electricschool.ru

Антисемитизм в ссср. Антисемитизм. Почему не любят евреев? Судебные процессы против антисемитов

Меня френды вот прямо сейчас упрекнули: антисемит ты или погулять вышел? Давно ничего серьезного у тебя про евреев в блоге не появлялось, про ZOG там, про антисемитизм и про мацу на крови христианских младенцев...

Дескать, Антисемит и его блог уже не торт тот, и ваще, мне пора сменить название блога на "антихохлит". А раз так - получайте! Ласкаво просимо!

С татья израильского еврея, В.Ривлина.

А нтисемитизм в СССР- любимый конек сионистов. Стараются исследователи из различных учреждений- они упорно ищут документы, которые обосновали бы их утверждения о преследовании евреев в СССР. Журналисты тоже стараются и, пишут,(Как говаривал Остап Бендер: Контора пишет!").

О хотно делятся своими обидами эмигранты, рассказывая как им было плохо в СССР, как их притесняли по пятому пункту, как страдали не только они сами, но также их родственники и знакомые. Справедливости ради следует сказать, что в хрущевское и брежневское время антисемиты в СССР не таились, и даже более того, вели себя весьма нагло. Самому доводилось сталкиваться с подобным еще в школе, причем не так уж редко. Могли отправить в Израиль, назвать "жидом" или "маланцем". Причем отправляли в Израиль или высказывались не в самых приятных выражениях о евреях (мягко говоря) не только одноклассники, однокурсники или сослуживцы.

Г ораздо реже, но подобное можно было услышать и от школьного учителя, от университетского преподавателя, уже не говоря про армейскоеили любое другое начальство. Словом, антисемитов в СССР хватало. Наглость антисемитов происходила от уверенности в собственной безнаказанности. К тому же статья сталинской конституции, согласно которой за "жида" полагалось пятилетнее тюремное заключение, во времена Хрущева и Брежнева уже не только не действовала, но и просто не существовала. Они, и видимо совсем не без оснований расчитывали встретить поддержку на любом уровне. Антисемитов в СССР хватало, как, впрочем, и в любой другой стране. В том числе и на весьма ответственных должностях всех уровней. Разумеется, что проникнув во власть и СМИ, эта публика оказывала весьма существенное влияние на все стороны жизни страны и общества.

О днако говорить о государственном антисемитизме как о целенаправленной антисемитской политике советского государства я считаю совершенно безграмотным. Официальная советская идеология была построена на интернационализме и до самого крушения СССР, этот принцип оставался неизменным. Но дело даже не в этом. Для того, чтобы определить государственную политику страны как антисемитскую или вообще направленную против кого-либо, должны быть соответствующие документы, определяющие такую политику. Но, Слава Богу, в Советском Союзе не было ни официально установленных процентных норм для евреев при приеме в высшие учебные заведения, ни черты оседлости. Более того, именно Советская власть и отменила все эти ограничения, уже не говоря о том, какую роль сыграл СССР в деле спасения евреев в годы Второй Мировой Войны и в образовании государства Израиль. Конечно же мне можно возразить, что официальных документов и инструкций по поводу ограничения прав евреев в СССР не издавалось, но, например, нормы на прием евреев в ВУЗы существовал неофициально, а следовательно, можно говорить о неофициальной политике антисемитизма в СССР.
Лучше всего на этот вопрос ответят факты.

И так, факты:
В от какие данные о евреях СССР приводит профессор Мордехай Альтшулер в своем исследовании: "Евреи СНГ на пороге третьего тысячелетия" ACTA SLAVICA IAPONICA Volume 16 (1998) http://src-h.slav.hokudai.ac.jp/publictn/acta/16/alt/altshuler-4.html

"Для еврейского населения Советского Союза и СНГ характерны три основные черты:

а) В отличие от других народов, еврейское население целиком сосредоточено в городах. Согласно результатам переписи 1989 года, 98,8% евреев проживали в городах, и это положение не изменилось до настоящего времени.

б) Большинство еврейского населения проживало в крупных городах. Согласно результатам переписи 1989 года, почти половина (49,4%) евреев Советского Союза проживала в 11 крупнейших городах СССР.
Подавляющее большинство евреев принадлежит к слою интеллигенции.... Для еврейских женщин - и это, пожалуй, важнее всего - характерен высокий образовательный уровень,91 они стремятся сделать карьеру... "

Д алее профессор Альтшулер отмечает следующий, очень интересный факт:
" Одним из путей к утрате или ослаблению этнического самосознания были браки между представителями двух разных национальностей. Показатель распространенности смешанных браков среди евреев был одним из самых высоких. Это явилось результатом действия трех основных факторов: а) евреи составляли незначительное меньшинство населения во всех городах и районах проживания; б) они были хорошо знакомы с языком и культурой окружающего большинства, в основном русского; в) большинство евреев принадлежали к слою интеллигенции, среди которой более распространены межэтнические браки. Прибегая к обобщению, мы можем сказать, что приблизительно у 60%-70% детей, родившихся в конце восьмидесятых годов, только один родитель был евреем. Большинство детей, родившихся у родителей смешанного этнического происхождения, были зарегистрированы в советских документах как неевреи, что ускорило процесс сокращения численности еврейского населения (в данном случае не в результате процесса эмиграции".

Т аким образом, на основании данных профессора Альтшулера можно сделать два вывода:

Во-первых, о высокой степени интеграции евреев в советском обществе, во-вторых,о том, что принадлежа к слою интеллигенции, советские евреи играли далеко не последнюю роль в жизни общества и страны.

В третьих, евреи никоим образом не были кастой неприкасаемых, или изгоев, как это пытаются представить адепты тезиса о преследовании евреев в СССР.

Далее профессор Альтшулер пишет:
" Результаты переписи 1979 года в славянских республиках (СССР) свидетельствуют о том, что еврейское население было самым образованным среди всех этнических групп в СССР. В этих республиках количество лет обучения у евреев превышало количество лет обучения у городского населения основной национальности в республике в среднем на 1,8-3,3 года. Среди еврейского населения РСФСР в конце восьмидесятых годов (в 1989 году) было в 2,5 раза больше людей с высшим образованием, чем среди городского армянского населения, в 3 раза больше, чем среди украинцев, в 3,6 раза больше, чем среди белорусов, и в 3,8 раза больше, чем среди русского городского населения. Образование являлось одним из самых важных факторов, влияющих на решение о том, какое положение человек будет занимать на работе, и в этой области еще более разительной представляется разница между евреями и представителями других национальностей в славянских республиках и, по-видимому, не только в них. Во всех славянских республиках уже в конце семидесятых годов среди работающих евреев было в 3,4-4,6 раза больше лиц с высшим образованием, чем среди городского населения основной национальности в этих республиках. Несмотря на некоторые ограничения в приеме евреев в престижные высшие учебные заведения, в восьмидесятые годы выросла доля лиц с высшим образованием среди евреев, занятых в народном хозяйстве, о чем говорят результаты переписи 1989 года относительно РСФСР. В конце восьмидесятых годов в РСФСР имели высшее образование приблизительно две трети евреев-кормильцев, а в Москве - приблизительно три четверти (725 на тысячу). В конце восьмидесятых годов в РСФСР среди работающих евреев было в 3,7 раза больше людей с высшим образованием, чем среди городского населения в целом (629 по сравнению со 170)".
"С социологической точки зрения", -пишет профессор Альтшулер,-"Евреи были единственным в СССР национальным меньшинством, про которое можно сказать, что его трудовая деятельность обладает чертами, характерными для постиндустриального общества. В то время как в РСФСР в 1979 году среди всех занятых в народном хозяйстве 75,8% были заняты в отраслях материального производства (среди городского населения этот показатель составлял 73,3%), среди евреев менее половины трудились в этих отраслях. В то время как в РСФСР среди всех городских жителей - кормильцев физическим трудом было занято 61,6%, среди евреев этот показатель составлял только 20,9%, а большинство (79,1%) занималось преимущественно умственным трудом. Это явление, хотя и в меньших размерах, было характерно также для еврейского населения других республик Советского Союза. "
Также профессор Альтшуллер делает вывод о том, что:
"Экономическое положение евреев до распада Советского Союза в общем было лучше, чем положение других народов".
Искатели антисемитизма в СССР старательно избегают всех этих данных и в подтверждение своих тезисов апелируют к истории.
В частности, еврейская энциклопедия пишет: "В последний период войны началось вытеснение евреев с руководящих постов во всех сферах жизни страны, была исключена сама возможность назначения евреев на ряд должностей в партийно-государственном аппарате".
Мягко говоря, утверждения еврейской энциклопедии страдают необоснованностью.
Вот что пишет о положении евреев во властных структурах СССР Жозеф Тартаковский "Евреи в руководстве СССР (1917-1991)".
В составе ЦК партии евреи вплоть до 1952 играли видную роль. Всего в состав ЦК за все годы входил 51 еврей.....
Почти на каждом съезде партии в состав ЦК включались новые члены и кандидаты в члены ЦК - евреи. Так, в 1919 двое из пяти евреев были избраны в состав ЦК впервые, в 1920 - 2 из 5, в 1923 - 2 из 8, в 1924 - 5 из 12, в 1925 - 3 из 12, в 1927 - 3 из 13, в 1930 - 5 из 17, в 1934 - 9 из 24, в 1939 - 7 из 14, в 1952 - 1 из 5. Затем в состав ЦК регулярно включались 1-3 еврея в основном для демонстрации якобы отсутствия в стране антисемитизма на государственном уровне.
По времени в состав ЦК входили: до 1 года - 2, от 1 до 3-х лет - 13, от 4-х до 10 лет - 21, от 11 до 20 лет - 10, свыше 20 лет - 5 чел (Б.Л.Ванников и С.А.Лозовский - 21 год, М.Б.Митин - 22 года, В.Э.Дымшиц - 25 лет, Л.М.Каганович - 34 года).
В Правительстве СССР евреи вплоть до 50-х годов также играли видную роль, хотя их количество в составе Правительства очень сильно колебалось. Так, в 1917-1922, в 1926-1930 и в 1950-85 в состав Правительства входили всего 1-2 еврея.
В дальнейшем назначение евреев в состав Правительства СССР было лишь эпизодическим (Л.З.Мехлис - 1940, И.М.Зальцман - 1942, Д.Я.Райзер - 1950, В.Э.Дымшиц - 1959, Л.М.Володарский - 1975).
По времени в состав Правительства входили: до 1 года - 4 чел, от 1 до 3-х лет - 11чел, от 4-х до 7 лет - 10 чел, 8 лет - 1 чел (Л.Д.Троцкий), 9 лет - 1 чел (М.М.Литвинов), 10 лет - 2 чел (Л.З.Мехлис и Л.М.Володарский), 11 лет - 1 чел (С.З.Гинзбург), свыше 20 лет - 2 чел (Л.М.Каганович и В.Э.Дымшиц).
Всего в состав Правительства СССР за все годы входили 32 еврея.

