electricschool.ru

Кто похоронен в соборе петропавловской крепости. Архангельский собор Московского Кремля: описание, история и интересные факты

Бурное обсуждение вопроса о перезахоронении Цесаревича Алексея и Великой Княжны Марии, останки которых предположительно были найдены недавно под Екатеринбургом, вновь привлекло внимание общественности к царским захоронениям в Петропавловском соборе Петербурга. Вспомнили, что сразу после революции эти могилы были разграблены.

Причем этот факт тщательно скрывался не только в советские времена, но как-то замалчивается даже и в наши дни. Так, во многих путеводителях по Петропавловскому собору до сих пор пишут, будто «многие годы покой этих могил никто не тревожил» .

На самом деле это не так. Могилы стали грабить сразу после революции.

К 1917 году на стенах собора, колоннах и у могил императоров находилось более тысячи венков, в том числе золотых и серебряных. Практически на каждой могиле и около нее стояли старинные иконы и драгоценные лампады.

Так, над гробницей Анны Иоановны находились две иконы – Иерусалимской Божьей Матери и святой Анны Пророчицы – в золотых окладах, с жемчугами и драгоценными камнями. На надгробии Павла I была укреплена бриллиантовая корона Мальтийского ордена. На надгробиях Петра I, Александра I, Николая I и Александра II лежали золотые, серебряные и бронзовые медали, выбитые по случаю различных юбилейных дат. На стене около надгробия Петра был укреплен серебряный барельеф, изображавший памятник царю в Таганроге, рядом в золотом окладе висела икона с ликом апостола Петра, примечательная тем, что своими размерами соответствовала росту Петра I при рождении.

По повелению Петра

Петр I решил превратить Петропавловский собор в усыпальницу по примеру первого христианского императора Константина, построившего в IV веке в Константинополе церковь Святых Апостолов с намерением превратить ее в свой мавзолей. На протяжении двух столетий в соборе были похоронены почти все российские императоры от Петра I до Александра III (за исключением лишь Петра II, скончавшегося в Москве и похороненного в Архангельском соборе Кремля, а также Иоанна VI Антоновича, убитого в Шлиссельбургской крепости) и многие члены императорской фамилии. До того всех великих московских князей, начиная с Юрия Данииловича – сына великого князя Даниила Московского и русских царей – от Ивана Грозного до Алексея Михайловича – хоронили в Архангельском соборе московского Кремля (за исключением Бориса Годунова, который был погребен в Троице-Сергиевой лавре).

В течение XVIII – первой трети XIX в. Петропавловский собор был местом захоронения, как правило, лишь коронованных особ. С 1831 года, по повелению Николая I, в соборе стали хоронить также великих князей, княгинь и княжон. В XVIII – первой трети XIX веков императоров и императриц хоронили в золотой короне. Тела их бальзамировали, сердце (в специальном серебряном сосуде) и остальные внутренности (в отдельном сосуде) захоранивали на дне могилы за день до начала погребальной церемонии.

В первой половине XVIII века над местами захоронений ставили надгробия, сделанные из белого алебастрового камня. В 1770-е годы, при реставрации и перестройке собора, их заменили на новые, сделанные из серого карельского мрамора. Надгробия покрывались зеленым или черным сукном с нашитыми по верху гербами, а по праздникам – золотой парчой, обложенной горностаем. В середине XIX века появляются первые надгробия, сделанные из белого итальянского (каррарского) мрамора. В 1865 г. по указу Александра II, надлежало все надгробия, "кои пришли в ветхость или сделаны не из мрамора, сделать из белого, по образцу последнеисполненных". Были изготовлены пятнадцать надгробий из белого итальянского мрамора. В 1887 году Александр III повелел заменить беломраморные надгробия на могилах своих родителей Александра II и Марии Александровны на более богатые и нарядные. Для этого были использованы монолиты зеленой алтайской яшмы и розового уральского родонита.

К концу XIX века в Петропавловском соборе практически уже не оставалось места для новых погребений. Поэтому в 1896 году рядом с собором по разрешению императора было начато строительство Великокняжеской усыпальницы. С 1908 по 1915 гг. в ней были погребены 13 членов императорской фамилии.

Разграбление могил

На сокровища императорской усыпальницы зарились уже давно. Еще в 1824 году журнал «Отечественные записки» сообщал, что во время путешествия по России мадам де Сталь захотела иметь сувенир с гробницы Петра I. Она попыталась отрезать кусочек парчового покрывала, однако церковный сторож заметил это, и мадам пришлось спешно покинуть собор.

Катастрофа разразилась после революции. В сентябре-октябре 1917 года, по распоряжению Временного правительства, все иконы и лампады, золотые, серебряные и бронзовые медали с могил, золотые, серебряные и фарфоровые венки были сняты, уложены в ящики и отправлены в Москву. Дальнейшая судьба вывезенных соборных ценностей неизвестна.

Но всех мародеров перещеголяли, конечно, большевики.

В 1921 году под предлогом требований «Помгола», выступившего с проектом конфискации в пользу голодающих драгоценностей, были кощунственно вскрыты и безжалостно разграблены сами императорские могилы. Документов об этой чудовищной акции не сохранилось, однако до нас дошел целый ряд воспоминаний, свидетельствующих об этом.

В записках русского эмигранта Бориса Николаевского есть драматический рассказ об истории разграбления царских могил, который был опубликован: "Париж, "Последние новости", 20 июля 1933 года. Заголовок: "Гробницы русских императоров и как большевики их вскрывали".

"В Варшаве у одного из членов русской колонии имеется письмо одного из видных членов петербургского ГПУ с рассказом о вскрытии большевиками гробниц русских императоров в усыпальнице Петропавловского собора. Вскрытие произведено в 1921 году по требованию "Помгола", выступавшего с проектом конфискации в пользу голодающих драгоценностей, заключенных в императорских гробах". Краковская газета "Иллюстрированы курьер Цодзенны" приводит это историческое письмо.

«...Пишу тебе, – так начинается письмо, – под незабываемым впечатлением. Открываются тяжелые двери усыпальницы, и перед нашими глазами появляются гробы императоров, установленные полукругом. Перед нами вся история России. Комиссар ГПУ, являющийся председателем комиссии, приказал начать с самых молодых... Механики открывают гробницу Александра III. Набальзамированный труп царя сохранился хорошо. Александр III лежит в генеральском мундире, богато украшенном орденами. Прах царя быстро вынимают из серебряного гроба, снимают с пальцев перстни, с мундира – ордена, усыпанные бриллиантами, затем тело Александра III перекладывается в дубовый гроб. Секретарь комиссии составляет протокол, в котором подробно перечисляются конфискованные у умершего царя драгоценности. Гроб закрывается, и накладывают на него печати»...

Гробница Александра I оказывается пустой. В этом можно, очевидно, видеть подтверждение легенды, согласно которой смерть императора в Таганроге и погребение его тела было фикцией, им самим придуманной и инсценированной для того, чтобы остаток жизни окончить в Сибири старцем-отшельником.

