electricschool.ru

Бартоломео диас открытые земли. Бартоломео Диаш: скромный рыцарь-мореплаватель, незаметно для себя изменивший мир

В конце XV в. португальцы наконец осуществили мечту Генриха Мореплавателя - проплыли вокруг Африки. В 1488 г. Бартоломеу Диаш обогнул мыс Доброй Надежды и вышел в Индийский океан.

Диогу Кан

В 1482 г. и в 1485 г. Диогу Кан пересек экватор, открыл устье реки Конго и поплыл дальше на юг вдоль берегов Африки, вплоть до пустыни Намиб. Во время второго путешествия он загадочным образом исчез. Но установленные им падраны увенчанные крестом каменные столбы - стали великолепными ориентирами для будущих путешественников.

Смелое решение

Бартоломеу Диаш (1450-1500)

Перед экспедицией Бартоломеу Диаша, вышедшей в море в августе 1487 г., была поставлена задача обойти африканский континент с юга и найти путь в Индию. Три каравеллы вышли из лиссабонского порта. Впервые один из кораблей был выделен под продовольствие. В декабре 1487 г. Диаш оставил корабль с продовольствием в бухте Уолфиш (совр. Намибия) и продолжил путь. Суда с трудом плыли вперед из-за сильных встречных ветров и мощного холодного Бенгельского течения. Это течение движется на север от Антарктиды.

Диаш принял решение, которое требовало мужества: отойти дальше от берегов в Атлантический океан, на юго-запад, а потом вернуться, прочертив на линии маршрута широкую петлю. Но тут его корабли попали в свирепый шторм. В течение казавшихся бесконечными 13 дней разгулявшаяся стихия швыряла маленькие каравеллы из стороны в сторону в водах, которые были намного холоднее, чем у берегов. Моряки думали, что погибнут. Наконец буря утихла, и Диас направил свои суда на восток, чтобы вновь подойти к берегу, но земли не было видно!

Мыс Доброй Надежды

В феврале 1488 г. Диаш повернул к северу, и вскоре на горизонте стали видны горы. Оказалось, что во время бури корабли прошли мимо поворота береговой линии к востоку. Повернув затем на восток, они едва не обошли континент с юга. Подойдя к берегу, корабли двинулись на восток. Однако уставший от лишений экипаж грозил бунтом, требуя немедленного возвращения в Португалию. Вынужденный принять это требование, Диаш добился от команды согласия на то, что еще два дня флотилия будет плыть на восток и затем повернет назад. За это время им удалось достичь того места, где берег поворачивал к северу. Взору моряков открылся Индийский океан. Диаш и его люди сами не заметили, как миновали крайнюю южную точку Африки - далеко вдающийся в море мыс, названный мысом Бурь.

Новая напасть

Добравшись до ангольского побережья, Диаш обнаружил, что почти все его люди, оставшиеся там, умерли от цинги. Эта болезнь, свирепствовавшая среди моряков, возникала из-за нехватки витаминов в еде, которую они брали с собой в путь: это были в основном сухари и сушеное мясо.

Бартоломеу Диаш (ок.1450 г. - 1500 г.) - португальский мореплаватель.

Вступление

Первым обогнул южную оконечность Африки и открыл мыс Доброй Надежды. Можно сказать, что он видел Индию, но, как Моисей в обетованную землю, не вошел в нее. О жизни Бартоломео Диаша до начала его знаменитого плавания источники хранят молчание. Более того, до нас не дошли и подлинные сообщения о самом плавании. Ученые располагают только краткими упоминаниями в сочинениях хронистов.

Полное имя португальского мореплавателя - Бартоломеу (Бартоломео) Диаш ди Новаиш. Установлено, что он происходил из рода Жуана Диаша, который первым обогнул мыс Бохадор, и Диниша Диаша, открывшего Зеленый Мыс.

