electricschool.ru

Решу огэ обществознанию задание 22. Основания легитимной власти в государстве

За правильное выполненное задание получишь 2 балла . задания ЕГЭ по обществознанию. На решение отводится примерно 8 минут .

Для выполнения задания 22 по обществознанию необходимо:

  • Уметь осуществлять поиск социальной информации;
  • Извлекать из текстов знания по заданным темам;
  • В вопросе часть ответа нужно дать самостоятельно. Это может быть пояснение авторского суждения, пример, теоретические знания, дополняющие приведенные в тексте аспекты.

Задачи для тренировки

Задача №1

Как Вы понимаете термин «зомбирование»? Опираясь на текст и используя обществоведческие знания, проиллюстрируйте свой ответ примерами.

Показать дополнительный текст

Наши потребности не рождаются сами по себе. Их нам изготавливают и подносят на блюдечке. Вот, например, мне всегда было до лампочки, где и в какой квартире жить…

Вот в каком мире жить приходится. Обеспечил себе жилье в центре, западную иномарку да «ролекс» - и ты уже «высший класс». Никакого смысла! Вот я о чем говорю. Наши «потребности» - это то, что нам подсовывают, а вовсе не то, что мы сами хотим. Подсовывают на блюдечке, понимаешь? То, чего люди в жизни никогда не хотели, им впаривают как иллюзию жизненной необходимости. Делать это – проще простого. Зомбируй их своей «массовой информацией», и все дела. Если жилье – то в центре, если машина – то «БМВ», если часы – то «ролекс», и так далее. Повторяй почаще – одно и то же, разными способами, по триста раз на дню – и зачастят за тобой как мантру: жилье – в центре, тачка – «БМВ», часы – «ролекс»… И каждый будет стремится все это приобрести – только чтобы почувствовать свою исключительность. Чтобы наконец стать не таким, как все.

И ты не сможет понять одного: само стремление как раз и делает его таким, как все! Но на подобные премудрости у него уже воображения не хватает. Для него эта мантра –всего лишь информация. Милая сердцу иллюзия. Для всеобщего пользования - и, конечно же, для всеобщего блага.

(Мураками «Дэнс, дэнс, дэнс».)

Задача №2

Что считается основным типом этнической общности? Дайте определение данному типу и приведите примеры всех видов указанного вами типа.

Показать дополнительный текст

Глобальный мир требует от стран и народов не только взаимодействия и сотрудничества, но и заботы о сохранении своей непохожести, культурной уникальности и гражданской целостности. Характерная черта любой этнической группы - то, что она сама классифицирует себя как отдельную группу, имеющую собственную культуру, которую она всеми способами стремится сохранить. Здесь каждый человек ощущает свою этническую идентичность – относит себя к определенной этнической общности и разделяет ее значимые ценности. Нередко такой шаг требует выбора – например, от детей в межэтнических браках или мигрантов, покинувших родные края.

Можно выделить несколько важных требований для причисления индивида к определенной этнической группе. Центральным является собственное желание индивида принадлежать общности, его самоопределение и причисление себя к тому или иному народу, которое имеет название, признаваемое всеми. Другая значимая характеристика - наличие родственных связей, общих корней членов какой-либо группы населения. Как правило, родители и предки большинства членов этнической группы входят в нее на основе унаследованной из поколения в поколение принадлежности к народу. Другие члены группы вошли в нее через брак. Однако в современном мире кровное родство все больше уступает место личным стремлениям самого индивида и его выбору.

Вместе с этим существует и гражданская (национальная) идентичность - осознание принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, имеющие для индивида значимый смысл. Она воплощается в национальном самосознании - совокупности взглядов, оценок, мнений и отношений, выражающих содержание, уровень и особенности представлений членов общности о своей истории, современном состоянии, перспективах развития.

Для каждого современного государства одной из ключевых задач стабильного развития в будущем является поиск удачного сочетания этнической и гражданской идентичности граждан, их готовность жить и работать вместе, не теряя своих исторических корней и культурных особенностей, вырабатывая общие ценности и значимые идеи.