Жуткие минуты пришлось пережить большевистской комиссии при вскрытии гробницы императора Павла. Мундир, облегающий тело покойного царя, прекрасно сохранился. Но кошмарное впечатление производила голова Павла. Восковая маска, покрывавшая его лицо, от времени и температуры растаяла, и из-под остатков виднелось обезображенное лицо убитого царя. Все участвовавшие в мрачной процедуре вскрывания гробниц торопились как можно скорее закончить свое дело. Серебряные гробы русских царей после перенесения тел в дубовые устанавливались один на другой. Дольше других возилась комиссия с гробницей императрицы Екатерины I, в которой оказалось очень большое количество драгоценностей.

«…Наконец, мы дошли до последней, точнее, до первой гробницы, где покоились останки Петра Великого. Гробницу трудно было открыть. Механики заявили, что, очевидно, между внешним гробом и внутренним находится еще один пустой, который затрудняет их работу. Начали сверлить гробницу, и вскоре крышка гроба, поставленная для облегчения работы вертикально, открылась и перед взорами большевиков предстал во весь рост Петр Великий. Члены комиссии от неожиданности в страхе отшатнулись. Петр Великий стоял как живой, лицо его великолепно сохранилось. Великий царь, который при жизни возбуждал в людях страх, еще раз испробовал силу своего грозного влияния на чекистах. Но во время перенесения труп великого царя рассыпался в прах. Страшная работа чекистов была закончена, и дубовые гробы с останками царей были перевезены в Исаакиевский собор, где и были помещены в подвальном помещении…».

Жуткие масштабы грабежа

Куда же потом исчезли снятые с трупов драгоценности? Вероятно, они были проданы за границу. Большевики поставили грабеж национальных богатств на поток, разоряли не только могилы и церкви, но и музеи, бывшие дворцы знати, особняки буржуазии. Грабеж приобрел совершенно невероятные, прямо-таки жуткие масштабы. В 1917–1923 годах продано: 3 тыс. каратов бриллиантов, 3 пуда золота и 300 пудов серебра из Зимнего дворца; из Троицкой лавры - 500 бриллиантов, 150 пудов серебра; из Соловецкого монастыря – 384 бриллианта; из Оружейной палаты – золотого и серебряного лома 40 пудов. Делалось это под предлогом помощи голодающим, но продажа русских церковных ценностей никого от голода не спасла, сокровища были проданы за бесценок.

В 1925 году каталог ценностей императорского двора (короны, венчальные венцы, скипетр, держава, диадемы, ожерелья и другие драгоценности, в том числе знаменитые яйца Фаберже) разослали всем иностранным представителям в СССР.

Часть Алмазного фонда была продана английскому антиквару Hорману Вейсу. В 1928 году из Алмазного фонда были изъяты семь "малоценных" яиц Фаберже и еще 45 предметов. Все они были проданы в 1932 году в Берлине. Из почти 300 предметов в Алмазном фонде остался только 71.

К 1934 году Эрмитаж лишился около 100 шедевров живописи старых мастеров. Фактически музей оказался на грани гибели. Из Музея новой западной живописи были проданы четыре картины французских импрессионистов, из Музея изящных искусств – несколько десятков полотен. Третьяковская галерея лишилась части икон. Из 18 корон и диадем, некогда принадлежавших дому Романовых, в Алмазном фонде ныне хранятся только четыре.

Что же теперь в могилах?

Но если драгоценности царей исчезли, что осталось в их могилах? Свое исследование произвел диакон Владимир Василик, кандидат филологических наук, доцент исторического факультета Санкт-Петербургского университета. В статье, опубликованной на днях на сайте Православие.ру, он приводит показания ряда лиц, имевших сведения о вскрытии могил. Вот, например, слова профессора В.К. Красуского: «Будучи еще студентом, я приехал в 1925 году в Ленинград к своей тетке Анне Адамовне Красуской, заслуженному деятелю науки, профессору анатомии Научного института им. П.Ф. Лесгафта. В одной из моих бесед с А.А. Красуской она мне сообщила следующее: "Не так давно производилось вскрытие царских гробниц. Особенно сильное впечатление произвело вскрытие гробницы Петра I. Тело Петра хорошо сохранилось. Он действительно очень похож на того Петра, который изображается на рисунках. На груди у него был большой золотой крест, весивший очень много. Производилось изъятие ценностей из царских гробниц".

А вот что писал доктор технических наук, профессор В.И. Ангелейко (Харьков) Л.Д. Любимову: «У меня в гимназии был товарищ Валентин Шмит. Его отец Ф.И. Шмит заведовал в Харьковском университете кафедрой истории искусств, затем перешел на работу в Ленинградский университет. В 1927 году я посетил своего товарища и от него узнал, что его отец в 1921 году участвовал в комиссии по изъятию церковных ценностей, и в его присутствии вскрывались могилы Петропавловского собора. Комиссия не обнаружила тела в могиле Александра I. Он же сообщил мне, что очень хорошо сохранилось тело Петра I».

А вот воспоминания Д. Адамовича (Москва): «Со слов ныне покойного профессора истории Н.М. Коробова... мне известно следующее.

Член Академии художеств Граббе, присутствовавший при вскрытии царских могил в Петрограде в 1921 году, сообщил ему, что Петр I очень хорошо сохранился и лежал в гробу как живой. Красноармеец, который помогал при вскрытии, в ужасе отшатнулся.

Гробница Александра I оказалась пустой».

Странно, но разговоры на эту тему велись потом только по поводу будто бы оказавшейся пустой гробницы Александра I. Но даже этот факт теперь опровергают. Так, когда корреспондент агентства «Интерфакс» задал этот вопрос Александру Колякину, нынешнему директору Государственного музея истории Санкт-Петербурга (находится в Петропавловской крепости), то тот категорически заявил: «Чушь. Разговоры об этом ходили, но это лишь слухи» . Однако никаких фактов при этом не привел, добавив только, что лучшим поводом убедить сомневающихся является вскрытие могилы императора, однако оснований для такой процедуры, по его мнению, нет.

Писатель Михаил Задорнов сообщил в «Живом журнале», что в свое время мэр Петербурга Анатолий Собчак рассказал ему об этой тайне. По словам Задорнова, во время прогулки по морскому побережью Юрмалы он спросил у Собчака, который был мэром во время перезахоронения семьи Николая II в Петропавловском соборе в 1998 году: «Я слышал, что в то время открывали и другие саркофаги. Скажите, я вам обещаю, что десять лет никому о нашей беседу не расскажу, в саркофаге Александра I его останки? Ведь сравнительный анализ проводили у нескольких русских царей» . По утверждению Задорнова, Собчак выдержал паузу и ответил: «Там пусто…»

Вопросы без ответа

В 1990-гг, когда решался вопрос об идентификации царских останков семьи Николая II, найденных под Екатеринбургом, было принято решение вскрыть гробницу брата царя – Георгия Александровича, чтобы взять на экспертизу частицу останков. Эксгумация проводилась с участием священнослужителей. Когда сверху убрали мраморный саркофаг, обнаружили толстую монолитную плиту. Под ней был склеп, в котором стоял медный ковчег, в нем цинковый гроб, а в нем уже – деревянный. Несмотря на то, что склеп был залит водой, все же удалось обнаружить кости, пригодные для экспертизы. Были изъяты образцы, в присутствии понятых. Через две недели останки великого князя были захоронены на прежнем месте. Однако гробницы самих императоров никто после 1921 года так и не вскрывал.