Известно, что Диаш был фидалгу (дворянином), придворным короля Жуана II, одно время состоял управляющим королевскими складами в Лиссабоне, но также слыл опытным мореходом. В 1481 г. в составе экспедиции Диогу Азамбужа он плавал к берегам Африки. Видимо, именно поэтому король Жуан, продолжавший дело своего двоюродного деда Генриха Мореплавателя, назначил его командиром одной из двух флотилий, отправлявшихся для исследования берегов Африки и поисков морского пути в Индию.

В конце XV века у многих возник вопрос: верна ли карта мира Птолемея? На этой карте Африка простиралась до Южного полюса, отделяя Атлантический океан от Индийского. Но португальские мореплаватели установили: чем южнее, тем берег Африки больше отклоняется к востоку. Может быть, материк где-то кончается Или с юга омывается морем, Тогда оказалось бы возможным обойти сушу, попасть в Индийский океан, а по нему дойти на кораблях до Индии и Китая и оттуда морским путем привезти в Европу пряности и другие ценные товары.

Эту волнующую загадку разрешил португальский путешественник Бартоломеу Диаш. Выйдя из Лиссабона в 1487 г. на трех кораблях., он в 1488 г. доплыл до южной оконечности Африки и даже обогнул ее, несмотря на жестокий шторм. Самый южный выступ Африки Диаш назвал мысом Бурь. За этим мысом его корабли вошли в воды Индийского океана. Но Бартоломеу Диашу пришлось на этом закончить свое путешествие: измученная бурями команда потребовала возвращения на родину. После доклада Бартоломеу Диаша о результатах плавания португальское правительство распорядилось назвать южный мыс Африки не мысом Бурь, а Доброй Надежды - надежды достигнуть Индии и других стран Востока морским путем.


Назначение

Назначение состоялось в октябре 1486 г., но корабли вышли в море только в августе следующего года. Возможно, это было связано с тем, что король считал экспедицию особо важной и сложной, так как готовились к ней очень тщательно. В состав флотилии из трех кораблей входило специальное судно, груженное съестными припасами, водой, оружием и даже запасными корабельными снастями на случай ремонта. Главным кормчим был назначен Перу д"Аленкер, известнейший мореплаватель того времени, которому было позволено сидеть за одним столом с королем, когда придворные были вынуждены стоять. Истинными знатоками дела были и другие офицеры.

Наконец три каравеллы под началом Диаша вышли из Лиссабона и двинулись вдоль африканского побережья. На порту помимо команды находилось несколько негров, мужчин и женщин, которых предстояло высаживать на побережье Африки по пути следования флотилии. Бывшие рабы должны были рассказывать о богатстве и могуществе Португалии. Таким образом, португальцы надеялись наконец-то привлечь внимание «короля-священника Иоанна». Кроме 1ого, негры были одеты в европейские одежды и имели при себе образцы золота, серебра, пряностей и других товаров, которыми интересовались в Европе. Они должны были убелить туземцев вести торговлю с Португалией.


Каменные кресты

Вначале Диаш направился к устью Конго, а затем с большой осторожностью поплыл вдоль незнакомого африканского берега на юг. Первым из португальцев он начал ставить на открытых им берегах падраны - каменные кресты с надписями, сообщавшими о принадлежности территории португальской короне.

За тропиком Козерога флотилию штормом отнесло к югу. Тринадцать дней не видели мореходы земли и считали себя погибшими. После шторма плыли сначала на восток, потом, и поисках земли, на север. Наконец 3 февраля 1488 г. увидели берег с высокими горами. Вскоре счастливые моряки нашли удобную бухту и пристали к берегу, где увидели коров и чернокожих пастухов. Вначале негры, испугавшись странно одетых белых людей, разбежались, но потом стали бросать в моряков камнями. Диаш пригрозил им арбалетом, но туземцы, не зная, что это, продолжали вести себя агрессивно. Тогда Диаш пустил стрелу и убил одного из нападавших, ставшего первой жертвой агрессии белых в Южной Африке.


