electricschool.ru

Понятие «педагогическое сопровождение. Психолого-педагогическое сопровождение педагогов в инновационной деятельности Научно педагогическое сопровождение в педагогической деятельности

Понятие «педагогическое сопровождение»

На основе анализа существующих нормативных документов мы приходим к выводу о том, что традиционный преподаватель (монополист в передаче и интерпретации необходимого знания) уходит со сцены. Складывается новый образ педагога: это исследователь, воспитатель, консультант, руководитель проектов.

Наиболее эффективным направлением воплощения в жизнь данной идеи является психолого-педагогическое сопровождение личности учащихся в процессе обучения и воспитания в школе.

В психолого-педагогическом сопровождении ребенка предусматривается обеспечение: необходимости системного сопровождения, его непрерывного характера, а также опора на позитивный внутренний потенциал развития ребенка, взаимодействие вместо воздействия.

С.А. Маркова отмечает, что система психолого-педагогического сопровождения имеет общие инвариантные признаки:

1) Ориентация на антропологический и гуманистический подходы (понимание человека и его развития как ключевой ценности в системе образования);

2) Направленность на поддержку собственной созидательной активности ребенка, его способности самостоятельно решать актуальные проблемы и задачи развития;

3) Осознание необходимости комплексного подхода, обеспеченного командной работой специалистов различных профилей;

4) Общность использования фундаментального метода сопровождения в единстве диагностики, информационного поиска, планирования, консультирования и первичной помощи в реализации плана;

5) Понимание необходимости работы в тесной связи с практической деятельностью образовательных учреждений .

Проблема психолого-педагогического сопровождения личности рассматривалась в исследованиях Н.Г. Ершовой, И.А. Липского, Б.И. Серсенбаевой, Г.И. Симоновой, В.А. Шишкиной и др. . Выводом к вышесказанному будет следующее - педагог должен суметь найти подход к учащемуся, при этом понимать, что и как он (педагог) делает, а именно: как взаимодействует с учеником, какие использует методы в совместной практической деятельности, что в итоге будет знать ребенок и что он сможет реализовать самостоятельно в процессе психолого-педагогического сопровождения.

Теперь рассмотрим сущность ключевого понятия, этапы и условия реализации психолого-педагогического сопровождения.

Исследование происхождения термина «сопровождение» позволило рассматривать его как совместные действия (система, процесс, вид деятельности) людей по отношению друг к другу в их социальном окружении, осуществляемые ими во времени, в пространстве и в соответствии с присущими им ролями.

Под сопровождением, по мнению Е.И. Казаковой, понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. При этом субъект развития определяется и как развивающийся человек, и как развивающаяся система. Ситуация жизненного выбора - множественные проблемные ситуации, при разрешении которых ребенок учится определять для себя путь прогрессивного или регрессивного развития .

Основными принципами сопровождения ребенка в образовательном учреждении являются: рекомендательный характер советов сопровождающего; приоритет интересов сопровождаемого («на стороне ребенка»); непрерывность сопровождения; комплексность подхода сопровождения; стремление к автономизации (М.А. Иваненко) .

Т.И. Чиркова обозначает сопровождение через позицию психолога по отношению к субъектам взаимодействия и основные принципы его работы: включенность, содействие, участие, обеспечение. Она выделяет две модели психологического сопровождения применительно к дошкольным учреждениям: модель психологической службы поддержки и модель психологической службы сопровождения. Если поддержка ориентирована на прошлое, на исправление дефектов, то сопровождение - на будущее и настоящее, на использование потенциала личности ребенка, создание условий для полноценного движения вперед, опору на сильные стороны и качества .

На уровне всеобщего понимания мы можем отметить, что сопровождение учащегося - это его социальное взаимодействие с окружающими людьми, функциями воздействий которых является развитие этого ученика на жизненном пути, в разнообразных личных и социальных ситуациях.

Многие авторы (Г. Бардиер, М.Р. Битянова, Е.И. Казакова, Н.Н. Михайлова, Ю.П. Федорова, С.М. Юсфин и др.) подчеркивают, что сопровождение - очень разноплановое движение. Этот вывод подтверждается тем, что в практической деятельности и научной литературе встречаются понятия «медицинское сопровождение», «психологическое сопровождение», «научное сопровождение», «социально-педагогическое сопровождение» и др. .

На уровне отдельного подхода одним из таких видов сопровождения становится педагогическое сопровождение, которое, с одной стороны, несет в себе черты социального взаимодействия, но, с другой стороны, имеет свою специфику. Она заключается в педагогическом характере сопровождения, целью которого становится целенаправленное развитие личности сопровождаемого ученика, осуществляемое посредством специальных педагогических систем (образования, просвещения, воспитания, обучения, подготовки) в их структурном оформлении. При этом существуют конкретные социальные роли, которые, по отношению к ребенку, проявляются в обществе как роли «родителей», «наставников», «руководителей», «учителей», «воспитателей» и т.д. При исследовании явления «педагогическое сопровождение» не менее важно и то, что субъектом развития является не только ребенок, но и его родители и педагоги.

Педагогическое сопровождение, по мнению М.А. Иваненко, исследовавшей проблему социального развития старших дошкольников, предполагает: диагностирование; консультирование; коррекцию; системный анализ проблемных ситуаций; программирование и планирование деятельности, которые направлены на разрешение и соорганизацию всех субъектов образовательного процесса; координацию всех этих функций .