Задача №3

О каком инстинкте цивилизованного человека говорит автор? Используя знания обществоведческого курса и факты общественной жизни, приведите аргументы, которые могут подтвердить или опровергнуть мнение о пользе для человека желания общественного признания.

Показать дополнительный текст

Когда люди уверяют, будто они безразличны к тому, что о них думают, они по большей части себя обманывают. Обычно они поступают, как им вздумается, в надежде, что никто не прознает об их чудачествах, иногда же они поступают вопреки мнению большинства, ибо их поддерживает признание близких. Право же, нетрудно пренебрегать условностями света, если это пренебрежение – условность, принятая в компании ваших приятелей. В таком случае человек проникается преувеличенным уважением к своей особе. Он удовлетворен собственной храбростью, не испытывая при этом малоприятного чувства опасности. Но жажда признания – пожалуй, самый неистребимый инстинкт цивилизованного человека. Никто так не спешит набросить на себя покров респектабельности, как непотребная женщина, преследуемая злобой оскорбленной добродетели. Я не верю людям, которые уверяют, что в грош не ставят мнения окружающих. Это пустая бравада. По сути дела, они только не страшатся упреков в мелких прегрешениях, убежденные, что никто о таковых не прознает…

Я полагаю, что совесть – это страж, в каждом отдельном человеке охраняющий правила, которые общество выработало для своей безопасности. Она – полицейский в наших сердцах, поставленный, чтобы не дать нам нарушить закон. Шпион, засевший в главной цитадели нашего «я». Человек так алчет признания, так безумно страшится, что собратья осудят его, что сам торопится открыть ворота своему злейшему врагу; и вот враг уже неотступно следит за ним, преданно отстаивая интересы своего господина, в корне пресекает малейшие поползновения человека отбиться от стада. И человек начинает верить, что благо общества выше личного блага. Узы, привязывающие человека к человечеству, - очень крепкие узы. Однажды уверовав, что есть интересы, которые выше его собственных, он становится рабом этого своего убеждения, он возводит его на престол и под конец, подобно царедворцу, раболепно склонившемуся под королевским жезлом, что опустился на его плечо, еще гордится чувствительностью своей совести. Он уже клеймит самыми жестокими словами тех, что не признают этой власти, ибо теперь, будучи членом общества, он сознает, что бессилен против них…

Задача №4

Перечислите участников избирательного процесса. Объясните их функции.

Показать дополнительный текст

Во многих странах существует проблема абсентеизма (от лат. absentia-отсутствие) - уклонения избирателей от участия в голосовании на выборах. Она есть практически везде - и в развитых демократических государствах, и в странах с низким уровнем жизни граждан. Конечно, можно просто заставить силой приходить голосовать. И так делается в ряде стран с разной степенью жесткости. Сегодня даже некоторые демократические государства устанавливают наказания в виде штрафа (например, в Бельгии и Италии). Однако, как правило, голосовать или нет решает каждый гражданин сам, и нередко получается, что дорогостоящая избирательная кампания объявляется недействительной из-за того, что в выборах не приняло участия необходимое количество граждан (в России обычно устанавливается обязательность участия не менее 25% граждан, имеющих право голоса). Приходится заново выделять средства и проводить избирательную кампанию вторично. Расходы, естественно, несем все мы, налогоплательщики, а значит будет меньше денег выделено на образование, коммунальное обслуживание, развитие транспорта и т.п. Почему же так происходит?

Причины абсентеизма могут быть разными:

  1. Полное равнодушие к политической жизни, стремление решать личные вопросы, не задумываясь о делах государства. Следует признать, что такие люди живут в мире иллюзий, так как нельзя “уйти” от политики, а если к власти придет правительство агрессоров, то не сами они будут воевать и терпеть все лишения, а простые люди и их дети. Обычно эта причина характерна для развитых демократических стран, где граждане уверены в своем будущем и сохраняется определенная стабильность. Вместе с тем не стоит забывать, что многое может измениться при равнодушии граждан.
  2. Разочарованность граждан в результате утраты доверия к претендентам на власть и политическим организациям. Такое случается, когда падает уровень жизни, а реформы не дают быстрых результатов, а также в случаях коррупции властей, повсеместных злоупотреблений чиновничества. У избирателей создается ощущение, что любой представитель власти заботится только о личной выгоде, но не задумывается об интересах народа. Как правило это происходит тогда, когда значимость результатов выборов для граждан практически незаметна, а изменения во властных структурах касаются только персонального состава, а не качественных характеристик. Все это приводит к укреплению в сознании людей стойкого скептицизма по поводу возможности повлиять на политику в принципе.
  3. Неумение делать компетентный выбор и исходящая отсюда неуверенность в его правильности. Граждане должны не только иметь желание, но и обладать определенными знаниями и умениями, связанными с избирательным процессом.

