даст Богу выкупа за него» (Пс. 48: 8). Предположим, что это и есть те самые слова, тогда попытаемся понять, каков же их смысл.

В этом псалме звучат слова предупреждения, обращенные к живущим здесь, на земле, чтобы они помнили о страшном дне суда Божиего и не надеялись на свое богатство, силу и власть, а старались проводить время земной жизни в покаянии и чистоте. Главное содержание стиха – это обличение нераскаянных. Ибо в день Страшного суда никто не избавит нас от праведного суда Божиего – не только посторонний человек, но даже и самый близкий, как, например, любящий брат.

Но заметим, что здесь идет речь именно о Страшном суде, о последнем, решающем слове, в то время как до этого момента, по учению святых отцов, есть еще время для покаяния живущих здесь, на земле, и есть еще время для умилостивления Господа и принесения Ему за усопших жертв духовных и вещественных.

Святитель Василий Великий толкует этот отрывок в том смысле, что все ветхозаветные люди и даже пророки были связаны грехом и как связанные не имели власть освобождать кого бы то ни было от уз смертных, но когда явился Господь Иисус Христос – совершенный Человек и совершенный Бог, – Он Своей властью искупил нас от вечной смерти и в Его лице мы имеем упование и надежду на спасение.

То есть отношение к загробной участи усопших во времена ветхозаветные и отношение к их участи после пришествия в мир Спасителя разнятся именно тем, что Господь Своей искупительной жертвой приобрел власть и в загробной жизни переменять участь людей с худшей на лучшую. Это мы знаем и из события сошествия Христа во ад, где Он освободил от мучительных уз не только праведников, но и кающихся грешников.

Несомненно, что только Господь может определить загробную участь человека, и несомненно, что участь эта напрямую зависит от образа веры и жизни человека здесь, на земле. Но несомненно также и то, что возможно и даже необходимо молиться за наших родных и близких, прося Господа о прощении их грехов, и несомненно, что молитвы эти не бывают напрасны, если мы только стараемся сами слушать Господа и жить по Его заповедям.

Подводя итог, можно сказать так. Молитва за усопших, тем паче горячая молитва, исполненная любви и самоотвержения, приятна Богу и, если можно так сказать, склоняет Его на милость по отношению к тому, кто молится, и к исполнению Его просьбы. Множество подтверждений тому мы находим в Новом Завете. Так, Сам Господь говорит: «Все, чего ни попросите в молитве с верою, получите» (Мф. 21: 22). Апостол Иаков заповедует «молиться друг за друга», нигде не уточняя, что это относится только к живущим здесь, на земле. Апостол Петр призывает «постоянно любить друг друга от чистого сердца» (1 Пет. 1: 22), также не ограничивая эту любовь только отношениями земной жизни. Больше того, именно «от избытка сердца глаголют уста», и первым изъявлением этой полноты для верующего человека является молитва, в том числе и молитва о близких.

Главное здесь в том, что сострадание, милосердие и любовь, проявляемые человеком в молитве за усопших, угодны Богу, привлекают Его благодать, потому что эти качества – любовь, милосердие и сострадание – и есть качества Самого Бога.



Загрузка...