Педагогическое сопровождение развития личности носит комплексный характер, а именно:

Отражает механизмы взаимодействия людей в социальной сфере;

Одновременно выступает во временной, пространственной и институциональной формах;

Может быть отражено посредством системно-структурных, процессуальных и деятельностных характеристик (И.А. Липский) .

Целью педагогического сопровождения является целенаправленное развитие личности сопровождаемого человека, осуществляемое посредством специальных педагогических систем в их институциональном оформлении.

Концепция педагогического сопровождения рассматривается как процесс заинтересованного наблюдения, консультирования, личностного участия, поощрения максимальной самостоятельности ребенка, проявляющаяся в его активности.

По мнению исследователей Н.Б. Крылова, Е.А. Александрова педагогическое сопровождение подразумевает умение педагога быть рядом, следовать за ребенком, сопутствуя в его индивидуальном образовательном маршруте, индивидуальном продвижении в учении .

В педагогическом сопровождении функция развития учащегося конкретизируется в более частных функциях, соответственно присущих функциям той или иной педагогической системы. Более того, по мере детализации эти функции также конкретизируются до тех пор, пока не достигнут характера технологии действия, то есть педагогической технологии.

В связи с этим у нас есть основания полагать, что содержание педагогического сопровождения развития личности учащегося:

осуществляется посредством функций их воспитания, обучения и образования, каждая из которых оставляет свой след в человеке;

реализуется на протяжении всей его жизни со спецификой проявления относительно конкретных социальных групп - детей, взрослых и пожилых и других;

имеет свое институциональное оформление;

обеспечивается специально подготовленными кадрами.

Такое понимание функций педагогического сопровождения отражает его функциональную сторону; с точки зрения структурной стороны они играют роль его форм. Так возникает педагогическое сопровождение учащегося в процессе обучения и воспитания как часть общего процесса педагогического сопровождения его развития.

Таким образом, педагогическое сопровождение учащихся - это многоуровневое взаимодействие, основная функция которого состоит в стимулировании той индивидуальной совокупности личностно значимых потребностей субъекта образовательной деятельности, которая обуславливает его самореализацию.

В заключение необходимо отметить, что психолого-педагогическое сопровождение опирается на личностные приоритеты в становлении активности учащихся в сфере образования, которые способствуют всестороннему развитию личности. Целостное же становление происходит на основе самореализации в школьном окружении, что позволяет ученику быть конкурентоспособным и востребованным среди сверстников.

1. Сущность сопровождения. Основные подходы к определению сущности педагогического сопровождения.

2. Технологии педагогического сопровождения:

l технология педагогической поддержки;

l технология педагогической помощи;

l технология реализации индивидуальных образовательных маршрутов;

l технология тьюторского сопровождения.

Литература:

1. Александрова Е.А. Виды педагогической поддержки и сопровождения индивидуального образования http://www.isiksp.ru/library/aleksandrova_ea/aleks-000001.html

2. Александрова Е.А. Чем отличается работа освобожденного классного воспитателя от работы классного руководителя с позиции тьюторской деятельности? / Е.А.Александрова // Завуч. - 2007. - № 4. - С. 57-59.

3. Газман О.С. Теория: что такое педагогическая поддержка, ж-л Классный руководитель, №3, 2000, с. 6-34.

4. Глевицкая В.С. www.superinf.ru

5. Дубрвина И.В., Акимова М.К., Борисова Е.М. и др. Рабочая книга школьного психолога. Под ред. Дубровиной И.В., М., Просвещение, 1991.

6. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. М., Педагогическое российское общество, 2001.

7. Мудрик А.В. Социальная педагогика. М., Академия, 2000, с.155-160.

8. Педагогическая поддержка ребенка в образовании под ред. В.А.Сластенина, И.А.Колесниковой. – М., 2006.

9. Попова С.И. Педагогическая поддержка в работе учителя и классного руководителя. – М., 2005.

1. Согласно толковому словарю русского языка, сопровождение обозначает действие, сопутствующее какому-либо явлению, следование вместе с кем-нибудь, находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя рядом. Этимологически термин происходит от слова «сопровождать», которое имеет несколько содержательных трактовок. Смысл толкования зависит от области применения слова, но обозначает одновременность происходящего явления или действия. Интересно, что при употреблении данного глагола с возвратной частицей «ся» в содержательной характеристике смещается акцент на курируемого. Таким образом, приобретается следующий смысл - влечь за собой как непосредственное продолжение или следствие, быть снабженным, дополненным чем-либо.

Теоретической основой системы педагогического сопровождения выступает положение о «сопутствии» как осознанной педагогом/специалистом необходимости следовать рядом с ребенком в период его личностного развития, обеспечивая гарантию безопасного разрешения трудных жизненных ситуаций.

Некоторые исследователи отмечают, что сопровождение предусматривает поддержку естественно развивающихся реакций, процессов и состояний личности. Необходимо заметить, что поддержка понимается как сохранение личностного потенциала и содействие его становлению. Сущность такой поддержки заключается в реализации права на полноценное развитие личности и ее самореализацию в социуме. Педагогичекая поддержка наиболее полно раскрывается в идеях О.С.Газмана и его последователей. Сопровождение - это специальный вид деятельности, направленный на поддержку деятельности субъекта, то есть предупреждение и преодоление проблем в его становлении посредством составления и реализации совместной с ребенком программы деятельности.