В каждом конкретном случае причины неприхода граждан на выборы могут быть самыми разнообразными, но по поводу последствий абсентеизма у политологов имеются противоположные суждения. Если одни видят в этом процесс разрыва власти и простых людей, проявления самоуспокоенности и пассивности, то находятся и те, которые видят в отказе от волеизъявления доверие граждан политическим лидерам, свидетельство интенсивной светской жизни при многочисленных возможностях для развлечений. Наконец, есть и те, кто заявляет, что на выборы должны приходить только заинтересованные и активные граждане, а выбор в данной ситуации становится более квалифицированным и компетентным.

(Политическое неучастие (абсентеизм).

Показать дополнительный текст

Проблема централизации и децентрализации государственно­го управления и законодательной власти в разных государствах и обществах проявляется по-разному в зависимости от обстоятельств, потребностей и ситуации народа и государства. Решающими тут являются состав населения, географические условия, условия эко­номические, а сегодня зачастую и культурные условия. Смотря по обстоятельствам, эта проблема предстает в некоторых государствах как федерализация, в других - как автономизация, в-третьих - как простая местная децентрализация и целесообразное разделение ком­петенций между исполнительными и законодательными органами центральными и местными. Кое-где к этому вынуждает вопрос раз­нородного состава населения, в других случаях - чересчур большая территория, в-третьих - культурная или экономическая зрелость или незрелость тех или иных областей. На европейском континенте очень частым доводом децентрализации являются исторические тра­диции и пережитки прошлого в государственном управлении, обу­словленные тем, как государства образовались или расширялись за счет разных провинций и новых территорий...

Жесткая централизация - это первое и основное условие каждой диктатуры; демократия же, напротив, свою наибольшую силу чер­пает из нравственного осознания и свободного убеждения граждан в их принадлежности к государственному и народному целому. Ло­кальное свободное самоуправление, коммунальное и городское, до­статочная децентрализация управления и законодательной власти в провинциальных или земских единицах является и всегда будет условием правильного функционирования по-настоящему демокра­тического режима. Это относится ко всем государствам, большим и малым, насколько это отвечает их географическому, экономическо­му и культурному положению...

(Бенеш Э. «Демократия сегодня и завтра»)

В двадцать втором задании ОГЭ по обществознанию выпускникам 9 классов предстоит устанавливать соответствие между данными элементами: например, функциями и их примерами, процессами и характерными для них признаками. Это задание может принести 2 балла: их ставят, если ответ полностью верен. Если же есть 1 ошибка, ставится 1 балл, а если 2 и более – 0. Несмотря на количество баллов, задание относится к базовому уровню сложности – значит, выполнить его по силу каждому, кто готовился к сдаче ОГЭ по обществознанию.

Разбор типовых вариантов задания №22 ОГЭ по обществу

Первый вариант задания

Установите соответствие между данными примерами функций государства и их видами: подберите для каждого элемента 1 столбца соответствие из 2. Ответ запишите в таблицу.

