electricschool.ru

Тб при производстве работ по возведению монолитных жб конструкций. Технология опалубливания Общие требования безопасности

Техника безопасности при производстве арматурных работ

Устанавливаемые арматурные элементы следует обязательно закреплять, оставлять их незакрепленными не разрешается. Вязать или сваривать арматуру, стоя на привязанных или приваренных хомутах или стержнях, запрещено.

При установке арматуры колонн, стен и других вертикальных конструкций высотой более 3 м следует через каждые 2 м по высоте устраивать подмости с настилом шириной не менее 1 м и ограждением высотой не менее 0,8 м.

При вывешивании верха готового каркаса колонн и его раскреплении применяют подпорки и доски. Во время вязки и сварки вертикальных установленных каркасов стоять на их стержнях запрещено.

Нельзя находиться на арматурно-опалубочных блоках до полной их установки и закрепления.

Ходить по заармированному перекрытию разрешается только по ходам шириной 0,3 и 0,4 м, установленным на козелках.

Запрещено хранить запасы арматуры на подмостях. При установке арматуры вблизи электрических проводов, находящихся под напряжением, следует принять меры, исключающие прикосновение арматуры к проводам.

Металлическую окалину, пыль, грязь со стержней и сварных соединений удаляют ручным или механизированным способом; эту работу выполняют в защитных очках и плотных перчатках.

Перед началом электросварочных работ необходимо проверить:

  • - исправность электросварочного аппарата и изоляцию корпуса аппарата, сварочного провода и электродвигателя (у аппаратов с дистанционным управлением);
  • - наличие и правильность заземления сварочного аппарата; отсутствие вблизи места сварки (на расстоянии не менее 5 м от него) легко воспламеняющихся веществ.

Сварочные аппараты и агрегаты, установленные на открытой площадке, защищают от атмосферных осадков (навесами или брезентом) и механических повреждений.

Выполнять электросварочные работы под открытым небом во время дождя и грозы запрещено. Длина провода между питающей сетью и передвижным сварочным агрегатом для ручной дуговой сварки должна быть более 15 м. Во избежание механических повреждений провода помещают в резиновый рукав. Нельзя использовать провода с поврежденной оплеткой и изоляцией.

Выполнять сварочные работы на высоте с лесов, подмостей и люлек разрешено только после того, как будет" проверена руководителем работ надежность этих устройств, а также приняты меры, предупреждающие загорание настила и падение расплавленного металла на работающих внизу людей.

Сварщики, работающие на высоте, должны иметь пеналы или сумки для электродов и ящики для огарков. Разбрасывать огарки запрещено.

При работе с открытой электрической дугой электросварщикам необходимо защищать лицо и глаза шлемом-маской или щитком с защитными стеклами-светофильтрами. От брызг расплавленного металла или загрязнения светофильтры защищают простым стеклом.

Рабочих, помогающих электросварщику, в зависимости от условий также обеспечивают щитками и очками.

При обслуживании автоматов для сварки под флюсом необходимо использовать очки в чешуйчатой оправе с синими светофильтрами.

Техника безопасности при производстве опалубочных работ

Работы по установке и разборке опалубки на строительной площадке выполняют в строгом соответствии со СНиП 12-04-2002 «Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство».

К работе допускают только тех работников, которые прослушали инструктивный курс по технике безопасности и сдали соответствующие экзамены.

Инженерно-технический персонал должен быть хорошо ознакомлен с проектом опалубочных работ, в частности со специальными требованиями и условиями производства работ, и в процессе строительства добиваться обязательного их выполнения. Рабочим комплексных бригад необходимо знать, безопасные приемы производства всех работ, выполняемых данной бригадой. I Рабочие места должны быть свободны от материалов, мусора, отходов производства, хорошо освещены. Для опалубочных работ норма освещенности составляет 25 лк. Работать в неосвещенных местах запрещено.

Одновременное производство работ в двух и более ярусах по одной вертикали без соответствующих защитных " устройств (настилов, навесов и т. п.) не допускается.

При работе на высоте более 1,5 м (если невозможно устроить ограждения) рабочих снабжают предохранительными поясами с карабинами и указывают места надежного закрепления цепи или каната предохранительного пояса.