В отличие от коррекции сопровождение предполагает не исправление недостатков и переделку, а поиск скрытых ресурсов субъекта и личности, опору на его возможности и создание на этой основе условий для развития.

Т.Яничева под психологическим сопровождением понимает систему организационных, диагностических, обучающих и развивающих мероприятий, направленных на создание оптимальных условий . Сущностной характеристикой сопровождения в данном подходе является создание условий для перехода субъекта к «самопомощи». Е.А. Козырева понимает сопровождение как систему профессиональной деятельности педагога-психолога, направленную на создание условий для позитивного развития отношений детей и взрослых в образовательной ситуации, психологическое и психическое развитие ребенка с ориентацией на зону его ближайшего развития.

В работах Ю.В. Слюсарева – основоположника данной теории в психологическом аспекте, «сопровождение» употребляется для обозначения недирективной формы оказания психологической помощи , направленной не просто на укрепление или достройку, а на развитие и саморазвитие самосознания личности, помощи , запускающей механизмы саморазвития и активизирующей собственные ресурсы человека.

Сопровождение является многомерным понятием, определяющим в первую очередь позицию педагога по отношению к обучающему, воспитаннику, характеризующую принятие последнего как субъекта его жизнедеятельности и развития. Сопровождение понимается как деятельность, направленная на создание условий, способствующих успешному обучению, развитию ребенка в конкретной среде (М.Р.Битянова).

Сопровождение строится на некоторых ценностных принципах:

1. Следование за естественным развитием ребенка на данном возрастном и социокультурном этапе его жизненного пути. Сопровождение опирается на те психические, личностные достижения, которые есть у ребенка и составляют уникальный багаж его личности.

2. Приоритетность целей, ценностей и потребностей развития самого ребенка.

3. Ориентация деятельности на создание условий, позволяющих ребенку самостоятельно строить систему отношений с миром, окружающими людьми и с самим собой, совершать личностно значимые жизненные выборы. Взрослый должен научить ребенка принимать решения, касающиеся самого себя и нести всю полноту ответственности за них.

Концепция сопровождения как образовательная технология разработана Е.И. Казаковой. В основе данной концепции лежит системно-ориентационный подход к развитию человека. Одним из основных положений концепции Е.И. Казаковой является приоритет опоры на индивидуально-личностный потенциал субъекта, приоритет ответственности за совершаемый выбор. Таким образом, автор считает, что для осуществления права свободного выбора личностью различных вариантов развития необходимо научить человека разбираться в сущности проблемы, вырабатывать определенные стратегии принятия решения.

Таким образом, сопровождение рассматривается как сопутствие, поддержка, помощь, создание оптимальных условий, поиск и актуализация ресурсов человека, как обучение способам деятельности.

Все исследователи рассматривают сопровождение в рамках гуманистического и личностно-ориентированного подходов, ориентируясь на запуск механизмов саморазвития, самосовершенствования на основе индивидуальных ресурсов, потенциалов самой личности.

Сопровождение рассматривается как двусторонний процесс (педагог - воспитанник), который зависит от личностных качеств сопровождающего, от его мастерства (профессионализма), но результат его тем выше, чем активнее «сопровождаемый», чем больше внимания и фактического времени при реализации уделяется содержанию и способам действий «сопровождаемого». Особенностью концепций педагогического сопровождения является проектирование процесса сопровождения «от сопровождаемого».

Психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.

Это предполагает, что специалист по психолого-педагогическому сопровождению не только владеет методиками диагностики, консультирования, коррекции, но обладает способностью к системному анализу проблемных ситуаций, программированию и планированию деятельности, направленной на их разрешение, соорганизацию в этих целях участников образовательного процесса (ребенок, сверстники, родители, педагоги, администрация).

Виды (направления) работ по психолого-педагогическому сопровождению:

а) Профилактика.

б) Диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг).

в) Консультирование (индивидуальное и групповое).

г) Развивающая работа (индивидуальная и групповая).

д) Коррекционная работа (индивидуальная и групповая).

е) Психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей.

ж) Экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений).

Модель психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса на основной ступени общего образования

Уровни психолого-педагогического сопровождения

1. Индивидуальное

2. Групповое

3. На уровне класса

Современные гуманистические воспитательные системы при разных концепциях, положенных в их основу, так или иначе выходят на идею педагогической поддержки, которая получает все более широкую известность в педагогике. Понятие "педагогическая поддержка" имеет различное понимание. Это деятельность различных служб общества, занимающихся охраной и защитой социальных прав детей. В том смысле, в котором дальше будет рассматриваться этот термин, - система педагогической деятельности, раскрывающая личностный потенциал человека, включающая помощь ученикам, учителям, родителям в преодолении социальных, психологических, личностных трудностей. Процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни (О. С. Газман).

Педагогическая поддержка - это особая технология образования, отличающаяся от традиционных методов обучения и воспитания тем, что осуществляется именно в процессе диалога и взаимодействия ребенка и взрослого, и предполагает самоопределение ребенка в ситуации выбора и последующее самостоятельное решение им своей проблемы.

