electricschool.ru

Кем был евангелист Марк? Иоанн Богослов. Кто есть кто — Евангельские места. Путеводитель

Являются ли Евангелия Нового Завета истинной историей Иисуса Христа, засвидетельствованной его современниками, или же с годами эта история претерпела изменения? Должны ли мы принимать описания жизни Иисуса Христа в Новом Завете на веру, или же тому есть веские исторические доказательства?

Покойный Питер Дженнингс, ведущий телеканала новостей ABC News, вел однажды специальный телерепортаж из Израиля об Иисусе Христе. В своей телепередаче «В поисках Иисуса Христа» он попытался найти ответ на вопрос, был ли Иисус Христос исторически верно отражен в Новом Завете.

Дженнингс попросил выразить свое мнение по этому вопросу Джона Доминика Кроссана, профессора Университета Де Поля, его трех коллег из группы исследователей жизни Христа под названием «Jesus Seminar» и еще двух других исследователей Библии. (Группа «Jesus Seminar» – это организация исследователей, которые обсуждают записанные проповеди и деяния Иисуса Христа, и затем голосуют с помощью красных, розовых, серых или черных бусинок, выражая таким образом степень доверия к утверждениям в Евангелии).

Некоторые комментарии были ошеломляющими. На общенациональном телевидении профессор Кроссан не только поставил под сомнение более 80 процентов изречений Христа, но также его утверждения о своей божественности, его чудотворстве и воскресении. Такой образ Иисуса, представленный Кроссаном, заинтриговал Дженнингса.

Поиск истинной библейской истории всегда вызывает большой резонанс. Именно поэтому журналы Time и Newsweek ежегодно выносят на обложки своих изданий заглавия больших статей о Марии, Иисусе Христе, Моисее или Аврааме. Или, кто знает? Может быть в этом году эта будет статья о «Бобе: нерассказанная ранее история пропавшего 13-го ученика Христа».

Все это делается для развлечения, и поэтому такое расследование может проводиться бесконечно, не давая ответов, а иначе пришлось бы закрыть будущие телепрограммы. Вместо этого нам подбрасывают людей с радикально противоположными взглядами как в эпизоде телесериала «Победитель» (Survivor), безнадежно затуманивая вопрос, а не внося ясность.

Но в своей программе Дженнингс обратил внимание на один вопрос, который заслуживает серьезного рассмотрения. Кроссан намекал на то, что первоначальные повествования о жизни Христа были приукрашены, как это обычно бывало при устных рассказах, а их запись была сделана уже после смерти его учеников. Они, таким образом, по большому счету ненадежны и дают нам искаженный образ Иисуса Христа. Как можно выяснить, правда ли это?

Неправильный перевод?

Итак, о чем же говорят свидетельства? Начнем с двух простых вопросов: Когда были написаны оригиналы документов, вошедших в Новый Завет? И кто их написал?

Важность этих вопросов должна быть очевидна. Если история жизни Христа была записана после смерти очевидцев, то никто не сможет подтвердить ее точность. Но если повествования Нового Завета были записаны еще при жизни его первых учеников, тогда можно будет полагаться на их подлинность. Апостол Петр мог дать ответ, не подделан ли этот документ, заявив «Послушайте, я его не писал». А Матфей, Марк, Лука и Иоанн могли бы дать ответы сомневающимся в их описаниях жизни Иисуса Христа.

Авторы Нового Завета утверждали, что записали историю жизни Христа со слов очевидцев. Апостол Петр в одном из своих писем сказал так: «Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия» (2-е Петра 1:16).

Главной частью Нового Завета являются 13 писем апостола Павла, в которых он обращается к молодым церквям и молодежи. Письма апостола Павла, датированные периодом между серединой 40-х и серединой 60-х г.г. (через 12 — 33 года после смерти Христа), являются самыми ранними описаниями жизни и учения Иисуса Христа. Уилл Дюрант писал об исторической важности писем апостола Павла следующее: «Христианские доказательства жизни Христа начинаются с писем, которые приписываются перу Святого Павла. … Никто не подвергает сомнению существование апостола Павла и его неоднократные встречи с апостолами Петром, Иаковом и Иоанном; и апостол Павел с завистью признает, что они знали Иисуса Христа во плоти».

Но правда ли это?

В книгах, журналах и документальных телепередачах участники группы «Jesus Seminar» предполагают, что Евангелия были написаны неизвестными авторами не ранее 130 — 150 г.г. Если этот более поздний период считать правильным, то с момента смерти Христа до написания Евангелия получается разрыв примерно в 100 лет (ученые считают, что смерть Иисуса Христа имела место между 30 и 33 г.г.). И поскольку на тот момент никого из очевидцев не было в живых, Евангелия могли написать только никому не известные самозванные авторы.

Итак, какими доказательствами мы располагаем о том, когда действительно были записаны в Евангелия повествования о жизни Иисуса Христа? Большинство исследователей сходится во мнении, что Евангелия были записаны в первом веке. Они приводят несколько причин, которые мы рассмотрим в этой статье ниже. А пока отметим, что в своих выводах они серьезно опираются на три основные вида доказательств:

  • ранние документы таких еретиков, как Маркион и школа Валентина, со ссылками на книги, темы и строфы из Нового Завета (см. « «)
  • многочисленные записи ранних христианских авторов, таких как Климент I, Игнатий и Поликарп
  • обнаруженные фрагменты копий Евангелия, датированные по углероду около 117 г.

Библейский археолог Вильям Олбрайт в результате своих исследований пришел к выводу, что все книги Нового Завета были написаны еще при жизни апостолов. Он писал: «Мы можем теперь с уверенностью сказать, что больше уже нет веских оснований датировать книги Евангелия позднее приблизительно 80 года, т. е. на целых два поколения раньше периода между 130 и 150 г.г., предлагаемых сегодня наиболее радикальными критиками Нового Завета». В других заявлениях Олбрайт указывал, что Новый Завет был написан «по всей вероятности, в период приблизительно между 50 и 75 г.г.»

Известный своим скептицизмом исследователь Джон А. Т. Робинсон датирует Новый Завет даже более ранним периодом, чем самые консервативные ученые. В своем труде «Пересмотр датирования Нового Завета» (Redating the New Testament ) Робинсон утверждает, что Новый Завет был написан между 40 и 65 г.г., то есть не позже, чем через семь лет после смерти Христа. Если это правда, то любые исторические ошибки были бы тотчас же вскрыты как очевидцами, так и противниками христианства.

Поэтому давайте рассмотрим целый ряд подсказок, обозначивших путь от оригиналов до копий Нового Завета наших дней.

Без копировального аппарата

Первые записи апостолов были почитаемы. Церкви изучали и передавали их, бережно храня как дорогое сокровище.

Но, увы, неоднократная конфискация этих записей властями Римской империи, два тысячелетия и второй закон термодинамики сыграли свою роль. Что же осталось сегодня от тех оригиналов? Ничего. Все оригинальные рукописи пропали (хотя каждую неделю исследователи Библии, несомненно, смотрят телепередачу «Неожиданные антикварные находки» (Antiques Roadshow ) в надежде на счастливую находку).

Но нужно сказать, что судьба Нового Завета не уникальна; ни один из древнейших исторических документов, сопоставимых по значимости с ним, также не дошел до наших дней. Историки не очень обеспокоены отсутствием оригинальных рукописей, если у них есть надежные копии. Но есть ли древние копии Нового Завета, и если они существуют, то насколько они соответствуют оригиналам?

По мере того как количество церквей росло, под надзором Церкви тщательно создавались сотни новых копий. Каждая буква старательно переписывалась на пергамент или папирус. И поэтому сегодня ученые имеют возможность изучать сохранившиеся копии (и копии копий, и копии копий других копий, ну и так далее – вы понимаете), чтобы определить подлинность документа и приблизительно представить, как выглядели оригиналы.