Баиа-душ-Вакейруш

Бухта была названа Баиа-душ-Вакейруш - гаванью Пастухов (совр. Моссел). Она находилась за еще не открытым мысом Доброй Надежды более чем в 200 милях. Однако Диаш понял, что они обогнули Африку, только когда заметил, что берег тянется на восток. Он взял курс на восток и достиг залива Алгоа и небольшого острова. На нем поставили пад-ран. Диаш хотел продолжить путь, но экипаж, измученный Фудностями пути и страдавший от голода (грузовой корабль отстал), воспротивился этому. Уговоры и консультации с офицерами и вожаками матросов ни к чему не привели. Даже когда Диаш предложил команде сказать под присягой, как, но их мнению, следует действовать людям, несущим королевскую службу, ситуация не изменилась. Тогда командир составил документ, зафиксировавший общее решение, и предложил всем подписать его. Когда формальности были закончены, ему все же удалось добиться одолжения - плыть вперед еще два или три дня. Флотилия дошла до устья большой реки, которая была названа Риу-ди-Инфанти - в честь Жуана Инфанти, одного из капитанов флотилии, первым сошедшего здесь на берег.

Отсюда экспедиция повернула назад. Проходя возле падрана, поставленного в бухте Алгоа, Диаш, как писал один из! хронистов, прощался с ним «с таким глубоким чувством печали, словно расставался с сыном, обреченным на вечное изгнание; он вспоминал, с какой опасностью и для себя, и для всех своих подчиненных он прошел столь долгий путь, имея в виду одну-единственную цель, - и вот Господь не дал: ему достичь цели».

Но на обратном пути Диаша ждало еще одно открытие. Его взору открылся вид на величавый мыс и Столовую гору. Теперь он прошел мимо самой южной оконечности Африки и дал ей имя. Обычно рассказывают, что мореплаватель назвал его мысом Бурь, но в декабре 1488 г. король во время доклада Диаша о путешествии предложил именовать его мысом Доброй Надежды, так как был уверен в том, что морской путь в Индию найден. На самом деле это, видимо, не более чем легенда, возникшая на основании сообщения известного португальского историка XVI в. Барруша. Современники же свидетельствовали, что автором названия является сам Диаш.


Сан-Григориу

Возле мыса Диаш сошел на берег, зафиксировал наблюдения в морской карте и журнале и поставил падран, сохранившийся до наших дней, назвав его Сан-Григориу.

Теперь было необходимо найти грузовое судно. Его удалось обнаружить, но из девяти человек команды на борту оставалось только трое, один из которых вскоре тоже скончался от болезни. Остальные погибли во время стычек с туземцами, которые позарились на вещи матросов.

Припасы разместили на двух судах, грузовое судно сожгли, как не подлежащее ремонту, а затем двинулись обратным курсом вдоль западного берега Африки. По пути мореходы подобрали потерпевшего крушение Дуарти Пашеку Пирейру и уцелевших матросов, на Золотом берегу забрали золото, скупленное у туземцев королевской факторией, и наконец в декабре 1488 г. бросили якорь в Риштеллу, западном пригороде Лиссабона.

Самое значительное португальское путешествие до плавания Васко да Гамы было завершено. Мореплаватель, помимо открытия пути вокруг Африки, увеличил протяженность изученного африканского берега на 1260 миль, осуществил самое продолжительное на то время из всех португальских путешествий. В море его корабли пробыли 16 месяцев и 17 дней. И все же, кроме благодарности потомков, он не получил никакой награды. Ему больше не поручали никаких экспедиций. Только разрешили наблюдать за строительством кораблей для экспедиции да Гамы, а потом сопровождать открывателя пути в Индию. Однако он шел с экспедицией только до крепости Жорж де-ла-Мина на Золотом берегу Африки. Наконец и качестве простого капитана Диаша отпустили вместе с Кабралом в Индию, и он принял участие в открытии Бразилии. По это путешествие стало для него последним. 23 мая 1500 г. капитан погиб вместе со своим кораблем во время сильного шторма недалеко от открытого им мыса Доброй Надежды.


