electricschool.ru

Используемая программа Office. Столбчатые диаграммы.

Часто нам удобнее воспринимать информацию с помощью картинок, чем набором чисел. Для этого используют диаграммы и графики. В пятом классе мы уже изучили один тип диаграмм - круговые.

Рис. 1. Круговая диаграмма площадей океанов от общей площади океанов

На рисунке 1 мы видим, что Тихий океан не только самый большой, но и занимает почти точную половину всего мирового океана.

Рассмотрим другой пример.

Четыре ближайшие планеты к Солнцу называются планетами земной группы.

Выпишем расстояние от Солнца до каждой из них.

До Меркурия 58 млн км

До Венеры 108 млн км

До Земли 150 млн км

До Марса 228 млн км

Мы опять можем построить круговую диаграмму. Она будет показывать, какой вклад расстояние для каждой планеты имеет в сумме всех расстояний. Но сумма всех расстояний не имеет для нас смысла. Полный круг не соответствует никакой величине (см. Рис. 2).

Рис. 2 Круговая диаграмма расстояний до Солнца

Так как сумма всех величин не имеет для нас смысла, то и нет смысла строить круговую диаграмму.

Но мы можем изобразить все эти расстояния, используя простейшие геометрические фигуры - прямоугольники, или столбики. Каждой величине будет соответствовать свой столбик. Во сколько раз больше величина, во столько раз выше столбик. Сумма величин нас не интересует.

Чтобы удобно было видеть высоту каждого столбика, начертим декартову систему координат. На вертикальной оси сделаем разметку в миллионах километров.

И теперь построим 4 столбика высотой, соответствующей расстоянию от Солнца до планеты (см. Рис. 3).

До Меркурия 58 млн км

До Венеры 108 млн км

До Земли 150 млн км

До Марса 228 млн км


Рис. 3. Столбчатая диаграмма расстояний до Солнца

Сравним две диаграммы (см. Рис. 4).

Столбчатая диаграмма здесь более полезна.

1.На ней сразу видно наименьшее и наибольшее расстояние.

2.Мы видим, что каждое следующее расстояние увеличивается примерно на одну и ту же величину - 50 млн км.

Рис. 4. Сравнение видов диаграмм

Таким образом, если вы задумались, какую лучше диаграмму вам построить - круговую или столбчатую, то нужно ответить:

Нужна ли вам сумма всех величин? Имеет ли она смысл? Хотите ли видеть вклад каждой величины в общее, в сумму?

Если да, то вам нужна круговая, если нет - то столбчатая.

Сумма площадей океанов имеет смысл - это площадь Мирового океана. И мы строили круговую диаграмму.

Сумма расстояний от Солнца до разных планет не имела для нас смысла. И для нас полезнее оказалась столбчатая.

Построить диаграмму изменения средней температуры за каждый месяц в течение года.

Температура приведена в таблице 1.

Сентябрь

Табл. 1

Если сложить все температуры, то полученное число не будет иметь для нас большого смысла. (Смысл будет, если мы ее разделим на 12 - получим среднегодовую температуру, но это не тема нашего урока.)

Итак, будем строить столбчатую диаграмму.

Минимальное значение у нас - -18, максимальное - 21.

Значит, на вертикальной оси будет достаточно значений, от -20 до +25 например.

Теперь изобразим 12 столбиков для каждого месяца.

Столбики, соответствующие отрицательной температуре, рисуем вниз (см. Рис. 5).


Рис. 5. Столбчатая диаграмма изменения средней температуры за каждый месяц в течение года

Что показывает эта диаграмма?

Легко увидеть самый холодный месяц и самый теплый. Видно конкретное значение температуры за каждый месяц. Видно, что самые теплые летние месяцы отличаются друг от друга меньше, чем осенние или весенние.

Итак, чтобы построить столбчатую диаграмму, нужно:

1) Начертить оси координат.

2) Посмотреть на минимальное и максимальное значение и сделать разметку вертикальной оси.

3) Изобразить столбики для каждой величины.

Посмотрим, какие неожиданности могут возникать при построении.

Построить столбчатую диаграмму расстояний от Солнца до ближайших 4-х планет и ближайшей звезды.

Про планеты мы уже знаем, а ближайшая звезда - Проксима Центавра (см. Табл. 2).

Табл. 2

Все расстояния снова указаны в миллионах километров.

Строим столбчатую диаграмму (см. Рис. 6).


Рис. 6. Столбчатая диаграмма расстояния от солнца до планет земной группы и ближайшей звезды

Но расстояние до звезды так огромно, что на его фоне расстояния до четырех планет становятся неразличимы.

Диаграмма потеряла всякий смысл.

Вывод такой: нельзя строить диаграмму по данным, которые отличаются друг от друга в тысячи или более раз.

А что делать?

Нужно разбить данные на группы. Для планет построить одну диаграмму, как мы делали, для звезд - другую.

Построить столбчатую диаграмму для температур плавления металлов (см. Табл. 3).

Табл. 3. Температуры плавления металлов

Если построить диаграмму, то мы почти не видим разницу между медью и золотом (см. Рис. 7).

Рис. 7. Столбчатая диаграмма температур плавления металлов (градировка с 0 градусов)

У всех трех металлов температура достаточно высокая. Область диаграммы ниже 900 градусов нам неинтересна. Но тогда эту область лучше и не изображать.

Начнем градуировку с 880 градусов (см. Рис. 8).

Рис. 8. Столбчатая диаграмма температур плавления металлов (градуировка с 880 градусов)

Это позволило нам более точно изобразить столбики.

Теперь нам хорошо видны эти температуры, а также какая больше и на сколько. То есть мы просто отрезали нижние части столбиков и изобразили только верхушки, но в приближении.

То есть если все значения начинаются с достаточно большого, то и градуировку можно начать с этого значения, а не с нуля. Тогда диаграмма окажется более наглядной и полезной.

Ручное рисование диаграмм - достаточно долгое и трудоемкое занятие. Сегодня, чтобы быстро сделать красивую диаграмму любого типа, используют электронные таблицы Excel или аналогичные программы, например Google Docs.

Нужно внести данные, а программа сама построит диаграмму любого типа.

Построим диаграмму, иллюстрирующую для какого числа людей какой язык является родным.

Данные взяты из Википедии. Запишем их в таблицу Excel (см. Табл. 4).

Табл. 4

Выделим таблицу с данными. Посмотрим на типы предлагаемых диаграмм.

Здесь есть и круговые, и столбчатые. Построим и ту и другую.