Примеры Функции
А. Государственное финансирование строительства автомобильных и железных дорог
  1. Внешняя
Б. Обеспечение правопорядка
В. Участие армии в совместных учениях с армией другой страны
Г. Разработка программы экономического развития страны
  1. Внутренняя
Д. Подписание президентом договора о дружбе и сотрудничестве с президентом другой страны

Очевидно, что к внешним функциям государства относится то, что связано с другими странами: участие в совместных учениях с армией другой страны, подписание различных международных договоров, участие в различных международных объединениях и, например, решении глобальных проблем. Среди внутренних функций государства выделяют политическую, правовую, экономическую, социальную, экологическую, культурную, образовательную и организаторскую. Финансирование строительства дорог, обеспечение правопорядка и разработка программы экономического развития страны иллюстрируют проявления этих функций. Запишем ответ:

Данное задание совсем нетрудное – для его успешного выполнения даже не обязательно иметь какие-то особенные знания курса обществознания. Буддисты и мусульмане – последователи определенных религий, значит, данная общность выделена по религиозному критерию. Удмурты и татары – определенные народности, выделенные по этносоциальному критерию и ни в коем случае не по территориальному: ведь в Удмуртии и в Татарстане проживают не только лица указанных народностей, и то, что человек живет в Татарстане, не делает его татарином. А вот москвичи – пример общности, выделенной по территориальному признаку. Запишем ответы:

Прямая демократия происходит тогда, когда важные политические решения принимаются напрямую гражданами: чаще всего это происходит путем участия во всенародном голосовании. А представительная – это когда народ признается источником власти, но непосредственно управлением страной занимаются представительные органы, члены которых были выбраны гражданами раннее. Из этого следует, что к прямой демократии относятся выборы и референдум, а к представительной – деятельность парламента. Получаем ответ.

Каталог заданий.
Задания 15. Задание на установление соответствия

Сортировка Основная Сначала простые Сначала сложные По популярности Сначала новые Сначала старые
Пройти тестирование по этим заданиям
Вернуться к каталогу заданий
Версия для печати и копирования в MS Word

Установите соответствие между примерами деятельности государства и функциями государства в рыночной экономике: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

А Б В Г Д

Пояснение.

Общественные блага - блага, обладающие следующими признаками: признак неисключения - практически невозможно исключить человека из круга потребителей данного блага; признак неконкурентности в потреблении - потребление блага одним человеком не уменьшает возможностей потребления его другим; признак неделимости - благо нельзя разложить на отдельные единицы.

A) обеспечение охраны правопорядка - производство общественных благ;

Б) организация работы общественного транспорта - производство общественных благ;

В) выплата пенсий, субсидий - социальное обеспечение населения;

Г) государственное финансирование строительства диагностических медицинских центров - производство общественных благ;

Д) бесплатное обеспечение отдельных групп граждан лекарственными препаратами - социальное обеспечение населения.

Ответ: 22121.

Ответ: 22121

Источник: ГИА по обществознанию 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1302.

Установите соответствие между характерными чертами и областями (формами) культуры: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г Д

Пояснение.

Наука - сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о действительности. Основой этой деятельности является сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация.

Религия - особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).

A) логичность и доказательство выводов - наука;

Б) теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир - наука;

В) вера в сверхъестественное - религия;

Г) строгое следование ритуалам - религия;

Д) объективное отражение действительности - наука.

Ответ: 22112.

Ответ: 22112

Источник: ГИА по обществознанию 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1304.

Установите соответствие между признаками и видами политических режимов: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г Д

Пояснение.

Главными признаками демократического являются: гарантии прав и свобод человека; признание политических прав и свобод граждан в таком объеме, который позволяет легально действовать не только партиям и организациям, поддерживающим политику правительства, но и партиям и организациям оппозиционным; наличие представительных органов власти, формируемых на основе всеобщих, свободных и справедливых выборов; построение государственной власти по принципу «разделения властей», причем единственным законодательным органом считается парламент; политический плюрализм; публичность власти.

Признаки тоталитарного режима:

1) государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти;

2) общество практически полностью отчуждено от политической власти, но оно не осознает этого; в политическом сознании формируется представление о "единстве", "слиянии" власти и народа; монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией, вплоть до личной жизни, до мотивов поступков людей;

3) абсолютная «правовая», а точнее антиправовая, регламентация общественных отношений, которая базируется на принципе «дозволено только то, что прямо разрешено законом»;

4) государственная власть формируется бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам, окружена непроницаемой стеной и недоступна для контроля со стороны народа;

5) доминирующим методом управления становится насилие, принуждение, террор;

6) господство одной партии, фактическое сращивание ее профессионального аппарата с государством, запрет оппозиционно настроенных сил;

7) права и свободы человека и гражданина носят декларативный, формальный характер, отсутствуют веские гарантии их реализации;

8) экономической основой выступает крупная собственность: государственная, монополистическая, общинная;

9) наличие одной официальной идеологии, плюрализм фактически устранен; централизация государственной власти в руках диктатора и его окружения;

10) невозможность контроля со стороны общества за деятельностью репрессивных государственных органов;

11) государственная власть осуществляется по своему усмотрению, произволу, без учете, мнения большинства, в противоречии с демократическими механизмами, нормами и институтами.