Заключение

Открытие Диаша имело огромное значение. Кроме того, что путь португальским, а позже и иным европейским кораблям в Индийский океан был открыт, его путешествие нанес сокрушительный удар по теории Птолемея о необитаемом жарком поясе. Возможно, оно сыграло роль и в организации экспедиции Колумба, так как брат последнего, Бартоломео, который сопровождал Диаша во время плавания вокруг мыса Доброй Надежды, через год после его окончания отправился в Англию к королю Генриху VII с просьбой о помощи для экспедиции брата. Кроме того, во время доклада Диаша королю мри дворе находился сам Христофор Колумб, на которого путешествие Бартоломеу произвело сильное впечатление.

(ок. 1450-1500)

Португальский мореплаватель. В поисках морского пути в Индию в 1487-88 впервые достиг юж. оконечности Африки и обогнул ее, указав тем самым путь Бартоломеу Диаш был потомком Диаша, открывшего мыс Божадор, и Диаша, открывшего Зеленый мыс. Со смертью Генриха Мореплавателя у португальских монархов на некоторое время исчез интерес к исследованиям. В течение ряда лет они занимались другими делами: в стране происходили междоусобные войны, шли бои с маврами. Только в 1481 году, после восшествия на престол короля Жуана II, африканское побережье опять увидело вереницы португальских судов и новую плеяду смелых и независимых моряков. Самым значительным из них был, несомненно, Бартоломеу Диаш. Он был потомком Диаша, открывшего мыс Божадор, и Диаша, открывшего Зеленый Мыс. Все путешественники обладали талантами, помогавшими им в борьбе за расширение мира. Так, Генрих Мореплаватель был ученым и организатором, да Гама и Кабрал были в такой же мере воинами и администраторами, в какой и моряками. А Диаш был преимущественно моряком. Многих своих спутников он обучил искусству мореплавания. Мы мало знаем о жизни Бартоломеу Диаша, даже дата его рождения точно не установлена. Зато известно, что он был гением мореходного дела. Впервые его имя было упомянуто в кратком официальном документе в связи с освобождением его от уплаты пошлин на слоновую кость, привезенную с берегов Гвинеи. Таким образом мы узнаем, что он занимался торговлей со странами, только что открытыми португальцами. В 1481 году он командовал одним из судов, отправленных к Золотому Берегу под общим начальством Диого д Асамбужа. В экспедиции д«Асамбужа принимал участие и безвестный тогда Христофор Колумб. Через пять лет Диаш занимал должность главного инспектора королевских товарных складов в Лиссабоне. В тот же год он получил от короля награду за будущие заслуги. Но когда этот приказ вышел, у Диаша уже были заслуги. В 1487 году он вновь отправился вдоль берегов Африки во главе экспедиции из двух судов. Они были малы (даже для того времени), каждое водоизмещением приблизительно в 50 тонн, но так устойчивы, что на них можно было поставить тяжелые орудия; им было придано транспортное судно с припасами. Главным кормчим был назначен опытнейший гвинейский мореход того времени Педру Аленкер. Нет доказательств того, что целью экспедиции Диаша было достижение Индии. Вероятнее всего, задачей была дальняя разведка, результаты которой были сомнительны для главных действующих лиц. Не выяснено также, какие суда были у Диаша каравеллы или круглые корабли нао. Как видно из названия, португальцы XV века отличали круглые корабли от каравелл прежде всего из-за их своеобразной конструкции из-за округленных обводов корпуса.