Круговая (см. Рис. 9):

Рис. 9. Круговая диаграмма долей языков

Столбчатая (см. Рис. 10)


Рис. 10. Столбчатая диаграмма, иллюстрирующая, для какого числа людей какой язык является родным

Какая нам диаграмма нужна - необходимо будет решать каждый раз. Готовую диаграмму можно скопировать и вставить в любой документ.

Как видите, сегодня создавать диаграммы не составляет никакого труда.

Посмотрим, как в реальной жизни диаграмма помогает. Вот информация по количеству уроков по основным предметам в шестом классе (см. Табл. 5).

Учебные предметы

6 класс

Количество уроков в неделю

Количество уроков в год

Русский язык

Литература

Английский язык

Математика

История

Обществознание

География

Биология

Музыка

Табл. 5

Не очень удобно для восприятия. Ниже изображена диаграмма (см. Рис. 11).


Рис. 11. Количество уроков за год

А вот она же, но данные расположены по убыванию (см. Рис. 12).


Рис. 12. Количество уроков за год (по убыванию)

Теперь мы прекрасно видим, каких уроков больше всего, каких меньше всего. Видим, что количество уроков английского языка в два раза меньше русского, что логично, ведь русский - наш родной язык и говорить, читать, писать на нем, нам приходится намного чаще.

Список литературы

  1. Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика 6. - М.: Мнемозина, 2012.
  2. Мерзляк А.Г., Полонский В.В., Якир М.С. Математика 6 класс. - Гимназия. 2006.
  3. Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики. - М.: Просвещение, 1989.
  4. Рурукин А.Н., Чайковский И.В. Задания по курсу математика 5-6 класс. - М.: ЗШ МИФИ, 2011.
  5. Рурукин А.Н., Сочилов С.В., Чайковский К.Г. Математика 5-6. Пособие для учащихся 6-х классов заочной школы МИФИ. - М.: ЗШ МИФИ, 2011.
  6. Шеврин Л.Н., Гейн А.Г., Коряков И.О., Волков М.В. Математика: учебник-собеседник для 5-6 классов средней школы. - М.: Просвещение, Библиотека учителя математики, 1989.
  1. http://ppt4web.ru/geometrija/stolbchatye-diagrammy0.html

Домашнее задание

1. Построить столбчатую диаграмму выпадения осадков (мм) за год в Чистополе.

2. Изобразите столбчатую диаграмму по следующим данным.

3. Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика 6. - М.: Мнемозина, 2012. № 1437.

Введение

Часто нам удоб-нее вос-при-ни-мать ин-фор-ма-цию с по-мо-щью кар-ти-нок, чем на-бо-ром чисел. Для этого ис-поль-зу-ют диа-грам-мы и гра-фи-ки. В пятом клас-се мы уже изу-чи-ли один тип диа-грамм - кру-го-вые.

Круговая диаграмма

Рис. 1. Кру-го-вая диа-грам-ма пло-ща-дей оке-а-нов от общей пло-ща-ди оке-а-нов

На ри-сун-ке 1 мы видим, что Тихий океан не толь-ко самый боль-шой, но и за-ни-ма-ет почти точ-ную по-ло-ви-ну всего ми-ро-во-го оке-а-на.

Рас-смот-рим дру-гой при-мер.

Че-ты-ре бли-жай-шие пла-не-ты к Солн-цу на-зы-ва-ют-ся пла-не-та-ми зем-ной груп-пы.

Вы-пи-шем рас-сто-я-ние от Солн-ца до каж-дой из них.

До Мер-ку-рия 58 млн км

До Ве-не-ры 108 млн км

До Земли 150 млн км

До Марса 228 млн км

Мы опять можем по-стро-ить кру-го-вую диа-грам-му. Она будет по-ка-зы-вать, какой вклад рас-сто-я-ние для каж-дой пла-не-ты имеет в сумме всех рас-сто-я-ний. Но сумма всех рас-сто-я-ний не имеет для нас смыс-ла. Пол-ный круг не со-от-вет-ству-ет ни-ка-кой ве-ли-чине (см. Рис. 2).

Рис. 2 Кру-го-вая диа-грам-ма рас-сто-я-ний до Солн-ца

Так как сумма всех ве-ли-чин не имеет для нас смыс-ла, то и нет смыс-ла стро-ить кру-го-вую диа-грам-му.

Столбчатая диаграмма

Но мы можем изоб-ра-зить все эти рас-сто-я-ния, ис-поль-зуя про-стей-шие гео-мет-ри-че-ские фи-гу-ры - пря-мо-уголь-ни-ки, или стол-би-ки. Каж-дой ве-ли-чине будет со-от-вет-ство-вать свой стол-бик. Во сколь-ко раз боль-ше ве-ли-чи-на, во столь-ко раз выше стол-бик. Сумма ве-ли-чин нас не ин-те-ре-су-ет.

Чтобы удоб-но было ви-деть вы-со-ту каж-до-го стол-би-ка, на-чер-тим де-кар-то-ву си-сте-му ко-ор-ди-нат. На вер-ти-каль-ной оси сде-ла-ем раз-мет-ку в мил-ли-о-нах ки-ло-мет-ров.

И те-перь по-стро-им 4 стол-би-ка вы-со-той, со-от-вет-ству-ю-щей рас-сто-я-нию от Солн-ца до пла-не-ты (см. Рис. 3).

До Мер-ку-рия 58 млн км

До Ве-не-ры 108 млн км

До Земли 150 млн км

До Марса 228 млн км


Рис. 3. Столб-ча-тая диа-грам-ма рас-сто-я-ний до Солн-ца

Срав-ним две диа-грам-мы (см. Рис. 4).

Столб-ча-тая диа-грам-ма здесь более по-лез-на.

1.На ней сразу видно наи-мень-шее и наи-боль-шее рас-сто-я-ние.

2.Мы видим, что каж-дое сле-ду-ю-щее рас-сто-я-ние уве-ли-чи-ва-ет-ся при-мер-но на одну и ту же ве-ли-чи-ну - 50 млн км.

Рис. 4. Срав-не-ние видов диа-грамм

Таким об-ра-зом, если вы за-ду-ма-лись, какую лучше диа-грам-му вам по-стро-ить - кру-го-вую или столб-ча-тую, то нужно от-ве-тить:

Нужна ли вам сумма всех ве-ли-чин? Имеет ли она смысл? Хо-ти-те ли ви-деть вклад каж-дой ве-ли-чи-ны в общее, в сумму?

Если да, то вам нужна кру-го-вая, если нет - то столб-ча-тая.