Проблема образования личности в педагогике свободы выступает как проблема индивидуального саморазвития, а педагогический процесс как субъект-субъектные отношения, сотрудничество, сотворчество взрослого и ребенка, в которых доминирует равный, взаимовыгодный обмен личностными смыслами и опытом. Достойная человека цель воспитания - развитие его как свободной индивидуальности, понятой не как самодостаточность, независимость каждого от всех, а как такая свобода, которая реализуется через ответственное служение другим, обнаруживается в связях с другими людьми.

Педагогика поддержки - это реальная понимающая педагогика, которая в отличие от педагогики воздействия может эффективно решать задачи изменения личностных качеств ребенка и взрослого, поскольку они оба гибко меняют свое поведение и сообща строят пространство сотрудничества.

Условия обеспечения педагогической поддержки:

  • согласие ребенка на помощь и поддержку;
  • опора на наличные силы и потенциальные возможности личности и вера в них;
  • ориентация па способность ребенка самостоятельно преодолевать препятствия;
  • совместность, сотрудничество, содействие;
  • конфиденциальность (анонимность);
  • доброжелательность и безоценочность;
  • безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства;
  • реализация принципа "Не навреди";
  • рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату. Факторы, обусловливающие развитие гуманистической позиции педагога (В. П. Бедерханова).
  • 1. Субъективные, или личностные, внутренние, связанные с самоосознанием педагога, его самоактуализацией, принятием им основных гуманистических ценностей, развитием рефлексивных и проективных способностей; направленностью, компетентностью, умелостью, удовлетворенностью, творчеством. Эту группу факторов можно обозначить через следующие признаки:
    • потребность в личностном саморазвитии; принятие себя и ребенка;
    • позитивное ценностное отношение к себе;
    • отношение к другому как самоценности;
    • уверенность в возможностях и способностях каждого ученика;
    • установка на личностное поведение вместо ролевого; отказ от "долженствования" и соответствия чужим ожиданиям;
    • мотивационная направленность на другого;
    • готовность к открытому общению;
    • установка на диалог;
    • способность открыто выражать свои чувства;
    • эмоциональная саморегуляция;
    • способность к взаимодействию;
    • эмпатийное понимание вместо оценочного;
    • чувство эмоционального настроя группы и человека, принятие его;
    • восприимчивость к мере изменений, происходящих в личности и ее деятельности;
    • осознание ответственности за собственный выбор;
    • педагогический такт, деликатность;
    • общая положительная направленность на педагогическую профессию.
  • 2. Объективные, или внешние, связанные с требованиями профессиональной деятельности, осуществляемой в гуманистической парадигме. Они выступают регулирующей основой профессионального и личностного самоопределения и развития педагога, который:
    • ориентирован на развитие ребенка (ученика, воспитанника, студента);
    • создает условия для самоопределения, самореализации; помогает в личностном развитии; актуализирует мотивационные ресурсы человека;
    • владеет технологией индивидуальной и групповой работы;
    • активно участвует в групповом взаимодействии;
    • выступает как источник разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью;
    • умеет работать в диалогических формах и в ситуации выбора;
    • обеспечивает сотрудничество в принятии решения между всеми участниками образовательного процесса;
    • использует договор как способ взаимодействия с другими людьми;
    • умеет "работать с целями" разных участников взаимодействия;
    • создает доверительную атмосферу по взаимодействии;
    • хорошо знает самого себя, анализирует результаты собственной деятельности; способен ее перестраивать;
    • учит учиться, самостоятельно решать свои проблемы;
    • способен брать на себя ответственность.
  • 3. Объективно-субъективные, связанные с организацией профессиональной среды, профессионализмом руководителей, качеством управления образовательной системой. К ней относятся:
    • наличие рефлексивно-инновационной среды в образовательной системе; совместное проектирование образовательного процесса всеми его участниками;
    • атмосфера образовательного учреждения, характеризующаяся доверительностью, открытостью, совместной деятельностью детей и взрослых, совместным творчеством; организация личного опыта жизни и работы самих взрослых в условиях свободы и ответственности; "проживание в гуманистической парадигме" (сборы, клубы, организация отдыха, проведение обучающих семинаров);
    • объективизация в педагогическом сообществе личностных ценностей и смыслов; наличие обратной связи о состоянии, развитии, трудностях и проблемах всех членов образовательного процесса; психологизация всего образовательного процесса;
    • управление по "горизонтальному принципу"; личностно-ориентированный подход в организации методической службы; открытость образовательной системы, включение в анализ деятельности общественной экспертизы как средства гуманитарной поддержки.

Этапы педагогической поддержки:

  • диагностический - фиксация факта, сигнала проблемность, проектирование условий диагностики предполагаемой проблемы, установление контакта с ребенком, вербализация постановки проблемы (проговаривание ее самим школьником), совместная оценка проблемы с точки зрения значимости ее для ребенка;
  • поисковый - организация совместно с ребенком поиска причин возникновения проблемы/трудности, взгляд на ситуацию со стороны (прием "глазами ребенка");
  • договорный - проектирование действий педагога и ребенка (разделение функций и ответственности по решению проблемы), налаживание договорных отношений и заключение договора в любой форме;
  • деятельностный :
    • - действует сам ребенок: со стороны педагога - одобрение его действий, стимулирование, обращение внимания на успешность самостоятельных шагов, поощрение инициативы;
    • - действует сам педагог: координация действий специалистов в школе и вне ее, прямая безотлагательная помощь школьнику, подстановка себя вместо ребенка;
  • рефлексивный - совместное с ребенком обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности, констатация (фиксирование) факта разрешимости проблемы или переформулирование затруднения, осмысление ребенком и педагогом нового опыта жизнедеятельности.