Основное парусное вооружение на них было прямое: четырехугольные паруса располагались в покойном состоянии или при ветре, дующем прямо с кормы, перпендикулярно килю судна. Для крепления их служили реи, которые могли при перемене ветра поворачиваться у мачты вместе с парусом. Под 26° южной широты Диаш поставил каменный столб-падран, часть которого уцелела и до сих пор… Но Диаш решил следовать дальше на юг и, несмотря на бурю, безостановочно плыл тринадцать дней, постепенно уходя от берега. Диаш надеялся хорошо использовать ветер. Ведь должен же когда-нибудь кончиться этот бесконечный материк! Буря не утихала. Далеко на юге Диаш попал в зону западных ветров. Здесь было холодно, со всех сторон только открытое море. Он решает выяснить, тянется ли еще берег на востоке? 3 февраля 1488 года он пришел в залив Моссель. Берег уходил на запад и на восток. Здесь, по-видимому, был конец материка. Диаш повернул на восток и дошел до Большой Рыбьей реки (Грэйт-Фиш-Ривер). Но измученный экипаж уже потерял надежду преодолеть трудности, которым, казалось, не будет конца, и потребовал, чтобы корабли повернули назад. Диаш уговаривал своих матросов, угрожал, соблазнял богатствами Индии, ничего не помогало. С горьким чувством он отдал приказ двинуться в обратный путь. Ему казалось, писал он, что он покинул там навсегда сына. На обратном пути корабли обогнули острый, далеко вдававшийся в море мыс. За мысом берег круто поворачивал на север. В память о перенесенных испытаниях Диаш назвал это место мысом Бурь, но король Жуан II переименовал его в мыс Доброй Надежды надежды на то, что наконец осуществится заветная мечта португальских моряков: будет открыт путь в Индию. Диаш преодолел труднейшую часть этого пути. Моряки редко получали достойную награду за свои труды. И Диаш не получил никакой награды, хотя король знал, что он один из лучших моряков Европы. Когда началась подготовка новой экспедиции в Индию, Диаш был назначен руководителем строительства кораблей. Естественно, что кандидатом в начальники экспедиции должен был быть именно он. Но кто может бороться с решением короля? Главой экспедиции назначили Васко да Гаму. Благодаря опыту и знаниям Диаша корабли да Гамы были построены не так, как было принято до тех пор: у них была более умеренная кривизна и менее тяжелая палубная часть, чем у других кораблей. Безусловно, советы старого капитана весьма пригодились новому командиру. Диаш был к тому времени единственным моряком, который когда-либо огибал мыс Доброй Надежды. Он знал, какие трудности предстояло преодолеть у южного берега Африки. По всей вероятности, это он дал да Гаме совет, плывя на юг, держаться как можно дальше от берега.

Если бы Диаш вторично отправился в экспедицию, он и сам повел бы корабли этим путем. Но Диаш был назначен командиром крепости, построенной португальцами на малярийном гвинейском берегу, и ему было разрешено сопровождать флот только до островов Зеленого Мыса. Здесь Диаш с болью в сердце проводил корабли, уходившие на юг под предводительством нового командира, отправившегося к успеху и славе по дороге, проложенной им, Диашем. В 1500 году Диаш участвовал в плавании в Индию экспедиции Кабрала. Корабли достигли сначала восточной оконечности Южной Америки, а затем мыса Доброй Надежды. В двадцатидневном шторме четыре корабля из десяти, участвовавших в экспедиции, потерпели крушение, и на одном из них погиб Диаш. Портретов Диаша не сохранилось. Однако в 1571 году губернатором Анголы стал его внук Паоло Диас Новаис, который основал первый европейский город в Африке Сан-Пауло де Луанда.

Диаш (порт. Dias de Novaes), Бартоломеу — португальский мореплаватель, первый европеец, обогнувший южное побережье Африки и достигший Индийского океана.