Сумма пло-ща-дей оке-а-нов имеет смысл - это пло-щадь Ми-ро-во-го оке-а-на. И мы стро-и-ли кру-го-вую диа-грам-му.

Сумма рас-сто-я-ний от Солн-ца до раз-ных пла-нет не имела для нас смыс-ла. И для нас по-лез-нее ока-за-лась столб-ча-тая.

Задача 1

По-стро-ить диа-грам-му из-ме-не-ния сред-ней тем-пе-ра-ту-ры за каж-дый месяц в те-че-ние года.

Тем-пе-ра-ту-ра при-ве-де-на в таб-ли-це 1.

Если сло-жить все тем-пе-ра-ту-ры, то по-лу-чен-ное число не будет иметь для нас боль-шо-го смыс-ла. (Смысл будет, если мы ее раз-де-лим на 12 - по-лу-чим сред-не-го-до-вую тем-пе-ра-ту-ру, но это не тема на-ше-го урока.)

Итак, будем стро-ить столб-ча-тую диа-грам-му.

Ми-ни-маль-ное зна-че-ние у нас - -18, мак-си-маль-ное - 21.

Зна-чит, на вер-ти-каль-ной оси будет до-ста-точ-но зна-че-ний, от -20 до +25 на-при-мер.

Те-перь изоб-ра-зим 12 стол-би-ков для каж-до-го ме-ся-ца.

Стол-би-ки, со-от-вет-ству-ю-щие от-ри-ца-тель-ной тем-пе-ра-ту-ре, ри-су-ем вниз (см. Рис. 5).


Рис. 5. Столб-ча-тая диа-грам-ма из-ме-не-ния сред-ней тем-пе-ра-ту-ры за каж-дый месяц в те-че-ние года

Что по-ка-зы-ва-ет эта диа-грам-ма?

Легко уви-деть самый хо-лод-ный месяц и самый теп-лый. Видно кон-крет-ное зна-че-ние тем-пе-ра-ту-ры за каж-дый месяц. Видно, что самые теп-лые лет-ние ме-ся-цы от-ли-ча-ют-ся друг от друга мень-ше, чем осен-ние или ве-сен-ние.

Итак, чтобы по-стро-ить столб-ча-тую диа-грам-му, нужно:

1) На-чер-тить оси ко-ор-ди-нат.

2) По-смот-реть на ми-ни-маль-ное и мак-си-маль-ное зна-че-ние и сде-лать раз-мет-ку вер-ти-каль-ной оси.

3) Изоб-ра-зить стол-би-ки для каж-дой ве-ли-чи-ны.

По-смот-рим, какие неожи-дан-но-сти могут воз-ни-кать при по-стро-е-нии.

Пример 1

По-стро-ить столб-ча-тую диа-грам-му рас-сто-я-ний от Солн-ца до бли-жай-ших 4-х пла-нет и бли-жай-шей звез-ды.

Про пла-не-ты мы уже знаем, а бли-жай-шая звез-да - Прок-си-ма Цен-тав-ра (см. Табл. 2).

Все рас-сто-я-ния снова ука-за-ны в мил-ли-о-нах ки-ло-мет-ров.

Стро-им столб-ча-тую диа-грам-му (см. Рис. 6).


Рис. 6. Столб-ча-тая диа-грам-ма рас-сто-я-ния от солн-ца до пла-нет зем-ной груп-пы и бли-жай-шей звез-ды

Но рас-сто-я-ние до звез-ды так огром-но, что на его фоне рас-сто-я-ния до че-ты-рех пла-нет ста-но-вят-ся нераз-ли-чи-мы.

Диа-грам-ма по-те-ря-ла вся-кий смысл.

Вывод такой: нель-зя стро-ить диа-грам-му по дан-ным, ко-то-рые от-ли-ча-ют-ся друг от друга в ты-ся-чи или более раз.

А что де-лать?

Нужно раз-бить дан-ные на груп-пы. Для пла-нет по-стро-ить одну диа-грам-му, как мы де-ла-ли, для звезд - дру-гую.

Пример 2

По-стро-ить столб-ча-тую диа-грам-му для тем-пе-ра-тур плав-ле-ния ме-тал-лов (см. Табл. 3).

Табл. 3. Тем-пе-ра-ту-ры плав-ле-ния ме-тал-лов

Если по-стро-ить диа-грам-му, то мы почти не видим раз-ни-цу между медью и зо-ло-том (см. Рис. 7).

Рис. 7. Столб-ча-тая диа-грам-ма тем-пе-ра-тур плав-ле-ния ме-тал-лов (гра-ди-ров-ка с 0 гра-ду-сов)

У всех трех ме-тал-лов тем-пе-ра-ту-ра до-ста-точ-но вы-со-кая. Об-ласть диа-грам-мы ниже 900 гра-ду-сов нам неин-те-рес-на. Но тогда эту об-ласть лучше и не изоб-ра-жать.

Нач-нем гра-ду-и-ров-ку с 880 гра-ду-сов (см. Рис. 8).

Рис. 8. Столб-ча-тая диа-грам-ма тем-пе-ра-тур плав-ле-ния ме-тал-лов (гра-ду-и-ров-ка с 880 гра-ду-сов)

Это поз-во-ли-ло нам более точно изоб-ра-зить стол-би-ки.

Те-перь нам хо-ро-шо видны эти тем-пе-ра-ту-ры, а также какая боль-ше и на сколь-ко. То есть мы про-сто от-ре-за-ли ниж-ние части стол-би-ков и изоб-ра-зи-ли толь-ко вер-хуш-ки, но в при-бли-же-нии.

То есть если все зна-че-ния на-чи-на-ют-ся с до-ста-точ-но боль-шо-го, то и гра-ду-и-ров-ку можно на-чать с этого зна-че-ния, а не с нуля. Тогда диа-грам-ма ока-жет-ся более на-гляд-ной и по-лез-ной.

Электронные таблицы

Руч-ное ри-со-ва-ние диа-грамм - до-ста-точ-но дол-гое и тру-до-ем-кое за-ня-тие. Се-год-ня, чтобы быст-ро сде-лать кра-си-вую диа-грам-му лю-бо-го типа, ис-поль-зу-ют элек-трон-ные таб-ли-цы Excel или ана-ло-гич-ные про-грам-мы, на-при-мер Google Docs.

Нужно вне-сти дан-ные, а про-грам-ма сама по-стро-ит диа-грам-му лю-бо-го типа.