Опалубка и поддерживающие ее леса должны быть прочны и устойчивы, для чего их необходимо выполнять в полном соответствии с проектом. Допустимые нагрузки на настилы устанавливают расчетом. Суммарный вес материалов, находящихся людей и транспортных средств не должен превышать допустимых нагрузок. Скопление людей на настилах лесов и опалубке перекрытий не допускается.

Установку разборно-переставной опалубки на высоте 5,5 м от земли или нижележащего перекрытия можно вести с приставных лестниц или перекосных стремянок, имеющих наверху площадку с ограждением, а на высоте до 8 м -- с передвижных тележек. При большей высоте для работы опалубщиков на лесах устраивают настилы.

Настилы лесов, подмостей и стремянок, расположенных выше 1,1 м от уровня земли или перекрытия, оборудуют перильным ограждением высотой не менее 1 м, состоящим из остроганного поручня, одного горизонтального элемента и бортовой доски высотой не менее 150 мм. Бортовые доски следует ставить на настил, а элементы перил крепить к стойкам с внутренней стороны. Высоту проходов на лесах оставляют не менее] 1,8 м. Установленная опалубка перекрытий должна иметь ограждение по всему периметру.

За состоянием всех конструкций лесов и подмостей, в том числе соединений, креплений и ограждений, необходимо систематическое наблюдение. Состояние лесов и подмостей должен ежедневно перед началом смены проверять мастер, руководящий соответствующим участком работ на данном объекте.

Устанавливать кранами крупнопанельные щиты, опалубочные и арматурно-опалубочные блоки и панели, собранные из инвентарных щитов, можно в том случае, если элементы составляют жесткую систему. Освобождать установленный элемент от крюка подъемного механизма разрешено после его закрепления постоянными или временными связями {согласно проекту) и проверки надежности закрепления.

Разборку опалубки начинают только с разрешения производителя работ или мастера, а в особо серьезных случаях (например, при сооружениях больших пролетов, тонкостенных конструкциях и т. п.) -- с разрешения ответственного руководителя строительства. Перед началом разборки опалубки несущих конструкций (колонн, балок, плит и пр.) строительная лаборатория должна проверить прочность бетона. Осмотром и простукиванием нужно убедиться в отсутствии трещин и других дефектов, могущих повлечь за собой недопустимые прогибы или обрушение конструкции при снятии опалубки.

Леса разбирают, начиная с верхних ярусов, и опускают составные части при помощи кранов или простых механических приспособлений. Валить леса, а также сбрасывать с них отдельные элементы запрещено. Во время грозы и при ветре силой более 6 баллов работу с лесов, а также их монтаж и демонтаж следует прекращать,

Приготовление и нанесение любых смазок на поверхности опалубки необходимо выполнять с обязательным соблюдением всех требований санитарии и техники безопасности, так как многие смазки на основе петролату-ма, нигрола, автола, солярового масла вызывают раздражения слизистых оболочек носа и рта, оказывают вредное действие на кожный покров рук.

Техника безопасности при производстве бетонных работ

Территория бетонного завода или смесительной установки должна содержаться в чистоте, иметь асфальтовое покрытие, ровную поверхность без рытвин и ям, надлежащее электрическое освещение. Для внутреннего осмотра оборудования используют ручные лампы с напряжением 12 В. В соответствии с правилами техники безопасности устраивают проходы, проезды, лестницы, эстакады. Проходы необходимо оградить Применительно к конкретной технологии на заводе (или установке) составляют инструкцию по технике безопасности при эксплуатации моторов, электроосвещения, вентиляционных систем (обеспыливание) и паро-снабжения, с которой знакомят всех работников.

При обслуживании оборудования несколькими операторами между ними устанавливают связь с помощью световых или звуковых сигналов соответствующих рабочих мест вывешивают инструкции о порядке пуска и остановки двигателей и плакаты с обозначением сигналов. Выключатели сигналов располагают непосредственно у рабочих мест.

Если бетонная смесь при выгрузке недостаточно быстро вытекает из барабана (чаши) смесителя, то недопустимо помогать на ходу какими-либо приспособлениями (в этом случае надо временно остановить смеситель). Во время вращения барабана запрещено касаться его руками.

Нельзя выполнять очистку барабанов и чаш смесительных машин с помощью лопат и других ручных инструментов во время их вращения. Следует остановить машину и отключить ее от сети со снятием предохранителей и запиранием пускового устройства на замок.

Пребывание рабочих под поднятым и незакрепленным загрузочным ковшом смесителей запрещено. Очистку ковша можно вести только после надежного его закрепления в поднятом положении.