Между тем и архивные поиски историков официального акта о вскрытии гробниц в 1921 году пока ничего не дали. Долгие годы занимавшийся этим вопросом историк Н. Эйдельман пришел к выводу, что отдельный документ очень трудно, практически невозможно найти.

Вскрытие гробниц в 1921 г. могло быть следствием энергичной инициативы каких-либо петроградских учреждений, чьи архивы за прошедшие десятилетия, особенно за время войны, подвергались различным, порою гибельным перемещениям.

Диакон Владимир Василик свое исследование вопроса о царских захоронениях и их разграблении большевиками заканчивает так: «До конца непонятно, вскрывались ли все могилы, а самое главное, – встает проблема: в каком состоянии после мародерства 1920-х годов находятся в своих могилах останки русских императоров? При всей своей сложности и деликатности этот вопрос требует спокойного и профессионального ответа и решения».

Пламя крематория

А кроме того, добавим мы, есть все основания задать и другой, еще более драматический вопрос: а не пусты ли вообще сегодня все эти могилы русских императоров, останки которых большевики вытащили из гробниц и ограбили? Зачем их вывезли потом из Петропавловского собора? Известно, что во вскрытии царских гробниц участвовал также некий Борис Каплун, племянник могущественного главы петроградского ЧК М. Урицкого. На тот момент Каплун занимался созданием первого в Петрограде и вообще в России крематория, который был запущен в 1920 году. По воспоминаниям Корнея Чуковского, Каплун часто приглашал в крематорий знакомых дам, чтобы полюбоваться обрядом «красного огненного погребения» .

Так может, этот племянник Урицкого явился в собор на вскрытие гробниц с тайным заданием вывезти останки императоров и уничтожить их потом в крематории? А иначе, что он там делал? Конфискация драгоценностей явно не входила в компетенцию Каплуна, ответственного за крематорий.

Да и сам факт сожжения выглядел бы символично. Ведь пытались же большевики под Екатеринбургом сжечь трупы убитых ими членов царской семьи...

Первый крематорий был устроен на 14-й линии Васильевского острова в помещении бывших бань. Идея его создания была вообще привлекательной для представителей новой вла­сти. Лев Троцкий выступил в большевистской прессе с серией статей, в которых призвал всех лидеров советского правительства завещать сжечь свои тела. Но просуществовал этот крематорий в Петрограде недолго. Все его архивы были потом уничтожены. Так что проверить эту невероятную версию сегодня нет никакой возможности.

Другой аргумент в пользу версии о вероятности уничтожении останков императоров большевиками – принятый 12 апреля 1918 года декрет Совета народных комиссаров «О снятии памятни­ков, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов па­мятников Российской социалистической революции» . Это было целенаправленное разрушение исторической памяти, начальный этап десакрализации прошлого и культа умерших, в частности. Памятники начали сносить в первую очередь в бывшей столице Российской империи. Именно в это время и начинается эпопея со строительством крематория, который можно рас­сматривать, как часть плана монументальной пропаганды. В рамках этого плана уничтожались не только памятники, но и могилы, а потом стали сносить целые кладбища.

Простая логика вообще говорит: зачем надо было затевать эту возню, вывозить гробы из Петропавловской крепости, зачем-то складировать в другом месте и т.п.? Ведь если бы большевики хотели останки императоров сохранить, то было бы гораздо проще сразу вернуть останки на их прежнее место в Петропавловском соборе. Однако вывезли же! Но зачем? Вернули их обратно или нет?.. Кто даст сегодня ответ на эти вопросы?

Похороны императрицы Марии Федоровны воскресили разговоры о тайнах Петропавловской крепости. Легенды о могилах Петропавловского собора ходят давно, и каждые похороны в соборе только увеличивают их число. Так, до сих пор не утихают споры, чьи останки похоронены в Петропавловке под видом останков последнего императора России Николая II и его семьи. Есть легенды и более экзотические, например надгробие Павла I считается священным и чудодейственным. Возле него молятся об успехах на службе и в личной жизни. Считается, что прикосновение щекой к мраморной крышке саркофага Павла I излечивает от зубной боли.

Но наиболее скандальной, безусловно, стоит считать легенду о том, что все могилы Петропавловского собора пусты! Поклонником этой версии является историк князь Дмитрий Шаховской, являющийся потомком известной фамилии в среде русских эмигрантов. Недавно он вновь высказался об этом, заявив, что кроме могилы императрицы Марии Федоровны, которая, напомним, 28 сентября была перезахоронена в Петропавловском соборе рядом с могилой своего мужа Александра III, все остальные саркофаги, стоящие в соборе – пусты.

Надо заметить, что у этой версии есть свои поклонники, в качестве аргументов они приводят знаменитую легенду о могиле Александра I, которая якобы была вскрыта в 20-х годах прошлого века и оказалась пуста. По преданию, Александр I не хотел быть похороненным рядом с Павлом I, к смерти которого он имел косвенное отношение как участник заговора 1801 года. Согласно одной из гипотез, тело Александра I было похоронено его верным сподвижником Аракчеевым в поселке Грузино — такова была последняя воля императора. Проверить эту гипотезу невозможно, поскольку во время Второй мировой войны место предполагаемого захоронения было уничтожено. Есть и другая версия, по которой Александр I сам объявил себя умершим и скитался по России под именем старца Федора Кузьмича. Кстати, могила этого старца сохранилась где-то в Сибири, и на ней, по рассказам местных жителей, тоже время от времени происходят чудеса.

Но, как говорят сами сотрудники музея «Петропавловской крепости», это всего лишь легенда. «Эта версия стала популярной еще при брате Александра I, императоре Николае I. Ее сторонники в качестве доказательств приводят странную скоропостижную смерть императора, а также то, что на Александрийской колонне, возведенной Николаем I, над имперскими орлами отсутствует корона, что, по мнению апологетов этой легенды, свидетельствует о добровольном отречении Александра I. Однако когда в 20-х годах могила была вскрыта, там были обнаружены останки мужчины. Другое дело что анализа ДНК тогда не проводилось, поэтому твердо утверждать, что там похоронен Александр, нельзя», — сказали корреспонденту «Фонтанки» в Петропавловской крепости.

Что касается версии Шаховского, то, как сказал специалист музея Владимир Гендриков, «Шаховской основывает свою теорию на легенде о могиле Александра I, а также на мемуарах третьих лиц. Однако эти самые лица сами никогда не имели доступа к останкам, поэтому всерьез относиться к их свидетельствам нельзя».

По его словам, в качестве аргумента против этой версии можно привести следующее доказательство: когда в 1994 году вскрывали могилу брата Николая II, великого князя Григория Александровича (для того чтобы провести сравнительный анализ с найденными под Екатеринбургом останками последней императорской семьи), его прах был на своем месте.

Однако это доказательство вряд ли выбьет почву из-под ног любителей легенд о Петропавловке. Так что, любителей тайн и сказок ждет еще много потрясающих открытий и будоражащих версий, касающихся Петропавловской крепости. С другой стороны, так ли это плохо, учитывая тот факт, что каждый более или менее известный европейский город имеет целый ворох легенд и тайн, так привлекательных для туристов?