Фактически, ученые, изучающие древнюю литературу, изобрели научный способ текстовой критики при изучении таких произведений, как «Одиссея», сравнивая их с другими древними текстами для определения их точности. И совсем недавно военный историк Чарльз Сандерс добавил к критике текста трехстороннюю проверку, которая включает не только проверку верности копии, но и учитывает репутацию авторов. Его проверка включает:

  1. Библиографическую проверку
  2. Проверку посредством внутренних доказательств
  3. Проверку посредством внешних доказательств

Давайте посмотрим, что получится, если мы применим эти проверки к ранним рукописям Нового Завета.

Библиографическая проверка

Суть этой проверки – в сравнении исследуемого документа с другими материалами древней истории этого же периода. Задается несколько вопросов:

  • Сколько существует копий оригинала?
  • Какой разрыв во времени между оригиналом и самыми ранними копиями?
  • Насколько этот документ сопоставим с другими древними источниками этого исторического периода?

Представьте, если бы у нас было всего две или три копии оригинальных рукописей Нового Завета. Выборка была бы настолько мала, что мы вряд ли смогли бы проверить точность документа. С другой стороны, если имеются сотни или даже тысячи копий, то мы смогли бы легко выявить ошибки, внесенные при небрежном копировании.

Итак, насколько Новый Завет сопоставим с другими древними документами в отношении как количества копий, так и временного разрыва с оригиналом? Сегодня существует более 5000 рукописей Нового Завета в оригинальном варианте на греческом языке. А если подсчитать количество переводов на другие языки, то их число просто потрясает – 24 000, датируемые периодом со 2-го по 4-й век.

Сравните это число с количеством копий второго наиболее задокументированного древнего исторического труда – «Илиады» Гомера, которая имеет 643 копии. Нужно помнить и о том, что самые древние исторические документы имеют намного меньше существующих рукописей, чем этот документ (обычно меньше 10). Исследователь Нового Завета Брюс Метцгер замечает: «Такой контраст количества копий [по сравнению с другими древними рукописями] ставит критика текста Нового Завета просто в неловкое положение из-за изобилия материала».

Временной разрыв

Значительно не только количество рукописей, но и временной разрыв между моментом написания оригинала и датой копии. Если копирование происходит в течение тысячелетий, трудно сказать, во что превратится оригинал со временем, но если копирование охватывает сотню лет, ситуация иная.

Немецкий критик Фердинанд Христиан Баур (1792–1860 г.г.) однажды заявил, что Евангелие от Иоанна не могло быть написано ранее приблизительно 160 г.; поэтому оно не могло быть написано Иоанном. Если это правда, то такое заявление не только подрывает подлинность писаний Иоанна, но и бросает тень подозрения на весь Новый Завет. Но затем в Египте был обнаружен тайник с папирусными фрагментами Нового Завета, который содержал фрагмент Евангелия от Иоанна (а именно фрагмент P52: Иоанна 18:31-33), датируемый приблизительно периодом через 25 лет после написания оригинала Иоанном.

Метцгер объясняет: «Подобно Робинзону Крузо, который, увидев в песке единственный след, заключил, что на острове вместе с ним присутствует еще один человек, так же и P52 [номер найденного фрагмента] подтверждает существование и использование четвертого Евангелия в первой половине второго века в провинциальном городке на реке Нил, далеко от исторического места его написания (г. Эфес в Малой Азии).» Так, находка за находкой, археологи обнаруживали копии главных частей Нового Завета, датируемых в пределах 150 лет со времени написания оригиналов.

Большинство других древних документов имеют временной разрыв от 400 до 1400 лет. Например, труд Аристотеля «Поэтика», написан около 343 г. до н.э., а его самая ранняя копия датирована 1100 г. при наличии всего пяти копий. И при этом никто не собирается искать исторические подтверждения Платона, что Аристотель был пожарником, а не философом.

Фактически, существует почти полная копия Библии под назаванием Codex Vaticanus, которая была написана приблизительно через 250 — 300 лет после первых записей, сделанных апостолами. Старейшая полная копия Нового Завета, написанная унциальным письмом, называемая Codex Sinaiticus, находится в настоящее время в Британском музее.

Как и Codex Vaticanus, она датируется четвертым веком. Vaticanus и Sinaiticus относятся к начальному периоду христианской истории и, будучи мало отличимы друг от друга, как и другие библейские рукописи, дают нам очень хорошее представление о том, что говорилось в оригиналах.

Даже такой критик-исследователь, как Джон А. Т. Робинсон признает: «Изобилие рукописей и, самое главное, небольшой временной интервал между оригиналами и самыми ранними сохранившимися копиями позволяют заключить, что этот документ находит наилучшее подтверждение своей подлинности, чем какой-либо другой древний исторический документ». Профессор юриспруденции Джон Уорвик Монтгомери подтверждает: «Подвергать скептицизму итоговые книги Нового Завета означает позволить всей классической античной литературе кануть в неизвестность, поскольку ни один из документов античного периода не имеет такого библиографического подтверждения, как Новый Завет «.

Смысл таков: Если Новый Завет был написан и распространялся в период, близкий по времени к действительным событиям, то описания Иисуса Христа в нем скорее всего точные. Но внешние доказательства не являются единственным ответом на вопрос о надежности; исследователи также используют внутренние доказательства, чтобы ответить на этот вопрос.

Обнаружение копии Codex Sinaiticus

В 1844 г. немецкий ученый Константин Тишендорф занимался поиском рукописей Нового Завета. В библиотеке монастыря Святой Катерины на горе Синай он случайно обнаружил корзину, полную каких-то старинных листов. Он был одновременно шокирован и обрадован. Ему никогда не приходилось видеть такие старые греческие рукописи. Тишендорф поинтересовался у библиотекаря, что это за страницы, и был потрясен, узнав что их выбросили в мусор и использовали для разжигания огня. Две корзины таких бумаг были уже сожжены!

Энтузиазм Тишендорфа вызвал недоверие у монахов, и они больше не стали показывать ему никаких рукописей. Однако разрешили ему взять 43 найденные страницы.

Спустя 15 лет, Тишендорф вернулся в синайский монастырь, на этот раз с помощью русского царя Александра II. В монастыре один из монахов провел Тишендорфа в свою келью и протянул обернутую материей рукопись, которая хранилась на полке вместе со столовой посудой. Тишендорф тотчас же узнал бесценные оставшиеся страницы рукописей, которые он видел раньше.

Монастырь согласился передать рукопись российскому царю как защитнику Греческой Православной церкви. А в 1933 г. Советский Союз продал эту рукопись Британскому музею за 100,000 фунтов стерлингов.

Codex Sinaiticus является одной из старейших полных рукописей Нового Завета и одной из самых важных. Некоторые предполагают, что она является одной из 50 Библий, которую император Константин заказал у Папы Римского Евсевия в начале четвертого века. Codex Sinaiticus оказала значительную помощь исследователям в проверке точности Нового Завета.

Проверка посредством внутренних доказательств

Как хорошие следователи, историки проверяют надежность информации по внутренним подсказкам. Такие подсказки открывают, чем были движимы авторы и насколько охотно они делились подробностями, которые можно проверить. Ключевыми внутренними подсказками, по которым исследователи проверяют надежность данных, являются следующие:

  • согласованность информации очевидцев
  • подробности имен, названий и событий
  • письма, адресованные отдельным лицам или небольшому кругу лиц
  • информация, ставящая авторов в неловкое положение
  • наличие неактуального или непродуктивного материала
  • отсутствие актуального материала

Давайте возьмем в качестве примера фильм «В лучах славы» (Friday Night Lights ). Он снят на основе якобы реальных исторических событий, но, как и во многих фильмах, в которых эта связь с реальными событиями слабая, это вызывает постоянные сомнения: «Действительно ли все было так?» Как же определить историческую достоверность фильма?