По-стро-им диа-грам-му, ил-лю-стри-ру-ю-щую для ка-ко-го числа людей какой язык яв-ля-ет-ся род-ным.

Дан-ные взяты из Ви-ки-пе-дии. За-пи-шем их в таб-ли-цу Excel (см. Табл. 4).

Вы-де-лим таб-ли-цу с дан-ны-ми. По-смот-рим на типы пред-ла-га-е-мых диа-грамм.

Здесь есть и кру-го-вые, и столб-ча-тые. По-стро-им и ту и дру-гую.

Кру-го-вая (см. Рис. 9):

Рис. 9. Кру-го-вая диа-грам-ма долей язы-ков

Столб-ча-тая (см. Рис. 10)


Рис. 10. Столб-ча-тая диа-грам-ма, ил-лю-стри-ру-ю-щая, для ка-ко-го числа людей какой язык яв-ля-ет-ся род-ным

Какая нам диа-грам-ма нужна - необ-хо-ди-мо будет ре-шать каж-дый раз. Го-то-вую диа-грам-му можно ско-пи-ро-вать и вста-вить в любой до-ку-мент.

Как ви-ди-те, се-год-ня со-зда-вать диа-грам-мы не со-став-ля-ет ни-ка-ко-го труда.

Применение диаграмм в реальной жизни

По-смот-рим, как в ре-аль-ной жизни диа-грам-ма по-мо-га-ет. Вот ин-фор-ма-ция по ко-ли-че-ству уро-ков по ос-нов-ным пред-ме-там в ше-стом клас-се (см. Табл. 5).

Учеб-ные пред-ме-ты

6 класс

Ко-ли-че-ство уро-ков в неде-лю

Ко-ли-че-ство уро-ков в год

Рус-ский язык

Ли-те-ра-ту-ра

Ан-глий-ский язык

Ма-те-ма-ти-ка

Ис-то-рия

Об-ще-ст-во-зна-ние

Гео-гра-фия

Био-ло-гия

Му-зы-ка

Не очень удоб-но для вос-при-я-тия. Ниже изоб-ра-же-на диа-грам-ма (см. Рис. 11).


Рис. 11. Ко-ли-че-ство уро-ков за год

А вот она же, но дан-ные рас-по-ло-же-ны по убы-ва-нию (см. Рис. 12).


Рис. 12. Ко-ли-че-ство уро-ков за год (по убы-ва-нию)

Те-перь мы пре-крас-но видим, каких уро-ков боль-ше всего, каких мень-ше всего. Видим, что ко-ли-че-ство уро-ков ан-глий-ско-го языка в два раза мень-ше рус-ско-го, что ло-гич-но, ведь рус-ский - наш род-ной язык и го-во-рить, чи-тать, пи-сать на нем, нам при-хо-дит-ся на-мно-го чаще.

источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/matematika/6-klass/koordinaty-na-ploskosti/stolbchatye-diagrammy

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=uk6mGQ0rNn8

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=WbhztkZY4Ds

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=Lzj_3oXnvHA

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=R-ohRvYhXac

источник презентации - http://ppt4web.ru/geometrija/stolbchatye-diagrammy0.html

Открытый урок на тему

"Столбчатые диаграммы" учителя математики Корчагиной Валентины Николаевны.

Роль и место данной темы в курсе: в курсе математики тема «Диаграммы» стала одной из актуальной тем современности. Именно здесь начинается формирование умения работать с информацией, представленной в форме диаграммы, которая широко используется в СМИ, Интернет-ресурсах и т.п. У учащихся формируются представления о приемах сбора необходимых данных и наглядном изображении, что также способствует умению анализировать, сравнивать и делать соответствующие выводы.
Основные вопросы темы:


  • Столбчатые диаграммы.

  • Чтение диаграмм.

  • Построение диаграмм.

Для проведения уроков по данной теме, благодаря интернет-ресурсам, можно подобрать большой объем интереснейшей информации. У детей формируется умение работать с информацией, повышается интерес к современным компьютерным технологиям, совершенствуются навыки работы с компьютерной техникой.


Ожидаемые результаты обучения.

Изучив тему «Столбчатые диаграммы» ученики должны:


  • Знать назначение, преимущества, недостатки столбчатых диаграмм.

  • Уметь читать и решать задачи по ней.

  • Выделять и группировать данные, которые должны быть отражены на диаграмме.

  • Интерпретировать количественную информацию, представленную в диаграмме.

  • Освоить построение диаграмм ручным способом и с помощью компьютера.

  • Применять построение диаграмм в практической деятельности.
Урок

Задачи:

Образовательные:

Формировать у учащихся понятие по теме: «Столбчатые диаграммы»;

Выделять и группировать данные, которые отражены на диаграмме;

Учить сравнивать данные, анализировать их, обобщать и делать выводы.

Воспитательные:

Воспитывать у учащихся навыки учебного труда;

Формировать ответственность;

Воспитывать познавательную активность.

Развивающие:

Развивать мыслительные операции, посредством наблюдений, сравнений, сопоставлений, обобщений, конкретизацией, сознательного восприятия материала;

Способствовать творческой деятельности учащихся;

Продолжать развитие навыков работы с информационными технологиями.

Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, таблицы с диаграммами, печатные средства.
План-конспект.

I. Организационный момент.

II. Повторение ранее изученного материала.

Учитель : На сегодняшнем уроке мы посмотрим ваши проекты по теме: Столбчатые диаграммы.

Учитель: Что такое диаграмма?

Ученики: Наглядный способ изображения числовых данных

Учитель: Какие виды диаграмм вы знаете?

Ученики: Круговая, столбчатая, линейная.

Учитель : Для чего используются диаграммы?

Ученики : Назначение столбчатых диаграмм: сравнение нескольких величин в нескольких точках. При их построении не обойтись без чисел, пропорциональных данным. По данным диаграммы можно анализировать, сравнивать данные и решать задачи.

Учитель : Какие два способа построения диаграмм вам известны?

Ученик : Первый способ (ручной) : заключается в том, что для изображения чисел (величин) используются, столбики, высота которых пропорциональна этим числам.
Второй способ (с помощью компьютера ): заключается в построении столбчатых диаграмм с помощью электронных таблиц в Microsoft Excel.

III. Защита проектов.
1. Математики.
Математик-теоретик:

ДИАГРАММА (с греч.) всякий чертеж, для геометрического или иного объяснения.
Диаграмма – изображение, наглядно показывающее соотношения между различными количествами или между значениями одной и той же величины в разные моменты времени.
Диаграмма – чертеж, наглядно показывающий соотношение каких либо величин.
Виды диаграмм:


  • кольцевая (процентная Д., где за 100% принята площадь кольца)

  • комбинированная (показатели выражены столбиками, кругами, фигурами и т. д.)