Не знаю для для демонстрации ли "якобы отсутствия в стране антисемитизма на государственном уровне", представители еврейства входили в состав правительства на протяжении всех лет существования советского государства, однако хочу заметить следующее: Далеко не все национальности и народности Советского Союза имели свое представительство в правительстве СССР.
Тартаковский также ошибочно утверждает, что:
"После войны среди крупных военных деятелей можно отметить только генерала армии Я.Г.Крейзера - командующего Дальневосточным военным округом, а затем начальника высших офицерских курсов "Выстрел"".
Кроме Крейзера были и другие генералы: Драгунский, Кривошеин, Мехлис, Колґпакґчи Ванников (после войны - начальник 1-го Главного управления при СМ СССР (впоследствии - Минсредмаш), руководил всеми работами по созданию термоядерного оружия. Трижды Герой Социалистического труда (1942-й, 1949-й, 1953-й)), генеральный конструктор танков Котин, главный хирург Советской Армии Вишневский, А.Д. Цирлин (лауреат государственной премии СССР, 1946-61 - начальник военно-инженерной кафедры Высшей ВА им. К.Е. Ворошилова (ВАГШ ВС СССР). Под его руководством разработана новая программа обучения. Доктор военных наук), и Л. З.Котляр(Герой Советского Союза, начальник Военно-инженерной академии имени В.В. Куйбышева).
Это только те евреи от генерал-полковника и выше. Ни один из евреев за всю советскую эпоху не стал маршалом, что безусловно можно рассматривать как проявление антисемитизма в СССР.
К тому же, адептам теории антисемитизма в СССР этого количества евреев- высших государственных чиновников и военначальников явно не хватает. Их должно было быть хотя бы половина в армии и правительстве, чтобы исключить обвинения советской системы в антисемитизме.

Что же касается доли евреев среди руководителей среднего звена, т.е. , главных инженеров, главных врачей и т.п., то здесь весьма любопытны источником является исследование доктора Вячеслава Константинова.*
В своей монографии, изданной в Иерусалиме в 2007 году, доктор Константинов приводит следующие данные:
"В 1926 году доля евреев занятых в партийно-государственном аппарате была в четыре раза выше чем среди остальных групп населения страны" (Константинов стр. 170) .
Далее, Константинов отмечает, что доля евреев впартийно- государственном аппарате увеличивалась с 1926 по 1939 год.
Среди руководителей среднего звена, доля евреев от числа всех занятых к 1939 году составляла 9%, в то время как среди остальных горожан только процент руководителей среднего звена составлял лишь 3,5. С 1939 по 1948 год доля руководителей среднего звена среди евреев возросла и достигла 11,5% а в 1959 году доля руководителей среднего звена среди евреев была в 5 раз выше чем среди всех занятых. (Константинов стр.173) В 60-х годах двадцатого века, доля евреев среди руководителей среднего звена возросла и, автор монографии делает вывод о том, что за 30 лет- с 1959 по 1989 доля евреев-руководителей среднего звена в производственной сфере не изменилась, т.е. , оставалась весьма высокой.
Что касается научных работников, то среди них доля евреев была в 6 раз выше, чем среди всего занятого населения СССР.
Эти выводы подтверждаются исследованиями проведенными в Израиле.
Согласно выводам израильских исследователей, в 1989 году, процент лиц с высшим образованием среди евреев СССР составлял 43,3%, в то время как среди других национальностей Советского Союза, этот показатель составил 12,1%. По колличеству лиц с высшим образованием, евреи СССР уступали в 1990 году лишь евреям США (53,1%) и Канады(47,8% в 1991). Однако здесь следует учесть иммиграционную политику этих стран, традиционно стремящихся принимать у себя уже готовых специалистов. В связи с этим, следует подчеркнуть и тот немаловажный факт, что столь высокие показатели для обеих стран были во многом обеспечены советскими эмигрантами. В целом же, процент лиц с высшим, или средним специальным образованием среди евреев накануне распада СССР составил 64,8%- самый высокий показатель в стране (все остальные национальности- 12,1% и 19,8% соответственно).http://sites.google.com/site/jewstat/Home/fsuhebrew/hebeduc
В этой связи очень интересно сравнить положение советских евреев в СССР накануне распада Советского государства и, в Израиле, куда в начале девяностых эмигрировали сотни тысяч евреев из СССР.
В этом отношении очень интересны данные которые приводит в своей статье "Перевернутая пирамида".http://www.isramir.com/content/view/577/169/ : доктор Борис Дубсон- опальный израильский экономист.
В частности, Дубсон пишет:
"Мечта большевиков о социальной "перековке" российского еврейства, которую они безуспешно пытались осуществить в бывшем СССР в течение десятилетий, в Израиле реализовалась естественным путем в считанные годы. Алия 90-х" (так в Израиле называют иммиграцию в Израиль) прошла в Израиле процесс пролетаризации. Наиболее массовой профессией стала профессия рабочего, а не инженера и учителя(как в СССР. Прим. автора).
Далее, доктор Дубсон приводит не менее красноречивые статистические данные в подтверждение своего вывода: "Значительной части репатриантов пришлось расстаться с прежними профессиями ученых, инженеров, врачей, музыкантов и т.д. Израиль нуждался, прежде всего, в работниках физического труда и в этой сфере у репатриантов был широкий выбор: от рабочих и нянечек по уходу до охранников и уборщиц. Сравнение двух структур занятости репатриантов - до приезда и в настоящее время - отчетливо свидетельствует о том, что, образно говоря, "пирамида перевернулась". До приезда почти две трети репатриантов работали специалистами и управляющими, в 2002 г. - 28%, доля рабочих составляла до приезда 20,5%, в 2002 г. -38%. Уровень образования репатриантского рабочего класса достоин занесения в книгу рекордов Гиннеса: в 2002 г. 27% квалифицированных и неквалифицированных рабочих - репатриантов имели образование 16 + лет, еще 36 и 32% соответственно - от 13 до 15 лет. Однако в сфере физического труда репатрианты представлены не только рабочими. Преобладающая часть из 64 тысяч репатриантов, включенных в 2002 г. в категорию работников торговли и сферы обслуживания, тоже занята в основном физическим трудом. Примерно треть домработниц и охранников в Израиле - "олим ми Русия", они же составляют значительную часть персонала в общепите и гостиницах, (всего в этих двух отраслях было занято в 2002 г почти 19 тысяч репатриантов), а также дворники, уборщики и т.д. Примечательно, что с одной стороны репатрианты "обогнали" все еврейское население по удельному весу рабочего класса, и, вместе с тем, доля репатриантов в категории конторских служащих намного меньше среднего показателя. Напомню, что по моей прикидке сохранили свой профессиональный статус специалистов -"академаим" не более 25 тысяч репатриантов, приехавших в Израиль с начала 90-х гг. В 2003 г. доля академаим" среди репатриантов, приехавших с начала 90-х гг., была ниже, чем в 1999 г. В группе репатриантов 1990-1991 гг. численность работников с образованием 16 лет и более, занятых на должностях специалистов и управляющих, достигла своего максимума в 2001 г. -54 тысячи- а затем стала снижаться, составив в 2003 г. 49 тысяч человек. В том же 1998 г. наиболее успешно завершила учебу в школе та часть выпускников, которая приехала в страну в возрасте 17 лет и старше, то-есть учившаяся в израильских школах не более 2 лет. Наверняка у этой группы было более слабое знание иврита, чем у сверстников, приехавших несколькими годами ранее. И, тем не менее, почти 63% из них успешно сдали экзамены на аттестат зрелости. Из тех же юношей и девушек, которые приехали в возрасте от 9 до11 лет, от 12 до 14 лет и в возрасте 15 -16 лет получили аттестаты зрелости соответственно - 60, 51 и 53,5%. В 1998-1999 учебном году из 38 тысяч учащихся 9 -12 классов, приехавших из бывшего СССР после 1989 года, 8,4% бросили учебу, а для подростков, приехавших после 1995 года, этот показатель составил 15%. Масштабы отсева из школы подростков - репатриантов больше средних показателей в системе еврейского образования". (там же)
подчеркнуть и тот немаловажный факт, что столь высокие показатели для обеих стран были во многом обеспечены советскими эмигрантами. В целом же, процент лиц с высшим, или средним специальным образованием среди евреев накануне распада СССР составил 64,8%- самый высокий показатель в стране. соответственно). Таков был потенциал, с которым евреи СССР переселялись на ПМЖ в Израиль. На момент начала массовой эмиграции советских евреев в Израиль, процент лиц с высшим образованием в этой стране составлял 15,9% и еще 9,5% со средним специальным. В свете приведенных доктором Дубсоном фактов, сравнение явно не в пользу еврейского государства. Получается что в антисемитском СССР, евреям во многих отношениях жилось гораздо лучше, чем потом в Израиле.