Происхождение Д. неясно, данные о раннем периоде жизни отрывочны. Изучал математику и астрономию в Лиссабонском университете, был эшкудейру- Королевского дома, рыцарем Ордена Христа. Дарованные ему привилегии и герб перешли потомкам (двоим сыновьям). Предположительно в 1481—1482 Д. был капитаном в экспедиции Дьогу де Азамбужа в Гвинейский залив. Король поручил Д. продолжить исследования и в 1486 он возглавил экспедицию с официальной целью установления отношений с легендарным . Главной целью была разведка береговой линии юга африканского континента и поиски морского пути в Индию. Экспедиция Д. состояла из трех кораблей (2 каравеллы водоизмещением по 50 т и вспомогательное судно), вышла из Лиссабона в августе 1487 и в начале декабря достигла самой южной точки экспедиции Кана у берегов современной . После 6 января 1488 он был застигнут жестоким штормом и снова увидел землю 3 февраля 1488, уже обогнув Африку. Картографируя берег, он продвинулся до залива Алгоа (близ совр. г. Порт-Элизабет) в 800 км к востоку от мыса Доброй Надежды. Желание Д. плыть дальше встретило сопротивление команды, которая потребовала возвращения и в конце января — начале февраля 1488 от р. Инфанта (совр. мыс Грейт-Фиш) он отправился в обратный путь. Возвращаясь, Д. ставил падраны (каменные столбы с гербами короля Португалии) в наиболее важных пунктах побережья, открыл самую южную точку континента. В мае 1488 Д. высадился на мыс, который нарек мысом Бурь, впоследствии переименованный королем в мыс Доброй Надежды. Он вернулся в Лиссабон в декабре 1488, отдавая себе отчет в значении результатов экспедиции.

Знакомый с требованиями плавания в водах южной Африки, Д. руководил подготовкой и снаряжением кораблей экспедиции Вашку да и в 1497—1499 сопровождал его флотилию до . В 1500 он сопровождал Педру Алвареша , командуя одним из кораблей. Близ мыса Доброй Надежды корабль Д. был застигнут бурей и пропал без вести. Достижение южной оконечности Африки является одним из важнейших событий в истории европейского мореплавания. Путешествие Д., продолженное Вашку да Гамой, позволило открыть морской путь в Индию.

Лит.: Barreto L. F. Viagens de Bartolomeu Dias e Pero da Covilhã por Mar e Terra. Lisboa, 1988; Bartolomeu Dias: Corpo documental, Bibliografia / Ed. L. De Albuquerque. Lisboa, 1988; Bartolomeu Dias: No 500 aniversário da dobragem do Cabo da Boa Esperança 1487/88—1988: Comemorações em Durban. Porto, 1990; Congresso internacional «Bartolomeu Dias e a sua época». Actas. Vol. 1—5. Porto, 1989.


Со смертью Генриха Мореплавателя у португальских монархов на некоторое время исчез интерес к исследованиям. В течение ряда лет они занимались другими делами: в стране происходили междоусобные войны, шли бои с маврами. Только в 1481 году, после восшествия на престол короля Жуана 11, африканское побережье опять увидело вереницы португальских судов и новую плеяду смелых и независимых моряков.

Самым значительным из них был, несомненно, Бартоломеу Диаш . Он был потомком Диаша, открывшего мыс Божадор, и Диаша, открывшего Зеленый Мыс. Все путешественники обладали талантами, помогавшими им в борьбе за расширение мира. Так, Генрих Мореплаватель был ученым и организатором, да Гама и Кабрал были в такой же мере воинами и администраторами, в какой и моряками. А Диаш был преимущественно моряком. Многих своих спутников он обучил искусству мореплавания. Мы мало знаем о жизни Бартоломеу Диаша, даже дата его рождения точно не установлена. Зато известно, что он был гением мореходного дела.

Впервые его имя было упомянуто в кратком официальном документе в связи с освобождением его от уплаты пошлин на слоновую кость, привезенную с берегов Гвинеи. Таким образом мы узнаем, что он занимался торговлей со странами, только что открытыми португальцами. В 1481 году он командовал одним из судов, отправленных к Золотому Берегу под общим начальством Диого д Асамбужа.

В экспедиции д"Асамбужа принимал участие и безвестный тогда Христофор Колумб . Через пять лет Диаш занимал должность главного инспектора королевских товарных складов в Лиссабоне. В тот же год он получил от короля награду "за будущие заслуги". Но когда этот приказ вышел, у Диаша уже были заслуги.

В 1487 году он вновь отправился вдоль берегов Африки во главе экспедиции из двух судов. Они были малы (даже для того времени), каждое Юизмещением приблизительно в 50 тонн, но так устойчивы, что на них можно было поставить тяжелые орудия; им было придано транспортное судно с припасами. Главным кормчим был назначен опытнейший гвинейский мореход того времени Педру Аленкер. Нет доказательств того, что целью экспедиции Диаша было достижение Индии. Вероятнее всего, задачей была дальняя разведка, результаты которой были сомнительны для главных действующих лиц.