Справка:
Строительство небольшой церкви, заложенной во имя апостолов Петра и Павла на Заячьем острове, началось еще в 1703 году, почти одновременно со строительством земляных укреплений Петропавловской крепости. В 1713 году на ее месте началось строительство собора по проекту архитектора Доменико Трезини, завершенное к 1733 году. 28 июня 1733 года собор был торжественно освящен.

Петропавловский собор — самое высокое архитектурное сооружение Петербурга. Он украшен золоченым шпилем высотой в 122,5 метра с флюгером в виде летящего ангела, который является одним из символов города на Неве. В соборе находится некрополь российских царей из династии Романовых. Здесь захоронены все члены императорской фамилии за исключением Петра II и Ивана VI.

Священный Грааль Петропавловской крепости

Петропавловская Крепость. Здесь, на стенах собора, можно увидеть символы Ордена Тамплиеров, а в бастионах и укреплениях до сих пор находят забытые подземные ходы. Расположение башен и стен крепости образуют пентаграмму — защитный знак огромной магической силы. В 1702 году Петр Первый посетил Соловецкий монастырь. Там, на Большом Заяцком острове, местный старец, научил царя, как увидеть свою судьбу. Через год, осматривая завоеванные земли в устье Невы, Петр заметил остров, который показался ему пригодным для строительства крепости. Остров по удивительному совпадению назывался Заячий! И именно здесь Петр заложил город, название которого в дословном переводе означает «Город Святого Камня»

No related links found


1. Петропавловский собор построен в 1712-1733 годах по проекту Доменико Трезини на месте деревянной церкви, стоявшей на этом месте в 1703-1704 годах.Колокольня собора увенчана шпилем и имеет общую высоту 122 метра, что позволяло ей до 2012 года быть самым высоким зданием Петербурга.

2. С самого начала собор являлся местом захоронения Романовых и их родственников. В 1896 году рядом было возведено здание усыпальницы для великих князей императорской фамилии и светлейших князей Романовских. Сюда из Петропавловского собора были перенесены восемь захоронений.

3. Великокняжеская усыпальница сильно пострадала в годы советской власти, много лет ремонтируется и до сих пор закрыта для посещения.

4. С собором её связывает белый коридор. Как видно, здесь всё уже готово, но проход пока закрыт.

5. Осмотрим интерьер трёхнефного собора.

6. Главный вход в храм со стороны Соборной площади.

7. Потолок украшен картинами на евангельские сюжеты.

8. К сводам подвешены пышные люстры.

9. Кафедра проповедника, украшенная золочёной скульптурой.

10. Позолоченный резной иконостас собора изготовили в Москве по рисункам Трезини.

11. Перед иконостасом находятся захоронения императоров и императриц XVIII века.

12. Слева в первом ряду - захоронение Петра I, увенчанное бюстом царя. Рядом с ним - Екатерина I (Марта Скавронская), его жена. Слева - Елизавета Петровна, их дочь, предусмотрительно озаглавленная табличкой «Елизавета I» на случай, если бы среди императриц появилась бы другая Елизавета. За Петром I лежит его племянница Анна Иоановна, дочь царя Ивана V. Слева во втором ряду - Екатерина II и Пётр III, перенесённый после смерти жены из Александро-Невской лавры. На их надгробиях стоит одна и та же дата погребения, что создаёт иллюзию, будто бы они жили вместе и умерли в один день.

13. Пётр Великий подписан как «Отец Отечества». Когда он умер в 1725 году, стены собора едва поднялись на человеческий рост, и его тело до 1731 года пролежало во временной деревянной часовне.

14. По другую сторону от царских врат так же в два ряда находятся надгробные плиты Павла I и Марии Фёдоровны, Александра I и Елизаветы Алексеевны, Николая I и Александры Фёдоровны, а также дочери Петра I, великой княжны Анны.

15. Все надгробия огорожены чёрными оградами, увенчанными набалдашниками в виде ваз, накрытых траурной тканью. Надгробия супругов очерчены единой оградой.

16. Все надгробия были в 1865 году заменены на мраморные, существующие и ныне, но два саркофага отличаются от остальных. Они были изготовлены в 1887-1906 годах из зелёной яшмы и розового орлеца для императора Александра II и его супруги Марии Александровны.

17. Все мраморные надгробия накрыты золочёными крестами, императорские по углам украшены изображениями двуглавых орлов. Одно из надгробий явно свежее других.

18. Оно поставлено над захоронением императрицы Марии Фёдоровны (принцессы Дагмары), жены Александра III. Умершая в 1928 году императрица была похоронена рядом с родителями в усыпальнице собора датского города Роскилле. В 2006 году её прах на корабле доставили в Петербург и захоронили рядом с мужем.

19. А в 1998 году в Екатерининском приделе собора упокоились останки последнего императора Николая II, императрицы Александры Фёдоровны и их дочерей Татьяны, Ольги и Анастасии.

20. Но самые первые захоронения в соборе можно увидеть лишь на экскурсии на колокольню собора, которую успели построить при жизни Петра Великого. Здесь, под лестницей, находятся могилы царевны Марии Алексеевны, сестры Петра I, и его сына Алексея Петровича рядом с женой, принцессой Шарлоттой-Христиной Софией Брауншвейг-Вольфенбюттельской.

21. По стёртым ступеням поднимемся на нижний уровень колокольни, находящийся вровень с крышей собора.

22. Здесь во время блокады находился пост противовоздушной обороны.

23. Здесь можно посмотреть на первоначальный вид храма. Собор был окрашен в розовой гамме, ангел на шпиле был совершенно другим.

24. Вход был украшен пышным крыльцом со скульптурами.

25. Напоминаю, как собор выглядит сегодня (фото с Гранд-макета).

26. Здесь же представлен каркас фигуры ангела, находившегося на шпиле с 1858 года.

29. Каркас ангела заменили в конце XX века на современный.

27. Медная фигура, находившаяся на шпиле до 1858 года, находится в музее истории крепости. Её заменили при перестройке шпиля собора в металле, ведь до 1858 года шпиль был деревянным.

28. Нынешняя фигура-флюгер была отремонтирована и заново позолочена в 1995 году.

30. С этого яруса начинается сама колокольня. Внизу собраны старые грузы механизма башенных часов-курантов.

31. А также вот эта старинная лебёдка.

32. Запорный механизм на дверях, ведущих на открытую площадку собора.

33. По каменным ступеням поднимемся выше.

34. На балках-опорах установлен карильон собора.

35. Карильон - это внушительных размеров многоголосый колокольный музыкальный инструмент, родом из Бельгии. Кстати, «малиновый звон» назван так не за сладость звучания, а в честь бельгийского города Malines.

36. Первоначально карильон был привезён и установлен в Петропавловском соборе Петром I, но позже сгорел при пожаре, а восстановлен был уже в наши дни.

37. Инструмент состоит из множества неподвижных колоколов разного размера.

38. Языками колоколов можно управлять при помощи стальных тросов.