Те, кто обвиняют СССР в антисемитизме, скрупулезно подсчитывают все случаи проявления антисемитизма в СССР. Что ж, здесь сравнения с Израилем тоже будут весьма интерсны.
Ниже приводятся материалы израильского правозащитного движения Ламерхав.
Приводимые здесь факты говорят сами за себя:
"В Израильском совете защиты детей в 1998-1999 зарегистрировано более 7.000 случаев проявления насилия против детей эмигрантов, причем 80% инцидентов между детьми происходит на фоне расизма".
В ноябре 1998 г. пресса сообщила, что в благополучной школе "Макиф Гимел" появились граффити "Русский - наш язык", "Пережили Освенцим, переживем и школу". Оказалось, что некий классный руководитель запретила старшеклассникам говорить по-русски на территории школы. Дети отреагировали, написали граффити. Поскольку многие из учеников специализировались в масс-медия, то они сумели заинтересовать инцидентом ведущие газеты, национальное радио и ТВ. И тогда директор школы совершила очередной педагогический просчет и Рахиль Тирош - вызвала полицию. Это не первый случай запрета на русский язык в Беэр-Шеве. Двумя месяцами ранее начальник отдела реанимации Беэршевской больницы Сорока профессор Громан запрещал русскоязычному персоналу общаться между собой по-русски и даже развесил плакаты соответствующего содержания. В Ассоциации по надзору за качеством власти такое отношение коротко охарактеризовали одним словом - расизм". http://www.russiandenver.50megs.com/panthers/panrus.htm

Таких историй- тысячи. В 1995 году министр труда Израиля Ора Намир публично выступила с откровенно рассистскими нападками на русскую общину Израиля.
В любой нормальной стране после таких "выступлений" министр не только бы лишился своего поста, но и предстал бы перед судом. Но госпожа Намир осталась на своем посту и даже не подумала извиниться.
Несколько лет спустя, в Ашкелоне был убит израильский солдат Ян Шапшович и тяжело ранен его брат. Вся вина братьев заключалась лишь в том, что они говорили между собой по-русски. Убийцы отделались символическими сроками и это был единственный случай когда состоялся суд над рассистами.
Рассизм в израильском обществе имеет глубокие корни.
Вот что пишет об этом израильский писатель-диссидент Исраэль Шамир:
"В начале пятидесятых годов в верхушке Минздрава возник чудовищный заговор врачей - погубить сто тысяч "неполноценных" еврейских детей. Этот заговор успешно достиг своей цели. Кто были заговорщики - соратники д-ра Менгеле, гитлеровцы, антисемиты? Нет, ведущие израильские врачи ашкеназского, то есть русско-польского происхождения подвергли лучевой болезни сто тысяч еврейских детей из "расово чуждой" марокканской общины. С этим страшным обвинением выступил новый документальный фильм "Стригущий лишай" двух молодых израильских-марокканских режиссеров Давида Белхассена и Ашера Хемиаса, показанный впервые на Тель-Авивском кинофестивале в октябре 2003 года, и несколько дней назад транслировавшийся по израильскому телевидению, пишет Исраэль Шамир http://www.israelshamir.net/ru/ruart67.htm
Поэтому, прежде чем искать антисемитов в СССР и России, сионистам следовало бы поискать их прежде всего в Израиле- При желании, они легко найдут у себя собственных рассистов.

Защитники евреев также любят апелировать к истории.
Что ж, обратимся к истории. Здесь мы найдем очень много интересных фактов о советском антисемитизме и любви сионистов к еврейскому народу.
Первой страной, которая заявила всему миру о массовом убийстве евреев нацистами, был СССР. Нарком иностранных дел Советского Союза В.М. Молотов в своем заявлении в ноябре 1941 года рассказл всему миру об убийстве евреев в Бабьем Яру.
А как отреагировали на эту новость сионисты?
Вот что пишет об этом Исраэль Шамир: "Просионистская пресса подчинялась указаниям своих лидеров, и даже когда 16 марта 1942 г. в печати появились - на основе письма советского наркоминдела Молотова - первые свидетельства о массовых уничтожениях евреев, после Бабьего Яра и других мест, на другой день, 17 марта 1942 года в еврейских газетах Палестины уже появилось официальное опровержение: разговоры о ста тысячах убитых евреев - выдумки и преувеличения. Молотов пишет о 52 тыс. евреев, убитых в Киеве: газета сионистов "Давар" перепечатывает его слова с оговоркой: по нашим данным, большинство погибших в Киеве - совсем не евреи. В других газетах также не приняли данных Молотова и дали свои данные: в Киеве погибла только одна тысяча евреев. БЦ цитирует десятки сионистских газет, и во всех одна идея - никакого массового уничтожения не ведется, это все выдумки. "Не надо раздувать слухов, - писала газета "Гацофе" на следующий день, - и так много бед у народа Израиля и не нужно добавлять выдуманных". warrax.net/82/israel.html
В то время как Красная Армия сражалась с нацизмом, "в1942 году, в самый разгар уничтожения европейского еврейства, когда сотни тысяч евреев изгонялись, подвергались пыткам, сгорали в печах крематориев, умервшлялись в газовых камерах, закапывались в братских могилах, руководство организации Борцов за Свободу Израиля (ЛЕХИ) решило послать своих представителей в Турцию, в Анкару, что бы установит связь с германским посольством.