Приготовление в зимних условиях бетонных смесей с химическими добавками осуществляют с соблюдением специальных мер предосторожности. На емкостях, в которых готовят, хранят или переносят водный раствор нитрита натрия, должна быть надпись: «Яд--не пить!». Цистерны с нитритом натрия герметически закрывают и запирают на замок.

Устройства для подогрева воды и заполнителей паром в зимнее время и методы их эксплуатации должны отвечать требованиям техники безопасности для систем пароснабжения.

Спуск для ремонтных или иных нужд внутрь бункеров, обогреваемых с помощью острого пара, допустим лишь после полного их охлаждения и при отсутствии в них материалов. Трубопроводы для пара и горячей воды во избежание ожогов рабочих располагают не ниже 2,5 м от уровня иола.

При транспортировании бетонной смеси автобетоновозами и автомобилями-самосвалами недопустимо: находиться в кузове автомобиля-самосвала при его загрузке; не подъезжать к бровке его ближе чем на 1 м при разгрузке бетонной смеси в котлован; разгружать кузов автомобиля-самосвала на ходу (в тех случаях, когда это целесообразно по условиям технологии производства, операцию выполняют при медленном движении автомобиля под наблюдением бригадира или мастера). Наиболее целесообразно применение специальных бетоновозов, разгружаемых через откидной лоток. Эстакады и мосты оборудуют брусьями и ограждениями; между ними оставляют проход не менее 0,6 м. Тупиковые эстакады снабжают поперечными отбойными брусьями. Скорость движения автотранспорта не должна превышать 3 км/ч.

Электропровода на ленточных конвейерах заключают. в резиновые рукава; раму конвейера заземляют.

Очистку ленты, роликов и других частей конвейера выполняют только во время его остановки.

Для перехода через конвейеры, расположенные в рабочей зоне, устраивают мостики с перилами.

Машинист шахтного подъемника должен видеть места загрузки смесью внизу и разгрузки вверху. Если это требование невыполнимо, применяют систему сигнализации (звонок, телефон и др.) и устанавливают точный порядок обмена сигналами.

Такелажное оборудование кранов, подъемников и тару необходимо до начала работ испытать в соответствии с правилами Госгортехнадзора.

При подаче бетонной смеси кранами бадьи закрепляют так, чтобы случаи их произвольной разгрузки были полностью исключены. В момент выгрузки смеси расстояние от низа бадьи до поверхности, на которую производят выгрузку, не должно превышать 1 м.

При подаче бетонной смеси бетононасосом необходимо до начала работ испытать его при гидравлическом давлении, превышающем в 1,5 раза рабочее давление. Бетононасос следует связать сигнализацией с местом укладки бетонной смеси.

Во время работы бетононасоса запрещено шуровать смесь в горловине приемного бункера насоса.

Очищают бетоновод, как правило, водой. Сжатый воздух разрешено применять только в тех случаях, когда очистка водой вызывает особые затруднения в выполнении работ (например, в зимних условиях).

Бетоновод очищают при давлении воздуха не выше 1,5 МПа. После его очистки на половину длины давление воздуха постепенно понижают. Последние 1...2 звена очищают при давлении, близком к атмосферному. У выходного отверстия бетоновода устанавливают наклонный козырек, причем рабочие не должны находить- , ся ближе 10 м от выходного отверстия бетоновода.

При транспортировании бетонной смеси ручными тележками (на мелких работах) катальные ходы систематически очищают от бетона, грязи, а зимой -- от снега и льда.

Катальные щиты и доски шириной не менее 200 мм следует укладывать без порогов. При прокладке катальных ходов на высоте (над землей) ширину их принимают не менее 1,2 м. Катальные ходы и эстакады для транспортирования бетонной смеси ограждают с обеих сторон перилами высотой 1 м с бортовой доской высотой не менее 150 мм.

При опускании бетонной смеси по лоткам, звеньевым хоботам и виброхоботам загрузочные воронки, а также звенья хоботов и виброхоботов надежно прикрепляют к подмостям, опалубке или арматуре и хорошо соединяют между собой во избежание обрыва их при загрузке бетонной смесью.

Для предотвращения падения смеси мимо загрузочной воронки в уровне воронки делают сплошной настил, окружающий ее со всех сторон, или устанавливают защитные козырьки.