39. Играть на карильоне нужно вот с этого пульта. Преподаватель игры на инструменте, несмотря на «бородатость», на русском говорит с сильным акцентом, он явно откуда-то из Бельгии.

На видео можно послушать, как своеобразно звучит этот инструмент:

40. Над карильоном находится нижняя звонница, традиционная для православных храмов.

41.

42.

43. Самый большой колокол, диаметром больше метра.

44.

45. Звонят в эти колокола вполне традиционно - при помощи системы верёвок, привязанных к языкам.

46. Здесь же висят грузы расположенных ярусом выше часов-курантов.

47. Экскурсия не рассчитана на подъём выше нижней звонницы, поэтому под конец два кадра с сорокаметровой высоты.

48.

Испокон веков русские князья считали Архистратига Михаила, победившего сатану и охраняющего врата Эдемского сада, покровителем своих дружин. Каждый раз, отправляясь в поход, они служили ему молебен. Именно поэтому в середине XIII века в столице появился посвященный ему деревянный храм, ставший предшественником нынешнего Архангельского собора Московского Кремля, превратившегося в период XIV-XVIII вв. в царскую и великокняжескую усыпальницу. Обратимся к его истории.

Деревянная предшественница будущего собора

По мнению историков, деревянная церковь в честь Архангела Михаила появилась на Соборной площади Кремля около 1248 года, в период правления брата Александра Невского - Великого князя Михаила Хоробрита, и не предназначалась для захоронения правителей государства. Об этом свидетельствует тот факт, что прах самого князя Михаила, погибшего во время литовского похода, был погребен не в Москве, а во Владимире. Лишь два представителя великокняжеского рода были захоронены в этой церкви. Ими стали племянник Хоробрита Великий князь Даниил и его сын Юрий.

Храм, возведенный по обету

Эта самая ранняя церковь простояла чуть меньше ста лет, и в 30-х годах следующего века уступила место первому каменному собору. Он был возведен в 1333 году по указу Великого князя Владимирского и Московского Ивана Калиты, давшего обет построить его на территории Кремля, если Господь убережет Русь от голода, вызванного неурожаем хлебов.

Сейчас трудно судить о том, как выглядело это сооружение, поскольку его изображений не сохранилось. Но описание Архангельского собора Московского Кремля той поры, дошедшее до нас среди прочих исторических документов, говорит, что он был небольшой и, судя по всему, четырехстолпный. Впоследствии к нему добавили два новых придела.

Храм, ставший жертвой молнии

Несмотря на то что этот храм построили из камня, его век также оказался недолгим. В середине XV века во время страшной грозы в него попала молния, и хоть начавшийся пожар удалось своевременно загасить, стены получили серьезные повреждения. Образовавшиеся в них трещины со временем увеличивались, и к концу столетия этот второй Архангельский собор Московского Кремля грозил в любой момент обвалиться. Чтобы предотвратить несчастье, правивший в те годы Великий князь Московский Иван III - дед будущего царя Ивана Грозного - повелел разобрать аварийное сооружение и на его месте строить новый собор.

Кто построил Архангельский собор Московского Кремля?

Надо заметить, что момент для возведения храма был весьма подходящий. В ту пору Москва, активно разрастаясь, украшалась новыми церквями, монастырями и что вызвало в нее приток зарубежных строителей и архитекторов, выписываемых главным образом из Италии. Их памятником могут служить зубцы выполненные в виде «ласточкиных хвостов» и являющиеся ярким образцом ломбардского стиля.

Вот и для сооружения Архангельского собора Московского Кремля, фото которого представлены в статье, был приглашен из Милана зодчий, вошедший в российскую историю под именем Алевиз Фрязин Новый. Не следует удивляться тому, что у итальянского архитектора была русская фамилия. На самом деле слово Фрязин являлось прозвищем, обозначавшим на жаргоне того времени наемных мастеров, выписываемых князьями из-за границы. Характерно, что именно так итальянец был зарегистрирован в расчетных книгах, по которым получал жалование.

Решение сложной архитектурной задачи

Известно, что еще до начала работ по возведению Архангельского собора Московского Кремля Алевиз создал проекты нескольких светских построек, весьма понравившихся заказчикам. Но одно дело строить жилое или общественное здание, и совсем другое - культовое сооружение, в котором необходимо строго придерживаться установленных канонов. Сложность же заключалась в том, что Иван III желал, чтобы храм отвечал требованиям европейской моды и в то же время не выходил за рамки православной традиции.

К чести мастера Алевиза следует сказать, что он блестяще справился со столь трудной задачей. Его детище как нельзя лучше сочетает в себе строгую геометрию итальянского Возрождения с характерными элементами русской храмовой архитектуры. Возведенный им пятиглавый собор имеет в планировке традиционную крестово-купольную систему и полуциркулярные своды, что роднит его с теремным стилем древнерусских храмов.

Кроме того, в соответствии с требованиями канона, внутри была сооружена двухъярусная паперть и хоры, с которых за ходом службы могли наблюдать представительницы княжеской семьи. В остальном же архитектура Архангельского собора Московского Кремля соответствует стилю, получившему тогда распространение в Западной Европе и ставшему отличительной чертой эпохи Возрождения.

Под патронажем Василия III

Началу строительных работ предшествовала полная (а по некоторым данным - частичная) разборка прежнего храма, возведенного еще Иваном Калитой. По ее завершении в октябре 1505 года Иван III собственноручно заложил первый камень в основание будущего сооружения, и по роковому стечению обстоятельств через несколько дней скончался, передав княжение своему сыну, вошедшему в отечественную историю под титулом Великого князя Московского Василия III и ставшего отцом первого русского царя Ивана Грозного. Он и контролировал весь ход строительных работ, продолжавшихся четыре года.

Именно Василию III принадлежит идея сделать Архангельский собор Московского Кремля усыпальницей российских царей. Соответствующий указ он издал в 1508 году, когда строительство подходило к своему завершению. Характерно, что вплоть до двадцатого столетия в соборе хоронили только мужчин, тогда как представительницы царского рода находили вечное упокоение в стенах кремлевской церкви Вознесения Богоматери. Лишь после того, как она была взорвана большевиками, все женские останки перенесли в Архангельский собор.

Собор, ставший гробницей царей

Сегодня под сенью Архангельского собора Московского Кремля размещены 54 мужских захоронения. До того как в 1712 году столицей России стал Санкт-Петербург, возле каждого из них в годовщину успения совершались архиерейские панихиды. За небольшим исключением, здесь нашли вечный покой все российские правители от Ивана Калиты до родного брата и соправителя Петра I царя Алексеевича. Сюда же в 1730 году поместили прах скончавшегося от оспы 15-летнего царя Петра II. Несмотря на то что к тому времени местом захоронения царей стал Петропавловский собор новой столицы, для него сделали исключение, опасаясь распространения инфекции.

Среди российских правителей тех веков, чьи останки не вошли в число захоронений Архангельского собора, можно назвать лишь двух - это Великий князь Московский Даниил Александрович (1261-1303), похороненный в Даниловом монастыре, и царь Борис Годунов (1552-1605). Его прах был выброшен из собора Лжедмитрием, а в дальнейшем перезахоронен в Троице-Сергиевой Лавре.