  • круговая (процентная, где за 100% принята площадь круга)

  • линейная (количества выражены линейными отрезками)

  • объемная (количества выражены объемными фигурами - шарами, конусами и т. п.)

  • площадная (количества выражены разными по размеру площадями: кругами, секторами, прямоугольниками и т. п.),

  • полукруговая (процентная, где за 100% принята половина круга),

  • поточная (изображающая направление, мощность и характер движения стрелками разной длины и формы),

  • столбиковая (количества выражены столбиками разной высоты),

  • "штучная" (количества обозначены фигурами, принятыми за единицу измерения, напр., изображением коровы, за которую принято 1 000 голов, и т. д.).
Смысл диаграмм – наиболее наглядно представить информацию, содержащуюся в таблицах.
Математик-практик:
Построение диаграмм.

При решении задач важна форма отображения результатов. Чем это отображение нагляднее, тем легче воспринимается результат.

Большинство диаграмм строятся в прямоугольной системе координат. По горизонтальной оси X откладываются значения независимой переменной (аргумента), а по вертикальной оси Y - значения зависимой переменной (функции)

Примеры диаграмм:

Круговая диаграмма площади океанов:

Тихий океан имеет площадь 179 млн. км 2

Атлантический – 93 млн. км 2

Индийский – 75 млн. км 2

Северный ледовитый – 13 млн. км 2
Круговая диаграмма отображает отношения целого и его частей.

Столбчатая диаграмма

стран мира, обладающих крупнейшими запасами природного газа.

Способы графического представления данных .

Гистограмма

Применяются для сравнения данных в пределах одного временного периода
График

Для представления изменения, происходящего с течением времени.

Точечная

Удобна для представления взаимосвязи данных

2. Историк.

Годы правления князей Киева с 882 по 1125гг.


ОЛЕГ Вещий (т.е. знающий будущее) (умер 912), древнерусский князь. По летописным сообщениям, родственник легендарного Рюрика, ставший после его смерти новгородским князем (879). В 882 году Олег совершил поход в землю кривичей и захватил их центр Смоленск. Спустившись вниз по Днепру, взял Любеч, а затем Киев, который сделал столицей Древнерусского государства (882). В 883-885 годах Олег покорил земли древлян, северян, радимичей, а к 907 году - вятичей, хорватов, дулебов и тиверцев. Подвластные племена Олег обложил данью, обязал их поставлять ему воинов. Успешно воевал с хазарами. В 907 году осадил столицу Византии Константинополь, получил от нее выкуп. В 907 и 911 году заключал выгодные торговые договоры с Византией. По преданиям, умер от укуса змеи; этот случай лег в основу ряда песен, легенд и преданий.
Князь Олег (882 - 912 гг.)


ИГОРЬ Рюрикович (убит 945), киевский великий князь (с 912); летописец приписывает Игорю происхождение от легендарного Рюрика. Игорь продолжал деятельность своего предшественника Олега, в годы правления подчинил своей власти восточнославянские племенные объединения между Днестром и Дунаем, подавил восстание древлян. В 941 году совершил неудачный поход на Константинополь. Во время похода 944 года византийское правительство предложило Игорю выкуп, между греками и русскими был заключен договор. Игорь первым из русских князей столкнулся с печенегами, с которыми заключил перемирие на пять лет. Убит древлянами, восставшими во время сбора дани.

Игорь (912 – 945 гг.)
ОЛЬГА (в крещении Елена) (около 890 - 969, Киев), древнерусская княгиня, жена киевского князя Игоря. После убийства мужа древлянами (945) жестоко подавила их восстание. В 945-947 годах установила размеры даней для древлян и новгородцев, организовала местные административные центры - погосты. Ольга значительно расширила земельные владения киевского великокняжеского дома. В 955 (или 957) посетила Константинополь; приняла христианство. Правила Древнерусским государством в годы малолетства своего сына Святослава Игоревича и позднее, во время его походов. В 968 году руководила защитой Киева от печенегов. Канонизирована русской православной церковью.

СВЯТОСЛАВ Игоревич (умер 972), русский полководец и государственный деятель, киевский великий князь (около 945-972); сын Игоря Рюриковича. При Святославе до 969 года Киевской Русью в значительной мере правила его мать - княгиня Ольга. Сам Святослав почти всю жизнь провел в походах. В 964-966 годах он подчинил вятичей Киеву. Воевал с Волжской Булгарией. В 960-х годах разгромил Хазарский каганат и разрушил хазарские города Саркел (на Дону) и Итиль. На Северном Кавказе Святослав захватил хазарскую крепость Семендер, разбил ясов и касогов. В 967 или 968 году по приглашению Византии вторгся в Болгарию, обосновавшись в устье Дуная, в Переяславце. В это время печенеги осадили Киев. Святослав возвратился на защиту столицы, но, отбив печенегов, снова ушел в Болгарию. Около 971 года началась русско-византийская война. После боев с византийским войском у Большого Преслава и Доростола, выдержав трехмесячную осаду, Святослав заключил в 971 году мир с императором Иоанном I Цимисхием. На обратном пути в Киев Святослав Игоревич погиб в бою с печенегами у днепровских порогов.


ВЛАДИМИР I Святославич (ум. 1015), киевский великий князь (с 980), младший сын князя Святослава Игоревича и его ключницы рабыни Малуши Любечанки. После смерти Святослава в 977 году Владимир участвовал в княжеской междоусобице, одержал победу над старшим братом Ярополком, который был вероломно убит варягами из дружины Владимира.

Военные походы Владимира укрепили положение Древнерусского государства. Киевский князь покорил вятичей, радимичей и ятвягов; воевал с печенегами, Волжской Болгарией, Византией и Польшей. Значительную роль в формировании территории Киевской Руси сыграл поход в Червенско-Перемышльскую землю, захваченную Польшей. Для организации обороны от печенегов киевский князь соорудил несколько оборонительных рубежей с системой крепостей по рекам Десне, Осетру, Трубежу, Суле, Стугне. Это была первая в истории Руси засечная черта. Для защиты Южной Руси Владимир сумел привлечь кочевые племена из северной части Степи. Борьба с печенегами, которой руководил Владимир, отвечала интересам всех социальных слоев Древнерусского государства. Успешная борьба с печенегами привела к идеализации личности и княжения Владимира. В народном эпосе он получил имя Владимира Красное Солнышко. На самом деле Владимир был коварным политиком, в борьбе с Ярополком и при взятии Херсонеса не брезговал помощью предателей.