При укладке бетонной смеси на высоте более 3 м при отсутствии ограждений (например, при исправлении дефектов бетонирования и т. д.) бетонщик обязательно закрепляется за конструкции предохранительным поясом. Места для закрепления пояса определяет технический персонал. Предохранительные пояса должны иметь соответствующие бирки; при их отсутствии пояса необходимо испытать на прочность.

Работу по бетонированию с наружных лесов нельзя выполнять при сильном ветре (скорость 11...12 м/с), во время грозы, а также при наступлении темноты, если рабочее место недостаточно освещено.

При бетонировании сооружений в подвижных формах отверстия в рабочем полу обязательно ограждают перилами.

2.2 Установка и демонтаж всех видов переставной опалубки жилых и общественных зданий

Опалубочные работы и последующее бетонирование ведут по захваткам, размеры которых зависят от используемой опалубки, механизмов и необходимой скорости возведения конструкции. Для зданий оптимальна, например, захватка площадью по перекрытию 220...250 м 2 , что позволяет заканчивать все работы на ней в течение суток.

Щиты переставной крупнощитовой и секции объемно-переставной опалубки должны быть возможно больших размеров и массы, которые определяются грузоподъемностью крана. Целесообразно использовать опалубку размером на комнату или квартиру для получения поверхностей без рустов и перепадов. При соединении элементов опалубки в пределах помещения применяют центрирующие соединения (например, болтовые), обеспечивающие соосность и рихтовку соединяемых элементов.

При монтаже крупнощитовой опалубки вначале с помощью крана устанавливают угловые щиты, а затем последовательно щиты стен согласно разметке осей. Щит приводят в вертикальное положение и рихтуют винтовыми домкратами, прикрепленными к подкосу щита. Щиты соединяют и выверяют по оси стен. После этого с одной стороны стены щиты смазывают, монтируют арматуру, электрическую и другую разводку, проемообразователи. Наружные и внутренние щиты скрепляют стяжными болтами.

Для облегчения монтажа опалубки и повышения его точности предварительно можно устраивать маяки. Их следует выставлять особенно тщательно, проверяя проектное положение с помощью инструментов.

Щиты опалубки наружных стен монтируют с подмостей, прикрепляемых к стенам (рис. 24). Вначале монтируют и прикрепляют к стене подмости 1 , после чего краном устанавливают внутренние щиты 4 опалубки и кренят их к перекрытию. Затем ставят утеплитель (при многослойной конструкции наружных стен), арматуру, закладные детали и нижний ряд стяжных болтов 7. После этого с подмостей монтируют наружные щиты опалубки, которые последовательно присоединяют к внутренним, окончательно крепят щиты и проверяют надежность сборки.


Рис. 24.Установка щитов опалубки торцовых стен

1 - подмости, 2 - ограждение подмостей, 3 - регулируемый подкос, 4 - щит опалубки, 5 - ограждение щита, 6 - секция опалубки, 7 - стяжной болт.
При монтаже наружных щитов с помощью опорной консоли (рис. 25) через отверстие в стене нижележащего этажа пропускают болты 1 , закрепленные изнутри помещения. Опорная пята болта находится на наружной стороне стены 4. На нижней части наружных щитов устанавливают конусные ловители. В случае монтажа щитов краном конусные ловители 3 входят в болты и опорная пята скользит по наружной стороне щитов. Изнутри помещения затягивают болт, щит прижимают к забетонированной стене нижележащего этажа и временно крепят щит оттяжками. После установки утеплителя, арматуры и закладных деталей монтируют внутреннюю опалубку.

При монтаже наружных щитов после внутренних утеплитель и закладные детали наружных щитов закрепляют на щите опалубки перед монтажом. Если в качестве опалубки используют конструктивный бетон наружных стеновых панелей, их ставят до монтажа опалубки и временно раскрепляют. Окончательно панели крепят к опалубке стяжными болтами. Панели в этом случае рассчитывают на давление бетонной смеси


Рис. 25. Опорная консоль для установки щитов торговых стен:

  1. болт, 2 – щит; 3 – конусный ловитель; 4 - стена
.