Для любого человека характерно ожидание поддержки или готовность ее проявить - нравственной ли она будет, психологической или педагогической (или даже материальной), зависит от задач и условий деятельности. Особенно она необходима (и ожидаема) в ситуациях поиска и выбора (самоопределения), а в таких ситуациях ребенок оказывается постоянно, поскольку многое из того, что он делает, он делает впервые при минимуме опыта.

Для ребенка разрешение проблемы - это не только постепенное снятие напряжения, улучшение его состояния, но это своеобразный тренинг, проводимый не в специально искусственно созданных условиях с игровыми конфликтами, а в реальной ситуации его жизнедеятельности. Каждый реальный позитивный результат разрешения проблемы, достигнутый благодаря активности самого ребенка, - это его позитивный опыт выстраивания отношений к себе, как к субъекту, деятелю, который может управлять ситуацией, противопоставляя обстоятельствам свое желание, волю, активность.

Педагогическая поддержка не гарантирует, что всегда будет достигнут результат, желательный и легкий для обучающего или воспитывающего. Но минимальный результат педагогической поддержки будет заключен в том, что ребенок всегда будет иметь шанс исследовать собственную проблему, осуществлять действия по ее разрешению и получит возможность соотнести собственный выбор с теми последствиями, которые он за собой повлечет.

Этика поддержки - объяснение с помощью этических понятий единства педагогических и нравственных норм поддержки. О. С. Газман охарактеризовал следующие гуманистические максимы (или принципы) воспитания как наиболее важные:

  • ребенок не может быть средством в достижении педагогических целей;
  • самореализация педагога - в творческой самореализации ребенка;
  • всегда принимай ребенка таким, какой он есть, в его постоянном изменении;
  • все трудности непринятия преодолевай нравственными средствами;
  • не унижай достоинства своей личности и личности ребенка;
  • дети - носители грядущей культуры; соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения; воспитание - диалог культур;
  • не сравнивай никого ни с кем, сравнить можно результаты действий;
  • доверяя - не проверяй;
  • признавай право на ошибку и не суди за нее;
  • умей признать свою ошибку;
  • защищая ребенка, учи его защищаться;
  • оказывая поддержку, представь себя на месте ребенка, не делай и не говори того, что не понравилось бы тебе, ребенку.

Выделение педагогической поддержки в особое направление в профессиональной педагогической деятельности влечет за собой изменение позиции педагога с "борьбы с...", на позицию - "я помогу тебе".

Что представляет собой психолого-педагогическое сопровождение? Каковы его особенности? Данный вопрос является актуальным, поэтому заслуживает детального изучения.

Сущность и специфика

Под воздействием различных неблагоприятных условий в настоящее время у детей возникают проблемы с развитием, есть различные отклонения в физическом и психическом развитии, существуют серьезные нарушения в поведении.

Негативное влияние на образовательные учреждения оказывает Перед школами поставлена новая задача - гуманистический подход к образовательному и воспитательному процессу, построение инновационных форм образования.

В процессе реализации подобных принципов на практике возникает серьезная диспропорция эмоционального и когнитивного развития ребенка. Противоречия вызвали серьезные проблемы с обучением детей, появилась школьная дезадаптация.

Решение проблемы

Чтобы устранить ее, необходима совместная деятельность многих специалистов, применение комплекса социальных, медицинских, психологически методик. Полноценное психолого-педагогическое сопровождение позволяет устранять выявленные проблемы, своевременно оказывать детям необходимую поддержку.

История создания отечественных комплексных методик

В нашей стране социальное сопровождение ребенка появилось только в конце прошлого века. Термин «сопровождение» впервые был введен в 1993 году Т. Чередниковой. Психологическое сопровождение в комплексном аспекте было рассмотрено многими отечественными учеными и педагогами, включая Л.М. Шипицыну, И.С. Якиманскую.

Признаки тревожности и способы их устранения изучали А.И. Захаров, З. Фрейд. На протяжении длительного промежутка времени психологи выявляли истинные причины данного явления, пытались найти эффективные способы устранения проблемы. Комплексное сопровождение - это совокупность диагностик развития и коррекционно-развивающих программ, направленных на устранение выявленных проблем.

Раннее сопровождение

Для того чтобы в полной мере внедрять гуманистическое образование в практику, в российской педагогике стали уделять особое внимание такому вопросу, как ранее индивидуальное сопровождение детей. Оно направлено на своевременное выявление детей группы риска, одаренных детей, подбор для каждого школьника своей траектории развития.

В конце прошлого века состоялась первая российская конференция школьных психологов, в рамках которой анализировались эффективные методики помощи особенным детям. Рассматриваемое комплексное психологическое сопровождение неразрывно было связано с модернизацией образовательной системы, переходом на принципы саморазвития детей.

Благодаря психолого-медицинским педагогическим центрам, специальным службам поддержки, дети и родители получали комплексную помощь. Проблемный ребенок становился объектом для работы медиков, педагогов, психологов.