А) свободные выборы в органы государственной власти - демократический.

Б) правовое государство - демократический.

В) обязательная государственная идеология - тоталитарный.

Г) всеобъемлющий постоянный контроль жизни человека и общества - тоталитарный.

Д) многопартийная система - демократический.

Ответ: 11221.

Ответ: 11221

Источник: ГИА по обществознанию 31.05.2013. Основная волна. Сибирь, Даль­ний Восток. Вариант 1305.

Установите соответствие между примерами и функциями государства, которые они иллюстрируют: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г Д

Пояснение.

Внутренние функции государства:

1. Правовая функция - обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан, охрана прав и свобод человека и гражданина.

2. Политическая функция - обеспечение политической стабильности, выработка программно-стратегических целей и задач развития общества.

3. Организаторская функция - упорядочивание всей властной деятельности, осуществление контроля за исполнением законов, координация деятельности всех субъектов политической системы.

4. Экономическая функция - организация, координация и регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, планирования, создания стимулов экономической активности, осуществления санкций.

5. Социальная функция - обеспечение солидарных отношений в обществе, сотрудничества различных слоёв общества, реализации принципа социальной справедливости, защита интересов тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни (инвалиды, пенсионеры, матери, дети), поддержка жилищного строительства, здравоохранения, системы общественного транспорта.

6. Экологическая функция - гарантирование человеку здоровой среды обитания, установление режима природопользования.

7. Культурная функция - создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности, гарантирование открытого информационного пространства, формирование государственной культурной политики.

8. Образовательная функция - деятельность по обеспечению демократизации образования, его непрерывности и качественности, предоставлению людям равных возможностей получения образования.

Внешние функции государства:

1. Внешнеполитическая функция - развитие дипломатических отношений между государствами, заключение международных договоров, участие в международных организациях.

2. Функция обеспечения национальной безопасности - поддержание достаточного уровня обороноспособности общества, защита территориальной целостности, суверенитета и безопасности государства.

3. Функция поддержания мирового порядка - участие в развитии системы международных отношений, деятельность по предотвращению войн, сокращению вооружений, участие в решении глобальных проблем человечества.

4. Функция взаимовыгодного сотрудничества в экономической, политической, культурной и других сферах с другими государствами.

A) обеспечение правопорядка - внутренние.

Б) подписание президентом договора о дружбе и сотрудничестве с главой соседнего государства - внешние.

В) разработка правительством долгосрочной программы экономического развития страны - внутренние.

Г) участие армии в военных учениях совместно с армией другого государства - внешние.

Д) государственное финансирование строительства автомобильных и железных дорог - внутренние.

Ответ: 21212.

Ответ: 21212

Б В Г Д

Пояснение.

Виды потребностей: материальные; биологические; социальные; духовные; этические; эстетические и др.

А) отдых и сон - биологические.

Б) общение с друзьями - социальные.

В) реализация своих потребностей - социальные.

Г) самосохранение - биологические.

Д) карьерный рост - социальные.

Ответ: 12212.

Ответ: 12212

Подготовка к ОГЭ по обществознанию. Задания 21,22,23.

Задания 21 проявляют умение сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и отличия.

1.В приведенном списке перечислены черты сходства и отличия понятий «общество» и «природа». Выберите и запишите в первую колонку порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.

1) в широком смысле это весь материальный мир

2) это естественные условия обитания человека

3) это окружающая человека среда

4) Это совокупность всех людей

2. В приведенном списке перечислены черты сходства и черты отличия простых и сложных типов общества. Выберите и запишите в первую колонку порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.