Жесткий характер политики Владимира ярко проявился в реформе религии. Сначала князь решил превратить народные языческие верования в государственную религию и для этого насильно установил в Киеве и Новгороде культ главного дружинного бога Перуна. Около 988 года он в одночасье заменил язычество христианством, которое принял из Византии после захвата греческого города Херсонес в Крыму и женитьбы на сестре византийского императора Анне (Крещение Руси). Как креститель Руси Владимир канонизирован Русской православной церковью.

При Владимире был заново укреплен и застроен каменными зданиями Киев. Симптомом будущих княжеских распрей стало выступление против Владимира его сына Святополка. В целом время княжения Владимира является периодом подъема Древнерусского государства: становления феодального строя, успешных завоевательных походов, развития культуры, земледелия и ремесел.


ЯРОСЛАВ Владимирович Мудрый (крестное имя Георгий, Юрий) (около 980 - 20 февраля 1054), киевский великий князь (с 1019), сын Владимира Святославича и полоцкой княжны Рогнеды. Ярослав был женат на дочери шведского конунга Олава - Ингигерде.

Первый период жизни Ярослава Мудрого связан с борьбой за киевский престол. Как только он повзрослел отец посадил его княжить в Ростов, а около 1013 года после смерти Вышеслава (старшего сына Владимира Святославича) Ярослав становится новгородским князем. В 1014 году он отказался платить дань Киеву, чем вызвал гнев отца. Владимир приказал готовится к походу на Новгород, но 15 июля 1015 года скончался.

По данным «Повести временных лет» киевский престол захватил туровский князь Святополк Окаянный, сводный брат Ярослава Владимировича. Желая устранить возможных соперников, Святополк убил братьев. Пытался он убить и Ярослава, но того вовремя предупредила сестра Предслава. Заручившись поддержкой новгородцев, Ярослав в декабре 1015 года в битве под Любечем одержал победу над Святополком и занял Киев.

После победы над Святополком Ярослав начал борьбу с другим братом тмутараканским князем Мстиславом. В сражении под Лиственом в 1024 года победа была на стороне Мстислава, но он не стал претендовать на киевский престол. Ярослав скрылся в Новгороде, направив в Киев своих посадников. В 1025 году по заключенному у Городца мирному договору Ярослав получал в управление земли на запад от Днепра, с центром в Киеве, а Мстислав - на восток от Днепра, с центром в Чернигове. Лишь после смерти Мстислава (1035) Ярослав становится «самовластцем» на Руси.

После Лиственской битвы образ жизни Ярослава резко меняется. Возможно причиной отказа от этого стала от привычной для князя военной деятельности стала тяжелая травма, полученная им во время борьбы с братьями: обследование останков Ярослава показало, что у него была перерублена нога, в конце жизни он вряд ли мог двигаться без посторонней помощи. Во всяком случае с 1025 года основная деятельность князя связана с просветительством и христианизацией Руси

При Ярославе Мудром завершился процесс объединения под властью киевского князя всех восточнославянских земель. В 1030-1040-х годах княжеские дружины предпринял походы на Польшу, Литву, племена емь. В 1036 году русские разгромили печенегов.

Во внешней политики Ярослав добился укрепления авторитета Древнерусского государства. По его инициативе новгородский князь Владимир Ярославич в 1043 году предпринял поход Руси на Византию, который впрочем завершился неудачей. Около 1050 года киевским митрополитом впервые стал русский уроженец Иларион, отстаивавший независимость своей епархии от Константинополя. Многие дети Ярослава были связаны семейными узами с представителями правящих династий Центральной и Западной Европы.

Летописные данные о смерти Ярослава противоречивы; считается, что он скончался 20 февраля 1054, но эта дата оспаривается многими историками. Перед смертью Ярослав завещал киевский престол старшему из оставшихся в живых сыновей, новгородскому князю Изяславу, наказал сыновьям жить в мире. Прозвище «Мудрый» закрепилось за Ярославом в российской историографии во второй половине 19 века.


ВЛАДИМИР II Всеволодович Мономах (1053-1125), древнерусский государственный деятель, военачальник, писатель; киевский великий князь (с 1113). Сын князя Всеволода Ярославича; был прозван Мономахом по матери - дочери византийского императора Константина Мономаха.

С 1067 года был смоленским князем. В 1073 году заключил в Сутейске мир с Польшей. В 1078 году его отец стал киевским князем, а Владимир Мономах получил Чернигов. В 1093 году вел войну с половцами и их союзником Олегом Святославичем, которому вынужден был уступить Чернигов (1094) и обосновался в Переяславском княжестве, подвергавшемся постоянным набегам половцев. Поэтому Владимир Мономах был более всех заинтересован в прекращении княжеских междоусобиц и сплочении сил Руси для отпора половцам. Эту мысль переяславский князь настойчиво высказывал на княжеских съездах (1097, 1100, 1103). После Долобского съезда (1103) Владимир стал вдохновителем и непосредственным руководителем военных походов против половцев (1103, 1107, 1111). При организации походов в степь он начал прибегать к помощи народного ополчения. Половцы потерпели ряд поражений и надолго оставили в покое русские земли.

После смерти (1113) киевского князя Святополка Изяславича в Киеве вспыхнуло народное восстание; киевские бояре призвали на княжение Владимира Мономаха. Став киевским князем, он подавил восстание, но в то же время ввел в действие устав Владимира Мономаха, который ограничил произвол ростовщиков, облегчил положение должников и закупов. Духом примирения, согласования интересов различных социальных слоев проникнуто «Поучение» Владимира Мономаха, которое является замечательным памятником древнерусской литературы, написанным талантливо и с литературным блеском. В «Поучении» князь призывал сыновей укреплять единство Руси.

Княжение Владимира Мономаха стало временем усиления Киевской Руси. Великий князь сумел подчинить своей власти до трех четвертей территории Древнерусского государства и прекратить княжеские междоусобицы. После смерти Владимира Мономаха процесс распада Руси на самостоятельные княжества усилился.



3. Географ.
Диаграмма численности населения некоторых стран.

Германия – 82 млн. человек

Египет – 69 млн. человек

Израиль – 6,2 млн. человек

Турция 65 млн. человек

Италия – 57 млн. человек


Географ-теоретик показал на географической карте названные страны и указал столицу каждого государства.

Географ-практик.