Не выяснено также, какие суда были у Диаша - каравеллы или "круглые корабли" - нао. Как видно из названия, португальцы XV века отличали "круглые корабли" от каравелл прежде всего из-за их своеобразной конструкции - из-за округленных обводов корпуса. Основное парусное вооружение на них было прямое: четырехугольные паруса располагались в покойном состоянии или при ветре, дующем прямо с кормы, перпендикулярно килю судна. Для крепления их служили реи, которые могли при перемене ветра поворачиваться у мачты вместе с парусом. Под 26° южной широты Диаш поставил каменный столб-падран, часть которого уцелела и до сих пор.

Буря не утихала. Далеко на юге Диаш попал в зону западных ветров. Здесь было холодно, со всех сторон - только открытое море. Он решает выяснить, тянется ли еще берег на востоке? 3 февраля 1488 года он пришел в залив Моссель. Берег уходил на запад и на восток. Здесь, по-видимому, был конец материка. Диаш повернул на восток и дошел до Большой Рыбьей реки (Грэйт-Фиш-Ривер). Но измученный экипаж уже потерял надежду преодолеть трудности, которым, казалось, не будет конца, и потребовал, чтобы корабли повернули назад. Диаш уговаривал своих матросов, угрожал, соблазнял богатствами Индии, - ничего не помогало. С горьким чувством он отдал приказ двинуться в обратный путь. Ему казалось, писал он, что "он покинул там навсегда сына".

На обратном пути корабли обогнули острый, далеко вдававшийся в море мыс. За мысом берег круто поворачивал на север.

В память о перенесенных испытаниях Диаш назвал это место мысом Бурь, но король Жуан II переименовал его в мыс Доброй Надежды -надежды на то, что наконец осуществится заветная мечта португальских моряков: будет открыт путь в Индию. Диаш преодолел труднейшую часть этого пути.

Моряки редко получали достойную награду за свои труды. И Диаш не получил никакой награды, хотя король знал, что он - один из лучших моряков Европы.

Когда началась подготовка новой экспедиции в Индию, Диаш был назначен руководителем строительства кораблей. Естественно, что кандидатом в начальники экспедиции должен был быть именно он. Но кто может бороться с решением короля? Главой экспедиции назначили Вас-ко да Гаму.

Благодаря опыту и знаниям Диаша корабли да Гамы были построены не так, как было принято до тех пор: у них была более умеренная кривизна и менее тяжелая палубная часть, чем у других кораблей. Безусловно, советы старого капитана весьма пригодились новому командиру. Диаш был к тому времени единственным моряком, который когда-либо огибал мыс Доброй Надежды. Он знал, какие трудности предстояло преодолеть у южного берега Африки. По всей вероятности, это он дал да Гаме совет, плывя на юг, держаться как можно дальше от берега.

Если бы Диаш вторично отправился в экспедицию, он и сам повел бы корабли этим путем. Но Диаш был назначен командиром крепости, построенной португальцами на малярийном гвинейском берегу, и ему было разрешено сопровождать флот только до островов Зеленого Мыса. Здесь Диаш с болью в сердце проводил корабли, уходившие на юг под предводительством нового командира, отправившегося к успеху и славе по дороге, проложенной им, Диашем.

В 1500 году Диаш участвовал в плавании в Индию экспедиции Кабрала. Корабли достигли сначала восточной оконечности Южной Америки, а затем мыса Доброй Надежды. В двадцатидневном шторме четыре корабля из десяти, участвовавших в экспедиции, потерпели крушение, и на одном из них погиб Диаш.

Портретов Диаша не сохранилось. Однако в 1571 году губернатором Анголы стал его внук Паоло Диас Новаис, который основал первый европейский город в Африке - Сан-Пауло де Луанда.



Загрузка...