2) нет государственного аппарата

3) отсутствует социальное расслоение

3. В приведенном списке перечислены черты традиционного общества и индустриального общества. Выберите и запишите в первую колонку порядковые номера черт традиционного общества, а во вторую колонку – порядковые номера черт индустриального общества.

1) передача знаний непосредственно от стариков к молодежи

2) развитие сети образовательных учреждений

3) господство религии

4) бурное развитие науки

4. В приведенном списке перечислены черты сходства и черты отличия аграрного и индустриального типов общества. Выберите и запишите в первую колонку порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.

1) часть материального мира, обособившаяся от природы

2) основная часть населения занята в с/х

3) большинство населения занято на промышленном производстве

4) этап в историческом развитии конкретного народа

5. В приведенном списке перечислены черты сходства и черты отличия моральных и религиозных норм. Выберите и запишите в первую колонку порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.

1) выполняют функцию регулятора поведения человека

2) возникли до появления государства

3) основаны на мнении людей о правильном поведении

4) регулируют поведение людей, разделяющих определенные верования

6. В приведенном списке перечислены черты сходства и черты отличия понятий «искусство» и «наука». Выберите и запишите в первую колонку порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.

1) отражает представления человека о мире и своем месте в нем

2) не зависит от мнения конкретного человека

3) выражает точку зрения конкретного человека

4) является частью духовной жизни человека

7. В приведенном списке перечислены черты сходства и черты отличия понятий «народная культура» и «массовая культура». Выберите и запишите в первую колонку порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.

2) произведения доступны для восприятия без дополнительной подготовки зрителя

3) широкий охват аудитории

4) возникла в связи с появлением СМИ

8. В приведенном списке перечислены черты сходства и черты отличия корпоративного и партнерского предпринимательства. Выберите и запишите в первую колонку порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.

1) является участником рыночных отношений

2) является товариществом, принадлежащим нескольким лицам

3) является хозяйственным обществом, объединением лиц и капиталов

4) главная цель деятельности – извлечение прибыли путем оказания услуг и продажи товаров

9. В приведенном списке перечислены черты сходства и черты отличия прямых и косвенных налогов. Выберите и запишите в первую колонку порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.

1) обязательные платежи, взимаемы государством

2) поступают в доходную часть бюджета

3) взимаются непосредственно с дохода и имущества

4) включены в стоимость товара или услуги

10. В приведенном списке перечислены черты сходства и черты отличия роли государства в рыночной и в командной экономике. Выберите и запишите в первую колонку порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.

1) создает правовую базу для развития экономики

2) обеспечивает сбор налогов

3) устанавливает основные цены на потребительские товары

4) определяет необходимое количество всех товаров и услуг в стране

11. В приведенном списке перечислены черты сходства и черты отличия понятий «этнос» и «класс». Выберите и запишите в первую колонку порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.

2) занимает определенное место в системе производства

3) относится к большим социальным группам

4) характеризует достигаемый статус личности

12. В приведенном списке перечислены черты сходства и черты отличия понятий «класс» и «страта». Выберите и запишите в первую колонку порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.

1) характеризует положение человека в обществе

2) группа людей, объединенных по способу получения дохода

3) группа людей, объединенная по совокупности сходных черт

4) позволяют выстроить социальную иерархию конкретного общества

13. В приведенном списке перечислены черты сходства и черты отличия понятий «страна» и «государство». Выберите и запишите в первую колонку порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.

1) территория с определенными границами

2) имеет определенный тип режима власти

3) наличие государственного суверенитета

4) имеет органы и структуру и управления

14. В приведенном списке перечислены черты сходства и черты отличия абсолютной и ограниченной монархии. Выберите и запишите в первую колонку порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.

1) монарх передает свою власть по наследству

3) власть монарха священна

4) это форма правления

15. В приведенном списке перечислены черты сходства и черты отличия понятий «форма правления» и «политический режим». Выберите и запишите в первую колонку порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.

1) зависит от формального источника власти в стране

2) является одной из характеристик формы государства

3) зависит от методов осуществления государственной власти

4) может видоизменяться с течением времени

16. В приведенном списке перечислены черты сходства и черты отличия понятий «государство» и «правовое государство». Выберите и запишите в первую колонку порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.