Современные реалии

В настоящее время комплексное сопровождение - это планомерная работа нескольких специалистов, направленная на устранение проблем в поведении отдельного школьника. Отличные комплексные сопровождения сформированы во многих регионах страны, созданы базы данных, благодаря которым происходит отслеживание особенных детей при их переезде с одного места жительства в другой регион РФ.

Результативность работы

Учитывая, что социальное сопровождение - это система, итоги работы анализируются и в системе образования, и в медицинских учреждениях, и в органах МВД. Результаты статистических исследований свидетельствуют, что после того как была создана система мер по существенно сократилось количество второгодников, снизилось число правонарушений, гораздо меньше детей стало проявлять девиантное поведение.

Цель сопровождения

Педагогическое сопровождение детей направлено на создание таких социально-педагогических условий, в которых у любого школьника была бы возможность стать активным участником всех событий, происходящих в школе. Ребенок получает возможность иметь собственный внутренний мир, развивать его, строить отношения с другими детьми.

Если социальное сопровождение выстроено с учетом возрастных особенностей ребенка, формируется воспитательно-образовательная среда, которая будет способствовать успешной учебе, гармоничному развитию «трудного» школьника.

Принципы сопровождения

Основная ценность придается личному выбору ребенка, возможности его самоопределения в разных жизненных ситуациях.

Благодаря применению технологий, сопровождение деятельности школьников осуществляется в непосредственной связи с родителем, педагогом, медицинскими работниками.

Суть работы заключается в передаче самому ребенка ключа к его общению, активности, психологическим тайнам. У ребенка формируются навыки постановки перед собой определенной цели, планирования способа ее достижения, система ценностей, умение вести анализ своей работы.

Взрослый человек помогает ребенку подобрать субъективную, ответственную позицию по отношению к тем событиям, которые его окружают.

Направления деятельности

Учитывая, что сопровождение - это важный и ответственный процесс, он невозможен без выбора определенных направлений деятельности. В первую очередь требуется переориентация, психологическое переобучение ребенка, изменение имеющихся навыков на позитивный лад.

Например, для этого проводят тренинговые программы, специальные развивающие игры, в процессе которых у ребенка есть возможность отработать теоретические знания.

Методики подобного рода необходимы для познания школьниками собственного «я», своих индивидуальных особенностей, а также в приобретении навыков самоанализа, самосовершенствования.

Игровые технологии, в которых дети переживают сложные ситуации, учатся выходить из них, помогают окунуться в реальную жизнь. Учащиеся начинают видеть все последствия своих действий, осознают неправильность поведения, переосмысливают систему ценностей. Понимание того, какими серьезными могут быть результаты неправильных поступков, осознание реальности потерь родных и близких помогает переосмыслить поведенческие аспекты.

Заключение

Комплексное сопровождение школьников является важным аспектом современной образовательной системы. Учитывая современные реалии, детей с серьезными отклонениями в поведении, умственном развитии становится больше, они нуждаются в индивидуальном подходе, профессиональной помощи специалистов.

В настоящее время разрабатываются новые подходы к построению системы комплексной методической работы психологов и педагогов. Сущность подобной деятельности состоит в передаче школьникам приемов, которые дадут им реальную возможность успешно учиться, систематизировать полученные знания, рационально хранить их в своей памяти.

И.С. Якиманской в качестве приоритетных потребностей рассматривает разработку психолого-педагогической системы формирования личности школьника, обязательный учет его личностных, индивидуальных особенностей.

Подобная позиция сопровождения базируется на интересах и потребностях отдельного ребенка, учитывает логику его развития.

Концепция психологического и психического здоровья детей, предложенная И.В. Дубровиным, рассматривает в виде отдельного предмета работы психолога все проблемы, касающиеся формирования личности в отдельном образовательном пространстве.

Именно школа воздействует на психологическое здоровье, вносит коррективу в нормальное развитие ребенка. Приоритет отдан профилактике выявленных проблем, включая проведение мониторинга, коррекции образовательного пространства.

Развивающее обучение Д.Б. Эльконина базируется на необходимости проектирования такой среды, в которой бы ребенок не просто мог учиться знаниям и умениям, но и развивал глубокие личностные качества и человеческие способности.

Именно школа в первую очередь оказывает воздействие на психологическое состояние детей, поэтому в последнее время такое серьезное внимание уделяется именно мониторингу образовательных учреждений. Сотрудничество детских психологов со школьными учителями, родителями, детьми позволяет своевременно выявлять различные проблемы, находить рациональные способы их устранения и полноценной профилактики.

Жизнь ребёнка протекает в сложно организованной, разнообразной по формам и направленности среде. По своей природе эта среда социальна, так как представляет собой систему различных отношений ребёнка со сверстниками и детьми другого возраста, педагогами, родителями, другими взрослыми.

По своему содержанию эта среда может быть эмоциональной, интеллектуальной, эстетической, бытовой и т.п. Ребёнок оказывается перед множеством разнообразных выборов, касающихся всех сторон жизни: как учиться и как строить свои отношения со взрослыми, как общаться со сверстниками, как относиться к тем или иным требованиям, правилам и многое другое. В помощь предлагается окружающие ребёнка взрослые, которые в силу своей социальной, профессиональной или личной позиции могут оказать ему разнообразную поддержку. Прежде всего - это педагог, родитель и психолог.