В их задачу входило передать сообщение Ромелю, чьи войска сражались против Монтгомери, что ЛЕХИ готова оказать помощь нацистской Германии в её войне против союзников, при условии, что после оккупации Ближнего Востока, там возникнет еврейской расовое государство и в нём будет жить большая часть еврейского населения мира"- пишет Михаил Магид-израильский публицист.

А будущий президент Израиля Хаим Вейцман, в то время, когда Советская Армия спасала миллионы евреев от массового уничтожения в нацистских лагерях смерти заявлял на предложение выкупить евреев, находящихся в немецких концлагерях: "Все эти евреи не стоят одной палестинской коровы".
Холокост Вейцман называл "обрезанием сухих ветвей".
А еще ранее, в 1937 году Вейцман заявил следующее: "Я задаю вопрос: Способны ли Вы переселить 6 млн. евреев в Палестину? Я отвечаю: Нет. Из трагической пропасти я хочу спасти только 2 млн молодых... А старые должны исчезнуть... Они - пыль, экономическая и духовная пыль в жестоком мире... Лишь молодая ветвь будет жить." (Раввин М. Шонфельд "Жертвы Холокоста обвиняют. Документы и свидетельства о еврейских военных преступниках". (Нью-Йорк, 1977г) .
Истории известны и другие свидетельства заботы сионистов о евреях.
Резо(впоследствии, Исраэль) Кастнер- лидер сионистов Венгрии помогал сионистам депортировать венгерских евреев в лагеря смерти, и Кастнер был не один такой.
Но обвинения защитников евреев обращены не к Кастнеру, Ицхаку Шамиру, Хаиму Вайцману, а к Сталину и в его лице- к советской власти.
Сталину приписывают антисемитизм ссылаясь на "Дело врачей" и историю с Еврейским антифашистским комитетом(ЕАК).
Не буду вдаваться в подробности этих историй и связанных с ними фальсификаций, например, о якобы причастности советских спецслужб к смерти Михоэлса- это тема отдельной статьи. Замечу лишь, что в "деле врачей", евреи составляли лишь часть из тех, кто были репрессированы.
А по поводу ЕАК хочу заметить следующее. Как известно, Соломон Михоэлс -председатель ЕАК, выступал за создание еврейской автономии в Крыму.
В связи с этим интересно было бы узнать следующее:
А как бы отнеслись власти Израиля к созданию арабской автономии в местах компактного проживания арабов на территории Израиля или американские власти, к идее создания еврейского штата во Флориде или Чикаго?
Утверждения же еврейской энциклопедии о планах Сталина депортировать всех евреев из европейской России в Сибирь и в Казахстан, до сих пор документально не подтверждены.
Еще одно обвинение в адрес Сталина - в преследовании евреев за их симпатии к Израилю. Сразу же после образования государства Израиль, его лидеры переметнулись на сторону США- главного противника СССР в холодной войне. В США -самой демократической стране мира, в то время шла ожесточенная травля не только коммунистов, но и всех заподозренных в симпатиях к СССР.
Не правда ли, на этом фоне кажется совершенно непонятным, почему Сталин не благоволил к евреям, симпатизировавшим враждебному государству?!
И еще. Я хорошо помню, как в середине девяностых, чуть ли не на каждого туриста или туристку из стран бывшего СССР смотрели как на потенциальных мафиози и проституток.
Как тут не вспомнить басню Крылова:"Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя кума оборотиться?"
Но вернемся к Сталину.
Еврейская энциклопедия обвиняет его в антисемитизме забывая при этом о целом ряде красноречивых фактов.
На протяжении всей своей жизни Сталин последовательно выступал против антисемитизма называя его "крайняей формой расового шовинизма и наиболее опасным пережитком каннибализма".
Именно Сталин, будучи народным комиссаром по делам национальностей не поддержал требования Евсекции закрыть в Москве ивритский театр "Габима".
В эпоху Сталина, антисемитизм являлся тяжким преступлением и сурово карался законом.
Но дело не только в этом.
Главное заключается в том, что Сталин является фактическим создателем государства Израиль, которое смело можно назвать незаконорожденным детищем Сталина. Ведь только благодаря дипломатическому давлению СССР на Великобританию, только благодаря массированным поставкам советского оружия еврейскому анклаву в Палестине через Чехословакию и массовой подготовке военных специалистов в военных лагерях, развернутых Сталиным по всей Восточной Европе, еврейское государство было создано и выстояло в первой арабо-израильской войне..
В обмен на военную и дипломатическую поддержку, советское правительство видело молодом еврейском государстве своего надежного союзника в Восточном Средиземноморье.
Но правительство Израиля во главе с Бен-Гурионом грубо нарушило все договоренности с СССР и переметнулось к американцам. Интересно, как после этого должны были воспринимать в СССР подобные действия своего союзника? Подводя итог всему вышеизложенному: приводимые в данной публикации факты, плохо вписываются как в концепцию государственного антисемитизма в СССР, так и неофициального. И если сравнивать уровень образования и другие социальные аспекты по которым можно судить о том, где евреи достигли больших успехов, в СССР, или Израиле, я думаю, что сравнение это во многом будет не в пользу Израиля. Во всяком случае, в Советском Союзе инженеры и учителя, уже не говоря о профессорах, независимо от национальности, не работали дворниками. Именно поэтому лично мне, ситуация, когда какой-нибудь эмигрант-бывший профессор из Москвы, хвастающий своими заслугами в стране исхода начинает рассуждать об антисемитизме в бывшем СССР, мне это кажется весьма комичным.

Национальный и расовый шовинизм есть пережиток человеконенавистнических нравов, свойственных периоду каннибализма. Антисемитизм, как крайняя форма расового шовинизма, является наиболее опасным пережитком каннибализма.

Антисемитизм выгоден эксплуататорам, как громоотвод, выводящий капитализм из-под удара трудящихся. Антисемитизм опасен для трудящихся, как ложная тропинка, сбивающая их с правильного пути и приводящая их в джунгли. Поэтому коммунисты, как последовательные интернационалисты, не могут не быть непримиримыми и заклятыми врагами антисемитизма.

В СССР строжайше преследуется законом антисемитизм, как явление, глубоко враждебное Советскому строю. Активные антисемиты караются по законам СССР смертной казнью.

Предположения о скрытом антисемитизме Сталина

Существуют факты, свидетельствующие о личных антисемитских антипатиях Сталина ; однако по крайней мере до начала 1940-х гг. они в политике и публичных высказываниях не проявлялись.

Троцкий считал провокационным и «сознательно двусмысленным» замечание Сталина: «мы боремся против Троцкого , Зиновьева и Каменева не потому, что они евреи, а потому, что они оппозиционеры», которое, помимо буквального смысла, напоминало о еврействе оппозиционеров. Еврейская энциклопедия приводит утверждение социал-демократа Н. В. Валентинова о том, что Рыков в разговоре ним также возмущался антисемитизмом Сталина, заявившего ему: «Мы вычистили всех жидов из Политбюро» . Бывший секретарь Сталина Б. Бажанов , бежавший затем на Запад, заявлял, что в партии Сталин имел репутацию антисемита еще со времен Гражданской войны (его борьба с Троцким и его сотрудниками-евреями во время «военной оппозиции»). Бажанов описывает, как в его присутствии Сталин выразился об одном из руководителей комсомола: «Что этот паршивый жидёнок себе воображает!»

Сталина обвиняет в скрытом антисемитизме также Н. С. Хрущев , который в своих воспоминаниях пишет: «когда в своем кругу ему приходилось говорить о каком-то еврее, он всегда разговаривал с подчеркнуто утрированным произношением. Так в быту выражаются несознательные, отсталые люди, которые с презрением относятся к евреям и нарочно коверкают русский язык, выпячивая еврейское произношение или какие-то отрицательные черты». Когда возникла проблема протестных выступлений («волынки») на одном из московских заводов, инициативу которых приписывали евреям, Сталин заявил ему: «надо организовать здоровых рабочих, и пусть они, взяв дубинки в руки, побьют этих евреев»

В 1941 г. во время переговоров с польскими представителями (премьером B.Сикорским и генералом В.Андерсом) Сталин выразил полную солидарность с антисемитской позицией поляков, дважды подчеркнув: «евреи - плохие солдаты»

Об антисемитизме отца сообщает также Светлана Аллилуева , связывая его происхождение с временами борьбы против оппозиции. Она вспоминает, как отец ей говорил: «Сионизмом заражено все старшее поколение, а они и молодежь учат... сионисты подбросили тебе твоего муженька» (в мае 1947 г. Светлана Сталина по настоянию отца развелась с мужем, евреем Г. Морозовым).