Одной подсказкой к ответу будет наличие неактуального материала. Скажем, в середине фильма тренеру вдруг звонят и сообщают, что у его матери обнаружили рак мозга. Это событие никак не вписывается в сюжет и больше никогда не упоминается. Единственное объяснение этого ни с чем не связанного факта – то, что это действительно имело место, и режиссер желал, чтобы этот исторически верный момент присутствовал.

Еще один пример из того же фильма. Следуя развитию драматических событий, мы хотим, чтобы команда Permian Panthers выиграла чемпионат штата. Но этого не происходит. У нас возникает чувство, что нагнетание драматизма не соответствует развязке, и мы сразу понимаем это потому, что в реальности команда Permian проиграла игру. Присутствие такого материла, не приводящего к желаемой развязке, также является подсказкой того, насколько исторически точен материал.

И, наконец, использование настоящего города и знакомых местных ориентиров, таких как стадион Astrodome в г. Хьюстоне, заставляет нас посредством этих элементов поверить в историчность происходящего, поскольку эти факты легко подтвердить или фальсифицировать.

Это всего лишь несколько примеров того, как внутренние доказательства приводят нас к выводу об исторической достоверности или фальсификации документа. Мы вкратце рассмотрим внутренние доказательства историчности Нового Завета.

Несколько аспектов Нового Завета помогают нам определить его достоверность на основе его собственного содержания и качества.

Последовательность

В поддельных документах или нет свидетельств очевидцев, или приводимые факты непоследовательны. Поэтому явные противоречия в текстах Евангелий подтверждали бы, что в них есть ошибки. И в то же время, если в каждом Евангелии говорится одно и то же, это вызывало бы подозрение в сговоре. Это было бы похоже на соглашение соучастников заговора по каждой мелочи преступной схемы. Слишком большое совпадение деталей точно так же вызывает подозрение, как и их недостаток.

Свидетели преступления или аварии, как правило, в целом рисуют правильную картину, но с разной точки зрения. Точно так же и четыре Евангелия описывают события жизни Иисуса Христа под разным углом. Но несмотря на разницу точек зрения, исследователи Библии не перестают удивляться последовательности в описании событий и тому четкому образу Иисуса Христа и его учения, которые складываются из дополняющих друг друга повествований.

Подробности

Историки любят подробности в документах, поскольку они дают возможность проверить достоверность материала. Письма апостола Павла полны подробностей. Изобилуют ими и Евангелия. Например, и Евангелие от Луки и его Книга деяний апостольских были обращением к высокопоставленному лицу по имени Феофил, который, несомненно, был хорошо известен в свое время.

Если бы эти писания были всего лишь вымыслом апостолов, то их противники, как иудеи, так и вожди Рима, быстро обнаружили бы эту фальшь в именах, названиях мест и событиях. Это стало бы своеобразным Уотергейтом первого века. Но многие детали Нового Завета подтверждаются независимой проверкой. Колин Гемер, исследователь классической истории, например, «выделяет в последних 16 главах Деяний 84 факта, которые подтверждаются археологическими исследованиями».

В предыдущие столетия ученые, скептически относящиеся к Библии, подвергали нападкам как авторство Луки, так и дату написания Евангелия, утверждая, что оно было написано во втором веке неизвестным автором. Археолог сэр Уильям Рэмзи был убежден, что они правы, и начал свое исследование. После длительного изучения вопроса он полностью поменял свое мнение. Рэмзи признавал: «Лука – первоклассный историк. …Его можно поставить в один ряд с самыми великими историками. …Повествование Луки является непревзойденным по своей достоверности».

В Деяниях апостольских перечисляются путешествия апостола Павла; места, которые он посетил; имена людей, которых он видел, и преследования, которым он был подвергнут. Возможно ли было фальсифицировать все эти подробности? Историк А. Н. Шервин-Уайт, изучавший Римскую империю, писал следующее: «Деяния апостольские являются убедительнейшим подтверждением историчности. …Любые попытки отвергнуть историчность этого документа должны теперь выглядеть абсурдными. Историки Римской империи давно принимали это как само собой разумеющееся».

И в Евангелиях, и в письмах апостола Павла авторы Нового Завета открыто приводили подробности, касающиеся лиц, которые жили в то время. Историки подтвердили как минимум достоверность тридцати имен.

Письма, адресованные небольшому кругу лиц

Большинство фальсифицированных текстов происходят от документов общего характера, предназначенных вниманию общественности, как, например, данная журнальная статья (нет сомнения, что многочисленные подделки уже расходятся на черном рынке). Историк Луи Готшальк замечает, что достоверность личных писем, адресованных небольшой группе лиц, высоко вероятна. К какой категории относятся документы Нового Завета?

Некоторые из них, очевидно, предназначались для широкой аудитории. Однако большая часть писаний Нового Завета состоит из писем, адресованных отдельным лицам и небольшому кругу лиц. По крайней мере, эти документы не будут считаться первыми кандидатами в подделки.

Подробности, ставящие автора в неловкое положение

Как правило, авторы не хотят публично поставить себя в неловкое положение. Историки поэтому заметили, что документам, содержащим нелицеприятные откровения о самих авторах, обычно можно доверять. Что же говорили о себе авторы Нового Завета?

Удивительно, но авторы Нового Завета неоднократно представляли себя глупцами, трусами и неверующими. Достаточно вспомнить, например, что апостол Петр три раза отрекся от Иисуса Христа, или как его ученики спорили между собой, кто из них самый великий. Обе эти истории отражены в Евангелиях. Учитывая тот факт, что уважение к апостолам было особенно важным для ранней Церкви, включение такого рода материала не имеет смысла, если только апостолы не говорили правду.

В книге «История цивилизации» (The Story of Civilization ) Уилл Дюрант так писал об апостолах: «Их вряд ли можно было отнести к тому типу людей, которых выбирают для изменения мира. В Евангелии реалистично показана разница их характеров и честно обнажены их недостатки».

Непродуктивный или неактуальный материал

В Евангелии говорится, что пустую гробницу Иисуса Христа обнаружила женщина, хотя в Израиле свидетельство женщин почти не имело никакого веса и не допускалось в суде. Написано, что мать и семья Иисуса Христа заявили, что считают его сумасшедшим. Говорят, что одними из последних слов Иисуса на кресте были слова «Боже мой, Боже, почему ты оставил меня?» И список таких непродуктивных эпизодов, записанных в Новом Завете, можно продолжить, если намерением автора было что угодно, но только не точная передача информации о жизни и учении Иисуса Христа.

Отсутствие актуального материала

Ирония (или может быть логика) в том, что в своих речах, сохранившихся в записи, Христос мало упоминает серьезные вопросы, стоявшие перед Церковью первого века. Если его последователи старались просто создать материал, способствующий росту Церкви, то невозможно объяснить, почему они не придумали на этот счет наставления от Иисуса Христа. В одном случае апостол Павел напрямую заявляет, что «На это у нас слова Господа нет».

Проверка посредством внешних доказательств

Третий и последний способ проверки достоверности документа – посредством внешних доказательств: «Подтверждается ли достоверность Нового Завета историческими документами, не входящими в него?» Итак, что говорят историки-нехристиане об Иисусе Христе?