Термин "сопровождение" впервые появился в работах по практической психологии в книге Г.Бардиер, Н.Ромазан, Т.Чередниковой (1993) в сочетании со словом "развитие" - "Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей". Этот термин в настоящее время широко известен и активно используется (Э. Александровская, М. Битянова, Т. Дворецкая, Е. Казакова, Е. Козырева, А. Колеченко, В. Семикин, Т. Чиркова и др.).

Сопровождать – не значит вести за руку, решать всегда за ребенка, оберегать от всех возможных опасностей. Это значит быть рядом, побуждать к самостоятельности, сорадоваться успехам, помогать преодолевать возникающие трудности .

Наиболее развернутое и образное определение «сопровождения» дала отечественный психолог М. Р. Битянова: «...сопровождать ребенка по его жизненному пути - это движение вместе с ним, рядом с ним, иногда - чуть впереди, если надо объяснить возможные пути. Взрослый внимательно приглядывается и прислушивается к своему юному спутнику, его желаниям, потребностям, фиксирует достижения и возникающие трудности, помогает советами и собственным примером ориентироваться в окружающем мире, понимать и принимать себя. Но при этом не пытается контролировать, навязывать свои пути и ориентиры. И лишь когда ребенок потеряется или попросит о помощи, помогает ему вновь вернуться на свой путь. Ни сам ребенок, ни его умудренный опытом спутник не могут существенно влиять на то, что происходит вокруг дороги. Взрослый также не в состоянии указать ребенку путь, по которому непременно нужно идти. Выбор Дороги - право и обязанность каждой личности, но если на перекрестках и развилках с ребенком оказывается тот, кто способен облегчить процесс выбора, сделать его более осознанным, - это большая удача» .

Ниже представлены взгляды ведущих исследователей в области психолого-педагогического сопровождения:

Э.М. Александровская (2002). Особый вид помощи ребенку, технология, предназначенная для оказания помощи на определенном этапе развития в решении возникающих проблем, или в их предупреждении в условиях образовательного процесса.

Е.И.Казакова (1998). Такая помощь ребенку, его семье и педагогам, в основе которой лежит сохранение максимума свободы и ответственности субъекта развития за выбор решения актуальной проблемы. Мультидисциплинарный метод, обеспечиваемый единством усилий педагогов, психологов, социальных и медицинских работников; органическое единство диагностики проблемы и субъектного потенциала ее разрешения, информационного поиска возможных путей решения, конструирования плана действий и первичная помощь в его осуществлении; помощь в формировании ориентационного поля, где ответственность за действия несет сам субъект развития.

Е.А. Козырева (2000). Система профессиональной деятельности педагога-психолога, направленная на создание условий для позитивного развития отношения детей и взрослых в образовательной ситуации, психологическое и психическое развитие ребенка с ориентацией на зону его ближайшего развития.

Т.И.Чиркова (1999). Позиция психолога по отношению к субъектам взаимодействия и основные принципы его работы: осторожное, обоснованное, продуманное, четко рассчитанное, предсказуемое по результатам, измеряемое вмешательство в психическое развитие ребёнка и педагогический процесс взрослых; вмешательство, предполагающее постепенную передачу функций управления на саморегуляцию, самоконтроль самих субъектов взаимодействия с психологом.

Таким образом, с целью раскрытия понятия психолого-педагогическое сопровождение в качестве основных смысловых единиц используются такие понятия как взаимодействие, сотрудничество, создание условий, помощь, деятельностная направленность, работа с объектом.

Анализ литературных источников показал, что психолого-педагогическое сопровождение можно рассматривать в нескольких аспектах:

Как профессиональную деятельность педагога-психолога, способного оказать помощь и поддержку в индивидуальном образовании ребенка;

Как процесс, содержащий комплекс целенаправленных последовательных педагогических действий, помогающих ребёнку сделать нравственный самостоятельный выбор при решении образовательных задач;

Как взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого;

Как технологию, включающую ряд последовательных этапов деятельности педагога, психолога и др. специалистов по обеспечению учебных достижений учащимися;

Как систему, характеризующую взаимосвязь и взаимообусловленность элементов: целевого, содержательного, процессуального и результативного .

Интенсивное развитие теории и практики психолого-педагогического сопровождения в последние годы связано с расширением представлений о целях образования, в число которых включены цели развития, воспитания, обеспечения физического, психического, психологического, нравственного и социального здоровья детей.

В основу сопровождения были положены следующие принципы:

1. Гуманизация - предполагающая веру в возможности ребенка.

2. Системный подход - основанный на понимании человека как целостной системы.

3. Комплексный подход к сопровождению развития ребенка.

4.Учет индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, предполагающий содержание, формы, способы сопровождения, соответствующие индивидуальным возможностям ребенка, темпам его развития.

5. Непрерывность сопровождения ребенка в образовательном процессе, а именно, преемственность и последовательность сопровождения. (15)

Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте).

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

Предупреждение возникновения проблем развития ребенка (ранняя диагностика и коррекция нарушений в развитии);

Помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: обеспечение готовности к школе, учебные трудности, проблемы с выбором образовательного маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, педагогами, родителями;

Психологическое обеспечение воспитательно-образовательных программ;

Развитие психолого-педагогической компетентности родителей, педагогов.