Публичная позиция

Публично Сталин, в полном соответствии с марксистской теорией, критиковал сионизм (критике еврейского национализма в двух ипостасях: сионистской и бундовской, посвящена значительная часть его книги «Марксизм и национальный вопрос»), и делал заявления, направленные против антисемитизма, который называл «наиболее опасным пережитком каннибализма» и «громоотводом, выводящим капитализм из-под удара трудящихся».

В качестве народного комиссара по делам национальностей Сталин поощрял еврейскую культуру - в частности, не поддержал требования Евсекции закрыть в Москве ивритский театр «Хабима» .

Начало государственного антисемитизма в СССР

Антисемитизм во внутрипартийной борьбе

Впервые Сталин использует антисемитизм в политических целях в ходе борьбы с троцкистско-зиновьевской оппозицией . Среди репрессированных в - гг. было значительное количество евреев, но нет прямых свидетельств тому, что в это время в ходе репрессий в отношении евреев делались какие-то национальные предпочтения. Однако, Троцкий заявил об антисемитской подоплеке Московских процессов, обратив внимание как на большой процент евреев среди подсудимых, так и тот факт, что в прессе, кроме партийных псевдонимов, раскрывались и «истинные» еврейские фамилии подсудимых. Как полагают некоторые исследователи, именно для парирования этих обвинений в конце 1936 г. в СССР было опубликовано данное за 5 лет до того интервью Сталина Еврейскому телеграфному агентству, с высказываниями о «пережитке каннибализма» и пр. . К концу 1930-х гг. в ближайшем окружении Сталина осталось лишь два еврея: Л. М. Каганович и Лев Мехлис .

Тем не менее, историк Геннадий Костырченко в книге «Тайная политика Сталина: власть и антисемитизм» полагает, что до конца 1930-х годов никакой политики антисемитизма власть не проводила: еврейская культура и национализм подавлялись равно со всеми прочими национальными культурами и движениями, а процент среди репрессированных в процессах 1937-1938 года был не выше, чем среди других национальностей.

Первые признаки государственного антисемитизма

После подписания договора с Германией, Сталин запретил любые упоминания об антисемитизме нацистов и преследованиях евреев в Германии. Вернувшийся из Москвы Риббентроп докладывал Гитлеру , что Сталин высказал в разговорах с ним решимость покончить с «еврейским засильем», прежде всего среди интеллигенции. Евреи-беженцы из оккупированных Германией польских земель и эмигранты из Германии были выданы Гитлеру . Предложение немцев о переселении немецких евреев в Биробиджан и на Украину было отвергнуто в феврале 1940 г.

Развитие антисемитизма во время и после Отечественной войны

Антисемитизм во время Отечественной Войны

Дело Аллилуевых и убийство Михоэлса

Из сталинских антиеврейских акций наиболее известен расстрел Еврейского Антифашистского комитета . Уже в июне 1946 начальник Совинформбюро Лозовский , которому подчинялся ЕАК, был обвинён комиссией ЦК в «недопустимой концентрации евреев» в Совинформбюро. В конце Сталин принял решение о роспуске ЕАК и массовых арестах среди еврейской культурно-политической элиты. Зная о усиливающемся антисемитизме Сталина и его ненависти к родственникам покончившей с собой жены Надежды Аллилуевой , министр ГБ В. Абакумов составил сценарий американо-сионистского заговора, якобы направленного против самого Сталина и его семьи. Главной заговора был объявлен И. Гольдштейн, знакомый семьи Аллилуевых.

Годовщина восстания в Варшавском гетто

10 апреля 1948 года было принято Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) об отклонении предложения Совета по делам религиозных культов при Совете Министров СССР о выезде в Польшу делегации еврейских религиозных общин Москвы и Киева для участия в траурном собрании по случаю пятилетней годовщины восстания в Варшавском гетто .

Создание Израиля

Дальнейшее развитие антисемитской кампании на время приостановилось в связи с событиями на Ближнем Востоке (борьба за создание Государства Израиль). СССР активно поддерживал идею раздела Палестины , надеясь найти в лице Израиля активного советского сателлита в регионе. СССР оказался одним из первых государств, признавших Израиль; огромную роль в ходе Войны за независимость Израиля сыграло чешское и немецкое оружие, поставленное Чехословакией с санкции Сталина.

Однако быстро выяснилось, что Израиль не намерен идти в фарватере советской политики, стремясь лавировать между СССР и США . В то же время Война за независимость вызвала всплеск произраильских настроений среди советских евреев. Это послужило фактором, вызвавшим новый виток политики государственного антисемитизма. Существуют предположения, что непосредственным толчком явился демонстративный энтузиазм, с которым советские евреи принимали в начале октября 1948 г. посла Израиля Голду Меир .

Разгром Еврейского Антифашистского Комитета и «борьба с космополитизмом»

С апреля 1949 г. публичная газетная кампания против евреев была смягчена, а некоторые наиболее активные антисемитские публицисты даже сняты со своих постов. Но чистка евреев при этом усилилась. Так, из редакции Газеты «Труд» было уволено 40 евреев, из ТАСС - 60. Была проведена чистка среди руководства Еврейской автономной области, обвиненного в «национализме».

Сталин и «дело врачей»

Пиком послевоенного антисемитизма стало «Дело врачей ». Дело это было инспирировано лично Сталиным, который держал его под личным контролем и ежедневно читал протоколы допросов. Он угрожал новому министру госбезопасности С. Игнатьеву, что если тот «не вскроет террористов, американских агентов среди врачей», то он будет арестован, как его предшественник Абакумов: «Мы вас разгоним, как баранов». В октябре г. И. Сталин разрешил применять к арестованным врачам меры физического воздействия (то есть пытки). Сталин требовал от МГБ максимальной разработки версии о сионистском характере заговора и о связях заговорщиков с английской и американской разведкой через «Джойнт » (сионистская благотворительная организация). 1 декабря г. Сталин заявил (в записи члена Президиума ЦК В. А. Малышева): «Любой еврей-националист - это агент америк<анской> разведки. Евреи-нац<ионали>сты считают, что их нацию спасли США… Среди врачей много евреев-националистов».

Широкомасштабная пропагандистская кампания, связанная с «делом врачей», стартовала 13 января г. с публикацией сообщения ТАСС «Арест группы врачей-вредителей». В отличие от предыдущей кампании против «космополитов», в которой евреи как правило скорее подразумевались, чем назывались прямо, теперь пропаганда прямо указывала на евреев. 8 февраля в «Правде» был опубликован установочный фельетон «Простаки и проходимцы», где евреи изображались в виде мошенников. Вслед за ним, советскую прессу захлестнула волна фельетонов, посвященных разоблачению истинных или мнимых темных дел лиц с еврейскими именами, отчествами и фамилиями . Самым «знаменитым» и среди них стал фельетон Василия Ардаматского «Пиня из Жмеринки», опубликованный в журнале «Крокодил » 20 марта г .

К марту 1953 г. стали курсировать упорные слухи о готовящейся депортации евреев на Дальний Восток.

Смерть Сталина и последовавшая немедленно затем реабилитация «врачей-убийц» положила конец этой кампании.

После смерти Сталина

Ряд последующих кампаний государственного антисемитизма был в основном связан с ближневосточной политикой СССР, направленной на поддержку арабских стран против Израиля. Это проявилось в


Советский Союз всегда гордился тем, что был многонациональной страной. Дружба между народами культивировалась, а национализм осуждался. Разве что в отношении евреев было сделано исключение – история оставила нам многие примеры антисемитизма в СССР. Прямо эта политика никогда не декларировалась, но на деле евреям приходилось не сладко.

Старая гвардия

Среди руководства партии большевиков, которая в 1917 году смогла взять власть, было немало евреев. Ущемлённый в Российской империи народ породил целую плеяду революционеров, которые влились в партию и смогли участвовать в строительстве нового политического режима. А уже после революции отмена черты оседлости открыла многочисленному еврейскому населению путь в города и вузы, на фабрики и в общественные учреждения – и, конечно, вверх по партийной лестнице.