Тайна смерти Ивана Грозного

К числу наиболее прославленных исторических лиц, связанных с историей Архангельского собора Московского Кремля, относится и царь Иван Грозный. При жизни он многократно оделял его богатыми дарами, а на исходе дней пожелал себе и двум своим сыновьям выделить особые места для погребения. Выполняя волю государя, после кончины его тело поместили в южной части алтаря - так называемом дьяконнике, где принято держать священные предметы, такие как Евангелие, кресты, дарохранительницы и т. д.

К числу интересных фактов об Архангельском соборе Московского Кремля следует отнести исследования выдающегося советского ученого-антрополога М.М. Герасимова, в 1963 году вскрывшего могилу Ивана Грозного и на основании изучения черепа сумевшего воссоздать портрет умершего монарха. Любопытно, что в костях царя и его супруги Марфы, чьи останки также находятся в соборе, он обнаружил высокое содержание ртути, свидетельствующей о том, что их систематически травили, и царь-кровопийца умер отнюдь не своей смертью. Такая гипотеза выдвигалась и ранее, но в данном случае ей было дано научное подтверждение.

Восстановительные и реставрационные работы, проводившиеся в XIX веке

За последние два столетия Архангельский собор неоднократно ремонтировался и подлежал реставрации. Обычно это происходило из-за его естественного износа, являющегося неизбежным следствием прошедших веков, но порой причиной становились и чрезвычайные обстоятельства. Так, в 1812 году захватившие Москву французы устроили в алтаре собора военную кухню. От дыма костров и пара, поднимавшегося из котлов, серьезно пострадал иконостас и часть росписи стен. После изгнания этих европейских варваров пришлось проводить масштабные восстановительные работы. Тогда же была заменена часть колонн, входивших в убранство нижнего яруса, и восстановлена уникальная резьба иконостаса.

Что принес собору XX век?

Большой объем работ по благоустройству и реставрации собора провели в 1913 году, когда отмечалось трехсотлетие Царствующего Дома Романовых. К торжествам, организованным по случаю столь знаменательной даты, была сооружена мраморная сень над гробницей основателя династии - царя Михаила Федоровича. Ее выполнили по эскизам, сделанным собственноручно великим князем Петром Николаевичем - внуком императора Николая I.

Очередной раз значительные повреждения были нанесены собору в 1917 году, когда после октябрьского вооруженного переворота он оказался под огнем артиллерии, обстреливавшей Кремль. Вскоре после этого богослужения в нем прекратились, и длительное время двери храма оставались запертыми. Лишь в 1929 году их отворили, чтобы внести в подклеть (нижний этаж) гробницы с останками женщин, принадлежавших к династиям Рюриковичей и Романовых. Как уже говорилось выше, это случилось после того, как была взорвана церковь Вознесения Богородицы, где они до той поры находились.

Возрождение из небытия

В 1955 году в помещении собора, где давно уже не проводились богослужения, открыли музей, благодаря чему появилась возможность провести некоторые реставрационные работы, и уберечь его от дальнейшего разрушения. Этот статус за ним сохранялся вплоть до падения коммунистического режима, положившего начало возвращению Церкви незаконно отнятого у нее имущества.

Среди прочих святынь в ее лоно вернулся и Архангельский собор Московского Кремля, адрес которого предельно прост и известен всем жителям столицы. Он состоит всего из двух слов: С этих пор в нем возобновилась духовная жизнь, прерванная почти в течение восьми столетий.

УСЫПАЛЬНИЦА РУССКИХ ИМПЕРАТОРОВ

Петропавловский собор Санкт-Петербурга возводился в 1721–1733 годы, но погребения в нем производились еще раньше. В северном приделе нынешнего собора у дверей, ведущих в великокняжескую усыпальницу, помещены бронзовые доски над предполагаемым местом захоронения сына и четырех малолетних дочерей Петра I и Екатерины. В январе 1716 года у входа в собор, на месте будущего придела Святой Екатерины, было предано земле тело царицы Марфы Матвеевны - вдовы царя Федора Алексеевича, единокровного брата Петра. Потом под недостроенной колокольней появилась третья усыпальница, где была похоронена принцесса Брауншвейгская-Люксембургская Шарлотта - супруга несчастного царевича Алексея, скончавшаяся вскоре после родов сына - будущего императора Петра II. В последние дни июня 1718 года, в присутствии Петра I, рядом было предано земле и тело ее замученного мужа. Позднее в Петропавловском соборе упокоилась и Мария Алексеевна - сестра Петра I.

Но ранг императорской усыпальницы Петропавловский собор обрел только после смерти Петра I, скончавшегося рано утром 28 января 1725 года от тяжелой болезни, обострившейся после простуды, полученной им осенью 1724 года. Специальная траурная комиссия во главе с графом Я.В. Брюсом составляла программу траурной церемонии, в которой предусматривались и украшение траурного зала в старом Зимнем дворце, и шествие к Петропавловской крепости, и само погребение. 13 февраля 1725 года набальзамированное тело императора было выставлено в траурном зале: Петр лежал в фобу, одетый в парчовый зеленый камзол, украшенный брабантскими кружевами, в сапогах со шпорами, со шпагой и орденом Андрея Первозванного. Сорок дней страна прощалась с Петром Великим, а между тем в начале марта умерла младшая его дочь - Наталья Петровна, и ее гроб был поставлен рядом.

За два дня до погребения специальным указом „торговые лавки, вольные дома и кабаки“ были закрыты, „чтобы не было никакого шуму и ссор“. От дворца до Петропавловской крепости вся дорога была посыпана песком и устлана еловым лапником. По живому коридору, образованному 1200 гренадерами, под звон церковных колоколов и пушечную пальбу гробы с телами императора и его дочери перенесли по льду Невы из старого Зимнего дворца в Петропавловский собор. Впереди процессии шествовали 25 гвардейских унтер-офицеров с алебардами, обвязанными черной материей; за ними следовали гоф-курьеры, музыканты с литаврами и трубами, придворные кавалеры, иностранные купцы, представители остзейских городов и дворянства и т. д. Далее несли штандарты Адмиралтейства, русское знамя с государственным гербом и собственное знамя Петра I; затем следовала личная лошадь императора, а за ней два рыцаря - черный и золотой; несли гербы царств, входивших в Российскую империю… Следом шло духовенство - в том же порядке, как и на выносе царей в Москве.

Петропавловский собор тогда еще не был достроен, поэтому в нем наскоро возвели временную деревянную часовню, стены которой покрыли черным сукном. Гробы установили на возвышении под балдахином, участники траурной церемонии разместились частично в часовне и в недостроенном соборе, полки гвардии выстроились на крепостной стене. После отпевания тело Петра I посыпали землей, гроб закрыли и накрыли его императорской мантией. Шесть лет он оставался во временной часовне посреди строящегося собора, окруженный гербами и знаменами.

Постоянную усыпальницу Петру I соорудили только в 1731 году, а еще через два года Петропавловский собор был освящен. Гроб с телом императора предали земле у его южной стены, и с этого времени собор становится усыпальницей членов русской императорской фамилии. Здесь похоронены почти все русские императоры и императрицы, кроме Петра II, умершего в Москве в 1730 году и погребенного в Архангельском соборе, и императора Иоанна VI, свергнутого с престола младенцем и убитого в Шлиссельбургской крепости.