«В целом, как минимум в семнадцати нехристианских документах отражено более 50 подробных моментов жизни, учения, смерти и воскресения Иисуса Христа, включая подробности, касающиеся ранней Церкви.» Это особенно удивительно с учетом того факта, что у нас недостаточно исторических данных по этому периоду. Иисус Христос упоминается в большем количестве источников, чем завоевания Цезаря того же периода. Еще удивительнее то, что эти подтверждения подробностей Нового Завета датируются периодом с 20 по 150 г.г. нашей эры – «сравнительно рано согласно нормам древней историографии».

Достоверность Нового Завета также подтверждается более 36 тысячами других библейских христианских документов (цитатами лидеров Церкви первых трех веков), датируемых буквально через 10 лет после последнего написания Нового Завета. Если бы все копии Нового Завета были потеряны, его можно было бы восстановить по этим старым письмам и документам, за исключением нескольких библейских стихов.[

Говард Кларк Ки, бывший профессор Бостонского университета, делает следующий вывод: «Результаты изучения источников вне Нового Завета, которые дают …нам представление об Иисусе Христе, подтверждают его историческое существование, его необычайное могущество, преданность своим последователям, дальнейшую жизнь его учения после смерти …и распространение христианства …в самой Римской империи к концу первого века».

Таким образом, внешние доказательства подкрепляют доказательства, полученные другими методами. Несмотря на предположения небольшого количества радикальных скептиков об обратном, портрет реального Иисуса Христа, представленный в Новом Завете, практически невозможно замарать. И хотя некоторые, например группа «Jesus Seminar», не согласны с таким выводом, общее мнение специалистов, независимо от их религиозных верований, таково, что тот Новый Завет, который нам известен сегодня, правдиво передает и слова Иисуса Христа, и события его жизни.

Кларк Пиннок, профессор колледжа McMaster Divinity College по вопросам толкования Библии сделал убедительный вывод: «Нет ни одного древнего документа, который бы так отлично подкреплялся текстовыми и историческими доказательствами. …Честный человек не может игнорировать такой источник. Скептицизм относительно исторической достоверности христианства основан на лишенных здравого смысла предположениях».

Действительно ли Христос воскрес из мертвых?

Самый значительный вопрос нашего времени — «Кто же такой Иисус Христос в действительности?» Был ли он лишь исключительным человеком, или же Богом во плоти, как считали Павел, Иоанн и другие его ученики?

Слова и поступки свидетелей Иисуса Христа говорят о том, что они верили в его физическое воскресение из мертвых после распятия. Если они были не правы, то это значит, что христианство основано на лжи. Но если они были правы, то такое чудо подтверждает все то, что Иисус Христос сказал о Боге, о себе и о нас.

Однако должны ли мы принимать воскресение Иисуса Христа только на веру, или же тому есть веские исторические доказательства? Некоторые скептики начали исследовать исторические материалы с целью доказать несостоятельность воскресения. Что же они обнаружили?

Говорил ли Христос о том, что будет после смерти?

Если Христос действительно воскрес из мертвых, то он должен знать, что ждет нас после смерти. Что Христос сказал о смысле жизни и о нашем будущем? Существует ли множество путей к Богу или же Христос утверждал, что он — единственный путь? Читайте поразительные ответы в статье «Почему Иисус Христос?»

Можно ли найти смысл жизни благодаря Иисусу Христу?

«Почему Иисус Христос?» – в этой статье рассматривается вопрос о том, актуален ли Христос сегодня. Может ли Христос ответить на главные вопросы жизни: «Кто я есть?» «Почему я здесь?» и «Куда я движусь?» Опустевшие храмы и безмолвные распятия навели некоторых на мысль, что Христос не может ответить на эти вопросы, и что он оставил нас на произвол судьбы с вышедшим из-под контроля миром. Однако Христос сделал заявления о жизни и о нашей цели здесь на земле, которые нужно хорошенько рассмотреть, прежде чем обвинять его в равнодушии и бессилии. В данной статье рассматривается тайна прихода Христа на землю.

Если следовать традиции, то мы должны отождествлять автора хронологически самого древнего евангелия с тем Иоанном Марком (римское имя Маркус), с которым мы несколько раз встречаемся в текстах Нового завета. Из почерпнутых оттуда скудных сведений можно заключить, что это был молодой человек из состоятельной иерусалимской семьи, вероятно, образованный и хорошо владеющий - хотя этого мы не знаем достоверно - греческим и латинским языками. В доме его матери Марии нашел приют Иисус со своей галилейской группой учеников; там же состоялась "Последняя вечеря".

Некоторые библеисты считают, что Иоанн Марк имел в виду себя, вставляя в трагическую историю на горе Елеонскои странный рассказ о таинственном, мужественном юноше, который не бросил плененного Иисуса, подобно его ближайшим ученикам, бежавшим в страхе, но следовал за ним в непосредственной близости, пренебрегая опасностью ареста. Когда его тоже хотели схватить, он спасся, оставив в руках у палачей синедриона покрывало, в которое был завернут, и нагой скрылся во мраке Гефсиманского сада.

Приняв за чистую монету тождество этого Иоанна Марка с автором евангелия, мы тем самым должны также считать достоверным, что этот автор евангелия неоднократно встречался с Иисусом и был очевидцем ряда событий, происшедших в последние дни его жизни.

Характерную подробность о Марке мы узнаем из "Деяний апостолов". Там сказано, что он был близким родственником Варнавы, того самого эллиниста с Кипра, который вместе со св. Павлом совершил несколько миссионерских путешествий. Наверное, это родство и было причиной того, что Иоанн Марк сопровождал их в путешествиях на Кипр и в Малую Азию. Путешествие, однако, кончилось разладом между путниками. В Памфилии Марк поссорился с Павлом, внезапно прервал путешествие и вернулся в Иерусалим. Они так никогда и не помирились. Когда в Антиохии родился план нового миссионерского путешествия и Варнава снова хотел взять с собой своего родственника Марка, Павел, памятуя неприятный эпизод в Памфилии, не согласился. Разобиженные друг на друга товарищи по миссионерским скитаниям решили расстаться и действовать каждый на свой страх и риск. Павел отправился в странствие с другим спутником, а Варнава с Марком поплыл на Кипр, в свой родной дом. Поплыл, вместе с тем, во тьму забвения, потому что то, что рассказывали о его дальнейшей судьбе, относится уже к области легенды.

В доме Марии, матери Иоанна Марка, бывал, конечно, и св. Петр. Из "Деяний апостолов" (12:12-17) ясно следует, что Петр был там желанным гостем. Когда в 41-44 годах его пленил царь Агриппа I, а затем "освободил ангел", первое, что Петр сделал, выйдя на волю, - направился в дом Марии. Там его встретили с распростертыми объятиями.

Десять с лишним лет спустя, во время правления Нерона (54-68), Петр и Марк снова встретились в Риме, где существовала уже многочисленная колония евреев, среди которых были и последователи Иисуса. Разумеется, они с легкостью возобновили прежнее знакомство иерусалимских времен. Петр не знал другого языка, кроме арамейского, и Марк, говоривший по-гречески и по-латински, предложил ему свои услуги в качестве переводчика. Плодом этого сотрудничества явилось Евангелие, которое Марк якобы написал уже после смерти Петра. Так, во всяком случае, гласит церковная традиция начиная со II и III веков.

Сколько в этом всем правды и какова позиция исследователей в этом вопросе? Действительно ли Марк - автор евангелия? При нынешнем состоянии науки никто, за исключением, разумеется, фидеистов, не находит оснований, чтобы высказаться за или против авторства Иоанна Mapка. Правда, в Первом послании Петр называет Марка своим сыном, а из содержания следует, что они вместе пребывают в Риме (I послание Петра, 5:13), беда, однако, в том, что многие исследователи оспаривают подлинность этого послания.