Перед монтажом объемно-переставной опалубки производят разбивку осей стен и разметку секций. Вдоль фасадных стен навешивают подмости с ограждением. До установки секции опалубки устраивают маяки стен. В соответствии с разметкой при помощи крана ставят секции опалубки и приводят их в рабочее положение, Затем производят рихтовку секции по оси стены и отметке перекрытия. Закончив установку первой секции, последовательно монтируют остальные секции по длине туннеля, соединяют их с готовой, производят подгонку плоскостей секции и рихтовку туннеля по проектным отметкам, Перед монтажом опалубки крупноразмерными секциями их устанавливают краном в проектное положение, рихтуют и выверяют, После установки одного туннеля смазывают вертикальные поверхности, крепят арматуру, проемообразователи, закладные детали и последовательно монтируют секции. Предварительно смазывают боковые поверхности соседнего туннеля. Секции соединяют с секциями соседнего туннеля стяжными болтами.

Секции опалубки должны быть выверены и отрихтованы на заводе-изготовителе. Через несколько оборотов выверяют и рихтуют секции на строительной площадке. После монтажа туннелей устанавливают опалубку торцов стен и перекрытий и ограждения. Щиты опалубки торцовых наружных стен монтируют так же, как крупнощитовую опалубку.

При демонтаже крупнощитовой опалубки щиты отсоединяют один от другого, снимают сначала верхний, затем нижний ряд стяжных болтов.

Во время вращения винтовых домкратов, установленных на подкосах щита, он отрывается под действием силы тяжести и отходит от бетона. Щит стропуют и краном переставляют на новую захватку. Щиты наружных стен демонтируют с подмостей. Если щиты были смонтированы на консольных опорах, то сначала ослабляют верхние, затем нижние крепления. После этого вращением верхних стяжных болтов наружный щит, упирающийся в закрепленный на перекрытии внутренний, отрывается и отходит от бетона. После строповки щитов краном снимают стяжные болты в переставляют щит на новую захватку,

При демонтаже объемно-переставной опалубки секции отсоединяют одну от другой и отрывают от бетона боковые и горизонтальные поверхности секций. Затем с помощью винтовых домкратов ее опускают и выкатывают из забетонированного туннеля на подмости иле к проему в перекрытии для перестановки краном.

Монтаж и демонтаж опалубки по секциям малопроизводителен, Кроме того, при бетонировании неизбежны перепады поверхностей по длине туннеля. Более эффективно объединять секции крупноразмерные блоки. В этом случае для демонтажа используют подмости с откидными ограждениями. После строповки опалубку извлекают из забетонированного туннеля кареткой крана.
2.3 Правила техники безопасности при производстве опалубочных работ

К основным факторам, вызывающим травматизм опалубщиков, относятся следующие:


  • поражение электрическим током при установке металлических и деревометаллических опалубок грузоподъемными механизмами вблизи линий электросетей;

  • падение с высоты;

  • травмирование рабочих при падении незакрепленных опалубочных щитов;

  • агрессивные воздействия на кожу работающего химических составляющих смазочных материалов;

  • при использовании деревянных опалубок травмирование ступней ног гвоздями.
Условия труда при работах с современными видами опалубок формируют требования, предъявляемые к технологическим средствам безопасности.

В зависимости от назначения они могут быть разделены на следующие виды:


  • средства защиты от падения человека с высоты (ограждающие устройства, страховочные приспособления, предохранительные пояса);

  • средства защиты от травматизма при падении предметов с высоты (защитные каски);

  • средства подмащивания и другая технологическая оснастка, оказывающая положительное влияние на безопасность труда;

  • средства защиты от попадания химических веществ на кожу при смазывании опалубочных элементов (очки, резиновые перчатки, обувь).
Согласно требованиям СНиП Ш-4-80 «Техника безопасности в строительстве» "опалубку для возведения монолитных конструкций необходимо изготовлять и применять в соответствии с проектом производства работ, утвержденным в установленном порядке.

При установке элементов опалубки в несколько ярусов каждый последующий следует устанавливать только после закрепления нижнего яруса.

Размещение на опалубке оборудования и материалов, не предусмотренных проектом производства работ, а также пребывание людей, непосредственно не участвующих в производстве работ, на настиле опалубки не допускается.

Используемая инвентарная опалубка должна содержать ограждения, предупреждающие падение человека. Они должны ограждать всю захватку, подготовленную для бетонирования.

При установке объемно-переставной опалубки второго яруса на нижнем ярусе должны быть сохранены ограждающие устройства, а для подъема рабочих на второй ярус использованы легкие инвентарные переносные лестницы-стремянки.