Петр I покоится в двойном гробу: внешнем - дубовом и внутреннем - металлическом, запаянном. Рядом с императором погребены его ближайшие родственники и преемники, в том числе и императрица Екатерина I.

Над гробницей Анны Иоанновны до революции находились две иконы - Иерусалимской Божьей Матери и Святой Анны Пророчицы - в золотых окладах, с жемчугами и драгоценными камнями. Неподалеку от Анны Иоанновны похоронены две дочери Петра I и Екатерины I - старшая Анна и младшая - императрица Елизавета Петровна.

Петра III первоначально погребли в Александре-Невской лавре, а по восшествии на престол Павла I останки убитого монарха торжественно перенесли в Петропавловский собор. Это произошло 5 декабря 1796 года одновременно с погребением императрицы Екатерины II, причем корону перед гробом императора нес Алексей Орлов - один из его убийц. На надгробии самого Павла I была укреплена бриллиантовая корона Мальтийского ордена, которая после 1917 года пропала. Кроме гробницы в Петропавловском соборе, в глубине парка существует еще мемориальный мавзолей Павла I, возведенный в 1805–1808 годах. Сооружение это, выполненное по проектам И.П. Мартоса и Тома де Томона с большим вкусом и изяществом, напоминает небольшой античный храм.

Порядок погребения лиц императорской фамилии регламентировался высочайше утвержденным церемониалом. В день погребения к Петропавловскому собору к заранее намеченному часу прибывали приглашенные лица со специальными билетами; для въезда в крепость кучерам полагалось иметь отдельный билет. Почетный караул оставался до закрытия могилы и заделывания свода гроба, после чего над могилой устанавливали сначала временную, а потом и постоянную гробницу. Императорские регалии (корона, скипетр и держава) отправлялись в Бриллиантовую комнату Зимнего дворца, личное оружие императоров - в Оружейную палату Кремля, ордена передавались на хранение в Арсенал, где находилась и погребальная колесница. Иностранные ордена государственный канцлер возвращал выдавшим их государствам.

Императора Александра I погребли в марте 1826 года - через несколько месяцев после его кончины в Таганроге. И хотя гроб с телом покойного императора несколько дней стоял в Казанском соборе для прощания, в придворных кругах и в народе ходило много слухов.

Император скончался неожиданно - во время поездки по югу России в ноябре 1825 года. До сих пор распространена версия, что тогда Александр I не умер, а ушел в монастырь. А в гроб положили солдата, умершего в госпитале и лицом похожего на императора. Через много лет в Сибири появился творивший чудеса старец монах Федор Кузьмич. Некоторые из современников считали его Александром I, этой версии придерживался и Л.Н. Толстой. Однако великий князь Николай Михайлович Романов, внук императора Николая I, тщательно изучив все обстоятельства смерти Александра I, пришел к выводу, что легенда о Федоре Кузьмиче не имеет под собой никаких исторических оснований.

Не менее таинственной была и кончина супруги императора - императрицы Елизаветы Алексеевны. По официальной версии, она умерла неожиданно, вскоре после кончины супруга, в Белеве Тульской губернии, когда возвращалась из Таганрога в Санкт-Петербург. По другим сведениям, в 1834 году в Тихвине появилась неизвестная странница Вера Александровна, которая выделялась светскими манерами, знанием придворной жизни и иностранных языков. Уже в самом ее имени многие видели намек на происшедшие события: Вера - уход от всего мирского к Богу, Александровна - в память о венценосном супруге своем. С 1840 года она была молчальницей в Новгородском Сырковом монастыре, где и скончалась в 1861 году. Сохранился портрет Веры Александровны в гробу, очень похожий на портрет императрицы Елизаветы Алексеевны. Легенда рассказывает…что смерти (или уходу из мира) императорской четы предшествовали странные события. Например, в октябре 1825 года, незадолго до кончины императора Александра I, в одну из ночей жители Таганрога видели над дворцом две звезды, которые три раза сходились и расходились. А потом одна звезда превратилась в голубя, который сел на другую звезду. Через некоторое время он исчез, а затем постепенно исчезла и вторая звезда.

Ходили слухи и о внезапной смерти императора Николая I, 30 лет железной рукой правившего Россией. Существовало даже мнение, что император отравился, не в силах пережить поражение в Крымской войне. Поражение, несомненно, приблизило смерть Николая I, но сама версия отравления в ученых кругах считается весьма сомнительной, хотя смерти этого императора предшествовал ряд таинственных и загадочных событий.

Великая княгиня Александра Иосифовна, невестка Николая I, рассказывала, что незадолго до кончины царя в его загородном доме в Гатчине ей и князю А.И. Барятинскому показался белый призрак. За несколько дней до смерти императора видение повторилось уже в Зимнем дворце, а в последние дни жизни императора большая черная птица, которая встречается только в Финляндии и считается там предвестницей зла, каждое утро прилетала и садилась на телеграфный аппарат, находившийся на башенке над комнатой, где позже умер Николай I. Часового посылали прогонять птицу, и тогда она улетела к шпицу Петропавловского собора и исчезла. Но через 26 лет такая же птица вновь появилась в Зимнем дворце, и через несколько дней от бомбы террористов погиб Александр П.

Празднование всех исторических событий, связанных с жизнью того или иного монарха, всегда сопровождалось возложением даров, которые устанавливались на их монументах. Вместе с реликвиями, хранившимися на надгробиях с момента погребения императоров, они составляли сокровищницу Петропавловского собора. Больше всего таких реликвий украшало гробницу Петра I, у его подножия императрица Екатерина II положила трофей Чесменского сражения 1770 года - флаг капитан-паши турецкого флота. Потом на надгробии Петра появилось несколько памятных медалей: золотые - к 100-летию основания Санкт-Петербурга и 200-летию со дня рождения первого русского императора, золотая и бронзовая - к 200-летию Полтавской битвы, серебряная - к 200-летию взятия Нарвы и др. На стене около надгробия в 1898 году был укреплен серебряный барельеф, изображавший памятник Петру I в Таганроге; рядом в золотом окладе висела икона с ликом апостола Петра, примечательная тем, что своими размерами соответствовала росту Петра I при рождении…

Первоначально надгробия над усыпальницами русских императоров представляли собой четырехугольные продолговатые плиты разных размеров (мраморные или из путиловско-го камня). Все они были накрыты парчовыми покрывалами. В 1824 году журнал „Отечественные записки“ сообщал, что во время путешествия по России мадам де Сталь захотела иметь сувенир с гробницы Петра I. Она попыталась отрезать кусочек парчового покрывала, однако церковный сторож заметил это. Мадам пришлось спешно покинуть собор, а успокаивать бдительного сторожа остался сопровождавший ее Вихман.

В 1865 году, во время крупной реконструкции собора, были установлены новые надгробия, проект которых выполнили архитекторы А.А. Пуаро и А.Л. Гун. Саркофаги сделали из белого каррарского мрамора с большими бронзовыми крестами на верхней грани. По углам императорских надгробий располагались бронзовые императорские орлы, в головах саркофагов крепились бронзовые доски с обозначением имени погребенного, его титула, места и даты смерти, а также даты погребения.