Если бы борьба за власть после революции пошла по другому сценарию, то, возможно, никакого антисемитизма в стране и не появилось. Лидером государства, например, мог бы стать Лев Троцкий – он же Лейба Бронштейн. Но вместе с другими оппонентами Сталина он был вытеснен из руководства партией. В те годы даже родился анекдот: «В чём отличие Моисея от Сталина? Моисей вывел евреев из Египта, а Сталин вывел евреев из Политбюро».


В репрессированной старой гвардии были не только евреи: скажем, кроме Троцкого, видным оппозиционером был Евгений Преображенский – сын русского протоиерея. Да и кто-то из евреев оказался по другую сторону баррикад: сторонником Сталина оставался нарком иностранных дел Максим Литвинов, он же – Меер-Генох Валлах.

Поэтому Сталин не использовал «еврейский» аргумент напрямую – он боролся со своими противниками, а не с другим народом. Но антисемитские нотки при необходимости пускали в ход. При разгоне троцкистской демонстрации в 1927 году из толпы кричали «Бей жидов-оппозиционеров!».


Израильский вопрос

После Второй мировой войны благодаря поддержке мирового сообщества евреям удалось воссоздать свою собственную страну – Израиль. Советский Союз на первых порах поддерживал этот процесс, надеясь на крепкие дружеские отношения с новым государством на Ближнем Востоке – он поддержал еврейское население Палестины во время так называемой Войны за независимость и не противился контактам своей еврейской диаспоры с зарубежьем.

Холодная война расставила свои приоритеты: Израиль предпочёл долговременное сотрудничество с Западом, и СССР, в свою очередь, занял противоположную сторону конфликта. С тех пор долгие годы в арабо-израильских конфликтах Москва принимала сторону арабских государств, клеймя в печати, пропаганде и дипломатических речах «израильскую агрессию».


Во время Шестидневной войны Израиля с коалицией арабских государств на многих советских евреев, занимавших важные общественные посты, было оказано давление с целью заставить их открыто выступить с осуждением политики израильского государства. Однажды в Москве даже созвали целую пресс-конференцию, на которой несколько десятков научных работников, представителей искусства и военных еврейского происхождения официально заявили подобную позицию.

В советской печати порой утверждалось, что Израиль – это форпост и плацдарм международного империализма на Ближнем Востоке, в котором местная еврейская буржуазия эксплуатирует трудовые еврейские массы. Главным врагом был объявлен сионизм – политическое движение, призывавшее к объединению еврейского народа. К сожалению, в погоне за пропагандой публицисты могли переходить границы и ругать сионизм настолько сильно, что их творения едва ли отличались от антисемитской литературы.


«Безродные космополиты»

Космополиты – это те, кто ставит интересы мира и всего человечества выше интересов нации и государства. С момента ухудшения отношений с Израилем космополитами в СССР чаще называли представителей определённой национальности, ибо, с точки зрения советских властей, еврейское население в СССР могло ставить интересы «мирового сионизма» (а также «мировой буржуазии» и «мирового империализма») выше своего советского гражданства.

В рамках кампании по борьбе с космополитизмом критиковались и даже вовсе увольнялись с работы учёные, архитекторы, писатели, которых обвиняли в «низкопоклонстве перед Западом» и капиталистическими ценностями. Многие из них (хотя и не все) были евреями. Созданный в годы войны Еврейский антифашистский комитет был закрыт, а его члены как американские шпионы арестованы. Многие еврейские культурные объединения также были ликвидированы.


Несмотря на то, что кампания закончилась со смертью Сталина, предубеждения в отношении евреев сохранились на уровне государственной политики до самой перестройки. Екатерина Фурцева, министр культуры при Хрущёве и Брежневе, публично заявляла, что процент евреев-студентов не должен превышать процент евреев-шахтёров.

Формально, опять же, никакой политики антисемитизма не проводилось. Но существенные ограничения имелись: при тех же приёмах в вузы, а также на работу в силовые структуры, МИД или высший партийный аппарат. Причинами были не только подозрения в симпатиях евреев к Израилю и Западу, но и в целом желание не упускать из виду идейное состояние общества – интеллигенция еврейского происхождения издавна отличалась свободомыслием.


Глава КГБ Юрий Андропов и министр иностранных дел Андрей Громыко в 1968 году и вовсе предложили разрешить евреям уезжать в Израиль. По их мнению, так можно было бы улучшить репутацию СССР на Западе, выпустить недовольных еврейских активистов за рубеж, а заодно использовать кого-нибудь из них в разведывательных целях.

В результате за двадцать лет сотни тысяч советских евреев эмигрировало. Не обошлось без трудностей – не всем подряд давали выездную визу. Это не ослабило антиеврейские ограничения в советской внутренней жизни, хотя, пожалуй, действительно избавило страну хотя бы от части потенциально недовольных граждан. Среди которых было много талантливых людей – учёных и деятелей культуры, которые так и не смогли реализовать себя в родной стране.

В продолжение темы рассказ о том,

Доклад директора Международного центра истории и социологии Второй мировой войны и ее последствий НИУ ВШЭ Олега Будницкого на конференции «Память о холокосте в современной Европе: Общее и разделяющее» (Москва, «Международный Мемориал», 25–26 сентября 2013 года).

Уважаемые коллеги, я буду говорить об антисемитизме в период Второй мировой войны. Две предварительных ремарки. Первая - о советских или постсоветских евреях, которые помнят 1930-е годы. Это время осталось в памяти как золотое, когда не было никакого антисемитизма и советское еврейство имело потрясающие возможности в самых разных сферах, что подтверждается статистически. Назову только один факт: евреев с высшим образованием в абсолютных цифрах было больше, чем украинцев. В относительных - накануне войны они составляли больше 10% всех студентов СССР. Если говорить о военной памяти - это единство и дружба всех народов Союза и опять-таки никакого антисемитизма, тем паче на фронте, не было. Если посмотреть интервью евреев-ветеранов, записанные в самых разных странах, поскольку советские евреи рассеялись по миру, то доминантной темой будет боевое братство и дружба. Антисемитизм возник после войны отчасти как государственная политика, отчасти как следствие нацистской оккупационной пропаганды. Если говорится об антисемитизме в войну, то обычно это связывается с Украиной и Белоруссией, в существенно меньшей степени с российскими территориями. Не могу не упомянуть, что есть и другой подход, уже основанный не на памяти, а на исследованиях. Скажем, Геннадий Костырченко считает, что политика государственного антисемитизма в СССР начала проводиться с 1938 года. Не обсуждая сейчас по существу, скажу, что с моей точки зрения это совершенно неверно, никакой политики государственного антисемитизма в довоенном СССР не было.

В своем выступлении я хочу оспорить те устойчивые стереотипы, которые остались в памяти людей. Я считаю, что антисемитизм не возник как следствие нацистской оккупации, он никуда не девался и проявился с первых же дней войны, причем я хочу специально говорить о территории Российской Федерации, которая до последних дней Советского Союза оставалась одной из самых моноэтнических республик, уступая в этом отношении только Армении. А на тех территориях, которые были оккупированы или прилегали к оккупированным районам, русское население превышало 90% (скажем, в Смоленской области - 96%). И даже Москва и Ленинград вовсе не были космополитическими городами, свыше 80% населения там составляли этнические русские. Если посмотреть на источники, причем такие, где тема антисемитизма не является центральной, видно, что они буквально переполнены свидетельствами ярко выраженных антисемитских проявлений с первых же дней войны. Например, Пушкин (Царское Село), цитирую дневник Лидии Осиповой-Поляковой:

«В Екатерининском парке выставлены три новых мраморных бюста, один из них совершенно замечательной работы, очень портретен, римский молодой патриций. Сегодня с соседкой Стелой, еврейкой, пошли смотреть. К нашему отвращению, патриций был весь в плевках. Стела говорит, что это потому, что у него еврейские черты лица. Я раньше этого не замечала, но после ее слов действительно увидела. Стало противно».