Подъем и перемещение блоков инвентарной объемно-переставной опалубки грузоподъемными механизмами можно осуществлять лишь при закреплении блока к стропам грузоподъемного механизма в четырех точках,

При установке опалубочных блоков необходимо предупреждать их раскачивание на стропах грузоподъемного механизма.

В случае использования мелкощитовой инвентарной опалубки рабочие должны пользоваться защитным поясом во время работы на высоте. Если высота опалубливаемой конструкции превышает 4,5 м, то щиты опалубки следует устанавливать с подмостей или лесов.

Работы, выполняемые в ветреную погоду на высоте с использованием крупнощитовой опалубки, необходимо проводить с максимальной осторожностью, так как щиты опалубки отличаются большой «парусностью» и раскачиваются при порывах ветра.

При использовании скользящей опалубки необходимо соблюдать, ряд специфических требований по технике безопасности, В комплект скользящей опалубки должны входить инвентарные козырьки и ограждения, препятствующие падению предметов и людей.

Подъемные домкраты регулируют таким образом, чтобы исключить значительные перекосы опалубки во время ее перемещения.

Опалубку, применяемую для возведения монолитных железобетонных конструкций, изготовляют и применяют в строгом соответствии с проектом производства работ. При установке опалубки в несколько ярусов каждый последующий ярус устанавливают только после закрепления предыдущего.

Не допускается размещение на опалубке оборудования и материалов, не предусмотренных проектом производства работ, а также пребывание людей, не участвующих в производстве работ.

Разбирают опалубку только после достижения бетоном задан ной прочности с разрешения производителя работ, а особо ответственных конструкций - с разрешения главного инженера.

Монтируемые элементы опалубки освобождают от крюка подъемного механизма только после их временного или постоянного закрепления.

При отсутствии монтажных подмостей щиты опалубки закрепляют на несущих конструкциях и только после этого отрывают их от бетона.

На рабочем месте опалубщиков должны быть созданы безопасные условия труда. Если работы ведут одновременно на нескольких ярусах, рабочие места надежно защищают сверху и снизу на случай падения инструментов и элементов опалубки.

В местах складирования элементов опалубки ширина проходов должна быть не менее 1 м. Спуски в котлованы оборудуют лестницами с перилами.

Опалубочные щиты, элементы лесов и приспособлений поднимают и подают к месту установки в пакетах или специальных контейнерах подъемными механизмами, пакеты охватывают стропами не менее чем в двух местах. Элементы креплений и соединений (замки, зажимы, тяжи и др.) опалубки подают только в специальных контейнерах.

При нанесении смазок на опалубку пневмораспылителем рабочие должны быть в очках, респираторах, комбинезонах, рукавицах и резиновых сапогах.

На время бетонирования назначают дежурного рабочего, который периодически (1...2 раза в час) осматривает опалубку и в случае деформации отдельных ее элементов, поддерживающих стоек или других частей вызывает мастера для принятия мер по исправлению обнаруженных дефектов. Все дефекты, связанные с нарушением структуры уложенной бетонной смеси, можно исправить в течение 1...2 ч после укладки смеси.

При монтаже и демонтаже опалубки соблюдают требования техники безопасности.

Контрольные вопросы

  1. Из каких конструктивных элементов состоит опалубка?
  2. Какими приемами обеспечивают повышение оборачиваемости опалубки?
  3. Какие типы опалубок вы знаете?
  4. Какие материалы используют для изготовления элементов опалубки?
  5. Приведите схемы вертикально извлекаемой (блочной) и горизонтально извлекаемой (тоннельной) опалубок.
  6. Дайте схему и расскажите принцип работы скользящей опалубки.
  7. Из каких элементов состоит горизонтальноскользящая опалубка?
  8. Дайте схему устройства пневматической опалубки и назовите область ее применения.
  9. Каковы преимущества несъемной опалубки и где ее используют?
  10. Какова последовательность возведения опалубки ступенчатого фундамента?
  11. В какой последовательности монтируют опалубку ленточного фундамента?
  12. Приведите схемы демонтажа опалубки тоннельного типа и используемые при этом средства механизации.
  13. Какова последователь ность монтажа скользящей опалубки?
  14. В какой последовательности осуществляют демонтаж скользящей опалубки?
  15. Перечислите средства и приемы, обеспечивающие снижение сцепления бетона с опалубкой.
  16. Каковы основные правила безопасного ведения опалубочных работ?