1) верховенство закона

2) наличие органов и структуры правления

3) государственный суверенитет

4) система разделения властей

17. В приведенном списке указаны черты сходства и черты отличия запрещающих и управомочивающих норм права. Выберите и запишите в первую колонку порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.

1)определяют правила поведения людей

2) ограничивают возможность совершения определенных поступков

3)предписывают гражданам совершать определенные поступки в определенных ситуациях

4) зафиксированы в нормативно-правовых документах

18. В приведенном списке указаны черты сходства и черты отличия между юридическими и физическими лицами. Выберите и запишите в первую колонку порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.

1) это только люди

2) участники правоотношений

3) несут ответственность за нарушение норм права

4) это организации и люди

Задания 22 проверяют умение устанавливать соответствие между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями

1.Установите соответствие между реформой, революцией и их характеристиками

А) изменения носят плавный характер 1) реформа

Б) частичное усовершенствование в отдельных областях жизни 2) революция

В) полное или комплексное изменение всех сторон жизни

Г) имеет скачкообразный характер

2. Установите соответствие между общественными сферами и отношениями, которые они регулируют

Отношения Сферы общества

А) работника и работодателя 1) экономическая сфера

Г) покупателя и продавца

Запишите в таблицу выбранные цифры

3. Установите соответствие между фактами и сферами общественной жизни

Факты Сферы общественной жизни

А) заполнение налоговой декларации 1) политическая

Б) выборы депутатов Госдумы 2) экономическая

В) создание политической партии

Г) введение налога на добавленную стоимость

Запишите в таблицу выбранные цифры

4. Установите соответствие между общественными сферами и отношениями, которые они регулируют

Отношения Сферы общества

А) поставщика сыра и производителя товара 1) экономическая

Б) избирателя и кандидата в депутаты 2) политическая

В) лидера парламентской фракции и члена партии

Г) покупателя и продавца

Запишите в таблицу выбранные цифры

5. Установите соответствие между статьями государственного бюджета и примерами

Примеры Статьи государственного бюджета

А) прибыль от внешнеэкономической деятельности 1) расходная часть

Б) стипендии студентов 2) доходная часть

В) акцизы

Г) пособие по безработице

Запишите в таблицу выбранные цифры

6. Установите соответствие между видами трудовой деятельности и профессиями

Профессии Виды трудовой деятельности

А) учитель 1) производительный труд

Б) строитель 2) непроизводительный труд

В) менеджер

Г) сталевар

7. Установите соответствие между нацией, народностью и их характеристиками

Характеристики Понятия

А) хронологически следует после племени 1) нация

Б) высший тип этноса 2) народность

В) языковая, территориальная, экономическая и культурная

общность

Г) связана с существованием развитого государства

8. Установите соответствие между типами социального деления общества и их характеристиками

Характеристики Типы социального деления

А) принадлежность к социальной группе не передается 1) нация

по наследству 2) класс

Б) принадлежность к социальной группе определяется в

связи с правом собственности на средства производства

В) принадлежность к социальной группе определяется по рождению

Г) наличие общих ценностей и институтов

9. Установите соответствие между функциями права и их примерами

Примеры Функции права

А) регулирование общественных отношений 1) регулятивная

Б) установление юридической ответственности 2) охранительная

нарушителей права

В) защита интересов людей

Г) установление моделей поведения участников общественных

отношений

Задания 23 проверяют умение различать в социальной информации факты и мнения

1.(А) Формирование личности происходит под влиянием социального окружения. (Б) Принято считать, что человек личностью не рождается, а становится. (В) В формировании личности играют роль и природные способности.

  1. Отражают факты
  2. Выражают мнения

2.(А) Инстинкты и рефлексы присущи как человеку, так и животному. (Б) Считается, что человеку необходимо осознавать, в чем именно он нуждается, чтобы удовлетворять свои потребности. (В) Это чисто человеческое качество, не присущее животным.

Определите, какие положения текста

  1. Отражают факты
  2. Выражают мнения


Загрузка...