Исследователи расходятся также в определении даты создания евангелия. Однако большинство считает, что оно было написано в период между 50 и 70 годами.

Римско-католическая традиция гласит, что Евангелие от Марка было создано в Риме. Исходя из ряда текстовых данных, с этим можно согласиться. Каковы же эти данные? Внимательный читатель без труда поймет, что евангелие предназначено прежде всего для прозелитов языческого происхождения, а не для христиан-иудеев. Об этом, в частности, свидетельствует тот факт, что встречающиеся в тексте арамейские выражения здесь переведены на греческий язык, а говоря об обычаях и обрядах, связанных с иудаизмом, автор считал нужным объяснять их смысл, что, разумеется, было бы излишним для христиан еврейского происхождения. На латинскую среду, то есть на Рим, указывают довольно многочисленные латинизмы и описания типично римских условий. Бросается в глаза и то, что автор значительно реже, чем другие евангелисты, ссылается на закон моисеев и библейские пророчества. Очевидно, он сознавал, что такого рода доводы неубедительны для людей, воспитанных в эллинских, римских традициях и просто незнакомых с Ветхим заветом.

Мы уже говорили, что нет никаких данных, которые позволили бы нам высказаться за или против авторства Иоанна Марка. Гораздо существеннее, однако, вопрос о том, был ли автор - каково бы ни было его имя - секретарем св. Петра и действительно ли он излагает в евангелии мысли и учение последнего. Церковная традиция, повторяем, до такой степени уверена в этой версии, что нередко можно слышать и читать об "Евангелии от св. Петра".

Однако некоторые исследователи пришли к выводу, что автор евангелия не мог быть секретарем Петра. Какие доводы приводят они в подтверждение своего суждения? Они обращают внимание, прежде всего, на то, что текст евангелия обнаруживает все признаки компиляции, основанной а различных устных и письменных источниках, кроме того, этот текст - не биография Иисуса, а исследование, пропагандирующее некоторые теологические доктрины, то есть типичная работа типа катехизиса. Секретарь Петра никогда не написал бы такого произведения, это противоречило бы здравому смыслу. Задумаемся над жизненными обстоятельствами, при которых якобы создавалось это евангелие. С одной стороны, мы видим уже старого, простодушного апостола, бывшего рыбака из Галилеи, о котором мы знаем, что он был человеком, заслуживающим уважения, но наверняка необразованным. Ведь не его выбрали иерусалимские назореи своим главой, а брата Иисуса, св. Иакова, который вообще не был учеником Иисуса. После распятия прошло уже немало лет. Неужели в этих условиях Петр мог не предаваться чисто личным воспоминаниям о днях, прожитых вместе с любимым учителем, о его жизни, облике и семье - словом, обо всем том, что обычно составляет содержание мемуаров? С другой стороны, если такого рода воспоминания секретарь Петра слышал из его уст, неужели они бы не нашли отражения в евангелии? Элементарное знание человеческого характера не позволяет нам поверить в такую возможность, тем более что именно в то время стремление побольше узнать обо всех аспектах жизни Иисуса возросло среди его приверженцев до такой степени, что пробелы его биографии начали восполнять легендой.

Имеются и другие доказательства, опровергающие версию, будто автор евангелия был секретарем апостола. После тщательного анализа текста стало ясно, что он был не слишком хорошо знаком с образом мыслей Петра, который, как мы знаем, остался верен иудео-христианству.

Дело в том, что в евангелии явно заметно влияние Павла, то есть в нем отражена обстановка, сложившаяся спустя много лет после смерти Петра, когда после продолжительного забвения наступил ренессанс влияния Павла среди последователей Иисуса.

Под влиянием паулинизма автор евангелия в весьма драматичном повествовании старается доказать, что Иисус, посланец бога, добровольно принял страдание и смерть, чтобы искупить грехи человечества. Так отвечали всем тем, кто задавался тревожным вопросом: как оказалось возможным, чтобы мессия и сын божий испытал столько унижений и погиб позорной смертью на кресте? Знаменателен также тот факт, что в Евангелии от Марка еще не вырисовывается четко идея воскресения из мертвых. Из оригинального текста мы узнаем только, что Иисуса в могиле нет и что он должен встретиться с учениками в Галилее. И это все! Таким образом, заключительный отрывок, в котором содержится рассказ о воскресении и вознесении, все без исключения ученые признали интерполяцией, добавленной к первоначальному тексту кем-то другим значительно позднее, что, кстати говоря, является еще одним доказательством компилятивного характера всего евангелия.

Еще один довод против того, что автор евангелия был секретарем и выразителем мыслей Петра, - его примечательное отношение к апостолам. Это отношение таково, что Матфей, широко использовавший текст Марка, счел необходимым внести в него коррективы: он смягчает и затушевывает характеристику апостолов, данную Марком. Правда, отречение и печаль Петра перед синедрионом изображены у Марка как глубокая личная трагедия апостола, но тем не менее в этой волнующей сцене показана также и слабость его характера. Поразительно и то, что апостолы оставляют Иисуса на горе Елеонской и с той минуты больше уже не появляются на сцене. Они не осмелились встать у креста, когда их любимый учитель погибал, о теле покойного позаботился посторонний человек, Иосиф Аримафейский, а с благовониями к могиле подошли только три женщины, служившие ему при жизни. Подчеркивание факта отсутствия апостолов в последние моменты жизни Христа производит впечатление сознательного, молчаливого обвинения со стороны автора евангелия: Иисус умирает, покинутый всеми, среди чужих, равнодушных людей, брошенный на произвол судьбы даже самыми близкими друзьями.

В Евангелии от Марка Иисус - мессия, но ученики, несмотря на доказательства его сверхъестественной силы, не знают об этом. Не знают потому, что Иисус не открылся им как мессия. Изображая дело таким образом, автор оказался в весьма парадоксальной ситуации. Он не мог развить перед читателем свою доктрину, не объяснив того, что осталось тайной для учеников Иисуса. И в результате автор евангелия и мы, его читатели, знаем об Иисусе больше, чем его ближайшие ученики. Так возник не слишком лестный образ апостолов: в этой трактовке они кажутся людьми ограниченными и малодушными, которым явно не по плечу вставшая перед ними задача.

Совершенно исключено, чтобы Петр мог внушить своему секретарю столь критическое суждение о роли апостолов в жизни Иисуса, и особенно в драме страстей господних. Скорее можно предположить, что эта оценка - отзвук разногласий, существовавших в то время между приверженцами паулинизма и представителями христианства, связанного с иудаизмом; между учением Павла и учением, проповедуемым прямыми преемниками апостолов. Разумеется, сегодня уже невозможно выяснить, была ли эта версия о роли апостолов тенденциозной или соответствовала истине. Можно, однако, предположить, что автор евангелия сознательно выбирает свою позицию в этом споре, и, значит, он был последователем Павла.

Аргументы исследователей Библии, изложенные здесь, разумеется, очень кратко, позволяют сформулировать следующие выводы: 1) даже если Марк был секретарем Петра, он все-таки не мог быть автором евангелия, названного его именем; 2) действительный автор евангелия нам неизвестен; 3) примерно во II веке безымянное евангелие приписали Марку в связи с тем, что оно появилось в Риме, то есть в том самом городе, где, согласно традиции, пребывал Петр и излагал свои мысли секретарю, некоему Марку. Эти два обстоятельства - возникновение евангелия в Риме и пребывание там Петра с секретарем, - естественно, ассоциировались друг с другом; 4) мы уже знаем, что Евангелие от Марка - компиляция, основанная на разных источниках, и не исключено, что в текст вошли какие-то элементы, исходившие прямо от Петра и переданные нам через посредничество Марка. В итоге следует все же отметить, что ценность этих выводов весьма относительна, поскольку, как мы увидим позже, многие ученые считают легендой даже самый факт пребывания св. Петра в Риме.