Заготовку всех элементов опалубки лучше всего вести в специальных мастерских или на полигонах. При этом студентам запрещено работать на циркульных или продольных пилах, а заготовку и обрезку досок с использованием этих механизмов должны выполнять профессиональные рабочие.

При установке элементов опалубки в несколько ярусов по высоте каждый следующий ярус выполняют после надежного закрепления предыдущего. Запрещено одновременно производить работы в двух ярусах по одной вертикали.

При работе на высоте более 1,5 м (если невозможно устроить ограждения) рабочих снабжают предохранительными поясами с карабинами и указывают места надежного закрепления цепи или каната предохранительного пояса.

Щитовую опалубку колонн, ригелей или балок при высоте ее установки до 5 м над уровнем земли или перекрытия можно устанавливать с переносных лестниц-стремянок, оборудованных огражденными рабочими площадками. При большей высоте работы необходимо вести с инвентарных подмостей или лесов, имеющих также огражденный настил. Строители-исполнители должны иметь специальное удостоверение на право выполнения верхолазных работ.

Монтаж частей опалубки или самонесущих опалубочных блоков при их высоте более 5 м должны выполнять профессиональные рабочие не моложе 18 лет, прошедшие медицинский осмотр, имеющие разряд не ниже 3 и стаж верхолазных работ не менее 1 года. При этом обязательно использование предохранительных поясов.

По всему периметру установленной опалубки перекрытий необходимо устройство ограждений, также производится установка ограждений когда происходит снос зданий.

Подвесную опалубку железобетонных перекрытий зданий следует устраивать с такой конструкцией креплений, которая при укладке бетонной смеси не допускала бы ее смещения или раскачивания.

Командир отряда совместно с мастером и общественным инспектором по технике безопасности должны ежедневно перед началом бетонирования проверять исправность опалубки, прочность рабочих настилов и ограждений, надежность лестниц. В случае обнаружения неисправностей их устраняют до начала укладки бетонной смеси.

Нельзя допускать складирование материалов, не предусмотренное проектом, на рабочем полу опалубки, а также допускать на нем скопление людей. Запрещено складировать на подмостях элементы разбираемой опалубки, а также сбрасывать их с сооружения.

Оставленные отверстия в настилах опалубки необходимо ограждать или закрывать прочными щитами. Из использованных ранее досок следует удалять торчащие гвозди. Запрещено даже на короткое время укладывать доски или щиты остриями гвоздей вверх.

Настилы лесов, подмостей и стремянок, расположенных выше 1,1 м от уровня земли или перекрытия, оборудуют перильным ограждением высотой не менее 1 м, состоящим из остроганного поручня, одного горизонтального элемента и бортовой доски высотой не менее 150 мм. Бортовые доски следует ставить на настил, а элементы перил крепить к стойкам с внутренней стороны. Высоту проходов на лесах оставляют не менее 1,8 м. Установленная опалубка перекрытий должна иметь ограждение по всему периметру.

Строители, выполняющие опалубочные работы, должны пройти вводный инструктаж и инструктаж на рабочем месте, о чем делают соответствующие записи в журналах по технике безопасности строительных организаций. Не допускают к выполнению опалубочных работ строители, не имеющих навыков обращения с плотничным инструментом и приспособлениями. Опалубочные работы должны выполнять юноши не моложе 18 лет.

Техника безопасности при производстве опалубочных работ для монолитных конструкций

Руководители и специалисты, а также рабочие должны быть ознакомлены под роспись с ППР, в частности со специальными требованиями и условиями производства работ, и в процессе строительства добиваться обязательного их выполнения.

Рабочие места должны быть свободны от материалов, мусора, отходов производства. Освещение строительной площадки должно соответствовать требованиям СНБ 2.04.05 и ГОСТ 12.1.046. Работать в неосвещенных местах запрещено.

Одновременное производство работ в двух и более ярусах по одной вертикали без соответствующих защитных устройств (настилов, навесов и т. п.) не допускается.

При работе на высоте более 1,3 м (если невозможно устроить ограждения) рабочих снабжают предохранительными поясами с карабинами (ГОСТ 12.4.089). Места надежного закрепления цепи или каната предохранительного пояса указывают в ППР или технологических картах.

Опалубка и поддерживающие ее элементы должны быть прочны и устойчивы, для чего их необходимо выполнять в полном соответствии с проектом. Допустимые нагрузки на опалубку и настилы устанавливают расчетом. Суммарный вес материалов и находящихся людей не должен превышать допустимых нагрузок.