Показал диаграмму, выполненную в масштабе 1 см: 4 млн. человек

4. Журналист.

Первый номер газеты «Донская новь» вышел в 1931 году. Тогда она называлась «Колхозная жизнь». Газета писала о коллективизации и реализации задач первых пятилеток. На фронтах Великой Отечественной войны погибли пятеро сотрудников газеты. Сейчас на ее страницах освещается общественно-политическая, экономическая, культурная и спортивная жизнь Верхнемамонского района. Журналисты газеты признавались победителями областных творческих конкурсов, становились обладателями приза «Золотое перо».

Р

аиса Анпилогова, главный редактор газеты «Донская новь»: «У нас селькоры всех предприятий, среди них и учителя есть, и медработники, и соцработники есть, и пенсионеры, но кто больше откликается на различного рода публикации, это конечно пенсионеры, в основном люди пожилого возраста, потому что у них, наверное, побольше времени уделять внимание газете, читать ее досконально, перечитать и потом звонить в редакцию».


5. Отдел статистики.
1) Диаграмма выписки больничных листов за 3 года.


Больничные листы

2005

2006

2007

1. По поликлинике

1734

2079

1707

2. По стационару

572

465

731

3. По беременности

104

85

105

4. По уходу за ребенком

217

245

167




2) По данным квартального отчета ООО «Миллениум», расположенного по адресу с.Верхний Мамон, ул. Василевского, АЗС «ТНК» в январе 2008 года было продано бензина марки:

ДТ (зимнее) 4800 л
Составим диаграмму:

Масштаб 100 л: 1 мм



3) Детская школа искусств с. Верхний Мамон, отделение декоративно-прикладного искусства.

В 2004 году на резьбе было 30 учеников.

В 2005 г – 33 ученика

В 2006 г – 32 ученика

В 2007 г – 36 учеников

В 2008 г – 41 ученик
Масштаб 10 учеников: 4 см

6) Астроном

Вокруг Солнца движется не только Земля, но и другие планеты. Всего (вместе с Землей)

их 9. Вот как они расположены по мере удаления от Солнца: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.


Земля – сравнительно небольшая планета. Ее диаметр равен 12740 км.

Самая большая планета – Юпитер. Диаметр Юпитера в 11 раз больше диаметра Земли, а масса – в 318 раз больше массы нашей планеты. Юпитер в 2,5 раза тяжелее, чем все остальные планеты вместе взятые!

Самая маленькая планета – Плутон. Его диаметр примерно в 4 раза меньше, чем у Земли.

Меркурий – ближайшая к Солнцу планета.

Атмосферу Венеры обнаружил в 1761 г российский ученый Михаил Ломоносов (1711-1765).


Экваториальный радиус планет.

Уран – 25560 км 25,6 см

Нептун – 24765 км 24,8 см

Венера – 6052 км 6 см

Марс – 3397 км 3,4 см

Меркурий – 2439 км 2,4 см

Плутон – 1200 км 1,2 см
Масштаб 1 см: 1000 км



IV. Построение столбчатой диаграммы.

Задание.

Построить столбчатую диаграмму по следующим данным: наибольшая глубина озера Байкал 1620 м, Онежского озера – 127 м, озера Иссык-Куль – 668 м, Ладожского озера – 225 м.

(Названные озера ученики показывают на географической карте.)
Учитель: В каком масштабе будем строить диаграмму?

Ученики: 1 см: 100 м.

Учитель: Какой высоты будут столбики, изображающие названные озера?

Ученики: о.Байкал – 16,2 см; о.Онежское – 1,3 см; о.Иссык-Куль – 6,7 см;

о.Ладожское – 2,3 см.


Ученики в тетрадях строят столбчатую диаграмму.
Учитель : С помощью построенной диаграммы ответьте на вопросы: Какое озеро самое глубокое? Объясните ответ.

Ученик : Самое глубокое – озеро Байкал, так как столбик, изображающий глубину этого озера, самый высокий.

Учитель : Какое озеро самое мелкое? Ответ поясните.

Ученик : Онежское озеро, потому что столбик, изображающий глубину этого озера, самый низкий.

Учитель : Назовите озера в порядке увеличения их глубины.

Ученик : Онежское, Ладожское, Иссык-Куль, Байкал.
V. Домашнее задание.

Постройте столбчатую диаграмму потребления электроэнергии вашей семьей за последние 6 месяцев.


Итог урока.

Учитель: Что такое диаграмма?

Ученик: Диаграмма – чертеж, наглядно показывающий соотношение каких либо величин.

Учитель: В чем заключается смысл диаграммы?

Ученик: Наиболее наглядно представить информацию, содержащуюся в таблицах.

Сплавляются два вещества, со­сто­я­щие из серы, железа, во­до­ро­да и меди. Мас­со­вые доли серы (S), же­ле­за (Fe), во­до­ро­да (Н) и меди (Си) в каж­дом веществе при­ве­де­ны на диаграммах.

Определите, какая из диа­грамм правильно от­ра­жа­ет соотношение эле­мен­тов в сплаве.

Пояснение.

Отталкиваемся от железа: в каж­дом веществе же­ле­за было боль­ше половины, сле­до­ва­тель­но, и в смеси его будет половина или более, такой вариант изображён на диа­грам­ме 3.

Правильный ответ: 3.

Ответ: 3

На диа­грам­ме представлен уро­вень зарплат трех чле­нов семьи за два месяца.

Какая из диа­грамм правильно от­ра­жа­ет суммарный за два ме­ся­ца доход каж­до­го члена семьи?

Пояснение.

Визуально видно, что за два ме­ся­ца папа на­би­ра­ет наибольшую из всех сумму,

дочка на вто­ром месте (стабильно за оба месяца), и на тре­тьем месте - мама.

Сразу от­се­и­ва­ем диаграмму 2 и 3, а вот для 4ой скажем, что за­ра­бо­ток отца во много боль­ше дочери, сле­до­ва­тель­но остается диа­грам­ма 1.

Правильный ответ: 1.

Ответ: 1

Диаграмма отражает количество (в килограммах) собранного за че­тыре месяца урожая двух сортов огурцов в парниковом хозяйстве.

Какая из диаграмм правильно отражает объемы суммарного за че­тыре месяца собранного урожая по каждому из сортов?

Пояснение.

1 сорт: 10+20+30+30=90 кг.

2 сорт: 20+40+30+30=120 кг.

2го сорта больше, чем 1го на 120 - 90 = 30 кг или на 30*100/120=25%, что соответствует графику 4.

Правильный ответ: 4.