В Евангелии от Марка ничего не говорится о рождении Иисуса, равно как и о сопутствовавших этим событиям сверхъестественных явлениях, обо всем том, о чем так увлекательно повествует Матфей и, в особенности, Лука. Из этого следует, что эта переливающаяся всеми красками типичная народная сказка появилась позднее и еще не была известна в Риме, когда предполагаемый Марк писал свой богословский трактат. Право, трудно предположить, что он не использовал бы эту сказку, если бы знал ее. Он, несомненно, понял бы, насколько она полезна ему, если все его усилия были направлены на то, чтобы доказать сверхъестественную природу личности Иисуса. Ведь он перечисляет целых двадцать совершенных Иисусом в Галилее, Сирии и Иудее чудес!

Евангелие от Марка - произведение автора, не искушенного в литературном ремесле. Язык прост, шероховат, местами даже груб, а весьма скудный запас греческих выражений говорит о низком образовательном уровне автора. Что касается композиции произведения, то и ее можно оценить лишь негативно. Структура повествования очень рыхлая: автор, по сути дела, склеил ряд совершенно не связанных между собой эпизодов.

Хронологическая последовательность этих эпизодов обозначена такими словами, как "а потом" или "а потом случилось, что...". Описания некоторых событий выполнены небрежно и непродуманно. Так, например, читая историю воскрешения дочери Иаира, мы лишь в конце узнаем, что это двенадцатилетняя девочка: просто автор припомнил эту существенную деталь в последнюю минуту и как ни в чем не бывало приклеил ее к концу сказания. Насколько иначе с литературной точки зрения выглядит то же событие в изложении св. Луки!

Это отсутствие композиционной концепции привело к тому, что в расположении материала налицо явная диспропорция: чуть ли не треть повествования посвящена событиям, происшедшим в последнюю неделю перед распятием Иисуса.

И все же из всех евангелий именно Евангелие от Марка производит наиболее сильное впечатление. Этим скупым, суровым, простым слогом писал человек, действительно вдохновляемый искренним, горячим чувством. Пользуясь скудными средствами, он сумел выразить боль, обожание и страх, детскую радость и горделивое любование чудесами Иисуса, которые были для него самыми убедительными доказательствами его божественности. К тому же он обладает живым воображением: все, о чем он пишет, живет подлинной жизнью. Короче, перед нами самобытный, талантливый рассказчик, глубоко верящий в то, что пишет.

Евангелие от Марка самое короткое в Новом завете. Жизнь Иисуса от крещения до гибели на кресте и воскресения изображена в нем как бы с большими сокращениями и близится к драматической развязке прямо-таки в ошеломляющем темпе. В столь стремительном развитии действия есть что-то нереальное, но, с другой стороны, оно удивительно подчеркивает драматизм событий, их всеобъемлющую символику. Поэтому Евангелие от Марка было всегда и остается сегодня в высшей степени увлекательным произведением.

И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь
(Марк 3:14)

Слово апостол буквально означает “посланник”. Скажем, сам Христос назван в Писании апостолом Бога Отца. Но традиция связывает слово “апостол” прежде всего с двенадцатью избранными учениками Иисуса. Они следовали за Учителем во все время Его земного служения людям, внимали Его учению, были свидетелями чудес, которые Он совершал, а главное – уверовали в то, что их Учитель – Сын Бога. Им завещал Христос нести людям Благую весть о себе, послав их проповедовать Евангелие по свету.

И они исполнили Его волю. Только благодаря апостолам и людям, позже причисленным к ним, Слово Божье сохранилось на века, а учение Христа повсюду нашло последователей. Трудно представить судьбу христианства без подвижничества апостола Павла, без Евангелий апостолов Матфея и Иоанна, без паломнических трудов равноапостольной святой Елены, матери римского императора Константина…

Почти все апостолы закончили свою жизнь мученически. Но гибель их – во имя веры. Их убивали, а Слово Божье оставалось жить в других людях. И живо до сих пор.

Петр – так назвал его Господь, а первое его имя Симон. Рыбак из Капернаума, уроженец Вифсаиды, расположенной неподалеку. В его доме гостил Иисус, исцелив однажды от горячки Петрову тещу. С дозволения Господа Петр шел с Ним некоторое время по воде. Он первый уверовал в то, что Иисус – посланец Бога Отца, но он же и отрекся от Учителя, когда того схватили слуги иудейского первосвященника. Раскаяние пришло к Петру сразу. И Господь простил его, больше того – поставил его первым над другими учениками. “На сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее”, – так сказал Христос о Петре. Видимо, твердость характера Петра не вызывала у Иисуса сомнений. Петр был распят в Риме вместе с апостолом Павлом около 67 года н. э.

Андрей – брат апостола Петра, до встречи с Иисусом был учеником Иоанна Крестителя. Андрей первый последовал за Учителем сразу после того, как Иоанн Креститель назвал Иисуса Агнцем Божиим. Поэтому его называют Первозванным. Позже, когда апостолы разошлись по свету с проповедями, Андрей нес Слово Божие в Греции, Скифии. По преданию, он доходил даже до места, где позже возник Киев. Распят на косом кресте, отчего такой крест теперь называют Андреевским.

Иоанн Зеведеев – автор четвертого Евангелия и других книг Нового Завета. Прозван Богословом, потому что в его Евангелии очень много прямой речи Христа, Слова Бога. Как и Андрей до встречи с Иисусом был учеником Иоанна Крестителя. Иоанн, возможно, самый молодой и пожалуй, самый любимый ученик Христа. Это он возлежал на плече у Спасителя во время Тайной Вечери. Он единственный из учеников отважился быть на Голгофе во время Распятия, а до того был рядом с Господом на допросах у первосвященника и у Понтия Пилата. Ему завещал Иисус заботиться о Богоматери. После ухода Учителя из земной жизни Иоанн взял Марию к себе в дом.

Местом апостольской службы Иоанна был Эфес, неподалеку от которого и сейчас можно увидеть его могилу. Противники нарождающегося христианства пытались отравит Иоанна, затем обварить – все тщетно. В конце концов, он был отправлен в ссылку на безжизненный остров, но и оттуда возвратился в здравии. На сколе лет Иоанн надиктовал ученикам Евангелие. Оно в полном смысле слова бесценно для христиан, потому что без посредников передает нам Слово Божье. Иоанн едва ли не единственный апостол, который умер своей смертью и в глубокой старости.

Иаков Зеведеев - рыбак с Галилейского моря, брат евангелиста Иоанна. Зовется также Старшим, поскольку среди апостолов есть еще один Иаков (Меньший). Вместе с братом Иоанном и апостолом Петром был свидетелем Преображения Господа на горе Фавор, а также других событий, свидетельствующих об Иисусе как о Боге. Первый мученик среди апостолов – казнен по приказу правителя Палестины Ирода Агриппы в 42 г. по Р.Х.

Филипп – выходец из Вифсаиды. С ним совещался Иисус, испытывая его как накормить пятью хлебами и двумя рыбами тысячи людей, собравшихся у Галилейского моря слушать проповедь. Проповедовал в Скифии и Фригии. Распят при императоре Домициане в Иераполисе, вблизи Памуккале.

Варфоломей (по-другому его называли Нафанаил) – родом из Каны Галилейской. О нем Иисус сказал, что в нем нет лукавства. Проповедовал Евангелие в малоазийских областях вместе с апостолом Филиппом, затем в Аравии, Эфиопии, Индии и Армении, где и погиб мученически.