Установку опалубки на высоте 5,5 м от земли или нижележащего перекрытия можно вести только с навесных подмостей с ограждениями, устанавливаемых на нижний ярус опалубки.

Настилы опалубки, подмостей и стремянок, расположенные выше 1,3 м от уровня земли или перекрытия, оборудуют перильным и бортовым ограждением. Высота ограждения 1,1 м. Высоту проходов на лесах оставляют не менее 1,8 м. Установленная опалубка перекрытий должна иметь ограждение по всему периметру.

За состоянием всех конструкций опалубки и подмостей, в т.ч. соединений, креплений и ограждений, необходимо систематическое наблюдение. Состояние опалубки и подмостей должен ежедневно перед началом смены проверять мастер, руководящий соответствующим участком работ на данном объекте.

Устанавливать кранами крупноформатные опалубочные панели и блоки, собранные из щитов, можно в том случае, если элементы составляют жесткую систему. Освобождать установленный элемент опалубки от крюка подъемного механизма разрешено после его закрепления постоянными или временными связями (согласно проекту) и проверки надежности закрепления.

Разборку опалубки начинают только с разрешения производителя работ или мастера. Перед началом разборки опалубки несущих конструкций (колонн, балок, плит и пр.) строительная лаборатория должна проверить распалубочную прочность бетона.

При разборке опалубки необходимо принимать меры против падения элементов опалубки, обрушения поддерживающих элементов или конструкций. Запрещено складировать на подмостях демонтированные элементы. Из досок и фанерной палубы необходимо удалять торчащие гвозди. Все проемы, оставленные в перекрытиях, должны быть после снятия опалубки надежно ограждены.

Монтаж и демонтаж опалубки при скорости ветра более 15 м/с не допускается.

Приготовление и нанесение любых смазок на поверхности опалубки необходимо выполнять с обязательным соблюдением всех требований санитарии и техники безопасности.

Не допускается сбрасывание опалубочных элементов с высоты, демонтаж телескопических стоек и опорных башен без предварительной разборки балок, щитов и палубы.

Строповку опорных башен при монтаже их краном производить только за горизонтальные раскосы.

Опорные башни и телескопические стойки необходимо устанавливать на прочное основание. Опирать башни и телескопические стойки на грунт, снег и лед не допускается.

При установке телескопической стойки регулировочную муфту допускается вывинчивать до появления первого витка резьбы.

При укладке балок в оголовки стоек торец балки должен выступать за ось стойки не менее чем на 100 мм.

Нагрузка на телескопические стойки и опорные башни не должна превышать допустимую.

Раскосы башен должны устанавливаться в строгом соответствии со схемой их сборки. Применение неоговоренных метизов или проволочных скруток для крепления подкосов не допускается.

Укладку балок, щитов и палубы на опорные башни, стойки необходимо производить с временных подмостей или рабочих настилов, располагаемых на верхних раскосах опорных башен. Несущая способность деревянного настила, укладываемого на раскосы опорных башен, должна быть не менее 1,5 кПа.

Укладку и закрепление фанерной палубы опалубки перекрытия следует начинать со средних пролетов перекрытия. Палубу по крайнему контурному ряду перекрытия укладывают в последнюю очередь. При ее укладке рабочие должны пользоваться предохранительными поясами, закрепленными за надежные точки крепления, оговоренные в ППР или технологических картах.

Оставлять смонтированную опалубку колонны без закрепления ее регулируемыми подкосами к основанию недопустимо.

Применение кранового оборудования, кувалд, лома для отрыва опалубки не разрешается.

Строповку опалубки колонн производить в строгом соответствии с инструкцией по эксплуатации опалубки.

Складирование и перемещение отдельных опалубочных элементов рекомендуется производить в контейнерах краном.

Хождение рабочих по опалубке ригелей, балконов, краям монолитных перекрытий допускается только после закрепления палубы и щитов. При этом рабочие должны использовать предохранительный пояс и трос.

Временное складирование технологического оборудования, арматуры и т. п. на перекрытии разрешается в пределах допустимых технологических нагрузок на перекрытие, оговоренных в технологических картах.

Технологические стойки, опорные башни или страховочные подпорки следует устанавливать в строгом соответствии с технологическими картами на опалубочные работы.



Загрузка...