В 1906 году над могилами императора Александра II и его супруги - императрицы Марии Федоровны - были установлены новые надгробия. Их изготовили из полудрагоценных камней на Петергофской гранильной фабрике по проекту архитектора А.Л. Гуна. Надгробие императора было сделано из зеленой волнистой яшмы, императрицы - из розового с жилками орлеца.

В 1896–1908 годах рядом с Петропавловским собором по проекту архитектора Д. Грима и при участии архитекторов А. Томишко и Л. Бенуа была сооружена великокняжеская усыпальница на 60 гробниц. Она пристраивалась к собору с северо-восточной стороны и соединялась с ним крытой галереей.

После Октябрьской революции судьба Петропавловского собора складывалась трагично. В 1919 году его закрыли, а в самой крепости разместился отряд Красной армии. В конце 1918 - начале 1919 года у Васильевской куртины происходили массовые расстрелы заложников. Вероятно, здесь среди других были убиты и великие князья Павел Александрович, Дмитрий Константинович, Георгий и Николай Михайловичи. По предположению М.Д. Печерского и С.С. Белова, в 1919–1921 годах были разрушены гробницы в великокняжеской усыпальнице, а царские захоронения вскоре вскрыли чекисты, искавшие в них сокровища. Врачи настолько искусно забальзамировали тело императора, что он лежал как живой, простершись во весь свой огромный рост. Правая рука его покоилась на эфесе шпаги, одет император был в зеленый мундир полковника Преображенского полка. Очевидец вскрытия впоследствии вспоминал, что у Петра было гордое лицо, обрамленное темными кудрями. При снятии крышки гроба руки императора неожиданно задвигались, и это было такое грозное зрелище, что комиссары в кожаных куртках кинулись к выходу, давя друг друга и роняя факелы.

В конце мая 1992 года в усыпальнице Петропавловского собора был погребен великий князь Владимир Кириллович - правнук императора Александра II. Он умер в Париже, но завещал похоронить себя в России. В связи с этим начато восстановление всех надгробных плит великокняжеской усыпальницы.

Из книги 100 великих дворцов мира автора Ионина Надежда

«ЗАПРЕТНЫЙ ГОРОД» КИТАЙСКИХ ИМПЕРАТОРОВ Вид с вершины горы Цзиншань на императорский дворец Гугун, возведенный 500 с лишним лет назад Пекин широко раскинулся на севере Великой китайской равнины, недалеко от подножий Тайханыланского хребта и горной области Ляоси, которые

Из книги 100 великих некрополей автора Ионина Надежда

УСЫПАЛЬНИЦА КИТАЙСКОГО ПОЛКОВОДЦА ЮЭ ФЭЯ В XIII веке, когда в Южном Китае правила династия Сун, воинственные племена чжурчжэней вторглись в страну и подступили к ее столице - городу Ханчжоу. Навстречу врагу вышло войско генерала Юэ Фэя, и, хотя силы были неравные, враг был

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АН) автора БСЭ

УСЫПАЛЬНИЦА ДАТСКИХ КОРОЛЕЙ В РОСКИЛЛЕ Роскилле - древняя столица Дании, откуда ее короли мечом и огнем водворяли на островах свою власть. Сейчас в этом небольшом провинциальном городке, расположенном неподалеку от Копенгагена, проживает чуть более 30 000 человек.Из-за

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СО) автора БСЭ

ВЕЛИКОКНЯЖЕСКАЯ УСЫПАЛЬНИЦА В КРЕМЛЕ Первоначально на месте Архангельского собора Кремля, на южной стороне Боровицкого холма, была поставлена деревянная церковь в честь архангела Михаила - небесного покровителя русских князей в их ратных делах. Свидетельств о

Из книги Путешественники автора Дорожкин Николай

УСЫПАЛЬНИЦА В СМОЛЕНСКОМ СОБОРЕ НОВОДЕВИЧЬЕГО МОНАСТЫРЯ Основание Новодевичьего монастыря связано со Смоленской иконой Божьей Матери, которая, по преданию, была написана евангелистом Лукой. Сначала икона находилась в Иерусалиме, потом в Константинополе, а на Русь ее

Из книги Вокруг Парижа с Борисом Носиком. Том 1 автора Носик Борис Михайлович

УСЫПАЛЬНИЦА ТИМУРИДОВ В САМАРКАНДЕ В XV–XVII веках вблизи самаркандского Рухабада («Обитель духа» - усыпальница шейха Бурнахеддина Сагарджи) располагались небольшая мечеть, наполненный водой хауз и ворота, от которых вымощенная белыми камнями дорожка вела к ансамблю

Из книги Прогулки по Европе с любовью к жизни. От Лондона до Иерусалима автора Мортон Генри Воллам

УСЫПАЛЬНИЦА ИСПАНСКИХ КОРОЛЕЙ В августе 1557 года произошла великая битва при Сент-Квентине во Фландрии, в которой испанцы одержали победу над французами. Эта битва стала вдвойне знаменательной датой для испанцев, так как день 10 августа был днем святого Лаврентия. Однако

Из книги Я познаю мир. Чудеса света автора Соломко Наталия Зоревна

Из книги 100 великих мистических тайн автора Бернацкий Анатолий

Из книги Двор российских императоров. Энциклопедия жизни и быта. В 2 т. Том 1 автора Зимин Игорь Викторович

Острова русских императоров Передохнув около 2 месяцев, экспедиция в ноябре 1820 года снова направилась к «льдинному материку». Миновав остров Макуори, в середине декабря корабли выдержали жестокий шторм при «такой великой мрачности, что едва на 30 сажень можно было

Из книги автора

Усыпальница королей в «Красной столице» Собор Сен-Дени на древней дороге Новые хлопоты и новые соблазны Варварство великой революции.О близости Сен-Дени, его знаменитого аббатства и знаменитого собора, что всего в каких-нибудь девяти километрах от парижского собора

Из книги автора

Усыпальница Карла Эдуарда Стюарта Все знакомы с историей Карла Эдуарда Стюарта, известного под именем Красавца принца Чарли. После того, как его звезда навечно закатилась на Куллоденском поле, принц вынужден был бежать на отдаленные Гебридские острова. Некоторое время

Из книги автора

Усыпальница святого Андрея Молодой человек свалился на мою голову в тот самый момент, когда я уютно устроился на веранде отеля с бутылочкой белого «Орвието». Вид отсюда открывался самый великолепный: длинные ряды зеленеющих виноградников тянулись вдоль склона холма и

Из книги автора

Только для Императоров! История Императорского города в Пекине, куда простым смертным вход был запрещен, тесно связана с правителями династий Цинь и Мин. Это они добились высочайшей мощи империи и построили себе дворцы и храмы Запретного города, который еще и сегодня

Из книги автора

Из книги автора

Глава 8 Духовники российских императоров Взаимоотношения российских самодержцев и православной церкви имели свою весьма драматичную историю. Следует помнить, что все российские монархи были религиозными людьми, однако к православной церкви как к институту власти



Загрузка...