Фома – известен всем по прозвищу “Неверующий”. Он было усомнился в Воскрешении Господа, но вскоре Христос явился ученикам и предложил Фоме вложить палец в свои раны, после чего Фома наконец поверил в случившееся. Однако недоверчивость была лишь деталью в характере Фомы – упорном и решительном. Когда над Иисусом нависла опасность, он вопреки предостережениям – надумал вернуться в Иерусалим, чтобы помочь умиравшему Лазарю, Фома предложил апостолам идти вместе с Учителем, хотя бы и на смерть. Проповедовал в Восточной Индии, где до сих пор есть христиане – последователи апостола Фомы.

Матфей (иначе Левий) – автор первого Евангелия. До встречи с Христом был сборщиком налогов, но последовал за Учителем буквально во время своего занятия, едва Господь позвал его за собою. Иисус бывал у Матфея дома, тот показал себя очень гостеприимным хозяином. Матфей проповедовал в Эфиопии и в Персии. Перед тем как покинуть Иудею, по просьбе верующих в Христа иудеев написал Евангелие. Одни говорят, что он сгорел заживо, другие - что умер в мире.

Иаков Алфеев (Младший) - двоюродный брат Иисуса по материнской линии. По-видимому, он был первым епископом Иерусалимским. По преданию, во время проповеди о Христе его сбросили с кровли Храма, а увидев, что он остался жив, забили насмерть камнями. Истекая кровью, Иаков молился о прощении своих мучителей.

Симон Зилот – по преданию, он-то и был женихом на свадьбе в Кане Галилейской, когда Иисус совершил свое первое чудо, превратив воду в вино. По одной версии – Симон проповедовал в Африке, по другой – на Британских островах.

Иуда Иаковлев (по-другому – Фаддей) – брат Иакова Алфеева, следовательно, еще один двоюродный брат Иисуса среди апостолов. Проповедовал в Иудее и Галилее, затем в Сирии, Аравии и Армении.

Матфий - причислен к апостолам сразу после Вознесения Христа (вместо изгнанного и покончившего с собой Иуды Искариота, предавшего Иисуса за мзду от первосвященников). Он был избран в апостолы по жребию из семидесяти учеников Господа, все время следовавших за ним, хотя они и не были причислены к апостолам при земной жизни Христа. Проповедовал в Иудее и в Эфиопии.

Павел – единственный апостол, который уверовал в Христа уже после Вознесения Господа на небо. Иисус явился ему в ослепительном свете, когда Павел – в то время ревностный гонитель христиан – направился в Дамаск с целью “схватить и расправиться”. Иисус задал Павлу всего один вопрос, но этого было достаточно, чтобы вскоре будущий апостол прозрел в прямом и переносном смысле. До обращения в христианство Павел получил религиозное образование, это помогло ему в проповеднической деятельности во многих местах Малой Азии, в Греции, в Риме. Павел оставил множество посланий, вошедших в Новый Завет и почитаемых христианами наряду со словом Божьим.

Каждый из 12 апостолов Христа, имена которых дошли до наших дней, сделал существенный вклад в развитие . Но кем были эти люди, которых выбрал сам Сын Божий? И какой вклад они внесли в мировую и церковную историю?

Апостол Петр и его история

В еврейском городе Вифсаиде в простой рыбацкой семье на свет появились два брата: Андрей и Шимон. Казалось, что жизнь простолюдинов была предрешена их происхождением. Повзрослев, братья также ловили рыбу, как когда-то делал их отец, а до него их дед.

В зрелом возрасте мужчины перебрались жить на побережье Галилейского моря. Там Шимон нашел себе жену. А его брат Андрей не хотел торопиться с браком и помогал брату в рыболовном деле.

Однажды на побережье два брата-рыбака повстречали Иисуса. Он предложил им последовать за ним. Андрей откликнулся сразу, а Шимон некоторое время сомневался, но все же решил пойти вместе с братом.

Хотя формально Андрей был первым учеником и слугой Христа, откликнувшимся на призыв, Иисус особо выделял среди других именно Шимона, которому дал прозвище Кифа. Петром этого апостола нарекли греки. Данные имена в то время можно было перевести, как «камень». Петру Христос пообещал доверить ключи от Царствия Божьего.

Католики считают Петра первым римским папой. Все остальные христиане именуют его основателем святой церкви. После смерти и воскрешения Иисуса апостол Петр проповедовал так горячо и пылко, что слушая его проповеди, тысячи людей начинали верить в Господа и его сына. За проповеди Петра и казнили. На месте его захоронения был построен собор Святого Петра в Ватикане.

Первозванным Андрея прозвали благодаря тому, что Иисус обратился к нему первому. Он отличался от своего брата Петра не только характером, но и взглядами на жизнь. После смерти любимого учителя кроткий юноша отправился с миссионерской задачей в земли Скифии и Греции.

Согласно историческим данным, Андрей со своими проповедями обошел полмира. Считается, что это он обратил Русь в христианство. Андрея, как и его брата, казнили за его веру. Но до этого он успел совершить множество чудес, излечил сотни больных. И все время подвергался гонениям от рук противников новой религии.

Иоанн, как и Петр с Андреем, был рыбаком. Иисус Христос называл его возлюбленным учеником. А Богословом его прозвали благодаря четырем Евангелиям и тексту «Апокалипсиса», которые он написал для всех последователей христианства.

Перед распятием Христос поручил Иоанну важное дело. Он попросил позаботиться о его матери Марии. По одной из версий, этот апостол приходился земным родственником Иисусу. И после казни учителя старательно исполнял его наставления.

Сегодня Иаков известен во многих европейских странах. В Библии сказано, что он приходился братом Иоанну Богослову. После проповедей в Южной Европе апостол был казнен царем Иродом. Его мощи захоронили в замке дворянки по имени Лупа в Испании. В 825 году один монах случайно нашел останки святого. На этом месте построили церковь.

Эти апостолы тщательно записывали все уроки Иисуса Христа. Они читали проповеди в Галилее, Греции, Сирии, Армении, Эфиопии, Аравии и Малой Азии.

За свою деятельность ученики Христа так же приняли мученическую смерть от рук тех, кого они исцелили от болезней силой своей веры. Исходя из библейской истории, 12 апостолов Христа, имена которых христиане помнят и сегодня, до последнего вздоха проповедовали учение Спасителя, несмотря на жестокие пытки и угрозы.

Евангелие от Матфея христианами почитается особо. И для этого существуют следующие причины:

  • именно Матфей написал биографию Иисуса Христа;
  • еще ученик Спасителя сделал пересказ известной Нагорной проповеди, которая является кратким изложением всего христианского учения.

В миру данный апостол был сборщиком пошлин. Но оставил свою работу и последовал за Христом по первому зову его.

Апостол Фома. Внешнее сходство со Спасителем

От рождения Фома был наречен родителями Иудой. Но встретив Иисуса, он получил от него прозвище «Фома», что в переводе означало «близнец». В одной из легенд сказано, что этот апостол имел невероятное внешнее сходство с самим Христом. Но достоверно эта информация больше нигде не подтверждается.

Благодаря одному изречению этого апостола появилось выражение «Фома неверующий». Когда произошло воскрешение Христа, Фома не находился рядом с его гробницей. И после чудесной новости сказал, что не поверит в это, так как не видел все своими глазами. Фома долго проповедовал в Индии. Там же и был казнен за свою деятельность.

Три апостола, по некоторым историческим сведениям, являлись сводными братьями Христа. Иакову было присвоено второе имя Алфеев. Остальные же звались теми именами, которые были даны им от рождения.

По одной из версий, этот ученик Христа был единственным уроженцем Иудеи. Остальные же были галилеяне. Апостол Иуда заведовал казной общины. Путешествуя вместе с Иисусом, он творил чудеса исцеления. Ходили легенды, что Иуда даже мог воскрешать мертвых.