Основные направления работы по психолого-педагогическому сопровождению:

Профилактика – это одно из основных направлений деятельности, которое позволяет предупредить возникновение тех или иных проблем. Особенность профилактики в дошкольном возрасте заключается в опосредованности воздействия на ребенка через родителей и воспитателей.

Диагностика (индивидуальная, групповая (скрининг). Учитывая возрастные особенности, а так же цели и задачи психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в ДОУ можно выделить основные направления, которые необходимо сопровождать, а значит, и диагностировать их: отслеживая норму развития ребенка, и зная кризисные периоды и новообразования разных возрастных этапов, можно выделить проблемные зоны.

Консультирование (индивидуальное, групповое), осуществляется, как правило, по заявленным проблемам, как с педагогами, так и с родителями.

Развивающая работа (индивидуальная, групповая). В развивающей работе специалист ориентируется на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. При этом развивающая работа выступает не просто тренингом определенной способности, но ориентирована на работу с другими факторами, определяющими продвижение в учебной работе.

Коррекционная работа (индивидуальная, групповая). Специалист системы сопровождения имеет определенный эталон психического развития, к которому стремится приблизить ребенка. За коррекционной работой закрепляется смысл «исправления» отклонений, а за развивающей – смысл раскрытия потенциальных возможностей ребенка.

Психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей.

Экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений).

Последовательность работы по сопровождению ребенка представляет из себя следующий алгоритм:

1. Постановка проблем. Начинается с поступления запроса, осознания сути проблемы, разработки плана сбора информации о ребёнке и проведения диагностического исследования.

2. Анализ полученной информации. Оценка и обсуждение со всеми заинтересованными лицами возможных путей и способов решения проблемы, обсуждение позитивных и негативных сторон разных решений.

3. Разработка плана комплексной помощи. Определение последовательности действий, распределение функций и обязанностей сторон, сроков реализации: совместная выработка рекомендаций для ребенка, педагога, родителей, специалистов. Консультирование всех участников сопровождения о путях и способах решения проблем ребенка.

4. Реализация плана по решению проблемы. Выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения.

5. Осмысление и оценка результатов деятельности по сопровождению. Предполагает ответы на вопросы: Что удалось? Что не удалось? Почему? Решение отдельной проблемы или проведение дальнейшего анализа развития ребенка. Ответ на вопрос: Что делать дальше?

Исходя из вышеизложенного, под психолого–педагогическим сопровождением воспитательно-образовательного процесса понимается целостный и непрерывный процесс изучения личности ребенка, закономерностей ее формирования, создания условий для самореализации во всех сферах деятельности, адаптации в социуме на всех возрастных этапах обучения и воспитания, осуществляемый всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса в ситуациях взаимодействия.

Выводы по первой главе

Эмоциональное неблагополучие ребенка старшего дошкольного возраста во многом становится результатом отсутствия или недостаточности средств ориентирования в ситуациях неопределенности, непредсказуемости и неожиданности. Гармоничное эмоциональное развитие детей, их способность ориентироваться в своих эмоциях в незнакомых ситуациях – это условия, соблюдение которых позволит ребенку владеть собой даже тогда, когда он не

может представить результаты своей деятельности и ее оценки взрослым.

Многие исследования эмоциональной сферы старших дошкольников показывают, что их жизнь полна негативных эмоциональных переживаний (боязнь получить порицание взрослого, сложности коммуникации, неудачи на занятиях), которые оказывают деструктивное воздействие на личность ребенка. Ситуация отягощается тем, что он не владеет средствами рефлексии и не способен продуктивно использовать этот жизненный опыт.

К моменту перехода в школу дети уже хорошо усваивают нормы и правила, принятые в обществе. Среди них и положение о том, что бояться и ошибаться плохо. Следуя данному "правилу", ребенок во многих случаях вообще перестает что-то делать, мотивируя это тем, что «все равно не получится, и меня будут ругать». Подобный способ поведения блокирует развитие личности ребенка, деформирует ее сначала в детском, а затем и во взрослом возрасте. Такие дети не идут вперед путем проб и ошибок, а пассивно ждут правильных ответов и безошибочных способов решения задач.

Блокировка возможности "сделать неправильно» не дает ребенку шанса овладеть способами, позволяющими снизить остроту переживания страха, найти примеры "бесстрашного" поведения. С такими детьми нужно работать и этим детям необходимо психолого-педагогическое сопровождение.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательной деятельности всегда персонифицировано и направлено на конкретного воспитанника, даже если педагог работает с группой. Субъектами психолого-педагогического сопровождения индивидуальной образовательной деятельности ребенка являются: медицинские работники и другие специалисты; воспитатель; психолог; социальный педагог; родители и родственники ученика. Субъектом психолого-педагогического сопровождения является и сам ребенок, который имеет свой опыт обучения, взаимодействия со взрослыми, сверстниками, свой особый характер личностного и индивидуального развития. Особенности конкретного ребенка влияют на содержание и формы психолого-педагогического сопровождения его индивидуальной образовательной деятельности.

Суть идеи психолого-педагогического сопровождения – комплексный подход к решению проблем развития. Понимание психолого-педагогического сопровождения процесса саморазвития личности как деятельности субъект-субъектной ориентации позволяет интенсифицировать процессы самопознания, творческой самореализации и приобретает особое значение в образовательном процессе.



Загрузка...