Но тут же она рассуждает, что никакого антисемитизма или антикитаизма в русском народе нет, есть только антикоммунизм, и что это просто хулиганская выходка. Может быть. Но вот такая запись от 15 августа 1941 года. Три дня спустя среди населения антисемитские настроения все же прорываются, от призывников можно услышать: «Идем жидов защищать». Август того же 1941 года, Ленинград, из воспоминаний Игоря Дьяконова, великого ученого-востоковеда, рассуждающего, что делать - уезжать из Ленинграда или нет. Только один член семьи, нянька Настя знает, что делать, и говорит:

«Ну что ж, и при немцах жить можно. В революцию бар резали, сейчас евреев будут резать, какая нам разница».

Есть такое мнение, что еврейское население как бы не знало, что немцы делают с евреями. Все всё знали. Запись в том же августе:

«У всех настроение такое, что все рушится. Я уже слышал, как на улицах группа пьяных кричала: “Бей жидов”, - как будто не было четверти века советской власти».

Антисемитизм был очень тесно связан с антисоветизмом, и в 1941 году настроения, что придут немцы и, наконец, не станет большевиков, были широко распространены. И вовсе не только в Прибалтике и на Украине, о чем обычно пишется в литературе, это было и в самой России, включая самые «благополучные» города Ленинград и Москву. 31 августа в том же Ленинграде Любовь Шапурина записывает после услышанных на улице разговоров:

«Жду спокойно нового хозяина без возмущения, без содрогания. Говорят, немцы все же лучше грузин и жидов».

Опять август 1941 года, американка Мэри Ледер (приехавшая в СССР подростком, вместе с родителями, помогавшими строить социализм, но быстренько уехавшими, - Мэри не выпустили из страны как советскую гражданку) разговорилась на улице с молодой казачкой, и та сказала:

The Germans will be here before long. They’ll take care of the Communists and the Jews (дескать, к нам придут немцы и разберутся с коммунистами и евреями),

и дальше Мэри рассуждает: она что, не узнала во мне еврейку, или настолько уверена в своих силах, что ей все равно, ее час пришел? После этого Мэри, которая приехала в Ленинград из Москвы, думая, что здесь будет безопаснее, села в поезд и поехала обратно в Москву. Наум Коржавин, подростком ехавший из Киева в эвакуацию летом или осенью 1941 года, вспоминает:

«В вокзальной сутолоке я однажды слышал, как одна колоритная казачка во всю мочь поносила понаехавших евреев. Обвинения ее были, в основном, бытового, отчасти даже вокзального характера, но темперамент совсем другой. “И куда же наши казаки смотрят, - возмущалась она, - взять да и скрутить им головы!”»

Ну, и так далее. Коржавин приводит еще несколько антисемитских эпизодов, с которыми он столкнулся в пути, в частности, он отстал от поезда и как-то пытался, чтоб ему помогли сесть в поезд, никто не помогает, и более того, машинист, случившийся здесь, говорит: «У твоего папки, наверное, миллион в чемодане припрятан», - и тут же воспроизводит бродячую легенду, что у какого-то еврея на вокзале открылся чемодан, а там был миллион рублей. Это, так сказать, простой народ. Если говорить об интеллигенции. Из сводки НКВД о настроениях советской интеллигенции, Москва, 21 июля 1941 года - один из советских писателей (неназванный) говорит:

«Пусть немцев боятся евреи, пусть они и воюют с немцами, если немцы войдут в Москву, я встану во главе немецкого отряда и буду вылавливать и уничтожать евреев».

Вот дневник Михаила Пришвина, чрезвычайно подробная и занимательная хроника настроений в городе и деревне. Он осуждает пораженцев, рассчитывающих, что «немцы установят правительство, более соответствующее духу русского народа, чем большевики и евреи». Сам Пришвин пишет:

«Для меня, все-таки, большевики как-то лучше, при победителях-большевиках мне ближе православный Бог, чем старый кумир, восстановленный немцами».

Тем не менее, в сводке от 27 августа 1941 года, описывающей настроения в среде интеллигентов, о писателе М.П. (я так думаю, что это Михаил Пришвин) сказано:

«Писатель М.П. считал, что для советской власти надвигается час тяжелых испытаний и катастрофа, наступает конец коммунизма во всем мире: “Перед каждым из нас теперь стоит вопрос: что делать? как спасти себя в этой катастрофе? Для большевиков и евреев мало шансов на спасение. Всех партийных русских людей уничтожать не будут, я думаю, что для меня даже возможна перемена к лучшему. 24 года при советской власти я отчаянно боролся за свое существование, меня из года в год травили евреи-критики, которым чужды мое творчество, моя философия”».

Думаю, что это все-таки Пришвин, очень конфликтовавший с Маршаком и т.д.

Ну, если мы от тыла перейдем к фронту, к армии, то вот слова рядового пехотинца Виктора Грановского:

«Если бы в роте знали, что я еврей, то в первом же бою я получил бы от кого-нибудь пулю в спину. Я не преувеличиваю».

На его счастье, когда он пошел добровольцем в армию в 16 лет, то ему по совету военкома (что любопытно, 1943 год!) вписали в графе «национальность» вместо «еврей» - «белорус», а «отчество» Михайлович вместо Моисеевич. Таким образом он стал Витей, белорусом из Гомеля, тем более что по-русски он говорил с белорусским акцентом. Можно привести много других свидетельств относительно антисемитизма на фронте, хотя тут очень много зависело от личности человека, от степени его ассимилированности и многого другого. Скажем, Владимир Гельфанд в своем известном дневнике постоянно жалуется на какие-то антисемитские проявления, а Павел Элькинсон слово «еврей» ни разу в своем дневнике не упоминает. Борис Комский тоже в дневнике не фиксирует никаких проявлений, хотя встречается с одним евреем, скрывающим национальность, которого расстреливали во время холокоста, он чудом спасся, был в партизанах и считал, что лучше не афишировать, что он еврей, даже в Красной армии. Можно привести еще много подобных примеров.

Чем это объясняли сами же евреи? Лев Копелев, допустим, считал, что антисемитизм, нарастание которого с 1942 года было заметным, вызван «необходимостью национальной и притом великодержавной патриотической пропаганды, необходимостью тактической и стратегической». О том же рассуждал и Борис Слуцкий. Говоря об антисемитских настроениях, я замечу еще вот что. Одна из самых распространенных легенд - легенда об отсутствии евреев на фронте. Но есть мнения, а есть статистика. Евреи были пятой по численности национальной группой в Красной армии после русских, украинцев, белорусов и татар. По моим расчетам, основанным на данных министерства обороны, 434 тысячи человек - это приблизительно полтора еврея на сто человек. Как эти евреи вообще могли быть сильно заметны? Это первое. Второе - представителей всех остальных национальностей, кроме перечисленных выше, было меньше, чем евреев. Но никто никогда не спрашивает: почему не было грузин, армян, башкир в армии? Объяснение, я думаю, только одно: этот самый антисемитизм, который в годы войны вылез. Откуда он взялся? Часто пытаются найти этому рациональное объяснение, например эвакуация. Бесспорно, были какие-то объективные вещи, вызывающие недовольство. Но был и такой, я бы сказал, на генетическом уровне антииудаизм. В своем докладе я опираюсь исключительно на источники личного происхождения, кроме некоторых сводок НКВД, например. Чрезвычайно любопытно читать, что говорили о евреях люди, вообще с ними не сталкивавшиеся. Тот же Коржавин с семейством прибыл в поселок Сим Челябинской области, где они поселились у местного жителя. Коржавин вспоминал:

«Александр Егорович направо и налево употреблял слово “жид”, приговаривал во время работы, с какой-то досады: “Вот, жид тебя задери, чего наделал!” Расшалившемуся малышу: “Ишь, жиденок, разбаловался! Уши надеру!” Или, наоборот: “Не балуй! А то жид придет, в торбе тебя унесет”. Причем хозяин даже не понимал, что те, которые у него живут, это евреи. Он с евреями раньше не встречался. Когда туда приехали эвакуированные московский рабочие, их приняли за евреев по двум причинам: было как бы известно, что все евреи бегут в тыл, и второе - они говорили “не по-нашему”, не по-уральски, а по-московски».

Другой рассказ. Эстер Файн, латышская еврейка, которая волею судеб оказалась на какое-то время в волжской деревне Ижлей Арзамасского района Горьковской области. Никто не верил, что она еврейка, и одна женщина сказала:

«Еврейки… Еврейки все Хайки да Сурки, с длинным носом да шпекулянтки». Эстер продолжала уверять, что она еврейка, ей говорят: «Ладно, поврала и хватит».