Ответ: 4

Какая из диаграмм правильно отражает соотношение общего коли­чества участников (из всех трех регионов) по каждому из предметов тестирования?

Пояснение.

При помощи столбчатых диаграмм можно найти общее количество учеников:

400+100+200+400+200+200+400+300+200=2400.

Круговые диаграммы дают нам представление о долях отдельных составляющих в общей сумме. Соответственно подсчитаем, какую долю тестируемых составляют учащиеся, тестируемые по различным предметам:

Биология:

История:

Этим данным соответствует первая диаграмма.

Ответ: 1.

Ответ: 1

На диа­грам­ме показано ко­ли­че­ство участников те­сти­ро­ва­ния по пред­ме­там в раз­ных регионах России.

Какая из диа­грамм правильно от­ра­жа­ет соотношение об­ще­го коли­чества участ­ни­ков тестирования по регионам?

Пояснение.

При по­мо­щи столбчатых диа­грамм можно найти общее ко­ли­че­ство учеников:

200+100+200+200+200+200+400+300+200=2000.

Круговые диа­грам­мы дают нам пред­став­ле­ние о долях от­дель­ных составляющих в общей сумме. Со­от­вет­ствен­но подсчитаем, какую долю те­сти­ру­е­мых составляют уча­щи­е­ся из раз­лич­ных регионов:

Татарстан:

Чувашия:

Этим дан­ным соответствует тре­тья диаграмма

Ответ: 3

На диаграмме показано количество участников тестирования по предметам в разных регионах России.

Какая из диаграмм правильно отражает соотношение количества участников тестирования по химии в регионах?

Пояснение.

Из условия видно, что соотношение для всех регионов по участникам тестирования по химии одинаково.

Правильный ответ соответствует четвертой диаграмме

Ответ: 4

На диаграмме показано количество участников тестирования по предметам в разных регионах России.

Какая из диаграмм правильно отражает соотношение количества участников тестирования по истории в регионах?

Пояснение.

При помощи столбчатых диаграмм можно найти общее количество учеников, принимавших участие в тестировании по истории:

Круговые диаграммы дают нам представление о долях отдельных составляющих в общей сумме. Соответственно подсчитаем, какую долю тестируемых составляют учащиеся из различных регионов:

Татарстан:

Чувашия:

Этим данным соответствует вторая диаграмма

Сравнение определенных показателей в разных сферах жизнедеятельности человека очень удобно проводить посредством диаграмм. Программа Excel предлагает достаточно разнообразные виды для сопоставления любых типов данных. Построим сравнительные диаграммы.

Как сделать сравнительную диаграмму в Excel

Для сравнения разных типов данных могут использоваться следующие виды диаграмм:

  1. Круговые. Позволяют сопоставить доли отдельных элементов в общем значении. Такие диаграммы не совсем удобны для сравнения.
  2. Линейчатые. Позволяют сравнивать несколько значений в определенном диапазоне данных.
  3. Гистограммы. Вертикальные столбики для сопоставления значений в одном или нескольких диапазонах.
  4. Графики. Используются для иллюстрации тенденции изменения показателя. Если нужно сравнить несколько рядов данных, то в одной области строится несколько графиков.
  5. Точечные. Показывают взаимосвязь между двумя наборами данных. Представляют собой точки в области построения.
  6. Лепестковые. Отображают функциональную зависимость нескольких переменных. Данный тип диаграммы имеет вид криволинейного многоугольника с несколькими векторами, выходящими из центра. Векторные линии – оси координат по каждой категории.

Все эти примеры можно скачать в одном файле в конце статьи. Построение любого типа сравнительной диаграммы начинается с составления таблицы с исходными данными. Общие требования:

  1. Все ячейки исходного диапазона заполнены.
  2. Строки и столбцы имеют подписи, которые Excel автоматически генерирует в подписи осей координат.

Как программа воспринимает данные для столбчатых и линейчатых диаграмм и графиков:

  1. Каждая строка воспринимается Excel как отдельный ряд данных. На диаграмме это обособленная линия или столбик одного цвета.
  2. Каждое значение в строке – это точка на линейном графике или высота (длина) столбика.
  3. Заголовки строк – названия рядов данных (легенда).
  4. Заголовки столбцов – подписи одной из осей.

Как Excel интерпретирует данные для круговых диаграмм:

  1. Программе нужен только один ряд данных (один столбец со значениями).
  2. Каждое значение в столбце – это сектор круга.
  3. Заголовки строк – подписи секторов (легенда).
  4. Название столбца – наименование ряда данных.

В точечной диаграмме координаты каждой точки – значения из двух наборов данных. Из первого столбца – координата по оси Х. Из второго столбца – по оси Y.

Рассмотрим на примере, как строится лепестковая сравнительная диаграмма:

Изменения ВВП и инфляции показаны относительно одного центра.

Показатели уровня экономического развития страны

Используем диаграммы Excel для отображения некоторых сравнительных показателей экономического развития России. Уровень экономического развития определяют, в основном,

  • уровень ВВП / НД на душу населения;
  • отраслевая структура экспорта и импорта;
  • уровень и качество жизни.

Ведущий показатель – ВВП.

Сравним с помощью гистограммы значения ВВП на душу населения в США, Великобритании, Японии, Канаде и России за последние три года:



Проанализируем диаграмму, сравнительные показатели экономического развития и сделаем все возможные выводы. Данные для построения взяты из Википедии (по списку МВФ). Сравнительные показатели экономического развития стран мало поменялись со времен Советского Союза. Вот диаграмма на основе значений 1991 года (ВВП на душу населения – цифра 1):

Сравним ВНД на душу населения в этих же странах в 2015 году. Используем линейчатую диаграмму:



Для иллюстрации уровня жизни населения возьмем индекс развития человеческого потенциала как наиболее широкий показатель, который можно представить в количественном виде. Помимо экономических данных, ИРЧП учитывает ожидаемую продолжительность жизни, уровень грамотности и образования. Сравним индексы по странам с помощью лепестковой диаграммы (данные взяты за 2014 год из Википедии):

Для сопоставления доли каждой отрасли в структуре экономики страны лучше использовать круговые диаграммы. Показатели по России за 2014 год:



Так как доля сельского хозяйства и других областей первичного сектора достаточно низкая, вторичные и третичные сектора (производство, услуги, образование) преобладают, Россию можно охарактеризовать как развитую страну. Но индекс человеческого развития немногим выше среднемирового значения (ИРЧП в 2014 году в РФ – 0,798, в том же 1985 – 0,811).



Загрузка...