Но судьба самого ревностного апостола общины была предопределена. Сам Христос предсказал ему, что тот предаст его за 30 серебреников. Затем Иуда раскаялся, отказался от денег и совершил самоубийство через повешение.

Спустя долгое время в Египте отыскали Кодекс Чакос, который затем назвали « от Иуды». В этом тексте содержится информация, что Иуда – единственный ученик, постигший все Божественные таинства. Хотя споры по этому поводу не утихают и сегодня.

Ученики Иисуса, 12 апостолов Христа, имена которых у всех на слуху, вошли в историю, как основатели и распространители его учения. Они были его верными слугами и почитателями. Записывали все, что говорил Сын Господа. И не оставили свою деятельность даже после распятия Христа. Они сами приняли мученическую смерть за свою веру. И не отступились от своих убеждений, пожертвовав жизнями, чтобы обратить в христианство как можно больше людей.

    Мудрая вера Иисуса Христа привлекала к нему одних из лучших людей израильского народа. Многие услышав его слова решали стать его учениками.Когда Иисусу Христу был уже 31 год, он из всех своих учеников отобрал только 12 человек. Он определил их быть апостолами нового учения:

    1.Симон (Иисус называл его Петром).

    2.Иаков (сын Зеведея, брат Иоанна, за шумный нрав Иисус называл их сыновьями грома)

    3.Иоанн (брак Иакова).

    6.Варфоломей.

    9.Иаков (сын Алфея).

    10.Фаддей.

    11.Симон Зилот.

    12.Иуда Искариот (который потом предал Иисуса за тридцать сребреников).

    Апостолы называли Иисуса - Иисус Назареянин Мессия.

    Согласно принятым Ивангелиям, мы знаем 12 апостолов:

    Петр (он же Симон и Кифа)

    Андрей, он брат Петра, и вначале о нем упоминается, как об ученике Иоанна Крестителя

    Иоанн и Иаков Зеведеевы родом из Вифсаиды.

    Леввей, прозванный Фаддеем

    Фома Близнец имя Фома созвучно арамейскому слову близнец)

    Матфей был мытарем сборщиком податей

    Варфоломей.

    Иаков Алфеев лидер последней четверки.

    Иуда сын Иакова

    Симон Зелот.

    Согласно библейскому учению (Новый Завет) у Иисуса Христа было двенадцать апостолов.

    Также есть апостолы от семидесяти, но их имена не так распространены.

    Предлагаю ознакомиться с познавательным видео, где повествуется об избрании двенадцати апостолов.

    у Иисуса Христа было 12 апостолов

    Симон, называемый Петром

    Иаков Зеведеев

    Варфоломей

    Иаков Алфеев

    Леввей прозванный Фаддеем

    Симон Кананит

    Иуда Искариот

    Было 12 апостолов.

    Ниже, для ознакомления, приведены их имена в цитате:

    Наверняка если спрашивать у каждого встречного подобный вопрос, то большинство вспомнят про известных Иуду, и еще без сомнения Матфея.

    Этот вопрос интересный в первую очередь если изучать библию, и пытаться понять ее полностью для самого себя, а это путь света и ясности для человека.

    Существует два списка апостолов.

    Первый - самый известный - апостолы от двенадцати. Это ближайшие ученики Иисуса Христа.

    1.Андрей Первозванный.

    1. Его брат Петр
    2. Иоанн Богослов
    3. Иаков, брат Иоанна
    4. Филипп
    5. Варфоломей
    6. Матфей, мытарь
    7. Иаков Алфеев
    8. Фома Близнец
    9. Симон Зилот
    10. Фаддей Алфеев
    11. Иуда Искариот, предавший Христа. Его заменил по жребию Матфий.

    А еще есть апостолы от семидесяти. Их Иисус Христос избрал в последний год своей земной жизни. Как мы читаем в Евангелии от Луки (который тоже к ним относится)

    Потом к ним же были отнесены некоторые другие последователи Иисуса Христа, ученики его учеников.

    Отдельно стоит апостол Павел, который хотя и является одним из самых почитаемых, не входит ни в один из этих списков.

    Первоапостолов, прямых учеников Христа, которые поверили в его учение практически сразу, как только услышали, и немедленно стали сподвижниками - их двенадцать. Потом были ещ многие, ученики учеников (таких называют семьдесят). Вот эти первые двенадцать -

    Иуду из этого списка затем исключили(. Вообще, христианское учение распространялась очень быстро (чуть не сказала, что как пожар - но это был не пожар), попало на хорошо подготовленную общественную почву - жившие в весьма тяжлых, невыносимых условиях люди хотели иметь какую-то отдушину ... уверенность в том, что облегчение придт хоть в каком-то из миров - пусть не в этом, так в следующем(.

    А справедливости ради надо сказать, что и сопротивление этому учению со стороны властей было сильное, а

    Поэтому и было такое большое количество приверженцев, и среди них - апостолов (а во втором списке их было семьдесят).

    Апостолы Иисуса были разными, также как обычные люди.

    Например, Петр был рыбаком, а Павел родился у богатых родителей. Петр три раза отрекался от Иисуса, но покаявшись, был верен ему и сопровождал его по все жизни.

    Павел считается врагом Христова, Павел был совсем другим.

    Всего было 12 апостолов.

    Вот карта пути апостолов и их имена.

    Близких учеников Христа, которые впоследствии стали апостолами было 12. Их имена широко известны и их еще называют первоапостолами. К их числу относят и апостола Павла, который формально не был учеником Христа, но считался первым из апостолов наравне с Петром и фактически основателем христианства. Именно благодаря стараниям Павла церковь пополнилась многими апостолами из так называемого списка 70. Сперва это были 70 учеников Христа, которых он только взял в ученики, но ничему научить не успел, но позднее в этот список апостолов стали добавлять учеников первых учеников. Про многих из них известно очень мало, бывает только описание внешности, которое заключалось лишь во фразах старец с бородой либо молод, без бороды. Некоторые из этих 70 апостолов впали в ересь, например Николай Антиохийский был последователем Симона Волхва, другие внесены по путанице два раза под разными именами. В приведенном ниже списке Иуда Искариот, первоначально бывший апостолом из 12, уже исключен и вместо него добавлен Матфий, которого выбрал жребий в споре с Варнавой

    Это те про которых известно христианскому миру.

    1) Апостол Петр известен в Библии также под именами Симон и Кифа

    2)Андрей, брат Петра был сначала учеником Иоанна Крестителя

    3 4)Иоанн и Иаков Зеведеевы, как и Петр с Андреем тоже были родом из Вифсаиды.

    5)Филипп также был уроженцем Вифсаиды

    6)У Филиппа был друг Нафанаил

    7)Фома Близнец - (имя Фома созвучно арамейскому слову близнец)

    8)Матфей был мытарем сборщиком податей

    9)Варфоломей.

    10)Иаков Алфеев лидер последней четверки.

    11)Иуда сын Иакова

    12)Симон Зелот.

    13)К числу известных апостолов можно отнести и Павла.

    Апостолов, то есть близких учеников,у Иисуса Христа всего было двенадцать.

    Вот их имена:

    1.Первым был Андрей, поэтому его назвали Андреем Первозванным.

    1. Птр, он был братом Андрея Первозванного.

    3 и 4 - два брата Иоанн и Иаков. Ионанн позже получил прозвище Богослов, был любимым учеником Иисуса.

    Остальные, менее значимые - Варфоломей, Филипп, Святой Фома, Иаков Алфеев, Матфей, Симон Зилот, Иуда и Матфий.



Загрузка...