Самое замечательное - запись в дневнике Бориса Комского, который после ранения и лечения шел во главе команды выздоравливающих из госпиталя до места дислокации батальона. В октябре 1943 года, недалеко от Трубчевска Брянской области Комский записывает: «Странное дело, немцы не перестают болтать о жидо-большевиках, а бабы называют немцев “немыми жидами”».

«Немцами», «немыми» на Руси называли иностранцев, потому что их язык был непонятен, а в образовании «немые жиды» соединяются все народные представления о зле, которые есть. Средневековье. Сержант даже не понимает, какую находку для этнографа он записал.

В чем смысл того, о чем я сказал выше? Мы все знаем, что степень «успешности» холокоста напрямую связана с отношением местного населения. И в бывшем СССР это отношение совсем не было доброжелательным. Второй момент - если мы говорим об определенных сложностях и особенностях жизни евреев в СССР и о политике антисемитизма, то, с моей точки зрения, это вовсе не то, что было инспирировано сверху, это реакция власти на настроение снизу. И замалчивание холокоста тоже: хотя писали о нем в советских газетах, полного молчания не было, но нечасто; а на рубеже 1942–1943 годов, кстати, последовало распоряжение, чтобы евреи-журналисты взяли себе псевдонимы - это все следствие того, что прислушивались к настроениям масс. Говорить о бедствиях еврейского населения, защищать евреев была плохая пропаганда, которая подтверждала нацистские тезисы. И я думаю, что последующие действия советской власти объясняются именно этим, а не личным антисемитизмом Сталина или кого угодно, что, с моей точки зрения, недостаточное объяснение.

Наконец, что касается музея [Еврейского музея], хочу рассказать одну байку. Я был одним из тех, кто создавал контент, там много чего наслаивалось, и хотелось, чтоб в студии Великой Отечественной войны обязательно присутствовал Ефим Дыскин. Маршал Жуков считал подвиг Дыскина величайшим подвигом, совершенным одним солдатом в ходе битвы под Москвой. А именно - артиллерийский расчет, в составе которого был Ефим Дыскин, причем в конце Ефим остался один, уничтожил семь немецких танков. Немножко по-голливудски звучит, но это засвидетельствовано. Сам Дыскин был ранен четырежды. В апреле 1942 года указом Верховного Совета за битву под Москвой двоим людям было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза: генералу Панфилову и 18-летнему рядовому Дыскину. Но казус был в том, что Дыскин остался жив, лежал в Свердловске в госпитале, и когда пришли его поздравлять, отказывался: это не я, я-то жив, а того убили. Потом его отправили учиться на медика, и это была самая лучшая награда, потому что он уже не вернулся в действующую армию. Замечательная судьба, но все спрашивали при создании музея: а кто такой Ефим Дыскин? Второй момент. Кто самые известные герои битвы под Москвой? 28 панфиловцев. Кто их придумал? Их придумал по указанию одного еврея другой еврей, по команде Давида Ортенберга, подписывавшегося Вадимовым, их сочинил Александр, он же Зиновий, Юрьевич Кривицкий. Вот парадокс советского времени, советско-еврейской истории. Был реальный персонаж-герой, но с фамилией неподходящей, Дыскин, и была вымышленная история для вдохновления бойцов, и когда журналисты это делали, то отлично понимали, зачем делают и почему. Уж не знаю, какие из этого произвести глубокомысленные выводы, но информация к размышлению есть. Спасибо!

Как известно, большинство американских евреев традиционно поддерживает демократов. Однако во время последних по времени президентских выборов в США эта поддержка приняла поистине радикальные формы. Многие американские еврейские организации и СМИ представляли республиканского кандидата Дональда Трампа в качестве кандидата, поддерживаемого антисемитскими организациями и представляющего угрозу для евреев. Нападки либерально настроенных американских евреев на администрацию Дональда Трампа продолжаются до сих пор, несмотря на то, что уже стало очевидным, что новый президент весьма далек от антисемитизма и в частности активно поддерживает Израиль. Однако параллельно в последнее время новая администрация США стала подвергаться нападкам со стороны антисемитов, которые обвиняют ее в пренебрежении интересами США ради отстаивания интересов Израиля.

Одним их примеров этого явления является целенаправленная антисемитская кампания, которая ведется в последние дни в американских социальных сетях против Джерада Кушнера, зятя президента США Дональда Трампа, назначенного им советником по арабо-израильским отношениям. Джерад Кушнер — еврей, а его семья известна своей поддержкой израильских поселений в Иудее и Самарии (на Западном берегу, пользуясь арабской терминологией). Упомянутая антисемитская кампания в интернете достигла весьма впечатляющих масштабов – более 300 тысяч откликов. Об этом сообщила Антидиффамационная лига (Anti-Defamation League), влиятельная неправительственная еврейская американская организация, которая была создана более ста лет назад (в 1913 году) с декларированной целью борьбы против антисемитизма. Согласно ее сообщению, эту антисемитскую кампанию в социальных сетях начали активисты так называемых «альтернативных правых» (Alt-right) в связи увольнением известного «альтернативного правого» активиста Стивена Бэннона из Совета национальной безопасности США, каковое было подписано президентом Дональдом Трампом 5 апреля.

Однако не меньшим, если не большим толчком для развития этой кампании стала американская ракетная атака против базы ВВС сирийской правительственной армии. После нее инициаторы кампании опубликовали в «Твиттере» посты с лозунгами в стиле «Отправьте в отставку Кушнера» и «Война Кушнера», связывая вмешательство США в гражданскую войну в Сирии с влиянием этого еврейского советника президента, который отстаивает, по их мнению, интересы Израиля.

В течение нескольких дней кампания набрала обороты и приобрела характер массовых антисемитских нападок с обвинениями администрации Дональда Трампа в попытке начать войну в Сирии для того, чтобы служить интересам Израиля в ущерб американским интересам. Дональда Трампа обвиняли в том, что он оставил свой изначальный лозунг «Сначала Америка» и стал проводить политику «Сначала Израиль», потому что он находится под влиянием манипулирующего им Джерада Кушнера и других своих еврейских советников.

Кампания развивалась и продолжает развиваться стремительно. Если первый намек на нее появился уже 6 апреля, то есть в тот самый день, когда ВМС США атаковали военно-воздушную базу сирийской правительственной армии в ответ на химическую атаку в провинции Идлиб, в результате которой погибло 87 человек, то уже через сутки насчитывалось 130 откликов с обвинениями против Джерада Кушнера. Многие из них содержали антисемитские замечания. Потом к этой кампании присоединились неонацистские интернет-сайты и известные антисемитские активисты, такие, как Девид Эрнест Дюк (американский публицист, известный своими расистскими и антисемитскими взглядами, в прошлом возглавлял одно из отделений Ку-клукс-клана). Они добавили к этой кампании новые теории заговора, которые привлекли до 10 апреля (день, когда Антидиффамационная лига опубликовала свои данные) более 300 тысяч откликов.

«То, что началось с нескольких антисемитских постов, призывавших к отправке Кушнера в отставку в связи с тем, что он придерживается взглядов «еврейского превосходства», в скорости вылилось в массовые нападки с применением антисемитского дискурса ненависти, — заявил в этой связи председатель Антидиффамационной Лиги Джонатан Гринблат, — Это показывает, как быстро дискурс ненависти может распространиться по социальным сетям, и это напоминает нам о том, сколько работы надо сделать, чтобы бороться с ненавистью».

В поисках исторических параллелей упомянутой антисемитской кампании, направленной против американского вмешательства в гражданскую войну в Сирии, можно вспомнить об американских изоляционистах первых лет Второй мировой войны, которые настаивали на том, что во вступлении США в войну заинтересованы только евреи, которые хотят стравить Америку и Германию ради отстаивания интересов своей этнической группы (то есть ради защиты от нацистов своих соплеменников в Европе) и в ущерб национальным интересам США. Способствовать распространению настроению в США настроений такого рода безусловно могут циркулирующие в стране слухи (о них сообщали в частности израильские СМИ со ссылкой на американские источники), согласно которым осуществить ракетную атаку на базу сирийских ВВС президента Дональда Трампа убедила его дочь Иванка, перешедшая в иудаизм для того, чтобы выйти за Джерада Кушнера.



Загрузка...